Меню

Самые для мелкой моторики малыш. Развитие мелкой моторики у детей

Кухня

Мелкая моторика - комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка. В чём её возрастные особенности и как добиться её максимального прогресса у деток дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

  1. К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
  2. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
  3. Дети учатся класть вещи в определённое место.
  4. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
  5. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
  6. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.

Нормы

По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям.

  1. Стучит предметом о предмет.
  2. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
  3. Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
  4. Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
  5. По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
  6. Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
  7. Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
  8. Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
  9. Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.

Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ваш ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции. Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики. В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.

Отклонения

Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

  • нарушена техника движений;
  • страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
  • диагностируются недостатки психомоторики;
  • плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
  • слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
  • неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
  • затруднения при использовании ножниц.

Если развитие моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений), это отклонения. Несмотря на отсутствие у них грубых двигательных расстройств, уровень физического и моторного прогресса гораздо ниже, чем у нормально развивающихся малышей дошкольного возраста. И здесь очень важно вовремя это распознать.

Диагностика

Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите малыша выполнить следующие несложные упражнения.

  1. Прочтите ему потешку, выполняя при этом несложные движениями пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.
  2. Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
  3. У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
  4. Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
  5. Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
  6. Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак - ребро руки - ладонь.
  7. На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново.
  8. Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом просят собрать.
  9. Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, - именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.
  10. Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
  11. Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.

Теперь подведите итоги. Если в 3 года ему дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии.

Важнейшим фактором, который определяет развитие мелкой моторики детей 3 лет и старше, является своевременно организованная помощь коррекционно-педагогического характера. Дети с отклонениями должны быть направлены в коррекционные группы при специализированных детских садах. Чтобы этого не случилось, родители должны как можно больше заниматься с ребёнком дошкольного возраста, развивая мелкую моторику в пальчиках: методик и способов имеется очень много.

Методики развития

Чтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.

Игры с мелкими предметами

Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:

  • мозаика;
  • пазлы;
  • конструктор.

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Ещё об играх и упражнениях можно прочесть .

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

  • цветные палочки;
  • скороговорки;
  • стихи;
  • пальчиковый алфавит;
  • пальчиковый театр.

В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.

Массаж кистей и пальцев

Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:

  • профессиональный массаж у специалиста;
  • самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);
  • предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
  • пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.

Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.

Лепка

Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное - чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.

Рисование

Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:

  • рисование по трафаретам;
  • штриховка;
  • рисование по фигурным линейкам;
  • работа с занимательными прописями специально для дошкольников.

Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.

Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу сортеры и пальчиковые лабиринты, а с детками постарше рисуют и лепят целыми днями.

Но как узнать, верны ли предпринятые действия? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения нужный эффект? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме более внимательно.

Общее понятие

Моторика - это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта.

Психологи классифицируют выделяя несколько ее видов:

  • Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Пример подобной активности - бег или приседание.
  • Мелкая моторика - движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук, как в рисовании, например.
  • Артикуляционная моторика - это умение координировать работу речевого аппарата, то есть говорить.

Немного физиологии

Занимаясь исследованием вопросов детской психологии и педагогики, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека.

В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Разумеется, наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего опыта доказывают, что выводы ученых оказались верными.

Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.

Календарь развития мелкой моторики

В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить.

  • 0-4 месяца - ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит, скорее, благодаря рефлексам, которые угасают до полугода. Доминантных предпочтений, позволяющих выполнять действия более «удобной» рукой, у малыша пока нет, и появятся они нескоро - он пока и «правша», и «левша».
  • 4 месяца - год - навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку.
  • 1-2 года - движения все уверенней, теперь ребенок активнее пользуется указательным пальцем. Появляются первые навыки рисования - малыш выводит точки и кружки, а скоро сможет начертить на листе линию карандашом. Теперь он начинает предпочитать одну руку другой.
  • 2-3 года - моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры.
  • 3-4 года - малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам.
  • 4-5 лет. Мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно.
  • 5-6 лет. В этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе.

Низкий уровень развития моторики - чем это чревато?

Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать.

Когда и как начинать заниматься с малышом?

С самого рождения можно начинать уделять внимание развитию малыша. Разумеется, новорожденного не заинтересовать сортером или игрушкой со шнуровкой. Но можно начинать вкладывать ему в ручку погремушки, давать прикоснуться пальчиками к тканям разных фактур, сделать малышу массаж ручек.

Определен возраст, в котором важно активное развитие моторики пальцев рук, - 8 месяцев. Если до этого момента данному вопросу не уделялось внимания, то теперь самое время предпринимать какие-либо действия.

Упражнения

Чтобы устраивать настоящие занятия с собственным малышом, маме не нужны профессиональные педагогические навыки. Для упражнений подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме. Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, - «от большого к маленькому». В чем это выражается?

  • Начните катать с ребенком шарики из пластилина. Пусть малыш слепит что-нибудь. Если ему это под силу - можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям.
  • Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка.
  • Можно вместе с малышом нанизать бусины на нитку, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.

Пассивная гимнастика (массаж)

Отличный помощник в развитии координации ребенка грамотный массажист. Опытный специалист поможет и с ручек малыша. Начинать занятия можно уже в первые 3-4 месяца ребенка, при этом сеансы могут проводиться по 5 минут до нескольких раз в день.

Сеансы массажа лучше доверить профессионалу, но при необходимости некоторые упражнения допустимо выполнять самостоятельно. Так, ручки малыша нужно погладить с минуту, после слегка растереть. Затем произвести вибрирующие постукивания пальцами по кистям и ладоням. Еще одно эффективное упражнение при массаже - сгибание и разгибание пальцев с последующим массированием каждого.

Игрушки

Игрушки для моторики рук в огромном количестве продаются в магазинах детских товаров. К ним даже инструкция прилагается с указанием рекомендуемого возраста и описанием процесса игры. Но покупать что-либо вовсе не обязательно. Играть можно с любыми предметами - для развития моторики подойдет практически любая вещь в доме (безопасная для ребенка).

Доска для развития моторики, своими руками сделанная, или бизиборд по методике Монтессори, - отличный подарок для малыша в возрасте от года до 3 лет. Такую игрушку сможет смастерить папа. Для этого понадобится лист фанеры и самые опасные предметы в доме: розетка с вилкой, мебельная фурнитура, выключатели, шпингалеты и прочие бытовые детали. Смысл игрушки заключается в познании ребенком подобных вещей в их безопасном виде. После знакомства с розеткой на стенде, малыш не станет интересоваться настоящей, а ощупывая эти предметы пальчиками, он разовьет моторику пальцев.

Если любимому чаду уже стукнуло 3 года, то можно предложить игру в «Золушку». Для этого в мешочек высыпаются разные крупы или бобовые, а ребенку дается задание все перебрать.

Почему бы не поиграть в «Угадайку»? Можно завязать малышу глаза и по очереди вкладывать в его руки домашние предметы - пусть он их угадает.

Помимо этого, ребенок одобрит игры в мозаику, пальчиковый театр, совместные аппликации. Помочь любимому чаду самосовершенствоваться совсем не сложно, главное - слегка применить собственную фантазию.

Большинство малышей - большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо.

В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.

Играть можно с разными предметами. Прекрасно способствуют формированию мелкой моторики занятия с крупами, бусинами, монетами. Проводить подобные игры можно с детьми старше трех лет и только под присмотром взрослых. Для малышей производители уже придумали массу специальных мягких игрушек, которые наполнены внутри мелкими шариками.

Рисование и лепка

Детский пластилин - отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь.

Рисование должно быть необычным. Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.

Игрушки со шнурками и пуговицами

Приобретите готовые игрушки, оснащенные шнурками для вдевания и крупными пуговицами. Тренируясь застегивать, расстегивать, попадать пуговицей в петлю или шнурком в дырочку ребенок незаметно для себя тренирует ручные умения. В игровой форме малыш приобретает необходимые навыки, а мама - немного свободного времени.

Природный материал

Дети очень любят собирать шишки, каштаны, желуди. Отправляясь осенью на природу, не забудьте набрать много лесных даров. Дома обязательно просушите весь собранный материал, сложите в нарядную коробку и поставьте в детской. Вы укивитесь, но из простых вещей малыш может придумать множество разных поделок. Даже простое перекладывание лесных "сокровищ" с места на место имеет большое значение.

Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект. Включите фантазию, покажите малышу, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.

Воображение тесно переплетается с процессом мышления: конкретные образы неотделимы от мыслей. Следовательно, развить воображение можно теми же способами, что и мышление.

Развитие воображения в игре

Ролевые игры позволяют развить воображение, т.к. предполагают от участника определенных действий, соответствующих конкретному образу, который он примеряет на себя и должен ему соответствовать. Театральные постановки, концертные программы и другие шоу также пробуждают фантазию и стимулируют воображение.

Развитие воображения в фантазиях

Типичное: «Если бы…» - действенное упражнение для развития воображения. На некоторое время нужно перевоплотиться в исследователя и, выдвигая гипотезы, попытаться найти на них . Например: «Если бы Европа заговорила по-русски, было бы…» Далее – включается мыслительный процесс. Польза таких упражнений огромная, потому что воображение постепенно отходит от стандартных решений и ищет новые .

Творческая деятельность развивает воображение

Можно художественную литературу и давать волю воображению, мысленно представляя пейзажи и образы, описанные в произведении. К сожалению, многие читатели считают длинные описания скучными и перелистывают такие страницы.

Стимулирует воображения творческая деятельность. Она может быть связана с написанием , рассказов, романов, журналистской деятельностью, живописью, скульптурой и т.д.

География совершенствует воображение

Как ни парадоксально прозвучит, но изучение географии стимулирует мыслительные процессы и совершенствует работу воображения. Для этого необходимы географические карты, по которым пользователь составит подробный маршрут предстоящего путешествия и отправится в увлекательную дорогу. Мысленно.

Жизненный опыт

Воображение развивается с приобретением жизненного опыта, в процессе приобретения которого человек сталкивается с различными людьми, ситуациями, оценивая их поступки и неоднократно ставя себя на их место. У наблюдательного человека процесс развития воображения происходит быстрей.

Связанная статья

Развитие моторики ребенка напрямую влияет на подготовку детских ручек к письму, а также на его речь. Необходимо проявить немного заботы и фантазии, чтобы развить мелкую моторику у ребенка. Самые обычные занятия с малышом способны значительно улучшить моторику его рук.

Вам понадобится

  • - пальчиковые краски
  • - гуашевые краски
  • - кисти для рисования
  • - различные крупы
  • - конструкторы
  • - пластилин или тесто для лепки

Инструкция

Приучайте рисовать сначала пальчиковыми красками на больших листах ватмана. Это поможет малышу научиться управлять движениями своих рук. При этом не стоит больше двух цветов, чтобы не рассеивалось его внимание. Как только малыш подрастет и будет способен держать в руках кисточку, дайте ему гуашевые краски и достаточно широкую кисть. Пока ребенок будет учиться рисовать линии, будут разрабатываться его кисти и пальцы. Со временем выберите с ребенком разукрашку с его любимыми героями, которую чадо с удовольствием будет разрисовывать карандашами.

Давайте ребенку возможность играть с крупами. Высыпьте на столе тонкий слой манки, научите малыша рисовать на крупе пальчиками. Сшейте несколько мешочков и наполните их разным видом круп, ребенку будет интересно перебирать в мешочках крупинки пальчиками и сравнивать, как они шуршат. Ссыпьте два вида крупы в одну емкость и дайте ребенку задание отобрать один вид зерен в отдельную посуду.

Разрешайте ребенку играть с различного рода баночками и бутылочками со снимающимися крышками. Пусть ваш ребенок откручивает и закручивает крышки.

Помогают развить мелкую моторику у ребенка разного рода конструкторы. Самым маленьким детям подарите конструктор с достаточно крупными пластиковыми деталями, которые они не проглотят и которые будет удобно соединять друг с другом.

Научите ребенка самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать обувь. Как можно раньше дайте ребенку возможность самостоятельно кормить себя ложкой. Все эти обычные ежедневные движения руками напрямую влияют на развитие моторики ребенка.

Дайте ребенку лист бумаги с нарисованными простыми геометрическими фигурами, чтобы ребенок мог безопасными ножницами вырезать по нарисованным линиям.

Во время приготовления пирога или какой-либо другой работы с тестом дайте ребенку небольшой кусочек теста, который он мог бы разминать и что-то вылепить.

Не запрещайте ребенку лепить из пластилина, переживая за порядок в доме. Заранее подготовьте рабочее место ребенку, накрыв все поверхности клеенкой. Участвуйте в процессе лепки вместе с малышом, учите его делать разные заготовки для пластилиновых фигурок. Чем интереснее будет процесс, тем дольше ребенок сможет тренировать пальчики.

Научите ребенка искусству оригами. Для детей очень важно научиться складывать, скручивать, разворачивать и перелистывать бумагу.Помните, что чем больше внимания вы уделите ребенку, тем лучше будет результат.

Видео по теме

В головном мозге человека речевые центры расположены поблизости от центров, отвечающих за движение пальцев рук. Именно поэтому хорошее развитие мелкой моторики оказывает благоприятное воздействие на развитие речевых навыков, а также мышление и смекалку. Ниже приведены некоторые игры, направленные на то, чтобы помочь не совсем умелым ручкам стать «очумелыми».

Инструкция

Предоставьте малышу возможность играть со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре и т.д. Как правило, дети сами находят необходимые для игры коробочки, пластиковые , палочки, кусочки ткани, бумаги и прочие «дидактические пособия». Кроме того, в любом магазине игрушек продаются самые разные приспособления, направленные на развитие моторики, начиная от мягких книжек с гладкими, звенящими, шелестящими, бархатными нашивками и различными выступающими элементами, и заканчивая мини площадкой для игр.

Необходимо обучать переливать водичку из более узкой посуды в более широкую и наоборот. Можно также помогать ему воду из-под крана в чашечку или ручками (ситечком) вылавливать плавающие в ванночке мелкие предметы. Конечно, показать ему эту игру во время купания, чтобы он не намочил одежду. Существуют специальные заводные игрушки для ванны: плавающие крабики, рыбки, рачки и т.д., которые в глазах еще более привлекательная добыча.

Для развития моторики пальцев позвольте ребенку почаще играть с сыпучими материалами. В летнее время для этих целей можно использовать самую обычную песочницу. Покажите ему сколько всевозможных действий можно производить с песком: насыпайте его руками или совочком в разные по форме ведерки, пересыпайте из одной руки в другую, просеивайте, лепите куличики, пусть он рушит их, пробует изготавливать собственные.

Вместо песочницы можно использовать для игр крупу. Желательно варьировать разновидность крупы, чтобы малышу не надоела игра. Пересыпайте ее из одной посуды в другую, забирайте ложкой или совочком, загружайте грузовичек, перевозите, выгружайте. Если ребенок пытается распробовать крупу - замените ее на соль. Ни один малыш не станет есть соль, попробовав ее однажды.

Развивайте мелкую моторику рук ребенка при помощи игр с бусинами, пуговицами, макаронами, фасолинами и т.д. При этом, обязательно следите за малышом, иначе он может проглотить что-либо или засунуть в носик, фантазии и любопытства им не занимать. Игры примерно те же, что с крупой. Можно также сделать небольшое отверстие в картонной коробочке с крышкой и показать, как проталкивать туда бусины, раскладывать их по ячейкам для яиц. Одним словом, ухищряйтесь, как можете.

Полезный совет

Сегодня отношение к песочнице стало неоднозначным. Все педиатры в один голос твердят, что песочница является самым коварным распространителем всевозможных бактерий. Причина в том, что помимо деток, в песочнице любят «забавляться» кошечки, и собачки. Здравый смысл в этом, конечно, есть.

Но если вы все же решили сводить туда малыша - не позволяйте дегустировать песок! Как только это произойдет в первый раз - тут же соберите все игрушки и покиньте игровую площадку. Вам необходимо именно эмоционально продемонстрировать ваше расстройство по поводу того, что он сделал, и объяснить на словах, что так поступать нельзя.

Вернитесь обратно, если малыш очень упрашивает вас, но предварительно заключите с ним договор о том, что он больше не поступит так. Если же повторится то же самое - уведите его из песочницы и не возвращайтесь туда пару дней. Проходя мимо площадки, напоминайте ему, что вам жаль, но вы не можете там играть, потому что он ест песок. Затем попробуйте еще раз, вскоре он все поймет и перестанет пробовать песок на вкус.

Совет 5: Как просто занять ребенка, развивая его мелкую моторику

У каждой мамы периодически возникает желание занять ребенка и отдохнуть от забот прямо сейчас, сию секунду. В этом случае можно предложить чаду перебирать макароны или что-то лепить из пластилина. Основной плюс данного занятия - развитие мелкой моторики и то, что необходимые материалы всегда под рукой.

Вам понадобится

  • - обычный листок А4;
  • - пластилин;
  • - макароны, горох, фасоль;
  • - коробочка для подручных материалов.

Инструкция

Подготовим макароны к работе - если у вас макароны обычные, то есть ракушки спиральки и прочее, их остается только пересыпать в коробочку. Если макароны спагетти или паста, нужно будет их сломать приблизительно втрое. Совет: особенно интересны детям разноцветные макароны (продаются в любом большом супермаркете)
Так же, для тактильных ощущений рекомендую добавить в коробочку цельный сухой горох и фасоль.

Подготовим рабочее пространство: им может быть обеденный стол, либо детский столик. Если ребенок очень маленький, пригодится также столик при детском стульчике для кормления. Освобождаем поверхность от лишнего, ближе к ребенку кладем лист формата А4. Замечательно, если это будет картон, но обычная бумага для принтера тоже подойдет.
Устанавливаем в доступной близости для ребенка коробочку приготовленную в шаге 1.

Готовим пластилин. Разноцветный пластилин делим на шарики, кусочки, кубики или иные фигуры. Укладываем приготовленный материал рядом с коробочкой. Совет: если вашему ребенку больше года, предоставьте разделить пластилин ребенку самому. Поверьте, это не только очень увлекает, но ещё и развивает ребенка.

Итак, усаживаем ребенка за рабочее место и рассказываем увлекательную сказку про сказочный лес со сказочными животными и предлагаем посадить ему свой сказочный лес, в котором исполняются самые заветные желания. Демонстрируем технику: лепим кусочек пластилина на бумагу, в него вставляем столько макарон, посчитает нужным. Это будут наши "деревья". Таким же способом можно сделать "кочки" и "ямочки". Даём ребенку простор для творчества, а маме время на отдых!

Видео по теме

Обратите внимание

Если ребенок слишком маленький, необходимо наблюдать за ним, во избежание глотания мелких деталей, а лучше использовать в таких случаях крупные виды макарон, что обезопасит от неприятностей.

Полезный совет

Помните, чем ярче будет ваш рассказ о волшебных деревьях, тем более увлечен будет малыш. По окончании творческого полета ребенка, в "волшебный лес" можно поселить маленькие игрушки, и продолжить эту замечательную историю.

Совет 6: Как нужно развивать мелкую моторику у ребенка в 1-3 года

О развитии мелкой моторики ребенка стоит задуматься в самом раннем возрасте. Уже с 1 года можно проводить специальные занятия с малышом.

Инструкция

В возрасте 1 года ребенок уже многое умеет делать руками, например, рвать бумагу и пересыпать мелкие предметы. Малышу пора играть с сортерами, знакомиться с рамками-вкладышами, пирамидками и конструкторами. Отличным вариантом для развития мелкой моторики в возрасте от 1-2 года будет игра в песочнице. Кроме того, учите ребенка переливать жидкости из 1 емкости в другую, работать с застежками различного вида, рисовать пальцем и клеить наклейки. Только помните, что играть с мелкими предметами ребенку обязательно нужно под присмотром взрослых.

В 2 года для развития мелкой моторики очень актуальна будет пальчиковая гимнастика. Есть множество сказок и стишков, которые помогут вам заинтересовать малыша. Понемногу учите ребенка справляться с легкой работой по дому. Он уже может вытереть лужу воды, протереть полку или стол, подмести, помочь развесить белье. Приучайте малыша самостоятельно раздеваться, а потом и одеваться. Усложняйте игры, которые описаны в первом шаге. Учите малыша переносить предметы с помощью щипцов (в качестве щипцов можно использовать, например, снежкодел).

Ближе к 3-м годам проводите с ребенком занятия на поиск предметов на ощупь. Для этого можно использовать мешочек или коробку. Поместите туда несколько предметов и просите малыша вытаскивать их по очереди. Кроме того, стоит приобрести специальную шнуровку, чтобы ребенок учился проходить шнурком через отверстия. Если в двухлетнем возрасте малыш только учится рисовать и разукрашивать, теперь он, возможно, уже сможет проводить линии через определенные точки.

Умение работать руками, или мелкая моторика – это одно из важнейших качеств, которое необходимо развивать у ребенка до 7 лет. Развитие этого качества тесно взаимосвязано с уровнем сформированности других качеств дошкольника, таких как познавательные способности, память, мышление, речь, ориентировка в пространстве. И, конечно же, степень умения работать руками во многом определяет готовность к школе у будущего первоклассника, успешность его дальнейшего овладения навыками письма.

Для развития навыка мелкой моторики у малышей существует большое разнообразие методов.

Пальчиковая гимнастика. Ребенку предлагается изобразить различные предметы и движения при помощи пальцев, сдвигать и раздвигать пальцы поочередно на левой и правой руке, а также одновременно.

Логоритмические упражнения – активные движения пальцев рук в соответствии с ритмом, заданным взрослым при помощи специальных стихотворений или песенок.

Игры с пальчиковым театром. Мини-спектакли не только помогут в улучшении навыка мелкой моторики, но и будут способствовать развитию речи и уровня фантазии малыша.

Выполнение разнообразных движений с предметами при помощи пальцев. Это может быть перекатывание карандаша, орехов или небольшого мячика, перекладывание счетных палочек, захватывание предметов пинцетом или прищепками, игры со шнуровками, бусинами, бисером. Техники арт-терапии, или рисование пальчиковыми красками. Выкладывание узоров из мозаики. Лепка композиций, фигур из пластилина, кинетического песка или соленого теста.

Игры с бумагой , например, ее складывание или скатывание в шарик, игра в «снежки», изготовление «рваных» аппликаций.

Игры с крупами. Можно предложить малышу пересыпать крупу из одной емкости в другую, рассортировать по видам, выложить из крупы различные изображения.

Действия с пуговицами : их можно застегивать, расстегивать, нанизывать на ленты и шнурки, выкладывать различные композиции.

Кроме этого, родителям не стоит забывать и о достаточном уровне физической активности ребенка . Лазание и висы (например, на «шведской стенке») создают условия для укрепления ладоней и пальцев малыша, развития силы кисти.

Таким образом, важнейшую задачу по развитию мелкой моторики родители могут превратить в легкую и непринужденную игру. Главное – не забывать о регулярности и систематичности упражнений, особенно, если малыш не посещает детский сад.

Дополнительно можно украсить героя. Например, шерсть для овечки скатать из кусочков обыкновенных салфетки. Шерсть для волка нарезать из шерстяных ниток. Из цветной бумаги вырезать травку.

Развивающие игры для детей от 1 года до 2 лет

На ладонях и кончиках пальцев сосредоточено большое количество активных точек, которые стимулируют мозговую деятельность и активизируют способности человека.

Месим тесто

Цель игры : развитие мелкой моторики рук, активных зон ладошек и пальцев.

мука, широкая миска, стакан с водой.

Ход игры : поставьте перед ребенком на детский столик широкую миску, насыпьте туда немного муки, пусть малыш повозится немного с сухой мукой, затем налейте в миску небольшое количество воды, покажите ребенку движения (в воздухе), чтобы он мог замесить тесто, при этом приговаривайте:

Месим, месим тесто,

А оно ни с места!

Замесили на дрожжах —

Не удержишь на вожжах.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печке место,

Буду печь каравай,

Переваливай, давай!

Дайте ребенку вволю повозиться с «тестом», пусть он постарается сделать из него хлеб, пирожки и т. д. После игры вместе уберите все со столика, наведите чистоту.

➣ Родителям на заметку. Замечено, что дети больше всего любят помогать родителям в их повседневных делах. Используйте это для укрепления взаимопонимания и доверия.

Собираем горох

Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук, зрительного анализатора.

Необходимые материалы и наглядные пособия: ведерко, горох или фасоль.

Ход игры: на ковре рассыпьте горох (фасоль), начните собирать его в ведерко, привлекая стуком горошин о дно ведра малыша, или попросите ребенка помочь собрать вам горох. Внимательно наблюдайте, что будет делать малыш. Довольно быстро он соберет вам весь горох. Похвалите малыша за старательность.

Начинаем рисовать

Цели игры : развитие мелкой моторики, развитие чувства цвета, формы, развитие воображения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: кисточка, акварельные краски, гуашь, листок ватмана, чистые тряпки для рук, книги-раскраски с проявляющимися цветными картинками.

Ход игры : посадите малыша за детский стол.

1-й вариант: в книжных магазинах можно приобрести книжки-раскраски для самых маленьких. Цвет в этих чудо-книжках проявляется, если намочить картинку. Малышу следует показать, как все это происходит, если «раскрашивать» картинку кисточкой с водой. Пусть ребенок самостоятельно раскрашивает книжку. Вместе с ним рассматривайте получившиеся картинки. Рассказывайте, какого цвета и какой формы на картинке предметы, спрашивайте, что нарисовано на картинке.

2-й вариант : предложите малышу нарисовать на ватмане красками кисточкой картину. После того как он закончит рисовать, попросите его рассказать, что изображено на рисунке. Похвалите ребенка за выдумку.

3-й вариант : предложите малышу нарисовать гуашью и руками картину на ватмане. Положите рядом с ним чистые тряпки, которыми он может вытирать руки. Предоставьте ребенку полную свободу творчества. После того как картина будет закончена, попросите рассказать, что он нарисовал. Похвалите малыша за выдумку. После игры вместе приведите рабочее место в порядок.

➣ Родителям на заметку. Организуйте для ребенка место для игры и стол для творческих занятий. С раннего возраста приучайте малыша к аккуратности и порядку.

Сортировщик

Цели игры: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, развитие усидчивости, умения доводить дело до конца, развитие чувства цвета и формы.

: широкая миска, две коробки, фасоль и горох.

Ход игры.

1-й вариант : предварительно смешайте в широкой миске небольшое количество гороха и фасоли, попросите малыша помочь вам разобрать в разные коробки фасоль и горох. Старайтесь, чтобы основную работу выполнил малыш, хвалите его за усердие и усидчивость.

2-й вариант: смешайте в широкой миске фасоль разного цвета, вновь попросите малыша помочь вам.

Если ребенок устал или отвлекается, сделайте перерыв, поиграйте в подвижную игру, а затем вновь приступайте к перебиранию плодов. Если же и это не помогает, прекратите игру, через несколько дней вернитесь к ней вновь.

«Крабики» прицепились

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, точности движений, сообразительности.

Необходимые материалы и наглядные пособия : заколки для волос «краб», картонная коробка.

Ход игры.

1-й вариант: покажите ребенку заколку, объясните, как можно ее прикрепить на стенку коробки. Попросите малыша прикрепить все имеющиеся заколки на бортик коробки. Спросите ребенка, куда еще можно прикрепить «крабиков». Предоставьте малышу поле для самостоятельной деятельности. Похвалите его за выдумку и сообразительность.

2-й вариант: попробуйте поиграть в «крабиков», которые цепляются к одежде, при этом малышу необходимо незаметно подойти к папе или маме и прицепить «крабика» к их одежде. Если ему это удается, папа или мама должны будут прицепить «крабика» к одежде малыша, весело его догоняя. В конце игры «крабики» собираются в коробку до следующей игры.

Часики: переставляем стрелки

Цели игры: развитие мелкой моторики рук, точности движений, навыков выполнения мелкой работы, знания счета, развитие артикуляции.

Необходимые материалы и наглядные пособия : игрушечные часы.

Ход игры: посадите ребенка перед собой, покажи те ему часы, спросите его, что говорят часы и как они ходят, при этом наклоняйте голову вправо-влево.

Тик-так, тик-так,

Не спав ни минутки,

Тик-так, тик-так —

Уже которые сутки.

Тик-так, тик-так.

Идти часы устали.

Тик-так, тик-так —

Потихонечку встали.

Вы очень удивлены и не знаете, что делать. Предложите малышу поработать часами и переводить самому стрелки (на одно деление, на два деления и т. д.), при этом он должен имитировать звуки хода часов. Похвалите малыша за его работу.

Собираем, разбираем пирамидку

Цели игры : развитие точности движений, мелкой моторики t>vk, развитие чувства цвета и формы, самостоятельности в принятии решений.

Необходимые материалы и наглядные пособия: пластмассовая пирамидка.

Ход игры : посадите ребенка на пол или за детский стол (по желанию ребенка), поставьте перед ним собранную пирамидку, попросите показать вам, как она разбирается. Проговаривайте, какого цвета кольцо снимается в данный момент, большое или маленькое.

После того как пирамидка разобрана, попросите малыша собрать пирамидку, наблюдайте, в каком порядке он будет собирать игрушку. Первое время не заостряйте на этом внимания, главной является цель — сбор пирамидки.

В дальнейшем объясните малышу, как правильно собирать игрушку. Удачные попытки, а также любые самостоятельные действия отмечаются похвалой. Если у малыша что-то не получается, отвлеките его, уберите пирамидку, вернитесь к игре через несколько дней с того момента, где вы остановились.

Кольцо-тренажер

Цели игры: развитие силы кисти рук, массаж активных зон ладоней.

Необходимые материалы и наглядные пособия: резиновое кольцо-тренажер для мышц кисти.

Ход игры : посадите ребенка перед собой, покажите ему кольцо-тренажер, пусть малыш с ним немного поиграет. Покажите, какой вы сильный и можете сжать кольцо. Помогите малышу тоже сжать кольцо обеими руками. Постоянно подбадривайте и хвалите ребенка.

Я буду силачом,

И это точно знаю.

Все будет нипочем,

Всем Вам я обещаю.

Можно проводить соревнования на количество сжатий кольца-тренажера: кто больше всех раз сожмет кольцо, тот и победитель.

Мозаика

Цель игры : развитие мелкой моторики рук, воображения, самостоятельности в игре, цветоощущения.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мозаика.

Ход игры: посадите ребенка перед собой или за детский стол, положите перед ним мозаику. Покажите малышу, как можно извлекать и вставлять «гвоздики» в ячейки. При этом проговаривайте, какого цвета вы взяли гвоздик. Предоставьте ребенку свободу творчества. После того как узор будет готов, обязательно похвалите кроху, покажите работу папе, бабушке. Аккуратно вместе с ребенком сложите мозаику в коробку до следующего раза.

➣ Родителям на заметку . Сохраняйте рисунки малыша и по возможности поделки, они вам помогут в будущем в общении с подрастающим и взрослеющим ребенком.

Волшебные бусы

Цель игры: развитие мелкой моторики рук и воображения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: суровая нитка, толстая иголка с тупым концом, макаронные изделия с отверстием посередине различного размера и цвета, широкая тарелка.

Ход игры : перед ребенком поставьте макаронную смесь, совместно проденьте суровую нитку в ушко иголки, покажите, как можно нанизать макароны на нитку, при этом просите малыша самого выбирать последовательность набора бус. В конце игры аккуратно завяжите суровую нитку, чтобы бусы не рассыпались. Волшебные бусы можно подарить маме, бабушке. Похвалите ребенка за выдержку и усердие.

Фантики

Цели игры : развитие мелкой моторики, воображения, развитие эмоционального контакта.

Необходимые материалы и наглядные пособия : фантики от конфет, небольшая коробка.

➣ Родителям на заметку. Склонность малыша к собирательству самых неожиданных и необычных предметов с объяснением их применения позволяет предположить работу воображения и творческой мысли.

Отдохните, пальчики

Цель игры: расслабление мышц кисти.

Ход игры: встаньте лицом друг к другу, вытяните руки вперед, приговаривая, сжимайте пальцы в кулак и возвращайтесь в исходной положение, в конце стихотворения потрясите свободно кистями рук:

Мы играли, рисовали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем

И опять играть начнем.

Hoс — пол — потолок

Цель игры: развитие моторики, точности движений по просьбе взрослых, внимания, эмоционального контакта.

Необходимые материалы и наглядные пособия: ритмичная музыка.

Ход игры: включите ритмичную музыку, встаньте лицом друг к другу, проговаривая: «Нос — пол — потолок», показывайте на указанный объект пальцем, ускоряйте темп, в дальнейшем изменяйте последовательность слов: «Потолок — пол — нос» и т. д. Подбадривайте малыша, если он ошибся, ошибайтесь и сами. Игра должна проходить весело, несмотря на ошибки и неудачи.

Похвалите в конце игры ребенка за внимательность, точность движений.

Развитие мелкой моторики является важным процессом в развитии ребенка. Он влияет на правильное развитие речи, лучшее развитие логического мышления. Поэтому необходимо регулярно заниматься с ребенком и уделять занятиям достаточное количество времени.

Рассмотрим основные этапы развития мелкой моторики.

До 1 месяца у ребенка формируется функция хватания. Если вложить палец в ладошку малыша, он крепко сожмет его.

2 месяца. Малыш может удержать вложенный в ручку предмет две-три секунды.

3 месяца. Малыш тянет в рот ручки, может удерживать предметы до десяти секунд. Размахивает ручками, но зрительно еще не может контролировать свои движения.

4 месяца. Малыш удерживает вложенный в ручку предмет уже до 20 секунд. Ладошки малыша раскрыты, он переплетает пальчики, щупает свои ручки, тянется к предметам и цепляется за них.

5 месяцев. Малыш может взять из рук мамы (или другого взрослого) погремушку. Протягивает ручки к маме, к близко расположенным предметам. Ритмически взмахивая ручками, малыш издает звуки.

6-7 месяцев. Малыш размахивает игрушкой вложенной в ручку. Может переложить предмет из одной руки в другую.

8-9 месяцев. Если попытаться отобрать у ребенка игрушку, он крепко ее сожмет. Большие предметы малыш берет ладонью, а мелкие – двумя пальцами. На прощание машет ручкой. Показывает носик, глазки, ротик у куклы.

9 месяцев. Ребенок совершает различные действия с предметами. Он нажимает на кнопочки, катает машинки, открывает крышки, любит доставать вещи из коробочек.

10-11 месяцев. Малыш снимает с пирамидки кольца, открывает и закрывает коробочку, может вставить в отверстие палочку. Пытается совершить такие же действия, которые производят с предметами взрослые.

12 месяцев. Ребенок самостоятельно держит кружку, ездит на толокаре, кормит и убаюкивает куклу, играет в игры с вкладышами.

Развитием пальчиков малышей следует заниматься с самого рождения.

Делаем массаж:

От кулака к плечику гладьте ручки ребенка, погладьте пальчики от кончиков к ладошке;

Легонько нажимая на подушечки пальцев, помассируйте их;

Указательным пальцем массируйте ладошки ребенка круговыми движениями;

Каждым пальчиком делайте круговые движения в разные стороны.

Когда малышу исполнится 3 месяца , он с интересом станет все щупать. Вкладывайте в ручки малыша маленькие шарики. Давайте щупать лоскутки из разных материалов. Можно сшить мешочки и заполнить их крупами, в каждый мешочек крупу, разную по размерам. Подвесьте над грудью малыша игрушки и побуждайте его к схватыванию.

4-5 месячных малышей нужно учить брать из рук взрослого игрушку. Помогайте ребенку доставать рукой ножку. Для массажа используются уже более крупные шарики. Зажимаем шарик между ладошек малыша и крутим.

Малышу 6 месяцев. Побуждайте его бросать игрушки, стучать ими, бросать и перекладывать. Массажируйте кисти ручек, каждый пальчик и фалангу.

7 месячным малышам покажите, как стучать ложкой по кастрюле, как толкать мячик, как доставать предметы из коробки. Массажируем ладошку прокатыванием круговыми движениями грецкого ореха.

8-10 месяцев. Играем с ребенком в «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока - Белобока». Используем игрушки, которые пищат. Покажите малышу, как открывать и закрывать коробку, как нужно катать машинку, как снимать кольца с пирамидки.

С 10-12 месяцев учите ребенка держать ложку, кружку. Начинайте учиться рисовать. Покажите ребенку, как кормить куклу, как ее качать. Собирайте пирамидку, складывайте один кубик на другой.