Меню

Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературы. Проект «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой

Жизнь

Цель. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка посредством развития речи и художественного слова

Задачи:

  1. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
  2. Создание ситуации успешности для каждого ребенка
  3. Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
  4. Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности
  5. Формирование творческой активности дошкольников в процессе ознакомления с художественным словом.
  6. Развивать у детей творческую речевую деятельность (умение высказывать свои мысли, отстаивать идеи, фантазировать, рассуждать) ;

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

Актуальность в том, что целенаправленная, постепенная и регулярная работа по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы будет способствовать их речетворческому и общему творческому развитию при соблюдении следующих условий:

  • Создании в группе соответствующей среды для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Активном включении детей в накопление эмоциональной культуры.
  • Подборе и осуществлении разработок, направленных на оптимизацию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Личностно - ориентированный подход к детям.

Своеобразие

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно - эмоционального восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и, в конечном счёте, к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с дошкольного возраста развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь произведения художественной литературы с творческо -эстетической направленностью. Однако момент творческо - эмоционального восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности. Таким образом, воспитатель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с художественной литературой: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с произведениями не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль воспитателя здесь неоценима.

Воображение, т.е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, ещё в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным. Фантазии и чувства связаны очень тесно. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны, соответственно, осуждаться. системы работы заключается в четкой реализации принципа личностно-ориентированного подхода, т. к. она воздействует на ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный не насильственный характер. В силу этого такая деятельность доступна детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд, что в целом обеспечивает становление полноценного психофизического фундамента личности дошкольника, что обеспечивает в конечном итоге равные стартовые возможности при поступлении в школу.

В основу творческой работы положены следующие принципы:

Творчества (предоставление не иссекаемых возможностей для воспитания и развития творческих способностей детей) .

  • Научности (развитие чувств и фантазии приобщение к духовному богатству, накопленному человечеством.)
  • Доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей)
  • Поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий)
  • Динамичности (от самого простого до сложного)
  • Сравнений (разнообразие вариантов заданной темы методов и способов воспроизведения, разнообразие художественных произведений)
  • Выбора (сказки, стихи, рассказы, былины)
  • Интегративности (художественное творчество, коммуникации, чтение художественной литературы, музыка, познание (формирование целостной картины мира) социализации, здоровья)

Но как побудить детей развивать свое мышление, творческое воображение? для этого применяются следующие методы и установки:

  • метод подбрасывание идей.

Всегда и везде – на занятиях, в режимных моментах, совместной деятельности решаются многочисленные вопросы (Зачем? Для чего? Как? Откуда? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Как быть? и т.д)

  • метод личного примера
  • установка на юмор и смех, дух здорового соревнования, полной занятости и заинтересованности
  • применение разнообразной деятельности, чередования физической, умственной и эмоциональной нагрузок, простого и сложного
  • развитие связи между действиями и чувствами, умения извлекать радость от обучения, гордиться собой
  • установка на самовыражение в деятельности, стремление к победе.

У каждого ребенка есть фантазия, но если ее не упражнять, не стимулировать ее рост и развитие, она зачахнет. Сочинение сказок – идеальный способ развития фантазии ребенка.

Эффективными методами работы в данном направлении являются:

  • создающие непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
  • беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев и с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Не обходимо, что бы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает произведение.
  • частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа с мнемосхемами, привлечение воображения и памяти) .
  • метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысления общепринятых шаблонов и поиск не стандартных решений.

Наиболее оптимальной формой работы, на наш взгляд, является совместная деятельность детей и педагогов в свободное от непосредственной образовательной деятельности времени, что проявляется в самостоятельной творческой деятельности детей (инсценировка, драматизации сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей.

Вышеизложенная информация позволяет сформулировать следующие выводы: Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи. Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые, а отсюда и творческие способности будут развиваться успешнее

светлана Еремеева
Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Всем известно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка .

При чтении художественной литературы ребёнок видит перед собой определённую картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события.

Чем сильнее переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Художественная литература формирует у детей положительные и отрицательные эмоции и на основе этого возникающие образы у детей имеют соответствующий колорит, способы изображения .

Выразить свои эмоции, отношение к художественным произведениям дети могут через продуктивную деятельность : рисование, лепка, аппликация, конструирование. Она может быть организована как на занятиях, так и в совместной деятельности взрослых с детьми. Получая впечатления в процессе чтения книг, рассматривая иллюстрации, дети учатся понимать характер персонажей, выделяют особенности образа героев. Свои впечатления дети передают в рисунках, поделках.

Особенно детям нравится изображать героев таких произведений, в которых образ четко представлен и связан с детскими понятиями о недостатках человека. Это очень ярко наблюдается в передаче образов героев поэтических сказок Чуковского.

Так, при изображении героев сказки «Тараканище» , мальчик передал тревогу, опасность в своём рисунке, поэтому он получился таким неярким, даже мрачным, небрежным. Но в то же время на его рисунке есть пальма, которая получилась аккуратной, с тщательно прорисованным стволом, листьями.

Взглянув на его рисунок,можно подумать, что пальму он не сам нарисовал, а кто-то помог. Потому что обычно он всегда жалуется, что у него ничего не получается, прекращает рисовать, злится. Это свидетельствует о том , что ребёнок нашёл способ передать позитивный настрой, показал, что всё будет хорошо в конце сказки.

Следующий рисунок, на котором девочка изобразила Муху-Цокотуху в нарядном платье, в шляпке, придумала узор на платье, подобрала яркие, жизнерадостные краски, здесь сам рисунок вызывает положительные эмоции.

Детям очень понравилось изображать героев сказок Чуковского, а так же русских народных сказок, других произведений. Это ещё раз подтверждает, что дети изображают то, что на них произвело сильное впечатление во время чтения художественных произведений .

В совместной деятельности с детьми старшей группы дети получили задание «Сказки ходят в гости друг к другу» . Дети изображали в одном рисунке героев разных сказок и придумывали разные ситуации, например, Колобок встретил на дорожке Кота в сапогах, или Красная Шапочка пошла в лес и встретила Бабу Ягу.

Мы с детьми рисуем цветными карандашами, иногда используем фломастеры, восковые карандаши, краски. Этими материалами детям легче передать образы героев, их характер, настроение, выделить мелкие детали, которые могут быть очень важными.

Для того, чтобы работы были интереснее, выразительнее, предлагаю использовать и нетрадиционный художественный материал : печати, трафареты, коктейльные трубочки, засушенные листья, семена, соль, манка, их сейчас огромное количество, можно так же включать элементы аппликации из бумаги, ткани, ниток

Творчество детей проявляется так же в лепке из пластилина и солёного теста, с использованием бросового материала, в конструировании из бумаги, например, «оригами» . Дети по сказкам, и народным, и авторским, создают образы героев произведений. Готовые персонажи используются в играх-драматизациях, в ходе которых можно изменить окончание сказки, или добавить персонажей из других сказок и развить новый сюжет .

Художественные произведения представляют много поводов для интересной продуктивной деятельности.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста 1. Введение. Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Благодаря интернет – ресурсам, открывается широкий спектр.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта.

Родительское собрание «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Групповое родительское собрание на тему «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Повысить.

Родительское собрание в средней группе «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста» Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, вовлечь родителей в решение.

Роль детской художественной литературы в процессе приобщения детей дошкольного возраста к основам общечеловеческой культуры Автор Ланге Татьяна Владимировна Слова «Культура – это нечто неосязательное, без чего человек перестает быть таковым», именно сегодня.

Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша.

Чернова Наталья Евгеньевна

воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга»

в городе Димитровграде Ульяновской области»

Содержание педагогической работы по творческому развитию детей средствами художественной литературы

Организуя работу с развитием словесного творчества дошкольников, обучая их придумывать рассказы, сказки воспитатели, прежде всего, руководствуются требованиями программы, по которой работает дошкольное учебное заведение. Нами были определены следующие педагогические условия использования художественной литературы как средства развития словесного творчества старших дошкольников: погружение детей в мир художественной литературы, обеспечение речевой активности детей за художественными сюжетами разнообразными творческими заданиями, стимулирование развития творческого воображения.

С учетом этих условий нами была построена лингво-дидактическая модель использования художественной литературы в обучении старших дошкольников словесному творчеству, которое включало три взаимосвязанных аспекта. Первый – ознакомление детей с художественными текстами; закрепление жанровых особенностей различных произведений художественной литературы; обогащение словаря дошкольников образными выражениями, текстами начала и окончания, языковыми средствами выразительности. Содержание этой работы: чтение и рассказывание произведений художественной литературы, беседа по содержанию прочитанного, выполнение разнообразных творческих упражнений: сравнительное описание героев художественных произведений, инсценировки отрывков художественных произведений, разыгрывание отдельных эпизодов художественных произведений, рассказ от первого лица – героя художественного произведения. Второй – обучение детей воспроизводить содержание художественных произведений, перевод, рассказы, выполнение разнообразных творческих упражнений и заданий: игры по содержанию художественных произведений, воображаемый диалог с героями, игры-драматизации, моделирование художественных произведений с помощью моделей-заместителей. Третий аспект – самостоятельное составление детьми творческих рассказов с художественными сюжетами с использованием таких методов и приемов: моделирование сюжета художественных произведений с опорой на схемы, составление винегрета из художественных произведений; придумывание рассказа наоборот; объединение двух произведений в одно с новым сюжетом; придумывание начала или окончания произведения, предложенного воспитателем; введение нового персонажа, игры по содержанию художественных произведений.

Цель формирующего этапа исследования – содействовать развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста, соответствующему возрастному уровню развития детей, используя различные методы художественной литературы.

Образовательные задачи способствуют овладению детьми определенным объемом знаний, умений и навыков для их всестороннего развития:

Развитие интереса к художественной культуре,

Изучение природных явлений, образов животного и растительного мира;

Развитие исследовательских навыков;

Развитие монологической речи, умения связно высказываться;

Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство;

Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память;

Развитие актёрских способностей посредством взаимопроникновения различных видов искусства – музыки, литературы, театра.

Воспитательные задачи направлены на развитие нравственных и духовных качеств детей:

Повышение уровня креативности (творческой организации) процесса воспитания и обучения, их осознанности и целенаправленности;

Развитие эмоционально-положительного отношения к объектам эстетического содержания;

Воспитание доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения вести себя в коллективе сверстников;

Воспитание умения уважительно относиться к результатам детского труда;

Формирование у каждого ребёнка эмоционально-положительного отношения к природе;

Развитие у ребёнка чувства уверенности в себе, в своих силах, реализованности своих возможностей, настойчивости в достижении целей;

Развитие творческого потенциала ребёнка, его художественной наблюдательности путём изучения литературного наследия.

Была разработана и апробирована система педагогических мероприятий, включающая в себя создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка, формирование базовой культуры личности, эстетического, нравственного и физического воспитания ребёнка. Характер проведённой работы позволил разработать цикл занятий «Путешествие по страницам книг», дидактические игры, подобрать различные методы сочинения самостоятельных литературных произведений и апробировать данный материал, описав оптимальные пути по развитию словесного творчества дошкольников в данной работе.

В своей работе опирались на следующие принципы:

Принцип доступности и целостности, получаемых ребёнком знаний (отбор художественного материала по различным видам народного искусства: музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного, при условии их тесной взаимосвязи);

Принцип интеграции работы на основе художественной литературы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с окружающим миром, речевое развитие, различные игры и др.);

Принцип индивидуального подхода к детям; учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития;

Принцип бережного и уважительного отношения к детскому творчеству;

Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых понятий;

Принцип наглядности; преимущественного использования модельного подхода к обучению, т.е. возможности представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения;

Принцип прочности полученных знаний;

Воспитывающий характер обучения.

План педагогической деятельности по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Этап

Программное содержание

Методы работы

Активизировать запас известных детям литературных произведений, учить глубже воспринимать традиционные способы организации сюжета и построения произведения: приём повторности, троекратности, повторения эпизодов, способы цепного построения композиции, структуру появления и движения персонажей: «от большого - к малому» , «от малого - к большому», зачины, концовки.

НОД по обучению детей творческому рассказыванию «Придумывание продолжения и завершения рассказа «Как Миша варежку потерял» Сравнение двух сказок («Теремок» и «Репка»), определение сходства в композиции: от большого - к малому, повторность эпизодов.

Драматизация сказки «Теремок»

Обогатить литературный опыт детей новыми литературными произведениями. Анализ принципов традиционного построения повествования, развитие сюжета в новых рассказах и сказках. Использовать эти способы при попытках собственного сочинения

Пересказывание (с помощью разных видов театра) с выполнением творческих заданий сказок: «Бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый».

НОД по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» Составление фильма - сказки.

Кукольный театр с участием детей: «Бабушка, внучка да курочка».

НОД по обучению творческому рассказыванию в подготовительной группе «Волшебная сказка в лесу»

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Развивать у детей самостоятельность в словесно-творческих проявлениях- в продумывании собственного замысла, выборе темы, сюжета, героев; учить детей связно, последовательно, выразительно строить предложения.

НОД по обучению творческому рассказыванию «Я - волшебник» Сочинение по предложенным темам и персонажам (фигуры на фланелеграфе, настольный театр), совместное с педагогом творчество.

НОД по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине с использованием ТРИЗ

Сочинение сказки с самостоятельным выбором темы, персонажей, сюжета.

Основная работа велась на специальных занятиях по развитию речи. Использование русских народных сказок о животных в процессе обучения детей составлению творческих рассказов возможно на каждом занятии. Работа велась поэтапно.

Известно, что обучение детей творческому рассказыванию процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Дошкольникам в старшем возрасте доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта, придумывание рассказов, сказок. Поэтому система работы с детьми дошкольного возраста по развитию словесного творчества включала:

Знакомство с литературным наследием русского народа, его творчеством, так как здесь сохранились особенные черты характера русского народа: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей;

Речевые упражнения (речевая зарядка). Сюда входило не только обогащение словарного запаса дошкольников речи и накопление личного опыта каждого ребёнка, но и развитие артикуляционной моторики, а также развитие связной, монологической речи и апробация нестандартных методов сочинения собственных произведений, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Нестандартно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, например, создавать свободные продолжения, переложения произведений художественной литературы, придумывать различные варианта начала, концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.п. Нетрадиционный подход как раз даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в произведении или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, не жестоко, а человечно;

Развитие творческих способностей посредством создания разнохарактерных образов живой и неживой природы через исследовательскую, изобразительную и игровую деятельность. Крайне важно не только научить ребёнка сочинять, но и показать ему новые возможности. Весьма часто детям предлагалось изобразить что-то или кого-то из произведения художественной литературы, но нестандартно, например, изобразить произведение схематично, показать эпизод текста с помощью телодвижений, жестов или мимики и т.п.;

Развитие в театрализованной деятельности (совместно с музыкальным руководителем во время проведения открытых мероприятий) путём перевоплощения в героев различных произведений и мультфильмов.

На первом этапе работа по развитию словесного творчества была направлена на активизацию запаса знаний самых известных произведений художественной литературы. Наряду с прослушиванием сказок, рассказов, стихов дети знакомились не только с авторскими произведенями и творениями народа, но и с малыми формами устного фольклора (присказками, загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками).

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение пословиц и поговорок. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке «Теремок» «Рукавичка» подбиралась поговорка: «В тесноте, да не в обиде», к сказке «Заюшкина избушка» поговорка «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», к сказке «Лисичка со скалочкой» – «Что посеешь – то и пожнёшь» и т.п..

К ряду произведений литературного наследия подбирался не только лексический, но и картинный материал. Для эффективного усвоения последовательности событий с учетом речевых умений детей определялись методические приёмы. Были изготовлены опорные схемы – мнемотаблицы, отражающие то или иное литературное произведение и содержащие чёрно-белое или цветовое обозначение героев сказки, их поступки, предметы и явления природы. Сюда вошли «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Машенька и медведь», «Вершки и корешки», «Снегурушка и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зёрнышко», «У солнышка в гостях», «У страха глаза велики», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Петушок и жерновцы», «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка».

Это не случайно, ведь результаты последних психолого-педагогических исследований показали, что дошкольнику полезнее предлагать не только иллюстрацию, но также необходимо показывать различные направления: абстрактные, комичные, схематичные, реалистические и т.д. Весь этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т.к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет.

Система работы также включала в себя подробный анализ литературных повествований. Дети учились глубже воспринимать традиционные способы построения произведения и организации сюжета в нем. Для этого использовались «Карты-схемы В.Я. Проппа». Представленные в схемах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет автору сказки в дальнейшем при сочинении собственного повествования абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, тем самым развивая своё творческое, креативное мышление.Используя авторские дидактические игры по развитию фантазии, словесного творчества, мы стремились к формированию семантических полей, давали творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов.

Продолжая развивать умения детей различать реальный и фантазийный вымысел, была разработана и апробирована авторская программа, включающая цикл занятий «Путешествие по страницам книг», благодаря которой дети закрепляли умения составлять описательные рассказы о животных, формировали представления о предметах и явлениях природы. Особым видом обучения связного высказывания являлись рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе или составлении рассказа (сказки) по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели повествования предлагалось использовать объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделялось описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строилась в несколько этапов: 1) выделение значимых объектов картины; 2) рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; 3) определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; 4) объединение мини-рассказов в единый сюжет. В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине начинали работу с распространения предложений, в которые вводились модели «красивых слов» – употребление детьми качественных прилагательных; «слов действия» – глаголов. Незаменимое место отводилось «эмоциональным моделям», с помощью которых дети вносили в свой рассказ нотки грусти или радости. Дети описывали пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигалась включением описаний и действий живых предметов. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине служили силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могли быть выделены только по косвенным признакам.

Также детям рассказывалось о способах элементарного построения повествования (цепного или лучевого), о структуре появления персонажей «от большого – к малому» или «от малого – к большому». Развивая навыки символического проигрывания сюжета, следили за тем, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали эмоционально. При этом обращалось внимание детей на образный язык сказок, присказки, зачины и концовки, приёмы повторности, троекратности, их схожесть в сказках.

Второй этап работы включал отбор и апробацию нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Например, работа начиналась с использования наиболее легкого приёма «придумывание продолжения или завершения рассказа». Вначале детям давался образец, который содержал завязку рассказа, и затем определялись пути развития сюжета. Затем дети знакомились с другим приёмом. Так постепенно дети знакомились с разными приёмами сочинения творческих рассказов, а затем и сказок. Также на этом этапе использовались разнообразные упражнения по закреплению составления различных типов предложений: по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам. Например, детям предлагались отдельные слова: девочка, дерево, птица. Нужно было составить связный рассказ, используя эти слова. Эти упражнения проводились в процессе игровых ситуаций, кто интереснее придумает. Достаточно распространенным приёмом был приём по составлению коротких сюжетов. Дети сами выбирали действующих лиц: детей, взрослых, кукол, птиц, животных; после чего ребёнок рассказывал о своей сюжетной линии. Затем задание усложняли: без опоры на наглядность придумать новые звенья в сюжете. Лучшие детские рассказы записали и составили альбом, что, с одной стороны, повышало эмоциональный настрой, а с другой, позволяло критически со стороны оценивать себя. Здесь хочется подробнее остановиться на таком приёме, как «Бином фантазии». Для этого детям была предложена дидактическая игра «Как спастись от колдуна?» Вначале рассказывали такую историю: «Жил–был колдун. Он умел заколдовывать разные предметы и вещи. Заколдует и несет к себе в пещеру. Но колдун заколдовывал только ту вещь, которая была одна. Если же предметы объединялись, колдун не мог их утащить». После этого ребёнку предлагалось объединить предметы в единый сюжет. Если ребёнок понял задание, то ему давали сразу набор игрушек или картинок (можно использовать заместители). Если же ребёнок испытывал какие-либо трудности, то помогали ему. Например, брали два первых попавшихся кубика, и объединяли их рассказом, показывая на кубики – «бабочку» и «ёжика»: «Однажды бабочка встретила ёжика, очень удивилась и спросила его, почему он не летает. Ёжик ответил, что он не умеет летать, но зато умеет сворачиваться в клубок. И предложил научить этому бабочку. С тех пор они подружились». Здесь важно показать ребёнку принцип придумывания различных историй. Следует отметить, что у детей с ограниченными речевыми возможностями наблюдались большие трудности при рассказывании. Поэтому использовались приёмы, облегчающие творческое рассказывание. Сюда относится, прежде всего, использование наглядности. Умышленно переставлялись серии картинок-иллюстраций с тем, чтобы привлечь внимание детей к правильной последовательности сюжетной линии рассказа. Другой вариант – убирали одну картинку из серии картинок-иллюстраций, а дети должны были вспомнить и рассказать про изображённый сюжет. Выслушивались все предложенные варианты, выбирались более подходящие.

Третий этап работы – собственно процесс детского творчества. На данном этапе при выборе материала необходимо было учитывать нравственную направленность сюжета, что помогало бы воспитывать у ребёнка доброе отношение к героям произведений, умение давать критическую оценку поступков отдельных персонажей. При использовании серии картинок, учили детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев. Так возникал замысел сюжета, поиск художественных средств. Процесс детского творчества не очень развёрнут во времени, однако возникновение замысла у ребёнка проходило успешно, когда была создана установка на деятельность: «придумаем сказку». Наличие замысла побуждало детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Ответы детей были более полными и развёрнутыми, когда использовали разнообразные синтаксические конструкции, «образные средства родного языка». После этого предлагалось детям придумать свою сказку, которая не должна повторять известную. При этом обращалось внимание детей на способ цепного построения композиции, что герои в ней могут появляться «от малого к большому» или наоборот. В ней могут быть схожесть зачинов, концовок, троекратность эпизодов. Дети охотно, с увлечением принимали участие в придумывании различных сюжетов.

Также на данном этапе широко применялся приём придумывания сказки по предметно-схематической модели. Например, нужно сочинить сказку по картинке. Для этого показывали какую-нибудь картинку, которая была отправной точкой детской фантазии. Конечно, детям на первых порах было сложно, глядя только на предмет, сочинить что-то интересное. Использовался такой приём: подводили детей к мысли о том, что этот предмет становится волшебным и добрым людям помогает, а у злых людей меняет свои свойства наоборот. Дети легко справлялись с таким заданием, в дальнейших своих повествованиях они часто его использовали.

Сложней была работа, когда детям предлагались только схемы, не напоминающие ни одну из сказок. Например, как же сочинить сказку, глядя только на пунктирную линию? Очень трудно. Л.Б. Фесюкова подсказывает приём: можно предложить ребятам такой вопрос: «На что похожа пунктирная линия?» Вместе с детьми приходим к тому, что это может быть дорожка, чьи-то следы, и тогда подсказываем, может, это Зайчик запутывал свои следы, спасаясь от Лисы? Так, в каждом конкретном случае, мы помогали детям сочинять сказки по схематическим моделям.

Продолжая учить детей придумывать сказки, используя моделирование, обучали дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры. Так, мы показывали три одинаковых по цвету, например, коричневых, но разных по величине кружка и один кружок красного цвета. Просили детей узнать сказку. Дети сразу узнавали сказку «Три медведя». В другом варианте: предлагались семь одинаковых треугольников и одна любая геометрическая фигура, например, тот же красный кружок. Тогда прототипом сказки будет «Белоснежка и семь гномов», или «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», или «Волк и семеро козлят».

При использовании приёма «перевирание сказки» на начальном этапе была выбрана русская народная сказка «Колобок». Детям она хорошо знакома и любима. Сначала у детей были замечены некоторые трудности с перевиранием, так как они не поняли и решили пересказать сюжет известной сказки. Но после использования приёма наводящих вопросов, предложения вариантов различных персонажей сказки, дети стали самостоятельно придумывать сказку по мотивам народной сказки. При следующем повторе данного метода были выбраны и другие русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».

Также дети с удовольствием восприняли такой приём, как «коллаж из сказок». Для будущего повествования, детьми были выбраны следующие герои сказок: Василиса Прекрасная, Баба Яга, Змей Горыныч и Мальчик-с-пальчик. Детям понравилось задание, и они с увлечением включились в работу. Обсуждение героев будущей сказки шло активно, дети с увлечением предлагали персонажей сказки, описывали их внешний вид, действия и дальнейшие события, повороты сказки. Во время придумывания сказки, детям потребовалась незначительная помощь: было предложено использовать в сказке какое-либо волшебное средство, также задавались наводящие вопросы для объединения отрывочных эпизодов в единую композицию, и потребовалась незначительная помощь при завершении повествования.

Далее детям было предложено сочинить сказку о необычном существе. Дети выбрали бабочку, у которой были прозрачные крылышки, ей хотелось иметь разноцветные крылышки, как у её подружек. Во второй части задания – путешествие героя – заметно не только заимствование сюжета из понравившихся сказок К.И. Чуковского, но и собственные вариации. Анализируя сочинённую детьми сказку, можно сказать, что предложенные методы сочинения сказок значительно развили словесное творчество детей.

Таким образом, мы заметили, что ребёнок без участия педагогов придумывает собственные повествования. Он интересуется их качеством, стремится завершить, испытывает эстетическое удовольствие. Также было замечено, что ребёнок из пассивного превращается в активного «мыслителя». Поэтому на данном этапе важнейшим шагом был анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность в творческой деятельности ребенка. Анализ был нужен и для формирования художественного вкуса детей. Дальнейшим шагом нашей работы было научить ребенка замечать собственные ошибки, промахи, допущенные при сочинении собственных повествований.

К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечает, что ребёнок в меру своих умственных сил анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые. Здесь важно правильно провести оценку детского рассказа. Она должна быть объективной, краткой, носить ненавязчиво-обучающий характер. Поэтому мы оценивали детские рассказы тактично, корректно добавляли отдельные детали, которые пропускал ребёнок.

Анализ составленных детьми сказок показал, что после проведённой работы была выявлена положительная динамика развития фантазии, словесного творчества. Дети познакомились с разнообразными методами сочинения сказок, научились использовать все необходимые элементы в своих композициях, что в значительной степени повысило их уровень словесного творчества. В представленных сказках соблюдена логика развития сюжета, широко используется богатство словаря, правильное употребление речевых форм. Сюжет каждой сказки по-своему интересен, своеобразен, индивидуален. В них отражается эмоциональное состояние детей, их заветные желания, особенности поведения. Все дети с удовольствием включались в творческий процесс, задания выполнялись с увлечением, что благотворно отражалось на результатах деятельности.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

ГБДОУ д/с №41 г.Санкт-Петербург, воспитатель

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

План

Глава IВведение

§1. Речь- как средство общения

§2. Показатели речевого развития детей 5 года жизни

§2. Влияние художественной литературы на развитие речи и словесного творчества детей дошкольного возраста

Заключение

1.Речь – как средство общения.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. Благодаря речи, как средству общения индивидуальное сознание человека не

ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей причем гораздо в большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. К возрасту 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет отроду ребенок уже говорит двух – трех словные предложения. Примерно к 4 годам оказываются в состоянии разговаривать достаточно свободно.

На данных этапах речевого развития существует три пути освоения языка и дальнейшего совершенствования речи на этой основе: подражание взрослым и другим окружающим людям, формирование условнорефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов, действиями воспринимаемыми явлениями и соответствующими словами или словосочетаниями.

К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно, по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого никогда не слышал.

Целью исследования является:

Положительное влияние художественной литературы на речевое развитие детей

Динамика развития творческих способностей через художественную литературу

Объектами исследования являются дети среднего дошкольного возраста. Решение поставленной задачи представлено путем анализа и обобщения результатов, ранее полученных многими исследователями, а так же на основе личного опыта.

§2 Показатели речевого развития

Наблюдая за детьми 5 года жизни можно сказать, что они пытливы, задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Дети умеют не только слушать и понимать взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить рассуждать делать выводы. В данном возрасте дети начинают обладать овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющих их игрушки, он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети так же начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться внутренняя речь. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ.

В возрасте от 4 до 5 лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, но при ответах на вопросы часто опускают главную часть предложения и начинают сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда). Переход к обобщениям представляет для детей определенную трудность, т.к. чтобы освоить слова- понятия, ребенку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий признак. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во –первых, в их активном словаре достаточно слов – названий конкретных предметов, и, во –вторых, они усвоили слова –обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:

Становиться возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а так же подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. В этот период совершенствуется речевой слух детей.

§1. Развитие речи – важная задача в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.

Нередко к началу 4 года жизни усваиваются и все звуки родного языка, включая Р, Л, Ш, Ч, Т, Щ, Ц.

Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное (Я не хочу идти гулять, потому что на улице холодно и сыро). Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет (это-мяч) , но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной достаточно хорошо понятной самой по себе, не требуемой дополнительных вопросов и уточнений.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их творчества, мышления, восприятия, наблюдательности. Вбирая в себя все достижения ребенка в освоении его звуковой стороны словарного состава, грамматического строя. И формирование связной речи нужно начинать раньше того, как усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка.

Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.

§2. Влияние художественной литературы на развитие речи и словесного творчества детей дошкольного возраста.

В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Особое внимание в развитии речи детей я уделила художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.

Наблюдение, проведенные мною в группе показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Книга – величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. Маленький ребенок верит слову писателя. В своей работе с детьми широко использую самые разнообразные жанры художественного слова – сказки, рассказы, стихи, потешки, пословицы, поговорки.

Перед собой поставила такие задачи, как:

  1. Заложить в детях любовь к художественному слову
  2. Уважение к книге
  3. Определение того круга произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, заучить наизусть, рассказать
  4. Каждое художественное произведение доносить до детей, как произведение искусства
  5. Раскрыть ее замысел
  6. Заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам
  7. Научить детей воспринимать художественное произведение

Составила перспективный план, в котором было предусмотрено чтение и рассматривание книг, беседы о том как нужно обращаться с книгой как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.

Работу начала с оформления в группе книжного уголка. Важно было создать обстановку, что бы у ребенка появилось желание посмотреть книгу. В уголке помещала не только художественные произведения, но и дополнительный материал:

  1. Рисунки детей по сказкам «Зимовье», «Гуси – лебеди» средней группы.
  2. Книжка собственного сочинения по сказке «Два жадных медвежонка»
  3. Картинки – загадки (для словотворчества)

Воспитывая любовь к художественным произведениям, тем самым развивала речевую деятельность и словотворчество детей. На занятиях использовала различные приемы: пояснение, вопросы, дидактические игры, упражнения, обыгрывание сюжетов, введение музыкального сопровождения, рисование, мнемотехнику и т.д.

Все занятия проходили в игровой форме. При анализе литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. На основе развития поэтического слуха возникает взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством.

В работе с детьми я старалась обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения: « я расскажу вам русскую народную сказку «Гуси – лебеди» или «прочитаю рассказ Л. Толстого «Косточка»», но и останавливала внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха.

После рассказывания, произведение обязательно анализируем его ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь.

При чтении стихотворений, выделяю ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, развивая у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Например, после чтения стихотворения С.Маршака «Усатый полосатый» спросила: «Почему так назван котенок?». Что бы детям было легче ответить, провела предварительную работу на прогулке, понаблюдав за котенком, рассмотрев какие у него усы, шерстка и т.д. А затем, задав другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка?, Какой он?» (забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной. Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий.

Развивая звуковую культуру речи детей, обращала внимание детей на четкость и отчетливость произношения звуков и слов, используя чистоговорки, потешки, считалки, загадки. Так, например, отгадывая загадку:

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы

Кто это? , «заяц» , дети определяют в отгадке заданный звук.

Особое внимание уделяю формированию грамматически правильной речи, дети, отвечая на вопросы, пользовались словами с правильной грамматической формой.

Почти на каждом занятии провожу творческие задания, выполняя лексические, грамматические, фонетические упражнения на подбор сравнений, синонимов и антонимов к данному слову.

Рисунки и сочинения детей, помещаю в альбом детского творчества.

Уже к концу года у детей появился повышенный интерес к книге. С интересом не отвлекаясь, слушали произведение, задавали вопросы по содержанию литературных произведений. Появилось желание придумать новую сказку, обменивались впечатлениями. Улучшилась связная речь, произношение звуков и слогов.

Игры и упражнения в развитии речи и творческих способностей детей.

Для развития, усовершенствования речевых навыков детей дошкольного возраста необходим обширный практический материал, тренирующий речевой слух, память, развивающий четкость восприятия, точность воспроизведения слова,связующую речь, творческие способности.

В связи с этим мною была составлена картотека, где я подобрала небольшие по объему тексты, скороговорки, насыщенные нужными звуками, звукосочетаниями, которые дают возможность в короткий отрезок времени на занятии или вне его выполнить упражнение, провести игру с конкретным заданием: «Повтори», «Запомни», «Назови».

Виды игр и упражнений по развитию речевой деятельности детей.

1. Игры и упражнения для развития или уточнения движения органов артикуляционного аппарата.

2. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

3. Воспитание правильного произношения звука в словах и фонематического слуха.

4. Воспитание правильного произношения звука во фразовой речи.

5. Игры и упражнения по развитию связной речи и словотворчества детей среднего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития и уточнения движений и правильного положения органов артикуляции.

1. «На прогулку» [C]

2. «Летят снежинки»

3. «Вкусное варенье» [Ж]

4. «Вот так грибок!»

5. «Качели» [П]

6. «Болтушка»

7. «Часики» [P]

8. «Приклей конфету»

Например: «Летят снежинки»

Цель: Активизация [C]

Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети 0 изображая ветер, спокойно дуют на «снежинки».

Следить, чтобы дети дули плавно и длительно, не надувая щек.

Ребята вспоминают, как качаются на качелях, потом им предлагают «покачать на качелях язык», при этом рот приоткрывается, широкий язык (вниз) опускается за нижние зубы, затем (вверх) поднимается за верхние зубы. При этом губы в улыбке обнажают зубы.

II. Игровые упражнения на уточнения произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

1. «Насос» [C]

2. «Угадай, кто жужжит» [Ж]

3. «Погудим как самолеты» [Л]

4. «В зоопарке» [P]

Например: «Насос»

Решили дети покататься на велосипеде, а у них спущены шины, весь воздух вышел. Взяли они насосы и стали накачивать шины. Воздух выходит из насоса и свистит: ссс ……., ссс ………

Накачаем все вместе шины. Дети имитируют движение, решительно произносят [C] .

III. Игровые упражнения на воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха.

  1. «Знаешь ли ты» [C]
  2. «Что появилось» [Ж]
  3. «Кто внимательный» [П]
  4. «Подбери по форме» [P]

Например: «Что появилось»

Педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется [Ж]

(жираф, ёж и т.д.). Ребята называют их. Затем накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую, так же имеющую в названии [Ж] (например «флажок»). Открывая, спрашивает, что новое появилось. Затем предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется [Ж]. Можно использовать картинки.

IV. Игровые упражнения воспитания правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.

Речевой материал:

Словесные игры, скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и рассказы.

  1. «Почтальон»
  2. «Скажи что-нибудь о картинке»
  3. «Скажи, куда мы положили»
  4. «Что изменилось»

Например «Почтальон» [C]

Почтальон раздает детям сюжетные картинки. Каждый ребенок, получив картинку, показывает её остальным детям и говорит, что на ней нарисовано. Используя такие картинки как: высоко летит самолет, собака ест суп и т.д.

Следить, что бы дети говорили фразы четко и ясно.

Чистоговорки

Са-са-са – вот идет лиса

Су-су-су – видел я в лесу лису

Скороговорки

У Сани сани едут сами

У Сани сом с усами

Загадки

В воде купался, сухим остался (Гусь)

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок)

V. Игры и упражнения по развитию творческих способностей детей

  1. «Какие бываю иголки?»
  2. «Кто заблудился?»
  3. «Шишка»
  4. «Ручка-ножка»
  5. «В гостях у лесника»
  6. «Кто это ползет»
  7. «Договорим слово»
  8. «Подбери похожее слово»

Например: «Ручка-ножка»

Цель: познакомить с разными значениями «ручка» , «ножка».

Отгадай загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой всех провожает, всем, кто придет ручку подает» (дверная ручка).

У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.

Закончите предложение: «Ручка нужна, чтобы …….»

А как предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.

Заключение.

Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые способности будут развиваться успешнее.

Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

Скоро мои воспитанники перейдут в старшую группу и перед ними откроют страницы новые книги, еще более увлекательные и интересные. Мне бы хотелось, что бы дети выросли добрыми, честными, смелыми людьми. И первыми моими помощниками в этом деле являются книги.

Развитие словесного творчества в игре у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы

Общеизвестно, что роль воздействия художественной литературы на развитие речи ребенка очень велика. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительность средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Дошкольник первоночально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц. На основе анализа литературного произведения дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе поэтического слуха. Но само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей.

Словесные игры занимают особое место в жизни ребенка. Такие игры требуют богатого воображения, творчества, мыслительной дерзости. Но ведь не зря К.И.Чуковский называл детей «гениальными лингвистами». Такие известные поэты как С.Я.Маршак, Б.Заходер, И.Токмакова, М.Яснов дарят детям радость интеллектуального торжества: «Я знаю, как правильно!»; «Я знаю, так нельзя, и поэтому смешно!». Велика польза от чтения смешных стихов со словесной и звуковой путаницей: развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической и лексической норме, воспитывается чувство юмора.

Дети - великие имитаторы и великие творцы, поэтому им очень нравится словообразовывать слова с подражаний. Поэт Михаил Яснов написал об этом стихи.

Можно пригласить детей к сотворчеству: придумать продолжение стихов или сочинить свои собственные.

Я придумываю фамилии .

Утенок - Уточкин!

Цыпленок - Курочкин!

Щенок - Собачкин!

Жеребенок - Клячкин!

Барашек - Овечкин!

А я? - Человечкин!

Я учу котенка.

Мой котенок - черноушка.

Назову его - Чернушка.

Мой котенок - рыжеспинка.

Назову его - Рыжинка.

Белый хвостик как кудряшка,

Назову его Беляшка.

Мой котенок так старается,

Имя учит - и мяучит!

Игра.

Ерш - ершится,

Петух - петушится,

Лайка - лает,

Змея - змеится…

Что ж получается:

Лягушка - лягается?

Про мамонтов.

Мамонт и папонт гуляли вдоль речки.

Бабонт и дедонт лежали на печке.

А внучонт сидел на крылечке

И свертывал хобот в колечки.

И, взяв на колени тетрадь и пенал,

Пыхтел и стихи сочинял.

У поэта С.Погореловского есть стихи, после прочтения которых детям можно предложить сочинить стихи про свою любимую еду.

Воронята - у ворон.

У слонов - слонята.

А у наших макарон

Есть макаронята.

И побольше, и поменьше,

И мальчишки -макаронцы,

И девчонки - макаронши.

Макаронников папаша

Их в дорогу снаряжает.

Макарониха - мамаша

Их в тревоге провожает:

Вы пройдитесь белым светом

По извилистой дорожке,

Только помните при этом,

Ребятишки - макарошки:

И гориллы, и гагары,

И барбосы, и вороны,

И Марины, и Макары

Обажают макароны!

В играх «Загадай рифму» предложение: «Назовите их словами с похожими «хвостами», - развивает у детей чуткость к слову, языковое чутье. На столе разложены различные предметы, игрушки, которые можно соединить попарно: Книжка - мишка, платок - молоток и т.д.

Погремушка - мушка, пушка,

И подружка-хохотушка,

И старушка-говорушка,

И кукушка, и лягушка,

И. наверно, колотушка,

Тушка, сушка, хрюшка, брюшко,

И, конечно же, ватрушка…

Вот такая вот петрушка!

А стихотворение И.Токмаковой помогает находить точное слово в построении высказывания. Смешные, неправильные слова не запутывают детей, а служат, по выражению К.И.Чуковского, «самоэкзаменом собственных умственных сил».

Путаница.

На помощь! В большой водопад

Упал молодой леопад!

Ах, нет! Молодой леопард

Свалился в большой водопард.

Что делать - опять невпопад.

Держись, дорогой леопад!

Верней, дорогой леопард!

Опять не выходит впопард!

Медвежонок.

Мишка в улей влез,

И вот - с лапы каплет сладкий мед!

Я над ним смеяться начал:

«Медвежонок насвинячил!»

Что за шутки! - тот ответил. -

Я - медведь! Я - намедведил!

М.Яснов.

Игра «Достань слово из корзинки».

Прошла по городу молва,

Что будто новые слова

В корзинке этой есть.

Кто их найдет - тому и честь!

Вынимая из корзинки игрушку, предложить детям угадать новое слово, задуманное воспитателем, которое очень редкое, но встречается в сказках. Например, из корзины достать медведя. Дети называют слова: мишка, медвежонок, медведица. Но ответ: медведюшка. Затем предлагается детям по очереди самим задумывать редкое слово, вынимая игрушку из корзины и принимать ответы других детей.

Прекрасно, если ведущий владеет искусством импровизации. Оно украсит игру, поможет проявить находчивость, сообразительность тому, кто «по ту сторону» игры.

Литература.

«Занимательное азбуковедение.»,составитель Волина В.В., Москва

«Просвещение»1991г.

Любина Г. « Приглашение к творчеству»,журнал «Ребенок в детском саду», № 1, 2003г.,26 стр.

Пикулаева Н.В. «Слово на ладошке», Москва «Новая школа» 1994г.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой». Москва, «Сфера» 2004г.