Меню

Высшая нервная деятельность у детей. Особенности высшей нервной деятельности у детей

Волосы/Прически

Формирование высшей нервной деятельности ребенка тесно связано с динамикой созревания ассоциативных корковых структур. Ребенок в общении со взрослыми усваивает определенные знания, приобретает новые формы отношения к внешнему миру. Все это строится на основе создания новых функциональных связей и синтезов. Они позволяют овладевать новыми формами восприятия и запоминания, видами мышления, способами организации движений. Структурной основой сложных форм поведения и психики

выступают лобные и нижнетеменные области коры, которые в онтогенезе человека увеличиваются по площади в 9 раз и у взрослого занимают около двух третей всей поверхности новой коры".

Конструкция многозвенных переключений и связей этих зон коры является морфологическим выражением того, что эти формации имеют отношение к наиболее отвлеченным и обобщенным формам человеческих восприятий и действий. Кроме того, у человека в онтогенезе развиваются специфические человеческие корковые формации, имеющие специальное отношение к анализу и синтезу раздражений, связанных с разными сторонами речевой деятельности (речедвигатель-ной, речеслуховой, речезрительной) (рис. 82).

Врожденная рефлекторная деятельность. Уже у новорожденных наблюдается целый ряд рефлексов при тактильном раздражении определенных рецептивных зон кожи. Главным по значению является сосательный рефлекс, который возникает при раздражении слизистой языка, губ, кожи около рта и щек. Специфичным для новорожденных является хоботковый рефлекс - трубкообразное выпячивание губ при легком прикосновении вокруг рта на уровне десен, а также рефлекс Бабин-ского - тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных при раздражении подошвы стопы.

Из защитных рефлексов с кожи новорожденного следует упомянуть мигательный, носовой - движение рук на раздражение слизистой носа, ушной - то же, при щекотании наружного слухового прохода.

К моменту рождения уже сформированы болевые и температурные рецепторы, при их стимуляции появляются соответствующие рефлексы. При этом наибольшей возбудимостью к болевым раздражениям отличаются рецепторы лица.

У новорожденных детей можно вызвать многочисленные рефлексы с вестибулярного аппарата. Это прежде

всего установочный лабиринтный рефлекс головы, установочный рефлекс с туловища на голову, шейный тонический рефлекс. Эти рефлексы четко выражены в первом полугодии и к концу первого года жизни ослабляются и пропадают.

Из статокинетических рефлексов для детей раннего возраста характерны вращательный и поствращательный нистагм, компенсаторное отклонение головы при вращении. Стабилизация у детей тонических и установочных рефлексов, которые обеспечивают нормальное положение головы, поддержание позы сидя, стоя, возможна благодаря выработке вестибулярных условных рефлексов (1,5-2 мес), а позже и анализу вестибулярных сигнализаций.

У новорожденных более высокой чувствительностью чем у взрослых обладает значительная поверхность слизистой рта- Хотя общая вкусовая чувствительность снижена. Тем не менее новорожденные дети различают сладкое, горькое, кислое и соленое. Причем сладкие вещества вызывают сосательные движения, а остальные - отрицательную реакцию: сморщивание лица, закрывание глаз, искривление рта, выпячивание губ и языка.

Слуховая система начинает функционировать сразу после рождения. На звуки у новорожденных детей возникают преимущественно общие реакции в виде вздрагивания и двигательного беспокойства, которое сопровождается изменением дыхательной и сердечной ритмики. Уже новорожденные дети могут различать звуки, относящиеся по высоте на одну октаву, воспринимать разницу в тембре, в его пространственном расположении.

Первая реакция новорожденного на световые раздражения - это зрачковый рефлекс, который стабилизируется только к 4-5 мес. К ранним зрительным реакциям относится и ориентировочный рефлекс на световые раздражения, который в начале носит генерали-зованный характер. Новорожденные не могут фиксировать взором предмет. Эта способность формируется к 3-5 мес, к этому времени появляется реакция фиксации взора. Возникает типичный ориентировочно-исследовательский рефлекс: поворачивание глаз и головы к источнику света.

У новорожденных движения глаз не координированы, наблюдаются нис-тагмоидные движения. Механизмы фиксации взора обеспечивают к 2-5 мес жизни появление координированного

зрения. В это время обнаруживается способность к формированию у ребенка условных рефлексов на зрительные раздражители.

Связь новорожденного с окружающим миром осуществляется небольшим числом врожденных рефлексов, весьма несовершенных, не точных, вызываемых как внешними, так и внутренними раздражениями. Врожденные рефлексы человека в динамике его онтогенеза обнаруживают свое проявление и завершают созревание в разные сроки, что отражает общебиологичсс-кие эволюционные закономерности и определяет, в свою очередь, динамику формирования высшей нервной деятельности ребенка.

Высшая нервная деятельность ребенка пер в ого года после рождения. Наиболее ранней формой индивидуального приспособления у новорожденного ребенка выступают натуральные условные рефлексы. Самые первые из них возникают на второй неделе после рождения при строгом режиме кормления ребенка. При этом, как правило, уже за 30 мин до очередного кормления появляются сдвиги во внутренней среде организма ребенка - повышение количества лейкоцитов крови, увеличение газообмена, а затем - пробуждение и беспокойство ребенка. Это натуральный условный рефлекс «на время», где сигналом выступает раздражение рецепторов внутренних органов, а подкреплением - пища. Почти одновременно с этим появляется натуральный условный пищевой рефлекс в виде сосательных движений в ответ на «положение для кормления» (рефлекс Бехтерева - Щелованова). В осуществлении этих рефлексов главную роль выполняют комплекс раздражений от кожного, мышечного и вестибулярного аппаратов, а подкреплением является кормление. Для образования этих рефлексов имеет значение начало кормления новорожденного грудью матери.

Приспособление организма ребенка к определенному режиму сна, бодрствования, кормления и т. п. представляет собой образование систем условных рефлексов на последовательные комп-

лексы раздражений (динамические стереотипы). Ребенок первого года жизни сильно реагирует на нарушение режима сна или питания, тогда как изменения в окружающей обстановке для него не являются столь заметными. По уже к 9-10 мес существенное значение для ребенка приобретают комплексы внешних раздражений. Теперь для него важен не только режим, но и внешняя обстановка, определенные люди, ухаживающие за ним. Это определяется большим числом условных рефлексов, выработанных к этому времени на разнообразные внешние сигналы.

Сроки и темпы созревания отдельных сенсорных систем определяют последовательность образования различных искусственных условных рефлексов .

В течение 5-8-й недели двигательные пищевые и оборонительные условные рефлексы вырабатываются со всех сенсорных систем. При этом чем старше ребенок, тем меньше число сочетаний требуется для образования условного рефлекса и тем раньше наступает его упрочение. При прочих равных условиях образование условных рефлексов зависит от того, на базе каких врожденных рефлексов они вырабатываются.

Существует определенная закономерность и в динамике проявления условно-рефлекторных реакций. Первая стадия характеризуется появлением слабо выраженных и неустойчивых условных реакций. Им обычно предшествует ориентировочная реакция. В ней ясно выступают вегетативные компоненты: изменения дыхания и сердечной деятельности. Вторая стадия характеризуется более устойчивым проявлением специализированных двигательных реакций с одновременным четким выявлением вегетативных компонентов. Третья стадия отличается дальнейшей специализацией двигательных компонентов условного рефлекса и ослаблением его вегетативных компонентов. Чем младше ребенок, тем более длительными являются все стадии развития рефлекса. У более старших детей первые стадии протекают в значительно редуцированном виде.

Во втором полугодии жизни отчетливо выявляются индивидуальные типологические особенности высшей нервной деятельности. Удается выделить группу детей, у которых быстро образуются и упрочиваются положительные и тормозные условные рефлексы. У другой группы хорошо образуются положительные условные связи, но с трудом вырабатывается дифференцировочное торможение. Наконец, выделяется группа детей, у которых плохо вырабатываются положительные условные рефлексы и совсем не образуются диф-ференцировки.

С указанными особенностями мозговых процессов тесно связаны индивидуальные характеристики сна, вегетативных функций и общего развития ребенка.

Параллельно с совершенствованием нервных процессов развиваются и их свойства - сила, подвижность и уравновешенность. Эти свойства могут служить основой для формирования индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности.

На протяжении всего первого года жизни очень важным для правильного развития ребенка является строгий режим дня: сна, бодрствования, питания и прогулок. Ребенок первого года жизни отрицательно реагирует на нарушения режима сна или питания, хотя изменения обстановки и других внешних воздействий для него мало значимы, т. е. стереотип интероцеп-тивных условных рефлексов имеет большее значение, чем стереотипы внешних раздражений. Лишь к концу первого года для ребенка приобретают существенное значение комплексы внешних раздражений.

К этому времени торможение какой-либо реакции ребенка надежнее и легче достигается путем внешнего торможения, когда внимание ребенка переключается с помощью ориентировочной реакции на новый раздражитель. Однако попытки использовать различные виды внутреннего торможения в воспитательных целях в этом возрасте еще безуспешны.

На базе врожденных и приобретен-

ных путем подражания звуковых реакций к концу первого года жизни появляются первые речедвигатель ны е временные связи.

Ф Таким образом, в течение первого года жизни ребенка количество условных рефлексов на непосредственные раздражители постепенно увеличивается. Вначале формируются только вегетативные условные реакции, затем двигательные и, наконец, появляются речедвигательные. Наличие последних не говорит еще о появлении словесного мышления, поскольку нет еще отвлечения и обобщения при помощи слов. В этот возрастной период закладываются лишь элементарные основы второй сигнальной системы.

Проследим динамику этого процесса более детально. В возрасте 9-10 мес реакции детей определяются раздражителями, исходящими не от одного предмета, а от всей ситуации в целом. Очень часто одним из компонентов такого одновременного комплексного внешнего раздражителя является слово. Условные рефлексы на слова начинают появляться у ребенка после 6-месячного возраста (первые проявления сенсорной речи ). Однако слово еще не выступает как самостоятельный сигнал, оно действует лишь в составе комплексных раздражителей как один из компонентов. Так, например, вопросы: «Где папа?» или «Где мама?» вызывают правильную ответную реакцию ребенка только при условии одновременного действия других раздражителей: мышечных, вестибулярных, зрительных и звуковых. Стоит изменить хотя бы один из этих компонентов (например, голос и интонацию), как прежняя реакция исчезнет. Но если при сохранении всех прежних компонентов комплекса заменить слово на близкое по звучанию, реакция может проявляться по-прежнему. Значит, в этом возрасте слово еще останется слабым компонентом комплекса. Слово вначале имеет второстепенное значение и только постепенно приобретает значение сильного компонента в комплексном раздражителе и, наконец, самостоятельного сигнала.

В естественных условиях ни один сложный раздражитель не повторяется в строго постоянном составе, наиболее же постоянным членом такого комплекса является словесный. Поэтому при систематическом повторении слова в составе комплекса раздражителей начинает ослабляться влияние остальных переменных компонентов на осуществление реакции. Сначала перестает влиять на выполнение реакции поза ребенка, а потом зрительный и слуховой компоненты сложного раздражителя. Только слово как наиболее постоянный компонент, независимо от других компонентов, приобретает условно-рефлекторное действие и постепенно превращается в заменитель всего комплекса. «Освобождение» слова от других компонентов, с которыми оно было связано в данном комплексном раздражителе, рассматривают как результат функциональной тренировки нервной системы. Этот процесс заканчивается к концу первого года жизни ребенка. Характерной особенностью первых слов, произнесенных (в порядке подражания) ребенком, является то, что они относятся не к конкретному предмету, а ко всей ситуации в целом. В этом возрасте отдельные объекты и предметы внешней среды ребенок еще не выделяет. Хотя ребенок этого возраста произносит слова «мама» и «папа», оказывается, что и платье матери и ее кровать - тоже «мама». А ту же маму с новой прической, в новой одежде или в необычном окружении ребенок может не узнать. Значит, для ребенка этого возраста окружающий мир представляется еще мало расчлененным в звуковом и зрительном отношениях. Первые слова - это просто звуковые обозначения определенных предметов и лиц: сначала воспринимаются названия окружающих ребенка вещей, названия игрушек, имен взрослых, позже - изображения предметов, затем - названий частей тела и лица. Превращение слова в абстрактный сигнал, обозначающий совокупность предметов, происходит в следующий возрастной период.

Высшая нервная деятельность в раннем детстве (1 - 3 го да). Для этого

возраста характерным является дальнейшее морфологическое и функциональное созревание головного мозга и координированное управление скелет-но-м ыш ечной системой. Развивается ходьба и речь, руки освобождаются для манипулирования с предметами. Создаются условия для активной исследовательской деятельности.

Если в годовалом возрасте поведение ребенка определялось преимущественно окружающей обстановкой в целом, то на 2-м году жизни начинают вычленяться комплексы раздражителей, исходящие от одного предмета. На их основе возникают образы отдельных предметов. В результате действия ребенка с предметами они обособляются из обобщенного недифференцированного мира. Ребенок тянется ручками к каждому предмету, ощупывает его, толкает, пробует поднять, лизнуть языком и т, д. При этом возникает множество сенсорных сигналов (зрительных, мышечных, вкусовых и Др.), свойственных именно данному предмету.

Постепенно формируется система адекватных действий с предметами: ребенок начинает садиться на стул, есть ложкой и т. д. Если у годовалого ребенка наиболее сильным безусловным подкреплением было пищевое, то на 2-3-м году жизни самыми эффективными оказываются ориентировочное! оборонительное и игровое подкрепления. Формируется множество условных рефлексов на отношения.

В этом периоде развития еще большее значение приобретают системы условных рефлексов на стереотипы внешних раздражений, следующих друг за другом в определенной временной последовательности. Большое значение приобретает последовательность отдельных этапов умывания, кормления, игры, одевания и раздевания, порядка слов в сказке или песенке. Так как у детей в этом возрасте еще недостаточно развиты сила и подвижность нервных процессов, обеспечивающих переключение с одного вида деятельности на другой, для детей характерной оказывается потребность в форми-

ровании четких жизненных стереотипов. Выработка стереотипов не представляет трудностей для ребенка, но изменение порядка сигналов в стереотипе является крайне тяжелой задачей. Поэтому для детей до 3 лет необходимо крайне бережное отношение в з рослых ко всем вырабатываемым стереотипам. В этом возрасте происходит обычно интенсивное накопление фонда рече-двигательных условных рефлексов. К концу 2-го года словарный запас ребенка может составлять 200-400 слов, а к концу 3-го - 2000 слов и больше.

Формирование речевых реакций невозможно без звукового словесного подражания. При этом особую роль играет установление связи слова с видом предмета, его осязанием и другими признаками. Физиологическая трактовка процесса формирования связи между словом и различными ощущениями у ребенка, впервые увидевшего предмет, была дана еще И. М. Сеченовым (1900).

Например, ребенок видит елку, трогает ее, ощущает запах хвои, т. е. получает ряд непосредственных ощущений. Слово «елка» - это сигнал («символ первой степени», по Сеченову), в котором сведены все эти ощущения, т. е. сокращенный знак комплексного раздражения. Такую систему рефлексов между компонентами комплекса, которая есть не что иное, как полное представление о предмете, И. М. Сеченов назвал «значение в элементарной форме». После того как ребенок встречал разные елки, слово «елка» приобрело более широкое значение («символ второго порядка»), а чувственный образ стал менее конкретным. Далее появляется слово «дерево», охватывающее большой круг предметов, а потом и еще более обобщающее значение слова «растение».

В речевой деятельности нужно различать понимание речи (сенсорная речь) и ее воспроизведение (моторная речь ). Вначале возникает понимание речи, затем эти два процесса теснейшим образом увязываются. Оказалось, что у детей до 3 лет различение звуков речи тесно связано со способностью тонкого

манипулирования пальцами при ощупывании какого-либо предмета и мышечными сигналами с самого артикуляционного аппарата, возникающими при произнесении слов.

Активное узнавание окружающего мира, оперирование с предметами, характерные для ребенка 2 3 лет, тесно связаны с «мышлением в действии». Сначала действия ребенка хаотичны и однотипны, но затем в результате опыта они становятся целенаправленными и организованными. Овладение действиями с предметами оказывает решающее влияние на формирование речевых обобщений (внутренняя речь ). Установлено, что словесные сигналы непрерывно обогащаются новыми условными связями, что составляет физиологическую основу функции обобщения. Причем системы условных связей, вырабатываемые в этом возрасте, отличаются особой прочностью и иногда сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека.

На 2-м году жизни у ребенка происходит соединение слов в последовательные комплексы - фразы и их автоматизация. Пока еще такие «речевые цепи» коротки. Они состоят не более чем из 10 слов.

Ф Используя сеченовскую схему, представим себе основные этапы развития обобщающей функции слова (по М. М. Кольцовой и Н. И. Касаткину, 1970).

/ степень интеграции - слово замещает чувственный образ определенного предмета, т. е. оно является эквивалентом одного конкретного предмета («ляля» - только данная кукла, конец 1-го - начало 2-го года).

// степень интеграции - слово замещает несколько чувственных образов однородных предметов («ляля» - относится к нескольким куклам, конец 2-го года).

/// степень интеграции - слово замещает ряд чувственных образов разнородных предметов («игрушка» - это и куклы, и мячи, и кубики). Эта степень интеграции достигается не раньше 3-го года.

IV степень интеграции -- в слове сведен ряд обобщений предыдущих степеней (например, слово «вещь» содержит обобщение, даваемое словом «игрушка», «одежда», «еда» и пр.). Такая степень обобщения развивается у детей на 5-м году жизни.

Следовательно, несмотря на возрастающую роль слова, удельный вес конкретных раздражителей у ребенка 3 лет еще достаточно высок: м ы шление ребен к а оказывается в основном предметным.

Высшая нервная деятельность в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет). Этот возраст характеризуется высокой стабильностью всех видов внутреннего торможения. Угашение и дифференцирование условных сигналов вырабатываются быстрее, и длительнее становятся периоды удерживания тормозного состояния. Общее усиление нервных процессов, и прежде всего торможения, проявляется также в том, что дети уже не производят большого количества манипуляций, как это было прежде. Все большее значение приобретает использование прошлого опыта, ранее образованных навыков. Стереотипы все еще играют существенную роль в жизни ребенка. Причем в этих стереотипах преобладают прямые временные связи. Например, дети затрудняются или совсем не могут вести обратный счет (6, 5, 4, 3, 2, 1) и легко соскальзывают на привычный прямой счет.

ф Обратные связи возникают позже прямых условных связей и лишь к школьному возрасту соотношение между прямыми и обратными связями выравнивается. Тем не менее у детей в возрасте 5-7 лет переделка стереотипов раздражителей уже не является трудной задачей и дети воспринимают ее как игру.

V 5-6-летних детей при выработке условных рефлексов наблюдается много мсжсигнальных реакций, а у 7-летних они возникают лишь в 20 % случаев. Если воспитатель в детском саду предлагает игру: на определенный сигнал выполнить какое-либо действие (например, поднять левую руку на счет «пять»), то дети сначала будут выпол-

нять его и на другие слова, прежде чем научатся четко следовать правилам игры.

ф Следовательно, у 5-6-летних детей отмечается все еще достаточно выраженная генерализация, а специализация условных рефлексов достигается с достаточным трудом.

К 3-5 годам обобщающее значение слова еще опирается на один признак - общность действий, которые можно производить с предметами. Например, ложка - это чем едят, мебель - на чем сидят или спят и т. д. Для этого возраста типичны бурные проявления эмоций, которые, однако, носят нестойкий характер. Поэтому этот период называют возрастом аффе к тивности. Дети проявляют попытки утвердить себя, привлечь к себе внимание, активно ограничить себя от среды. К 6-7 годам оказывается доступным выделение общих или групповых признаков предметов и явлений. В связи с началом обучения чтению и письму слово приобретает выраженные обобщающие свойства. В возрасте 6-7 лет на фоне общего снижения аффективной сферы начинает преобладать словесное мышление с внутренней речью.

И. М. Сеченов писал по этому поводу: «Эта фаза психической эволюции в области мышления начинается как будто бы крупным переломом {но, в сущности, как мы вскоре увидим, этого нет): ребенок думал, думал чувственными конкретами, и вдруг объектами мысли являются у него не копии с действительности, а какие-то отголоски ее, сначала очень близкие к реальному порядку вещей, но мало-помалу удаляющиеся от своих источников настолько, что с виду обрывается всякая связь между знаком или символом и его чувственным корнем» 1 .

Начиная с 6-летнего возраста, ребенок в состоянии управлять своим поведением на основе предварительной словесно-обобщенной инструкции. К этому возрасту ребенок в состоянии удерживать программу действий, состоящих из ряда движений. У детей старше 5 лет

^ Сеченов И. М. Собр. соч. Изд. АН СССР, 1952. Т. 1. С. 365-366.

на ход выработки условны?: навыков начинает оказывать влияние степень вероятности подкрепления. До этого преобладал принцип максимизации, при котором даже минимальная вероятность подкрепления приводила к упорному повторению этого навыка. Теперь же поведение ребенка начинает в большей степени определяться степенью вероятности тех или иных событий в окружающей среде (при н цип оптимизации ),

В специальных электроэнцефалогра-фических исследованиях изучалась динамика функционального созревания основных корковых зон у детей раннего возраста (Т. П. Хризман, 1978). Установлено, что ведущим звеном в организации межцентральных отношений являются не сенсорные, а ассоциативные отделы неокортекса - нижнетеменные и лобные зоны. У детей первого года жизни фокусами взаимосвязной активности являются нижнетеменные зоны, связанные с затылочными, височными и моторными центрами коры. У двухлетних детей фокусы взаимосвязной активности перемещаются в лобные отделы коры, которые вступают в синхронные взаимоотношения с другими центрами коры. У детей 4-5 лет отмечается усиление межцентральных взаимодействий нижнетеменных долей. На более поздних этапах онтогенеза (6-7 лет) вновь происходит усиление межцентральных связей лобных областей с другими отделами коры (рис. 83).

Особенно ярко выступают межцентральные отношения при изучении становления речевой деятельности ребенка. У годовалых детей только при опознании знакомого слова усиливаются связи нижнетеменных и височных областей коры левого полушария. На втором году жизни при опознании знакомого слова усиливаются связи двух ассоциативных областей - нижнетеменных и лобных тоже преимущественно левого полушария.У детей 4-5 лет при восприятии знакомого слова связи левой лобной и левой нижнетеменной зон еще более усложняются. Такая динамика перестроек электрической активности при восприятии слов отражает морфофунк-

циональную зрелость высших инте-гративных систем мозга ребенка.

Высшая нервная деятельность в младшем школьном возрасте (6- 11 лет). В этом возрасте нервные процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью, все виды внутреннего торможения выражены хорошо. Однако дети еще затрудняются в выполнении мелких и точных движений, хотя эти способности весьма быстро совершенствуются. Еще недостаточно развиты механизмы, определяющие активное внимание и сосредоточенность. Быстрое утомление, иногда сопровождающееся невротическими нарушениями, которые могут развиваться как следствие чрезмерной учебной нагрузки. Сам факт школьного обучения оказывает значительное влияние на развитие психики ребенка, так как вся жизнь школьника коренным образом перестраивается по сравнению с его дошкольным детством. Обучение в школе шестилетних детей ускоряет развитие у них различных психических свойств по сравнению с одногодками, посещающими детские сады.

В этом возрасте развитие коры головного мозга приближается к уровню взрослого человека, что является важнейшим фактором формирования высших нервных и психических функций ребенка.

Дети в возрасте 6-11 лет более ярко проявляют типологические особенности высшей нервной деятельности. Дети отличаются между собой по признакам силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Полная классификация типов высшей нервной деятельности еще не разработана. К тому же сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов меняются с возрастом, поэтому о типе высшей нервной деятельности у детей можно говорить лишь очень условно. Несмотря на это, в воспитательной работе требуется учитывать особенности детей:

пр и настойчивой работе развитие отдельных свойств высшей н е рвной деятельности может быть изменено в нужном на п рав л ении.

Рис 83 Схема образования механизмов вос п риятия слова у детей в п ро ц ессе развития (по Т. П Хризман, 1978):

А - уровень рецептивных преобразований; Б - уровень фирнемного перекодирования слова; В - уровень семантического анализа слова; Г - зоны мозга, участвующие в семантическом анализе слова; л лобные зоны; м - моторные, нт - нижнетеменные; в - височные; з затылочные

Особенности высшей нервной деятельности в подростковом возрасте.

Период с 11 до 13 лет у девочек и с 13 до 15 лет у мальчиков является первой фазой подросткового периода. В подростковом периоде происходит половое созревание, он резко отличается от всех других этапов жизни человека. Изменения в поведении определяются прежде всего общим повышением возбудимости центральной нервной системы и ослаблением процессов торможения. Иногда это приводит к повышенной раздражительности, легкой утомляемости, расстройствам сна.

ф В условно-рефлекторной деятельности отмечается усиление межсигнальных реакций, ухудшение дифференцирования сигналов, широкая иррадиация возбуждения. Возрастают латентные периоды условных реакций. Речь подростков замедляется, ответы становятся лаконичными и стереотипными, формирование новых условных связей на словесные сигналы затруднено. Все эти обстоятельства должны учитываться в школе, чтобы требования учителя не противоречили физиологическим особенностям развития подростка. Для некоторых из них в этом возрасте пред-

ставляют определенные трудности построение богатой речи, логических умозаключений, запоминание большого объема учебного материала.

Вторая фаза подросткового периода у девочек приходится на 13-15 лет, а у мальчиков - на 15-17 лет. Это наиболее критическая полоса в развитии подростков. В этом возрасте возможны проявления психической неуравновешенности с резкими переходами от бурного восторга к депрессии и обратно, резко критическое отношение к окружающим взрослым (родным и учителям), чрезвычайная обидчивость, а у девочек - склонность к слезам. Часты проявления негативизма и вспыльчивости. В этом возрасте одной из задач педагогов и родителей является развитие и тренировка коркового торможения, так называемое воспитание «тормозов».

Роль второй сигнальной системы вновь начинает возрастать, ускоряется образование условных рефлексов на словесные сигналы, улучшается память на абстрактные зрительные изображения.

ф В возрасте 15-17 лет в основном завершается становление высшей нервной деятельности , она характеризуется высокой степенью функционального совершенства.

ВНД у детей 1 года жизни .

Основными особенностями ВНД детей раннего возраста являются: преобладание процессов возбуждения и их широкая иррадиация, слабость тормозных процессов. С возрастом вырабатывается активное внутреннее торможение, уравновешиваются процессы возбуждения и торможения, возрастает сила и концентрация нервных процессов. Развитие ВНД находится в связи с формированием структуры коры больших полушарий и системы анализаторов в целом.

Условно-рефлекторные связи у новорожденных образуются с трудом. Характерно, что сигнальное значение для первых условных рефлексов приобретают раздражители, связанные с процессами пищеварения и дыхания. Самыми ранними условными рефлексами новорожденного являются натуральные пищевые рефлексы на время кормления.

К концу 2-й недели возникает натуральный пищевой рефлекс на «положение для кормления». При этом у ребенка обнаруживаются непроизвольные сосательные движения при определенном положении тела. Условным раздражителем здесь служит целый комплекс раздражителей, поступающих от рецепторов кожи, вестибулярного аппарата и от проприорецепторов.

Условные рефлексы, образованные в течение 1 месяца жизни, очень неустойчивы и требуют постоянного подкрепления. Условные рефлексы вырабатываются не на один, а на целый комплекс раздражителей.

Условные рефлексы на чисто экстерорецептивные раздражители возникают только с 3-х месячного возраста. В это время дети начинают различать раздражители, значительно отличающиеся друг от друга: узнают своих и чужих.

Все виды внутреннего торможения у ребенка 1 года жизни выражены слабо, непостоянны и вырабатываются с большим трудом. Угашение и дифференцировку удается получить лишь к концу 1 месяца, условный тормоз - позднее, а запаздывательное торможение - лишь через 5 месяцев.

Внешне торможение отчетливо выражено с первых дней жизни.

Следует отметить, что у ребенка на протяжении 1 года жизни вырабатывается динамический стереотип. Причем, дети очень болезненно реагируют на его нарушение, т.е. на несоблюдение режима сна и бодрствования, а также часов кормления и прогулок.

Ребенок на первом году жизни начинает овладевать речью. С 5-ти месяцев у детей можно выработать условный рефлекс на слова, произносимые окружающими. С 6-7 месяцев ребенок начинает подражать словам окружающих и к концу первого года жизни развивается собственная речь.

ВНД ребенка в возрасте от года до 3-х лет .

Этот возрастной период характеризуется развитием ВНД. Нервная система в морфологическом отношении достигает более или менее окончательной дифференцировки, совершенствуются анализаторно-синтетические функции коры.

В поведении ребенка процессы возбуждения преобладают над тормозными процессами. Дети этого возраста проявляют большую активность и стремление к деятельности. Ребенок тянется к каждому предмету, старается ощупать его, пробует поднять, а главное - попробовать. При этом мышечные ощущения, получаемые во время манипулирования с предметами, являются основными в процессе познания мира. Отчетливо меняется характер условно-рефлекторной деятельности ребенка. Если раньше условным раздражителем служили комплексные или ситуационные воздействия, то теперь происходит вычленение из них отдельных компонентов. Из окружающего мира ребенок выделяет отдельные предметы, которые представляют для него условные сигналы. Начинают формироваться условные связи даже на отдельные свойства предметов: объем, цвет, форму, вес и т.д. Условные рефлексы вырабатываются гораздо быстрее, почти сразу становятся прочными, а без подкрепления угасают.

Особое значение в ВНД приобретает выработка условных рефлексов в определенной последовательности на экстероцептивные раздражители. Для ребенка становится важным последовательность в одевании одежды, порядок слов в знакомом стихотворении. Иными словами в жизни ребенка приобретает большое значение выработка динамических стереотипов.

Огромное значение в жизни ребенка играет развитие речи, что позволяет ему вступать в контакт с окружающими людьми. Значительно возрастает интеллект, дети начинают хорошо говорить, обогащается словарный запас. До 1,5 лет образованный двигательный рефлекс не воспроизводится при замене условного раздражителя словесным обозначением, после 1,5 лет связь между словом и предметом образуется легко. В это время отмечаются первые проявления словесного мышления. Однако, несмотря на возрастающую роль слова, «удельный вес» непосредственных раздражителей продолжает играть доминирующую роль, то есть мышление остается еще предметным.

Развитие ВНД у детей дошкольного возраста .

ВНД у детей от 3-х до 7-ми лет претерпевает значительные изменения. Значительно возрастает сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Отмечаются хорошо выраженные индукционные отношения между возбуждением и торможением. Снижается тенденция к генерализации возбуждения.

Изменяется поведение ребенка, он пользуется ранее приобретенными навыками, использует опыт, накопленный им ранее. У детей появляются первые трудовые навыки и умение что-то сделать. Выявляются способности к изобразительной деятельности. При чем замечено, что характер рисунка может служить показателем свойств ВНД и помогает определению ее типа.

С возрастом у детей меняется взаимоотношение между внутренним и внешним торможением. Если раньше преобладало внешнее, то теперь с каждым годом становится легче выработка условных рефлексов с различными видами внутреннего торможения (сложные дифференцировки, запаздывание).

Происходит дальнейшее совершенствование речевой функции. В 4 года словарный запас возрастает до 2000 слов, и дети овладевают правильным грамматическим строем языка. На 5 году формируется словесное мышление. Слово в этом возрасте имеет уже значение «сигнала сигналов», то есть получается обобщающее значение. Но только в 7 лет появляется абстрактное мышление.

Условные рефлексы, выработанные в этом возрасте, отличаются особой прочностью и часто играют решающую роль в дальнейших поведенческих реакциях.

Особенности развитие ВНД у детей.

Формирование ВНД у детей тесно связано с созреванием коры больших полушарий. Известно, что структурной основой сложных психических форм поведения являются ассоциативные зоны коры, особенно расположенные в лобных и нижних теменных областях. Площадь ассоциативной коры после рождения увеличивается в 9 раз и у взрослых она занимает 2/3 всей поверхности коры.

ВНД у детей первого года жизни. У плодов условно - рефлекторная деятельность не доказана. Как рано формируются условные рефлексы у человеческого детеныша, исследовали Липситт и Кейс. Они в 1946 г. провели исследование по выработке условного рефлекса у трехдневных младенцев. Десяти опытным младенцам 20 раз сочетали подачу чистого звукового тона (условный сигнал) с последующим кормлением соской (безусловный раздражитель). В конечном итоге младенцы этой группы совершали сосательные движения только на звук. Дети из контрольной группы сосательных движений не совершали, так как звуковой тон не подкреплялся соской. Таким образом, научение младенца возможно с первых дней его внеутробной жизни. Самые первые натуральные условные рефлексы возникают на второй неделе после рождения на время, если строго соблюдается режим кормления. Уже за 30 минут до очередного кормления у ребенка повышается в крови количество лейкоцитов, усиливается газообмен и ребенок просыпается. Такая реакция называется натуральным условным рефлексом.

Одновременно у ребенка формируются условные рефлексы в виде сосательных движений на положение тела для кормления.

К концу второй недели после рождения у ребенка наблюдаются устойчивые условные рефлексы с вестибулярного и слухового аппаратов. Ребенок быстрее засыпает на укачивание и убаюкивание.

Через 2 месяца после рождения условные рефлексы могут вырабатываться у младенцев на раздражения всех видов рецепторов. К этому времени у детей формируется зрительная и слуховая память. В возрасте от 3 до 6 месяцев устанавливаются взаимоотношения между кожно-тактильным, двигательным и зрительным анализаторами, на основе чего формируются целенаправленные движения рук.

В возрасте от 5 до 8 месяцев ребенок изучает предметом визуально, с помощью рук и рта. Ребенок может перекладывать вещи из руки в руку, захватывать предметы двумя пальцами, может хлопать и ударять игрушками – эти действия связаны с формированием тонкой моторики.

Грубая моторика развивается за счет включения крупных мышц, что позволяет детям садиться, стоять с опорой, ползать и ходить с опорой. Дети проявляют поисковое поведение.

Игры в 6-7 месяцев закладывают основу для последующего развития мышления и речи.

В 7-8 месяцев ребенок способен различать механические игрушки и живые объекты.

Условные рефлексы на слово появляются с 7 месячного возраста – это первые проявления сенсорной речи. Правильная реакция на слова проявляется только в привычной обстановке.

В 11-12 месяцев ребенок ходит самостоятельно. В этот период он активно изучает мир: исследует содержимое ящиков, включает приборы, забирается в шкафы, на подоконник. Самостоятельно овладевает приемами еды, питья.

Специализация условных рефлексов неразрывно связана с развитием коркового торможения.

Безусловное внешнее торможение проявляется у ребенка с самого начала условно-рефлекторной деятельности. Любые посторонние раздражители тормозят у ребенка условные рефлексы. Это является одной из причин непостоянства условных рефлексов у маленьких.

Условное (внутреннее торможение) проявляется не сразу после рождения ребенка. Угасательное и дифференцировочное торможение условных рефлексов удается выработать у детей старше 2,5-3 месяцев. Но дифференцировка вырабатывается только на сильно различимые раздражители. Например: звук гудка является условным подкрепляемым сигналом, а звук звонка – неподкрепляемым. В процессе длительной выработки дифференцировочного торможения, ребенок начнет различать эти сигналы. Только к 6 месяцам ребенок овладевает более тонкой дифференцировкой.

Торможение типа условный тормоз возникает позднее. С 5 месяцев у ребенка появляется признаки запаздывательного торможения.

У ребенка буквально с первых минут после рождения проявляются отрицательные эмоции, связанные с необходимостью удовлетворения потребностей в пище, тепле, комфорте. Удовлетворение потребностей у новорожденного снимает отрицательных эмоций, но не вызывает положительных. И только в начале второго месяца жизни ребенка появляются положительные эмоции в ответ не ласку, улыбку взрослого. С этого времени у ребенка появляется потребность эмоционального общения. Эмоциональная депривация даже у здорового ребенка приводит к задержке развития.

Новорожденные спят 20-21 час в сутки, в возрасте 1 год – около 14 часов. Для новорожденных характерна многократная (6-7 раз в сутки) смена сна и бодрствования (сон полициклический). Количество циклов с возрастом уменьшается. В год ребенок спит 3 раза в сутки. У новорожденных быстрый сон имеет большую продолжительность и занимает около половины всего времени сна, т.е. около 10 часов.

В течение первого года жизни мозг увеличивается в 2-2,5 раза.

Развитие ВНД в период раннего детства (1-3 года). Идет дальнейшее развитие головного мозга. Постепенно формируются адекватные действия с предметами. Ребенок понимает их назначение. У ребенка вырабатывается динамический стереотип. Но подвижность нервных процессов, обеспечивающих переключение с одного вида деятельности на другие, недостаточна. Изменения порядка сигналов в выработанном стереотипе вызывает у ребенка затруднение в формировании ответной реакции. Поэтому дети до 3 лет требуют бережного отношения к выработанным положительным привычкам.

В 2 года ребенок активен, овладевает сложными формами деятельности (ездой на велосипеде, передвижением по лестнице). Ребенок самостоятельно одевается, раздевается, рисует; совершенствует речь. Активное узнавание предметов, оперирование с ними в 2-3 года тесно связано с мышлением в действии. Изобразительная деятельность – важнейший показатель развития ребенка. Препятствие на пути к цели вызывает гнев. Первые вспышки ярости отмечаются у детей в возрасте от 1 года до 2 лет, они быстропроходящие и направлены в основном на предметы.

С 2 лет агрессии проявляется на отказ или запрет. Это борьба за власть над взрослыми. В 3 года ребенок требует самостоятельности – кризис возраста. Дети рано начинают врать; 70 % детей врут, причем, чем умнее ребенок, тем он больше врет.



Высшая нервная деятельность в период первого детства (3-7 лет) . Для этого возраста характерно дальнейшее развитие всех видов условного торможения. Переделка стереотипа уже не сложная задача. У дошкольников интенсивно формируется аналитико-синтетические механизмы, вырабатываются условные рефлексы на сложные раздражители.

Для возраста 3-5 лет типичны бурные проявления эмоций, дети утверждают себя.

Обучение чтению в 6-7 лет развивает словесное мышление с внутренней речью. Дети в этом возрасте в состоянии управлять своим поведением.

К 7 летнему возрасту происходит морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий, что и обеспечивает способность ребенка к удержанию программ поведения. Типологические особенности ВНД у ребенка в 6-11 лет четко не определяется, т.к. сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов не стабильны. Развитие коры больших полушарий постепенно приближается к уровню взрослого человека.

ВНД в период младшего школьного возраста (7-10 лет). У детей быстро развивается утомление. Еще недостаточно развиты механизмы, определяющие активное внимания. Дети принимают роль ученика. Это период повышенной стрессированности организма, отсюда повышенная эмоциональность с сильно выраженной потребностью в движении. При отсутствии эмоциональной защиты легко развиваются отклонения личностного развития.

ВНД в подростковом периоде (с 11 до 15 лет у девочек, с 13 до 17 лет у мальчиков). Это самый критичный период – так как соматические изменения в организме обусловлены половым созреванием. Наблюдается доминирование возбудительных процессов над тормозными. Высок уровень тревожности. Ухудшается дифференцировка сигналов, проявляется широкая иррадиация возбуждения. Речь замедляется, ответы стереотипны. Характерна конфликтность. Развивается чувство самостоятельности. Отрицательным следствием этого является склонность к отрицательному поведению (курение, употребление алкоголя и наркотиков). В юношеском возрасте идет структурно-функциональное созревание коры, усложняется ее ансамблевая организация, увеличивается роль лобных структур коры в восприятии информации. Завершается специализация коры и завершается развитие ВНД.

1. Понятие о высшей нервной деятельности ……..………………………..3

2. Возрастные особенности высшей нервной деятельности……………….5

3. Формирование типологических особенностей высшей нервной деятельности у детей ……………………………………………………..17

4. Сон в онтогенезе ………………………………………………………….19

Литература …………………………………………………………………......20

1. Понятие о высшей нервной деятельности

Предпосылкой для создания учения о высшей нервной деятельности (ВНД) были работы по декортикации (полной или частичной) подопытных животных и наблюдению за изменением их поведения (Буйо, 1830; Флуренс, 1842; Гольц Л., 1881).

Л.Гольц в 1881 г. экстирпировал у собаки полушария головного мозга и наблюдал за поведением животного 18 мес. После этой операции животное потеряло все навыки, приобретенные в течение жизни, в результате чего не могло приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Жизнь собаки поддерживалась специальным уходом: ее необходимо было поить и кормить, как новорожденного младенца.

И.М.Сеченов (1829-1905) в своей знаменитой книге «Рефлексы головного мозга», вышедшей в 1863 г. (первоначальное название -«Попытка ввести физиологические основы в психологические процессы»), на основании собственных экспериментов на животных и наблюдений за развитием детей обосновал следующее весьма важное положение: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». В основе психической деятельности лежит принцип рефлекса.

Основоположником учения о высшей нервной деятельности является великий русский физиолог И.П.Павлов (1849-1936). Он открыл условные рефлексы и с их помощью выполнил исследования психической деятельности, разработал основы учения о ВНД.

Переход И.П.Павлова на физиологические позиции в истолковании психического возбуждения слюнных желез (на процесс приготовления раствора кислоты для вливания в рот) считают датой рождения метода условных рефлексов (1901). Поскольку И.П.Павлов исходил из идеи нервизма, он пришел к заключению, что данное явление имеет рефлекторную природу, представляя особый вид рефлекса, названного им условным, поскольку для его возникновения необходимы определенные условия. Условный рефлекс - средство и метод объективного изучения психической деятельности мозга. За каплями условнорефлекторного слюноотделения, наблюдаемого при образовании условных рефлексов, он разглядел и создал учение о психических функциях головного мозга.

Согласно учению И.П.Павлова, различают высшую и низшую нервную деятельность.

Низшая нервная деятельность – это совокупность нейрофизи-ологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов. Инстинкт - это врожденная форма поведения, строго постоянная и специфическая для каждого вида форма приспособительного поведения, побуждаемого основными биологическими потребностями организма и специфическими раздражителями внешней среды.

Термин «высшая нервная деятельность» И.П.Павлов предложил использовать вместо термина «психическая деятельность», что способствовало изучению психической деятельности с помощью объек-тивного метода – условных рефлексов, открытых им. К настоящему времени накопилось достаточно научных фактов, свидетельствующих о том, что понятия «психическая деятельность» и «высшая нервная деятельность» неравнозначны. Высшую нервную деятельность нередко определяют как поведение организма, что не соответствует реальной действительности. Имеются противоречия также в определении таких понятий, как сознание, психика, мышление, причем встречаются различные определения одного и того же понятия или практически одинаковые определения разных понятий.

Высшая нервная деятельность человека – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательную переработку информации и приспособительное поведение организма в окружающей среде.

Психическая деятельность – это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться или не сопровождаться физической работой. Как видно из этих определений, понятие «высшая нервная деятельность» шире понятия «психическая деятельность»: последняя является составной частью первой. Психическая деятельность протекает осознанно, независимо от того, сопровождается она физической работой или нет. Высшая нервная деятельность может протекать осознанно и подсознательно. В частности, И.П.Павлов считал, что сон – это разлитое торможение в коре большого мозга.

В настоящее время хорошо изучено, что сон – это особая активность мозга, т.е. одна из форм высшей нервной деятельности. Примерами неосознаваемой высшей нервной деятельности являются также переработка поступившей ранее информации, когда человек уже переключился на другую деятельность (процесс запоминания); переработка сигналов от подпороговых внешних раздражителей, что было доказано, например, с помощью выработки условного рефлекса на весьма слабый звук, который испытуемый субъективно не воспринимал.

Психика – свойство мозга осуществлять психическую деятельность, главный критерий которой – осознаваемая активность мозга. Сознание - идеальное, субъективное отражение с помощью мозга реальной действительности. Сознание отражает реальную действительность в различных формах психической деятельности человека, которыми являются: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувство (эмоции) и воля.

2. Возрастные особенности высшей нервной деятельности

Как мы уже указали выше, высшая нервная деятельность (ВНД) – это интегрированная деятельность высших отделов нервной системы, обеспечивающая сознание и индивидуальное поведение, что у человека является высшей ступенью адаптации в окружающем мире. Как известно, ключевым механизмом высшей нервной деятельности является условный рефлекс.

Условный рефлекс – это приобретенная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции. Каждому периоду развития организма присущи особенности ВНД, характеризующиеся, в частности, определенным набором и свойствами условных рефлексов, возникновением внутреннего (условного) торможения, эмоциями и т.д.

Антенатальный период. Возможность выработки условных рефлексов у плода не доказана. Даже у недоношенных детей условные рефлексы не вырабатываются примерно в течение срока недоношенности. Например, у детей, родившихся недоношенными на 2 – 2,5 мес, условный рефлекс отмечен в возрасте 1,5-2 мес (по-стнатальный период).

Структура коры больших полушарий достигает высокой диф-ференцировки уже к концу антенатального периода развития, что связано с ее интенсивным функционированием. За 2–3 мес до рождения плод реагирует отчетливыми движениями на внезапное звуковое раздражение. При повторении этих звуков двигательная реакция постепенно снижается, а затем прекращается. Если же после применить другие раздражители, в том числе другие звуки, то можно вновь наблюдать двигательную реакцию плода. Таким образом, во второй половине антенатального онтогенеза функции коры следует оценивать уже как ориентировочно-исследовательские, аналитические.

Неонатальный период (до 1 мес). Условные рефлексы. К концу 1-й недели жизни у ребенка возникает условный рефлекс на время кормления. При строгом режиме за 30 мин до кормления обнаруживаются лейкоцитоз и усиление газообмена, а затем ребенок просыпается. К концу 2-й недели жизни появляется условный сосательный рефлекс на «положение для кормления» (рефлекс Бехтерова – Щелованова). Условным раздражителем является типичное для кормления положение тела ребенка, а также тактильные, проприорецептивные и вестибулярные раздражения, возникающие при предшествующем кормлению перепеленании, которые подкрепляются кормлением. Условный рефлекс выражается в искательных движениях головы, сосательных движениях и приоткры-вании рта. Затем образуются условные рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители, позднее – условные рефлексы на кож-но-тактильные и зрительные раздражители.

Условные рефлексы у новорожденных неустойчивы, вырабатываются значительно труднее, чем у детей старшего возраста. Внешнее безусловное торможение условных рефлексов проявляется раньше внутреннего (условного).

Эмоции новорожденного отрицательны по характеру, однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия (мокрые пеленки, голод, болевые ощущения), и прекращаются с устранением причины, вызвавшей их. Однако уже в первые дни жизни при приближении взрослого человека у ребенка повышается двигательная активность и усиливаются сосательные движения (реакция общего оживления, предвосхищающая кормление). На 2–3-й неделе жизни в процессе кормления ребенок рассматривает лицо матери, ее руки.

Грудной возраст (от 1 до 12 мес). На 2-м месяце жизни возникает специфически человеческая, социальная по своей природе потребность в общении с взрослым человеком. В связи с созреванием ЦНС и анализаторов, а также воздействием внешней среды ВНД бурно развивается: быстрее вырабатываются и становятся более прочными условные рефлексы, вырабатывается их внутреннее торможение, появляются эмоции на окружающую обстановку и окружающих лиц, после 6 мес развивается речь.

Наблюдение за развитием детей свидетельствует о том, что в нервно-психическом развитии ребенка важную роль играет импринтинг, влияющий на будущее поведение, предопределяя его на долгие годы. По-видимому, имеются критические периоды, от которых зависит дальнейшее развитие ребенка, но они сдвинуты на более поздние сроки, чем у животных. В частности, высказывается мнение, что возраст от 6 нед до 6 мес является критическим для оформления отношений ребенка с матерью. Более же поздний возраст (до 3 лет) называют критическим в отношении тех особенностей психики, которые влекут за собой отделение от матери. Однако эти влияния не достигают такой глубины, как у животных, в жизни которых импринтинг играет исключительно важную роль.

Импринтинг – это запечатлевание в памяти окружающей действительности. Различают несколько разновидностей (форм) проявления импринтинга.

1. Запечатлевание образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи и т.д.

2. Усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей). Это так называемое имитационное поведение. Разновидностью его является половой импринтинг – половое поведение особей внутри своего вида. Половое поведение животного может быть направлено и на особь другого вида, с которой воспитывался детеныш.

3. Реакция следования – «слепое» (автоматическое) следование новорожденного за родителями. Реакция хорошо выражена у животных, наблюдается и у детей, только в более поздние сроки. Но если новорожденный детеныш окажется в окружении особей другого вида, он будет следовать за ними или даже любым движущимся объектом (игрушка, человек). Эта форма импринтинга наиболее демонстративна и хорошо изучена. Считается, что моторным эквивалентом реакции следования животных у ребенка являются улыбка, постоянная смена мимики, появление комплекса оживления уже на 2-м месяце жизни.

Импринтинг как особая форма реагирования организма на внешнюю среду существенно отличается от безусловного и условного рефлексов.

Во-первых, ему присущи некоторые свойства условных и безусловных рефлексов: 1) подобно безусловным рефлексам, он сохраняется, как правило, всю жизнь; 2) является врожденным, но для его проявления нужны определенные условия. Например, реакция следования является врожденной, но в дальнейшем превращается в приобретенную. Так, если сразу после рождения на определенное время изолировать детеныша от родителей, то реакция следования не формируется, т.е. конкретная реакция по наследству не передается, но готовность к ее выполнению у новорожденного имеется.

Во-вторых, импринтинг отличается от условных и от безусловных рефлексов: 1) он проявляется в определенные (критические) периоды (чаще либо сразу после рождения, либо вскоре после него, причем в ограниченные сроки, иногда в отдаленные). Если критический период упущен, то импринтинг не проявляется. Условные рефлексы вырабатываются в любом периоде онтогенеза, за исключением первых дней или первых недель жизни, а безусловные рефлексы наблюдаются всю жизнь, за исключением некоторых рефлексов новорожденных и грудных детей. Другими словами, критических периодов в развитии условных и безусловных рефлексов нет; 2) запечатлевание происходит очень быстро, иногда с первого раза. Например, реакцию следования иногда называют (с нашей точки зрения, неверно) условным рефлексом «с одного подкрепления». Условный рефлекс необходимо вырабатывать, а безусловный рефлекс не нужно ни запечатлевать, ни вырабатывать.

Из всего сказанного очевидна важная роль импринтинга в жизни детей. Особенно важную роль форма реагирования играет в формировании привязанности к родителям, в первую очередь к матери, а также в научении различным действиям, запечатлевании окружающей действительности.

У новорожденных и детей первых месяцев жизни определяющими факторами в возникновении привязанности к матери являются чувство комфорта и ощущение безопасности. Кормление матерью, гигиенический уход, интонация голоса и звуки речи – все это необходимо для общения с бодрствующим ребенком грудного возраста. Таким образом, материнский уход за ребенком с момента рождения важен для последующего социального поведения подростков.

Условно-рефлекторная деятельность. Существенной чертой условно-рефлекторной деятельности ребенка в первом полугодии жизни нужно считать то, что действенными для него являются комплексные раздражители, например «положение для кормления», при котором раздражаются и, естественно, возбуждаются тактильные, проприорецептивные и вестибулярные рецепторы одновременно. Условные рефлексы (по сравнению с таковыми в период новорожденности) вырабатываются быстрее, становятся более прочными; начинают проявляться различные виды условного (внутреннего) торможения. В частности, угасательное и диф-ференцировочное торможение зрительных и слуховых условных рефлексов удается выработать с 3–4 мес. Вначале дифференцируются лишь сильно различающиеся раздражители, например гудок и звонок. К 6 мес дифференцировочное торможение становится более точным, происходит дифференцировка близких сигналов (гудок разной тональности). Торможение условным тормозом, признаки запаздывательного торможения появляются только с 5 мес.

Эмоциональные реакции. Если у новорожденного эмоциональные реакции являются отрицательными и рациональными, то у ребенка грудного возраста возникают и отрицательные, и положительные эмоции. В частности, на 2-м месяце жизни формируется улыбка, в первую очередь как реакция на лицо матери, на 3-м месяце к улыбке присоединяются смех и общее двигательное оживление со вскидыванием рук, перебиранием ног, радостными возгласами. Ребенок реагирует комплексом оживления не только на лицо человека, но и на ванночку с водой, приготовления к кормлению.

Развитие речи. Исключительно важную роль в развитии речи ребенка играет разговор с ним при любом контакте во время бодрствования. Любое действие по уходу за ребенком необходимо сопровождать объяснением, несмотря на то, что ребенок еще не только не говорит, но на ранних этапах онтогенеза и не понимает того, что ему говорят. После того как ребенок научится говорить и произносить отдельные слова, искажая их, взрослые не должны подражать такому произношению, чтобы предотвратить развитие «птичьего» языка, тормозящего развитие и речи, и мышления. Следует помнить: чем раньше с ребенком начинают разговаривать и побуждать его к разговору, тем быстрее и лучше он овладеет речью и тем быстрее развивается мышление. По мнению ряда исследователей, критическим для овладения речью является возраст до 5 лет. Позже стойкое торможение речевых центров трудно преодолеть.

Первые слова, произносимые ребенком в порядке подражания, относятся не к конкретному предмету, а к ситуации в целом. В возрасте 8–10 мес отдельные предметы и объекты внешней среды дети еще не выделяют. Хотя они произносят слоги «па», «ма», оказывается, что платье мамы и ее кровать – тоже «ма», а ту же маму (свою), но в новой одежде или в необычном окружении ребенок может не узнать. В этом возрасте он может понимать запрет, разрешение и другие простые инструкции.

Однако, прежде чем ребенок научится понимать слова взрослого (сенсорная речь) и тем более произносить их (моторная речь), необходим подготовительный период, который начинается в 2–4 мес. Развития гуления и лепета происходит на фоне ожидания и радостного состояния и свидетельствует о хорошем самочувствии и настроении ребенка.

Сенсорная речь наблюдается в возрасте 7 – 8 мес. К 1 году ребенок знает названия нескольких десятков действий, имена близких людей, названия игрушек, понимает значение слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи». Моторная речь начинает развиваться в возрасте 10–12 мес. К 1 году словарный запас обычно составляет 10–12 слов (по одному на каждый прожитый месяц). Девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков.

Ясельный период (от 1 года до 3 лет). Условно-рефлекторная деятельность в этом возрасте характеризуется не только выработкой отдельных условных рефлексов, но и формированием динамических стереотипов, причем часто в более короткое время, чем у взрослых.

У ребенка 2 лет вырабатывается огромное количество условных рефлексов на соотношение величины, тяжести, удаленности, окраски предметов. Этот вид условных рефлексов обусловливает интегрированное отражение явлений внешнего мира и считается основой понятий, формируемых на базе первой сигнальной системы. Примером динамического стереотипа этого возраста могут служить изменения особенностей ВНД ребенка согласно распорядку дня (сон, бодрствование, питание, прогулка), требующие последовательности поведенческих элементов, из которых складываются процедуры умывания, кормления, игры и др. Системы условных связей, выработанные в это время, отличаются особой прочностью. Большинство из них сохраняет значение в течение всей жизни человека. Можно предполагать, что в этот период в ряде случаев еще продолжает действовать импринтинг.

Познавательная деятельность на втором году жизни нерасторжимо связана с мышечными ощущениями, получаемыми в результате манипулирования с предметом. Мышление ребенка на первых этапах формируется как «мышление в действии».

На втором и третьем году жизни поведение ребенка поражает бурной и настойчивой исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его, ощупывает, толкает, пробует поднять. Ведущая роль принадлежит руке, поэтому необходимо обучение игровым (кубики, рисование) и бытовым (самостоятельное одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание обуви и т.п.) навыкам. Поскольку проекция кисти руки занимает огромную площадь в коре больших полушарий, активность и точность работы мышц руки являются предпосылкой активации большинства корковых центров.

Постепенно у ребенка вырабатывается система адекватных действий с различными предметами: на стул он садится, ложкой ест, из чашки пьет. Если действия ребенка с предметами ограничить, то его познавательная деятельность оказывается обедненной, задерживается и развитие мышления.

В развитии речи чрезвычайно важную роль играет также двигательный анализатор. Различают две стороны процесса: понимание (сенсорная речь) и артикуляцию (моторная речь). Понимание речи физиологически может быть определено как приобретение услышанными словами сигнального значения.

Специально проведенные наблюдения показали, что различение звуков речи основывается не только на анализе проприорецептивных импульсов с артикулярного аппарата. Участие неречевых мышечных групп (например, рук) тоже облегчает анализ звуковой речи. При тонких движениях пальцев происходит формирование так называемой думающей руки.

На втором году жизни ребенок соединяет слова во фразы. Вначале они состоят из 2 – 3 слов, «речевые цепи» еще коротки. К концу второго года словарный запас достигает 200–400 слов, а к концу третьего составляет 2000 слов и больше.

Таким образом, в этом возрасте вторая сигнальная система постепенно приобретает самостоятельное значение, но все еще тесно связана с первой сигнальной системой. Возраст до 3 лет является оптимальным периодом становления и формирования речи. Подтверждением этого могут быть случаи похищения и последующего воспитания детей зверями. Полноценное формирование речи у них не происходило и после возвращения их в человеческое общество.

Дошкольный период (от 3 до 7лет). В 3–5 лет совершенствуется условно-рефлекторная деятельность, увеличивается число динамических стереотипов, ярко выражена игровая деятельность, что способствует развитию интеллекта. Типичны бурные проявления эмоций, которые имеют нестойкий характер, поэтому данный период называется возрастом эффективности. Ребенок пытается выделиться среди других детей, привлечь к себе внимание. Существенно изменяется характер ориентировочных реакций. Раньше дети стремились все потрогать, теперь задают вопросы: «Что это такое?», «Как зовут?» и т.д. Форму предмета ребенок определяет уже на глаз.

В 5 до 7 лет значительно возрастают сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, что выражается в повышении работоспособности коры головного мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения, снижении генерализации возбуждения. Именно поэтому дети способны сосредоточить внимание в течение 15–20 мин и более. Выработанные условно-рефлекторные реакции менее поддаются внешнему торможению при действии экстерораздражителей. Дети начинают читать, писать, рисовать, активно познают внешний мир, окружающие предметы: стремятся все разобрать, отвинтить, сломать, заглянуть внутрь, по-прежнему задают много вопросов. В этом возрасте дети уже в состоянии управлять своим поведением на основе предварительной словесной инструкции. Они могут запоминать программу действий, состоящую из ряда двигательных операций. Как известно, реакции с предвидением результатов действия формируются при участии лобной коры. Именно к 7 годам происходит морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий.

Слово в этом возрасте приобретает обобщающее значение, близкое к тому, которое оно имеет для взрослого человека, но процесс обобщения пока основывается на главном признаке предмета (например, мебель – это то, на чем сидят). В возрасте с 5 до 7 лет повышается роль абстрактного мышления. Если до сих пор главным было мышление в действии, то теперь начинает преобладать словесное мышление с внутренней речью. Ребенок начинает пользоваться понятиями, которые уже абстрагированы от действий.

Младший школьный период (от 7до 11 лет). В этом возрасте основные нервные процессы (возбуждение и торможение) обладают значительной силой, подвижностью, уравновешенностью и приближаются к таковым взрослого человека. Все виды внутреннего торможения достаточно развиты. Данная возрастная группа характеризуется быстрым упрочением условных рефлексов и условного (внутреннего) торможения, их устойчивостью к внешним воздействиям, более быстрой концентрацией нервных процессов. При образовании рефлексов на комплекс последовательно действующих раздражителей условная реакция вырабатывается сразу на весь комплекс.

В возрасте 7 –11 лет любой раздражитель первой сигнальной системы может быть связан с раздражителем второй сигнальной системы. Сигнал первой сигнальной системы может быть заменен сигналом второй сигнальной системы и наоборот. Обеспечивается формирование любого сложного условного рефлекса и условного (внутреннего) торможения.

Старший школьный период (от 12 до 18 лет). В этот период, который также называют переходным (пубертатным), существенно изменяется условно-рефлекторная деятельность подростков и характер их поведения.

Первая фаза пубертатного периода (у девочек в 11 –13 лет, у мальчиков в 13 – 15 лет) характеризуется тем, что в поведении подростков явно преобладает возбуждение. Реакции по силе и характеру часто неадекватны и сопровождаются избыточными, дополнительными, сопутствующими движениями рук, ног и туловища (особенно у мальчиков), подобно тому, как это было в раннем возрасте. Условное торможение, особенно дифференци-ровочное, ослабляется. Это объясняется повышенной возбудимостью ЦНС и как следствие иррадиацией возбуждения.

Скорость образования условных рефлексов на непосредственные (зрительные, звуковые, тактильные) раздражители возрастает, в то время как процесс образования условных рефлексов на словесные сигналы затруднен, т.е. снижается значение второй сигнальной системы. Речь отчетливо замедляется, ответы на вопросы, как правило, становятся очень лаконичными и стереотипными, словарь как бы обедняется. Для того чтобы получить исчерпывающий ответ по какому-либо поводу, необходимо задать дополнительные вопросы. Перечисленные изменения объясняются гормональной перестройкой организма (период полового созревания), ухудшением питания и снабжения головного мозга кислородом в результате того, что рост сердечно-сосудистой системы отстает от роста тела. Кроме того, повышение функций надпочечников и других желез внутренней секреции приводит к увеличению содержания адреналина в крови и, естественно, к сужению сосудов. У подростков отмечаются быстрая утомляемость как при умственной, так и при физической нагрузке, головокружение, иногда одышка, часто появляется головная боль, усиливается сердцебиение.

Для девочек первая фаза переходного периода более тяжела, чем для мальчиков, у которых функциональные расстройства выражены слабее. По-видимому, различия объясняются большей двигательной активностью мальчиков, тренировкой сердечно-сосудистой системы и ЦНС, что частично сглаживает указанные функциональные нарушения.

Вторая фаза пубертатного периода (у девочек в 13–15 лет и у мальчиков в 15–17 лет) – наиболее критическая в развитии подростков. У них наблюдаются психическая неуравновешенность с резкими переходами из одного состояния в другое (от эйфории к депрессии и наоборот), резко критическое отношение к взрослым, негативизм, аффективные состояния, чрезвычайная обидчивость, у девочек – склонность к слезливости. Продолжают нарастать общее возбуждение и ослабление всех видов условного торможения. Те неблагоприятные условия функционирования головного мозга, которые были отмечены в первой фазе переходного периода, сохраняются, некоторые из них даже усиливаются. Например, еще более ухудшаются условия кровоснабжения, а следовательно, оксигенация и питание мозга, с чем связаны более быстрое утомление и развитие депрессивных состояний.

Во второй фазе пубертатного периода начинает нивелироваться гормональный дисбаланс, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, улучшаются условия деятельности ЦНС и, как следствие, нормализуется высшая нервная деятельность. Уменьшаются латентные периоды реакции на словесные раздражители, усиливается внутреннее торможение. В возрасте 17–18 лет улучшается память и высшая нервная деятельность достигает совершенства, организм считается созревшим.

3. Формирование типологических особенностей высшей нервной деятельности у детей

Как известно, типологические особенности ВНД зависят от силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Хотя у детей эти процессы существенно отличаются от таковых у взрослых, типы ВНД у тех и других по существу подобны. Обычно различают четыре основных типа ВНД. Однако в отличие от более четкой общепринятой классификации типов ВНД у взрослых в отношении детей имеется несколько классификаций, так как степень выраженности процессов возбуждения и торможения у них более вариабельна.

Согласно одной из классификаций название типов ВНД отражает главные ее свойства: лабильность, инертность, возбудимость и торможение. В другой классификации эти же типы ВНД названы первым, вторым, третьим и четвертым (перечислены в той же последовательности). По существу они сходны между собой. Имеются и другие классификации типологических особенностей ВНД, в том числе существенно отличающиеся от названных. Поскольку выраженность процессов возбуждения, торможения и их соотношения в процессе развития и воспитания организма динамично изменяются, целесообразно более подробно рассмотреть роль факторов, имеющих важное значение в формировании и проявлении типологических особенностей ВНД детей.

Роль генотипа. Наблюдение за поведением детей и их родителей свидетельствует о том, что многие свойства нервной системы дети наследуют от родителей. Однако генетические предпосылки очень рано начинают переплетаться с приобретенными свойствами нервной системы, которые в значительной степени обусловливаются процессом воспитания детей, условиями их жизни, труда, могут быть весьма разнообразными и, естественно, оказывать различное влияние на проявление свойств нервной системы. По нашему мнению, наиболее типичны следующие варианты, хотя ими далеко не исчерпывается многообразие возможных вариантов фенотипических изменений ВНД.

Роль воспитания. Воспитание детей в условиях максимальной (избыточной) заботы о них, когда не только выполняется, но даже предупреждается каждое желание, каждый каприз, любая, даже необоснованная и нецелесообразная просьба, исключение из жизни ребенка трудностей, лишение его посильных забот, отсутствие условий для приобретения трудовых навыков способствуют формированию поведения, свойственного слабому типу нервной системы. Об этом свидетельствуют наблюдения за развитием детей, а также экспериментальные исследования.

Противоположностью является чрезмерно суровое и холодное воспитание, базирующееся на неукоснительном выполнении обязанностей и соблюдении правил поведения, диктуемых родителями. Ребенок с врожденным сильным типом ВНД в подростковом возрасте становится неуправляемым и несдержанным, проявляя склонность к асоциальным поступкам как протесту против авторитарных методов воспитания. При более слабом типе ВНД формируется безвольная, безынициативная ущербная личность с соответствующими характерологическими особенностями поведения.

Рациональный способ воспитания сочетает в себе достаточность заботы, внимания, теплоты к ребенку с поощрением активной деятельности и созданием условий для проявления инициативы, привлечением к трудовой деятельности, занятиям физкультурой. Воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, фактически с момента рождения. Необходимо ставить перед ребенком посильные задачи, учить его преодолевать трудности, вовлекать в обучающие, развивающие, подвижные игры. Все это способствует формированию черт, свойственных сильному типу нервной системы.

Таким образом, индивидуальные особенности ВНД человека обусловливаются как наследственными факторами, так и воспитанием. Активная жизненная позиция, выработанная в раннем детстве (увлеченность делом, большая умственная и умеренная физическая активность), способствует сохранению сильного типа нервной системы на протяжении всей жизни, поддерживает высокую работоспособность человека, делает организм более устойчивым к заболеваниям, значительно увеличивает продолжительность жизни и период активной деятельности.

4. Сон в онтогенезе

У плода в последние недели антенатального периода отмечается период быстрого сна, занимающий 30–60 % общего времени; остальное занимает медленный сон.

Продолжительность сна зависит от возраста. Новорожденный спит около 20 ч в сутки. С годами естественная потребность во сне уменьшается. К концу первого года жизни продолжительность сна сокращается до 14 ч в сутки. Средняя продолжительность сна у детей 3-5 лет– 13 ч, 8-9 лет– 11, 10 лет– 10, 11-12 лет – 9,5, 13–15 лет – 8,5, 16–19 лет – 8 ч в сутки.

Многоразовый характер сна детей. Новорожденные спят 6–9 раз в сутки. Смена сна и бодрствования мало зависит от времени суток. Отчетливое преобладание ночного сна за счет сокращения дневного наблюдается уже в конце 1-го месяца жизни и после этого стабилизируется. В возрасте 1 года дети обычно спят 3 раза в сутки, причем в ночное время сон наиболее продолжительный. В ясельный и дошкольный периоды сон обычно становится двухразовым, а с начала школьного возраста, как и у взрослых, – одноразовым.

Соотношение быстрого и медленного сна у детей с возрастом изменяется. У грудного ребенка протяженность фаз быстрого и медленного сна примерно равна. На втором году жизни быстрый сон занимает 30-40 % общего времени сна, а с 5 лет формируются соотношения, свойственные взрослому человеку: 20–25 % приходится на быстрый, 75 –80 % – на медленный сон.

Литература

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов / А.С. Батуев. – СПб. : Лань, 2002. – 416 с.

2. Кабанов А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста / А.Н. Кабанов, А. П. Чабовская. – М. : Просвещение, 1989. – 288 с.

3. Леонтьева Н. Н. Анатомия и физиология детского организма: (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опоорн-двигательный аппарат) : учебник для вузов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1986. – 287с.

4. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебное пособие для студентов вузов / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 376с.

5. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебное пособие для вузов / В.М. Смирнов. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 400с.

6. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие для вузов / В.М. Смирнов, Д.С. Свешников, В.Н. Яковлев. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека.

ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных , рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.

Возможность простых пищевых условных возникает уже на 1-2-е сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с и вестибулярного аппарата.
Со 2-го месяца жизни образуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает пищи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные . Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.

2-й и 3-й год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется «предметным» характером , т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием , так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка.

Период до 3-х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов – последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный на время – прием пищи, время и др.).

Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.

К 5-7 годам еще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы – кора больших полушариев.

ВНД детей от 7 до 18 лет. Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) – период относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Но только при обучении письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все, более отдаляясь от связанных с ним образов, предметов и действий. Незначительное ухудшение процессов ВНД наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.

Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.

Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.