Меню

Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций. Факторы и этапы формирования самооценки детей младшего школьного возраста

Жизнь

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Кафедра педагогики и психологии начального образования

Выпускная квалификационная работа:

Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций

Тула – 2006

Введение

В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы - подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию себя - делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе. Последнее требует сформированности у ребенка представлении о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.

В отечественной педагогике и психологии накоплен большой эмпирический материал о развитии самооценки на разных возрастных этапах. Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем Я-концепции: она характеризуется как стержень процесса самосознания (Н.А. Батурин, Л.И. Божович, С.А. Будасси, Е.А. Залучинова, О.Н. Молчанова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, Е.О. Федотова, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова), показатель индивидного его уровня развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания (К.А. Абульханова, Е.П. Авдуевская, Б.Г. Ананьев, С.А. Баклушинский, Л.В. Бороздина, А.В. Бояринцева, О.В. Дашкевич, И.С. Кон, В.Н. Куницина, А.Л. Шнирман). В исследованиях обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, с другой – соотношения Я-концепции, самосознания и самооценки.

Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются педагогические проблемы формирования самооценки. К таким исследованиям относятся труды Л.И. Божович, А.И. Липкиной, Е.И. Савонько.

Самооценку детей младшего школьного возраста изучали И.В. Дубровина, А.В. Захарова, Л.Г. Подоляк, В.М. Сивельников, С.М. Юлдашева. По мнению А.В. Захаровой более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, в то время как ее операционально-процессуальные характеристики до сих пор остаются менее раскрытыми.

Современная практика школьного обучения часто ограничивается лишь формированием у человека знаний, навыков и умений, не придавая большого значения более глубоким личностным образованиям, тем аспектам личности человека, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к числу которых относится и самооценка. Между тем, позитивная самооценка, основы которой только начали закладываться в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе. С другой же стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом и самооценки в частности.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться определенным образом как к реальным результатам своей деятельности, так и самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.

Источники формирования самооценки различны: расширение знаний ребенка о себе и своих возможностях, удовлетворение своей деятельностью, правильное сопоставление своих реальных достижений и притязаний, оценка окружающими данного человека. В современной практике формирование адекватной самооценки достигается различными методами: это и диспуты, беседы, упражнения, игры и т.д. Все это нашло отражение в педагогической литературе. Значительно в меньшей степени показано влияние воспитывающих ситуаций на формирование самооценки младших школьников. Это метод косвенного воспитательного воздействия. Учитель создавая воспитывающую ситуацию, преследует конкретную цель, но поскольку эта ситуация органично и естественно включается в жизнь школьников, ребенок не чувствует себя объектом воспитания.

Изучением проблемы создания воспитывающих ситуаций занимались такие ученые как А.С. Макаренко, О.С. Богданова, Л.П. Катаева, Т.Е. Конникова, А.Н. Лутошкин, Х.Й. Лийметс, В.А. Караковский, О.С. Газман, А.С. Белкин. В их работах широко освещены проблемы создания воспитывающих ситуаций, как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Но воспитывающие ситуации недостаточно реализуются в практике работы учителей начальных классов и практически не используются с целью формирования адекватной самооценки.

Все это способствовало выбору темы исследования: «Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций».

Актуальность данной темы обусловлена имеющимися противоречиями между сензитивностью ребенка этого возраста к восприятию самого себя, самооцениванию, самоописанию, желанию предстать определенным образом в глазах людей и реальной оценкой его другими; между возрастающей потребностью школьной практики в формировании позитивной самооценки младших школьников и недостаточной разработанностью конкретных путей реализации этого процесса.

Объект исследования - формирование самооценки младших школьников в учебном процессе.

Предмет исследования – использование воспитывающих ситуаций с целью формирования самооценки младших школьников в учебном процессе.

Цель исследования – выявить педагогические условия, при которых использование воспитывающих ситуаций в учебном процессе будет способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников.

Гипотеза исследования - воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе при следующих педагогических условиях:

1) в основе содержания воспитывающих ситуаций лежат позитивные особенности, характерные для каждого ребенка;

2) ситуации подбираются в зависимости от выявленных проявлений самооценки;

3) воспитывающие ситуации органично включаются в логику учебного процесса, при их создании учитель использует разнообразные приемы.

Задачи исследования:

1) раскрыть сущность и виды самооценки, источники ее формирования в младшем школьном возрасте;

2) рассмотреть различные типы воспитывающих ситуаций и приемы, используемые для их создания;

3) определить уровень самооценки и особенности ее проявления у детей экспериментальной группы;

4) сконструировать воспитывающие ситуации в соответствии с выделенными педагогическими условиями и проверить их экспериментальным путем.

Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме, наблюдение, педагогический эксперимент. Использовались психологические методики по разностороннему исследованию самооценки младших школьников по следующим показателям: тип самооценки, нахождение количественного выражения уровня самооценки, определение высоты самооценки.

Практическая значимость исследования: выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, необходимых для формирования адекватной самооценки младших школьников через использование воспитывающих ситуаций. Разработана программа деятельности учителя по формированию у детей младшего школьного возраста позитивной самооценки через создание воспитывающих ситуаций. Сконструировано содержание воспитывающих ситуаций различных типов.

Экспериментальная база исследования – 7 учащихся 3 «А» класса школы № 1 города Богородицка Тульской области.

Структура работы - введение, две главы (1 глава – «Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников через использование воспитывающих ситуаций»; 2 глава - «Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки младших школьников через создание воспитывающих ситуаций»; заключение; список используемой литературы; приложение).

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования самооценки младших школьников через использование воспитывающих ситуаций

1.1 Понятие и виды самооценки

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как В.Г. Ананьев , А.Н. Леонтьев , С.С. Рубинштейн , М.Н. Скаткин .

В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И. Липкиной , Г.К. Селевко , Л.С. Славина , Л.П. Гримак .

Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими.

Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя.

Многие считают, что самооценка человека во многом зависит от понимания другими людьми его достоинств. Когда люди поддерживают человека, внимательны и добры к нему, выражают одобрение, человек утверждается в том, что он много значит для всех и самого себя. Но исходя из концепций восточных философий, самооценка - это базовая сущность человека, это что-то, с чем он родился, это то, что есть у него по умолчанию, потому что ты человек, потому что ты родился, потому что ты живешь и по умолчанию являешься частицей Вселенной. Истинная самооценка строится на принятии себя, людей, процессов жизни и этого мира, потому что так есть, просто так есть и все, и остается просто жить и получать удовольствие. Самооценка - это то, что не могут определить для тебя другие, ее нельзя понять умом, можно только почувствовать. В современной психологии есть три вида самооценки:

Адекватная самооценка, соответствующие действительным способностям и возможностям человека;

Завышенная самооценка, когда человек переоценивает себя;

Заниженная самооценка, когда человек недооценивает себя.

В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.

Низкая самооценка имеет много форм проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них - результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).

Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Формирование и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов.

Этапы формирования самооценки:

I. Ранний возраст. Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех или неудачу, соответственно, с положительными и отрицательными эмоциями. В этой же возрастной группе наблюдаются первые отдельные проявления самооценки, причем в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, преднамеренно и выразительно демонстрируя свои достоинства. Однако даже такие элементарные самооценочные реакции в этом возрасте еще крайне редки.

Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возможностями и с самооценкой.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми.

II. К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении.

Такое достижение следует рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается.

Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 8 лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от 5 до 7 лет, т.е. на три года меньше.

III. В старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.

IV. Младший школьный возраст. Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.

Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя.

Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна.

Семейный фактор - основной фактор развития самооценки.

Какие бы формы ни принимала семья, она все же является важнейшей единицей общества. Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я-концепции. В этот период ребенок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности. Поэтому, очень важно информирование людей, и, прежде всего родителей о проблемах, трудностях и последствиях, возникающих при неправильном отношении к ребенку.

1. Влияние членов семьи на становление самооценки.

Самооценка связана с размерами семьи и старшинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавшихся низкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь 42% детей. У первых и единственных детей в семье есть, по-видимому, определенные преимущества: условия, в которых они развиваются, более благоприятны для формирования высокой самооценки.

По данным исследования, у мальчиков с высокой самооценкой отношения с братьями и сестрами оказались скорее близкими, чем конфликтными. Эта гармоничность в отношениях, судя по всему, распространяется и за пределы семьи, ибо высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребенок приобрел в семье способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружен любовью, заботой и вниманием. Все это создает прочную основу для его социального развития. В семьях такого типа ревность и соперничество между детьми встречаются редко.

Как утверждают матери мальчиков с высокой самооценкой, они знают больше половины друзей своего сына. И напротив, треть матерей мальчиков с низкой самооценкой практически вообще не знают, с кем из сверстников дружит их сын. Вполне вероятно, что подобную неосведомленность родителей можно расценивать как свидетельство недоверия ребенка к ним, обусловленного его оценкой своей роли и положения в семье.

2. Принятие и отталкивание ребенка

Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся. Родителям достаточно того, что это - их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные.

Напротив, если родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них не интересен, неприятен, вызывает неодобрение. Для таких родителей воспитание ребенка связано с большими финансовыми трудностями и социальной ответственностью. Но неприятие ребенка, облеченное в форму чрезмерной опеки, не менее пагубно, чем постоянное невнимание к нему или раздражительность.

Ярко выраженная установка родителей на безусловное принятие своего ребенка не является абсолютно необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки. Среди матерей, дети которых обладают ею, встречались и такие, которые не выражали особой готовности принять ребенка в целом. Это свидетельствует о том, что мнение ребенка о безусловном принятии его родителями является, по крайней мере, столь же существенным, как и реальный тип семейных отношений и используемые родителями методы воспитания.

3. Снисходительность и требовательность в воспитании

Уже в раннюю пору развития психоанализа его последователи призывали придерживаться более мягких методов воспитания, соответственно предполагающих свободу выражения неудовлетворения внутренних импульсов ребенка. Однако результаты исследования Куперсмита свидетельствуют скорее о необходимости строить отношения с ребенком на основе требовательности. Ясная и разумная система требований, предъявляемых к ребенку, должна быть основой правильного семейного воспитания .

Ясные требования и четко вчерченные нормы жизни в семье способствуют формированию у детей высокой самооценки. Дети с высокой самооценкой выказывают большую солидарность со взглядами, принятыми в их семье. И хотя в воспитании этих детей более распространенными были поощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое. Если ребенку предоставляется полная свобода в исследовании окружающего мира, если никто не ограничивает и не направляет его деятельность, если воспитательным лозунгом его родителей является мягкость и вседозволенность, результатом этого обычно становится повышенная тревожность, сомнения в собственной ценности, низкий уровень успешности и в конечном счете неспособность строить прочные отношения с людьми, основанные на взаимном уважении.

По-видимому, ребенок воспринимает наказания в контексте всех остальных проявлений отношения к нему родителей. Внимательное и заботливое отношение к ребенку в сочетании с требовательностью делает ненужным суровые наказания. Судя по всему, секрет формирования высокой самооценки заключается в благожелательном отношении к ребенку, готовности принять его таким, какой он есть, но в то же время и в умении установить при этом определенные границы.

4. Распад семьи.

Развод родителей, конфликтные отношения между ними становятся источником проблем для ребенка. Общеизвестно, что с разрывом родителей часто связаны эмоциональные расстройства и правонарушения подростков. Дети из семей, где родители разведены, более склонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях. Дети, у которых кто-то из родителей умер, нет существенных отклонений в уровне самооценки. Таким образом, разрыв между родителями оказывает определенное негативное, хотя и незначительное, влияние на уровень самооценки ребенка.

5. Порядок рождения детей.

Наряду с родителями и друзьями, братья и сестры ребенка составляют заметную часть его социального окружения, Они влияют на него не только непосредственно как члены семьи, но само их присутствие неизбежно сказывается на взаимоотношениях ребенка с родителями. Самооценка ребенка не связана с порядком рождения детей в семье. Важным является сам факт наличия братьев и сестер, а у единственного в семье ребенка самооценка в среднем выше.

Любопытно, однако, что это относится лишь к мальчикам. Если единственный в семье ребенок - девочка, ее самооценка в, среднем такая же, как у девочек, имеющих братьев или сестер. В исследовании Розенберга была сделана попытка дифференцировать влияние на самооценку ребенка наличия старших и младших братьев и сестер. У мальчиков, если большинство детей в семье тоже мальчики, самооценка в среднем ниже, чем в том случае, если половина или большинство детей - девочки. На уровень самооценки девочек эти факторы не оказывают существенного воздействия.

Мальчик, растущий в семье, где старшие дети - преимущественно девочки, имеет, как правило, высокую самооценку. Казалось бы, есть основания ожидать прямо противоположное: например, идентификация со старшими сестрами может приводить к появлению у мальчика «девчачьих» черт, что делает его потенциальной мишенью для насмешек со стороны товарищей. В то же время такое положение в семье имеет и ряд преимуществ. Розенберг считает, что ключевым фактором для формирования самооценки в данном случае является отношение в семье к появлению мальчика.

Отец, у которого уже есть несколько дочерей, обычно хочет иметь сына. В конечном счете социальный статус семьи зависит преимущественно от достижении мужчин, поэтому в перспективе на сына возлагаются основные надежды: он призван стать опорой семьи в будущем. И чем позже появляется сын, тем более желанным становится он для отца.

Но и матери, имеющие дочерей, хотят обычно, чтобы родился сын. Как убедительно показано в исследовании Сирса, Маккоби и Левина, отношение матери к мальчику, появившемуся вслед за несколькими девочками, отличается исключительной теплотой и нежностью. Все это помогает понять особенности формирования самооценки у таких детей: она основывается не на соревновательных отношениях со сверстниками, не на достижениях в учебе или успешности в социальных ситуациях, а скорее отражает изначальное ощущение собственной ценности, обусловленное той особой заботой и любовью, которой окружают этого ребенка в семье. По крайней мере в детские годы он должен пользоваться благосклонностью всей семьи. Отец с нетерпением ждал его рождения, мать испытывает к нему необыкновенную нежность, в глазах сестер он выглядит бесценным существом. Что же удивительного в том, что такой ребенок вырастает с ощущением безусловной собственной ценности?

Однако следует отметить, что такие дети обычно учатся хуже, чем их сверстники. Устойчивое чувство самоудовлетворения нередко удерживает их от стремления к совершенствованию. Ведь важным мотивом для успешной учебы в школе бывает стремление доказать себе и другим свою ценность, но этим детям не надо ничего доказывать, т.к. их ценность определена условиями семейного воспитания .

6. Заинтересованность родителей в ребенке

Можно выделить три области отношений, которые особенно значимы как источники обратной связи, влияющие на формирование самооценки у детей:

· знание родителями друзей ребенка;

· заинтересованность родителей в результатах учебы ребенка;

· взаимодействие родителей с ребенком в общей беседе за столом.

Взаимоотношения в этих трех сферах могут служить показателем заинтересованности в благополучии и развитии ребенка. Рассмотрим каждое из этих положений.

В младшем школьном и подростковом возрасте эмоциональная жизнь ребенка во многом определяется кругом его друзей которые могут выступать как основное продолжение его самого. Поэтому реакция родителей на друзей сына или дочери является косвенным показателем их интереса к ребенку. Явное равнодушие родителей способствует формированию у ребенка низкой самооценки.

Заинтересованность в результатах учебы ребенка - важный показатель общей заинтересованности родителей в ребенке. Одну из возможностей судить о том, как идут дела ребенка в школе, дает школьный дневник. Поэтому реакция родителей на текущие записи в дневнике характеризует их отношение к учебе ребенка в целом, к его способностям и личным качествам.

Низкая самооценка связана не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки ребенка. При этом самый низкий уровень самооценки был зафиксирован у тех детей, которые утверждали: «Мама вообще не обращает внимания на мои отметки».

Самооценка детей, родители которых руководствовались принципом поддержки, была, естественно, более высокой, чем самооценка тех, кто сообщал о безразличной реакции родителей.

Родители, равнодушно относящиеся к успехам ребенка в учебе, вообще не заинтересованы в своем ребенке. Даже если отец или мать ругают ребенка, наказывают его за полученные в школе плохие отметки, это все же проявление интереса и заботы о нем.

Каждый вечер вся семья обычно встречается за обеденным столом. С точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребенку, эта ситуация показательна, поскольку в ней отражается все многообразие семейных взаимоотношений.

Самооценка ребенка тесно связана с его восприятием заинтересованности в нем окружающих. Убежденность в том, что другим людям он интересен или неинтересен, обусловлена содержанием его Я-концепции в целом. Если ребенок придерживается не особенно высокого мнения о себе, он склонен считать, что другим неинтересны его мысли и занятия. Какие-то детали в поведении и отношении к нему родителей постоянно подкрепляют это убеждение. Ведь ребенок имеет богатый опыт общения с родителями и способен улавливать малейшие знаки заинтересованности или невнимания к тому, что он говорит. Кто-то из родителей в ответ на его слова зевнул, перебил его или сменил тему разговора, в их глазах он видит рассеянность и равнодушие, или, напротив, его мнение внимательно выслушивается, вызывает живой отклик, одобрительные замечания или обоснованные возражения - по всем этим признакам ребенок безошибочно угадывает, интересен или совершенно безразличен он окружающим.

Связь, существующая между безразличием родителей и низкой самооценкой ребенка, не зависит от каких бы то ни было статусных или ролевых характеристик. Точно так же причины формирования низкой самооценки заключены не в том, придерживаются ли родители мягкой или строгой линии воспитания, и не в том, считает ли ребенок оправданным наказания, которым его подвергают. Отсутствие позитивной вовлеченности в заботы, интересы ребенка чаще всего сопровождается недостатком любви, неумением относиться к нему с уважением, раздражительностью и невнимательностью в общении с ним. Какие бы типы поведения родителей ни ассоциировались с этими установками, совершенно ясно одно: ребенок должен чувствовать свою значимость, ценность для других людей, которые призваны о нем заботиться. Это чувство является, по-видимому, решающим фактором для формирования положительной самооценки.

Роль социальных факторов более широкого масштаба в формировании самооценки у ребенка представляется незначительной.

Таким образом, на формирование самооценки влияет ряд условий:

1. Условия формирования низкой самооценки

Низкая самооценка тесно связанна с попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание; умение подстраиваться к другим людям; зависимость от взрослых в повседневной жизни; опрятность; бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Судя по всему, успешность, достигаемая умением подстраиваться под желания других людей, а не на основе личных достижений, ведет к формированию низкой самооценки.

Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения собственной личностной ценности.

2. Условия формирования средней самооценки

Родители детей с низкой самооценкой в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у детей этой группы, как правило, ограничивается.

3. Условия формирования высокой самооценки

Матери детей с высокой самооценкой удовлетворены взаимоотношениями сына с отцом. Сами дети также считали отца главным доверенным лицом.

Важная особенность семей этой группы состоит в ясных, заранее установленных полномочиях в принятии решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менее принципиальные решения по различным бытовым вопросам в целом принимаются коллективно. Соответствующие стандарты семейного поведения пользуются в таких семьях общей поддержкой. Здесь царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общий домашний круг. В большинстве случаев основные решения принимает отец, но, для формирования высокой самооценки важно скорее то, что эти решения одобряются всей семьей.

Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к себе и к мужу. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, ибо чувствует уверенность в своих силах. Он меньше подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого.

У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний оказывается выше, чем у их сверстников. Это объясняется тем, что их родители более настойчиво подчеркивают ценность «стремления» к совершенству. Они ориентируют ребенка на определенные стандарты, создают обратную связь в виде своих оценочных суждении и указывают ему необходимые средства для достижения большего успеха. Ребенок с высокой самооценкой приучен постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны. Таким образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются успеха. И наоборот, для детей с заниженной самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Ожидания родителей (или отсутствие таковых) являются важным фактором, направляющим личностное развитие ребенка по определенному руслу), что особенно отчетливо проявляется в стенах школы в виде заранее обусловленных успехов или неудач.

Поведение людей с высокой самооценкой противоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних характерна как раз пассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им, не могут с легкостью и без внутренних колебаний выразить свое мнение.

Социальные факторы

Как уже было сказано выше, общая самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Но существуют также и частные самооценки, которые ситуативны и способны колебаться. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д.

1. Влияние социума в дошкольном возрасте.

Социальное окружение неполноценно удовлетворяет потребности детей, значимые для становления адекватной самооценки в дошкольном возрасте, что в свою очередь оказывает негативное влияние на формирование внутренней позиции ребенка. Так, в частности, оценочная система, существующая в ближайшем окружении ребенка (в семье, детском саду) и рассматриваемая психологами как фактор социальной детерминации его личностного развития, не отвечает ряду психолого-педагогических требований. Во-первых, не учитывается ряд индивидуальных и возрастных различий потребности ребенка в получении внешней оценки; во-вторых, не соответствует смыслу и значимости педагогической оценки, обеспечивающей при ее грамотном использовании адекватное развитие разнообразных сфер личности ребенка - эмоциональной, интеллектуальной, нравственной, мотивационной и др. Полноценное осуществление социокультурного развития не достигается вследствие снижения приоритета социокультурных образцов и наличия в социальном окружении ребенка искаженной системы эталонных представлений.

2. Положение семьи в обществе.

Если самооценка человека определяется мнением о нем других людей, то есть основания ожидать, что у представителей высших классов она будет максимальной. Положение, занимаемое в обществе молодыми людьми, основано не на их собственных достижениях, а на социальном статусе родителей. Поэтому вполне возможно, что в юношеском возрасте ощущение собственной ценности определяется скорее мнениями родственников, друзей, соседей, чем общественным престижем как таковым.

Дети из высших слоев общества в среднем более склонны к внутреннему принятию самих себя, чем дети, принадлежащие к низшим классам.

В семьях, принадлежащих к высшим слоям общества, родители иначе ведут себя по отношению к сыновьям и руководствуются при этом иными ценностями, чем родители из низших классов. По отношению к дочерям разница гораздо менее ощутима. Эти различия в поведении и ценностных установках родителей коррелируют с уровнем самооценки детей. В семьях, принадлежащих к среднему классу, сыновья пользуются большей психологической поддержкой отца, чем в рабочих семьях. Дочери в обоих классах могут рассчитывать на такую поддержку отца приблизительно в одинаковой степени. Испытуемые, которые описывают свои взаимоотношения с отцом как близкие, имеют более высокую самооценку и более стабильный образ Я, чем те, которые сообщают о конфликтном, отчужденном характере этих взаимоотношений. Это позволяет предположить, что одна из причин высокой самооценки у детей - близкие отношения ребенка с отцом, то есть, что важную роль в формировании самооценки играет структура семейных отношений.

3. Влияние неудачи.

Снижение общей самооценки под влиянием экспериментальной неудачи сопровождается у некоторых испытуемых появлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способности вызывает значительное повышение уровня самооценки других качеств. По некоторым данным, повышение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи.

По мнению американского психолога Рут Уайли, которая критически проанализировала существующие эмпирические исследования, наличие или отсутствие сдвигов в самооценке под влиянием экспериментальной неудачи может зависеть от целого ряда моментов: личностных особенностей испытуемого, например, общего уровня самоуважения и тревожности; специфических качеств, которые подверглись обесценению в эксперименте; того, как испытуемый оценивает источник информации о своем поражении пли успехе и насколько он доверяет этому источнику. Уайли пришла к выводу, что в большинстве случаев «испытуемый руководствуется не только желанием самоутверждения, но и объективными соображениями. Ухудшение показателей деятельности и рост тревожности в связи с экспериментальной неудачей может быть больше у испытуемых с низким общим уровнем самоуважения». Иначе говоря, любая экспериментальная или жизненная ситуация переживается и оценивается субъектом в свете своего долгосрочного опыта, включая и его прошлое самоуважение. Человек с пониженным самоуважением будет переживать любую частную неудачу глубже тяжелее, чем спокойный и уверенный в себе .

4. Принципы «самости», влияющие на самооценку.

Принцип интериоризации чужих оценок - теория отраженного, зеркально «Я» (концепция Кули и Мида). Представление человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если это коллективная, групповая оценка. Под влиянием благоприятных мнений самооценка повышается, неблагоприятных - снижается. Нередко такой сдвиг бывает довольно устойчивым, причем заодно с главными самооценками сплошь и рядом изменяются и такие, которые непосредственно оценка окружающих не затрагивала. Например, у человека, получающею от имени группы завышенные оценки, с течением времени повышается общий уровень притязаний, выходящий за пределы тех качеств, которые были отмечены как положительные.

Изменения, под влиянием внешних оценок, «образа Я», как и социально-нравственных установок, более значительны, если испытуемый думает, что значимые для него лица (например, товарищи по работе) единодушны в оценке его качеств или поведения, чем в тех случаях, когда их мнения расходятся. Наконец, разные люди неодинаково чувствительны и восприимчивы к чужим мнениям, начиная от полного безразличия и кончая полной перестройкой собственной «самости» в соответствии с желаниями других.

Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (обычно, люди сначала приписывают другим то или иное отношение к себе, а затем уже принимают или отвергают его в качестве критерия оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим «образом Я» и ценностными критериями.

Принцип социального сравнения. Хотя многие элементы нашего «Я» выглядят чисто описательными, фактуальными, в большинстве случаев они соотносительны и молчаливо подразумевают какое-то количественное или качественное сравнение. Во-первых, индивид сравнивает свое наличное «Я» с прошлым или будущим, а свои притязания - с достижениями. Во-вторых, он сравнивает себя с другими людьми.

Одному человеку невыносимо стыдно, что он - вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районных соревнованиях. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить.

Хотя частные самооценки являются важными индикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о структуре и динамике самосознания личности в целом. Чтобы схватить человеческое «Я» в его единстве, нужно гораздо более сложные исследования и теоретические модели.

Фактор физического Я-образа, влияющий на становление самооценки

Анализ литературы показывает, что у физически неполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межличностного восприятия и общения, а также трудности самопринятия. Стункарт А. и Мендельсон М. на основе интервьюирования 94 человек утверждают, что тучные люди склонны оценивать свой физический облик как «нелепый» и «вызывающий отвращение». На поведенческом уровне в наиболее типичных случаях подобный вариант самоотношения ведет к сужению круга общения, бездеятельности, заточению в четырех стенах дома, что возвращается в самосознание в виде негативных чувств в адрес Я.

В школьные годы внешний облик ребенка во многом определяет отношение к нему сверстников и учителей, что существенно отражается на общей самооценке. Известно, как жестоко страдают дети, по своим физическим особенностям выделяющиеся из класса. Обычно это дети-изгои, «козлы отпущения», предмет насмешек и издевательств - «дядь, достань воробушка», «жиртрест-мясокомбинат», «очкарик», «рыжий, рыжий, конопатый» и т. д. в том же роде, вплоть до приписывания детям с физическими отклонениями отрицательных душевных качеств. Дети с заметными отклонениями в физическом развитии в большей степени подвержены неблагоприятному влиянию социально-психологической среды, способствующей формированию негативной Я-концепции, зависимости от окружения или бунта против него.

Самооценка тесно связана с ожидаемой родительской оценкой - так называемая «эхо-самооценка», или зеркальное отражение в самооценке родительского видения ребенка и эмоционального отношения к нему. «Я больная - так и мама считает», «Я честная. Так мама говорит», «Мама говорит, что я эгоистка. Так оно и есть». Даже самостоятельно придумывая свободные шкалы самооценивания, дети часто говорят: «Как считают родители, я...», «Мама мне часто говорит, что я...». Самооценка как бы отстает в своем развитии, продолжая оставаться «линейной функцией» от отношения родителей к подростку. Это создает чрезвычайно психотравмирующую ситуацию для ребенка. Стремясь спрятаться от неблагоприятно складывающихся отношений вне семейного круга, полный ребенок в своей семье сталкивается с отсутствием истинно глубоких чувств и эмоциональным отвержением родителей, что еще более усугубляет его чувство неполноценности.

Итак, в каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых - низкая, часто заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.

Дети с заниженной самооценкой часто испытывают состояние тревожности, страха перед предстоящими испытаниями любого характера. Это может быть причиной их неуспеха, осторожного отношения к сверстникам, родителям, учителям. Это порождает страх сделать что-то неправильно.

Низкая самооценка так же может препятствовать общению школьника со сверстниками, вызванная боязнью насмешек.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей - явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе - “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Этого не нужно допускать, ведь каждый ребенок успешен в определенной сфере деятельности.

Исходя из вышесказанного можно выделить основные составляющие самооценки младших школьников: отношение родителей и окружающих, поддержка и уважение в классном коллективе, отношение самого ребенка к школе.

Младший школьный возраст требует особого к себе отношения, поэтому формирование адекватной самооценки проводится через учебную и игровую деятельность.

Самооценка - сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Завышенная самооценка приводит к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки ребенка со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в младшего школьника уверенность в достижении намеченных целей.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.

В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего - пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

В самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Самооценка выступает как своеобразная предпосылка становления активной жизненной позиции личности.

Эта зависимость незаметна и непонятна для людей, не знакомых досконально с закономерностями функционирования человеческой психики. Именно неосведомленность нередко ведет к тому, что взрослые воспитывают индивида, неспособного адаптироваться и найти свое место в обществе.

Вопросы становления самооценки детей исследовалось многими отечественными и зарубежными учеными: Ш. А. Амонашвили, Е. Берном, Г. Бернсом, М. и Г. Снайдерами, Бы. И. Наумовым,
Н. И. Непомнящею, С. Г. Якобсон и др.

Однако признать предмет исследования исчерпанным нельзя. Учеными до сих пор не выработано однозначное отношение к тому, какую самооценку детей целесообразно считать оптимальной для дальнейшего успешного развития личности.

Особенности самооценки ребенка

Подавляющее большинство ученых отстаивает позицию необходимости формирования у ребенка адекватной самооценки.

Так, исследования Г. А. Люблинской показывают, что дети с низкой самооценкой полностью или практически полностью теряют интерес к видам деятельности, в которых не могут быстро достичь успеха; при возникновении первых трудностей дети проявляют пессимистические наклонности; отказываются от сложных задач, характеризуются низким уровнем притязаний и низкой активностью.

Вместе с тем, среди детей с завышенной самооценкой в процессе эксперимента оказались такие, которые не оправдывали на практике своего высокого уровня притязаний.

Б. И. Наумов предостерегает, что захваливание ребенка порождает нескромность.

С. Г. Карпенчук обосновывает, что адекватная самооценка действует как позитивный стимул в воспитании и самовоспитании, поскольку индивид имеет «правильное» представление о себе.

В то же время все ученые единодушны в том, что только позитивное представление воспитанника о себе, только положительное самоутверждение в повседневной деятельности предстают как конструктивный механизм и стимул развития и самосовершенствования личности.

Необходимость сочетания в представлении ребенка идеального образа себя и адекватной реалистической самооценки свидетельствуют о сложности педагогической задачи.

Интересный механизм и само формирование указанной теоретической структуры создали известные психологи В. Г. Крыса и С. Г. Якобсон.

Проведенный ими эксперимент, целью которого было формирование нравственных качеств дошкольников, разделялся на два этапа.

На первом этапе у детей формировали «идеальный образ себя». С этой целью им предлагали проанализировать ряд; жизненных ситуаций.

Необходимо было теоретически оценить моральные качества мнимых сверстников и теоретически обосновать собственные действия при аналогичных условиях.

Вторая часть эксперимента предусматривала практическую деятельность детей, оценивание своих результатов и самоанализ и самохарактеристику - формы работы, ориентированные на планомерное формирование адекватной самооценки.

Во время исследования оказалась важное условие эффективности воспитательного влияния на формирование самооценки ребенка.

Ребенок четко определяла «идеальный образ «Я» и скорее училась реально оценивать себя, когда чувствовала поддержку взрослых и ровесников, которых уважала.

Таким образом, первым шагом к становлению активной жизненной позиции личности является создание благоприятного микроклимата в ее окружении, поддержка даже незначительных положительных инициатив ребенка.

Второй шаг - формирование оптимальной самооценки индивида.

Опираясь на сведения, полученные при проведении исследования Г. В. Крыса и С. Г. Якобсон, логично схематически представить самооценку как синтез двух составляющих: самооценки перспективной и самооценки итоговой.

Под «перспективной самооценкой» имеем в виду определение ребенком до начала деятельности своих возможностей в решении поставленной перед ней проблемы.

Общеизвестно, что самооценка имеет три уровня: адекватная, завышенная и заниженная.

Адекватная самооценка у разных детей имеет существенные отличия.

Одни, адекватно оценивая себя и свои действия, прежде всего, обращают внимание на отрицательное, а затем положительное.

Другие - наоборот. Поэтому логичным будет разделение адекватной самооценки на два подвида:

  1. адекватная, приближенная к заниженной;
  2. адекватная, приближенная к завышенной.

Взяв за основу эти исходные положения, проанализируем, какие превращения происходят с самооценкой под воздействием объективных и субъективных факторов.

Предположим, что у ребенка сформирована адекватная самооценка. Предположим, что перед таким ребенком поставлена задача, выполнять которое ей ранее не приходилось.

Адекватная перспективная самооценка окажется в такой позиции личности: «Задачи неизвестно. Возможно, я сумею его выполнить, а, возможно, и нет. Вероятность успешного завершения дела - 50 % на 50 %.»

Чем младше ребенок, тем незначительнее его жизненный опыт, чаще предстают перед ней неизвестные, неиспытанные проблемы и задачи.

Даже в течение дня их может быть несколько. Повторение же «побед» или «поражений» закрепляют эмоциональные реакции, дети получают представления о себе, отношение к определенному виду деятельности и к деятельности в целом.

Например, в каждом из 10-20 или 50 случаев решения ребенком неизвестной до сих пор задачи около половины последствий положительных и примерно половина - отрицательных. Итоговая адекватная самооценка позволяет констатировать факт.

Если малыш находится в психологически благоприятном окружении, и неудачи не вызывают дополнительных неприятностей (наказаний и тому подобное), а победы не преувеличиваются любящими взрослыми, - сохраняется адекватная самооценка.

Однако, стимулы для активной деятельности, преодоление трудностей, интенсивного самовоспитания фактически отсутствуют. Ведь, как доказано учеными. Г. Асеевым, Е. Берном и др., привлекает и стимулирует тот вид деятельности, тот вид труда, в котором личность самоутверждается, реализует свой творческий потенциал.

Если, в данном случае, имеется в виду учебная деятельность, то заинтересовать ученика приложить дополнительные усилия для повышения успешности возможно только при условии дополнительного стимулирования (влияние субъективных факторов): радость родителей, стремление понравиться кому-то из окружения, материальная награда и др.

Непосредственно же учебная деятельность не выступает в рассматриваемом варианте личностно значимым для ребенка мотивом.

Предположим, что способности, состояние здоровья или иные объективные обстоятельства не позволяют ребенку достичь высокой результативности и большинство дел характеризоваться негативными последствиями.

Даже при самом благоприятном психологического микроклимата, адекватно оценивая достижения, воспитанник постепенно начинает акцентировать внимание на неудачах, поскольку они почти сплошные.

Многократные повторы негативного опыта превращают адекватную итоговую самооценку на адекватную, приближенную к заниженной, или к заниженной. Эта «реальная» самооценка начинает влиять на самооценку перспективную.

Реально, «правильно», адекватно оценивая себя, ребенок обязательно придет к следующему выводу: «10 (20, 50) раз я бралась за незнакомое дело, и всегда у меня ничего не получалось. Логично, что и на 11 (21; 51) раз опять ничего не получится».

Как видим, под влиянием объективных факторов самооценка из адекватного превращается в заниженную. Когда же неудачи становятся причиной негативных реакций окружающих (субъективные факторы), перспективная самооценка падает настолько, что питомец вообще боится начинать любую работу, даже известную.

Если речь идет о учебную деятельность, стабилизируется негативное отношение к ней через отрицательную личностную мотивацию.

Поскольку человек имеет насущную потребность в самоутверждении (исследования Е. Берна, Л. И. Божович, Д. Карнеги, И. С. Кона, А. Маслоу и др.), в первом и втором случаях взрослым необходимо найти для ребенка способ самореализации, помочь, по возможности, повысить уровень успешности; способствовать определению любимой (которая удается) дела (танцы, авиамоделирование, игра в футбол и т. д) и регулярным занятиям ею.

Иначе ученик самостоятельно направит свои усилия, и не обязательно в конструктивном русле. «Победная» деятельность позволит повысить самооценку воспитанника. Соответственно, увеличится и его активность.

Предположим теперь, что ребенок практически постоянно достигает высоких положительных результатов.

Замечая отдельные недостатки и просчеты, воспитанник «вынужден» откровенно признавать собственные победы.

Итоговая самооценка возрастает до адекватной, приближенной к завышенной или завышенной. Во втором случае ребенок перестает видеть свои недостатки. Влияние итоговой самооценки на перспективную очевиден.

С позиций ребенка осознание своих возможностей формулюватиметься примерно так: «Всегда у меня все получалось. Наиболее вероятно, что и в дальнейшем получится. Новая проблема меня не пугает. Новое - интересно» (адекватная самооценка, приближенная к завышенной).

Или так: «Всегда у меня все получалось, и теперь получится обязательно. Новая проблема меня не пугает. Новое - интересно» (завышенная самооценка).

Перспективность самооценки

Перспективная самооценка оказывается приближенной к «идеальному» образу «Я», о котором писала Г. М. Сагач и другие ученые.
У ребенка с высокой перспективной самооценкой любая деятельность вызывает интерес, ведь он надеется еще раз самоутвердиться, получить удовольствие от «победы». Это признак активной жизненной позиции.

Таким образом, целесообразен вывод первый: воспитание активной жизненной позиции возможно через формирование завышенной или адекватной, приближенной к завышенной, перспективной самооценки.

Следовательно, остерегаться высокой перспективной самооценки, а тем более пытаться ее искусственно занизить - нецелесообразно.

Другое дело, что при высокой перспективной самооценке у детей важно:

  1. искренне признавая его достижения, целенаправленно и систематически приучать анализировать предыдущий опыт и делать правильные выводы при планировании на будущее (например: «Я смогу выполнить эту работу, если проконсультируюсь у учителя, воспользуюсь справочником, мне поможет папа, когда подрасту и т. д.»);
  2. воспитывать у ребенка трудолюбие, силу воли, умение определять цель и достигать ее;
  3. ориентировать индивида на самообразование и самовоспитание;
  4. обучать его гуманного, толерантного отношения к другим людям;
  5. обучать этике общения.

Такая воспитательная система не занизит перспективной самооценки личности и одновременно позволит зафиксировать, стабилизировать ее адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку, которая станет основой серьезного анализа и реального планирования на будущее.

Вывод второй: для воспитания активной жизненной позиции ребенка важна сформированность у него адекватную, приближенную к завышенной, самооценку.

Целесообразен учет на практике такой характеристики самооценки, как ее устойчивость.

Однозначно, что крайне неустойчивая самооценка не способствует становлению активной жизненной позиции. Сохранение устойчивой самооценки становится для человека потребностью, и нарушение ее порождает такое явление, как аффект неадекватности (то есть устойчивое негативное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с неуспешной деятельностью).

Если перспективная завышенная самооценка сочетается с завышенной итоговой, состояние аффекта является достаточно опасным. Индивид не осознает неуспеха или не хочет его признавать.

Состояние аффекта может вызвать у такого человека проявления недоверия, повышенную обидчивость, подозрительность, агрессивность, негативизм.

Когда же высокая перспективная самооценка сочетается с адекватной итоговой, недовольство ситуацией преимущественно выступает дополнительным стимулом для работы личности над своим совершенствованием, становится источником усиленной активной деятельности.

Подытоживая сказанное, убеждаемся, что оптимальной следует считать завышенную перспективную самооценку и адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку.

Этой позиции придерживались американские психологи Е. Берн и X. Дж. Джайнотт.

Применение нами с целью проверки указанных выше практических рекомендаций по формированию оптимальной самооценки позволило заметно повлиять на поведение детей, существенно повысить уровень их общественной активности. Педагоги работали в тесном контакте с семьями воспитанников, уча родителей правильно воспитывать детей.

Наблюдение за поведением детей в учебной, игровой и трудовой деятельности показали, что в экспериментальных группах дети:

  1. дети почти не обижают друг друга;
  2. как правило, умеют помогать окружающим, сами замечают, кому нужна помощь и стараются ее оказать;
  3. дети умеют отстаивать собственное мнение, даже если оно противоречит взглядам окружающих;
  4. дети с уважением относятся к одноклассникам (нередко после занятий и в выходные дни собираются в кого-то во дворе, чтобы играть вместе);
  5. не имеющие отвращения к другим;
  6. спокойные, уравновешенные;
  7. дети умеют планировать свои действия и предвидеть их последствия;
  8. инициативные;
  9. занимают активную жизненную позицию;
  10. дети с интересом относятся к новой, неизвестной ранее работы;
  11. дети довольно точно определяют настроение другого человека и соответственно реагируют на него.

Для экспериментальных классов свойственна высокая интенсивность межличностной коммуникации.

Знание практиками механизмов формирования оптимальной самооценки ребенка и активной жизненной позиции личности выступает одним из ведущих факторов успешной организации воспитательного процесса.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

Г. О. САРАНСК

Выступление на педагогическом совете

Формирование адекватной самооценки младших школьников

Выполнила:

Фадеева О. А.,

Учитель начальных классов

Саранск, 2015

На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки.

Слайд 2

Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности.

Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении учащегося, в образовательном процессе, а также его социальной адаптации. Дети с высокой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Неадекватная заниженная самооценка младших школьников проявляется в их поведении и чертах личности. Дети неуверенны в себе, имеют повышенную самокритичность. Они робки, ранимы, сосредоточены на себе, их общение с детьми и взрослыми затруднено.

Учёные выявили причины формирования неадекватной самооценки у младших школьников , они таковы:

Слайд 3

  1. Ограниченный круг общения и деятельности.

Дети не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, не заняты работой по дому. Следствием этого становится отсутствие представлений и знаний о тех ситуациях, в которых требуется проявить определённое качество, совершить нужный поступок.

  1. Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребёнку другими людьми.

Эти дети верят, что мнение другого человека более объективно, чем собственное.

  1. Слабое развитие оценочных отношений в коллективе.

Детей не научили оценивать себя и контролировать, что приводит к нетребовательности, не формирует правильность критериев оценки и самооценки.

  1. Случайные успехи и неуспехи.

То, что называется везением и невезением, хотя, безусловно, этот фактор менее значим.

Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности.

Слайд 4

В ходе диагностики в своём классе было выявлено, что 6 детей имеют адекватный уровень самооценки, эти дети уже имеют способность критически оценивать себя, как личность. 8 человек имеют завышенный уровень самооценки, эти дети менее благополучны или они выдают желаемое ха действительное. 10 учащихся имеют заниженный уровень самооценки, это характеризует детей, как неблагополучных.

Таким образом, результаты исследования самооценки показали, что достаточно большое количество детей имеют низкую самооценку, они неуверены в себе, видят только отрицательное, начиная любую деятельность, ждут только неуспеха, проявляют повышенную самокритичность. У таких детей возникают проблемы в учёбе, в общении со сверстниками, так как такие дети неуверенно чувствуют себя, вступая в контакт с окружающими, приступая к выполнению какой-либо деятельности.

Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. С этой целью в классе нужно создать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые формы работы, и вводить систему самооценки. Например, карандашом попросить нарисовать на полях смайлики: (Слайд 5) задание выполнено верно; задание выполнено не верно или вообще не выполнено; - задание выполнено не в полном объёме или вызывает сомнение у ребёнка. Лишь затем идёт проверка на доске или фронтально, и ребёнок сравнивает свою оценку с реальной. Собрав тетради, выясняется адекватность самооценки, в тетради ребёнка обводится красным кружком только адекватная самооценка.

Со способности различать: «Это я уже знаю и умею», « я ещё совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться» - начинается учебная деятельность школьника. Свои успехи дети оценивают знаками:

Слайд 6

«+» - знаю, умею, могу;

«?» - сомневаюсь;

« - » - трудно, сложно.

Слайд 7

Полезно использовать волшебные линеечки, напоминающие ребёнку измерительный прибор (инструмент самооценки, предложенный Т.Дембо и С.Рубинштейном), на которых ребёнок сам оценивает свою работу. Ученикам предлагается две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. С помощью этих волшебных линеечек можно измерить всё, что угодно. Перед началом измерения объяснить, (Слайд 8) что на самом верху линеечки может поставить крестик тот ребёнок, кто все слова написал правильно, а в самом низу этой линеечки – тот, кто все слова написал с ошибками. Проверяя работу учащегося, (Слайд 9) учитель ставит свой крестик на той же линеечке.

Слайд 10

Можно применять дорожку успеха. Когда ребёнок после каждого урока или пройденной темы, фиксирует на ней: «Не знаю – Знаю и понимаю – Понимаю и могу применить – Могу научить другого».

Слайд 11

Также эффективному развитию адекватной самооценки у детей с заниженной самооценкой способствует постоянное использование рефлексии на уроках. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. А также по итогам года и других временных отрезков: изучение темы, учебной четверти и т.д. Слайд 12

Для выявления психологической атмосферы на уроках, можно использовать условные обозначения разного настроения, предложить детям нарисовать в конце урока солнышко или смайлик с рожицей и мимикой рожицы показать своё настроение. Слайды 13, 14

Огромную помощь в создании успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях оказывает ведение портфолио каждым учеником. Он является большим стимулом в формировании жизненных идеалов, стимулировании стремления к самосовершенствованию.

Слайд 15

Также для повышения самооценки ребёнка родители и педагоги могут использовать следующие приёмы:

- как можно чаще называть ребёнка по имени;

Хвалить ребёнка в присутствии других детей;

Отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах;

Избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время;

Не подгонять и не торопить ребёнка.

Слайд 16

Таким образом, для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:

  • педагогу идти путём развития возможностей детей, создавать для детей ситуации успеха;
  • не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
  • работу по формированию самооценки строить в разные режимные моменты урока и в разных видах деятельности;
  • обучать и ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • проводить с детьми релаксационные игры;
  • давать детям возможность оценить себя положительно (в игре, беседе, в исследовании) и сделать то, чем они смогут гордиться;
  • предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему;
  • давать возможность самостоятельно оценивать классные и домашние задания и сравнивать с оценкой учителя.

Если учитель будет придерживаться данных рекомендаций, то он сможет сформировать у ребёнка адекватную самооценку, что впоследствии поможет педагогу в его системе оценивания.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Задание выполнено верно Задание выполнено не в полном объёме или вызывает сомнение у ребёнка Задание выполнено неверно или вообще не выполнено

« + » – знаю, умею, могу; « ? » – сомневаюсь; « – » – трудно, сложно.

«Волшебные линеечки» Правильность Аккуратность Содержание П А

Самооценка ученика

Оценка учителя

ДОРОЖКА УСПЕХА

Я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой! Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! Рефлексия

Рефлексия

Рефлексия

Рефлексия

Рефлексия

Для повышения самооценки можно использовать следующие приёмы: чаще называйте ребёнка по имени; хвалите его в присутствии других детей; отмечайте достижения ребёнка на специально оформленных стендах; не торопите и не подгоняйте ребёнка; избегайте заданий, которые выполняются за фиксированное время.

Рекомендации: педагогу идти путём развития возможностей детей, создавать для детей ситуации успеха; не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям; работу по формированию самооценки строить в разные режимные моменты урока и в разных видах деятельности; обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; проводить с детьми релаксационные игры; давать детям возможность оценить себя положительно и сделать то, чем они смогут гордиться предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе); предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему; давать возможность детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания и сравнивать с оценкой учителя.

Спасибо за внимание!


Насколько успешно будет осуществляться становление ребёнка как личности и его успешность во взрослой жизни - зависит от уровня самооценки. На формирование самооценки детей влияют разные факторы, основную роль среди которых играет отношение родителей к ребёнку и его кружение. Как повысить самооценку ребёнку - вы узнаете из нашей статьи.

Формирование у детей разного возраста адекватной самооценки

Самооценка - это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей. Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она - основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) - это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей - чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным, не правда ли?

Однако далеко не каждая мама или папа знают, как воспитать ребёнка с адекватной самооценкой. Посмотрим, какие особенности формирования самооценки у детей разного возраста.

Задача родителей дошкольников - сформировать хорошую, высокую самооценку.

Самооценка дошкольников обычно слегка завышена. Это считается абсолютно нормальным, так как малыш только ещё учится оценивать себя. Задача родителей дошкольников - сформировать хорошую, высокую самооценку, проявляющуюся в уверенности в своих силах, открытости, коммуникабельности. Как это сделать:

  • тактично и корректно высказывать замечания, избегая частицы «не» (например, не «у тебя не получилось…», а «у тебя получилось, но…»
  • создавать для ребёнка ситуации, в которых он сможет достичь успеха: задания в соответствии с возрастом ребёнка.

«Низкую самооценку, появившуюся у ребёнка ещё в дошкольном возрасте, впоследствии сложно поднять».

Самооценка детей младшего школьного возраста становится более адекватной. Обучаясь, дети по-другому смотрят на свои качества, стараясь их оценить правильно (обычно это происходит на втором году обучения в школе). В третьем классе может появиться даже заниженная самооценка, но чаще всего у учеников начальной школы наблюдается неустойчивая самооценка. Дети начинают критически относиться к себе, отыскивают свои слабые стороны, видят в себе только плохое. А формируется самооценка под влиянием оценок, которые дают педагоги, родители и одноклассники ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса. Поэтому взрослым нужно ощущать ответственность за то, какие оценки и характеристики они дают детям младшего школьного возраста, ведь в этом возрасте одарённому ребёнку легко навесить ярлык неудачника, и наоборот, легко вселить излишнюю уверенность ребёнку, у которого недостаточно для этого оснований.

Самооценка детей среднего школьного возраста характеризуется умением адекватно оценивать себя: успехи, поражения, качества характера. Мнение родителей и учителей отодвигается на задний план, уступая мнению сверстников. Больше всего ученика этого возраста беспокоят вовсе не оценки, а коммуникативные качества, взаимоотношения с одноклассниками. Задача родителей здесь - помочь ребёнку познать себя, создав условия для раскрытия его талантов и сильных сторон характера. Важно также поддержать интерес подростка к учёбе. Помните, что жёсткий контроль снизит самооценку школьника. Нужно позволить ребёнку самому контролировать свой образ мышления и поведения.

Самооценка старшеклассников неустойчива. Старшие школьники становятся чрезмерно ранимыми и чувствительными к критике. Они заняты поиском себя, многие из них недовольны внешностью, у некоторых из них есть романтические переживания, что может стать причины снижения самооценки. Здесь важно родителям выдержать определённый такт и объяснить сыну или дочери, что излишняя самокритика пойдёт только во вред. Подростка лучше не сравнивать со сверстниками, а поддержать на пути становления и самовыражения.

Старшие школьники чрезмерно ранимы и чувствительны

«Совет. Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс».

Если хвалить, то правильно

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

  • за всё, что сделано не своими силами
  • за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
  • за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
  • из жалости
  • из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?

  1. За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
  2. За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

«Совет. Повышению самооценки будет способствовать обещание похвалы (одобрения) с помощью правильно подобранной фразы: «Я верю в тебя», «Уверена, у тебя всё замечательно получится», «Ты справишься», «Тебе это под силу» Не транслируйте негативных установок, в которые легко может поверить ребёнок».

Определённые приёмы могут повысить самооценку вашего ребёнка

Вот что советуют психологи родителям для повышения самооценки ребёнка:

  1. Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.
  2. Попросите помощи у ребёнка.
  3. Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.

Отметим, что завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема. Преодолеть её можно, если научите ребёнка:

  • прислушиваться к мнению окружающих
  • спокойно воспринимать критику в свой адрес
  • уважать чувства других детей, их желания.

Тесты и игры

Хотите выяснить тип самооценки вашего ребёнка? Воспользуйтесь тестом «Лесенка». Его можно применять для диагностики детей с 3-х лет.

Тест «Лесенка». Нужно нарисовать на бумаге лесенку из 10 ступенек. Покажите её ребёнку и объясните, что внизу стоят самые неудачливые, завистливые, сердитые, плаксивые дети, на ступеньке повыше - чуть получше, не третьей ступеньке - ещё немного лучше и т. д. А на самом верху стоят самые-самые лучшие ребята: умные, весёлые, талантливые, добрые девочки и мальчики. Уточните, понял ли ребёнок расположение ступеней. После этого спросите: на какую ступеньку он сам себя поставит? Пусть малыш отметит ступеньку, сделав символический рисунок себя. Теперь можно делать выводы.

Если ребёнок себя поставил на первую, вторую или третью ступеньку - у него явно заниженная самооценка. Размещение от 4-й до 7-й ступеньки говорит о средней (то есть адекватной) самооценке. А если ваш ребёнок стоит на восьмой, девятой или десятой ступеньке - то это свидетельствует о завышенной самооценке.

Помогите ребёнку овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Для коррекции и поддержания адекватного уровня самооценки ребёнка создана специальная игра «Ситуации».

Игра «Ситуации». Опишите ребёнку несколько ситуаций, которые он должен соотнести со своим поведением. Роли других персонажей возьмите на себя. Например:

  • Ты принимал участие в спортивных соревнованиях и победил, а твой друг оказался в конце списка. Он очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?
  • Папа принёс 3 яблока: тебе и брату (сестре). Как будешь делить? Почему?
  • Ребята во дворе играют в увлекательную игру, а ты немного опоздал на неё. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?

Эта игра помогает овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Старайтесь сформировать у ребёнка адекватную самооценку

  1. Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
  2. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.
  3. Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.
  4. Поддерживайте инициативу ребёнка.
  5. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
  6. Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
  7. Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.
  8. Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
  9. Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.
  10. Любите своего ребёнка таким, какой он есть.

Будьте внимательны к своему ребёнку: ваша любовь и интуиция подскажут, как правильно сформировать характер ребёнка и поднять, в случае необходимости, его самооценку. Поощряйте положительное поведение ребёнка, хвалите за успехи и вскоре увидите, как уверенно он пойдёт по жизни.