Меню

Как развить логическое мышление у детей? Работа над развитием мышления ребенка.

Маникюр и педикюр

«Наука о правильном мышлении» - вот как переводится слово логика с древнегреческого языка. А кто бы из нас не хотел мыслить правильно? Ценность сформированного логического мышления неоспорима.


Логика позволяет нам:

  • Анализировать окружающую действительность;
  • Находить главное и второстепенное в потоке информации, что помогает быстро и надолго запоминать информацию, не перегружая при этом память;
  • Понимать причинно-следственные связи явлений и событий.

Как раз в это время у ребёнка начинает формироваться логическое и абстрактное мышление. И если не помочь этому «росточку» окрепнуть, то многие учебные начинания ребёнка не приведут к успеху. Особенно, если речь о математике и других точных науках. Также о пользе логического мышления читайте .


Представляем вам 5 упражнений, помогающих улучшить логическое мышление вашего ребёнка.

Упражнение 1. Поиск наиболее значимых слов

Назовите ребёнку шесть слов. Одно из них – наиболее общего порядка, например, слово «город» . А другие пять слов будут так или иначе связаны с ним. Нужно, чтобы два слова были наиболее значимыми для слова «город» , чем остальные. К примеру, «улицы, машины, дома, деревья, кафе» .


Задача ребёнка – отыскать два наиболее значимых слова из пяти, а затем объяснить свой выбор. А ваша задача – рассуждать вместе с ребёнком и приходить к логически верному решению. Есть два варианта усложнения упражнения. Можно ограничить поиск слов до определенного времени (например, 20 секунд). Или использовать для упражнения более сложные слова.

Упражнение 2. Найди общее

Выберите два предмета и попросите ребёнка найти как можно больше общего между ними. Начинайте с простых пар, таких как «яблоко и груша» , но постепенно усложняйте задание. Например, можно спросить у ребёнка, что общего у книги и компьютера, у папы и мамы, у него и его лучшего друга.


Если вдруг ответы ребёнка начали выходить за рамки логики, не ругайте его. Обилие нестандартных вариантов будет явным признаком сформированного творческого мышления ребёнка!

Упражнение 3. Назови причину

Назовите ребёнку любое событие и попросите назвать его вероятные причины. Начинайте с простых вариантов, таких как «насморк», «загар», «двойка» . А потом постепенно переходите к более сложным, например, «ошибка», «дружба», «гололёд» .

Упражнение 4. Назови следствие

В этом упражнении нужно назвать ребёнку событие и спросить у него, какие следствия оно может за собой повлечь. Например, можно назвать следующие простые и сложные события: «переедание», «потепление», «удар» и «опасность», «забота», «опоздание» .

Упражнение 5. Данетки

Логическая игра, получившая своё название благодаря условию: загадывая какое-то слово, вы можете отвечать на вопросы второго игрока только «да» или «нет». А задача второго игрока - подбирать вопросы, которые приблизят его к разгадке слова.


Игра также тренирует воображение, внимание и способность запоминать, поскольку держать все условия в памяти – непростая задача. А что ещё способствует развитию логического мышления ребёнка?




Однако зачастую их изучение не даётся ребёнку из-за несформированного логического мышления, получается замкнутый круг. Тогда на помощь приходит интерес. И программирование. Играючи, ребёнок сможет освоить его на (уже с 7 лет!).


Более подробно о компьютерных курсах в Юниум прочитайте . Программирование – это крепкая основа, которая с ранних лет поможет сделать мышление ребёнка более выстроенным, системным и логичным.



Мышление – это психический процесс, в котором участвуют оба полушария головного мозга. И от того, насколько комплексно может мыслить человек, зависит решение поставленных перед ним задач. Именно поэтому развитие мышления у детей так важно. Возможно, в раннем детстве это не очень заметно, так как все важные решения за малыша принимают его родители, да и достижения крохи чаще всего измеряются количеством пройденных шагов, умением читать по слогам или складывать конструктор. Но рано или поздно наступает момент, когда перед человеком возникают серьезные жизненные цели и задачи. Чтобы устроиться на работу в крупные и успешные компании, претенденты проходят множество испытаний, среди которых и тест на IQ. Логическое мышление и творчество лежат в основе каждого изобретения, созданного человечеством. И если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел шанс сделать в своей жизни что-нибудь гениальное, учите его правильно мыслить с самого детства. Даже если он выберет путь искусства или, например, спорта, умение анализировать свои действия, четко и логично выстраивать линию своего поведения обязательно приведет его к успеху на любом поприще.

Начиная развивать мышление ребенка, Вы должны четко понимать, как работает его сознание. Наш мозг делится на два полушария. Левое полушарие – аналитическое. Оно отвечает за рациональное логическое мышление. Человек с развитым левым полушарием мозга отличается последовательностью, алгоритмичностью и абстрактностью мышления. Он мыслит эвристически, синтезируя в своем сознании отдельные факты в целостную картину. Правое полушарие – творческое. Оно отвечает за склонность человека мечтать и фантазировать. Люди с развитым правым полушарием мозга очень любят читать, сами сочиняют рассказы, проявляют способности в различных видах искусства – поэзии, живописи, музыке и т.д.

Существует множество примеров с ярко развитым правым или левым полушарием. Но психологи считают, что изначально родители должны стараться гармонично развивать в ребенке и логику, и креативность. А уже в ходе занятий стоит присматриваться к тому, как ребенок мыслит, чтобы понять, что ему дается легче. Например, образно мыслящий малыш автоматически начинает решать задачку по математике с рисунка, а ребенок с аналитическим мышлением начинает рисовать домик со схематичного наброска. Обязательно учитывайте характер мышления крохи в дальнейшем его обучении.

Теперь немного теории. Несмотря на свою сложность и объемность, мышление человека делится на 4 основных вида:

  1. наглядно-действенное
  2. образное
  3. логическое
  4. творческое

Маленький ребенок, который стремится все ощупать и попробовать, ломая машинки и отрывая руки у кукол, руководствуется наглядно-действенным мышлением. Оно присуще всем детям, а порой сохраняется и у некоторых взрослых людей. Но такие люди уже ничего не ломают, а наоборот, конструируют прекрасные автомобили или делаю гениальные операции, закрепляя за собой звание «золотые руки».

Образное мышление у детей

Образное мышление у детей предполагает оперирование фигурами и образами. Оно начинает развиваться у малышей в дошкольном возрасте, когда они строят модели из конструктора, рисуют или играются, представляя что-нибудь в уме. Развитие образного мышления у детей наиболее активно проходит в возрасте 5-6 лет. И уже на основе образного мышления, у детей начинает формироваться логика. Развитие мышления в детском саду основано на формировании у детей умения создавать в своем сознании различные образы, запоминать и воспроизводить ситуации, тренировке памяти и визуализации. В школьном возрасте также полезно периодически проделывать такие упражнения. Но поскольку школьная программа уделяет больше внимания аналитической и логической составляющей, родители должны , рисуя, создавая поделки из различных материалов, а также читая и придумывая интересные истории.

В возрасте 6-7 лет у ребенка начинает развиваться логическое мышление. Школьник учится анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Но, к сожалению, развитие логического мышления у детей в школе совершенно не имеет никакого элемента творчества. Все очень стандартно и шаблонно. В тетрадке пятиклассника Вы можете найти сколько угодно задач, решенных по действиям, и ни одной, решенной нестандартно. Хотя для таких сравнительно простых задач может быть много вариантов решения. Но учителя не уделяют этому внимания, так как время уроков ограничено и у детей нет возможности посидеть и подумать.

Это должны делать родители. Не заставляйте ребенка «для тренировки» решать десять однотипных примеров, лучше сыграйте с ним в шахматы или в монополию. Там стандартных решений просто не существует, и шаблонных вариантов Вы там точно не найдете. Именно это поможет ребенку развить логику. А сильная логика в комбинации с неожиданными, нестандартными и творческими решениями поднимет его мышление на новый уровень.

Как же развить в ребенке креативность? Самое простое, что Вы должны помнить, - развитие творческого мышления у детей происходит в момент общения. Именно при коммуникации с другими людьми (беседуя лично, читая книгу или, например, слушая аналитическую передачу) в сознании человека происходит сопоставление различных точек зрения на один и тот же вопрос. И только в результате общения у человека может выработаться собственное мнение, а это не что иное, как творчество. Человек, который четко осознает, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов, – действительно творческая личность. Но чтобы Ваш ребенок это понял, просто рассказать ему об этом недостаточно. Он должен сам прийти к этому выводу, проделав множество упражнений.

И этому в школе тоже не учат. Поэтому родители должны заниматься с ребенком дома, чтобы сделать его мышление оригинальным, ассоциативным и гибким. Это не так уж и сложно. Вы можете складывать из одних и тех же геометрических фигур совершенно разные картинки, конструировать фигурки людей и животных из бумаги, или просто возьмите самый обычный и понятный предмет домашнего пользования и попытайтесь вместе с ребенком придумать для него как можно больше новых нестандартных вариантов применения. Фантазируйте, выдумывайте новые упражнения, мыслите творчески сами и обязательно научите этому своего ребенка. И тогда в Вашем доме все чаще начнут звучать счастливые и громкие возгласы «Эврика!».

Почему так важно научить ребенка мыслить? Давайте разберемся, для начала, что же такое мышление?

Это сложный психический процесс, затрагивающий работу обоих полушарий головного мозга.

Решение поставленных перед человеком задач, умозаключения и сделанные выводы – всё это зависит от того, насколько комплексно развито мышление.

Поэтому так важно начинать развивать и тренировать мышление с ранних лет.

Конечно, в раннем детстве критерии оценки мышления крайне низки и измеряются в количестве выученных и сказанных слов, собранных фигурок из конструктора и подобных незначительных с точки зрения взрослых достижений.

Но в жизни ребенка наступят моменты, требующие умения мылить логично и правильно решать задачи. Школьные экзамены, поступление в ВУЗ, устройство на работу – всё это потребует от испытуемого пройти определенные тесты, в том числе и на IQ.

Чтобы чего-то добиться в жизни, что-то изобрести, сделать успешную карьеру или построить растущий бизнес, нужно всегда логически и, самое главное, творчески мыслить.

Для любой профессии и созидательной деятельности крайне необходимо аналитически мыслить и образно выстраивать порядок своих действий. Это и есть залог успеха на любом поприще.

Как ребенок мыслит

Как мы знаем, наш мозг состоит из двух полушарий: левое отвечает за логику и аналитическое мышление, правое – за творчество.

Люди с развитым левым полушарием отличаются последовательностью и абстрактностью мышления, а с правым – склонностью фантазировать и мечтать. Именно из людей с развитым правым полушарием головного мозга получаются люди всех творческих профессий: поэты, художники, писатели, музыканты и т.д.

Есть также отдельный вид людей с одинаково развитыми и правым и левым полушариями.

Как правило, это гениальные или очень неординарные люди.

Специалисты советуют, что изначально в ребенке нужно развивать абстрактное и творческое мышление одновременно и гармонично. Потому что предрасположенность выяснится, как правило, не сразу, а в ходе занятий. Вы просто увидите, с чем ваш ребенок справляется легче.

Обращайте внимание за ходом мышления вашего чада, ибо это поможет ему в его дальнейшей жизни.

Виды мышления ребенка

Весь сложный и комплексный процесс мышления подразделяется на четыре основных типа:

  • наглядно-действенное
  • образное
  • логическое
  • творческое

Наглядно-действенное

Именно людей с таким сильно развитым типом мышления называют людьми с «золотыми руками».

Среди таких людей: гениальные конструкторы и талантливые хирурги.

Этот вид мышления присущ всем детям. Все малыши любят исследовать, трогать и пробовать, они разбирают игрушки и зачастую просто ломают их из желания познать, как же они устроены внутри.

Образное

Образное мышление у детей начинает формироваться в дошкольном возрасте, в пять-шесть лет. Дети начинают рисовать, собирают что-то из конструктора, играют, представляя образы и фигуры в уме.

Именно на педагогах в детском саду лежит ответственность за формирование у ребенка умения создавать в уме образы, запоминать и пересказывать, тренировать память на воспроизведении различных ситуаций. Например, воспитатель показывает картинки животных для детей , и они рисуют понравившихся зверушек по памяти.

Поскольку школьная программа в своей значительной части состоит из заданий по тренировке логического мышления, в школьном возрасте ребенку необходима уже помощь родителей в развитии образного мышления. Обязательно нужно заниматься дома самостоятельно: рисовать, лепить, создавать поделки, а также читать и пересказывать прочитанное. Полезно также придумывать с ребёнком истории и интересные сценки.

Логическое

В период начальной школы, в возрасте шести-семи лет, начинает развиваться логическое мышление.

Ребенок учится аналитически мыслить, вычленять главное, обобщать и делать выводы. Однако, в современных школьных реалиях, развитие логики у ребенка совершенно шаблонно и стандартно однобоко. Нет творчества, нет креативности. Всё это от отсутствия времени у учителя и загруженности и плотности программы и заданий. У школьников масса задач и ни одной с более-менее креативным решением. У задачи по учебнику - одно решение, хотя по факту её можно решить творчески и по-другому. Но этому не учат в школе, к сожалению.

И вновь ответственность за это падает на плечи родителей. Не надо заставлять ребенка решать сотни стандартных однообразных задачек.

Лучше сыграйте с ребенком в настольные игры: в шахматы, шашки, монополию или колонизаторов.

Именно там для решения логических задач вам потребуется вся ваша фантазия, там нет шаблонных решений. А творческие и нестандартные решения вкупе с логикой развивают мышление.

Творческое

Как развить у детей креативное мышление? Просто. Его помогает развивать общение.

Коммуникация и взаимодействие ребенка с другими людьми подводят его к сопоставлению многих точек зрения на один и тот же вопрос.

Это происходит в процессе разговора, во время чтения книги или прослушивания аналитической передачи

Вырабатывая и формируя собственное мнение, ребенок совершает созидательный акт, он творит, а это и есть креативность. Ибо только по-настоящему творческая личность может прийти к осознанию того, что на один и тот же вопрос может быть множество правильных ответов. И просто рассказать об этом ребенку недостаточно, нужно чтобы он пришел к пониманию этого сам, выполнив множество таких творческих заданий самостоятельно.

Школа не дает такого развития, тут тоже придётся постараться родителям, чтобы, занимаясь дома с ребенком, научить его нестандартно и гибко мыслить. Это несложно, для начала в раннем школьном возрасте поможет, например, такое упражнение, как складывание из одних и тех же геометрических фигур разных картинок.

К примеру, оригами или конструирование из бумаги отлично развивают детское творческое мышление.

Попробуйте вместе с ребенком взять какой-нибудь привычный повседневный предмет и придумайте ему нестандартные новые предназначения.

Фантазируйте, творите, придумывайте новые задачки, мыслите творчески сами и ребенок обязательно научится быть креативным вместе с вами.

В этой статье:

Воспитание и образование ребёнка – это две базовые составляющие одного системного процесса, включающего целый комплекс инструментов общего и специального назначения. Выбор тех или иных инструментов влияет как на весь процесс, так и на отдельные его этапы. Развитие логического мышления у ребёнка является частью образовательной составляющей и влияет на его воспитание.

Родители мечтают не только о том, чтобы их ребёнок вырос здоровым и крепким – они также хотят видеть в нём незаурядную личность, успешного человека в будущем. Поэтому, наряду с физическим развитием, большое внимание уделяется воспитанию и образованию ребёнка. С раннего возраста важно развивать у ребёнка творческие способности, уделять большое внимание развитию его умственных способностей и логического мышления.

Зачем ребёнку логическое мышление?

В процессе своего развития ребёнок преодолевает несколько важных этапов, каждый из которых отличается особенностями, характерными определённой возрастной категории детей. На каждом таком этапе создаётся первичная основа для перехода малыша к следующему этапу развития. Все умения, знания и навыки, которые малыш приобретёт в период своего дошкольного развития, станут для него надёжным фундаментом на всех этапах школьного образования.

Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое состояние, подавляя психику и нивелируя желание учиться.

Малыши, освоившие навыки и приёмы логического мышления:

  • Умеют легко сосредоточиваться на проблеме;
  • Очень внимательны;
  • Обладают хорошей памятью;
  • Легко концентрируются над решением поставленной задачи;
  • Чётко мыслят и рассуждают в верном направлении;
  • Не теряются в рассуждениях, обладают чёткой структурой мысли;
  • Легко справляются с решением любой логической задачи;
  • Мыслят неординарно и находят нестандартные способы решения задач;
  • Очень общительны и любознательны;
  • Помимо обучения в школе, как правило, дополнительно посещают различные кружки и студии по интересам.

Это очень активные и жизнерадостные дети, обладающие пытливым умом и интересующиеся любыми событиями, происходящими вокруг. Обучение в школе не отягощает их, они легко справляются с дополнительными нагрузками.

Дети, обладающие навыками логического мышления, владеют комплексом «инструментов» — логических операций, крайне необходимых им для общего развития, получения качественного образования и воспитания.

Для общего развития В обучении В процессе воспитания
· Хорошо развитая речь;

· Рассуждение, способность спорить аргументированно;

· Концентрация внимания на поставленной задаче или имеющейся проблеме;

· Стремление преодолевать трудности;

· Развитие творческого потенциала;

· Креативность мышления.

· Анализ;

· Сравнение;

· Синтез;

· Классификация предметов, явлений, действий, событий и их свойств, признаков;

· Умение построить алгоритм работы и использовать его для быстрого достижения цели.

· Использование отрицательной частицы «не».

· Коммуникативные навыки;

· Уверенность в себе, в своей правоте и убеждениях;

· Понимание коллективной ответственности;

· Уважение другой точки зрения;

· Помощь и поддержка слабым сверстникам;

· Ответственность за порученное дело;

· Уважение к людям старшего поколения;

Давайте попытаемся охарактеризовать кратко некоторые из этих логических операций. К примеру, у детей среднего возраста навыки логических операций в обучении открывают следующие способности:


В классификации важно умение ребёнка выполнять два логических действия:

    • Выделять общие признаки у группы предметов/явлений/событий, что составляет основу классификации;
    • Разделение предметов/явлений/событий по классам на основании выделенных признаков.
    • Отрицательная частица «не» – навык её использования крайне важен для развития у ребёнка логического мышления и речевых навыков. Она необходима ему для выполнения логических операций отрицания.

Современный подход в вопросах развития у детей логического мышления

Большая часть современных программ и методик дошкольного образования базируется на отношении к ребёнку как к личности – уникальной, творческой и способной к саморазвитию. Важная роль в этом процессе отводится его способности мыслить, рассуждать, отстаивать свои убеждения с помощью соответствующих аргументов.

Результат обучения и воспитания детей
напрямую зависит от способности взрослых людей (педагогов/родителей) правильно организовать и руководить этими процессами и всеми видами деятельности детей. Характер каждого вида деятельности ребёнка на определённом возрастном этапе определяет не только его психологический облик, но и базис психологических новообразований, необходимых ему для перехода с одной возрастной ступени на следующую.

Детям дошкольного возраста на разных возрастных этапах присущи те или иные закономерности развития мышления. Начальный этап развития мышления у детей начинается с наблюдения и восприятия информации на слух. Малыш учится «расчленять» получаемую информацию, сравнивать её, группировать, анализировать. Самыми простыми и показательными занятиями по синтезу предметов являются игры.

      • Дети 1-2 лет

Если малыши разбирают пирамидку, вынимают из коробки цветные палочки машинку, они уже
или разбирают устанавливают первичные логические связи. Об этом может свидетельствовать их способность осуществить обратные действия – собрать игрушку.

Дети обычно легко собирают пирамидку и машинку, складывают в коробочку выбранные палочки. Они также способны сложить простую картинку из пазлов или отсортировать предметы по цветовому признаку.

Выполняя подобные действия, малыши анализируют предметы и обобщают их по одному-двум определённым признакам. В этом возрасте дети осваивают раннюю форму синтеза и пользуются навыками простого алгоритма. Эти логические операции ещё не чётко связаны между собой.

      • Дети 3 лет

В этом возрасте у детей начинает развиваться основной мыслительный процесс, в результате которого они уже самостоятельно проводят анализ и синтез предметов. Эти базовые навыки далее станут им надёжной опорой для развития и совершенствования навыков других логических операций. Умственные способности ребёнка станут более специфическими – тонкими, «дробными» и обобщёнными.

В процессе игры с 3-4-летним ребёнком эти навыки легко отрабатываются на куклах,
машинках и рисунках – на тех игрушках, которые состоят из множества деталей, отличающихся формой, размером и предназначением.

К примеру, малыш в 3 года, осматривая куклу, должен уметь показывать, где у неё нога, голова, рука и туловище. Он должен уметь объяснять, для чего нужны кукле эти части тела. Аналогичное задание малыш может выполнить, если вы попросите его показать глазки, ушки, ротик и носик у куклы.

Если вы с малышом рассматриваете картинку в книжке, попросите его показать основных героев сюжета, акцентируйте его внимание и на незначительных деталях рисунка, помогающих охарактеризовать героя. Если, например, речь идёт о Бабе Яге, обратите его внимание на фон картинки – как правило, его рисуют в тёмных тонах, поскольку этот персонаж является представителем «тёмных» сил.

Если речь идёт о принцессе, обратите внимание малыша на множество ярких цветов вокруг неё, птиц и лесных зверей, светлые тона рисунка. Используйте любую возможность, чтобы выстроить в воображении ребёнка логическую цепочку соотношений принадлежности показанных ему предметов к той или иной группе.

      • Дети 4-5 лет

В процессе игры важно акцентировать внимание детей не только на распознавании у игрушек «ножек», «лапок», «хвостов» и т.д., но и на их характерных отличиях. Именно эти отличия
являются критериями принадлежности животных (или игрушек) к той или иной группе.

В процессе работы с детьми этой возрастной категории можно чётко увидеть, что, помимо базовых логических операций в связке «синтез–анализ», ребёнок использует и операцию «сравнение». Таким образом, малыш уже способен провести детальный анализ игрушки, а её образ, созданный им, становится более полным, цельным и связным.

      • Дети 5-7 лет

Дети старшей дошкольной группы способны более тщательно разложить целое на составляющие его элементы. Кроме этого, они уже могут объяснить функциональное значение некоторых из этих элементов.

К примеру, если вы предложите ему к рассмотрению игрушечного зайца и попросите назвать и описать элементы его тела, малыш должен смело назвать и показать ушки, лапки, хвостик и головку зайчика. Помимо того, он должен объяснить, зачем, например, зайчику такие длинные ушки или почему его задние лапы длиннее передних. Также ребёнок должен знать ответы на такие вопросы, как
«Почему у совы глаза большие?», «Зачем животным нужен хвост?», «Для чего кошке нужны когти?» и т.д.

Беседа о каком–либо предмете или животном с детьми этой возрастной группы должна быть более детализированной и с дроблением цельного на части. Важно в конце игрового процесса обобщать те новые знания, которые малыш получил. Пусть он перечислит всё, что сегодня для него оказалось новым. Ещё лучше, если его ответы будут сформулированы в форме рассказа – одной из самых сложных форм синтеза. В данном случае малыш должен посредством осмысленных связей умело объединить новые знания, полученные о животном или игрушке.

Мы рассмотрели характеристику способностей к синтезу у дошкольников в разных возрастных группах. Навык логической операции «классификация» у детей этих же групп также характеризуется по определённым уровням и закономерностям. Психологи, используя на практике слова, картинки и предметы, выделяют у детей 3 основных уровня классификации с присущими им закономерностями.

Эти закономерности связаны с особенностью мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста.

Малыши мыслят слишком конкретизированно, поэтому для осмысления предмета им необходимо видеть сам предмет и наглядно понимать действие, связанное с ним.

Дети старшего дошкольного возраста способны мыслить независимо
от того, есть у них этот предмет в наличии или находится лишь в их воображении.

Развивая логическое мышление и навыки логических операций у ребенка, родители должны использовать весь потенциал малыша. Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, общайтесь с ним постоянно, отвечайте на его вопросы и не ленитесь задавать вопросы ему. На прогулке, во время игры в доме или на улице, перед сном – старайтесь всё время обсуждать с ним те события, которые происходят вокруг него. Связывайте отдельные события в одно целое и наоборот, разбивайте на элементы цельное, вовлекайте ребёнка в этот процесс.

Несколько слов о развитии речи

Не забывайте, что речь играет важную роль в развитии, образовании и воспитании ребенка, она оказывает большое влияние на его мыслительную деятельность и способность воспринимать информацию. Степень развития речи и её значение для малыша можно проследить в каждом игровом, образовательном или трудовом процессе.

Обратите внимание на то, как малыш рассказывает вам о произошедших событиях, как связывает несколько событий между собой и выявляет причинно-следственные связи.
Больше внимания уделяйте его рассуждениям относительно чего-либо, оцените его словарный запас и способность посредством речи передать максимум эмоций и впечатлений, переполняющих его.

Значение игр в развитии логического мышления у детей

Особенностью развития малышей дошкольного возраста считается
разный уровень и темп их общего развития. Так, у одной группы детей дольше выявляются признаки младшего возраста, их поведение и логическое мышление несколько замедлено. У другой группы детей этого же возрастного периода можно зафиксировать резкий скачок «взросления». Учитывая это, необходимо позаботиться о том, чтобы обучающий и игровой материал соответствовал не возрасту, а уровню развития ребёнка. Игра – это главный вид деятельности дошкольников, в процессе которого они познают мир.

Игры I уровня (младшие дошкольники)

Игровой комплекс включает как одиночные, так и коллективные игры. Играя в одиночную конструкторскую или предметную игру, малыш совершенствует свою память, развивает восприятие, воображение и мышление.


Играя со своими игрушками, малыш в этом возрасте не имеет конкретной игровой цели или сценария игры. Он просто учится ставить кубик на кубик, складывать мозаику или домино, выявляя простые закономерности (совпадение картинок, цвета отдельных деталей, их формы и т.д.).

Игры II уровня (для дошкольников среднего возраста)

Если детки младшего возраста чаще играют в одиночные игры, то для малышей среднего уровня важна коллективная или ориентированная игра, в которой они смогут легко имитировать определённые действия и установить отношения с другими детьми.


Дети, у которых развито творческое мышление, отбирают игрушки по принципу «нравится или не нравится». Дети с доминированием логического мышления ориентируются более на вид материала, из которого изготовлены игрушки, и их свойства.


Игры III уровня

Игры детей этой возрастной категории уже всегда осмысленны и по форме напоминают собой один из видов трудовой деятельности.

Если малыш играет с конструктором, то результатом его работы становится некий бытовой
предмет – дом, машина, шкаф и прочие вещи, полезные или необходимые в быту. Через призму игры он совершенствует движения своих рук и все умственные операции, которыми уже владеет.

Если ребёнок играет с куклами или мягкими игрушками, то, как правило, он моделирует семью, в которой игрушки выполняют функцию членов семьи. Роль игрушек может также заключаться в имитации отношений:

        • «доктор – пациент»;
        • «милиционер – хулиган»;
        • «продавец – покупатель» и т.д.

В процессе игр такого типа малыш учится налаживать социальные связи и вступать в отношения с другими субъектами социума.

Детям старшей дошкольной группы интересны игры на:


Нельзя позволять малышу зацикливаться на играх одного типа – для гармоничного развития он должен играть в разные игры.

Важно!

Если в семье более одного ребёнка, ориентироваться в выборе совместных игр для них следует на возраст каждого малыша. Если вы будете выбирать игры с учётом возраста младшего ребёнка, то у старшего ребенка может пропасть интерес к игре. Если игры
будут рассчитаны только на старшего малыша, младшему будет сложно с ним играть.

Мышление ребенка продолжает развиваться, он пытается установить простейшие отношения и связи между объектами, интересуется окружающим миром. Важно, чтобы малыш не утратил этот интерес и нашёл применение свои навыкам для дальнейшего их развития и совершенствования. Чтобы помочь ему быстрее освоить новые навыки и связи, психологи рекомендуют организовать для него своеобразный «сенсорный центр».

Это игровое место, где будут собраны материалы и предметы, которые ребёнок сможет изучать с помощью своих органов чувств. Это предметы, отличающиеся по запаху, свойству материалов, из которых они изготовлены, шумовым эффектам и пр. Малышу полезны игры, рассчитанные на детское восприятие и экспериментирование. Это работа с глиной, пластилином, песком, зеркалом, красками, мыльной пеной, для которой также следует выделить место в квартире.

Игра – это самый главный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, он вступает в игровой процесс со сверстниками или взрослыми людьми, экспериментирует с предметной деятельностью или ролевыми играми. В процессе игры происходит его эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие.

Малыш с развитым логическим мышлением становится более уверенным в себе, умеет донести другим людям собственные чувства и мысли.

Развитие у детей логического мышления – это сложный, длительный и трудоёмкий процесс. Уровень мышления у каждого малыша специфичен. Как слабых, так и сильных детей объединяет тот факт, что логическое мышление развивается у них разными темпами, но с обязательным позитивным результатом. Это необходимое условие, которое может свидетельствовать о нормальной подготовке ребёнка к следующей ступени своего развития и к обучению в школе.

Мыслительная деятельность человека чрезвычайно многогранна, ведь каждому из нас ежедневно приходится решать самые разнообразные задачи. Такая особенность мышления позволяет выделить его виды: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, которые начинают развиваться в дошкольном возрасте. Вот поэтому необходимо обеспечить условия для полноценного становления мышления ребенка. В первую очередь, заслуживает внимания образное мышление, как преобладающее у дошкольников и младших школьников. От него в большей степени зависит успешность в усвоении программ детского сада и школы. Психологами доказано, что на основе образного мышления у дошколят формируется интеллект. Младшим школьникам оно помогает построить научную картину мира, выработать внимательное отношение к окружающим объектам, сформировать умение видеть красоту вокруг себя. Все это развивает творчество и воображению, влияет на выбор профессии в дальнейшем. Например, такой вид мышления присущ людям творческих профессий: художникам, писателям, дизайнерам, архитекторам.

По научному определению, образное мышление ‒ это способность мысленно представлять, воспроизводить окружающий мир в виде образов предметов и явлений. Заботливым родителям, нацеленным на полноценное воспитание своего малыша, стоит задуматься над тем, как развить образное мышление?

Шагаем по ступеням развития образного мышления у детей

Важно: даже незначительное отставание в развитии образного мышления у детей может привести к психологическим проблемам, например, неумению формулировать свои мысли, действовать с системами образов при обучении, создавать новые образы в творческих занятиях.

Чтобы этого не случилось, родителям надо знать, что на каждом возрастном этапе существуют свои подходы к формированию мышления. «Образно» говоря, постепенно шагаем по ступеням развития наглядно образного мышления:

Достижения ребенка на каждом возрастном этапе

Какими средствами можно развить образное мышление у детей?

Важно: родителям для развития наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста на домашних занятиях лучше всего помогут средства, которые просты, доступны и понятны самим взрослым (игры, общение). При этом большую роль сыграет активность родителя, его образ жизни, так как родительский пример - половина успеха в воспитании собственного ребёнка.

Специалисты предлагают!

Средства, которые помогают развитию образного мышления, бывают классические и современные. Все они могут быть полезны для детей, однако для домашних занятий главным достоинством их должны быть: несложный для подбора наглядный материал (картинки, игрушки, бытовые предметы), интересные немонотонные действия (игровые движения, действия с ножницами, красками, карандашами, совместные беседы), доступность в показе и исполнении.

Наиболее популярные средства развития образного мышления:

  • настольные игры (разрезные картинки, лото, домино, вкладыши);
  • творческие занятия: лепка, аппликация, рисование, макраме;
  • чтение детских книг, энциклопедий, журналов;
  • загадки, шарады, ребусы;
  • просмотр кинофильмов и мультфильмов об окружающем мире;
  • семейный досуг, праздники, путешествия;
  • прогулки в природу: на даче, в лесу, парке;
  • общественные мероприятия: праздники, спортивные соревнования, туристические походы.

Игры и упражнения для дошкольников и младших школьников

Игра «Мамы и их детеныши»

Развивает образное мышление, обогащает словарь, способствует установлению смысловых связей. Играть можно с детьми всех возрастов, различие в том, что для малышей количество знакомых животных до 5-7 (домашние и животные зоопарка), у средних и старших дошколят объем наглядного материала увеличивается и усложняется. Дети воспроизводят образы тех животных, которых они могли видеть только на картинках (жираф, бегемот, коала). Взрослый предлагает для рассмотрения картинки с изображением взрослых животных, ребенок должен подобрать карточку с изображением детеныша. Для поддержания интереса у детей можно использовать художественное слово (загадки, песенки, стишки):

Узнать жирафа просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.

Мишка белый — к полюсу.
Мишка бурый — по лесу.
Этот — сел на эвкалипт,
Листья ест и много спит (коала).

Игра «Чудесный мешочек»

Классическая любимая игра детишек всех возрастов, в том числе и младших школьников, помогает закреплять образы предметов, мысленно воспроизводить их. Для малышей это будут знакомые игрушки, признаки которых они хорошо знают, например, маленький, мягкий, пушистый (мишка). А ребятам постарше можно подкладывать новые предметы, которые они сами должны определить на ощупь, или найти по описанию ведущего: «Найди в мешочке круглое, гладкое, холодное, маленькое (зеркальце)».

Упражнение «Волшебные очки»

Развивает умение группировать предметы по характерному для них признаку, закрепляя устойчивые образы - шаблоны. Требуется небольшая подготовка, взрослый вырезает из плотной бумаги очки определенной формы, например, квадратные или овальные. Ребенок может сам выбирать очки или выполняет задание по указанию взрослого. В коробочку собираются все предметы той формы, очки в виде которой надеты на игрока. Например, круглые очки - блюдце, зеркальце, колечко, крышка; квадратные очки - кубик, шкатулка, салфетка.

Упражнение «Загадки - отгадки»

Помогает развивать образное мышление, так как формирует у детей умение мысленно представить, а потом воспроизвести предмет по его признакам. Начинать разгадывать загадки нужно как можно раньше, когда ребенок еще только знакомится с окружающим миром. Тогда у малыша рано сформируется умение соотносить слово и образ. Маленьким деткам загадываются те предметы, признаки которых ярко выражены и дети их хорошо знают, например, овощи, фрукты, игрушки, транспорт.

Этот фрукт на вкус хорошо,
Он на лампочку похож (груша)!

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (арбуз).

Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка!» - скажу (яблоко).

Для старших дошколят и младших школьников загадки усложняются, дети учатся видеть за описанием образа реальный предмет, понимать систему образов. Детей учат тому, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному (коротко, просто или сложно, красочно). Тематика загадок также усложняется, используются загадки о неживой и живой природе, растительном мире, разных видах транспорта, орудиях труда, профессиях людей, бытовых предметах. Вот как, например, может быть по-разному представлен один и тот же образ (снег).

Скатерть бела, весь мир одела.

Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт.

Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.

Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.

Дженга

Все большую популярность приобретают семейные настольные игры, которые разнообразят досуг, делают общение детей и взрослых более интересным и насыщенным. Помогает формировать умение видеть перспективу, что способствует развитию наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста. Такие игры в разнообразии представлены в детских магазинах, их можно заказать по Интернету. Настольная игра «Дженга» широко известна по всему миру, чаще всего ее называют Башня. Считается, что это практически идеальная семейная игра. Основа ее в том, что из деревянных брусочков игроки строят башню, начиная каждый новый этаж с вытаскивания по бруску из нижнего и достраивают постройку строго вверх. Побеждает тот, кто меньше всех обрушивал башню или ни разу не сломал ее. Для повышения интереса игроков бруски можно разукрасить в различные цвета или даже внести изменения в правила «Дженги» — например, играть в фанты, написав на различных брусках смешные задания, который выполняет проигравший.

Имаджинариум

Еще одна семейная интересная игра, в которой нужно придумывать ассоциации к необычным картинкам. Играть можно со старшими детьми, так как необходим опыт. Повышает возможность развития наглядно образного мышления младших школьников. По условиям один участник придумывает ассоциацию к своей карточке, а остальные - пытаются ее отгадать. В каждый новый ход ведущим становится следующий игрок. Загаданная карточка выкладывается на стол рубашкой вверх. После того, как ведущий загадал ассоциацию, остальные игроки смотрят в свои карточки и выбирают ту, которая, по их мнению, соответствует придуманной ассоциации. Выбранные карточки выкладываются на стол рубашкой вверх и перемешиваются. Затем ведущий открывает карточки и выкладывает их на стол в один ряд рисунком вверх. Задача всех участников - отгадать, какую карточку загадал ведущий. Отгадавший получает три очка и на игровом поле продвигает свою фишку (слоника) вперед. Ведущий также передвигает своего слоника вперед на одно очко за каждого отгадавшего ассоциацию. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.

Уважаемые родители! Ваше активное участие в воспитании ребенка даст возможность полноценно развить образное мышление, которое поможет деткам успешно обучаться в школе и пойти по правильному пути выбора профессии.