Меню

Башкирские национальные праздники. Башкирский народ: культура, традиции и обычаи

Мода

Каргатуй

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут участвовать.

Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд.

Сабантуй

Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга – один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному – живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов.

Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ.

Йыйын

Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын – это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины: во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания.

Кякук сяйе

Кякук сяйе проводился в весенне-летний период - с конца апреля до середины июля. Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина, знающая правила проведения торжества. В некоторых районах её называли юлбарсы. Юлбарсы одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок с пришитыми по краям медными круглыми бляшками - накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой - повязывался косынкой. Поверх платков надевала шапочку с высокой тульей. Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки.

В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш (бэлиш), баурсак, блины, губадию, мёд, чак-чак, эремсек и другие.

Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры («Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др.), исполняли танцы, песни и такмаки.

Пожилые женщины во время чаепития, рассказывали поучительные истории, легенды, сказки, предрассудки о кукушке. После чаепития, загадывали желание и гадали, прислушиваясь к кукованию кукушки. Иногда на празднике раскладывали остатки каши на камнях, деревьях, пнях, и обращаясь к природе и птицам, произносили благопожелания с просьбой об изобилии и благополучии. Женщины исполняли песни о кукушке, исполняли танцы.

Ураза-байрам

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста) и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Ураза-байрам - один из 2 главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца Рамадан. Традиция празднования дня разговения ведёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года.

В этот день верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (Благословенного праздника!). Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня (закят аль-фитр). Собранные средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и другие) в виде сухих продуктов питания, либо денежного эквивалента этих продуктов (в ханафитском мазхабе).

В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз), надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.

В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.

Аулак (аулаҡ), аулакий (аулаҡ өй, баш., букв. - свободный дом), у башкир традиц. обычай молодёжи собираться для совм. работы и развлечений. Проводился в осеннезимний период,...

Бишектуй (бишек туйы, от баш. бишек - колыбель, туй - свадьба, праздник), 1) у башкир родинный обряд, символизирующий принятие новорождённого в общество и наделение его жилищем (колыбелью). Устраивался...

Двунадесятые праздники , 12 важнейших (наряду с Пасхой) православных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа (8 Господских) и Божией Матери (4 Богородичных). Отличаются особой торжественностью...

Игры народные , исторически сложившиеся занятия (забавы, зрелища, увеселения, спорт., танц., песенные и др. состязания), имеющие развлекат. основу и отражающие традиц. мировоззрение, верования, обычаи, развитие...

Имянаречение (исем ҡушыу, от баш. исем - имя, ҡушыу - наречение), у башкир родинный обряд наречения новорождённого именем. Устраивается на 3-й, 7-й или 40-й день после рождения ребёнка;...

Йыйын , башкирский традиционный праздник. Восходит к нар. собраниям родоплем. объединений. Проводился летом (после сева до уборки урожая) на поляне или на возвышенном месте. На Й. собирались жители одного...

Каз умахэ (ҡаҙ өмәһе, от баш. ҡаҙ - гусь, өмә - помочь), у башкир традиц. обычай взаимопомощи (см. Помочь) по...

Калым (калым), калын (ҡалын), у тюрк. и монг. народов плата за невесту как одно из условий брака, восходящее к нормам обычного права. У башкир размер К. обговаривался во время сватовства,...

Калын (ҡалын), калын алыу (калын алыу, баш., букв. - получение калына), у башкир традиц. свадебный обряд, связанный с передачей скота в уплату калыма. Проводился на стороне жениха после гл....

Каргатуй (ҡарға туйы, от баш. карға - ворона, туй - праздник, свадьба), карга буткахы (ҡарга бутҡаһы, от баш. ҡарға - ворона,...

Курбан-байрам (тюрк. праздник жертвоприношения), один из важнейших мусульманских праздников. Начинается 10-го числа месяца зу-ль-хиджа (12-й месяц мусульманского календаря) в день завершения хаджа, длится 3-4...

Кякук сяйе (кәкүк сәйе, от баш. кәкүк - кукушка, сәй - чай), у башкир обрядовый праздник, посв. встрече весны. Проводился в весенне-летний период (с...

Майдан (майҙан; перс. - площадь), у башкир традиц. праздник. Восходит к нар. собраниям родоплем. объединений (см. Иыйын). Проводился в конце мая (после посевных работ) на поляне или возвышенном...

Международный фестиваль балетного искусства им. Р.Нуреева . Проводится ежегодно с 1993 (кроме 1996-97) в Уфе. В 2003 фестиваль включён в федер. программу «Культура России». Среди участников фестиваля - труппа «Юрий Григорович балет» (худ. рук....

Мусульманские праздники , знаменательные дни мусульманского календаря. К М.п. относятся Мухаррам (27-е число месяца сафар) - Новый год (см. Хиджра); Маулид - рождение пророка Мухаммада (дата неизвестна, поэтому приурочен ко...

Нардуган (нардуған), у башкир традиц. праздник, посв. Солнцу (нар, перс. - солнце). Проводился 2 раза в год. Зимний Н. (ҡышҡы нардуган), знаменующий начало увеличения...

Науруз (перс.), у башкир традиц. праздник, посв. встрече нового года по солнечному календарю. Происхождение праздника, предполож., связано с зороастризмом. Начинался 21 марта, в день весеннего...

Обычаи (йола, ғөрөф-ғәҙәт), традиционно установившиеся правила соц. поведения. О. являются одним из осн. способов регуляции обществ....

Пасха (греч. páscha), один из иудейских и христ. праздников. Первонач. П. - праздник др.-иудейских племён. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта, связана с ожиданием Мессии, в...

Погребальные обряды , комплекс традиц. обрядов, связ. с охраной покойного (мәйетте һаҡлау), подготовкой к погребению (мәйетте йыйыу), проводами (мәйетте...

Помочь (өмә), у башкир обычай взаимопомощи, одна из норм взаимоотношений в общине. Наиб. значимой формой П. являлся совместный труд по благоустройству селений (см. Аул), стр-ву дорог и...

Посиделки (ултырма, кис ултырыу), у башкир традиц. обычай девушек и женщин собираться для совм. работы и отдыха. Обычно П. устраивались в будние дни в доме женщины (одинокой или в отсутствие мужа) для занятий...

Православные праздники , дни, установленные в честь святых, чудотворных икон, значит. религ. событий. По времени проведения подразделяются на неподвижные (имеют определ. дату) и подвижные (дата меняется в соотв. с церк....

Праздники (байрам, туй), торжества, посв. к.-л. знаменат. дню или событию. Различают П. традиционные и обществ.-политические (см. Праздничные дни). К традиц. П. относятся календарные, связ. с хоз. и бытовым...

Родинные обряды , комплекс традиц. обрядов, связ. с рождением ребёнка. У башкир считалось, что проведение Р.о. способствует избавлению от бесплодия, благополучным родам, здоровью ребёнка и матери, их охране от злых...

Сабантуй (һабантуй, от баш. һабан - плуг, туй - праздник), у башкир традиц. праздник. До кон. 19 в. проводился в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя, позднее - после...

«Сабантуй на манеже» , цирковая программа, посв. 65-й годовщине БАССР. Премьера состоялась 19 марта 1984 на арене Уфимского цирка. В программе были представлены номера: воздушно-акробатич. «Горная легенда» (рук....

«Саптар-юрга» («Саптар юрға» - «Игреневый иноходец»), баш. нар. наигрыш. Впервые записан С.Г.Рыбаковым и опубликован в кн. «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». Варианты «С.-ю....

Свадебные обряды , комплекс традиц. обрядов, связ. с заключением брака (см. Семейно-брачные отношения). У башкир сформировались в период преобладания полукочевого скотоводческого (см. Кочевничество) хозяйственно...

Сватовство (ҡоҙалау, яусылау, димләү), обряд получения предварит. согласия родственников невесты на брак. У башкир входил в цикл традиц. свадебных обрядов. До 18 в. для...

Семейно-брачные отношения , комплекс обычаев и обрядов, отражающих существующие формы брака и семьи. У башкир сформировались в условиях преобладающего полукочевого скотоводч. хозяйственно-культурного типа (см. Кочевничество),...

Сихыр (от араб. - колдовство, порча), чёрная магия, обряды, призванные оказать негативное биоэнергетич. воздействие на объект с целью разрушения, разрыва гармонии жизни (вызвать смерть, болезнь, отчаяние,...

Скотоводческие обряды , традиц. обряды, призванные обеспечить сохранность и увеличение поголовья скота (см. Скотоводство). У башкир С.о. в осн. проводились перед отправлением на кочёвки (см. Кочёвки башкир) и по...

Сыргатуй (һырға туйы, от баш. һырға - серьга, туй - свадьба, праздник), колак тешлэтеу (ҡолаҡ тешләтеу), обряд помолвки детей преим. 5-12...

«Туганлык» («Туғанлыҡ» «Родство») Международный фестиваль тюркоязычных театров. Проводится в Уфе с 1991. В 1991 приняли участие 11 т-ров, в 1996-9, в 2000, 2006-по 15. Учредители: Мин-во...

Туй , 1) у башкир традиц. праздник. Проводился во время обществ. мероприятий, посвящённых собранию племени или рода (см. Йыйын, Курултай, Майдан и др.), календарных обрядов - началу или окончанию полевых...

Умыкание (ҡыҙ урлау, от башкирского ҡыҙ - девушка, урлау - похищать), заключение брака путём похищения девушки. Характерно для обшин со строгой экзогамией. У башкир...

Ураза-байрам , один из важнейших мусульманских праздников. Начинается 1-го числа месяца шавваль (10-й месяц мусульманского календаря), длится 3-4 дня. Знаменует завершение уразы - 30-дневного поста в месяце...

Урнаш (от баш. урын - место, аш - пища), у башкир традиц. обычай молодёжи собираться для общения. Устраивался в осенне-зимний период в доме девушки в отсутствие её родителей, обычно под присмотром...

Фестивали и конкурсы музыкальные . Музыкальные конкурсы, соревнования проф. музыкантов (исполнителей, композиторов, коллективов) в соотв. с заранее объявленными условиями. В Башкортостане в 1968 в Уфе организован первый Респ....

Фестивали и конкурсы самодеятельного творчества , смотры достижений самодеятельного художественного творчества; соревнования, проводимые в целях выявления лучших самодеят. исполнителей. В Башкортостане первые респ. смотры худ. самодеят-сти с...

Фестивали и конкурсы театральные , смотры лучших достижений театр. иск-ва. Т-ры Башкортостана стали принимать участие в разл. Ф. и к.т. (показы, смотры, олимпиады) всерос., всесоюз., междунар. уровня с кон. 20-х гг. 20 в. Всесоюз....

Фестиваль музыки композиторов Поволжья и Урала . Проводится с 1982 ежегодно (кроме 1996-2001, 2009) в Ижевске, Йошкар-Оле, Казани, Саранске, Сыктывкаре, Уфе, Чебоксарах. Создан по инициативе Р.Х.Газизова и засл. деят. иск-в РСФСР, ТАССР и...

Фестиваль по национальным и народным видам спорта республиканский. Проводится с 1994 ежегодно в Уфе в честь Дня Республики Башкортостан. Организатор - Мин-во молодёжной политики и спорта РБ. В рамках фестиваля проходят соревнования по армспорту,...

«Цвети, Башкирия» , цирковая программа. Первое цирковое представление Баш. циркового коллектива при Уфимском цирке, премьера состоялась 7 сент. 1973 на арене Уфим. цирка. Программа состояла из пролога, эпилога...

«Шаляпинские вечера в Уфе» Международный фестиваль оперного искусства. Проводится с 1991 в Театре оперы и балета, с 2003 международный. Возник по инициативе пред. Уфим. отделения Межрегион. Шаляпинского центра Г.А.Бельской....

Экзогамия (от греч. éxo - вне, снаружи и gámos - брак), запрет брака между членами группы родств. семей, родового подразделения, рода. У башкир традиц. обычай, сочетался с эндогамией. С...

Эндогамия (от греч. éndon - внутри и gámos - брак), заключение брака внутри племени, этноса, конфессии, сословия. У башкир традиц. обычай, сочетался с экзогамией. Эндогамный брак...

Башкирские праздники

У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовно-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи. Но наша культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.

Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились - каждый по своему возрасту.

Совместно с инструктором по ФИЗО мы провели праздник «Сабантуй», где участвовали все возрастные группы. На празднике дети принимали участие в башкирских национальных играх (национальная борьба, скачки, бег в мешках и т.д.). В заключение праздника все дети пили чай с чак-чаком и блинами.

Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Праздник «Воронья каша» была проведена в старших группах на улице. На празднике дети пели песни на башкирском языке и рассказывали стихи. Готовили на свежем воздухе, на костре в казанке кашу пшенную, пили чай с вак - бэлешем и чак - чаком. Играли в башкирские национальные игры (носили воду коромыслом, бег в мешках, национальная борьба, бег с ложкой и яйцом).

Кар хыу (за талой водой) - отмечается в апреле. Накануне определяют место, где можно брать воду или снег, красной ленточкой. Принимали участие в этом все, джигиты притаптывают тропинку, девушки с коромыслами идут за талой водой. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верили что вода снимает нездоровье, колдовские чары. В этот день танцевали, пили чай и ели блины.

Праздник «Кар хыу» проводили совместно с музыкальным руководителем в старшей группе. На празднике были задействованы не только дети, но и родители. Родители пекли и готовили башкирские национальные блюда, сшили детям национальные костюмы, участвовали в конкурсах вмести с детьми.

Какук сайе (кукушкин чай), башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием "йома сэйе" ("чай, в пятницу"), в северных районах республики Башкортостана и в Пермской области - "сэйесмэ" ("чаепитие"). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и карга - туй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков.

Этот праздник мы проводили вместе с родителями. Мы выезжали за город. Проводили эстафеты, где родители соревновались с детьми, играли в башкирские национальные игры, пили чай с травами, ели выпечку, которую приготовили родители сами.

Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы - щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. - все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. - которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Так же "суп из дикого лука" и "дикой редьки" посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки.

Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы - от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа - Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.

Этот праздник мы планируем провести в этом году совместно с родителями.

- 41.06 Кб

Введение

У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие карнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысол, который служит им для укрепленя и усоверщенствования духовного-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи, да и старейшины не пиарят старинные праздники. Но наша культура и праздники не утраченны, не забыты и не запрещенны.

Это статья не предназначен только для башкиров и татар, мы должны знать и уважать историю своих соседей я буду очень рад если смогу заитересовать ее и другии национальности нашей не обьятной родины, ведь мы живем на одной земле и ходим под одной луной

Краткая история башкир.

Государственность башкир восходит к IX - началу XIII веков - к этому времени относится образование союза башкирских племен. В 1219-1220 годах земли Башкортостана вошли в состав империи Чингисхана. В середине XVI века башкиры добровольно вошли в состав Российского государства. К этому времени они жили в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского, частично, Астраханского ханств. Процесс вхождения края в состав России не был одномоментным, он охватил несколько десятилетий и затронул ареал, намного превосходящий территорию нынешнего Башкортостана. Жалованные грамоты Ивана Грозного башкирским племенам стали основой их договорных отношений с царским правительством. Несмотря на то, что сами первичные документы пока не найдены и, возможно, не сохранились, они упоминаются в шежере (родословных) башкир, на них в течение длительного времени ссылались обе стороны.

О национальных и традиционных праздниках.

Башкирские национальные праздники

1. Йыйын.

Наиболее древний башкирский праздник йыйын (народное собрание). На народных собраниях решались вопросы мира и войны, уточнялись границы родоплеменных территорий, улаживались споры. Завершались народные собрания праздником. На йыйын приглашались жители из других дальних аулов. Делалось это для установления дружеских отношений с другими родами, а также завязывания знакомств. У башкир брак внутри рода был строго запрещен, а знакомства на йыйыне позволяли выбрать невесту из другого рода. . Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились - каждый по своему возрасту. . Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение люден в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Нардуган, в переводе с тюркского - начало нового года, с персидского - новый год. Этот один из наиболее ярких и красочных древних праздников приходится на первый день месяца фарвардина по древнеиранскому солнечному календарю, а по григорианскому на 21-22 или реже на 23 марта (в 2009 году - 22 марта). В первый день года принято ходят друг к другу с новогодними пожеланиями, пляшут. Гостей хозяева одаривают мелочью, сладостями. Если в первый день нового года первым в дом зайдёт мужчина, - значит, год будет щедрым, благополучным. Гостя обильно угощают, подают брагу, медовуху и т.д.

Иске ян, а ел девушки загадывают на жениха. Записываются приметы: если в новогодний вечер много звёзд на небе, то хороши будут ягоды и домашняя птица: гуси, утки, индюки, куры.

Кар хэуые (за талой водой) -отмечается в апреле. Накануне определяют место, где можно брать воду или снег, красной ленточкой. Принимали участие в этом все, джигиты притаптывают тропинку, девушки с коромыслами идут за талой водой. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верели что вода снимает нездоровье, колдовские чары. В этот день танцевали, пили чай и ели блины.

Какук сайе (кукушкин чай), башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием "йома сэйе" ("чай, в пятницу"), в северных районах республики Башкортастана и в Пермской области - "сэйесмэ" ("чаепитие"). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и каргатуй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков.

Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы - щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. - все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. - которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Так же "суп из дикого лука" и "дикой редьки" посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки.

Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы -от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа - Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.

С X века среди башкир распространяется ислам, ставший в XIV веке господствующей религией. Наиболее значимый для мусульман - башкир праздник - Курбан-байрам. Все торжества, имеющие отношение к исламу, отмечаются по мусульманскому лунному календарю. Праздник Курбан-байрам начинается 10-го числа месяца зуль-хиджжа. Он совпадает с днем завершения паломничества в Мекку. Праздник Курбан-байрам установлен в воспоминание о попытке принесения Авраамом своего сына в жертву Богу и празднуется четыре дня. Начало праздника определяется появлением новой луны. За появлением луны следили различными способами, в одних местах смотрели на воду (в пруд, озеро, реку), в других спускались в глубокий колодец или яму и оттуда высматривали луну. Человек, который первым являлся к мулле с заявлением, что ему удалось увидеть серп молодой луны, получал награду. В первый день праздника приглашаются в гости только близкие родственники и соседи, а затем уже начинается хождение по гостям, сначала по приглашению, а потом заходят запросто, к кому вздумается. Сам хозяин не участвует в еде вместе с гостями, а должен стоять все время на ногах, переходя от одного гостя к другому, пока не будет приглашен самими гостями принять участие в трапезе. Праздник - это радостное событие. В этот день мусульмане готовят традиционные национальные блюда, друзьям и родственникам преподносят подарки, причем они не должны быть дорогими. В каждом доме мусульманина царит дух такого гостеприимства и щедрости, что любой человек, зашедший в дом, не выйдет, не отведав праздничного угощения

Зачем все таки нужны нам праздники? соблюдение традиций, дополнитьльный повод встретится родственникам и друзьям или "себя показать да и на других посматреть!?". Наверно каждый выбирает лично для себя не зависимо от национнальности и веро исповедания. Но мой взгляд автора, утверждает о том что в эти праздники главное уделить внимание всем своим хорошим друзьям и ближайшим родственникам. И как гласит старая и избитая пословица "Главное не подарок, а внемание!" и хочится добавить высказывание одного филосафа "ошибается тот человек который уверен что сможет прожить без общества, и ошибается в двойне те кто думают что общество не сможет прожиь без них!". Не забывайте о своих лучших друзьях которые идут рядом с вами и ближайших родственников которые будут поддерживать вас всегда и готовые принять вас такими какими вы есть.

Дополнение...

Способ приготовления кумыса

Готовили кумыс в прежние времена в деревянных кадках из липы или дуба. Процесс приготовления заключался в следующем: вначале готовили закваску - бродило, которую замешивали с кобыльим молоком и давали настояться. Бродилом для получения первого кумыса у башкир служит кислое коровье молоко. Иногда в качестве закваски использовали разваренное до консистенции каши пшено с постоявшим кобыльим молоком или пшено с солодом).

Ну, а когда первый кумыс приготовлен, то следующим бродилом служит крепкий кумыс. Кстати, еще в прошлом веке было установлено, что микроорганизмы кумыса образуют зерна, которые можно промывать, высушивать и сохранять. Закваска из таких зерен - наилучшая. Это - чистые культуры бактерий.

По времени созревания с момента заквашивания кумыс подразделяют на слабый (одни сутки), средний (двое суток) и крепкий (трое суток). Доля спирта в них составляет соответственно 1; 1,5 и 3%. Кумыс, приготовленный из непастеризованного кобыльего молока считается натуральным кумысом). Натуральный однодневный кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами.

2.Науруз (наурыз).

Праздник Нового года по солнечному календарю, совпадающий с днем весеннего равноденствия, распространен среди ирано-язычных и тюрко-язычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Башкиры унаследовали его у ирано-язычных племен которые обитали в долине рек Яик (Урал), Сакмара примерно в 7 в. до н.э. В науруз каждая семья варила из круп злаковых культур ритуальную пищу, которой угощали гостей и всех желающих. Во время Науруза взрослый предводитель, специально назначенный обществом учредитель праздника, вместе с юношами организует хождение по дворам. Они прославляют хозяев за домовитость, щедрость, после чего получают продукты для общей трапезы, вышитые изделия для награждения участников состязаний в беге, борьбе (курэш), скачках, а также певцов, сэсэнов, кураистов, думбыристов, танцоров, мастеров горлового пения (узляу). В Науруз обязателен ритуал посещения стариков для получения благословения (фатиха). Обряды, совершаемые в Науруз, призваны задобрить природные силы и духи предков для достижения благополучия в наступающем году.

3.Каргатуй.

Башкирский праздник весенне-летнего цикла, известен в центральных и восточных районах Башкортостана, в Зауралье. Традиционно праздник устраивали с наступлением весны. В Западном и Югo-Западном Башкортостане его проводили за день до сабантуя, в нем участвовали главным образом женщины и подростки, но могли присутствовать и мужчины. Праздник начинался с молений на кладбище, иногда сопровождался жертвоприношениями. В ходе праздника молодые женщины, девушки устраивали импровизированные представления с песнями, танцами, играми. Распорядительницу праздника называли алсабыр или юлбарсы. После общей трапезы участницы оставляли остатки ритуальной каши на пнях деревьев, камнях с благо пожеланиями к птицам. У юго-восточных и горных башкир каргатуй почти всегда устраивали на ближайшей горной вершине. Во время празднества деревья наряжались цветными шалями, бусами и другими украшениями, выставлялись молочные продукты; мальчики имитировали карканье птиц. У западных башкир обряд был исключительно подростковым. Истоки праздника лежат в архаичных пластах верований: культе птиц, ранней форме культа тотемич. предков. Возможна двойная интерпретация праздника: "воронья свадьба", "воронья каша", т.к. возникновение связано с культом вороны, и "грачиная свадьба", "грачиная каша", что обусловлено изменением характера обряда, ставшего своеобразной встречей весны.

4.За талой водой.

Проводится в апреле. Накануне определяют место, где можно брать воду или снег, красной ленточкой. Принимались все, джигиты притаптывают тропинку за водой, бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, растирались до пояса, лицо, снимает нездоровье, колдовские чары (бальзам).
Девушки с коромыслами идут за талой водой. Танец. Пили чай, ели блины.

5.Кукушкин чай.

Башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием «йома сэйе» ("чай, в пятницу"), в северных районах РБ и в Пермской области - «сэйесмэ» ("чаепитие"). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай - это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и каргатуй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков.

Описание работы

У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовного-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи, да и старейшины не пиарят старинные праздники. Но наша культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.

Исторически сложилось, что праздники Республики Башкортостан уходят корнями в сельскохозяйственный, бытовой уклад, поэтому часто они совпадают с началом и окончанием посевных работ, уборкой урожая. Приуроченные к календарю, времени года традиции празднования башкирского народа символизируют единство рода и семьи, призваны помогать в развитии хозяйства и культуры, а также представлять религиозные устремления.

Возврат к традиционным башкирским праздникам и обрядам, соблюдению исторически сформировавшихся канонов проведения этих дней начался только в ХХ веке с возвращения этнической культуры в сельскую местность Башкортостана. Революция 1917 года означала не только переход к механизации сельского хозяйства, но и запрет религиозных празднований в пользу индустриализации общества. И вот только с началом ХХІ века возрождение этнической культуры башкирского народа стало делом национальной политики государства.

Согласно Закону Республики Башкортостан «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах» от 1992 года, можно разделить праздники этого региона на выходные праздничные дни, дни памяти и национальные, традиционные праздники.

Праздничные нерабочие дни в Башкортостане

В 2019 году жители Башкирии не будут работать в традиционные всероссийские праздники :

  • Новый год и христианское Рождество, которые в сумме дадут 8 выходных дней (1 - 8 января);
  • День защитника Отечества, что выпадает на субботу 23 февраля, а значит, сделает нерабочими 3 дня 23-25 февраля;
  • Международный женский праздник (8 марта выпадает на пятницу, следовательно выходными будут 8, 9 и 10 марта);
  • Майские выходные в честь Праздника Трудящихся и Дня Победы продлятся по 1 дню (1 и 9 мая);
  • День независимости России - 12 июня;
  • День единства народов России 4 ноября приходится на понедельник, а значит будем отдыхать 3 дня подряд со 2 по 4 ноября.

К сугубо башкирским праздникам, которые имеют свои традиции, относятся следующие.

День Республики Башкортостан, 11 октября, означает дату, когда была принята Декларация о суверенитете республики в 1990 году. В 2019 г., как всегда, он будет нерабочим. Это будет пятница, поэтому в Башкирии будут отдыхать подряд 3 дня. В этот день все города Башкирии горят праздничным огнями, пестро украшены, наполнены выставками, в т. ч. сельскохозяйственного творчества. Тут проходят концерты, слушаются поздравления от местных властей и творческих коллективов. А финальным аккордом в праздновании становится фейерверк над столицей, г. Уфа, который обычно проводится на площади Ленина. Этот праздник наполнен патриотизмом и призван напомнить всем гражданам о целостности, суверенитете Республики и собственной причастности к этому дню.

24 декабря ежегодно отмечается День Конституции Башкортостана , которая была принята в 1993 году. Эта дата также имеет историческое значение для граждан Республики, поскольку принятие Основного Закона означает регулирование прав и свобод человека согласно международным нормам, принятие курса в развитии Башкортостана, а также сохранение этнического своеобразия этой земли – ее хозяйственного потенциала, интересов многонационального населения.

К самым важным религиозным праздникам мусульман, которые возведены в ранг государственных и являются также выходными, относятся Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Ураза-байрам – день, которым заканчивается великий мусульманского пост в месяц Рамадан. Его дата вычисляется по лунному календарю ежегодно. В 2019 начало его припадает на 5 июня. Этот праздник отмечается на протяжении трех дней и для приверженцев ислама означает право разговляться после продолжительного поста. Жители Башкортостана знают, что в этот день принято дарить добрые дела, заботиться о близких и нуждающихся, которым преподносят милостыню, проводить время в молитвах, начиная с утреннего ид-намаза, готовить национальные блюда и общаться с родными. Предшествующее празднику очищение физического и духовного в человеке позволяет верующему понять того, кто нуждается в пище и заботе, поэтому Ураза-байрам можно считать днем благодарности и воздаяния. «Благословенного праздника!», - так поздравляют друг друга в этот день жители Башкирии.

Еще один важнейший религиозный праздник, который станет нерабочим для Республики, есть Курбан-байрам, – праздник жертвоприношения у мусульман. Эта величайшая дата в исламе означает окончание паломничества, или хаджа, к священным местам. Его дата, как и Ураза-байрам, назначается согласно лунному календарю, и в 2019 году это станет 11-15 августа, более точная информация будет позже. Ему предшествует День Арафат (10 августа в 2019 г.) - еще один важный день, в котором паломники совершают стояние на одноименной горе. Курбан-байрам начинается с утренней молитвы (намаза) в соборах, далее проходит обряд самого жертвоприношения – из выбранного для этой цели животного готовятся традиционные блюда, которыми угощаются не только родственники, но и бедные, нуждающиеся люди, для которых и отводится основная часть праздничного обеда. Посещение близких и друзей, молитвы и соблюдение обрядов, благотворительность – вот как проходят три дня праздника. Это время означает для верующих возможность духовно очиститься, сблизиться с людьми и отдать дань уважения Всевышнему.

Памятные даты

К таким датам, которые не являются нерабочими, однако не менее важны для жителей Башкортостана, есть, к примеру, День Государственного флага Республики , одного из самых значимых атрибутов политической и общественной жизни Башкирии, отмечаемый 25 февраля ежегодно. Также к их числу относят День подписания Соглашения Российского Рабоче-Крестьянского правительства с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии (20 марта); День образования территориально-национальной автономии Башкортостана (29 ноября) и другие. Сюда же входят профессиональные праздники, даты установки памятников культуры и архитектуры и прочее. В эти дни принято проводить общественные, просветительские мероприятия в отдельных регионах, организациях, учебных заведениях, которые направлены на укрепление в сознании граждан важности памятных для их народа дат.

Народные праздники

Или праздник окончания сельскохозяйственных посевных работ весной, празднуется только башкирами и татарами. Дата «праздника плуга» назначается отдельно в каждом регионе, поэтому дни проведения разбросаны от конца мая до начала-середины июня. В современных условиях приуроченность этого праздника полевым работам отошла на второй план. Однако, как и прежде, этот день – целый карнавал из песен, танцев, поздравлений, праздничных угощений из традиционной выпечки, конкурсов, спортивных состязаний и призов.

К подобным датам относится также фольклорный праздник Салауат йыйыны , который проводится летом и направлен на развитие у детей почетного отношения к своему народу, любви к своей нации, а так же выражение чувства благодарности старшим.

Еще один традиционный башкирский праздник отмечается обычно в знак окончания посевных работ весной. Участниками общего действия обычно становятся жители соседних аулов, которые собираются на возвышенную площадку («майдан»), огораживают ее кругом и проводят всевозможные спортивные соревнования, курэш, скачки на лошадях, народные танцы и пение, а также вознаграждение участников призами и угощение едой.

Историко-культурное, этническое богатство Республики Башкортостан отображается во всех сферах жизни граждан, даже в том, какие праздники существует у ее народа. Здесь, как ни во многих местах, можно до сих пор увидеть сочетание современности, стремления к развитию и почтительного отношения к историческим истокам и религии.