Меню

Учебное пособие: Патриотическое воспитание в общеобразовательном учреждении. Патриотическое воспитание детей

Волосы/Прически

В пособии рассматриваются вопросы гражданского и патриотического воспитания учащихся. Содержит учебно-тематический план и примерную тематику лекций, практических занятий спецкурса «Воспитание гражданина и патриота: теория и практика», темы исследовательских, творческих работ и сообщений, вопросы и задания для самоконтроля, список литературы.
Учебно-методическое пособие предназначено студентам вузов, учителям школ, а также всем, кто интересуется проблемами гражданского и патриотического воспитания и обучения.

Основные подходы к пониманию сущности гражданского воспитания.
Проблема гражданского воспитания школьников занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований. Тематика публикаций по смежным проблемам велика, а по проблеме гражданского воспитания как фактора социализации школьников нет. Анализ опубликованных работ в педагогических журналах позволил установить, что изучались следующие вопросы: понимание сущности понятий «гражданственность», «гражданское воспитание», научных основ его организации; историко-педагогического аспекта гражданского воспитания; новые подходы к разработке содержания гражданского воспитания учащихся; содержание учебных дисциплин, способствующих формированию гражданских качеств у школьников; новые средства и формы включения учащихся в социально значимую деятельность; воспитательные возможности детских организаций по гражданскому воспитанию школьников; инновационные технологии подготовки будущих учителей к воспитательной работе; 8) анализа форм и методов организации гражданского воспитания школьников в зарубежных странах. Однако следует отметить, в исследованиях отсутствуют сквозные единые проблемы, ведущие гражданские идеи, которые бы обеспечивали преемственность; не разработаны внутри дисциплинарные преемственные связи в гражданских знаниях; нет взаимосвязи с воспитательной деятельностью. Среди факторов социализации - философская пропедевтика, история, право, трудовое обучение, но не сформирована целостная практико-ориентированная концепция гражданского воспитания, способствующая социализации школьников.

СОДЕРЖАНИЕ
ВЕДЕНИЕ
Раздел I. ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
Лекция 1: Генезис проблемы гражданского воспитания школьников
Лекция 2: Проблема гражданского воспитания в истории отечественной педагогической мысли
Лекция 3: Гражданское общество как цель и условие гражданского воспитания
Лекция 4: Теоретико-методологические основания возможной концепции гражданского воспитания школьников
Лекция 5: Закономерности и принципы гражданского воспитания
Лекция 6: Система гражданского воспитания школьников
Лекция 7: Педагогический мониторинг гражданской воспитанности школьников
Лекция 8: Гражданское воспитание в процессе обучения
Лекция 9: Школьное самоуправление в общеобразовательной школе
Лекция 10: Проблема патриотического воспитания в исторической ретроспективе
Лекция 11: Проектирование модели процесса патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы
Лекция 12: Комплекс педагогических условий функционирования модели патриотического воспитания учащихся
Раздел II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1: Гражданское воспитание в демократической России
Занятие 2: Воспитательный потенциал учебный дисциплин
Занятие 3: Активные и интерактивные методы воспитания
Занятие 4. Роль и позиция учителя в гражданском воспитании
Занятие 5: Практика подготовки и реализации социально-значимых проектов
Занятие 6: Современные технологии гражданского воспитания
Занятие 7: Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Занятия 8: Региональный компонент гражданского образования в общеобразовательных школах Челябинской области
Занятие 9: Педагогические воспитательные технологии
Занятие 10: Создание демократического климата
Занятие 11-12: Патриотическое воспитание: прошлое и настоящее
Занятие 13-14: Организация воспитательной среды как одно из условий результативного патриотического воспитания
Занятие 15-16: Мой дом, мой город, мой край
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
3.1. Вопросы и задания для самостоятельной работы
3.2. Темы исследовательских работ
3.3. Вопросы для самоконтроля
3.4. Текущая аттестация качества усвоения знаний
3.5. Критерии оценивания знаний
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Воспитание гражданина и патриота, Теория и практика, Гревцева Г.Я., Циулина М.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Методическое пособие по патриотическому воспитанию, среди дошкольников (старший возраст) - Музыкальная гостиная «Подарок ветеранам» (МОД с участием детей, педагогов, родителей, дедушек, бабушек, ветеранов), посвященная Дню Победы в ВОВ, разработанное в рамках программы «Я живу в России»

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Курортный район

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 17 комбинированного вида

197706, Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, 17 Лит.А

т. 437-39-72, ф. 437-69-18

Методическое пособие по патриотическому воспитанию,

среди дошкольников (старший возраст) -

(МОД с участием детей, педагогов, родителей, дедушек, бабушек, ветеранов),

посвященная Дню Победы в ВОВ ,

Разработанное в рамках программы «Я живу в России»

Номинация «Помним, храним и продолжаем традиции фронтовиков»

Миронова Н.В.

Янушкевич А.Н.

Подопригора Е.И.

Сиркия Т.П.

Исаева С.П.

Назарова М.В.

Адрес: г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков 17 литер А, тел. 437-69-18

Перечень материалов: Методическое пособие, конспект МОД, видеофильм

Санкт-Петербург 2016

  1. Аннотация
  2. Содержательная часть
  3. Приложение № 1 . Конспект МОД с участием детей, педагогов, родителей, дедушек, бабушек, ветеранов по патриотическому воспитанию, среди дошкольников (старший возраст) - Музыкальная гостиная «Подарок ветеранам» посвященная Дню Победы в ВОВ
  1. Аннотация

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Главная цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы помочь юным жителям России в гражданском становлении, помочь разобраться в окружающем мире, учить совершать социально-полезные дела сегодня, воспринимать лучшие традиции своего народа, стремиться стать самостоятельным, активным гражданином, любящим свой родной край, свою родную землю.

Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно начинаю решаться в детских дошкольных образовательных организациях.

Результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории родного города и страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в разъяснении вопросов детей, связанных с историей родного края, и не имеют возможности посещать культурные мероприятия.

Поэтому возникла главная задача - необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями и историей родного края. Решением данной проблемы является реализация программы: «Я живу в России».

Начало работы по гражданскому воспитанию необходимо с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Формы и методы работы с детьми по патриотическому направлению:

  • Рассказ (диалоги, обсуждения) о достопримечательностях родного края;
  • Чтение художественной литературы (в стихотворной и прозаической форме), соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России;
  • Чтение и рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей;
  • Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;
  • Проведение тематических праздников и развлечений: «День снятия Блокады», «День Победы в ВОВ», «День города», «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи любви и верности», «День защиты детей», «День России» и т.д.
  • Подготовка и проведение тематических выставок (фото, изодеятельности, прикладного творчества), посвященных памятным датам, изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, младших воспитанников. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее;
  • Разработка и проведение детско-родительских проектов (досуги, экскурсионные мероприятия, целевые прогулки, викторины, конкурсы, тематические вечера).

Область применения

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Результаты освоения программы

Дети могут:

  • рассказать о своем родном городе, имеют представление о достопримечательностях родного края и главных достопримечательностях страны:
  • знают, что Россия - огромная многонациональная страна, Москва - столица нашей Родины, Санкт-Петербург – наш родной город, Сестрорецк – малая родина. Знаком с особенностями главных государственных символик - флагом, гербом, гимном;
  • имеют представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы;
  • знают традиции: «Родина помнит героев, защитивших её от врагов»;
  • стремятся оберегать и охранять традиции, наследие и природу своей Родины;
  • дети, и их родители охотно участвуют в конкурсах, общественных праздниках, досугах т.д.
  • педагоги стремятся принимать участие в общих профессиональных и общественных праздничных и конкурсных мероприятиях.

Описание модели воспитательной деятельности.

Меняются времена, эпохи, люди. Но стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине остаётся вечным. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Не возможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствую личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Цели:

  1. Прививание любви к Отечеству, гордости за его культуру.
  2. Изучение истории и культуры родного города, малой Родины, страны в целом.
  3. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

Задачи:

  • обогащение представлений о Родине – России; воспитывать чувство гордости за ее достижения;
  • воспитывать уважение к разным национальностям и их обычаям;
  • расширять знания об истории страны и родного края;
  • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • способствовать появлению потребности в получении информации о родном городе;
  • формировать интерес детей к малой Родине – городу, в котором мы живем;
  • воспитывать чувство гордости за родной город.

Формы и методы работы с детьми реализации программы

  1. Наглядный метод:
  • Чтение педагогами рассказов с показом демонстрационного материала (ИКТ: презентации, видео и т.д.);
  • Наблюдения;
  • Музыкально-театральная деятельность;
  • Изучение иллюстраций, предметов, репродукций картин;
  • Проведение дидактических игр;
  • Экскурсии по городу, целевые прогулки;
  • Моделирование сказок, ситуаций;
  • Детско-родительские проекты.
  1. Словесный метод:
  • Чтение литературных произведений;
  • Чтение стихотворений с детьми;
  • Беседы с элементами диалога (в том числе с приглашёнными гостями);
  • Малоподвижные, сюжетно-ролевые игры;
  • Викторины, конкурсы, тематические вечера.
  1. Практический метод:
  • Организация продуктивной деятельности дошкольников;
  • Проведение игр различных видов (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);
  • Поделки своими руками;
  • Организация постановок сказок, литературных произведений, конкурсов, викторин, встреч;
  • Проведение экскурсий различной направленности;
  • Организация мероприятий с родителями;
  • Изготовление с детьми (и их родителями) наглядных пособий.

Использование вышеуказанных традиционных форм и методов работы педагогов и специалистов ДОУ в комплексе с элементами инновационных ИК технологий способствует активному вовлечению в процесс познания, как детей, так и их родителей. Серьёзные темы и исторические события интерпретируются в различных видах деятельности, переключая и удерживая детское внимание, восприятие и интерес. Основной целью наших проектов является не инновационность, а разумный компромисс между современными технологиями, традициями и наследием.

Проблема реализации программы

по патриотическому воспитанию дошкольников

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.

Каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа. У каждого человека есть Родина - близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, все взаимосвязано.
В этих непростых условиях становиться актуальным приобщение детей к истинным ценностям, поэтому поиск путей оптимизации воспитательного процесса, формирующего гражданские позиции детей, является перспективными и бесспорно требующего решения.

В связи с тем, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, есть трудности в ознакомлении детей со столь сложными понятиями. Поэтому в работе необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и наглядные предметы, и ИКТ материалы, и реальные встречи и экскурсии.

Полученные результаты.

Развитие дошкольников в результате реализации проекта:

  1. Дети знают свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; узнают и называют (по иллюстрации) достопримечательности, центральные улицы, площади города Сестрорецка и Санкт-Петербурга; знают флаг, герб, гимн России; герб и флаг Сестрорецка, символику детского сада; знакомы с народными праздниками, игрушками; природными богатствами России, ландшафтными особенностями. Дети стремятся заботиться об окружающей природе, близких, оказывать помощь, проявлять дружелюбие, уметь договориться со сверстниками, анализировать поступки, иметь представление о членах семьи и ближайших родственниках, традициях своей семьи, детского сада;
  2. Дети знакомы с произведениями русского фольклора (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами русской народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической), русскими народными играми;
  3. Дети уважительно общаются со сверстниками и взрослыми разных национальностей;
  4. Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, своей семье, другим людям и самому себе, уважительное отношение к взрослым и сверстникам, коммуникабельность;
  5. Воспитание деятельного отношения к труду, ответственности за свои дела и поступки.

Работа с семьей

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Регулярно в нашем детском саду организуются детско-родительские мероприятия. Родители вместе со своими детьми активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в ДОУ:

  1. Организация фотовыставок, экспозиций детских рисунков и коллажей: «Есть такая профессия – Родину защищать!» , «Мужчины…Какие вы разные всё же…» (к Дню защитника Отечества) , «Обитатели зимнего леса», «Ох уж эти женщины…» (коллажи и рисунки к 8 марта).
  2. Проведение фотоконкурса «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему).
  3. Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней места, чем Родина моя», «Мой город – Сестрорецк».
  4. В подготовительных группах родители и дети, в разное время, представляют собственные проекты о родном городе «Город моего детства», «Когда бабушка и дедушка были маленькими», «Семейные праздники (традиции, коллекции)», «Мой день рождения», «Наше путешествие», «Мы в походе», «Экскурсия в музей». Такие проекты знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают о жизни прадедов, дедушек и бабушек ребенка, кем они работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать).
  5. Весной и осенью проводятся акции «День благоустройства города», когда родителям и детям предлагается принять участие облагораживании, озеленении и благоустройстве участка детского сада и прилегающей территории.
  6. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку и понимание родителей, повышается самооценка.

Деятельность педагогов в результате реализации проекта:

  1. Повышение качества деятельности педагогов в области патриотического воспитания.
  2. Повышение качество в разработке и реализации программ.
  3. Происходят изменения в содержании и формах образовательного процесса;
  4. Отмечается стремление к личностному росту среди педагогов (степень вовлеченности педагогов и инновационный процесс, повышения уровня профессионального интереса и творческой активности);
  5. Изменяется отношение родителей к педагогической деятельности в ДОУ и нравственно-патриотическому воспитанию своего ребенка (что отражается в степени участия родителей в совместных с детьми мероприятиях, в жизни и деятельности детского сада);
  6. Изменяется предметно-пространственная среда интерьера ДОУ;
  7. Создаются информационные пособия (ЭОР) с наглядным материалом;
  8. Разработана и реализуется Программа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию

Участие воспитанников и педагогов в конкурсах и мероприятиях различного уровня по направлению «Гражданственность и патриотизм»

Наименование конкурса, фестиваля и т.д.

Организатор

конкурса

Участники

Результат

Региональный смотр - конкурс «Равные права, равные возможности» в рамках X Санкт-Петербургского международного книжного салона. Апрель 2014г.

Илья Толстых, 7 лет;

педагоги:

И.В. Коровина;

М.В. Назарова

Н.В. Миронова

Грамота лауреата конкурса

Региональный конкурс «Равные права – равные возможности» в рамках X Санкт-Петербургского международного книжного салона. Апрель 2015г.

Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации

Степанов Данила; педагоги:

З.М. Мусаева,

М.В. Назарова,

Н.В. Миронова

Лауреат I степени

Городской конкурс «Равные права – равные возможности» в рамках X Санкт-Петербургского международного книжного салона. Апрель 2015г.

Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации

Казурова Алёна педагоги:

З.М. Мусаева,

М.В. Назарова,

Н.В. Миронова

Победитель

VI выставка «Рисуют дети», посвящённая 300-летию Сестрорецка. 2014г.

ДДТ «Нареке Сестре»

Орлов Коля 7 лет;

педагог: Исаева С.П.

Диплом

«Мы - будущее ГИБДД» в рамках XI конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» Номинация «Музыкально-литературная композиция». 2015г.

Муз.руководитель Е.И.Подопригора;

Педагоги:

Т.П. Сиркия,

А.С. Пандырева

III место

Районный этап конкурса агитбригад «Мы - будущее ГИБДД» в рамках XI конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» Номинация «Агитбригада». 2015г.

ГБДОУ № 25 Курортного района СПб

Инструктор ФИЗО М.В.Калашникова,муз.рук.

А.Н. Янушкевич,

Педагоги: С.В. Зябко

М.И. Новикова

I место

Городской этап конкурса агитбригад «Мы-будущее ГИБДД» в рамках XI конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!». 2015г.

Управление ГИБДД ГУ МВД России по г. СПб и ЛО

Муз. рук.

А.Н. Янушкевич,

Инстр. ФИЗО

М.В. Калашникова

Дипломанты II степени

Районный вокально-хоровой фестиваль

«Во славу Отечества песню поём», посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. 2015г.

ДДТ «На реке Сестре»

Муз. Руководители

Е.И.Подопригора,

А.Н. Янушкевич

Диплом ПОБЕДИТЕЛЯ

Конкурс чтецов «Славные страницы истории в рамках Фестиваля творчества юных «Под музыку прибоя», посвящённого 300-летию г. Сестрорецка. 2014г.

СПб ГБУК «ЦБС Курортного района» Центральная детская библиотека

Стрекаловская Анастасия,

педагоги:

А.С. Пандырева,

Т.П. Сиркия

Диплом II степени

Районный конкурс детского творчества «День победы» , посвящённый 70-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне «На улице мира»

ДДТ «На реке Сестре»

Бондаренко Евгений; педагог: З.М. Мусаева

Диплом I степени

Способы определения результатов

Данный комплекс НОД был разработан с целью включения в образовательную программу ДОУ, в целях обеспечения вариативности и разнообразия содержания рабочих программ и организации различных форм дошкольного образования с учетом различных потребностей и способностей воспитанников.

Результаты работы определяются педагогами в процессе интервью, бесед, открытых итоговых мероприятий, носящих обобщающий характер, педагогических наблюдений.

Приложение № 1

Музыкальная гостиная «Подарок ветеранам»

(МОД с участием детей, педагогов, родителей, дедушек, бабушек, ветеранов)

посвященная Дню Победы в ВОВ

Цели:

  1. Привитие любви и уважения к ветеранам ВОВ, Отечеству, гордости за Победу.
  2. Изучение истории Великой Отечественной войны и роли нашей страны во Второй Мировой войне в целом.
  3. Приобщение детей к почитанию и сбережению духовно-нравственного наследия.

Задачи:

  • обогащение и расширение представлений и знаний о Родине – России, её истории; воспитание чувства гордости за ее достижения;
  • формирование духовно-нравственного отношения к родному краю и чувства сопричастности к нему;
  • формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения;
  • формирование интереса детей к малой Родине – городу Сестрорецку, в котором мы живем. Привитие чувства гордости за город Санкт-Петербург, его участие в истории ВОВ.

Предварительная работа с детьми:

1. Организация выставки «День Победы» (фотографии из семейных архивов, предметы быта военных лет, рисунки детей и родителей, вырезки из газет, журналов, открытки о войне)

2. Прослушивание цикла песен о войне, разучивание музыкального репертуара.

3. Изготовление праздничных подарков ветеранам (на усмотрение педагогов, например: памятные открытки), которые дарят ветеранам по окончании мероприятия.

Ход мероприятия:

В зал заходят приглашенные бабушки, дедушки, прадедушки, прабабушки детей, ветераны с орденами и медалями, они, по приглашению музыкального руководителя рассматриваю выставку, дети рассказывают об экспонатах этой выставки, кто изображен на снимках из семейного альбома. Затем гостей приглашают занять свои места.

Вступительное слово педагога группы, приветствие гостям и детям.

Ведущая: Дорогие ребята, дорогие гости, скоро большой праздник - День Победы!

Зажигаются радостью лица в это светлое майское утро,

За окном заливаются птицы, отливает листва перламутром

Ветеранам мы дарим гвоздики, вспоминаем отважных бойцов,

Не забудет мы подвиг великий наших дедов и наших отцов.

Мы знаем о войне из рассказов наших близких из их воспоминаний из писем, которые они писали семьям, своим невестам, родителям. Они писали, что вернутся домой с победой.

Ведущая: Сейчас мы посмотрим фотографии (презентация), а ребята расскажут нам о своих бабушках и дедушках – ветеранах, которых сейчас нет с нами

Ведущая: Все дальше от нас эта дата - 9 Мая 1945 года. Все меньше остается тех, кто участвовал в самой страшной, самой кровопролитной из войн. Но никто не забыт, ничто не забыто. Поэтому мы сегодня почтим память павших и поздравим от всего сердца всех, доживших до наших дней.

Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну,

В тылу иль на полях сражений

Принес победную весну

Поклон и память поколений.

Погибших не вернуть,

Но в наших силах помнить их

Почтим их память минутой молчания.

Минута молчания (звук метронома)

Мальчик: Дорогие ветераны, мы поздравляем вас с праздником и дарим вам наш праздничный концерт.

Ведущая: Мир в стране, лето, прекрасное безмятежное время.

Дети исполняют песню «Катюша» - девочки танцуют с платочками.

Девочка читает стихотворение И.Бунина (Олень)

Звук воздушной тревоги .

Ведущая: Началась война … и зазвучали другие песни…

Давайте все вместе вспомним.

Поют педагоги, родители, гости пуппури из песен военных лет:

  • Катюша сл.М.Исаковского, муз. Блантера;
  • Синий платочек сл. М.Максимова, муз. Е. Петербуржской;
  • Темная ночь сл. В. Агапова, муз. Н. Блантера;
  • Эх, дороги сл. Л. Ошанина, муз. Новикова.

Ведущая: С надеждой и верой ждали солдат дети и взрослые с войны. Об этом написал замечательное стихотворение К. Симонов, строчки из которого, мы все помним «Жди меня и я вернусь, только очень жди».

Мальчик читает стихотворение К.Симонова «Жди меня»

Ведущая: Мы живем с вами в замечательном городе. В годы войны он носил другое имя – Ленинград. Из всей истории великой Отечественной войны эта страница – особенная. Героическая борьба ленинградцев за свой город, свою жизнь, за свою Родину. Эти люди были непобедимы, им пришлось пережить страшные испытания и выйти победителями из смертельной битвы с врагом, с голодом холодом, пережить невероятные дни, которые носят название – блокада. Давайте споем песню, посвященную спасительной Дороге Жизни, которая шла через Ладожское озеро.

Дети исполняют Песня «Ладога»

Ведущая: А сейчас мальчики нам покажут отрывок из произведения А.Твардовского «Василий Теркин» (Инсценировка отрывка из произведения «Василий Теркин»)

Ведущая: Дорогие наши ветераны и гости, мы благодарим вас за встречу, желаем здоровья, благополучия, радости. Еще раз поздравляем вас!

Звучит музыка, ветеранам вручаются цветы, подарки, сувениры.

Все вместе исполняют песню «День Победы» муз. Д. Тухманова.

Мероприятие заканчивается приглашением всех гостей и участников к чаепитию и подарками детей, изготовленных заранее самостоятельно (памятные открытки).


Продолжаем публикацию материалов о литературе из читального зала руководителей детского чтения, которая поспособствует работе по воспитанию любви и ответственного отношения к родине у детей.

Предыдущая статья была посвящена художественной литературе, сегодня поговорим о методической литературе – это разработки занятий, сценарии для дошкольников и школьников по патриотическому воспитанию.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.

Сборник содержит планирование работы с детьми, конспекты занятий и развлечений, формы работы по взаимодействию с семьей воспитанников. Практический материал размещен по разделам: "Богатыри - защитники земли Русской", "Герои 1812 года", "Детям о празднике Победы". В пособии даны методические рекомендации для практических работников ДОУ по выстраиванию работы со старшими дошкольниками по теме "Наша армия - защитница отечества". Также здесь вы найдете и рекомендации по чтению художественной литературы в целях патриотического воспитания.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.

В пособии представлены циклы занятий по разным видам детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной. Циклы объединены темами "Русь изначальная", "Все мы вышли из природы", "Россия. Золотой век". Содержание книги способствует развитию творческого потенциала дошкольника и формированию нравственно-этических норм. Книга может быть рекомендована воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям по изодеятельности, логопедам, учителям начальных классов, гувернерам, родителям.

Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

Воспитание осуществляется по трем программам комплексного освоения традиционной отечественной культуры: "Круглый год", "Семейный круг", "Святые наши имена". Цель предлагаемых программ комплекса "Наследие" - восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка; физическое и трудовое воспитание; системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.

С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.

В сборнике представлен опыт работы педагогов из различных регионов нашей страны по патриотическому воспитанию старших дошкольников. В пособие вошли конспекты занятий, сценарии праздников, конкурсов, военно-спортивных игр, музыкально-литературных вечеров, а также информация о символике Российской Федерации. Издание предназначено для воспитателей, педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также студентов вузов и колледжей.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).

Этот сборник - удачная попытка представить в одном издании содержание важнейшего направления воспитательной работы в школе - развитие чувства патриотизма у подростков. Целевые программы, разработки интересных мероприятий, творческих дел, развивающих игр и викторин, сценарии вечеров, выступлений агитбригады или театральной студии - весь материал призван помочь в решении одной из самых насущных проблем современного российского общества. Задачи мероприятий: развитие у подрастающего поколения чувства уважения к истории, традициям, культуре россиян, воспитание гордости за героические страницы прошлого, ответственности за настоящее и будущее страны, готовности защищать Отечество и созидать во имя его процветания.

Жиренко, О. Е. Я - гражданин России!: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва. - Москва: Вако, 2008. - 160 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Настоящее пособие содержит сценарии классных часов, ориентированных на формирование гражданского самосознания у учащихся 1-4 классов, на расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества и воспитание любви и уважения к Родине. Содержательно классные часы охватывают разные стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни.
Предлагаемая книга поможет педагогу в многолетнем и тонком деле воспитания достойных граждан России. Издание адресовано классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, социальным педагогам.

Агапова, И. А.Мы - патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Вако, 2008. - 368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Издание содержит сценарии школьных мероприятий, ориентированных на формирование патриотического сознания учащихся, расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества. Содержательно классные часы и познавательные викторины охватывают все стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни, достижения науки и искусства. Пособие будет полезным широкому кругу читателей – классным руководителям, завучам по внеклассной работе, сотрудникам центров детского творчества.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Поваров, К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С. Поваров. - Москва: ИЭОПГКО, 2007. - 144 с. - (Обретенное поколение).

Православным педагогам даются рекомендации, как организовать досуг школьников в православных лагерях, клубах, детских и молодёжных организациях. Куда устроится на работу? Вы найдёте конкретные советы, исходящие из уже накопленного опыта, полезные ссылки и телефоны.

Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва: Новое образование, 2011. – 119 с. - (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).

Данный проект акцентирует внимание педагогической общественности, детей и родителей на реконструкцию событий отечественной войны 1812 года, способствует воспитанию чувства гордости, патриотизма за свое отечество. А также, проект оказывает информационную поддержку для распространения и освещение наиболее интересных и эффективных, социально значимых методик, программ, мероприятий, посвящённых подготовке и празднованию 200-летия Победы России в отечественной войне.

Агапова, И. А.Патриотическое воспитание в школе: научно-популярная литература / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2002. - 224 с. : цв. ил. - (Внимание: дети!).

Сборник сценариев внеурочных мероприятий (занятий, конкурсов и викторин) для 4-11 классов. Русская природа и традиции, военные достижения и страницы истории, герои России и её символы - таково содержание книги. Авторы сборника: психолог и драматург И.А.Агапова (за сценарии пьес для детей и юношества удостоена звания "Драматург ХХI века") и кандидат педагогических наук, доцент М.А.Давыдова (лауреат конкурса журналистов "Правопорядок и общество" за достойный вклад в формирование подрастающего поколения России).

РАСИНА М.А., библиотекарь отдела методики работы с фондами



Отдел образования администрации Петровского района г. Донецка

Дошкольное образовательное учреждение ясли-сад №313 г. Донецка

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Методическое пособие

по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«ДОНЕЦК мой город»

Лежанская Марина

Афанасьевна

заведующий МДОУ№313

050-92-95-624

Гончаренко Светлана

Сергеевна

воспитатель МДОУ№313

Г.Донецк-24,ул.Ревякина 37 а

Лежанская Марина Афанасьевна, заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад№313 города Донецка»

Гончаренко Светлана Сергеевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад№313 города Донецка»

Рецензенты

Старовойтова Инна Вячеславовна методист районного методического кабинета

Введение.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются новые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребёнок переживает то, что с ним происходит и им совершается. Он определённым образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребёнка. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. И в этом поможет дидактическое пособие по патриотическому воспитанию лэпбук «ДОНЕЦК -мой город». Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. «Лэпбук» в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру.

Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематической папкой – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы воспитателя с детьми по патриотическому воспитанию. Его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий.

Основная часть.

Теоретическая часть.

Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Тема для папки по патриотическому воспитанию может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Но данное пособие «ДОНЕЦК - мой город» посвящено конкретно городу Донецку, что дает возможность преподнести детям более подробную информацию о нем - и это является более продуктивным.

Преимущество использования лэпбука «ДОНЕЦК - мой город »

Помогает:

    Структурировать сложную информацию;

    Развивает познавательный интерес и творческое мышление;

    Разнообразить даже самую скучную тему;

    Научить простому способу запоминания;

    Объединить группу детей в МДОУ для увлекательного и полезного занятия.

Значение лэпбука «ДОНЕЦК - мой город» для ребенка:

    Способствует пониманию и запоминанию информации о городе Донецке.

    Способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучению города Донецка;

    Способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Значение для педагога:

    Способствует организации материала по патриотическому воспитанию в рамках тематического планирования;

    Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;

    Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Практическая часть.

Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому его содержание подчинено определенному плану, для более полного раскрытия темы:

1. Познакомить ребенка с понятием: Родина 2. Познакомить ребенка с достопримечательностями Донецка 3. Познакомить ребенка с актуальными профессиями в Донецке. 4. Закрепление знаний детей символики Донецка. 5. Для развития речи – пословицы и поговорки, художественное слово. 6. Развитие памяти, воображения, мышления.

И каждый из пунктов плана размещен на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках.

Для изготовления лэпбука «ДОНЕЦК - мой город» использовались следующие материалы:

    картонная папка;

    бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);

    ручки, карандаши, фломастеры, краски;

    ножницы;

    клей и скотч;

    степлер;

    декоративные элементы по необходимости (пуговицы, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Организация материала:

    стандартные кармашки;

    обычные и фигурные конверты;

    кармашки-гармошки;

    кармашки-книжки;

    окошки и дверцы;

    вращающиеся детали;

    высовывающиеся детали;

    карточки;

    теги;

    пазлы

    стрелки.

Основа (папка) подробно показана на картинках.

С
одержание папки.

    Блокнотик разрезной «Пословицы»

Цель: Развивать логическое мышление, обогащать словарь детей, знакомить с художественным словом, воспитание интереса к традициям своего народа.

Ход игры: педагог читает начало пословицы, а дети её продолжают и поясняют её значение.


Цель: закреплять звуки и буквы; упражнять в умении определять на какой звук начинается слово; знакомить с достопримечательностями

города.

Х
од игры:
педагог читает коротенькое стихотворение на определённую букву. Ребёнок называет все слова, которые имеют данный звук

    Вращающийся круг «Наши профессии» знакомит детей с профессиями, которые актуальны в городе Донецке.

Цель игры: Продолжать знакомить детей с профессиями людей нашего региона. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.

Материал: "Колесо" с изображениями человека - представителя профессии, знакомой детям (Доктор, продавец, учитель, шахтёр, футболист)

Ход игры: ребёнок крутит колесо и на какой профессии оно останавливается (можно, какая понравилась), про ту и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе, называет предметы, которые помогают ему в работе (доктору шприц, фонендоскоп и т.д.). Выигрывает тот, кто даст более полный ответ и без ошибок.


Цель: в игровой форме закрепить знания о родном городе; развивать речь, память; воспитывать любовь к родному городу.




«Собери картинку»

Цель: учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём п
рикладывания.

Ход игры: ребёнок должен собрать картинку с изображением достопримечательностей города с помощью образца.

«Путешествие по Донецку»

Задачи: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры; расширять представления о зданиях и их назначении; пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на котором фотографии городских заведений и учреждений кубик и фишки. В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей – 3-5чел.

Варианты игры: ребенок бросает кубик, который определяет количество ходов по игровому полю. Попадая на фотографии достопримечательностей города, называет их.

На внешней стороне папки находиться карта Донецка, которая разделена на районы.




Заключение.

Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие - одно задание. Придумайте удобное место для хранения изготовленных материалов. Интересных вам идей и плодотворных совместных занятий с детьми! Совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по патриотическому воспитанию и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук «ДОНЕЦК - мой город» хорошо подойдет для групповой игры. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать коллективную книжку.
5. Изучение лэпбука «Мой город – ДОНЕЦК» – это увлекательное творческое занятие.

1. Введение…………………………………………………………… 3

2 Основная часть……………………………………………………. 5

- теоретическая

- практическая

- дидактическая

3. Заключение………………………………………………………. 12

4. Список использованной литературы………………………… 14

Список использованной литературы.

Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.

Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., - М., 2006.

Живем в «Ладу» / Писарева А. Е., Уткина В. В., М., - 2007.

Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.

Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006.

Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.

Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.

Народные игры в детском саду / Лялина Л. А., - М., 2008.

Народные праздники в детском саду / Зацепина М. Б., Антонова Т. В., М., - 2006.

Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.

Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.

Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. - М., 1990.

Родные сказки / Шорыгина Т. А., - М., 2003.

Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.