Меню

Педагогическое взаимодействие семьи и школы. Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Любовь

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Абакана.

Опыт организации работы с родителями

в образовательном учреждении

Абышева Наталья Владимировна,

заместитель директора по

воспитательной работе

МОУ «СОШ № 11» г. Абакана

Республики Хакасия.

Абакан, 2008


Пояснительная записка

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.

Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Практическая работа педагогов с родителями детей в нашей школе реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:

Психолого-педагогическое просвещение;

Родительско-педагогический анализ (изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей, анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности);

Родительское соучастие в работе педагога (формирование активной педагогической позиции родителей);

Родительское сотворчество.


Основные направления сотрудничества семьи и школы

1. Единство требований к учащимся.

2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).

4. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).

5. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.

6. Повышение педагогической культуры родителей.

7. Различные формы сотрудничества с родителями.

Функции и задачи взаимодействия семьи и школы

Функции взаимодействия семьи и школы:

1. Информационная.

2. Воспитательно – развивающая.

3. Формирующая.

4. Охранно – оздоровительная.

5. Контролирующая.

6. Бытовая.

Задачи взаимодействия семьи и школы:

1. Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.

2. Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.

3. Привитие навыков здорового образа жизни.

4. Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.

5. Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.


Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;

Систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей;

Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Прежде чем начать работу с семьей необходимо изучить ее. В нашей школе мы применяем следующие методы:

Методы изучения семей

1. Наблюдение.

2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, актива класса, инспектора ОДН и др.)

3. Индивидуальные беседы.

4. Тестирование.

5. Анкетирование.

6. Диагностика.

7. Деловые игры.

8. Анализ детских рассказов и рисунков о семье.

После чего классный руководитель заполняет социальный паспорт семьи. (смотри приложение № 3).

Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы.

В нашей школе наиболее распространенными являются следующие формы совместной деятельности, методика их может быть различна и определяется самими участниками:


Формы работы с родителями

1. Встречи за «круглым столом».

2. Родительские собрания.

3. Индивидуальные встречи «разговор по душам».

4. Встречи с директором школы.

5. Психолого-педагогические консультации (на базе Кабинета профилактики).

6. День открытых дверей.

7. Конференции отцов.

8. Психологические тренинги (на базе Кабинета профилактики).

9. Родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, мелообеспеченные, родители опекаемых детей).

10. Школа молодых родителей.

11. Письменный телефон доверия.

12. Совместные праздники.

13. Семейные конкурсы.

14. Посещение семьи.

При работе с родителями в нашей школе мы используем дифференцированный подход. Это позволяет классному руководителю составить конкретный план работы с семьей.

Дифференцированный подход в работе с родителями

Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка.

Выделяют следующие типы семей:

1 тип : Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются.

2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Работа с родителями в нашей школе строится согласно целевой программе «Семья», которая была разработана творческой группой учителей школы и утверждена на педагогическом совете.

Программа «Семья»

ЦЕЛЬ: Взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития ивоспитания здоровой личности.

ЗАДАЧИ: 1. Привлечение родителей к делам и проблемам школы.

2. Оказание семье разнообразной специальной помощи.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

4. Профилактика негативного семейного воспитания.

Направления в работе. Содержание Срок. Ответственные.
1. Школа будущего первоклассника 1. Организационное родительское собрание. 2. Индивидуальные консультации психолога, логопеда. 3. Подготовительные занятия. Август. По необходимости. Один раз в неделю. Зам. директора по нач. классам Администрация Учитель 1го класса.
2. Привлечение родителей к делам и проблемам школы. 1. Организация участия в мероприятиях школьных месячников: - Правовой месячник. - Всероссийский день матери. - Новогодние утренники. - За здоровый образ жизни. - Защитники Отечества. - Международный день семьи. 2. Использование возможностей активных, полезных школе родителей. 3. Привлечение к ремонту школы. 4. Оказание спонсорской поддержки школьных мероприятий. 5. Изучение отношения к уровню деятельности ОУ и предложений по ее улучшению. По плану. Ноябрь. Декабрь. Март. Февраль. Май. В течение год. Март. В течение года Май. Администрация Классные руководители. Классные руководители. Классные руководители. Родительский комитет. Администрация
3. Оказание различной помощи семье. 1. Родительские дни, субботы по решению проблем школьной жизни. 2. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей. 3. Устройство детей из неблагополучных детей в соц. приюты. 4. Организация психологической помощи. 5. Работа кабинета профилактики. 6. Оказание помощи опекаемым учащимся. 1 раз в две недели. По возможности По необходимости По необходимости В течение года В течение года Классный руководитель. Администрация ГУО. Социальный педагог. Психолог. Зам. директора по В.Р. Социальный педагог.
4. Повышение педагогической культуры родителей. 1. Классные тематические родительские собрания. 2. Всеобуч родителей (родительские собрания, «круглые столы») с привлечением различных специалистов. 3. Информационно – иллюстративные стенды. 4. Памятки, рекомендации по воспитанию детей. 5. Использование видеоматериалов в пед. просвещении родителей. 1 раз в четверть. 1 раз в полугодие. 1 раз в четверть. По возможности. По возможности. Классный руководитель. Администрация Зам. директора по В.Р. Администрация, специалисты других учреждений.
5. Профилактика негативного семейного воспитания. 1. Индивидуальные встречи, беседы. 2. Рейды в семьи «трудных» учащихся и неблагополучных родителей. 3. Изоляция беспризорных детей и из неблагополучных семей в социальные приюты. 4. Вызов на совет профилактики, КДН. 5. Подготовка и передача материалов на лишение родительских и опекунских прав. 6. Собеседования по организации летнего отдыха. В течение года В течение год. По необходимости По необходимости По необходимости Май. Администрация, Кл.руководители ЗДВР, инспектор ОДН Администрация, социальный педагог. Социальный педагог. Администрация, социальный педагог. Социальный педагог.

Свою работу с родителями классные руководители стараются строить на методике контактного взаимодействия.

Взаимодействие семьи и школы

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, за чем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании, ознакомление учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.

Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Эти тенденции требуют изменения в методах, формах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности. Педагогический коллектив школы считает, что усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Именно потому приоритетной задачей является усиление взаимодействия с семьей. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь. Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия. Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило необходимо соблюдать. Большие возможности также представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей по воспитанию своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми детьми. Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, которое проводится ежемесячно, а если это необходимо, то еженедельно. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе. Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая игра между учителями и родителями.

Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию. Одной из форм работы является проведение родительских собраний на параллелях. Родительские собрания помогают определить цели, возможности родителей в вопросах воспитания, позволяют помочь разобраться в проблемах, найти с помощью совместного поиска пути изменения, совершенствования, преобразования окружающей действительности. Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ о своей профессиональной деятельности. Такие выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма должны быть доступны детям. Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя с семьей. Еще одной формой работы с родителями стало оформление стендов, уголков для родителей, буклетов. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры. Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет расширить, углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоятельная тема. Педагог может отдельно работать с родительским комитетом класса - проводить конференции родителей.

Для нашей школы традицией является проведение таких конференций, как «Здоровьесберегающие технологии в школе и дома», «Воспитательные аспекты деятельности родителей». Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Члены родительского комитета вместе с учителем готовят доклады, с которыми выступают на конференциях. Такие конференции могут сплотить учителей и родителей, учителя могут получить со стороны родителей большую информацию и наоборот. Также можно организовать педагогические сообщества, проведение совместно с родителями классных часов, школьных мероприятий (КВН, новогодние вечера, Дни Матери, Масленица). На сообществах можно рассматривать следующие темы: как организовать чтение детей в семье, разучивать с ними стихи, слушать музыку, разбирать трудные проблемные ситуации, как преодолеть их и т.д. Организуя такую работу, педагоги привлекают больше родителей в учебно-воспитательный процесс. В план работы педагога входят такие виды совместной деятельности школы и семьи, как организация экскурсий на предприятия по месту работы родителей; организация экскурсий и прогулок по городу, проведение бесед о профессиях и их пользе для людей. Формы и методы работы с родителями разнообразны, но педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом. Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания. Наиболее эффективными формами работы, на наш взгляд, выступают проведение школьных собраний, оформление стендов, уголков для родителей, дежурство родителей, конференции родителей и педагогические кружки. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Целесообразно организованное взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.

Педагоги школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, используют его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

В школе давно практикуется проведение «Школы для родителей» как одной из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу вовлекаем не только педагогов школы, но и работников социальных служб, медицинских работников. Занятия организованы по возрастным параллелям. Задолго до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей и будущих школьников к их новой позиции, если для родителей работает «Школа для родителей», то для детей центр «Дошколенок». В «Дошколенке» организованы группы для детей, которые не посещают детские сады. Для родителей занятия организованы по субботам. На занятия родители приходят с детьми. Пока родители работают с психологами, педагогами(знакомятся с особенностями младшего школьного возраста, учатся развивать память, мышление, внимание у детей), у ребят занятия проводятся в свободной форме по нескольким направлениям. Таким образом, родители приобщаются к школе, знакомятся с её традициями, готовятся стать помощниками в работе с классным коллективом.

Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива нашей школы с семьей предполагает ряд аспектов. Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний. В систему работы школы вовлекаем родителей и в органы школьного самоуправления, создан Совет школы, комиссия содействия семьи и школы, родители руководят органом самоуправления.

Родители учащихся не меньше педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Заседания Совета школы, Попечительского совета проводятся 1 раз в четверть, функционирует общешкольный родительский комитет, дежурит родительский патруль. Из всего вышесказанного можно сделать вывод решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.

Наталья Литвинова
Доклад «Формы и методы работы с семьями»

Доклад

«Формы и методы работы с семьями воспитанников в ДОО »

(Слайд 2)

Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близких, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Нет семей без проблем. Большинство семей успешно справляются с ежедневно возникающими проблемами. Часть семей сталкиваются с серьезными проблемами, однако уровень семейной сплоченности, культуры, социальной компетентности позволяет им найти выход из тяжелейших ситуаций. И, наконец, есть семьи , где проблемы не осознаются и тем самым загоняются внутрь. Этому способствует низкий уровень культуры и социальной компетентности. Изменение социально-экономического положения населения в России, снижение материального уровня жизни многих семей, утрата ими нравственных и семейных устоев негативно отражается на положении детей, так появляется запущенность, беспризорность, детская агрессия, и в результате – правонарушения. Поэтому нужно включаться в работу с семьями начиная с раннего возраста детей.

(Слайд 3)

Как раннее было сказано предыдущим докладчиком : в наше детском саду ежегодно создается банк данных семей детей, посещающих ДОУ, выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи , образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Выявленные неблагополучные семьи ставят на контроль ДОО. С целью профилактики и коррекции как с неблагополучными, так и с благополучными семьями , воспитателями нашего детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОО. В работе с родителями мы активно используем разнообразные формы работы , как традиционные, так и нетрадиционные. Это :

(Слайд 4)

1. Индивидуальные беседы, утренние и вечерние, где воспитатель выясняет здоровье, психологическое самочувствие, настроение ребенка и родителей; рассказывает об успехах ребенка, чем занимался и на что стоит обратить внимание.

2. Мы часто проводим анкетирование, тесты для родителей, выясняя тем самым, в какие игры любят играть дети, какие у них таланты, что родители хотели бы исправить в характере своего ребенка, какие есть проблемы у родителей в воспитании детей т. д.

(Слайд 5)

3. У нас в детском саду функционирует консультативный пункт «Мы вместе» , где с родителями проводятся консультации тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребенка, и дать им квалифицированные советы и рекомендации, как исправить положение. (Слайд 6) А также и сами родители обращаются за консультациями к нашим специалистам по возникающим у них вопросам.

(Слайд 7)

4. Одной из основных форм работы с семьями является Посещение на дому. Что позволяет нам изучить семью воспитанника , установить тесный контакт с родителями, оказать конкретную помощь. Педагог приходит в семью не как обследователь, а как друг и помощник в сложном деле воспитания ребенка. Основная цель - увидеть условия, в которых воспитывается и развивается ребенок, и оказать необходимую помощь родителям. Перед посещением воспитатель обязательно должен продумать : цель посещения, вопросы, предложения и советы. (Слайд 8) По результатам посещения заполняется акт обследования условий жизни, развития и воспитания ребенка.

5. Традиционная форма работы с родителями - это Родительские собрания (групповые и общие) . (Слайд 9) Целью собраний является педагогическое просвещение родителей, (Слайд 10) повышение уровня их педагогической культуры, (Слайд 11) оказание им помощи в воспитании и развитии детей. На собраниях мы распространяем памятки для родителей, (Слайд 12) в которых даны советы и рекомендации на определенную тему. Также у нас проходят Встречи за круглым столом, (Слайд 13) где проходит обсуждение определенной тематики, например «Искусство быть родителями» , где родители делятся своим опытом, рассказывают о своих методах и приемах воспитания и обучения детей; вечера вопросов и ответов на которых родители задают волнующие их вопросы и мы все вместе ищем на них ответы, ищем выходы из проблемных ситуаций.

(Слайды 14,15)

6. В нашем саду часто проводятся : конференции, семинары - практикумы и мастер – классы с детьми и родителями, где педагоги нашего детского сада на практике показывают различные техники, приемы, методы и формы воспитания и обучения детей. Взрослым это очень нравится : нравится играть, танцевать, ставить сценки.

7. Наибольшую убедительность и действенность работа с семьей приобретает при использовании комплекса наглядных средств : (Слайд 16) показа работы воспитателя с детьми, использования технических средств, оформления выставок , стендов, фотовитрин, папок – передвижек. Мы привлекаем родителей к оформлению выставок , стенгазет, фотоколлажей. (Слайд 17) Родители вместе с детьми стараются сделать свои работы самыми лучшими . И у них это получается.

8. В практику нашей дошкольной организации вошли Дни открытых дверей (Слайд 18) для родителей, которые планируются на год. Родители заранее оповещаются о них. В этот день родители наблюдают занятия, игровую и трудовую деятельность, прогулки детей, как они занимаются, трудятся, ведут себя в коллективе. Благодаря дню открытых дверей, родители очень много нового узнают о своих детях.

(Слайд 19)

9. Одной из наиболее интересных, продуктивных форм работы с родителями является Проектная деятельность, создание мини музеев. Здесь наши педагоги привлекают родителей к поиску информации , изготовлению поделок, составление презентаций. Получается очень интересно и поучительно. Родители проводят с детьми больше времени, когда ищут информацию . Обсуждают выступления.

(Слайд 20)

10. Приоритетной формой взаимодействия с семьей является Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (музыкальные праздники – это утренники; спортивные - «Папа, мама, я –спортивная семья » досуги, показ театрализованных представлений, поручения и просьбы, например, починить стульчик, сшить одежду для кукол. (Слайд 21) Конечно же всем родителям нравится смотреть выступления своих детей на утренниках, попрыгать со своими чадами на спортивных соревнованиях. Сами родители учатся расслабляться, забывают о всех своих проблемах. Мы привлекаем родителей к проведению развлечений. В нашей практике есть опыт, когда сами родители приготовили нам небольшой концерт – поздравление ко дню 8 марта, что было очень приятно.

(Слайд 22)

11. Для более тесных контактов с семьями , мы привлекаем родителей к Акциям таким, как «Посади дерево» , «Кормушки птицам» , «Я талантлив» . В нашем детском саду появилась традиция - последние два года выпускники вместе с родителями высаживают розы на аллее выпускников.

Хочется сказать об одном моменте в системе работы с родителями . Каждый человек, сделав какую-нибудь работу , нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. (Слайд 23) «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, это точно сказано, не забывайте об этом.

Как вы видите, работа в нашем детском саду проводится большая. Работники детского сада и прежде всего воспитатели, активно участвуют в педагогической пропаганде, в роли ее организаторов, в качестве лекторов и консультантов по вопросам воспитания детей дошкольного возраста. Очень хочется верить, что при тесном взаимодействии воспитателей и специалистов с семьями наших воспитанников мы можем оказать действенную помощь семье , нуждающейся в ней, а значит, по - возможности, улучшить микроклимат в семье и взаимоотношения детей и родителей. Мы надеемся, что наша работа эффективна и принесет свои плоды.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Материал может быть использован для бесед с родителями, для родительского часа, для консультаций.

Союз взрослых и детей

Семья - это самое важное, что есть у ребёнка!

В семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.

Цель педагогического взаимодействия семьи и школы - создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа - семья».

Поэтому в организации воспитательной деятельности школы особое внимание уделяется работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка.

Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребенка, но и во всех других делах. Но в этом таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Надо учесть, что серьёзной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения детей. Дети, как правило, особенно в младших и средних классах, рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, дают оценку поступкам одноклассников, учителей. В этих случаях исходящая от детей информация не всегда объективная (ведь перед нами ребенок). Ученик не сознательно навязывает свою точку зрения родителям, а тем подчас просто некогда разобраться. Все это мешает установлению взаимопонимания семьи и школы. Данные обстоятельства заставляют классных руководителей начинать работу с укрепления личных контактов с семьями воспитанников. Изучение семьи каждого ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.

Работа педагогов с семьей стала одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы, так как достичь результата можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? Ответ на этот вопрос мы нашли в словах в А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения». Эти слова коллектив нашей школы сделал основой своей работы, школа - это не средство устрашения ребёнка, а место где дети вместе с родителями могут вместе принимать участие в развитии творческих способностей, учиться радоваться жизни.

В чем суть взаимодействия семьи и школы? Это прежде всего в:

Изучении условий воспитания в семье;

Индивидуальной и групповой работе с родителями;

Проведении тематических родительских собраний;

Привлечении родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;

Защите интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органов.

Главная задача работы педагогов - это профилактика отклоняющегося поведения школьников. Всегда легче что-либо предупредить, нежели исправлять допущенные ошибки и корректировать последствия действия негативных факторов на формирующуюся личность. Ребенку, вступающему в новый этап своей жизни, школьный, обязательно нужна ситуация успеха. Он находится в начале пути, имя которому - большой жизненный опыт. А чтобы достойно пройти этот путь, нужна уверенность в себе, своих силах, в своем таланте и неповторимости, где главным помощником должен выступать родитель.

«Девочка Ксюша в первом классе не умела играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда у девочки - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость и несдержанность. Классный руководитель, психолог обратили внимание на сложность усвоения нового режима в жизни и деятельности Ксюши, непростые взаимоотношения между мамой и бабушкой, где ребенок оказывался в центре событий всех семейных неурядиц. Создавая «ситуацию успеха», вовлекая в интересующую ребенка деятельность, обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки, сумели помочь ребенку преодолеть трудности в общении со сверстниками и мамой. Параллельно велась большая работа с семьей. Мама перенесла на свою дочь свое негативное отношение к школе (личные неудачи в школе, сложные взаимоотношения со своей мамой). Когда в школу пошел второй ребенок, отношение к школе у мамы изменилось. Успешность и удачи сына утвердили ее мнение, что она - хорошая мама. У мамочки повысилась самооценка и изменилось отношение к старшей дочери».

Чтобы узнать причину нежелательного поведения ребёнка, нужно знать о нём, о его близких как можно больше. Поэтому на всех «трудных» социальный педагог заводит карту сопровождения, куда заносит всю поступающую информацию о данном ребёнке и его окружении. Здесь важно всё: кто его воспитывает, каковы отношения в семье, успеваемость, посещаемость занятий, досуг, интересы и склонности, с кем дружит, как складываются отношения с учителями. Обязательно отмечаются личностные качества ребёнка, проявляющиеся в поведении и деятельности.

«Во втором классе к празднику 8 марта дети рисуют портрет мамочки. Учитель обращает внимание на готовые работы, где мама улыбается. «Не дождется!»- слышит учитель сердитый голос девочки Маши. «Давай нарисуем маме улыбку, ведь мамочка так тебя любит!», - договаривается учитель с Машей. Девочка с трудом соглашается, улыбается и продолжает рисовать».

Причина этой ситуации кроется в поведении самой мамы, которую ребенок чаще видит раздраженной и резкой, чем улыбающейся. Уроки рисования в данном случае являются уроками коррекции взаимоотношений ребенка и мамы (глазами ребенка мама увидит себя со стороны такой, какой хочет видеть ее ребенок). В 6-7 классах с этой же целью, учитывая возрастные особенности ребят, педагоги проводят творческие работы «Признание в любви маме». Готовые работы ребята отправляют по почте своим мамам. Дети учатся получать удовольствие от коллективно - творческих дел, которые они посвящают родным и близким людям и совместно с ними проводят: (работа над проектом «Моя семья», концерты ко Дню матери и 8 Марта, сувениры - подарки, сезонные экскурсии и походы, соревнования « Мы - дружная семья!», поездки в театр, оздоровительные поездки в бассейн, акции милосердия «Доброе сердце»).

Значительное место в системе работы с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. Применяются различные формы педагогического просвещения - лекции, семинары, практикумы, конференции, открытые уроки и внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы по интересам, родительские собрания.

Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка является социологическое исследование, по анкетам классные руководители проводят знакомство с семьями своих учеников, что помогает оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания ребёнка; создавать творческие группы родителей.

Консультации помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций являются доверительные отношения между учителем и родителями.

Желание найти союзника в лице родителей прослеживается с первых шагов ребенка в школе. Опытный глаз учителя видит ребенка и родителя. Если есть духовное родство между учителем и родителем, выполняются единые требования к ребенку, тогда будут и положительные результаты в обучении и воспитании.

В подростковом возрасте трудновоспитуемость объясняется недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

«Подросток Саша,16 лет. Два года назад поступил к нам из другой школы по просьбе родителей. Мальчик состоял на учете в ПДН, прогуливал занятия, бросил спортивную секцию, был окружен компанией «трудных подростков». Администрация школы, имея полную информацию о «трудном подростке», вошла в положение родителей и ученика, и дала возможность мальчику сменить коллектив, и дать шанс «начать все с чистого листа». Прошло время. Классному руководителю удалось найти контакт с Сашей. Мальчик возобновил занятия спортом, подружился с ребятами. Учителя стали отмечать, что у мальчика есть способности к учебе, но очень часто Саша бывает замкнут, может грубить. Применяя методику совета близких, удалось выявить причину поведения - это отсутствие контакта с родителями. Папа, отставной военный, всегда в приказном тоне общается с сыном, а желания, проблемы сына его не тревожат. Саша, протестуя, пытается всячески обратить на себя внимание». Приходится признать, что часто родители, желая выиграть эту битву, пользуются силовыми методами (наказаниями, запретами, унижением) и отдаляют детей от себя, исключают или отталкивают. В такой борьбе победителей нет! На сторону ребенка становится классный руководитель, который используя различные методы, продолжает работать с родителями, чтобы изменить отношение к ребенку.

Взрослея, мы часто забываем свое детство, юность и как следствие перестаем понимать своих детей. Не умея поставить себя на их место, оценить ситуацию с их точки зрения, уважать их мнение и вкусы. Видя всё это, дети отдаляются и уже не допускают нас к себе. Чтобы этого не произошло, нашим взрослеющим детям нужна не столько опека, сколько дружеские советы, умное руководство, стремление к сотрудничеству, взаимопонимание, им нужна духовная поддержка. Детям не нужны навязчивые советы, как это бывает и в школе и в семье. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть на высоте, быть интересным для своих детей. Необходим тесный союз семьи и школы.

Мы предлагаем родителям поставить себя на место ребёнка и наоборот, и попробовать оценить ситуацию. Такой приём даёт очень сильный эффект, так как позволяет родителю осознать и пережить состояние ребёнка. После этого многие родители пересматривают свои поступки.

Работая с ребёнком, мы и его учим глядеть на себя глазами других людей, видеть и правильно оценивать свои поступки. Стараемся объяснить, почему взрослые недовольны его поведением и чего они от него ждут.

Очень часто подростки остаются наедине со своими вопросами, проблемами, конфликтами. Дома их не понимают, не до них; и они находят себе советчиков, друзей из сверстников или уходят «в себя». На свои вопросы часто получают не те ответы, которые должны были бы получить. Разрыв между детьми и родителями возникает быстро, а вот воссоединение не всегда происходит гладко и быстро.

«Сергей П. (13лет), мальчик из обеспеченной семьи, стал уклоняться от учебы, грубить учителям, мог обидеть одноклассников, учинить драку. Беседы с мамой не давали положительных результатов. Изучение ситуации показало, что папа занят работой, а мама не информировала папу о проблемах сына. Ко всему она относилась, как к детским шалостям, так как слепая любовь к сыну не позволяла вникнуть в проблемы Сергея. Поведение подростка неоднократно обсуждалось на совете профилактике, результатов никаких. На одном из педагогических советов (без присутствия мальчика) была разработана система работы с Сергеем по повышению самооценки, уверенности в себе. В школу был приглашен папа, который разделил тревогу учителей за сына. В лице папы мы увидели союзника, который вовремя нашел контакт с сыном. Сергей понял, что отец его любит с разумной требовательностью. Прошло две четверти. Может рано радоваться успехам подростка, но констатировать то, что мальчик стал спокойнее, перестал пререкаться с учителями, конфликтовать с одноклассниками, увереннее стали его ответы на уроках, более ответственным он стал в общественных делах. В игре «На линии огня» Сергей был капитаном команды и впервые бежал на лыжах в команде класса. А как он играл роль Деда Мороза на школьных «Рождественских встречах»!

В этой непростой ситуации помогли высокая культура общения и такт учителей и родителя, терпение и вера в силы подростка. Создание ситуации успеха в учебном и воспитательном процессе, организация оценочной деятельности и предупреждение невротических расстройств - вот заботы наших педагогов в работе с подростковым «трудным» детством.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто не относится к ребенку лучше, не любит его так, и не заботится столько о нем кроме самых близких для него в семье людей. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей сколько может сделать семья.

Беседуя с молодым классным руководителем, услышала: «Мне повезло на отзывчивых родителей. Именно они помогают мне хорошо изучить моих учеников, выявить их сильные и слабые стороны. Они - мои помощники и замечательные советчики!» А в социальной сети «В контакте» школы прочитала комментарий одной мамы к фотографии учителя: «Евгения Андреевна - наш классный руководитель. Мой сын уже взрослый, а я с такой теплотой вспоминаю родительские собрания, на которые все мы ходили с удовольствием. Это были замечательные встречи родных людей: учителя и родителя!»

Радостно, что деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования жизненных ориентиров, помочь становлению личности ребенка.

В завершении, хочется всем напомнить притчу: «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. Семья была особая - мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?». Глава семьи взял лист бумаги и стал что-то писать. Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, - и, подумав, добавил, - и мира тоже».

Всем, педагогам и родителям, мы желаем любви, прощения, терпения и мира!

Круглый стол по теме «Эффективные формы работы с семьей»

Цель: рассмотрение системы взаимодействия «семьи и школы» с позиции психолого-педагогического сопровождения учащихся и их родителей.
Задачи:
познакомиться с классификацией форм и методов работы с семьей ученика;
рассмотреть и обсудить проблематику обозначенного вопроса; проанализировать актуальное состояние процесса сотрудничества семьи и школы;
наметить пути построения эффективной работы педагогического коллектива школы с контингентом родителей учеников;
использовать полученные теоретические знания на практике.

Категория участников: педагоги-психологи школ города.
Форма проведения: «круглый стол».
Продолжительность работы: 55 минут.
Методы работы:
- метод работы в группах;
- метод проекта;
- метод групповой дискуссии.
Принципы работы:
- принцип активности;
- принцип партнерского общения;
- принцип концентрации присутствия;
- принцип обратной связи.
Используемый материал:
- чистые листы ватмана;
- маркеры или фломастеры;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Структура мероприятия:
1. Организационный момент (ритуал приветствия, эмоциональный настрой на работу);
2. Теоретическая часть (введение в тематическую часть вопроса, ознакомление участников с новой информацией);
3. Практическая часть – работа «круглого стола» (использование техник коллективной работы: «Интервью»; «Обмен мнениями»; работа в малых группах);
4. Подведение итогов, рефлексия.
5. Ритуал прощания.

Ход работы.
I.Приветствие и эмоциональный настрой участников на предстоящую работу.
Упражнение «Ассоциации».
Время работы: 6 минут.
Ведущий называет последовательно три понятия: «ребенок», «школа», «семья». Задача первого участника назвать собственную ассоциацию к предложенному слову. Далее по кругу, следующий участник называет ассоциацию к предыдущему слову (например: «ребенок» - «малыш» - «коляска» - «сон» и т.д.).

II.Теоретическая часть.
Время работы: 12 минут.

Плох тот воспитатель детей,
который не помнит своего детства.
Эбнер-Эшенбах.


Несомненно, все понятия, которые были произнесены: «ребенок», «школа», «семья» имеют непосредственное отношение к нашему сегодняшнему разговору. Все они тесно связаны с процессом воспитания. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Семья рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединенные усилия родителей и педагогов создают благоприятные условия для развития ребенка. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный путь человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родитель, в ответе за то, чтобы ребёнок научился преодолевать проблемы, с которыми встретится на своём пути.
На сегодняшний день огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся можно организовать посредством как индивидуальных, так и групповых форм работы.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, анкетирование, экспресс-диагностика, переписка с родителями, анализ детских работ, посещения на дому.
К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, круглые столы, вечера вопросов и ответов, роди-тельские университеты, родительские клубы, педагогические дискуссии (диспуты), ролевые игры, родительские тренинги. Самой распространённой формой групповой работы с родителями является родительское собрание.
Индивидуальные формы работы с семьей.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах, об отношении к родителям и т.д.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, рекомендации по вопросу воспитания детей.
Индивидуальные тематические консультации - проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий учитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных специалистов (психолога, социального педагога) к поиску решения в трудной ситуации.
Групповые формы работы с семьей.
Родительские собрания - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общешкольными и классными.
Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Назначение родительских университетов в школе - психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться.
Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.
Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
Конференции могут быть: научно-практическими, теоретическими, читатель-скими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конферен-ции.
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм по-вышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Родители и дети», «Ребенок пришел из школы» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги.
Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей.
Родительские ринги - готовятся в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные по-зиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным ру-ководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными:
«Плохие привычки: наследственность или влияние социума?»
«Что вы делаете, если у вашего ребенка возникают проблемы с дисциплиной?
«Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?»
«"За" и "против" школьной формы».
«Трудности школьного урока. В чем они состоят?»
Подводя итог сказанному, следует заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить заповедь: "Прежде всего, не навреди".

III. Практическая часть – работа «круглого стола».
Упражнение «Интервью».
Время работы: 5 минут.
Участников просят в течение одной минуты подумать и ответить на вопрос - «Каким формам работы с семьей Вы отдаете предпочтение в своей профессио-нальной деятельности?». Заслушивается мнение каждого из присутствующих. По завершению упражнения делается вывод о частоте использования тех или иных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся.
Упражнение «Обмен мнениями».
Время работы: 7 минут.
Задача участников в течение двух минут на небольших листочках постараться сформулировать тематику актуальных (проблемных) вопросов и тем, используемых в работе с родителями учеников. После этого присутствующие делятся своими мнениями. По завершению обсуждения, на доске (флип-чарте) фиксируется список наиболее «популярных и злободневных» тем.
Упражнение «Три видения».
Время работы: 15 минут.
Все участники делятся на три группы и в течение пяти минут создают совмест-ный проект видения одной заявленной проблемы в трех различных ракурсах.
Тема обсуждения – эффективные формы работы с семьей с позиции:
- тесного сотрудничества психолога с классным руководителем;
- тесного сотрудничества психолога с социальным педагогом;
- тесного сотрудничества психолога с административным корпусом.
По истечению времени представители каждой группы самопрезентуют собственные проекты. В завершении работы делается вывод о приемлемых формах работы педагога-психолога с детско-родительским контингентом и о «западающих» направлениях в деятельности психологической службы.

V.Ритуал прощания.
Время работы: 2 минуты.
Ведущий благодарит всех присутствующих за активное и творческое участие.

Список используемой литературы:
1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.
2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
4. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.