Меню

Типы проектов по художественной литературе для дошкольников. Проект «Приобщение детей к миру художественной литературы

Вкусные рецепты


Описание презентации проекта «Книга в детский сад»

1 слайд

Данный проект осуществляется на протяжении нескольких лет в Муниципальном Дошкольном Образовательном Учреждении Центре Развития Ребёнка детском саду № 4 «Золотой ключик».
Вашему вниманию представлен проект по «Приобщение детей к художественной литературе с использованием детской книжной графики».
Данный проект разработан, с цель помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь.

2 слайд

Для реализации проекта, прежде всего, в своём детском саду мы начали работу с того, что определили основные цели и задачи:

  • прививать интерес и любовь к книге, чтению;
  • развивать творческие способности детей, воображение;
  • развивать интерес к книжной графике;
  • воспитывать интерес к коллективной работе в процессе создания книги.

В своей работе мы опираемся на опыт педагогов Ростовской области, использую региональные технологии.

3 слайд

Для реализации данных направлений необходимо было создать предметно-развивающую среду:
Мини детские библиотеки, где имеются дидактические игры и наглядный материал (работы художников-иллюстраторов И.Я. Билибина, В.В. Лебедева, В.М. Конашевич, Е.И. Чарушина, Е.М. Рачева). Подобраны художественные произведения с учетом возраста и программы, реализуемой в ДОУ.

4 слайд

В нашем саду ежедневно проводятся чтения в свободной форме. Так же на специально организованных занятиях, начиная со второй младшей группы.

5-7 слайд

Систематически в рамках детского сада проводятся литературные досуги, праздники, развлечения, конкурсы чтецов и детских рисунков и поделок. Так же дети и педагоги нашего детского сада участвуют в региональных и всероссийских конкурсах.

8 слайд

По прочитаны книгам, организовываются театральные постановки, кукольные театры, и просто обыгрывание сюжета с участием, как детей, так и педагогов.

9 слайд

Детский сад тесно сотрудничает с городской библиотекой. Сотрудники библиотеки устраивают для детей литературные встречи, театральные представления и праздники книг.

10 слайд

Приобщить ребенка к книге – невозможно без участия семьи. Мы используем различные формы работы с родителями:

  • тематические родительские собрания («Ребенок в информационном пространстве», «Ребенок и книга» и т.д.);
  • выставка детских рисунков «Иллюстрация к моей любимой книге» оформлена в сотворчестве с родителями;
  • созданы папки-передвижки «Организация детского чтения в семейных условиях», «Что читают детям в группе», «Поучите вместе с нами» и т.д.
  • совместно с воспитателями, родителями дети «выпускают в свет» книжки-самоделки.

11 слайд

В поддержку у малышей желание творить, был разработан проект «Создание новой книги»: по созданным детьми иллюстрациям мы сочиняем совместно новую сказку.

12 слайд

Среди родителей систематически проводится анкетирование на темы « Книга – это возможность общения со взрослым» и «Роль книги в семье». Анкеты разработаны сотрудниками детского сада.

13 слайд

Так же совместно с родителями и детьми в саду проводится «День здоровой книги». Дети младшего возраста принимают участие в таких акциях совместно со своими родителями. Дети же старшего возраста производят «лечение» книг самостоятельно и под руководством педагога.

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

Проект:

Подготовила: Воспитатель

второй младшей группы

Евстропова Ксения Евгеньевна

2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Интерес к книге надо формировать у дошкольника с ранних лет, приобщая его к фольклору: потешкам, прибауткам, колыбельным песням, сказкам. На примере такого репертуара с первых лет жизни малыш знакомится с доступными ему образцами художественной литературы.
Дети младшего дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за пределы той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они готовы: эмоционально реагируют на услышанное произведение, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им.
Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение? Необходимо выбрать книгу, увлечь ею, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность, вызвать эмоциональную отзывчивость - ответственная задача родителей и педагогов, имеющая большое значение на отбор художественных произведений и формирование литературного вкуса. А главное не принуждать, не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребёнка к сотрудничеству, взаимопониманию, для этого существуют интересные формы приобщения детей к книге:
-
выразительное чтение вслух - воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка, а небольшое по объёму произведение способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста это: русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и т.д.
-
использование иллюстративного комментария - при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объёму произведений, например, стихотворений А. Барто, К. Чуковского - воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев изображённых на иллюстрации к книге.
- иллюстрирование дошкольниками художественных произведений детской литературы - предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет, что способствует развитию не только литературного вкуса, но и развитию творческих способностей, фантазии, воображения.
-
литературные викторины - их организацию следует продумать досконально, придавая особое значение подготовительному этапу: чтению книг, организации книжной выставки, предварительному ознакомлению с вопросами.
-
кукольные драматизации - дошкольники под руководством взрослого занимаются изготовлением кукол, могут быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр помогает ребёнку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, следить за развитием действия.
-
литературная игра - оказывает огромное значение на развитие интереса к книге у дошкольников, является одним из эффективных приёмов, проверки и корректировки знаний по художественной литературе; тренирует память, способствует развитию речи, чувства юмора; формирует привычку к самостоятельной организации занимательного досуга и благоприятно влияет на формирование детского коллектива
Сложно предугадать, что будет дальше, каким читателем станет дошкольник, ведь его отличает скрытое восприятие литературы. Он накапливает материал, который может быть, не так скоро скажется на росте его души и литературных предпочтениях.
Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.
Возможности семьи в воспитании любви к книге, культуры чтения безграничны. Если в доме есть небольшая библиотека, где у ребёнка своя полка и покупка книги - это праздник, то почва подготовлена.
Дети, получившие «книжную прививку» в дошкольном детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определённом занятии, хорошо говорят.

Тема проекта:

«Приобщение детей к художественной литературе»

Тип проекта:
практико-ориентированный.

Участники проекта:
дети второй младшей группы, воспитатель, родители

По продолжительности: краткосрочный (2недели)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цели:

Создание положительный эмоциональный настрой. - Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.

Задачи:

Воспитывать интерес к сказкам; - Закрепить знание содержания сказок; - Сформировать желание быть похожими на положительных героев; - Развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой; - Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок ; - Развивать у детей умение слушать.

Подготовительный этап:

Изучение литературы по теме Консультация для родителей

Подбор иллюстраций по сказкам

Оформление книжного уголка

Основной этап:

Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

Чтение и рассказывание русских народных сказок, Беседы по прочитанным сказкам

Проведение дидактических игр

Аппликация «Избушка для заюшки»

Лепка «Колобок»

Заключительный этап:

Драматизация сказки «Теремок» Создание презентации « Сказки для дошкольников»

Анкетирование родителей

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

П/Игры «Гуси», «Воробушки и кот», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы»

Хоровод «Гори, гори ясно»

Игровое упражнение: «Пройди как герои сказок» (проскачи, как лягушка, пройди как медведь и.т.д)

Речевое развитие

Д/Игра «Узнай сказку по иллюстрации».

Чтение сказок: «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Колобок» «Теремок», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Репка», «Три медведя»

«Разукрась героя сказки»
Лепка «Колобок»

2-ая неделя

Содержание деятельности

Физическое развитие

Хоровод «Гори, гори ясно»

П/ Игры: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы»

Речевое развитие

Потешки

«Пальчик-пальчик», «Заинька попляши», «Курочка-рябушечка»,«Еду к бабе, еду к деду», «Жили у бабуси»

Чтение сказок: «Кот, петух и лиса», «Снегурушка и лиса»

Отгадывание загадок по сказкам

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация: «Избушка для Заюшки»

Драматизация сказки « Теремок»

Прослушивание народной песенки « Два веселых гуся»

Работа с родителями

Анкетирование: «Русская народная сказка в жизни ребенка».

Консультация для родителей: « Роль сказки в жизни ребенка»

Акция: «Подари книгу детскому саду»

Создание книжки своими руками

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Использование русских сказок в активной речи детей.

Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к русской сказке.

Готовность воспринимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.

Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, русского богатого образного языка. Из – за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства .

Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

    Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

    Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

    Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008

    «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей детей.

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Русская народная сказка в жизни ребенка».

1. Читали ли Вам в детстве русские народные сказки?

2. Читаете ли Вы сказки своему ребенку? Как часто?

3. С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо читать сказки детям?

4. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после прочтения?

5. Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка (чему учит)?

6. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок?

7. Играете ли Вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои русских народных сказок?

8. Хотели бы вы принять участие в театрализации русской народной сказки в детском саду вместе с вашим ребенком?

Большое спасибо за участие в опросе!

Анализ анкетирования родителей по теме: «Русская народная сказка в жизни ребенка».

В результате анкетирования было опрошено 16 родителей 2 ой младшей группы.

1 вопрос: Да- 87,5% Нет- 12,5%

2 вопрос: Да- 100% Нет- 0

3 вопрос: с рождения- 37,5% с года - 50% с 2-3 лет- 12,5%

4 вопрос: Да- 50% Нет- 50%

5 вопрос: Да- 93,75% Нет- 6,25%

6 вопрос: Да- 43,75% Нет- 56,25%

7 вопрос: Да- 62,5% Нет- 37,5%

8 вопрос: Да- 50% Нет- 50%

Консультация для родителей

«Роль сказки в жизни ребенка»

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи.

Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем обычную взрослую речь.
Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.

Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка.
С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.

Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.

Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней.
Книжки с картинками мешают слушать сказки. Ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребёнок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, вы обойдётесь без визитов к логопеду.
Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению.
Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка.

Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Удачи, уважаемые родители!

Загадки

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...
(Колобок)

Возле леса,
На опушке,
Трое их живет
В избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(Заюшкина избушка)

Потешки

Пальчик - пальчик

Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел!

Заинька, попляши

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Курочка-рябушечка

Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Еду-еду к бабе, к деду

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом... в яму!
Бух!

Жили у бабуси

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе
Тема: «Избушка для Заюшки»

Цели и задачи:

Воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;

Закреплять названия геометрических фигур;

Различать и называть цвета геометрических фигур;

Побуждать детей к проявлению заботы о героях сказки;

Формировать умение детей выкладывать готовые детали «дома» самостоятельно и последовательно их наклеивать.

Материал:

Образец аппликации «Избушка для Заюшки»;

Заготовки деталей: квадрат (1шт.) коричневый, треугольники (1 шт.)зеленый, квадрат маленький (1шт.) синие;

Листы бумаги А4, клеенка, клей, кисточки, салфетки, Сказка: «Заюшкина избушка».

Предварительная работа:

Чтение сказки: «Заюшкина избушка»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами читали сказку: «Заюшкина избушка». Вы помните, каких героев сказки мы встретили?

Дети: (Ответы. Зайчик, лисичка, петух, медведь, бык, волк.)

Воспитатель: Правильно. А скажите мне, что строили зайка и лисичка, когда пришла зима?

Дети: (Ответы.)

Воспитатель: А кто мне скажет, из чего был построен дом лисички?

Дети: (Ответы: из снега, изо льда.)

Воспитатель: А какой домик был у зайца? И какого он цвета?

Дети: Лубяной. Коричневого.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы. А что случилось с домиком лисички?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Вы знаете, раз с зайчиком случилась беда, давайте, мы построим ему домик.

Дети: Ответы.

Воспитатель: Ребята перед вами на столах лежат подносы с готовыми деталями и из них нужно построить домик. Какие геометрические фигуры нам понадобятся для строительства домика.

Дети: Ответы (большой квадрат, треугольник, и маленький квадрат-окно).

Воспитатель: А где, мы расположим окошки, чтобы зайчик мог смотреть в них?

Дети: Ответы. (В середине большого треугольника.)

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Воспитатель: А сейчас, ребятки, пора взяться за постройку домика. Давайте будем внимательными и аккуратными. Домик должны быть, ровным. Сначала намазываем клей на деталь, затем приклеиваем и сглаживаем салфеткой.

Дети: выполняют строительство домика для Зайчика.

Воспитатель: Ребятки, какие же вы молодцы. Какие красивые, ровные и теплые дома у вас получились. Вы очень постарались

«Колобок» Конспект занятия по лепке для детей второй младшей группы

Цель: Продолжать развивать умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней

Задачи . Учить лепить предметы округлой формы. Закрепить представление о шаре и его свойствах. Развивать внимание, память на основе повторения знакомого сюжета сказки. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость к персонажам сказки.

Предварительная работа. Рассказывание сказки «Колобок»

Материал к занятию . Пластилин, стеки, доска для лепки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Посмотрите, кто к нам пришел в гости (бабушка и дедушка). Они пришли из сказки «Колобок», давайте послушаем историю про Колобка?

Основная часть:

Чтение сказки «Колобок».

Про что эта сказка? Чем закончилась? Кто сьел Колобка? (ответы детей)

Дедушка и бабушка расстроились. Они пришли попросить нас слепить нового Колобка.

Посмотрите на что похож колобок? (на столе лежит шарик и кубик).

Д/и «Что катится, что не катится».

Делаем вывод, что Колобок имеет фору шара.

Пальчиковая гимнастика.

«Тесто делали мы сами. Вот так! Вот так! (сжимание и разжимание кулачков)

Колобок пекли мы сами. Вот так! Вот так! (круговые вращения над ладонью)

Ребята, нам дедушка и бабушка тесто для Колобка приготовили.

На что похож Колобок? Какой формы?

Показ выполнения работы.

Я беру в ладони кусок пластилина. Где у вас ладони, покажите.

Вот так раскатываю. А вы как будете раскатывать, покажите (имитация).

«Крутим, крутим кругляшок

Крутим, крутим кругляшок

Получился (кто ребятки?)

Ко – ло - бок!»

Физкультминутка .

«Колобок, Колобок. Ну куда же ты дружок?

Ну какой тебе прок, убегать за порог?» (хлопают в ладоши)

-«Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел

Не попался на зубок. Вот такой я, Колобок» (приседания).

Заключительная часть: можно организовать драматизацию сказки из игрушек и

слепленных колобков, сочинить ей свой конец.

Чтение детям стихотворения В. Шипуновой «Колобок – шалунишка»:

Колобок – шалунишка громко песни пел.

Заяц съесть его хотел, съесть хотели волк и мишка.

Песенку послушали … и не стали кушать.

Только рыжая лиса колобка погубит.

Видно рыжая лиса песенок не любит.

Дед затопит снова печь – новый колобок испечь

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР -детский сад «Солнышко»п. Чернянка Белгородской облласти.»

Проект

« Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Руководитель проекта: Захарова Е.В.

Вид проекта : исследовательско-творческий, долгосрочный

Участники проекта : дети средней группы «Озорные лучики»,родители, воспитатель, сотрудники районной детской библиотеки.

Актуальность :

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Исскуство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

К сожалению, в настоящее время существует проблема- дети не очень любят слушать и читать художественную литературу, они увлечены компьютерными играми.

Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект « Приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок.»

Цель:

1. Развивать устойчивый интерес к художественной литературе.,как к источнику знаний.

2.Создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.

3.Способствовать формированию устойчивого интереса к книге через создание единой системы работы между МАДОУ” Солнышко”, детской районной библиотекой и родителями .

Задачи реализации проекта:

Работа с детьми: 1.Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

2. воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

обогащать и расширять словарный запас детей.

3.Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам произведений, в инсценировках.

4. формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

5.развивать артистические способности;

6.развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

7.Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.

8.Обеспечить расширение социальных связей семей с сотрудниками детской библиотеки, развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях.

Методическая работа с кадрами:

1. формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста;

2.повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;

3.развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

4.внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Взаимодействие с родителями:

1. познакомить детей с историей создания книги, видами книг, способами поиска необходимой информации,

2.участвовать в создании рукописных книг, подготовке выставки рукописной книги в группе, разработке проектов книжных уголков;

3.оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздника открытия уголка книги, экскурсий в библиотеку.

4..Способствовать зарождению традиции семейного чтения.

Основные формы реализации проекта:

с детьми: беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации, досуг и развлечения, выставки, оформление альбомов, презентации;

с педагогами: консультации, семинары, педагогические чтения, рекомендации;

с родителями: анкетирование, консультации, устный журнал, родительское собрание, участие в выставках, экскурсиях;

с социумом: т ематические экскурсии, выставки, детские интерактивные программы.

Предметно-пространственная среда :экран, проектор, фонотека сказок,детская художественная литература, книжный уголок, дидактические и развивающие пособия, различные виды кукольных театров, зал районной детской библиотеки.

Этапы реализации проекта

  • 1.Подготовительный этап
  • Постановка цели,определение актуальности и значимости проекта
  • Заключение договора с районной библиотекой
  • Р азработка плана взаимодействия ЦРР д/с «Солнышко» с сотрудниками детской библиотеки
  • Организация развивающей среды в группе .
  • Составление перспективного плана работы по проекту.

Перспективный план работы

Сентябрь

1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

3 Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

Октябрь

1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

2.Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и семеро козлят»

3.Заключение договора с районной библиотекой.

Ноябрь

1. Консультация для родителей «Роль сказок в жизни ребенка»

2. Инсценировка сказки « Волк и семеро козлят»

3.Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», немецкой сказки « Три поросенка», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера

4. Оформление книжного уголка в группе.

Декабрь

1.Разработка и утверждение плана взаимодействия Чернянской районной библиотеки с МАДОУ ЦРР Д/С «Солнышко».

2.Мастер -класс для педагогов доу на тему « Развитие речи и приобщение детей к художественной литературе посредством сказки».

3.Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена

Январь

1. «Рождественнские посиделки»-развлечение (совместно с работниками библиотеки)

2. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского(подбор литературы, иллюстраций)

3.Дидактические игры по сказкам.

Февраль

1.Консультация для воспитателей.

2. Досуг «Путешествие по сказкам»

3. Изготовление родителями «Книжек-малышек со сказкам»

Март

1. Литературная гостиная «Творчество С.Михалкова»

2. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

3.Создание « Книжкиной больницы»

Апрель

1. Литературная гостиная « Познакомимся со сказкой А.С. Пушкина»

2. Викторина « Мои любимые сказки»

3.Создание книжек -самоделок.

Май

1. Участие в конкурсе драматизаций сказок.

3. Отчет-презентация по проекту «Путешествие по сказкам»

2. Основной этап

1.Чтение разных сказок.

2.Рисование детьми героев сказок.

3.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4.Р ассматривание картин, беседы по их содержанию.

5.Экскурсия в детскую библиотеку

6..Загадки о сказках, героях сказок.

7. Пересказ прочитанных сказок.

8.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

9. Организация выставок произведений детских писателей совместно с работниками районной библиотеки.

10..Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

11.Инсценирование сказок.

12. Анкетирование родителей

13.Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

14.Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

15.Чтение сказок с детьми.

16. Оформление папок-передвижек по теме проекта.Примерные направления: «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами»

17.Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

18.Изготовление книжек-малышек.

19.Консультации:памятка «Воспитывайте будущего читателя»;

Взаимодействие с педагогами ЦРР « Солнышко», с сотрудниками районной детской библиотекой.

1.Педагогический совет «Развитие речи детей »- мастер -класс « Приобщение детейк художественной литературе через чтение сказок»

  1. Консультация для воспитателей на педчас «Оформление книжного уголка в группе»
  2. Презентация проекта «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок» в рамках педсовета.

4. План работы с сотрудниками детской библиотеки.

3. Заключительный этап:

  1. Анализ результатов проекта, обобщение.
  2. Выставка творческих работ родителей и детей: книжек-малышек, рисунков по сказкам.

3. Драматизация сказки.

4.Презентация проекта в рамках педсовета.

Предполагаемые результаты:

  1. 1.Оснащение развивающей среды в группе: .подбор фонотеки сказок, оформление уголка книг и библиотеки; выставка творческих рисунков по сказкам.

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

3.Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Популяризация семейного чтения.

5.Развитие интереса к литературе, творчеству русских писателей.

6.Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7.Развитие коммуникативных способностей детей,умения договариваться, помогать друг другу.

8. Формирование системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.


В настоящее время все острее становится проблема чтения детской художественной литературы родителями дома, а чтение книг оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, формирует мыслительную деятельность, учит анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

Педагогический проект

«Книга в детском саду»

Составители:

Воспитатели средней группы №2

Осипова М.В., Ярлыкова Р.И.

Краткосрочный проект

«Книга в детском саду» 2-средняя группа

Составители: воспитатели средней группы №2 Осипова М.В, Ярлыкова Р.И.

Тема проекта: «Книга в детском саду».

Актуальность :

В настоящее время все острее становится проблема чтения детской художественной литературы родителями дома, а чтение книг оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, формирует мыслительную деятельность, учит анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Цель :

Ввести в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, способствующих к приобщению детей и их родителей к чтению книг.

Задачи проекта :

  1. Обогатить и активизировать словарный запас детей;
  2. Развивать связную речь, ее выразительность;
  3. Готовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний;
  4. Учить детей правильному и бережному обращению с книгой;
  5. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
  6. Повысить читательскую грамотность родителей
  7. Ознакомить родителей с разнообразием сказок по возрасту детей;
  8. Увеличить степень участия родителей в формировании книжной культуры детей.

Предполагаемые результаты :

Пробудить у детей интерес к общению с книгой ;

Пополнить детской художественной литературой развивающую среду в группе ;

Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

Установление тесного сотрудничество между социальными партнерами : педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.

Сроки реализации : с по

Участники проекта: дети 2- средней группы , воспитатели, родители воспитанников.

Продолжительность проекта : Краткосрочный проект. Вид проекта: познавательно-творческий.

Продукт проекта:

- организация выставки «Любимые книги моего ребенка»;

- Выставка детских рисунков « Мой любимый герой из сказки».

Акция «Книга напрокат».

Совместная акция «Читаем вслух» - родители - детям.

Этапы осуществления проекта:

  1. Этап Подготовительный.

Подбор методической и детской литературы. Подбор дидактических, сюжетно – ролевых игр, пословицы и поговорки по теме, атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта .

Определить тематики бесед с детьми. Создание предметно – развивающей среды: Оформление книжного уголка (книги различного развития, назначения, оформления). Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Разработка консультаций для родителей: «Как научить ребёнка любить книги книге ».

2. Этап практический.

День недели

Интеграция Образовательных областей

Понедельник

Речевое развитие

Познавательное развитие

Беседа - «Бережное хранение книг». Цель – Воспитать бережное отношение к книге. Дид. игры «Один-много». Цель – Учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе. Работа с родителями: Принести любимые домашние детские книги детей.

Вторник

Речевое развитие

Познавательное развитие

Просмотр и чтение с детьми книг со сказками в группе.

Цель – углубленно знакомить детей с детской литературой и книгой. . Дид\игра «Угадай название книги». Цель – закрепить знания названий сказок. Аппликация: «Закладка для книги» Цель – Изготовить закладку для своих любимых книжек. Работа с родителями : Оформление выставки детская любимая книжка. Рассматривание иллюстраций с детьми дома.

Среда

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Беседа на тему «Что мы знаем о книгах». Цель – Формировать интерес к книгам, умение слушать и понимать разные произведения. Опрос детей по темам: «Мой любимый сказочный герой» Цель: Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказках. Рисование «Мой любимый герой из сказки ». Цель – Учить детей передавать образы сказок и любимых героев.

С\р игры «Библиотека» Цель – расширить представления о профессии библиотекарь, задачи его и функции. Дид. Игра «Доскажи словечко» . Цель – учить детей произносить многосложные слова громко. Работа с родителями: Домашнее чтение сказок.

Четверг

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Заучивание стихов: «Как хорошо уметь читать» (В. Берестов, «Кто трудится над книгой» (К. Мухоммади). Цель - Познакомить детей с новыми стихами, помочь понять их содержание.

Лепка «Сказки Колобок»

Цель – Продолжать развивать умение скатывать комки пластилина между ладонями.

Оформление книжного уголка в группе. Цель – Углубить литературные интересы детей, рассматривания иллюстраций в книжном уголке.

Дид. игра «Назови профессию».

Цель – Закрепить знания профессий и действий, которые совершаются ими.

Работа с родителями:

Выставки детских рисунков и поделок книжек малышек по прочитанным произведениям.

Печатная информация для родителей («Как научить ребёнка любить книги », «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге ».

Пятница

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Беседа «Профессии людей, которые помогают сделать книгу» . Цель - Расширить представление детей о профессии библиотекарь, составитель, автор, редактор и закрепить знания о профессиях.

Пополнение библиотеки группы.

Цель – Углубить интерес к детской литературе пополняя книжный уголок.

Реставрация книг в группе.

Цель – Воспитать бережное отношение к художественной литературе.

Чтение стихотворения В. Берестова «Кто чему научится».

Цель – Поднять эмоциональный настрой, помочь детям понять и запомнить новое стихотворение.

Работа с родителями:

Акция « Книга напрокат »

3 этап Заключительный.

Награждение победителей конкурсов;

Выставка любимых и рукописных книг.

Подведение итогов работы: беседа с детьми и родителями.

Результат проекта:

В результате проекта дети расширили представление о сказках, научаться распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Дети научились клеить закладки для книг. Были организованы тематические выставки. Дети научились реставрировать книги. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению и поучаствовали в выставках.


Нельсон Кристина Эрвиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МГОУ детский сад№5 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г. Люберцы
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Тема моего опыта работы: "Приобщение детей к художественной литературе"

Всем известно, что действенным средством умственного, нравственного и

эстетического воспитания ребёнка в детском саду служит художественная литература.

Чтение художественных произведений играет важную роль в процессе всестороннего

детей и их родителей к книге в условиях детского сада

Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы

определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте

дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры, а также

всевозможные гаджеты: планшеты, телефоны и т.д. Как результат, уже младшие

проблемой, поэтому для меня она особо актуальна.

Целью моей работы стало формирование интереса к чтению и потребности ребенка

в художественной литературой.

И чтобы достичь этой цели, я выделила для себя главные задачи в данном

направлении:

1.Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям

художественной литературы.

2. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров,

выражать эмоции.

3. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах

деятельности (игровой, продуктивной, в общении).

4. Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в

развитии ребенка.

Для своей работы я использую следующую методическую литературу:

1. В.В.Гербова “Приобщение детей к художественной литературе”

2.З.А. Гриценко “Пришли мне чтение доброго”

3. Л.М.Гуревич “Ребенок и книга”

4. О.С.Ушакова “Знакомим дошкольников с художественной литературой”

родителей”

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Свою работу я вела в двух направлениях: в детском саду, это работа с детьми и с

педагогами; и работа с семьей.

Приобщая детей к художественной литературе, я использую разнообразные методы,

приемы и средства такие как: чтение произведений, обсуждение с детьми содержания

прочитанного, пересказ произведения, заучивание наизусть стихотворения, потешек, игры-

драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, элементы инсценировки.

Более эффективным, на мой взгляд, является практический метод, а именно

театрализованная деятельность по прочитанному, т. к. она способствует пониманию и

усвоению детьми смысла художественного произведения, позволяет раскрыть их

актерские таланты, заставляет сопереживать своим героям и просто помогает детям

находить общий язык друг с другом.

Помимо этого, с целью ознакомления детей с художественной литературой и

формирования любви и интереса к книге я использую следующие формы работы:

Оформление книжного уголка в группе;

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

Занятия по ознакомлению с биографиями писателей.

Создание «Книжкиной больницы» в группах, что помогло привить детям бережное

отношение к книге.

Выставки детского творчества по мотивам прочитанных произведений.

– экскурсии в библиотеку

В целях повышения своей квалификации я проводила различные консультации, семниры-

практикумы, мастер классы для педагогов для

повышения

профессионального

педагогов,

активизирования

применения

художественной

литературы

развития

коммуникативных

качествв

педагогов, умение работать в коллективе; раскрытия творческого потенциала каждого

педагога. Итогом нашей совместной работы был поставлен спектакль для детей.

Свою работу с детьми я веду регулярно и систематически. Но она не была бы такой

полной и эффективной без привлечения родителей, потому что решающую роль в

развитии ребенка на любом возрастном этапе играет семья.

Работу с родителями по приобщению детей к художественной литературе я начала на

первом же родительском собрании с анкетирования. Родителям было предложено ответить

на несколько вопросов, с целью определить роль родителей в развитии интереса к

семейному чтению с детьми и выявить проявляют ли интерес сами родители к

художественной литературе.

По результатам анкетирования мною был сделан вывод -

важно привлечь внимание родителей к семейному чтению.Для этого было необходимо

расширить работу с родителями по данной теме. И мною был разработан и реализован

проект "Читающая семья".

Цель проекта – помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного

средства образования и воспитания дошкольников, возродить традиции семейного чтения.

На начальном этапе проекта я составила памятки для родителей о важности ежедневного

домашнего чтения, о правильном подборе литературы для детей, о воспитании бережного

отношения к книге и многие другие.

Для реализации проекта в группе был создан уголок “Читающая семья”. В этом уголке два

художественного произведения, не входящие в программу детского сада. Далее родителям

предлагалось ответить на ряд вопросов по прочитанному произведению, которые я

готовила заранее. На вопросы родители отвечали вместе с детьми и свои ответы они

опускали в специальный почтовый ящик. И в конце каждого месяца подводился итог –

какая семья была самой активной и правильно ответила на все вопросы. А в конце года я

подвела общий итог, и самая читающая семья была награждена почетной грамотой.

На завершающем этапе реализации проекта я предложила родителям с детьми побыть не

только читателями, но и издателями. Для этого необходимо было выбрать наиболее

понравившееся произведение из прочитанного и сделать по мотивам этого произведения

семейную книгу своими руками. Многие семьи проявили невероятные творческие

способности. Теперь наш уголок в группе пополнился книгами совместного творчества

ребенка и родителя.

По завершению проекта я провела повторное анкетирования родителей, задавая им те же

вопросы, что и в начале года, и увидела положительную динамику. Родители стали чаще

них большую значимость, появились традиции семейного чтения.

Подводя итоги работы над приобщением детей к художественной литературе, я сделала

вывод: моя целенаправленная, систематическая работа дала высокие результаты. У детей

повысился интерес к книге, обогатились знания о произведениях художественной

литературы, дети стали более активными на занятиях, расширился их словарный запас,

речь детей стала более грамотной, насыщенной, сформировалась монологическая речь,

обогатилось их воображение, фантазия. Дети стали проявлять больше сочувствия к

героям, стали переживать вместе с ними их невзгоды, приключения, победы. У многих