Меню

Усвоение моральных норм и ценностей формирование взаимоотношений. Проектирование социальной ситуации, направленной на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Любовь

«Нормы питания 8 класс» - Пресс - конференция. Расход энергии, нормы и гигиена питания. Почему человек не может существовать, если в пище нет витаминов? Составление пищевого рациона. Прочитать и закрепить материал урока в учебнике. Кто открыл витамины? Закрепление знаний. Зачем в 16 и 17 веках царские сановники снаряжали за плодами шиповника cспециальные экспедиции?

«Нормы уголовного права» - Исключение представляет институт обстоятельств, исключающих преступность деяния (гл. 8 УК). Особенная часть У.п. представляет собой перечень отдельных преступлений, классифицированных по признакам родового объекта. В структурном отношении У.п. прежде всего подразделяется на две части: Общую и Особенную.

«Право в системе социальных норм» - 5.Признаки права. 1. Определение права. 2. Признаки правовой нормы. 6. Функции права. 4. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Право в системе социальных норм. 3. Структура нормы права. Продолжение таблицы. Воспитательная - право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания.

«Нормы поведения в обществе» - Основные виды правонарушений: Нормы морали: Руссо Д. Сахаров Солженицын. Состав првонарушения: Субъект (физ.лицо, юрид.лицо). Виды правовых норм: Общественная опасность. Обычаи. Гуманистическая этика: Ж.-Ж. Представители Г.Э. исходят из самоценности жизни каждого человека. Нормы – запреты. Противоправ ность.

«Социальные нормы» - Норма - образец поведения. Социальные регуляторы - мораль, право. Правовые нормы порождают правовые отношения и реализуются через них. Термины: нормы морали, нормы права. Значение социальных ценностей и норм в регулировании жизни человека. Философское учение о ценностях - аксиология. Правовое регулирование социальных отношений имеет свои особенности.

«Нормы питания» - Принципы рационального питания северян. Основа жизнедеятельности организма - обмен веществ и энергией. Потребность в витаминах у северян выше нормы на 40%. В противном случае нужно потреблять морскую капусту (сухую, в виде салата). Разнообразие и сбалансированность питания. Воду нужно фторировать. Для северян необходимо повышенное содержание микроэлементов.


Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

О моральных нормах и правилах на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др.

Общения и взаимодействия со взрослыми и детьми на основе учёта основных моральных разрешений и запретов;

Совершения некоторых нравственно направленных действий (погладить по голове, утешая друга; поднять упавшую у воспитателя книгу и др.), обусловленных привязанностью к близким и значимым людям и др.;

Понимания и использования в речи нравственно ценной лексики (хорошо - плохо, нехорошо, некрасиво, добрый - злой и др.).

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

Обеспечение развития первичных представлений:

О некоторых видах и способах общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальное и невербальное общение, конструктивное и неконструктивное взаимодействие).

Создание условий для приобретения опыта:

Положительного реагирования на предложение общения;

Установления вербальных и невербальных контактов со взрослыми и детьми в различных видах деятельности;

Адекватного реагирования на речь взрослого, адресованную группе детей, на обращение действием и речевыми средствами;

Эмоционально-положительного реагирования на просьбы и требования взрослого убрать игрушки, помочь родителям, воспитателю, на необходимость регулировать своё поведение;

Участия в эмоционально-речевом общении со сверстниками в ходе игр, выполнения гигиенических процедур, приёма пищи;

Использования слов речевого этикета («здравствуйте» - при входе в группу и др., «спасибо» - при выходе из-за стола, при выражении благодарности за помощь и др.);

Постановки самостоятельных вопросов и ответов на вопросы собеседника в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? Что он делает? Во что одет? Какого цвета его одежда? И т. п.);

Участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность рассказать в трёх-четырёх предложениях об эмоционально значимых предметах, событиях;

Выполнения просьб и поручений взрослого (разложить ложки, салфетки, убрать игрушки и др.);

Оказания посильной помощи взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д.;

Проявления интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительного отклика на предложение поиграть;

Выполнения, не толкаясь, не отнимая игрушек и предметов и др., совместно с двумя-тремя детьми, к которым испытывает симпатию, отдельных игровых действий (одеть куклу и др.), нескольких взаимосвязанных игровых действий (умыть и одеть куклу, накормить её, уложить спать и др.);

Имитирования действий персонажей, передачи несложных эмоциональных состояний персонажей с использованием хотя бы одного средства выразительности - мимики, жеста, движения (улыбнуться, сделать испуганное лицо, покачать головой, помахать руками и т. д.);

Участия в коллективных играх и занятиях на основе установления положительных взаимоотношений с родителями, педагогами и некоторыми сверстниками, в том числе с детьми разного пола, и соблюдения отдельных элементарных моральных норм и правил поведения (не конфликтовать, не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку).

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Обеспечение развития первичных представлений:

О способах самостоятельного выполнения какой-либо деятельности, заданий и др. (например, последовательности самостоятельных действий при одевании, умывании и др.);

О некоторых способах разрешения споров, ликвидации ссор и др.;

О формах выражения чувств (погладить, обнять, прикоснуться рукой, сказать: «Не плачь» и др.).

Создание условий для приобретения опыта:

Самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию, элементов хозяйственно-бытового труда, некоторых просьб и поручений взрослых;

Принятия цели, поставленной взрослым, собственной постановки простых целей, поиска и нахождения средств достижения целей, поставленных взрослыми или самостоятельно;

Ориентировки на внешнюю оценку, высказывания собственных оценок;

Взаимодействия с детьми и взрослыми, нахождения адекватных способов выхода из конфликта, сдерживания себя, выражения чувств в приемлемой форме, проявления приветливости при встрече, вежливости при прощании, вежливости при выражении благодарности, учтивости при принесении извинений, сдержанности при просьбе.

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

Обеспечение развития первичных представлений:

О взаимопомощи, дружбе, любви и др.;

О некоторых социальных чувствах и эмоциях (радость - печаль, дружелюбие - агрессия, страх, удивление и др.).

Создание условий для приобретения опыта:

Слушания (внимательно смотреть на говорящего, не перебивать), обращения за помощью, выражения благодарности, вступления в речевое общение (правильно выбрать время и форму для начала разговора), присоединения к играющим детям (найти способ включиться в игру без жалоб и конфликтов);

Воспроизведения (самостоятельно или по указанию взрослого) несложных образцов социального поведения взрослых либо детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов и др.);

Оказания элементарной помощи и принятия помощи от взрослых и сверстников;

Адекватного реагирования на проявления агрессии: отстаивания интересов мирным путём, выражения недовольства (если что-то не нравится, не накапливать недовольство, а говорить: «Это мне не нравится!»), получения разрешения от взрослых (не брать чужого без спроса, не делать того, что запрещено);

Установления эмоциональных контактов со взрослыми и детьми, проявления внимания, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости (сочувствия близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания им, адекватного отклика на радостные и печальные события в семье, детском саду; проявления внимания и заботы по отношению к детям другого пола, младшего возраста);

Различения (на основе сравнения) и понимания некоторых контрастных эмоциональных состояний людей по выражению их лиц, позам, жестам (радость - печаль, дружелюбие - агрессия), адекватного реагирования на них действием или словом (если плачет - пожалеть, погладить, обнять);

Овладения способами передачи некоторых эмоциональных состояний (страх, удивление и др.).

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Обеспечение развития первичных представлений:

О формах и способах конструктивного взаимодействия со сверстниками в игре и других видах совместной деятельности;

О положительных взаимоотношениях детей в игре и других видах деятельности.

Создание условий для приобретения опыта:

Игры в паре, в группе из 2-3 сверстников;

Участия в коллективных играх и занятиях со сверстниками;

Проявления инициативы в совместной деятельности;

Применения конструктивных способов взаимодействия ребёнка со сверстниками (пригласить сверстника к деятельности, выполнять необходимые действия, не ссориться);

Установления положительных взаимоотношений со сверстниками в игре и других видах совместной деятельности.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации

Обеспечение развития первичных представлений:

О собственной принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада;

О составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сёстры), об именах её членов, способах проявления заботы членов семьи друг о друге; видах домашнего труда, времяпровождения и др.;

Об элементарных проявлениях гендерных ролей в семье (мужчины сильные и смелые, берут на себя ответственность за семью, женщины нежные, заботливые и др.) и возрастном развитии детей разного пола (девочка - будущая женщина, мать, мальчик - будущий мужчина, отец).

Создание условий для приобретения опыта:

Инициирования вопросов и разговоров о себе, о родителях, о том, что было, когда ребёнок ещё не родился; что произойдёт в ближайшем будущем и т. д.;

Проявления интереса к жизни детского сада, называния работников детского сада по имени и отчеству, приветствия их и детей при встрече и прощания при расставании с ними;

Проявления желания включаться в совместную деятельность с разными членами семьи;

Поддержания порядка в групповой комнате и дома, бережного отношения к игрушкам, книгам, личным вещам, растениям, животным;

Эмоциональной сопричастности к жизни дошкольного учреждения (повседневно, а также в дни праздников, событий).

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Обеспечение развития первичных представлений:

Об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно, не задевая других, пронести к месту (от места) выполнения трудовой деятельности);

О некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах (хозяйственно-бытовой труд дома и в детском саду - приготовление пищи, мытьё посуды, вытирание пыли, мытьё полов, окон, чистка ковра и др.);

Об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения (безопасные способы постановки лестницы дворником, установки новогодней ёлки и т. д.).

Создание условий для приобретения опыта:

Освоения основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определённой последовательности, замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых);

Освоения отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (в подготовке к приёму пищи - расставить хлебницы; в уборке групповой комнаты - расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку, поставить стулья на место; в уборке участка - собрать мусор, подмести дорожки);

Выполнения отдельных трудовых процессов в природе при участии взрослого (по уходу за растениями - поливать, протирать крупные листья, мыть поддоны; по уходу за животными в уголке природы и на участке - кормить, менять воду);

обращения внимания (с помощью взрослого) на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся (Крошечка-Хаврошечка, Мальчик-с-пальчик и др.);

Проявления положительного отношения к самообслуживанию, другим видам самостоятельного труда и труду взрослых;

Ситуативных проявлений желания принять участие в труде, преодолевать небольшие трудности, связанные с самообслуживанием.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Обеспечение развития первичных представлений:

Об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.), на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держаться за его руку, идти на зелёный сигнал светофора), в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой);

Об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, водоёмы и др.).

Создание условий для приобретения опыта:

Осторожного и осмотрительного поведения в быту, социуме, природе через соблюдение соответствующих инструкций (запретов и разрешений) взрослого.

2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствуют дальнейшему успешному интеллектуальному и личностному развитию ребёнка.

При реализации образовательной области «Познавательное развитие» учитывается следующее:

Познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);

Значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности каждого ребёнка;

Формирование целостной картины мира на основе развивающихся у ребёнка первичных представлений и познавательных действий обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира, в том числе:

Об основных свойствах предметов и разновидностях цвета, формы, величины, пространства на основе чувственного опыта;

О времени и пространстве (утро, день, вечер, ночь, сначала, потом, раньше; высокий, низкий, впереди, сзади, рядом), движении и покое (перемещение в пространстве предметов, изменения в неживой природе), о звуке, ритме, темпе (музыкальные и шумовые звуки; ускоренный, замедленный ритм; быстрый, медленный темп), о свойствах материалов (гладкий, шершавый, толстый, тонкий, мягкий, пластичный, прочный),

О предметном содержании мира (природы и человека) на основе ближайшего непосредственного, в том числе на основе эмоционального постижения действительности;

О равенстве - неравенстве групп предметов, целом и его частях (часть принадлежит целому, а целое состоит из частей) и их преобразовании (часть можно выделить из целого, из частей можно составить целое, например, апельсин делится на дольки, а из долек можно снова составить целый апельсин);

О замысле и последовательности выполнения действий для его реализации;

О личных данных (имя, возраст в годах), о собственной принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада;

О составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сёстры), именах её членов, способах проявления заботы членов семьи друг о друге;

О названиях города (села) и страны, в которых мы живём;

О наиболее ярких, повторяющихся праздниках (событиях).

Формирование познавательных действий, становление сознания

Создание условий для приобретения опыта:

Выделения отдельных признаков предметов, нахождения сходства предметов по признакам; сравнения предметов контрастных и одинаковых размеров, указания на результаты такого сравнения; моделирования (календарь природы и погоды);

Распознавания некоторых представителей животного и растительного мира (деревья, кустарники, травы);

Установления взаимосвязи действий и результата соизмерения;

Установления взаимно-однозначного соответствия;

освоения приёмов обследования формы осязательно-двигательным и зрительным путём, различения и называния формы;

Ориентирования относительно своего тела и в направлении от себя;

различения и называния частей суток и времён года, выделения их элементарных признаков;

Живого, заинтересованного участия в элементарной познавательно-исследовательской деятельности (детском экспериментировании, в том числе с элементарными действиями по преобразованию объектов, наблюдении, проблемной ситуации);

Участия в народных и общественных праздниках.

Сотрудником

Степень включения человека в организацию, успешность или неуспешность процесса его адаптации к организационному окружению во многом зависит от того, насколько человек усвоил и принял нормы и ценности организации. Входя в организацию, человек сталкивается со многими нормами и ценностями, узнает о них от коллег, из проспектов и учебных материалов, от лиц, не являющихся членами организации. Человек может принять все нормы и ценности организации, может принять часть из них, может не принять их совсем. Каждый из данных случаев имеет свои отличительные последствия для включения человека в организацию, может быть по-разному оценен самим человеком, воспринят организационным окружением и оценен организацией.

Для того чтобы дать общую характеристику и оценку того, как восприятие норм и ценностей влияет на включение человека в организацию, важно не только знать, насколько полно он усвоил и принял нормы и ценности организации, но и то, какие нормы и ценности были приняты человеком, а какие отторгнуты.

Все нормы и ценности организации с точки зрения ее миссии, Целей и организационной культуры могут быть разделены на две группы: безусловно необходимые для принятия всеми членами организации и принятые, но не обязательно необходимые нормы и ценности. В зависимости от того, какие нормы и ценности приняты новым членом организации, может быть выделено четыре типа адаптации:

отрицание (не принимаются никакие нормы и ценности);

конформизм (принимаются все нормы и ценности);

мимикрия (основные нормы и ценности не приняты, но соблюдаются не обязательные нормы и ценности, маскирующие неприятие основных норм и ценностей);

адаптивный индивидуализм (обязательные нормы и ценности приняты, необязательные принимаются частично либо не принимаются полностью).

Очевидно, что первый и третий тип восприятия человеком норм и ценностей организации делают невозможной его адаптацию к организационному окружению, приводят к его конфликту с организацией и разрыву связей. Второй и четвертый тип позволяют человеку адаптироваться и включиться в организацию, хотя они и приводят к существенно различным результатам включения.

Нельзя сказать, что какой-то из этих двух типов лучше, так^как оценка принципиально зависит от того, в какую организацию входит человек. В бюрократических организациях, в организациях, в которых доминирует стандартизированная деятельность, где не требуются изобретательность, самостоятельность и оригинальность поведения, организацией может быть лучше и быстрее принят человек, воспринимающий все ее нормы и принципы. В предпринимательских и творческих организациях, где индивидуальность поведения может давать свои положительные результаты, адаптивный индивидуализм в большинстве случаев может рассматриваться как лучший путь восприятия человеком системы норм и ценностей организации.

Ролевой аспект взаимодействия человека

И организации

Как уже говорилось, организация ожидает от человека, что он будет выполнять определенную роль. Если член организации успешно выполняет свою роль и если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации и своего взаимодействия с организационным окружением, то не возникает конфликтных противоречий, подрывающих взаимодействие человека и организации. Одним из важнейших условий этого является правильное построение роли и, в частности, формирование верных предпосылок в отношении содержания, сущности и места данной роли в системе организации.

Сформулировать предпосылки относительно роли таким образом, чтобы роль, с одной стороны, соответствовала целям, стратегии и структуре организации и, сдругой стороны, отвечала запросам и ожиданиям человека, исключительно трудно. Двумя необходимыми условиями этого являются ясность и приемлемость роли. Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, т.е. содержание его работы и способы ее осуществления, но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом. Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, исходя из того, что выполнение данной роли будет давать ему определенное удовлетворение и приведет к получению некоего положительного результата, который не обязательно должен носить материальный характер и быть четко определенным для человека до начала действия.

Использование ролевого подхода к вовлечению человека в организацию может сопровождаться возникновением конфликтов по выполнению ролей и появлением ряда проблем, осложняющих существование и санкционирование организации. Очень часто в организациях с формальными организационными отношениями источником неудовлетворительного выполнения роли является неопределенность роли. Если содержание роли недостаточно четко определено, человек, выполняющий эту роль, может проинтерпретировать ее таким образом, что его действия приведут далеко не к тому результату, который ожидается организацией. Нечеткие инструкции и неопределенная постановка задачи, неясность смысла и значения порученного действия при отсутствии должной системы коммуникаций и обратных связей в организации могут привести к тому, что человек, выполняющий определенную роль, даже несмотря на старание и желание все сделать наилучшим образом, получит отрицательный с позиций интересов организации результат. Неопределенность роли нельзя однозначно рассматривать как негативную характеристику построения роли. В любой организации с повышением уровневой позиции роли обязательно возрастает ее неопределенность. Более того, в некоторых ситуациях неопределенность ролей может рассматриваться как положительная характеристика отношений в организации. Это вызвано тем, что она способствует развитию самостоятельности, расширяет сферу принятия решения, способствует обучению работников и, что наиболее важно, развивает у членов организации чувство ответственности и обязательности по отношению к организации.

При отдельных обстоятельствах выполнение определенной роли может быть затруднено противоречиями, порождаемыми ролью. Противоречие может возникнуть между руководством и работником, если первое считает, что он неверно выполняет свою роль, или второй считает, что ему предъявляются необоснованные требования, претензии и обвинения. Конфликт по поводу выполнения роли может возникнуть и тогда, когда ожидания коллег не соответствуют действиям члена организации. Часто это происходит в ситуации, когда новый член организации выполняет свою роль не так, как делал его предшественник и к чему привыкли окружающие его коллеги. Ролевое противоречие может возникнуть, если цели члена организации противоречат целям организации, если его ценности не соответствуют ценностям группы, в которой он трудится, и т.п.

Ролевые конфликты - достаточно распространенное явление во многих организациях, и их не следует рассматривать исключительно как негативное явление, так как они зачастую несут в себе импульсы, инспирирующие обновление, совершенствование и развитие как организации, так и индивидов. В организации с жестким регламентированием ролей, формальными структурами и авторитарной властью обычно любой ролевой конфликт расценивается как негативное явление, так как он чаще всего состоит в неадекватном формальному описанию исполнении роли. В гибких организациях, там, где распространены неформальные структуры, где нет четкого описания работ, конфликты по поводу исполнения роли в принципе не считаются чем-то ненормальным, чего следует избегать. Более того, считается, что наличие конфликтов благоприятно для организации. Важно не то, имеются или отсутствуют конфликты, а то, как они разрешаются и к чему приводят.

Можно указать на несколько типовых ситуаций, приводящих к возникновению конфликтов данного рода. Знание о существовании таких ситуаций может быть полезно для предсказания возможности возникновения конфликта. Конфликт по поводу выполнения роли часто возникает тогда, когда индивид одновременно выполняет несколько различных взаимоисключающих в отдельные моменты ролей. К ролевому конфликту приводит противоречивое распоряжение или противоречивая задача, требующая одновременного соблюдения правил выполнения роли и достижения результата, недостижимого при выполнении данных правил. Проблемы осуществления роли возникают тогда, когда член организации должен играть роль, занимающую двойственную или пограничную позицию в организации, по отношению к которой существуют взаимоисключающие ожидания. Сильным источником проблем исполнения роли является противоречие между ценностями индивида и характером выполняемой им роли. К конфликту приводят изменения содержания роли, сопровождаемые неадекватным изменением вознаграждения за осуществление новой ролевой деятельности.

Одним из сильных факторов, порождающих конфликты при осуществлении роли, является так называемая перегруженность роли. Она состоит в том, что по отношению к работнику, выполняющему определенную роль, предъявляются повышенные ожидания, существенно выходящие за рамки ожиданий, соответствующих его роли. В результате этого данный сотрудник нагружается заданиями, которые также выходят за рамки роли. Часто проблемы этого рода возникают у хороших работников в связи с тем, что они готовы выполнять то, что выходит за формально определенные рамки их роли. Перегруженность роли приводит к тому, что либо работник не справляется с закрепленной за ним ролью, либо оказывается не в состоянии справиться с заданиями, выходящими за пределы его роли.

Обобщение сказанного относительно источников ролевых конфликтов позволяет выделить основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли. Первую группу составляют причины конфликтов, связанные с противоречиями, изначально заложенными в содержание роли. Ко второй группе могут быть отнесены все те причины, которые связаны с противоречиями между человеком и определенной ему ролью в организации. Третья группа состоит из причин, вызванных противоречием между ролью и ее восприятием организационным окружением. И наконец, четвертую группу составляют причины конфликтных ситуаций, порождаемых противоречием между данной ролью и некоторыми другими ролями.

Возникающие при исполнении ролей конфликты и противоречия могут буть устранены различными способами. Это может быть изменение содержания и способа осуществления роли (изменение работы), развитие людей, исполняющих роль, и их перестановка.

При изменении работы (первый подход) происходит выяснение причин и факторов, заключенных в роли, которые приводят к конфликтам и противоречиям, и осуществляется корректировка роли. Если роль внутренне противоречива, то необходимо исключить из нее одну из альтернативных сторон. Работа может быть слишком напряженной и интенсивной. Поэтому ее следует облегчить или разгрузить. В зависимости от характера работы может существовать потребность в более четком описании работы и в более четкой регламентации ее границ. Может быть и обратная ситуация, при которой необходимо сделать описание работы менее детализированным, предоставив тем самым исполнителю работы возможность для творческого и самостоятельного труда.

Второй подход состоит в том, что осуществляется развитие человека с тем, чтобы он мог выполнять закрепленную за ним роль и справляться с возникающими конфликтами. Развитие работника происходит по трем направлениям. Первое - это более углубленное ознакомление с ролью. Часто именно незнание работником своей роли является причиной ролевых конфликтов. Второе - это повышение квалификации и совершенствование исполнительской техники работника. Улучшенные исполнительские возможности существенно ослабляют напряжение, которое испытывает работник при исполнении роли. Третье - развитие у исполнителя способностей справляться с противоречивыми ситуациями, приноравливаться к работе в конфликтных условиях, уметь распознавать и адекватно реагировать на возникающие проблемы, правильно коммунициро-вать с людьми в конфликтных ситуациях.

Третьим подходом к предотвращению ролевых конфликтов является перестановка работников с одной роли на другую в зависимости от их способностей справляться с конфликтными ситуациями. Например, если конфликты порождаются неопределенностью и двойственностью роли, то не обязательно стремиться к устранению этих характеристик роли. В организации могут быть люди, которые способны успешно справляться с ролью при таких условиях. Аналогично данной проблеме может быть решена проблема перегружености роли и ее повышенной интенсивности.

Помимо прав и обязанностей, задающих содержание ролей, для каждой роли характерно наличие определенного статуса. Существует формальный статус, отражающий позицию нахождения роли в иерархическом построении организации, и неформальный статус роли, который придается ей окружающими людьми. Формальный статус роли говорит о том, какими властными правами обладает исполнитель данной роли, каково его положение в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации. Роли, расположенные на одном иерархическом уровне, могут иметь различный формальный статус, так как он определяется не только уровнем иерархии, но и средой деятельности, к которой относится роль. Например, роли начальника отдела могут иметь различный статус в зависимости от того, какую позицию занимает отдел в организации.

Неформальный статус роли задается либо персональными характеристиками исполнителя роли, либо же неформально определенными значениями и влиянием роли в организации. Человек может обладать особыми личностными чертами либо же возрастными и квалификационными характеристиками, которые будут вызывать повышенное уважение окружающих и готовность признавать его лидерское положение, более высокое, чем то, которое определено формальным статусом роли. Обычно с уходом данного конкретного человека с данной роли ее статусное положение восстанавливается до формального, а иногда даже и ниже формального. Бывают роли, которые формально находятся на невысоком и даже низком статусном уровне, однако в силу особого характера работы они обретают существенно более высокий статус, чем формально установленный. Обычно это вспомогательные роли, обслуживающие исполнение важной по формальному статусу роли, такими могут быть роли, связанные с уникальным видом деятельности, редкие по содержанию и сильные по степени воздействия и возможным негативным последствиям.

Как видно из сказанного, ролевой подход к построению взаимодействия человека и организации исходит из того, что вся совокупность действий, которые осуществляются организацией в процессе ее функционирования, может быть разбита на отдельные работы, имеющие определенные содержанием спецификацию, определяющие квалификацию, знания и опыт, которыми должен обладать работник, выполняющий каждую конкретную работу. Для выполнения своей роли работник наделяется правами, он берет на себя определенные обязательства перед организацией и получает определенный статус в организационном окружении. При таком подходе человек воспринимается организацией в первую очередь как специалист, выполняющий определенную работу и обладающий необходимыми для этого знаниями и навыками. Однако даже если рассматривать человека исключительно как исполнителя определенной роли, его характеристики не могут быть сведены только к профессиональным квалификационным характеристикам. Человек - не машина, и при выполнении любой работы он присутствует полностью со всем набором своих личностных характеристик и настроений, что обязательно сказывается на качестве и количестве его труда. Если же посмотреть на проблему взаимодействия человека и организационного окружения шире, чем только через призму выполняемой им роли, то окажется, что значение личностных характеристик человека не только очень велико, но зачастую может быть определяющим в его взаимодействии с организацией.

Грибовская А.А.. Дошкольникам о народном искусстве. Учебно- наглядное пособие для детей дошкольного возраста. М. Просвещение, 2001г.

Копцева Т.А. «Природа и художник». - М.: Сфера, 2001.

Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. Знакомство с портретной живописью. Знакомим со сказочно-былинной живописью. Знакомим с жанровой живописью.»– СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007.

Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая группы)». – М.: Владос, 2001.

Агапова И., Давыдова М. «Аппликация». М. «Лада», 2009

Григорьева Г.Г.» Изобразительная деятельность дошкольников». – М.: Академия, 1997

Григорьева Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности». М.: Просвещение, 1995.

Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников». М., 2005 г

Доронова Т.Н. «Дошкольникам об искусстве». – М., 2002.

Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности». – СПб, 2002.

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 1 и 2 части». М., 2007

Давыдова Г.Н. «Пластилинография». М., 2007.

Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». СПб. «Детство-пресс» 2002 г.

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)». – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

Квач Н.В. «Развитие образного мышлении и графических навыков у детей 5-7 лет». М., «Владос», 2001 г.

Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года». СПб., 2003.

Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства». ТЦ «Сфера», М., 2002 г.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет». М., «Аркти», 2001.

Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке». М. «Просвещение», 1985 г.

Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии». – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду: 4-7 лет». – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду». Ярославль, 2000.

Петрова И.М. «Объёмная аппликация». СПб, 2001.

Петрова И.М. «Аппликация для дошкольников». СПб, 2001

Соломенникова О.А. «Радость творчества». М., 2001г

Чумичёва Р.М. «Дошкольникам о живописи». М. «Просвещение», 1992 г.

Яковлева Т.Н. «Пластилиновая живопись». М., 2010г

Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. Знакомство с портретной живописью. Знакомим со сказочно-былинной живописью. Знакомим с жанровой живописью.» СПб.: Детство-Пресс, 2003.

И.Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки». С-Пб «Композитор», 1999г

А.И.Буренина «Ритмическая мозайка». ЛОИРО, 1999г

Т.Сауко, А.И. Буренина «Топ-хлоп, малыши» ЛОИРО, 2001г

Т. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Н.А. Ветлугина «Музыкальные занятия в детском саду» М. «Просвещение» 1984г

Н.А.Метлов «Музыка детям» М.»Просвещение» 1985г

С.И. Бекина и др «Музыка и движение» М, «Просвещение» 1984г

Журналы «Колокольчик», «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель»

С.И. Мерзлякова «Фольклор-музыка-театр» «Владос» 1999г

Т. Орлова «Календарно – обрядовые семейно – бытовые праздники»

Е.П.Раевская «Музыкально –двигательные упражнения в детском саду» М, «Просвещение»1991г

«Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)»

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов. Улучшить нравственное состояние общества невозможно без усиления внимания к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитание ребенка мыслящим, совестливым, честным, трудолюбивым. Скромным, уважительным, ответственным.

Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. Согласно ФГОС ДО основными задачами в работе с детьми по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе являются: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров дают следующее определение «норме», норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. По мнению Г.Н. Эйсмонт-Швыдкой , отечественная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

В ходе нравственного воспитания формируются нравственные ценности.

В большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова , ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве - это кардинальные принципы педагогики.

Анализ деятельности воспитателя ДО в решении проблемы усвоения норм и ценностей, принятых в обществе позволил выделить недостатки.

Недостатки в результатах, основном процессе, в условиях профессиональной деятельности

Недостатки в результатах

Недостатки в основном процессе

Недостатки в условиях профессиональной деятельности

  • У детей отсутствуют знания о социальных нормах поведения и правилах в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
  • очень часто дети не способны договариваться, учитывать интересы и чувства других
  • многие дети затрудняются в проявлении толерантности
  • Воспитатели не достаточно владеют способами организации игровой деятельности современных детей, игры и игровые обучающие ситуации часто носят дидактический характер
  • индивидуальный подход к ребенку реализуется воспитателями с большими затруднениями
  • очень часто родители не соблюдают нормы и ценности, принятые в обществе, воспитатели затрудняются в организации взаимодействия с семьей.
  • У воспитателей низкая шкала собственных ценностей, многие не имеют чётких ценностных ориентиров
  • При организации деятельности детей воспитатель испытывает затруднения по интеграции разных видов деятельности (познавательная и игровая)
  • недостаточно наглядного материала и пособий в ДОО
  • Недостаточный уровень подготовки воспитателей, отсутствие педагогов-психологов
  • Воспитатели не внедряют в работу технологии ИКТ, ТРИЗ

Исходя из выше перечисленных недостатков можно выделить следующее противоречие: ФГОС ДО направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, но нет оптимизированной системы работы в ДОУ, многие воспитатели не имеют чётких ценностных ориентиров, родители часто не соблюдают нормы и ценности, принятые в обществе, а педагоги не всегда могут построить работу с родителями по формированию у детей нравственного потенциала.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе проведенного анализа и существующих противоречий можно сформулировать профессиональную проблему, которая состоит в определении и подборе средств по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В настоящее время, когда вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО), актуализируются вопросы поиска нового содержания, форм и методов воспитательно - образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире.

Новые образовательные результаты на основе целевых ориентиров

Целевой ориентир

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества в действии и речи ребенка

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитание заботливого отношения к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

Дети дружно играют, активно участвуют в сюжетно-ролевых играх.

Помогают своим сверстникам в разных видах деятельности.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

Обогащение словаря формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Развитие организаторских умений и навыков, способностей к межличностному сотрудничеству, развитие речи, памяти, мышления, воображения, мотивационные сферы ребенка.

При возникновении конфликтов пытается решить проблему мирным путем. Проявляет сочувствие, отзывчивость при возникновении у сверстников проблемных ситуаций. При общении использует вежливые слова

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Соблюдает правила поведения в детском саду, в культурно-досуговых центрах. Во время игр с правилами, следует этим правилам, учитывает желания и мнение других детей.

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно - образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума. Для решения данной проблемы необходимы изменения в образовательном процессе:

Составить план работы с детьми, используя при этом разные формы работы: сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные; беседы по данной тематике, чтение произведений направленных на нравственное воспитание;

Организовать проектную деятельность, которая способствует побуждению детей к положительным поступкам и делам, уточняет представление детей о добрых и злых поступках и их последствии, развивает умение детей высказывать суждения;

Организовать работу с родителями (практикумы, памятки, круглый стол, пресс-конференции, развлечения, досуги), направленную на повышение осознания родителей о том, что они являются для ребенка источником моральных представлений;

В целях совершенствования теоретического и практического уровня педагогов в создании условий для нравственного воспитания детей организовать методическая работа через следующие формы: тематические консультации по созданию условий в группах; методическая выставка литературы и пособий; практикум по разработке проектов нравственных центров в возрастных группах; смотр-конкурс условий для воспитания нравственных качеств дошкольников.

Вид деятельности

Форма

Предполагаемый результат

Игровая

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница»

«Поездка в автобусе»

«Магазин»

«Театр»

«Кафе»

«День рождение»

Формируют деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, способности к нравственной саморегуляции, а также, ролевые способы отображения окружающего;

Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развивает речь, память, мышление, воображение, мотивационные сферы ребенка.

Дидактические игры:

«Что такое хорошо, что такое плохо?»,

«Мешок добрых дел»,

«Помогаем маме»,

«Добрые и вежливые слова»,

«Цветок добрых дел»,

«Помоги Незнайке»,

«Сделай комплимент»,

«Благородные поступки»

Воспитывают организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, обогащает словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения)

Развивают волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Подвижные народные игры

Формируют готовность детей к совместной деятельности, развивают умения договариваться

Коммуникативная

Беседы на темы:

«Как и чем можно порадовать близких»,

«Наши добрые слова»,

«Мы идем в гости»,

«Как мы можем позаботиться о старших»,

«Что значит быть добрым?»,

«Мы в детском саду»

Расширяют представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.

Конструирование

Изготовление книжки-малышки для детей младшей группы

Учит заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Изобразительная

Рисование по русским народным сказкам «Самый добрый герой»

Формирует умение оценивать поступки сказочных героев

Восприятие художественной литературы

Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев: русские народные сказки,

Стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»

В.Осеева «Волшебное слово»

Е.Пермяк «Самое страшное»

В.Осеева «Просто старушка»

А. Барто «Вовка- добрая душа»

Формирует умение оценивать свои поступки и поступки сверстников, развивает стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Проектная

Проект

«Наши добрые дела»

Дети должны усвоить знания о важности и необходимости совершения хороших поступков; различать понятия «хорошо», «плохо», научиться сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле, познакомиться с различными произведениями о добре и зле, пословицами, поговорками, стихами, отрицательными и положительными героями, уметь анализировать различные ситуации.

Деятельность воспитателя по работе с родителями:

  • Практикум «Что мы знаем о своем ребенке?», «Взаимодействие с детьми», «Хорошо или плохо – азбука нравственности»
  • Памятки для родителей «Основные причины эмоционального неблагополучия детей»
  • Творческая лаборатория «Нравственные отношения в семье и детском саду»
  • Игра КВН «Роль этикета в нравственном воспитании детей»
  • Круглый стол «Семейные традиции. Праздники»
  • Пресс-конференция «Спрашивали - отвечаем»

Деятельность воспитателя в работе с воспитателями:

  • Проведение занятий, направленных на изучение данной проблемы практических и методических приложений; изучения опыта работы других ДОУ.
  • Семинар-практикум по теме: «Нравственное воспитание дошкольников с учетом современных программ и методик» и практические занятия, которые направлены на систематизацию и углубление теоретических знаний, на осмысление собственного педагогического опыта, на овладение современными технологиями; обзор методической литературы, раскрывающей актуальность работы в данном направлении.
  • Тематические консультации: «Психологические основы нравственного развития детей дошкольников», «Развитие нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста», «Формирование взаимоотношений между детьми», «Формирование чувства любви к природе в процессе прогулок дошкольников».
  • Открытый просмотр мероприятий у педагогов - для молодых воспитателей.
  • «Круглый стол» – цель данного мероприятия: совершенствование системы планирования работы педагогов с детьми по нравственному воспитанию, разработка стратегии взаимодействия специалистов и воспитателей, выявление эффективного опыта работы по данному направлению.
  • «Творческая группа» - участники которой, принимают участие в разработке плана инновационной деятельности, в разработке и составлении перспективных планов для детей и родителей, в подборе эффективных методов сотрудничества с родителями.
  • Индивидуальная работа, направленная на консультирование в проблемных ситуациях, анализ собственной деятельности, знакомство с результатами анализа.

Карта наблюдения

Показатель

Характеристика уровней критерий

Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их .

Критерий не выполняется

Критерий выполняется частично

Критерий выполняется полностью

Умеет самостоятельно объединиться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений

Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качества личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).

В качестве контроля, также предлагается диагностика, которая проводится психологом.

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:

Кадровые:

  • Повышение уровня знаний педагогов (курсы повышение квалификации, семинары – практикумы, педагогические советы)
  • Интегрированная работа с педагогами ДОУ (музыкальным руководителем, физ. инструктором)
  • привлечение психолога

Научно – методические:

  • Обеспечение методической литературой на тему « Формирование у дошкольников норм и ценностей, принятых в обществе»
  • Создание и реализация проектов о морально-нравственном воспитании дошкольников
  • Планирование открытых занятий по социально-нравственному воспитанию детей

Нормативно - правовые:

  • Учет в образовательной деятельности всех документов. Принятых на государственном уровне и которые касаются дошкольного образования: Закон об образовании, Конвенция о правах ребёнка, ФГОС дошкольного образования, СанПин от 15.05.2013 г №26 и др.

Материально – технические:

  • Проектор;
  • Компьютер;
  • Музыкальный центр;
  • Интерактивная доска.

Информационные:

  • Оформление информационных стендов для родителей с рекомендациями по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Подборка информационно-методической и художественной литературы для родителей.
  • Журнал «Дошкольное воспитание», «Старший воспитатель», «Обруч», «Современное дошкольное образование», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
  • Информационное освещение деятельности на сайте ДОУ;
  • Мультимедийные технологии.

Организационные:

  • Организовать в ДОУ кружок, направленный на усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Организовать встречи с представителями Центра «Семья», посещение культурно-досуговых центров

Тезаурус

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Нравственная ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Саморегуляция включает несколько сложных процессов, которые позволяют детям соответственно реагировать на окружающую среду