Меню

«Развитие личностных качеств дошкольника посредством театрализованной деятельности. Развитие креативных способностей детей посредством театрализованной деятельности

Вкусные рецепты

Ложкина Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №231"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности."
Дата публикации: 08.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №231»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Развитие творческих способностей детей

посредством театрализованной деятельности.

Воспитатель: Ложкина Тамара Николаевна

Ярославль 2017

Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Б.Н. Теплов

Введение

Современные дошкольные учреждения ищут новые подходы к образованию.

Я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во

взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и

ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной

жизни, как интересно можно жить в этом мире;

Как воспитывать и развивать основные его способности: слышать, видеть,

чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь на поставленную задачу, меня, как воспитателя творческого,

привлекла театрализованная деятельность. Это один из самых, пожалуй,

эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко

проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются

у детей неизменной любовью. Театрализованная деятельность является

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщает его к духовным ценностям. «В процессе этого сопереживания, - как

отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, - создаются определенные

отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую

принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для

внедрения его в практику своей группы, а так же пришла к выводу, что используя

данный материал, можно повысить интерес к театрально - игровой деятельности.

Актуальность опыта работы.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО

«Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать

развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками».

Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в

театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность

раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития

личности. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя

не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает

стеснительность, скованность движений, исчезают имеющиеся комплексы.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (комплекс

сценариев, досугов с детьми, театрализованных постановок, разработка

театральных игр) может быть использован при проведении праздников,

развлечений, в повседневной жизни детей и в работе дошкольного учреждения.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении

проблемы развития творческих способностей дошкольников средствами

театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми, как на

занятиях, так и в совместной деятельности, в обозначении основных

направлений.

Цель: Создание атмосферы творчества, социально-эмоционального развития

детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной

деятельности.

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,

театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами

деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия,

физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,

сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного

микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: всестороннее развитие личности

ребёнка через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её

тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания

ребёнка. Речь их становится более выразительной, грамотной.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля,

приобретённая вера в свои силы повышает самооценку детей. Их игровая

деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную

насыщенность. Именно театрализованная игра развивает мышление,

воображение, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

По данному направлению я работаю несколько лет. В своей работе использовала

различные формы организации театрализованной деятельности.

Формы организации театрализованной деятельности:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные

игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной

деятельности.

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Театрализацию в работе с детьми я начала с младшего возраста. В группе

оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может

побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть

иллюстрации к театрализации. В зоне театрализованной деятельности разместили

разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, театр

теней, театр на ложках, маски, ладошковый театр, платочный театр, реквизиты и

декорации. Следующим этапом работы было: подбор игр на развитие слуха,

звукоподражания, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика,

сценарии сказок, театрализованных игр, этюды. Так же мною был разработан

перспективный план проведения театральных игр и развлечений, досугов с

родителями. Подготовлены и проведены родительские собрания, анкеты для

родителей, памятки, консультации.

литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями,

костюмами. Развитию творческой активности детей способствовали как занятия

по театрализованной деятельности, так и индивидуальная работа с каждым

ребёнком.

Просмотр кукольных спектаклей

Игры-драматизации

Упражнения для социально-эмоционального развития детей

Упражнения по дикции

Упражнения на развитие детской пластики

Пальчиковый игротренинг

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства

пантомимы

Дидактические игры по сказкам с использованием интерактивной

Мультимедиа

В своей работе я использую интернет-ресурсы:

maam- Международный образовательный портал МААМ. RU

htth://o –detstve – О детстве

htth://solnet.ee/ - Детский портал Солнышко

dohcolonoc – Всё для воспитателей детских садов

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных,

значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная

деятельность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою

значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует

усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». В своей работе я часто

использую метод проектов, не исключение и театрализованная деятельность.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного

опыта у детей – длительная работа, которая требует участие родителей. Важно их

выступление в тематических вечерах, где дети вместе с родителями становятся

равноправными участниками. Они исполняют роли, являются авторами текстов,

изготавливают декорации, шьют костюмы и т.д. В любом случае совместная

работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному

и эстетическому развитию детей.

Театр в нашем саду «живет» давно. Стало хорошей традицией, проведение

утренников с включением театрализованной постановки. Используем спектакли и

родительского

собрания.

Количество

родителей

собрания

увеличилось в разы. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей.

Опыт работы показывает, что дети с большим желанием участвуют в постановке

сказок. Ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция.

Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает

возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. Занимаясь развитием

творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в

процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

У детей после первого года обучения улучшилась способность к импровизации,

особенно при прочтении художественных произведений;

Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты,

движения);

Повысилась эмоциональная отзывчивость;

Дети стали больше проявлять активность, инициативность;

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества

личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело

или роль до конца);

У детей появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказку;

Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

За 3 года работы количество детей с высоким уровнем творческого развития в

театрализованной деятельности увеличилось на 44%. При выполнении творческих

креативность, показала высокое качество выполненной работы.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система

проделанной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной.

На протяжении этих трех лет дети показали свои достижения на праздниках,

конкурсах, развлечениях. Их выступления отличались ярким, артистическим

исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей

средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от

самого процесса совместной творческой деятельности.

Толстогузова Ирина Геральдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №451
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи посредством театрализованной деятельности"
Дата публикации: 12.08.2018
Раздел: дошкольное образование

«Развитие речи посредством театрализованной деятельности» (из опыта

работы воспитателя Толстогузова И.Г.)

дошкольников

произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого

общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может

построить

развернутый

придумать

собственную

воспитателя

заботиться

своевременном

формировании

правильности,

предупреждая

исправляя различные нарушения.

Театрализованная

деятельность

эффективных

способов

воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип

обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором,

стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый

ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не

публично

стесняясь

присутствия

слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная

игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует

активную

расширения

словарного

совершенствует

артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его

выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации,

соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко,

чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая,

эмоционально

насыщенная

усваивают

произведения,

последовательность

развитие

причинную

обусловленность.

Театрализованные

способствуют

усвоению

элементов

речевого

интонация,

модуляция

обогащают

впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе,

активизируют

разговорную

способствуют

нравственно-

эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы

педагогики

психологии,

связанные

художественным

нравственным

воспитанием,

развитием

коммуникативных

личности,

развитием

воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д. Целью

нашей работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми

полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это

одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста.

Мы определили основные направления нашей деятельности: постепенный

переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к

самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры

рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от

имитации

действий

сочетании

передачей

основных

освоению

созданного

простого

«типичного»

театрализованной игре.

малышами,

обратили

внимание

костюмам

фигуркам

шапочкам,

дошкольников, это привлекало прежде всего, из за возможности переодеться,

а значит измениться. Постепенно мы стали формировать интерес детей к

театрализованным играм. Организовывали просмотр небольших кукольных

спектаклей старшими детьми, взяв за основу содержание знакомых потешек,

стихов и сказок. Мы начали знакомство с театральной игрой через игры -

имитации. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц

проснулись-потянулись,

воробышки

крыльями)

имитация

основных

человека

(выглянуло

солнышко

обрадовались:

улыбнулись,

захлопали

запрыгали

Игра-имитация

последовательных

действий

сочетании

передачей

основных

эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать;

зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов

хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику,

храбрый петушок шагает по дорожке) .

К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще

недостаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало - стимулировать

желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами

настольный

плоскостного

фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по

Благодаря

системным

занятиям

развилась

активная

выработались игровые умения. Учась быть доброжелательными зрителями,

забывали

говорить

актерской

самостоятельно

использовать

некоторые

средства

возраста

направлена

стимулирование

интереса

творчеству

импровизации. Постепенно дети включилась в процесс игрового общения с

театральными куклами.

Дети подросли… и вырос их интерес к театрализованным играм. В старшей

группе нашей задачей стало поддержать их интерес к театрализованной игре,

помочь освоить игры драматизации, которые отличаются более сложным

интересными

образами

оригинальными

языковыми

средствами.

В работе с детьми мы использовали:

многоперсонажные

игры-драматизации

трехчастных

сказок с элементами волшебства, о животных ("Зимовье зверей", "Лиса и

волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");

Игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята

и зверята", "Труд взрослых";

Постановка спектакля по произведению.

За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился

игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность,

появились умения направленные на позитивные взаимодействия с другими

участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные

ситуации самостоятельно. Мы, со своей стороны, старались больше уделять

внимание

развитию

интереса

творчеству

импровизации

разных средств выразительности, подвели детей к идее о том, что одного и

ситуацию,

показать

по-разному,

В подготовительной группе направляли свою работу на углубление интересов

определенному

театрализованной

деятельности,

повышение

интереса к театральной культуре, способности к самовыражению. Стараемся

поощрять умение детей самостоятельно в логической последовательности

составлять план задуманного им театрального действия, обращаем внимание

на умение детей свободно владеть связной речью. Организовывали сюжетно-

уделялось

внимание

зрителям,

правилам поведения зрителей при посещении театра.

участием

воспитанников

подготовительной

поставлено

несколько

спектаклей

"Теремок",

"Колобок",

медведя".

выступления

обретали

уверенность в себе, речь их становилась отчетливой, яркой, интонационно

выразительной.

постановкам

спектаклей,

привлекались

родители,

давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации

для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий

процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных

способов

воздействия

наиболее

проявляется

обучения:

активизации

совершенствования

словарного

грамматического

звукопроизношения,

темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх

доставляет

вызывает

активный

увлекает,

психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.

Елена Ястребова
Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

Театрализованная игра - вид деятельности детей дошкольного возраста, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи , воображения, фантазии, инициативности

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо . С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа, такие как сказки, потешки, заклички.

Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи , звукопроизношения, навыков связной речи , темпа, выразительности речи .

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи , ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Заучивая с детьми тексты для постановок, я всегда обращала внимание на тональность, выполняя с детьми распевки, проговаривая чистоговорки и скороговорки с разной высотой голоса, что потом благоприятно сказывалось на более качественном исполнении своих ролей и артистизме участников.

Желая донести до слушателей текст произведений ребёнок невольно работает над монологической речью, что приводит в конечном результате к улучшению связной речи в каждом конкретном случае. Так же я предлагала сделать моноспектакль по потешке, пословице или поговорке в группе детям, которые стеснялись выступать на публике в зале. Например, потешка «Заяц белый, куда бегал…» , разыгранная с помощью театра из коробок помогла ребёнку преодолеть стеснительность и в следующий раз он уже исполнял более серьёзные роли в группе, а затем в зале, при большом количестве народа. И таких примеров много, когда начиная выступления в группе дети преодолевали барьер стеснения и становились более артистичными.

В нашей группе собрано много видов театров : настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра , маски) . Есть уголок ряжения, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм. Кроме запланированных театральных постановок дети пользуются всеми атрибутами и по своему усмотрению.

Я считаю, что работа по театрализованной деятельности приносит огромную пользу, развивает речь и раскрепощает детей , что несомненно пригодится им в жизни.

Публикации по теме:

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности» Дошкольный возраст – важнейший период развития личности каждого ребенка. Именно он обеспечивает общее развитие ребенка, формирует его отношение.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм,.

Развитие речи у детей 4–5 лет посредством театрализованной деятельности. Планирование работы по самообразованию на год 1. Тема "Развитие речи у детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности" Форма отчета Составление перспективного планирования.

Проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» МАДОУ «Детский сад №175» Г. Пермь Краткосрочный проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством.

Проект «Эмоциональное развитие детей посредством театрализованной деятельности» Театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников.

Развитие речевого общения у старших дошкольников с нарушением речи посредством театрализованной деятельности Роль театрализованной игры в развитии речевого общения детей. Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Савельева Н. А. Воспитатель Город Челябинск МБДОУ ЦРР Д/С №366 Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Наталья Куценко
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме.

(Слайд ФГОС) Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей .

Художественно -эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности , приобщения детей к искусству, как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Одной из наглядных форм художественного отражения жизни , основанной на восприятии окружающего мира через образы, является .

Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (добро, смелость, дружба и т. д.) . Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру.

Театр уже в дошкольном возрасте учит видеть прекрасное в жизни и в людях.

Цель

(Слайд) Формирование художественно - эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, а также создание условий для воспитания у дошкольников коммуникативных способностей средствами театральной деятельности .

(Слайд) Основные задачи организации театрализованной деятельности в детском саду :

Формировать устойчивый интерес к ;

Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности ;

Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре ;

Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;

Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;

Воспитывать инициативу и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.

Театральная деятельность развивает личность ребенка , прививает устойчивый интерес к литературе, театру , совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

(Слайд зона) В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений , спектаклей. Уголок театрализованной находится рядом с читательским и музыкальным уголками. В театрализованном уголке , размещены различные переносные ширмы, пуфики, модули, вешалки, которые ребенок может расположить по своему усмотрению в пространстве группы. И, конечно, материалы не должны залеживаться на полках, а меняться с течением времени, расти с малышом.

В театральном уголке группы представлены – национальные народные костюмы, народная игрушка России -неваляшка, образцы театрального мастерства (книги о выдающихся театрах России , иллюстрации к сказкам знаменитых художников , рисунки (эскизы) костюмов.

Музыкальный уголок мы наполнили разнообразными музыкальными инструментами, шумовыми игрушками. В речевом зоне имеются литература соответствующая нашему возрасту, настольные, развивающие игры .

Виды театра и атрибуты для театрализованных игр дошкольников .

Самым доступным видом является настольный театр . У детей в младшем дошкольном возрасте отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек . Для изготовления персонажей нужны бумага, цветной картон, ножницы, фломастеры и клей. Куклы для такого театра должны хорошо стоять на столе, легко перемещаться по нему. Туловище кукол делают в виде конуса, к которому прикрепляется голова и руки. Такая кукла может быть 10-30 см в высоту. Дети легко управляют куклами. Ребенок берет куклу со стороны спины так, чтобы его пальцы скрывались под ее руками, и ведет "актрису" по столу согласно сюжету. Важно обращать внимание ребенка на то, чтобы его речь совпадала с движениями куклы.

К настольному театру относятся :

Театр на кеглях - с помощью этого театра дети инсценируют сказку «Колобок» (слайд)

Прищепковый театр - представлена Сказка «Теремок» (Слайд)

Театр камней- персонажи сказки «Жихарка» (слайд)

Театр «топотушки» - Сказка «Репка» , «Курочка Ряба» , «Колобок» (Слайд)

Конусный театр - Конусный театр можно изготовить из картона самим, или купить шаблоны. Сказка «Три поросёнка» (слайд)

Театр игрушки - Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) сказки : «Красная шапочка» . (слайд)

Театр из помпонов - изготавливается из вязальных нитках, приклеиваются глазки и носик, ручки или лапки, ножки и т. д. (слайд)

Театр матрёшки - сказка «Гуси - лебеди» (показ)

Театр на цилиндрах , стаканчиках. Используем при обыгрывании потешек. (показ)

Театр попрыгунчиков - герои мультфильма «Смешарики» .(показ)

Плоскостной - настольно плоскостной театр представляет собой картонные фигурки на устойчивых подставках. В нашей группе есть как и картонные персонажи, так и сделанные из фанеры. На слайде вы видите театр из фанеры сказка «Волк и семеро козлят» , а Светлана Владимировна представит театр из картона (показ) .

Театр на руке . Пальчиковый театр - это театр актеров , которые всегда при нас. В нашей группе мы используем бумажный, деревянный и вязанный пальчиковый театр , который мы связали сами, также мы связали атрибуты в виде домиков, и обыграли сказку «Заюшкина избушка» . Вязанный театр можно использовать как пальчиковый, так и как настольный. (слайд)

Деревянный и бумажный показ.

Варежковый театр - к детской варежке мы пришили также связанные мордочки животных, и обыграли сказку «Теремок» (слайд)

Носочный театр - к ярким носочкам мы приклеили глазки, носик. Из вязальных ниток сделали шёрстку. (слайд)

Стендовый : Театр на фланелеграфе предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев - сказка «Колобок» (слайд)

Теневой театр . Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги или белой тонкой ткани прикрепленной на рамку, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ним, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран (Фото-слайд)

Магнитный театр - используется магнитная доска и магнитные фигурки - героев сказок. Магнитные доски могут быть как напольны, так и настольные. Мы оформили свою магнитную доску в виде сказочного леса и обыграли сказку «Маша и медведь» . (слайд)

Верховой театр - Ложковой театр - обыгрывание сказки «Маша и медведь» (сдайд)

Театр на дисках - на диск приклеивается изображение животного, к диску прикрепляется палочка. (показ)

Театр би-ба-бо . Способ действия заключается в том, что персонажи надеваются на руку. Для детей нашей группы мы показали сказку - «Три поросенка» .(слайд)

Тростевые куклы. (показ)

Напольный театр : Марионетка «Петрушка» (показ)

Театр живой куклы : Театр масок - Изготавливаются маски-шапочки или маски-капюшоны по размерам головы исполнителя, к которым пришиваются соответствующие детали. Также маски могут быть из картона и бумаги. Обыгрывание сказки «Три медведя» (слайд)

Большая кукла. (показ)

Платочный театр . Наши малыши показывали сказку : «Три поросёнка»

Театр нагрудный с персонажами сказки «Красная шапочка» (слайд)

Театрализованную игру можно разделить на две группы : драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре- драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация . Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры : настольный театр игрушек , настольный театр картинок , теневой театр , театр на фланелеграфе .

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

(слайд) Формы взаимодействия с детьми при подготовке к драматизации.

Работая над литературным произведением или отрывком, мы используем следующую схему :

1. Чтение произведения, или отрывка; (при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности, чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное . Причем чем меньше ребёнок, тем определеннее, акцентированное должно быть чтение. Однако и переигрывать не рекомендуется - дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально выражено, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Ни в коем случае нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному). Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.

2. Беседа по этому произведению, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности (мимики, жестов, Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?» . Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает : «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят» ? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся.» ) Почему вы так думаете?» Или он показывает детям иллюстрацию с лисой и спрашивает : «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух» ? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

3. Проговаривание отдельных фрагментов с детьми. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность. Педагог должен строго следить, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в зрителя.

4. Непосредственно театрализованное действие . При распределении ролей обязателен индивидуальный подход. Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов» и «зрителей» , т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допускать в атмосфере театрализованного действия страха перед ошибкой, боязни у детей выхода «на сцену» . Мы всем детям предлагаем попробовать себя в разных ролях, чтобы каждый ребенок смог попробовать себя и в роли зайчика, и в роли волка.

Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению» , т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей .

От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе театрализованной игры , формирование интереса к игре, импровизации, желание включиться в инсценировку, расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей игры-драматизации. Так же воспитатель учит детей управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями «оформителя» .

Музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Наш опыт показал, что совместная работа с музыкальным руководителем приводит к желаемым результатам в решении задач общего творческого воспитания дошкольников . С музыкальным руководителем мы обсуждаем план работы, обращаем внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок. Способствуем развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов с помощью музыкального сопровождения.

Нами было проведено открытое интегрированное занятие : «В гостях у мудрого кота» .

Показ видео занятие «В гостях у мудрого кота»

А также немаловажную роль играет взаимодействие старших и младших групп, где старшие демонстрируют свои театральные способности , а младшие выступают зрителями.

В этом году мы были зрителями постановок старшей группы по сказке «Муха Цокотуха» . Большое впечатление на детей оказало это представление, яркие эмоции, бурные чувства и переживания получили дети от увиденного.

(Слайд фото) («Муха Цокотуха» )

Дети подготовительной группы компенсирующей направленности показали спектакль «Мы друзья природы» . Данный спектакль не только показал умение актеров держаться на сцене, но и помог младшим дошкольникам понять как можно помогать природе на примере сказочных героев. (слайд спектакль)

Нами было разработано перспективное планирование, которое включает знакомство с различными театрами , разучивание стихов, работу над этюдами, игры – драматизации, инсценировки, изготовление кукол. В своей работе по театральной деятельности мы используем картотеки – это картотека по выразительным движениям, сопровождающаяся потешкой; картотека по выражению эмоций и мимики. Перед каждой репетицией и тем более драматизацией необходима разминка. Дети не должны напрягаться. Для расслабления мышц речевого аппарата, формирования правильного дыхания, начните разминку с дыхательных упражнений. Используется и пантомима - не говоря ни одного слова, с помощью языка выразительных движений, можно показать свое настроение. Эмоции, характер, занятия, для этого можно использовать специальное упражнение : когда он играет роль, общаясь со сверстниками, или сидит в зрительном зале. Каждый раз, уходя из театра , любой ребенок уносит с собой небольшое, но открытие.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками, авторами текста, изготовителями декораций, костюмов и т. д. Так семья Несмелой Мирославы изготовила варежковый театр , семья Белик Кати изготовила театр нагрудный . (слайд) А Семьи Солнцева Антона и Хрульковой Амины изготовили теневой театр и напольную ширму . (Слайд)

Присутствие родителей на всех мероприятиях, связанных с художественно -эстетическим воспитанием детей, является для них своеобразной школой, где они учатся общаться с детьми, играя, что обогатит их семейный досуг.

Для самых занятых и самых стеснительных родителей можно использовать «Веселый сундучок» - набор предметов, помогающих родителям поддерживать своих детей во время праздников, развлечений , не вставая со зрительского места : «улыбка» на палочке, надувные язычки, разнообразные маски, парички и т. п. В соответствии с темой праздника и по мере необходимости родители могут использовать нужные предметы, создавая тем самым соответствующую атмосферу. Кроме того, им можно поручить создавать звуковые эффекты : имитировать стук дождя, грома, сигналить маленькими зеркальцами, имитируя «блеск сокровищ» , создавая атмосферу таинственности, подыгрывать на ударных музыкальных инструментах и др. Такой игровой прием позволяет активизировать родителей, создает атмосферу свободы, раскованности. (показ «Веселого сундучка» )

Участие родителей в театральной деятельности вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках . Но большинство родителей без предварительной работы воспитателя имеют весьма приблизительные представления о том, как можно изготовить театр в домашних условия , а потом как его обыграть совместно с ребенком. Для того, чтобы помочь родителям мы подготовили консультации для них : «» ; «Играем вместе – создаём театр » ; «Играем в сказку» ; «Развитие детей в театрализованной деятельности » . Рекомендации на тему «Кукольный театр дома » .

Сделали папку-передвижку «Театр-это здорово . Провели мастер – классы «Наши руки не знают скуки» (изготовление масок сказкам) и «Театр на ладошке » .

Итогом этой работы стал показ сказки «Пузырь, соломинка и лапать» мамами наших воспитанников Оли Субочевой и Серёжи Пономарёва на магнитной доске с использованием театра картинок . (слайд) . А семья Егора Мальцева изготовила театр топотушек , и обыграла сказки «Репка» (показ видео) .

В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей и это мы сейчас вам продемонстрируем. (видео «Теремок» )

Заключение.

Итак, внедряя в образовательный процесс в ДОУ занятия театром , мы делаем жизнь детей содержательной и интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими впечатлениями. А самое главное - дети получают в процессе театрализованной деятельности навыки , которые им необходимы в повседневной жизни. В результате работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Развивается связная речь , происходит обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков.

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Театр , сказка, положительные эмоции, ощущение праздника в душе – вот что делает наших детей добрыми и творческими людьми, будит фантазию и помогает реализовать свои способности.

Литература :

1. О. Л Гнедова, Л. Е. Майданюк «Театрализация сказок в коррекционном детском саду» .

2. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников »

3. М. Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду ».

4. Г. П. Иванова «Театр настроений »

5. А. В. Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду »

6. Журналы «Дошкольное воспитание » №6.-2010г. ,№5 -2001г. ,№5- 2009г. ,№2-2010г., №7- 2010г. ,№5 -2012г. ,№6- 2010г. ,№5- 2010г.

7. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду .

8. А. Е. Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду .

9. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр – дошкольникам .

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы , раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей. (, и др.)

Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

    сформировать правильную модель поведения в современном мире; повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям; познакомить его с , музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес; совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» ().

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее , он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Речевая культура

через театрализованные игры

I. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых . Как же разбудить их души? В этом, я думаю, должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас актуально. Я решила поработать над темой “художественно-речевая деятельность через театрализованные игры”. Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованные игры. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованные игры так же помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, стеснительность. То есть игры развивают ребенка всесторонне.

II. Начала я работу со средней группы. Проанализировав игры, диагностику по формированию художественно-речевой деятельности детей в этой группе, начала работу с составления плана работы. Для себя наметила два направления для деятельности: эстетическое через театрализованные игры и художественно-речевая деятельность через театрализованные игры. Поставила перед собой такие задачи:

    Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желания выступать вместе с коллективом сверстников. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств. Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру). Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки. Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам. Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.

III. Я изучила много литературы, использовала разнообразные приемы, применила много интересных форм проведения театрализованных игр и определила для себя систему дальнейшей работы над темой «Формирование речевой культуры ребёнка по средством театрализованной деятельности» в соответствии с поставленными задачами:

1) Согласно возрастным особенностям детей составила ежегодное перспективное планирование, которое включало в себя разучивание стихов, работу над этюдами, игры-драматизации, инсценировки, изготовление кукол-самоделок вместе с родителями, ознакомление с различными видами кукольного театра, основанные на импровизации.

2) Создание систематически-меняющейся предметно-развивающей среды в театрализованном уголке.

3) Систематическое включение театрализованных игр во все виды деятельности педагогического процесса.

4) Привлечение родителей к участию в наших праздниках, досугах.

5) Совместное изготовление родителями и детьми атрибутов, различных видов театров.

6) Проведение выставок и конкурсов среди родителей поделок из нетрадиционных материалов: коробок, веревок, ниток, пробок, пластиковых бутылок, рукавичек, носков.

7) Использование музыки, танцев, песен в театрализованных играх

8) Ежегодное обследование знаний, умений, навыков театрально-игровой деятельности.

9) В начале и конце года проведение педагогической оценки по всем видам деятельности, которое отражалось в таблице показателей уровня и качества знаний по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.

IV. Мне необходимо было создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. На родительском собрании я рассказала родителям о нашей театрализованной деятельности, дети показали инсценировку сказки “Теремок”. Объяснила, для чего это нужно, просили родителей помочь. И они включились в работу, помогли в изготовлении реквизита, атрибутов и костюмов. Родители тоже стали поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности. На каждом празднике родители принимали активное участие в роли артистов. Сказку “Теремок” мы показали всем детям нашего детского сада. Начало было положено. Затем я с детьми стала проводит различные упражнения на внимание, на развитие воображения: представь себя холодильником, чайником и так далее. Интерес у детей появился. Заметила, что они стали активнее в общении, разговорчивее. Для большего интереса стала использовать персонажи кукольного театра, беседы по произведениям, упражнения по формированию выразительности исполнения – мимики, жестам, позе, интонации, настольный театр, театр игрушек. Использовала некоторые приемы театрализации на занятиях, неизменно вызывающий интерес.

Я применяла в этой группе много фольклорного материала, который помог наладить эмоциональный контакт с детками, этот материал помогал в режимных моментах: умывании, одевании, приеме пищи. Много подбирала иллюстративного материала. Речь детей была ещё слабо развитой, словарный запас небольшой, поэтому все тексты я знала наизусть и произносила с определенной интонацией. Подготовила настольные театры по сказкам “Репка”, “Колобок”, “Курочка Ряба”, “Теремок”. Часто показывала и изображала звукоподражанием сказочных животных. Много игр было проведено с выполнением движений, например: “Коза рогатая”, “Ладушки”, “Киска”, “Водичка-водичка”. В группе подготовила уголок ряженья, в котором были юбочки, косынки, фартуки. Сама постоянно рядилась в различные костюмы и проводила занятия в них, что неизменно вызывало у детей восторг. Дети с удовольствием приходили в детский сад, они радовались любому занятию с театрализацией и не скучали.

Каждый понедельник у нас “День радостных встреч”, на котором всегда в гостях различные виды театров: театр петрушки, настольный, плоскостной, театр игрушек, пальчиковый, фланелеграф, теневой, театр картинок, настольные игры, кукольный, кукла би-ба-бо. Всё это вызывает неизменный интерес и дети стали отражать свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили. У детей появилось желание самим активно действовать. В группе создан театрализованный уголок, где регулярно меняется оформление. Для родителей оформила стенд с фотографиями, где изображены дети в тои или иной роли. Родители наших детей активно мне помогают: они принимали участие в заседании кружка “Театральная гостиная”, где мы занимались изготовлением атрибутов к играм. Дети при этом присутствовали и предлагали посильную помощь мамам. Родители также изготовили ширму для настольного театра, некоторые предметы для оформление наших драматизаций, мамы приняли участие в выставке игрушек, сделанных своими руками из бросового материала. Большую помощь в организации театрализованных игр мне оказывает второй педагог с группы. Без не было бы той интересной работы, которая ведется с детьми.

V. Развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует мое участие, участие детей, родителей и второго педагога. Оно требует использования разнообразных приемов, различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга, где все являются равноправными участниками, создания определенных условий, использования различных видов театров, загадок, стихов, телепередач, видеофильмов, картин, аудиокассет. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно – ролевые.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей.