Меню

Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве доу. Как условие становления и развития духовно - нравственной личности школьника

Стильные вещи




Цели и задачи: «Насущная цель «Русской школы» - воспитание нравственной, духовной личности, одухотворенной идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей и способной им противостоять. Сверхзадачей обучения и воспитания в «Русской школе» остается целостное гармоничное развитие личности обучающегося, то есть формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству. Коренной задачей школы является воспитание у обучающихся определенных качеств личности (не только знаний, умений и навыков!), обладающей гражданским, национальным и духовным самосознанием; возрождение утраченных критериев нравственности, «безусловных условностей» поведения, утверждение вечных общечеловеческих представлений о совести, чести, понятиях добра и зла в конкретных, исторически сложившихся формах; приобщение школьников ко всем сферам духовного опыта и образования.» (Концепция «Русской школы». Принята на педагогическом совете школы. Протокол 2 от года)


Воспитательная система школы Воспитательная работа проводится согласно программе «Русская школа» Специфика учебно-воспитательной работы русской школы заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребенка к национальным традициям и обычаям, национальной истории и духовной культуре. Учебно-воспитательный процесс направлен на формирование нового русского человека – высоконравственного, духовно-богатого, трудолюбивого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество гражданина. Воспитание в русской школе включает в себя три взаимосвязанных блока: Система воспитательного процесса Воспитание в процессе обучения Воспитание во внеурочной деятельности Воспитание во взаимодействии с социумом


Воспитание в процессе обучения Реализуется через: - этнорусский компонент основных учебных предметов, формирующий национальное самосознание, - предметы этнорусского школьного компонента, позволяющие изучить традиции народа, воспитать гражданственность, патриотизм, народность (краеведение, изобразительное искусство, технология, история, обществознание, география России), - наполнение этнорусским компонентом содержания традиционных программ учебных предметов, т.е. включение краеведческого материала, - систему преподавания русского языка и литературы, истории, предметов естественно-географического цикла с учетом краеведческого материала, - разработку новых образовательных программ (курсы по выбору для 9-классников «Народные промыслы Тверского края», «Наши соседи» о соседних с Россией государствах, «Что я знаю о себе» и другие; «Духовная жизнь русского общества в ХХ веке» для 10 класса)


Воспитание во внеурочной деятельности Реализуется через: -духовно-нравственное и гражданское воспитание, направленное на формирование у обучающихся ценностей, присущих русскому человеку, гражданину, патриоту, а также на возрождение исторической памяти и преемственности, -этнокультурный компонент воспитательной системы, способствующей приобщению школьников к традиционной культуре, - закрепление и развитие сложившихся в школе традиций патриотического и духовно-нравственного воспитания, изучения народной культуры, - развитие системы школьного и классного самоуправления, отношений в коллективе на принципах товарищества, заботы старших о младших.






«Я» Понимание своей сущности каждым учеником, самоопределение, социализация. 1.Работа школьного психолога: Консультации. Тестирование. Индивидуальные беседы с обучающимися, их родителями и педагогами. Школа для родителей (выступления на родительских собраниях). 2. Профориентационная работа: Встречи со специалистами Бюро занятости (9,11 классы) Экскурсии в учебные заведения, на предприятия города. Организация встреч с представителями различных профессий. 3. Реализация программы «Путь к успеху»






«Я и моя семья» (программа «Семья») Возрождение традиции русской семьи, основанной на любви, нравственности и взаимном уважении. Восприятие учениками себя как носителей мужского или женского начала в русле российской традиции, знание своих корней. Освоение ценностей семейной жизни, формирование желания строить свою семейную жизнь на основе этих ценностей. Формирование потребности в сохранении семейных отношений. Обучение традиционному общению в семье на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Ключевые дела: День матери родительские собрания психологические лектории День защитника Отечества Международный женский день День семьи


«Я и школа» Готовность и желание учащихся жить и работать в школьном коллективе. Ключевые дела: День знаний День Учителя Посвящение в первоклассники предметные и межпредметные недели Осенины Вечер встречи выпускников Новогодние вечера Святки День влюбленных Последний звонок выпускные вечера



«Я и окружающие меня люди» Умение общаться с окружающими людьми на принципах доброжелательности, доброты, чуткости, терпимости, сострадания, сопереживания, заботы и милосердия. Оказание помощи нуждающимся в заботе. Ключевые дела: День пожилых людей Акция «Дари радость детям!» Работа добровольческого отряда «От чистого сердца!»


Добровольческий отряд «От чистого сердца» Создан в 2006 году на базе школы Цель: объединение усилий общественных организаций для оказания помощи социальнонезащищенным категориям: одиноким пожилым людям, инвалидам, детям из неполных и неблагополучных семей. Задачи: 1. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности. 2. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности. 3. Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам войны, детям из неблагополучных семей. 4. Сосредоточение главного акцента на деятельности обучающихся в микрорайоне, по месту жительства.




«Я и Отечество» Получение и расширение знаний о России: ее истории, культуре, традициях, обычаях. Воспитание любви к родному городу как малой Родине. Формирование гражданско- патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и ответственности за будущее России. Ключевые дела: Участие в Антониевской ярмарке День герба и флага Тверской области День народного единства День Конституции РФ День Победы Циклы классных часов «Святыни России», «Светочи России» Экскурсии по культурно-историческим местам Работа военно-патриотического клуба «Память»


Военно-патриотический клуб «Память» Создан в 2001 году. Цель: реализация интересов обучающихся, побуждающая его социальную активность. Основные задачи: 1. Воспитание гражданина и патриота России. 2. Воспитание сострадания, любви и взаимовыручки. Направления в работе: 1. Поиск тех, кто учился и работал в школе, ветеранов войны. 2. Изучение истории родного края. 3. Здоровый образ жизни. 4. Развитие основных физических качеств. 5. Основы подготовки к военной службе.
















Детская общественная организация «Наследники» Создана в 2005 году. На данный момент состоит из 3 отрядов 4-5 классов. Каждый отряд избирает председателя, из которых формируется Совет организации, и актив отряда. Стратегическая идея заключается в реализации широкого веера интересов ребенка, пробуждающего его социальную активность. Основы программы «Наследники» базируются на ценностях преемственности культурно- исторического наследия, уважения к опыту духовных исканий предков, служения своему Отечеству. Основные задачи: 1.Воспитание гражданина и патриота России. 2.Воспитание активности в делах класса и школы. 3. Воспитание настойчивости в достижении поставленных целей.


Направления в работе организации «Наследники». Не забудем наших предков (Изучение своей родословной). Аллеи наследников (Экологическое направление). Письма памяти (Патриотическое направление). Здоровый образ жизни. Мои права (Гражданско-правовое направление). Истоки родного края (Краеведение). Клуб «Память» вместе с организацией «Наследники» отвечают за работу школьного музея, ведут поисково- исследовательскую деятельность.



«Я и мое здоровье» Осуществляется через реализацию программы «Здоровье» Ключевые дела: Многоборье «Дружба» Турнир городошников Игра «Перестрелы» День здоровья Малые олимпийские игры Игра «Орленок» Игра «Зарница» Туристический слет «Безопасное колесо» Летний оздоровительный лагерь «Дружба» Эколого-туристический лагерь «Следопыт»



«Труд – основа жизни» Отношение к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде. Развитие навыков самообслуживания. Формирование уважительного отношения к материальным ценностям. Ответственность за порученное дело. Ключевые дела: Операция «Урожай» Межпредметная неделя «Дары осени» Акции по благоустройству Работа летней производственной бригады


Наши достижения Призовые места в смотрах, конкурсах, соревнованиях: учебный год «Испытай себя» - 1 место «Зарница» - 1 место Эколого-туристический слет – 1 место Военно-спортивная игра «Орленок» - 1 место «Безопасное колесо» - 1 место Районный конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» - 2 место Районный конкурс творческих работ «Выбери жизнь» - 1 место за лучшую художественную работу, 1 место за театрализованную постановку, 3 место за прикладное творчество Районный конкурс театрализованных постановок «Весь мир театр…» - 1 место Районный КВН – 2 и 3 места Три педагога школы – Белякова Надежда Викторовна, Гулуева Татьяна Евгеньевна, Орлова Галина Анатольевна являются победителями районного конкурса классных руководителей учебный год «День молодого избирателя» - 1 место Операция «Урожай – 2007» - 2 место Модель выпускника «Русской школы» ВЫПУСКНИК РУССКОЙ ШКОЛЫ: Человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования. Человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием. Человек свободный, осознающий свои права и признающий права других людей с их убеждениями и вероисповеданием. Человек, знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий и чтящий обычаи, традиции предков, их веру. Человек, в основе поступков которого превалируют гуманистические идеи и ценности. Человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании. Человек, живущий интересами планеты, участвующий в межнациональном общении.

Екатерина Курочкина
Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ

Курочкина Екатерина Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ

"Детский сад № 8"

Из Концепции государственной политики в области детей в Российской Федерации и защиты их нравственности : мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества. Именно на основе прочного духовно -нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. В разнообразии детства и опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какая система ценностей и какие нормы заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.

Началом нашей работы духовно-нравственного воспитания дошкольников стало изучение результатов анкетирования и анализ социального статуса семей воспитанников . Педагоги проанализировали результаты взаимодействия и педагогические наблюдения с дошкольниками . Используя полученные материалы, мы выявили проблемы :

Дефицит знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций;

Недостаточные образовательные теоретические и практические знания педагогов по проблеме духовно – нравственного воспитания дошкольников ;

Недостаточное формирование системы работы с родителями по проблеме духовно – нравственного воспитания в семье .

Появилась идея использования истории и культурного наследия наших предков как эффективного средства по духовно- нравственному воспитанию дошкольников .

Вопрос сохранения культурного и исторического наследия русского народа отражен в нормативных документах Российской Федерации, на которые опирается при работе наш детский сад. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования 2013 выдвигает среди приоритетов задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Наш детский сад работает на основе методологической базы программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» , направленной на развитие духовно -нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения. Авторами программы являются : Кузьмин Игорь Алексеевич, профессор РАЕН, Камкин Александр Васильевич, профессор ВГПУ. Программа соответствует светскому характеру образования , способствует приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности России. Содержание программы основано на лучших отечественных культурных традициях. Цели деятельности : объединение усилий детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников , создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Для достижения выбранной цели были определены задачи :

Развитие социокультурной основы личности, начиная с дошкольного возраста ;

Обеспечение единства умственного и эмоционально-нравственного развития детей;

создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в образовательном учреждении и семье , повышение педагогической культуры родителей;

Интеграция знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, формирование опыта ее целостного восприятия ;

Обеспечение преемственности образования на разных этапах и в различных формах на основе единой цели, содержания, педагогических технологий;

Обеспечение педагога социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.

Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социокультурный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности , в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Каждая тема, которую дети осваивают на Истоках в дошкольном учреждении , прорабатывается во временной связи прошлого, настоящего и будущего. Именно это даёт возможность переживать как ценность человеческое бытие во всей истории в сфере сегодняшнего дня и в ближайшей, и отдалённой.

Педагоги используют в работе систему категорий курса «Истоки» . Это книги для развития детей 3–7 лет – новый вид образовательного инструментария , эффективное средство формирования системы духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей. Серия этих книг помогает создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и обучения в ДОУ и Семье. Универсальность книг для развития в том, что они с успехом могут быть интегрированы как парциальные программы для дошкольного образования .

Книги для развития предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей :

В младшей группе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий : Слово, Образ , Книга;

В средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека, дети и родители осваивают категории : Родной очаг, Родные просторы , Труд земной, Труд души;

В старшей группе обращается внимание на ценности внутреннего мира человека : Вера, Надежда, Любовь, Мудрость;

Серия книг для развития детей 6-7 лет «Сказочное слово» , «Напутственное слово» , «Светлый образ » , «Мастера и рукодельницы» , «Семейные традиции» направлена на приобщение читателей к отечественным традициям.

Необходимым условием для работы по духовно – нравственному воспитанию детей в дошкольном учреждении является :

создание развивающей предметно – пространственной среды для воспитательно - образовательного процесса ;

Обеспечение программно – методической художественной литературой;

Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу .

За период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений : пословиц, поговорок, потешек и пестушек, русских народных сказок. В группах имеются уголки по духовно -нравственному и патриотическому воспитанию , экологическому развитию.

Для развития профессиональной компетентности в ДОУ используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приёмы :

Заседания педагогического совета;

Семинары;

Консультации индивидуальные и групповые;

Дни творчества;

Открытые просмотры воспитательно- образовательного процесса ;

Презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс .

Духовно – нравственное развитие детей в рамках программы «Истоки» в нашем детском саду осуществляется интегрировано, системно, планируется в различных видах деятельности такие формы, как :

Непосредственная образовательная деятельность ;

Праздничные мероприятия;

Мини-музей;

Проекты, создание лепбуков ;

Кружок «Истоки» ;

создание развивающей предметно – пространственной среды

В рамках социокультурного системного подхода разработаны и успешно применяются в нашем ДО методики и педагогические технологии, устраняющие разрыв между обучением и воспитанием , обеспечивающие преемственность всех ступеней образования , создающие условия для гармоничного развития ребенка и воспитателя .

Используемые активные занятия – высокоинтенсивные истоковские педагогические технологии предусматривают :

Активное участие всех детей группы в практической деятельности;

Субъектами процесса обучения являются педагог, ребёнок и родитель;

Вырабатывается единый социокультурный контекст группы, изменяется социокультурная основа личности и группы.

Активные занятия способствуют приобретению детьми таких качеств, как чувство защищённости, уверенности в поддержке, доверие к оценке, позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий .

С прекрасными традициями русского народа воспитанники нашего детского сада знакомятся через «Семейные традиции» . Они напоминают нам о гостеприимстве и радушии, почитании родителей и послушании, благодарении и милосердии.

Народные праздники – календарные, фольклорные, обрядовые, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

Праздник является как итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями , а непосредственными участниками праздника.

Через традиции нашей семьи дети узнают о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.

Мероприятие «Верность родной земле» направлено на первоначальное прочувствованное восприятие детьми и родителями ценностей внутреннего мира человека : Веры, Надежды, Любви, Мудрости.

Такие мероприятия раскрывают детям истоки героических подвигов воинов-богатырей, подводит к пониманию того, что защитники Отечества были, есть и будут во все времена. Такая форма работы с воспитанниками способствует формированию у них чувства национального достоинства.

Праведный труд дошкольников , организованный в ДОУ, направлен на приучение ребенка к доброму делу, укреплению его в добре. Ребёнок знакомится с ценностями деятельности человека : труда на земле.

В дошкольном учреждении воспитанники учатся добрым делам , нравственным ценностям. В течение года организуем и проводим акции : «Сохраним елку - ценность наших лесов» , «Покормите птиц зимой» , «Доброе сердце» ко дню аутичных людей, «Солдатский платок» . Такое участие пробуждают в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым.

Вариативной частью образовательной «Истоки» . Воспитательная групп : младшая (3-4 года) ; средняя (4-5 лет) ; старшая (5-6 лет) ; подготовительная к школе (6-7 лет)

Вариативной частью образовательной программы является кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию «Истоки» . Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп : младшая (3-4 года) ; средняя (4-5 лет) ; старшая (5-6 лет) ; подготовительная к школе (6-7 лет) и ведётся на протяжении нескольких лет.

Портфолио дошкольника духовно-нравственного воспитания используется как способ накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в ДОУ. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников : родителей, педагога, ребенка.

Стержневой основой является проектная деятельность с детьми и родителями в контексте «Истоковедения» . Цель проектов : приобщение дошкольников и их родителей к культурно–историческому наследию, традициям и ценностям русского народа.

Итоговым продуктом проектов является создание лэпбука - как заключительного этапа самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.

Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх, используемые авторов в совместной деятельности с детьми, очень часто упоминаются предметы народного быта, педагог принял решение собрать некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе. Так в детском саду был оформлен и оборудован мини-музей «Русская изба» . Родители являются активными участниками по созданию среды музея .

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личности дошкольника с высокими нравственными, морально-психическими и этическими качествами, которая позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья . Педагогу было бы сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры русского народа в жизни своих детей. Работа с родителями осуществляется через :

Организацию ресурсного круга с семьями;

Мастер-класс МАСТЕРА И РУКОДЕЛЬНИЦЫ «Золотые руки» ;

совместные конкурсы : "Светлая надежда", «Ожидание» , «Рождественская елочка» , «Пасхальное чудо» .

Ребёнок индивидуальная личность, для понимания родителями своего ребенка, воспитателями организована творческая мастерская «Моё семейное древо» .

Такая форма работы позволяют нам укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно -нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.

Знакомясь с народным искусством и наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможност :.

Экскурсии в библиотеку, ДК, школу с проведением бесед, показа кукольных спектаклей, викторин;

Центр детского творчества помогает постичь глубину понятия «мастер своего дела» , приобщиться к удивительному явлению радости труда.

Вывод : из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания . Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты.

Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно -нравственных качеств личности дошкольников в детском саду это :

Совершенствовать систему работы по духовно -нравственному развитию детей, через использование эффективных методов, средств и формы работы с детьми, родителями и общественностью;

Выстраивать систему подготовки педагогических кадров на основе активных форм обучения;

Обеспечить систему преемственности духовно -нравственного развития со школой.

Выступление хочется закончить словами :

«Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов. Поэтому локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка со взрослыми и сверстниками».

(А. Г. Асмолов)

Кирсанова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ "Промышленновская СОШ № 2"
Населённый пункт: Кемеровская область п. Промышленная Ул Октябрьская,75
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Модель духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации
Дата публикации: 03.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

МБОУ «Промышленновская СОШ № 2»

Модель духовно-нравственного

воспитания в дошкольной

образовательной организации

Выполнила:

Кирсанова О.В.

воспитатель первой

Промышленная, 2016

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство
– время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Цель воспитания:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачи:
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не
знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Большую часть времени ребенок проводит вне дома, в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому, нравственное воспитание детей дошкольного возраста ложится и на плечи воспитателей. Рекомендуется: 1. Чтение рассказав, несущих духовный смысл и обсуждение с детьми прочитанного материала. 2. Посещение картинных галерей и музеев. В том числе краевых, с целью ознакомления с местной историей и биографией знаменитых людей. 3. Рассмотрение репродукций и предметов искусства. 4. Проведение дидактических игр. 5. Постановка мини-спектаклей по сказкам. Обсуждение поступков героев. Наиболее эффективным в процессе нравственного воспитания в дошкольном возрасте считается словесный метод. К нему относят: 1. Чтение воспитателем литературных произведений. 2. Чтение воспитателем и детьми стихотворений. 3. Проведение диалогов с детьми. 4. Ответов детей на вопросы воспитателя и наоборот. 5. Дидактические, сюжетно-ролевые и малоподвижные игры.
6. Игра в загадки. 7. Составление рассказов детьми по иллюстрациям и схемам. 8. Разбор жизненных ситуаций. 9. Проведение тематических вечеров и викторин. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной- «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Знакомить детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицировать его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомить с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогать детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети могут украсить декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации.) Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Дать представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Сравнить дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находит общее между ними и различия. Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города,(села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут внуки, правнуки. Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомить с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения
сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказать о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.) Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используются при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких). Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям
Игра «Жизнь в лесу»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как- то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
Игра «Муравьи»
Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому- нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том,
что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)
Игра «Добрые эльфы
» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их... Разыгрывается бессловесное действо.
Игра «Театр теней»
Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что- нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.
Игра «Ожившие игрушки»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал. Вот так можно используем дидактические и народные игры в воспитании духовно- нравственных качеств у дошкольника. Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, можно достичь следующих результатов: устойчивость навыков поведения; сформированность основ ценностных сфер личности; стабильность психического развития; целостность восприятия мира; воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом; развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельном

Ключевые слова

МОДЕЛЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / MODEL / SPIRITUAL AND MORAL BEHAVIOUR / TEENAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Усачев Юрий Юрьевич, Григорьева Елена Ивановна

В статье представлена авторская модель формирования подростков в процессе занятий хореографической деятельностью. В разработанной модели структурированы блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный и результативный. Представлена сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка, понимаемая как прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества. К основным принципам, в соответствии с которыми строилась деятельность, отнесены: принципы единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции и индивидуализации. Модель позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет духовно-нравственное поведение подростков, позволяющее личности успешно адаптироваться в социуме, согласовывать собственные интересы с общественными.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Усачев Юрий Юрьевич, Григорьева Елена Ивановна

  • Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью

    2013 / Усачев Юрий Юрьевич
  • Опытно-экспериментальная работа по социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью

    2013 / Усачев Юрий Юрьевич
  • Моделирование процесса развития духовно-нравственных качеств подростков средствами этнопедагогических ресурсов дополнительного музыкального образования

    2016 / Яблокова Надежда Владимировна
  • Педагогическое моделирование процесса духовно-нравственного воспитания подростков средствами музыкально-театральной деятельности

    2015 / Рогачева Людмила Сергеевна
  • Воспитание эмоциональной культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива

    2010 / Монохин Геннадий Владимирович
  • Нравственное развитие подростков в воспитательном пространстве детских творческих объединений

    2008 / Тарасова Е. Н.
  • Художественно-творческая среда учреждений культуры как фактор духовно-нравственного воспитания подростков

    2017 / Мирошниченко Е.В., Посохова Н.В.
  • Педагогическая модель формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки

    2015 / Кролик Сергей Александрович
  • Модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественной организации

    2011 / Беляева Анна Борисовна
  • Модель этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца

    2014 / Мироненко Александр Владимирович

In article the author"s model of formation of spiritual and moral behaviour of teenagers in the course of choreographic activity lessons is presented. In the developed model blocks are structured: target, organizational and activу, criteria and productive. The essence of sociocultural regulation of spiritual and moral behaviour of the teenager , understood as direct or indirect control of process of interaction of the personality with the society caused by system of moral qualities, having ideological justification in a context of an inner world, and allowing the personality to self-actualize in society by means of coordination of personal and public interests, orientations to installations and society requirements is presented. To the basic principles according to which activity was based, are carried: principles of uniformity, definiteness, moderation, indirect influence, self-control and individualization. The model allows to organize effectively the pedagogical work which result there will be the spiritual and moral behaviour of teenagers allowing the personality successfully to adapt in society, to coordinate own interests with the public.

Текст научной работы на тему «Модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В статье представлена авторская модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью. В разработанной модели структурированы блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный и результативный. Представлена сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка, понимаемая как прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества. К основным принципам, в соответствии с которыми строилась деятельность, отнесены: принципы единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции и индивидуализации. Модель позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет духовно-нравственное поведение подростков, позволяющее личности успешно адаптироваться в социуме, согласовывать собственные интересы с общественными.

Ключевые слова: модель, духовно-нравственное поведение, подросток.

Анализ научной литературы, посвященной педагогическому моделированию, показал, что моделирование в педагогике рассматривается как важный метод познавательной, преобразовательной практики и как относительно самостоятельная технология научно-исследовательской и практической видов деятельности.

В разработанной нами модели структурированы следующие блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный и результативный (рис. 1).

Рассмотрение проблемы формирования духовно-нравственного поведения подростков, а также потенциала самодеятельного хореографического коллектива в решении этой проблемы позволило нам разработать модель, на основе которой затем предполагалось осуществление педагогической деятельности.

Модель, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов и включает: цель, задачи, условия, принципы, компоненты, содержание, формы, методы социально-культурной деятельности, технологии, критериальный аппарат, результат;

Прогнозируемым результатом структурно-функциональной модели формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической дея-

тельностью является создание условий в досуго-вой среде для формирования духовно-нравственного поведения подростков, что в дальнейшем способствует выработке навыков и умений нравственного поведения и самоконтроля.

Прежде всего, мы определили социальный заказ: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

В целевой блок входят цель, задачи, определение сущности и специфики педагогической деятельности, организационно-педагогические условия ее осуществления.

Целью организации педагогической деятельности в условиях самодеятельного хореографического коллектива являлось формирование духовно-нравственного поведения подростков.

В модели представлена сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка, понимаемой нами как прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества.

Ю. Ю. УСАЧЕВ, Е. И. ГРИГОРЬЕВА

В модели представлена также специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, которая определяется уникальностью педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в котором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность приобретения навыков духовно-нравственного поведения.

Нами представлены также организационно-педагогические условия осуществления формирования духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью:

Построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков;

Методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуго-вых мероприятий, критериальный аппарат и т. д.;

Распределение функций между субъектами социокультурного регулирования в процессе осуществления деятельности (общих - прогнозирование, планирование, организация, активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль; конкретных - отражающих текущие и перспективные потребности);

Использование обратной связи - анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.

Следующий блок - организационно-деятель-ностньш, включающий в себя принципы осуществления педагогической деятельности.

К основным принципам, в соответствии с которыми строилась наша деятельность, относятся:

принципы единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции и индивидуализации.

Принципы единообразия требует единства, непротиворечивости регулирующих воздействий. Он предполагает использование разнообразных и в то же время дополняющих, усиливающих друг друга средств регуляции. Обеспечение единообразия регулирующих воздействий можно отнести к числу актуальных социальных проблем.

Принцип определенности заключается в том, что в системе регуляции необходимо соблюдать ясность, то есть знать, что надо делать и на что можно рассчитывать. Следуя принципу определенности регуляции, важно предвидеть возможные «сбои» в ее механизме, заблаговременно принимать профилактические меры.

Принцип умеренности ориентирует на то, чтобы регулятивное воздействие было достаточно жестким для предупреждения и коррекции социальных отклонений и достаточно мягким для стимулирования самостоятельных действий объекта регуляции в желательном направлении.

Принцип косвенного воздействия требует, чтобы люди не ощущали себя объектами регуляции. Стоит появиться этому чувству, и задача регуляции осложняется в несколько раз. Регулятивное воздействие должно оказываться по возможности косвенно и восприниматься человеком как собственное побуждение.

Принцип саморегуляции ориентирует на то, чтобы переходить постепенно от внешних регулятивных воздействий к внутренним регуляторам. Внешние регулятивные воздействия нередко, к сожалению, не только не способствуют тенденциям саморегуляции, но и разрушают ее механизм.

Принцип индивидуализации означает «настраивание» регулятивных воздействий на конкретного человека, учет его личностных особенностей, индивидуальной реакции на воздействия.

Кроме того, мы строили свою деятельность в соответствии со следующими принципами:

Принцип активности, предполагающий использование активных деятельных форм, во время которых подростки занимаются хореографической деятельностью.

Принцип эмоциональной доминанты личностного развития подростка, которая, с одной стороны, выступает ведущим источником проблем и противоречий процесса становления личности, а с другой - обеспечивает психологическую целостность личности.

Социальный заказ общества: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

Цель: формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе _самодеятельной хореографической деятельности_

Расширять и углублять знания подростков о сущности духовно-нравственного поведения;

Организовать целенаправленную деятельность подростков в рамках хореографического творчества, направленную на формирование высших нравственных ценностей;

Вырабатывать навыки и умения нравственного поведения и самоконтроля;

Сформировать здоровый психологический климат в хореографической группе;

Развивать потребность к самосовершенствованию и самообразованию;

Создать необходимые условия для развития духовно-нравственного поведения в рамках конструктивной творческой деятельности на занятиях хореографией._._

Сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка - прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества.

Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью определяется уникальностью педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в котором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность приобретения навыков духовно-нравственного поведения._

Организационно-педагогические условия осуществления педагогической деятельности:

Социокультурное регулирование педагогического процесса;

Моделирование педагогического процесса, позволяющее рационализировать способы построения и управления деятельностью;

Построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков:

Методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуговых мероприятий, критериальный аппарат (критерии, показатели, уровни) и т. д.;

Готовность педагогов к социокультурному регулированию профессиональной деятельности, использование различных технологий, форм, средств и методов социально-культурной деятельности;

Распределение функций между субъектами социокультурного регулирования в процессе осуществления деятельности);

Учет присутствия компонента саморегуляции подростком своих действий, поступков в процессе педагогического воздействия на него;

Использование обратной связи - анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.__

Принципы: единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции, индивидуализации, активности,

эмоциональной доминанты, дифференцированного подхода, деятельностного опосредования, распределенности, неразрывного единства,

системности, коллективизма.

Социально-педагогические функции: образовательная, воспитательная, культуротворческая, коммуникативная, эстетическая, рекреативная о

дидактическая, развивающая, информационно-просветительская, познавательная, ценностно-ориенгационная, коммуникативная, социально- ■а 1

адаптационная к а

Типы деятельности: просветительные, творческие, развлекательные, комбинированные и др. 5 О а в о)э п

Виды педагогической деятельности

информационно-познавательная культурно-просветительская коммуникативная художественно-творческая а н £

Методы: Формы: Средства: а с

упражнения; музыкально- - художественно-продуктивном деятельности: индивид, и труп. - наглядные, г> н

танцевальные игры; танцевальные занятия искусством (репетиции), концертные выступления, - технические, а г

элементы и композиции; метод спектакли и т. д.; - искусство и творчество, ас £ о

игровой импровизации (искусство - художественно-образоват. работа: беседы, рассказы, информация - литература,

актера); инсценировки; объяснение; об искусстве; дид. игры; посещение концертов; прослушивание, - художественная к

рассказ; показ; беседы; анализ; обсуждение музыкальных записей; чтение книг, журналов об самодеятельность,

просмотр видеофильмов; знакомство с искусстве, встречи с деятелями искусства; - средства массовой ин-

произведениями искусства; обсуждение; творческие задания и др. - художественной критики продуктов авторского и исполнит, творчества любителей искусства; беседы и др. формации и др.

Критерии: когнитивный, Показатели: наличие знаний о нормах и правилах поведения, понимание необходимости определенных правил общения между Уровни сформированное™ духовно- я ■о 5 ц

мотивационный, людьми в обществе; наличие внутренней мотивации и потребностей нравственного поведения _ Л

поведенческий соблюдать поведенческие нормы, соблюдение правил поведения в подростков: низкии, среднии, а 5 * £

обществе, применение их в собственных поступках и действиях в высокии Я Р

различных ситуациях ш т

Результат: повышение уровня сформированное™ духовно-нравственного поведения подростков льт. блок

Рис. 1. Модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе самодеятельной хореографической деятельности

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

Принцип дифференцированного подхода, осуществляемый на основе выявления типологической специфики эмоциональных реакций подростков.

Принцип деятельностного опосредования педагогического воздействия на эмоциональную сферу подростка - участника коллектива хореографии.

Принцип распределенности педагогического воздействия на эмоциональную сферу личности по всему полю художественно-творческой деятельности участников коллектива.

Принцип неразрывного единства художественно-творческого и духовно-личностного развития подростков-участников самодеятельного хореографического коллектива.

Принцип системности предполагает организацию педагогического процесса как взаимосвязанного комплекса педагогических мероприятий.

Принцип коллективизма, предполагающий согласование интересов каждого участника хореографического коллектива с общими целями и задачами. Благодаря многообразию межличностных взаимоотношений и контактов, духу соревнования, взаимопомощи, свойственным жизни и деятельности в коллективе, ускоряется процесс всестороннего развития личности каждого подростка.

Нами были выделены следующие основные функции хореографической деятельности: образовательная, воспитательная, культуротворческая, коммуникативная, эстетическая, рекреативная дидактическая, развивающая, информационно-просветительская, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, социально-адаптационная.

Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям продиктовано основным назначением «досуговых» занятий - дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем.

В модели представлено содержание, реализуемое в педагогической программе «Жить в танце», направленной на формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе хореографической деятельности.

Решение поставленных в исследовании задач потребовало поиска средств, методов и форм, позволяющих сформировать у подростков духовно-нравственное поведение.

В процессе педагогической деятельности предполагалось использование различных форм хореографической деятельности. Мы воспользовались предложенной Т. И. Баклановой классификацией:

Формы художественно-продуктивной деятельности: индивидуальные и групповые занятия искусством (репетиции), концертные выступления, спектакли и т. д.;

Формы художественно-образовательной работы: беседы, рассказы, информация об искусстве; дидактические игры; посещение концертов и спектаклей, выставок и т. д.; прослушивание, обсуждение музыкальных записей; чтение книг, журналов об искусстве, встречи с деятелями искусства и т. д.;

Формы художественной критики продуктов авторского и исполнительского творчества любителей искусства: обсуждения на уровнях «участник (коллектив) - публика»; «участник (коллектив) - эксперты (специалисты в области искусства, профессиональные критики) .

Среди типов хореографической деятельности были выделены следующие: просветительные, творческие, развлекательные, комбинированные и др. В неразрывной связи с типами хореографической деятельности находятся виды, среди которых основными являются: информационно-познавательная, культурно-просветительская, коммуникативная, художественно-творческая.

Информационно-познавательная деятельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемную деятельность. Перед информационно-познавательной деятельностью стоит задача в удовлетворении потребности человека в получении информации. Данный вид хореографической деятельности может в себя включать и образовательные технологии, технологии художественно-творческой деятельности и познавательной направленности.

Культурно-просветительная деятельность преследует цель информирования участников хореографического коллектива, расширения их кругозора, социальных связей, в соответствии с требованиями времени.

Коммуникативная деятельность - включает в себя связи и взаимодействия между участниками хореографического коллектива, возникающие в связи с удовлетворением их разнообразных потребностей, а также развитие коммуникативных способностей.

Художественно-творческая деятельность призвана воздействовать на интеллектуальную и эмоциональную сферы личности подростка. Художественно-творческая деятельность сохраняет общие черты, присущие культурно-досуговой деятельности в целом: полифункциональность,

Ю. Ю. УСАЧЕВ, Е. И. ГРИГОРЬЕВА

активность, комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т. д. .

Но наряду с общими чертами как особый вид художественно-творческая деятельность имеет и свою специфику:

Возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей;

Использование социально-психологических механизмов воздействия и восприятия;

Конкретизация художественно-творческой деятельности, использующей реальные и художественные образы.

Среди методов обучения нами были выделены: упражнения; музыкально-танцевальные игры; танцевальные элементы и композиции; метод игровой импровизации (искусство актера); инсценировки; объяснение; рассказ; показ; беседы; анализ; просмотр видеофильмов; знакомство с произведениями искусства; обсуждение; творческие задания.

Средства формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе хореографической деятельности: наглядные, технические, искусство и творчество, литература, художественная самодеятельность, средства массовой информации и др.

Критериальный блок включал критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственного поведения подростков.

Нами определены следующие критерии сформированности духовно-нравственного поведения подростков, каждому из которых соответствуют определенные показатели, по наличию которых можно судить о высоком, среднем или низком уровнях сформированости духовно-нравственного поведения:

Когнитивный - наличие знаний о нормах и правилах поведения, осознание подростком этикетных норм поведения (норм внешнего вида, речевого этикета, норм поведения в общественных местах), понимание необходимости определенных правил и взаимоотношений между людьми в обществе;

Мотивационный - отражает понимание важности духовно-нравственного поведения членов общества, характеризует положительное отношения к культуре поведения, наличие внутренней мотивации и потребностей соблюдать поведенческие нормы, желание совершенствования своей личности;

Поведенческий - предполагает соблюдение правил поведения в обществе, связанных с этикетными нормами, применение их в собственных поступках и действиях, соблюдение в различных ситуациях (в быту, в общественных местах и на улице, в гостях и т. д.).

Кроме того, мы определили три уровня сформированности духовно-нравственного поведения подростков: высокий, средний, низкий.

Результатом является повышение уровня сформированности духовно-нравственного поведения подростков.

Таким образом, разработанная нами теоретическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет целенаправленно регулировать педагогическую работу по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью.

Литература

1. Бакланова Т. И. Педагогика художественной самодеятельности: учеб. пособие. М., 1992.

2. Витебский Л. Я. Уроки клубного мастерства: Методическое пособие для руководителей и организаторов любительского движения. М., 1988.

MODEL OF TEENAGERS SPIRITUAL AND MORAL BEHAVIOUR FORMATION IN THE COURSE OF CHOREOGRAPHIC ACTIVITY

Yu. Yu. Usachev, Ye. I. Grigoryeva

In article the author"s model of formation of spiritual and moral behaviour of teenagers in the course of choreographic activity lessons is presented. In the developed model blocks are structured: target, organizational and activY, criteria and productive. The essence of sociocultural regulation of spiritual and moral behaviour of the teenager, understood as direct or indirect control of process of interaction of the personality with the society caused by system of moral qualities, having ideological justification in a context of an inner world, and allowing the personality to self-actualize in society by means of coordination of personal and public interests, orientations to installations and society requirements is presented. To the basic principles according to which activity was based, are carried: principles of uniformity, definiteness, moderation, indirect influence, self-control and in-dividualization. The model allows to organize effectively the pedagogical work which result there will be the spiritual and moral behaviour of teenagers allowing the personality successfully to adapt in society, to coordinate own interests with the public.

Key words: model, spiritual and moral behaviour, teenager.