Меню

Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста. Презентация на тему "Подростковый возраст

Досуг

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Возрастные особенности младших подростков

Основные новообразования младшего подросткового возраста / по Д.Б.Эльконину / Потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Появление разнообразных увлечений внеучебного характера. Общение с товарищами становится « особой формой жизни ». «Чувство взрослости ». Осознание и обоснованность самооценки. Появление стремления экспериментировать. Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Полоролевая идентификация как следствие возрастных изменений. Личностная нестабильность.

Желание быть состоятельным в учебной деятельности (И нтеллектуальная С остоятельность). Желание строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками (К оммуникативная С остоятельность). Желание вносить свой вклад в жизнь класса, а может быть и школы (С остоятельность в Д еятельности).

Признаки тревожности школьника 1.Не может долго работать не уставая. 2.Ему трудно сосредоточиться. 3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4.Во время выполнения заданий излишне напряжён, скован. 5.Смущается чаще других. 6.Часто говорит о возможных неприятностях. 7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8.Жалуется, что снятся страшные сны. 9.Руки обычно холодные и влажные. 10.Нередко бывает расстройство стула. 11.Сильно потеет, когда волнуется. 12.Не обладает хорошим аппетитом. 13.Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14.Пуглив, многое вызывает страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16.Часто не может сдержать слёзы. 17.Плохо переносит ожидание. 18.Не любит браться за новые дела. 19.Не уверен в себе, в своих силах. 20.Боится сталкиваться с трудностями. Интерпретация: если отмечено 15 и более признаков – уровень тревожности высокий. 7 – 14 признаков - средний уровень. Менее 7-и признаков – уровень тревожности низкий.

Признаки дезадаптации школьника 1.Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. 2.Нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне. 3.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 4.Нежелание выполнять домашние задания. 5.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. 6.Жалобы на те или иные события, связанные со школой. 7.Беспокойный сон. 8.Трудности утреннего пробуждения, вялость. 9.Постоянные жалобы на плохое самочувствие. 10.Неадекватные поведенческие реакции на замечания учителя, грубость. 11.Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. 12.Снижение успеваемости, потеря интереса к учёбе.

Советы педагогам по работе с тревожными детьми 1.Хвалите ребёнка даже за незначительный успех. 2.Спрашивайте ребёнка в середине урока. 3.Избегайте заданий на скорость. 4.не сравнивайте ребёнка с окружающими. а только с его собственными достижениями. 5.Предъявляйте требования, адекватные возможностям ребёнка. 6.Используйте на уроках визуальную поддержку. 7.Снижайте количество замечаний. 8.Будьте честными с ребёнком и принимайте его таким, какой он есть. 9.Способствуйте повышению самооценки ребёнка. 10. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени. 11.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте примером для ребёнка. 12.Наказывая, не унижайте ребёнка. 13.Старайтесь не стыдить ребёнка, особенно в присутствии одноклассников. 14.По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах. 15.Избегайте длинных нотаций. 16.Старайтесь соизмерять свои основные требования с требованиями других учителей-предметников. 17.Обговаривайте с детьми заранее, как будет проходить экзамен, контрольная. 18.По возможности выберите подходящий для ребёнка способ проверки знаний (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад и т.п.). 19.Обратите внимание на ваш стиль преподавания.

Методические и организационные условия, способствующие успешной адаптации пятиклассников Создание атмосферы доброжелательности, искренности, доверия. Создание ситуаций, позволяющих проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку и собственное мнение. Предоставление ученику права работать на уроке в собственном темпе получать задания в соответствии с уровнем обученности. Использование различных форм обучения, таких как: экскурсии, игры (дидактические и ролевые), диспуты (дискуссии), обсуждения, практические работы, мини-лекции. Р азвитие письменной речи (умение излагать своё мнение). Оценивать не только результат. но и процесс деятельности учеников. Предоставлять ученикам возможность свободного выбора источников информации. обучать умению работать с ними. Развивать рефлексивные умения – способность посмотреть на себя со стороны. Создавать эмоциональную обстановку в классе, близкую к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).


Слайд 2

  • Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление своих возможностей и их оценка).
  • Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости.
  • Слайд 3

    Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения

    В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти.

    Слайд 4

    Особенности поведения

    • Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе).
    • В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.
  • Слайд 5

    • Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования.
    • У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
  • Слайд 6

    • Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
    • Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
  • Слайд 7

    • Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
    • Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
    • Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
  • Слайд 8

    • Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
    • Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
  • Слайд 9

    • Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
    • В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
  • Слайд 10

    Основные задачи развития в этот период

    • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
    • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
    • формирование интереса к другому человеку как к личности;
    • развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;
  • Слайд 11

    • развитие чувства взрослости;
    • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
    • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания;
    • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
    • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.
  • Слайд 12

  • Слайд 13

    Слайд 14

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Психологические особенности младшего подросткового возраста. Изменение стиля детско-родительских отношений. Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме - теме превращения мальчиков в юношей, а девочек - в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слёзы. Однако и в том, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы которые ставит перед ними сама ситуация взросления.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Вопросы родителям: 1) Ваш ребёнок стал больше интересоваться: А. Своей внешностью Б. Своим весом и ростом В. Гигиеной собственного тела Г. Противоположным полом 2) Стал(а) больше: А. Общаться с друзьями по телефону Б. Проводить время у зеркала В. Проводить время с друзьями вне дома Г. Обращать внимание на свою одежду 3) В личностном плане он(а) стал(а): А. Скрытным Б. Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание В. Чутко реагирующим на замечания в свой адрес Г. Менее ответственным в учёбе Можете ли Вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да» и «нет»… Каждый про себя. Если большую часть утверждений Вы выбрали, то Ваш ребенок вступил в подростковый возраст.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Подростковый возраст Физиологические изменения: скачок в росте, изменения внешнего облика и пропорций тела заканчивается формирование нервной системы интенсивное развитие костно-мышечной системы и сердца, но при этом идёт отставание развития сосудистой системы, в т.ч. сосудов головного мозга Помощь: тактичная и уважительная позиция, способность понять, принять, объяснить и развеять сомнения. Подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьёзным испытанием. Его не случайно называют «трудным» - вчера ещё такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки вдруг становятся неуправляемыми, грубыми и жестокими. Как правило, это приходится на возраст 10-11 лет. Верхними границами пубертата принято считать 15-17 лет. Во многом причины столь резких перемен связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм подростка. Это время – начало кардинальной перестройки в организме, много физиологических изменений. Под воздействием гормона роста происходит скачок в росте, меняется внешний облик, пропорции тела приближаются к взрослым. Изменения тела происходят очень быстро, и подростку приходится вновь учиться владеть телом. Из-за недостаточной скоординированности движений, они теряют грацию. Это одна из причин стеснительности и застенчивости. Заканчивается формирование нервной системы. Она приходит в перевозбуждённое состояние («нормальная патология»). Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда проблемы в поведении – взрывчатость, импульсивность. Мальчики быстро начинают драку, могут грубить, не могут сдержать своих эмоций. Это не проявление невоспитанности, а невозможность справиться с возбуждением нервной системы. Следствием этого является снижение работоспособности. Это связано не с ленью («ничего не хочется делать»), а с переутомлением нервной системы, характерно чувство усталости, утомления, особенно умственного. «Нормальными» являются головные боли, сонливость, т.к. идёт интенсивное развитие костно-мышечной системы и сердца, но при этом идёт отставание развития сосудистой системы, в т.ч. сосудов головного мозга. Это отрицательно сказывается на учёбе, жизненном тонусе подростка. Отсюда проблемы в поведении, в учебной сфере, снижение результатов по сравнению с начальной школой. Поэтому этот период требует особого внимания со стороны взрослого. Подросток повышенно внимателен ко всем физиологическим переменам в своем теле. Он сравнивает себя с другими, озадачивается вопросом, все ли у него так, как должно быть, насколько привлекательно он выглядит. Ребенок особенно чувствителен к любой оценке собственной внешности. Поэтому со стороны взрослых, важна тактичная и уважительная позиция, способность понять, принять, развеять сомнения.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Подростковый возраст Изменения в эмоциональной сфере противоречивость и неустойчивость эмоций: Уникальность быть как все Желание потребность в независимости безопасности, любви Романтичность жестокость, цинизм Значительные перемены происходят в эмоциональной жизни ребенка. Эмоции характеризуются противоречивостью и неустойчивостью. Первое проявляется в том, что подросток стремится подчеркнуть собственную уникальность и неповторимость и, при этом, хочет ощущать свою принадлежность к группе и быть в ней таким, как все. Он жаждет независимости и испытывает потребность в безопасности и любви. Второе сопровождается частой сменой настроения. Гормональные «выбросы» могут провоцировать «выбросы» эмоциональные (напр., увеличение в крови мужского гормона тестостерона может вызывать агрессивные реакции). Условно говоря, дети пребывают в состоянии эмоциональной «болтанки». Как никогда важно, чтобы у них был уголок эмоциональной стабильности, который, как правило, ищется в семье.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Подростковый возраст Изменения в коммуникативной сфере эмансипация от родителей и других взрослых общение со сверстниками выходит на первый план молодёжная субкультура: мода, жаргон, музыка… падение интереса к учёбе Коммуникативная сфера – та область жизни подростка, где изменения особенно существенны. Характерна реакция - эмансипации от родителей и взрослых. Она проявляется в стремлении высвободиться от опеки, контроля родителей, учителей. Подростки всячески стремятся отстоять своё право на самостоятельность и независимость, создать свой мир, непохожий на мир взрослых. Отсюда молодёжная мода, жаргон, музыка. Мнение родителей перестаёт быть значимым, большую роль приобретает общение со сверстниками, которые обладают большим влиянием, больше, чем семья и другие взрослые, в т.ч. учителя. Поэтому важно знать круг общения ребёнка. С этим связано падение интереса к учёбе, всё больше времени ребёнок проводит за разговорами с друзьями, общением, в.т.ч. на уроках. Ведущая сфера деятельности – уже не учение, а общение. Мальчики и девочки по-разному строят свое общение. У мальчиков это процесс экстенсивный, у девочек – интенсивный. Мальчики объединяются в большие группы, девочки – по 2-3 человека. Союзы девочек более закрыты для посторонних. Компании мальчиков имеют строгий иерархический порядок, систему лидерства. Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки некритичны к мнению участников группы. Неокрепшее «Я» нуждается в сильном «Мы», которое утверждается в противоположность каким-то «Они». Именно поэтому в подростковом возрасте периодически возникают группировки, конфликтующие между собой. Это естественная составляющая развития личности ребенка, нарабатываются навыки взаимодействия с окружением. Взрослые могут научить детей договариваться друг с другом, конструктивно выходить из сложных коммуникативных ситуаций. В среде сверстников подросток чувствует себя воином на поле боя. Ему постоянно надо доказывать собственную состоятельность. Важно, чтобы дом и семья были надежным тылом, местом, где не нужно ничего доказывать, где тебя принимают таким, какой ты есть.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Чувство взрослости КОНФЛИКТ Быть? или Не быть!!! Все изменения, происходящие на психологическом уровне, можно объединить понятием «чувство взрослости». Ребята считают себя зрелыми личностями, стремятся к самостоятельности и независимости. Возникновение подобной позиции объясняется многими факторами, среди них обозначим: а) физиологические перемены, б) большая информационная осведомленность, чем у родителей (например, в сфере компьютерных технологий), в) формирование собственной системы ценностей. Подростки настаивают на уважительном отношении к их мнению и правам, хотят быть услышанными миром взрослых. Признание родителями части «подростковых» свобод – необходимая составляющая воспитательного процесса в этот период. Предпринимая такой шаг, близкие люди демонстрируют ребенку свое доверие, что укрепляет детско-родительские отношения. К сожалению, в реальности позиция родителей часто бывает обратной – наложить дополнительные запреты на свободы ребенка. Это, в свою очередь, становится источником конфликтного взаимодействия в семье. Как отмечалось ранее, ровесники становятся для подростка более значимыми фигурами, чем взрослые. Одна из главных задач, решаемых в подростковом возрасте, - сделать первый шаг отделения от семьи. То, каким будет этот шаг, легким или тяжелым, простым или сложным, зависит от внутрисемейных отношений. По статистике далеко не во всех семьях, где растут подростки, происходят конфликты. Только 9% родителей девочек и 25% родителей мальчиков отмечают их наличие. Поэтому хотелось бы обратить ваше внимание и на те типы воспитания, которые могут быть источником проблем и осложнений в общении с ребёнком, и на те родительские установки, которые помогают преодолевать трудности подросткового возраста.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Подростки в конфликте: ■ кризис переходного возраста; стремление к самостоятельности и самоопределению; ■ требование большей автономии во всем – от одежды до помещения; ■ привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье; ■ бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Родители в конфликте: ■ нежелание признавать, что ребенок стал взрослым; ■ боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы; ■ проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте; ■ борьба за собственную власть и авторитетность; ■ отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка; ■ не подтверждение родительских ожиданий.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Типы семейного воспитания Авторитарный («Сказал нельзя, значит нельзя! И чтоб без разговоров!») команды, приказы, запреты защитные реакции: «послушный ребёнок», раздражительность, «мальчик для битья», грубость, непокорность, «козел отпущения», дерзость, негативизм неспособность отстоять своё мнение, внушаемость со стороны более сильного Подростковый возраст – непростой возрастной период, который проживают сейчас наши дети. Мы поговорим о том, какая позиция взрослого является конструктивной, помогающей решению основных возрастных задач, а какая, напротив, будет мешать, препятствовать продвижению вперед. Остановимся подробнее на отдельных типах семейного воспитания, которые несут в себе элементы деструктивного воздействия на развитие ребенка. Если авторитарность (команды, приказы, запреты), то он проявляет защитные реакции: повышенную раздражительность, грубость, непокорность, дерзость, негативизм. Это приводит к трудностям в общении и потери контакта. Либо застревание в роли «послушного ребёнка», который впоследствии станет «мальчиком для битья» «козлом отпущения», неспособным отстоять своё мнение. Повышенная внушаемость со стороны более сильного. Этот стиль хорошо работает в младшем возрасте. У подростков появляется чувство взрослости, поэтому надо учитывать процесс взросления и менять стиль взаимодействия, нельзя сохранять «детские» формы общения и контроля.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Типы семейного воспитания ГиперОпека бунт, беспомощность, сопротивление безынициативность, нет мотивации Воспитание по типу гиперопеки. Сверхзаботливая позиция родителей приводит к значительному ограничению свобод. Ребенок оказывается в своеобразной психологической тюрьме. В такой семье ребенок постоянно находится в состоянии глубокого дискомфорта. Дети, привыкшие к неусыпному контролю со стороны старших, убеждены, что должны делать уроки, играть на пианино, есть суп только потому, что этого требуют родители. Когда в подростковом возрасте отрицаются все ценности взрослого мира, нередко ребенок забрасывает учебу, перестает заниматься музыкой, заводит дружбу с «нехорошими» детьми. Он демонстрирует, что отныне его жизнь не имеет ничего общего с миром, где царствует родительская диктатура. Это тот самый путь сопротивления, о котором мы говорили выше. Ребенок пытается сбросить с себя родительские оковы. Но делают так не все. Кто-то привыкает к жизни без свобод. И когда наступает пора действовать самостоятельно, он оказывается беспомощными и не способным проявить активность. Удивленные мамы и папы возмущенно задаются вопросом, почему же их сын (дочь) ничего не хочет. Ведь они так много для них сделали! Еще раз проговорю, что в подростковом возрасте желательно ослабить, а не усилить, контроль за ребенком. Это будет шаг, соответствующий, возрастным особенностям ребенка.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Типы семейного воспитания Попустительский (полная свобода) Если попустительский (полная свобода) – тоже неблагоприятно. Подросток хотя и воспринимает себя как взрослого. Но реально не готов брать на себя ответственность. Если предоставить ему всё решать самостоятельно, то возникает чувство брошенности, отчуждённости. Надо вводить ответственность и обязанности постепенно, разделяя их совместно.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Типы семейного воспитания Эмоциональное отвержение «Глаза б мои на тебя не глядели», «У тебя все равно ничего не получится», «От тебя одни проблемы»… Сравнение ребенка с другими детьми, особенно с братьями или сестрами. Перекладывание ответственности за воспитание и обучение детей на другие «плечи»: детского сада, школы, вуза... Воспитание по типу эмоционального отвержения проявляется в недостатке внимания, психологического тепла, адресованного ребенку. Часто употребляемые фразы: «Глаза б мои на тебя не глядели», «У тебя все равно ничего не получится», «Ты приносишь одни неприятности». Сравнение ребенка с другими детьми, особенно с братьями или сестрами тоже говорит о его непринятии родителями. Для таких семей характерно перекладывание ответственности за воспитание и обучение детей на другие «плечи»: детского сада, школы, вуза. Родители обычно оправдывают свою позицию тем, что они зарабатывают деньги и делают это исключительно ради детей. Но ни одно материальное вознаграждение, ни один подарок не могут полноценно компенсировать нехватку родительского внимания. Недостаток эмоционального тепла устремляет ребенка к тому, кто это сочувствие предложит. Как правило, дети, попавшие в реабилитационные центры, отвечают, что довело их глубочайшее одиночество и отсутствие понимания со стороны родителей. А вот эти-то проблемы берут свое начало в самом раннем детстве. При этом многие родители искренне уверены, что в саду ребенку будет лучше, чем дома, что опытные профессиональные педагоги справятся с воспитанием их детей лучше, чем они сами, вооруженные лишь любовью и интуицией. Увы, даже самый лучший уход в садике не компенсирует отсутствие родительского тепла, да и любящая бабушка никогда не сможет полностью заменить ребенку родителей. С головой погрузившись в увлекательный процесс зарабатывания денег, родители утешают себя тем, что делают это ради самих же детей. Жаль только, что при этом забывают спросить, чего хотят сами дети. «Пусть лучше у нас будет меньше денег, лишь бы мама и папа чаще бывали со мной» – отвечает большинство опрошенных. Нередко, чувствуя свою вину перед ребенком, родители стремятся загладить ее при помощи подарков. В результате малыш привыкает заменять любовь суррогатами, материальными «утешителями». Продолжает он пользоваться ими и в подростковом возрасте, только теперь «утешители» для одинокой, мятущейся души требуются куда более сильные. Не находя в семье любви и тепла, подросток всей душой устремляется ко всякому, кто предложит ему свое сочувствие. И нередко оказывается в компании сомнительных «друзей».

    13 слайд

    Описание слайда:

    Типы семейного воспитания По типу повышенной моральной ответственности Должен… должен… Должен… должен… Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Ребенка любят настолько, насколько он соответствует родительскому идеалу, а не самого по себе. Ему навязывается большое количество «должен…» (хорошо учиться, заниматься в музыкальной школе, ходить в спортивную секцию, присматривать за младшим братом, изучать иностранные языки и т.д.). Нередко за всем перечисленным изобилием кроются нереализованные в детстве мечты родителей, которые они хотели бы воплотить в своих детях. Таких мам и пап, как правило, мало интересуют истинные желания ребенка. Во многих случаях демонстративное, скверное поведение подростка – своеобразная проверка для родителей: а таким вы будете меня любить? Семейное воспитание, в основе которого лежат описанные принципы, в период подросткового становления является источником дополнительных трудностей общения с ребенком.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Типы семейного воспитания Демократический стиль Принятие Понимание Помощь Наилучший – демократический стиль: с мнением подростка считаются, ответственность делится, равноправие в отношениях, взаимопомощь. Но сохраняется контроль за поведением. Есть ограничения. Давая запреты, надо объяснять почему это нельзя. Формула «ППП»: ПРИНЯТИЕ ПОНИМАНИЕ ПОМОЩЬ На детей влияют не только преднамеренные воспитательные воздействия, но в большей степени ежедневное поведение родителей, в том числе неосознаваемые и нежелательные проявления. Т.е. воспитание – это не только когда поучаете, наказываете, а как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми. Если грубы, оскорбляете, пьянствуете – это тоже воспитание. Оно осуществляется в каждый момент времени.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Рекомендации Подросток дома. Создание комфортной обстановки дома Подростку важно иметь свое личное пространство Подросток дома. Часто родители жалуются, что подросток все время проводит на улице, почти не появляясь дома. А ведь праздно шатаясь по улицам, ребенок чаще всего и попадает во всякие неприятности. Чтобы этого не случилось, постарайтесь, чтобы ваши дети чувствовали себя дома комфортно. Даже если квартира невелика, а детей в семье несколько, необходимо сделать так, чтобы у каждого было хоть какое-то личное пространство, где он может уединиться, обустроив все по своему вкусу (если не комната, то хоть собственный стол и книжная полка, к которым никто не может прикасаться без разрешения). Не стоит стремиться к идеальному порядку и постоянно одергивать малыша, нарушающего совершенство вашего интерьера. С другой стороны, в запущенной, неуютной квартире, куда стыдно пригласить приятелей, подросток тоже не захочет находиться подолгу. Прислушайтесь к мнению чада при оформлении квартиры, попросите детей посильно помочь при ремонте, не бойтесь рискованных, оригинальных решений, и вы увидите, как будут гордиться ваши дети своим необычным домом, не похожим ни на один другой. Подростку важно иметь свое личное пространство, доступ в которое возможен только с его разрешения. Это может быть или отдельная комната, или письменный стол, или тумбочка, или книжная полка, в зависимости от условий проживания семьи.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Рекомендации Организованный досуг Занятость в свободное время Реализация интересов, способностей Общение с яркими, талантливыми, интересными людьми, достойными подражания Занятость ребенка вне школы. Часто дети попадают в дурные компании из-за нереализованной тяги к приключениям или просто от скуки. Поэтому желательно, чтобы помимо школы ребенок был занят чем-то еще. Занимаясь тем, что интересно, увлекательно, захватывающе, он вряд ли пойдет искать эмоциональную остроту в сомнительных сообществах. Но не стоит записывать чадо «на музыку» или в секцию карате просто потому, что это модно или престижно в вашем кругу. Постарайтесь найти такое дело, которое будет соответствовать его интересу и складу характера. Если мальчишка страдает от переизбытка энергии, заставляющей его крушить все вокруг, поищите подходящий вид спорта, забирающий много сил. Существует и еще одна причина, по которой ребенку полезно заниматься в кружке или клубе. Всем известно, что подростки не признают авторитет родителей. Но наличие взрослого друга льстит их самолюбию, существенно поднимает их авторитет среди товарищей. Таким другом, эталоном для подражания, а нередко и доверенным лицом нередко становится руководитель кружка, где между детьми и преподавателями всегда складываются менее официальные, более дружеские и теплые отношения, чем в школе. Вообще, чем больше взрослых друзей будет у вашего ребенка, тем лучше. Это должны быть интересные, яркие, талантливые люди, дружить с которыми ваш ребенок сочтет за честь.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Рекомендации Компания для ребенка. Интересуйтесь друзьями подростка Знакомьтесь с ними Приглашайте в гости Советуйте, помогайте разобраться в людях Компания для ребенка. Родители часто переживают, что ребенок находит себе «неподобающих», на их взгляд, друзей. Но запреты приведут лишь к тому, что вы вообще не узнаете, с кем проводят время ваши дети. Старайтесь доброжелательно относиться ко всем приятелям, даже если они вам несимпатичны. Попытайтесь познакомиться с ними поближе. Чтобы знать, с кем общается ваше чадо, почаще разрешайте (и даже предлагайте!) ему приглашать друзей в гости. Это внесет в ваш налаженный быт определенный сумбур, но зато все события будут разворачиваться у вас на глазах. Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных привычках, о последствиях дурных компаний, помогать ему разбираться в людях и поступках.19 слайд

    Описание слайда:

    Рекомендации Сохранение доверительных детско-родительских отношений. Будьте искренны с детьми (если, не знаете, что сказать, лучше промолчать или отшутиться). Дети тонко чувствуют фальшь. Единожды улучив вас во лжи, они и себе разрешат говорить неправду. Выполняйте данные детям обещания. Если что-то из обещанного вы не можете выполнить, объясните, почему. Не нарушайте без спроса личное пространство ребенка. Рано или поздно все откроется, и тогда подросток перестанет вам доверять. Будьте на стороне ребенка. Помогайте ему разобраться в неприятных ситуациях. Будьте готовы извиниться перед ребенком, если вы не правы, поступили несправедливо. Ваш авторитет в глазах подростка только возрастет. Сохранение доверительных детско-родительских отношений. Это возможно при соблюдении родителями ряда правил: -Будьте искренны с детьми (если, не знаете, что сказать, лучше промолчать или отшутиться). Дети тонко чувствуют фальшь. Единожды улучив вас во лжи, они и себе разрешат говорить неправду. -Выполняйте данные детям обещания. Если что-то из обещанного вы не можете выполнить, объясните, почему. -Не нарушайте без спроса личное пространство ребенка. Рано или поздно все откроется, и тогда подросток перестанет вам доверять. -Будьте на стороне ребенка. Помогайте ему разобраться в неприятных ситуациях. -Будьте готовы извиниться перед ребенком, если вы не правы, поступили несправедливо. Ваш авторитет в глазах подростка только возрастет.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Памятка для родителей Всегда отмечайте что-то особенное, хорошее, уникальное, что есть в вашем ребёнке, в вас самих и других людях. Избегайте критики собственного тела, тела вашего ребёнка и других людей. Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый СМИ, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. Отмечайте то, что ваша дочь умеет делать хорошо, а не формы её тела. Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. Итак, подростковый кризис – переход от одного возраста к другому. Не обязательно, что кризис будет дезадаптивным и носить антисоциальный характер. Будут конфликты или нет, зависит от умения родителей общаться с ребёнком. Значение семьи для Вашего ребёнка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда, необходимо Ваше тепло и забота, понимание и доверие. Уважаемые родители, помните: Всегда отмечайте что-то особенное, хорошее, уникальное, что есть в вашем ребёнке, в вас самих и других людях. Избегайте критики собственного тела, тела вашего ребёнка и других людей. Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. Отмечайте то, что ваша дочь умеет делать хорошо, а не формы её тела. Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Статистика, которую родители, должны знать: Подростковый период характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью. В этот период жизни к нелюбимым чертам ребята относят физические характеристики. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста. 60% девочек беспокоятся по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.

    22 слайд

    Описание слайда:

    Памятка для родителей Почаще хвалите своего ребёнка за его поступки, поведение и способности. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. Помните: тот, кто любит и любим, не нуждается в суррогатах счастья; тот, кто знает себе цену, не побоится сказать «нет»; тот, у кого есть интересное дело, не станет искать сомнительных приключений; тот, кому есть с кем поговорить по душам, не будет искать утешения у малознакомых «доброжелателей». А значит, если ребенок будет счастлив, уверен в себе и любви своих близких, если он познает радость творчества и настоящей дружбы, у нас будет больше шансов уберечь его от бед, которые таит в себе сегодняшний мир. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. Почаще хвалите своего ребёнка за его поступки, поведение и способности. Помните: тот, кто любит и любим, не нуждается в суррогатах счастья; тот, кто знает себе цену, не побоится сказать «нет»; тот, у кого есть интересное дело, не станет искать сомнительных приключений; тот, кому есть с кем поговорить по душам, не будет искать утешения у малознакомых «доброжелателей». А значит, если ребенок будет счастлив, уверен в себе и любви своих близких, если он познает радость творчества и настоящей дружбы, у нас будет больше шансов уберечь его от бед, которые таит в себе сегодняшний мир.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Возрастные особенности младших подростков

    Основные новообразования младшего подросткового возраста / по Д.Б.Эльконину / Потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Появление разнообразных увлечений внеучебного характера. Общение с товарищами становится « особой формой жизни ». «Чувство взрослости ». Осознание и обоснованность самооценки. Появление стремления экспериментировать. Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Полоролевая идентификация как следствие возрастных изменений. Личностная нестабильность.

    Желание быть состоятельным в учебной деятельности (И нтеллектуальная С остоятельность). Желание строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками (К оммуникативная С остоятельность). Желание вносить свой вклад в жизнь класса, а может быть и школы (С остоятельность в Д еятельности).

    Признаки тревожности школьника 1.Не может долго работать не уставая. 2.Ему трудно сосредоточиться. 3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4.Во время выполнения заданий излишне напряжён, скован. 5.Смущается чаще других. 6.Часто говорит о возможных неприятностях. 7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8.Жалуется, что снятся страшные сны. 9.Руки обычно холодные и влажные. 10.Нередко бывает расстройство стула. 11.Сильно потеет, когда волнуется. 12.Не обладает хорошим аппетитом. 13.Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14.Пуглив, многое вызывает страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16.Часто не может сдержать слёзы. 17.Плохо переносит ожидание. 18.Не любит браться за новые дела. 19.Не уверен в себе, в своих силах. 20.Боится сталкиваться с трудностями. Интерпретация: если отмечено 15 и более признаков – уровень тревожности высокий. 7 – 14 признаков - средний уровень. Менее 7-и признаков – уровень тревожности низкий.

    Признаки дезадаптации школьника 1.Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. 2.Нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне. 3.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 4.Нежелание выполнять домашние задания. 5.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. 6.Жалобы на те или иные события, связанные со школой. 7.Беспокойный сон. 8.Трудности утреннего пробуждения, вялость. 9.Постоянные жалобы на плохое самочувствие. 10.Неадекватные поведенческие реакции на замечания учителя, грубость. 11.Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. 12.Снижение успеваемости, потеря интереса к учёбе.

    Советы педагогам по работе с тревожными детьми 1.Хвалите ребёнка даже за незначительный успех. 2.Спрашивайте ребёнка в середине урока. 3.Избегайте заданий на скорость. 4.не сравнивайте ребёнка с окружающими. а только с его собственными достижениями. 5.Предъявляйте требования, адекватные возможностям ребёнка. 6.Используйте на уроках визуальную поддержку. 7.Снижайте количество замечаний. 8.Будьте честными с ребёнком и принимайте его таким, какой он есть. 9.Способствуйте повышению самооценки ребёнка. 10. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени. 11.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте примером для ребёнка. 12.Наказывая, не унижайте ребёнка. 13.Старайтесь не стыдить ребёнка, особенно в присутствии одноклассников. 14.По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах. 15.Избегайте длинных нотаций. 16.Старайтесь соизмерять свои основные требования с требованиями других учителей-предметников. 17.Обговаривайте с детьми заранее, как будет проходить экзамен, контрольная. 18.По возможности выберите подходящий для ребёнка способ проверки знаний (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад и т.п.). 19.Обратите внимание на ваш стиль преподавания.

    Методические и организационные условия, способствующие успешной адаптации пятиклассников Создание атмосферы доброжелательности, искренности, доверия. Создание ситуаций, позволяющих проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку и собственное мнение. Предоставление ученику права работать на уроке в собственном темпе получать задания в соответствии с уровнем обученности. Использование различных форм обучения, таких как: экскурсии, игры (дидактические и ролевые), диспуты (дискуссии), обсуждения, практические работы, мини-лекции. Р азвитие письменной речи (умение излагать своё мнение). Оценивать не только результат. но и процесс деятельности учеников. Предоставлять ученикам возможность свободного выбора источников информации. обучать умению работать с ними. Развивать рефлексивные умения – способность посмотреть на себя со стороны. Создавать эмоциональную обстановку в классе, близкую к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).