Меню

Шесть способов вернуть внимание ребенка на групповом занятии. Семь эффективных способов привлечь внимание ребенка Как можно заинтересовать ребенка учебой

Жизнь

Эта тема волнует каждого родителя. Все семьи так или иначе встречают проблему мотивации к учёбе. В рамках нашего проекта “Подросток: инструкция по применению” мы решили узнать из первых уст о том, как решить этот вопрос.

Немного о мотивации к учёбе - почему я хочу рассказать о ней

Часто родители не знают, как заинтересовать ребенка учебой? А когда

заинтересовать не получается, появляется вопрос о том, как заставить ребенка учиться в школе.

Когда я сказала маме, что пишу эту статью, мама попросила меня дать ей ее почитать, когда я закончу. Ей давно интересно, как заставить моего брата учиться. Мама перечитала кучу статей о том, как повысить мотивацию к учебе у подростков, но не было ни одной такой, какая бы давала действенные советы о том, как поднять мотивацию к учебе. Поэтому я попытаюсь написать именно такую статью. Сейчас, от лица этого самого подростка, которого нужно заинтересовать учебой, я расскажу, что об этом думаю.

Заставлять и мотивировать

Иногда родители спрашивают, во сколько же лет лучше отправлять ребенка в школу? В 5, как поступают многие занятые и современные мамы; в 6, по стандарту; или в 7, как раньше? Причиной такого вопроса часто становится то, что родители боятся ответственности, причем не своей. Психологи отвечают, что нужно сделать это только когда он будет готов. Одна моя одноклассница пошла в школу в 8 лет. Когда она шла в школу, то она не была готова. И даже сейчас, спустя 9 лет, не думаю, что она готова. Что я подразумеваю под словом “готов”? Заинтересован и смотивирован. Перед поступлением в школу, очень важно объяснить сыну (дочери), зачем это нужно, что он(а) от этого получит, почему это интересно и т.д. Когда этого нет, то и желания учиться тоже нет. И тогда приходится заставлять. Я всегда училась с радостью, была отличницей, на все олимпиады отправляли именно меня. Так что, когда через 3 года после начала моего обучения, в школу пошел мой брат, все были просто в шоке от того, что он крайне незаинтересован. Конечно, вопросы о том, как заинтересовать ребенка 2 класс и как заинтересовать ребенка 3 класс - совершенно разные. И ответы на эти вопросы сильно отличаются.

Но теперь, анализируя, хочется вынести несколько общих правил по поводу того, как стоит относиться к нежеланию ребенка учиться.

  1. Помогите найти своему ребенку хобби - думаю, Вы уже поняли, что в учебе он совсем 0. Но обратите внимание на его сильные качества. Может быть, единственный предмет, по которому у него хорошие оценки - труды? Или Ваш ребенок умеет готовить? А что если у него есть слух? Чтобы сделать его успешным, Вы должны развивать его со всех сторон и обращать свое внимание на то, к чему у него есть способности.
  2. Не ставьте для него планок в учебе - Часто Вы говорите ему, что он должен иметь оценку как минимум 4 (5) по определенному предмету? Вы прекрасно знаете, что самая высокая оценка, которую он получал на этом уроке - 3. Он будет чувствовать себя виноватым, не более.
  3. Верьте в своего него - Просто попробуйте купить ребенку вспомогательную литературу по тому предмету, который он не понимает. Никогда не открывает учебник по физике? Так объясните ему, что 5 минут в день - и через время у него будут совсем другие результаты.

Мотивация для учебы в школе - это выбор между “заставлять” и “мотивировать”

Выбирать Вам.

Нужно ли заставлять ребенка учиться?

Если же Вы все-таки выбрали заставлять, то задумайтесь, так ли это полезно и будет ли это иметь плоды?

Кто угодно, а особенно подросток, воспримет это принуждение как лишение свободы, а, как известно, свобода входит в перечень главных ценностей у человека. Очень часто словами “троечник”, “отличник”, “хорошист” оценивают не усилия детей, а их самих. Это больно, но это так.

Заставлять не стоит, однозначно. Нужно помочь, послушать, подумать над проблемой.

Если мотивировать, то как?

Если Вы выбрали мотивировать и не знаете, как это сделать правильно, то эта часть для вас.

Когда я начала писать эту ее, то спросила у своего друга, что он думает по этому поводу. Он ответил, что старания нужно поощрять, т.е. дарить подарки за успехи. Мне бы хотелось поспорить с ним по этому поводу, потому что на подарок за каждую хорошую оценку никаких денег не хватит, но часто для родителей этот способ кажется самым простым и надежным.

Мое же видение заключается в том, что нужно учить маленького человечка учиться самому, без подарков и обещаний, потому что лучшим поощрением всегда будет результат и, очень возможно, успех.

В новом 21 веке все меняется буквально каждую минуту, и, если раньше для успеха было достаточно отучиться 10 лет в школе и 4 в университете, то сейчас учиться приходится постоянно. Профессии нового века - программист и копирайтер, - требуют постоянного получения новых знаний.

Хотите успеха для Вашего ребенка? Стараться придется в первую очередь Вам. На эту тему пишут много, я изучала советы специалистов, и вот какие выводы могу сделать:

  • когда делаете уроки с ним, постарайтесь не кричать
  • принимайте любые его увлечения
  • научите его технической грамотности
  • отвечайте на любые его вопросы
  • научите его читать, очень может быть, что он просто не нашел ещё подходящую книгу
  • не рассказывайте, а показывайте (домашние опыты, например, - это очень прикольная штука)

Мотивация на учебу школьника - вещь тонкая. Важно заинтересовать, заставить взглянуть с другой стороны, показать плюсы того или иного занятия.

Упражнения на мотивацию к учебе младших школьников:

  1. Письмо - предложите послать письмо кому-нибудь из родных (бабушке, крестной и т.п.). Пусть он сам его напишет, украсит и положит в конверт.
  2. Книга - сходите в библиотеку и возьмите книгу, которая заинтересовала Вашего малыша.
  3. Стихи - выучите с ним стих, приуроченный к ближайшему празднику.
  4. Презентация - научите его делать презентации в PowerPoint и попросите сделать презентацию, например, о вещи, которую он хочет на день рождения.
  5. Интервью - помогите ему составить список вопросов, а вечером возьмите интервью у папы.
  6. Рассказ - попросите написать рассказ про то, что ему близко, к примеру, про нитку и иголку.
  7. Физ. минутка - между выполнением домашних заданий, покажите несколько физических упражнений. Все-таки, нельзя все время сидеть и сидеть.
  8. Видеомотивация на учебу - посмотрите с Вашим чадом видео о том, как, к примеру, украсить свой пинал или о студенческой жизни, которая его ждёт. То есть важно понять что ещё даёт учеба.

Все эти упражнения помогут Вам развивать творчество и привить ему интерес к учебе.

Как заставить ребенка учиться и делать уроки

Я читала автобиографию Нестеровой пару лет назад, и там было несколько страниц о том, как в средней школе она не делала уроки в принципе. То есть, в школе она училась, и все запоминала, а вот дома не делала ничего. Невольно я вспомнила и себя. Как скрещивала пальцы, лишь бы не проверяли домашнее задание, как получала двойки, как выкручивалась, но, все-таки, домашние задания не делала. Что это? Однозначно лень.

Если стоит вопрос: “Как заставить ребенка делать уроки?”, то ответ на него: “Очень просто.” Тут в ход идут принуждения, постоянная проверка и так далее. К сожалению, на своем горьком опыте скажу, что ничего кроме этого Вам не поможет. Нужно, чтобы ребенок хотел учиться. Потому что мотивация ребенка на учебу в школе - это ещё не все. Главное - желание. Нужно научить его быть самостоятельным, объяснить что и зачем нужно. Хорошо, если ребёнок пройдёт специальные и сможет сам выполнять домашние задания.

Научить учиться ребёнка проще и приятнее чем заставить!

Как заставить ребенка хорошо учиться?

Тяжело заставить учиться, а вдвойне тяжело - заставить учиться хорошо. В теории, абсолютно каждый человек может учиться, и даже учиться хорошо. На практике же, это не всегда так. Все зависит от нагрузки, качества подачи материала, количество времени, которое уходит на занятия. Нет одного правильного ответа на вопрос, о том, как помочь ребенку учиться хорошо. Помните, что не все талантливые и умные дети учатся хорошо, и не все отличники талантливы и умны.

Что делать?

  1. В первую очередь, выясняйте причины плохих оценок и постарайтесь избавиться от этой причины.
  2. Общайтесь с ребенком как с другом. Постарайтесь понять его и выясните для себя, зачем Вам, чтобы он учился только на “отлично”.
  3. Поинтересуйтесь, какие планы на будущее у Вашего ребенка и научите его ставить долгосрочные цели.

Как заинтересовать подростка?

Если заинтересовать ребенка 2-3 класса в учебе ещё легко, то мотивация к учебе подростков - штука посложнее.

Учтите, подросток знает, что ему нужно высшее образование, что он хочет хорошо сдать экзамены, чтобы потом работать. Но иногда бывает лень. Часто с толку сбивает количество предметов, которые нужно учить, при том что, как любят говорить подростки, “это мне в жизни не пригодится”. Это уже проблемы образовательной системы, но тем не менее.

Вопросы типа: “О чем ты вообще думаешь на уроках?”, - риторические.Вспоминайте, о чем думали вы в средней-старшей школе. Внушить подростку, что учиться надо, вообще очень тяжело. И сколько раз Вы бы не повторили, что без учебы не будет работы, без работы - денег, он будет так думать только если поймет это сам.

Несколько идей, чтобы мотивировать подростка к учебе:

  • Почитайте/посмотрите с подростком новости. Не заставляйте, просто предложите. Это должно быть что-то о его увлечениях. Позже обсудите это с ним.
  • Распечатайте или напишите цитаты для мотивации к учебе. Они могут быть как на русском, так и на английском, например. Наклейте их на видные места.
  • Подберите красивую канцелярию/тетради, чтобы пользование этими вещами ему было комфортно и приятно.
  • Не перехваливайте. Здесь следует вести себя очень осторожно. Кажется, что похвалить никогда не будет лишним, на самом же деле, Вы подскажете подростку, что он и так слишком хорош.

Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться. Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь. Можно пройти , научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно!

Мотивация к учебе у студентов

Когда вчерашний школьник становится студентом, родители уже не так серьезно следят за учебой. Мол “твоя жизнь, хочешь - учись, не хочешь - работай”. Возможность не ходить на лекции распускает студентов, которые счастливы отдохнуть от школы, но ещё не научились самодисциплине. Отсутствие мотивации к учебе у студентов - дело распространенное, потому что сейчас всем известно: диплом - это просто документ. Никто не идёт работать по профессии, а учиться в ВУЗе нужно только для того, чтобы родители не переживали.

  1. Студент должен постараться найти контакт с преподавателем.
    Преподаватель и студент должны быть друзьями.
  2. Университет - важное место для расширения возможностей, круга знакомых и поиска себя.
  3. В университете важно получать удовольствие от обучения, ходить в университетские клубы по интересам, знакомиться с новыми людьми.
  4. Студенту важно уяснить, что дисциплина - самое главное. Пришел на занятия в первую половину дня - гуляешь всю вторую. Не пришел раз, не пришел два, а на третий уже можно и не приходить.
  5. В университете можно записаться в инициативную группу. Тогда и авторитет появляется, и новые знания, и вставать с постели с утра хочется.

Мне кажется, здорово, когда подростку и ребенку помогают увидеть свою цель, понять зачем ему учиться и прилагать усилия. Хорошо, когда подросток осознанный, и всё сам понимает. Но это бывает далеко не всегда. А слушать родителей тоже бывает тяжело… Поэтому для этой задачи хорошо подходят курсы по. Потому что когда ты находишься компании других ребят, вместе с ними думаешь о своих целях и будущем тебе не хочется сопротивляться. Тебе действительно хочется стать лучше!

В заключение

Мотивация - вещь, без которой невозможно ни в школе, ни во взрослой жизни. Как найти мотивацию для учебы, если он сам не хочет ничего делать? Важно научить искать ее, ради его собственного успеха в будущем.

Доклад на тему:

" Как заинтересовать

дошкольника занятиями".

Подготовила воспитатель

Дошкольной группы

Орлова С. В.

"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки,

музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок."

(В. А. Сухомлинский)

Принципы обучения дошкольников.

Для того, чтобы обучение детей дошкольного возраста было эффективным и приносило хорошие результаты стоит соблюдать основные принципы обучения:

1. Принцип обучения в игровой деятельности.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Поэтому эффективнее всего проводить занятия по обучению в игровой форме.

2. Принцип заинтересованности.

Занятия должны проводиться интересно для детей и в активной форме. Если занятия интересны ребенку он активно принимает в них участие и тем самым знания усваиваются быстрее и надежнее.

3. Принцип наглядности.

В работе с малышами этот принцип в обучении является одним из ведущих. У дошкольника еще преобладает наглядно-образное мышление. Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал.

4. Принцип последовательности.

Обучение должно быть последовательно, то есть знания даются от простого к сложному, а не наоборот.

5. Принцип доступности и индивидуальности.

Это означает, что знания и умения следует давать ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Соблюдения этих принципов поможет малышу развиваться гармонично и эффективно.

Как же правильно организовать занятия?

Занятия для детей дошкольного возраста должны проходить динамично и интересно, иначе они попросту обречены на провал. Всем известно, что дети в дошкольном возрасте живут в игре, в сказке, все игрушки для них - живые. Также известно, что ребенок гораздо охотнее занимается если преподнести нужные знания в игровой ситуации. В конце концов, если дети через игру учатся, то можно себе облегчить жизнь, научив его тому, что считаем он обязан знать и уметь, привив ему необходимые навыки.

Большое внимание требует организация занятия. Здесь важно заинтересовать малышей, привлечь их внимание. Для этого отлично подойдет яркая и новая игрушка или громкий шум, который привлечет внимание детей. Далее можно начать рассказ от лица новой игрушки или рассказать о том, что привело, например, гномика в детский сад к ребятам.

Затем могут проходить различные задания для детей, которые также могут быть в игровой форме и сопровождаться яркими картинками или звуками. Не следует долго времени уделять одному и тому же заданию, иначе есть вероятность потерять интерес ребенка к нему. Все задания должны быстро сменяться другими, а само занятие быть динамичным.

В середине занятия необходимо провести физкультминутку, чтобы дать отдохнуть малышам. Затем можно с новыми силами продолжать занятие.

В последней части занятия с дошкольниками можно дать задание на продуктивную деятельность детей. Это может рисование или дизайн, лепка или аппликация, которое будет связано с темой занятия и будет хорошим итогом к нему.

Как заинтересовать ребенка?

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностямиразвития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Поэтому надо помочь ребенку развить и реализовать свои возможности, не жалея затраченного времени. Тогда ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у нас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы наши усилия были эффективными, нужно:

1. Не допускать, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенок весело учится, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого прогресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень маленькое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7. Развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Как понять, какие занятия могут заинтересовать ребенка?

Прежде всего, нам поможет наблюдение за детьми. Смотрим, во что дети играют с удовольствием и интересом. Очень важно, чтобы задание, которое мы даем ребенку, было ему под силу. Положительные эмоции, вызванные удачным выполнением задания, помогают формированию интереса. С другой стороны, задание не должно быть слишком простым, должно содержать какой-то вызов ребенку: "Смогу ли я это сделать? Справлюсь ли?" Поэтому вводя какое-то новое занятие, двигаемся от простого к сложному, придерживаясь принципа постепенного усложнения.

Разрешаем ребенку лепить, рисовать, читать и т.д. так, как ему самому хочется, пусть даже занятие и пойдет не по составленному нами плану. Необходимость действовать строго по правилам способна убить всякий интерес к занятию. Мы демонстрируем ему, как намазывать детали аппликации клеем, как проталкивать фигурки в отверстия и тому подобное, но потом мы отпускаем его руку и даем ему возможность самому открыть свойства предметов опытным путем.

Важно также оставлять все материалы и пособия в зоне доступа ребенка, чтобы они всегда были у него перед глазами и, чтобы он мог, при желании, достать их и позаниматься. Особенно это актуально, если ребенок еще не может словами объяснить свое желание.

Таким образом, надо быть внимательным к интересам и предпочтениям ребенка и стараться быть гибким, и тогда обязательно удастся пробудить его интерес к развивающим занятиям и сделать их эффективными.

А самое главное, не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у нас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.


Как заинтересовать ребенка учебой:

советы челябинского психолога

Как добиться, чтобы дети вновь с радостью выполняли домашние задания и бежали в школу, рассказывает челябинский психолог Анна Кубата.

Многие родители часто задаются вопросом: «Как же вызвать у ребёнка интерес к учёбе?». Но правильнее было бы спросить себя: «Почему ребёнок не хочет учиться?». Если родитель и задаёт себе такой вопрос, то в голову приходит довольно банальный ответ – из-за лени. Но на самом деле, всё гораздо сложнее. Ведь нежелание учиться, отсутствие интереса к урокам могут спровоцировать сами родители, предъявляя своему чаду непосильные требования, например, что он должен учиться на отлично по всем предметам.

Итак, что же делать?

Во-первых, присмотритесь к себе. Какие требования вы предъявляете своему ребёнку? Соответствуют ли они его возрасту, возможностям? Бессмысленно заставлять ребёнка заниматься часами, если он ещё младший школьник, и ведущей у него является игровая деятельность. Ребёнок в этом возрасте не способен длительное время усидеть на месте. Такая нагрузка, вполне, может вызвать нервное перенапряжение. Время, отведённое урокам, должно соответствовать возрасту ребёнка - два часа в день с двумя небольшими, десятиминутными перерывами на отдых.

Во-вторых, если вы требуете, чтобы ваш ребёнок учился только на отлично, каждый раз критикуя его за более низкую оценку, то вполне естественно, что у ребёнка выработается отрицательное отношение к учёбе. Она будет связана для него со страхом наказания и негативного отношения с вашей стороны к нему. Но, помимо этого, у ребёнка вырабатывается так же страх совершить ошибку, что непременно случается, так как он находится в постоянном напряжении, и, в конце концов, внимание рассеивается, и ребёнок ошибается. Это взращивает в нём комплексы, неуверенность в себе, а так как присутствует ещё и страх неодобрения со стороны родителей, появляется ложь (ничего не задали, я уже всё сделал и т.д.). Чтобы этого избежать, поощряйте ребёнка за хорошие оценки, за его старания, а если уж и получил плохую оценку, не ругайте и не критикуйте, а наоборот, поддержите, скажите, что он старался и что в следующий раз у него обязательно все получится.

В-третьих, к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход в учёбе, необходимо учитывать его темперамент . Под темпераментом мы понимаем тип нервной системы, который обуславливает скорость и силу протекания нервных процессов. Существует всего четыре типа темперамента - это флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. Например, бесполезно, а то и вредно требовать от ребёнка с флегматичным темпераментом быстрого выполнения заданий, так как его нервная система инертна и не способна быстро «включиться» в какую-либо деятельность и динамично выполнять её. Такому ребенку необходимо давать больше времени на выполнение задания и не торопить его. А вот ребёнку-сангвинику быстрый темп работы даётся легко, но вот закончить дело до конца и не отвлекаться - сложная задача. Поэтому такого ребёнка желательно заинтересовать занятиями, которые концентрируют внимание, требуют тщательности выполнения, например, это конструкторы, пазлы, рукоделие. Так же необходимо поощрять сангвиника за его настойчивость при выполнении заданий. У ребёнка холерического темперамента могут возникнуть сложности из-за избытка энергии, неусидчивости, невнимательности. В первую очередь, нужно дать выход накопившейся энергии, идеальный вариант – занятия подвижными видами спорта. Для тренировки внимания так же подойдут занятия рукоделием, лепка, рисование. Холерики всегда торопятся, объясните ребёнку, что главное качество, а не количество. Особое внимание необходимо уделять ребёнку с меланхолическим темпераментом. Такой ребёнок нуждается в постоянной поддержке со стороны близких ему людей. Малейшая неудача повергает такого ребёнка в уныние. Задача родителей - научить ребёнка видеть в ошибках положительный опыт, хвалить его за успехи и обязательно говорить ему, что вы верите в его силы, и что он сможет справиться с заданием.

В-четвёртых, будьте образцом для своего ребёнка. Будет здорово, если вы расскажете ему о своих школьных годах, об успехах, о выступлении на олимпиадах и конкурсах, о весёлых мероприятиях и соревнованиях между классами. Вспомните свои любимые предметы, что особенно вам в них нравилось. Просмотрите вместе школьный альбом, расскажите об одноклассниках, с кем сидели за партой, одним словом, формируйте у ребёнка положительное отношение к школе. Так же устраивайте всей семьей интеллектуальные игры, которые расширяют кругозор и желание познавать что-то новое. Играйте с ребёнком в «школу», придумывайте, как можно помочь ребёнку сделать уроки в форме игры, выслушайте его предложения. Используйте различные цветные карточки, карандаши и фломастеры, магнитики, конструкторы и разные другие предметы, которые вызовут интерес у ребёнка и разнообразят скучные для него примеры по математике, тексты и правила по русскому языку. Так вы получите не только выполненное домашнее задание и хорошую оценку, но и желание ребёнка вновь приступить к такому занимательному занятию в следующий раз.

В-пятых, помогайте ребёнку, но не всё делайте за него. Если вы будете выполнять домашние задания за ребёнка, вы отберёте у него возможность научиться думать, выработать в себе самостоятельность и ответственность. Ваша задача, как родителя, обязательно откликаться на просьбы о помощи, если ребёнок затрудняется с тем или иным заданием, но помощь должна состоять в виде заданного вектора, подсказки, чтобы ребёнок смог развить свои мыслительные способности, научился решать поставленные перед ним задачи.

Подводя итоги, упомянем ещё одну важную деталь – это рабочее место для ребёнка. Это должен быть удобный стол, расположенный в месте, где хорошее освещение, достаточно пространства и нет отвлекающих предметов и шумов, например, телевизора. В этом деле так же можно проявить творческую смекалку и наклеить на полочки, на стену разноцветные стикеры с математическими формулами, словами-исключениями. Ну, а если есть грамоты и награждения, то и их повесить рядом в рамочки, чтобы, глядя на них, ребёнок вспоминал о прежних успехах и стремился к новым, повышая в себе уверенность и собственную значимость.

Главное, о чём следует помнить родителям, - ребёнку необходима ваша поддержка. Проявляйте искреннюю заинтересованность в его успехах, будьте терпеливы и внимательны во время школьного этапа в жизни ребёнка. Присматривайтесь к себе, не слишком ли вы категоричны и требовательны, помните одно мудрое высказывание классика русской литературы Н.В. Гоголя: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя». Удачи вам, дорогие родители!


Психология и педагогика

Как заинтересовать ребенка учебой?

В образовательном процессе почти всегда срабатывает формула «кто хочет, тот добьется»: секрет успеха учеников кроется в их устойчивой мотивации. Но почему в одних ситуациях мы хотим учиться, а в других не хотим? Почему одни дети хотят учиться, а другие наотрез отказываются? Как выстроить в школе такую ситуацию, чтобы учиться хотели все? Об этом рассказывает Екатерина Юрьевна Патяева, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Мотивация бывает внутренняя и внешняя - то есть, естественная («мне нравится», «меня увлекает») и действующая извне. Внутренняя мотивация присуща решительно всем детям: есть занятия, на которые ребенка не надо вдохновлять, он испытывает радость от познания и научения. В первый класс почти все дети приходят мотивированными, но постепенно угасают, теряют умение получать удовольствие от обучения. Тогда начинает действовать мотивация внешняя, «учиться чтобы...». Внешняя мотивация всегда работает хуже внутренней, но зачастую позволяет доучиться в школе.

Самый невеселый вариант - когда у ребенка наблюдается амотивация, то есть он по факту ничего не хочет делать, внутренние мотивы угасли, а внешние побуждения и наказания на него не действуют.

Существует семь факторов мотивации. К факторам внутренней мотивации относятся:

    Интерес. Нечто новое, умеренно непонятное, загадочное и увлекательное в зоне ближайшего развития.

    Автономия. Это свобода учиться: ты сам решаешь, что должен кое-что освоить. Человек сам источник своей деятельности.

    Достиженческая мотивация. Стремление к успеху, желание что-то сделать максимально хорошо, быть компетентным. Работает на самооценку ученика как способного и талантливого человека.

    Позитивная взаимосвязь с другими людьми . Иными словами, признание, принятие ребенка социумом независимо от того, какой он ученик, хороший или плохой.

    Смысл. Связь процесса обучения с дальними или близкими целями. То есть, ребенок осознает, что хочет учиться ради какого-то результата, ради пользы для себя.

Факторов внешней мотивации всего два, но нам всем они очень хорошо известны:

    Вознаграждение . Это может быть и оценка, и похвала, и обещание, и конфета - в зависимости от того, что значимо для ребенка.

    Избегание наказания . Самый слабый и малорезультативный фактор. Наказанием можно считать не только и не столько физическое: недовольство близких и отсутствие принятия также можно считать наказанием.

ОБ АВТОРАХ Адель Фабер & Элейн Мазлиш
Эксперты № 1 по общению с детьми на протяжении 40 лет
Педагоги-психологи и многодетные матери
Авторы бестселлеров, проданных общим тиражом более 13 000 000 экземпляров
ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ
Я была прекрасной матерью, до того как у меня родились дети. Я отлично знала, почему у всех людей возникают проблемы с их детьми. А потом у меня появилось трое собственных. Жизнь с детьми может быть очень непростой. Каждое утро я говорила себе: «Сегодня все будет по-другому», и все равно оно повторяло предыдущее. «Ты положила ей больше, чем мне!..», «Это розовая чашка. Я хочу голубую чашку», «Это овсянка выглядит как блевотина», «Он ударил меня», «Я вообще не прикасался к нему!», «Я не пойду в свою комнату. Ты мне не начальник!» В конце концов они меня достали. И хотя мне даже в страшных снах не снилось, что я могу на такое пойти, я присоединилась к родительской группе, которую вел молодой психолог доктор Хаим Гинотт...

Проблема в том, что не все факторы внутренней мотивации могут быть реализованы в условиях классно-урочной системы обучения: отчасти ребенка могут поддерживать смысл и интерес, фактор компетентности срабатывает только для успешных учеников, с автономией и позитивными социальными связями дело обстоит совсем плохо.

Классно-урочная система известна еще с 17 века, она предусматривает сильную вертикаль: учитель над учениками, программа - над учителем. У этой системы есть много альтернатив, например, человекоцентрированный подход Карла Роджерса, известный с 1960-х годов. При этом подходе программа остается важной частью образовательного процесса, но при этом учитель создает для учеников образовательные возможности, предоставляет средства и помогает им наладить общение друг с другом.

Эксперимент с самоорганизующимся обучением. В 1965 году американская учительница начальных классов Барбара Шил столкнулась с проблемой: сложный класс, дети 11-12 лет, многие из неблагополучных семей, совершенно не хотят учиться. Когда классические методы воздействия не дали результатов, Шил попробовала изменить ситуацию и отдать детям инициативу. Ее эксперимент состоял из трех этапов:

    Опыт свободы . Учительница предложила детям целый день делать в классе кто что хочет. Одни дети все равно стали учиться, другие хулиганили и мешали им, третьи тихонько занимались своими делами. Важно то, что всем им очень понравилось, как прошел день: они сами решали, что и как делать. При этом те ученики, которые выбрали учиться, сделали больше, чем обычно успевали в классе, так как работали в своем темпе.

    Опыт самоорганизации . Шил предложила детям целую неделю самостоятельно планировать занятия, проверять свою работу, а учитель только предоставлял им средства обучения. Большинству стало легко, остальным было сложно и они просили вернуться к прежней системе. Учительница разделила класс на две группы: первые стали учиться сами, вторые - остались в директивной системе. Таким образом класс проучился весь оставшийся учебный год.

    Итоги года . Все дети успешно освоили программу, большинство из них в конце концов пришли от директивной к самоуправляемой ситуации обучения. Дети стали лучше общаться, уважать друг друга, спокойнее относиться к ошибкам и стремиться к успеху. Правда, для самого учителя учебный процесс стал сложнее: приходилось постоянно действовать в ситуации неопределенности, часто возникала необходимость решать спонтанные задачи по организации уроков. Не всегда удавалось чувствовать себя уверенно.

В целом, эксперимент удался; успехи учеников окрылили учителя. Барбара Шил была готова продолжать вести класс в прежнем режиме, но вмешались административные проблемы. В результате Шил не смогла вести тот же класс, в итоге ушла из школы и стала преподавать в университете.

В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» - книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, - и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, - научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать. В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» - книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, - и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, - научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

Что мешает нам пойти тем же путем? Во-первых, наша собственная инертность, страх перед сложностями, которые обязательно возникнут на начальном этапе, когда ученики будут неуправляемы и не слишком эффективны. Да и учить в директивной ситуации значительно проще. Во-вторых, для реализации подобного опыта нужно согласие всего педагогического состава, администрации и самое главное - родителей. Их тоже пугает неопределенность, риск и отсутствие жесткого контроля над процессом.

Правда, недирективное обучение по сей день реализовывается в знаменитой московской школе Тубельского - и все сообщество учителей, детей и родителей крайне довольно результатом.

Выученная беспомощность . Об этом явлении нужно сказать отдельно. Как показывает опыт, мотивация человека погибает, когда он оказывается в ситуации беспомощности. Что бы ты ни делал, тебя ждет неудача, и никакие твои усилия не приведут к результату. Единственное спасение - опыт успешной деятельности. Если раньше что-то получалось, неудачи не станут непосильной задачей.

У детей выученная беспомощность, в том числе и с учебой, связана с такими триггерами:

    Опыт переживания неблагоприятных событий, стрессов, психотравм и потерь (разлука с родителями, депривация, девиантная семья и т.д.);

    Опыт наблюдения беспомощных моделей (родители, близкие);

    Опыт отсутствия самостоятельности в детстве.

Экспериментально доказана связь выученной беспомощности с неспособностью к обучению. У ребенка может возникнуть мотивационный дефицит - неготовность пробовать, действовать, вмешиваться; когнитивный дефицит - неспособность обучаться тому, что действие в аналогичных условиях может быть эффективным; эмоциональный дефицит - падение самооценки, подавленность и депрессия, связанные с бесплодностью собственных действий.

Признание собственной обучаемости . Очень важно, считает ли учащийся свои способности неизменными или изменяемыми. Другими словами, может ли он открыть в себе новые способности и научиться тому, к чему раньше как будто не имел способностей? Если мы думаем, что наши способности неизменны, то, в зависимости от самооценки, ребенок будет выбирать либо слишком простые задачи, либо слишком сложные. Обучение новому в такой ситуации приносится в жертву их желанию казаться успешными или избегать неудач. Но если мы признаем, что наши способности изменяемы, то самооценка не будет играть значительной роли, мы будем выбирать задания для научения, а не только для решения. Именно с таким подходом можно добиться максимальных успехов в обучении.

Купить

Часто родители, пытаясь научить ребёнка полезным, по их мнению, вещам, обнаруживают, что кроха абсолютно не имеет желания усваивать предлагаемую ему информацию. Вместо этого он предпочитает часами смотреть в монитор, либо носиться по двору с друзьями. Позже проблема переносится на учёбу в школе, на дополнительное образование в виде творческих кружков и спортивных секций, и.т.д. Ребёнок просто теряет интерес к продуктивной деятельности, предпочитая впустую «убивать время». Почему это происходит, и как этого избежать?

Для начала, обратите внимание на себя. Подумайте, насколько активный и интересный образ жизни вы ведёте. Если всё своё свободное время вы проводите у экрана телевизора, либо с электронным гаджетом в руках, ограничивая своё общение с окружающими общими фразами в духе «Нужно сходить в магазин», «На улице холодно» и «Где пульт?», не удивляйтесь соответственному поведению ребёнка. Когда вы упрекаете его в лени и малой активности, он воспринимает это лишь как необоснованную придирку, видя, что вы сами не выполняете собственные установки.

Подумайте, точно ли вы знаете, что интересно детям, и не пытаетесь ли вы подменить их интересы своими. Предположим, вы очень любите шахматы, долгое время профессионально занимались ими и хотите заразить своим увлечением своего сына. А тот с тоской и недоумением смотрит на доску и фигуры, плохо слушает ваши объяснения и при малейшей возможности пытается улизнуть во двор, где его друзья гоняют футбольный мяч. Не является ли такое поведение ребёнка намёком на то, что его потенциальное увлечение лежит в совсем другой сфере?

Вспомните, насколько часто ребёнок подходит к вам с вопросами, и какие ответы от вас получает? Если вы часто отмахиваетесь или отделываетесь фразами в стиле «Вырастешь – поймёшь», «Тебе рано это знать», вряд ли это способствует развитию детской любознательности и заинтересованности в чём-либо.

Если вы не имеете ни малейшего представления, чем заинтересовать ребёнка, главный совет – разговаривайте с ним. Спросите, как прошёл день в школе, узнайте о том, что интересно детям, с которыми он общается. Если вам удастся завести оживлённую беседу, могут проявиться важные детали. К примеру, если ваша дочь долго и оживлённо рассказывает о том, как её одноклассница здорово танцует – это явный повод поинтересоваться, не желает ли девочка сама научиться танцевать.

Иногда разговор по душам может выявить и не очень приятные детали – например, у ребёнка пропал интерес к учёбе или к посещению спортивной секции из-за конфликта со сверстниками или учителями. В первом случае нужно вместе подумать над тем, как восстановить отношения в коллективе, во втором – вам, вероятно, придётся, выделить время на то, чтобы лично пообщаться с педагогами и выяснить, в чём проблема.

Если проблем с общением нет, но отсутствие интереса к учёбе, тем не менее, налицо – возможно, у ребёнка неверная мотивация. Когда он говорит вам, что он получил хорошую оценку, нужно хвалить его не за факт наличия цифры «5» в дневнике, а за способ её получения. Отмечайте усилия, которые были приложены: «Ты молодец, потому что не поленился выучить большое стихотворение», «Видишь, у тебя очень хорошо получается рисовать». Если вы помогаете в выполнении домашнего задания, не делайте всё за ребёнка, а предоставьте ему возможность продолжить начатое вами. Пусть он попутно рассуждает вслух, объясняя, почему выполнять задание стоит именно так. В случае ошибок - приводите новые примеры с подробным разбором, в случае правильного решения – хвалите. Так у детей укрепляется вера в собственные возможности и исчезает страх сделать что-то неправильно.

Иногда бывает так, что ребёнок имеет очевидные успехи в какой-либо школьной дисциплине, но не интересуется ей из-за скучного формата уроков и слишком стандартных, легко дающихся заданий. Пробудить тягу к предмету может просмотр познавательных передач, решение более интересных, «олимпиадных» заданий, чтение занимательных детских энциклопедий. Если ребёнку хорошо даётся иностранный язык – предложите ему посмотреть любимый мультфильм, озвученный на этом языке.

Когда речь идёт не о хобби, а о более обыденных вещах, таких как уборка по дому, попытайтесь вызвать у отпрыска «спортивный интерес». Сыграть можно как на командном «чувстве локтя», так и на принципе здоровой конкуренции. «Сегодня мы вместе чистим картошку, чтобы потом вместе сварить суп. Кто первым почистит свою часть картошки, тот выбирает, куда мы пойдём на выходных».

Так как заинтересовать ребёнка мягким, полуигровым способом в некоторых случаях всё же не удаётся, иногда следует включать определённую строгость. Тут важен фактор дисциплины – её отсутствие сильно демотивирует даже взрослых людей. Стоит ли говорить о детях? Прививать дисциплину стоит с раннего возраста, мягко, но настойчиво. Важную роль играет вовлечение малыша в коллектив – пресловутый детский сад приучает его к определённому режиму дня и выполнению заданий. Дома заведите свой распорядок. Разумеется, не «казарменный», но с чётко оговоренными рамками поведения. Нарушение этих рамок поощрять не стоит. Ещё один неплохой ход – завести домашнее животное, частично поручив заботу о нём ребёнку. Это одновременно поможет тому развить чувство ответственности за свои поступки и добавит положительных эмоций в семейные отношения, ведь любимый домашний питомец – отличный повод для совместных игр и дружеского общения.

Вы можете или написать свой.