Меню

Творческое воспитание джин вант хал pdf. Воспитание творческой личности в педагогической практике

Здоровье







Джин Ван"т Хал смотрит на творчество гораздо шире, чем делают это обычно. В своей книге она показывает, что занятия творчеством полезны не только для воображения, моторики и эмоционального развития...

Читать полностью

На страницах своей книги Джин Ван"т Хал рассказывает о том, как развить в ребенке способности к творчеству, заложенные в нем с самого рождения, и как привнести творчество в повседневную жизнь семьи. Эта книга поможет вам:

Найти время для творчества в течение дня
Подобрать занятия, которые понравятся вашему ребенку
Обустроить место для занятий и хранения детских работ
Выбрать художественные материалы и инструменты
Поощрять и развивать творческое мышление
Правильно говорить с ребенком о его рисунках

Почему мы решили издать эту книгу
Джин Ван"т Хал смотрит на творчество гораздо шире, чем делают это обычно. В своей книге она показывает, что занятия творчеством полезны не только для воображения, моторики и эмоционального развития ребенка. Они учат его мыслить, сравнивать, исследовать, изобретать, принимать решения и действовать самостоятельно.

Фишка книги
Большинство мастер-классов в этой книге не похожи на традиционные задания, когда ребенок должен сделать что-то по инструкции и получить заранее известный результат. Джин Ван"т Хал предлагает занятия, в процессе которых ваш ребенок будет исследовать свои возможности, изучать материалы, художественные инструменты и приемы, пробуя каждый раз что-то новое. В творческом воспитании процесс гораздо важнее результата.

Для кого эта книга
Для родителей детей от 1 года до 8 лет.
Для воспитателей детских садов и учителей.
Для всех, кто ведет творческие занятия в группах.

Об авторе
Джин Ван"т Хал - автор популярного блога ArtfulParent.com, в котором делится своим опытом и идеями творческих занятий с родителями всего мира. Вся ее жизнь наполнена творчеством. Она изучала историю искусств в Wellesley College, работала в музее и арт-журнале, некоммерческих культурных организациях.
2-е издание.

Скрыть

Вот думается мне, что ни один, даже самый маленький ребенок, если ему предложить краску, кисточку и лист бумаги, ни секунду не помедлит, а с радостью и большим интересом возьмется за дело и будет творить! Моя дочка не исключение! Ей еще нет трех лет, но она с энтузиазмом пробует любой вид краски и кисточки разных калибров! И это здорово!

За новыми художественными идеями и расширением наших творческих горизонтов я отправилась в Интернет! На просторах Интернета, конечно есть множество мастер-классов, блогов мам и прочего! Можно подчерпнуть массу всего интересного и полезного!

Но я любитель именно книжных вариантов. Нравиться держать книжку в руках, а не смотреть лишний раз в монитор компьютера!

В поисках подходящего для нас варианта мне приглянулась книга о творческом воспитании. Решила начать с глобального

Итак, о книге:



Место покупки: Интернет-магазин [ссылка] .

Цена: 824 рубля (без скидки)

Рейтинг на сайте у книги достаточно высокий, но цена конечно не маленькая. Я заказывала эту книгу с максимальной 30-ти процентной скидкой, и вышла она мне чуть больше пятисот рублей! На сайте Лабиринта частенько бывают скидки!

Оформление

Книга, к сожалению, в мягком переплете за такую цену могли бы сделать твердый, но конечно это не сказывается на ее отличном содержании! Красочные иллюстрации, практически на каждой странице!Книга достаточно тяжелая, вес составляет 700 грамм, 320 странниц, размер чуть больше А5 (218x170x20 мм). Издательство «Манн, Иванов и Фербер».


Описание


Книга состоит из двух частей. Включает в себя 60 мастер классов для детей от 1 года до 8 лет!

Первая часть – это Подготовка .

В этой части автор затрагивает очень много тем, опираясь на свой опыт и практику, начиная с того как подобрать занятие для ребенка и лучшие материалы (с их полным описанием) в зависимости от возраста, заканчивая тем, что творчество, это не только искусство, но и все, «что наполнено красотой и вдохновением».








А за вдохновением стоит обращаться и к детской литературе, и к музыке, и к картинам художников и т.д. Путешествуя, находясь на природе, в музее, или на собственной кухне, всегда можно найти почву для экспериментов и исследований!



Очень много ценных советов по хранению и демонстрации детских рисунков и поделок! Помимо того, что автор советует сохранять все даже самые непонятные бессюжетные каракули малыша, до периода когда он подрастет и сам сможет решить их дальнейшую судьбу, так еще можно организовать выставку работ ребенка, прикрепив этикетку с названием, именем художника и использованными материалами - прям как в музее! Эта идея меня прям растрогала


Понравились советы о том, как говорить с ребенком о его рисунках, приведена даже краткая справка! Для меня это стало откровением, так как я говорила с ребенком ровно так, как этого делать не следует


Также хотелось бы отметить, что у Джин Ван`т Хал есть соавторы этой книги. Их работа оформлена в книге в виде отдельный статей! В одной из них поэт и писатель Сьюзан Мари Суонсон предлагает заниматься стихосложением с детьми (она это практикует, работая еще и преподавателем)! Просто записывать слова, которые приходят в голову в блокнот, а потом наслаждаться результатом Также она рекомендует ряд детских книг, которые будут интересны детям и видимо будут способствовать этому самому стихосложению! Было очень приятно и неожиданно увидеть в этом списке книгу, которая уже есть в нашей детской библиотеке!!! Это "Вежливый слон" - книга действительно классная! Вот мой отзыв о ней!

Вторая часть - это непосредственно Творческие занятия . Они там самые разнообразнейшие, с указанием возраста ребенка, для которого оно подойдет! Эти занятия распределены по главам, например:

Первые шаги:


Быстро и просто:


Развиваем фантазию:




Живопись действия:


Тихие занятия для отдыха:



Мои впечатления

Книга мне очень понравилась, я прониклась атмосферой творчества и искусства этой семьи, узнала много нового и интересного! А также поняла насколько важно и необходимо включить творчество в повседневную жизнь ребенка!

Некоторые занятия мы уже попробовали и дочке очень нравится и безумно интересно! И мы вместе получаем удовольствие от творческого ПРОЦЕССА!!!

Пуантилизм ватными палочками:


Вначале я контролировала процесс рисования палочкой, т.е. подавала палочку с новой краской (мне хотелось, чтобы были задействованы все цвета), потом дочка поняв принцип стала делать это сама! Брала одну палочку, делала один взмах на бумаге и брала следующий цвет, и так по кругу все цвета! И получилась в итоге прям картина !!!

Правда пуантилизм предполагает рисование точками, но маленькие дети, как пишет автор, предпочитают проводить беспорядочные линии!

Рисование на молоке:


Это стоит попробовать, узоры получаются очень интересные! В книге предлагается сделать молочный фейерверк, добавив жидкость для мыться посуды, ну мы пока ограничились просто рисованием

*********************************************************************************************************************

Спасибо за внимание!

Ярче всего внутренний мир ребенка, особенности его мышления и воображения раскрываются перед нами в творчестве. Всякий раз, когда ребенок рисует, лепит, вырезает и клеит, он не просто проводит время. Он воспитывается и растёт.

1. Освобождение внутренней энергии. Всем нам, и особенно детям, через творчество можно решать разные психологические проблемы, давать выход эмоциям, которые в реальной жизни порой трудно выразить. Например, если ребенок переживает этап возрастного консерватизма, пусть крокодил будет именно зеленым и злым; а если у малыша период разрушения правил, то крокодил может быть розовым, жить на облаке и быть добрым. Через творчество дети освобождаются от неприятного и утверждают позитивное. Динамичные дети с помощью рисования могут снимать внутреннее напряжение, а заторможенные преодолевают трудности в самопроявлении.

2. Раскрытие визуального восприятия. Дети – чаще всего кинестетики. Проще говоря, они всё познают через прикосновение и движение. Занятия творчеством развивают иной аппарат восприятия – визуальный. Человек, ориентированный на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать свою жизнь эффективнее. Таким людям бывает легче принимать и находить решения, запоминать что-то. Поэтому важно уделять внимание развитию визуального канала восприятия, образного мышления.

3. Развитие фантазии и воображения. Рисование, лепка и другие виды творчества развивают воображение через механизмы творческого преобразования и способствуют развитию символического мышления. Сначала ребенок что-то переживает, получает впечатления и опыт реальной жизни, а потом преобразует его с помощью творчества и на основе полученных знаний конструирует свою, уникальную творческую реальность. Таким путем обогащается его внутренний мир – фантазиями, мечтами, картинами желаемого и представлениями способов их достижения.

4. Расширение кругозора. Ребёнок во время занятий творчеством начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие. Он замечает, что отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. В творчестве ребенок учится видеть бесконечное количество вариантов, а в перспективе – становится толерантным и внимательным к проявлениям окружающих. Путешествуйте, ходите в гости, в детские театры, на концерты, берите детей на выставки – всё это станет потом отличным материалом для совместного творчества, а ребенок будет чувствовать себя полноправным участником большой жизни.

5. Развитие познавательной деятельности. Занятия творчеством дают мощный толчок в процессе познания окружающего мира. Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, следовательно развивается ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т.е. умение сравнивать и обобщать. Чем успешнее познавательная деятельность, тем адекватнее человек к природному и социальному окружению, что является залогом его стабильного существования в мире.

6. Укрепление связи с ребенком. Занимаясь творчеством вместе с ребенком, не относитесь к этому как к очередной трате времени. Используйте это время, чтобы наладить и укрепить с ним связь, будьте внимательны к тому, что он делает. Старайтесь задавать открытые вопросы, чтобы побольше узнать о его «творении» - что он нарисовал, почему выбрал такие цвета, как зовут его пластилиновых героев, кого они напоминают. Детские игры и в частности – творческие занятия, это очень хорошая возможность посмотреть на ваши отношения и на отношения в семье глазами ребенка. При желании, можно показать детские рисунки специалисту-психологу и обсудить, что радует ребенка, а что может его беспокоить или травмировать.

В выборе цели воспитания необходимо опираться на воспитание личности, способной быстро реагировать на изменения в обществе, т.е. личности, готовой к творческому созиданию себя в интересах общества.

Целью воспитания должно стать воспитание творческой личности, способной к ответственному социально и личностнозначимому выбору на основе нравственных идеалов, самопознания, самовоспитания .

Проблема воспитания творческой личности включена как важнейший компонент в Концепцию непрерывного образования и воспитания детей и учащейся молодежи в Беларуси . При этом подчеркивается, что творческая личность обязательно должна быть нравственной.

Поэтому первой задачей в достижении выдвинутой цели является воспитание системы учебно-познавательных и социальных мотивов школьников как основы поведения человека.

Вторая задача целенаправленное нравственное воспитание.

Задача третья формирование стремления к самовоспитанию. Решение этой задачи должно идти в двух направлениях. Во-первых, выработка потребности к самовоспитанию через ""повышение планки"" не только образовательных заданий, но и уровня всех видов жизнедеятельности школьников. Во-вторых, воспитанников необходимо научить приемам самопознания, саморазвития, самосовершенствования.

Четвертая задача воспитание психофизического здоровья.

Решение указанных задач должно исходить из их диалектической взаимосвязи, так как система мотивов определяет направленность личности, психофизическое здоровье обеспечивает нормальное протекание самопознания и самовоспитания, которые в свою очередь способствуют нравственному совершенствованию личности.

Для того чтобы решить поставленные задачи и достигнуть поставленной цели необходимо в процессе обучения воспитывать у учащихся способности к мыслительным операциям, развивать воображения, эмоциональной сферы с опорой на индивидуальность каждого, стимулируя самопознание.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации у учащихся.

Ранее считалось, что суть воспитания составляет организация деятельности учащихся и поэтому педагогический процесс строился как совокупность различного вида деятельности. Это сводилось к тому, что чем шире диапазон различных видов деятельности, тем процесс воспитания эффективнее. Но на практике это оказалось не совсем так. У некоторых учащихся данный метод был эффективен, у других же это вызывало лишь негативное отношение.

Дело в том, что необходимо было выделить мотив т.е. ради чего совершается деятельность. С. Л. Рубинштейн писал, что учитель, неумеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую .

Таким образом, мотив это основа формирования необходимых качеств личности. При этом задачи воспитания не должны сводиться к организации творческой деятельности, а ставить во главу угла воспитание мотивации творчества.

В настоящее время признано, что все люди обладают творческим потенциалом в разной степени. В психологии делаются многочисленные попытки исследовать творческие способности в зависимости от интеллекта, памяти, сообразительности и прочих личностных качеств. Они показали, что творческая личность наделена многочисленными психологическими особенностями, которые нельзя свести к какой-либо функции, чтобы связать ее с памятью, вниманием, интеллектом, эрудицией. Как показывает практика, успеваемость у творческих личностей сравнительно редко бывает блестящей. Доказательством тому служат примеры великих людей, которые не блистали в школе .

Исследователи Ц. П. Короленко, Г. В. Фролова подчеркивают особую роль мотивации в осуществлении творческой деятельности . Однако именно мотивации деятельности творческой личности в учебно-воспитательном процессе нашей общеобразовательной школы уделяется значительно меньше внимания, чем должно быть.

Следует отметить, что мотивации нельзя обучить, ее можно только создать, стимулировать, повышать и развивать. Поэтому воспитание мотивации учения, творчества всецело определяется педагогическим мастерством учителя. Воспитание предполагает действие механизма сдвига мотива на цель. У учащегося изначально есть мотив на получение хорошей отметки, выделиться и учителю необходимо превратить это в мотив на получение удовольствия от учения. Тогда этот механизм будет иметь воспитательный результат рождения нового мотива, где получение отметки играет вторую роль.

Достижение цели действия подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. Итак, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.

Таких средств можно выделить три: использование теории синектики, «мозговой штурм», игра.

Применение теории синектики предполагает использование всех видов аналогий (прямые, символические, личностные). Например, прямые аналогии, технический объект биологический объект (самолет птица). Необходимо использовать символические аналогии ассоциации и синестетические образы: видеть звук, слышать цвет, ощущать музыку в движении. На занятиях, при изучении различных законов, понятий следует задавать вопрос: «Какого он (оно) цвета?», «Какой формы?», «Какой он на вкус?» и т.д. Необходимо производить и личностные аналогии. В этом случае ученик должен войти в образ исследуемого элемента, предложенной ситуации. Например, при изучении источников тока, учащиеся «входят в образ» аккумулятора и сравнивая «себя» с остальными должны определить «свои» преимущества.

Применение данной теории направлено на сознательное использование подсознательных психических механизмов, действующих в творческом процессе, на создание у учащихся личностно значимых, смыслообразующих мотивов учебной деятельности, на придание личностного смысла изучаемым объектам.

Мотивация творческой деятельности при «мозговом штурме» определятся двумя факторами: человек средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе; принятие любых самых невероятных предложений, т.е. ученик имеет право на ошибку, что снимает эмоцию страха совершить ее и раскрепощает мышление, воображение, создает положительный эмоциональный настрой.

В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств . Примером игры могут быть ролевые игры такие как «Суд над силой трения», «Суд над инерцией», где роль обвиняемой, защитника, прокурора, свидетелей и присяжных выполняют учащиеся, а координирующая роль принадлежит учителю.

Опыт показывает, что использование вышеперечисленных средств стимулирует активную творческую деятельность на уроках именно слабых учеников, потому что в них без особых дидактических усилий реализуется мотив достижения. Для учащихся это привычные занятия, а не ответ у доски, окрашенный эмоциями страха. Использование этих средств в обучении не отвратит детей от учебы, не убьет талант, не заглушит стремление к творчеству.

Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание у учащихся мышления.

Мышление это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности .

Сегодняшние методы обучения рассчитаны на меньшее обращение к памяти, а на большее к мышлению.

Для воспитания творческой личности необходимо воспитание понятийно-логического и творческого мышления. В мышлении учащихся в обучении исследователи (В. Ф. Паламарчук, Т. И. Шамова и др.) выделяют три основных компонента: мотивационный, содержательный и операционный . Мотивационный компонент является определяющим, так как он приводит в движение внутренние механизмы мышления. Поэтому задача учителя постоянно мотивировать умственную деятельность, заботясь о том, чтобы внешний мотив-стимул трансформировался во внутренний, смыслообразующий мотив. Мотивирование мыслительной деятельности должно учитывать возрастную динамику развития мотивов. У младшего школьника развиваются важные для будущей жизни потребности: в умственной деятельности во внутреннем плане; в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений. В подростковом возрасте отчетливо проявляются потребности в рефлексии и самооценке, в самоутверждении и самовоспитании. В юности возникает острая потребность в поиске смысла жизни, в мировоззрении как системе знаний, объясняющей окружающий мир. Раскрывая содержательный компонент нужно отметить, что обучение различным предметам необходимо потому, что восприятие предмета как целостного образа и представлений о нем различно в разных учебных дисциплинах. Одна из важных сторон содержательного компонента мышления проявляется через актуализацию всех видов связей и типов мышления.

В воспитании личности, способной к созиданию не только внешнего, но и внутреннего мира, готовой к успешному функционированию в обществе без ущерба для себя и окружающих, т.е. творческой личности, первостепенную роль играет развитие мышления, причем во многих его видах и проявлениях.

Каждый вид связей обусловливает определенный вид мышления. Во время школьного обучения у учащегося необходимо воспитать формально-логическое, научное, практическое и образное мышление, чтобы создать базу для категориального мышления в процессе дальнейшего образования.

Рассматривая операциональный компонент необходимо, чтобы каждый учитель обозначил для себя круг мыслительных операций в соответствии с содержанием предмета, отдельных тем и целенаправленно их формировал и совершенствовал с учетом возраста учащихся и конкретного учебного материала.

В настоящее время очень большую роль в воспитании и обучении занимает принцип наглядности. Считается, что чем больше он реализуется, тем эффективнее процесс обучения. На самом деле они воспринимаются учениками как увлекательное мероприятие и не способствуют восприятию учебного содержания .

Оценивая роль наглядности необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся. Для младшего школьника роль наглядного материала определяется превалированием чувственного восприятия. В подростковом возрасте роль наглядности снижается так как учащийся ориентирован на постижение мыслительных операций, на выработку приемов самостоятельного добывания знаний и на изучение законов и правил мышления. В старшем школьном возрасте все больше увеличивается вес отвлеченного теоретического мышления.

Ведущая роль речи, слова в воспитании мышления заключается в том, что мысль не только формулируется, но и формируется в словах.

Итак, для воспитания творческой личности следует целенаправленным образом воспитывать мышление учащихся. Основой творческого мышления является формально-логическое, которому присущи творческие начала. Для воспитания данного мышления необходимо изучение предметов всех областей знаний, целенаправленное стимулирование всех типов мышления в рамках изучения одного предмета с учетом возрастной динамики мотивов деятельности учащихся, роли наглядности, речи в обучении .

В нынешнее время без развитого воображения у учащегося невозможен продуктивный процесс воспитания творческой личности.

Воображение психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта . Важнейшая задача воображения заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

Построение образов в педагогической практике происходит при воспитании восприятия, представления, памяти. При этом мало внимания уделяется воссоздающему воображению, т.е. построению образов объектов ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или изображением.

На сегодняшний день педагогическая практика и теория не выделяет воспитание воображения как особую педагогическую задачу.

Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности художественной, конструкторской, научной.

В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления, если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задания.

Воображение становится жизненно важным, когда человек сталкивается с необходимостью осмысления наиболее сложных сторон действительности, которые столько многогранны, что выявить их сущность на основе мышления просто не возможно.

Без развитого воображения нет не только открытия, но и широкого взгляда на вещи, нет активного восприятия действительности, нет гармонически развитой личности.

Таким образом воображение играет важную роль в творческом процессе, зачастую являясь необходимым средством решения задачи.

Многие люди обладают способностью создавать психические картины не только объектов, которые они видели, но и предметов, которых они не видели никогда. Так некоторые люди могут слушать музыку «умственно», думая о музыкальной композиции или смотреть ноты и конструировать мелодию в воображении. Другие в состоянии переживать в воображении мышечные движения или оживлять запахи, которые они встречали ранее. Иногда человеку, обладающему выраженной способностью какого-либо вида воображения, бывает трудно представить себе, что другие не могут этого сделать. Часто считают, что люди с развитым одним видом воображения лишены другого вида. Однако это не так: у многих отмечается хорошее развитие различных видов воображения зрительного, слухового, обонятельного, вкусового и т.д. .

Творческий потенциал воображения определяется способностью переносить (обобщать) действия (деятельности) с одного материала на другой, с одних отношений на другие. У каждого человека способность воображать очень личностна, своеобразна. Таким образом, творческое воображение, с одной стороны характеризуется индивидуально-неповторимым своеобразием, с другой стороны проявлением во всех сферах человеческой деятельности.

Для воспитания воображения в условиях общеобразовательной школы, следует выделить особую роль художественного, научного и изобретательского или технического творчества, а также спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства. Отмеченные типы творчества реализуются в деятельностях, в которых можно выделить следующие виды: самообразование, художественное и техническое творчество, общественно-полезную работу.

Самообразование представляет собой целенаправленную активную деятельность личности по формированию у себя новых качеств.

Художественное и техническое творчество включает в себя изготовление декоративно-прикладного искусства, участие в художественной самодеятельности, литературное сочинительство, техническое конструирование и моделирование. Все эти занятия объединяет тот факт, что они направлены на создание культурных ценностей, потребителем которых является сам творец.

Общественно-полезная работа, которая является самой ценной деятельностью с точки зрения воздействия на личность. Она стимулирует участие в художественном и техническом творчестве, занятия самообразованием, способствует активному потреблению культурных ценностей.

Подводя итог сказанному о роли воображения в различных видах творчества можно сказать, что для того, чтобы учащиеся были гармонически развитыми личностями, необходимо воспитывать у них творческое воображение как необходимый элемент творчества.

Но педагогические аспекты воспитания творческого воображения в теории и практике разработаны недостаточно, за исключением только специализированных школ либо классов по художественному воспитанию. Это объясняется тем, что в педагогической психологии мало внимания уделено воспитанию творческого воображения.

Л. С. Выгодский выделяет четыре формы связи воображения и действительности. Первая форма связи определяется тем, что материал воображения берется из непосредственно отражения реальных предметов внешнего мира, причем на базе этого материала могут создаваться новые образы .

Вторая форма связи воображения и действительности заключается в том, что наше воображение может оперировать образами, которые никогда не имелись в собственном опыте субъекта, а черпаются из чужого опыта.

Третью форму связи Л. С. Выгодский называет эмоциональной и рассматривает ее в двух проявлениях . Первое заключается в том, что образы возникающие в нашем сознании под воздействием действительности определяются эмоциональным состоянием. Отсюда следует, что положительного эмоционального восприятия продуктов воображения, которые учитель пытается пробудить у учеников в течении урока, необходимо, чтобы на протяжении всего этого времени ученики находились в благоприятном эмоциональном состоянии, т.е. эмоциональное состояние школьника в учебно-воспитательном процессе должно быть целенаправленно управляемым. Другое проявление представляет собой обратную связь, когда воображение влияет на чувство. Восприятие произведений искусства возбуждает в нас возвышенные чувства, поэтому их роль в процессе обучения очень велика, так как это воспитывает сами чувства, создает положительный эмоциональный фон для восприятия объектов, изучения и создания их положительных образов. С этой целью полезно использовать в паузах уроков показ слайдов произведений изобразительного искусства в сопровождении классической музыки. Это раскрепощает сознание и подсознание.

Четвертая форма связи воображения и действительности заключается в том, что комбинируя образы действительности, воображение воплощается в реальный предмет, который сам изменяет окружающую действительность. Здесь проявляется действенность воображения, что является основой движущей силы творчества. Реализация данной формы связи является наиболее эффективным путем воспитания творческой личности, так как именно она обладает наибольшей личностной значимостью для учащихся.

Также важным условием развития творческого потенциала является свобода личности. Обладая свободой выбора и смены видов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечет за собой создание множества разнообразных образов и их комбинаций в сознании. Таким образом, воображение состоит не только в создании образов, но и в их отборе и комбинировании, т.е. воображение вносит свой вклад в воспитание творческой личности, способной делать выбор целей, способов и средств своей деятельности.

Итак, воображение в творчестве играет как подчиненную роль, поставляя материал для мышления, так и самостоятельную, помогая человеку решать задачи тогда, когда мыслительным, логическим путем это невозможно. В педагогическом плане необходимо в процессе воспитания воображения максимально развивать и задействовать способность к построению образов в нашем сознании. В общеобразовательной школе необходимо воспитывать научное, художественное и техническое творчество.

В деятельности, как мышления, так и воображения огромную роль играет эмоциональная сфера психики человека. На связь воображения и эмоции указывал Л. С. Выгодский . Эмоции играют важную роль в мотивации творческой деятельности. Они представляют собой механизм превращения внешних раздражителей в мотивы, направляющие познание и преобразование окружающей действительности. Из этого следует, что для воспитания личности, способной к созиданию не только внешнего, но и своего внутреннего мира, необходимо целенаправленное воспитание умения чувствовать, переживать, управлять эмоциями и направлять их на пользу себе и людям.

Воспитание творческой личности предполагает и наличие педагогического творчества. В. С. Решетько выделяет основные признаки педагогического творчества:

Владение приемами научного анализа и синтеза;

Умение внедрять науку в практику;

Видение основополагающих внедрения;

Способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения;

Способность видеть в опыте других педагогов идеи, которые помогают им двигаться к вершинам профессионализма;

Умение использовать опыт других учителей;

Выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явлений с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, уметь видеть общие признаки отдельных фактов);

Умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать вредные стереотипы в образовании;

Умение переносить знания в различные педагогические условия и ситуации . На этот счет также сказал М. С. Абазовик: «Гаворя в данной связи о мастерстве педагогов, наиболее талантливыми нужно считать, вероятно, не тех учителей, которые обладают некоторой особенной методикой, а тех, которые умеют вызвать у воспитанников чувство удовлетворения от умственной работы, без которого не бывает таланта...»

Поэтому актуальной для учреждений образования становится задача организации методической работы по проблеме работы с одаренными учащимися. Целесообразно включения вопросов организации работы по развитию творческого потенциала учащихся в работу методических объединений, семинаров-практикумов, педагогических советов.

Значит, для воспитания творческой личности необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному ее развитию. Для этого нужно в педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.

Воспитание творческих способностей

Большое значение в развитии творческих способностей - одного из основных условий развития творческого мышления - является создание атмосферы, благоприятствующую появлению новых идей и мнений.

Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов.

ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию.

Ребенок рассматривает задачу с разных сторон.

Ребенок доводит начатую работу до завершения.

Каждый из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому учитель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.

Как может учитель, как могут родители, как, прежде всего, сам ученик может развивать и совершенствовать свои способности?

Надо исходить из уже проявленных ребенком способностей. Выявление предположительно имеющихся у ребенка способностей возможно сегодня лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень развития. Если ребенок располагает небольшими знаниями по биологии, то по этому еще нельзя судить, будет ли он в будущем великим биологом. Знание уже проявившихся сильных сторон ребенка важно не только для анализа. Оно позволяет составить суждение по поводу дальнейшего развивающего стимулирования способностей.

Тот вид деятельности, который лучше всего дается ребенку к определенному моменту времени, чаще всего теснейшим образом связан с его интересами и чувством удовлетворенности, которое он пережил, занимаясь им. Поэтому ребенок с готовностью продолжает работать в этом направлении и развивает уже имеющиеся у него умения. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того, чтобы направить его дарование в соответствующее русло.

Довольно часто случается, что родители и учитель или же сложившиеся обстоятельства требуют, чтобы ребенок решал очень сложные задачи, для чего он еще не обладает необходимыми специфическими предпосылками либо по каким-либо личным или общественным причинам невозможно развивать уже проявленные ребенком способности и поэтому необходимо его переориентирование.

В этом случае надо найти наиболее существенные аспекты, которые были бы важны и для первого и для второго направления развития способностей. Так, многие выдающиеся спортсмены после завершения своей карьеры приобретают профессии, тесно связанные со спортом.

Если же этих непосредственных связей установить нельзя, то благоприятной предпосылкой может послужить уровень развития других качеств личности, например, сильно развития способность успешно работать с книгами, словарями, справочниками, чтобы с помощью этого «проводника найти путь к содержанию выполняемой деятельности.

2. Максимально использовать золотой ключик - интерес. Развитие способности тесно связано с самостоятельной деятельностью ребенка. Чтобы добиться определенных успехов и приобрести некоторые навыки, он должен отождествлять себя с поставленной этой деятельностью целью.

В этой связи можно привести интересные результаты исследований.

Ученые попросили взрослых читать детям определенный текст так часто, что те выучили его наизусть. Потом были опрошены не только дети, но и взрослые. Однако последние текста не запомнили, так как, читая его, они преследовали совсем иную цель. Этот результат свидетельствует: приобретение знаний и развитие способностей, как правило, протекают в заданном направлении лишь в том случае, если субъект отождествляет свои действия с поставленной перед ним задачей.

Развитие способностей требует от личности очень больших усилий, предпринятых в определенном направлении, чтобы добиться в будущем выдающихся результатов. Но личность приложит все усилия лишь в том случае, если полностью сумеет проникнуться целью и содержанием деятельности. Чем сильнее интерес, тем, как правило, интенсивнее, шире, глубже осуществляемая деятельность. Следовательно, силе интереса надо уделять особое внимание. Средняя заинтересованность в лучшем случае может привести к средним способностям. Но одного интереса недостаточно. Личность должна отождествлять себя с поставленной перед ней целью. Интерес подготовит почву и придаст деятельность простор и направление. Но чем серьезнее необходимые усилия, тем активнее личность должна соизмерять свои действия с результатом, который надо достигнуть теперь или в будущем.

3. Для достижения больших успехов необходима мотивация, цель каждого действия, развивающего или стимулирующего способности, должна состоять в развитии личности, способной добиваться в определенной области необычных успехов и готовой предпринять для этого необходимые усилия.

Не каждый сможет свершить что-нибудь необыкновенное, даже если приложит для этого все силы. Но без готовности много и упорно работать над своими способностями вообще невозможно добиться большого успеха.

С детства надо постоянно расширять мотивацию к большим достижениям. Ребенок привыкает на основе уже достигнутого постоянно стремиться ко все более важным целям. Для этого можно использовать развитую систему по физике, ярмарки завтрашних мастеров, спартакиады. Существующее разнообразие таких соревнований делает возможным стимулирование развития способностей по многим направлениям.

4. Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.

История и современность свидетельствуют, что многие люди сознательно стремились к выдающимся достижениям, стремясь внести вклад в дальнейшее развитие своего общества и способствовать прогрессу всего человечества.

Подобная мотивация облегчает личности принятия на себя больших усилий, помогает ей, не щадя своих сил стремиться к тем целям, которые она считает важным, преодолевать препятствия и трудности и, если необходимо, отказываться от приятных соблазнов в жизни, без которых для многих других существование нередко утрачивает смысл. Уже в процессе развития личности ребенка его надо ориентировать на то, чтобы он постоянно соразмерял свою деятельность с интересами всего общества.

5. Осторожно направлять процесс развития способностей. Формирование способностей требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы. В течение долгих лет личность надо готовить к достижению больших результатов, которые чаще всего можно добиться лишь в отдаленном будущем. Этот процесс невозможен без неудач, без периодов застоя, даже без регрессий.

В течение долгого времени может вообще не наблюдаться какой-либо рост успехов, успеваемости, пока вновь не последует явный шаг вперед

Никто не знает, как много людей так и не добились возможных для них успехов, потому что рядом не было никого, кто помог бы им преодолеть подобные препятствия, потому что никто не искал новые пути, потому что слишком рано была поколеблена уверенность в своих силах этих людей, потому что сами молодые люди утратили мужество. Следует выяснить, часто ли ученики со средними или плохими способностями достигали отличных результатов в учебе благодаря своим родителям и учителям и было ли это вообще. Может быть, они потому и достигли таких результатов, потому что окружающие люди ждали от них этого. Возможно причина неожиданных, необыкновенных достижений, которых добиваются после окончания школы эти тугодумы, заключается в том, что в новой сфере деятельности они встречают других людей, которые, естественно, ожидают от них большего и они стремятся оправдать эти ожидания и, напрягая все свои силы, оправдывают их.

Например, в ходе научных исследований учителя посчитали «способными» многих из своих учеников, которые показали не очень высокие результаты в процессе тестирования интеллекта. Успеваемость этих учеников через несколько лет действительно повысилась, и результаты тестирования интеллекта тоже стали гораздо лучше. Учителя ожидали от них многого, в ходе занятий вовлекали в ситуации, требовавшей определенной работы ума, и тем самым стимулировали их развитие.

Развитием способностей можно руководить и другим способом, с помощью других методов, но осветить их все не представляется возможным. Эту работу постоянно надо проводить вместе с ребенком и обязательно верить в его силы. Особенно в критической ситуации ребенок должен быть уверен, что родители и учителя помогут ему преодолеть трудности.

6. Организовать и направлять развитие способностей как вид деятельности.

В первые годы жизни ребенка его занятия еще не должны направляться в какое-либо определенное русло. Важно, чтобы ребенок в соответствие со своим возрастом постоянно бы занимался чем-либо и приобретал бы при этом разнообразные навыки. Для этого могут быть использованы разнообразные прогулки или хождение за покупками с родителями, совместные наблюдения и сопереживания и т.п. Разнообразнейшие явления окружающей среды могут послужить ребенку поводом для размышлений: почему ботинки блестят после чистки? Почему лупа увеличивает, а оконное стекло нет? Почему магнит притягивает? Откуда пыль попадает в квартиру?

Дети, которые много спрашивают и часто заняты решением подобных проблем, сами размышляют и экспериментируют, они гораздо раньше и подробнее других знакомятся с окружающей средой.

Развитие мышления стимулируется вопросами, ответы на которые дают возможность получить представление и информацию о взаимосвязях по поводу таких вопросов, на которые дети не могут ответить лишь при помощи тех знаний, которыми они уже располагают. Дети требуют дополнительной информации, если они сами осознали какие-то видимые противоречия.

Существует множество изданий для детей, которые содержат и объясняют в доступной форме важнейшие понятия. Простейшие предметы, которые имеются в каждом доме, могут послужить для ребенка поводом к интересной деятельности. Проволока, звонок, лампочка, батарейка - все это прекрасные игрушки для младшего школьника и первые повод познакомить их с техническими проблемами. Немного земли, разные семена, старые пластмассовые коробки, маленькие веточки на живой изгороди и т.п. пробуждают интерес к природе. Измерительная рулетка, термометр, палочка для счета, кроме того, терпение родителей, постоянно придумывающих новые задания, помогают развить интерес к математике.

Чаще всего довольно просто заинтересовать ребенка чем-либо. Гораздо труднее для родителей помочь ребенку сохранить интерес к этому, глубже проникнуть в определенный предмет, читать дополнительную литературу, при случае начать посещать соответствующий кружок.

Многие выдающиеся ученые и инженеры, отвечая на вопрос, как им удалось добиться значительных результатов, рассказывают, что очень рано нашли интересующий их предмет и потом под руководством их родителей, учителей и других окружающих их людей научились получать от своих занятий все больше удовольствия. Первые успехи поощряли их к дальнейшему углублению в этот предмет. Каждую свободную минуту они использовали для занятий интересовавшим их делом.

Стимулирование ярко выраженных талантов, развитие способностей и талантов - сложная работа, которую должны вести увлеченные этим делом родители, педагоги, ученые, а также молодежные и детские организации. Все они должны помогать друг другу. Каждый шаг в этом направлении принесет в будущем пользу.