Меню

Как повысить внимание и концентрацию у школьника? Внимание ребенка.

Красота

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться...

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.


Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка . Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.


Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru .

Основная деятельность детей младшего школьного возраста - обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе - результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание - понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, ) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание - это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания - недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность - результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или , дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений - научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность - неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети - собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти - залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков - запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», - говорит первый игрок. «Морковь, редис», - произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель - игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТ НВПРАКОРОВА ЕВРАСОБАКИ ЦРВМ

Правильный ответ: собаки - лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТО ЫЕАРБРА ЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь - лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания - безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка - найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания - способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.


Дорогие читатели, сегодня мы поговорим с вами о такой важной составляющей личности ребенка, как внимательность. Откуда берется внимательность, и почему у современных детей с ним наблюдается дефицит, мы расскажем в этой статье.

Ученые пришли к выводу, что успешность человека в жизни зависит от того, в какой степени он способен концентрировать внимание на каком-либо одном деле. Если человек в состоянии заниматься чем-то долго и качественно, ни на что не отвлекаясь, и доводя начатое до конца, то говорят, что у него сильный разум. Именно такой человек может значительно преуспеть в избранном роде деятельности, в отличие от того, чье внимание перескакивает с одного объекта на другой со скоростью резвой кобылицы. Рассеянным людям, напротив, тяжело сосредоточиться и довести до победного завершения поставленную задачу. А поэтому и жизненный успех обходит их стороной.

Виды внимания

Ученые выделяют несколько видов внимания:

  • непроизвольное – которое возникает само по себе. Стоит только привлечь внимание ребенка к чему-то интересному, он сразу перестает плакать и отправляется на поиски, например, киски, которая от него спряталась в близлежащих кустах;
  • произвольное – не возникает само по себе. По мнению тех же ученых, оно должно развиться у ребенка к тому времени, как ему исполнится 7 лет. Чтобы вызвать у себя произвольное внимание, малышу требуется приложить собственные усилия. И немаленькие. Сила такого внимания зависит от зрелости и степени сформированности у ребенка Центральной Нервной Системы.
  • послепроизвольное – этот вид внимания возникает в результате интереса малыша к какому-либо делу. Когда у ребенка его деятельность вызывает удовольствие, то ему несложно удерживать на нем свое внимание. Именно поэтому многие детские методики преподносятся ребятишкам в игровой форме – это помогает им лучше усваивать новые знания.

Однако существует много всего, что детям неинтересно. Особенно это касается школьников, в жизни которых появляется большая ответственность в виде учебных занятий и домашнего задания. Всем этим заниматься необходимо, поскольку общество требует этого от ребенка, а ему так не хочется. Чтобы облегчить ребятам процесс обучения, тренировке произвольного внимания уделяется столько времени и пишется столько статей на эту тему.

Почему происходит нарушение внимания

Давайте разберемся в причинах нарушения внимания у детей:

  • СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подобный диагноз ставят деткам, которые легко отвлекаются и которым очень сложно на чем-либо сосредоточиться. Если ваш малыш именно такой, то ваша воспитательная деятельность должна включать целый комплекс мероприятий, рекомендуемый медиками и коррекционными педагогами. Но самостоятельно заниматься с ребенком и развивать его внимание дома и можно и очень нужно;
  • хронические заболевания. Ребенку, который болен, сложно концентрировать долго на чем-то свое внимание, поскольку большую часть времени он чувствует усталость, и ему хочется отдохнуть;
  • ослабленный иммунитет – деток со слабым иммунитетом одолевают вирусы и бактерии, отчего они, зачастую, плохо себя чувствуют. Именно поэтому им сложнее сохранять длительную концентрацию;

Сказка о том, как защититься от вирусов «Шпион из и»

  • слабая нервная деятельность – неразвитая нервная система малыша не позволяет ему быть внимательным, поскольку усилие, которое нужно для этого, быстро его утомляет;
  • усталость от перегрузок. Усталому человеку всегда хочется отдохнуть, какая уж тут внимательность;
  • отсутствие мотивации – отсутствие интереса к занятиям провоцирует слабую нервную систему на то, чтобы производить какие-то усилия для концентрации внимания.

Многие мамы узнают, что их чадо не обладает развитым вниманием, только после того, как начинаются школьные годы. И тогда всем приходится очень тяжело. Часто время на какие-то дополнительные занятия по развитию внимания выделить довольно сложно. Именно поэтому очень важно начать развивать такой сложный процесс как внимание задолго до того, как малыш пойдет в первый класс. Именно в нежном возрасте проще всего зафиксировать важные связи между нейронами детского мозга.

Как развить внимание у ребенка

В занятиях на внимание, занимаетесь ли вы с малышами или школьниками, необходимо соблюдать следующие условия:

  • систематичность;
  • доброжелательность;
  • терпение.

Для развития детского внимания очень важна атмосфера в доме. Эмоциональный климат должен быть благоприятным, а ребенку нужно чувствовать безопасность и поддержку своей семьи.

Необходимо знать, что компьютерные игры очень снижают способность ребенка к концентрации и убивают творческие способности детей.

Ежедневные дела

Чтобы развивать внимание малыша, необязательно садиться вместе с ним за стол и начинать делать что-то неинтересное. Даже простые дела, которые мы выполняем каждый день, даже не замечая этого, способны положительно повлиять на способность ребенка успешно удерживать внимание:

  • поиск игрушек, которые потерялись, — очень ценная способность, потому что нужно сосредоточиться и вспомнить, где ты видел игрушку последний раз, когда ею пользовался, куда положил, где она может быть. Помогите ребенку построить таким образом логическую цепочку. Так, он гораздо быстрее научится ориентироваться среди вещей и предметов;
  • уборка игрушек – дело, которое обязательно нужно довести до конца;
  • выстраивание последовательности действий в любом деле – чтобы убрать игрушки, нужно сначала достать коробку для них, потом сложить игрушки туда и убрать коробку на место;
  • запоминание имен родственников и, кто кому кем приходится;
  • простые манипуляции с продуктами на кухне – почистить яйцо, например;
  • процедуры сборов на улицу – натягивание колготок, выворачивание кофточки, складывание вещей, завязывание шнурков – развивает не только внимание, но и мелкую моторику;
  • рукодельные умения – выпиливание, пришивание пуговицы, строгание, вышивание, выжигание;
  • соблюдение тишины в вечернее время, чтобы не тревожить домочадцев, требует известных усилий от неусидчивого малыша.

Игры на развитие внимания

Простые игры дома в кругу семьи отлично тренируют детское внимание и вносят много позитива в семейные отношения:

  • домино;
  • крестики-нолики;
  • шашки;
  • шахматы;
  • чтение книг – длинных историй с продолжением;
  • рассказывание историй;
  • рисование.

Развиваем внимание на прогулке

На прогулках также много возможностей потренировать внимание:

  • наблюдение за людьми на улице – кто, в чем одет, кто чем отличается, какие особенности образа можно отметить;
  • наблюдение за насекомыми и птицами – как выглядят, чем отличаются друг от друга;
  • наблюдение за машинами, например, — сколько раз мимо проехала красная машина;
  • запоминаем маршрут от дома до детской площадки – строим внутренние переходы через лифт или ступеньки подъезда, направо до угла дома, потом налево до 3-х деревьев и далее прямо по зеленой дорожке;

Упражнения на развитие внимание

Есть также некоторые полезные упражнения, которые вам помогут в деле развития внимания и памяти ваших детей:

  • вам понадобится 5 минут каждый день, чтобы вручить малышу книгу с крупными буквами и попросить зачеркивать все буквы Р на странице и обводить все буквы У, например. Буквы, конечно же, могут быть любые другие. Это упражнение очень помогает хорошо концентрировать внимание. Для этого может потребоваться около 4 месяцев;
  • хорошо использовать задания с , где требуется среди перепутанных линий выбрать верный путь к цели;
  • полезно запоминать порядок расположения предметов, геометрических фигур и их количество. Число предметов нужно постоянно увеличивать (тренирует внимание и кратковременную память);
  • распределять внимание очень нужно школьнику – ребенку предлагается выполнение двух разнонаправленных заданий. Например, рисовать и одновременно слушать сказку, а потом ее ;
  • умение переключать внимание также полезно в учебной деятельности и достигается путем чередования разнонаправленных заданий.

Примеры веселых заданий на внимание

А вот и конкретные примеры:

  • поставьте 5 предметов на поверхность, пусть ребенок закрывает глаза, а вы прячете одну игрушку. Затем ребенок должен сказать, какая игрушка была спрятана;
  • пусть ребенок посмотрит на два практически похожих друг на друга рисунка и скажет, чем они отличаются друг от друга;
  • пусть ребенок посмотрит на несколько рисунков и найдет на них одинаковые предметы;
  • даем ребенку разные команды. Например, плечо — колено. Ребенок должен в это время взяться за свое плечо или колено. Взрослый вместе с ребенком выполняет действия, а потом начинает совершать ошибки. Ребенку нужно это заметить и взрослого исправить, и самому не запутаться;
  • вы с ребенком выполняете простые действия – топаете ногами, хлопаете в ладоши, крутите головой. Неожиданно вам нужно поменять последовательность, а малышу требуется быстро сориентироваться и все точно повторить за вами;
  • съедобное-несъедобное – потрясающая игра и очень полезная для развития внимания и выработки хорошей реакции;
  • показываем ребенку разноцветные карточки. Под каждый цвет ребенку нужно совершить определенное движение. Например, вы показываете красный – ребенок хлопает в ладоши; зеленый – приседает и т.д. Это сложная игра, но очень полезна для концентрации внимания;
  • после того, как прочтете какую-то книжку, задавайте малышу вопросы по содержанию: «Я что-то не припомню, как зовут того серого котенка, который промок под дождем?»;
  • придумывайте сложные задания – например, рассмотреть продавца в магазине – обратить внимание на его внешность, цвет волос, цвета и детали одежды. После совершения покупок, ребенку нужно рассказать дедушке все, что он зафиксировал в памяти. Спросите ребенка о какой-то детали во внешности продавца, чтобы понять, все ли он запомнил;
  • скажите ребенку, что вы видите в окно что-то черное, которое может прыгать, но сейчас сидит неподвижно. Пусть он найдет это и опишет его.

Ребенок с развитым вниманием легко учится, сразу схватывает информацию и быстро достигает успехов. Также деткам очень полезно заниматься следующими видами деятельности:

  • нейрогимнастика — специальные упражнения, которые активизируют деятельность тех отделов мозга, которые недостаточно интенсивно работают. В комплекс таких упражнений входит и пальчиковая гимнастика, и , и упражнения для улучшения самоконтроля, для избавления от мышечных зажимов, упражнения на растяжку и релаксацию для снятия определенных телесных установок. Также занятия подразумевают ролевые игры, стоп-игры и развитие коммуникативных навыков;
  • лечебная физкультура – особенно хороша для ребят с гиперактивностью. Упражнения успокаивают, улучшают координацию движений и восстанавливают кровообращение, нормализуя деятельность центральной нервной системы;
  • танцы или единоборства – очень важны, особенно если они станут образом жизни. Спорт помогает мобилизовать волевую сферу ребенка, выработать дисциплинированность, воспитать характер и научить достигать поставленных целей.

Развивайте внимание ребенка, и его не нужно будет долго уговаривать делать уроки. Он сам сядет и быстро все сделает без лишних уговоров. Доказано, что великих людей всегда отличала высокая способность концентрации на том, что они делают. Сейчас даже существуют тренажеры для того, что эффективнее тренировать внимание. Регулярные занятия помогут ребенку:

  • за короткое время приводить мозг в рабочее состояние;
  • легко сосредотачиваться на поставленных задачах;
  • четко и оперативно решать математические задачи;
  • приводить память в активное состояние и извлекать нужную информацию из нее;
  • четко понимать, какое решение из нескольких является единственно правильным.

Следует обязательно помнить, что все вышеперечисленное возможно только при условии бережного и уважительного отношения к личности ребенка. Не следует кричать на него, торопить, а тем более оскорблять. Дети очень чувствительны к состоянию родителей. Если они чувствуют фальш, начинают изо всех сил сопротивляться. Так любые усилия можно легко свести на нет.

Успехов вам в развитии детского внимания!

С уважением,

Марина Таланина и Людмила Поцепун.

«Ваш ребенок совершенно невнимателен» - такую фразу родители часто слышат от учителей. Когда малыш начинает ходить в школу, к нему предъявляют новые непривычные требования. Учебный процесс требует от малыша усидчивости, концентрированности на задании. На момент поступления в школу у маленьких детей эти качества развиты плохо. Но повысить внимание и концентрацию у школьника вполне возможно, главное найти подход к ребенку.

Оглавление:

Что такое внимание?

Каждое мгновение мы получаем извне массу информации. Но только наш мозг из всего потока фокусируется лишь на значимой информации, отсеивая незначимую. Такой механизм осуществляется за счет внимания. С точки зрения психологии внимание - это способность человека сосредотачиваться на конкретном явлении или объекте. У детей младшего возраста внимание развито недостаточно. И только по мере обучения в школе, взросления внимание ребенка становится все лучше.

Психологи различают непроизвольное и произвольное виды внимания. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, не требует усилий от человека, чтобы концентрироваться на определенном объекте. Например, родители идут с ребенком по улице. Вдруг за спиной кто-то выкрикивает чужое имя. Ребенок обернется на этот возглас, хоть звали не его. Это неосознанная реакция на звуковой раздражитель, проявление непроизвольной памяти.

Произвольное внимание подразумевает применение воли. То есть человеку необходимо приложить усилия, чтобы концентрироваться в течение определенного времени на каком-то предмете. С этим параметром у маленьких детей имеются сложности, ведь волевая сфера еще неразвита в полной мере. Очень сложно заставить малыша выполнять какое-либо задание, сидеть на месте, если он этого не хочет. Основная задача обучения как раз таки и заключается в развитии произвольного внимания у малыша.

Рекомендуем прочитать:

Влияние семьи на развитие ребенка

Маленькие дети познают мир через своих родителей. Справедливо предположить, что невнимательность ребенка может быть копированием поведения взрослого. Если родитель рассеянный, неорганизованный, подобное поведение воспринимается ребенком как норма. Отсюда и возможные проблемы с концентрацией у малыша.

Но родители могут стать и положительным примером для ребенка. Например, собираясь на работу, комментировать свои действия вслух. «Сейчас я собираю свою сумку. Я кладу в нее блокнот, ручку, телефон - все это мне нужно для работы. Проверяю, есть ли ключи в карманчике сумки». Такую же игру может попробовать ребенок. Например, проговаривать вслух свои действия, собираясь в школу. Это поможет развить концентрацию малыша.

Любую свободную минутку можно провести с пользой, помогая ребенку улучшить его внимание. Прогуливаясь по улице, родитель может обращать внимание школьника на различные объекты и просить их описать. «Видишь тот дом, опиши его. Какой цвет у дома, крыши? Сколько окон у здания?». Такие нехитрые способы помогут ребенку стать более сосредоточенным.

Правильно организованный режим дня

Залог успешного обучения ребенка - это правильно организованный режим дня. Ребенку будет легче «влиться» в школьный процесс, если у него будет четкий режим труда и отдыха. Один из важнейших аспектов - сон. Младшеклассник должен спать ночью около десяти часов. Ни о какой сосредоточенности и продуктивности не может идти речь, если ребенок будет приходить на уроки сонным.

Факультативные занятия - это хорошо, но если в меру. Когда родители сразу после школы отводят малыша с одного факультатива на другой - пользы не будет. Ребенок не способен справиться с таким объемом информации и просто устанет. У малыша должно быть свободное время, когда он сможет отдохнуть.

Также для здорового развития ребенка ежедневно нужно устраивать прогулки на свежем воздухе , длительностью два-три часа. Кстати, прогулки могут включать и активные игры, например, с мячом. Вообще спортивные занятия очень эффективно повышают внимание и концентрацию. Поэтому малыша можно отдать на танцы или в спортивную секцию.

Очень важно организовать рабочее место малыша дома . Это может быть отдельная комната или собственный уголок в квартире. Здесь школьник будет выполнять свои задания, а также хранить все свои учебники и тетради. Также важно научить малыша содержать рабочее место в порядке. Желательно, чтобы ребенок каждый день делал домашнюю работу в одно и то же время. В дальнейшем этот принцип поможет ребенку быстрее включаться в процесс изучения школьных предметов.

Во время выполнения домашней работы ребенка ничего не должно отвлекать. Лучше выключить телевизор, члены семьи не должны громко разговаривать. Отсутствие внешних раздражителей поможет малышу лучше сконцентрироваться и быстро выполнить домашнюю работу.

Специальные упражнения

Эффективное обучение в школе невозможно без развитого внимания и умения концентрироваться. При малом объеме внимания, плохой концентрации ребенок допускает ошибки в заданиях, плохо запоминает учебный материал. Для развития этих важных умений применяют различные методики, которые вполне можно воспроизводить и в домашних условиях.

Упражнение «Пуговицы»

Для этого упражнения понадобится два набора разноцветных пуговиц. Родитель с ребенком садятся за стол друг напротив друга. Один набор с пуговицами остается у ребенка, другой набор берет взрослый. Также каждому участнику выдается по листку бумаги с расчерченными квадратами. Затем посреди стола устанавливается перегородка.

Взрослый делает первый ход - раскладывает на своем листке в определенном порядке пуговицы. Перегородка убирается. В течение десяти секунд ребенок смотрит на расположение пуговиц и запоминает рисунок. Затем перегородка снова устанавливается. И теперь школьник должен по памяти выложить такой же рисунок пуговицами на своем листе.

Упражнение «Жук»

Подготовьте лист бумаги с расчерченными клетками. Суть упражнения заключается в том, что малыш мысленно должен представлять как ползет жук под указания взрослого. Итак, родитель дает команду. Например, жук ползет вверх или жук ползет вправо и т.д. При этом малыш должен мысленно представлять, как движется жук, не водя по листку ручкой или карандашом. В какой-то момент взрослый говорит «стоп» и школьник карандашом ставит точку в той клетке, где должен был оказаться жук.

Корректурная проба

Для этого упражнения нужно приготовить старую книгу или газету с длинными текстами. Взрослый дает задание, например, все буквы «а» в тексте подчеркнуть снизу, а все буквы «о» перечеркнуть. Затем засекает пять минут, и ребенок приступает к выполнению задания. По истечении времени ребенок прекращает упражнение. А затем вместе с родителем проверяет, насколько хорошо он справился с заданием и сколько букв пропустил.

В дальнейшем игру можно усложнять. Например, сначала одна буква подчеркивается, а другая перечеркивается. А затем по команде взрослого «Внимание!» упражнение идет наоборот, первую букву перечеркиваем, а вторую подчеркиваем.

Игра «Повтори фразу»

Такая игра подойдет как для школьников помладше, так и постарше. Взрослый произносит фразу «Я беру с собой на прогулку сумку». Затем повторяется эта же фраза, но уже с добавлением нового предмета. И так дальше, постепенно увеличивая количество предметов до десяти-двадцати. Ребенок должен повторять фразы, называя предметы в правильном порядке.

Рекомендуем прочитать:

Внимание - это такое качество, которое можно и нужно развивать . Не стоит уповать только лишь на школьных преподавателей. Проводите больше времени с детьми, делайте совместно специальные упражнения в игровой форме, организуйте школьнику режим дня. Все эти приемы в скором времени помогут повысить внимание и концентрацию у школьника.

Как научить ребёнка внимательности? Рассеянные дети не только огорчают родителей и учителей, но и сами не в восторге от своей слабости. Хорошую память можно и нужно развивать, но не все знают, когда начинать этим заниматься и какие способы для этого существуют.

Когда начинать заниматься развитием внимательности у детей

Бывает, школьные учителя заявляют, что ученик катастрофически невнимателен, непоправимо отстаёт в учёбе, а момент, когда нужно было подтягивать память и внимательность, упущен. Родителям слышать такое неприятно, но главный вопрос - когда же нужно начинать заниматься, чтобы не было поздно?

Нервная система человека формируется примерно до пубертатного возраста, то есть до 12-13 лет. К этому возрасту головной мозг заканчивает своё органическое развитие, а значит, возможности для улучшения сознательных функций сокращаются.

Дальше придётся работать с тем, что есть - поддерживать память в тонусе, не давать концентрации падать ниже критического уровня. Львиную долю усилий родители должны направить на обучение в возрасте до 12 лет, и чем раньше начать, тем будет лучше и тем легче пойдёт процесс обучения.

Для поступления в начальную школу малышу уже нужно выработать минимальные навыки концентрации внимания и логического мышления. Ещё один важный для первоклассника момент - это стресс от потока знаний, который обрушивается на него в первом классе вместе с лавиной впечатлений.

Процесс адаптации к школьной среде отнимает много сил, в том числе умственных. Первокласснику будет намного легче учиться, если его внимание будет хорошо развито уже до школы.

Используйте простейшие приёмы с первых лет жизни, углубляйте навыки концентрации и запоминания в 3-4 года. В 5-6 лет учите вместе с будущим школьником как можно больше стихотворений, загадок и пословиц наизусть. В младшем школьном возрасте помогайте справляться с нагрузкой от занятий и поддерживайте их стремление узнавать и использовать новые знания.

Память и внимательность: как выработать их у ребёнка

Развитие внимательности тесно связано с памятью. Чтобы память хорошо работала, нужно включить в процесс три фактора: достаточное для запоминания яркое впечатление, затем повторение, и последнее - возникновение простой и понятной ассоциации, которая запустит процесс реактивного вспоминания.

На практике это выглядит примерно так. Если нужно выучить стихотворение, сначала прочтите его вслух, постарайтесь сделать это эмоционально и выразительно, насколько сможете. Затем обсудите прочитанное, задайте вопросы по тексту, спросите, что понравилось, обратите внимание на необычные слова и интересные выражения - этим вы включите логическое мышление.

Повторите стихи несколько раз. Затем, когда будете проверять школьника, используйте подсказки: мимику, жесты, помогающие вспомнить текст.

Память лучше работает через один-два канала восприятия - слуховой, зрительный, моторный. Как повысить у ребёнка внимательность? Ваша задача выяснить, каким способом он лучше запоминает информацию - когда читает, слушает или проговаривает текст. Конечно, для большего эффекта нужно использовать все три канала, но упор делать на ведущий.

Способ, как запоминать информацию рассеянным детям

Интересный метод, как повысить силу запоминания, заключается в том, чтобы повторять информацию с определёнными интервалами. Попросите школьника проговорить услышанное через 1 минуту, затем повторить через 5 и 20 минут. Напомните и заново проверьте текст через 4 часа, затем через 1 день и через 3 дня.

Этот приём работает не только со школьными заданиями, а с любым набором информации - слов, картинок или действий. Взрослые точно так же могут использовать этот мнемонический приём, чтобы запомнить важные вещи.

Учёные, разработавшие этот способ, утверждают, что если добавить к циклу ещё несколько повторений - через 1 неделю, 1 и 3 месяца, то можно запомнить информацию на всю жизнь! Не брезгуйте таким способом и в случае, когда хотите чему-то научить малыша или чтобы он запомнил ваши требования, советы и наставления.

Как привить ребёнку внимательность в быту

Хорошая концентрация и сила памяти нужна не только для учёбы. Рассеянность делает жизнь человека и всех, кто его окружает, сложнее. Часто собственная невнимательность и её последствия - ошибки, забытые поручения, потерянные вещи, неправильно понятые указания родителей - огорчают детей и отнимают у них уверенность в своих силах.


Сильная рассеянность может даже стать причиной постоянного подавленного настроения и детской депрессии. Исправить ситуацию и поддержать забывчивого малыша можете только вы, показав ему, как справляться с проблемой, и научив уважать себя даже после серьёзных промахов.

Обязательно на своём примере покажите, как пользоваться напоминаниями (записками, пометками, галочками в тетради), научите класть нужные вещи на видное место, внимательно проверять портфель, пересчитывать сдачу в магазине, уходя гасить свет, проверять, выключены ли бытовые приборы и прочее.

Такие простые и жизненные привычки помогут привить прилежание, которого так не хватает невнимательным детям.

Если вы хотите, чтобы сын или дочь росли организованными и собранными, то усилия требуются не только от них, но и от вас. Дети не умеют заботиться о том, как бы получше запомнить, что говорят им взрослые - это в данный момент ваша задача.

Старайтесь давать поручения так, чтобы их легко было принимать во внимание:

  • прежде чем сказать нечто важное, убедитесь, что малыш случает - смотрит вам в глаза, не отвлекается на игрушки, не отворачивается, не выбегает из комнаты;
  • никогда не кричите вдогонку - это гарантирует, что он забудет о сказанном вами;
  • говорите простыми словами, постоянно проверяйте, понял ли вас малыш, пусть он повторит сказанное вами, возможно, ещё и объяснит своими словами;
  • не повышайте голос и не говорите раздражённым тоном - негативные эмоции «выключают» сознание, и ребёнок, скорее всего, ничего не запомнит;
  • после сказанного добавьте мотивации: объясните простыми словами, что это очень важно для вас и обязательно должно быть сделано.

Если все пункты соблюдаются, это намного повысит вероятность, что ребёнок запомнит ваши просьбы и всё сделает правильно. Кроме того, благоприятный психологический настрой положительно влияет на самооценку, так что малышу будет комфортно и спокойно после разговора с вами, и он не станет допускать ошибок из-за того, что разнервничался.

Забота о здоровье повышает внимательность

Комплексный подход решает проблему, как развить внимательность у ребёнка.

Не ограничивайтесь одними только задачками на улучшение памяти, применяйте как можно больше из приведённых ниже полезных советов, чтобы детская способность к хорошей концентрации быстро закреплялась и росла:


  • используйте упражнения для улучшения всех видов памяти, которые вам сейчас доступны и подходят по возрасту: чтение детских и простых взрослых стихов по памяти, решение детских кроссвордов, картинок-лабиринтов, всевозможных ребусов и т.п.;
  • регулярно включайте в детский рацион натуральные источники антиоксидантов - вкусные и полезные соки, особенно виноградный, в котором ещё и много глюкозы, прекрасно питающей мозг;
  • обеспечьте малышу двигательную нагрузку, подходящую ему по темпераменту и по состоянию здоровья - спортивная секция, танцы, фитнес для детей, плавание;
  • научите его использовать мнемонические приёмы (начните с повторения вслух), сначала простейшие, затем можно освоить техники посложнее;
  • помогите соблюдать режим сна, посоветуйтесь со школьной медсестрой или педиатром, чтобы определить, сколько часов необходимо именно вашему малышу;
  • сеансы расслабляющего массажа особенно хороши при недостатке внимания в комплексе с гиперактивностью;
  • вместе с врачом обсудите, нужно ли пропить курс поливитаминов.

Эти простые и, возможно, очевидные советы помогут развить внимание малыша не только мотивацией, но и через улучшение физического здоровья.