Меню

Что такое и сколько длится переходный возраст? Как родителям пережить переходный возраст детей.

Секреты стиля

Переходный возраст у ребенка – это трудное время для родителей. Ребенок становится неуправляемым. Из милого, послушного мальчика или девочки он превращается резкое существо, которое игнорирует слова родителей, грубит по поводу и без повода. Что делать?

Что переживает подросток в переходный период

Переходный возраст продолжается от 12 до 16 лет (с небольшими колебаниями в ту и другую стороны). В этот период ребенок претерпевает огромные изменения. Он бурно развивается физически, половые отличия становятся заметными. Он становится взрослым.

Эти процессы протекают быстро и происходят постоянно. Для ребенка это большая нагрузка. Из-за этого его психика становится хрупкой, ранимой. Он погружен в себя, ему кажется, что все на него смотрят, постоянно оценивают его. У него появляются комплексы.

Все это вызывает у него агрессию, раздражительность, нежелание рассказывать о своих переживаниях. Если раньше он приходил к вам и делился тем, что у него на душе, рассказывал о своих школьных делах, то сейчас он замкнулся и общается только с близкими друзьями, а то и вообще ни с кем.

Он уклоняется от ваших просьб, поручений, меньше времени уделяет школьным занятиям и своим обязанностям. Сейчас он весь занят своими внутренними переживаниями, адаптацией к взрослению.

Запаситесь огромным терпением

Первое, что надо усвоить – это то, что в переходный период вам понадобится огромное терпение. Сознательно настройтесь на это, скажите себе, что вы будете терпимо воспринимать проявления вашего ребенка. Ведь главное сейчас – не допустить, чтобы он замкнулся и полностью отошел от вас.

Оставьте жесткость, несгибаемость. Вместо этого научитесь проявлять максимум гибкости и маневренности в отношениях с ним.

Главное сейчас – не упустить ребенка. Если ваше давление будет невыносимым, он может начать искать понимания на стороне, связаться с плохой компанией, а там может дойти до худшего…

Жизнь и здоровье ребенка важнее всего, они стоят на первом месте. Исходя из этого, надо строить отношения с ним в этот период.

Не допускайте оскорблений, физических наказаний Ни в коем случае не допускайте оскорбительных высказываний в адрес дочки или сына, не унижайте их. Подростки сейчас обостренно реагируют на слова в их адрес.

Исключите их лексикона такие обороты, как, например: «неужели ты не способен запомнить то, что тебе говорят?», «когда ты начнешь соображать?», «у тебя нет опыта, делай, как я говорю!» и т. п.

Откажитесь от агрессивно-оскорбительного тона, забудьте о нем, иначе расстояние между вами и ребенком будет расти, как снежный ком.

То же самое можно сказать и о физических наказаниях. Ни в коем случае не пытайтесь их применять. В этот период подростки крайне чувствительны и обидчивы. Если вы попробуете тронуть ребенка, он может уйти из дома и вы сойдете с ума, разыскивая его.

Спокойно объясняйте, ребенок все впитывает Если вы хотите донести до подростка какую-то мысль, спокойно объясните, чего вы хотите. Ключевое слово – спокойно.

Ребенок все впитывает, даже если делает вид, что ему «фиолетово». Он запоминает ваши слова, хотя и критически относится к ним.

Если вы действительно говорите правильные вещи (в уважительном тоне!), он их запомнит и со временем поймет, что вы были правы. Важно, чтобы в ваших словах действительно была правота, а не просто вы добивались исполнения своей воли во что бы то ни стало. Чтобы подросток принял вашу правоту, ваши аргументы должны быть весомыми и убедительными.

Запреты, конечно, нужны. Есть вещи, которые нельзя допускать. Но запреты должны быть обоснованными и аргументированными. Надо найти единственно возможный путь между запретами и послаблениями. Он находится посередине. Если в ваших словах действительно есть рациональное зерно, до подростка оно рано или поздно дойдет.

Терпение, терпение и еще раз терпение

Итак, когда у вашего ребенка начнется переходный возраст, настройтесь на то, что вам понадобится много терпения и любви.

Ваш сын или дочь перестали быть детьми, они становятся взрослыми. Поэтому постепенно придется выйти из роли наставника и научиться уважать собственного ребенка, стать ему другом. Вы ведь не посмеете обижать и оскорблять своих друзей, верно? Они этого не потерпят.

Так и с ребенком. Отныне вы станете ему другом, уважительным и любящим. Другу можно объяснить, друга можно убедить. Но другу нельзя приказывать, иначе дружбы не будет.

Переходный возраст — особый период в жизни человека. Он проявляется определенными симптомами, на которые следует правильно реагировать родителям. Дети резко меняют свое поведение, ими сложно управлять. Однако этот этап, хоть и отличается сложностью, можно преодолеть без особых проблем.

Существуют методики, позволяющие налаживать нормальные взаимоотношения с детьми. Некоторым родителям будет полезно почитать соответствующую литературу, чтобы избежать последствий общения с ребенком. Ведь именно в таком возрасте очень много летальных исходов, когда маленький человек не смог найти поддержку у родителей и справиться с собственными переживаниями. Многие сбегают из дома, стараясь найти поддержку на улице. Они со временем разочаровываются, но пути назад может не оказаться.

Что такое переходный возраст? Его другое название пубертатный период. Для ребенка меняются не только ощущения жизни и себя как элемента всей системы, его тело преобразовывается. Почему подростковый возраст называют переходным? В это время происходит переход каждого человека во взрослую жизнь из детской. Меняется все: отношение к родителям, к жизни, к будущему.

Сколько длится переходный возраст? Его продолжительность может составлять приблизительно 4 года. Сейчас наблюдаются более ранее взросление детей, поэтому и период перехода может сокращаться в 2 раза, но это все индивидуально. Во сколько лет начинается переходный возраст? С 12 лет и заканчивается в 16. В каждом индивидуальном случае этот временной отрезок может варьироваться в любую сторону.

Рассматриваемый этап отличается сложностью, определенной драматичностью для некоторых подростков. Переходный возраст связан с трудностями из-за ряда причин. Наиболее существенный фактор — . Для подростков свойственна высокая степень чувствительности к тому, как окружающие оценивают их внешность. При этом у них проявляется самостоятельность, твердость во мнении, которая выражается по поводу других людей.

Когда наступает переходный возраст, у детей можно одновременно наблюдать черствость, внимательность, болезненную застенчивость. Присутствует потребность в оценке авторитетных для него личностей. Они хотят, чтобы их признавали, ведут себя во многих ситуациях достаточно развязно. Характерно на этом этапе обожествление кумира. Они всячески стремятся демонстрировать собственную независимость, бороться с установленными правилами, противостоят авторитетам.

Проявляется этот этап тем, что подростков часто не удовлетворяет собственная внешность, появляется неудовлетворенность в собственном теле. У ребенка могут возникать стеснения по поводу тела, его он стесняется открыто показывать. Нередко дети не хотят фотографироваться, хотя ранее им нравилось это занятие.

Проявляться все это может из-за происходящих преобразований на гормональном уровне. В организме должны начаться перестройки абсолютно всех систем и внутренние органов. В течение всего времени возникает потребность в материале, который является основой при строительстве тканей. Из-за этого возникает необходимость в обильном питании, но наблюдаются перепады аппетита.

Другие причины

Характеристика переходного возраста говорит о том, что у подростков, достигших 13-14 лет, наблюдаются определенные чередования всплесков активных периодов. Ребенок может быть бодрым, но уже через короткий временной промежуток у него появляется усталость или же полное изнеможение. Период переходного возраста характеризуется синдромом подростковой лени. При этом родители этот так называемый синдром описывают тем, что ребенок ленится что-либо делать и выявляет желание полежать, посидеть или же не хочет стоять ровно (опирается на различные предметы).

Данные особенности переходного возраста специалисты связывают с усиленным ростом, поэтому у него затрачивается достаточно много сил и энергии на выполнение тех или иных действий. Все это отражается на том, что выносливость ребенка в значительной степени снижается. Проявляющийся эффект синдрома отражается на общем состоянии и поведении ребенка.

Так, у подростка наблюдается некая неловкость, что приводит к различным поломкам и повреждениям предметов. Данные трудности переходного возраста могут производить впечатление, что подросток действует специально, но это не так. Все негативные проявления происходят вне зависимости от ребенка, они обуславливаются перестройкой двигательной системы.

Справляться с рассматриваемыми изменениями достаточно сложно, но со временем подросток становится взрослым человеком. Чтобы процесс реализовался, необходимы большие физические затраты. Если обращать внимание на психологический аспект, то ребенку достаточно тяжело жить в этот момент времени.

Переходный возраст в определенных случаях протекает со сложностями, которые связаны с нежеланием взрослеть. В его подсознании заложено, что он потеряет свое привычное состояние, поэтому возникает дискомфорт.

О возможном поведении подростка

Признаки переходного возраста наблюдаются в поведении подростка. Достаточно часто оно очень сильно меняется и становится вызывающим. Эти изменения проявляются в грубости. Он не подпускает к себе взрослых, не хочет делиться личным. Кроме того, его настроение часто меняется, также он не допускает близко к себе родителя, например, не дает себя обнять. Психологи такое поведение сравнивают с ежиком, который все время отталкивает окружающих и .

Поздний переходный возраст проходит еще более тяжело. Нередко ребенок отказывается проводить уборку в своей собственной комнате. Родители могут наблюдать там полный беспорядок, который абсолютно не смущает подростка. О домашних обязанностях он также слышать не хочет, заставить их выполнять очень тяжело.

Симптомы подросткового возраста наблюдаются еще и в том, что сын или дочь пытаются разозлить своих родителей, что в конечном итоге может привести к скандалу. При этом подросток может совсем не переживать по этому поводу.

Кризис переходного возраста у подростков порой негативно отражается на состоянии родителей, так как они все это время ощущают некую растерянность и не могут понять, какие действия предпринимать. Весь этот процесс болезненный как для родителей, так и для детей, но все эти симптомы можно побороть, если подойти к такому поведению правильно.

Если подошел переходный возраст, что делать? Родители должны мудро реагировать на такое поведение. Подросток своим неординарным поведением пытается выработать свой подход на те или иные происходящие события.

Кризис этого возраста дает понять, что подросток находится под давлением различных сторон: родители, школа и сверстники. Поэтому он пытается начинать жить собственной жизнью без сторонней помощи. Психология акцентирует внимание на том, что подросток пытается заявить окружающим о своем существовании. Однако проблемы переходного возраста здесь начинают развиваться из-за того, что целей в жизни у ребенка еще нет, эмоциональная устойчивость также не наблюдается.

О развитии личности подростка

Как справиться с переходным возрастом? В данном случае приходит на помощь психология. Данная наука акцентирует внимание на том, что подросток в этот непростой для него период становится личностью. Поэтому ни к каким упрекам, унижениям или же аналогичным действиям прибегать нельзя.

Как помочь подростку в этот период? В первую очередь его необходимо постараться чем-то занять. Но при этом нужно помнить о том, что ребенка нужно воспринимать как личность.

Сколько длится переходный возраст? У каждого подростка это время может длиться по-разному, но все признаки практически одинаковы: это стремление к максимальной самостоятельности и отказ от приема проблемных ситуаций.

Когда начинается переходный возраст, у подростков выражено ощущение чрезмерной взрослости. При этом психология отмечает, что у него появляется новый уровень притязаний, который не совпадает с фактическим состоянием. Переходный возраст, особенности контакта с подростками необходимо учитывать. Для ребенка чрезвычайно важно, чтобы его взросление было отмечено родителями и окружающими. Однако если поведение не удовлетворяет взрослых, возникают конфликты.

Как пережить переходный возраст? Для подростка очень важно, чтобы он все это время получал и ощущал поддержку близких людей. Но при этом ребенок может всячески отказываться от заботы и прочих проявлений поддержки.

Что это такое — правильное поведение родителей? Это выстраивание доверительных отношений с близкими людьми. Данный процесс должен базироваться на поддержке, одобрении. Длительность переходного возраста будет обуславливаться и тем, насколько верно ведут себя родители.

Нужно быть готовым и к тому, что подросток будет всячески протестовать, причем ему не будет хватать именно взрослых советов. Общение будет принято должным образом только в тех случаях, когда он понимает, что у него со взрослыми равные права. Заканчивается переходный возраст, когда родитель ведет конструктивную беседу со своим сыном/дочкой. При этом не нужно грубить, кричать и т. д. Просто нужно всячески показывать, что ребенка понимают. Необходимо делиться с ним собственными мыслями, опытом и т. д.

Когда заканчивается подростковый период, ребенок уже обретает возможность самостоятельно мыслить и разбираться в различных жизненных ситуациях. Интерес к жизни чада не должен быть искусственным или же наигранным. За всеми его действиями нужно следить и запрещать негативные поступки.

Дополнительные сведения

Вне зависимости от того, со скольки лет начался переходный возраст, рекомендуют использовать определенную выработанную технологию для погашения возникающего конфликта между подростком и взрослыми. Не многий родитель знает о том, что в процессе ссор с подростком нельзя его оскорблять или же в чем-то обвинять. Рекомендуется высказывать свое отношение к ребенку, причем только положительное. Этот процесс должен называться выстраиванием доверительных отношений.

В первый год переходного возраста и в последующее время нужно максимально правильно выстраивать диалог с ребенком. Например, нужно акцентировать внимание на том, что грубое поведение негативно сказывается на взрослых и т. д. При этом нужно быть готовым и к резкому ответу ребенка, например, что ему все равно. Но это всего лишь маска, и рано или поздно такое поведение должно заканчиваться. Подросток обязательно запомнит эти слова и сделает для себя выводы.

В жизни ребенка должен начинаться новый период, и он не должен быть подкреплен какими-либо оскорблениями или же прочими отрицательными эмоциями, так как все это ошибки. Допуская их, родители вызывают у своего чада только агрессию. Но все это со временем проходит, а в результате у подростка откладываются только положительные впечатления от поддержки родителей. Высказывая собственные чувства и ощущения ребенку, удастся избежать конфликта.

Переходный возраст – эти два слова пугают каждого родителя. Ну если не пугают, то по крайней мере настораживают. Мы боимся, что наш сынок, этот милый мальчик, или наша доченька, цветочек аленький, однажды как начнет выкидывать фортеля. Ну честно… Как начнет красить волосы в зеленый цвет или вообще пирсинг себе сделает, на учебу забьет и, конечно, о ужас… начнет грубить родителям. А если вообще свяжется с плохой компанией?

Действительно ли переходный возраст так сложен? А если сложен, то почему и что с этим делать? Дать своему внезапно повзрослевшему чаду свободу действий и переждать? Или все же скрутить по рукам и ногам, громче орать, показать, кто здесь главный, и, конечно, привлечь в виде тяжелой артиллерии папу с ремнем, который-то уж точно знает, что дурь эту из головы нужно выбить?

Вот что на этот счет думают психологи.

Пуберат – это очень важный и трудный период в жизни ребенка

Чаще всего переходный возраст наступает неожиданно для родителей. Мы не осознаем тот момент, когда вот оно началось. Либо всеми силами стараемся не замечать очевидного и отрицаем его: «Ну нет, он у меня еще маленький» или «Моя еще совсем ребенок, какой там переходный возраст». Это неправильно.

Пубертат – очень важный период в жизни ребенка. Период, когда он нуждается в нашей любви и поддержке как никогда.

Переходный возраст может пройти относительно легко, а может так снести крышу всей семье, что строителям, то есть психологам, работы тут будет на несколько лет вперед. И он не закончится быстро. Даже не нужно надеяться, что за каникулы ребенок перебесится, а в сентябре в школу уже пойдет такой осознанный-осознанный. Но когда-нибудь он точно пройдет, а вот отношения, которые сформируются в этот период внутри семьи, останутся. И могут сохраниться на всю жизнь.

Знаменитый психолог Михаил Лабковский в своей книге «Хочу и буду» дал очень яркую характеристику подростковому периоду: «“Переходный” – это самый тяжелый возраст в жизни человека, который нельзя сравнить ни с одним больше возрастным кризисом. Ни в детстве, ни в старости – ни в 30, ни в 40, ни в 85 у человека не бывает такой трудной жизни».

Почему пубертат так сильно влияет на характер ребенка?

Во-первых, физиология. В подростковом возрасте ребенок начинает быстро расти. Вспомните, как буквально за одно лето менялись ваши одноклассники. Уходил 25 мая такой маленький, пухленький ботаник, а пришел 1 сентября, и все ахнули – красавец метр восемьдесят ростом.

В период пубертата кости и мышечная масса ребенка быстро увеличиваются, а сердце и сосуды за ними не успевают. Его организм функционирует на пределе. Органы и системы организма работают неслаженно, гормоны бушуют.

Хотите поставить себя на место своего ребенка? Представьте, что вам пришлось пережить сильнейший стресс, который прихватил с собой весь свой чемодан негативных последствий: упадок сил, раздражительность, перепады настроения, апатию. Представили? Ну или еще пубертат можно сравнить с ПМС – предменструальным синдромом. Когда хочется кого-то убить, только кого не понятно, а еще хочется чего-то вкусного, тоже непонятно чего, а вообще я бы поплакала, так мне себя жалко. Вот только ПМС проходит через неделю, а пубертатный период – через год-два, а может и подольше задержаться. Представляете, каково это? Мы все через это проходили, только забыли.

А можно ли не заметить переходный возраст?

Пропустить переходный возраст совсем – это маловероятно. Любой более или менее сознательный родитель обратит внимание на изменение поведения ребенка. Еще вчера он носился по двору на велосипеде и обожал совместные походы в кафе-мороженое «Счастливое детство», а сегодня закрылся в своей комнате с телефоном/компьютером/планшетом и на каждую вашу просьбу закатывает глаза и с гримасой мученика стаскивает себя с дивана. Ну, это как пример, но очень распространенный.

  • Главное, расслабьтесь. Переходный возраст хоть и труден, но не смертелен. Вспомните себя. Разве вам никогда не было 13, 14, 15 лет? Разве ваша мама не обзванивала всех ваших подруг/друзей, а потом морги и больницы, когда вы просто забывали прийти домой вовремя? Разве папа не стоял за дверью с ремнем, так что было непросто решить: зайти и получить по полной или сбежать и переночевать у Ирки/Сашки, авось отец отойдет к утру? Вы ведь тоже через все это прошли, и ничего… выжили.
  • Нужно принять, что ребенок вырос, и принять его взросление. Да, он уже не тот милый малыш, каким еще недавно вы его знали. Но от этого он не перестал быть вашим ребенком, вашим любимым сыном/дочкой. Ему сейчас сложно. У него подвижная психика и болезненное состояние, которое он переживает куда хуже, чем вы. Просто проявите уважение к желаниям своего ребенка и к нему самому как ко взрослой самостоятельной личности и поддержите его. Поддержка – вот что сейчас для него самое важное.
  • Старайтесь держать себя в руках и проявлять сочувствие к поведению ребенка. Конечно, очень сложно сдержать агрессию, когда вам откровенно хамят в лицо и хлопают дверью перед носом. Но опять же, помните, что вашему ребенку сейчас гораздо хуже, чем вам. У него сейчас столько чувств и эмоций внутри, что этот выплеск лишь капля лавы, которая спрятана внутри вулкана. Это рано или поздно пройдет, а вот разрушенные отношения будет очень сложно восстанавливать.
  • Не принижайте и не обесценивайте проблемы ребенка. Сейчас его мир сужен до таких проблем, которые вам, так сказать, с высоты жизненного опыта кажутся настолько мелкими, что и говорить о них не стоит. Это они для вас мелкие, а для подростка проблема: «Я толстая», «У меня нет парня», «Я не такой, как все», «Я изгой» – очень болезненна. Любой криминалист вам расскажет тысячу и одну историю, когда подростки совершают суицид, а в записке пишут ну такую по взрослым меркам чепуху, что и говорить о ней не стоит.
  • Школа. Ну куда же без нее. Но пусть все школьное остается в школе. Не поднимайте эту тему дома. Не нужно читать ребенку нотаций. Школа – это тоже временный этап в жизни человека. И вымученные пятерки не стоят психического здоровья ребенка. Когда вы говорите: «Все, у тебя теперь одна дорога – бери метлу, иди зарабатывай», разве вы сами в это верите? Миллионы людей даже без высшего образования смогли добиться таких успехов, какие скромному менеджеру с красным дипломом даже не снились. А то, что образование нужно, ваш ребенок сам понимает, не переживайте.
  • Еще раз о нотациях . Не тратьте на них свое время, они не работают . Можно сколько угодно самоутверждаться за счет ребенка (а это именно так), но пока у него не будет перед глазами авторитетного примера, хорошей мотивации, ничего не изменится. Нельзя привить ребенку любовь к чтению, если в вашем доме нет ни одной книги, а вы сами не считаете нужным читать что-то большее, чем паблики в Facebook.
  • Если вы хотите воспитать действительно гармоничную личность , человека, который будет сознательно относиться к своей жизни, придется дать ему свободу в определенных вопросах . Он вправе сам выбирать себе одежду, институт, будущую профессию, спорт, друзей, интересы, еду в конце концов. Не навязывайте ребенку свою точку зрения. Кто вам вообще сказал, что она правильная? Она ваша, а ребенок вправе думать по-другому.
  • Боитесь, что ребенок попадет под дурное влияние, свяжется с плохой компанией? Есть риск. Но вы не сможете оградить его от всего, даже не пытайтесь . И главное, чем доверительнее и гармоничнее у вас будут отношения в семье, чем больше в них будет безусловной любви, тем меньше риск, что ребенок свернет на скользкую дорожку. Он будет советоваться и искать поддержки у вас.
  • И напоследок. Переходный возраст – это время экспериментов. И согласитесь, что есть вещи, которые лучше пройти в 15 лет и забыть о них, чем столкнуться с ними в 30. Есть одна непреложная истина, факт, который давно доказан: дети, гиперопекаемые своими родителями, находящиеся под тотальным контролем 24 часа в сутки и не привыкшие жить без оглядки на маму с папой, сталкиваются с куда большими сложностями в реальном мире. Взрослея, они просто не умеют распоряжаться своей жизнью, своими желаниями и своим умом. Они так и будут постоянно искать точку опоры в лице других людей и жить теперь уже с оглядкой на чужое людское мнение.

Эти трудные подростки. Как пережить «переходный» возраст

Эти трудные подростки

Сегодня я хотела бы поговорить о подростковом (переходном, пубертатном) возрасте ребенка, который сопровождается серьезными и не очень серьезными трудностями в семье.

Ко мне обращаются родители с разными запросами:

— «Я что то делаю не так, поэтому не могу найти общий язык с ребенком»;

— «Этот изверг уже всех извел, сделайте хоть что нибудь с ним!»;

— «Ничего не хочет делать, никаких целей, интересов. Как мотивировать?»

А некоторые вообще не обращаются по нескольким причинам:

  • Период проходит относительно спокойно. Родители понимающе относятся к переживаниям ребенка.
  • Родителям нет до этого особого дела, нет времени, считают все его переживания ерундой. И они оставляют ребенка наедине со своими страхами и проблемами, которые не хотят видеть и замечать.

Поведение родителей бывает трёх типов:

  1. Тревожное, гиперопекающее.
  2. Доверительное, поддерживающее.
  3. Отстраненное, непонимающее.

Первый и третий типы похожи между собой тем, что сопровождаются эмоциональной отстраненностью . Первый тип очень сильно тревожится, и не может, и даже не хочет услышать истинные переживания ребенка, то третий тип, вообще непонятно какие испытывает чувства.

А что же происходит с ребенком?

  • На уровне физиологии его тело начинает меняться . И если вчера это был симпатичный жёлтый утёнок, то теперь он превратился в утенка «гадкого». И не знает, станет он прекрасным лебедем или нет с этой новой «растительностью» на теле, прыщами, и повышенным потоотделение. Гормональные изменения усиливают его страхи и переживания.
  • Помимо страхов, связанных с внешностью, появляется стремление к самостоятельности , независимости от родительских фигур и в то же время сильная потребность в поддержке , принятии и одобрении . Подросток ищет эталоны, которые будут проводником, образцом новой жизни. Ребенок активно начинает подражать. Если есть сложности в отношениях с родителями, если нет достаточного авторитета у родителей, когда родители сами сомневаются в правильности своей жизни, своих действий, то тогда происходит поиск этого эталона вне семьи . Например, среди других, более авторитетных сверстников или «звёзд» (так и рождается фанатизм). Через поиск ответов на вопросы «кто я?» , «какой я?» и через подражание значимым другим формируется собственная идентичность.

От чего зависит особенность этого периода?

От следующих факторов:

  • особенности самого ребенка, физиологии, нервной системы;
  • атмосферы в семье, в которой он находится;
  • отношения между ребенком и родителями. И оно должно быть постоянным, последовательным, понятным.
  1. Адаптивный — представляет собой «подстраивание» ребенка под ожидания взрослых. Такие дети обычно послушные и воспитанные, что устраивает родителей и окружающих, но негативные последствия поведения есть.
  2. Протестный — представляет собой ситуацию, когда ребенка просят что-то сделать, а он делает все наоборот. Причем, родители могут приказывать, командовать и т. д., но малыш категорически отказывается это выполнять.
  3. Свободный выбор — основной целью воспитания должно быть стремление научить ребенка делать свободный выбор. Иначе говоря, он должен сам знать, как поступить в той или иной ситуации, и уметь нести ответственность за свой выбор.

Давайте рассмотрим несколько комбинаций между определенными типами поведения ребенка и родителей:

  1. Ребенок со свободным выбором + родитель понимающий = самый отличный результат, когда, если и есть трудности переходного возраста, то они относительно легко проходят.
  2. Ребенок со свободным выбором + отстраненный родитель = такая комбинация вряд ли сформируется. А если и сформируется, то ребенок со временем скорее всего будет сломлен и подавлен, не чувствуя принятия себя, своей значимости для родителей.
  3. Протестный ребенок + понимающие родители = приведет к тому, что сложности будут преодолеваться, как бы тяжело родителям не было в этот период. И по завершению ребенок будет только благодарен тому, что его принимали и понимали. Отношения между ребенком и родителями могут стать более близкими.
  4. Протестный ребенок + тревожные родители = протест и будет заключаться в стремление доказать свою взрослость и самостоятельность. Но ребенок все равно будет чувствовать, что родители не принимают его таким какой он есть, не хотят его взросления. И будет продолжать бунтовать, но при этом переживать о своей никчемности.
  5. Протестный ребенок + отстраненные родители = похож на предыдущий тип. Но если в предыдущем типе присутствует очень сильная физическая включенность при эмоциональной отдаленности. То для этого типа чаще всего присуще и эмоциональная и физическая отстраненность. Это группа риска, которая формирует криминальное будущее ребенка.
  6. Адаптивный ребенок + понимающие родители = будут пытаться привить ребенку самостоятельность. Но какие то, неосознаваемые процессы могут этому препятствовать. По итогу ребенок может стать более самостоятельным.
  7. Адаптивный ребенок + отстраненные родители = ребенок будет постоянно искать признания и поддержку у других людей, искать авторитеты. Это чревато сильной зависимостью от мнения других людей, без фильтра критики. Всю жизнь он будет искать любовь, признания и понимания у других людей.
  8. Адаптивный ребенок + тревожные родители = «я из себя ничего не представляю, без родителей я никто, родители знают как лучше». Последствия — очень сильная зависимость от родителей.

И эти, казалось бы, проблемы ребенка, всего лишь являются симптомом семьи, которые:

  • Наполняют смыслом жизнь родителей.
  • Помогают установить власть в семье, установить справедливость.
  • Помогают сгладить одиночество родителей.
  • Оберегают семью от распада и тд.

Ребенок отражает состояние родителей и их взаимоотношения. Так как подростковый возраст часто совпадает с кризисом средних лет, середины жизни родителей, когда происходит переоценка ценностей, подведение итогов жизни, поиск новых смыслов, это сопровождается усилением тревоги. Проблемы ребенка помогают снять тревогу родителей о своей жизни и уйти от решения собственных проблем.

Так же может быть пагубным те двойные послания, которые родители отправляют своему ребенку, когда говорят одно, а своим поведением демонстрируют другое. Например, мама активно занимается карьерой, для нее самое важное — это успех. При этом дочери она говорит, что для женщины очень важно научиться готовить и вести домашнее хозяйство. Тут и возникает раздвоение. Положение ребенка ухудшится, если двойные послания будет посылать ещё и отец. И тогда, чаще всего, ребенок выбирает позицию пассивности. Лучше уж ничего не делать, чем потерять любовь родителей.

Что делать родителям?

  • Признать значимость для ребенка, его проблем и переживаний, его мыслей, идей, дел, которыми он занимается;
  • Проявить терпимость к его равнодушию или бунтарству. Самое лучшее, что вы можете говорить ребенку в этот период «я тебя все равно люблю» ;
  • Учитесь говорить с ребенком о чувствах. И не только говорить, но и слушать и слышать его. А для этого учитесь сами чувствам. Их дифференциации и выражению.
  • Помните, что имеет место быть влияние гормонов на ребенка. И многие реакции усиливаются их воздействием;
  • Сформируйте с супругом(ой) общее мнение о воспитании и ожиданиях от ребенка. Если вы в этих вопросах столкнетесь с сильными противоречиями, то это и будет ключ к разгадке «плохого» поведения ребенка.
  • И тогда необходимо решать уже тот конфликт, часто неосознаваемый, который образовался между родителями и оживлять отношения.
  • Стремитесь к целостности и гармонии, когда ваши собственные слова не расходятся с делом.

И помните: