Меню

Познание мира трехлетним ребенком. Малыш познает мир

Вкусные рецепты

Как велик и необъятен мир для крошечного человечка, совсем недавно в него пришедшего! Сколько вокруг всяких интересных предметов, людей, явлений, звуков, запахов... В первые годы жизни у малыша еще так мало знаний о том, что его окружает. Но как же хочется все это узнать, осмыслить и разобраться что к чему!

Заботливая мама показывает крохе картинки в книжке: «Это машина, а это автобус. Вот лимон, а здесь - апельсин...» Или раскладывает на полу карточки настольной игры: «Вот пожарник, а это - пожарная машина...» Но все разнообразие мира никак не поместится на страницах умной книжки и на карточках даже самой хорошей развивающей игры. Реальный мир куда интереснее изучать «в живую». Конечно, и книжки, и картинки, и игры, и умные игрушки малышу необходимы. Но не забывайте, что, при правильном подходе, развивающим для малыша может стать абсолютно любое занятие, прогулка, поездка. Одним словом, весь окружающий мир - это одна большая развивающая среда. И нужно лишь научиться эффективно пользоваться этим мощным инструментом развития.

Развивает природа

Любая прогулка сама по себе уже развивающее занятие. Даже в привычном дворе, где все уже давным-давно изучено. Окружающий мир так переменчив. Он каждую минуту дарит малышу массу новых впечатлений и ощущений. Вот солнышко коснулось лучиком щечки. Тепло. А вот набежало на солнце облачко, подул ветерок, и стало прохладно. Вот собака залаяла, машина проехала, защебетала птица в ветвях деревьев. А ведь можно так организовывать прогулку, чтобы этих впечатлений было еще больше. Вот лишь несколько примеров, как это сделать.

Прежде всего, во время прогулки рассказывайте крохе обо всем, что встречается на пути, что знаете сами. Очень важно делать это с желанием и любовью, вкладывая в интонацию восхищение даже самой маленькой травинкой. Не задумывайтесь о том, поймет ли вас ребенок. Обязательно поймет и многое запомнит, даже если он совсем маленький. Новые слова осядут пассивным словарным запасом. И очень скоро малыш выдаст вам все, что вы в него вложили, порой удивляя вас своими познаниями.

Очень полезно и весело рассказывать вместе с крохой стихотворения об объектах живой и неживой природы, которые вам встретятся на пути. Это замечательно развивает и обогащает речь малыша, учит любить и лучше понимать родной язык. Хорошо бы маме заранее подобрать и выучить коротенькие стихотворения о полевых цветах, птицах, насекомых, временах года, солнышке, дождике, ветре. Можно и небольшую книжку со стихами брать с собой на прогулку. Замечательно подойдет для этой цели и народная поэзия. Например, всевозможные заклички и приговорки - важный и необходимый литературный материал для самых маленьких, своего рода «звуковая игрушка». Они и были созданы народом специально для того, чтобы общаться с природой. И вы, конечно, отлично знаете и закличку для божьей коровки («Божья коровка, полети на небо...»), и для солнышка («Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко...»), и для дож-дика («Дождик, дождик, посильней, чтобы было веселей...»). А вот еще несколько веселых закличек, которыми так здорово поприветствовать улитку:

Улитка, улитка, покажи рога!
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки, сдобной лепешки...
Высуни рожки!
Или бабочку:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На березовой ветке.

Или пропеть грибам на лесной осенней прогулке:

Боровик, боровик,
Красная головка,
Покажись, боровик,
Дам тебе морковку.

Можно всякий раз отправляться на прогулку в разные места. Сегодня - в парк, захватив с собой булочку для голубей. Завтра - к какому-нибудь ближайшему пруду, роднику, речушке. Даже если вы живете в крупном городе, всегда можно отыскать какое-нибудь не слишком отдаленное местечко, где можно поближе пообщаться с природой. Здесь всегда есть чем заняться: искать, наблюдать, слушать, трогать, рассматривать...

В поисках новых впечатлений отправляйтесь побродить по городу. Не бегом, опаздывая в бассейн, развивающую группу, театр, а просто так, безо всякой определенной цели. Прогулка по городу - это самое настоящее развивающее путешествие для крохи! Любой, даже небольшой городок, с его старинной архитектурой и парками, мостами и площадями, соборами и церквушками, может стать интереснейшим объектом для маленького любознательного исследователя. Пройдитесь по историческому центру, обратите внимание на фасады домов и их украшение, на колонны и ступени. Расскажите, что за люди здесь жили. А малышу постарше предложите выступить вашим гидом и проводником. Пусть он учится замечать вокруг себя красивое и необычное и рассказывает об этом вам. Возможно, что вы и сами будете поражены красотой своего города, микрорайона, соседнего парка. Мы отправляемся путешествовать по новым местам за тридевять земель, но часто даже не представляем, сколько всего интересного можно отыскать рядом.

Развивает дом

О домашней развивающей среде написано уже немало. Да, все верно: чем больше возможности для развития мы предоставим ребенку, тем лучше он будет развиваться. Географические карты и плакаты, всевозможные азбуки и счеты, картинки с подписями и репродукции картин на стенах дают маленькому человечку массу информации, которую он получает даже без нашего активного вмешательства. Добавьте к этому хорошие развивающие игры и необходимые по возрасту игрушки, карандаши и краски, пазлы и головоломки, которые хранятся в досягаемости для маленьких детских ручек - и вы получите ту самую предметно-развивающую домашнюю среду. Но давайте посмотрим на это чуть-чуть другими глазами: любая вещь в вашем доме, любое совместное с малышом занятие, будь то игра или приготовление пищи, могут стать очень даже развивающими. Если в доме в прихожей стоит большое зеркало, щетки для одежды и обуви под рукой, а мама и папа, выходя из дома, всегда почистят обувь и проведут некоторое время перед зеркалом, приводя себя в порядок, то и кроха с самого раннего возраста будет им подражать. Постепенно у ребенка сформируется культура своего внешнего вида, появятся такие качества, как трудолюбие, аккуратность, самостоятельность. Вообще, старайтесь не делать за малыша те вещи, с которыми он может справиться сам. Пусть немного покряхтит, доставая мячик из-под дивана, а потом сообразит, что его можно достать при помощи игрушечного меча или лопаты на длинной ручке. Пусть проведет несколько минут за застегиванием пуговиц на рубашке или завязыванием шнурков. Пусть достает белье из стиральной машинки и складывает в таз, а потом подает вам вместе с прищепками. «Подавай мне по ОДНОЙ вещи и по ДВЕ прищепки». Вот вам и первая математика! Пусть расставит обувь на обувные полочки: на верхнюю полку - тапочки, на среднюю - туфли, на нижнюю - кроссовки. Вот вам одновременно и развитие трудолюбия, и самые первые навыки сортировки!

Кухня - отличное место для пополнения словарного запаса и развития речи крохи. Все ли предметы здесь знакомы ребенку? Знает ли он о назначении той или иной посуды, для чего нужны холодильник, микроволновка, миксер, кофеварка? Перечислите по очереди с малышом всю имеющуюся на кухне посуду. Один предмет называет мама, другой - малыш. Затем точно так же называйте бытовые приборы, мебель. Так, постепенно, кроха не только выучит новые слова, но и научится подбирать обобщающие понятия к группе предметов и запомнит, что чашка, тарелка, кастрюля - это посуда, огурец, помидор, капуста - овощи. Кстати, об овощах. Благодаря яркой окраске фруктов и овощей, они идеально подходят для изучения цветов. «Это лимон. Он желтый. А это - апельсин. Он оранжевый». Дайте малышу несколько лимонов и апельсинов и две мисочки. Пусть он рассортирует фрукты на две группы. А еще хорошо сортировать вилки и ложки, помогая маме и раскладывая их в соответствующие ячейки, где им положено храниться.

В процессе кухонных дел все время разговаривайте с ребенком. Тем для разговоров очень много: где и как растут фрукты и овощи, что кладем в борщ, из чего варим компот, как получается растительное масло, какие бывают соки, как и из чего пекут хлеб, какие молочные продукты делают из молока. Такие разговоры не только развивают речь, но и расширяют знания малыша об окружающем мире.

Выдайте крохе набор кухонных судочков, тех самых, которые вставляются один в один наподобие матрешки. Это отличная развивающая игрушка! С ее помощью малыш сделает важное открытие: маленький судок можно вставить в большой, а вот большой в маленький не поместишь, как ни старайся. Одевание и снимание крышек с судков - тоже занятие полезное. И не забывайте обращать внимание ребенка на размер лоточков: этот - большой, тот - маленький, а вот этот еще меньше, самый маленький.

Не пресекайте желание малыша помочь вам готовить пищу. Посильная работа найдется даже для самых маленьких помощников. Например, почистить отварные яйца и картошку в «мундире» или посыпать салат тертым сыром, а бутерброды к завтраку украсить кусочками овощей и веточками зелени. Именно на кухне так просто освоить азы арифметики, если мама будет почаще просить ребенка: «Принеси мне три морковки и две луковицы. Давай посчитаем, сколько картофелин я почистила. А сколько яблок лежит в этой вазе?» Каждый раз, накрывая на стол, пересчитывайте всех членов семьи: «Папа - один, мама - два, Маша - три». Сколько тарелочек нам нужно поставить? А сколько вилок и ложек положить? Для того чтобы испечь этот торт, мы должны взять пять яиц, давай их посчитаем... Добавьте к этому игры с водой, отгадывание фруктов на вкус, а специй и душистых трав - по запаху и много-много других полезных игр, которые вы наверняка сможете придумать вместе с малышом. Ну, разве кухня, да и весь ваш дом в целом - не развивающая среда для крохи?

Развивает транспорт

Для малыша поездка на общественном транспорте - это не только большая радость, но еще и полезное развивающее мероприятие. Неторопливое движение городского транспорта даст возможность ребенку лучше рассмотреть то, что происходит за окном, а время поездки можно потратить на «умные» разговоры. Предложите как-нибудь крохе вместо традиционной прогулки «покататься на троллейбусе». Понятно, что делать это лучше не в часы пик, а когда транспорт полупустой и у вас будет возможность сесть с малышом на сиденье у окошка. А в следующий раз «покатайтесь» на трамвае, на автобусе, на метро. Каждый вид транспорта по-своему уникален. Он дает маленькому исследователю массу информации к размышлению.

О чем же поговорить с крохой во время таких путешествий? Прежде всего, о том транспортном средстве, на котором вы едете: для чего оно нужно, как движется, кто им управляет. По ходу дела можно задавать малышу множество вопросов, которые помогут ему научиться размышлять и делать выводы. Что общего у трамвая и троллейбуса и чего нет у автобуса? «Рожки». А чем трамвай отличается от троллейбуса и автобуса? Верно, ему нужны рельсы. А чем трамвай похож на метро? А для чего машине колеса, руль, фары, багажник?

Помните, как в детстве мы проверяли автобусные билетики, «счастливые» они или нет? А почему бы не поиграть с билетиком прямо сейчас вместе с крохой? Можно просто рассмотреть билет и назвать знакомые цифры и буквы, посчитать, сколько всего цифр. А если ребенок уже умеет складывать простые числа, сложите три первых и три последних числа на номере билета. Если сумма совпала - билетик «счастливый». Малыш может забрать его в свою коллекцию «интересных вещей». У вас еще нет такой коллекции? Что за непорядок?! Нужно срочно завести подходящую коробочку и складывать туда все находки, которые покажутся ребенку любопытными. Первый экспонат у вас уже есть...

Расскажите ребенку о профессиях, связанных с транспортом: водитель, вагоновожатый, кондуктор, дорожные рабочие. Рассматривая проплывающие за окошком картинки, поговорите и о других профессиях. Вот проехали парикмахерскую. Для чего она нужна, кто там работает, что он делает? Или промелькнула мимо почта, больница, школа, детский сад, завод. Что это за здания, зачем они, чем занимаются в них люди? Понаблюдайте из окошка за ремонтом дороги и обсудите технику, которая для этого используется. А почему у рабочих такая яркая одежда? Поговорите о светофорах и дорожных знаках, о регулировщиках и пешеходах, подумайте, на какие геометрические фигурки похожи те или иные дорожные знаки.

Не забывайте говорить малышу названия улиц и скверов, бульваров и площадей, мимо которых проходит ваш маршрут. Малыши-дошкольники обладают великолепной зрительной памятью, и ваши комментарии помогут им многое узнать о своем родном городе. Одним словом, поводом для познавательных бесед может стать абсолютно все, что попадет в поле вашего зрения. И очень важно не решать за ребенка, какую информацию ему дать сейчас, а что для него еще слишком рано. Рассказывайте все, что знаете сами, а малыш уж сам разберется, что почерпнуть для себя из ваших интересных рассказов. Да, а не спеть ли нам тихонько песенку «Мы едем, едем, едем...»?

Развивает магазин

Магазин - полезнейшее место для развития крохи. Прогуливаясь с тележкой вдоль полок супермаркета, самое время поговорить о том, как те или иные товары попадают на эти самые полки, где растут овощи, а где фрукты, почему некоторые продукты называют молочными, а масло растительным, из чего делают шоколад и как пшеничное зернышко превращается в сладкую булочку. Для самых маленьких покупателей будет полезно даже просто называть все те предметы, которые они видят вокруг себя. Ведь в крупных супермаркетах сейчас можно отыскать практически все. Только представьте, какой простор для развития речи и пополнения словарного запаса!

В отделе с соками потренируйтесь вместе с малышом образовывать прилагательные из существительных. Это не так просто для крохи, как может показаться на первый взгляд. Неспроста же дети часто говорят «яблоковый» вместо «яблочный» или, скажем, «вишенный» вместо «вишневый». Итак, мама говорит: «Персик». Задача малыша назвать сок, который получают из этого фрукта. Добавляем и овощи: огурец - огуречный, свекла - свекольный. А вот почему помидорный сок называют «томатным»? Потому что помидоры по другому зовутся «томатами». Вот сколько всего нового можно узнать!

Поговорите с ребенком о том, какие бывают магазины и что в них продают. Что такое булочная, бакалея, галантерея, аптека, универмаг? Что лежит на прилавках в мясном, рыбном, молочном, овощном, кондитерском, обувном, промтоварном магазине? Как называют того, кто продает? А того, который покупает? Стоя в очереди, вместо того чтобы одергивать кроху постоянными замечаниями вроде «стой спокойно», «не лезь» и «не вертись», лучше занять его чтением ценников. А если ребенок еще не умеет читать, повторите названия букв и цифр. Именно в магазине или на рынке лучше всего осваивать азы математики и экономики. Объясняйте малышу значения цифр на ценниках, пусть он сравнит, что стоит дороже: скажем, йогурт или молоко. Давайте крохе возможность самому покупать, например, хлеб в булочной или мороженое. Малыш тем быстрее освоится с деньгами, чем больше возможностей для самостоятельных покупок вы будете ему предоставлять.

А еще в магазине можно поиграть в игру, тренирующую память. Отправляясь вместе с ребенком за покупками, скажите ему: «Нам нужно купить в магазине масло, молоко, творог, сыр, хлеб и лимон. Постарайся запомнить. Вдруг я что-нибудь забуду, а ты мне подскажешь». Конечно, маленький помощник постарается все хорошенько запомнить. Ведь мама ему доверила такую важную миссию! Попросите малыша еще раз повторить список продуктов перед выходом из дома, а потом при входе в магазин. Делая покупки, умышленно что-нибудь «забудьте» и спросите ребенка, все ли вы купили.

Развивают игрушки

Давайте опустим сейчас подробности игр со всевозможными шнуровками-сортерами-рамками-квадратами. Все эти замечательные игрушки отлично развивают малыша. Но, смею вас заверить, что любая игра для малыша - занятие очень и очень развивающее. Даже если он просто катает по ковру машинку, кормит кукол или ставит кубики один на другой. В игры с самыми обычными игрушками можно внести обучающий, развивающий элемент. Достаточно лишь чуть-чуть повернуть игру в нужное нам русло. Например, так нелюбимая процедура уборки игрушек может превратиться не только в веселую игру, но и в развивающее мероприятие. Предложите малышу не просто убрать игрушки, а разложить их по своим домикам-коробкам. Например, большие кубики поселим в одну коробку, а маленькие в другую, или рассортируем строительный материал на кубики, кирпичики, конусы, цилиндрики, или распределим их по цветам. Разделим по разным коробкам кукол («кукольный домик»), зверушек («лес» или «зоопарк») и машинки («гараж»). Так, в процессе игры, без проблем обучим малыша логической операции - сортировке предметов по заданным признакам.

Ваш сын или дочурка собрались кормить кукол? Прекрасно, пусть расставят куклам и собачкам разноцветные блюдца и чашки. Попили зверушки чай и пошли танцевать, а когда вернулись, забыли, кто где сидел. Сможет ли кроха вспомнить, где чья чашка? Так в процессе увлекательной игры невзначай потренируем память и внимание. А если вы вместе с малышом вырежете из картона круг, раскрасите его наподобие пиццы или пирога, а затем разделите на 4 одинаковые части, то можно будет угостить зверушек, а заодно познакомиться с понятием половина и четверть. Если вы решили построить дом или замок из конструктора, соорудите сначала низкую башню, а потом высокую, постройте узкий мостик (по нему сможет «пройти» только одна игрушка), а затем широкий (тут уже и две куколки смогут пройти и даже машина проехать). Подобных игровых ситуаций можно придумать бесконечное множество. И любая из них принесет крохе огромную пользу и поможет ему сделать маленький шажок по лестнице развития.

Развивают книжки

Когда мы читаем малышу хорошие детские книги, то развиваем его речь, фантазию, воображение, память, расширяем словарный запас и знания об окружающем мире, воспитываем добрые чувства, формируем характер. Важно только правильно подбирать литературу для крохи и превратить домашние чтения в своеобразный ритуал. Возьмите себе за правило читать ребенку перед сном. Отыскать всего полчаса в день не так уж и трудно, верно? Зато какие это приятные детские воспоминания: в комнате полумрак, лежишь, свернувшись калачиком под одеялом, а мама читает волшебную сказку.

Читая малышу ту или иную книжку, обращайте внимание на непонятные слова и ситуации, которые могут встретиться в тексте (а такое бывает часто). Поинтересуйтесь у ребенка, понимает ли он значение того или иного слова, оборота речи, пословицы, «крылатого» выражения. Если нет, объясните или даже вместе загляните в толковый словарь. Ничто так не расширяет словарный запас, как чтение книг и умение пользоваться словарями. Во время чтения полезно иногда останавливаться и спрашивать у крохи: «Что-то я забыла, что пчела принесла Мухе-Цокотухе?» Или: «Подскажи, кто помог Элли и ее друзьям спасти Льва на маковом поле?»

Непременно вспоминайте вместе с малышом, повторяйте все то, что видели во время прогулки, путешествия и просто похода в магазин. Стимулируйте и поощряйте попытки рассказать (а для самых маленьких показать жестами) то, что поразило, понравилось больше всего. А еще можно предложить крохе нарисовать увиденное. И пусть он еще совсем маленький и только учится делать свои первые штрихи на бумаге, отнеситесь со всей серьезностью и вниманием, если однажды, почеркав фломастером лист, он скажет, что это бабочка или роза. А вскоре на его рисунках засверкает разнообразием красок весь тот прекрасный мир, который вы открыли для него, не жалея на это ни времени, ни сил...

Если задуматься над вопросом о том, что должно в себя включать дошкольное образование, то на ум приходят классические навыки обучения: чтение, письмо, воспитание, развитие речи и мелкой моторики. Список может быть очень длинным и содержать большое количество различных навыков и знаний. Но мало кто задумывается, что все эти навыки являются частью одного более широкого навыка – познания окружающего мира.

Каким образом ребенок познает окружающий мир?

Наделенный с рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира. Взрослым порою сложно понять и подстроится под то, что ребенку все в новинку. То, что кажется обыденным или даже скучным, может представляться ребенку невероятным приключением. Важно не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям надолго.

Каждый день глядя на один и тот же предмет ребенок изучает его с разных сторон. Внешний вид, тактильные качества, со временем ребенок начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. Пытается узнать, какие звуки получаются при воздействии на разные объекты, какие они на вкус.

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.

Эти два типа познания во многом определяют то, насколько в дошкольном периоде ребенок сможет подготовиться к школьной и взрослой жизни. Игра неразрывно связана с деятельностью по познанию мира, а все занятия должны проходить в форме игры. Но такая связь не говорит о том, что каждая игра ребенка должна быть наполнена видимым для взрослого смыслом. Ребенок должен иметь возможность выражать свои внутренние позывы самостоятельным проявлением игровой активности.

Влияние младшего возраста на дальнейшую жизнь и характер ребенка существенно. Очень важно для родителей разобраться в том, что и как нужно делать, что бы помочь малышу чувствовать себя комфортно и постигать мир без страха и неуверенности.

Основой для понимания процессов происходящих с ребенком лежит в понимании:

  • каким образом ребенок воспринимает информацию;
  • и как она становится теми знаниями, которыми мы пользуемся не задумываясь.

Основные инструменты восприятия

Каждый здоровый ребенок с рождения наделен пятью сильными и наиболее полными инструментами для восприятия им окружающего мира.

  1. Слух;
  2. Зрение;
  3. Осязание;
  4. Обоняние;
  5. Вкус.

Именно эти пять инструментов становятся тем мостиком между миром и ребенком. Используя различные механизмы для познания, благодаря этим инструментам, стимулируется полноценное развитие нового человека.

Для того чтобы помочь ребенку овладеть всеми необходимыми навыками родители должны понимать какими механизмами пользуется ребенок.

Механизмы познания окружающего мира

Первичный механизм, которым пользуется ребенок сразу после рождения это – чувственное восприятие. Новорожденный еще не осознает, но слышит, видит и чувствует все то, что происходит вокруг него.

Благодаря этому механизму он составляет первое впечатление об окружающих предметах, запоминает свои ощущения и формирует базовый опыт. Этот опыт приводит в действие механизм наблюдения. Еще не умеющий передвигаться в пространстве ребенок получает новый опыт, сравнивая и отмечая разницу в окружающем его мире.

Стремление к изучению новых сторон жизни побуждает ребенка развиваться физически и стремиться освоить новые навыки, которые позволят ему достигнуть новых горизонтов. Таким образом, ребенок начинает двигаться и изучать предметы, которые ранее ему были недоступны. Мир наполняется огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта.

Накопление большого количества знаний стимулирует логическое мышление для обработки постоянно поступающих знаний. Включение логики побуждает малыша экспериментировать и моделировать, используя то, что было получено ранее для получения новых знаний.

Уже с получением первого опыта от экспериментов в голове ребенка начинает работать механизм постижения мира при помощи дополнительных средств, технических приспособлений и орудий деятельности.

Таким образом, от первых звуков, ощущений и картинок ребенок переходит к полноценному изучению окружающего. Способный пользоваться пятью механизмами ребенок, может понять большое количество информации, а при помощи родителей обработать ее быстрее и качественнее.

С каждым днем ваш кроха углубляет и расширяет свои представления о мире. Конечно, они отличаются от знаний, которыми владеют взрослые. Ребенок мыслит и чувствует по-другому. Он — Царь Вселенной. В нем уже пробуждаются первые ростки «самости», и ко всему он должен прийти сам. Поддерживайте в ребенке инициативу, его активность и любознательность. Задавайте вектор движения и всегда будьте готовы помочь.

Освоение двигательных навыков и совершенствование системы восприятия (с помощью слуха, зрения, обоняния, тактильного ощущения, вкуса) ребенка ведет к более активному познанию окружающего мира. Задача родителей на этом этапе развития ребенка — поддерживать его инициативу.

Зрительная координация

К двум-трем годам у ребенка достаточно развита координация зрения: он может следить за движущимся объектом, который меняет скорость и направление, различает горизонтальные и вертикальные поверхности. Однако далеко не все дети к этому возрасту различают форму предметов. Например, они с одинаковым любопытством будут рассматривать рисунок, расположенный правильно и «вверх ногами».

ТИП МЫШЛЕНИЯ РЕБЁНКА. Малыш познает мир путем экспериментирования, методом проб и ошибок. Он должен сам пройти через все свои «неудачи». Поэтому психологи не рекомендуют родителям быть «скорой помощью». Нужно дать возможность крохе найти свои пути решения различных задач в период игры. Мышление ребенка двух-трехлетнего возраста — наглядно-действенное, то есть он пока что «мыслит руками». Поэтому так важно, чтобы в руки ребенка попадало как можно больше разнообразных игрушек, вещей и прочих «неважных» для нас мелочей. Примерно к трем годам начинается переход к образному мышлению. Чтобы перейти к символам и образам в мыслительных процессах (по сути, к абстрактному мышлению), малыш должен «наиграться» с реальными предметами. Не упускайте этой возможности!

КАНАЛ ВОСПРИЯТИЯ. Известно, что у каждого человека есть «свой», ведущий канал восприятия: зрительный, слуховой или тактильный. Хорошо, если у нас есть «прямая связь» для получения информации и знаний о мире, они даются нам легко. Свой канал восприятия нужно развивать и нарабатывать. Итак, кто-то из нас является аудиалом (познаем мир с помощью слуха), визуалом (познаем мир с помощью зрения) или кинестетиком (познаем мир с помощью тактильного ощущения). Уже в раннем детстве можно определить, кем же является ваш ребенок. Конечно, в этом возрасте необходимо одинаково развивать все каналы восприятия. Но природа выберет все-таки что-то одно, наиболее эффективное. Проведите простой тест-наблюдение.

ВАШ РЕБЕНОК АУДИАЛ:

— напевает мелодии, изображает самые разные звуки;

— любит музыкальные игрушки;

— обожает слушать сказки и рассказы;

— если он радуется, то обязательно визжит и пищит;

— он вряд ли заметит, если его игрушка лежит не на своем месте.

Как общаться с аудиалом? С таким малышом нужно говорить много и выразительно, пользуясь богатыми интонациями. Одним словом, с ним нужно быть актером. Если его родители визуалы или кинестетики, им придется переходить на «язык» своего ребенка, находить универсальный тип общения, который устроит всех. Аудиалу нужно много читать, давать возможность высказаться, также такому малышу будут полезны музыкальные занятия.

ВАШ РЕБЕНОК ВИЗУАА:

— его привлекают буквы, картинки, знаки и схемы;

— любит играть с кубиками и конструктором;

— если он радуется, кроме возгласов, выскажет свою мысль «по поводу»;

— чтобы его успокоить, вам придется много говорить и убедить его в чем-то;

— если вы переложите его игрушки в другое место, ему это не понравится.

Как общаться с визуалом? Ребенку-визуалу лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Объяснения, увещевания, взывания к совести не действуют на визуала. Уроки познания мира должны проходить с помощью ярких картинок и различных наглядных пособий. У таких детей хорошая зрительная память: на лица, предметы и все, что впечатляет их в окружающем мире.

ВАШ РЕБЕНОК КИНЕСТЕТИК:

— он не сидит на месте, всегда готов прийти на помощь по хозяйству;

— любит игрушки, но еще больше инструменты и предметы быта;

— его легко переключить на другой вид деятельности, отвлечь и успокоить, предложив ему новое занятие;

— радость он выражает не словами и возгласами, а больше мимикой, жестами и движениями.

Как общаться с кинестетиком? Такой ребенок сначала должен все пощупать, и только потом он «слышит» о предмете или «видит» его. Руки — его главный познавательный инструмент. Полезными будут занятия лепкой (из пластилина, песка, глины, соленого теста), привлечение к активным играм и труду.

Обсуждение

Очень согласна с автором. В любом ребенке очень много изначально своего, данного от природы.И если родители в состоянии это понять и увидить, то и им, и их детям гораздо легче и радостнее жить в этом мире. Мне трудно смириться, что мой ребенок не хочет слушать сказки. Картинки посмотреть, мультик, потанцевать - это пожалуйста, а книжки читать ни в какую. Я сама в детстве читала запоем, а младшая сестра как-то обошлась без этого. Но сейчас это умная, интересная девушка, личность. Просто она совсем по-другому воспринимает информацию об этом мире.Конечно, приятно узнавать в своем ребенке самого себя. Но все-таки надо иметь мужество позволить ему идти своим путем, причем даже в отношении разглядывания картинок в 3 года.

16.12.2002 21:42:13, Оксана

А слушатель по-научному будет "аудиалист".

10.03.2002 23:17:35, Галика

27.01.2001 21:06:21

Комментировать статью "Малыш познает мир - понять и помочь"

Книги, как ни что другое, способствуют развитию мышления, речи, памяти ребенка. Поэтому, чтобы привить ребенку любовь и уважение к книгам, необходимо уделять внимание чтению и увлекать книгой с раннего возраста. Первое знакомство малыша с литературой исходит от мамы. Именно она с первых дней жизни ребенка поет ему колыбельные перед сном. Именно она веселит малыша забавными потешками. Младенцы очень любят слушать голос мамы, значительное внимание они уделяют тембру и интонациям, мамина речь...

Обсуждение

Читать раньше, чем ходить - научный подход к приучению ребенка к книгам и чтению был разработан реализован в период с 1969 по 1988 год.
Предложено очень много способов и приёмов как привить ребенку любовь к книгам, к чтению и даже к скорочтению.

В этот период были сделаны удивительные открытия и получены потрясающие результаты на основе изобретенной методики, доступной для всех, когда детей в возрасте до одного (1) года стало возможным:
- научить читать;
- а также самостоятельно составлять слова из букв специальной или магнитной азбуки;
- печатать на электрической пишущей машинке типа "Роботрон" и т.п. в возрасте до 1 года и старше;
- печатать на персональном компьютере в возрасте до 1 года и старше,
То есть, после 1988 - 1995 года дети в СССР и России начали читать начали раньше, чем ходить.

В 1995-1996 году на эту тему вышло несколько публикаций, в серии "Эра Человека Развитого", в том числе:
книга "Читать, печатать... - раньше, чем ходить" - посмотреть можно здесь на сайте, и скачать в Интернете
книга "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка" и другие: [ссылка-1]

Во многих руководствах по уходу за детьми говорится о плаче. Он настолько естественно сопровождает жизнь грудничка, что забыть о нем просто невозможно. Однако мало где упоминается, что чувствует мама, когда ее малыш заливается слезами. Разберемся, почему новорожденный часто плачет, надо ли брать плачущего ребенка на руки, как пережить колики и реагировать на плач у детей постарше. Плач ребенка: что чувствуют взрослые Везде можно прочитать, что «постепенно мама учится различать звуки...

Российские мамы - настоящие эксперты в уходе за детьми. Они вдумчивые и основательные, внимательно относятся к предписаниям педиатров, но сверяют их с рекомендациями подруг и родственников, ищут информацию в блогах и социальных сетях, стараются вникнуть во все детали, чтобы понять, что именно нужно ребенку. ЭКСПЕРТИЗА MUSTELA® Французская марка Mustela® – эксперт в области ухода за кожей новорождённых и будущих мам. В основе 60-летней экспертизы бренда лежат научные исследования и инновации...

Сейчас у многих мамочек, становятся популярными «Школы семи гномов». Хотя многие обладательницы очаровательных малышей только слышали название таких «школ», тем не менее, многие из них уже хотят или отдать своих детей в них, либо самостоятельно заниматься по этой «методике». В этой статье мы расскажем, что такое «школа семи гномов», обо всех преимуществах и недостатках. «Школа семи гномов» - это серия книг, которые помогают маме и малышу познавать увлекательный мир, с помощью картинок. Эти...

Обсуждение

Спасибо за труд, за отличное издание. Безусловно, одними книжками, даже идеальными, весь спектр воспитательных задач не охватишь. Мне понравился подбор тем в книжках, особенно для ребят от пяти до шести лет. Интересная идея с помощником- гномиком, хотя он у нас постоянно теряется.-) Хороши и помогают дипломы, малыш гордится своими достижениями. Пользуемся всем разрезным материалом. Но тут есть явные недостатки. При всей своей красочности, маски, разрезной жираф, другие картинки, неповоротливые, малофункциональные. Вырезал, склеил...ну и всё. Особенно нелепый жираф.-) Но то, что по темам, мы аккуратно разложили в конвертики, которые могли бы и прилагаться. Для обучения азбуке книжка подойдет как дополнение к более полным изданиям. Одним словом: издание- не панацея, но в методичке домашней ей отводится далеко не последнее место. Можно и обойтись, но можно и заменить ряд случайных и менее продуманных материалов.
Хочу отметить отдельно красочность, добротность, удобный формат, различие по цвету по годам...Одним словом- популярность не случайна, хотя переплачивать при пересылке в другие регионы может и не стоит.-))

01.10.2018 12:08:48, Лилия-педагог-няня-бабушка

Школьный КАРНАВАЛ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ HALLOWEEN с веселыми и ужасными привидениями для МЛАДШИХ и СРЕДНИХ КЛАССОВ! Бал нечисти, байки из склепа, секреты из жизни привидений… Почему детям не только интересно, но и полезно провести праздник с такой тематикой? И вообще, почему дети любят страшилки и ужастики? Детские психологи уважают Хэллоуин за уникальную возможность провести игровую терапию по работе со страхами. Для детей...

Многие родители стремятся к тому, чтобы их дети росли здоровыми, умными и талантливыми. Все чаще можно слышать о школах раннего развития, дополнительных развивающих занятиях. Родители стараются записать ребенка во все возможные кружки, а в свободное время занимаются с ними дома. В стремлении научить своего малыша, развить его, сделать его лучше, чем остальные дети – родители забывают о том, что он все еще ребенок, малыш и ему необходима игра. Игра – основная деятельность ребенка дошкольника...

Давайте разделим нашу статью на две части. В первой мы поговорим о том, что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и как понять, что у вашего малыша именно СДВГ, а во второй части обсудим, что же можно делать с гиперактивным ребенком, как его воспитывать, учить и развивать. Если Вы точно знаете, что у вашего ребенка СДВГ – Вы можете переходить сразу ко второй части статьи, если нет, то советую прочитать статью целиком. Часть первая. Синдром гиперактивности и дефицита...

Интересный вопрос мне задан:«А как понять, когда ускорять, когда замедлять?»(см.предыдущий пост). Действительно – как? Для этого стоит ориентироваться не на свои нужды, а на нужды ребёнка. Проще сказать - знать возрастные особенности. Дело в том, что каждом возрасте у ребёнка есть основная (базовая) задача, которую он должен решить. И есть основной вид деятельности (т.е. тот способ, которым он познаёт мир). Например, до года - эмоциональный контакт с родителями, непосредственно-эмоциональное...

1. Дети - это счастье. Они такие милые, добрые, хорошенькие, ласковые, искренние. Не верите? Каждый их вздох, каждое движение, улыбка делают взрослых счастливыми. В какой-то момент вы не сможете понять, как раньше жили без этих маленьких человечков. 2. Вспомнить детство. Независимо от того, было ли ваше детство счастливым, ваш ребенок даст вам возможность окунуться в него еще раз. Помните беззаботное время? Уже будучи взрослым, с накопленным багажом опыта и мудростью пережить эти чувства...

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллектч. , Начинать беречь и любить природу нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние...

это не безобидное вранье И не начало чего то не нормального; это, вообще то, обычное познание мира - ребенок познает, по каким правилам функционироет окружающий ее мир, пробует всё, что ей придет в голову " а что будет если я так?"

Обсуждение

это не вранье - это нормальное познание мира.
И вообще, если ребенок до 10 лет никого не пытался "обмануть" - значит у него просто мозг не правильно развит.
Совсем не обманывают дауны... не потому что "высокоморальны", а потому что эта доля мозга (ответственная за абстрактное мышление и фантазии) у них не функционирует..

Как Лёшик мир познает. Развитие, обучение. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

нет, беспокоиться не стоит, хотя, кончено, это ужасно утомялет:-) Но тут много таких мам с такими детками и это проходит.. когда-нибудь.. ребенок познает мир.. а я от его бесконечного говорения уже на стенку лезу:-) 21.07.2006 14:58:54, Nessie.

Обсуждение

У меня дочка тоже постоянно говорит. Как заговорила в 2,3 так и щебечет два года. Щебечет, щебечет. И не просто говорит, а постоянно спрашивает, требует ответа, хочет, чтобы прослеживали ее мысль, находили ответы.... Очень утомляет:-) И умиляет. Если найдете способ с этим бороться- напишите здесь:-))) Кстати, она говорит и во время просмотра мультфильмов и даже во сне:-))) Когда читаю ей книги- вопросы возникают очень часто. Очень дотошные вопросы, любознательные:-))) В-общем то это и неплохо. Наверное:-))))

Ребенок познает мир! Сурово говорила мама. У меня была такая же проблемма в 2 года - ребенок не слезал с атракционов. Каталась пока не надоедало, обычно правда это наступало после 5-6 раз.

Обсуждение

Какой не воспитанный народ. Моя с года до трех орала жутко. Уносила с проезжей части и клала на землю. Первое время тетеньки пытались влезать. Ах, что же случилось. Ребенок познает мир! Сурово говорила мама. Ах, какая хулиганка. Лучше по земле валяться, чем к окржающим приставать со всякой фигней. Или рассказывала историю как я в 3 года воспитывала взрослых теть;) о том что делать "воспитанно", а что нет. ДОбрые тети отстали от меня где то через полгода, поняли что мать ехидну не перевоспитаешь.

Так он же еще маленький, через годок -полтора изменится:))) Я конечно Вас понимаю, деньги то в итоге не малые....

Ребенок познает мир, не надо горячиться:) Скучно ему просто. Может попробовать обезопасить квартиру? Например, в Икее продаются такие воротца на дверной проем, такой небольшой заборчик, специально от детей, патруль называется.

Обсуждение

у нас так было где-то с пол года, сейчас НАМНОГО лучше стало, в 2. (само прошло, имею ввиду)

Ребенок познает мир, не надо горячиться:) Скучно ему просто. Может попробовать обезопасить квартиру? Например, в Икее продаются такие воротца на дверной проем, такой небольшой заборчик, специально от детей, патруль называется. Там же есть запоры для ящиков, попробуйте! И не кусайтесь больше! Я просто делаю обиженное лицо, говорю, что маме больно и т.д., когда нить поймет, она и сейчас расстраивается, что маме больно, но быстро забывает, что так делать не надо

Ваш ребенок познает мир.

Консультация для родителей

Воспитатель: Борисова Марина Валерьевна

Малыш подрос, ему три года, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая вам бесконечные вопросы.

Здравствуй, возраст почемучек! Как же помочь ребенку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, как отобрать то, что необходимо в данном возрасте, не перегружая его, оставляя время для игр и обсуждения?

Существуют принципы, лежащие в основе любых занятий с детьми 3 - 5 лет, в том числе и при ознакомлении с окружающим. Их несколько.

Во первых, важно не обрушивать на ребенка большое количество информации, а уметь ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства, выработанные культурой. Человечество всегда стремилось обобщать, сохранять и передавать информацию, используя для этого условные обозначения, буквы, цифры, планы, чертежи и другие знаки. Для взрослого человека использование таких средств является абсолютно естественным, в то время как дети только начинают овладевать ими. Выдающимся детским психологом Леонидом Абрамовичем Венгером и его лучшей ученицей, замечательным ученым Ольгой Михайловной Дъяченко было доказано, что усвоение и использование этих «орудий ума» является основной движущей силой развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольника.

Например, ребенок учится различать диких и домашних животных. Для малышей это пока очень трудная задача, ведь им нужно выделить, чем отличаются одни от других. На помощь приходят условные обозначения дома и леса, опираясь на которые ребенку легче разделить животных на две группы, так как сразу видны их существенные различия.

Во - вторых, каждый возрастной этап имеет свои приоритетные направления развития, т.е. те же сферы действительности и человеческой культуры, с которыми прежде всего нужно знакомить ребенка в данный период и которые станут базисом для его дальнейшего познавательного и личного становления. Важно «не перескакивать» через этапы (например, учить малыша читать и считать с трех лет), а позволить ему полностью использовать возможности и потребности своего возраста. Для младших дошкольников (с 3-х до 4-х лет) такими существенными вещами являются знакомство с сенсорными эталонами (цветом, формой, величиной), Их использование для анализа окружающих предметов, обогащение чувственного опыта ребенка через слух, зрение, обоняние, осязание.

В - третьих, общение взрослого и дошкольника строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы. Обобщать полученные представления. делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения . Для того чтобы образовательная работы не превращалась в скучное заучивание и натаскивание, а приносила радость и детям, и взрослым, задания даются в форме игры, соревнования, конструирования, экспериментирования и других свойственных дошкольному возрасту видов деятельности.

Человеческие знания огромны, и, для того чтобы лучше структурировать их познание, в науке принято деление на четыре основные сферы: представление о себе, о других людях и отношениях между ними, о рукотворном и нерукотворном мире .

Что же стоит за этими понятиями и как лучше знакомить с нами ребенка?

Представления о себе в психологии называются самосознанием, т.е. это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире . Именно к трем годам ребенок начинает осознавать себя как представителя человеческого орда и одновременно уникальную неповторимую личность. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу дальнейшего развития личности. Многие психологи полагают, что именно в это время рождается личность, поэтому возраст 3-4 лет считается кризисным.

Наши занятия и повседневная жизнь должны быть направлены на то, чтобы помочь маленькому человеку предотвратить этот бурный этап и подняться на новую ступеньку развития.

Представления о себе тесно связаны со знаниями о человеческих взаимоотношениях, культуре общения, традициях. К этой области относятся нормы поведения в общественных местах, на улице, дома, знание профессий, а также явлений культуры: театра, библиотеки, музея, цирка и т.д .

Круг представлений маленького ребенка достаточно узок и ограничивается личными впечатлениями. Традиционно с этой областью дети знакомятся по произведениям детской литературы. Беседуя с ребенком после чтения книги, постарайтесь выяснить, а как бы он поступил в той или иной ситуации, почему. Не только знание норм определяет поведение ребенка; важно, чтобы он сам прочувствовал, как говорится, пропустил через себя те или иные переживания. Маленький ребенок 3-5 лет пока еще сосредоточен на себе, эгоцентричен, ему трудно понять, что чувствуют другие, как относиться к этому, как проявлять свои собственные переживания в форме, принятой в обществе.

Знакомство с профессиями, правилами поведения и явлениями культуры также происходит с помощью произведений детской литературы. Однако этого недостаточно. Прежде всего необходимо опираться на собственный ответ ребенка. Для этого поиграйте с ним по ролям наиболее интересные фрагменты сказки или рассказа, в которых отчетливо проступают нравственные нормы, необходимость сопереживания другим, умение решительно вести себя в трудной ситуации.

Младшие и средние дошкольники, как правило, редко бывают в музеях, театрах, библиотеках и не знакомы с нормами поведения в подобных общественных местах. Малышам важнее всего научиться вести себя на улице, в магазине, поликлинике, детском учреждении, дома

Рукотворный мир познается ребенком и, прежде всего через экспериментирование и игры с предметами. С детьми 3-х лет основной упор делается на знакомство с окружающими предметами, их свойствами и назначением, на умение аккуратно обращаться с ними, класть на место, организовывать пространство вокруг себя.

Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребенку интересен окружающий мир, и он пытается разобраться в нем. Для малыша это, прежде всего предметы обихода и игрушки. На множество вопросов ребенок ищет ответы самостоятельно. Цель взрослого - помочь ему в этом, направить познавательную активность в конструктивное русло.

К 4-м годам дети уже активно играют, придумывая сложные сюжеты, беря на себя разные роли: мамы, папы, врача, продавца. Мир людей и человеческих отношений становится более интересным, чем предметный. Самое время заняться созданием пространства для ребенка. С этой целью хорошо было бы оборудовать уголок его личных вещей. С целью закрепления и эмоционального проживания полученных представлений используйте книги «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Вредные советы» Г.Остера и др.

Еще одной сферой человеческих познаний, с которой знакомится ребенок, является нерукотворный мир . К нему относится живая и неживая природа . В период от 3-х до 5-ти лет она становится одним из основных источников информации и развития. Дети узнают о разнообразных растениях и животных, изменениях, происходящих с ними в течение жизни и года, знакомятся с элементами экологии, времени, узнают о свойствах воды, воздуха, тепла и света, наблюдают за природными явлениями. Трудно перечислить все, с чем сталкивается ребенок при общении с миром природы и как много способов ее познания.

Заканчивая разговор о средствах и способах развития представлений детей 3-5 лет о себе и окружающем мире, хочется подчеркнуть, что наиболее важным является соблюдение интересов ребенка, возможностей и потребностей его возраста. Хотелось бы, чтобы родители не стремились скорее посадить малыша за парту, а попытались развить его, показав все многообразие и богатство окружающего мира, дав ему в руки орудия для познания.