Меню

Принципы социальной политики в отношении пожилых людей. Курсовая работа: Государственная социальная политика в отношении пенсионеров Государственная социальная политика в отношении пожилых людей

Уютный дом

В соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 ию­ля 1993 г., под термином «пожилые люди» подразумевает­ся: женщины в возрасте от 55 лет и старше, мужчины - от 60 лет и старше.

Одной из особенностей современной демографической ситуации в России является высокая численность лиц пожилого возраста (30 млн человек). В перспективе (после 2007 г.) прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых людей в составе населения.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны госу­дарства. Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усилие соци­альной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.

В отношении к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государ­ ственные пенсии и пособия, обеспечиваются государствен ная поддержка через систему социальных служб и иные га рантии социальной защиты.

Важное значение для создания пожилым людям достойных условий жизни имеют также конституционные нормы о праве на жилище, достоинстве личности, свободе совести и вероисповедания, частной собственности, праве на получение квалифицированной юридической помощи, в том чис­ле бесплатной. Конституционные гарантии права на труд полностью распространяются на пожилых людей и не со­держат никаких ограничений по возрасту и факту наличия пенсии.

Законодательство Российской Федерации, реализующее указанные конституционные гарантии прав пожилых лю дей, условно включает три вида норм:

    нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста;

    нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи;

    нормы, регулирующие положение особых групп пожи­лых людей (ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста).

По действующему Гражданскому кодексу (ГК), Семейно­му кодексу (СК) Российской Федерации и ряду федеральных законов: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», социаль­ное законодательство, адресованное непосредственно граж­данам пожилого возраста, стало соответствовать междуна­родным нормам в отношении пожилых людей. Указанные законы последовательно развиваются в подзаконных актах на федеральном и региональном уровнях. Аналогичная ра­бота проводится на уровне государств - участников СНГ.

В настоящее время в РФ рассматривается вопрос о воз­можной отмене льгот с предоставлением взамен денежных выплат из расчета стоимости непредоставленных услуг, входящих в систему льгот. Это предложение Правительства РФ вызвано тем, что большое количество льгот остается неис­пользованным в связи с невостребованностью и невозмож­ностью надлежащего учета. На сегодняшний момент происходит согласование между заинтересованными сторонами механизма замены льгот денежными выплатами.

ГК РФ содержит целый ряд новых норм, касающихся обязательств, возникающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом. Эти виды договоров используются лицами пожилого возраста, нуждающимися в дополнительных источниках средств к существованию.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993) содержат общее определение понятия «граждане пожилого возраста», т.е. достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости. За ними закрепляется право на медико-социальную помощь на до­му, в учреждениях здравоохранения, на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. При наличии медицинского заключения граждане пожилого возраста обладают правом на санаторно-курортное лечение и реабилитацию на льготных условиях или бесплатно, а также правом на бесплатный медицинский контроль для пенсионеров, занимающихся физической культурой.

Конституция Российской Федерации прямо не предусма­тривает права граждан на социальное обслуживание. Тем не менее, в соответствии с общетеоретическими положениями социальное обслуживание является составным элементом конституционного права на социальное обеспечение (ст. 39). Права на социальные услуги, призванные удовлетворить особые потребности граждан в силу ограничения жизнедея­тельности, в том числе и по возрасту, признаются социаль­но значимыми.

Принятие в 1995 г. вышеупомянутых федеральных за­конов о социальном обслуживании, укрепило правовую ба­зу развития социальных услуг, способствовало расширению сети учреждений социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возрас­ та и инвалидов осуществляется в соответствии с Федераль­ным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и ориентировано на индивидуальные потребности пожилых граждан, обеспечение им равных возможностей при полу­чении социальных услуг и на приоритет мер по социальной адаптации. Социальное обслуживание включает в себя со вокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социаль­но-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, органи­зации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожило­ го возраста и инвалидам на дому или в учреждениях соци­ ального обслуживания независимо от форм собственности (ст. 1).

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечива­ется возможность получения достаточных для удовлетво­рения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территори­альные перечни государственных государством социальных услуг (ст. 4). (Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О фе­деральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государ­ственными и муниципальными учреждениями социального обслужи­вания» // СЗ РФ. 1995, № 40. Ст. 4798.)

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях ли­бо по договорам, заключаемым органами социальной защи­ты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5).

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия (ст. 9) граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключени­ем случаев, предусмотренных рассматриваемым Федераль­ным законом.

Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом поряд­ке недееспособными, дается их законными представителя­ми после получения сведений об условиях получения такой помощи. При временном отсутствии законных представите­лей решение о согласии принимается органами опеки и по­печительства.

Помещение в стационарное учреждение социального об­служивания граждан пожилого возраста и инвалидов произ­водится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недее­способными, - на основании письменного заявления их за­конных представителей.

Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных ст. 15 рассматриваемого Федерального закона 1 , а также Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании ».

Права граждан пожилого возраста и инвалидов, прожива­ющих в стационарных учреждениях социального обслуживания предусмотрены ст. 12:

    обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

    уход, первичная медико-санитарная и стоматологическая помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания (при необходимости их направляют в специализированные медицинские учреждения);

    бесплатная специализированная помощь, в том числе зубопротезная (без использования драгоценных металлов), в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также бесплатная протезно-ортопедическую помощь 1 ;

    социально-медицинская реабилитация и социальная адаптация;

    добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

    медико-социальная экспертиза, проводимая по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

    свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами; бесплатная помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством; предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

    сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в ста­ционарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались прожи­вать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг ста­ционарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют пра­во на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;

    участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора (ст. 13).

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, работающим на условиях трудового договора, предоставляется ежегод­ный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями в порядке, опре­деляемом Правительством Российской Федерации.

Принуждение граждан пожилого возраста или инвали­дов, проживающих в стационарных учреждениях социаль­ного обслуживания, к лечебно-трудовой деятельности не до­пускается.

Формы социального обслуживания (ст. 16):

    социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

    полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

    стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

    срочное социальное обслуживание;

    социально-консультативная помощь.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

    организация питания, включая доставку продуктов на дом;

    помощь в приобретении медикаментов, продоволь­ственных и промышленных товаров первой необходимости;

    содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

    поддержание условий проживания в соответствии с ги­гиеническими требованиями;

    содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

    содействие в организации ритуальных услуг;

    другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инва­лидов, проживающих в жилых помещениях без централь­ного отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным пе­речнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральными и территориальными перечнями гарантиро­ванных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены до­полнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому (ст. 18) осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремис­сии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, перечисленных в ч. 4 ст. 15.

Полустационарное социальное обслуживание (ст. 19) включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, орга­низацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслужива­ние принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самооб­служиванию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний (вышеперечисленных заболеваний) к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения со­циального обслуживания на основании личного письменно­го заявления гражданина пожилого возраста или инвали­да и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Стационарное социальное обслуживание (ст. 20) направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помо­щи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслужива­нию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвали­дов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприя­тия медицинского, социального и лечебно-трудового харак­тера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

С целью улучшения условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стаци­онарных учреждениях социального обслуживания населения Президентом и Правительством РФ дополнительно были приняты ряд нормативных актов.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из чис­ла освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен администра­тивный надзор, а также граждане пожилого возраста и ин­валиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение обще­ственного порядка, занимающиеся бродяжничеством и по­прошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских про­тивопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании реше­ния органов местного самоуправления.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению су­да, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

    Срочное социальное обслуживание (ст. 22) осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового ха­рактера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Оно включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем государственных социальных услуг:

    разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

    обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

    разовое оказание материальной помощи;

    содействие в получении временного жилого помещения;

    организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

    организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

    иные срочные социальные услуги.

Социальные услуги (ст. 24), входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги:

    одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

    гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным при­чинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

    гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:

    одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона;

    гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона;

    гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум, установленный для данного региона.

Взимание платы производится со всех категорий граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании по их просьбе дополнительных социальных услуг, не входящих в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального об­служивания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями соци­ального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Оплата социальных услуг может производиться за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения при­надлежащего на праве собственности гражданам пожилого возраста и инвалидам имущества, включая жилые помещения, ценные бумаги и иное имущество, на основании договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сделки об отчуждении жилых домов (жилых помещений) в целях оплаты социальных услуг совершаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

    сохранения за гражданином пожилого возраста и инвалидом права пожизненного проживания в отчужден­ном жилом доме (жилом помещении) либо обеспечения его другим жилым помещением, отвечающим требова­ниям жилищного законодательства, а также права на материальное обеспечение в виде питания, ухода и необходимой помощи;

    получения согласия в письменной форме местных органов управления социальным обслуживанием населе­ния на оформление сделки.

Составной частью политики формирования доходов пожилого населения являются законодательно закрепленные льготы, неразрывно связанные с пенсиями, пособиями и социальным обслуживанием 1 .

Примером законодательного акта, устанавливающего социальные льготы различным категориям ветеранов, является Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах». Данным законом определены основные направления государственной политики в отношении ветеранов, установлены статусы ветеранов различных категорий, закреплено созда­ние государственной службы по делам ветеранов, предусмотрены разработка и исполнение целевых государственных и местных программ по социальной защите ветеранов. Положения федерального закона развиты и конкретизированы рядом подзаконных актов.

Для сохранения принципа социальной справедливости система социальных льгот отдельным категориям граждан, в том числе пожилого возраста, требует реформирования, разработки механизмов постепенного перехода к адресной социальной помощи.

Охрана здоровья пожилых людей

По данным социологических исследований в регионах страны, в контингенте маломобильного населения свыше 80% пожилых людей нуждаются в медицинской помощи, которая предоставляется им за счет средств обязательного медицинского страхования. В современных условиях более обеспеченные пожилые люди могут воспользоваться и платными медицинскими услугами.

Складывается интеграционная модель организации ме­дицинской помощи лицам пожилого возраста, которая положительно зарекомендовала себя в условиях дефицита финансовых ресурсов. Геронтологические (Геронтология - наука, изучающая явления старения организма. Ге риатрия - область геронтологии, изучающая болезни людей пожило­го возраста и методы их лечения.) подразделения «встраиваются» в существующие учреждения здравоохране­ния, социального обслуживания и другие структуры.

Во многих регионах Российской Федерации созданы учреждения, ориентированные на обеспечение ухода и ме­дико-социальную реабилитацию пожилых больных. В системе здравоохранения к ним относится около 100 больниц сестринского ухода.

Медицинская помощь пожилым людям оказывается и многопрофильными лечебно-профилактическими учреждениями.

С целью сохранения доступности и уровня гарантирован­ных государством видов и объемов медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1096 утверждена Программа государ­ственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Мероприятия по реализации данной Программы, затрагивающие интересы граждан пожилого возраста, осуществляются путем:

    перехода к системе государственного заказа на оказание медицинской помощи в соответствии с приняты­ми стандартами объемов медицинской и лекарственной помощи;

    использования финансовых ресурсов, полученных в результате государственного регулирования цен на медикаменты, для расширения программ социальных гарантий по лекарственному обеспечению населения;

    осуществления мер стимулирования отечественных предприятий медицинской промышленности, сохранения и поддержки государственных научно-производственных объединений, поддержки инвестиционных проектов на территории Российской Федерации.

Этим же целям служат и региональные программы госу­дарственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью при сохранении главенствующей роли государственного и муниципального секторов здравоохра­нения.

Льготы по лекарственному обеспечению предоставляют­ся некоторым категориям пожилых людей, в большей сте­пени - ветеранам войн, в соответствии с Федеральным за­коном «О ветеранах».

В последние годы получила развитие сеть врачебно-физкультурных диспансеров и физкультурно-оздоровитель­ных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при стадионах и других спортивных сооруже­ниях, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства.

Совокупность правил, принципов и подходов государства и общества, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни пожилых людей. Основной задачей государства по отношению к пожилым людям остается их материальная поддержка (пенсия, пособия, льготы и т.д.). Важную роль играет оказание им действенной социально-психологической, педагогической, социально-медицинской, организационной и другой помощи. В целом политика в отношении пожилыx направлена на продление активного образа жизни и сохранение здоровья гражданам пожилого возраста. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17.05.1995 г. NQ 122-ФЗ устанавливает социально- правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов. В ст.3 Федерального закона перечислены основные принципы, на которых строится деятельность в сфере социального обслуживания пожилых: -соблюдение прав человека и гражданина; - предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; - обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; - преемственность всех видов социального обслуживания; - ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; - приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; - ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. Гражданам пожилого возраста гарантируется возможность получения социальных услуг на основе социальной справедливости, независимо от места нахождения, национальности, социального происхождения, имущественного и должностного положения, религиозных убеждений и иных обстоятельств.

Социальная политика в отношении пожилых и престарелых граждан будет эффективна в том случае, если ее концепция основана на глубоком знании особенностей и потребностей этого возраста, если сама технология воплощения в жизнь принципов социально-правовой защиты данной категории граждан будет адекватна современному состоянию российского социума.

Социальное обеспечение пожилых людей

Пенсионное обеспечение направлено на обеспечение материальных потребностей пожилых людей. Для многих из них оно является единственным источником средств существования.

Основным нормативным актом, регулирующим пенсионное обеспечение, является Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. Данные Пенсионного фонда РФ свидетельствуют о том, что в соответствии с этим законом пенсиями обеспечивается подавляющее большинство пенсионеров (37,8 млн.чел). Всего же в РФ на 30.09.98г. насчитывается 39,5 млн. пенсионеров.

В соответствии с законом пенсии - ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, потери кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ (ПФР) лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой стаж. В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии (ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (с изменениями от 16.12.1997 г.), неполные (ст. 15 Закона от 20.11.90г.), пенсии на льготных основаниях (ст.11 - 14 Закона от 20.11.90г.). К пенсии по старости установлены надбавки (ст. 21, там же).

Наряду с пенсией по старости Закон от 20.11.1990г. выделяет трудовые пенсии по инвалидности (гл. 3 Закона), по случаю потери кормильца (гл. 4 Закона), за выслугу лет.

Основная цель введения социальных пенсий - обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.

Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору (ст.5).

Право на получение двух пенсий имеют также родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца (Закон РФ «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» от 21 мая 1993г.).

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1992г. «Вопросы Пенсионного фонда РФ», ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».

В Волгоградской области из средств пенсионного фонда получают пенсию около одной трети всего населения области, при этом количество пенсионеров постоянно растет.

Назрела необходимость в реформировании системы пенсионного страхования через постепенный переход от распределительного принципа к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, включающей накопительный принцип. Существенным шагом по пути реформирования является организация персонифицированного учета и создание Негосударственных пенсионных фондов (Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16.09.92г.). Формированием пенсионной политики на Федеральном уровне в настоящее время в той или иной мере заняты Министерство труда и социального развития, Министерство экономики, Министерство финансов РФ, Пенсионный фонд РФ и другие учреждения.

Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.

В числе пожилых и престарелых очень много ветеранов ВОВ и труда, инвалидов, граждан подвергшихся радиационному воздействию, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, поэтому в системе социального обеспечения пожилых людей следует отметить льготы и преимущества для этих категорий населения.

Право на льготы и преимущества закреплено в следующих нормативных актах:

Федеральный Закон «О ветеранах» от 16.12.1994 года, Закон РФ от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на «Семипалатинском полигоне» от 19.08.1995 года, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в речку Теча от 20.05.1993 года, Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 года, Указ Президента РФ «О представлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» от 15.10.1992 года.

Основными льготами, предусмотренными этими законами, являются:

Бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, междугородном автомобильном транспорте; льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива; бесплатная установка телефона; налоговые льготы; льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство; первоочередное бесплатное предоставление жилья; Льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение; по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами; обеспечение транспортными средствами; льготы по протезированию.

Определения Пожилой - чел-ка, у которого происходит постепенное ухудш здоровья, вызванное старением всего организма. - «возраст 60-74 лет (75-89 лет – старый, >90 лет – долгожитель)» 1.Жен старше 55 лет, 2.муж старше 60 лет нужд-ся в пост или времпосторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои осн жизненные потребности вследствие огранич способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на соц обслуживание, осущ-мое в гос и негос секторах системы соц обслуживания.

Реализация СП в отношении пожилых начинает запускаться в отношении лиц, достигнувших 55 и 60 лет соответственно.

Инвалид - это лицо,имеющее наруш здоровья со стойким расстройством ф-ций организма, обусл заболеванием, послед-ми травм или дефектами, приводящее к огранич жизнедеятельности и вызывающее необходимость его соц защиты»

Данные соц группы имеют идентичные проблемы соц-эконом, психолог и другого хар-ра на решение которых и направлена СП.

ГСП в отношении граждан старш поколения - это совокупность мер (полит, прав, эконом, мед, соц, культ, науч, информ-пропаганд и кадр хар-ра, направленных на обеспеч гр РФ, достигшим пожилвозраста, благосостояния и соц благополучия, условий для актив участия в жизни общества и долголетия.

Совр система взглядов: 1.база на общечел-х гуманист ценностях, 2.идея прав человека для людей всех возрастов 3.служит обоснованием для политических решений и конкретных мер поддержки пожилых людей на межгос и нац уровнях.

Центр-й принцип - соц приемлемого и реально возможного сочетания участия пожилых в жизни общества, заботы о них со стороны общ и гос институтов, обеспеч прав условий для удов-я их потребностей и реализации накопленного в течение жизни потенциала.

Целью СП в отношении пожилых и инвалидов – явл создание условий для выравнивания соц положения этих гр по сравнению с остальными членами общества, для активного участия пожилых и инвалидов в жизни общества и государства.

Цель ГСП политики в отношении граждан старшего поколения - устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе соц солидарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального исп-ния фин и других ресурсов.

Задачи (по Концепцией ГСП в отнош пожилых до 2010 г.): 1. -стабилизировать мат и соц положение гр старшего поколения путем соверш-ния механизмов нормат регулирования в сферах защиты прав и интересов; 2. - продолжить реструктуризацию имеющихся и формирование новых институциональных структур, предназначенных для жизнеобеспечения, поддержания жизненных сил и здоровья, социализации и социальной коммуникации пожилых людей; 3.- утвердить позитивное отношение к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества, повысить готовность всего населения к происходящим демографическим изменениям.

Основными направлениями СП: 1.пенсионное обеспечение, 2.охрана здоровья, 3.социальное обслуживание, 4.предоставление льгот.

Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются: 1.соц гарантии 2.соц защита пожилых граждан, 3. качество оказываемой им помощи и поддержки.

Три направления соц защиты гр. пож возраста: 1.-предоставление льгот и преимуществ, 2.- социальное обслуживание, 3.-организация пенс-го обеспечения.

Механизм соц защиты пож людей реализуется:

1.-Гос уровень - обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. 2.-Рег уровень с учетом местных условий и возможностей решает вопросы доп. повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.

Особенность СП в совр условиях: перенос центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места.

Соц защита представляет собой комплекс доп мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет фед и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

Наст время - соц стратегия гос-ва направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.

38. Федеральные целевые социальные программы как механизм социальной политики в отношении пожилых людей и людей с ограниченными возможностями (ФЦП «Старшее поколение», ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы)

Проблема: -по прогнозу демографического развития РФ до 2015 года, серьезно возрастет удельный вес пожилых в структуре нагрузки трудоспособного населения. Проблема требует принципиальных решений и целенаправленных действий в интересах граждан старших возрастных групп, – по упрочению их социальной защищенности.

Цель ФЦП «Старшее поколение» : создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно - досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.

Решение задач: 1). расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические центры, дома малой вместимости, дома (отделения) временного пребывания, геронтопсихиатрические центры, мобильные социальные службы, больницы медико - социальной помощи, хосписы, центры (клубы) для пожилых людей и другие); 2).разработка новых форм соц обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества; 3).содействие повыш уровня соц адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов; 4).поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера; 5).содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений, путем продолжения образования в «третьем возрасте»; 6).усиление координации деятельности фед органов исп власти и органов исп власти субъектов РФ в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения; 7).проведение научных исследований по приоритетным проблемам социальной защиты граждан старшего поколения..

Цели ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»: создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, повышение уровня их жизни.

Решение задач: 1).создание системы реабилитационных и экспертных организаций, обеспеч реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество; 2). развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование нац рынка техн средств реабилитации и реабилитационных услуг; 3).оснащение оборудованием реабилит орг-ций; 4).обеспеч беспрепятственного доступа инвалидов к объектам соц инфраструктуры; 5). создание доп. рабочих мест.

Комплекс мероприятий по направлениям: 1).совершенствование деят-ти орг-ций, осущ-щих медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов; 2).расширение технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, разработка и внедрение совр технологий реинтеграции инвалидов в общество, созд оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности; 3).осущ мер, по созданию на предприятиях, новых рабочих мест для инвалидов.

Современная социальная политика в отношении пожилых людей строится в соответствии с принципами Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей.

  • – разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями;
  • – поощрять благотворительные организации;
  • – защитить пожилых людей от экономических потрясений;
  • – обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;
  • – полностью обеспечить пожилого человека социальными услугами независимо от места его проживания – на родине или в другой стране.

Эти принципы сгруппированы следующим образом: 1) независимость; 2) участие; 3) уход; 4) реализация внутреннего потенциала; 5) достоинство.

Государственная социальная политика в отношении пожилых людей направлена на то, чтобы, во-первых, подготовить общество к происходящим демографическим изменениям, во-вторых, улучшить качество жизни лиц старшего возраста, в-третьих, развить социальные услуги в соответствии с потребностями и нуждами этой категории населения.

По оценкам, в России примерно 5 млн граждан старшего возраста могут нуждаться в различной помощи. Из них 1,5 млн человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах по причине неудовлетворительного состояния здоровья или преклонного возраста. Среди них около 300 тыс. человек, которым необходимы социально-медицинские услуги на дому. На что в этой связи следует обратить внимание прежде всего?

Многим пожилым людям необходим нс только адекватный уход, но и разнообразная общественная помощь для налаживания полноценной жизни, что связано с задачей переоценки взглядов на их нужды и потребности. Это касается и обустройства материальной среды, переоборудования жилья соответственно функциональным возможностям пожилых людей. Первый, кто должен увидеть и сказать, что жилищные условия пожилого человека требуют улучшения, – это приходящий на дом социальный работник.

Во-вторых, появление все большего числа долгожителей, которым нужен уход на качественно новом уровне и которые при этом не желают переселиться в стационарные учреждения социального обслуживания, приводит к значительному возрастанию нагрузки на тех, кто обеспечивает уход на дому за пожилыми и престарелыми родственниками.

Однако обычная российская семья не имеет достаточных финансовых ресурсов, возможности приобрести по доступной цене или взять напрокат современные технические средства, облегчающие уход, получить консультации специалистов по организации ухода, а также профессиональную помощь. Социальные службы недостаточно используют свои возможности для работы с такими семьями.

Что касается предоставления социальных услуг и стационарного обслуживания, то, несмотря на огромный объем оказанных социальных услуг, спрос на них удовлетворяется не полностью.

Инфраструктуру системы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации определяет сочетание стационарных, полу стационарных и нестационарных форм социального обслуживания.

Бурное развитие нестационарных форм социального обслуживания в 80–90-е гг. XX столетия (на дому, временное проживание в стационаре и срочная социальная помощь) наряду со стабильным ростом сети стационарных учреждений социального обслуживания сыграло главную роль в формировании современного типа социального обслуживания.

В настоящее время насчитывается около 3 тыс. самостоятельных учреждений социального обслуживания, а также свыше 16 тыс. различных подразделений, предоставляющих социальные услуги пожилым людям.

Ежегодно социальные услуги в том или ином виде получают более 14 млн пожилых людей (46% числа граждан пожилого возраста). При этом лишь около 200 тыс. человек проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах).

Социальное обслуживание на дому включает социально- бытовые, социально-медицинские, психологические, правовые и другие услуги. Продолжая жить в привычных домашних условиях, 12,6 млн человек ежегодно получают социальные услуги в отделениях срочной социальной помощи, 1,1 млн человек – в отделениях социального обслуживания на дому.

Параллельно со службами по предоставлению социальных услуг на дому ускоренными темпами развивается сеть центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. С 1987 г. создано 1833 таких центра, причем около 600 центров имеют отделения временного проживания (на 2–3 месяца). Происходит преобразование центров социального обслуживания граждан пожилого возраста в комплексные учреждения по видам услуг и одновременному охвату услугами различных категорий населения (пожилые люди, дети, подростки, женщины).

Объединение "под одной крышей" социальных услуг для различных категорий населения связано не только с трудностями финансирования социальных учреждений из муниципальных бюджетов в небольших населенных пунктах. Оно несет положительное начало, поскольку пожилые люди не обособляются от других получателей социальной помощи и услуг. Большой популярностью у пожилых людей пользуются отделения дневного пребывания (1142 отделения) – структурные подразделения центров социального обслуживания. В течение года их посещают более 730 тыс. пожилых людей и инвалидов. Потребность в стационарном социальном обслуживании остается высокой, поэтому происходит развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.

В период ожидания места в доме-интернате социальные службы предоставляют на дому необходимые услуги по физическому уходу, поддержанию нормальных условий в жилище, приготовлению (доставке) горячей пищи, ведению текущих дел (оплата счетов, отправка корреспонденции и др.).

Развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания идет по нескольким направлениям:

  • – создание более комфортных условий проживания;
  • – организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации;
  • – предоставление услуг социокультурной направленности;
  • – укрепление коммуникативных связей.

Постепенно происходит разукрупнение существующих

домов-интернатов, а также открытие домов малой вместимости (на 25–50 мест). За десять лет средняя мощность дома-интерната для престарелых уменьшилась с 280 до 160 мест.

Большое внимание в стационарных учреждениях социального обслуживания уделяется организации медицинского обслуживания, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и социально-реабилитационных мероприятий. Завершен переход на страховую систему медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в таких учреждениях.

Дома-интернаты, геронтологические центры – учреждения открытого типа. Законодательно гарантируется свободное посещение проживающих в этих учреждениях адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений, священнослужителем, родственниками и другими лицами.

В стационарных учреждениях социального обслуживания образовываются советы проживающих и общественные попечительские советы.

Предоставляется также помещение для отправления религиозных обрядов, обеспечивается создание для этого необходимых условий с учетом интересов верующих различных конфессий.

Несмотря на интенсивное развитие учреждений социального обслуживания, более 17 тыс. человек ожидают в них места. Надомного обслуживания ожидают около 80 тыс. человек.

Озабоченность вызывает техническое состояние многих учреждений социального обслуживания. Более 25% зданий, в которых расположены эти учреждения, требуют капитального ремонта, находятся в аварийном состоянии или относятся к категории ветхих.

Средний возраст проживающих в описываемых учреждениях – 82–83 г., и такой контингент растет, поэтому предстоит расширить сеть этих учреждений для оказания специализированной помощи лицам преклонного возраста и долгожителям и проведения организационно-методической работы по проблемам социальной геронтологии. Дальнейшее развитие должна получить сеть хосписов, которая недостаточно развита; в системе социальной защиты населения можно предусмотреть развитие так называемых хосписов на дому.

Все бо́льшую роль в оказании адресной помощи пенсионерам и инвалидам, предоставлении им социальных услуг в соответствии с индивидуальной нуждаемостью играют центры социального обслуживания (около 2 тыс. учреждений). В последние годы прирост новых центров составляет до 50 единиц ежегодно. Почти половина центров – комплексные. В них предоставляется полный комплекс социальных услуг, включая медицинские, коммунальные и торговые, всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, независимо от возраста.

В структуре центров предусмотрены геронтологические отделения, кабинеты психологической разгрузки, телефоны доверия, хозрасчетные отделения социально-бытовой помощи, социальные аптеки, библиотеки, прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, бытовой техники, клубы общения, банки вещей, пункты проката медицинской и реабилитационной техники, предметов длительного пользования, мини-пекарни, мини-птицефермы, подсобные хозяйства.

Учитывая возросшую плату за проезд в пределах регионов, учреждения социального обслуживания населения вынуждены организовать для малообеспеченных пенсионеров социальные автобусные рейсы, службы социального такси.

Следует отмстить популярность отделений временного проживания для престарелых, действующих в структуре центров социального обслуживания населения или муниципальных отделов социального обслуживания. Они позволяют пожилым людям сохранить годами сложившиеся родственные и социальные связи. Число отделений за последний год увеличилось на 100 единиц и составляет более 700.

Продолжается развитие специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому.

Существенный объем работы выполнен отделениями и службами срочного социального обслуживания, количество которых превысило 2 тыс. единиц. Эти службы в течение года оказали разовую помощь более 13 млн людей.

На базе бывших санаториев, пансионатов появляются полустационарные социально-оздоровительные центры (всего 50 учреждений) для реабилитационных мероприятий среди престарелых и инвалидов, укрепления их здоровья, повышения физической активности.

Перспективной моделью жизнеобеспечения пожилых людей в условиях старения населения стали специальные дома для одиноких престарелых. Всего в них проживает более 21,7 тыс. граждан, почти 6,2 тыс. из них пользуются услугами отделений социального обслуживания на дому.

Популярна такая новая форма улучшения условий проживания одиноких пожилых людей, как социальная квартира. Проживающие в них обслуживаются отделениями социального обслуживания на дому и специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому.

Расширяется сфера предоставления платных социальных услуг. Так, на условиях оплаты получали помощь в среднем по России 36,5% общей численности лиц, обслуживаемых отделениями социального обслуживания на дому.

Всего по Российской Федерации различными видами платного надомного обслуживания охвачено 435,1 тыс. чел., что составляет 34,7% от общего количества обслуживаемых.

На рис. 2 представлена структура основных элементов социального обслуживания населения.

Рис. 2.

Характерные черты формирующейся системы социального обслуживания лиц старшего возраста – комплексность социального обслуживания, использование технологий и подходов, которые необходимы конкретному пожилому человеку и доступны в имеющихся социальных условиях. Новые службы и их структурные подразделения создавались как максимально приближенные (в организационном и территориальном отношении) к пожилым людям. В отличие от прежних стационарных служб, относящихся к ведению региональных органов социальной защиты, центры социального обслуживания имеют как региональную, так и муниципальную принадлежность.

Еще одним важным аспектом социальной политики в отношении пожилых людей являются меры их социальной поддержки. Эти вопросы с 2005 г. переданы в ведение субъектов Российской Федерации, на уровне которых приняты свои нормативные правовые акты по поддержке лиц старшего возраста.

Но главной целью социальной политики в отношении данной категории населения остается сохранение включенности пожилых людей в общество. При этом включенность распространяется на все сферы социальной жизни – трудовую, культурную, социальную и т.д.

Социализация пожилого населения приобретает в современных условиях все более актуальный характер, поскольку в стареющем обществе роль представителей старшего поколения объективно увеличивается в связи с возрастанием их активности.