Меню

Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности. Развитие личности подростка в процессе самовоспитания

Маникюр и педикюр

1.1. Роль воспитания в системе формирования личности школьника

Современное состояние Российского образования требует досконального рассмотрения вопросов о сущности, цели, задачах, содержании и формах образовательно-воспитательной деятельности общества. Социум изначально ставил и ставит задачу предоставления молодому члену общества на самом раннем этапе развития, уже в школьных стенах, социально значимые знания, сформировать гражданскую позицию, включающую позитивное отношение к общечеловеческим и национальным ценностям и нормам, которые помогут ему стать достойным членом общества, равноправное партнерство в деятельности. Процесс обучения формируется требованиями общества и идет параллельно с сопутствующим ему воспитанием. Основная функция полноценного процесса обучения состоит в том, чтобы наилучшим образом научить новое поколение тому содержанию социального опыта, которое необходимо для воспроизведения и развития общества. Главное, что характеризует процесс обучения – это изменение качеств ученика. Изменения происходят независимо от успеха обучения, от достижения конкретной цели. Каждый акт обучения – есть сдвиг в формировании личности, даже если оно не носит ни положительный, ни отрицательный заряд – обучение с точки зрения воспитания личности не может быть нейтральным. Воспитывает не только учебный материал, но и субъект учителя, и субъект ученика, средства и способы обучения, атмосфера действия, характер материала и его соотношение с характером участников учебно-воспитательного процесса. Соотношение воспитания и обучения очень сложно и неоднозначно. Эта неоднозначность заложена в самом определении понятия «воспитание»: воспитание как процесс обучения; воспитание как процесс формирования личности, ее нравственных и эстетических составляющих; воспитание как формирование эмоциональной (неравнодушной) личности; воспитание ценностного отношения к различным сферам действительности (мировоззрению, нравственным нормам); воспитание отношения к ценностям как к личностно значимым потребностям.

Обучение и воспитание выступают как элементы единой системы: обучая, общество воспитывает, воспитывая – обучает. Обучение научает некоторому содержанию (фактологическому, нравственному, волевому, эстетическому), которые формируют личность (знающий человек [информационно-грамотный, нравственно подготовленный, эстетически развитый] – это одна из существенных характеристик личности). Формирование нравственных устоев есть становление личности на уровне мировоззренческого знания, знания о нравственных нормах социума, сформированности ценностей личности. И воспитание, и обучение направлены на развитие общества, выработку своеобразных методов познания социокультурной реальности с направленностью на дальнейшее развитие.

Целевая установка воспитания общества состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Школьники и подростки постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система образования и воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга знаний, способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы образования и воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль образовательной системы при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности, как гражданина и патриота требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного образования и воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс формирования гражданско-патриотической позиции у личности, искажения его подлинной природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие формирования патриота и гражданина, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс общества, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог (учитель и воспитатель) помогает растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

Одна из центральных задач образования и воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов. Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система образования и воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей. Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы, разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественнонаучному, гуманитарному и т.д.). Возникает потребность не только в интеллектуальном познании тех или иных сторон действительности, но и в их практическом освоении и преобразовании. Эта потребность опредмечивается в возникновении мотивов разнообразной трудовой деятельности, которая, позволяя сохранить особую познавательную направленность, идущую от игры и имеющую много общего с так называемыми интеллектуальными играми, трансформирует её в осознанную потребность "всерьез" трудиться.

Дети, представляя неотъемлемую часть общества, младших его членов, стремятся жить общей жизнью со взрослыми. Универсальной формой этой жизни выступает социально значимая деятельность, участие в котором обеспечивает детям необходимую жизненную позицию. Характер, объем, функции деятельности, ее роль и степень воздействия различна в разных возрастах, но на всех этапах психического развития личности именно эта деятельность определяет отношение детей, развития их сознания и самосознания. Поэтому при всей непреходящей важности формирования ведущей деятельности, характерной для каждого периода онтогенеза, следует особое внимание обращать на включение всех детей в посильные виды социально полезной деятельности. Психологически это обосновано тем, что такой деятельность, которая сопровождается активностью, ставит подростков в позицию равноправного члена общества, принося ему удовлетворение от создания реального продукта, воспитывая желание трудиться.

Структурным стержнем деятельности являются знания о прошлом и настоящем, представления или мечты о будущем, эта совокупность взаимосвязанных и значимых для личности цели в жизни, ориентирующая мысли, переживания и действия ребенка, подростка, как на ближайшее (неделя, месяц), так и на отдаленное (годы, десятилетия) будущее. Это включение ребенка, подростка в то, что называется целью и смыслом жизни. Для того, чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным членом общества, для того, чтобы в течение жизни развиваться, человек должен ставить перед собой крупные, социально значимые, привлекательные для общества и самого подростка идеи. Только серьезные цели могут послужить действенным стимулом в жизни, позволяя человеку не "размениваться на мелочи", и не "плыть по течению". Отсутствие таких целей, суженность временной перспективы делают человека максимально зависимым от внешних обстоятельств.

Необходимое условие самоутверждения личности представляет включение в процесс образования и воспитания коллективного действия. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой – необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.

Задача взрослых заключается в такой организации просоциальной деятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходит становление личности ребенка, для которого общественное дело – потребность. Поэтому процесс образования и воспитания личности требует разработки форм деятельности, которые связаны с коллективным процессом приобщения к ценностям цивилизации, выявлении институтов расширяющих традиционные формы воздействия школы и системы дополнительного образования.


Информация о работе «Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности школьного музея МОУ Большеутинская СОШ»

Воспитание - третий существенный фактор развития и формирования личности. Оно корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (школьное, семейное, религиозное воспитание) как своеобразный механизм управления процессом социализации, идеальной целью которой является человек, отвечающий социальным требованиям и одновременно противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, которые тормозят развитие его индивидуальности. Воспитание выполняет две основные функции: упорядочивает весь спектр воздействий на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Сила воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и в квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно базируется на сознании человека и требует ее участия, зато наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк - от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих действиях среды) к признанию единственным средством изменения человеческой природы.

Без сомнения, воспитание не может повлиять на особенности таких физических качеств, как цвет глаз, волос, кожи, общую конституцию ребенка. Однако может повлиять на ее общее физическое развитие, ведь путем специальной тренировки и упражнений можно укрепить и закалить здоровья человека, что, в свою очередь, отразится на ее активности и работоспособности.

Природные задатки могут развиться в способности только под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности. Для развития задатков и преобразования их в Способности, а также для развития таланта, нужны работоспособность и трудолюбие. Последние являются теми качествами, которые достигаются в результате воспитания.

Большое значение для понимания возможностей воспитания в формировании личности человека имеет опыт обучения, воспитания и приобщения к жизни слепоглухих от рождения детей, все контакты которых с жизнью и овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками проходят под руководством воспитателя. Основой методики их воспитания является так называемая спильнороздилена деятельность, в процессе которой воспитатель ослабляет свое начало с целью поддержки пробужденного у ребенка стремление выполнить действие самостоятельно. 1

Воспитание вносит в судьбе людей разный вклад от незначительного до максимально возможного. Воспитанием можно много достичь, но полностью изменить человека нельзя. Лозунг "воспитание может все", с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдало.

Специальные исследования показали, что воспитание способно обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание малышей обезьяны в одинаковых с ребенком условиях показало, что малыши обезьяны, имея такие же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, между тем не приобретают ни психической качества, присущего человеку (исследования Н. И. Ладыгина-Котс).

Восприятие человеком воспитательного воздействия зависит от уровня его подготовки к этому восприятия, обусловленный влиянием наследственности и среды. Диапазон восприятия влияния очень широк - от полного игнорирования воспитательных требований к абсолютному подчинения воле воспитателя. Существующий "сопротивление воспитанию", как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателя, решает судьбу конечного результата.

Результативность воспитательного воздействия зависит от соответствия цели, содержания и методов воспитания не только достигнутому уровню развития ребенка - "уровню актуального развития", но и "зоне ближайшего развития" (Л.С. Выготский). Ориентируясь на процессы, которые еще не созрели, находятся в стадии становления, воспитатель может создать новую "зону актуального развития", повести за собой развитие.

В этом смысле воспитания является главной силой, которая способна сформировать полноценную личность.

Физическое, духовное, социальной, психическое развитие личности осуществляется в деятельности.

Под понятием деятельность понимают все разнообразие занятий человека, все то, что она выполняет. Основными видами деятельности детей и подростков является игра, учение, труд. По направленности выделяют познавательную, общественную, художественную, спортивную, техническую, ремесленные и гедоническую (направленную на получение удовольствия) деятельность. Особым видом деятельности является общение. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения:

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, то человеком считаться не масс права.

Я.А. Коменский

Что человек делает, такой она и есть.

Г. Гггель

Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев.

Д.И. Менделеев

Деятельность - путь к знаниям.

Б. Шоу

Ничто так человека ли не моментально, как опыт.

AC Макаренко

Если вы удачно выберете труд и вложите в нее всю свою душу, то счастье само вас найдет.

К.Д. Ушинский

Высказывания выдающихся людей свидетельствуют о прямой связи между интенсивностью деятельности и результатами развития. Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в ней. Конечно, рамки действия этой закономерности не безграничны. Они регламентируются способностями, возрасту, организацией самой деятельности и др.

Деятельность может быть активной и пассивной. Работа, выполняемая без желания, настроения не обеспечивает высоких результатов развития. Эффективное развитие происходит только в процессе активной, эмоционально окрашенной деятельности, в которую человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовольствие, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важно не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, проявляющаяся в этой деятельности.

Воспитание играет главную роль в развитии личности только при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности в отношении работы над собой, то есть когда развитие приобретает характер саморазвития. Вот почему Л. Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодоносящее дерево. Ведь в буквальном смысле человек его выращивает - оно же растет. Она только копает землю, вносит удобрения, обрезает лишнее ветви, то есть создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвития. Сам же развитие происходит по своим внутренним законам. Нечто подобное наблюдается и в саморазвития личности. Хотя он и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но они развивают и формируют личность лишь в определенной степени, благодаря которой вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере и стимулируют собственную активность в работе над собой.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Каждый, кто желает к ним присоединиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег

Понимание роли активности самого человека в собственном развитии позволяет педагогу целенаправленно организовывать деятельность школьника, ставить его в позицию активного деятеля, вооружать такими способами деятельности, которые дают возможность активно проявлять свои силы; изучать его личностную своеобразие, раскрывать потенциальные возможности, то есть разумно направлять процесс развития личности.

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание -- это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

  • - диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
  • - организация учебно-воспитательной деятельности детей;
  • - использование положительных факторов в развитии качеств личности;
  • - содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
  • - воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;
  • - формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

”Целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого чувственного существа, основана на диалектике взаимодействия социального и биологического”. Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.

Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

При организации воспитания педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.

Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.

Подлинные достижения человека накапливаются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах важнейший источник его роста. “Способности человека -- это снаряжение, которое выковывается не без его участия”. Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов, практика нейролингвистического программирования (НЛП). Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий-- вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя читателя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей, как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % -- своим способностям и склонностям.

Организуя воспитание, видимо, следует исходить из идей Л.C. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего, учитывать их индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной сферы воспитуемых.

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. К внутренним факторам -- природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности -- духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.

До сих пор в педагогике обоснованно утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности (двигательной, познавательной активности общения) и активности своего совершенствования, саморазвития. Иными словами, это формирование мотивации.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что все в развитии личности в определенной степени внешне обусловлено, но не вытекает прямо из внешних условий. В этом плане созвучна и позиция Р.С. Немова: “Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.

До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение”.

Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Наверно, не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии. Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности. Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами,взрослыми.

Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений. Она для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого. Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.

Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле -- это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание -- явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.

Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.

Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и другая и т.п.

На человека оказывает влияние ряд факторов, обусловливающих его активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-физиологическую и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые условия. И третий фактор -- это воспитание в широком смысле слова. Оно может оказать влияние на развитие физической и психической активности через систему специально организованного обучения и собственно воспитания. Для школьников -- это воспитание, развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации учения, развитие мыслительной активности, развитие системы ценностных ориентации, духовных идеалов, духовных и материальных потребностей.

Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом -- человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, хочется заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных (прежде всего социального происхождения) факторов расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты. Происходит замена духовных ценностей чувственными и материальными, растет число наркоманов, садистов и маньяков разной направленности, представителей сект, готовых к уничтожению чуть ли не всего человечества ради своей идеи, людей с суицидальным поведением, психопатов (людей, не способных идти ни на какие компромиссы), “когда созданный людьми мир вещей начинает превалировать над миром человеческих ценностей”. Видимо, обществу нужны новые теории и концепции, диалектическая переоценка уже имеющихся социальных и социально-психологических ресурсов, обеспечивающих в современных условиях развитие и формирование личности, способной к саморазвитию и самосохранению, как особого биологического вида на Земле.

Дитя рождается на свет беспомощным существом. И не только при рождении, но и долгое время спустя ребенок остается слабым, ограниченным в своих движениях, в своей способности самостоятельно добывать пищу, отстаивать свое существование.

Длительное бессилие ребенка создает необходимость длительного ухода, постоянной заботы и помощи, которые, естественно, могут дать родители. В семье в течение ряда лет обеспечены ребенку любовь, ласка, уход, тесное общение со взрослыми, дающее возможность усвоить путем подражания и выучки необходимые для жизни навыки и умение овладеть важнейшим и могущественнейшим орудием человеческого развития - речью.

Под влиянием воспитания беспрерывно развертываются и осуществляются возможности его роста и развития. Благодаря обучению, воспитанию и самовоспитанию он научается не только использовать все накопленные предыдущими человеческими поколениями сокровища знания, искусства, техники, но и приумножать, обогащать их новыми приобретениями.

Воспитание ребенка не только обогащает его ум новыми знаниями, но и вооружает его средствами, дающими ему возможность выйти самостоятельно на арену жизни личным трудом изменять условия своего существования, создавать новое, не имевшееся ни в собственном опыте, ни в опыте других.

Воспитание ребенка и его развитие не отделимы друг от друга. Не может быть
правильного развития без разумного воспитания, и обратно: всякое воспитание было бы бесплодным, если бы пластичность телесной и душевной организации ребенка, о которой будет сказано ниже, не открывала необозримую перспективу для развития. В конечном результате неразрывно связанные друг с другом развитие и воспитание лают возможность родителям и педагогам воспитывать ребенка таким, каким он должен быть.

Воспитательное воздействие на податливый организм ребенка исключительно велико.

Однако, говоря об огромной созидательной роли воспитания, мы никоим образом не должны внушать себе представления о ребенке как о глине, из которой воспитатель может лепить все, что ему угодно. Такой взгляд находится в полном противоречии не только с наукой, но и с ежедневным нашим жизненным опытом и для дела воспитания вреден. Если ребенок с ранних лет жизни и впитывает в себя все, что кругом происходит, что он видит и слышит, будучи легко подверженным внушению и в высшей степени чувствительным ко всякого рода воздействиям как положительным, так и отрицательным, - то все же ребенок не губка и не граммофонная пластинка. Все, что действует на него извне, по-разному перерабатывается в его сознании, по-разному отражается в его стремлениях и действиях, в зависимости не только от возраста и от его предшествующего развития, но и от свойственных именно данному ребенку особенностей, характеризующих его как личность.

За примерами подтверждающими это положение, ходить не далеко. И родители и воспитатели прекрасно знают, что одни и те же меры воздействия: окрик, выговор, наказание, похвала, награда - не только у детей разных семей, но и у детей одной и той же семьи, больше того - у одного и того же ребенка в разное время дают разные, иногда противоположные результаты. Что из этого следует? Из этого следует, что родителям не нужно успокаиваться на том, что они в известном случае должны применить к своему ребенку меру воздействия, которую рекомендует даже выдающийся педагог, а надо выяснить, находится ли эта мера в соответствии с особенностями их ребенка. Но для того чтобы выяснить это, необходимо возможно глубже и всесторонне знать и понимать ребенка, знать его сильные и слабые стороны, его интересы стараться понять его потребности.

Родители всегда должны помнить простые и мудрые слова одного из самых выдающихся русских педагогов - Ушинского: «Если мы хотим воспитать ребенка во всех отношениях, мы должны его знать также во всех отношениях». Следуют ли все родители этому завету? Знают ли они своих детей? Далеко, далеко не все. Но не только в том беда, что большинство родителей не в полной мере знают своих детей. Беда в том, что многие родители не сознают этой необходимости, не стараются вникнуть В душевный мир своих детей, выяснить их интересы и потребности. Вот этот пробел сознательные родители должны заполнить, так как иначе они при всем добром желании, при всей горячей любви не в состоянии будут правильно воспитать своих детей.

Есть еще одно обстоятельство, на которое следует здесь же указать: это недооценка огромного значения ранних лет жизни ребенка для его дальнейшего развития и воспитания.

В раннюю пору жизни, особенно в первые 3 года, организм чрезвычайно энергично растет и развивается: увеличивается в длину, нарастает его масса. Но дело не ограничивается одними количественными изменениями: совершенствуются отправления важнейших органов. Дитя быстро овладевает речью и движениями, проявляет богатство чувств, большую сообразительность. Одним словом, недавно еще беспомощное, бессловесное существо превращается в подвижного, отстаивающего свои желания, упорно стремящегося к самостоятельности ребенка. Эта энергия роста и развития, характеризующая первые три года жизни в течение последующих четырех лет, которые получили название дошкольного возраста, несколько затихает, но все же еще достаточно велика. В течение всего этого периода, который составляет раннее детство и обнимает ясельный или преддошкольный (от рождения до трех лет) и дошкольный возрасты (от трех до семи лет), весь организм ребенка и в особенности нервная система отличаются необыкновенной гибкостью, податливостью, то есть теми качествами, которые мы называем "пластичность". Именно пластичность является причиной того, что все, что воздействует на маленького ребенка извне: окружающая природа, домашняя обстановка, уклад семейной жизни и в особенности систематические воспитательные мероприятия, - находит в нем отклик, создает в нем новые качества, новые возможности. Таким образом, две черты, ярко выраженные в ранние годы жизни, - отзывчивость на все кругом происходящее и удивительная податливость (пластичность), создают для воспитания чрезвычайно благоприятную почву.

Эти же черты делают задачу воспитания в раннюю пору жизни особенно ответственной, ибо податливость ребенка проявляется в одинаковой степени как по отношению к разумным, так и к неправильным приемам воспитания, и часто след от них как положительный, так и отрицательный остается одинаково глубоким на всю жизнь.

Многие черты, характеризующие взрослого, уходят корнями в ранние годы жизни. Это подтверждается изучением биографий выдающихся людей, а также точными исследованиями ученых, единогласно удостоверяющих, что в раннем детстве закладывается фундамент здоровья и некоторые важные черты личности человека. Выдающийся русский ученый академик Бехтерев говорил: «Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека... и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь».

Из этого не следует, конечно, заключать, что правильное воспитание или, наоборот, ошибки воспитания в раннем возрасте имеют решающее значение для всего дальнейшего хода развития. Из этого следует лишь то, что при первом условии ребенок становится, так сказать, на правильные рельсы и облегчается его дальнейшее продвижение
по пути здорового развития, при втором - создаются тормозы для развития, возникают недостатки характера и поведения, для устранения которых потребуются в дальнейшем большие и длительные усилия.

Из всего сказанного вытекают три очень важных вывода: во-первых, воспитание ребенка следует начинать с первых дней; во-вторых, раннее детство играет большую роль в дальнейшем развитии человека и, в-третьих, вопросам воспитания ребенка в преддошкольном и дошкольном возрасте родители должны уделять большое внимание.
Для Женского журнала www.

Роль воспитания: Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как актив­ное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог. А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социаль­но-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каж­дом возрастном этапе определенного уровня физического и сек­суального развития, которое характеризуется некоторыми норма­тивными различиями в тех или иных регионально-культурных ус­ловиях (различные темпы полового созревания, эталоны муже­ственности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.). Социально-культурные задачи - это познавательные, мораль­но-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специ­фичны для каждого возрастного этапа в конкретном историче­ском социуме. Они определяются обществом в целом, региональ­ным и ближайшим окружением человека. Социально-психологические задачи связаны со становлением са­мосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе име­ют специфическое содержание и способы их достижения. Решение названных задач в процессе воспитания вызвано не­обходимостью развития личности. Формирование личности - это процесс и результаты социализа­ции, воспитания и саморазвития. Формирование означает станов­ление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать - значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические меха­низмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, инте­ресы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

Роль образования : под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое вза­имодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществле­ния педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов дея­тельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происхо­дит освоение человеческого опыта. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: разви­тие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой разви­тие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. Развитие, в частности умственное, в процессе обучения опре­деляется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими, а также в до­статочной степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где учени­ку обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) про­цесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм раз­вития; соблюдение этапов самого процесса развития личности.