Меню

Сообщение на тему русская народная игрушка. История русской народной игрушки

Макияж

"Мама, что такое народная игрушка?" - с этим вопросом меня встретил дома сын. "В школе задали написать доклад про это, а я совсем не знаю, что писать" - мой печальный второклассник "повесил нос".

"А давай вместе попробуем узнать что-нибудь про народные игрушки ? Соберем побольше информации, чтобы твой доклад получился не только подробным, но и интересным!" - предложила я маленькому исследователю.

И работа закипела! Мы изучали детские энциклопедии и книги о народном творчестве, посетили выставку "История возникновения народной игрушки" и даже расспросили нашу старенькую бабушку об игрушках ее детства.

Начиная вместе с сыном эту работу, я не ожидала, что мы узнаем столько нового! Многие сведения даже для меня стали необыкновенным открытием. Грустно было осознавать, что мы, к сожалению, так мало знаем о культурном наследии наших предков, в том числе и о народной игрушке - особом виде русского народного творчества.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку ? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.

Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.

Были и куклы-"пеленашки".Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.

Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.

Дымковская игрушка

Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.

Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.

В селе целые семейства изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную. Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима.

Пластика этих игрушек проста, а роспись ее красочна и оригинальна. Такая игрушка пронизана теплом человеческих рук, близка детям своей простотой и тонким юмористическим стилем изображения персонажа. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.

Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными.

Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные забавы.

Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.

"Так что же такое народная игрушка?" - спросила я своего сына. - "Теперь ты можешь ответить на этот вопрос?". "Думаю, что это игрушка, в которую играл и играет мой народ" - не без гордости ответил ребенок.

И не поспоришь! Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Игрушки, сделанные мастерами, называли «по­тешными», то есть сделан­ными на потеху, на забаву. Это были «потешные лошадки», оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде». Но такие куклы появились 100-150 лет назад. А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку - и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные до стижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их раз личие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одно го великого мастера - природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других - дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разно­образных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из дра­гоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскоп ках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики-прически из глиняных или деревянных бусинок.

Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. Ар­хеологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понима ли назначение детской игрушки - забавлять ребенка, помо гая ему познавать мир.

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посу да, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, ору жие - луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей. И сего дня эти находки нас удивляют. Из чего же их делали? Из ве ток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соло мы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движе ния, издавать звуки и шумы, - ярко и красиво их расписы вали.
Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала да же примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно отно сятся к своим игрушкам - быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон.

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

Символические куклы сопровождали другие крестьян ские праздники и обряды. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Се-мичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хорово ды, а в конце обряда топили в реке.

Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Но есть в Сергиевом Посаде уникальный музей игрушки, в коллекции которого хранятся игрушки от самых древних до современных. Не случайно музей возник именно здесь, под Москвой, в Сергиевом Посаде. В дореволюционной России он был одним из главных центров по производству игрушки. Там имелись специальные ремесленные мастерские, где ра ботали мастера разных профессий: лепщики, резчики, рас красчики, столяры - ведь игрушку стал делать не один ма стер, а несколько.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям лаконичное содержание. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из местных природных материалов.

Среди изделий декоративно-прикладного искусства, созданных поколениями российских мастеров из разных регионов, можно отметить разного рода игрушки из природных материалов (дерева, глины, соломы и пр.), Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая захватывает и детей и взрослых, увлекая их в мир человеческой фантазии и выдающегося тонкого мастерства.

Для каждой народности, для жителей определенного региона России испокон веков существовали уникальные традиции изготовления народной игрушки. С течением времени техника создания игрушки изменялась, сама игрушка приобретала более совершенные форму и цветовое сочетание элементов росписи, сочетая в себе богатую культуру нашего народа, национальные особенности и своеобразие уголков России.

По народной игрушке зачастую можно узнать местность, которая славится ее изготовлением. Там, где добротная, уникальная по своим свойствам глина, мастера создают глиняные игрушки; в регионах, богатых древесными породами, обязательно находятся искусные резчики по дереву, которые создают удивительные деревянные фигурки.

Материалы для изготовления игрушки были разнообразны. Это и глина, и дерево, а начиная с первой половины 19 века — папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. В Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Именно здесь зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой русского мецената С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Получившаяся кукла представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой . Она явилась символом материнства и плодородия, так как кукла с многочисленным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры, в частности материнскую сущность русской женщины.

Таким же «городом мастеров» стало поволжское село Городец Нижегородской губернии . Здесь делали все – от кораблей до глиняных свистулек. Из тех промыслов, что «дожили» до сегодняшнего дня, стоит упомянуть следующие: городецкие расписные панно; игрушку-«топорщину» с прялочными сценками; городецких детских расписных коней-качалок и детскую мебель. Там же рядом существовала федосеевская «топорщина» с каталками и тележками; знаменитая жбанниковская игрушка, по росписи похожая на «золотую» Хохлому, которая тоже была родом из городецкого района. А еще там жили мастер саночники, дужники, сундучники, балалаечники, вышивальщицы, гончары, ложкари, бондари.

Другим центром игрушек, образовавшимся позже, в начале 18 века, была деревня Богородская , ставшая крупным промыслом деревянной игрушки.

Народная игрушка в жизни ребенка .

В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается человек (и в особенности ребенок) в повседневной жизни.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка» (по наименованию предков). Для забавы ему вручали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.

Кроме забавы, эти игрушки были оберегами, выполняя защитную функцию и оберегая детей от воздействия злых духов или людей, от разного рода жизненных неприятностей. Они направляли к ребенку ангела-хранителя, который помогал ему в трудную минуту, отводил напасть. Погремушка или мяч, являющиеся символами небесного свода и мира, способствовали единению малыша с миром добра. Однако в народных игрушках славян не принято было изображать злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести детям зло.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его, выполняя функцию «развивающего помощника» . Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающую действительность. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке.

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш двигался вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой.

Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь, выступающий символом солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, исполняя волю хозяина. Таким образом, дитя впервые ощущало свою силу, ответственность, уверенность, желание быть смелым другом для своей любимой игрушки.

Наши предки были дальновидны и находчивы. Интуитивно осознавая природу ребенка и его психологию, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к новому этапу его жизни.

Разновидности русской народной игрушки

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка названа так по наименованию слободы Дымково, расположенной возле города Кирова.

Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.



Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.

Мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Сейчас народные умельцы работают в мастерских, по-прежнему изготавливая и расписывая игрушку вручную, отчего она обладает неповторимыми формами и колоритом.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и его роспись. Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. — лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают.

Филимоновская игрушка

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Все филимоновские игрушки-свистульки лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди — солдаты, барыни 2) животные — олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции — любота, чаепитие, тройка. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

Богородская игрушка


Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (курочки, клюющие зернышки; медведи, бьющие по наковальне и др.).

Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.

Вот уже более 300 лет в селе Богородское живут резчики по дереву. Работают тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков.

Игрушки режут из липы. Перед тем как пойти на изготовление игрушки, дерево должно сохнуть два года. Отходы липы — щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашеные и редко расписные.

Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы.

Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. Одни игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие. Другие игрушки выполняют на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево — теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.

Городецкая деревянная игрушка


Городецкая игрушка – это особенное явление в русской культуре. Город Городец Нижегородской области поистине уникален, его еще называют Малым Китежем.

В 19 веке в деревнях вокруг Городца (Нижегородская область) мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и расписную деревянную игрушку.

Поначалу даже не Городец, а окружающие его деревни и села славились игрушечным товаром. Но впоследствии именно в Городце этот промысел закрепился и развился до большого искусства со значительным товарооборотом. Именно здесь окончательно стилистически оформилась оригинальная городецкая роспись, сформировались основные типы городецкой игрушки, которую мастерили почти в каждом населенном пункте городецкого куста.

Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей нижегородских деревень, расположенных на реке Узоле. Изготовляемые изделия мастера украшали скобчатой резьбой и инкрустацией. Роспись появилась здесь в 60-х годах XIX в. и положила начало новому Городецкому стилю — росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достигает в 80-х годах XIX в. Узольские народные мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня и игрушки с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением сказочных птиц и коней. Нарядные изделия мастеров села Курце- во, деревни Косково и другие распространились по всей стране. Искусство городецкой росписи пользовалось большим успехом в XIX — начале XX в.

Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий — токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Характерная особенность Городецкого промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий. как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.

Среди разнообразия городецких игрушек конь, в его самых разных композиционно-образных вариантах, занимает одно из ведущих положений. Вплоть до XX века лошади играли как в хозяйственном, так и в военном деле особую роль. Не случайно игрушечный конь был у детей и в крестьянской и в княжеской семье.

Интересна и расписная звуковая или музыкальная игрушка Городца: птички-свистульки, свистульки-матрешки, дудочки и сопелки, погремушки, трещотки, балалайки и колокольчики доставляют малышам радость не только производимыми с их помощью звуками и шумами, но и яркостью красок затейливого городецкого узора. Шарообразные погремушки наполняли горохом, маленькими камушками, пуговками – и звук получался разный. Играя на дудочках и свистульках, малыши развивали дыхательную систему, а погремушки и различные ударные инструменты, как уже говорилось, способствовали развитию чувства ритма, музыкального слуха.

Тряпичная кукла

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Своим рождением каждая кукла обязана трудовой деятельности человека, органично связанной с природой (возделыванием земли, ловлей рыбы, охотой и т.д.).

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага.

Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у куклы не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

На необъятных просторах русской земли создавались куклы на разные случаи жизни. Это и вепсские куклы (традиционные обрядовые), изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину (женское плодородие и зрелость). Это и «крупенички» — куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

Были и куклы-«пеленашки».Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.

Также были куклы — «московки»(кукла с привязанными к поясу 6 детками — как символ материнской любви и нежности), «столбушки»(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-«костромушки»(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.

Видимо игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Введение


Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее чтимый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

В словаре Даля понятие "игрушка" толкуется как "вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства - искусства в большой степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщённо, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией.

Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере - сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приёмы обработки материала, устоявшийся круг образов, представление о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров-игрушечников. Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение.

Художественно-образное восприятие и отражение в игрушке окружающего мира шлифуется в коллективном творческом опыте. Отдельный игрушечник обычно становится носителем общей сложившейся традиции. Отсюда и вытекают особенности художественного языка народной игрушки. В отличие от произведений изобразительного искусства народная игрушка содержит чётко выраженную практическую, утилитарную функцию - игровую.

Народная игрушка является пространственным искусством. Она говорит на языке объёмных форм и в силу этого может восприниматься с разных точек зрения. Но она существенно отличается от монументальной скульптуры: не требует особого освещения и удаления на значительное расстояние от других предметов и зрителя. Народная игрушка интимна, лирична, задушевна. Она имеет камерный характер, в силу чего прекрасно воспринимается в мастерской игрушечника, торговом помещении, квартире, комнатах детского сада и школы. Но наиболее великолепна она в руках ребёнка.

Традиционная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и "миром больших вещей", воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Народу не были доступны дорогие материалы. Он использовал только то, что давала ему природа. Это дерево, глина, кость, лён, шерсть. Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувственные впечатления, все они обладают особой природной теплотой.

Народная игрушка существенно отличается от обычных детских потешек. Она является произведением искусства. Её образ сложен и многообразен. Обобщённость, условность пластического языка и цветового решения являются средствами выражения отношения автора игрушки к окружающему мир.


1. Русская народная игрушка


Игры и игрушки стары как мир. Появившись ещё на заре человечества, может быть, именно они способствовали социализации человека, его воспитанию, обучению, развитию.

Игры, обряды, празднества в смысловом и эмоциональном отношении преображали первобытный хаос бытия. Игрушки стали неизменным атрибутом быта, внося в процесс повседневной жизни некоторые элементы упорядоченности и регламентированности. С игрушкой человек рождался, и с ней же он умирал.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н.э. Согласно культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказывать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготовлялись фигурки, в которые они якобы должны вселиться, - прообразы будущих кукол.

Как правило, самые древние игрушки выполнялись в двух наиболее распространённых в России материалах: глине и дереве. Глиняные погремушки, миниатюрная посуда, фигурки людей, свистульки-птицы, кони, другие животные встречаются в славянских погребениях VI-VII веков и в раскопках древнерусских городов X-XIV веков - Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Твери, Коломны, Радонежа, Зарайска, Дмитрова. Деревянные погремушки, кони, птицы, шары, мячи, лодочки и др., относящиеся к XII веку, были обнаружены в Старой Ладоге, при раскопках Древнего Новгорода и на реке Ояти.

Чем более развитую материальную культуру имел тот или иной народ, тем более совершенные игрушки создавал. Традиционные центры производства игрушек находились в местах бытования традиционных ремёсел по обработке дерева, по производству глиняной посуды и т.д. Наряду с утилитарными предметами, необходимыми в быту, там, как правило, женщины и дети делали игрушки. Игрушки в те далёкие времена имели многофункциональное назначение. Это был синтез магического, бытового и эстетического. Безусловно, магическое обрядовое значение игрушки на ранней стадии развития человечества имело важнейший смысл. Не меньшее значение придавалось эстетическому качеству игрушек.

Самой распространённой среди игрушек всегда была кукла. Древние типы кукол или человеческих фигурок, в дереве или в глине, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Существовала рождественская обрядовая кукла, символизирующая добро, процветание, богатый урожай. Пасхальную куклу-закрутку дарили в Вербное воскресенье. Кукла-плодородие и кукла-стригушка были связаны с богатым урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Соломенные куклы, сделанные из первого "именного" снопа, считались священными. Существовала кукла - домашняя масленица, которая символизировала крепкий достаток и здоровье семьи.

Одним из главных в жизни человека был свадебный обряд, для которого изготовлялись специальные куклы: "свадебная парочка", "зольная" кукла, кукла "пеленашка". Наиболее представительным был набор свадебных кукол, состоявший из более ста персонажей - невеста, жених, дружки, сваты, родня невесты и жениха и некоторые обрядовые принадлежности.

Самобытная русская игрушка продолжает жить и развиваться в центрах народных художественных промыслов. Наибольшей известностью среди центров глиняной лепной игрушки пользуется Дымковская слобода под городом Кировом (бывшая Вятка). Развитие игрушечного промысла связывают с местными народными праздниками "свистопляской", или "свистуньей", на который местные кустари поставляли различные свистульки в виде фигурок птиц, коней, баранов, наиболее древний вид дымковской игрушки. Однако славу промыслу создали многочисленные барыни, купчихи, франты-помещики, лихие всадники, гусары, цирковые и ярмарочные сценки.

Северная каргопольская игрушка, отличающаяся архаичностью образов, происходит из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отличительная черта каргопольской игрушки - фантастичность образов. Здесь и полканы (существа с туловищем коня и головой человека), двухголовые кони и олени.

Центр производства филимоновской игрушки находится в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Характерные для филимоновской игрушки образы и сюжеты - барыни, солдаты, всадники, реже крестьяне. Традиционные сюжеты: "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста", получивший название "Любота".

Абашевская игрушка названа по имени села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии. Особенностью пластики абашевских игрушек является характерная слитная манера лепки, когда всадники - без ног и как бы слиты с конём в одну фигуру.

Деревянные игрушки относятся к наиболее старинным видам игрушек. Традиционные центры их производства: русский Север, Поволжье, Подмосковье.

В северных деревнях Российского государства в конце XIX-начале XX века ещё сохранялся древнерусский уклад жизни. Этническая традиция Древней Руси продолжала жить в древних орнаментальных образах, в резьбе и росписи по дереву, в глиняной и деревянной игрушке.

Именно там сохранился наиболее древний тип игрушки, так называемые панки, которые вплоть до начала XX века бытовали в северных губерниях. "Панками" назывались игрушки, вырезанные из цельного куска дерева и изображающие фигурки людей, птиц, коней. Цельность, нерасчленённость массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек.

Наряду с северными губерниями деревянные игрушки получили широкое распространение в Поволжье (игрушки из деревни Лысково, городецкие, федосеевские, семёновские). Самыми популярными и любимыми были всё те же кони, деревянные куклы, птицы. Кони-каталки восходят к языческим временам. Конь - славянский символ солнца, и часто на эти игрушки наносили круги, сегменты - древние обозначения солнечного диска.

Городецкие конные запряжки носят печать уже другой эпохи. Это нарядные возки с фигурками ямщиков, кони с круто изогнутыми шеями, расписанные знаменитыми городецкими розанами.

Федосеевская игрушка, возникшая в деревне Федосеево близ города Семёнова, сколочена из гладких нарубленных топором дощечек. Игрушку здесь называли "баляс". Наряду с традиционными конями-каталками федосееввские мастера изготовляли карусели, мельницы, различную мебель для кукол и даже автомобили, пароходы, самолёты.

Но наиболее крупным и известным центром Росси по производству деревянных игрушек был Сергиев Посад. В изготовлении игрушек использовалось трёхгранное полено, тщательно моделировалась верхняя часть изображения, а нижняя лишь слегка обрабатывалась крупными широкими срезами. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи - персонажи, характерные для сергиевских мастеров. Сергиев Посад знаменит так же своей матрёшкой, которая в одночасье стала игрушкой-сувениром, визитной карточкой России. Сергиевская матрёшка обусловила возникновение семёновской матрёшки.

Центром развития деревянной резной игрушки в Подмосковье является село Богородское. Игрушки богородских резчиков отличаются не только оригинальностью резьбы, но и конструкции. Это игрушки с движением: на подвижных планках, с балансом, со скрытыми пружинами, с кнопками и др.


2. Богородская игрушка


.1 История богородской игрушки


Неизвестно кто и когда подарил знаменитому французскому скульптору Огюсту Родену забавную игрушку "Кузнецы". Деревянные фигурки человека и медведя на подставке, держащие молоты. А внизу под подставкой планочки специальные приделаны. И если их начать двигать, то кузнецы - медведь и человек - принимаются дружно стучать по наковальне. И он хранил их у себя. А однажды, дело было в 1910 в Париже, во время визита к нему русских художников модернистов, он почему-то вытащил их и поинтересовался: "А многие у вас смогут вырезать такую игрушку?". И сказали ему, что да мол, многие... Целая деревня под Москвой этим занимается. Очень удивился Роден и сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ". И кузнецов этих до сих пор делают. Триста лет уж, как делают... В одной подмосковной деревушке с удивительным и светлым названием - Богородское.

Село Богородское находится в 25 км от Сергиева Посада (ныне Загорска). Раскинувшееся по обеим берегам подмосковной реки Куньи в XV-XVI столетиях оно было весьма обширно, но к XIX-XX вв.от занимаемой им территории осталось всего "три конца" - три улицы: Нагорица, Подгорица и Слободка.

А началось всё ещё в четырнадцатом веке... Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский в монашеском уединении, в келье, над которой "древеса шумеше стояху" и любил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одаривал детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием, вырос большой монастырь - Троице-Сергиева лавра. И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные "троицкими".

В середине XV века село Богородское принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву, из рода которого вышел святитель Алексей, митрополит Московский. Плещеев завещал село своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Фёдору. Впоследствии в 1595 году село Богородское вошло в состав владений Троице - Сергиева монастыря.

Уже в XV-XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы деревянного художественного промысла. Сплав местных фольклорных традиций и распространённых в монастыре ремёсел по обработке дерева привёл в конце XVIII столетия к зарождению в Богородском резной неокрашенной игрушки.

Вначале резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Богородские резчики изготовляли игрушки "в белье" т. е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева Посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу. Они продавались многочисленным паломникам в купеческих лавках, приютившихся у стен обители на Красногорской площади перед входом в монастырь, и на аллее, ведущей к святым лаврским вратам. Часть игрушек попадала к перекупщикам, а через них - на рынки Москвы, Петербурга, других российских городов.

Приблизительно с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является "олицетворением местных традиций резьбы по дереву". По мнению исследователей, на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании "богородского стиля" игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как Н.А.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек.

В 1880-1900 гг. художник и будущий основатель Музея игрушки Николай Дмитриевич Бартрам и его коллеги старались поддержать народное искусство, начавшее было исчезать под натиском промышленного производства. Благодаря им увеличился ассортимент и повысилось качество богородских изделий.

В 1911 году местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу. Методику учебного процесса впервые придумал и ввёл в школу мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву.

Тогда же мастеровые люди основали артель - маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д. Создателями артели считаются А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Предприятие так и назвали: "Кустарно-игрушечная артель". В её состав вошли 19 талантливых резчиков. Работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым. Артель дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков.

В 1914 году при Учебно-показательной мастерской появилось общежитие на 10 учеников, находившихся на полном казённом пансионе. В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 года стала Богородским художественно-промышленным училищем. В 1923 году возникла Богородская игрушечно-резная артель, вскоре получившая название "Богородский резчик".

В 1930-х годах активно насаждалась советская тематика. "Чапаевские тачанки", "Выборы в Верховный Совет", "Дружба народов", "Челюскинцы", "Пограничники" и тому подобные сложные композиции оказались далеко не самыми значительными достижениями богородских мастеров. Вообще, в 1930-1950 годах уровень их продукции был невысок. Однако в работах В.Т.Полинова, Н.А.Ерошкина, Ф.С.Балаева, А.Я.Чушкина, Д.И.Пучкова по-прежнему чувствовалась живая народная душа.

В 1961 году была создана Богородская фабрика художественной резьбы. Переход на промышленные рельсы сказался на промысле крайне негативно. Лишь у отдельных мастеров, таких как М.И.Смирнов, Н.И.Максимов, В.С.Зинин и Н.Е.Лёвин, фольклорное начало брало верх над формально понятыми элементами традиции.

Интересный процесс возвращения крашеной игрушки был начат в 1980-х годах И.Р.Беркутовым, а затем продолжен С.Н.Уласевич и её учениками из Богородской профтехшколы О.И.Михайловым, Т.Ф.Флёновой и С.А.Паутовым, который сегодня возглавляет творческую группу ООО "Богородский резчик". Произведения этих мастеров хранятся в собрании Музея игрушки, иллюстрируя историю промысла конца XX столетия.

В 1993 году Богородская фабрика художественной резьбы была отнесена к предприятиям народных художественных промыслов и преобразована в ТОО "Богородский резчик", а через год - в ЗАО "Богородский резчик", на котором трудилось около 170 человек.

В 2002 году ЗАО "Богородский резчик" было преобразовано в два тесно сотрудничающих между собой предприятия: "Богородский резчик" и ЗАО "Богородская фабрика художественной резьбы по дереву", на которой работают около 120 человек. Ярко проявились индивидуальные дарования художников: С.А.Паутова, М.Я.Дворникова, И.М.Польского, М.М.Ахмадзиаева, О.В.Глушенкова, В.Я.Городова и др.

Сегодня творческие кадры для промысла готовит Богородское художественное училище. С 90-х годов ХХ века обучение в Богородском художественно-промышленном училище является практически единственной формой передачи богородского мастерства. Поэтому перед коллективом училища стоят задачи сохранения и дальнейшего развития лучших традиций творческого обучения молодых художников-мастеров.

Преподавателями специальных дисциплин работают бывшие выпускники училища, получившие в дальнейшем высшее педагогическое образование. Среди преподавателей трое имеют звание "Народный мастер России": В.Ф. Вайсеро, В.А. Градов и Г.А. Рунов.

Непросто жить в современном мире людям, отвечающим за сохранность русской культуры, за передачу бесценных традиций народных промыслов, но они не сдаются.


2.2 Техника изготовления богородской игрушки


В работе резчики применяют сравнительно небольшой набор инструментов. Среди них семь - девять полукруглых стамесок, нож, называемый богородским, и топор. Обычно пригодные для работы инструменты купить трудно, поэтому мастера делают их сами из стамесок, из ножовочных полотен, из надфилей и напильников и даже из обойм от шарикоподшипников.

Основной материал для резки - липа. Если её нет, можно использовать осину и ольху. Сначала необходимо найти липу, такую, чтобы сучков было поменьше. Сучки плохо выглядят на изделиях, поэтому их или обходят, или вырезают. Снимать липу с корня можно лишь зимой, когда весь сок уйдёт в землю и в дереве останется меньше влаги. После снятия коры липу просушивают.

Сушка - дело очень хлопотное. С брёвен нужно снять кору и замазать торцы густой масляной краской или специальными замазками. Замазки составляют из смеси олифы и известки или древесной смолы и мела. Сушить дерево нужно под навесом. На воздухе дерево сохнет от нескольких месяцев до нескольких лет.

Сушку можно во много раз ускорить, если обработать дерево запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей). Такое дерево не только не трескается, но и приобретает красивый коричневато-золотистый оттенок. Липа, конечно, самый лучший материал. Да и инструмент об него тупится меньше. Мастера даже топорища и рукоятки для ножей и стамесок из липы делают - рука меньше устает...

Рассматривая точёные или резные изделия из липы, почти не замечаешь её текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы, лишённой слоистости. Так получается потому, что каким бы острым ни был резец, он всё же сминает древесные волокна, делая древесину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой - на продольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определённого текстурного рисунка. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становится достаточно твёрдой.

Потом мастер делает топором зарубку будущей работы, выделяя главные формы, постепенно уточняя их стамесками и ножом. Моделирование и отделка формы является заключительным этапом.

Традиционно свои изделия богородские резчики вырезали "с маху" - сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительно подготовленных эскизов. К предварительному рисунку опытные мастера прибегали лишь в тех случаях, когда готовили новую, сложную, уникальную композицию.

В основе каждого богородского произведения лежит так называемый трёхгранник, т.е. треугольная в плане чурка, получившаяся от раскалывания липового или ольхового полена вдоль на четыре части. Фигурка человека или зверя вписывается в этот трёхгранник. При этом мастера избегают излишней детализации, стремясь к простоте и обобщённости форм.

Богородской скульптуре присуща простая и ясная композиция всегда подчинённая творческому замыслу мастера. У резчиков хорошо развито чувство ритма - одна фигура подчёркивает действие другой, пластическая линия ритмично дополняется небольшими порезками. Силуэт чёткий и выразительный. Многофигурные сценки, как, например, "Хозяйства", обычно решаются фронтально. Пространство ограничивается подставкой, на которой развёртывается действие. Условно решённые деревья завершают сценку, играя роль декораций. Удивительная законченность пластических характеристик богородской скульптуры и игрушки при очень обобщённой моделировке фигур - результат коллективной работы мастеров многих поколений.

Резьба состоит из нескольких последовательных этапов. Сначала мастер намечает основные формы будущей скульптуры, делая это зарубкой топором крупных плоскостей; потом более конкретно отрабатывает силуэт и все части фигуры широкими полукруглыми и более мелкими стамесками, и, наконец, выполняет окончательную отделку поверхности, снимая тонкую стружку богородским ножом, оканчивающимся треугольным скосом и отточенным до остроты бритвы. Завершают декоративную отделку поверхности ритмичные бороздки, созданные с помощью мелких стамесок. Такой "росписью" или "опиской" передается шерсть животных, оперение птиц, гривы и хвосты коней. У некоторых фигур поверхность оставляют гладкой, отделывая её мелкой шкуркой.

Работа резчика требует строгой дисциплины, чувства материала и безупречности. Допустить ошибку тут никак нельзя - один неверный срез губит весь предыдущий труд. Работа с деревом не допускает спешки и суеты.


2.3 Художественные образы богородской игрушки


Первыми богородскими игрушками были деревянные скульптуры. Большой спрос существовал на фигурки грибников и дровосеков, охотников, плясунов, музыкантов. Как правило, их устанавливали на высокие пьедесталы и расписывали в яркие цвета. Головки таких фигур соединялись с туловищами при помощи небольшой пружинки, придававшей игрушечным персонажам некоторую живость.

Человеческие фигурки в богородских композициях очень выразительны. Наиболее традиционна среди них фигурка русского крестьянина, классический образ доброго, хитрого, мастеровитого русского мужичка.

Другое направление богородской пластики - аллегорические женские фигурки, олицетворяющие разные времена года и целые скульптурные композиции: сохраняющая архаичные формы "Медведь и женщина", многофигурная "Пирожник", несколько сентиментальная "Пастушок под деревом"...

Дошли до нас работы игрушечников второй половины XIX века: Ивана Рыжова по прозвищу Хромой, автора композиции "Лев со львёнком", скульптуры "Лошадь"; Дмитрия Ивановича Пучкова по прозвищу Маленький, создателя "Пляшущего крестьянина", "Крестьянина с бочонком", "Монаха", "Гармониста".

Степан Григорьевич Шурыгин первым в Богородском стал резать коньков. Вскоре это умение переняли у него другие мастера, причём у каждого получалась своя, не похожая на образец лошадка. Кто-то запрягал резных коней в соху и телегу, у кого-то конь тащил сани в одиночку, кому-то удавались тройки с пролётками, кареты со стёклами, кобыла с жеребёнком. Известная семья Пучковых мастерила "сколотых" и оклеенных бумагой коней на колесах с льняными хвостами и гривами.

В течение XIX столетия богородские резчики поставляли свои изделия на рынок. На игрушечном базаре перед покупателем развёртывалась картина современной ему жизни. Здесь можно было увидеть гарцующего на коне гусара, толстого чванливого барина, щеголеватых военных и их разодетых спутниц, прозванных в народе "дурками", с шалями, зонтиками, корзинами и собачками.

Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Потом Щелкунчик стал знаменитостью, благодаря знаменитой сказке Гофмана и ещё более знаменитому балету Чайковского.

Характерным для богородцев был и постоянно варьировавшийся образ "седочка" - всадника. Часто вырезали и фигурки простых солдат, марширующих, бьющих в тарелки, или весело барабанящих. Простых людей богородские резчики показывали обычно за работой - сапожник тачал сапоги, пряха сидела за прялкой, старик плел лапти, лесоруб рубил дрова...

Особенно интересны богородские игрушки с "движением". По сохранившемся в музеях России образцам можно судить, что такая игрушка появилась в ассортименте богородцев не раньше начала XX века и не без влияния немецкой народной традиции. Эти игрушки всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на "планках", с "пружинкой", с "балансом" и "кнопкой".

Самые известные богородские игрушки на "планках" (они же "разводы") - "Конница", "Солдаты", "Кузнецы" (мишка и мужик). Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают... Игрушке "Кузнецы" более 300 лет, это одна из старейших богородских игрушек. Сегодня она стала символом русской деревянной игрушки и является зарегистрированным товарным знаком предприятия "Богородский резчик".

В игрушке "на тумбочке" (их еще называли "кнопки") фигуры приводились в движение нажатием на штырек, скрытый вместе с пружинкой в круглом отверстии внутри прямоугольного постамента. Так сделаны представленные в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге "Медведь лесоруб" и "Медведь-пильщик" замечательного мастера Н.Н. Бадаева. У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам"...

Достаточно просто устроены всевозможные "дергуны": "Медведи-кузнецы", "Кот-рыбак", "Сова-дергун" - их части связаны нитями с основной направляющей (за неё и подёргивают).

В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж. В композиции на "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, делают игрушку подвижной, более выразительной и привлекательной.

Популярные у малышей "курочки на кругу" - это "балансы". Игрушка тоже является долгожителем. Ею играли дети ещё во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всём изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается верёвочка - наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зёрнышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку, тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми - курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке всё не убывает.

Начиная с 1960-х годов главным персонажем стал медведь - один из любимых образов богородских мастеров. Это самый древний персонаж русской деревянной и глиняной скульптуры, один из тотемов охотничьего периода племён, живших на территории России. Он присутствует во многих игрушечных композициях: "Маша и медведь", "Как медведь дуги гнул", "Два медведя"...

Менялись времена, но мишка неизменно оставался фаворитом богородцев. Когда человек начал осваивать космос, появилась игрушка "Медведь фотографирует обратную сторону Луны" (М.В.Барашков). Медведи - персонажи подвижной игрушки "Запуск спутника вокруг Луны", мастера Н.Н.Бадаева, внимательно следили за летящими по проволочной орбите спутником и потрясённо качали головами. Мишки того же резчика пошли на завод и на стройку ("У пресса", "Медведь-экскаваторщик"). Сегодняшние богородские медвежата играют в футбол, катаются на велосипеде, работают на компьютере. Стилистические особенности резьбы, способы движения фигурок продолжают сохраняться в работах современных богородских резчиков: М.И.Смирнова, М.Я.Дворникова, М.Н.Орлова, С.А.Паутова.русский игрушка богородский дергун

Изображая зверей, птиц, животных, человека, резчики очень точно передают их характерные черты в необычайно выразительной пластической форме. Богородские мастера, великолепно знающие пластические свойства древесины, умело используют их в создании скульптурных форм. В своих работах они избегают излишней детализации, внося тем самым некоторую условность и достигая большей декоративности произведений. Виртуозно владея своим ремеслом, они выработали особые приёмы маховой резьбы, орнаментальной обработки и порезки поверхности.

Остроумие и тонкий народный юмор, поэтизация образов и убедительная простота характерны для произведений богородских мастеров. Самобытная и оригинальная богородская скульптура несёт в себе черты глубокой реалистичности. Художественные образы для своих произведений мастера берут из реальной жизни. В наше время темами для богородской скульптуры стали исторические события, сюжеты народных сказок и басен, а также мотивы современной жизни.

Изделия богородских мастеров экспонируются в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Музее игрушки и Историко-художественном государственном музее-заповеднике Сергиева Посада и во многих других культурных центрах страны. Известны они и за рубежом. Богородские резчики - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Богородские игрушки и скульптуры были широко представлены осенью 2008 года на выставке в Строгановском дворце, одном из филиалов Русского музея (Санкт-Петербург). Современная Богородская резьба многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.


Заключение


Современные психологи считают, что игрушка - не просто развлечение, средство физического развития и обучения, что игрушка - это культурный объект. Некоторые даже пишут о том, что по игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нём ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство. Игрушка всегда занимала важное место среди средств воспитания, но традиционная игрушка была лишена некоей нарочитой назидательности, хотя она имела несколько пластов воздействия на ребёнка.

Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немногоцветная условная роспись, подчёркнутость фактуры и цвета дерева, упрощённо-лаконичная пластика, и - удивительно! - рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.


Список литературы


Некрылова А.Ф., Соколова Л.В. Воспитание ребёнка в русских традициях/А.Ф.Некрылова,

Л.В.Соколова,- М., Айрис-Пресс, 2003 г.

Соловьёва Л.Н. Игрушка/ Л.Н.Соловьёва, М., Интербук-бизнес, 2002 г.

Русские художественные промыслы/ ред. группа: М.Шинкарук, Л.Киселёва, О.Блинова и др. - М.: Мир энциклопедии Аванта +, Астрель, 2010 г.

Быстревская Е. Русская народная игрушка, статья.

Мадышев О. Богородское училище, статья.

Богородский народно-художественный промысел, статья, журнал Резьба.

Что такое народная игрушка, статья.

Богородское, статья.

Интернет:

www/bogorodskoe/ru

www/mailto:burov_pave 199 @ mail/ru


Приложение


"Кузнецы" (мишка и мужик) - символ богородского промысла.


Ф.Д.Ерошкин. "Как мыши кота хоронили". Конец XIX века


"Как мыши кота хоронили" (фрагмент)


П.В.Устратов "Конница". Середина XIX века.


Игрушка на "планках" ("развод").


Я.Г.Чушкин "Поводырь и медведь".


Конец XIX века.


А.Я.Чушкин, Я.Г.Чушкин "Барыня" и "Военный".


Конец XIX-н.XX века.


А.Я.Чушкин "Чаепитие".


Игрушка с "балансом"


Начало XX века.


Е.Рачев "Мужик и коза". Начало 1900-х.


Игрушка "на тумбочке" или "кнопка".


"Курочки на кругу". Игрушка с "балансом".


"Сова-дергун". 1928 г.


М.Ф.Баринов "Два медведя". Игрушка с "балансом". 1936 г.


И.К.Стулов "Маша и медведь". 1948 г.


И.К.Стулов "Каша из топора". 1966 г.


"Поп и Балда". 1964 г.


И.К.Стулов "Царь Додон и Звездочёт". 1944 г.


Н.И.Максимов "Царь Додон и Звездочёт". 1950 г.


М.Ф.Баринов "Экипаж". 1976 г.


Т.В.Флёнова Т.В.Флёнова

"Мишка-дровосек" ("дергун"). "Гусь". 1999 г.


"Щелкунчики".


"Как медведь дуги гнул".


"Мишка-дровосек".


Игрушка "на тумбочке" ("кнопка").


"Мишка работает на компьютере".

Игрушка с "балансом".


Теги: Русская народная игрушка Реферат Культурология

Марина Щевелькова
Русская народная игрушка.

Цели: - приобщать детей к русскому народному творчеству;

Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;

Закрепить знания о разнообразии народной игрушки;

Дать понятие о богородской игрушке;

Познакомить с творчеством филимоновских мастеров;

Дать понятие о дымковской игрушке.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных игрушках.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.

Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в вятке, Туле, Каргополе.

Я вас приглашаю в маленький музей, прямо у нас в группе, где вы сможете посмотреть на народные игрушки и потрогать их руками.

1. Первая экспозиция- Дымковские игрушки.

Дымковские изделия удивляют необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами.

Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Mастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.

Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают.

Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма;

Голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска,

А детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. - лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски.

2. Вторая экспозиция- Филимоновская свистулька.

Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины.

В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах.

Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным "перышком", потом зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая "елочка", яркая "ягодка", лучистая "звездочка", или "солнышко", сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия.

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни.

Игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

3. Третья экспозиция- Богородские игрушки.

Народными мастерами в селе Богородское

Московской области создаются деревянные резные игрушки.

Вот уже более 300 лет здесь живут резчики по дереву. Работают тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков.

Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года. Богородские игрушки чаще бывают некрашенные и редко расписные.

Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Если Собираются вырезать медведя, сидящего на подставке, то заготовка треугольной формы.

Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой.

Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. Одни игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие.

Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

4. Четвертая экспозиция- Матрешка.

Матрёшка – русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера.

Название произошло от уменьшительно-ласкательной формы русского женского имени Матрёна, которым часто называли девочек в крестьянских семьях.

Каждая матрёшка представляет собой изображение девочки или женщины в русской национальной одежде: в сарафане, с платочком на голове. Её одежду украшают яркие цветы, в руках она держит корзинку, или птицу, или букет цветов. Все куклы, составляющие одну игрушку, похожи друг на друга, но отличаются какой-нибудь деталью. Обычно одна игрушка состоит из 3 – 24 кукол. Матрёшка – один из самых популярных русских сувениров.

Матрёшкой восхищались, ею любовались. Какие краски использует Константин Паустовский, рассказывая о матрёшке?

«Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.

Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами».

Ребята, вот и закончилось наше путешествие по музею. Надеюсь, вам очень понравилось.