Меню

Истерики трёхлетнего малыша: советы родителям. Список запрещенных фраз и приемов

Вкусные рецепты

Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это очень важный период в развитии малыша.

В период кризиса трех лет малыш осознает себя и стремится к самостоятельности. Он впервые открывает, что он - такой же человек, как и другие, например, как и его родители. Одним из проявлений этого открытия является появление в его речи местоимения «Я». До этого ребенок говорит о себе только в третьем лице либо называет себя по имени.

Новое осознание себя проявляется в стремлении подражать взрослым, имитировать их поведение и пытаться различными способами утвердить свое равенство с ними.

У ребенка начинает формироваться воля, которую называют «автономией» или независимостью. Дети не хотят испытывать излишний контроль со стороны взрослых и стремятся сделать самостоятельный выбор во многих, даже незначительных ситуациях.

Если родители заметили этот момент и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребенку, кризис трех лет может пройти достаточно гладко и безболезненно. В том случае, когда между родителями и ребенком до этого были теплые, дружеские отношения, а в семье царила доброжелательная атмосфера, родители даже удивятся, если им кто-то скажет, что их ребенок находится на сложном этапе развития. Но если родители не осознали, что прежние методы общения с ребенком уже не актуальны на новом возрастном этапе, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого маленького тирана.

Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляются новые любимые словечки и выражения «Я САМ», «НЕ ХОЧУ» и «НЕТ».

Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом, малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок очень эмоционально выражает свое недовольство.

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 - 4 года.

Родители в ужасе: с ребенком стало твориться что-то страшное! Частые истерики, порой на грани припадков: попробуй, не купи игрушку, падает на пол и орет как резаный! Невероятное упрямство, непослушание… «Слезь! Это мой стул, я на нем сидел!» - кричит папе, и в глазах неподдельный гнев. Что случилось с малышом? «Упустили момент, и у нас растет какой-то монстр!» - в тревоге констатируют родители. «Распустили донельзя!» - ворчат бабушки и дедушки.

«Ничего подобного, все в полной норме!» - утверждают детские психологи. Просто у ребенка - кризис трех лет, необходимый для его взросления как воздух. Именно на третьем году жизни малыш впервые настойчиво извещает нас: «Я сам! Я уже взрослый!».

Кризис трех лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом что-то не так. Кризис - это хорошо! Да, родителей ждет трудный период, но он определяет новую, очень важную ступень в развитии ребенка.

Подобных кризисов в жизни ребенка несколько, и каждый из них может стать созидательной и прогрессивной ступенью роста. Именно в три года важно поддержать стремление малыша к самоутверждению и взрослости! Если вашему малышу исполнилось два года: ждите кризис! Он будет нарастать постепенно, достигнет бурного пика - с теми самыми истериками и конфликтами, а потом сойдет на нет, став для малыша великой школой жизни.

Семь признаков кризиса трех лет.


Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с нехваткой маминой любви и тепла.

1. Негативизм . Ребенок дает негативную реакцию «нет!» не столько на действие, которое его просят выполнить, сколько на требование или просьбу определенного взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. При этом ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, но может слушаться других.

На первый взгляд, кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать не хочется, например, ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится.

Негативизм - акт социального характера: он более всего адресован конкретным людям. При резком проявлении ребенком негативизма общение с взрослым может приобрести крайнюю форму, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Ешь суп!» - «Не буду!», «Пойдем гулять» - «Не пойду», «Молоко горячее» - «Нет, не горячее» и так далее.

В три года ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с взрослым человеком. Мотив поведения находится уже вне конкретной ситуации. Помните: негативизм не является патологией или изощренным желанием ребенка досадить взрослому.

Конечно, негативизм - кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Когда ребенку говорят «да», а он твердит «нет», малыш дает понять, что он имеет право на собственные взгляды и желает, чтобы с ними считались. Ребенок ведет борьбу за свою автономию, борьбу за свое право выбора, являющуюся совершенно необходимым условием для личностного развития. Наталкиваясь на категорическое неприятие такого поведения со стороны родителей, малыш оказывается в условиях, неблагоприятных для обретения опыта, жизненно необходимого для формирования его личности.

Если на данном этапе жизни «нет» маленького человечка полностью игнорируется взрослыми людьми, то мальчик или девочка могут извлечь для себя не лучший жизненный урок. Смысл этого урока сводится примерно к следующему: если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно с мнением авторитетным. Приняв в раннем детстве такое решение, многие мальчики и девочки, радующие родителей и учителей послушанием, далеко не всегда могут сказать «нет», когда старшие товарищи предлагают им принять участие в неблаговидных поступках.

Взрослому, вызывающему у ребенка вспышки негативизма, следует проанализировать характер взаимоотношений с малышом. Быть может, он слишком требователен к ребенку, слишком строг с ним или непоследователен в своих поступках. Иногда взрослый, сам того не желая, может провоцировать вспышки негативизма. Это происходит тогда, когда используется авторитарная модель взаимодействия с ребенком.

Негативизм очень быстро может исчезнуть, если взрослые не будут пускаться в длительные споры с малышом, не будут пытаться «искоренить крамолу» в зародыше и настаивать на своем. При этом негативизм можно превратить в игру, обучающую малыша выражать свои желания и намерения иначе. Можно, например, сыграть в игру «Не хочу». Причем роль непослушного ребенка могла бы сыграть мама. И тогда ребенку самому придется найти правильное решение для «капризной маленькой мамы», подсказав тем самым, как лучше всего себя вести.

На этом примере хорошо видно, что правильная позиция родителей, безусловно, важна. Но важны и приемы, с помощью которых они могут «с честью» выйти из сложной ситуации во взаимоотношениях с ребенком.

2. Упрямство . Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.

Купи шарик!

Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.

Купи машинку!

Она тебе точно нужна?

Через минуту интерес к машинке пропал, и она валяется без колес. Объяснение простое: на самом деле ребенку и шарик, и машинка не интересны, но ему важно настоять на своем. Если мама не купит - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес, и ваш малыш будет долго с ней играть.

Упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему это очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым. Он требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может.

Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямство отличается от настойчивости тем, что упрямый ребенок продолжает настаивать на своем решении, хотя ему этого уже не так сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Отечественные психологи приводят такой пример упрямства: «Бабушка просит трехлетнего Вову съесть бутерброд. Вова, играющий в это время с конструктором, отказывается. Бабушка просит его снова и снова, принимается уговаривать. Вова не соглашается. Бабушка подходит к нему через сорок минут и опять предлагает съесть бутерброд. Вова, который уже проголодался и не прочь съесть предлагаемый бутерброд, грубо отвечает: «Сказал - не буду есть твой бутерброд! Ни за что не буду!» Бабушка, расстроившись и обидевшись, начинает отчитывать мальчика: «Так с бабушкой нельзя разговаривать. Бабушка старше тебя в двадцать раз. Я лучше тебя знаю, что тебе надо есть».

Вова опускает голову вниз, ноздри его шумно раздуваются, губы плотно сжаты. Бабушка же, увидев опущенную голову внука, думает, что она «победила», и уже благодушно спрашивает: «Ну что, Вова, будешь есть бутерброд?» Вова вместо ответа кидает на пол детали конструктора, топчет их ногами и кричит: «Не буду, не буду, не буду есть твой бутерброд!» Он плачет от того, что, давно уже хочет есть, но не знает, как достойно выйти из создавшейся ситуации и отказаться от своего слова.

Взрослые, которые находятся рядом с ребенком в такой момент, должны научить малыша, как можно поступить в этом случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Конечно, бабушка может «выиграть битву», заставив ребенка сделать то, что она требует. Но лучше взрослому не вставать на позицию «кто кого». Это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка. Кроме того, ребенок может усвоить неконструктивную манеру поведения взрослого, и сам будет действовать подобным образом в дальнейшем.

Как правильно вести себя с упрямым ребенком?

  • Проявляйте чуткость. Поменьше вмешивайтесь в действия ребенка, не торопите его. Порой маме бывает что-то удобнее сделать за ребенка, например, одеть, накормить, убрать и т.д., но не спешите. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие, убирает рассыпанные игрушки и причесывает себя перед зеркалом. Наберитесь терпения. Этот период в отношениях с ребенком является не только его болезнью роста, но и экзаменом для взрослых.
  • Будьте более гибкими и находчивыми. К примеру, ребенок отказывается кушать, хотя вы точно знаете, что он уже должен порядком проголодаться. Не упрашивайте его. А, например, накройте на стол и посадите рядом игрушку. Изобразите, будто она пришла на обед, и просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и покормить ее. Результат бывает потрясающий: многие дети, увлекшись игрой, садятся рядом с игрушкой и как-то незаметно для себя вместе с ней съедают содержимое тарелки.

Или еще пример: «Не буду надевать варежки (снимать пижаму, мыть руки и т.д.!» Родитель может спокойным голосом сказать: «Да, конечно, я тебе НЕ РАЗРЕШАЮ надевать варежки на прогулку (снимать пижаму до обеда, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем)». Ребенок обычно сразу начинает надевать варежки, снимать пижаму и т.д. Вот такие «маленькие хитрости», позволяющие не доводить общение до конфликта!

  • Трехлетние дети ожидают от близких людей признания своей независимости и самостоятельности. Поэтому расширяйте права и обязанности малыша. Позволяйте ему в разумных пределах проявить свою самостоятельность.

Ребенку хочется помочь маме навести порядок, - отлично! Дайте ему в руки тряпку, веник или пылесос и не забудьте о похвале. Если родители в этот период начинают предоставлять малышу больше свободы, то этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают различать те области жизни, в которых он действительно может вести себя почти как взрослый, и те, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве.

3. Строптивость . Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, одеваться. Например, ребенок уже умеет кушать ложкой, но он может наотрез отказываться есть самостоятельно.

В отличие от негативизма, строптивость направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет. Строптивость выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем реакцию, которой ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости.

От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее поведение тенденциозно в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.

Очень часто родители трехлетних детей жалуются на то, что ребенок вдруг начинает проявлять свою самостоятельность. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу. Причем, зачастую он не умеет этого делать, но, тем не менее, требует полной самостоятельности.

Родители в зависимости от ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, от семейных традиций, могут решить проблему разными способами: отвлечь ребенка, уговорить его, позволить ему действовать самостоятельно. Но если это действие опасно для жизни и здоровья малыша, взрослые должны обязательно запретить ребенку делать это (например, переходить дорогу, включать газ).

4. Своеволие . Теперь всегда на первый план выходит то самое, до боли знакомое, «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…

5. Протест, бунт . Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:

Подними, я не могу! - командует маме.

Нет уж, сам подними.

Не могу-у! Ты подними! - и истерика.

6. Обесценивание . Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может обзываться, ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».

Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. Трехлетний ребенок может отбросить или даже сломать обожаемую игрушку (обесцениваются любимые в прошлом вещи). Такие явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

7. Деспотизм и ревность .

Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!

Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.

В семье с единственным ребенком часто может проявляться деспотизм сына или дочери. В этом случае малыш, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание, он хочет стать «господином положения». Средства, которыми он будет пользоваться в этом случае, могут быть, самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей.

Если в семье несколько детей, этот же симптом можно назвать ревностью. Ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или с сестрой. Такое положение его не устраивает, и он борется за власть изо всех сил. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся, пытаются подчинить себе соперника, показать, что один из них лучше, «главнее».

Чтобы не произошло подобного, родители должны более чутко относиться к потребностям каждого ребенка в семье. Иногда лучше отложить какие-то домашние дела, но обязательно в течение дня уделить хотя бы несколько минут безраздельного внимания каждому из детей, какого бы возраста они ни были. Любой ребенок нуждается в том, чтобы мама или папа в течение, пусть самого непродолжительного, времени «принадлежали» только ему одному, когда не надо делить родительскую любовь с кем бы то ни было.

Таковы основные симптомы кризиса трех лет. Нетрудно видеть, рассмотрев эти симптомы, что кризис проявляется главным образом в таких чертах, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка в логике «Нет!». Это протест маленького человека, требующего самостоятельности, переросшего те нормы взаимодействия и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.

Все симптомы находятся вокруг оси «Я» ребенка и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяется отношение ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности. В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: раньше взрослые его «водили за руку», а теперь у него появилась тенденция «ходить самостоятельно». Появляется личное действие и сознание «Я САМ», «Я ХОЧУ», «Я МОГУ», «Я ДЕЛАЮ» (именно в этот период многие дети начинают использовать в речи местоимение «я»).

Кризис трех лет (как, впрочем, и любой другой кризис) будет протекать остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать изменений, происходящих в ребенке, если родители, во что бы то ни стало, стремятся сохранить прежний характер взаимоотношений в семье, который ребенок уже перерос. В этом случае взрослые пытаются сдержать активность и самостоятельность своего чада. Результатом же может стать только нарастающее взаимное непонимание, частые конфликты.

Кризис третьего года жизни - это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет. Он чувствует себя большим человеком и требует соответствующего отношения и уважения! А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем - что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе с взрослыми, но и с самим собой.

Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу самому гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями, буря настигает его изнутри. Вот так в муках происходит становление психики.

Пик кризиса - истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает родителей (не специально, конечно!), поможет ли такой метод добиться своего желания или нет. Кстати, истерики требуют зрителей - вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди городской улицы.

Кстати, кризис трех лет похож на подростковый кризис. И от того, насколько мудро поведут себя родители, в большой степени будет зависеть, каким будет подростковый период - тяжелой катастрофой с дурными компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным, обретением взрослости.

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

  • Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну, почти), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну, развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому он научится и как сможет самоутвердится!
  • Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: В черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или с машинкой? Ложкой или вилкой?).
  • Не заставлять, а просить помочь: «Сережа, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже сынок крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.
  • Необходимо рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит, начинать процесс надо на полчаса раньше.

Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем очень часто на людях. Что делать тогда?

  • На ультимативное требование ребенка говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное, сохранить внешнее спокойствие и бесстрастность - как бы тяжело это ни давалось. Малыш кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе… Придется потерпеть. Пойдешь на поводу, и истерика станет у ребенка привычным инструментом манипуляции родителями.
  • Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное место и кладем, как взяли - пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь, придется просто подождать, когда буря минует.
  • Создать приятные перспективы - иногда это тоже помогает успокоить. Например, мама говорит: «Коля, ты раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб. По пути купим фломастеры, будем рисовать».
  • Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне очень неприятно, что получился такой крик…» или «Я так сердита на то, что произошло, что мне прямо самой кричать хочется!». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так: «Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.

Типичными ошибками родителей в период кризиса трех лет их ребенка заключается в отсутствии у них твердой позиции, четкой определенности, чего и как требовать от ребенка, как именно учитывать особенности данного возрастного этапа. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом о принципах воспитания, что создает дополнительные трудности. Ошибочен также подход, требующий от ребенка полного повиновения родителям и ломающий при этом его волю. Последствием типичных родительских ошибок становится формирование «порочного круга»: ошибки «подстегивают» негативные эмоции ребенка, а их увеличение приводит к увеличению растерянности родителей, неуверенности в себе, к эмоциональным срывам.

Правильные действия родителей подразумевают понимание поведения ребенка, смысла его поступков. Они опираются на четкую позицию, определяющую, когда, как и на чем настаивать, с чем в поведении ребенка мириться, какие воспитательные приемы полезно использовать.

Чтобы удачно миновать кризис трех лет, надо помнить о принципах: твердость в намерениях, но гибкость в действиях . При этом важно учитывать индивидуальные особенности малыша. Полезно иметь в запасе различные педагогические приемы, позволяющие родителям помочь своему ребенку успешно миновать кризис и взойти на новую возрастную ступень развития личности.

Вопрос в воспитании, попробуйте обратится к психологу.


Виталина

Пройдет, если будете обращать вниманиеи тормозить капризы.


Если не ошибаюсь, именно в три года определяется "кто в доме хозяин"...


Пройдет, если ставить его на место и не разрешать так себя вести.Еще можно показать его психологу, невропотологу.


Должно. Но разберитесь, почему он психует. Может у него что-то болит. Например зубы ростут.


У меня 4,5 такой характерец, если не по ней, сразу псих, поза со скрещенными руками на груди, губки рыбкой и еще и в ответ может выдать такое, что мама не горюй)))


Надо понять причины! К детскому психологу!


Розамунда

Вероятнее всего нехватает внимания, возможно до этого его было больше. Но они перерастают.


Это кризис 3-х лет. Наберитесь терпения, не первый кризис и не последний. Удачи!


Умывайте после гуляний. И старайтесь больше спокойно объяснять и помогать.Он только учится жить и не всё получается. Нужно быть внимательнее и терпеливее.


Возраст после трех лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово “не хочу”, оно начинает довольно часто встречаться в словаре вашего бывшего ангелочка. Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топагь ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность. Педиатры называют этот период кризисом трехлетнего возраста.Пройдет, без всяких сомнений... Но, чтобы легче сей этап пережить - обратитесь к детскому психологу, который может помочь малышу преодолеть некоторые сложности, а Вас научит правильно реагировать на ситуации, связанные с этим переходным периодом. Терпения Вам)


Это пройдет,у практически психолог,учусь. Это просто кризис трех лет! Есть такое понятие в детской психологии. Ребенок взрослеет примеряет на себя новый статус! Желает все делать сам,и чтобы взрослые не помогали. любое вмешательство вызывает конфликт с ребенком. наберитесь терпения и относитесь снисходительно. Не надо ругать его результата не будет, просто старайтесь ребенка заставлять делать что вам нужно, так чтобы он думал что сам так решил!


Не ругайте ни в коем случае отвлекайте


Ну у меня не злиться, но психует всегда. все ей не так. все так а нам всего илшь 2,4. и это продолжается 2,4 года))))))))))))


3 годика- первый переходный возраст, в какие-то моменты, если причины психоза совсем нет, проигнорируйте, т.е не обращайте внимания, в другой раз сделайте замечание, скажите, что так себя вести нельзя, посмотри никто так себя в семье не ведёт (если конечно это действительно так), побольше ласки, внимания, может он ревнует, может ему скучно, а может что-то болит, надо найти причину такого поведения.


Я стараюсь отвлекать своего карапуза, т.к. тоже выдает такие номера, хоть стой, хоть падай, пытается всеми доступными способами добиваться своего. Переключаю внимание на машины (он их просто обожает), начинаю расспрашивать про человека-паука, (это тоже один из его кумиров), и т.д. в том же духе. Пока помогает.А вообще окружающие говорят что он так только с нами себя ведет, с посторонними - просто золотой ребенок, говорят избаловали, слишком много позволяли всего, хотя я так не думаю.


Серафима

Выясните причину,обратитесь к детскому психологу


Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Своеволие. Стремится все делать сам. Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающимиСимптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу". Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У начинает формироваться воля, которую Э. Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. Зона ближайшего состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" Мы тоже находимся в этом нелегком возрасте, но все к лучшему, ведб любой кризис ведет к развитию.


Радосвета

Это пройдет, когда мамочка перестанет психовать и злиться. В 7 лет происходит разрыв энергетической пуповины между мамой и ребенком. А пока вы единое целое.

| |

Содержание статьи:

Каждый, у кого есть дети, наверняка в курсе, что малыш в возрасте трех лет уже самостоятельная личность. Его уже не нужно кормить из ложечки, одевать, мыть руки, со всем этим он легко научился справляться сам. Ребенок в этом возрасте довольно-таки умело сможет нарисовать фигуры, распознать цвета, виды животных и растений. Малыш стал более ловким и внимательным, активным и сильным, также хорошо освоивший речь и память. Так как же справляться с ребенком трех лет, как его развивать, чему учить? Что нужно знать каждому родителю, чтобы развитие ребенка в 3 года было правильным? Обо всем этом можно узнать в данной статье.

Общие характеристики трехгодовалого ребенка

Малыш в данном возрасте достаточно умело ходит, бегает и прыгает, отлично сможет стоять на одной ноге, также спускается и поднимается самостоятельно с лестницы, поэтому физическое развитие детей в 3 года очень развито. Такими же ловкими становятся и ручки: мастерски орудует ложкой и кружкой, расстегивает и застегивает пуговицы, держит ручку или карандаш и многое другое. Нервная система еще не сформирована, но мозг растет и, следовательно, вместе с ним увеличивается мозговая деятельность. Вместе с этим и развиваются полушария, правое способствует развитию физической активности, чувствам, воображению, памяти и мышления. А левое отвечает за речь, чтение и письмо, а также повышении логики. Поэтому многие ученые считают, у девочек в этом возрасте развито больше левое полушарие мозга, поэтому она начинает быстрее говорить в отличие от мальчиков.

Естественно, вместе со всем и развивается тело ребенка. За счет того, что растут все части тела, голова не кажется такой большой, какой была в грудном возрасте. Плечи начинаю становиться шире и шире, шея заметно вытягивается, тело понемногу становится пропорциональным. В позвоночнике развиваются и формируются изгибы. Рост ребенка трехлетнего возраста, конечно же, зависит от родственных генов и условий жизни. У девочек он составляет от 90 до 98 см, а у мальчиков от 92 до 100. Так как малыш становится активней и активней, жировой слой ткани значительно сбавляется. Набор веса становится не такой большой, как в первый год жизни. У девочек он варьируется от 13,5 до 15,5 кг, а у мальчиков от 14 до 16 кг. Многие детки в три года отказываются спать днем, в этом случае нужно прибавлять дневное время на сон к ночному, тем самым, увеличивая часы сна, так как недосыпание очень негативно оказывает давление на общее развитие ребенка и, конечно же, особенно на нервную систему. Не зря в народе говорят, что три года это первая ступенька к взрослению. Все больше и больше малыш становится похож на взрослого человека, как умственно, так и по внешности. Педиатры советуют родителям проходить профилактические медицинские осмотры в этом возрасте, раз в год. Питание и отдых остается пока тем же, что и был до этого.

Психическое развитие ребенка в 3 года. Кризис

Три года - самый подходящий возраст для отправки детей в детский сад. У многих есть бабушки и дедушки, братья и сестра, которые могут посидеть с детьми. Но, если оставлять ребенка не с кем, а маме нужно выходить на работу, единственное решение – вести ребенка в садик. Замечательно, если ваше чадо не боится новых людей, тогда проблем с привыканием к детскому саду не будет. Но, если же ваш ребенок не привык к посторонним людям, это очень повлияет на его психологическое развитие. Когда ребенок расстается с мамой, он испытывает огромнейший стресс для себя. Поэтому стоит очень серьезно к этому подойти. Первое время лучше походить с малышом в группу детского садика, так он быстрее привыкнет к постороннему коллективу и к тому, что мамы не будет рядом некоторый промежуток времени.

Ребенок в 3 года не слушается? Требует свое? Такое поведение обусловливается тем, что малыш хочет показаться самостоятельной личностью. У детей этого возраст мир расширяется, появляется много нового и интересного, чем они могут заниматься, но контролировать свои эмоции и чувства они пока не могут, поэтому данный кризис нужно правильно и четко пережить, расставляя границы так, чтобы ребенок не чувствовал себя зажатым в угол.

Во многих семьях дети стараются вести себя, так же как и их родители, поэтому будьте сдержаннее и внимательнее к своей манере поведения. Ребенок очень хорошо чувствует свою мать, как никого другого. Если женщина в депрессии, малыш попытается вывести ее из этого состояния, даже неосознанно плохим поведением.

Малыш в данном возрасте не может до конца научиться управлять и осознавать свои эмоции, поэтому, когда он кричит, ни в коем случае нельзя отвечать ему тем же. Но обязательно нужно объяснять на словах, что агрессировать и драться ни в коем случае нельзя. По словам детских психологов, нужно учить ребенка давать сдачу вербально, то есть словесно. Но все же большинство примеров воспитания показывает далеко обратное, многие родители учат своих детей давать сдачу, именно физическим способом. Особенно мальчиков.

В период психологического кризиса, истерики ребенка считаются обычным явлением. Но не стоит во всем потакать, так как это вызовет у ребенка привычку закатывать истерики по поводу и без него. Если все-таки ваш ребенок капризничает постоянно, нужно переосмыслить систему воспитания малыша. Обязательно озвучьте дедушкам и бабушкам свой метод как воспитывать ребенка, иначе, возникнет двоякое воспитание. Также обратитесь к детскому психологу и возможно невропатологу, по рекомендации педиатра.

Очень важно в кризис, чтобы ежедневный режим не нарушался и не сдвигался по времени: хорошее питание, свежий воздух и дневной сон очень важны в этот период времени. Старайтесь читать ребенку сказки, включать спокойную музыку и мультфильмы.

Что должен уметь трехгодовалый малыш

В этом возрасте ваше чадо интенсивно растет, меняются пропорции тела, он становится намного активнее, умнее и ловчее. Желание развиваться возрастает с огромной силой. То, что раньше он не мог сделать сам, теперь получается с каждым разом лучше и лучше.

Ребенок умеет самостоятельно ездить на трехколесном велосипеде, расстегивать молнию и пуговицы, держать столовые приборы, а также рисовать и различать цвета. Старайтесь играть как можно чаще в логические игры. Развивайте моторику, например учите ребенка опускать бусины в банку с узким горлышком. Учите малыша лепить геометрические фигуры: круги, овалы, квадраты. Поднимаясь по лестницам, сопровождайте шаги счетом.

Смотря книги, ребенок данного возраста описывает картинки, изображенные в книге. Девочки, например, начинают играть в дочки-матери.

Практически сами дети одеваются, также чистят зубы, умываются, расчесывают волосы, высмаркиваются, едят и пьют.

Особо важным процессом является то, что ребенок научился предупреждать родителей о своих дальнейших действиях, к примеру, он говорит, что собирается рисовать или играть. Дети в три года, умеют говорить предложениями, поют песенки или говорят слова в рифму. Также они знают, к примеру, что у дерева листья, на небе солнце, на земле трава и т.д.

Развитие речи в 3 года

Стоит отметить, что речевое развитие тоже стремительно возрастает. Обязательно разговаривайте со своим ребенком, объясняйте ему различные вещи, делитесь эмоциями и впечатлениями от окружающего вас мира. В 3 года у малышей отмечаются речевые дефекты: не произносящие шипящие, проглатывание различных звуков, неправильная постановка предложений. Логопеды не считают это каким-либо отклонением от средней формы.

Игры с имитацией звуков отлично развивают память, моторику, и конечно, речевое развитие малыша. В такие игры можно играть абсолютно везде, например: увидев на улице собаку, спрашивайте, как говорит собака, а ребенок будет отвечать. Но если ребенку есть три года, а он все никак не разговаривает, нужно обязательно обратиться за помощью к специалистам.

Занятия для детей 3 лет

Трехгодовалого ребенка, можно смело назвать дошкольником. Многие в этом возрасте посещают детский сад. Другие же предпочитают заниматься ребенком самостоятельно дома. Занятия для детей 3 лет необходимая программа, позволяющая родителям ближе общаться со своим чадом.

Огромную роль играют занятия с умением говорить, тем самым он учится передавать эмоции и впечатления. Вы можете задавать вопросы и давать несколько вариантов ответа, а ребенок будет рассуждать, и выбирать правильный ответ. Также можно это проделывать с картинками.

Объясняйте и учите ребенка последовательности, например перед тем, как обуть туфли, нужно сначала надеть носки, сначала проснуться, потом умыться и т.д. Задавайте вопросы, которые заставляют ребенка думать, прежде чем ответить. Например, что делает солнце и так далее.

Учите ребенка рисовать по пунктирам, а также простые геометрические фигуры. Самый познавательный и простой способ заниматься с ребенком, это как можно чаще гулять и рассказывать ему о том, что вас окружает, например, как поют птицы, какого цвета небо, о смене ночи и дня, о растениях и животных. Занятия не должны ни в коем случае превращаться в игру, но и не должны быть неинтересны ребенку. Малыш должен с удовольствием заниматься и учиться. Чтобы так было, создавайте атмосферу легкости и позитива. Хвалите ребенка за достижение положительного результата, подзадоривайте. Если позволяет время, занимайтесь с ребенком в одно и тоже время, не больше получаса.

Подведем итог. Развитие ребенка в три года: (речевое, психическое, физическое) происходит очень стремительно. Малыш удивляет родителей и удивляется сам, с каждым новым днем. Все больше достигает новых целей и задач. Поэтому особенно важно показывать и учить ребенка положительному «я», что даст в дальнейшем здоровую и правильную самооценку.

Содержание статьи:

В 2 – 2.5 года у детей начинается переходной возраст. Тогда малыши отрицают очевидные вещи, спорят со взрослыми по любому поводу. Именно с 2 до 3 лет мамы и папы слышат фразы: «нет», «не хочу», «не буду» и т. д. Это тяжелый период для детей, поэтому не стоит на них давить, ведь это важный период их эмоционального развития.

Чтобы справиться с ребенком и деликатно побороть вспышки упрямства, родители должны научиться контролировать себя. Нужно дать крохе немного больше свободы, развивать в нем самостоятельность, но в то же время разработать четкую систему запретов. Важно проявлять терпение, постараться понять проблемы крохи, чтобы вместе пережить этот сложный период.

Проблемы упрямого возраста

С 2 до 3 лет начинается «кризис трех лет». Ребенок в этом возрасте старается отделить собственное «я» от мамы. Его речь еще недостаточно развита, поэтому для проявления эмоций кроха использует крик, слезы, истерики на полу и т. д. Когда капризы повторяются все чаще, нужно перестроить систему взаимоотношений в семье, корректировать методы воспитания.

Ближе к 4 годам ребенок начинает осознавать свою самостоятельность, у него появляются любимые занятия, блюда, вещи и т. д. Дети в 4 года посещают детский сад, умеют выражать свои желания с помощью речи, поэтому реже капризничают.

Нередко случается так, что вспышки упрямства – это отображение модели поведения в семье. Чтобы этого избежать, нельзя вовлекать ребенка во взрослые конфликты. Если истерики не прекращаются в 4 года, то это веский повод обратиться к детскому психологу или невропатологу.

Причины капризов

Иногда родители сами провоцируют детские истерики. Например, если мама спешит, а ребенок плачет, то она обещает ему купить все, что он пожелает или одеть любимые вещи. Тогда кроха понимает, что с помощью криков и слез можно добиться многого и пользуется этим преимуществом.

Чтобы решить проблему, нужно понять ее происхождение. Иногда ребенок капризничает, потому что требования родителей к нему завышены. Тогда малыш действительно не понимает, как ему выполнить то или иное требование.

Психологи выделили основные причины возникновения вспышек упрямства у малышей 2 – 3 лет:

Проверка на прочность . Если кроха заметил, что его капризы пугают родителей, то повторяет их опять и опять. Так он проверяет, какой будет реакция мамы и папы на новые выходки, например, выворачивание супа на стол, разбрасывание игрушек и т. д. То есть он проверяет авторитет взрослых, и пытается понять, насколько серьезны их запреты.

Страх перед переменами . Особо чувствительные и эмоциональные боятся нововведений, к ним нужен особый подход. Им страшно попробовать новое блюдо, отправиться спать в отдельную кроватку, пойти погулять на новую площадку и т. д. Любая перемена сопровождается слезами и категоричным отрицанием. Важно поддержать кроху, чтобы он почувствовал, что ему ничто не угрожает, тогда он согласиться на новшество.

Обычный отказ . Примерно с 3 лет ребенок хочет сам решать, что надеть, поесть, когда лечь спать. Если мнением мамы и крохи по этому поводу не совпадают, то может возникнуть протест. В таком случае рекомендуется прислушаться к мнению ребенка, возможно, то, чего он хочет, не так уж и плохо.

Чрезмерная опека . Некоторые родители и бабушки длительное время пытаются оградить ребенка от проблем, для этого кормят его из ложечки, самостоятельно одевают, возят на коляске и т. д. Когда им это надоедает, они предлагают малышу стать самостоятельнее, однако эти просьбы встречаются протестом. Ребенок просто не понимает, почему родители не выполняют свои обязанности.

Привлечение родительского внимания . С 2 лет (а иногда и раньше) дети понимают, как привлечь внимание мамы и папы. Если его каждый раз успокаивают и жалеют после истерики, то со временем он начнет этим пользоваться все чаще.

Не стоит пускать все на самотек, так как с возрастом проблема только усугубиться, а изменить поведение ребенка будет тяжелее. Важно решить проблему как можно раньше.

Бороться с капризами детей достаточно сложно. Особенно это проявляется, когда родители куда-то спешат, а малыш занят играми и идти никуда не хочет. В таком случае взрослым не стоит демонстрировать свое раздражение, иначе протест только усилится. Чаще всего конфликт заканчивается в пользу родителей, а кроха в слезах отправляется за ними. Но это неправильный способ решения проблемы, поэтому стоит изменить правила общения в семье и научить ребенка выражать свой протест словами, а не криками и плачем.

Родители должны научиться себя контролировать, не стоит кричать, иначе бунт только усилится. Не демонстрируйте своему чадо беспомощность. Чтобы успокоиться, подумайте, как крохе сейчас тяжело, а он все равно борется, отстаивает свое мнение, споря со взрослым человеком.

Чтобы эффективно бороться со вспышками упрямства, родители должны взять на вооружение следующие советы:

Проверьте свои запросы к ребенку, возможно, некоторые их них действительно завышены. Малыш иногда сам может решить, какую одежду ему носить или какой сок пить.

Разработайте четкую систему запретов. На первое время достаточно 4 – 5 пунктов, например, нельзя подходить к бездомным собакам, самостоятельно переходить улицу и т. д. Эти запреты должны подтверждать все члены семьи.

Детям сложно каждый день выполнять родительские наставления. Чтобы избежать протеста, предлагайте ему варианты, например, какие ботинки он хочет надеть на прогулку: желтые или синие.

Не делайте за ребенка то, что он сам может сделать, даже если вам так удобно. Не стоит его одевать, лучше подождите, пока он это сделает сам, даже если вы выйдете из дома на 20 минут позже.

Иногда лучше не реагировать на капризы малыша. Попробуйте оставить кроху в комнате, а сами занимайтесь своими делами. Обычно без «зрителей» ребенок быстрее успокаивается. Если истерика случилась в людном месте, то постарайтесь уединиться, а потом переключить внимание ребенка на что-то другое.

Анализируйте ситуацию. Каждая вспышка упрямства – это нереализованное желание малыша. В 2 – 3 года они не могут хотеть чего-то плохого. Задумайтесь, возможно, ему не хватает вашего внимания или общения.

И, конечно же, не забывайте хвалить кроху за хорошее поведение. Обязательно указывайте, что именно вам понравилось в поступке ребенка, ему будет приятно.

Вечерние капризы, и методы борьбы с ними

Если истерика чаще всего случается вечером, то это свидетельствует об эмоциональном перевозбуждении крохи. В нем накапливается слишком много эмоций, которые не позволяют расслабиться и спокойно уснуть. Как правило, это характерно для гиперактивных детей. Также вечерние вспышки упрямства могут возникать, если ребенок не отдохнул днем.

Чтобы избежать вечерних истерик, соблюдайте такие рекомендации:

Гуляйте на улице на протяжении дня. Очень полезно выйти на прогулку вечером за 1 – 1.5 часа до сна.

Ежедневно проветривайте детскую комнату. Следите за температурой в спальне, она должна находиться в диапазоне от 18 до 22°.

За 2 – 3 часа до сна откажитесь от активных игр: догонялки, прятки. Желательно не смотреть мультфильмы.

Перед сном можно поиграть в покойные настольные игры или почитать сказку.

При отсутствии аллергии перед отходом ко сну ребенку можно принять ванну с отваром трав. Для этой цели лучше всего использовать отвар ромашки, череды, мяты и т. д.

Если педиатр не запретил, то можно заваривать травяные чаи перед сном. Вечером кроха может выпить чай с фенхелем, лимонником, мятой. Можно использовать самостоятельно собранное сырье или покупать готовые сборы в аптеке. Оптимальное время для употребления успокоительного чая – не раньше 2 – 3 часов до сна.

Методы предотвращения детских капризов

Многие родители пытаются отучить ребенка капризничать, но прямые нравоучения часто неэффективны. Однако существует несколько методов перехитрить и успокоить кроху:

Поговори со мной, дружок! Когда у родителей уже исчерпаны все доводы, то можно включить в разговор подставное лицо. Для этого можно использовать любимую игрушку ребенка. Возьмите куклу или мягкую игрушку и говорите от его имени: «Привет, малыш! Ты почему такой грустный? Мне тоже грустно, может прогуляемся?» Возможно, поначалу кроха будет продолжать нервничать, но через пару фраз он начнет прислушиваться. Часто этот способ срабатывает с двухлетними детьми.

Поменяйте тему . Если во время разговора вы заметили, что назревает истерика, и ребенок категорически не хочет что-то делать, то просто поменяйте тему. Для этого можно расспросить его о том, что он интересное сегодня видел, с кем гулял в детском саду и т. д. Через несколько минут увлеченной беседы можно вернуться к той теме, которая вас беспокоит. Обычно дети в хорошем настроении готовы пойти на компромисс.

Все наоборот . Если ребенок категорически не хочет есть полезную еду, то скажите ему, что этого нельзя делать. Для этого можно заманить кроху на кухню, сделать вид, что вы его не видите, и что-то едите. А потом просто спрячьте тарелку. Ребенок должен заинтересоваться блюдом. Если этот метод подействовал, то можно его использовать в будущем для разных случаев, но не злоупотребляйте!

День непослушания . Дети постоянно живут под запретами. Чтобы немного расслабить кроху, устраивайте день непослушания, желательно в выходной день. Сообщите крохе, что сегодня ему можно делать все. Спросите у малыша, что ему сегодня приготовить, где он хочет погулять, что надеть и т. д. А небольшой презент только поднимет его настроение. В этот день старайтесь быть вместе, много разговаривать, а вечером спросите, понравился ли ему сегодняшний день. Такие «праздники» очень расслабляют детей, и сближают их с родителями. Пообещайте малышу устраивать день непослушания каждую неделю. Это отличная профилактика вспышек упрямства.

Бой подушками . Чтобы кроха мог выплеснуть эмоции, предложите ему устроить бой подушками или мягкими игрушками. Буквально через 5 минут такой игры малыш сможет избавиться от негатива и забудет об обидах.

Детские истерики в 2 – 3 года – это вполне нормальное явление. Проявите внимание и терпение к крохе, следуйте вышеописанным рекомендациям, и вы сможете с ним договориться. Ведь малышу важно видеть, что маму и папу интересует его мнение, что они его очень любят и ценят.

На бэби ру: ребенок стал капризным

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

  • Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения .

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса

Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

1. Негативизм

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Совет:

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем» .

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду» .

Совет:

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Совет:

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Совет:

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и . Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Совет:

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!» .

Совет:

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Совет:

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Видео консультация: Кризис 3 Лет, 8 проявлений кризиса. Что нужно знать родителям

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса ().
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке:). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

  1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
  2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи) .
  3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов , необходимо:

  • оставаться спокойными, не показывая раздражение;
  • предоставить ребенку внимание и заботу;
  • предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?» );
  • узнать причину подобного поведения;
  • отложить разговор до окончания скандала.

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость.

Как мы пережили кризис

Игры на преодоление кризиса 3 х лет

Уроки психологии для мам

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!