Меню

Дети меланхолики и холерики их общение. Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей

Мода

Для меланхолика отличительными чертами можно считать огромные распахнутые глаза, крупные ушки и широкий рот. При этом личико малыша довольно узкое, а подбородок несколько островат.

Ребенок с трудом засыпает, требуя внимания родителей. Он часто зовет маму, просится . Малыш может угомониться лишь за полночь, а встать с утра довольно поздно. Как правило мамы меланхоликов досыпают беспокойные ночи вместе с детворой и поднимаются с кровати в 10-11 утра.

Меланхолики едят мало и не всегда охотно. Но именно у таких детей очень развито чувство насыщения, поэтому вы никогда не заставите ребенка съесть больше, чем того требует его растущий организм. В процессе кормления ребенок «варит воду» он ковыряется в тарелке, отворачивается от еды, отвлекается. Единственное в чем меланхолику трудно себе отказать - это . Процесс кормления успокаивает его, умиротворяет.

В целом, темперамент ребенка можно описать, как внезапный и противоречивый. С ним никогда нельзя быть уверенным, что те или иные слова или действия не вызовут протеста или негодования. Такой кроха требует деликатного, бережного подхода. Он с трудом переносит любые перемены и не в восторге от новинок.

Малыш-меланхолик очень чувствительный и довольно пугливый. Он вздрагивает от малейшего шума, хлопка балконной двери, включенного фена или лая собаки. Ребенок-меланхолик требует полного погружения в процесс не только от себя, но и окружающих. Например, его сильно сердит, если во время кормления мама говорит по телефону или отвлекается на общение с папой.

Он чутко реагирует на любые изменения: перепад температуры, завывания ветра, новая одежда, незнакомцы, новые места для прогулок или не дай бог переезд - все то довольно большой стресс для меланхолика. Он реагирует на тон голоса, изменение интонации, выражения лица, а в более старшем возрасте и на отдельные слова или фразы. Его это страшно волнует.

Первые три года жизни ребенок-меланхолик очень привязан к матери, она буквально шагу не может ступить без его участия. Такой малыш позже других обретает самостоятельность.

Чужие люди вызывают праведный страх и желание малыша надолго скрыться в объятьях матери. Только с мамой он чувствует себя защищенным. То что ребенок привязан к родителям имеет ряд преимуществ, в том случае, если взрослые готовы посвятить ему достаточно сил и времени. Кроха быстрее учится говорить, раздумывать, принимать решения. Ведь мама рядом, а значит все получится.

В общении с меланхоликом нужно избегать . Ваша речь должна быть максимально спокойной, аргументированной обволакивающей.

То, что малыш очень чувствительный, нужно принять и поддерживать. Он вряд ли станет жестким или дерзким, потому что его утонченная душа этого не приемлет. Задача взрослого научить малыша принимать и ценить свою собственную глубину, объяснить, что он воспринимает окружающий мир чутко, так как этого не могут другие люди. Он чувствует внутренние мотивы чужих поступков, умеет сопереживать, помогать в трудных ситуациях. Это очень добрый и отзывчивый ребенок, которому часто неловко или даже стыдно за те глубокие мысли и чувства которые посещают его разум и сердце.

Растить такого малыша следует в доброжелательной атмосфере, полной радости и гармонии. Ребенок нуждается в том, чтобы родители разделяли его эмоции. Такая поддержка добавляет ребенку уверенности в себе, помогает лучше разбираться в других людях или мотивах их поступков.

Это чудесный малыш, который в компании других детей выглядит миротворцем, желающим, чтобы в мире царило сопереживание, всеобщая радость и доброта. Ребенок готов к разностороннему развитию, но в своем темпе и если тому способствует его окружение. В нервной натянутой обстановке, когда время идет на счет, либо происходит внешнее оценивание малыш может замкнуться и нежелание двигаться дальше. На самом деле малыш не просто не хочет, он не умеет развиваться под давлением. Для принятия решений ему может понадобиться время, а главное, родительская поддержка.

Основные характеристики ребенка меланхолика

  • Повышенная чувствительность на фоне излишней скромности, застенчивости.
  • Замкнутость, неуверенность в собственных силах.
  • Тонкая восприимчивость, обидчивость и ранимость.
  • Доброта, сочувствие, способность к сопереживанию.
  • Мнительнось, избегание неприятностей.
  • Мягкость и доброжелательность.
  • Исполнительность, при этом инициативность и активность понижены.
  • Не способность к обучению или работе на фоне несоответствующей атмосферы или неблагоприятных окружающих условий.

Как воспитывать ребенка меланхолика

У вас растет особый малыш, с которым нужны такие же особые отношения. Ребенок часто волнуется, с опаской воспринимает перемены и трудности, поэтому:

  • Все, что вы предлагаете или делаете, должно быть не внезапным и резким, а размеренным и постепенным.
  • Если вы полагаете, что малыша испугает незнакомый звук, шум или встреча с незнакомцами, готовьте ребенка заранее. Рассказывайте как будет, что зашумит, кто придет в гости.
  • Прилагайте усилия для того, чтобы познакомить или даже подружить ребенка с другими детьми или взрослыми. Создавайте и поддерживайте атмосферу доверия между ними.
  • Просите или убеждайте ребенка спокойным ровным тоном, говорите мягко, без крика, который для меланхолика звучит как взрыв и он просто «глохнет».
  • Помогайте ребенку если вы видите, что ему трудно принять решение или сделать первый шаг. Иногда можно ограничиться советом, а иногда понадобятся конкретные действия с вашей стороны.
  • Предлагайте в качестве примеров достойные поступки, или знакомьте с личностями, делами или достижениями которых можно было бы гордиться. Меланхолику нужны жизненные ориентиры и своеобразные идеалы для подражания.
  • Отведите малыша в спортивную секцию, разделяйте с ним его успехи и неудачи. Спорт помогает малышу развиваться физически, делает более активным и уверенным в себе. Кроме того, именно спорт закаляет дух и помогает преодолевать жизненные трудности.
  • Даже каждая маленькая победа ребенка-меланхолика должна сопровождаться благодарностью.
  • Создавайте теплую домашнюю атмосферу, учите малыша концентрироваться на хорошем и поддерживайте его положительные эмоции, но не подавляйте негативные. Дайте ребенку возможность выразить все свои переживания на словах или слезами.
  • Всегда разделяйте и грусть и печаль. Говорите о том, что вы тоже грустите, обижаетесь, чувствуете неловкость или стыд. Другие люди также испытывают те же самые чувства и в них нет ничего отрицательного.
  • Будьте внимательны, тактичны и с особым уважением относитесь к внутреннему миру своего чудесного малыша.

Основная статья цикла

Вы замечали, что даже если воспитываете двоих и более детей по одинаковым принципам, все равно они по-разному усваивают их. А все дело в том, что у разных детей, даже если у них одни и те же родители, разные типы нервной системы и темперамент. И это обязательно стоит учитывать, чтобы избежать .

КАК ВОСПИТЫВАТЬ САНГВИНИКА

Какие положительные черты присущи сангвинику:

  • сильная, уравновешенная нервная система;
  • жизнерадостность;
  • активность;
  • гибкость в общении;
  • легко приспосабливается к новым условиям;
  • быстро находит друзей;
  • предпочитает находиться в коллективе;
  • интерес ко всему происходящему.

В новой обстановке (например, в детском саду или школе) дети-сангвиники быстро осваиваются, легко переключаются с игр на занятия.

При воспитании сангвиника стоит учитывать и некоторые отрицательные его стороны:

  • неустойчивость внимания;
  • быстро отвлекается;
  • устает от однообразия;
  • поверхностность в освоении знаний;
  • переменчивость настроения;
  • совершает лишние движения (даже при выполнении спокойных заданий);
  • говорит «без умолку».

Воспитывая ребенка-сагвиника, основное внимание уделяйте формированию у него устойчивого поведения, интересов, привязанностей. Мама ребенка-сангвиника может быть строгой и требовательной. Следите за тем, чтобы ребенок , к примеру - убирал игрушки после игры, складывал свои вещи на места. Важно научить ребенка-сангвиника завершать начатые дела. Старайтесь не допускать частой смены деятельности. С детства помогайте ребенку устанавливать прочные отношения с друзьями.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ХОЛЕРИКА

При воспитании ребенка-холерика можете рассчитывать на такие его сильные стороны, как:

  • сильная, подвижная нервная система;
  • выразительная мимика, быстрая и громкая речь;
  • импульсивность;
  • любит и занятия;
  • стремится быть лидером;
  • обладает высокими организаторскими способностями.

При этом учитывайте, что не стоит сдерживать активность ребенка-холерика, иначе можно «разбудить вулкан», так как холерик — это неуравновешенно-возбудимый тип, к тому же он:

  • не умеет сдерживать себя;
  • проявляет бурные реакции на любое неудобство, запрет;
  • испытывает сильные переживания;
  • склонен к частой перемене настроения;
  • пытается руководить и манипулировать взрослыми;
  • склонен к агрессии;
  • конфликтен.

Родителям ребенка-холерика стоит поддержать его в любом начинании, при этом организовывать его деятельность таким образом, чтобы активность находила полезное применение. Возбудимым детям полезны все занятия, которые направлены на развитие собранности и сосредоточенности: настольные игры, конструирование, рисование, лепка. Если вы мама ребенка-холерика, старайтесь всегда говорить с ним спокойно, но требовательно, если это необходимо. Учите ребенка уступать, говорить спокойно, считаться с чужими желаниями.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ФЛЕГМАТИКА

Ребенок-флегматик может быть очень удобным ребенком для родителей, поскольку у него сильная, уравновешенная нервная система, и он:

  • редко плачет, много спит;
  • не требует к себе чрезмерного внимания;
  • нет лишних жестов;
  • постоянство и устойчивость ко всему (в отношениях, к вещам);
  • четко следует известным ему правилам поведения;
  • аккуратен и старателен.

Однако ребенку-флегматику обязательно нужно помогать, чтобы хоть немного преодолеть его черты-«помехи». Так, ему свойственны:

  • малоподвижность, даже вялость;
  • замедленный темп речи, действия;
  • слабая реакция на происходящее вокруг него;
  • излишняя задумчивость;
  • низкий уровень адаптации;
  • долгое привыкание к чему-то новому.

Ни в коем случае не проявляйте недовольство нерасторопностью ребенка-флегматика. Крики и угрозы будут иметь обратный эффект, еще больше затормаживая его действия, а может стать бесконечным делом. Помогайте ему. Предлагайте ребенку такие виды деятельности, который предусматривают активность. Не создавайте «тепличные» условия для ребенка-флегматика, через самостоятельное преодоление трудностей он сможет развить чувство уверенности в себе, которго ему немного не хватает.Чаще ставьте ребенка в такие ситуации, где бы было необходимо проявлять находчивость. Не забывайте !

КАК ВОСПИТЫВАТЬ МЕЛАНХОЛИКА

Ребенка-меланхолика легко узнать по таким чертам:

  • проявляет спокойствие во всем;
  • может играть один;
  • испытывает глубокие и сильные чувства;
  • ему присущи чуткость, отзывчивость и сопереживание;
  • устойчивые интересы и привязанности.

При воспитании маленького меланхолика обязательно учитывайте его уязвимые черты:

  • слабая нервная система;
  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • быстрая утомляемость;
  • низкая активность;
  • безынициативность.

Ваш ребенок мечтательный и слегка медлительный? Просто замечательно, ведь ребенок-меланхолик подарит вам бесценные минуты изучения его богатого внутреннего мира, но в то же время будет требовать от вас полной отдачи и безграничной любви.

Богатый внутренний мир ребенка-меланхолика, его глубокие и устойчивые чувства просто поразительны. Такой ребенок очень рассудителен, пытается всему найти разумное объяснение, любит посидеть с собой наедине. Меланхолический характер ребенка будет требовать от вас терпения и понимания. В своем окружении ребенок-меланхолик выберет для общения одного человека, которому будет доверять и открывать свои тайны. Конечно, он не может быстро ориентироваться в ситуации, как дети холерики или сангвиники, он часто неуверен в своих силах и часто не способен постоять за себя, к тому же таким детям очень сложно дается выбор. У них тихая и медленная речь, они часто испытывают дефицит общения и страдают от этого, но не умеют обратить на себя внимание

Проблемы детей-меланхоликов

К сожалении, в связи с такими личными качествами дети-меланхолики не умеют правильно реагировать на замечания, даже самая безобидная фраза может спровоцировать отказ или же поток слез. Ребенок также может закрыться в себе и в дальнейшем отвечать, что он ничего не умеет и пусть его оставят в покое.

Меланхоличный ребенок может жаловаться на невоспитанных и грубых детей в детском саду или на придирчивых учителей в школе. Каждое задание вызывает в нем сомнения в том, что он справиться. Ребенок с трудом находит себе друзей, так как ко всему относится с опаской и с подозрением, что его хотят обидеть.


Ребенка-меланхолика необходимо постоянно поддерживать, одобрять, хвалить. Даже если у ребенка что-то не получается, все равно хвалите его, чтобы он ощущал вашу веру в него.

Чтобы ребенок-меланхолик научился быть уверенным, привлекайте его только к таким делам, с которыми он однозначно сумеет справиться и к тому же результаты его деятельности смогут положительно оценить другие люди. Постепенно усложняйте задания, когда видите, что он уже сумеет с ними справиться. Если у вашего ребенка есть талант к рисованию, попросите учительницу не только почаще хвалить ребенка, но и показывать его работы другим детям.

Дайте понять своему ребенку, что все люди могут ошибаться, чтобы он знал, что даже если у него что-то не получилось, никакой проблемы нет, такое может случиться с каждым человекам. Малыш должен научиться доверять вам свои тайны, чаяния и надежны, он должен знать, что с вами он может обсудить все свои проблемы.

Знайте, что если ребенок-меланхолик комфортно чувствует себя, он может открыться как неплохой изобретатель, а также как талантливый художник или поэт, помогите ему раскрыться, дайте ему столько любви, сколько нужно ребенку с меланхоличным характером.

— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет целыми днями, каждый час требует грудь, сидит постоянно на руках, спит беспокойно, часто просыпается …

— Это ты ее разбаловала. С тех пор как я начала кормить по распорядку, так все и пошло. Один раз в четыре притворится, поест и сразу спать. И ночью спит по шесть-восемь часов. А все потому, что воспитание следует начинать с пеленок.

— Но разве это хорошо, если постоянно спит? Вот моя дочь просыпается и агукает, игрушек требует. А если на руки взять, по дому походить, так и сияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие …

— А мой уже характер проявляет. Если не покормишь вовремя — так кричит! Настоящий мужчина!

Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — лучший, а она — лучшая мама. Но на самом деле все четыре мамы и четверо детей одинаково хороши. Просто малыши отличаются по темпераментам.

Современные психологи дают так определения темперамента: «стиль поведения ребенка, что и позволяет охарактеризовать, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психическое содержание), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний ».

У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеванный» воспитанием, но у младенца он обычно легко определяется. Сразу хочу подчеркнуть: речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается на сангвиника, а меланхолик — на флегматика. Разумеется, со временем человек становится более спокойным, собранным, терпеливым, но для этого действительно необходимы годы. Воспитать в трехлетнего ребенка мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего человека — нереально. И это хорошо.

Если совсем просто и шутя, то четыре основных темперамента можно описать следующим образом: холерик — быстро заводится и быстро тормозит, сангвиник — быстро заводится и медленно тормозит, флегматик — медленно заводится и медленно тормозит, меланхолик — медленно заводится и быстро тормозит.

А сейчас более подробно и серьезно.

Слабый тип — меланхолик — ребенок, характеризуется слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро устает, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Ребенок меланхолик с недоверием относится к любым изменениям, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его замирать и долго и безутешно плакать.

> Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с болезнью, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру, а впоследствии к психологу.

Подрастая, ребенок меланхолик может оказаться очень активным и своенравным, но самое главное — негативное отношение к изменениям отпечатается и на нем. Все дети в определенном возрасте — большие традиционалисты, меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится покидать дом и уходит из песочницы, когда кто-то из детей может сделать резкое движение. По-настоящему счастливым он чувствует себя только сидя на коленях у матери.

«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Помните, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности для познания нового мира. У меланхолика этот запас увеличивается очень медленно. Возможно, он станет способным оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так. Если же вы пытаетесь оторвать его преждевременно, это может завершиться неврозом даже тяжелым заболеванием («все болезни от нервов» — эта фраза о меланхоликах). Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» если вам удалось поймать тот момент, когда он в хорошем настроении хочет удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желания поиграть, он с большим удовольствием будет общатся с вами. Вот отличный пример:

Те обязанности и привычки, которые были привиты … примерно с 1 года, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка кровати, мытья рук. Так же кормление птиц, кошек и собак.

А те, что стараються привить сейчас, — даются тяжело. Уже появляется «не хочу» и «не буду». Никак не научимся убирать игрушки, ну хоть немного. При этом Таня с фанатизмом воспринимает слово «порядок», для нее порядок — это когда игрушки лежат на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока упорядочивает только собственную одежду, раскладывая ее по цветам, сортам, парами … Трижды в день.

Еще такое правило: все занятия нужно закончить и только затем переводить внимание ребенка, причем переводить постепенно, вспомнив, незавершенные дела которые остались на улице или дома (там, куда необходимо идти) … Чтобы ей самой туда захотелось … Ну или хотя была не против. Затем можно спокойно идти.

Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, что «Таня там делала и что следует взять с собой (например, накормить птиц, достроить домик, посмотреть, не выросли щенки дворняги …). Домой с прогулки также идем с определенной целью (съесть купленное яблоко, прочитать книгу) …