Меню

Портал образования. Конспект занятия «Беседа о родном городе

Здоровье

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Форма деятельности: занятие (подготовительная группа).

Тема: «О городе своем веду я свой рассказ».

Цель:

  1. Уточнить и закрепить знания детей о родном городе – Абакане, об основных достопримечательностях родного города, учить узнавать их на фотографиях.
  2. Формировать любовь и интерес к малой Родине.
  3. Развивать связную речь, логическое мышление.

Материалы и оборудование к занятию:

  • слайд-проектор, диск со слайдами;
  • обруч с лентами, коробочки с крупой;
  • палочки для рисования, разноцветные камешки, графин.

Предшествующая работа:

  • чтение стихов о родном городе;
  • рассматривание фотографий, буклетов;
  • экскурсия в театр «Сказка».

Словарная работа:

  • Малая Родина.
  • Большая Родина.
  • Достопримечательности.
  • Абаканцы.

Ход занятия

В начале занятия воспитатель знакомится с детьми.

Воспитатель: Дети, а в каком городе вы все живете? А как называемся мы все с вами - жители Абакана? (Абаканцы.) Вы знаете, что Абакан является столицей республики Хакасии? Это наша малая Родина. Что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живет наши папы и мамы, друзья.) Правильно. Послушайте стихотворение и Родине.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.

(В. Степанов)

Дети, а в какой стране вы живете? Россия – это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все россияне, все говорим на одном языке. Мы горячо любим свою Родину.

Дети, к нам по сотовому телефону пришло SMS - сообщение. Давайте его прочитаем. В нем говорится, что к нам едут гости из самой столицы, из Москвы. Они очень хотят познакомиться с нашим городом, с интересными достопримечательностями Абакана. Надо им помочь. Вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивые, памятные места, которые украшают наш город.) Есть ли в нашем городе места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других городов и стран? Я думаю, что главной достопримечательностью нашего города являются люди, живущими здесь. Ведь у нас проживают люди разных национальностей. Вы сможете назвать их? (Русские, хакасы, есть и немцы, и тувинцы, украинцы, китайцы, киргизы и много других народов.) Все они живут дружно в нашем красивом и уютном городе.

Гостей мы всегда встречает главная улица нашего города. Как она называется? (Улица Дружбы народов.) Как вы думаете, почему она так называется? (Здесь проезжают люди разных народов.) На это улице находится огромная гостиница «Дружба», где останавливаются гости.

Дети, а с какими достопримечательностями вы хотели бы познакомить наших гостей? (Зоопарк, театр «Сказка», парк «Орленок», Преображенский собор, Абаканский дворец молодежи.) Да, дети, в нашем городе, действительно, очень много достопримечательных мест, где можно хорошо отдохнуть, узнать много нового и интересного.

Воспитатель предлагает детям поочередно рассказать немного о каждой достопримечательности, рассматривая слайды.

Проводится дидактическая игра «Узнай на фото».

Открывается слайд. Вы узнали, что это? Да, это стела, которая встречает всех гостей при въезде в наш город.

Затем дети рассматривают фотографии театра «Сказка». Люди с удовольствием посещают театры. Дети, зачем сюда приходят? Театр «Сказка» дети уже знают с раннего возраста, где с родителями приходят на просмотр сказок. Этот театр знаменит во всем мире и он имеет очень много наград. Мы должны гордиться нашими актерами.

Самое любимое место у детей – это развлекательный центр «Мишутка». Вы были здесь? Что здесь интересного, примечательного? (Здесь и магазин игрушек, и предлагаются различные аттракционы для детей, есть детское кафе.)

А это что за место в нашем городе? (Черногорский парк.) Чем он знаменит? Да, здесь мы видим памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Мы расскажем гостям, что летом здесь очень красиво: газоны, цветники. В середине расположен вечный огонь военной славы героев, погибших за Родину. За вечным огнем возвышается скульптурная композиция двух фигур – русского и воина – хакаса. Эта идея совместной борьбы русского и хакасских народов с гитлеровскими захватчиками.

Эти фотографии вы узнаете сразу. (Парк «Орленок».) Что интересного здесь мы можем предложить нашим гостям? Они, наверное, возьмут с собой детей. Какие аттракционы их здесь ждут? Вы здесь бывали? Катались на каруселях? Дети, а вы хотите сейчас вспомнить лето и покататься на каруселях?

Проводится подвижная игра «Карусель».

По команде «Раз, два, три, ленточку возьми» дети бегут по кругу с лентой в руках.

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз – два, раз – два
Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Вам понравилась кататься на каруселях? Я думаю, что и гостям очень понравится.

После такого отдыха мы вспомним еще об одном из любимых ваших уголков нашего города. Вы узнали его? (Зоопарк.) Что мы можете рассказать о нем нашим гостям? С какими животными мы встречаемся? Здесь очень много экзотических животных, которых мы можем увидеть только в зоопарке: змеи, крокодилы, обезьяны. Многие городские жители незнакомы даже с такими животными, как корова, лошадь, коза. Для этого они ходят в зоопарк.

А это самый молодой и красивый уголок нашего города, который полон интересными достопримечательностями. Кто из вас здесь был и сможет нам рассказать? Вы правы, это Преображенский собор. Какой он? С какой целью горожане посещают этот собор? Наверное, кто-нибудь из вас ходил туда для крещения или поставить свечку за здоровья своих близких людей. Мы очень часто слышим звон колоколов, которые призывают верующих на службу. Здесь также проводятся религиозные праздники. Возле собора находится дворец молодежи. Что интересного вы можете рассказать о нем. Правильно, здесь проходят концерты, а также каждый ребенок может найти занятия по душе: танцы, спортивные секции, театральное искусство и многое другое. В Преображенском парке отдыхают много абаканцев и гостей нашего города. Ведь для этого созданы все условия: красивый фонтан, парк экзотических растений «Сады мечты», цветущие аллеи и даже есть детский уголок. Необходимо обязательно сводить наших гостей в этот парк.

Я думаю, что красивых мест в нашем городе очень много. Выберите, пожалуйста, для себя самый любимый уголок в своем любимом городе. Может мы его и не назвали. Я попрошу вас в подарок нашим гостям нарисовать палочками в коробочках, где насыпана крупа тот уголок нашего города, который, по вашему мнению, самый интересный, красивый. Он обязательно должен понравиться нашим гостям. Мы эти рисунки оставим до приезда наших гостей. А еще мы отправим им эти фотографии, которые заочно познакомят гостей с Абаканом. Я отправлю SMS сообщение, что мы готовы к встрече наших гостей.

Дети, я очень рада, что вы хорошо знаете свой город. Вы с таким интересом рассказывали о нем, что сразу было видно, как сильно вы его любите. И сейчас я хочу от вас услышать хорошие слова о нашем городе. Каждый по очереди берет камешек, называет слово и бросает его в кувшинчик.

Воспитатель: Посмотрите, сколько хороших, добрых и ласковых слов вы сказали своему любимому городу. Вы, действительно, его любите и бережете. Ведь будущее зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.

Воспитатель благодарит детей за интересную беседу и угощает конфетами, которые сделаны у нас, на нашей кондитерской фабрике.

Программные задачи: уточнить, расширить, закрепить знания детей о родном городе.

Продолжать учить отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы по вопросам воспитателя.

Воспитывать любовь и уважение к родному городу, к Родине, чувство гордости за свой народ, живущий в мире и дружбе со всеми народами земли.

Предшествующая работа:

Чтение книг: рассматривание иллюстраций, наборов открыток, фотографий о городе. Экскурсии по памятным местам города.

Ход занятия:

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Тополь толстый у ворот.

У реки береза – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лыжах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

И большой, соседской фабрики,

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

О чем говорится в стихотворении?

Правильно, это стихотворение так и называется «Родина», а написала его З. Александрова.

Подумайте, что такое для вас ваша Родина?

Родина, для каждого человека – это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица. Это тот город или деревня, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать?

И с этой дороги проселочной,

От сердца ее не отнять…

Какие вы знаете пословицы о Родине, о дружбе, братстве?

«Жизнь дана на добрые дела».

«Доброе слово опускает саблю,

От хорошего слова миру светло».

«Береги землю родную, как мать любимую».

«Народная дружба и братство дороже богатства».

На берегу какого моря расположен наш город?

Как называется наш город?

Какая главная улица в нашем городе?

Какие площади в нашем городе вы знаете?

На какой улице расположен наш детский сад?

Почему наш город называют город-порт? (Построен большой торговый порт, есть причалы, к которым причаливают корабли из разных стран) .

Что перевозят пароходы? (Различные грузы: лес, нефть, рыбу, цемент, уголь, пшеницу и многое другое) .

Разные страны мира ведут между собой торговлю, обмен товарами. Этим они выражают свое желание дружить друг с другом и жить в мире без войн.

Какие есть заводы и фабрики в нашем городе?

На каких предприятиях работают ваши родители?

Кто из вас хочет подробно рассказать о том, где работают родители?

Кем работают?



Чем занимаются на работе или что изготовляют?

Какую пользу приносят своим трудом нашему городу? Рассказы детей (3-4 человека)

Очень хорошо, что вы все знаете о труде ваших родителей.

Наш город имеет государственные награды. А вы знаете какие?

6. "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".
Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Материал: листы, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.

Ход: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

· Острые коготки, мягкие подушки;

· Шёрстка пушистая, длинные усы;

· Мурлычет, лакает молоко;

· Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

· Хорошо видит в темноте, песни поёт;

· У неё хороший слух, ходит неслышно;

· Умеет выгибать спинку, царапается.

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.



Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок: (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

· Кто изображён на картине? Где происходит действие?

· Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

· Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

В завершении занятия воспитатель предлагает разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.

Программное содержание:
Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к родному городу, его жителям; желание сохранять красоту родного города и приумножать её. Воспитывать привычки культурного поведения, закрепить правила безопасности дорожного движения в качестве пассажира транспортного средства, правила поведения в общественных местах.
Обогащать представления детей о городе, в котором они живут, о достопримечательностях, о взаимодействии человека и природы через реализацию разных образовательных областей.
Развивать познавательный интерес, желание знакомиться с родным городом: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.

Друзья мои, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Но сегодня я хочу вам предложить игру со словами, которая называется кроссворд. Разгадав его, мы с вами узнаем ответ на вопрос: как называется место, где мы родились и живем.
1. Центр Яковлевского района (Строитель)
2. Птица, изображенная на гербе России? (орел)
3. Здание, в котором мы живем? (дом)
4. Как называют людей, живущих в России? (россияне)
5. центральная улица нашего города (Ленина)
6. Здание, в котором ученики получают знания (Школа)

Итак, место, где мы родились и живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, дедушки, бабушки, друзья, называется – РО-ДИ-НА.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем,
Что мы Родиной зовем?
Край, где с вами мы живем!

У каждого человека есть Родина. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке, и все в ней для нас родное.
- Как называется город, в котором мы родились и живем? (Строитель)
- Почему он так называется? (потому что вначале сюда приехали строители и на кукурузном поле начали строить дома для того, чтобы жить со своими семьями, потом начали строить завод и рудник).
- Вы любите свой город Строитель – свою Родину?
Сегодня я приглашаю вас на прогулку по нашему любимому городу, чтобы еще раз полюбоваться его улицами и достопримечательностями.
Прежде чем выйти на улицу, нужно одеться по погоде

На прогулку собираюсь,
Очень быстро одеваюсь,
Сапоги я надеваю,
Как обулись - проверяю,
Ножками я топаю,
Топаю я по полу!
Шапку надеваю – уши закрываю.
Куртку быстро застегну,
На себя я посмотрю.
Хватит всем уже стоять,
Нам пора идти гулять!

Как вы думаете, на чем мы можем совершить экскурсию? (ответы)
- Нас с вами ждет экскурсионный автобус. Но прежде, чем мы займем места в автобусе, каждому из вас я раздам билеты - номер билета соответствует номеру кресла в автобусе.
- Занимайте места в автобусе, а пока вы рассаживаетесь, я напомню вам о том, что во время движения автобуса вставать со своих мест запрещено, а тем более передвигаться по салону.
Мы в автобус дружно сели и в окошко поглядели,
Наш шофер на газ нажал и автобус побежал!
Первая наша остановка ХРАМ. Давайте выйдем из автобуса и поближе подойдем к зданию.
2. Строительство храма длилось 5 лет, много труда вложили люди, чтобы он стал одним из красивейших зданий нашего города.
- Как вы думаете, для чего нам нужны храмы? (ответы) (чтобы, молясь просить у Бога здоровья себе и своим близким, чтобы не было войны, чтобы люди жили в мире, чтобы отмечать радостные и печальные события)

Отличается ли здание храма от других зданий в нашем городе? Чем?
Стены храма имеют окошки, похожие на узкие щели, да и тех очень мало. Они предназначены не для того, чтобы в них смотреть, а для того, чтобы в храм попадал свет. Поэтому они расположены высоко. Двери в храме массивные. Венчают храм купола. На что они похожи? (ответы) Они похожи на пламя горящей свечи.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (по системе ТРИЗ)
Скажите, свеча это хорошо или плохо? (ответы). Почему хорошо? Хорошо, что она освещает, греет, успокаивает, полезно для зрения, из расплавленного воска можно сделать разные фигурки. А я говорю, что свеча – это плохо. Почему? Можно обжечься, может случиться пожар, она дымит, коптит.
(Звучит запись колокольного звона)
Вы слышите, музыка над городом плывет,
Радостно, торжественно, красиво.
Колокольный звон, какая сила!
Чистый звук, что за душу берет!
- Зачем звонит колокол? Голос колоколов призывает православных горожан в церковь на утреннюю и вечернюю службу, возвещает о великих праздниках.
Наша прогулка продолжается, занимайте свои места в автобусе
Экскурсия наша продолжается
К лесу автобус приближается.
Притормозил автобус здесь
Остановка «МАРШАЛКОВО». Лес.

3. Динамическая пауза «Прогулка в лес»
В лес отправимся гулять
Будем весело шагать (маршируют)
По тропинке мы пойдем
Друг за дружкою гуськом (змейкой)
А шагая по дороге, поднимаем выше ноги.
Чтобы весело шагать, никогда не уставать!
Как красиво в весеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться!
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

4. В нашем парке «Маршалково» есть зоопарк. А вот какие жители в нем есть, мы узнаем, поиграв в игру «Разрезные картинки» (дети собирают картинки с изображением косули, оленя, кабана, павлина, белки)
В зоопарке над клетками висит табличка, на которой написано “Животных кормить запрещается”. Как вы думаете, почему? /ответы детей/
- Представьте, что вам целый день будут давать конфеты, печенье, свежий хлеб, бананы и многое другое. Что будет с вами к концу дня /ответы детей/ верно, заболят животы и зубы. И животные на воле тоже не едят целый день. Кроме того, многие люди не знают, что можно есть тому или иному животному, и люди бросают в клетки что попало. Животные от этого очень болеют и даже могут умереть.
- Что ещё не стоит делать в зоопарке? /ответы детей/ Правильно, близко подходить к клеткам и тем более просовывать туда руки. Ведь клетка – это дом животного и он этот дом будет охранять. И, конечно же, нельзя шуметь в зоопарке! В зоопарке всегда много народа, а животные привыкли к тишине в лесу. Поэтому, приходя в наш городской зоопарк вместе с мамами и папами, помните об этих правилах и постарайтесь их не нарушать!(под музыку змейкой возвращаются из леса и занимают места в автобусе)
5.
Автобус скорость набирает,
Едет, едет все быстрей
То налево, то направо
И шумит: «Скорей! Скорей!»
Очень скоро мы доедем,
Собираться нам пора.
Останавливайся, автобус,
Выходите, детвора!

6. А теперь, ребята, мы с вами подходим к самому святому месту в нашем городе – к Парку ветеранов.
Русские люди никогда не забудут тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков. В благодарность и в память о погибших и был возведен памятник воинам, которые не жалея своих жизней в той страшной войне, подарили нам голубое, мирное небо.
Благодарные жители нашего города возлагают живые цветы к памятнику воинам-защитникам, к могилам неизвестных героев и чтят память всех погибших в этой войне минутой молчания.
(звучит музыка)
Священны места всех сражений.
Где воины к подвигу шли,
Стране День Победы весенний
Они из боев принесли.
На площадь приходим с цветами,
Бессмертный солдат там стоит.
И Вечный огонь – наша память –
Всегда озаряет гранит.

7. Особая гордость нашего города – центральная площадь с газонами, фонтанами и множеством красивых цветов.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Цветы, растущие в нашем городе, дарят людям хорошее настроение, восхищение и все любуются этой красотой.

Красота подобна чуду,
Красота живет повсюду:
Рядом с нами, вдалеке,
В каждом маленьком цветке

Сегодня мы с вами посадим цветы, которые вы высадите весной на клумбы детского сада, и они будут радовать не только вас, но и всех гостей вашего сада.
(трудовая деятельность)

8. Ну а это что за дом –
Музыку услышишь в нём!
Пенье, танцы, игры, смех –
Удовольствие для всех!

Это Дворец культуры «Звездный», ставший подлинным украшением города. Он стал настоящим досуговым центром – каждый может найти занятие по душе в художественных коллективах, студиях, театрах и кружках. Кто-то из вас посещает кружки во Дворце культуры? (ответы) И сейчас нам с вами предоставляется возможность почувствовать себя настоящими артистами.

Выступлением оркестра
Вас порадуем сейчас
Музыканты-оркестранты
Постараются для Вас.
(Музыкальный оркестр)

На этом наша прогулка подошла к завершению, давайте займем места в автобусе и поедем в наш любимый детский сад.
9. Вам понравилась сегодняшнее путешествие? Давайте вспомним места, где мы побывали? Что бы ты рассказал своему другу о нашей прогулке? Где бы вам ещё хотелось побывать?
Вы любите свой город? Я предлагаю каждому из Вас сейчас сказать хорошие слова и подарить нашему городу Букет добрых пожеланий! (ответы).

Город мой любимый,
Город мой родной,
Ты зеленый летом,
Осенью цветной.
Чистый, белоснежный
Ты стоишь зимой,
А весной ты нежный…
Я горжусь тобой!

Материал по ознакомлению 3-5-летних детей с их населённым пунктом, его историей, достопримечательностями с целью укрепления чувства патриотизма и любви к своей малой родине. Занятие можно использовать в качестве образца для проведения в любом дошкольном учреждении.

Задачи: закреплять знания детей об исторических памятниках города; уточнять представления о городе как о большом населённом пункте с предприятиями, стройками, транспортом, множеством учреждений; упражнять в творческом рассказывании, развивать связную речь, фантазию; продолжать учить употреблять новые слова по теме (названия улиц, известных мест города, исторических памятников); воспитывать чувство патриотизма и любви к родному городу.

Предварительная работа: экскурсия по городу; рассматривание образцов продукции предприятий города; чтение стихов и рассказов о своем городе; подбор иллюстраций, фотографий к занятию, художественной литературы о своем городе.

Материал (для конструирования «города»): цветной скотч, коробочки, цветная бумага, клей.

Ход занятия

В. Ребята, а как называется наш город? (…) А его жители? (…) Дети, у кого в доме есть почтовый ящик? Для чего он нужен? Как почтальон узнает, кому принести письмо? (По адресу.) Для чего нужен адрес? (Ответы детей.)

Этюд «Потерялся ребёнок» (воспитанник изображает потерявшегося на улице мальчика, педагог пытается ему помочь).

В. Почему ты плачешь?

Ребёнок. Я заблудился!

В. А где ты живёшь? Скажи, и я отведу тебя домой.

Ребёнок. Я не зна-а-а-ю!

Воспитатель обращается к остальным детям с просьбой утешить мальчика и предложить способы решения его проблемы. (Ответы детей.)

В. А вы, дети, знаете свой адрес? (Дети по очереди называют свои адреса.)

А теперь давайте вспомним и ответим на вопросы:

Кто строит в городе дома?

Как называется место, где дома стоят в одну линию?

Из каких материалов строят дома?

Как называется дом, в котором один этаж? Два этажа? Много этажей?

Куда мы идём, если нам нужны лекарства? Если мы хотим отдохнуть? За продуктами?

В. Молодцы! Вы уже много знаете о нашем городе, но в нём есть ещё очень много интересных мест. Поэтому мы отправляемся на экскурсию.

Первая остановка «Памятники архитектуры».

Психогимнастика «Красивый дом».

Детям предлагается выразить своё восхищение при виде красивого дома. Затем они по фотографиям называют известные им городские памятники архитектуры.

Вторая остановка «Вкусные продукты».

Дети называют, на каких местных фабриках и заводах выпускается та или иная продукция (хлебозавод, молокозавод, мясокомбинат и т.д.).

Третья остановка «Городские достопримечательности».

Дети по фотографиям называют их и отвечают на вопрос, чем они известны.

Четвёртая остановка «Назови сам».

Дети ищут на карте свой город и называют, что изображено на картинках и фотографиях, подготовленных педагогом (символы города, исторические места, современные объекты, реки и т.д.).

В. Вот мы с вами попутешествовали и вернулись обратно. Устали? Давайте «сбросим» усталость!

Упражнения на расслабление.

В. За что вы любите свой город? (Ответы детей.)

Чтение стихов о своём любимом городе.

В. А теперь поиграем в игру «Наш город» (открывает макет). Но что это? Здесь были такие красивые дома, машины, что же случилось, почему они поломаны, повалены? Давайте-ка всё уберём и почистим!

Дети приводят детали макета в порядок: украшают город цветами, ставят дома, машины, людей на места, клеят окна на дома. Затем играют.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Что должен знать ребенок о родном городе?»

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где родился и живёт. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который является вторым домом...

Всё это, пока ребенок маленький, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит своё воображение...

Расширить круг представления о родном городе, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтят российские люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, зажечь в детском сердце искорку любви к Родине. Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое способствовало бы формированию нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Пятилетняя Катя и не подозревает, что там, где она живёт, не всегда была привычная для её глаз просторная улица, зелёный сквер, многоэтажные дома с множеством красивых витрин. Теперь здесь ездят по асфальту легковые машины, автобусы... Взрослые, гуляя с ребенком, каждый раз находят объект для наблюдений. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идёт в детский сад. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная – дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей – бездонно тёмным, витрины магазинов – особенно нарядными. Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег и весеннюю – с искрящейся капелью, с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озарённую светом и осеннюю – с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде праздничной улицы. Так ребёнок с помощью близких, всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь города.

Внимание ребенка, полезно привлечь, к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, - школа, аптека, библиотека, почта, магазин, кинотеатр, парикмахерская, рассказать об их названии, подчеркнув, что всё это создано для удобства людей. Ребёнку полезно объяснить, в честь кого названы улицы, почему микрорайон, в котором, он живет, носит то или иное название. Необходимо познакомить его с памятными местами родного города.

И в этом родителям принадлежит особая роль. С помощью взрослого дошкольник постепенно усваивает следующее: у каждого человека есть родной дом и город (село, деревня), где он работает и живёт. Когда говорят москвич, красноярец и т. д., это указывает на принадлежность к тому городу, где он живёт. Ребёнок должен знать название своего города, своей улицы, в честь кого они названы, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах; знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города, главные улицы и проспекты, архитектурные ансамбли и памятники. Для знакомства с городом можно широко использовать экскурсии и целевые прогулки, разнообразные средства и методы. Различные наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улиц; объяснения взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребёнка; чтение художественной литературы о родном городе и событиях, сведениях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов, наборов открыток, альбомов с видами города, разучивание стихов, песен, прослушивание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное отношение к ним. И ёще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей, любящих свой город и принимающих активное участие в его общественной жизни. Пусть ваша влюбленность в родной город, ваше деятельное участие в его судьбе послужат примером сыну, дочери.