Меню

Развитие младенцев по месяцам. Развитие ребенка по месяцам до года

Дом

Развитие ребенка до года, будь то мальчик или девочка, зависит от индивидуальных особенностей малыша. Однако существуют общие усредненные показатели роста, веса и психомоторных навыков, которые все новоиспеченные родители изучают с большим волнением и пытаются примерить к своей крохе. Педиатры обычно рекомендуют не расстраиваться, если грудничок развивается по индивидуальному плану, полностью отличающемуся от общепринятых норм. К тому же пол новорожденного также имеет здесь свое значение. Хотя при появлении на свет сильных различий между мальчиками и девочками не заметит даже специалист. Сегодня мы поговорим о развитии девочек до года по месяцам, учитывая статику, моторику, эмоциональный уровень и физиологические показатели.

Физиологические нормы развития девочек до года

Родителям необходимо знать о том, что при оценке физиологического развития девочки до года, необходимо принимать во внимание изначальные показатели. Если ваша крошка родилась слабенькой, то вполне ожидаемо, что в первое время она будет немного отличаться от своих сверстниц. Да и малышка, родившаяся с небольшим весом, сможет приблизиться к средним показателям нормы только к пяти-шести месяцам. Также мамы и папы должны учитывать, что существуют такие понятия как «средний показатель» и «диапазон нормы». Ваша новорожденная дочка вполне может не соответствовать среднему уровню по росту и весу. В этом нет ничего страшного, ведь она может быть крупнее или, наоборот, мельче среднестатистического ребенка. А вот диапазон нормы родителям стоит рассматривать более внимательно, так как показатели роста и веса здоровой малышки должны находиться в указанных границах.

Таблица 1. Физиологического развития девочек по месяцам до 1 года (масса, рост):

Возраст

Девочки

масса (кг)

рост (см)

средние показатели

диапазон нормы средние показатели

диапазон нормы

новорожденная

3, 300 2, 800-3, 800 49, 5
4, 100 3, 500-4, 600 53, 5
5, 000 4, 300-5, 500 56, 9
5, 900 5, 300-6, 400 60, 2
6, 500 5, 800-7, 100 62, 1

5 месяцев

7, 200 6, 200-8, 000 63, 9

6 месяцев

7, 900 7, 000-8, 800 66, 6

7 месяцев

7, 200-9, 100 67, 4 65-70

8 месяцев

8, 300 7, 200-9, 400 69, 8 68-72

9 месяцев

9, 000 8, 100-10, 000 70, 6 68-73

10 месяцев

8, 200-10, 800 72, 1

11 месяцев

8, 900-11, 000 73, 6
12 месяцев 10, 100 9, 000-11, 300 74, 8

Перечисленные показатели не являются единственными, по которым оценивается развитие девочек до года. Немаловажным показателем является окружность головы. На каждом плановом приеме в поликлинике педиатр с помощью сантиметровой ленты делает это измерение. Затем врач анализирует данные и оценивает развитие девочки до года. В дальнейшем показатели окружности головы теряют свое важное значение. Ниже мы приводим сводную таблицу с указанием низких, средних и высоких показателей обхвата головы. Любое отклонение от нормы в измерениях должно насторожить родителей. Паниковать не стоит, лучше посетите вашего врача, чтобы достоверно узнать — есть ли проблема или нет.

Размеры (обхват) головы у девочек до года

Возраст Окружность головы (см)
Месяц Низкий Средний Высокий
Новорожденная 31, 5 33, 9 36, 2
1 месяц 34, 2 36, 5 38, 9
2 месяца 35, 8 38, 3 40, 7
3 месяца 37, 1 39, 5 42, 0
4 месяца 38, 1 40, 6 43, 1
5 месяцев 38, 9 41, 5 44, 0
6 месяцев 39, 6 42, 2 44, 8
7 месяцев 40, 2 42, 8 45, 5
8 месяцев 40, 7 43, 4 46, 0
9 месяцев 41, 2 43, 8 46, 5
10 месяцев 41, 5 44, 2 46, 9
11 месяцев 41, 9 44, 6 47, 3
12 месяцев 42, 2 44, 9 47, 6

Если развитие девочки по месяцам по многим параметрам совпадает с диапазоном нормы, но измерения окружности головы дают низкие либо высокие показатели, стоит провести обследование. Вполне вероятно, что ваша крошка абсолютно здорова и эти несовпадения — ее отличительные особенности.

Психомоторное развитие девочек на 1 году жизни (по месяцам)

В термин «психомоторное развитие» входит совокупность всех изменений, которые происходят с малышом по мере взросления. Сюда включаются моторная активность, сенсорные реакции, статика и эмоциональное развитие. Родители должны знать, что на перечисленные показатели влияет множество факторов. К самым значимым можно отнести уход за малышкой, генетическую предрасположенность и окружение.

Первый год жизни очень важен для развития девочки. По месяцам можно отследить как быстро растет ребенок и сколько новых навыков приобретает. Конечно, все это происходит с помощью заботливых пап и мам, которые ухаживают за крохой, разговаривают с ней и знакомят с окружающим миром. Если вы все сделаете правильно, то за двенадцать месяцев ваша малютка из беспомощного комочка превратится в любопытную и умную малышку, с удовольствием изучающую окружающую мир.

В данном разделе статьи мы опишем важные моменты развития девочек до года по месяцам.

Развитие девочек по месяцам до года

1-й месяц

Первые недели жизни будут для вашей малышки адаптационными. Она привыкает жить вне комфортных условий маминого животика. Кроха адаптируется к температурному

режиму, влажности, звукам и непривычно яркому свету. Для того, чтобы помочь ей, маме нужно почаще брать дочурку на ручки и ласково разговаривать с ней. Таким образом малышка ощущает себя в уютной обстановке и быстрее успокаивается. Мамина любовь в данном возрасте выражается в количестве прикосновений к новорожденной. Чем их больше, тем спокойнее растет ребенок.

2-й месяц

Очередной этап развития девочки на втором месяце жизни знаменуется появлением долговременных периодов бодрствования. Малышка, проводившая ранее во сне до двадцати двух часов, теперь бодрствует приблизительно по двадцать минут в час. Некоторые детишки в данный период сокращают количество ночных кормлений до одного. Кроха адаптируется ко всем условиям внешней среды, пищеварительный тракт приспосабливается к грудному молоку либо смеси, что выражается в прекращении колик, доставляющих массу проблем родителям новорожденных малышей. Самым интересным моментов в этот период является то, что малыш начинает осознанно улыбаться маме. Он хорошо распознает голос мамы среди других.

Статика и моторика Все движения малышки становятся более скоординированными, она осознанно подносит ручки к лицу и с удовольствием разглядывает их. Кроха уже хорошо удерживает головку, лежа на животике, и даже может поворачивать ее в разные стороны.
Речь Лепечет ребенок с большим энтузиазмом и более продолжительное время, чем раньше. Свой голос малютке очень нравится и она с удовольствием прислушивается к нему.
Общие навыки Зрение девочки становится все лучше, она уже спокойно разглядывает лица и предметы с расстояния в тридцать сантиметров. Она поворачивает голову на любой звук, что говорит об улучшении слуха. Кроха радуется при виде родителей, подошедших к кроватке. Обычно это выражается в улыбке и хаотичном дерганье ручками-ножками.

3-й месяц

К третьему месяцу жизни в развитии девочки намечается заметный скачок. Она начинает пристально и с большим интересом изучать свое тело. Кроха разглядывает ручки, внезапно обнаруживает наличие ножек и пальчиков. Она может подолгу лежать в кроватке, занимаясь подобным созерцанием.

Ребенок становится более активным, общее время сна сокращается до пятнадцати часов в сутки. Поэтому малышка становится любопытнее и прислушивается к разговорам в комнате, бурно реагирует на свет и звуки, а также стремится завладеть вниманием людей с помощью крика. Ей нравится общаться с матерью, что выражается в улыбке и продолжительном гулении.

Статика и моторика Ребенок спокойно удерживает головку более двадцати секунд. Если создать крошке твердую опору, то она покажет, как умеет отталкиваться ножками. Некоторые девчушки начинают поворачиваться со спинки на бочок, что является подготовкой к самостоятельному переворачиванию на животик.
Речь Если говорить о речевом развитии девочки в три месяца, то нужно отметить навык изменять тональность лепета в зависимости от того, кто разговаривает с ней. С помощью определенных наборов звуков она выражает свои эмоции и настроение.
Общие навыки Малышка отделяет близких людей от чужих, однако она способна улыбаться абсолютно всем, кто проявит к ней дружелюбие. У крохи развивается хватательный рефлекс, она уже берет в ручки игрушки, но чаще всего это получается автоматически и удерживать предметы долго ей не удается. Яркие предметы вызывают у ребенка большой интерес.

4-й месяц

На этом этапе в развитии девочки можно отметить серьезные изменения. Они касаются как физиологических, так и психоэмоциональных аспектов. Многие родители считают, что именно в четыре месяца их кроха начинает походить на человечка и живо реагировать на окружающий мир.

Все движения крошки являются осмысленными, иногда ей удается произносить целые слоги, а разделение на своих и чужих становится более явным. Часто именно в это время ребенок радует маму и папу первым заливистым смехом.

Статика и моторика Девочка уже уверенно чувствует себя на животе. Она крутит головкой в ту сторону, в которую ей хочется, приподнимается на локтях или вытянутых руках. Малышка может передвигаться по кровати на спине или перекатами. К концу четвертого месяца жизни большинство детей уже могут самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно.
Речь Речь девочки обогатилась новыми звуками, она периодически произносит согласные. Также мамы и папы отчетливо слышат знакомые слоги.
Общие навыки Кроха в четыре месяца умеет весело смеяться, визжать от восторга и бурно выражать свое недовольство от чего-либо. Детка приобретает свои музыкальные пристрастия: она затихает и прислушивается к одним композициям, но категорически отвергает другие плачем или иными громкими звуками. Игрушки ручками малышка держит очень хорошо, нередко она начинает тянуть их в рот. Обычно ребенку нравится общаться с незнакомыми людьми.

5-й месяц

Судя по развитию девочки на пятом месяце жизни, она перестает быть беспомощной малышкой и впервые показывает свой характер. Родители сталкиваются с тем, что у крохи появляются свои желания, осуществления которых она упорно добивается всеми имеющимися в арсенале способами.

Многие мамы замечают, что дочка начинает «гоняться» за ней и отказывается идти на ручке к папе или бабушкам. Психологи называют это первым «социальным навыком». Он очень важен для гармоничного развития девочки, так как она в пять месяцев очень четко отделяет близких от посторонних людей.

Статика и моторика Малютка переворачивается в разные стороны по своему желанию. Если поддерживать ее под ручки, она сможет несколько минут стоять на поверхности. Ребенок в пять месяцев способен сидеть при создании опоры, но обычно крошка клонится вперед и в стороны.
Речь Общение с родителями становится все более разнообразным. Девочка подолгу лепечет, при этом она копирует интонацию говорящего, отвечая ему с той же эмоциональной окраской.
Общие навыки Малышку все больше интересуют игрушки и окружающие предметы. Она может играть ими до пятнадцати минут, разглядывая, ощупывая и бросая. Практически все, что попадает в руки вашей дочке, тянется в рот. Кроха умеет обхватывать ступни ног и пытается дотянуться до них ртом. Общение с родителями сопровождается не только звуками, но и различными движениями. Чужие люди могут напугать малышку и тогда она бурно выразит свой испуг.

6-й месяц

В этом возрасте родители начинают замечать, что их девочка откликается на свое имя. Она поворачивает голову в сторону произносящего его и реагирует довольной улыбкой. Обычно в шесть месяцев кроха получает первый прикорм. Не у всех данный период проходит без капризов. Нередко малыши отказываются воспринимать новую пищу, и родителям понадобится набраться терпения. Развитие девочки в шесть месяцев еще не позволяет принимать соленую и сладкую пищу, поэтому для крошки нужно готовить отдельно.

Статика и моторика К шести месяцам девочка уже может сидеть без поддержки взрослых. Многие способны самостоятельно вставать на четвереньки и раскачиваться в разные стороны.
Речь Кроха выражает первые просьбы, сопровождая звуки характерными жестами. В речи появляются слоги «ма», «па», «ба». Нередко ребенок обращается с их помощью к членам семьи. Шестимесячные девочки проявляют интерес к музыке и подпевают в такт веселым мелодиям.
Общие навыки Малышка начинает пользоваться во время приема пищи столовыми приборами и кружкой. Конечно, все манипуляции производятся с маминой помощью. Интерес ребенка вызывают различные мелкие предметы, причем малышка уже понимает, что следует за теми или иными ее действиями. В данном возрасте девочка легко перекладывает игрушки из ручки в ручку, сама держит бутылочку во время кормления и стремится встать на ножки.

7-й месяц

Многие родители считают, что к семи месяцам, прошедшим после рождения крохи, в доме заканчивается период покоя. Развитие девочки доходит до определенного уровня самостоятельности и мамам приходится прятать все опасные предметы, находящиеся в квартире. Кроха с удовольствием кидает свои игрушки и все, до чего может дотянуться, стучит и бренчит разными предметами, а также ломает различные вещи.

Обычно на данном этапе развития девочка проявляет большой интерес к купанию. Она готова проводить в ванной комнате много времени, плескаясь с игрушками.

Имейте в виду, что большую часть своего времени ваша малышка будет проводить на полу. Поэтому о чистоте ковровых покрытий и непосредственно пола нужно заботиться особенно.

Статика и моторика Малютка хорошо сидит без поддержки взрослых, часто она помогает себе опорой на ручки. Многие крохи уже уверенно ползают, а другие только учатся этому. Особо активные девочки начинают подниматься на ножки, держась за родительсике руки или опираясь на стену либо диван. Если малышку поддерживать, то она будет с удовольствием шагать. Это становится одним из самых любимых занятий.
Речь Лепечет кроха много и активно. Она понимает речь родителей и пытается повторять за ними различные слова.
Общие навыки Играет девочка с большим удовольствием. Обычно все они сопровождаются бросанием игрушек. Малютка хватает все, что попадает ей под руку, тем самым развивая мелкую моторику пальцев. Малышка может показать, где находятся глазки, ушки и носик. Ей нравится рассматривать картинки в книжке и слушать, как мама читает. Кроха любит пить из своей кружечки и с интересом пробует на вкус хлеб или сушки.

8-й месяц

Любопытство – вот главное слово, характеризующее развитие девочки на данном этапе. Малышка уже достаточно самостоятельна, чтобы передвигаться по квартире, поэтому в ее поле зрения попадает масса интересных предметов. Она будет открывать все ящички, интересоваться содержимым полок и с удовольствием засовывать в рот все найденное.

В этом возрасте девочка уже может выразить свое согласие или несогласие с определенными просьбами взрослых жестами или кивком головы. К маме кроха привязана в данный период времени наиболее сильно. Она не хочет расставаться с ней ни на минутку и бурно протестует при возникновении подобных ситуаций.

Статика и моторика Малютка очень активна и находится в постоянном движении. Она ползает, сидит, пытается вставать и делать первые шаги. При желании она может самостоятельно ложиться, садиться и принимать любую позу. Многие с удовольствием танцуют под музыку и хлопают в ладоши.
Речь Для восьмого месяца характерны первые осознанные слова.
Общие навыки В восемь месяцев можно начинать приучать кроху помогать по дому. Она уже способна принести какой-либо предмет или собрать игрушки в корзинку. Конечно, без помощи мамы эти действия она не выполнит. На данном этапе развития кроха с восторгом воспринимает стишки, потешки и считалочки. Ее можно научить простейшим играм типа «сороки-вороны» и «ку-ку». Малышка может собирать пирамидку и играть с кубиками. Однако большей всего ей нравятся те игры, в которых принимает участие мама. Малютка узнает многие свои вещи, в том числе посуду. Она активно копирует поведение взрослых. К примеру, машет ручкой при прощании.

9-й месяц

Малышка стремится повторять за взрослыми все действия. Она уже умело копирует их, а также старших детей, если они есть в семье. Игры приобретают большую осмысленность, но все же больше всего крохе нравится бросать игрушки и ждать, когда их поднимут. Если вы внезапно прекратите игру, она может выразить протест громким плачем.

Отличительной чертой развития девочки в 9 месяцев является способность играть самостоятельно. Обычно такие периоды не длятся более получаса.

Статика и моторика Кроха делает первые шаги с помощью взрослых. Некоторые делают попытки оторваться от опоры и идти самостоятельно. Ползает девочка уже очень уверенно и может по желанию быстро менять направление. Недоступных мест в квартире для ребенка становится все меньше.
Речь Малютка понимает практически все слова, различает, когда ее хвалят, а когда ругают. При этом она уже в состоянии произносить простейшие слова, в том числе «да» и «нет». Словарный запас постоянно пополняется.
Общие навыки В 9 месяцев девочку можно начать приучать к горшку. Если сделать это немного раньше, то к данному возрасту она уже будет понимать, что от нее требуется. Чтение книжек вызывает у крохи все больший интерес. У нее появляются любимые истории и герои, которых она узнает по картинкам. Голоса животных она тоже с удовольствием воспроизводит.

10-й месяц

В это время по своему развитию девочка уже далека от беспомощного новорожденного младенца. Она многое умеет и ей все больше по душе самостоятельность. Ее основная деятельность сейчас – это подражание взрослым. Кроха копирует абсолютно все: слова, интонацию, мимику, жесты и даже манеру поведения. Главной персоной для подражания является, конечно же, мама.

К 10 месяцам малышка начинает проявлять интерес к другим детям. Ей нравится проводить время на детской площадке, где девочка выплескивает всю свою энергию.

Статика и моторика На 10 месяце происходит совершенствование всех приобретенных навыков ребенка. Она способна стоять без опоры и еще немного неуклюже проходит небольшие расстояния. Девочка может собрать в одной ручке несколько предметов и брать игрушки не всей пятерней, а двумя пальцами.
Речь Словарный запас существенно расширяется. Некоторые малышки осмысленно произносят уже по пять односложных слов.
Общие навыки Кроха отлично понимает, как и в какие игрушки играть. К примеру, куклу она будет баюкать, а пирамидку собирать. Девочка способна вкладывать мелкие предметы в большие. Она знает предназначение многих бытовых предметов. Малышка понимает, что ложкой нужно есть, а гребешком расчесывать волосы. Некоторые малютки проявляют интерес к игре в мяч и самостоятельно листают страницы книг.

11-й месяц

На 11 месяце у девочки происходит активное развитие мелкой моторики пальцев. Подобным занятиям нужно уделять больше внимания. Также детей начинают интересовать животные. Малышка старается подражать им и повторяет за взрослыми все манипуляции по уходу за домашней кошкой или собакой. В этом возрасте у девочки закрепляются все ранее приобретенные навыки. В 11 месяцев многие дети начинают делать первые самостоятельные шаги и говорить первые слова. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, чтобы простимулировать развитие речи.

Статика и моторика Малышка делает попытки ходить самостоятельно и становится на ножки при любой ситуации.
Речь Крохе нравится звук своего голоса, поэтому она лепечет сама с собой часами. В периоды бодрствования девочка ведет долгие беседы с мамой. Правда, понять из сбивчивой речи хоть что-то кроме односложных слов очень трудно. В лексиконе появляется слово «дай».
Общие навыки Кроха по просьбе показывает ручки, ножки, носик, глазки и другие части тела. Может показать, где находятся те или иные предметы в доме, и выполнить простые просьбы родителей. Многие уже самостоятельно кушают из чашки ложечкой и вилочкой, машут в знак приветствия и прощания, играют в простые игры. Нередко в 11 месяцев малышки делают первые попытки одеваться и раздеваться своими силами.

12-й месяц (1 год)

К году ребенок осваивает многие навыки — это ходьба без поддержки, речь, высаживание на горшок, игры. Годовалые малыши очень любят играть с детьми, с родителями. Девочки в 12 месяцев могут выполняет просьбы, хорошо понимает слово «нельзя». Малыш умеет собирать пирамидку, и складывать свои игрушки на место. Речевое развитие девочки в год позволяет ей произносить слова из нескольких слогов, а некоторые дети в этом возрасте произносят целые фразы. Словарный запас расширяется до нескольких слов или фраз, которые в больше степени понятны только родителям. Большинство своих действий годовалый ребенок совершает осмысленно, выполняет различные просьбы и адекватно реагирует на запреты. В год ребенок уже может самостоятельно держать ложку, а также иметь определенные вкусовые предпочтения. К году становятся заметны отличия между развитием мальчиков и девочек. Обычно к 12 месяцу девочки по развитию заметно опережают своих сверстников мужского пола. Подобная тенденция сохраняется до трех лет.

Статика и моторика Многие дети r году уже имеют навык самостоятельной ходьбы. Если ваш кроха еще не пошла, то ожидайте этого знаменательного события в самом ближайшем будущем. В 12 месяцев малышка умеет приседать, поднимать игрушки с пола, наклонившись. Она отлично знает, где лежат интересующие ее предметы и направляется за ними в нужное место. В данном возрасте малышки учатся переступать через препятствия. Сначала это происходит при поддержке родителей, но вскоре дочурка попытается сделать это самостоятельно. Кроха уже может взобраться по ступенькам лестницы.
Речь В один год ребенок понимает абсолютно все, что говорят взрослые. Однако многие карапузы старательно делают вид, что не воспринимают большую часть речи. Словарный запас к этому возрасту составляет уже около десяти слов. Некоторые малыши могут произносить целые фразы и даже запоминают простейшие стишки.
Общие навыки Игра приобретает для крохи все большее значение. Причем девочке очень нравится играть с мамой или с детьми своего возраста. К году малышка умеет пить из кружечки, и сама держит ее ручками. Также крошка пытается самостоятельно кушать, но у большинства получается лишь водить по тарелке столовыми приборами. Многие девочки в этом возрасте умеют надевать носочки, колготочки и шапочку.

Первый год – это самый важный и интересный этап в жизни маленького человечка, поэтому родителям нужно уделять своей малышке как можно больше внимания. Только в любви, заботе и нежности новорожденная принцесса к году сможет обрести все необходимые навыки, чтобы из младенчества сделать важный и значимый шаг в детство.

На чтение 8 мин. Просмотров 1.2k. Опубликовано 27.07.2018

Появление в семье малыша – момент важный и крайне ответственный. И не имеет значения, первенец это или второй, третий ребенок. Каждый подготовленный родитель знает, насколько насыщенным является первый год жизни малыша, и как важно отслеживать развитие ребенка по месяцам, чтобы не упустить важные моменты или отклонения. В помощь новоиспеченным родителям предлагаем емкую, но легкую для восприятия статью, чтобы всегда оставаться в курсе событий и эффективно помогать малышу расти и развивать.

В сантиметрах и килограммах: таблица норм физического роста ребенка первого года жизни

Измерять, слушать, смотреть малыша после рождения – это обыденные действия, которые очень быстро входят в привычку молодых родителей.

Сколько грамм набрали, на сколько сантиметров подросли, как соотносятся окружности головы и груди – все это старательно сверяют с показателями таблицы развития ребенка по месяцам до года (так называемая «таблица норм физического развития»).

Но эти данные можно использовать лишь для приблизительной ориентации в «нормальности» физического роста малыша, учитывая при этом:

  • показатели роста и веса ребенка при рождении;
  • особенности индивидуального развития и наследственность малыша;
  • пол ребенка;
  • состояние и самочувствие малыша;
  • в таблицах представлены усредненные или крайние показатели норм;
  • статистика ВОЗ и педиатрических наблюдений может иметь расхождения.

Тем не менее, расти до года малыш должен, приблизительно, так:

Рост, см Вес, кг ВОЗРАСТ (мес) Окружность головы, см Окружность груди, см
47-52 2,5-4 рождение 32-36 31-38
49-53 3-4,5 1 33-37 32-39
51-57 3-5 2 35-38 33-40
55-60 4,5-6,5 3 37-40 34-42
57-63 5-7 4 38-41 36-44
59-66 6-8 5 39-42 38-46
61-68 6-8 6 40-43 39-47
63-69 6,5-9 7 41-44 40-49
65-71 7-9,5 8 42-45 41-50
66-72 7-10 9 42-46 42-51
67-74 7-10 10 43-47 43-52
69-75 7,5-10,5 11 43-47 43-53
70-76 8-11 12 44-50 44-54

В таблице приведены крайние усредненные, низкие и высокие показатели по росту и развитию мальчиков и девочек, поэтому не стоит волноваться, если где-то на 1-2 сантиметра или полкилограмма показатели малыша «выпадают».

Организм найдет свой темп и скорость развития, комфортные для ребенка.

О явных проблемах и возможных отклонениях в развитие и питании (при их наличии) сообщит и проконсультирует квалифицированный детский врач на плановом приеме

Умею, могу и учусь: всестороннее развитие по месяцам до года

Когда ребенок хорошо кушает и растет, сантиметры и весы откладываются в сторонку, и родители начинают интересоваться возможностями, навыками и новыми умениями малыша. Что он уже умеет и что должен уметь; как воспринимает окружающий мир и как должен на него реагировать; что у него получается хорошо, а где требуется помощь и поддержка родителей или специалистов.

Календарь развития по месяцам до года

Новорожденный:

  • малыш дышит, видит, слышит, издает звуки;
  • движения рук и ног хаотичны;
  • пальцы рук сжаты в кулачки;
  • руки и ноги полностью не выпрямляются;
  • присутствуют врожденные рефлексы: мигательный, поисковый, сосательный, глотательный, хоботковый, ладонно-ротовой, подошвенный, защитный, хватательный, обхватывания, шаговый, ползанья, нырятельный;
  • большую часть времени малыш спит.

В 1 месяц:

  • ребенок в положении лежа начинает поднимать голову и шею;
  • реагирует на звуки и свет;
  • присматривается к очертаниям предметов и лицам;
  • может следить за движением яркого предмета;
  • начинает улыбаться;
  • реагирует на разные интонации в голосе родителей.

В 2 месяца:

  • ребенок пытается удерживать голову вертикально около минуты;
  • приподнимает голову и грудь, лежа на животике;
  • активно реагирует на звуки, свет, привлечение внимания;
  • движения рук и ног становятся менее хаотичными;
  • ярко проявляется «комплекс оживления»;
  • малыш может удерживать и рассматривать игрушку в руке;
  • развивается трехмерное восприятие предметов;
  • ребенок пытается сам поворачиваться на бок.

В 3 месяца:


  • хорошо держит голову до 2 минут;
  • лежа на животе, пытается приподняться на локтях;
  • становится более подвижным и вертлявым, пробует переворачиваться;
  • проявляет активный интерес к игрушкам, пытается их схватить;
  • тянет ручки и одеяло в рот;
  • хватательный рефлекс переходит в осознанное хватание;
  • малыш начинает гулить и смеяться;
  • привлекает внимание доступными способами (крик, плач, смех, перебирание ножек).

В 4 месяца:

  • малыш пытается поднимать голову лежа на спине;
  • делает попытки подтянуться и сесть;
  • упирается ножками, когда его держат вертикально под мышки;
  • переворачивается на бок;
  • делает попытки повернуться со спины на живот;
  • поднимается и упирается на ладошки, лежа на животе;
  • удерживает внимание на интересующем предмете несколько минут;
  • играет погремушками, ударяет по ним, пытается словить;
  • узнает лица близких;
  • различает и узнает голоса;
  • реагирует на свое имя;
  • часто и долго может гулить.

В 5 месяцев:

  • пытается переворачиваться с живота на спину;
  • начинает сидеть с поддержкой, полулежа;
  • предпринимает попытки ползти по-пластунски;
  • увлеченно рассматривает и ощупывает различные предметы;
  • играется со своими пальчиками и ножками;
  • появляется «пищевой интерес» к взрослой еде;
  • может пить с ложечки;
  • узнает своих близких и остерегается чужих;
  • могут начать лезть зубки;
  • появляется «цветное» зрение;
  • у малыша может получиться произнести первые простые слоги.

В 6 месяцев:


  • ребенок тянется ручками к маме, просится на руки;
  • крутится, переворачивается;
  • лежа на животе пытается ползти/ подтягиваться вперед или отталкиваться назад;
  • сидит и достаточно твердо стоит с поддержкой;
  • делает попытки встать на четвереньки;
  • «играет» своим голосом, лепечет то тихо, то громко;
  • перекладывает игрушки из руки в руку;
  • знает и использует основные особенности игрушек (стучит, пищит и т.д.);
  • можно начинать вводить первый прикорм, давать пробовать новую еду.

В 7 месяцев:

  • ребенок уверенно сидит сам;
  • наклоняется и тянется за игрушками в положении сидя;
  • ползает;
  • делает попытки встать у опоры;
  • узнает знакомые вещи по названию (смотрит на них, когда его просят найти);
  • интересуется своим отображением и телом;
  • бросает и подбирает игрушки;
  • «знакомится» с причинно-следственными связами (бросить-упало);
  • сам может держать поильник, когда пьет из него;
  • хорошо кушает с ложки.

В 8 месяцев:

  • малыш может сам сесть и подняться на ноги у опоры;
  • пытается делать первые шаги с поддержкой;
  • хлопает в ладоши;
  • машет «пока»;
  • расширяется мимический репертуар реакций;
  • может длительное время играть с любимой игрушкой;
  • знает, как достать или попросить желаемую вещь;
  • может сам держать и есть сухарик/ бублик и т.д.;
  • формируются устойчивые связи (кушать – идти на кухню и т.д.);
  • лепечет на своем языке.

В 9 месяцев:


  • ребенок уже ходит у опоры или за руки;
  • делает попытки ходить самостоятельно;
  • интересуется маленькими предметами, развивает мелкую моторику;
  • играет преимущественно сидя;
  • может выполнять простые просьбы (принести, дать);
  • появляются устойчивые сочетания слогов, первые слова со смыслом;
  • понимает запреты;
  • использует знания из долговременной памяти;
  • стремится к активному общению;
  • подражает действиям взрослых (например, подносит телефон к уху).

В 10 месяцев:

  • приседает, поднимается на ноги, наклоняется;
  • пытается ходить за одну руку;
  • учится переступать преграды;
  • любит открывать/закрывать шкафчики, складывать/ разбрасывать игрушки;
  • произносит простые односложные слова;
  • разбирает игрушки, складывает пирамидку;
  • формируется привязанность к часто встречающимся людям;
  • стремиться к другим детям;
  • хочет пробовать есть сам, играется с едой;
  • указывает на предмет, который называют.

В 11 месяцев:

  • совершенствуются двигательные навыки;
  • ребенок выполняет двусложные просьбы (иди, принеси);
  • эмоционально выражает свое отношение, принятие/непринятие;
  • может найти или показать называемый предмет;
  • нравится что-либо рвать, растягивать, доставать;
  • хорошо ориентируется и передвигается в пространстве;
  • стремится к совместной игре;
  • учится делиться, просить;
  • может сам руководить процессом кормления (берет сам чашку, показывает на ложку);
  • пытается стягивать с себя вещи;
  • танцует.

В год:

  • ребенок ходит сам;
  • приходит, когда его зовут по имени;
  • в словарном запасе есть около десятка простых слов;
  • умело преодолевает преграды на пути;
  • выполняет сложные поручения;
  • начинается момент «отделения» от взрослого;
  • с интересом наблюдает и «комментирует» происходящее вокруг;
  • появляются элементы сюжетных игр (возит машинку, укладывает куклу);
  • активно подражает действиям взрослых и сверстников.

Как развиваются мальчики и девочки?

Развитие по месяцам до года мальчика и девочки могут незначительно отличаться, как в силу индивидуальных, так и физиологических особенностей. Например, девочек не советуют торопиться высаживать самостоятельно раньше полугода, чтобы не было в будущем проблем с внутренними женскими органами. А мальчики нередко бывают молчаливы, не хотят долго говорить первые слова. Здесь каждому родителю следует четко понять и грамотно разобраться в сути и значении всевозможных нормативных таблиц и графиков развития детей до года, чтобы не торопить, но и не затягивать естественные события.

Наш уже умеет, а ваш?

Кроме вполне естественных переживаний родителей в отношении соответствия развития своего малыша «общепринятым» нормам, немало беспокойства вызывают опыт и результаты малышей других родителей. Особенно впечатлительными бывают мамы. Развитие по месяцам до года девочки или мальчика становится для них обязательным планом к выполнению. Ведь результатами можно похвастаться мамочкам на площадке: малыш начал сидеть раньше положенного, или уже кушает новые продукты с 4 месяцев.

Но не бывает абсолютно одинаково развивающихся малышей, даже у одних родителей, даже если это близнецы.

Каждый ребенок уникален, у каждого свои особенности организма, темпы и скорость развития и приобретения навыков и умений. Развитие ребенка – это не дрессировка животного. Тут нельзя просто взять и научить. Детский организм должен быть подготовлен к каждому новому достижению.

Заключение

Родители могут лишь немного помогать малышу:

  • любить его;
  • обеспечивать для него необходимые условия питания и ухода;
  • общаться, играться и упражняться с малышом;
  • посещать детского врача и прислушиваться к его рекомендациям;
  • гулять и заниматься;
  • быть спокойными и счастливыми родителями здорового малыша.

Не гонитесь за успехами других детей. Всему свое время.

Как только наш малыш родился, неугомонные врачи, немедленно начинают обследование маленького человечка. Замеряют, взвешивают, рассматривают со всех сторон, загоняя наших детишек в рамки, которые прописаны в нормах развития.

Развитие наших детей обусловлено наследственностью, правильностью и составом питания, ну и нашей с вами окружающей средой. Наследственность отражается обычно на росте наших детей.

Но, пожалуй, самое важное это правильное и качественное питание наших малышей. От правильного питания зависит полноценное развитие ребенка - вес, и нормальный рост. Под нормальным и качественным питанием я подразумеваю обязанность мамы кормить грудью первый год жизни наших малышей, с постепенным добавлением прикорма.

Придерживаясь норм приведенных ниже в таблицах, вы сможете четко контролировать процесс развития наших малышей до года, избегая перекармливания, которое в свою очередь ведет к нежелательным результатам. Чтоб оценить развитие ребенка обычно измеряют рост и вес ребенка.

Но еще не маловажно отслеживать и окружность головки деток. Так как развитие мальчиков и девочек протекает по-разному, они выделены в отдельные колонки. Ниже приведена таблица роста и веса детей, а также таблица нормы окружности головки ребенка.

Желаю всем нам, чтоб наши детки росли, всесторонне развивались и никогда не болели. Надеюсь, что информация будет вам полезной.

Нормы физического развития ребенка до года

Таблица 1 – Нормы веса для детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Вес ребенка в килограммах

Допустимые отклонения

+/- в килограммах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Таблица 2 – Рост детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Рост ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Таблица 3 – Окружность головки детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Окружность головки ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Развитие детей раннего возраста

Все родители мечтают, чтобы их ребёнок рос здоровым, счастливым, а также всесторонне развитым. И начинают прилагать массу усилий по этому самому всестороннему развитию, записывая малыша чуть ли не с пелёнок во всевозможные кружки, секции, школы развития, загружая огромным количеством информации неокрепшее сознание.

Боясь что-то упустить, они пытаются объять необъятное, не учитывая возраст ребёнка и лишая тем самым малютку нормального детства. Так что же нужно знать молодым родителям о развитии детей раннего возраста, чтобы не допустить подобных ошибок?

Прежде всего, малыш должен расти в семье, где его любят.

  • Родители должны быть заинтересованы жизнью ребенка, его потребностями и интересами.

Они должны сделать малыша счастливым! Развитие детей раннего возраста основано на взаимопонимании мамы и малыша, и огромную роль здесь играет грудное вскармливание, которое позволяет наладить тесный контакт матери и ребёнка с рождения.

  • Окружающая обстановка также играет немаловажную роль в развитии.

Сделайте комнату ребёнка светлой, веселой и интересной! Обязательно развесьте по стенам рисунки, обучающие картинки, наполните комнату различными игрушками для развития тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

  • Развитие детей раннего возраста немыслимо без физической активности – отведите в комнате уголок, где малыш сможет попрыгать и порезвиться.

это поможет карапузу изучить себя, вырасти сильным, крепким и уверенным в себе. Развитие детей раннего возраста невозможно без игр. Они должны соответствовать возрасту ребёнка, его потребностям на данном этапе развития.

Не думайте, что ребёнок будет развиваться сам по себе – родители должны принимать активное участие в играх с малышом, быть искренне заинтересованы в процессе игры!

Маленький человечек очень хорошо чувствует фальшь: если мама не хочет играть, зачем это мне? (подробнее об играх читайте здесь)

  • Общение чрезвычайно важно для развития детей раннего возраста.

Старайтесь побольше говорить с крохой, называйте все окружающие предметы, описывайте явления, указывайте характеристики. Но не давайте малышу лишних знаний, которые просто лягут «мёртвым грузом» на дне его памяти. Информация должна быть важной для жизни ребёнка «здесь и сейчас».

Например, увидев на улице собаку, скажите малышу, что это хорошая, красивая собачка, какой у неё хвостик, какие ушки, как она лает «гав-гав», бегает по дорожкам, но не сообщайте ему о том, что это плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых!

Выбирая методику развития, не стремитесь объять необъятное. Лучше подобрать одну методику или сочетание двух-трех близких методов раннего развития – так вы будете последовательнее в своих действиях.

Не нужно приобретать несчётное количество пособий и развивающих материалов, потому что от многообразия методов малыш только запутается. Лучше сделать акцент на разнообразие форм и средств обучения и развития: игры, плакаты, карточки, пособия, видео, музыку.

Проделывайте задания вместе с ребёнком, после чего просите его повторить то же самое. Идите от простого к сложному, а затем – к очень сложному. Но если малыш не справляется, то подождите, не торопите события, так как маленькому человечку нужно время, чтобы обдумать порядок действий.

В случае полной неудачи не расстраивайтесь и тем более не ругайте кроху, а просто отложите игру или занятие на некоторое время, ведь вы не участвуете в соревнованиях «кто быстрее».

И не ругайте себя, если вы с малышом не проделали какое-то упражнение, потому что лучше делать по чуть-чуть, чем совсем ничего. Помимо этого, карапузу просто может понравиться какое-то упражнение, и он захочет делать его снова и снова.

Ничего страшного! Это даже к лучшему, ведь так кроха закрепит материал или навык и проявит себя. Не заставляйте малыша делать задания, если он не хочет или плохо себя чувствует, так как это принесёт только вред.

Не зацикливайтесь только на одной стороне развития детей раннего возраста, будь то эстетическое, физическое, речевое или какое-то другое – ведь лучше показать ребёнку многообразие этого мира, чем вести в одном направлении.

Не нужно заниматься с малышом круглосуточно, оставляйте время для отдыха, чтобы ребёнок мог усвоить новые знания и закрепить навыки.

Поощряйте его инициативу, радуйтесь самым незначительным достижениям, хвалите кроху, дайте свободу творчеству – это принесёт ощутимые плоды в развитии вашего малыша!

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Видео: Ваш новорождённый - Школа доктора Комаровского

Последнее изменение 24.04.2017

Девять месяцев в мамином животике подошли к концу. Роды позади, кроха лежит на маминой груди в нежных объятьях, слушая ее умиротворяющее сердцебиение. Милое создание природы, таящее неимоверную силу! Сколько тебе предстоит попробовать и продемонстрировать в новом мире. Добро пожаловать, малыш! Статья о самых значимых успехах малютки в каждый месяц его жизни до 1 года.

Очень подробно развитие ребенка расписано в книге профессора А.М.Казьмина .

Развитие от 0 до 1 месяца. Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Сплю и ем!

Минуты тишины и огромного счастья от знакомства с мамой перебивает чувство голода. В родзале проявляются первые умения: поиск груди, сосание и глотание материнского молока. Врождённые рефлексы (поисковый, сосательный, глотательный и др.) помогают ребёнку адаптироваться в новой среде.

К месяцу силы младенца прибывают, он учится поднимать голову, лёжа на животе. Взгляд становится более осознанным. Дитё реагирует на голос матери, громкие звуки и яркие цвета. Большую часть суток кроха проводит во сне.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Моя первая улыбка!

Лёжа на животе, малыш держит голову поднятой в течение некоторого времени. Ножки и ручки расслабляются и находятся в более активном состоянии. Ребёнок знакомится с пальчиками, пробует их на вкус. Его могут беспокоить кишечные колики.

Можно наблюдать осознанную улыбку малютки. Он лучше видит и следит за интересующим предметом на расстоянии 40 см. Подражая взрослому, показывает язык, тем самым демонстрируя общение с ним.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Крепыш растёт!

Крошка стал сильнее, перекатывается с живота на бок, порой со спины на живот и наоборот. Начинает знакомиться с ножками, тянет их в рот. Кишечные колики позади и не беспокоят в этом периоде.

Грудничок требует больше внимания. Начинает хныкать, капризничать, гулить. Получив желаемое, дарит улыбку или заливисто смеётся.

К игрушкам проявляется больший интерес, он их двигает кулачками и может даже ухватить. Реагирует на звуки погремушек, при этом поворачивая голову.

Что умеет малыш в 4 месяца

Хочу и беру!

Вундеркиндику удается захватить заинтересовавшую его погремушку одной рукой. Когда она больше не нужна, малыш бросает её. Лежа на спине, уверенно приподнимает плечи в попытке сесть. Часто в этом возрасте дети становятся на четвереньки, тем самым готовясь освоить ползание.

В речи прослеживаются слоги и впервые можно услышать слово «мама».

Умение ребенка в 5 месяцев

Зубатая улыбка

Гипертонус мышц к этому периоду проходит. Чадо осваивает ползанье. При поддержке стоит на выпрямленных ногах или сидит. Позже ребёнок одолеет все эти процессы самостоятельно. Отличает «своих» от «чужих». Умеет держать в руках мелкие предметы.

Речь становится разнообразнее, похожей на лепет. Начинают лезть зубы. Еда с общего стола привлекает внимание киндера.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Я сижу!

Шестимесячный пупс сидит самостоятельно. Он крутится на животе, подтягивает ножки, ползает по-пластунски. Держась за опору, отлично стоит. Родные легче могут понимать его желания.

Виднеется первый зуб и зубатик готов к введению прикорма. Любит присутствовать при общей семейной трапезе. Появляется любимая игрушка. Начинает подражать звукам взрослых: может покашлять как дедушка или засмеяться как братик.

7 месяцев ребенку — что должен уметь

Вот мой носик!

По просьбе родителей показывает знакомые предметы, указывает на свои части тела. Любит играть в пальчиковые игры. Держит предметы в обеих руках, стучит ими друг о друга, перекладывает из руки в руку, бросает. Ползает увереннее и быстрее.

Листает страницы книг, рассматривает картинки. Подражает звукам животных. Пьет из кружки, ест с ложки. Понимает слово «Нет», но пока не прислушивается.

Что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев

Я стою!

Восьмимесячный крепыш самостоятельно сидит, ползает быстро и далеко, стоит. Словарный запас расширяется за счет новых слов и словоподражаний. Привязан к маме как никогда и тяжело переносит разлуку. По просьбе близких подаёт или находит знакомые вещи. Детеныш замечает отражение в зеркале и любит с ним поиграть. Берёт мелкие детали, захватив их указательным и большим пальцем, напоминая работу пинцетом.

9 месяцев умение малыша

Покажи, я повторю!

Карапуз в совершенстве овладел ползанием, перелазит через возвышенности. Держась за опору, ходит в бок, садится из положения лёжа и наоборот. Повторяет многие движения взрослых: хлопает в ладоши, берёт телефонную трубку, услышав «Алло!».

В речи больше слогов и звуков. Имитируя разговор родных, связывает звуки в целые предложения и украшает их соответствующей интонацией. На лице уже легко считывается настроение. Что-то удалось – обворожительная улыбка, потерпел неудачу – глаза полны слёз и ротик в грустном изгибе.

10 месяцев — что должны уметь делать мальчики и девочки

Первые шаги

Делает без опоры первые шаги. Расстояния увеличиваются, походка становится увереннее. Умеет самостоятельно надеть что-то из своего гардероба, почистить зубы, расчесаться.

Показывает характер, пререкается, если что-то не нравится. Энтузиазм растет вместе с деткой. Посидеть в кастрюле или одеть её на голову – неудивительные забавы непоседы. Проявляет любовь к музыке, пританцовывая или подпевая в такт.

Что умеет ребенок в 11 месяцев

Где мой носик не бывал?

Многие дети начинают ходить без поддержки, взбираются по лестнице с помощью родителей. Одевают кукол, кормят их и укладывают спать. Машинкой могут перевезти кубики из одного угла комнаты в другой. В речи больше слов, их недостаток компенсируется жестами. Общение с членами семьи становится понятнее и доступнее.

Любознательность крошки заставляет залезть туда, куда не стоило бы. Мебель в доме имеет особый вид без ручек и углов.

Ребенок 1 год развитие — что должен уметь

Самостоятельный человечек

Ребенок уверенно сидит, стоит, ходит, подползает под препятствие, с успехом выбирается из него, наклоняется за необходимой вещью. Малышу удаётся достичь понимания с родными, несмотря на малый словарный запас.

Принимает активное участие в играх с детьми. Машет рукой на прощание или в знак приветствия, посылает воздушный поцелуй.

Пролетели 12 месяцев вне маминого животика. Человечек стал самостоятельным: сидит, ходит, говорит, одевается, кушает, пьёт, играет. Пусть всё это под присмотром взрослого и не идеально, но крошка освоил эти умения и заслуживает самых высоких похвал.

(Visited 1 658 times, 1 visits today)

Как развивается малыш с рождения до годовалого возраста. На какие нормы опираться чтобы следить за развитием и контролировать процесс.

Календарь развития ребенка до 1 года по месяцам позволяет новоиспечённым мамам следить за тем, как их кроха формируется и овладевает различными навыками. Это основные этапы, которые проходит девочка либо мальчик. Ранее развитие ребенка происходит по следующим направлениям:

  • Физическое развитие — включает в себя овладение различными движениями, в том числе ходьбой.
  • Эмоциональная сфера ребенка включает в себя формирование различных эмоций и умения выражать свои желания.

Важным этапом для формирования личности является развитие речи ребенка до года, поскольку именно в этот период закладываются основы будущего общения.

Иллюстрация развития ребенка по месяцам

В первый год жизни происходит интенсивный рост крохи, в этот период он активно набирает вес. Среднестатистические нормы развития ребенка — вес и рост, можно посмотреть в таблице, которая показывает колебания основных антропометрических параметров, поэтому незначительные отклонения не должны вызывать беспокойства у родителей.

Антропометрическая таблица развития ребенка – показывает средние данные прибавки веса, роста и окружности головы малыша.

Простой и трудный одновременно период в жизни малыша – первые три месяца. В этот период идёт перестройка пищеварительной системы. Повышенное газообразование и вздутие животика беспокоит малыша – он кричит и плачет. Есть много способов помочь ему преодолеть недуг, один из них

1 месяц: спим и кушаем

В первый месяц жизни у младенца происходит формирование зрения и слуха. Чадо начинает реагировать на движущиеся объекты и напевную речь. Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию: массаж, легкая зарядка. Что поспособствует более быстрому развитию зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Я не сплю, я не сплю – сплю – плю….

К окончанию 1 месяца лицо крохи приобретает определенные черты. Теперь при внимательном рассмотрении можно определить, на кого он похож. Постепенно исчезает гипертонус мышц, малыш расслабляет свои ручки и ножки и начинает ими активно двигать. Как правило к концу 1 месяца полностью заживает пупочная ранка, и на ее месте образуется красивый пупочек.

2 месяца: улыбнись мне, мама!

Ещё не очень уверенно, но маленький человек, . Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.

Пожалуй на животе шире обзор

В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.

От рождения до 3 месяцев

Кроха учится самостоятельно переворачиваться с боку на бок. Можно ускорить процесс обучения и помочь малышу в освоении переворотов. Устав играть на животе, ребёнок начинает кивать головой, а то и вовсе класть её на диван. В этот момент достаточно протянуть ему палец. Малыш схватится за него, теперь — немного потянуть в сторону, и кроха перевернётся на спину.

Нужно отдохнуть и подумать

Через несколько минут таким же способом необходимо пробовать перевернуть его в исходное положение.

К 3 месяцам организм малыша уже полностью адаптируется к существованию вне. Наблюдаются положительные изменения в работе пищеварительной системы, и кроха обычно перестает мучиться от кишечных колик, проблемы с животом почти исчезают. С прикормом пока стоит повременить — идеальным питанием продолжает оставаться грудное молоко, а для профилактики рахита специалисты назначают прием витамина D.

4 месяца: играем с погремушками

Теперь дети бодрствуют дольше, а общаться с ними становится с каждым днём интереснее. Необходимо дать малышу понять, что он вполне . Не показываясь в поле зрения ребёнка, важно знать, чем он занимается. Достаточно услышать звук вращающейся «карусельки» над кроваткой или стук погремушки, и можно продолжать свои дела, оставив малыша минут на 15.

Моя погремушка

Играя самостоятельно, ребёнок начнёт составлять сложные звукосочетания. Так и до первого слова недалеко.

Натянутая поперёк кроватки погремушка послужит первым спортивным тренажёром. Стараясь дотянуться до неё ножками, малыш укрепит мышцы спины.

Желудок уже значительно вырос, поэтому ребенок может спокойно проспать 6 часов подряд. Несмотря на это, полностью отказаться от ночных кормлений вряд ли удастся. Малыш требует постоянного внимания.

5 месяцев: попытки подняться и сесть

К этому возрасту почти исчезает гипертонус мышц, движения приобретают согласованных характер. Малыш узнает маму, папу и окружающих людей, а также умеет различать детали их внешности.

Слегка потерял равновесие

Ребенок все чаще делает попытки самостоятельно подняться, цепляясь за прутья кроватки, и сесть. Во время игр необходимо вынимать его из кровати, перенося в манеж, кресло или выпуская на ковёр. Так кроха привыкнет, что место для игры, принятия пищи и сна — разное.

6 месяцев: первые зубки

Ребенок активно пользуется своими новыми навыками, переворачивается с живота на спину и обратно, самостоятельно сидит, пытается встать на ножки, держась за прутья кроватки.

Могу укусить

Заметив новый и интересный предмет, малыш обязательно постарается до него добраться. Чтобы , необходим пример. Во время игр на ковре родителям придется перемещаться тем же способом, что и кроха. Личный пример – лучший способ чему-то научить.

У малыша появляются первые зубы, поэтому родители могут снова лишиться сна.

7 месяцев: маленький исследователь

Ребенок еще не умеет ходить, но активно познает мир с помощью ползания. Он довольно устойчиво чувствует себя у опоры, неплохо сидит. Теперь можно попробовать перемешаться по комнате, держа малыша за ручки.

Ага – это уже интересно

Накапливается пассивный словарный запас, появляются первые попытки говорить. Некоторые дети уже могут произносить лепетные слова, но чаще речь состоит из согласных звуков и отдельных слогов.

8 месяцев: сам ползаю

Ребенок может свободно пить из чашки, которую держит взрослый. Он с удовольствием ползает по комнате и, добравшись до опоры, спокойно встает на ножки. В этом возрасте малыш обычно еще не говорит слова, но неплохо понимает обращенную к нему речь.

Могу пить сам – но не буду

9 месяцев

В 9 месяцев малыш способен самостоятельно сделать несколько шагов, держась за опору. Он может бодрствовать в течение 3-4 часов и не уставать от своей деятельности.

Забавная телега – пожалуй использую её в качестве опоры

На первый план выходит социальное развитие и становление личности. Ребенок пытается выражать недовольство против тех действий, которые ему не нравятся.

10 месяцев: неугомонный помощник по дому

Малыш отличается особенной подвижностью и способен выполнять различные движения. Он хорошо ползает на четвереньках, преодолевает препятствия и самостоятельно встает у опоры.

Так — что-то новенькое

Ребенок проявляет повышенный интерес к окружающим их предметам и способен дотянуться до тех, которые расположены на столиках и полках. У него уже есть любимые занятия, а в активном словаре появляются первые слова.

11 месяцев: подражаем папе и маме

Малыш может самостоятельно делать несколько шагов по комнате, а при падении — встать без поддержки. Он осваивает игры в песочнице, учится взаимодействию со сверстниками. Хорошим другом для ребенка может стать собака.

Что это за предмет у мамы в руках

К концу 11 месяца жизни дети уже осознанно могут произносить несколько слов, что является началом настоящей речи. Продолжает активно развиваться пассивный словарь.

12 месяцев: сам хожу

Ребенок радует взрослых своими первыми самостоятельными шагами. Важно поддерживать его успех и не допустить травм при падении. В общении малыша преобладает лепетная речь, а в активном словаре — большое количество повторяющихся слогов и имитационных слов.

Хватит занятий – давайте праздновать

Малыш отлично понимает понятия «хорошо» и «плохо», «красиво» и «некрасиво». Он способен помогать маме, убирать посуду со стола, самостоятельно следить за своими игрушками.

Развитие ребёнка по месяцам до года – это формирование всех основных понятий и умений, которые понадобятся человеку в дальнейшей жизни.

Подробное видео по каждому месяцу до года