Меню

Ребенок 4 года не разговаривает советы логопеда. Как помочь ребёнку

Вкусные рецепты

Если ребёнок не говорит в 4 года или выражается настолько непонятно, что его понимает только мама, нужно срочно выяснить причину такого отставания. В этом возрасте речь дошкольника в норме достигает пика своей активности. Недаром четырёхлеток называют «почемучками» – они постоянно и назойливо задают вопросы, рассуждают, используя иногда собственную логику, придумывая свои слова, активно общаются со сверстниками и взрослыми. Отсутствие речи в 4 года не только сигнализирует о неполадках в работе центральной нервной системы, но и само может стать причиной задержки психического развития.

Норма развития речи в 4 года

В этом возрасте непросто охарактеризовать картину нормального речевого развития детей, настолько по-разному оно проявляется. Именно сейчас начинают проявляться различия в речевых умениях. Один ребёнок чётко произносит почти все звуки родного языка, бойко декламирует множество стихотворений, пересказывает сказки, умело пользуясь интонацией, а другой ещё не освоил ни шипящие, ни сонорные согласные и затрудняется с ответом на простой вопрос.

Тем не менее и в том, и в другом случае - это варианты нормы. Такой разброс в развитии речи детей с одинаковыми возможностями – влияние семьи и пребывания в детском коллективе.

Так как же выглядит речевое развитие нормально развивающегося ребёнка четырёх лет:

  • Он чётко излагает свои мысли, имея в активном словаре до 2500 слов, речь становится точнее и богаче.
  • Может назвать основные признаки и свойства предметов, пользуясь для этого прилагательными, отражает в речи связи между явлениями.
  • Малыш становится более внимательным, он может дослушать до конца ответ взрослого на свои вопросы, непрерывным потоком льющиеся из детских уст.
  • Высказывания четырёхлетнего ребёнка состоят как из простых распространённых предложений, также он может употреблять и сложные конструкции.
  • Он способен на короткий монолог, например, рассказывая родителям о том, что с ним произошло в детском саду за день, пересказать небольшой текст, прочитанную сказку.
  • Грамматическое оформление высказываний может быть неидеальным – слова не согласованы между собой по родам и числам, глаголы изменяются неправильно, сложность в согласовании числительных с именами существительными и т. д.
  • Свои ошибки детки пока не замечают, а вот в речи сверстника их уже видят, могут указывать на них.
  • Наступил период рифмования слов и создания собственных «стихов». Эти наивные рифмованные 2–4-стишия забавляют детей и развивают у них чувство мелодики родной речи.
  • Артикуляция шипящих (ш, ж, щ), аффрикат (ц, ч) должна быть правильной, а вот сонорных звуков (л, р) может быть пока несовершенной. Ребёнок 4 лет уже способен выделить звук из слова.
  • В речи детей 4 лет часто встречается неправильно поставленное ударение, пропуск и перестановка слогов в многосложных словах (температура – пиринтура, типантура, электричество – лепестричество).
Дети с нормально развивающейся речью активно общаются и играют со знакомыми и незнакомыми людьми по собственной инициативе.

Как понять, что у дошкольника речевое недоразвитие

Структура речевых дефектов исключительно разнообразна, можно сказать, что нет двух случаев задержки речи, похожих один на другой. Если ребёнок молчит в 4 года – это повод для срочного обследования малыша у психоневролога, невропатолога, отоларинголога, дефектолога и логопеда. Дети могут не говорить совсем, или говорить неразборчиво и невнятно.

Тревожные признаки отставания в речевом развитии:

  • Речь ребёнка никому не понятна и представляет собой набор звукоподражаний, обрывков лепетных слов, отдельных слогов и междометий (ах, бух, ой).
  • Он не стремится общаться ни с кем, даже с родными людьми.
  • Он с трудом повторяет за родителями слова и короткие фразы, или отворачивается, стиснув зубы, уходит.
  • Не может понять простую просьбу или инструкцию из двух частей (сначала принеси мне яблоко, а потом тарелку).
  • Вместо предложения произносит отдельные слова, или в его предложениях отмечается большое количество аграмматизмов.
Нарушения речи откладывают отпечаток на поведение ребёнка, он часто замкнут, капризен, неусидчив, не стремится общаться с другими детьми. Внимание, память и мышление – эти главные помощники в познании окружающего мира, развиты недостаточно. Нарушается интеллектуальное развитие, так как по мнению специалистов по изучению детской речи, для ребёнка не существует предмета или явления, которые он не может назвать.

Причины речевой задержки в четыре года

Существует немало причин того, что ребёнок в 4 года плохо говорит. Если у него сохранный слух и интеллект, значит, в основе дефекта лежит недостаточность центральной нервной системы, а, точнее, головного мозга. Существует и обратная связь, когда недоразвитие речи тормозит психическое и интеллектуальное развитие малыша.

Возможные причины отставания:

  • соматические и инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности;
  • родовая травма, внутриутробное кислородное голодание или асфиксия в родах, оставившая без кислорода головной мозг;
  • запаздывающее созревание мозговых структур;
  • черепно-мозговые травмы и нейроинфекции, перенесённые в раннем детстве;
  • генетические и хромосомные патологии (синдром Дауна, синдром Эдвардса);
  • педагогическая запущенность, недостаток внимания к ребёнку;
  • стресс или сильное нервное потрясение, остановившее развитие речи, если оно произошло в период её становления;
  • заболевания слухового аппарата, отсутствие или снижение слуха.

По данным медицинской статистики, у мальчиков речевое недоразвитие встречается в 4–5 раз чаще, чем у девочек такого же возраста.

Как помочь ребёнку

Коррекция недоразвития речи в этом возрасте в большинстве случаев сопряжено с большими трудностями. Тем не менее, нельзя терять драгоценное время, нужно как можно скорее получить квалифицированную медицинскую помощь. Врач проведёт лекарственную терапию дисфункции речевых зон мозга, стимуляцию мозгового кровообращения ноотропами, средствами для активизации нейронных связей. Отлично дополнят лекарственную терапию физиопроцедуры: магнитотерапия, лазеротерапия, электрорефлексотерапия.

Основная нагрузка по развитию детской речи ложится на плечи логопеда, педагога-дефектолога и родителей ребёнка. В сложных случаях очень помогает логопедический массаж – система возбуждающих и успокаивающих массажных приёмов, направленных на стимуляцию артикуляционной моторики и её связей с речевыми зонами мозга. Простые упражнения могут выучить родители ребёнка и выполнять их самостоятельно.

Если приходится вызывать отдельные звуки, специалисты по детской речи рекомендуют применять систему обозначений для каждой фонемы, выражаемую движениями рук:

  • а-а-а – хлопки перед грудью;
  • о-о-о – хлопки вытянутыми руками;
  • ы-ы-ы – над головой;
  • у-у-у – по плечам;
  • я-я-я – грозим пальчиком;
  • е-е-е – пальчик движется вправо-влево;
  • ю-ю-ю – соединяем и разъединяем колечко из большого и указательного пальчика.

Когда все позиции освоены, начинаем присоединять согласные звуки, сопровождая их заученными движениями: ма-ма-ма, мо-мо-мо, мя-мя-мя и т.д. Детям очень нравятся такие упражнения, и они всегда охотно их выполняют. Так вы быстрее разговорите своего ребёнка.

Логоритмика появилась в логопедической практике сравнительно недавно, но с успехом применяется многими специалистами. Это сочетание музыки, движений и простых рифмованных строчек. Подражая животным и героям сказок, дети непроизвольно развивают речь.

Артикуляционная гимнастика, предложенная в форме приключений или весёлого Язычка, или машинки, или животного поможет быстро освоить движения гортани, губ, языка, твёрдого нёба. Для развития мелкой моторики используют весёлые пальчиковые игры. Детям никогда не надоедает в них играть, а во время игры непроизвольно развивается речевая активность, усваивается мелодика родной речи.

Если у ребёнка 4 лет отсутствует речь, нужно проводить комплексное воздействие с участием медиков и педагогов. Но самое большое место в этой работе отводится именно родителям.

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.



Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения - понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода - разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.


Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия - взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.


Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи - это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки - на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.


Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом . Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.


Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота - явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.


Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.


Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.



Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).


Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития - органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения , патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад . В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.


Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка - общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш - зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.


Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.


Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка - все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

2 6 295 0

Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание в освоении нормальной речи ребенком 3-4 лет.

По статистике, патология наблюдается у 3-10% трехлеток. Мальчишек задержка речи касается в 4 раза чаще, чем девочек. По словам психологов и педиатров, число малышей с ЗРР растет.

Задержка развития речи опасна тем, что влечет за собой серьезные нарушения в работе нервной системы и мозга. При отсутствии лечения малышу грозит и неумение адаптироваться в социуме. Отставание в речи легко заметить, так как словарь ребенка трех лет составляет до 1000 слов. Если вовремя поставить диагноз и начать лечение, проблем можно избежать.

Информация в статье поможет вовремя определить ЗРР. Пользуясь рекомендациями, вы поможете малышу преодолеть патологию.

Вам понадобятся:

Причины ЗРР

Задержка речевого развития – это не болезнь, а признак нарушения функционирования ЦНС или головного мозга.

Самые распространенные признаки патологии:

Внешние

  • Частые ссоры родителей;
  • Психическая травма;
  • или ;
  • Испуг;
  • Стрессовая обстановка в доме;
  • Переезд или переход в новый садик;
  • Рождение младшего брата или сестры.

Внутренние

  1. Тяжелая беременность (гестоз, отслойка плаценты, инфекции, прием запретных препаратов, беременности, употребление спиртного).
  2. Сбой внутриутробного формирования (кислородное голодание плода).
  3. Сложные роды (преждевременные или стремительные).
  4. Повреждения во время родов (травма шейных отделов позвоночника).
  5. Короткая уздечка.
  6. Аутизм (помните, что ).
  7. Заикание (если присутствует именно эта проблема, рекомендуем прочитать нашу статью о том, ).
  8. Тугоухость (нарушение слуха у малыша).
  9. Патологии головного мозга.
  10. Внутричерепное давление.
  11. Травмы.
  12. Генетические заболевания.

Точное определение причины развития патологии ускоряет процесс излечения.

Ребенок просто не хочет разговаривать или ЗРР?

Задержку речи определить может родитель с самого раннего возраста, особенно если она обусловлена внутренними факторами (родовой травмой, тугоухостью, аутизмом, ДЦП и т.д.).

В 3 года ребенок имеет большой словарный багаж из примитивных слов, составляет предложения и отвечает на вопросы.

Если малыш:

  • Реагирует на ваши просьбы;
  • хорошо слышит;
  • узнает близких.

Значит, общаться он не хочет из-за лени. Зачем напрягаться, если вы понимаете его без слов и беспрекословно выполняете любой каприз?

Если вы замечаете, что:

  1. Малыш разговаривает заученными фразами из мультиков.
  2. Не знает, как называется большинство окружающих вещей.
  3. Лепечет на неизвестном языке.
  4. Не может связывать буквы в слово.
  5. Не задает вопросов.

Это признаки отставания в развитии речи.

Детей с ЗРР могут иметь и отставание психологического развития. У них всегда открытый рот и выделяется много слюны. Они гиперактивны, невнимательны, не могут долго усидеть на месте и не интересуются играми со сверстниками.

К каким врачам обратиться

В первую очередь, нужно проконсультироваться с педиатром. Он проведет опрос, касающийся беременности, родов и развития малыша. На основе сделанных выводов вас отправят на дальнейшее обследования к таким специалистам:

    Отоларинголог

    Проверяет на тугоухость, наличие воспалительных процессов, разрастание аденоидов и т.д.

    Логопед

    Проверяет речевое и психомоторное развитие ребенка.

    Психолог

    Проанализирует психоэмоциональное состояние малыша.

    Невролог

    Врач может отправить на дополнительные обследования: МРТ, эхо-энцефалограмму и электроэнцефалограмму.

Методы лечения ЗРР

Медицинские

При отставании малыша в развитии речи часто невролог или невропатолог назначает такие медикаменты:

  1. Когитиум – стимулирует нормальное функционирование работы зон головного мозга, отвечающие за развитие речи;
  2. Лецитин, Энцефабол, Кортексин, Актовегин, Нейромультивит – ноотпропные препараты, что используются для питания головного мозга. Это ускоряет формирование нейронов.

Все таблетки выписываются исключительно врачами. Не давайте лекарство самостоятельно, ведь если кому-то препарат помог, то вашему ребенку он может быть противопоказан.

Педагогические

Лекарственная терапия – не панацея от ЗРР. С детьми должны заниматься дефектолог и логопед.
Перед дефектологом стоит задача повысить интеллектуальный и социальный уровень ребенка. Педагог использует систематические игры, которые корректируют негативные факторы развития и восстанавливают речевую функцию. Это сказкотерапия, подражание звуков, гимнастика языка и лица, и т.д. Занятия с врачом-дефектологом начинаются после двух лет. Медицинские центры разрабатывают целые программы для детей с патологией речи.

Логопед работает с малышами 4-5 лет. Врач учит ребенка правильно выговаривать буквы, строить предложения и формировать рассказы.

Но вы и сами должны освоить навыки,

Коррекционные

Методика заключается в физиотерапии, которая восстанавливает части головного мозга, речевую функцию и умственные способности. Самыми эффективными методами считаются:

    Магнитотерапия

    С помощью низкочастотных волн стимулируется течение химических и психических процессов в организме. Противопоказана детям до 2 лет.

    Электрорефлексотерапия

    Врач специальным аппаратом воздействует на части мозга, которые отвечают за развитие речи. Метод применяется у малышей с полугода, но имеет противопоказания: эпилепсия, судороги, психический разлад.

Альтернативные

Вспомогательными методами могут быть:

  • Дельфинотерапия – лечение с участием дельфинов;
  • иппотерапия – лечебная верховая езда;
  • развивающие уроки ;
  • арт терапия – лечение рисованием;
  • остеопатия – ручной метод воздействия на структуру тела ребенка, который позволяет восстановить различные нарушения.

Как родителям помочь ребенку

  • Развивайте мелкую моторику . Доказано, что развитие речевой функции и мелкой моторики тесно связано. Поэтому вам в помощь придут игры с мелкими предметами: складывание паззлов, мозаика, кубики, лего. Можно лепить из теста (), рисовать пальчиковыми красками, делать браслеты и бусы. Ориентируйтесь на предпочтения вашего крохи и занимайтесь.
  • Слушайте музыку . Включайте детские песни и пытайтесь петь с ребенком.
  • Танцуйте . Под музыку показывайте малышу движения, а потом просто говорите их словами. Например, руки вверх, правую ноги согнуть в коленке, голову назад и т.д.
  • Читайте книги . Совместно просматривайте иллюстрации на страницах. Просите ребенка, чтобы он назвал животное или геометрическую фигуру.
  • Не сюсюкайесь . Нужно чтобы ребенок учился воспринимать взрослую правильную речь.
  • Хвалите . Как только вы замечаете старание ребенка, хвалите его. Но для этого сначала нужно выучить “золотые правила”, .
  • Проводите больше времени с ребенком дома, на улице, в гостях . Проявляйте свою любовь, обнимайте, целуйте и говорите о своих чувствах.
  • Терпение . У малыша не сразу все будет получаться так, как вам того хотелось.

Малыши начинают говорить относительно поздно, когда научились уже не только ходить, но и быстро бегать. А все, что происходит до того, называется доречевым периодом развития. И если каждый из его этапов пройден вовремя, то родителям не о чем беспокоиться. Главное – знать, что характерно для каждой новой ступеньки лестницы, ведущей к освоению речи. Все необходимые данные приведены в таблице ниже.

Почему ребенок не говорит?

Причины нарушения развития речи разделяются на социальные (ведущую роль играет обстановка, в которой развивается малыш) и физиологические (связаны со здоровьем).

К социальным причинам задержки развития речи относится недостаточное внимание к ребенку: он не говорит, потому что ему просто не с кем разговаривать. Окружающая обстановка такова, что речь теряет свою ценность, например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, слышно много посторонних звуков. Ребенок привыкает не вслушиваться в речь, начинает говорить поздно и в основном цитатами из мультфильмов, часто не понимая значения слов. Если мама или папа говорят слишком быстро, то малыш не успевает вычленить отдельные слова и в конце концов перестает пытаться понять взрослого и донести до него свою просьбу. Довольно часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях, кроха просто не знает, на какой язык ориентироваться, осваивает сразу оба, но за больший промежуток времени. А гиперопекающие, сверхвнимательные родители, угадывающие все желания малыша, не формируют у него потребности выражать свои просьбы и эмоции словами, лишая кроху мотивации к освоению речи. Аналогичный результат дают завышенные требования и дидактический стиль. Если члены семьи заставляют малыша переговаривать правильно одни и же слова и фразы, то кроха вообще перестает что-либо произносить.

К физиологическим причинам задержки развития речи относятся:

  1. Нарушения слуха.
  2. Недоразвитие органов артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  3. Стресс – испуг, родительские ссоры, крики.
  4. Поражения головного мозга, возникшие из-за внутриутробных и родовых травм, падения, или тяжелые заболевания в раннем возрасте.

Заподозрить физиологическую задержку развития речи следует, если младенец все еще не обращает внимания на звуковые сигналы, не гулит, не улыбается в ответ на обращение мамы, не показывает комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками), а в не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, а его единственной голосовой реакцией является громкий плач.

Почему так важно своевременное развитие речи?

Если не принимать мер, то по мере роста крохи набор отклонений в развитии речи будет увеличиваться:

  • В 1,5–2 года кроха не сможет произнести своего имени, назвать окружающие предметы, выполнить простую команду, например, помахать рукой, подойти к маме, показать на картинке кошку.
  • В 2,5 года ему не удастся составить предложение из двух слов («мама, дай», «пойдем гулять»). Изменится манера поведения малыша, при общении он постарается использовать неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
  • В 3 года задержка речевого развития у ребенка станет особенно заметна со стороны. Даже тогда, когда родители не обращают внимания на проблему, врачи и знакомые не пропустят ее. Малыш будет говорить на своем языке, непонятном даже для мамы, слишком быстро, глотая части слова или, наоборот, в замедленном темпе. У него появятся трудности с пережевыванием пищи (кроха может подавиться даже маленьким кусочком), а также повышенное слюноотделение. У такого ребенка постоянно открыт рот без явных на то причин (насморк).

Задержка речевого развития: когда идти к врачу?

Чем раньше начать лечение задержки развития речи, тем больше шансов, что ребенок сумеет нормально учиться в школе. Чтобы докопаться до истинной причины проблемы, могут понадобиться исследования мозга (реоэнцефалография, ультрасонография, компьютерная томография, магнитно-ядерный резонанс), которые помогут определить лечащего врача – невропатолога, отоларинголога, окулиста и др. К 2-летним детям подключается дефектолог. С 3-летнего возраста при необходимости присоединяются психоневролог или ортодонт, а с 4–5 лет – еще и логопед. Не исключена и лекарственная, физио- и анималотерапия.

Первый способ предполагает назначение препаратов, активно питающих нейроны головного мозга, а также лекарств, стимулирующих речевые зоны коры. Физиотерапия – массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия – воздействует на зоны головного мозга с целью улучшения кровоснабжения участков, ответственных за дикцию и память.

Перспективным направлением коррекции речевых навыков считается анималотерапия (от англ. animal – животное): к лечению привлекают братьев наших меньших – лошадей, дельфинов, собак. Особое внимание следует уделить , пальчиковым и подвижным играм, рисованию, лепке, аппликации, специальным речевым играм, развитию зрительного и слухового внимания, увеличению объема пассивного словаря, а также созданию условий для активной коммуникации карапуза со сверстниками. Обычно при устранении причин сбоя и грамотно организованном лечении к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции во многом зависит от усилий родителей.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям нужно:

с 0 до 3 месяцев ласково разговаривать с ребенком, петь ему, в положении стоя, склоняясь, ходить вокруг кроватки, чтобы кроха смог следить за локализацией звуков;

с 3 до 6 месяцев разговаривать с ребенком, вызывая ответные звуки (лепет) и поддерживая радостное состояние, улыбку, смех;

с 6 до 12 месяцев стимулировать лепет, вступая в диалог, когда кроха лепечет, многократно повторять простые слова «мама», «дай», «киса», учить выполнению движений и действий по слову взрослого: «ладушки», «дай ручку», «до свидания», «дай игрушку»;

с 12 до 24 месяцев учить названия блюд (каша, котлетка), посуды, мебели, одежды, животных, птиц, частей тела; развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюет зернышко»); научить выполнять инструкции из 2-3 действий: «пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси мне»);

с 24 до 36 месяцев показывать малышу более сложные предметы, действия, картинки, сопровождая знакомство словесными пояснениями; приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образами, слушать небольшие рассказы и стихотворения; учить говорить предложениями, правильно произносить слова и их окончания; провоцировать высказывания, учить передавать впечатления, называть свойства предметов.

Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет

Возраст Голосовые реакции и развитие речи

Радуясь, младенец издает короткие и однотипные звуки, не имеющие никакого значения, но свидетельствующие о хорошем самочувствии.

Начинаются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о»; малыш гулит, «воркует».

Звучат рулады гласных звуков: «у-у-а-а-о».

5 месяцев

К гласным присоединяются согласные, «слова» становятся длиннее и разнообразнее.

6 месяцев

Ведет со взрослыми своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к их речи, пытается имитировать слышимые звуки. Понимает смысл услышанного, может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

7 месяцев

Из потока неразборчивых звуков уже можно выделить отдельные слоги и даже короткие слова.

8 месяцев

Учится произносить звуки, имитируя взрослых, как эхо, не всегда понимает значение.

9 месяцев

Первые облегченные слова («ма-ма»); повторяет слоги с разнообразными модуляциями голоса.

10 месяцев

Вслушивается в речь и подражает ей, появляются новые слоги и слова («на», «ав»). Знает значение слов, ищет глазами маму, игрушку, показывает пальчиком на носик.

11 месяцев

Воспроизводит звуки по своему усмотрению. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения.

12 месяцев

Ребенок уже знает около 10 слов и может повторить только что услышанное новое. Понимает более 20 слов. У девочек этот период начинается раньше.

12-18 месяцев

Слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «ам-ам» (есть). Звукоподражательные слова: «ав-ав» (собака), «тик-так» (часы), «му-му» (корова) и т. д. Все существительные употреб­ляются в именительном падеже в единственном числе.

18-20 месяцев

Пытается связать два слова во фразу («Мама, дай!»), использует исключительно повелительное наклонение глаголов («Иди-иди!», «Дай-дай!»).

20-22 месяца

Появляются формы множественного числа (разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

22-24 месяца

Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. Период вопросов «что это?».

Появляются грамматические формы – падежи, времена. Сначала родительный, затем дательный, творительный и предложный. Слышны многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.

Длинные фразы, настоящие монологи. Период вопросов «почему?».