Меню

Матвеев л п теория и методика. Теория и методика физической культуры

Уютный дом

Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник / Л. П. Матвеев. - СПб: Лань, – 159 с. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. пособ. / Л. П. Матвеев. – М.: ФКиС, – 543 с. Теория и методика физического воспитания: учеб. пособ. / Под ред. Б. А. Ашмарина. – Просвещение, – 360 с. Теория и методика физического воспитания: учеб. пособ. Т. 1, 2 / Под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – М., – (303 и 256 с.). Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособ. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, – 279 с. Ашмарин, Б. А. Педагогика физической культуры: учеб. пособ. / Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялов, Ф. Курамшин. – СПб: ЛОГУ. – Менхин, Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учебное пособие / Ю. В. Менхин. – М.: СпортАкадемПресс. – – 311 с. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учеб. пособ. / К. Д. Чермит. – М.: Советский спорт, – 270 с. Степанкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособ. / Э. Я. Степанкова. – М.: Академия, 2001 (и в 2006 – переиздана). – 365 с. Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников: уч. пособ. / Я. С. Вайнбаум. - Просвещение, – 65 с. Железняк, Ю. Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: уч. пособ. / Ю. Д. Железняк. – М.: Академия, – 261 с. Теория и практика физической культуры: научно-теоретический журнал. – М.: ТиПФК. Физическая культура в школе: научно-методический журнал. Физкультура и спорт: журнал. – М.: ФКиС. Спортивная жизнь России: журнал. – М.: Спортивная жизнь России. Бодюков, Е. В. Основы знаний по физической культуре студентов: курс лекций / Е. В. Бодюков, В. Н. Иванова. – Барнаул: АлтГТУ, с.




Физическое упражнение – это основное специфическое средство ФВ (вид двигательного действия), но в ином смысле это методически организованный процесс воспроизведения средства, то есть – метод педагогического воздействия. Нагрузка в физических упражнениях – это величина воздействия этих упражнений на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Это прежде всего количественная мера воздействия физических упражнений. Нагрузка связана с расходом рабочих потенциалов организма и утомлением. При определенных условиях это приводит к необходимости в отдыхе, восстановлению и повышению работоспособности. Нагрузка Отдых Одни из главных развивающих структурных компонентов методов ФВ




Особенности формы, объёма и интенсивности нагрузки, а так же применения интервалов отдыха определяют как внешние, морфологические, изменения человека, так и внутренние, функциональные. Специфические методы физического воспитания. Методы строго регламентирован- ного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод.


Сила человека – это его способность преодолевать внешнее сопротивление, либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. В отличии от человеческой силы, выделяют силу как механическую характеристику движения (на тело с массой m действует сила F). Основные виды силовых способностей. Собственно силовые (в статических режимах и медленных движениях). Скоростно-силовые («динамическая» сила в быстрых движениях). «Взрывная сила».


Режимы работы мышц при проявлении силы. Статический, изометрический, режим. Мышца не изменяет своей длины. Преодолевающий, миометрический, режим. Мышца уменьшается в длине. Уступающий, полиометрический (плиометрический), режим. Мышца удлиняется. Динамический режим.


Мышечная сила и вес собственного тела Величина силы, приходящейся на 1 кг собственного веса, называется относительной силой. Сила человека в движении, безотносительно к весу тела - абсолютная. Относительная сила = абсолютная сила/собственный вес Абсолютная сила мышцы = величине силы на 1 квадратный см физиологического поперечника мышцы. Для успеха в отдельных видах спорта (например, тяжёлая атлетика) важна прежде всего абсолютная сила. В видах спорта с многократными перемещениями спортсменом своего тела большее значение имеет относительная сила (например, гимнастика. Упор руки в стороны на кольцах - «крест» - могут выполнить только те гимнасты, относительная сила которых в этом движении близка к 1 кг на кг веса тела).


Основным методом воспитания силы является метод, основанный на применении таких средств как К первому курсу обучения в вузе юноши в определённых упражнениях относительно легко справляются с нагрузкой равной весу собственного тела. Поэтому значительный объём силовой нагрузки могут составлять динамические упражнения с использованием веса собственного тела (отжимания от брусьев, подтягивание, подъёмы ног в висе и т.п.), что менее подходит к девушкам у которых относительная сила существенно ниже, чем у юношей. В дополнение к ним используются статические (изометрические) упражнения. Изометрические упражнения дают наибольший эффект при постепенном нарастании напряжения. Каждое из таких упражнений целесообразно выполнять в течение 6 – 7 секунд, постепенно увеличивая напряжение с таким расчетом, чтобы достичь состояния «максимум» примерно к четвертой секунде. До и после каждого статического усилия рекомендуется выполнить несколько дыхательных упражнений. динамические упражнения.


В воспитании силовых способностей играют важную роль упражнения с внешним сопротивлением. В качестве отягощения применяют: Эффект применения силовых упражнений зависит от рационального распределения нагрузки на каждом занятии, от занятия к занятию, а также от правильного выбора веса отягощения. Различные виды силовых способностей поддаются определённым способам воспитания, отличающихся по темпу выполнения и числу повторений движения. Большое значение имеет подбор величины отягощения, количество подходов (серий) и режим работы мышечной подсистемы. Для начинающих при воспитании собственно силовых способностей можно применять метод использования непредельных отягощений. При выполнении упражнения (например, жим штанги) устанавливается величина груза в диапазоне 40 – 60 % от максимума. Максимум, (повторный максимум) – это показательной предельно возможной силовой работы при заданном весе отягощения. Например, вес, который можно поднять только один раз соответствует одноповторному максимуму (1 ПМ). специальные тренажёрные устройства, штангу, гантели, резиновые и пружинные амортизаторы, набивные мячи, сопротивление партнера, гири.


Если студент имеет хорошую начальную силовую подготовленность, то нагрузочные границы составляют 70 – 80 % от максимума или десяти – двенадцати повторный максимум (10 – 12 ПМ). Количество упражнений может варьироваться в зависимости от сформулированных задач. Если занятие полностью направлено на воспитание собственно силовых способностей, то количество специальных упражнений может составлять от 5 до 10, формируя комплекс силовых упражнений. По мере повышения силовых способностей вес отягощения постепенно увеличивают до 80 % от максимума (до 5 – 6 ПМ). Во время отдыха между очередными повторениями рекомендуется проделать несколько упражнений на расслабление, которые полезно сочетать с легким самомассажем.


Быстрота – физическое качество, требующее иного методического подхода в отличие от силовых способностей. Быстрота проявляется в скоростных способностях – это возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Для воспитания быстроты подбирают упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью. Собственно скоростные упражнения имеют небольшую продолжительность – 15 – 20 с. Индивидуально длительность выполнения их определяется временем, в течение которого может быть сохранен предельно высокий темп движений. Снижение темпа служит сигналом к прекращению упражнения. Как правило, такие упражнения выполняются без внешних отягощений, либо с небольшой величиной отягощений (до 15 – 20 % от 1 ПМ). К средствам воспитания быстроты движений относят спринтерский бег, прыжковые упражнения, спортивные игры с выраженными моментами ускорений. Скоростные способности Быстрота простой двигательной реакции (например, в лёгкой атлетике реакция спортсмена на выстрел стартового пистолета) Быстрота сложных двигательных реакций (в спортивных играх, единоборствах) Быстрота движений (например, проявление быстроты в беге на дистанцию 100 м)


Интервалы отдыха должны быть такими, чтобы очередное повторение начиналось в фазе повышенной работоспособности. Этот момент обычно совпадает по времени с желанием занимающихся продолжить упражнение. Чтобы избежать скоростного барьера, то есть застоя в воспитании быстроты движений, можно использовать несколько методических подходов. Если основное, то есть спортивное, упражнение на соревнованиях выполняется со спортивным снарядом (например, толкание ядра в лёгкой атлетике), то на тренировках можно сознательно использовать снаряд меньшего веса. Спортивные упражнения без снаряда так же можно облегчить (применение помощи тренера с использованием подвесной лонжи в гимнастике). Для улучшения быстроты в беге применяется наклонный рельеф местности (бег под гору). Скорость движения может временно увеличиться, если ему предшествует выполнение упражнения с отягощением. Например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толкание утяжелённого ядра перед толканием обычного. Так же эффективным способом преодоления скоростного барьера является бег за лидером-партнёром.


Любой человек обладает способностью противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Если организм человека способен длительно выполнять работу умеренной интенсивности при тотальном вовлечении мышечной системы, то эту способность называют общей выносливостью. По отношению к определенной двигательной деятельности выносливость называется специальной. Общую выносливость ещё называют аэробной, в силу специфики механизмов энергообеспечения работы организма. Для воспитания способности длительно выполнять двигательную деятельность умеренной интенсивности применяют упражнения, существенно воздействующие на сердечнососудистую и дыхательную систему: ходьба, бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через скакалку, катание на коньках, спортивные и подвижные игры и др.


Методом слитного (непрерывного) упражнения в течение не менее 15 – 25 минут при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120 – 140 ударов в минуту студенты могут воздействовать на общую выносливость, используя вышеперечисленные формы физической активности. Однако следует придерживаться трёх важных правил: 1. Правило доступности: соответствие нагрузки возможностям студентов. 2. Правило систематичности: регулярная повторяемость нагрузки через определенный объём отдыха организма и в определённой последовательности. 3. Правило постепенности: необходимо постепенно повышать нагрузочный фактор воздействия на физическое качество «выносливость».


В учебно-тренировочных занятиях основного учебного отделения воспитание способности быть выносливым реализуется чаще в беге на дистанции 3000 м (юноши) и 2000 м (девушки). Обычно это физическое упражнение применяется при сдаче контрольных нормативов. Существенная методическая ошибка возникает в том случае, если студенты не выполняли тождественную или близкую по форме, объёму и интенсивности нагрузку в течение семестра, регулярно повторяя бег в зоне умеренной и низкой интенсивности хотя бы одни раз в 1 – 2 недели. Как показывает практика большинству студентов такой объём работы неприемлем – это тяжело переносится ими физически и психологически. Чтобы улучшить выносливость необходимо руководствоваться в частности общеметодическими принципами: постепенности, непрерывности, доступности и индивидуализации.


Преподаватели могут находить индивидуальные подходы к реализации принципа постепенности в направленном развитии выносливости, используя методы убеждения, а иной раз и метод педагогического требования к выполнению циклической работы в ограниченном дистанционном диапазоне, то есть в беге на дистанции 1000 – 1500 м. Применение 12-ти минутного теста К. Купера и предоставление студентам возможности выполнять бег в оздоровительном режиме без учета времени так же оправдано в решении поставленных задач физического воспитания в вузе. Это упражнение можно назвать подводящим к забегу на длинные дистанции с учётом времени и последующим оцениванием достижений студентов.


Студентам следует знать, в чём заключается польза от бега на длинные дистанции. Сердечнососудистая система – одна и уязвимых сторон в развитии здоровья. Есть основания полагать, что большое количество людей преждевременно умирают в зрелом и старшем возрасте именно от того, что не укрепляли средствами ФК сердце, сосуды, дыхательную систему, систему крови (речь идёт о повышении количества эритроцитов в крови, капилляризация миокарда, диллятации желудочка сердца и некоторых других полезных физиологических изменениях). Вместе с тем, как бы ни пытался человек оздоравливать свой организм физической культурой и спортом, существенными регуляторами продолжительности жизни и здоровья могут выступать гены, уровень холестерина в крови, своевременный контроль просвета сосудов сердца, уровень развития медицины, экология, стрессы, и многие другие факторы.


Рекомендации отдельных специалистов бегать утром не следует истолковывать как советы по воспитанию рассматриваемой способности (выносливость). Утренний бег – средство, в большей мере относящееся к гигиенической зарядке, смысл которой в произвольном возбуждении центральной нервной деятельности и последующем быстром врабатывании в повседневные дела, а не в «изматывании» организма перед началом учебной (или профессиональной) деятельности. Исходя из этого, следует рационально дозировать нагрузку в утренней зарядке с использованием бега и других упражнений. Кеннет Купер, известный учёный в области оздоровительной ФК, ставит способность человека к долговременному бегу во главу угла. Его попытки обосновать зависимость аэробной нагрузки и количества липопротеидов высокой и низкой плотности в своё время имели успех. Он разработал таблицы, позволяющие оценить уровень физической подготовленности людей исходя из выполнения ряда различных физических упражнений циклического типа.


Следующий компонент общей физической подготовки – ловкость или двигательно-координационные способности. Степень пластичности корковых нервных процессов, хорошо развитые мышечные чувства обусловливают срочность возникновения координационных связей. Быстрота и точность перехода от одних двигательных установок к другим обеспечивают качество проявления ловкости. Основными средствами воспитания двигательно-координационных способностей являются общеподготовительные упражнения основной гимнастики и спорт: упражнения в равновесии, акробатические элементы, прыжки через скакалку, спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт. Смысл упражнений в том, чтобы воспитать чувства пространства и времени, степень проявления мышечных усилий, способность рационально управлять в пространстве и во времени своим двигательным аппаратом. В молодёжном возрасте развитие ловкости должно осуществляться прежде всего путем обучения рациональному использованию накопленного двигательного опыта.


Произвольное движение Решение двигательной задачи Сложные двигательные задачи Несложные двигательные задачи Согласованность одновременно и последовательно выполняемых движений (координация) Соответствие движения двигательной задаче по пространственным, временным и силовым характеристикам (точность) Первое мерило ловкости Второе мерило ловкости Стереотипные и нестереотипные


Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться); - это способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Методические приёмы воспитания ловкости. Содержание методического приёма Примеры Применение необычных исходных положений.Прыжок в длину, стоя спиной к направлению прыжка. Зеркальное выполнение упражнений.Метание теннисного мяча левой рукой (для правшей). Изменение скорости или темпа движений.Выполнение упражнений в ускоренном темпе. Изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение. Метание диска или молота из уменьшенного круга, уменьшение площадки для игры. Смена способов выполнения упражнений.Прыжки в высоту разными способами. Осложнение упражнений дополнительными движениями. Опорный прыжок с дополнительным поворотом перед приземлением. Изменение противодействия занимающихся при групповых или парных упражнениях. Применение различных тактических комбинаций в игре; проведение встреч с разными партнёрами. Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях. Соревнование на выполнение гимнастической комбинации «с листа».


Одним из основных компонентов физической подготовленности, поддающихся воздействию физических упражнений является гибкость. Главный фактор, определяющий подвижность суставов - анатомический, то есть основными ограничителями амплитуды являются кости, их форма в месте сочленения. На гибкость так же влияет: центрально-нервная регуляция тонуса мышц напряжённость мышц-антагонистов умение напрягать мышцы принимающие участие в движении умение сознательно расслаблять мышцы, не участвующие в определённой фазе работы время суток температура воздуха качество разминки температура тела состояние утомления мотивация эмоции


Безусловно, средства воспитания подвижности суставов опорно- двигательного аппарата (ОДА) наиболее эффективны ещё в младшем школьном возрасте, так как в этот период мышцы имеют достаточно большую эластичность, а суставно-связочный аппарат уже в состоянии выдерживать определенные нагрузки, возникающие при выполнении упражнений на растягивание. Но методика применения специфических средств ФК для воздействия на гибкость позволяет улучшить это качество и на учебно- тренировочных занятиях в период обучения в вузе. Сущность воздействия заключается в том, чтобы растянуть соединительную ткань мышц-антагонистов, связок и сухожилий сочленений ОДА. Ведущими физическими упражнениями в данном случае выступают двигательные действия, которые можно выполнять с предельной амплитудой: в активной форме (40 %), в пассивной форме (40 %), в статике (20 %).


Активные упражнения: махи ногами и руками, вращательные движения и наклоны туловищем и другими частями тела. Пассивные упражнения: наклоны вперед в положении сидя с помощью партнёра, наклоны вперед из положения стоя с отягощением, притягивание туловища к ногам за счёт собственных усилий. В растягивании мышц нельзя допускать болевые ощущения, темп должен быть медленным, с постепенным увеличением амплитуды и применения силы помощника. Дозировка упражнений может быть следующей: – позвоночный столб – 80 – 90 повторений; – тазобедренный сустав – 60 – 70 повторений; – плечевой сустав – 50 – 60 повторений; – лучезапястный сустав – 30 – 35 повторений; – коленный сустав – 20 – 25 повторений; – голеностопный сустав – 20 – 25 повторений.


От гибкости позвоночного столба и других суставов может зависеть ОСАНКА. Осанка выражается внешне в привычной для каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела. Осанка – это комплекс качеств и навыков, обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности общую позу и положение тела в пространстве (прямостояние). Важные факторы воспитание осанки Наследственность Приобретенный навык прямостояния Формирование и закрепление навыка рациональной «основной стойки» (осанка прямого вида) Всестороннее укрепление мышц тела Ясное представление прочувствование рациональной осанки Принудительная рациональная поза с помощью ограничителей и ориентиров Регулярное напоминание о поддержании рациональной осанки Начало урока по ФК с «выравнивающих» упражнений Упражнения в «построении» вертикальной стойки и другие упр.


Алгоритм поэлементного освоения основной стойки Постановка стоп. Они должны быть почти параллельны, слегка развернуты. Полное разгибание ног в коленных суставах. Голень и бедро составляют одну прямую линию (без «переразгибания»). Разгибание в тазобедренных суставах и поясничном отделе. (Нужно стоя прямо, не наклоняя сильно головы, увидеть пальцы ног). Установка верхних звеньев тела: лопатки, плечи (развернуты, не приподняты), «развёрнутая» грудь, шея прямая (не напряжённая), положение головы (взгляд вперед, височная линия параллельна горизонтали).



(1924 г. р.) - выпускник Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры (1950). Специалист в области теории и методики физического воспитания, физической культуры и спорта.

Участник Великой Отечественной войны.

Доктор педагогических наук (1965). Профессор (1967). Заслуженный деятель науки России (1984). Почетный доктор Германской высшей школы физической культуры (1985).

Опубликовал более 300 научных работ, в том числе: монографии "Проблема периодизации спортивной тренировки" (1964 и др.), "Основы спортивной тренировки" (1977 и др.), "Введение в теорию физической культуры" (1983 и др.), "Очерки по теории физической культуры" (1984, редактор и соавтор), "Теория и методика физической культуры" (1991); учебники "Теория и методика физического воспитания" (1967, 1976 и др.; соредактор и соавтор), "Теория и методика физической культуры" (1991), "Теория и методика спорта" (1992).

Лауреат премии Спорткомитета СССР, за лучшую научно-исследовательскую работу в области физической культуры и спорта (1971, 1979).

Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" Остепени (1999).

В качестве консультанта участвовал в подготовке олимпийского чемпиона Ю. Власова и других известных спортсменов.

Заведующий кафедрой теоретико-методических основ физической культуры и спорта Российской государственной академии физической культуры.

  • - агроном 1911 г. {Венгеров} - летчик-истребитель, лейтенант. Во время Великой Отечественной войны воевал в составе 738 иап ПВО. 27 сентября 1942 г. в районе Грозного таранил истребитель противника...
  • - врач, р. 1862...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - свящ., педагог 1908...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сост. "Курса пения в начальн. сельск. и городск. училищах" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - автор брош. "Бородино 26 августа 1812 г." ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сост. повторит. курса медиц. химии. {Венгеров} , состав. "Каталога имеющихся в продаже гравюр и офортов из собран. И. Акад. худ." ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - авт. мемуар. "Бунт в Стар. Руссе в 1831 г. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 1. Александр Терентьевич, скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР...

    Русская энциклопедия

  • - Матве́ев 1. Александр Терентьевич, русский скульптор. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого...

    Художественная энциклопедия

  • - Михаил Александрович 1912, с. Меленец Волынской губ.) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1949. В 1941 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у M. P. Гнесина...

    Музыкальная энциклопедия

  • - адъюнкт. Моск. ун. по каф. славянск. яз., теор. изящн. искус.,. археологии и словесн., с. Матв. Гавр. Гаврилова, р. 19 февр. 1795 в Москве, † после 1 апр. 1867...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - расколоучитель поморян-беспоповцев, пользовавшийся большой известностью среди московских, астраханских и даже польских раскольников...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Матвеев, Александр Павлович - врач. Окончил курс в Московском университете. Был профессором в Киевском университете на кафедре акушерства, женских и детских болезней...

    Биографический словарь

  • - врач, в 1841 г. окончил курс в Моск. унив., в 1874 г. получил степень доктора медицины за диссертацию: "De morbis puerperalis" и назначен профессором в Киевском унив. по кафедре акушерства, женских и детских болезней...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Матве́ев Александр Терентьевич, советский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Член КПСС с 1940. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Александр Терентьевич, скульптор, педагог. Член объединений "Мир искусства", "Голубая роза" и др. Стремился к классически ясным образам, обобщенным формам...

    Современная энциклопедия

"Матвеев, Лев Павлович" в книгах

Миф № 24. Берия подстроил авиакатастрофу, в которой погиб легендарный советский летчик-испытатель, всенародный любимец Валерий Павлович Чкалов, чтобы не допустить его назначения на должность народного комиссара внутренних дел, на которую Лаврентий Павлович метил сам

Из книги 100 мифов о Берии. Вдохновитель репрессий или талантливый организатор? 1917-1941 автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 24. Берия подстроил авиакатастрофу, в которой погиб легендарный советский летчик-испытатель, всенародный любимец Валерий Павлович Чкалов, чтобы не допустить его назначения на должность народного комиссара внутренних дел, на которую Лаврентий Павлович метил

МАТВЕЕВ ЕВГЕНИЙ

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

МАТВЕЕВ ЕВГЕНИЙ МАТВЕЕВ ЕВГЕНИЙ (актер театра, кино: «Доброе утро» (1955), «Дом, в котором я живу» (1957), «Воскресение» (1960–1962), «Поднятая целина» (1960–1961), «Родная кровь» (1964), «Ярость» (1966), «Цыган» (1967), «Почтовый роман» (1970), «Смертный враг», «Укрощение огня» (оба – 1972), «Я –

Евгений МАТВЕЕВ

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

Евгений МАТВЕЕВ Евгений Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Его отец - Семен Калинович - «в гражданскую войну воевал на стороне красных, тогда его и занесло на Таврию. Там он и познакомился с матерью нашего героя -

Евгений МАТВЕЕВ

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Евгений МАТВЕЕВ Свою первую и единственную жену Евгений Матвеев повстречал в 1946 году в Тюмени. Это была молоденькая студентка музыкального училища Лида. Матвеев руководил самодеятельностью военного училища, где тогда служил. И сам тоже в самодеятельности участвовал.

МАТВЕЕВ Евгений

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

МАТВЕЕВ Евгений МАТВЕЕВ Евгений (актер театра, кино: «Доброе утро» (1955; начальник строительства Судьбинин), «Искатели» (главная роль – Андрей Николаевич Лобанов), «Дом, в котором я живу» (Константин Давыдов, старший сын) (оба – 1957), «Дело «пестрых» (следователь МУРа

1 июня – Евгений МАТВЕЕВ

автора Раззаков Федор

1 июня – Евгений МАТВЕЕВ Это был истинно народный артист в высшем понимании этого слова. За долгие годы своей работы в кинематографе он переиграл множество ролей, среди которых были рабочие, крестьяне, военные, князья, цыгане и даже один будущий генеральный секретарь,

Евгений МАТВЕЕВ

Из книги Свет погасших звезд. Они ушли в этот день автора Раззаков Федор

Евгений МАТВЕЕВ Евгений Матвеев был истинно народным артистом в высшем понимании этого слова. За долгие годы своей работы в кинематографе он переиграл множество ролей, среди которых были рабочие, крестьяне, военные, князья, цыгане и даже один будущий генеральный

Евгений Матвеев

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

Евгений Матвеев Евгений Семёнович Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Его отец - Семён Калинович - в гражданскую войну воевал на стороне красных, тогда его и занесло на Таврию. Там он и познакомился с матерью нашего

ЕВГЕНИЙ МАТВЕЕВ

Из книги Как знаю, как помню, как умею автора Луговская Татьяна Александровна

ЕВГЕНИЙ МАТВЕЕВ В изостудию Центрального Дома пионеров, что был в Москве в переулке Стопани, я поступил в 1945 году в группу, преподавателем которой была Татьяна Александровна Луговская. Тогда я не мог и представить себе, какую огромную роль в моей жизни сыграет эта

Укладчик Матвеев

Из книги Наше небо автора Кайтанов Константин Фёдорович

Укладчик Матвеев Парашюты новой конструкции обычно испытываются на манекенах. Пятипудовый болван, сброшенный с самолета, грузно раскачивается под раскрывшимся куполом и показывает удивительную пластичность приземления.Однажды парашют не раскрылся. Безудержно

А. С. Матвеев

Из книги Государево око. Тайная дипломатия и разведка на службе России автора Кудрявцев Николай Александрович

А. С. Матвеев Артамон Сергеевич Матвеев был одним из наиболее видных государственных деятелей России второй половины XVII в. Он бы выдающимся дипломатом, военачальником, разведчиком, писателем, историком, основателем русского придворного театра - вот далеко не полный

Матвеев мост

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Матвеев мост Мост расположен на левом берегу Мойки. Длина моста 27,1 м, ширина - 9,78 м. Он назван в память о комиссаре С. М. Матвееве, убитом в 1918 г. на Восточном фронте.Мост построен в 1782–1787 гг. при сооружении гранитных набережных Крюкова канала. Он был деревянным,

В. Н. Матвеев

Из книги Сталинград: Записки командующего фронтом автора Еременко Андрей Иванович

В. Н. Матвеев И. А. Петров

МАТВЕЕВ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

МАТВЕЕВ На тридцать втором месте в первой сотне самых распространенных российских фамилий – Матвеев. Источник не вызывает сомнений – православное имя Матвей, что в переводе с древнееврейского означает ‘Божий человек’. Производные формы Матя, Матюха, Матюша, Мотя и др.

Матвеев курган

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Матвеев Лев Павлович (22.08.1924 - 21.07.2006)

С момента основания кафедры физического воспитания и спорта в 1977 г. на базе Челябинского государственного университета (первого классического университета в г. Челябинске) и до настоящего времени мы тесно сотрудничаем с ведущими научно-образовательными центрами и научными школами мировой и отечественной спортивной науки. Однако мало кто помнит, что первым научным руководителем на кафедре был корифей спортивной педагогики, один из самых известных в мире советских и российских учёных в области теории и методики физического воспитания, физической культуры и спорта, доктор педагогических наук (1965), профессор (1967), заслуженный деятель науки России (1984), почётный доктор Германской высшей школы физической культуры (1985) Лев Павлович Матвеев. Работая в Москве, Лев Павлович руководил научной деятельностью ряда учёных в регионах страны. Одним из его учеников тогда был Михаил Галимзянович Ахмедзянов, ставший впоследствии профессором, заведующим кафедрой физического воспитания и спорта ЧелГУ.

Профессор Л. П. Матвеев — выпускник Государственного центрального института физической культуры (1950; ныне Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма), один из самых авторитетных специалистов России в области теории и методики физического воспитания, физической культуры и спорта. Лев Павлович автор свыше 350 научных работ, в том числе известных во всём мире монографий «Проблема периодизации спортивной тренировки» (1964), «Основы спортивной тренировки» (1977), «Введение в теорию физической культуры» (1983), «Очерки по теории физической культуры» (1984), «Теория и методика физической культуры» (1991) и учебников «Теория и методика физического воспитания» (1967, 1976), «Теория и методика физической культуры» (1991), «Теория и методика спорта» (1992), которые неоднократно переиздавались и востребованы до сих пор в нашей стране и за рубежом. Работы Л. П. Матвеева переведены и изданы более чем в 30 странах, на четырёх континентах мира. Под его научным руководством успешно реализован цикл научно-исследовательских работ по ключевым проблемам теории и методики физической культуры, спортивной тренировки и оздоровительной гимнастики.

Профессор Л. П. Матвеев создал фундаментальную научную школу, заслужившую высокий международный авторитет. Матвеев и его ученики внесли весомый вклад в создание концептуальных, программно-нормативных и учебно-методических основ отечественной системы подготовки спортсменов.

Всю жизнь Л. П. Матвеев уделял большое внимание воспитанию специалистов высшей квалификации. Он вложил свой талант учёного и руководителя в обоснование, разработку и внедрение научного содержания профессионального физкультурного образования, что выразилось, в том числе, в инновационном содержании современных программ для бакалавров и магистров, а также для аспирантов и докторантов, занимающихся спортивной наукой. Под руководством Л. П. Матвеева было выполнено более 100 кандидатских и докторских диссертаций.

Лев Павлович Матвеев многие годы вёл большую и высокоэффективную научно-методическую, организационно-методическую и общественную работу. Он многим запомнился в качестве председателя президиума Всесоюзного научно-методического совета по физической культуре и спорту, члена Главного тренерского совета Спорткомитета СССР, руководителя Госсовета по физкультурному образованию, активиста общества «Знание», члена Национального олимпийского комитета и Олимпийской академии, экспер та ВАК Министерства образования России, научного консультанта многих физкультурно-спортивных организаций России, вузов и отраслевых НИИ, ведущих тренеров и спортсменов.

Лев Павлович в разные годы успешно работал в ведущем спортивном вузе нашей страны. Пройдя путь от старшего преподавателя, доцента, заведующего научной лабораторией, проректора по НИР, Л. П. Матвеев исполнял обязанности ректора и был заведующим кафедрой теоретико-методических основ физической культуры и спорта Российской государственной академии физической культуры (г. Москва), которая сегодня носит имя «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма» (ГЦОЛИФК).
За научные труды Л. П. Матвееву на разных научных конкурсах неоднократно присуждались золотые медали, медали «За лучшую научно-исследовательскую работу по физической культуре и спорту», дипломы и другие награды. Значительный вклад Л. П. Матвеева в науку о физической культуре и спорте признан и в международном масштабе. Ему присвоено звание почётного доктора наук в ряде зарубежных вузов (Германская высшая школа физической культуры, Университет Сан-Паулу). Он отмечен медалью Яна Амоса Коменского (Чехословакия), медалью «За особые заслуги» (Болгария), другими знаками признания Бразилии, Испании, Китая, Кубы, Польши, Чили, Югославии и других стран.

Л. П. Матвеев награждён 18 государственными орденами и медалями. Среди них награды за ратные подвиги на полях Великой Отечественной войны: ордена Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и т. д. В числе наград за трудовые отличия медаль «За доблестный труд», ордена «Дружбы народов» и «За заслуги перед Отечеством».

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 1

Эта книга - результат впервые выполненной разработки курса теории спорта для завершающего (третьего) уровня высшего профессионального образования по физической культуре и спорту. При создании курса учитывались предпосылки к освоению его содержания, которые обеспечиваются на предшествующих образовательных уровнях, и официальные государственные требования к впервые введенной в отечественной высшей школе подготовке магистров и специалистов высшего уровня.

Глава I. ФЕНОМЕН СПОРТА (сущностный аспект).

1. Вводные определения.

Стремясь углубиться в теорию спорта, важно прежде всего уточнить отправные определения понятий, относящихся к самому нему и к непосредственно связанным с ним явлениям. Ведь недостаточная определенность исходных понятий, как некая зыбкая почва, сразу же сдерживает, а то и вовсе останавливает продвижение по пути познания.

Вообще говоря, в наше время едва ли кто так или иначе не соприкасался со спортом. Тем не менее, в обыденных рассуждениях о нем под словом "спорт" зачастую подразумевают далеко не одно и то же. К тому же в ряде языков народов мира этот термин приобрел крайне "расплывчатое" смысловое значение (когда, к примеру, "спортом" называют такие явно различные явления, как олимпийские игры, увеселительную прогулку на яхте или моторной лодке и даже... соперничество в карточной игре!). Учитывая это, тут надо с повышенным вниманием подойти к понятийным размежеваниям. Первый решающий шаг к тому - возможно строгое определение понятия "спорт" в его узком, собственном смысле.

Предисловие
Часть первая. Сущность феномена спорта и характер его теории
Глава I. Феномен спорта (сущностный аспект)
1. Вводные определения
2. Об истоках и определяющих чертах спорта
3. Многообразие видов спорта
4. Спортивные результаты как атрибут спорта: факторы и тенденции их динамики
5. Социальные функции спорта и направления спортивного движения в обществе
5.1 Основные функции и функциональные связи спорта в системе социальных явлений
5.2 Профилирующие направления и разделы в социальной практике спорта; их особенности и взаимосвязи
Глава II. Теория спорта как наука и учебный предмет
2.1 Формирование теории спорта
2. Современная проблематика и методологические аспекты теории спорта
3. Теория спорта в системе профессионального образования
Часть вторая. Теория соревновательной деятельности и системы спортивных соревнований
Глава III Соревновательная (состязательная) деятельность спортсмена как ядро спортивных соревнований
1. Понятийная конкретизация отправных представлений о спортивном соревновании и соревновательной деятельности спортсмена
1.1 К понятиям "спортивное соревнование", и "спортивное состязание"
1.2 Общие черты и структура соревновательной деятельности спортсмена
2. Аналитическая характеристика направленности, состава и требований соревновательной деятельности спортсмена
2.1 Конкретная состязательная нацеленность и мотивация спортсмена
2.2 Техника и тактика соревновательной деятельности спортсмена
2.3 Особенности проявлений психических и физических качеств спортсмена в соревновательной деятельности
2.3.1. Психическая неординарность спортивно-соревновательной деятельности
2.3.2 Требования спортивных соревнований к реализации физических возможностей спортсмена и параметры соревновательных нагрузок
2.4 Зависимость соревновательной деятельности спортсмена от режима и средовых условий соревнований
Глава IV. Основы системы спортивных соревнований
1. Разновидности соревнований в спорте: классификационные подходы в их систематизации
2. Единый спортивный календарь и индивидуализированная система состязаний
3. Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсмена
Часть третья. Система подготовки спортсмена (концептуальный аспект)
Глава V. Выявление индивидуальной спортивной предрасположенности, первичная спортивная ориентация и постановка долгосрочных целей в подготовке спортсмена
1. Исходная позиция в выборе спортивной специализации
2. Критерии и подходы в диагностике индивидуальной спортивной предрасположенности
3. Особенности начальной спортивной ориентации
4. Постановка долгосрочных спортивно-подготовительных целей
4.1 Внешнее выражение и главное содержание целей. реализуемых в процессе подготовки спортсмена
4.2 Основные аспекты конкретизации долгосрочных спортивно-подготовительных пеней
4.3 Количественное прогнозирование и моделирование при конкретизации спортивно-подготовительных целей
Глава VI. Интегративная характеристика содержания, средств и методов подготовки спортсмена
1. Подготовка спортсмена - многосторонний процесс
2. Подготовительные упражнения спортсмена
2.1 Упражнение как средство и метод
2.2 Градации и ведущая классификация упражнений как средств подготовки спортсмена
2.3 Фазы нагрузки и отдыха в процессе упражнения
2.4 Методические формы упражнения в подготовке спортсмена
3. Средства содействия эффективности упражнений спортсмена и другие средства его подготовки
Глава VII. Основные закономерности и принципы построения подготовки спортсмена
1. Общие отправные положения
2. Специфические черты базовых закономерностей спортивной подготовки и Производные от них принципы
2.1 Максимизация и углубленная индивидуализированная специализация
2.2 Перманентность и цикличность подготовительно соревновательного процесса
2.2.1 Особенности преломления принципа непрерывности в системном построении спортивной подготовки
2.2.2 Основания и установки принципа циклического построения спортивной подготовки
2.3 Необходимость сочетания в процессе спортивной подготовки тенденций постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций
2.3.1 Соединение постепенности и предельности в наращивании развивающе-тренирующих воздействий как закономерность и принцип подготовки спортсмена
2.3.2 Принципиальное значение волнообразности в динамике спортивно-подготовительных нагрузок
2.3.3 Сочетание в процессе спортивной подготовки опережающего и адаптивного моделирования соревновательной деятельности
2.4 Относительная избирательность и единство различных сторон подготовки спортсмена
Вместо заключения. (О некоторых прикладных аспектах теории спорта и дискуссиях вокруг них)
1. Вновь о феномене "спортивной формы"
2. К дискуссии об осмыслении структуры спортивной тренировки

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Общая теория спорта, учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования, Матвеев Л.П., 1997 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.

Макасян М.А. Каратэ Киокушинкай: Самоучитель. – М.; 2002. – 400 с.

МасутацуОяма Путь каратэ Кекусинкай/пер. с англ. В.П.Фомина М.: До-информ, 1992. – 96 с.

Боевые искусства: Китай, Япония/Сост. В.В. Малявин – М.;2002. – 400 с.

Худадов М.А. Говорят мастера ринга. – М.: Физкультура и спорт, 1963.

С.П. Рябинин, А.П. Шумилин Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах Красноярск: Сибирский федеральный университет. 2007. – 154 с.

Бокс: учебник для институтов физической культуры/под общей ред. И.П. Дегтярева. – М. Физкультура и спорт, 1979. – 178 с.

СагатНой Коклам. Поединок в таиландском боксе. Ростов-на/Д: Феникс. 2003. – 368 с.


Приложение 1.

Примеры упражнений для развития скоростно-силовых способностей в карате.

1. Прыжок в высоту с места с предварительным прыжком в глубину. Высота дифференцируется в зависимости от возраста и индивидуальных способностей спортсмена и составляет от 30 см до 1 м и более. Пауза между прыжками может составлять от минимальной до 5-7 секунд, при этом, чем меньше пауза, тем более вырастает тренировочный эффект скоростно-силовой выносливости. Объем, как и интенсивность опять же зависит от уровня спортсмена, но в среднем составляет 3 подхода по 10-12 повторений.

2. Прыжок в длину с места. Принцип выполнения общеизвестен, поэтому необходимо остановиться только на том моменте, что в карате все тренировки проводятся преимущественно на татами, что существенно снижает травма-опасность этого упражнения и мы можем его использовать со спортсменами практически любого уровня. Объем и интенсивность устанавливаются в зависимости от индивидуальных способностей спортсмена. Следует также помнить, что чем выше интенсивность, тем больше эффект скоростно-силовой выносливости.

3. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (отжимания) с хлопком перед собой. Упражнение замечательно тем, что, несмотря на любой объем и интенсивность, заданные тренером, спортсмену приходится на каждом повторении прикладывать скоростно-силовые усилия для того, чтобы выбросить себя на ту высоту, которая позволит ему успеть хлопнуть в ладони и вернуть руки в исходное положение на полу.

4. Базовые упражнения с отягощениями из арсенала пауэрлифтинга (жим, присед, становая тяга, сгибание рук, тяга к поясу). Величина отягощения должна составлять не более 60 % от максимальной. Интенсивность высокая с акцентом на «взрывной» характер начального движения. Объем более высокий, чем при работе с максимальными весами (3-4 подхода по 12-15 повторений). Важно помнить, что все упражнения с большим отягощениями (железо) мы начинаем давать спортсменам с 17-18 лет.

5. Упражнение – визитная карточка нижегородских спортсменов карате, воспитывающее целый комплекс физических качеств, в том числе скоростно-силовые – бег в лестницу. 20 пролетов уникального тренажера выступают в качестве подходов, продолжительность которых до 10 секунд с паузой между ними. Варьируя и скорость забегания и величину паузы и количество подъемов, мы можем оказывать воздействие не только на целый комплекс физических качеств, но и на морально-волевую составляющую тренировки.

1. Бой с «тенью» в утяжелителях. Важно сосредоточиться на выполнении не одиночных ударов, а логических связок. Техника выполнения не должна страдать на фоне утомления. После выполнения упражнения необходимо выполнить то же самое без утяжелителей. Объем работы в СФП карате должен рассчитываться исходя из временных интервалов поединков, т.е. для спортсменов 12 – 17 лет 1,5 – 2 минуты, для взрослой категории 3 минуты.

2. Отработка отдельных ударов с сопротивлением (жгутами). Изменяя жесткость жгута, количество повторений и их интенсивность мы добиваемся необходимого тренировочного эффекта, при условии, что каждое действие выполняется с максимальными скоростно-силовыми характеристиками.

3. Еще одно уникальное упражнение, вытекающее из предыдущего – работа на жгутах с инверсией. Суть этого упражнения заключается в том, что спортсмен, принимая И.П. – основную боевую стойку, изначально натягивает жгут. Выполнение удара в этом случае не представляет никакого труда, но вот быстрый возврат ударной единицы в исходное положение (что критически важно в карате) встречает сопротивление.

4. Упражнения на снарядах были подробно описаны в основной части. Важным уточнением к ним будет повторить, что объем выполняемой работы должен соответствовать продолжительности соревновательного поединка. Добиваться этого необходимо за счет низкой интенсивности в начале тренировочного процесса, но, не снижая скоростно-силовых показателей самих ударов или связок, и постепенным повышением интенсивности. Важно помнить, что чем ниже интенсивность, тем выше скоростно-силовая составляющая каждого отдельного действия. Повышая интенсивность, тем самым увеличиваем составляющую скоростно-силовой выносливости.


Приложение 2

Примерный план-конспект тренировки со скоростно-силовым акцентом спортсменов карате возрастной категории 12-17 в подготовительный период годичного макроцикла с режимом тренировок 5раз в неделю.

Разминка.

А) Прыжки со скакалкой. 3 * 3мин. Пауз между сетами нет. Последние 10 секунд каждого сета – максимальное ускорение.

Б) Упражнения на растягивание, включающие как динамические, так и статические упражнения (сначала статика, потом динамика). 5 мин.

2. Основная часть.

А) Бой с тенью с утяжелителями. 3 * 3 мин. Пауза между подходами – 30 секунд.

Б) Бой с тенью без утяжелителей 1 * 3 мин. Особое внимание на «взрывной» характер атакующих действий.

Отдых – 3 мин.

В) Работа на мешке. 4 подхода по 3 мин.

1. Выполнение атакующих связок в мешок по команде тренера. В промежутках между командами спортсмен ведет оборонительную работу. Команды подаются резко, внезапно. Задача спортсмена молниеносно среагировать на команду и провести атакующую связку из 3-4 ударов.

Отдых 30 секунд.

2. Нанесение одиночных ударов с максимальными скоростно-силовыми характеристиками, но малой интенсивности.

Отдых – 30 секунд.

3.Выполнение предварительно отработанных атакующих связок с максимальным взрывным усилием (3-4 удара). Интенсивность не высокая. После каждой выполненной связки необходимо «перекрутить», т.е. переместиться относительно предыдущего места положения.

Отдых- 30 секунд.

4. Этот подход разбивается на микроциклы по 1 мин. В первую минуту спортсмен должен выполнять одиночные контратакующие действия после выполнения условной защиты (блокирование, сброс, провал). Вторая минута отличается от первой тем, что контратакующие действия выполняются не в одиночном режиме, а контратакующими связками. В третьей минуте спортсмен полностью переходит на работу первым номером, проводя атакующие связки, причем к концу минуты интенсивность действий должна нарастать, достигая своего максимума в последних 10 секундах работы.

Отдых 3 минуты.

Г) Работа на лапах.

1. Тренер выставляет лапу под удар спортсмена, который должен немедленно среагировать и нанести точный, акцентированный удар. Объем – 3 минуты.

Отдых 30 секунд.

2. Оттачивание ранее отработанных атакующих связок. Объем – 2 связки по 3 минуты на каждую. Пауза между ними – 30 секунд

3. Лесенка. Выполнение заранее обусловленного удара в лапу по счету тренера, причем на каждый следующий счет выполняется на один удар больше. Каждый удар выполняется с максимальными скоростно-силовыми характеристиками без пауз между ударами. Объем – 4 смены, каждая до 10 счетов (по одной смене на каждую руку и ногу), Пауза между сменами – 1 минута.

Отдых – 3 минуты.

Д) Работа в парах.

1. Отработка заранее обусловленных атакующих связок челночным способом, т.е. сначала выполняет атаку один из партнеров, а другой защищается, после последнего удара, защищающийся немедленно переходит в атаку, используя ту же атакующую связку. Объем – 3 смены по одной связке на смену по 3 минуты, пауза между сменами – 30 секунд.

2. Та же работа, но уже не по одной связке, а все три ранее отработанные связки проводятся по очереди в таком же челночном режиме. Объем - 3 минуты.

Отдых 1 минута.

3. Та же работа, но связки проводятся в свободном порядке, строго соблюдая челночный режим. 3 минуты

Отдых 1 минута.

4. Один из партнеров постоянно атакует, другой защищается, но по команде тренера выполняет «взрывную» контратакующую связку из 3-4 ударов и опять переходит к защите. Объем по 3 минуты со сменой ролей. Пауза на смене 30 секунд.

Отдых 1 минута.

5. Учебно-тренировочные поединки со сменой партнеров. 3 * 3 минуты. Пауза на смене 30 секунд.

Отдых 1 минута.

Заминка

1. Оттачивание индивидуальной коронной техники и финтов (удары в падении, с вращением и проч.) 10 минут.

2. Спокойный бег 3 минуты.