Меню

Окружающий мир дошкольники занятия 6 7.

Волосы/Прически

людмила мальцева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6–7 лет «Волшебница вода»

Тема : Волшебница вода .

Цель занятия : познакомить детей с основными свойствами воды.

Задачи :

Образовательные :

познакомить детей со свойствами воды : отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость , безвкусная, не имеет запаха.

Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

Развивающие :

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Закреплять умение работать с прозрачной посудой : стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами.

Развивать умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать;

Активизировать и обогащать словарь детей существительными , прилагательными и глаголами по теме занятия , развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к воде.

Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Ход занятия.

Педагог : Здравствуйте, ребята. Посмотрите, я принесла сегодня на занятия волшебный сундучок . Хотите посмотреть, что внутри? (да) . Открываем сундучок.

Дети по очереди достают капельки с загадками и угадывают их.

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Течёт, течёт– не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-жить нельзя нам без … (воды) .

В море я всегда солена, а в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной мне совсем не место. (Вода )

Мы журчим в апреле звонко, ведь сугробы быстро тают,

А мальчишки и девчонки в нас кораблики пускают. (Ручьи)

Педагог : Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети. О воде!

Педагог : – Правильно!

Мы поговорим о том какая она, волшебница- вода , что она умеет делать и почему мы ее назвали волшебницей .

Сегодня наш класс превратился в настоящую лабораторию. Что такое лаборатория? (ответы детей ) . А мы с вами станем настоящими испытателями и будем проводить эксперименты.

Педагог : Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории :

1. Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

2. Внимательно следить за результатом опыта.

3. Закончив наблюдение, сделать вывод.

И так запомнили правила? Давайте повторим их еще раз. Молодцы. Ну, что приступим

Начинаем наш первый эксперимент. Нам нужно выяснить какого цвета вода .

Перед вами лежат цветные полоски. Попробуйте подобрать нужный цвет к стаканчику с водой. (Дети подбирают цвета. Ни один не подходит)

Какой мы сделаем вывод?

Дети : Вода не имеет цвета .

Педагог : Правильно. А сейчас мы с вами сотворим волшебство . Ведь наша лаборатория чуть-чуть волшебная . Возьмите бутылочки и сильно потрясите их. Посмотрите что произошло. Теперь ваша вода имеет цвет ? А это вода чистая (ответы детей ) Теперь налейте аккуратно воду в стакан. Скажите, а почему вода льется ? (потому что вода жидкая , вода – это жидкость- ответы детей ).

Мы приступаем к следующему опыту. Положите ложку в стакан с чистой водой. Можем ли мы ее видеть? А теперь в стакан с окрашенной водой. Видно ли нам ложку? Какой мы можем сделать вывод? (чистая вода -прозрачная )

Теперь мы должны выяснить, какой запах у воды? Как нам это сделать?

Дети : понюхать воду.

Педагог : Правильно. Берем в руки стаканчики с чистой водой. Итак, какой запах у воды?

Дети : У воды нет запаха.

С помощью следующего эксперимента мы выясним, какой формы вода . Как мы можем это сделать? (ответы детей )

Педагог : Посмотрите, сейчас вода налита в стаканчик и приняла форму стаканчика. Давайте попробуем перелить ее в формочку.

Педагог : Какую теперь форму приняла вода ? (Ответы детей ) . Какой мы можем сделать вывод?

Дети : у воды нет формы.

Мы с вами выяснили, что у воды нет запаха, нет цвета, нет формы.

А теперь я приглашаю вас прогуляться к речке.

Физкультминутка «К речке быстрой»

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руки)

Делать так руками нужно :

Вместе - раз, это брасс (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль (круги руками поочередно вперед)

Все как один, плаваем как дельфин (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

А теперь мы с вами посмотрим, что же умеет делать вода и почему ее называют волшебницей .

Итак, у вас на столе лежит сахар, давайте насыплем его в воду и помешаем ложечкой. Что произошло? (ответы детей-сахар растворился ) . Значит, вода – это растворитель ?

А все ли можно растворить в воде?

Давайте насыплем в воду песок и помешаем ложкой. Что произошло? (ответы детей ) .

Какой мы сделаем вывод из этого эксперимента? (сахар растворяются в воде, а песок нет)

А еще вода умеет превращаться .

Возьмите в руки кусочек льда. Подержите его на ладони. Что получилось? (ладошка мокрая) .

Значит, лед это тоже вода . А когда вода может превратиться в лед? (зимой, когда холодно) .

Правильно.

А теперь давайте посмотрим на еще одно превращение воды.

Педагог в стакан наливает горячей воды.

Посмотрите, от воды идет пар. Сейчас мы немного подержим зеркало над паром и посмотрим, что произойдет.

На зеркале образуются капельки воды.

Значит пар – это тоже вода . А когда вода превращается в пар ? (когда вода нагревается ) .

Педагог : а теперь я хочу проверить, что вы знаете о воде. У вас на столе лежат сигнальные карточки. Если то, что я скажу правильно, то вы поднимаете зеленую карточку, а если нет, то красную.

-Вода зеленого цвета

-Вода не имеет цвета

-Вода имеет форму треугольника

-Вода не имеет формы

-Вода имеет сладкий запах

-Вода не имеет запаха

Лед - это замерзшая вода

- Вода твердая

-Вода – это жидкость .

Вода очень нужна и важна . А зачем нам нужна вода , мы узнаем на следующем уроке. Наша лаборатория заканчивает свою работу. Я хочу подарить вам подарки. Внутри горшочка спит семечко, и разбудить его может только вода . Не забывайте поливать его, и вы увидите еще одно чудо, которое может сотворить волшебница вода .

Публикации по теме:

Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наша помощница-вода» Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "наша помощница-вода". Зеликова Валентина.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста «Осенние листочки» Цели: продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать.

«Вода - растворитель». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования (средняя группа) Вода – растворитель. Цель: - расширять и углублять представления детей об окружающем мире; - создавать условия для экспериментальной деятельности.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Конспект занятия по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром «Осень в золотой косынке» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 28 г. СОЧИ Непосредственно образовательная.

Занятия по предмету «Окружающий мир» для детей-дошкольников 5 лет включают множество различных тем. Из всего многообразия наши специалисты выбрали временные представления. С чем это связано? Во-первых, временные представления необходимо формировать в дошкольном возрасте - для детей 5-6 лет это важный аспект познания окружающего мира. Во-вторых, ни одно собеседование при приеме в школу не обходится без вопросов по данной теме. Кроме того, остальная информация по ознакомлению ребенка 5-6 лет с окружающим миром достаточно подробно представлена в блоках «Развитие» и «Науки». Выполняя задания, дошколята еще раз повторяют времена года и их последовательность, знакомятся с днями недели, частями суток и часами.

Большинство упражнений-тестов в разделе «Окружающий мир для детей 5-6 лет» имеют подробное объяснение. Оно содержится в обучающем видео перед заданиями, а также приводится в том случае, если малыш дал неправильный или недостаточно полный ответ.

Какова форма подачи материала?

Чтобы помочь дошкольникам в усвоении информации в процессе занятий, для всех упражнений в разделе «Окружающий мир для детей 6 лет» мы предусмотрели специальные тематические картинки и озвученный текст. Некоторые задания задействуют также двигательную сферу. Все упражнения в разделе «Окружающий мир для детей 5-6 лет» можно выполнить в режиме онлайн.

Как происходит оценка результатов?

За выполнение заданий в блоке «Окружающий мир для детей 5 лет» предусмотрена награда. Малыши получают виртуальные кубки, медали и т. д. Они становятся своего рода стимулом для ребенка и позволяют повысить его интерес к подобным занятиям. Практически все задания в разделе «Окружающий мир для детей 6 лет» оцениваются в зависимости от того, с какой попытки ребенок дал правильный ответ. При этом в случае необходимости малыш сможет вернуться к сделанному ранее упражнению, чтобы улучшить прежний результат и получить более высокую награду.

Перед тем как приступить к выполнению заданий в разделе «Окружающий мир для дошкольников 5-6 лет», мы рекомендуем пройти тестирование. Полученные результаты помогут понять, на каких темах потребуется остановиться более подробно. Кроме того, родителям будет легче определить, с каких именно заданий в разделе «Окружающий мир для дошкольников 5 лет» стоит начать обучение.

Занятие по программе «Школа «Умные детки», Раздел: Мир вокруг нас, Тема: «Умные планеты»

Возраст детей: 6-7 лет

Цель: Учить соблюдать нравственные нормы поведения. Проверить степень усвоения детьми изученного материала.

Задачи:

1. Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

2. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

3. Формировать нравственные качества, в том числе чувство ответственности за собственные поступки

4. Воспитывать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. Развивать связную и выразительную речь, логику, мышление. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по программе «Школа «Умные детки»

Раздел: Мир вокруг нас

Тема: «Умные планеты»

Возраст детей: 6-7 лет

Цель: Учить соблюдать нравственные нормы поведения. Проверить степень усвоения детьми изученного материала.

Задачи:

  1. Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
  2. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
  3. Формировать нравственные качества, в том числе чувство ответственности за собственные поступки
  4. Воспитывать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. Развивать связную и выразительную речь, логику, мышление. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.

Место проведения: Просторная комната с ковровым покрытием, «звездным полем» на центральной стене, стульями, установленными в форме космического корабля.

Оборудование: Магнитофон, аудиокассета с записью космической музыки, плакаты с изображением планет,

1. Планеты.

2. Конверты с заданиями.

а) Загадки про времена года.

б) Задачи в стихах.

3. Геометрические фигуры.

4. Камни со словами: собака, кошка, апельсин, игрушка, машина, школа, книга…. .

5. Красная шапочка.

6. Мишутка.

7. Картинки животных дикие и домашние. .

8. Буквы ШКОЛА, РОДИНА.

9. Замки с цифрами.

1 0 . Шишки, конфеты.

11. Плакаты – лес, дом

Ход занятия

Педагог: Ребята я вам хочу рассказать одну интересную историю про мальчика.

Жил мальчик с мамой, Мама очень любила своего сына и всё самое хорошее отдавала ему. У него были самые красивые вещи, он кушал самые вкусные продукты. Все вокруг говорили, какой красивый мальчик. Возгордился мальчик, и как-то сказал своей маме: - «Посмотри, какая ты не красивая у тебя разорванное платье, у тебя нет обуви. Я не хочу, чтобы ты была моей мамой, уходи и не позорь меня своим видом».

Мама стала просить, сыночка, чтобы он не говорил ей таких слов, потому что она его очень любит и отдавала всё, что у неё было ему. Но мальчик прогнал маму. Заплакала мама и ушла. А мальчик стал красоваться в своих красивых одежках.

Но вот прошло время и мальчику захотелось кушать – но никто ему не дал даже куска хлеба, его красивая одежда изорвалась, ему стало голодно и холодно. Он понял что, когда была рядом мама, у него всё было хорошо. Заплакал мальчик и понял, что лучше нет родной мамы на свете. Решил мальчик найти свою маму и попросить у неё прошенье.

Где искать маму он не знал. Может быть, её нет на нашей планете?

Поможем мальчику найти свою маму.

  1. Как вы думаете, она на нашей планете или нет?
  2. Как называется наша планета?
  3. Почему её называют голубая планета?
  4. Какие планеты вы знаете?

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Мы с вами побываем на всех планетах и попробуем найти маму.

А на чём же мы отправимся на поиски? Нам надо построить космический корабль.

Для того, что бы построить корабль необходимо вспомнить какие бывают геометрические фигуры.

На столе разложены геометрические фигуры, необходимо их разложить на многоугольники и круги с овалами. Из разноцветных многоугольников строим космический корабль.

Педагог: Достаньте геометрические фигуры из коробочки. Постройте из них корабль, и мы отправимся в путешествие.

Дети достают геометрические фигуры и называют их. Корабль построили. Пора в

путь.

Считаем 10,9,8,.......... 1 в звёздный космос полетим.

Планета « Сатурн» .

Вторая по величине планета Солнечной системы окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Многие из них не больше игрального кубика, зато другие размерами превосходят дом.

Посмотрите, на этой планете живут инопланетяне. Они нам задают задание, если мы не выполним задание, то дальше не сможем пройти.

Задание: Отгадайте загадки, а про какое время года говорится в загадках - догадайтесь сами:

Педагог загадывает загадки:

Птицы улетели,

Деревья пожелтели,

Дни похудели,

Овощи созрели.

Какое это время года? (осень)

Как называются осенние месяца?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь

Снег на полях,

Лед на лугах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (зима)

Как называются зимние месяца?

Дети: декабрь, январь, февраль.

Тает снежок ,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (весна)

Как называются весенние месяца?

Дети: март, апрель, май

Солнце печет,

Липа цветет,

Комары кусаются,

Дети купаются. (лето)

Как называются летние месяца?

Дети: июнь, июль, август.

Кто назовёт все месяца года?

Мы отгадали загадки, молодцы.

Инопланетяне не знают что такое лето – у них всегда холодно. Ну а мы любим когда всегда солнышко светит, покажем как солнышко встаёт?

3. Музыкальная пауза - "Солнышко"

Нет на этой планете мамы, полетели дальше.

Садимся на корабль и полетим на следующую планету.

Счёт от 20,19,………

  1. Планета «Меркурий» - самая быстрая планета, поверхность покрыта кратерами. Днем на Меркурии жара, а ночью холод.

Ребята, посмотрите у подножия лежат необычные камни – это камни Знаний. Нам не пройти, пока мы не разберём этот завал.

Ребята, мы должны выполнить это задание, чтобы найти маму.

Задание: На камнях написаны слова. Нам надо придумать предложения из трёх слов с словом которое написано на камне.

Давайте разберем этот завал, возьмем по одному “камню”,

и придумаем предложения со своим словом.

Дети выполняют задание.

Слова: собака, портфель, кошка, апельсин, игрушка, машина, школа, книга, кукла

Молодцы!

4. Планета «Юпитер» - самая большая планета Солнечной системы, состоит главным образом из различных газов. В её атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы , а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.

Планета "Сказочных героев"

Нас встречает Красная шапочка.

- «Ребята здравствуйте! Злая Баба-Яга похитила нас, да и заперла в своей избушке. Помогите нам ребята, пожалуйста, решить задачи, да злую Бабу-Ягу победить».

Ну что ребята, поможем сказочным друзьям?

Дети решают задачи:

Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?

Двенадцать пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
А сколько же осталось в миске?

У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?

Пятнадцать гусей пустились в путь.
Пять решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.


Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?

Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?

Планета «Марс».

Красная маленькая планета, четвертая по счету. На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя учёные её все время ищут, ведь когда-то её, возможно, было на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну ещё предстоит разгадать.

Планета –животных.

Нас встречает Мишутка.

В лесу произошла беда. Животные все перепутались и домашние и дикие.

Нам надо помочь животным. Карточки с изображением животных.

Почему животные домашние не могут жить в лесу, а дикие в домашних условиях?

Задание: Распредели животных: Домашние – в домик, а дикие - в лес.

Два плаката – на одном нарисован – лес, на другом - дом.

Написать название животного разделить по слогам и поставить ударение.

6. Планета: «Уран».

Таинственная планета, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик.

Ой, какая мокрая планета, посмотрите сколько много луж.

Музыкальная пауза: "Дождик"

Задание: Составить слова из букв: РОДИНА, ШКОЛА.

Планета: «Земля».

Эта голубая планета, Солнца – наш общий дом. Здесь мы живём, животные, люди, рыбы, птицы – все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество кислорода, необходимого для жизни. Здесь мы строим наш мир, пишем историю и отсюда мы наблюдаем за другими планетами и звёздами. И ещё у планеты Земля есть маленькая подружка - Луна, которая является спутником Земли.

Это наша планета.

Наша планета поможет нам найти маму, посмотрите, лежит конверт, может в нём карта?

Ребята, и правда в конверте есть карта. Карта нам укажет дальнейший путь.

И так, отправляемся в путь.

Ребята, вот мы и в волшебном лесу. (Дети по карте определяют направление, идут по дорожке).

Мы пришли к теремку, он закрыт на много замков. Чтобы открыть замки надо решить задание:

  1. Состав числа из единиц: 10; 8; 5; 6;
  2. Назови соседей числа: 5; 8; 1; 10; 15;9;
  3. Назови символы России;
  4. Назови перелётных птиц;
  5. Каких ты знаешь героев Тольятти?

В этом замке живёт злая королева. И у неё работает мама.

(Показываем портрет злой королевы и портрет мамы мальчика).

Королева красивая, у неё красивый наряд, но злое лицо. Мама грустная, у неё оборванная одежда, нет обуви.

- «Мама очень грустная. Давайте ей скажем такие ласковые слова, чтобы она повеселела, и простила своего сыночка. Он ведь никогда не будет больше обижать маму».

Дети говорят ласковые слова.

Мама очень обрадовалась, что у её сыночка появились такие замечательные друзья и приготовила им подарки, но у неё не было денег, чтобы купить подарки дорогие и она собрала шишки в лесу.

Злой королеве очень понравились ласковые слова, которые вы говорили маме, и она тоже полюбила детей и стала добрее. Она угостила детей конфетами.

(Под портретами Злой королевы стояла ваза с конфетами, а под портретом мамы стояла ваза с шишками).

Педагог предлагает детям угощаться.

Дети берут конфеты, но не шишки.

Посмотрите, что вы наделали. Вы угостились только тем, что для вас вкусно, а у мамы нет денег и она не могла купить ничего, но она старалась собирать шишки, чтобы вам сделать приятное. А вы её опять обидели.

А кто сможет отдать последнюю конфету маме, даже себе не оставить?

Ты мир подружил с удивительной сказкой,
Сияет улыбка, как зорька во мгле...
От этой улыбки и доброй и ласковой,
Стало людям теплей на земле.

Список литературы.

Баныкин Н.П. « Детям о космосе, земле и человеке». Омск 1992г.

ЕрофееваТ.И., Павлова Л.Н.,Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.

Иллюстрации из сказки «Звёздный мальчик».

Калашников В. Звезды и планеты. Из-во: Белый город. 2006 г.

Космос. Демонстрационный материал М., 2004 г.

«Секреты чтения» - М.: АРКТИ, 2002.

МБОУ ДО «Мечта»,

город Тольятти, Самарская область


В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) происходит качественное и функциональное совершенствование всех систем человеческого организма. По уровню своего развития к концу этого периода дошкольник должен быть готов к поступлению в школу. От этого будет зависеть успех его обучения в общеобразовательном учреждении. Ребёнку, поступающему в первый класс необходим известный запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о моральных нормах поведения человека в обществе. К 6 – 7 годам дошкольник уже имеет определённый багаж знаний. В основном это представления и первоначальные понятия о предметах и явлениях окружающей жизни. Но важен не столько объём знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщённости сложившихся в дошкольном возрасте представлений. А также уровень развития познавательных интересов и деятельности ребёнка, его речи. Поэтому ознакомление детей с общественными явлениями должно занимать в работе воспитателя почти такое же место, как ознакомление с природой.
Следует помнить о знаниях, полученных дошкольниками по данной теме в других группах, стараться обогащать и закреплять представления детей; при прохождении каждой темы основное внимание необходимо уделять центральным, стержневым вопросам. При сообщении новых знаний важно правильно организовать работу, учитывая опыт и впечатления ребят, их желания, уровень развития речи. Поэтому программа рассчитана на формирование у дошколят представлений об общественных явлениях и природе, в ней много внимания уделяется активизации детского словаря, речи, развитию у детей тех или иных нравственных качеств, необходимых им для успешного обучения в школе.

Основные разделы и темы программы, время их изучения в течение года.

Социальная действительность.

Сентябрь
День знаний. Школа.
Школьные принадлежности.

Москва – столица России.
Санкт – Петербург.

Октябрь
Русское народно -
Прикладное искусство.

Дом. Здания.
Строительство зданий.

Ноябрь
Техника быта.

Посуда.
День Матери.

Декабрь

Семья.
Одежда.
Обувь.
К нам пришёл Новый год.

Январь

Рождество.
Детский сад.
Профессии. Труд взрослых.
Орудия труда. Инструменты.

Февраль

Космос. Планеты. Звёзды.
Транспорт.
Наша армия.
Масленица.

Март

Продукты.
Культура общения
с окружающими людьми.

Апрель

Человек в космосе.
Основы безопасности
на дороге.
Пасха.
Промышленность города.

Май

День Победы.
Игрушки.

Связь в городе.
Основы безопасности в доме.

Сентябрь

Грибы и ягоды нашего леса.
Овощи. Огород.
Фрукты. Сад.
Ранняя осень.

Экология

Октябрь

Насекомые.
Комнатные растения.
Золотая осень.
Дикие животные
наших лесов и их детёныши

Ноябрь

Перелётные птицы.
Деревья. Лес. Кустарники.
Поздняя осень.
Вода. Водоёмы.

Декабрь

Обитатели водоёмов.
Север.
Обитатели уголка,
природы.
Аквариумные рыбы.

(Подготовка животных к зиме).

Январь

Русская зима.
Зимние забавы.
Зимующие птицы.

Дикие животные зимой.

Февраль

Наша планета.
Домашние животные.
Домашние птицы.

Животные жарких стран

Март

Ранняя весна.
Перелётные птицы весной.
Хлеб – богатство России.
Явления природы.

Апрель

Человек. Тело человека.
День здоровья.
Природные материалы.
Садовые ягоды.

Май

Весенние цветы.
Поздняя весна.
Растения луга, поля.
Здравствуй, лето красное!

Сентябрь

Грибы и ягоды нашего леса. (Экология)
Содержание темы
Грибы – простые, зависимые от других растения, у которых нет корней, стебля и листьев. Мы собираем плодовое тело гриба – его часть, поднятую над поверхностью земли. Оно состоит из ножки и шляпки (огромного количества бесцветных волокон – грибницы). Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Собирать нужно только те грибы, которые хорошо известны. Для каждого гриба в лесу – своё время и место. Ягоды – небольшие плоды некоторых растений. Зрелая (спелая) ягода мясистая и сочная, разная по своему вкусу. Ягоды, произрастающие в лесу, бывают несъедобными (вороний глаз, волчье лыко, ландыш). Чтобы не отравиться, нужно собирать только известные. Грибы и ягоды люди заготавливают впрок. Эти растения будоражат наше воображение своей красотой. С ними нужно обращаться бережно. Собирать дары леса нужно осторожно (не вытаптывать ягодники и грибницы) и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу. Обобщающие понятия: «лес», «грибы», «ягоды», «съедобный», «несъедобный», «ядовитый».

Цели и задачи
Закрепить представления детей о грибах и ягодах наших лесов. Учить классифицировать их на съедобные и несъедобные (ядовитые). Ввести в активный словарь дошкольников существительные: корзинка (лукошко), гриб, грибница, грибник, белый (боровик), подосиновик, подберёзовик, сыроежка, опёнок, рыжик, лисичка, сморчок, мухомор, сатанинский гриб, бледная поганка; ягода, земляника, черника, голубика, костяника, малина, ежевика, клюква, брусника, варенье, сок; глаголы: искать, собирать, солить, сушить, замораживать, мариновать, заготавливать, варить; прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сочный, вкусный, красивый, сладкий, кислый, грибной. Учить видеть красоту в природе, воспитывать бережное отношение к ней.

Народные приметы
Урожай сморчков – к урожаю проса и гречи. Появились опёнки – лето кончилось. Коли грибовно, так и хлебовно. Обилие грибов – к дождливой погоде. Если по грибы пойдёте босиком, - найдёте только старые грибы. Если после того, как снег растаял, на этом месте появилась плесень, - это к грибам. Малина рано плодоносит – к тёплому лету. Большой урожай ягод летом – предвещает холодную зиму.

Художественная литература
Алексеева Е. «Мухомор»; Благинина Е. «Белые грибы», «По малину»; Высотская О. «Грибок»; Демьянов И. «Под горою вырос гриб»; Кубилинскас К. «Красная шапочка»; Мусатов В. «Рыжик», «Сыроежки»; Павлова Н. «Опёнки»; Пикулева Н. «Опята»; Романовский С. Т. «Лукошко»; Русская детская песенка «Я по лесу по зелёному бреду…»; Рубцов Н. «У сгнившей лесной избушки...»; Суслов В. «Корзина малины»; Телегина В. «Мухомор», «Боровичок», «Опята».

Пословицы и поговорки
Весна – красна цветами, лето – солнцем и грибами. Со счастьем хорошо и по грибы ходить. Всякий гриб берут, да не всякий в кузов (лукошко) кладут. Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок. Грибов ищут – по лесу рыщут. Не поклоняясь грибу до земли, не поднять его в кузов. Бояться волков – быть без грибков. Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт; а сонливый да ленивый идут после за крапивой. Наш обед с дымком да с сухим грибком. Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьёт. На окошке грибы не растут. Назвался груздем – полезай в кузов. Молоды опёнки, да черви в них. Сморщился, как гриб, - сморчок сморчком. Зимой съел бы грибок, да снег глубок. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Всякую ягодку в руки берут, да не всякую в кузов кладут. Гриб не хлеб, ягода – трава. Это ещё цветочки, а ягодки впереди. Это с нашего поля (бора) ягода. Не нашего поля (бора) ягода. С хорошего кусточка хорошая и ягодка. Куст тот, да не та ягода. Не малина – не опадёт. Пропустя лето – да в лес по малину. Собрался по малину, когда снегу навалило. Жаль Акулину, да посылать по малину. Рыба в реке – а ягода – в траве.

Скороговорки и чистоговорки
Белый гриб боровичок от Бори спрятал свой бочок. И – молчок! У опушки две старушки брали грузди и волнушки. Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок. На горе дубы, под горой грибы. Бы – бы – бы – в лесу растут грибы. Гриша шёл, шёл, шёл белый гриб нашёл. Ра – ра – ра – в лес идти пора. В лес пошли Кирилл, Иринка, а у них в руках корзинка. У пеньков опять пять опят. Опять пять ребят нашли пять опят. Пять утят, пять опят. У Вити утята, у Пети опята. Мила, Марк, Марина рвут в лесу малину. Малина манила Марину и Милу. Все Марины и Ирины обожают есть малину. Да жалко: в корзинке полполполовинки последней малинки. Вы малину мыли ли? – Мыли, да не мылили.

Дидактические игры
«Подскажи словечко», «Отгадай загадку» («Угадай»), «Опиши мы отгадаем» («Загадалки», « Что это?»), «Посчитай», «Четвёртый лишний» («Что лишнее?»), «Найди и назови», «Съедобный – несъедобный», «Чего не стало?» («Что появилось»), «Собери грибы в кузовок», «Что растёт в лесу», «Как называется?» («Какой сок из малины?»), «Какого вкуса (цвета) эти ягоды?», «Да – нет».

Пальчиковая гимнастика
«По грибы», «Земляника», «Где обедал пальчик», «Корзинка», «С веток ягоды снимаю», «Ягодки».

День знаний. Школа. Школьные принадлежности.
Социальная действительность
Содержание темы
Ежегодно первого сентября все дети школьного возраста начинают свою учёбу в школе. Вся наша страна отмечает этот день, как День знаний. Сначала ребята становятся первоклассниками. В первом классе они учатся писать, читать и считать. Учиться в школе надо несколько лет. Школа даёт знания об окружающей жизни, учит жить и трудиться. Учиться в ней трудно, но и в то же время интересно. Чтобы в будущем стать тем, кем захочешь, настоящим мастером своего дела, надо много знать и уметь, многому учиться. Учат и воспитывают детей в школе учителя (педагоги). Школа – учебное заведение, в котором учатся дети. Учащихся школы называют школьниками или учениками. Промежуток времени, в течение которого ученики занимаются с учителем в классе, называется уроком. Для занятий в школе детям нужны специальные принадлежности. После окончания школы можно учиться дальше, а можно идти работать. Обобщающие понятия: «школа», учёба», «школьник», «школьные принадлежности», «учитель».

Цели и задачи.
Расширить и обобщить представления детей о школе, об учёбе, о школьных принадлежностях. Ввести в активный словарь существительные: школа, школьник, класс, одноклассник, первоклассник, урок, звонок, учитель (педагог), учёба, ученик, знания, перемена, ранец (портфель), пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, ластик (стёрка), линейка, краски, кисточка; глаголы: учиться, читать, писать, считать, узнавать, знакомиться, трудиться; прилагательные: интересный, увлекательный, первый, умный, новый, школьный. Развивать у детей интерес к школе, желание как можно больше узнать о школьной жизни, учиться в ней.

Художественная литература
Александрова З. «В школу»; Алексин А. Г. «Первый день»; Берестов В. «Читалочка»; Благинина Е. «Класс», «Букварик»; Блок А. «Учитель»; Голявкин В. В. «Как я боялся»; Дьяконов Л. «Первоклассникам»; Коваль Ю. И. «Чистый дор» - отрывок «Нюрка»; Маршак С. Я. «Семь ночей и дней в неделе...», «Читалочка»; Михалков С. «Как бы жили мы без книг», «Школьнику на память», Найденова Н. «Я спрятала кукол...»; Нигмати Р. «Счастливого пути»; Орлов В. «Что написано в тетрадке?»; Суслов В. «Весёлый звонок»; Токмакова И. «Скоро в школу»; Толстой Л. Н. «Филиппок»; Флорентьева Е. «Если кто – то свой учебник...»

Пословицы и поговорки
Перо пишет, а ум водит. Азбука – к мудрости ступенька. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял. Без муки нет науки. Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Ученье – свет, а неученье тьма. Ученье лучше богатства. Наука – не мука. Наш главный труд – ученье. Красна птица перьем, а человек ученьем. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. Был в той школе - уж не обманешь. По ученику и об учителе судят.