Меню

Как развивать логическое мышление ребёнка. Как развить логическое мышление у детей? Развитие логического мышления у детей

Свадьба/Замужество

Умение логически мыслить - отличительная черта человека разумного. Только ему присуща возможность анализировать, видеть связь между поступками и их следствиями, искать решения проблем. Эти способности необходимы в течение всей жизни, во всех сферах: учебе, работе, в построении отношений с другими людьми. Но они не даются вместе с мозгом от рождения, а приобретаются в процессе воспитания и развития. Одна из главных задач взрослых - подготовить ребенка к учебе и жизни. Поэтому важно знать, как развить логику у ребенка.

Как развить логику у ребенка: игры на логику

Родители дошкольников часто с ужасом думают о том, что их чадо пойдет в 1-й класс, и начнется нервотрепка с домашними заданиями. Бывает, что об их выполнении знают и соседи. Родители переходят на крик, искренне не понимая, почему очевидные вещи до ребенка не доходят. Дальше идет по накатанной дорожке: из-за напряженной атмосферы ребенок ничего не воспринимает, быстро оказывается среди отстающих в классе, с каждым годом ситуация усугубляется. Мечты родителей об успешном будущем воспитанника рушатся.

Причина такого неудачного жизненного старта в том, что никто не научил ребенка логически мыслить. Начинать надо было с первых лет и даже месяцев жизни, когда человечек только познает мир. В разные возрастные этапы процесс развития логики имеет свои особенности:

В 1–3 года происходит знакомство с предметами, изучение их на вкус, запах, на ощупь. Внимательные родители помогут понять, что для чего, что можно трогать, что нельзя и почему. Что такое горячее и холодное, острое, колючее, мягкое, горькое и сладкое. И главное - как себя вести, что будет, если сделаешь не так. Помогайте ребенку, удовлетворяйте его любопытство, давайте потрогать и почувствовать все, что доступно, разобрать все возможное, если ему интересно. Это первые шаги в развитии логики, освоении причинно-следственных связей. Усваивать же их придется еще долго, ведь мы знаем, что представить последствия своих поступков не могут даже подростки.В 4–7 лет дети воспринимают и познают мир уже наглядно, в зрительных и слуховых образах. Это самое время в легкой форме учить их логически мыслить. Решать задачи доступнее всего в форме игр на логику с картинками.

Предлагайте ребенку из множества рисунков отобрать по какому-то одному признаку: по цвету, по форме, по виду - игрушки, продукты, одежда, машины и т. д.

Работайте с картинками, задавайте логические вопросы, давайте задания, чтобы научить сосредоточивать внимание на чем-то, сравнивать, запоминать. Например, среди многих предметов найти пару одинаковых, или найти 5–10 отличий в рисунках, определить лишний предмет по какому-то признаку, найти рисунок тени от каждого предмета и т. д. По поводу таких заданий вас проконсультирует любой воспитатель, или самостоятельно найдите их на специальных сайтах.

Читайте детям книжки, рассматривайте вместе картинки, отвечайте на все «почему». Добавляйте свои истории, ребенок еще свое додумает, нафантазирует.

Загадывайте простые загадки, вместе ищите ответы. Делайте это как устно, так и на картинках. Так развивается логическое мышление.

Старшим детям будет доступно сложное абстрактно-логическое (или отвлеченное) мышление, которое совершенствуется всю жизнь.

Занимайтесь с детьми чаще, но не более 20–25 минут. Не заставляйте, если им сейчас не хочется, дождитесь удобного момента. Помните, что для них это должна быть игра и только положительные эмоции.

Логическое мышление: как развивать ребенка

Способность логически мыслить дает человеку такие преимущества:

Понять закономерность явлений, что происходят в жизни.Видеть связь между причинами и следствиями в поступках и отношениях.Уметь анализировать ситуацию и выбирать лучшие варианты.

Эти способности приходится тренировать постоянно, чтобы добиться успеха в любом деле. Решение задач на логическое мышление увеличивает его скорость, гибкость, глубину, эффективность. Не такими ли мы представляем способности наших детей, чтобы они успешно усваивали школьные знания, чтобы на лету хватали, понимали и решали?! Тогда помогите им усвоить такие операции логического мышления:

Уметь сравнивать, находить сходства и различия между разными вещами и явлениями.Учиться анализировать, т. е. уметь определять, из чего состоят явления, отношения, события.Противоположное умение - синтезировать, объединять элементы чего-то в целую картину.Обобщать, находить общие признаки и свойства.

Такие уроки проводятся где и когда угодно: дома, на прогулке, при обсуждении всего, что случилось за день. Эффективны и специальные занятия, методику и задания тоже можно найти.

Не надейтесь на то, что вашего ребенка научат логическому мышлению и подготовят к школе воспитатели в детском саду. Они проводят такие занятия, но в группе с другими детьми. А если ваш ребенок не успел выполнить, не понял - ему нужны занятия индивидуальные, с терпеливыми и любящими родителями. Надо учесть его особенности, как быстро он включается в решение задания, как долго думает. Нельзя перескакивать через неусвоенное, как это возможно в группе. Каждое задание выполняйте последовательно, подбадривая и поощряя, создавая приятную эмоциональную атмосферу. Научите сейчас - ему легче будет усваивать знания в школе, успешнее будет человек во всем.

Уже к 7-8 годам ребенок способен оценивать точку зрения других людей, анализировать, сравнивать, рассуждать. Без самостоятельного суждения невозможно интеллектуальное развитие, поэтому его следует тренировать. Как развить логическое мышление у ребенка 8-9-10 лет? Школьная программа начальных классов предусматривает особенности развития маленьких учеников и их выраженную способность к усвоению новой информации. Родители же могут помочь своим малышам закрепить навыки во внеурочное время.

В этом возрасте дети задают вопросы и ищут ответ самостоятельно, имеют свое мнение и готовы его доказывать. Чем можно воспользоваться. Не нужно отвечать на вопросы ребенка сразу – следует вместе порассуждать, подвести школьника к самостоятельному выводу. Возможно, он будет неверным, о чем не следует категорично заявлять. Разговоры могут переходить в дискуссии, где каждый отстаивает свою точку зрения обоснованно и аргументированно.

Игры, развивающие логику

Сравнения . По размерам, количеству или качеству, сравнение числовых параметров (больше, меньше, одинаково).

Признаки . Схожесть или различие предметов (найти отличия на двух картинках, определить, что общего между животными).

Классификация. Объединение объектов в одну группу (цветы отдельно от деревьев, овощи отдельно от фруктов).

Отбор. Из представленных предметов необходимо исключить лишний (автомобиль от общественного транспорта, суп от десертов).

Игры со спичками. Следует убрать или переставить заданное количество палочек, чтобы получилась новая фигура, цифра, буква.

Поиск недостающего значения. В этом задании можно убирать буквы из слов, чтобы ребенок вставил пропущенный символ. Также для упражнения подойдут ребусы, уравнения, математические примеры.

1. Решение каждой задачи должно сопровождаться объяснениями ребенка. Умение обосновывать свое решение является основой логического мышления.
2. Занятия следует проводить в игровой форме, чтобы они не утомляли юного школьника.
3. По мере развития логики, необходимо постепенно усложнять задачи, иначе прогресса не будет.
4. Время на решение загадок ограничивать не нужно, со временем дитя будет справляться быстрее.
5. Ребенок должен активно участвовать в обучении – не просто решил готовый пример, а сам его написал, объяснил, нашел ответ. Не только исключил лишний предмет из перечня, но и разукрасил его для выделения.

Ученики младших классов особенно нуждаются в одобрении и поощрении своих успехов . Родитель особенно стимулирует кроху, если будет хвалить его и хвастаться достижениями своего малыша перед знакомыми и близкими.

Возможно вам также понравится:


Ребенок боится выступать на публике — приемы саморегуляции
Как научить ребенка не стесняться и быть активным
Как научить ребёнка считать в уме двузначные числа 1-2 класс
Что делать, если ребенок ругается матом в школе? Как объяснить ребенку дроби: 3-4 класс. С чего начать?

Дошкольный возраст — период, когда создается база, фундамент для полноценного психического развития ребенка в старшем возрасте. Чтобы малыш испытывал интерес к познанию нового, не боялся трудностей, умел их преодолевать, необходимо позаботиться о всестороннем развитии дошкольника. Особенно следует внимательно отнестись к развитию логического мышления ребенка.

Развитие логического мышления

Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего мира идет без специальной подготовки. Однако, если усвоение происходит интуитивно, оно чаще всего бывает неполноценным, поверхностным.

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью успешной подготовки ребенка к школе и его гармоничного развития.

Старший дошкольный возраст знаменуется началом появления знаково-символической функции сознания. Этот период обретает важность в целом для умственного развития, для формирования готовности к школьному обучению.

Для обозначения предметов, последовательностей, множеств принято использовать знаковую символику, с чем и знакомят детей в период подготовки к школе. Малыши активно ее принимают.

Особенно, если такие модели придумывать сообща, акцентируя внимание на использовании обозначений не только словами, но и графически (например, в одну группу предметов попадают не только прямоугольники, но и другие фигуры, у которых 4 угла, делается акцент на число «4»).

Хорошая память, логика и внимательность пригодятся школьнику не только в обучении, но и в повседневной жизни. Сложные упражнения не для детей. Развитие и укрепление детских умений и навыков должно происходить в игровой деятельности.

Занятия на развитие детской внимательности

Внимание подразделяется на зрительное, слуховое и моторно-двигательное. Для развития каждого типа внимания существуют специальные игры. Только в игровой форме школьникам девятилетнего возраста можно помочь в развитии и укреплении психических функций.

Игры для развития моторно-двигательной внимательности:

  • “Съедобное-несъедобное”. Дети встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга, ведущий - напротив них. . Он кидает мяч к одному из школьников и называет слово. Если названное является съедобным, то необходимо поймать мяч, в противном случае - оттолкнуть его.
  • “Запретное движение” . Игроки заранее выбирают запретное движение. Затем они должны повторять все движения за ведущим, кроме запретного.Кто ошибся, тот становится ведущим.

Игры для развития слуховой внимательности:

  • “Что звучало?”. Продемонстрируйте ребёнку звучание различных предметов: музыкальных инструментов, погремушек, игрушек или ложек. Затем предметы должны прозвучать за спиной ребёнка, а школьник угадывает, что звучало.
  • “Послушай и воспроизведи”. Взрослый при помощи палочки или ладони набивает определенный такт, дети должны повторить его.

Для развития зрительного внимания существует множество разнообразных игр. Покажите малышу картинку с несколькими изображениями для того, чтобы он нашёл повторяющиеся или одинакового цвета и формы. Для тренировки можно просить его назвать все предметы в комнате, начинающиеся с конкретной буквы, лежащие на полу и прочее. Домино и лото, мозаика также помогают улучшить детское внимание.

Занятия на развитие детской памяти

Сейчас широко рекламируются витамины, способные улучшить память детей в 8 лет. На самом деле для борьбы с детской забывчивостью можно использовать столь любимые им игры. В игровой форме школьный материал усваивается лучше, при помощи специальных игр также можно развить детскую память.

Разложите на столе несколько игрушек и через пару минут уберите оттуда несколько. Малыш должен назвать, что пропало со стола. Можно просто переставить некоторые предметы и попросить ребёнка, указать на изменения.

Назовите своему чаду 4 слова и попросите их повторить, постепенно увеличивайте цепочку до 10 слов. В начале можно использовать слова из одной ассоциативной группы, потом слова из цепочки могут быть совершенно из разных тем.

Полезно для памяти и разучивание стихотворений. Потенциал восьмилетних мальчиков и девочек велик. Не ограничивайте их детскими четверостишиями. Попробуйте постепенно выучить “Лукоморье” или понравившуюся поэму. Во время запоминания не нужно зубрить стих, для запоминания нужно понимать, о чём ты говоришь. Объясняйте ребёнку неизвестные слова и выражения, обсуждайте произведение.

Занятия на развитие детской логики

Логическое мышление - один из показателей нормального развития школьника. Логику, безусловно, тренируют на уроках в начальных классах. Дома папы и мамы в игровой форме также могут заняться развитием детской логики.

Предложите сыну или дочери объединить изображения по группам. Например, дикие и домашние животные, фрукты и овощи, оживлённые и не оживлённые. Можно искать слово из ряда, не относящееся к первому. Например, яблоко - солёное, красное, спелое, наливное, запечённое.

Логическое мышление - одно из основных отличий человека от животного мира. Благодаря навыку анализировать, сравнивать и находить причинно-следственные связи люди во многом и достигли того уровня цивилизации, который нас окружает. И потому так важно научить малыша мыслить логически. Как это сделать?

Развивайте логику как можно раньше

Многие считают, что способность к логике исключительно врожденная, почти как творческий талант: есть либо нет. Но это в корне неверно! Да, достичь высот логического анализа дано не всем, для этого нужен особый склад ума. Но даже средний уровень достижим - главное, чтобы было желание работать над собой. И у детей это желание есть! Понаблюдайте за грудными, еще не умеющими говорить и ходить детьми: с каким неподдельным интересом и усердием они изучают окружающий мир. Это и есть их самые первые тренировки логического мышления. Ребенок, пробуя на ощупь мягкое и твердое, сравнивает на вкус кашу и свой слюнявчик, опрокидывает , трясет погремушкой, - в этом всем он как раз обнаруживает свойства предметов, учится их определять и устанавливать между ними те самые причинно-следственные связи. Круглый мяч катится, квадратный куб - нет. Каша сладкая, слюнявчик не очень. Перевернул бутылку горлышком вниз - из нее все вытекло. А взял погремушку в руки - она зашуршала. И так малыш познает логику окружающего мира.

Поэтому тренировать логическое мышление можно и нужно - это важно не только для учебы в саду и школе, а и в дальнейшей профессиональной деятельности. Развитие у детей логики качественно изменяет мышление, оно улучшает , внимательность, и способствует повышению речевой активности. Ребенок эффективнее осваивает слова, быстро запоминает их и легко употребляет, заметно проще строит предложения и делает логические выводы с последовательными аргументами. Вывод напрашивается сам собой: вы должны мотивировать и такую кроху на активную мыслительную деятельность. В столь юном возрасте это возможно за счет знакомства с как можно большим количеством предметов - хотя бы в области простейших игрушек. Упомянутые , пирамидки, фактурные и игрушки - все, что малыш, лежа в кроватке или на развивающем коврике, может крутить, вертеть, бросать, изучать. И старайтесь быть рядом, комментируя действия - это ему на пользу, даже если он еще не понимает речь.

Работайте на примере имеющихся игрушек

А как только ребенок станет вести уже более-менее осознанный образ жизни, ходить и говорить, а главное - спрашивать и отвечать, можно усложнять задачи по логике. Ничего нового не потребуется, можно обойтись теми же игрушками, которые ребенок изучал. Начать можно с простого: пусть ребенок сравнит пару игрушек и скажет, в чем они разные, а в чем похожие. Например, мячик круглый, а кубик квадратный, зато оба - желтого цвета (малыш, естественно, должен знать для такого наблюдения). Перенесите упражнение буквально на все: пусть сравнит кошку и собаку, цветочек и дерево, солнце и луну - и лучше, если он сам выделяет заметную разницу или похожесть, даже если для вас его наблюдения будут неочевидными. Когда малыш усвоит данный прием, можно дополнить его. Например, выставить целый ряд игрушек и попросить слева сложить те, что красного цвета (круглой формы, из резины, выглядящее как живое существо), а справа - остальные. В таком случае крохе понадобится выделить ключевую, заданную характеристику, абстрагируясь от остальных, и отсеять те предметы, что такой характеристикой не обладают.

Далее можно подключать упражнения на обобщение. Ребенку в таком случае нужно предложить набор предметов, объединенных общим признаком или содержанием, которые надо ему назвать. Так, машинка, - это все игрушки. Яблоко, груша, банан - фрукты. Ель, куст, трава с цветочком - все они растения. А чтобы малыш эффективнее выделял характеристики предмета, нужно преподать ему уроки анализа. Возьмите какую-то его любимую игрушку и попросите его описать ее как можно детальнее. Плюшевый медведь - он какой? Он крупный. Мягкий. Серый, ворсистый, приятно пахнущий, с круглыми глазками и швом из ниток на животе. Поначалу ребенок будет перечислять все это с трудом, но с каждым разом анализировать станет проще. При этом неплохо в этом случае просить его еще и синтезировать новую информацию на основе такого анализа. Допустим, дайте лист бумаги и карандаш, когда закончит с характеристиками, и попросите нарисовать медведя по этому списку: какая у него форма, какие лапы, глаза, живот, окраска. В этом случае ребенок попытается множественные детали объединить в одно целое - важнейшее умение логики.

Общайтесь как можно больше

Для многих упражнений на развитие логического мышления вам вообще не нужны аксессуары - достаточно вести диалог с ребенком, задавать вопросы, загадки, устные головоломки. Например, очень хорошо помогает выделение характеристик предметов при помощи ассоциаций: вы называете предмет или явление, знакомое малышу, а он говорит, что вспоминает, чувствует. Вариантов будет море: вы сказали «солнышко», он сказал «тепло», вы сказали «зонтик», он - «дождь», вы сказали «шоколад», он - «сладкий» (при этом просите пояснить его, почему у него такая ассоциация). Также предложите поиграть в игру «Отгадай слово». Вы загадываете предмет, а ребенок при помощи наводящих вопросов угадывает, о чем речь. Чтобы ему было понятнее, можно сыграть и наоборот: он загадывает что-то, а вы спрашиваете: это живое существо, это съедобное, это круглое, это оранжевое, это апельсин? Разумеется, подойдут и загадки: и простые (что это: зеленое, приятно пахнет, зимой приносят домой и украшают игрушками перед ?), и классические в виде забавных стишков.

Постоянное общение с ребенком должно стать для вас правилом. Нужно говорить с ним обо всем, что видите, спрашивать, что он думает, просить предположить, что произойдет дальше в том или ином случае. При этом черпать «вдохновение» можно как в обычной жизни, так и в искусстве. Так, спросите его, какой можно сделать вывод, если папа достал с балкона свои удочки? Ответ: видимо, он собрался на рыбалку. Или почему мама взяла кошелек и сумку? Наверное, она пойдет в магазин. Вернулась с сумкой, полной овощей? Делаем вывод: она будет готовить обед. Или, допустим, вы смотрите с ним мультик, и его герой что-то сделал - поставьте на паузу и спросите, что, по мнению малыша, произойдет дальше, какое будет следствие у этого поступка. Можно задавать и более простые вопросы: что произойдет с камешком и что с листиком, если кинуть их в воду; как изменится кусочек льда, если положить его на батарею; что случится с горящей свечой, если подуть на нее… А еще предлагайте заканчивать какое-то простое предложение: «Солнце по утрам восходит, а по вечерам…», «Трава зеленая, а небо…», «Папа любит кушать…» и т.п.

Усложняйте постепенно

Позднее, годам к 3-4, когда ребенок будет справляться с такими заданиями, ему можно предложить более сложные игры. Это создание узоров с помощью (в ней необходимо сортировать элементы, выбирая нужные для определенного рисунка), сборка пазлов (они требуют навыка фильтрации деталей и работы с частями целого) и (где все его действия подчинены определенной последовательности). Не обойтись и без настоящих головоломок: кубик Рубика такому малышу еще, конечно, рано, но в продаже достаточно забав на логику для детей подобного возраста. Не забудьте и про книжки с ребусами и различными заданиями из серии «найди 10 отличий», «отыщи что-то на картинке», «выведи героя из лабиринта» и т.п. А еще разнообразьте упражнения на логику с помощью цифр. Считайте с малышом конфеты, машины, птиц, играйте в детское домино, приобретите специальные наборы с математическими задачками для самых маленьких - и обязательно разбирайте их вместе. Кстати, немало таких игр имеет аналоги в виде приложений для смартфонов или - попробуйте и их!

Но главное: запаситесь терпением. Тренировка логического мышления не будет быстрой, она продлится практически все время воспитания ребенка. А даже если что-то не получается сразу, не отчаивайтесь, вернитесь к более простым заданиям. И ни в коем случае не ругайте ребенка, он должен чувствовать вашу поддержку и веру в него. Это всегда окрыляет детей, и они с готовностью пытаются снова и снова справиться с неподдающимся заданием. И еще: страшно не когда малыш сделал неправильный логический вывод, а когда он его не сделал вовсе. Потому, если он замолчал и даже не знает, что ответить, не стыдите, а аккуратно, мягко подтолкните его к правильному направлению, чтобы ему казалось, будто он сам нашел верный ответ. Это может укрепить уверенность в себе и смелее браться на новые задания. Главное, чтобы ваши подсказки не стали для него и для вас единственно возможным выходом из ситуации.

12 76374
Оставить комментарии 10