Меню

Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы. Роль народной игрушки в воспитании дошкольника

Жизнь

Морозова Марина Юрьевна

Работа по изготовлению самодельной куклы включает в себя большие возможности. Изготовление самодельной игрушки - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

Изготовление самодельной игрушки требует от ребёнка ловких движений, действий, и если вначале неточным движением руки он нередко делает ошибку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики

Согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления игрушки постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал : «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Огромное влияние работа по изготовлению самодельной игрушки оказывает на :

Умственное развитие ребёнка ,на развитие его мышления . Вначале ребёнок рассматривает образец, анализирует его структуру, способы изготовления ; затем после усвоения этого процесса задания усложняются , и, наконец, ребёнок без предварительного анализа изготавливает игрушку по заданию или по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только функции речи, но и речевой регуляции поведения. Занимательность работы по изготовлению самодельных игрушек способствует развитию у детей внимания - повышает его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Самодельные игрушки в большей мере удовлетворяют любознательность детей . В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушки , радость общения в труде, наслаждение, испытываемые в процессе создания новой красивой игрушки, очень важны для общего развития . Сколько искренней радости, восторга приносят детям самодельные игрушки . Самодельная игрушка , изготовленная своими руками , часто становится любимой игрушкой ребёнка. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Работа по изготовлению самодельной игрушки способствует развитию личности ребёнка , воспитанию его характера.

Не так - то просто смастерить игрушку : её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить . Под руководством педагога ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе этой работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В работе по изготовлению самодельной игрушки есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении игрушки дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Применяя работу по изготовлению самодельных игрушек в коррекционно - , необходимо помнить о том, что эта работа будет являться дополнением к имеющимся в общей и специальной педагогике методическим и наглядным пособиям.


Мастерство педагога и коррекция развития детей с нарушениями речи через самодельную игрушку .

Мир входит в жизнь детей постепенно . Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребёнка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребёнка и множество вопросов. Значит, мир, приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Игра и игрушка не отделимы друг от друга. Игрушка позволяет вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. Большая часть игрушек - это так называемые образные игрушки. Это не точные копии, не уменьшенные модели людей, животных, различных предметов, а созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения, отражающие условно яркие, обобщённые образы реальной действительности или сказочные фантастические образы.

Среди образных игрушек главная - кукла . Она призвана выполнять в играх детей функции человека . Куклы чаще всего изображают детей разных возрастов . Одежда кукол может быть самой различной - детской , профессиональной, национальной. Различны и выражения их лиц, на них как бы отражаются те чувства, состояния, которые присущи детям. Но современный ребёнок должен знать и иметь народную куклу , и у педагогов есть замечательная возможность помочь ему в этом. Участие в игре взрослого позволяют подобрать сюжет и способы действия с народной куклой , а подготовительно - ознакомительный этап или продуктивная игровая деятельность, в процессе которой ребёнок сам может изготовить куклу , повышает интерес к ней. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс «рождения» куклы . При этом кукла обязательно должна быть «правильной» , т. е. иметь своё лицо, пусть даже нарисованное фломастером.

Методика проведения занятия с детьми по знакомству с народными куклами предполагает обязательный рассказ детям о том, что означает каждая кукла , почему её так называют и когда в неё играют. Рассказ о куклах сопровождается разговором с детьми, в процессе которого они должны не только пассивно знакомиться с куклами , но и заинтересоваться ими. Это происходит, когда воспитатель начинает привлекать дошкольников к их изготовлению , превращению кусочков ткани, шерстяных ниток в какой - то объект, который дети сами могут сотворить и потом играть в него.

Конечно, самодельная кукла не может и не должна заменять ребёнку фабричную, но игра с ней и участие в её создании позволяет развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детей необходимо знакомить с народной игрушкой, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно , рассказывать им её историю.


В коррекционно - развивающем и образовательном процессах с детьми с нарушениями в развитии речи , изготовление самодельной игрушки играет важную роль.

Педагогу в своей работе необходимо учитывать особенности развития таких детей . Неполноценная речевая деятельность (речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малоразборчива и т. д) накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной, познавательной и эмоционально - волевой сфер ребёнка, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память на фоне относительно сохранённых логической и смысловой. Сложные инструкции по выполнению заданий, элементы и последовательность их выполнения такие дети воспринимают с большим трудом или быстро забывают (нарушены психические процессы : мышление, память, внимание, воображение).

Речь детей не всегда в должной степени обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев без целенаправленного педагогического воздействия не становится достаточно полноценным регулятором поведения. Из - за особенностей словесно - логического мышления дети не могут самостоятельно овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения. У детей с задержкой речевого развития отмечается отставание в развитии двигательной сферы , выраженной в нарушении координации, снижении скорости и ловкости движений, а также недостаточная скоординированность движений пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики .

Эти особенности развития детей с нарушениями речи , сказываются на развитии учебной , игровой, изобразительной, конструктивной деятельностях. Работа с такими детьми требует особо квалифицированного руководства со стороны педагога.


Мастерство педагога должно проявляться в стремлении и умении строить всю работу с детьми с учётом их особенностей в развитии . Педагогу необходимо чётко знать и учитывать в коррекционно - развивающем и образовательном процессах следующее :

Что необходимо развивать у детей ?:

- развитие интеллектуальных способностей (логическое мышление,

образное мышление, внимание, память тактильную и зрительную,

творческое воображение, фантазию и пр.)

- развитие речи ;

- развитие координации движений;

- развитие мелкой моторики ;

Умение конструировать;

Умение анализировать;

Умение владеть эмоциями;

- развитие коммуникативных качеств;

Умение позитивно относиться к другим, невзирая на их отличия от себя

самого и др .

С помощью чего педагог будет развивать эти способности ?:

Через комплексное развитие ;

С помощью основных и дополнительных занятий;

С помощью занятий дома с родителями;

С помощью использования интеллектуальных и развивающих игр и игрушек ;

Через сказки, беседы, прогулки.

Для чего необходимо развивать эти способности ?:

Для исправления нарушений в развитии речи ;

Для заложения основ интеллектуально-творческого развития ;

Для подготовки к школе;

Для того, чтобы ребёнок мог творчески подойти к любому делу.

Что требуется от ребёнка во время занятий?:

Желание заниматься;

Настроение.

Когда ребёнок испытывает радость от занятия?:

Когда ему интересно, когда у него что - то получается;

Когда его понимают, когда его принимают таким, каков он есть.

Что требуется от педагога во время занятия и в повседневном общении с ребёнком?:

Умение принять ребёнка таким, каков он есть;

Умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребёнка;

Умение почувствовать ребёнка с начала занятия (или раньше) ;

Терпение;

Умение подчеркнуть неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка;

Умение не сравнивать одного ребёнка с другим;

Умение импровизировать; артистизм и творчество.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Роль игры и игрушки в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила:воспитатель Харина Е.В.

Какие игрушки необходимы детям

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка - очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу -трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей ит.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны

быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов - пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг оттого, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья - деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге - коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки - он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

Литература

  1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?: Современный ребенок в «игровой цивилизации». – М.: Данилов Благовестник, 1999.
  2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. – М.: Наука, 1999.
  3. Баткин Л.М. Культура всегда накануне себя // Красная книга культуры /Сост. В. Рабинович. – М.: Искусство, 1989.
  4. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск: ГЦРО, 2000.
  5. Белобрыкина О.А. Значение символа в социокультурном самоопределении человека /Человек: траектории понимания. Сборник статей МНК. – Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2002.
  6. Библер В.С. Школа диалога культур. – Кемерово, 1992.
  7. Винникотт Д. Игра и реальность. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.
  8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966, №6.
  9. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.-Воронеж.: МОДЭК, 1996.
  10. Голан А. Миф и символ. – Иерусалим: Тарбут, – М.: Русслит, 1994.
  11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1991.
  12. Зворыгина Е. Формирование побуждений к игре // Дошкольное воспитание. – 1988, №2.
  13. Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. – Киев: Наукова думка, 1990.
  14. Кравцова Е.Е. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996, №6.
  15. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М.: МПГУ, 2003.
  16. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М.: МГУ, 1982.
  17. Лотман Ю.М. Статьи о семиотике и типологии культуры // Избр. Статьи. В 3 томах. Т. 1. – Таллин: «Александра», 1992.
  18. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М.: Прогресс, 1996.
  19. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. – М.: Школа-Пресс, 1996.
  20. Миллер С. Психология игры. – СПб.: Университетская книга, 1999.
  21. Мотяшов И. Культура игры и детская литература // Дошкольное воспитание. – 1985, №6.
  22. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988, №2.
  23. Наговицын А.Е. Символика и образ народной игрушки psytoys/p429.html? frontsession

тема: Использование самодельных игрушек в воспитании дошкольников

Выполнили: студентки

Руководитель:

Уфа уч. г.

План

Введение. 3

I. Теоретические основы влияния игрушки на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста. 5

1.1. Значение игрушки в жизни детей. 5

1.2. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников. 6

1.3. Педагогические требования к отбор игрушек для детей дошкольного возраста 7

1.4. Использование образных самодельных игрушек в работе с детьми. 8

II. Использование самодельных игрушек в воспитании дошкольников. 11

2.2. Методика работы с самодельной игрушкой. 12

Заключение. 16

Библиография. 17

Введение

Актуальность нашего исследования: использование самодельных игрушек в воспитательно-образовательной работе ДОУ играет важную роль во всестороннем развитии дошкольников.

На практике возникают противоречия : с одной стороны, педагоги понимают важность использования самодельных игрушек в воспитательно-образовательной работе ввиду их необычности, оригинальности, простоты изготовления, но с другой стороны, в практике детского сада такие игрушки не нашли широкого применения.

Объектом исследования является деятельность воспитателя, направленная на организацию воспитательно-образовательной работы с использованием игрушек.

Предметом исследования является методика внедрения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ самодельных игрушек.

Цель исследования: теоретически обследовать и раскрыть методику работы с самодельной игрушки.

Гипотеза : предложенная методика окажется эффективной если:

Работники ДОУ подойдут к этой проблеме творчески;

При изготовлении игрушек будут учтены особенности восприятия детьми игрушек;

Будут соблюдены педагогом требования к оформлению самодельных игрушек;

Игрушка сделанная руками воспитателей и детей, будет активно использовать в воспитательно-образовательной работе ДОУ;

Воспитатели привлекут к изготовлению самодельных игрушек родителей, доказав важность этой работы для воспитания детей.

Цель исследования и выдвинутые гипотезы определили задачи :

1. Выяснить теоретические основы влияния игрушки на всестороннее развитие ребенка.

I. Теоретические основы влияния игрушки на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста

1.1. Значение игрушки в жизни детей

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.

В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки-«орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.

1.2. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников

Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Чтобы ответить на этот вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждой из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо проявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия – это действия общения. Именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой и ролевой. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание и его игровых действий.

Ребенку – 1-го года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками – ознакомительная игра. Игрушки для детей этого возраста должны быть интересными, радующими их, и вместе с тем простыми, удобными, безопасными.

В конце 1-го года, начале 2- года жизни ребенок переходит к отобразительной игре. В своих игровых действиях с предметами он отображает то, чему научился, подражая взрослым. В это время ему нужна такая игрушка, чтобы, играя с ней, он мог отображать то, что ему ближе, хорошо знакомо.

1.3. Педагогические требования к отбор игрушек для детей дошкольного возраста

Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку в развитии, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизни?

Основное требование к игрушкам определила в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна способствовать развитию ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучить окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки «что она отображает, игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» (). Содействовать развитию ребенка может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику ребенка. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях. Следует помнить слова «Чем больше возможностей представляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».

Предъявляются определенные требования и к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка: мягкие пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре, а с шершавой и холодной поверхностью не становятся любимыми. Оформление игрушки должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требовании. Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей. В связи с этим многие страны требуют от производителей надежных гарантий качества, ее не токсичности, не горючести. Также необходим частый контроль за состоянием игрового материала.

Создание игрушки, полноценно отвечающей современным требованиям, возможно при объединении специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, художников, скульпторов, дизайнеров, технологов и др.

1.4. Использование образных самодельных игрушек в работе с детьми

Большая часть игрушек – это так называемые образные игрушки. Это не точные копии, не уменьшенные модели людей, животных, различных предметов, а созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения, отражающие условно яркие, обобщенные образы реальной действительности или сказочные фантастические образы.

Среди образных игрушек главная – кукла. Она призвана выполнять в играх детей функции человека.

Куклы чаще всего изображают детей разных возрастов, примерно до 10-12 лет. Одежда кукол может быть самой различной – детской, профессиональной, национальной. Различны и выражения их лиц, на них как бы отражаются тем чувства, состояния, которые присущи детям. Есть лирические типы кукол, куклы-озорники и «мямлики», серьезные и смешные.

говорил, что только та игра хороша, которая требует от ребенка рабочего усилия, усилия мысли.

При изготовлении самодельных игрушек из различных материалов повышается фантазия ребенка. Каждый сучок, ветка. Кусок коры, корень своей формой может напомнить ребенку какой-то предмет; нужно немного отломить, отрезать, подправить, чтобы добиться еще большего сходства.

Если в играх с готовыми игрушками дети только имитируют трудовые действия взрослых – понарошку гладят белье недействующими утюгами, стирают без мыла и воды, управляют игрушечными автомобилями. Это уже не игра в труд, а игра-труд.

Игра-труд приносит детям радость не только от того, что они все делают как взрослые, но и от того, что видят результат своего труда.

Особенно важно пробудить у ребенка потребность в изготовлении различного рода игрушек и уверенность, что он вполне может справиться с такого рода работой. А ведь такой уверенности часто даже нет у взрослых. Когда педагоги воспитатели предлагают ограничить приобретение готовых игрушек и заняться изготовлением их вместе с детьми, некоторые родители машут безнадежно рукой: «Да что вы! Разве я могу? Все равно ничего не получиться!». Они настолько уверены в своей неспособности к изготовлению чего-либо, что у них ничего не получается. Для того чтобы чему-нибудь научиться, надо не только хотеть этого добиться, но и быть уверенным, что справишься с заданием.

Есть и еще одна причина, по которой некоторые родители не желают заниматься изготовлением самодельных игрушек, хотя и могли бы это делать. По их мнению, самодельные игрушки хуже готовых, менее интересны или менее красивы. Но правы ли они?

Прежде всего, самодельные игрушки не должны заменить готовые. Одно не исключает другого. Безусловно, приятно, когда, есть разнообразные готовые игрушки. Но ведь их обычно не хватает, а для некоторых игр готовых игрушек вообще не достанешь.

Чем ценна игра, игрушки для которой создаются самими ее участниками? Она представляет большие возможности для проявления фантазии. Из чего модно сделать человечков? Выбор большой? В ход может пойти пластилин, проволока, спички, желуди, солома, тряпочки, нитки. Можно вырезать их из бумаги. Постепенно дети научатся выходить из затруднительного положения и, когда у них не окажется какого-либо материала для изготовления игрушек, сумеют использовать то, что есть.

II. Использование самодельных игрушек в воспитании дошкольников

Настроение в «варежках»

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувство восхищения. Возмущения и др. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной социально-психологической дезадаптации.

Поэтому мы предлагаем использовать «варежки» для эмоционально-личностного роста ребенка.

Для ознакомления детей с основными видами эмоций разработана специальная игра «Настроение Антошки».

Основанная на классической пиктограмме, она представляет собой театр варежковых кукол с различными мимическими выражениями лица, выражающими разные эмоциональные состояния: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Варежковые куклы можно изготовить следующим образом. Нужно сшить 5 варежек на взрослую руку длинной до локтя (можно использовать готовые гольфы). Цвет материала для варежек желательно выбирать яркий – это рубашка куклы. Нарисовать 5 лицевых и 5 затылочных частей головы (диаметр 20 см). Лица Антошки должны иметь разные эмоциональные выражения. Лицевые и затылочные части головы приклеивают с 2-х сторон на верхнюю часть варежки – кукла готова.

Кукла шьется из поролона.

Рост – 150 см

Диаметр головы 30 см

Длина туловища – 70 см

Длина ног - 50-60 см

Длина рук – 50-60 см

Одежда: рубашка, юбка, фартук.

Обувь: тряпочные тапки (без задника). Лицо: глаза – пуговицы; рот, нос – поролон, Волосы – пряжа коричневого цвета. Каркас куклы – деревянная палка крестом.

Воспитатель вставляет свои ступни в тапочки, руками держит каркас – кукла движется, поворачивается, наклоняет голову.

Диаметр – 20 см, высота – 60 см. Игрушка капелька имеет лицо, выражение которого меняется за счет модификации формы бровей, рта. Волосы куклы сделаны из шелковых шнурков всевозможных цветов и оттенков длиной – 25 см, чтобы ребенок мог заплетать их в косички, вплетать в них ленточки, закалывать заколки, завязывать бантики.

На спине у игрушек потайной кармашек с застежкой «молния» для спринцовки и провода от капельницы, который маскируют среди волос. Это позволяет педагогу устроить сюрприз – «оживить» игрушку.

2.2. Методика работы с самодельной игрушкой

Игра Настроение «В варежках»

Пять выражений лица Антошки дублируются схематическими изображениями – пиктограммами. В этой игре можно использовать известную песенку «Антошка! Антошка!» (сл. О. Тимофеевского, муз. В. Шаинского).

Вначале дети слушают песню и описывают внешний вид Антошки, после этого вносится кукла. Нужно дать детям ее потрогать, поздороваться, потанцевать с ней.

Затем беседе с детьми по каждой эмоции:

Какое настроение у Антошки?

Как ты догадался?

Как думаешь, почему он такой грустный (или испуганный)?

А у тебя бывает такое настроение?

Расскажи, почему оно возникает?

Что ты чувствуешь?

Покажи, какое у тебя при этом лицо?

При демонстрации определенной эмоции нужно обратить внимание детей на мимические проявления, например: как сдвинуты брови в гневе, как приподнять при удивлении, дать возможность детям продемонстрировать это самим.

Такая игра предназначена для детей 5-6 лет. Она рассчитана на групповое занятие и может проводиться в течении нескольких дне в зависимости от возраста и подготовленности группы.

Нам представляется интересным, такой примем в работе воспитателя, как привлечение Антошки к оценке деятельности или поведения детей повседневной жизни.

Педагог может сказать детям о том, что, если его что-то удивит, рассердит, насмешит и т. п., то он не будет об этом говорить детям, а с помощью Антошки покажет свое отношение к поведению или поступку детей.

Ребята увидят настроение воспитателя и сам смогут дать оценку своему поведению.

Образная самодельная кукла «Бабушка»

Данная игрушка может найти широкое применение в работе педагога, как на занятиях, так и в повседневной жизни детей.

1. Использование игрушки на занятиях:

Сюрпризный момент во всех возрастных группах;

Занятие по ознакомлению с художественной литературой («Бабушка» может рассказать сказку во всех возрастных группах, прочитать сказку по книге, провести беседу по содержанию прочитанного);

Занятие по обучению рассказыванию («Бабушка» может быть описана детьми 5-6 лет.

2. Использование игрушки в повседневной жизни

Внесение «Бабушки» первую младшую группу, во вторую младшую группу, для организации таких режимных процессов, как умывание, кормление, одевание (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, угостить, помочь и т. п.);

С помощью этой игрушки можно организовать развлечения: «День рождения», «Вечер песенок, потешек»;

Игрушка может принять участие в литературном развлечении по сказкам, одним из героев которых является бабушка;

Игрушка может помочь младшим дошкольникам в организации сюжетно-ролевой игры «Семья»: пригласит к себе детей или сама придет в гости, покажет, как уложить куклу, накрыть стол, полечить куклу; свяжет игру «Семья» сюжетно-ролевыми играми «Автобус», «Больница», «Парикмахерская».

Одним словом, самодельная игрушка «Бабушка», у творческого педагога найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Самодельная игрушка «Капелька»

Данная игрушка предназначена для детей от 2 до 7 лет, общаясь с игрушкой, они приобретают сенсорный опыт, знакомятся с основными цветами, учатся шнуровать и застегивать пуговицы.

В средней группе игрушка помогает знакомиться с теплыми и холодными цветами и их оттенками. С ее помощью дети учатся завязывать бантики.

В старшем дошкольном возрасте, во время бесед о природе игрушка помогает понять сложную тему: «Круговорот воды в природе», усвоить способы ухода за растениями.

Играя с ней, дети закрепляют знания о временах года, о сезонных изменениях в природе.

На занятиях по математике с помощью игрушки дошкольники закрепляют знания геометрических фигур, учатся ориентироваться в пространстве.

На занятиях по методике развития речи у детей формируется творческое воображение, фантазия при составлении рассказов о капельке.

Можно использовать для ознакомления детей с эмоциональными состояниями человека, играя с ней, дети легче познают окружающий мир. «Капелька» - это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитывающее значение.

Можно использовать практически в любых видах практических занятий, в игровой, трудовой и самостоятельной деятельности, на прогулках, экскурсиях, туристическом походе и на вечере развлечений.

Заключение

1. Данный проект был создан для того, чтобы обратить внимание дошкольных работников на возможность использования в воспитательно-образовательной работе не только готовых, но и самодельных образных игрушек.

2. Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что в практике педагогических учреждений практически не используются самодельные игрушки, хотя научные наблюдения подтвердили эффективность их включения в работу с детьми. Эти игрушки, в сравнении со статичными, вызывают у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ними.

3. Создание проекта подтвердило:

Актуальность предложенной темы;

Необходимость более активного внедрения в практику дошкольных учреждений самодельных игрушек для широкого использования их целях всестороннего развития дошкольников.

4. Нам представляется возможным использование предложенных самодельных игрушек на пробной практике в группах раннего возраста, а затем в дошкольном, как на занятиях, так и в повседневной жизни детей.

Библиография

1. Усова игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 19с.

2. Коссановская купили игрушку. - М.: Просвещение, 19с.

3. Коссановская в жизни ребенка. – М.: Просвещение, 19с.

4. Флерина и игрушка. – М.: Просвещение, 19с.

5. Хинькова, игрушки и воспитание способностей. - М.: Педагогика, 19с.

6. , Куликова педагогика. – М.: Академия, 20с.

Консультация Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИГРУШКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. В «Программе воспитания в детском саду» указывается на большое значение игры для физического и психического развития ребенка, становления его индивидуальности, для формирования детского общества. А. П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее полно активизируется их общественная жизнь»1. Опираясь на эти возможности игровой деятельности, А. П. Усова рассматривала игру как средство воспитания качеств «общественности». Программа определяет воспитательные задачи по отношению к каждому виду игр: подвижные игры способствуют развитию движений детей, дидактические - формированию умственной деятельности, игры сюжетно-ролевые, отображающие труд и быт советских людей,- воспитанию моральных качеств и т. д.
Руководствуясь данной характеристикой игр, не следует забывать, что она условна, что в каждом виде игр заключены и другие возможности, на которые необходимо обращать внимание воспитателей. Например, активное движение в подвижных играх не только укрепляет двигательный аппарат, но и в большой мере способствует нервно-психическому развитию ребенка.
П. Ф. Лесгафт, считая подвижную игру упражнением высокого порядка, говорил, что она ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.
В строительных играх, помимо конструктивных способностей, развития творческого воображения, эстетических чувств, воспитывается и привычка контролировать движение, рассчитывать его силу, направление. Сооружение постройки требует выдержки, настойчивости в достижении цели. В результате дети на практике познают эстетическую радость, радость труда.
Активное участие в разных играх помогает ребенку преодолеть робость, поверить в свои силы.
Игра и игрушка - понятия неразделимые. Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка.
По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. В приводимом ниже перечне игрушки представлены по видам согласно классификации, разработанной Е. А. Флериной. Выделены игрушки моторные, сюжетные, технические и строительные материалы, дидактические, игрушки-забавы, музыкальные и театральные игрушки.
Моторные игрушки предназначены, главным образом, для развития и совершенствования основных движений детей, мелкой моторики (движения кисти руки, пальцев), воспитания культуры движений. На подбор игр и игрушек, способствующих развитию мелкой моторики, следует обратить особое внимание, так как они имеют большое значение для подготовки руки ребенка к письму, к труду.
Сюжетные, или образные, игрушки, способствуют воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками и т. д.
Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают детям представление о технике, помогают воспитать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре. У старших дошкольников технические игрушки с механизмами воспитывают любознательность, рождают стремление узнать, как игрушка приводится в движение, желание самостоятельно соорудить что-либо подобное. В этом отношении большую ценность представляют сборно-разборные игрушки, конструкторы и наборы полуфабрикатов.
Значение строительных материалов определяется прежде всего характером самого материала. К. Д. Ушинский отмечал, что «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». Сооружение построек из различных наборов, строительных материалов - один из видов непосредственно связанного с игрой изобразительного творчества детей, которое имеет большое значение для эстетического воспитания.
Игры со строительными материалами, в процессе которых ребенок создает что-то новое, ближе всего стоят к трудовой деятельности человека: они требуют элементарного планирования, определения задачи, подбора материала, последовательности и согласованности действий, организации взаимоотношений и т. п. Кроме того, дети осваивают знания о форме, величине, пространственном расположении и т. д.
Дидактические игрушки - сборно-разборные и другие очень важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей.
Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, несут ребенку радость, вызывают веселый смех, хорошее настроение, а у детей постарше будят любознательность, воспитывают чувство юмора.
Музыкальные игрушки развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма.
Театральные игрушки подготавливают детей к театральному зрелищу. В младших группах эти игрушки демонстрирует воспитатель при рассказывании сказок, потешек, а в старших ими пользуются сами дети - в играх-драматизациях и других театрализованных играх.

Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Для того, чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие взрослые не выносят, "когда ребенок теряет время на игру". Им кажется, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему, взрослому, кажется достойной. К сожалению, зачастую игра определяется как работа ребенка. По-видимому, это попытка хоть каким-то образом "узаконить" игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой ко взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести.

1. В отличие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями, как, например, в том случае, когда ребенок пользуется ложкой как машинкой.

2.Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях.

3. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

4.Дети общаются посредством игры. По исследованиям Пиаже мы знаем, что дети не способны к полноценному абстрактному мышлению и рассуждению примерно до 11 лет. Слова состоят из символов, а символы - это абстракции. Тогда неудивительно, что слишком многое из того, о чем мы хотели бы рассказать словами, носит абстрактную природу. Мир ребенка - это мир конкретных вещей, и так к нему и следует подходить, если мы хотим установить контакт с ребенком. Игра - это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к собственному миру. Игра является для ребенком тем же, чем речь является для взрослого.

5.Большинство нормально развитых детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно справляться с ними.

6. Ребенок часто использует символы, которые он сам не всегда может понять, так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане, корни которых могут уходить глубоко в бессознательное. В результате может получиться игра, которая в данный момент кажется нам не имеющей смысла или даже неприятной, поскольку мы не знаем, какой цели она служит и чем закончится. Когда нет непосредственной опасности, лучше всего отнестись к игре ребенка с одобрением и не вмешиваться, поскольку он полностью поглощен ею. Попытки помочь ему в его усилиях, хотя и делаются с добрыми намерениями, могут помешать ему искать и даже находить решения, которые будут для него наиболее удобны.


Введение.

1. Что такое игрушка? История игрушки.

2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

Цель исследования – показать значение игрушки в психическом развитии ребенка.

Задачи исследования:

Определить понятие игрушки, осветить ее историю;

Охарактеризовать значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста;

Описать основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Методы исследования – анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.


1. Что такое игрушка? История игрушки

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию .

Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки.

На ранних этапах первобытнообщинного строя игрушки отсутствовали. Это было связанно с примитивными средствами и формами труда, которые позволяли детям принимать участие в несложной работе взрослых: собирать пригодные для еды растения, корни, ловить рыбу, охотиться на мелких зверей и птиц, заниматься земледелием. С переходом к более высоким формам производства, разделением труда изменился и характер участия детей в разных его видах. Встала задача, как можно раньше научить детей владеть сложными орудиями труда, чтобы приобщить их к более важным видам деятельности. Для этого создавалась уменьшенная копия орудия труда. С их помощью дети упражнялись в условиях, приближённых к реальной жизни. Но уменьшенные копии не могли выполнять функции по назначению в полном объёме. Именно в этот период и стали появляться игрушки.

Игрушка только внешне отражала предметы быта. На протяжении тысячелетий игрушка менялась. Изменение прежде всего касалось производства: от кустарной к промышленной. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек. Появлялись более сложные орудия труда, техника, краски и материалы. Под влиянием господствующей идеологии изменялось содержание образов (в начале века – куклы барыни, служанки, монахи, ангелы, городовые, цари; позже – мальчиши – кибальчиши, куклы – красноармейцы, пионеры). Под влиянием социальной политики общества и научно – технического прогресса меняется ассортимент игрушек и их качество. Об этом свидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек, игрушек на космическую тематику, куклы Барби. На протяжении столетий менялись функции игрушек (когда-то для отпугивания злых духов, как защитники рода, символ благополучия и урожайности) .

XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки.

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию.

Со времен Ф. Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много - разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металлический конструктор.

Вообще, игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.

Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:

Привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;

Доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;

Не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.

Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;

Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне .

Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.

2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка.

Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока .

В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.

Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью - визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) - продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.

Главные качества детской игрушки: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.

Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.

Игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его появления на свет. Это не только радость и забава, призванная увлекать кроху, но и великолепный воспитатель, подготавливающий ребенка к жизни в обществе и выступающий в качестве средства его психического развития .

Первыми игрушками, которые входят в жизнь новорожденного, являются погремушки. Происходит это прежде всего потому, что на первом месяце жизни у крохи формируются слуховые реакции. Родители привлекают внимание малыша разговором, мимикой и поглаживаниями, а погремушка способна поддерживать непроизвольное внимание малыша. В процессе игры погремушка в руках родителей становится привлекательной и сама по себе. А к пяти месяцам, когда у ребенка сформируется зрительно-двигательная координация и разовьется реакция хватания, он с удовольствием берет и трясет погремушку, вслушиваясь в звуки и сосредотачивая взгляд на игрушке. В итоге таких манипуляций к концу года жизни в мозге ребенка устанавливаются первые причинно-следственные связи – если потрясти погремушку, она создаст звук.

Музыкальные игрушки привлекают внимание малыша на протяжении всего дошкольного периода. Он с радостью играет с детскими гармошками, барабанами и колокольчиками, причем, ребенка привлекают уже не звуки как таковые, а различные мелодии, которые он пытается извлекать, а затем и включает их в свои сюжетно-ролевые игры. Малыш подстраивает свои движения под музыкальный ритм, совершенствуя тем самым свой музыкальный слух и чувство ритма.

На втором году жизни малыш знакомится с дидактическими игрушками. Они созданы по принципу автодидактизма, а значит, заключают в себе способ использования. Это примитивные сборные и разборные игрушки, предметы для нанизывания. Задача взрослых показать крохе способ их действия и объяснить, как можно получить результат. Зачастую, это сборка различных фрагментов игрушки в соответствии с величиной, формой и цветом. Малыш осваивает сенсорные эталоны и учится самостоятельности, пробуя своими усилиями достичь результата. Регулярно играя с игрушкой действия малыша приобретают целенаправленность и результативность .

Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, которые участвуют в психическом развитии малыша. Они дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки и солдатики и куклы. Такие игрушки позволяют крохам включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические. Показательна в этом случае игра с куклой.

Играя с куклой ребенок наделяет ее мыслями и чувствами. Игрушка в его руках оживает и выполняет все, что он хочет. Сам же ребенок постоянно заботится о кукле, воспитывает, кормит укладывает спать и передает ей знания, то есть выполняет все те функции, которые выполняет взрослый человек по отношению к своему ребенку. В процессе игры малыш оценивает поведение куклы, передает ей свой нравственный и эмоциональный опыт, осознавая и закрепляя его тем самым. С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляется нравственная и эмоциональная идентификация, развивается гамма эмоциональных переживаний, а значит, у ребенка формируются нравственные качества.

Образные игрушки помогают усвоению половой роли, ведь на третьем году жизни мальчишкам становятся более интересны солдатики, пистолеты и машинки, а девочкам – куклы. Однако как тем, так и другим нравятся мягкие пушистые игрушки. Особенно ребятишки любят мягких мишек, котиков и собачек, ведь они так похожи на настоящих четвероногих друзей. Эти игрушки малыши обнимают, ласкают и даже спят с ними в обнимку, и создается впечатление, что игрушка отвечает ребенку своей привязанностью.

Примерно в этот период, в районе 3-х лет, у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.

Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед крохой мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, малыш обретает представление о деятельности взрослых .

Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, подходят для того, чтобы ребенок мог участвовать в спектакле, обыгрывать действия конкретного персонажа по разученной роли или импровизировать по ходу представления. Особенно нравится детишкам играть с игрушками созданными по образу персонажей известных и любимых всеми сказок. Играя с ними у малыша формируется правильная речь, мимика и пантомимика, а также театрально-речевые способности.

Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.

К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребенок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. Например, ребенок может сделать подарок для мамочки. К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам .

Родители должны понимать, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие, соответствующее возрасту малыша. Задачей же родителей является знакомство ребенка с игрушкой и обучение обращению с ней.


3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям .

Игрушка вредна, если она:

Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

Вызывает страх или тревогу;

Имеет грубый натурализм;

Унижает человеческое достоинство;

Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;

Искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка полезна, если она:

Безопасна;

Привлекательна;

Эстетична;

Соответствует возрастным возможностям ребёнка;

Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);

Выполнена из экологически чистых материалов;

Упакована.

Заключение.

Игрушка, как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка. Исходя из истории создания игрушек, мы понимаем, что они не возникли неожиданно. Игрушки создавались в ходе целого исторического развития, отражая быт и атмосферу того времени, в котором создавались. Так – же исходя из того, что дети – это самое главное и дорогое, что есть в нашей жизни очень хотелось бы, чтоб производители игрушек как можно качественнее относились к своей работе, ценя ту радость, что они несут детям. И чтоб они обращали внимание не только на внешность и цвет игрушки, но и на безопасность и положительное влияние игрушки на ребёнка. Потому что на втором месте после родителей у ребёнка всё-таки стоят игрушки. И с них дети тоже берут пример.

8. Осорина, М. Психологическая концепция игрушки: какой предмет может стать игрушкой? / М. Осорина // Детсад со всех сторон. - 2004. - № 7-8. - С. 2.

9. Решетникова, О. Играют все! : психологические концепции игрушки и проблемы экспертизы игрушек / О. Решетникова // Школьный психолог: методическая газета для учителей. - 2003. - № 37-38. - С. 14.