Меню

Физическое воспитание как управляемая часть физической культуры. Профессиональная направленность физического воспитания

Жизнь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение понятия спорта и его видов. Описание самых популярных олимпийских видов спорта. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации; создание эффективной системы государственной поддержки. Реабилитация средствами физкультуры.

    реферат , добавлен 20.08.2015

    Характеристика полномочий органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта. Изучение основных направлений деятельности в сфере физической культуры и спорта г. Омска. Повышение роли муниципального управления в развитии этой сферы.

    реферат , добавлен 25.04.2010

    Ознакомление с историей национальных видов спорта в России. Рассмотрение этапов подготовки спортсменов в северном многоборье. Значение и задачи силовых способностей в данном виде спорта. Воспитание выносливости при занятиях северным многоборьем.

    дипломная работа , добавлен 08.07.2015

    Сущность муниципальной политики в области физической культуры и спорта. Состояние физической культуры и спорта в РТ как результат регионального управления. Механизм управления сферой физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2010

    Роль физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организма человека для обеспечения его умственной и физической деятельности и устойчивости к различным условиям внешней среды. Их основные и вспомогательные средства.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2013

    Организация управления развитием физической культуры и спорта РФ на федеральном уровне. Изучение путей совершенствования государственной политики, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни граждан.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2011

    Система физической культуры и спорта в РФ. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие достижений. Пропаганда физической культуры и спорта. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, их социальная защита.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2009

    Понятие спорта как составляющей части физической культуры. Отличия спорта от физической культуры. Соревновательно-эталонная, эвристически-достиженческая, оздоровительно-рекреативная функции спорта. Функция социализации личности. Основные виды спорта.

    На современном этапе развития теории и методики физического воспитания актуальным стал вопрос о разработке комплексного подхода к определению главных понятий данного направления. Это обусловлено, в первую очередь, потребностью установления взаимосвязи понятий, связанных с физическим воспитанием, с ведущими общепедагогическими терминами и категориями.

    Определение

    Физическое воспитание - это такой вид воспитания, специфика содержания которого отражает обучение двигательным упражнениям, формирование физических качеств, овладение специальными физкультурными познаниями и формирование осознанной необходимости приобщения к физкультурным занятиям.

    Система физического воспитания - это исторически обусловленный вид общественной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные базы, обеспечивающие физическое совершенство людей.

    В сферу физического воспитания включены многие понятия, отражающие сущность и специфику этого процесса. Среди них физическое развитие, физическое формирование, физическая культура, физкультурная работа, физическая подготовка, физическое совершенство.

    Физическое (телесное) развитие - комплекс перемен в организме человека, характеризующихся потребностью, закономерностью и предопределенной тенденцией (прогрессивной или же регрессивной).

    Физическое развитие понимается как процесс и итог формирования способностей и функций организма человека, достигнутый под воздействием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

    Физическое формирование - это действие окружающей среды на человека с целью перемены уровня его телесной организации. Оно может быть как стихийным, так и целенаправленным.

    Физкультурная работа – это форма активной деятельности человека к окружающим и к себе самому с целью достижения физического совершенства.

    Физическая культура - вид материальной культуры, характеризующий уровень становления как общества в целом, так и человека отдельно с стороны интенсивного, целенаправленного формирования собственного физического совершенства.

    Доктрина физической культуры представляет из себя высочайшую форму научного познания, дающую целостное представление о закономерностях и взаимосвязях интенсивного, целенаправленного формирования физического совершенства.

    Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических достоинств и овладения базовыми движениями.

    Физическая подготовка в узком смысле трактуется лишь как процесс воспитания физических качеств.

    Физическое совершенство - это исторически обусловленный эталон физического развития и физической подготовленности человека.

    В качестве основных средств физического воспитания выделяют: физические упражнения и процедуры, гимнастику, игры, спорт, режим дня.

    Определение

    Физические упражнения и процедуры - это осознанные двигательные действия, направленные на решение конкретных задач физического воспитания.

    Они проводятся по определенной методике и оказывают большое влияние на работу центральной нервной системы, сокращают утомляемость коры головного мозга и увеличивают общую функциональность. После упражнений организм учащихся проще справляется с насыщенной учебной работой. Кроме того, под воздействием физических упражнений улучшается опорно-двигательный аппарат: кости становятся прочнее и подвижнее в суставах, возрастает размер мускул, их мощь и эластичность. Физические процедуры также имеют особое значение, так как применяются с целью развития и поддержания мышечной системы, органов кровообращения и дыхания.

    Гимнастика – это разнообразный комплекс упражнений, оказывающий многоплановое благоприятное действие на организм в целом и в частности. Гимнастические процедуры различаются по времени и объему физической нагрузки в ходе занятий. В практике физического воспитания сформировались следующие виды гимнастики: базовая, спортивная, акробатика, художественная, гигиеническая, лечебная.

    В физическом воспитании учащихся основная роль принадлежит базовой гимнастике, процедуры которой составляют немалую часть школьной программы по физической культуре. Содержание упражнений обеспечивает общее физическое становление учащихся и формирование жизненных умений для труда и быта (движения в соответствующем направлении, управление движениями рук, ног, тела, головы, рабочими позами). Всевозможные упражнения рассчитаны на силу, выносливость, быстроту.

    Важное место в жизни учащихся занимает гигиеническая гимнастика: утренняя зарядка, двигательная активность на переменах, физкультминутки на уроках по различным предметам. Это позволяет поддерживать организм в бодром состоянии на протяжении дня, а также снизить утомление.

    Игры также относятся к средствам физического воспитания и играют особую роль в физическом развитии. Регулярное проведение игр требует активности самих учащихся и способствует формированию у них главных двигательных умений и таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Эмоциональность игр предполагает возможность для проявления личностных характеристик и инициативы. Кроме того, игры поднимают настроение учащихся.

    Командные игры способствуют укреплению обоюдной поддержки, обучают коллективизму. Объединенные одной целью, учащиеся проявляют взаимную поддержку и помощь, что ведет к укреплению дружественных отношений и сплочению коллектива.

    Игры подразделяются на подвижные и спортивные. Они входят в школьные программы по физическому воспитанию. Подвижные игры в начальных классах школы ведутся на уроках физической культуры, на переменах, в различных секциях и в большей степени на свежем воздухе. В средних и старших классах увеличивается роль спортивных командных игр.

    Некоторые виды физических упражнений рассматриваются как отдельные виды спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, плавание и другие). Спорт как средство физического воспитания дает возможность комплексно реализовывать задачи по поддержанию самочувствия, развития физических сил и двигательных способностей, морально-волевых качеств с достижением больших результатов в отдельных видах спорта. Спецификой спорта считаются спортивные состязания. Являясь средством контроля за состоянием физкультурно-спортивной работы, они стимулируют физическое совершенство и способствуют вовлечению в занятия спортом.

    В практике физического воспитания учащихся школ используются также прогулки, экскурсии, туристские походы. Они не только улучшают общее самочувствие, воспитывают физическую закалку, но и позволяют расширить кругозор. Походы вооружают учащихся нужными умениями походной жизни, обучают переносить действие природных факторов и правильно применять их в целях оздоровления организма.

    Природные факторы тоже могут стать частными средствами физического воспитания. Солнечные ванны, плавание, душ либо обтирание применяются как оздоровительные процедуры.

    Режим дня описывает жесткий распорядок жизни и деятельности учащихся, целесообразное чередование времени труда и отдыха, питания и сна. Постоянное соблюдение режима сформировывает у детей жизненно важные качества - аккуратность, организованность, дисциплинированность, чувство времени и самоконтроля. Режим синтезирует всевозможные средства и формы физического воспитания, дает возможность использовать их комплексно в практике работы с учащимися.

    Значение физического воспитания

    Физкультура и спорт в жизни имеют настолько важное значение, что переоценить его невозможно. Каждый может без помощи других способен изучить и оценить значение физкультуры и спорта в собственной личной жизни. Но при всем этом не следует забывать, что физкультура и спорт имеют общенациональное значение, это действительно сила и здоровье самочувствие нации.

    Комплекс средств физического воспитания существует для гармоничного развития человека. Занятия физической культурой снимают психическое утомление и утомление всего организма, увеличивают его функциональность, содействуют укреплению здоровья.

    Важно, чтобы физическая культура была частью совместного здорового образа жизни. Четкий правильный распорядок дня, интенсивный двигательный режим совместно с систематическими закаливающими процедурами, обеспечивают самую большую мобилизацию защитных сил организма, а, значит, дают огромные возможности для поддержания хорошего самочувствия и увеличения срока жизни.

    Таким образом, здоровый образ жизни ориентирован не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, включая физические и духовные интересы, возможности человека, правильное использование его резервов.

    Вопросы к зачету по физической культуре

    Вопросы к зачету и экзамену

    1. Виды автоматизированных систем, использующих базы данных и содержащих их в качестве подсистем хранения информации.

    2. Понятие информационной системы, базы данных.

    3. Жизненный цикл информационной системы.

    4. Восходящий и нисходящий способы проектирования баз данных.

    5. Фундаментальные информационные объекты предметной области: сущности, связи и атрибуты.

    6. Критерии оптимальности моделей данных в БД.

    7. Уровни абстракции, концептуальная, логическая, физическая модели данных.

    8. Различие баз данных в зависимости от способа хранения данных. Локальная БД. Распределенная БД.

    9. Различие баз данных в зависимости от вида хранимой информации. Фактографическая БД. Динамическая БД. Документальная БД. Графическая БД. Интегрированная БД.

    10. Определение, назначение, общие положения, различия. Система управления базами данных. Банк данных.

    11. Определение, назначение, общие положения, различия. База знаний. Экспертная система.

    12. Семантическая модель данных типа «Сущность-связь» - ER -модель. Атрибуты сущности.

    13. Разновидности связей в ER -модели: 1:1, 1:М, М:1, М:N. Примеры моделей.

    14. Сетевая модель данных.

    15. Иерархическая модель данных.

    16. Реляционная модель данных.

    17. Объектно-ориентированная модель данных.

    18. Трехслойная архитектура информационной системы «Клиент-сервер».

    19. Применение БД в системах автоматизированного проектирования (CAD–системы).

    20. Применение БД в системах автоматизированной разработки программного обеспечения (CASE–системы).

    21. Применение БД в офисных мультимедийных системах (OIS–системы).

    22. Применение БД в геоинформационных системах (GIS–системы).

    23. Применение БД в системах дистанционного зондирования Земли из космоса.

    24. Применение БД винтерактивных и динамических Web-узлах.

    25. Применение БД в экспертных системах.

    В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

    Физическая культура – это часть общей культуры общества. Имеет духовные, материальные ценности. Использует специальные средства, методы, направленные на физическое совершенство человека.

    В основе физической культуры лежит целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, позволяющая формировать необходимые умения, кавыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

    Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.



    К материальным ценностям относят спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивную экипировку, медицинское обеспечение.

    К духовным ценностям относят информацию, произведения искусства, виды спорта, игры, комплексы упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе спортивной деятельности.

    Результатом деятельности физической культуры является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное и этическое развитие.

    Спорт – это часть физической культуры, собственно-соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, направленная на достижение высших спортивных результатов.

    На данный момент насчитывается более 20 видов спорта. Они делятся на циклические (плавание, лыжи), сложнокоординационные (фигурное катание, гимнастика), скоростно-силовые (тяжелая атлетика, велоспорт), спортивные игры (волейбол, бокс, футбол, хоккей), единоборства (фехтование, борьба), многоборье (триатлон), виды спорта абстрактно-логического характера (шахматы).

    Физическое воспитание – вид воспитания, содержанием которого является обучение, движение, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями и формирование осознанной потребности физкультурных занятий. Это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие специфических способностей (выносливости, координации, силы).

    Средствами физического воспитания являются физические упражнения.

    Физические упражнения – это двигательные действия, выполненные для приобретения и усовершенствования физических качеств, умений и навыков.

    Физическое воспитание и физическая культура

    Из сказанного о физическом воспитании понятно, что оно имеет существенное значение для личности и общества в целом. Результаты физического воспитания, которые выражаются в показателях совершенствования человека, а также все то, что обеспечивает достижение этих результатов и создается в связи с практикой физического воспитания (специальные знания, средства, методы и т.п.), представляют значительную общекультурную ценность. В данном качестве физическое воспитание относится к физической культуре общества.

    Физическая культура (в широком смысле слова) составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека. В самом содержании физической культуры и органически связанных с нею явлений можно с некоторой условностью выделить две основные стороны. Во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально-обеспечивающая сторона физической культуры). Во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры) .

    Функционально-обеспечивающую сторону физической культуры наиболее полно характеризует состояние системы физического воспитания - прогрессивность заложенных в ней идей и организационных форм, научно-практические достоинства ее содержания, степень методической разработанности, а опосредованно условия, обеспечивающие ее качественное функционирование: обеспеченность кадрами специалистов, медицинское, информационное и материально-техническое обеспечение.

    Наиболее же существенным выражением результативной стороны физической культуры являются: общий уровень ФП и ФР людей, а также высшие спортивные достижения и другие показатели, свидетельствующие о фактических результатах внедрения физической культуры в жизнь народа. Эти две стороны физической культуры едины, но между ними бывают и несоответствия. Первая сторона как бы: переходит во вторую на основе системы физического воспитания, прежде всего, благодаря практической деятельности по физическому воспитанию.

    Физическая культура, как и культура в целом, - продукт созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, предоставляемых для ее развития той или иной общественной формацией. И в то же время наследует непреходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, произведения искусства, отражающие эстетические ценности физической культуры, материально-технические достижения и т. п.) .

    Для уточнения представлений о соотношении физической культуры и физического воспитания следует отметить, что при всем органическом единстве этих явлений они не сводятся друг к другу.

    Соответствующие им понятия тождественны только в определенном отношении, а именно: в отношении той ценности, какую представляют собой физическое воспитание и его результаты для общества.

    Иначе говоря, физическое воспитание относится к явлениям культуры постольку, поскольку в нем реализуются достигнутые или достигаются новые культурные ценности. Социальная практика физического воспитания в этом отношении является как бы каналом, по которому идет передача ценностей физической культуры от старших поколений младшим. В то же время это есть и способ умножения культурных ценностей, поскольку младшие поколения не просто воспринимают прежние достижения, но и приумножают их.

    Физическое воспитание и спорт

    В современных системах физического воспитания все более видное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин, но прежде всего особой действенностью спорта, как средства и метода физического воспитания, его популярностью, широчайшим развитием в последние десятилетия международных спортивных связей, неуклонно возрастающей общекультурной и престижной значимостью спорта в современном мире.

    Ядро спорта, основу его особенностей составляет специфическая соревновательная деятельность, т. е. деятельность, характерной формой которой является система состязаний, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей (сил, способностей, умения рационально пользоваться ими). В отличие от других форм деятельности человека, включающих соревнование лишь как один из своих моментов или методов (в сфере производства, искусства и т. д.), соревновательная деятельность в спорте строится, прежде всего, по логике состязания, в форме состязания. При этом ее характеризуют особый тип отношений соперничества, свободный в принципе от антагонизма, четкая регламентация взаимодействий соревнующихся, а также унификация состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам, которые в настоящее время приобрели значение международных или относительно локальных, но достаточно широко признанных норм состязания .

    Непосредственная цель соревновательной деятельности в спорте – достижение возможно высокого результата, выраженного в условных показателях победы над соперником либо в иных показателях, принимаемых условно за критерий достижений. Но ее суть никогда не сводится к достижению лишь чисто спортивных результатов. Как деятельность, воздействующая на самого человека, и как сфера своеобразных межчеловеческих контактов, она имеет и более глубокий смысл, обусловленный в конечном счете совокупностью основных общественных отношений, в которые она включена и которые определяют ее социальную направленность в конкретных условиях того или иного общества. В своем жизненном воплощении спорт – это и неуклонное стремление человека к расширению границ своих возможностей, реализуемое через специальную подготовку и систематическое участие в состязаниях, связанных с преодолением возрастающих трудностей. Целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами на этом пути, и сложный комплекс межчеловеческих отношений, и популярнейшее зрелище, и одно из наиболее массовых социальных движений современности, и многое другое.

    Спорт, таким образом, - многогранное общественное явление.

    В процессе своего исторического развития он занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества, причем его социальная значимость продолжает стремительно возрастать.

    В широком понимании спорт – это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом. Социальная ценность спорта заключается более всего в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим – и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества. Упрочения и расширения международных связей, способствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами .

    Физическое воспитание – это система мероприятий по укреплению здоровья, овладению жизненно важными двигательными навыками и умениями, достижению высокой работоспособности. Основными целями физического воспитания являются:

    • развитие данных человеку от природы физических качеств – силы, быстроты, выносливости;
    • овладение двигательной культурой – выработке у школьников способности к сложным двигательным координациям, к эффективному самоконтролю и управлению движениями, овладение навыками и умениями, необходимыми в труде;
    • исправление нарушений осанки, слабого или непропорционального развития отдельных частей тела;
    • воспитание воли и настойчивости в достижении поставленной цели благодаря систематическому волевому усилию, необходимому для регулярного и качественного выполнения определенного количества физических упражнений.

    Физическое воспитание имеет оздоровительные и воспитательные задачи , которые решаются одновременно и призваны повсеместно содействовать физическому развитию детей и подростков, укреплять их здоровье и подготавливать их к будущей трудовой деятельности.

    Средства физического воспитания для успешного решения связанных с ним задач делятся на две группы.

    К первой группе относятся различные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, спорт во всех его видах.

    Во вторую группу наряду с соблюдением режима дня, правил личной гигиены входит закаливание . Правильная организация физического воспитания невозможна без одновременного использования средств, входящих в первую и во вторую группы, при строгом учете состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, их физической подготовленности.

    Школа призвана привить учащимся необходимые знания и навыки по физической культуре, массовым видам спорта и на этой основе обеспечить всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей и подростков.

    Литература

    1. Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
    2. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
    3. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
    4. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
    5. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
    6. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
    7. Макаренко А. С. Книга для родителей. – М., 1983.
    8. Минх А. А., Малышева И. Н. Основы общей и спортивной гигиены. – М., Физкультура и спорт, 1972.
    9. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.
    10. Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. Г. Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1982.
    11. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.
    12. Талалаев Ю. А. Отражение вопросов физического развития человека в творчестве Л. Н. Толстого // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9.
    13. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. Л. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1991.
    14. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
    15. Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.
    16. Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 1967.