Меню

Коррекционная работа школьного психолога с детьми, склонными к обману и воровству. Индивидуальное психологическое консультирование и групповая работа

Здоровье

Проблема воровства актуальна особенно сегодня, когда в СМИ то и дело сообщают об очередных миллионных взятках чиновников и министров и их безнаказанности. Воровство процветает во всех эшелонах власти страны. Причина чиновничьего порока даже не в ненасытной жадности к деньгам и вещам, а в отсутствии преступления. Вины нет, так как чиновник не украл, а взял. Он имеет власть – имеет и право брать столько, сколько ему нужно. Порочный круг.

Меня больше интересует детское воровство, его причины и коррекция поведения ребенка. Ворующих детей ошибочно называют клептоманами.Клептомания (слово «klepto» переводится с греческого как «похищаю», слово «mania» означает «безумие») — психическое заболевание, которое проявляется в навязчивом влечении к хищению вещей. Этой болезнью страдают около 0, 05 % человек по всему миру. Случаев заболевания клептоманией в детском возрасте практически не зарегистрировано. Вывод один: воровство – не болезнь, а плохое воспитание.

В чем заключается психология этого недуга? И стоит ли родителям бить тревогу по этому поводу? Дети младшего возраста не способны контролировать свои желания. В силу детской импульсивности они хватают все, что им нравится. На детской площадке мой двухлетний племянник берет чужую игрушечную машинку и уходит с ней домой. Ему приглянулась игрушка, и он руководствуется внезапно охватившими его эмоциями. Такое поведение не имеет ничего общего с воровством. Объяснить двухлетнему или трехлетнему малышу понятия «твое» и «чужое» сложно, но родителям важно попытаться помочь крохе разобраться в том, что эта игрушка чужая и ее брать нельзя.

У детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет) развито представление о личной собственности, но не сформирована способность оценивать свои действия. Сильное желание обладать чем-либо провоцирует их на воровство. Младший дошкольник нуждается в помощи взрослых. Этому возрасту характерна все та же импульсивность.

Самая простая модель получения дохода через интернет

Пошаговый чек-лист по созданию своего дела на продающих консультациях. С помощью этого чек-листа Вы закроете все свои вопросы и узнаете, как быстро и без особых усилий выйти на доход от 50000 рублей в месяц. Скачать чек-лист можно по этой ссылке:

Родители должны обсудить с ребенком этот негативный поступок и особое внимание обратить на чувства человека, лишившегося своей любимой вещи. Важно убедить малыша в том, что ему нужно стыдиться таких действий и больше так себя не вести.

В 6 лет дошкольник идет на воровство осознанно. Им двигают разные мотивы: отомстить кому-либо, привлечь внимание сверстников…Его не пугают родительские наказания. Он ворует книжку или игрушку, чтобы наказать сверстника за то, что тот не дал ему ее посмотреть. Девочка может подарить своим подругам мамины украшения, чтобы завоевать доверие к себе. Мальчик — раздать в садике папины деньги. Сделав что-нибудь приятное, бедняга ждет признания со стороны окружающих его детей.

Причина воровства – низкая самооценка, неумение общаться со сверстниками. Шестилетний малыш еще не знает, как завести друзей. По его мнению, человека замечают только тогда, когда у него есть что-то ценное. Задача родителей – дать детям представление понятия «дружба», научить культуре общения через определенные игровые ситуации.


У детей 8-11 лет недостаточно развита волевая сфера. Они совершают кражу, так как не могут справиться с соблазном. Им трудно противостоять желанию – иметь чужую вещь. Конечно, в скором времени они будут стыдиться этой неприятной истории. за кражи в этом возрасте бессмысленно. Волевые качества нужно воспитывать.

Подростки в 12-15 лет совершают воровство сознательно. В моей школе у педагогов часто пропадают деньги из сумки и из карманов. Интересно то, что воруют дети, как из малообеспеченных, так и из «внешне благополучных» семей. И в одном и в другом случае родители не знают, как складываются отношения детей с одноклассниками и друзьями и какие нравственные ценности в них заложены. Факт воровства в 12-15 -летнем возрасте свидетельствует о наличии вредной привычки и отсутствии должного семейного воспитания.

Взрослые могут воровать на глазах у ребенка и говорить ему о необходимости быть честным человеком. Убедить детей в чем-либо возможно только в том случае, если дело не расходится со словом.

В семье моих знакомых родители не испытывают стыда за воспитание сына, заявляя открыто: «попался, говорила же, не умеешь – не воруй». Таким заявлением они дают ему свободу действий. В дальнейшем он будет проявлять все меры предосторожности, чтобы не быть замеченным. Беседа с детьми эффективна в здоровой семье, где соблюдаются моральные нормы. Никакие убеждения и наказания не помогут, если родители лгут или показывают дурной пример.

  • отсутствие последовательности в воспитании (сегодня проявляем строгость, завтра – слабость);
  • отсутствие моральных принципов;
  • несогласованность родительских требований;
  • воспитание детей во вседозволенности;
  • авторитарный стиль воспитания.

Почему ребенок ворует и что с ним делать? Психологи не дают точного ответа на этот сложный вопрос. Действия родителей могут быть самыми разными и зависят они от причины, по которой он делает неверный шаг.

Причины детского воровства:

  • Детское одиночество (недостаток родительской любви);
  • Возможность обладать долгожданной игрушкой;
  • Отсутствие карманных денег;
  • Способ самоутверждения в коллективе сверстников;
  • Подражание дурному примеру родителей;
  • Вымогательство со стороны старшеклассников.
  • Постарайтесь разобраться в детской психологии. Детское воровство — не серьезный проступок, а проблема, от которой страдает ваш ребенок. Это, своего рода, сигнал о том, что у него не все в порядке в отношениях с окружающим миром или с вами.
  • Обсудите ситуацию в спокойной обстановке. Проявляйте тактичность и не начинайте разговор с вопроса: «Как ты мог это сделать?» Постарайтесь понять причину «как и почему это произошло».
  • Проанализируйте свои семейные отношения. Подумайте о том, сколько времени вы уделяете своим детям?
  • Не называйте ребенка вором. Помните известное изречение: «Человеку свойственно ошибаться».
  • Не сравнивайте его с другими детьми: «Твой друг Саша никогда так не сделал бы, за что мне это наказание?»
  • Не переходите на личность, осуждайте поведение.
  • Не рассказывайте о недостойном поведении своего чада посторонним людям. Этим вы нанесете ему большую психологическую травму. У него возникнет неуверенность к себе и недоверие к вам.
  • Будьте искренними и доброжелательными. Ребенок должен почувствовать ваше огорчение и постараться больше вас не расстраивать.
  • Постарайтесь вернуть вещь владельцу, но не требуйте от сына или дочери публичных извинений. Разделяйте с ними ответственность за совершенный проступок.
  • Не напоминайте ребенку об этом нелепом случае, ваши упреки доставляют ему страдания.

Предлагаю вам посмотреть видеоконсультацию психолога, которая поможет поэтапно отучить ребенка от воровства.

Уважаемые родители! Не забывайте о том, что от вашего внимания зависит поведение ваших детей. Решайте проблему детского воровства вовремя. Детское воровство может привести к проблемам с законом. Помните: ответственность за воровство лежит в первую очередь на родителях.

Причины детского воровства

Конечно, если речь идет о детях 2−4 лет, то заигранную у друга машинку или пупса трудно назвать сворованными в общепринятом понимании. Часто в этом возрасте дети просто не делят вещи на «свои» и «чужие» и не догадываются, почему одной игрушкой можно смело играть, а чтобы взять другую, нужно просить разрешения.

Однако если ваш ребенок уже имеет некие представления о собственности и знает, что у каждой вещи есть хозяин, его поступок можно идентифицировать именно как воровство. Уже в 4−6 лет подавляющее большинство детей четко понимают, что забирают чужое, и, как правило, осознают, что спасибо им за это не скажут. Однако, даже рискуя быть раскрытыми, они все равно на это идут. Почему? Психологи выделяют три основные причины детского воровства.

  1. Детская импульсивность. Бывает так, что какая-то вещь по тем или иным причинам поражает воображение ребенка и всем его существом овладевает единственная мысль: «Это должно быть моим!» Малыш может понимать, что поступает нехорошо, но как только появится возможность, все равно похитит вожделенный предмет. Также ребенок может украсть и деньги, если увидел игрушку своей мечты в магазине.
  2. Необходимость адаптироваться в новом коллективе. Так малыш пытается завоевать намеченное для себя положение. Например, он может стащить из дома деньги, чтобы купить сладости для друзей и тем самым добиться их симпатии и снисхождения. В этом случае воровство стоит рассматривать как сигнал к тому, что ребенок не умеет общаться, отстаивать свои позиции и не может найти свое место среди сверстников.
  3. Нехватка внимания в семье. Возможно, своровав дорогую для вас вещь, ребенок хочет показать, что нуждается во внимании и ласке. Он готов даже принять наказание, лишь бы стать центральной фигурой в вашей жизни хотя бы на некоторое время. Поэтому неудивительно, что случаи воровства особенно часты в те периоды, когда жизнь семьи резко меняется (развод, переезд, смерть близких) и взрослым попросту некогда заниматься проблемами малыша.
Кстати: причиной детского воровства может быть слишком строгое воспитание, когда родители очень жестко ограничивают покупку недорогих, но статусных для ребенка вещей — жвачки, чипсов со вложенными фишками или киндер-сюрпризов с игрушками модной серии.

Что делать, когда преступление раскрыто

Итак, вы обнаружили пропажу и воришка уже не отпирается от содеянного. Что дальше? Без наказания не обойтись, считают психологи. Но не торопитесь стучать по попе.

Выясните у ребенка, в чем причина его поступка. Если среди его вещей затесалась чужая игрушка, вполне возможно, что он просто обменял ее у друга на свою. А деньги стянул, чтобы сделать вам же подарок к какому-нибудь празднику. Но даже если окажется, что, вытаскивая купюру из кошелька, малыш понимал, что поступает плохо, постарайтесь узнать, на что он собирался ее потратить.

Кстати: если хотите добиться максимальной откровенности, во время разговора ваши глаза должны находиться на одном уровне с глазами ребенка, чтобы он мог почувствовать себя на равных. В этом случае вы скорее услышите истинную причину вместо неуклюжей легенды

Постарайтесь объяснить ребенку, почему он должен будет исправить содеянное и почему будет наказан. Только тогда наказание окажется эффективным и возымеет свое действие. В противном случае дитя не усвоит урока, зато быстро научится выкручиваться и маскироваться.

Наказание обязательно должно быть соразмерно проступку. Во‑первых, необходимо понять, чувствует ли ребенок стыд и раскаяние. Во‑вторых, взвесьте, насколько серьезным был проступок и легко ли его исправить. В некоторых случаях сам процесс исправления уже является хорошим наказанием: например, самостоятельно вернуть украденную игрушку и принести извинения другу — процедура довольно унизительная. После нее, как правило, не требуется никакого дополнительного наказания: маленький человек и так усвоит, что воровать нехорошо.

Обсуждая с ребенком происшедшее, не навешивайте на него ярлыков и не перегибайте палку в обличительной речи , иначе он будет скрывать от вас любое действие, которое сочтет постыдным. А сразу после того, как виновный будет наказан и получит «официальное» прощение, забудьте о случившемся и никогда не припоминайте этого в ссорах. В противном случае весь эффект сойдет на нет — малыш будет думать, что навсегда лишился вашего доверия, и взамен отнимет свое.

Профилактика воровства и опыт родителей

Как сделать так, чтобы ребенок никогда не воровал

Этим вопросом задаются многие родители. Конечно, со стопроцентной гарантией предотвратить детское воровство невозможно, но превентивные меры, безусловно, существуют.

Не провоцируйте! Многие папы и мамы оставляют на виду деньги и драгоценности, будучи уверенными, что их ребенок точно не возьмет ничего без разрешения. Но он еще слабо контролирует себя и порыв бывает сильнее страха перед наказанием. Скорее всего, малыш поддастся соблазну и с большой долей вероятности возьмет то, что само идет к нему в руки. Вывод очевиден: все, что следует спрятать от детских глаз, должно быть спрятано.

Разговаривайте о деньгах. Ребенок может не знать цены деньгам и реальной стоимости вещей просто потому, что ему не приходилось сталкиваться с этим напрямую. То есть вы никогда не доверяли ему в вашем присутствии сделать маленькую покупку — шоколадку или воздушный шарик. Может быть, вы излишне строги с ним и он боится попросить у вас какую-то вещь, которая ему уже по ночам снится. Или, напротив, покупаете ему все, чего бы он ни пожелал, не объясняя, что деньги даются вам трудом, а не падают с неба. Поговорите с ребенком об этом. Если есть возможность, возьмите его хотя бы раз на работу и покажите, чем вы там занимаетесь. Расскажите, на что собираетесь потратить деньги — на отдых, на новые сапоги для вас или велосипед к его дню рождения.

Кстати: если малыш мечтает о какой-то вещи, не заставляйте его ждать эту вещь слишком долго, даже если, на ваш взгляд, все подарки должны быть «вымечтанными».

Развивайте чувство собственности. Бывает так, что ребенок не умеет дифференцировать вещи по принципу «мое» и «чужое», потому что у него нет своих личных вещей. В семье все общее, и даже игрушками ему не разрешают играть по собственному усмотрению: все время предупреждают, чтобы не сломал, не испачкал. Позвольте ребенку распоряжаться личными вещами так, как он считает нужным. Со временем это научит малыша дорожить своим имуществом, и он станет понимать, почему люди расстраиваются, когда у них что-то пропадает.

Детское воровство цифрах

  • 95% детей воровали хотя бы раз в жизни
  • 75% из них делали это только 1 раз
  • 20% магазинных краж происходит импульсивно
  • 5% магазинных краж — попытка привлечь внимание
  • 3% воровавших в детстве становятся настоящими ворами

Реальные истории

Рита, 30 лет, финансовый аналитик:

«Уже перед самой школой в детском саду давали нам подарки в бумажных пакетиках, со всякими конфетами и мандаринками. А мне кроме собственного пакета выдали еще и пакет заболевшей одногруппницы с просьбой передать его ей (мы жили на одном этаже). Я тихо шла домой и по дороге трескала шоколадные конфеты из одного пакета. Дойдя до дому, зашла к соседям и передала именно тот пакет, из которого я слопала все вкусные конфетки, а свой, целый, принесла домой. Естественно, родители соседки потом спросили в садике: «А что это такой подарок в этом году бедный, одни карамельки?» И конечно же, им рассказали, что и шоколадки тоже были. На следующий день меня публично отругали перед всей группой. С тех пор я ни-ни! Боюсь»

Ирина, 43 года, госслужащая:

«В первом классе была у меня подружка Ирка. В школе завтраки были за деньги, а Ирка была из малообеспеченной семьи, и ей деньги возвращали. И говорит мне моя задушевная подружка: «Вот наши мамы таскают такие тяжелые сумки, а была бы у нас лошадь, так она бы возила эти сумищи… Я деньги родителям не отдам, а буду копить на лошадь». А мне денег никто не возвращал — не положено. Но я ведь тоже хотела свою лепту внести! Вот и вытащила из стопочки с маминой зарплатой некоторую сумму и отдала Ирке — на лошадь… Через некоторое время Ирку запалили с деньгами, она раскололась, и мою маму сразу же вызвали в школу. А история о том, как я собиралась лошадь купить, вошла в анналы нашей семьи…»

Игорь, 30 лет, музыкант:

«Мы жили на военной базе, и папа довольно часто ходил на охоту. Пороху было не достать, и отец его вытаскивал из простых строительных патронов. Их я и дернул, пока папа в очередной раз бегал по лесам, — украл 10 000 (!) штук. Отец просто озверел, обнаружив пропажу. Он поставил меня на табуретку и выносил мне мозг часа два, но я уже ничем не мог ему помочь: к тому времени все патроны были давно сожжены на местной свалке. Когда папа узнал и это, он поставил меня на швейную машинку и орал уже мне в лицо. А я вспоминал, как щелкали патроны, и думал, что, когда он уйдет в следующий раз, украду еще больше».

В данной статье говориться о том, как родители могут распознать и в дальнейшем бороться с воровством ребенка.

Иной раз многие родители обращают внимание на то, что из кошелька исчезают деньги, а среди игрушек их ребенка они видят чужие вещи.

Детское воровство является очень распространенным явлением, с которым нередко сталкиваются взрослые.

Если малышу еще нет 4 лет, и он уже был замечен в воровстве, то родителям пока не стоит беспокоиться. Потому что такие детки пока не делят вещи на свои и чужие. Однако, если ребенку уже от 4 до 6 лет, и он был замечен в присвоении чужих вещей, то это уже можно считать воровством. И родителям уже нужно волноваться по этому поводу, объяснять ему без крика и ругани, что воровать нельзя.

Основными причинами воровства являются:

1. Ребенок не знает, что вещь, которую он взял, принадлежит другому человеку. Например, учительнице, соседу либо сверстнику. В данном случае, родители обязаны поговорить с ним, о том, что этого не стоит делать, при этом приводя аргументы и яркие примеры из жизни.

2. Иногда ребенок без разрешения берет чужую вещь благодаря эмоциям, из-за импульсивного порыва. Потому, что он не может устоять перед вещью, о которой он всегда мечтал, но ему родители не покупали. А тут можно просто протянуть руку, и получить долгожданную вещь. В данном случае, родители обязаны вырабатывать у ребенка силу воли, учить жить, а также играть, при этом придерживаться правил. А еще объяснять, что не всегда можно подчиняться эмоциям.

3. Бывает, что хозяин вещи применял ее как доказательство своего преимущества. В этом случае взрослые обязаны объяснить своему малышу, что воровство является очень плохим методом, для отстаивания собственного достоинства.

4. Иногда малыш занимается воровством, если не чувствует родительской ласки и любви. Даже если семья имеет материальный достаток. Тем самым стараясь привлечь к себе внимание. И если родители не смогут изменить свое отношение к ребенку, то в итоге они и их ребенок, просто отдаляться друг от друга.

Что же стоит делать родителям, если ребенок попался на воровстве?

В первую очередь, после того, как преступление раскрылось, и ребенок не отрицает вину, родители обязаны его за это наказать, но не физически. Просто нужно разъяснить малышу, зачем он обязательно должен исправить собственную ошибку.

Затем следует убедиться, что он раскаивается и ему очень стыдно. И постараться найти для него наказание, которое будет соответствовать содеянному. Даже когда малыш сам вернет ворованную вещь, уже можно посчитать неплохим наказанием. Он поймет, что воровать нельзя. После того, как ребенка простят, ему не стоит постоянно напоминать о его проступке. Так как он посчитает, что потерял доверие родителей и сам перестанет им доверять.


Коррекция детского воровства

1. Не стоит ребенка провоцировать. То есть родители не должны оставлять на видном месте ценные вещи, которые могут соблазнить ребенка. Он же не всегда может контролировать собственные желания.

2. Следует обязательно с ребенком вести разговор по поводу денег. Он не всегда понимает цену вещам, не знает, сколько они стоят. Поэтому нужно попросить его купить какую-нибудь вещь, а также разъяснить, как зарабатываются деньги, взять на свою работу и провести там небольшую экскурсию. И всегда надо советоваться с ним, при покупках, при этом рассказывая, куда и на что траться деньги семьи.

3. Всегда развивать чувство собственного достоинства. Малыш обязан иметь свои личные вещи, с которыми он может делать все, что захочет. Даже если, что-нибудь поломает, потеряет либо испачкает. Через время он приучиться дорожить собственными вещами и поймет, почему другие люди всегда тревожатся о своих вещах.

Воровать могут не только дети из бедных семей, но также и из богатых. Просто взрослые, когда увидят в своем доме чужую вещь, обязаны выяснить причины этого плохого поступка со стороны ребенка, поговорить с ним и постараться, чтобы этот поступок не был совершен в другой раз. Следует просто научить малыша осознавать свои ошибки и обязательно показать ему, что его любят и доверяют.

Дети и воровство (Видео)

Многие родители сталкиваются с так называемым детским воровством. Казалось бы вполне благополучная семья и у ребенка есть абсолютно все и даже больше. Но ребенок все равно не упустит момента взять чужое. Причем встречаются случаи вовровства как у знакомых и друзей, так и у своих близких родственников. С чем это связано, почему дети воруют?

Да, вполне благополучная семья и у ребенка есть абсолютно все и даже больше, а как хочется иметь вон ту ломаную машинку как у Миши или штопанного-перештопанного зайца как у Маши! Попытки и желание родителей дать ребенку всё, что пожелает и по первому требованию не всегда приводят к ожидаемому результату... Зачастую воруется что-то такое, казалось бы, незначительное, но такое важное для ребенка:))! Обратите внимание на это. Да, некоторые дети все равно не упустят момента взять чужое. Поначалу мы все не знали и не понимали, что такое «чужое». Важно объяснять ребенку на том уровне, который доступен для понимания в его возрасте (одними словами и примерами в 2 года, иными - в 12).

Да, встречаются случаи воровства у знакомых и друзей, у близких родственников. Может быть им, деткам, кажется, что это безопасно, что простят, что не заметят, не подумают, пожалеют…

Детское воровство может быть … агрессией по отношению к родителям. Бывает так, что родители в конфликте, не обращают внимания на ребенка, либо слишком контролируют, давят на него, не дают самостоятельности. И ребенок вдруг (?) начинает воровать. Не понятно, как эти вещи связаны? Ребенок пытается привлечь внимание, пытается выразить агрессивную позицию по отношению к взрослым. И если взрослые поймут его мотивы, примут то, что ребенок злится, реагируя на то, что происходит в его семье (или в классе, или в какой-либо другой значимой для него среде), то родители смогут изменить ситуацию. В этой ситуации важно сказать ребенку то, что понимаете его, важно предложить ребенку вместе подумать, как выйти из сложившейся ситуации - скорее всего контакт с ребенком восстановится и подобного больше не повторится.

Кроме того, очень важно, чтобы ребенок понимал моральные аспекты того, что он ворует, т.е. что воровство - это плохо. Понятно, что ребенок может не понимать, что это плохо. У них еще нет понимания «свое-чужое», «плохо-хорошо … Важно дать почувствовать ребенку, что Вы его принимаете и любите, чтобы у него не было ощущения незащищенности, чтобы у него была возможность говорить вам, родителям, напрямую то, что его волнует, чем он не доволен, чего он хочет. Объясните, что вы попытаетесь не ругаться, а понять, почему он так поступил. Изначально идите с посылом, что вы верите в то, что ребенок хороший, любимый.

Важно понять мотивы. Почему ребенок так поступил, что это было за действие с его стороны?

Например, когда к ребенку повышен контроль со стороны родителей: когда родители проверяют все его карманы, когда нарушают его личные границы, не позволяют совершать самостоятельные поступки, принимать свои (пусть и ошибочные!) решения. Может оказаться, что у ребенка нет своего пространства. Вообще… Ворует, чтобы было свое, которое никто другой, даже самый любимый, не смог бы трогать, видеть, знать. Поэтому детское воровство оценивается, как способ спрятать что-то свое от постороннего взгляда любого человека. Важно, чтобы у ребенка было своё пространство, где только он хозяин, то пусть это будет его и только его! Пусть это будет его детская комната, или «волшебная» коробочка, девичий дневник или, как делали многие из старшего поколения, «секретики», которые мы закапывали в землю, а сколько там было ценного (пуговички, красивые стекляшки, записки)!

Или - другая крайность - это когда, наоборот, ребенку не хватает внимания, от мамы и папы в первую очередь. И воровством он привлекает это внимание к себе. Да, вот таким способом он сможет получить внимание родителей, хоть и со знаком «минус» (будут ругать, наказывать)… Вот и таким вниманием ребенок очень часто довольствуется.

Ребёнок растёт тем более уверенным и более спокойным , не нуждающимся в дополнительной релаксации, к которым относится не только алкоголь, наркотики, но и попытки завоевать авторитет у сверстников путём подкупа, путем совершения «смелых» поступков и т.п., чем меньше у него выражено внутреннее противоречие . Внутреннее противоречие может появиться, если ребёнок лишен возможности, в равной степени, принимать каждого из своих родителей, если ребёнок должен «присоединиться», пусть даже только мысленно, к одному родителю против другого. Тогда, когда родители в конфликте между собой, когда используют ребенка как средство манипуляции, спекуляции - ребенку плохо и он, как может, выживает!

С чем связано то, отчего дети воруют? С этим важно разбираться родителям, т.к. единой причины, общего мотива - нет. У каждого конкретного случая, у каждой семьи - свои уникальные, присущие только им причины, ситуации. Это может быть и вышеперечисленные причины, и скрытые семейные динамики (системные семейные расстановки!), или наследственность (!), или желание быть «крутым» как кто-то известный (или неизвестный), желание помочь … маме, сделать подарок брату, купить попкорн и билеты в кино для всей компании… Причин множество и важно разбираться деликатно и с уважением к ребенку! Он может это делать вместо кого-то или для кого-то, не осознавая своей неправоты!

Необходимо различать: в каких ситуациях ребенок ворует, что он ворует и что он делает с объектом, который украл, как потом относится ко всей этой ситуации.

Многие замечали, что ребенок ворует, если его соблазняет то, что он хотел бы иметь, но у него этого нет. В этом случае логичным оказывается воровство детей, которые лишены в своей жизни важных для них вещей, их уровень жизни хуже, чем у сверстников, и они попросту завидуют. Но как объяснить, что воруют дети из хорошо обеспеченных семей?

При более длительном наблюдении и изучении соответствующей литературы можно прийти к выводу, что за проблемой детского воровства стоит нечто большее, чем просто импульс обладать тем, чего у них нет. Для этого рассмотрим такое понятие как символическое мышление . Его основы закладываются на самых ранних стадиях развития.

Вначале ребенок полностью зависит от матери и ее ухода за ним. Вначале мать создает благодаря своему почти полному соответствию потребностям ребенка возможность переживать иллюзию, что мать и ее грудь - это часть ребенка . Мать как бы находится под магическим контролем ребенка.

Получая от матери молоко, ребенок символически переживает с ней единство. То хорошее, что есть у матери, ребенок присваивает себе. Это происходит в том случае, если мать находится в ресурсе (физическом и эмоциональном). Если мать истощена (физически, конфликтами, внутренними напряжениями, нестабильностью социально-экономической ситуации в семье), то она присутствует с ребенком формально, ее нет на эмоциональном уровне, она не может раствориться в потребностях ребенка. Подобные примеры мы можем встретить в случае матерей, рано вышедших на работу (в 2-3 месяца жизни ребенка), в ситуации, если мать холодная и отчужденная от своих эмоций (она все старается сделать правильно, но никогда не бывает в контакте с потребностями самого ребенка). При таком сравнении ребенку «не додает материнского тепла» и асоциальная мать, которая просто его бросает, и мать - бизнес-леди, которая ориентирована на бизнес и карьеру , хотя и создает комфортные условия для жизни.

Если достаточно хорошая мать в состоянии соответствовать потребностям ребенка, то она берет на себя поддерживающую функцию Я . У ребенка появляется иллюзия, что грудь или мать - это часть его самого, над которой он обладает магическим контролем, а внешняя реальность отвечает его собственным созидательным способностям. Без такой иллюзии невозможен контакт между психикой и окружающим миром. Постепенно происходит расширение области эмоциональных переживаний младенца, а также формируются механизмы структуры “Я-САМ” .

Винникотт различает две типичные формы выражения антисоциальных тенденций. Это воровство и деструктивность . Воровство имеет либидонозный характер и выражает поиски первичного объекта (эмпатической матери), к которому можно проявить любовь . Деструктивность же имеет, напротив, агрессивные черты. Ребенок приобретает внутреннюю стабильность, если мама выдержала его агрессивные импульсы и не ответила агрессией на агрессию, осталась «не разрушенной». Тогда целостной будет психика ребенка.

Самыми ранними симптомами антисоциальных тенденций Винникотт считал жадное, алчное поведение в том, что касается питания (а также его парное дополнение - отсутствие аппетита), нечистоплотность, ночное недержание мочи. В жадном и алчном поведении, которое Винникотт рассматривал как предтечу воровства , выражается сильнейшее инстинктивное притязание. При достаточно хорошем соответствии поведения матери потребностям младенца жадное и алчное поведение у него, как правило, не проявляется. В этом благоприятном случае оно представлено импульсом любви.

Однако если поведение матери не соответствует потребностям ребенка, то посредством жадного и алчного поведения младенец обычно может потребовать от матери исправить, исцелить этот недостаток. Он как бы забирает то, что изначально принадлежит ему. В практике мы можем встретить ненасытных детей: ненасытность проявляется в отношении к еде, к сладкому, к обладанию игрушками, к развлечениям и т.д. Такой ребенок переживает, что всего «мало». Его внутренний голод никогда не утоляется. Ощущая внутреннюю пустоту (если от мамы нечего было взять), такой ребенок превращается во взрослого, который все время накапливает и ни с чем не может расстаться. Примером является старшее поколение, среди которых много «Плюшкиных» - а вдруг завтра пригодится. Житейская практичность может перерасти в психическое заболевание.

Если ребенок по жизни встречается с людьми, которые могут дарить ему безусловную любовь и эмоциональное тепло, то они как бы на символическом уровне являются для него «более хорошей принимающей мамой», чем их собственная. Расставаясь с таким человеком или самой ситуацией, ребенок хочет оставить себе «частицу хорошей мамы». Пережитое чувство эмпатии и любви в свой адрес проецируется на переходный объект - украденный предмет. Этот украденный предмет на символическом уровне будет означать эмоциональное тепло «родительского объекта». Такое иногда встречается при работе с детьми в детской терапии.

Вспоминаются случаи из практики. Работая психологом в школе (еще училась в институте), проводила тестирование с 9-летним мальчиком. Он оказался из многодетной, почти асоциальной семьи (был 1993 год), был неухоженным и всегда голодным, его родители сильно пили. Помню его навязчивость и прилипчивость. В кабинете брать особо было нечего, но ему было важно, чтобы я хоть что-то давала с собой. Мы подружились, и он много времени проводил со мной.

И теперь, много лет спустя, проводя исследования в интернате, я приносила с собой игрушки, краски и другое оборудование. После того, как закончился учебный год, я забрала свои вещи и не досчиталась нескольких фигурок, которые пользовались особой популярностью у 5-го класса, с которым я работала.

Были подобные случаи и в индивидуальной работе. В течение года проводила игровую терапию с 11-летним мальчиком. После каждого сеанса что-то оказывалось «случайно» унесенным с собой. Мальчик был из семьи с хорошим достатком и как будто ни в чем не нуждался. Позже мы с ним договорились, что он будет просить меня, если ему что-нибудь захочется взять с собой. Его воспитывала одна мама, у которой был свой бизнес. Мальчик также был ненасытным в еде и не переносил ограничений. Дефицит материнского тепла чувствовался во всем его поведении.

Исходя из практической работы, скажу, что для удовлетворения жадности требуются года аналитической работы, и чем раньше родители обращаются, тем лучше результат для ребенка.

Детское воровство. Первый тревожный звоночек для родителей (не настолько тревожный, чтобы впадать в панику!). Такое явление (за исключением клептомании) указывает, на существующие неблагоприятные факторы внутри семейных отношений.

Существует масса, всевозможных ситуаций, выделю несколько из них:

1) Из-за недостатка внимания. Часто происходит, когда родители заняты только своими заботами, контролируя на "автомате" своего ребенка, без эмоционального проявления интереса к его жизни, переживаниям и впечатлениям.

2) Последствия психотравмирующих ситуации. Ребенок оказывается свидетелем семейных скандалов, разборок, алкоголизма, неуважительном отношении родителей друг к другу.

3) Положение золушки. В процессе воспитания часто допускаемая ошибка, ребенок чувствует, что он лишний в семье , особенно проявляется, на фоне безграничной любви и заботе к другому ребенку.

В любом случае, все, так или иначе, крутиться вокруг одной точки, либо недостатке, либо переизбытке внимания родителей.

Если такое происходит, то в первую очередь, близким окружающим людям следует разобраться в своем поведении.

Причины воровства у детей

Рано или поздно практически все родители сталкиваются с тем, что их ребенок приносит домой чужую игрушку или какую-то другую вещь. Этот факт, конечно же, вызывает негативные эмоции, заставляет переживать и волноваться. Родители начинают думать, что неправильно воспитывают своего ребенка, злятся, испытывают чувство стыда и страха. Их мучает мысль: что же делать в такой ситуации, что заставляет ребенка брать чужие вещи?

Для начала не следует сразу впадать в панику, ведь бывают ситуации, когда появление в доме чужой вещи не является кражей. Возможно, малыш обменял ее на другую свою вещь, поэтому, прежде чем бить тревогу, необходимо все же выяснить, где ребенок эту вещь взял. Но обратить внимание на ее появление, конечно, стоит.

Итак, попробуем разобраться, почему дети берут чужие вещи. Каковы причины детского воровства?

Малыш пока еще не понимает, где его вещи, а где - чужие

Такая ситуация присуща детям двух-четырех лет. Само понятие собственности пока еще размыто. Ребенок берет любую понравившуюся ему вещь, не считая, что это плохо. Он действует под импульсом возникшего интереса и желания взять понравившуюся игрушку. Чтобы избежать неприятностей со стороны владельцев вещей, необходимо в каждой конкретной ситуации объяснять малышу, что вещь принадлежит другому человеку. Причем это касается и членов семьи. Впоследствии он начнет воспринимать границы своего и чужого и перестанет брать без спроса вещи, ему не принадлежащие.

Подражание взрослым, копирование поведения

Иногда взрослые обсуждают дома ситуации, когда люди получают что-то нечестным способом или кто-то в семье может приносить что-то с работы домой. Нельзя допускать, чтобы ребенок видел это или слышал подобные разговоры. Иногда примеры воровства малыш может увидеть по телевизору в фильмах о мошенниках и скопировать ситуацию. За тем, что ребенок смотрит, нужно очень тщательно следить.

Желание обладать вещью

Бывают случаи, когда ребенок настолько сильно хочет иметь какую-то игрушку или вещь, что не может удержаться от того, чтобы не взять ее при возможности. Причем он сам не осознает в этот момент, что украл ее. В этой ситуации во многом виноваты родители, так как они зачастую игнорируют желания малыша. Возможно, нужно обращать больше внимания на потребности своих детей. Конечно, не следует сразу же бежать в магазин и покупать ребенку то, что он украл. Это позволит ему думать, что за кражей последует покупка вещи, поэтому случаи воровства в следующий раз могут повториться. Но обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок, все же следует. Если у родителей нет возможности купить вещь или игрушку, то малышу надо дать понять, что он получит ее к какому-то событию, например, в подарок на день рождения или после того, как родители получат заработную плату. Если вы видите, что у ребенка есть устойчивое желание чем-либо обладать, постарайтесь, чтобы это желание хотя бы частично удовлетворялось, иначе это может вызвать у него чувство тревоги и сильного напряжения. Например, если он мечтает о дорогой игрушке, которую вы не можете себе позволить купить, предложите ему более дешевый аналог. Однако в этом вопросе желательно не переусердствовать и не кидаться выполнять любые сиюминутные желания ребенка. Этим вы его только избалуете.

Ребенок может пойти на кражу той вещи, которая стала причиной обиды

Например, сверстник может похвастаться перед малышом, показывая обладанием вещью свое превосходство над ним: «У меня есть, а у тебя нет!» В такой ситуации родителям нужно выбрать правильную позицию и поддержать ребенка, объяснить ему, как себя вести с обидчиком.

Нередки случаи, когда дети прибегают к воровству из-за недостатка родительского внимания

Ребенок совершает кражу, родители об этом узнают и начинают заниматься проблемой. Малыш получает то, чего добивался, - внимание родителей, пусть и в негативной форме. Если причина воровства кроется в недостатке внимания, то родителям нужно наладить контакт с ребенком, проводить с ним больше времени, общаться. Малыш должен почувствовать искреннюю заботу о нем и внимание. Нужно чаще хвалить его, даже за самые незначительные успехи. У него должно сформироваться чувство значимости, нужности, признания и понимания, тогда он начнет ценить одобрение со стороны родителей, поймет, что лучше делать хорошие поступки и получать похвалу, чем навлекать на себя гнев и недовольство близких людей.

Эта причина вытекает из предыдущей. Ребенку не хватает внимания, он нуждается в признании окружающих. Не находя поддержки в семье, он пытается показать свою значимость друзьям. Решать эту проблему нужно через изменения отношений ребенка с родителями. До него необходимо донести информацию, что. совершая кражи, он вряд ли добьется авторитета среди друзей. Скорее всего, наоборот. Он должен понять, что завоевать уважение и получить признание можно другими, более достойными способами. Если для ребенка важно, что думают о нем сверстники, можно устраивать детские вечеринки, пикники, где ребенок будет выступать хозяином праздника. При этом нужно показать его друзьям, что в семье его уважают и признают. Это повысит самооценку малыша и научит его дружить со сверстниками. На празднике ребенок может показать свои таланты, например, спеть или станцевать, что также хорошо сказывается на поднятии самооценки.
Очень часто кражи в подростковой среде могут совершаться на спор или как «кражи престижа», чтобы утвердиться в компании. Здесь родителям стоит присмотреться, с кем дружит их ребенок.

Нередко воровство совершается ребенком из-за вымогательства со стороны более старших детей и подростков

Если такой факт обнаруживается, то родители обязаны пресечь попытки вымогательства, шантажа, нужно защитить своего ребенка от подобного произвола. Он должен видеть в вас защитника, должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью. Необходимо тщательно продумать меры борьбы с вымогателями, которые бы решили проблему преследования и не навредили вашему малышу.

Клептомания

Это психическое заболевание, которое в реальной жизни встречается крайне редко. Если вы применили все возможные меры к пресечению воровства, но ребенок продолжает красть чужие вещи, то нужно показать его специалисту.

Если кража, совершенная ребенком, - свершившийся факт, то родителям необходимо знать несколько важных моментов о том, как вести себя правильно в сложившейся ситуации.

Во-первых, рассмотрим то, чего ни в коем случае делать нельзя.

1. Не устраивайте скандалов или истерик. Это делу не поможет, а только все усугубит. В эмоциональном порыве вы можете неадекватно воспринять происходящее, наговорить много лишнего, что отрицательно скажется на психике малыша, да и на вашей собственной. Ситуация щекотливая, поэтому в ней нужно сохранять спокойствие и трезвость мысли.

2. Нельзя сразу ставить на ребенке крест и считать, что с ним произошло нечто непоправимое. Все люди совершают ошибки. Нужно выяснить мотивы совершения поступка, оценить ситуацию и продумать пути выхода из нее.

3. Если ребенок взял какую-то вещь по причине того, что не смог справиться с желанием обладать этой вещью, нельзя специально, в наказание, лишать его этого. У детей пока несколько иные ценности, чем у взрослых. Возможно, эта вещь - его самая большая мечта на данный момент, поэтому он и взял ее у другого ребенка. Наказав малыша таким образом, вы лишаете его мечты. Конечно, не следует со всех ног мчаться в магазин и покупать ему такую же вещь, какую он только что украл, но пообещать ему, что он обязательно получит ее честным путем, - необходимо.

4. Нельзя не обращать внимания на окружение вашего ребенка. Присмотритесь к тем его сверстникам, с которыми он общается. Возможно, причина воровства кроется именно в плохой компании его друзей, в дурном влиянии.

5. Нельзя не обращать внимания на факт воровства или, тем более, одобрять его. Кража произошла, и ребенок должен осознать, что он совершил плохой поступок, заслуживающий порицания и наказания.

6. Ни в коем случае нельзя обвинять малыша в воровстве, если его вина не доказана. Презумпция невиновности распространяется не только на взрослых, но и на детей. Не стоит набрасываться на ребенка с обвинениями, пока не станет ясно, что он действительно совершил кражу.

7. Многие родители практикуют публичное раскаяние ребенка в содеянном, требуют от малыша в присутствии чужих людей признания своей вины. Этого ни в коем случае делать нельзя. Подобными действиями вы унижаете ребенка.

8. Не вешайте на малыша ярлык вора. Нельзя называть его вором и другими оскорбительными эпитетами. Он оступился, ошибся, а ассоциация его с преступником может только усугубить ситуацию. Люди склонны совершать те поступки, на которые его толкает общество. Он будет думать, что если его называют вором, то почему бы не украсть еще что-нибудь.

9. Нельзя в этой ситуации сравнивать малыша с другими детьми или с собой, ставить ему кого-либо в пример.

10. Нельзя требовать от ребенка обещаний и клятв, что это было в последний раз, что он никогда больше так не поступит.

11. Ни в коем случае не обсуждайте проблему воровства своего ребенка в присутствии посторонних людей. Не забывайте о том, что ребенок - это развивающаяся личность, которая нуждается в уважении и поддержке со стороны близких людей.

Все перечисленные выше запреты необходимо соблюдать, иначе проблему будет решить гораздо сложнее. Малыш может замкнуться в себе, перестать общаться с вами, доверять вам и продолжит совершать кражи.

Если всего этого делать нельзя, как же все-таки следует поступать в подобных обстоятельствах? Прежде всего, если вы обнаружили у ребенка чужую вещь или незнакомую вам игрушку, с ним необходимо поговорить. Говорить нужно спокойно, без присутствия посторонних людей. Выясните, откуда взялась новая игрушка или вещь. Один момент - в разговоре следует говорить не «своровал», а «взял». Попытайтесь узнать, кому вещь принадлежит, при каких обстоятельствах она попала к вашему малышу, в каких отношениях ребенок с хозяином вещи, что он собирается с этой вещью делать дальше. Ответы на эти вопросы позволят вам понять причину его поступка. Возможно, в разговоре выяснится, что он просто обменялся с другим ребенком на свою личную вещь, а вы зря тревожились.

Если вы видите, что малыш испытывает чувство вины за содеянное, предложите ему представить, что чувствует в данный момент владелец вещи, которую ребенок у него забрал. Возможно, он сейчас ищет ее, переживает, плачет, потому что эта вещь ему очень дорога. Если малыш не осознает своей вины и не испытывает по поводу содеянного никаких угрызений совести, то факт кражи нужно осудить. Причем осуждать всегда надо именно поступки, а не ребенка.

Итак, если вы выяснили, что вещь он все же украл, то ее необходимо вернуть законному владельцу. Пойдите к хозяину вещи вместе с малышом и верните ее так, как будто ребенок нашел ее или случайно забрал вместе со своими вещами. Если потребуется, защищайте вашего малыша. Он должен знать, что в любой сложной ситуации может рассчитывать на вашу поддержку. Если есть возможность, то постарайтесь, чтобы процесс передачи украденной вещи прошел без лишних свидетелей.

Когда вещь возвращена хозяину, с ребенком нужно провести беседу. Объясните ему, что брать без спроса можно только те вещи, которые принадлежат ему. Чужие вещи или игрушки брать нельзя, если только сам хозяин не разрешил ему это сделать.

Дети часто подражают своим родителям. Станьте для него хорошим примером для подражания. Не допускайте при ребенке неприличных высказываний, а тем более недостойного поведения. Если вы стали свидетелем кражи, скажите ребенку об этом открыто. Дайте понять вашему малышу, что вы не одобряете воровства ни в каких его проявлениях. Возвращайте владельцам не только дорогие вещи, но даже мелочи, дешевые безделушки.

В ребенке с раннего возраста нужно воспитывать нравственность. Это можно делать в игровой форме, на примере литературных или анимационных героев. Научите признавать свои ошибки, сознаваться в них. Не наказывайте малыша, если он сам признался в не слишком хорошем поступке.

Если вы заметили, что у ребенка есть склонность к воровству, постарайтесь дома исключить ситуации, провоцирующие малыша на совершение кражи. Например, не стоит держать деньги или драгоценности в доступном месте.

Все эти рекомендации помогут установить с ребенком тесный контакт, помогут выяснить истоки воровства и найти выход из неприятной ситуации в случае ее возникновения. Если малыш будет чувствовать вашу поддержку, то станет вам больше доверять, уважать, ценить. Это поможет ему повысить самооценку, обрести хороших друзей, найти интересное занятие в жизни. У него не будет причин, чтобы воровать.