Меню

Гештальт-подход в работе с детьми. Модель Вайолет Оклендер

Волосы/Прически

Вайолет Оклендер

Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии

издательство: независимая фирма "Класс", 2005 г.

Продолжаем знакомство с серией «библиотека психологии и психиатрии» издательства «Класс»: сегодняшняя книга посвящена фантазиям. После ее прочтения остаешься в апокалиптическом недоумении: как жить, чтобы запросто? Когда все так сложно. Сны отражают неоконченные действия и заветные желания - пока не осуществишь, будут мучить, возвращаясь вновь и вновь. Фантазии придумывают, чтобы не встречаться с реальностью, кажущейся слишком жестокой. И все это переживают наши дети, познающие мир во всех его красках. Кстати, о красках. Детский психотерапевт Вайолет Оклендер на основе примеров из своей практики рассказывает о том, что такое арт-терапия (терапия искусством), и как с ее помощью проводить тренинги и индивидуальные занятия с детьми. А так же их родителями.

Я отношусь к фантазиям ребенка серьезно, считая их выражением его чувств. Поскольку другие люди, как правило, не слышат, не понимают или не принимают его чувств, так же поступает и он сам. Он не принимает себя и вынужден прибегать к фантазиям и последующей лжи. Поэтому в таких случаях необходимо ориентироваться скорее на чувства ребенка, чем на его поведение, начинать узнавать его, слушать, понимать и принимать. В чувствах ребенка его истинная суть. Через отражение своих чувств в окружающих он будет начинать познавать и принимать их. Только тогда можно реально оценить, во имя чего была его ложь, т. е. поведение, которое ребенок использует для выживания. Дети сооружают мир фантазий, потому что они обнаруживают, что в их реальном мире им трудно жить. Когда я работаю с таким ребенком, я побуждаю его описывать мне его фантастические образы и представления и даже разрабатывать их так, чтобы я могла понять его внутренний мир. У детей бывает множество фантастических представлений о событиях, которые в действительности никогда не происходили. Тем не менее, они вполне реальны для этих детей, но дети часто скрывают их, что иногда приводит к необъяснимым поступкам. Такие образные фантазии, реальные для ребенка, нередко способствуют возникновению чувства тревоги и страха. Эти чувства должны проявиться, чтобы можно было с ними работать и избавиться от них.

Многих мам тревожит вопрос: как относиться к детским фантазиям, всегда ли они означают, что у ребенка есть скрытые проблемы. И почему он предпочитает замещать реальность вымыслом, выдумывая несуществующие события. Безусловно, дети должны уметь отличать фантазию от действительности, а взрослые в свою очередь обязаны им в этом помогать. Выражение чувств через рисование, танец, пение, сочинение сказок, ролевые игры - весь ассортимент психотерапевтических приемов из арт-терапии представлен в этой увлекательной книге. Автор предлагает рисовать даже.. ногами. Как угодно, лишь бы все поняли, о чем именно пытается поведать ребенок.

Другой шестилетний мальчик использовал преимущественно черную краску. Справа, ближе к краю, было небольшое кольцо яркого цвета. Он сказал: «Это нефть и вода. Нефть попадает сюда, а туда попадает вода из океана» (показывая на цветное кольцо). Я предложила ему провести беседу нефти с океанской водой. Он сказал от имени нефти: «Не приближайся ко мне. Я отравлю тебя. Ты получишь всю грязь». Когда я позже спросила его, напоминают ли чем-то нефть и вода его чувства, он сказал: «Эта нефть — тогда, когда я сержусь! Не подходите ко мне, когда я разгневан!». У этого мальчика были по всему телу корочки от расчесов и ранки, которые он наносил себе: до настоящего времени это был для него единственный способ как-то выразить свой гнев. У нас с ним было много занятий с красками и другими средствами, чтобы помочь ему выразить свой гнев, не причиняя себе вреда.

Жан Ледлофф в своей книге «Как вырастить ребенка счастливым» пишет, что индейцы всегда непосредственны в выражении свои чувств. К примеру, если взрослому дяде захотелось залезть на вершину горы и колотить в барабан, издавая воинственные вопли, он так и сделает. Не думая, культурно ли это, не выглядит ли он глупым. Дети тоже выражают свои эмоции в свободном режиме, и взрослым требуется собрать все свое терпение, чтобы правильно оценить эти моменты, иначе ребенок поймет, что чувства надо скрывать. И его правда никому не нужна

Дети в какой-то степени сами защищают себя. Некоторые из неприятной ситуации стремятся уйти. Другие, чтобы поддержать себя и сделать свою жизнь легче и уютнее, создают фантастические образы. Некоторые играют, работают, учатся как ни в чем не бывало, игнорируя свои болезненные переживания. Некоторые защищаются, стремясь выделяться каким-то образом; такие дети стараются привлечь к себе внимание, что часто сопровождается тенденцией к усилению тех самых поведенческих проявлений, которые более всего не переносят взрослые. Дети делают всё возможное, чтобы выстоять и преодолеть трудности. Резкость в поведении детей может свидетельствовать о личностном росте. Сталкиваясь с затруднениями или нарушениями естественного функционирования, они выбирают такие варианты поведения, которые, с их точки зрения, помогут преодолеть трудности. Они могут проявлять агрессивность, враждебность, гнев, чрезмерную активность. Они могут уходить в свой собственный мир. Они могут разговаривать очень мало или вообще не разговаривать. Они могут опасаться всех и всего, а также отдельных вещей, которые затрудняют их жизнь или жизнь значимых для них людей. Они могут становиться необычно вежливыми и «хорошими». Они могут быть несносными в своих приставаниях к взрослым. Они могут мочиться в постели, обнаруживать симптомы астмы, аллергии, тики, боли в желудке, головные боли, подверженность несчастным случаям. Поступки детей, с помощью которых они пытаются удовлетворить свои потребности, бесконечно разнообразны.

У многих людей складывается впечатление, будто психотерапевты во всем видят проблемы. Назовем по-другому: не проблемы, а недопонимания, способные вылиться в проблему. Родители могут не понимать своих детей, отдаляя их от себя: ведь в детских тревогах виноваты они сами, а не странные фантазии и сны, скрывающиеся в детских головах за семью замками. До определенного возраста ребенок не строит реальность вокруг себя сам: он только копирует поведение взрослых.

Работать со снами в состоянии и дети младшего возраста. Шестилетний Тодд часто просыпался по ночам от кошмарных снов. Я попросила его рассказать мне о них. Он сказал, что за ним все время гоняется чудовище, а иногда его преследует какая-то машина. Он воспротивился моему предложению нарисовать это чудовище, поэтому мне пришлось рисовать его самой по описанию, данному ребенком. Окончив рисунок, я попросила мальчика рассказать чудовищу, что он думает. Он воскликнул: «Хватит за мной гоняться!». Потом я предложила ему представить себе, что он разговаривает с чудовищем так, как будто это его игрушка. Он стал говорить, обращаясь к себе самому от имени чудовища: «Ты плохой, плохой мальчик! Я должен поймать тебя!». Я попросила ребенка продолжить этот разговор и рассказать, почему же он плохой мальчик. «Ты плохой. Ты стащил деньги у мамы из кошелька, а она даже об этом не знает. Ты писаешься в штаны, и об этом она тоже не знает. Ты Плохой, плохой, плохой, плохой!». Мать мальчика обратилась за психотерапевтической помощью по совету учительницы из-за нарушений его поведения в школе. Этот сон позволил обсуждать с Тоддом подавляющее его чувство вины, постоянное негодование и гнев по отношению к матери, которая совсем недавно вступила в новый брак.

В книге описаны методы работы с различными возрастными категориями: от 3-4 лет до 18-ти. Пробудить интерес к психологическим занятиям у подростков гораздо сложнее, чем у маленьких детей: с ним уже не поиграешь, они более подозрительны и демонстративны.

Ребенок, который говорит: «Мои родители не слышат меня. Они даже не знают, что я собой представляю»,— чувствует, что им пренебрегают. Отец, который говорит: «Откуда мне о нем знать? Он любит играть в мяч, ему больше нравится быть с друзьями, чем проводить время с нами или за домашними делами. Ему нравится музыка, он чуть что сердится...»,— не имеет ни малейшего представления о чувствах, испытываемых сыном. Некоторые родители соглашаются: «Я просто больше ее не понимаю». Дочь давно перестала выражать свои чувства родителям, свои заботы, сомнения, желания. Ее игнорировали, ей отказывали, ее так долго не замечали. Когда она пытается выразить свои мнения и чувства «здесь и сейчас», она ощущает неприятие и несогласие, даже если родители стараются вежливо слушать ее. С какого-то времени она перестала жить в соответствии с их ожиданиями, с образом, который они сформировали,—и поэтому они больше ее не понимают.

Агрессия, страх, гиперактивность, отчуждение, проблемы школы и обучения - книга будет интересна не только психологам, учителям и родителям, но и всем, кого нестерпимо влечет к изучению дебрей человеческой природы.

Вайолет Оклендер разработала уникальную модель работы с детьми, которая сочетает в себе теорию, философию и практику гештальт-терапии с разнообразными выразительными техниками. В книге основной акцент делается на целях и средствах терапевтической помощи детям с эмоциональными нарушениями, возникшими в результате травмирующих жизненных событий. Как показывает автор, исцеление возможно только при условии, что они найдут выход своим аффектам, научатся заботиться о себе, восстановят и укрепят свое Я.

Книга будет интересна детским и подростковым психотерапевтам, психологам, социальным работникам, консультантам, школьному персоналу, а также студентам. Много полезного для себя найдут в ней родители, а также взрослые, которые пытаются разобраться в своем собственном детстве.

Вайолет Оклендер
Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка

Посвящаю эту книгу Молли Филлер Соломон и Джозефу Соломону – моим замечательным родителям, сделавшим мое детство таким, каким оно должно быть у всех детей.

Violet Oaklander

HIDDEN TREASURE

A map to the child"s inner self

Original edition published by Karnac Books Ltd, represented by The Cathy Miller Foreign Rights Agency, London – in the case of this contract representing the Author Violet Oaklander

ISBN 978-1-85575-490-4 (англ.)

Перевод с английского под общей редакцией В. И. Белопольского

Благодарности

Я хотела бы выразить особую благодарность моим дорогим сыну и дочери: Мха Атма Хальса и Саре Оклендер, которые поддерживали меня, помогали мне советом и искренне делали все от них зависящее, чтобы дать мне возможность написать эту книгу.

Хочу особенно отметить участие моей невестки, Марты Оклендер, которая помогла мне даже больше, чем сама предполагает.

Глава 1
Введение

Двадцать восемь лет прошло после выхода моей первой книги "Окна в мир ребенка", но за это время наша жизнь несильно изменилась. Конечно, нельзя отбросить технические достижения (книгу "Окна в мир ребенка" я печатала на крошечной портативной машинке "Гермес", а сейчас в моем распоряжении замечательный компьютер), да и бесчисленное множество событий, произошедших в мире за эти неполные три десятилетия. Однако прежними остаются потребности ребенка. Дети все так же страдают от жестокого обращения и надругательств, разводов и утрат, разлук и многого другого. Те из нас, кто работает с детьми, все так же нуждаются в психотерапевтических техниках, помогающих детям выдержать все трудности, справиться со своими бедами и стать цельными личностями, способными жить в нашем полном стрессов мире. Все эти годы я продолжала применять на практике свои методы и утвердилась в том, что гештальт-терапия с детьми и подростками не утратила своей актуальности.

Не имея достаточно времени для создания еще одной книги, я использовала диктофон, записывая с его помощью аудиокассеты с рассказами о своих достижениях и новых идеях. Я писала статьи для разных журналов и главы в сборники, издаваемые другими людьми, читала лекции и организовывала презентации на многочисленных семинарах, понимая, что все мои новые (появившиеся на свет после выхода книги "Окна в мир ребенка") идеи, мысли, открытия и успехи просто необходимо свести воедино, ведь ценность моей работы заключается в том, что человеку любого возраста она позволяет расти и развиваться.

В апреле этого года мне исполнилось 79, и сейчас я уже считаю себя наполовину пенсионеркой. Частную практику я оставила семь лет назад и теперь занимаюсь супервизиями, преподаю, а летом провожу двухнедельный тренинг. Я по-прежнему путешествую по США и выезжаю за пределы страны с семинарами и программными лекциями, но прилагаю все усилия, чтобы сократить эти поездки. В последние годы мне приходилось работать в Южной Африке, Ирландии, Австрии, Мексике и Англии, а также в нескольких городах США. На мои тренинги съезжаются слушатели со всего мира. И как только я начинаю подумывать о том, чтобы закрыть программу интенсивного обучения, мне приходят запросы из Бразилии, Аргентины, Тайваня, Новой Зеландии и других далеких стран. Я получаю письма от людей, горящих искренним желанием изучить мой метод работы с детьми и подростками. Потребность в качественной работе с детьми ощущается повсеместно.

Несколько человек организовали фонд под названием "Фонд Вайолет Соломон Оклендер", чтобы продолжить работу после моего полного ухода от дел. Когда я пишу эти строки, организация находится еще на самом раннем этапе развития, и я бесконечно счастлива, что могу заложить первые камни в ее фундамент. Эти люди глубоко преданы делу, которому посвятила себя и я. Нет нужды говорить, что это лучшие представители нашей профессии, и это наполняет мое сердце гордостью и признательностью.

Моя работа доставляла мне огромную радость. Я надеюсь, что тем, кто трудится в этой области, моя книга будет полезна и позволит получить ту же награду, что была дарована мне. Эта награда – счастье помогать детям в их развитии и в выборе правильных жизненных ориентиров.

Глава 2
Когда детям нужна психотерапия

Что приводит детей в кабинет психотерапевта? В ответ на этот вопрос вы, вероятно, скажете, что проблема возникает тогда, когда с ними что-то не в порядке: они плохо успевают в школе, агрессивны или замкнуты, испытывают травматические переживания, страдают из-за развода родителей и т. д. и т. д. Но все это лишь симптомы и реакции. А в чем же все-таки истинная причина?

Я много думала над этим вопросом и теперь хотела бы изложить свои мысли. То, что я хочу сказать, может показаться слишком простым и незначительным. Фактически, я обращаюсь к явлениям столь тривиальным, что мы их просто не замечаем. Но иногда необходимо устремить свой взгляд на очевидное.

У большинства детей, приходивших на мои сеансы в течение многих лет, было две основные проблемы. Во-первых, им было сложно установить полноценный контакт с учителями, родителями, сверстниками, книгами. А во-вторых, как правило, у них было слабо развито ощущение собственного "Я".

Чтобы описать, как ребенок воспринимает самого себя, часто используют понятие "Я-концепция". Мне больше нравится более широкое и не несущее в себе оттенка оценки понятие "самоощущение".

Чтобы установить полноценный контакт с миром, человек должен хорошо владеть такими функциями, как видение, слушание, осязание, вкус, обоняние, движение, выражение чувств, идей, мыслей, проявление любопытства и т. д. (Polster and Polster, 1973). Эти же модальности формируют самоощущение. Дети с эмоциональными нарушениями, вызванными перенесенной травмой или другими причинами, стараются отдалиться от окружающего мира. В ущерб нормальному развитию они замораживают свои чувства, становятся менее подвижными, не допускают проявления эмоций и прячут свои мысли, но это лишь усугубляет проблемы. Ребенок не может полноценно общаться, его личность не развивается.

Я считаю, что когда здоровый младенец появляется на свет, он способен полноценно использовать свои ощущения, тело, эмоции и разум. Ребенок приходит в этот мир как существо ощущающее: для жизни ему необходимо научиться сосать, а для развития – ощущать прикосновение. По мере роста дети начинают активно использовать все остальные ощущения. Малыш внимательно разглядывает все, что его окружает, пытается дотронуться до всего, что может достать, и пробует на вкус все, что удается потянуть в рот.

Основатель модели:

Вайолет Окландер — доктор философии, признанный авторитет в области клинической психологии, семейной и гештальт-терапии, а также специального обучения детей.

В настоящее время живёт в Санта-Барбаре, штат Калифорния, где проводит обучение, консультации и супервизии детских и подростковых психотерапевтов всего мира. Она получила международное признание и несколько наград за вклад в области психического здоровья детей. Вайолет Окландер обращается к гештальт-терапии, как к эффективному методу работы с детьми всех возрастов, который применим не только для индивидуальных, но и семейных и групповых занятий.

Это семинар-практикум, который знакомит с основами и позволяет приобрести навыки работы в детьми и семьёй в Гештальт-подходе по модели Вайолет Окландер.

Цель курса: знакомство с моделью Вайолет Окландер, формирование и развитие практических навыков специалистов для работы сс детьми, подростками и их семьями (разбор конкретных случаев, работа с группой, обучение практическим навыкам).

Для кого?

  • Специалисты, работающие с детьми (психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты, педагоги, воспитатели, няни и др.).
  • Родители, взрослые, которые заинтересованы в гармоничном развитии своих детей.
  • Студенты (медицинских, психологических, социальных, педагогических факультетов), планирующих связать свою деятельность с работой с детьми.

Что даёт?

Благодаря нашей программе, основанной на модели Вайолет Окландер, вы сможете приобрести целый комплекс новых знаний и навыков:

  1. Понимание основных законов функционирования психики ребёнка, знакомство с особенностями развития и становления его индивидуальности.
  2. Ясность и последовательность действий в работе с ребёнком, благодаря конкретной пошаговой методике.
  3. Умение помогать ребёнку, искать собственные ресурсы, укреплять их и развивать особенности.
  4. Знание, как работать с конкретными проблемными ситуациями: трудности в обучении, нарушения поведения, зависимости, отношения с родителями, утраты, потери и др.
  5. Знакомство с особенностями работы сродителями: контракт, значимость просвещения родителей, обучение навыкам установления контакта с ребёнком и многое другое.
  6. Умение работать с сопротивлениями ребенка.
  7. Знакомство со способами самозащиты, умение быть внимательнее к собственному состоянию, бережнее относится к себе и лучше понимать происходящее в работе.
  8. Практические навыки для работы с детьми и семьей.

Как долго?

Весь курс = 6 модулей, периодичностью 1 раз в 2 месяца.

Один модуль = 3 дня (пятница с 15:30 до 21:00, суббота, воскресенье с 10:00 до 18:00).

Учебный план:

  • Модуль №1 — Представление модели В.Окландер. Контакт. Функции контакта. Чувство "Self". Контракт. Границы. Проблемы, возникающие на пути развития ребёнка. Первая сессия. Работа с проективными картами.
  • Модуль №2 — Работа с гневом и агрессивной энергией. Сенсорный опыт. Процесс терапии. Этапы терапевтического процесса. Сопротивление. Эмоции. Выражение эмоций. Работа с глиной.
  • Модуль №3 — Психосоматика. Энурез. Гиперактивный ребёнок. Замкнутый ребёнок. Игровая терапия. Песочница в гештальт-подходе. Теория "поля". Работа с "полем"- школа, родители, учителя.
  • Модуль №4 — Психотравма. Насилие над детьми. ПТСР. Родители с алкогольной, наркотической зависимостью. Дети и домашнее насилие. Самоподдержка. Работа с "Self". Усиления чувства собственного "Я". Работа с куклами-марионетками.
  • Модуль №5 — Зависимости-признаки, терапия зависимостей. Компьютерная зависимость у подростков. Работа с группой, очень маленькими детьми, сиблингами, подростками, семьями. Типы семей. Семейная терапия. Использование музыкальных инструментов в психотерапевтической работе с детьми.
  • Модуль №6 — Работа с утратой, горем, одиночеством (дети и подростки). Развод родителей. Экспериментальная работа-рисование, проективные карты. Супервизия отдельных случаев из практики участников (по модели В.Окландер). Консультационные кейсы.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Вайолетт Оклендер - практикующий американский детский психотерапевт, доктор психологии, она выступала с лекциями и супервизиями в ряде стран, и ее по праву можно назвать одной из наиболее заметных фигур в детской психотерапии. Книга «Скрытые сокровища» появилась в результате наблюдений над сотнями детей, работы с глубоко травмированными маленькими пациентами и подростками, и тем ценнее выводы и рекомендации, которые окажутся полезными не только начинающим, но и опытным специалистам. Переведенная на 6 языков, эта книга включена в шорт-листы, рекомендуемые детским психологам и психотерапевтам, став своеобразным учебником-«путеводителем».

В. Оклендер применяет гештальт-подход, активно включает средства арт-терапии в работе с детьми и их родителями, предлагает ряд простых, но эффективных методик в работе с различными степенями травматизации. Эту книгу можно рассматривать и как руководство для работы, и как рекомендации для родителей, в ней затрагиваются как терапевтические, так и профилактические моменты в развитии и воспитании детей. Хотя направленность книги, скорее, узкоспециальная, но и внимательные родители, небезразличные к судьбе своего ребенка, смогут взять для себя нечто полезное и, прежде всего, переосмыслить собственное поведение сквозь непривычную призму детского восприятия. В потоке будничных дел иногда сложно заметить, как «слово ваше отзовется», как будет воспринят внешне невинный поступок родителей, вполне объяснимый с точки зрения логики. А для ребенка он может быть воспринят как тревожный сигнал и, возможно, запустит процессы, тормозящие полноценное развитие личности. И если будничные недоразумения довольно просто корректировать, то работа с детской травмой требует не только полной сконцентрированности, честности и аутентичности терапевта, но и мудрости, понимания, а иногда и просто выносливости. Например, в одной из глав В. Оклендер рассказывает, как ей однажды всю первую сессию пришлось просто перемещаться вслед за ребенком по собственному кабинету, который хватал то одну игрушку, то другую, а она мужественно следовала за ним, чтобы дать ему почувствовать безопасность, наличие с собой доброжелательного взрослого, принимающего и готового помочь. Это было своеобразное «испытание», которое устроил ей недоверчивый ребенок, но терапевт его прошла. Даже этот небольшой эпизод может быть хорошим уроком практикующим психологам.

Методика работы специалиста с ребенком

В процессе многолетней практики В. Оклендер выработала свой алгоритм работы с детьми и щедро предложила его читателям. Он заключается в нескольких этапах, которые я предлагаю рассмотреть подробнее.

1. Научение ребенка выражаться максимально конкретно . Например, фразу «я себя ненавижу» всегда нужно конкретизировать: всего себя? Или есть какие-то черты? Чаще всего в процессе этой работы ребенок отходит от первоначальной максималистской позиции и начинает понимать, что есть отдельные его стороны и качества, не удовлетворяющие по каким-то причинам.

2. И на втором этапе важно понять, что это за аспекты личности, что именно подвергается отторжению и отрицанию . Оформление этих аспектов в некий образ (фигурку, куклу из пластилина, рисунок) снимает напряжение и дает четко определенный вектор работы.

3. Часто эффективным оказывается сравнение с идеальными противоположными модальностями личности ребенка: к примеру, ребенок, считающий себя трусом и ненавидящий этот аспект своей личности, может припомнить моменты, когда он бывал смелым, вспомнить, что он ощущал тогда.

4. Следующий этап очень важен. В. Оклендер отмечает, в большинстве случаев у ее маленьких пациентов непременно присутствует подавленный гнев , что естественно, особенно учитывая запрет на внешнее проявление гнева и агрессии в нашей и западной культурах. И его обязательно следует «выпустить» наружу, используя для этого игрушечный молоток, глину, разрывание на части рисунка с негативным содержанием - арт-терапевтические методики, предполагающие обязательную деструкцию. «Сессию гнева» автор считает вообще одним из наиболее успешных методов для облегчения состояния ребенка. А родителям В. Оклендер рекомендует: «Проводите «сессию гнева» регулярно перед сном. Ребенок должен вам рассказать все, что ему не понравилось и что его взволновало за день. Не надо ничего обсуждать, просто послушайте». Это хорошая профилактика агрессии, детских неврозов, да и просто возможность ощутить близость, поддержать диалог родителя и ребенка.

5. На следующем этапе работы психотерапевт подчеркивает важность обретения с ребенком той его составляющей, которая принимается . С ней налаживается контакт (это может быть добрая фея-крестная из волшебных сказок, какой-то любимый персонаж книги или мультфильма, с образом которого отождествляет свой аспект ребенок). Эта часть «я» «озвучивается» ребенком. Например, терапевт спрашивает: «Как ты думаешь, что могла бы сказать эта фея?» И «фея» обращается к отрицаемому и ненавидимому аспекту «я». Как отмечает автор, иногда целесообразно вернуться, регрессировать к тому аспекту личности, который когда-то принял негативный интроект, согласился с неверным представлением о себе, чтобы подкорректировать его восприятие и обратить к нему ободряющий и поддерживающий монолог «феи-крестной».

6. В ходе дальнейшей работы вместе с ребенком составляется план дальнейших действий , которые ребенок может выполнять и дома, без сопровождения взрослых: это может быть разговор с персонажем, олицетворяющим часть «я», небольшой ритуал перед сном, тайный талисман или что-то еще, что может обеспечить поддержку ребенку.

7. На завершающем этапе терапии с ребенком обсуждаются и проигрываются ситуации , когда он оказывается способен оказать себе помощь и поддержку. Лучше будет сделать приятной привычкой способность радовать себя, пусть даже в мелочах.

Важность накопления опыта

Основное внимание в работе с травмированным ребенком В. Оклендер уделяет опыту проигрывания. Ведь до 10-11 лет дети и не нуждаются в анализе, вербализации происходящего, однако часто собственные сильные эмоции пугают ребенка, он замыкается в себе, считая себя «каким-то не таким». Это оправдано законами детской психологии, последовательно сменяющими друг друга фазами развития ребенка. И тогда часто спасает условная реальность, игра, в которой не только корректируются, но и закрепляются стратегии поведения и способы реагирования. До определенного возраста игра и вовсе необходима, как воздух (в книге В. Оклендер анализируются разные случаи: с детьми от 3 до 18 лет). Главное - понимать, каковы потребности и специфика развития личности на том или ином этапе. «Ребенок борется за возможность проявить себя и мечется между состоянием слияния и изоляции. Слияние подразумевает заимствование ощущения самости от кого-то другого - он должен быть похожим на другого, поскольку не имеет собственного представления о себе». И, чтобы обогатить и «напитать» этот только формирующийся еще образ собственного «Я», ребенку и нужен свой опыт преодоления, выработка своих, индивидуальных стратегий совладания с чем-то тревожным, непривычным и пугающим. Если насыщать образ «Я» позитивными подкреплениями от полученного безопасного опыта в кабинете терапевта, укрепится стержень личности, станет более устойчивой психика, сформируются те образцы поведения и реагирования, которые повлекут успешную социализацию и повысят адаптационные возможности (одна из глав так и называется - «Усиление «Я»).

Инструментарий для работы

Уже отмечалось, что В. Оклендер применяет широкий спектр арт-терапевтических методик в работе с детьми. И это обосновано тем, что мир ребенка - яркий, образный, метафоричный, а не логичный, вербализированный. Поэтому так хорошо «работает» то, что и составляет интерес ребенка до определенного возраста - рисование, игра, проигрывание с фигурками каких-то сюжетов, исследование новых для ребенка предметов и игрушек и пр. Кроме использования средств художественной выразительности (красок, пластилина, глины и т. п.), в последней главе автор уделяет внимание звукотерапии (или музыкальной терапии), описывая случай, когда ребенок «спасался» тем, что просто выбирал музыкальный инструмент и извлекал звуки, к чему присоединилась затем и терапевт. Подтверждается один из базовых законов терапии: излечение наступает, прежде всего, благодаря магии со-присутствия, дающего ощущения поддержки и безопасности. С детьми это буквально просто нахождение рядом и деятельность, которая объединяет, может быть, даже и без лишних слов.

Книга В. Оклендер написана очень простым языком, поэтому будет понятна даже тем, кто далек от профессионального изучения психологии. Она построена в форме заметок психотерапевта, рассказов о разных историях излечения разновозрастных детей. Причем ситуации, описываемые автором, универсальны: будь то горе и утрата, переживание ребенком собственной медлительности и неуклюжести, неумение общаться и вступать в контакт с другими, переживание одиночества, высокая тревожность и недоверие к миру взрослых, кажущемуся враждебным, отсутствие навыков самоконтроля и многие другие проблемы, которыми занимается детская психология. Поэтому, если вам интересен мир ребенка, непохожий на наш, если у вас есть дети и вы стремитесь к любви и пониманию в семье, заботитесь о психологическом здоровье ребенка - книга «Скрытые сокровища» - для вас.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна