Меню

Неполная семья. Ситуации и возникающие проблемы, когда ребенок воспитывается в неполной семье

Здоровье

Изначально природой заложено так, что ребенок воспитывается папой и мамой. Плод любви двух людей растет, развивается и познает мир вместе с самыми родными людьми. Такая семья является полноценной. Однако в наше время неполноценные семьи стали почти нормой, ведь много женщин рожает детей вне брака, для себя, воспитывая дитя за двоих.

Часто семьи распадаются - и чадо остается на воспитании у матери. Как же одному родителю справляться с воспитанием? В чем особенности воспитания детей в неполных семьях?

Как воспитать ребенка в неполной семье

По данным демографов, каждый десятый ребенок дошкольного возраста воспитывается одним родителем. В школьном возрасте это уже каждый седьмой. Среди неполных семей сохраняется тенденция "материнской" семьи, то есть воспитания чада одной мамой. Однако есть семьи, где детишек воспитывают отцы. Как же отражается неполнота семьи на ребенке?

Неполные семьи возникают по самым разнообразным причинам: в связи с гибелью одного из родителей, разводом, внебрачным рождением малыша.

Воспитательная атмосфера семьи, где мама овдовела, является более благоприятной, нежели в семье, где случился развод. Сохраненные родственные связи обеспечивают детям психологическую поддержку, компенсируют недостаток общения. Если в такой семье несколько детишек, то это тоже может быть частичной компенсацией неполноты семьи. Обычно старший становится младшему "ведущим", стимулирует его в социальной сфере, выступает защитником.

Психологи констатируют, что в неполных семьях дети меньше конкурируют и больше привязаны друг к другу. В случае развода родителей они просто «сдают» экзамен на раннее взросление. Развод для них является ломкой привычных отношений, традиций, устоев. Наибольшее влияние развод оказывает на малышей дошкольного возраста. В такой неполной семье отношения между родителем и ребенком иногда развиваются по типу культа самопожертвования. Это означает, что мама и дитя связаны любовью, страданием, болью, печалью. Такой тип взаимоотношений рождает в ребенке пессимизм, неуверенность в своих силах, беспокойство, мрачные настроения. А иногда отношения между родителем и ребенком в семье после развода развиваются по типу равнодушия. Дитя не замечают, мама страдает и вся отдается печали и обидам. Нередко эта обида может выливаться и на ребенка. Тогда он еще больше слабеет душой и телом, ощущая потерю отца и матери одновременно.

Поэтому после развода или в случае рождения крохи без отца мама должна все делать так, чтобы малыш по минимуму чувствовал отсутствие второго родителя. Нелишними будут консультации детского психолога, общение с педагогами. Очень часто роль отца в таких семьях начинает играть дедушка или другой родственник семьи мужского пола. Ребенок, особенно мальчик, интуитивно тянется к мужчине, похожему на отца, потому что он хочет компенсировать дефицит мужского внимания и заботы. Хорошо, если такой мужчина есть рядом.

Воспитание детей без отца

Сегодня отцы гораздо активнее принимают участие в воспитании детишек даже после развода. Как правило, мамы демократичны и позволяют общаться ребенку с отцом. Ведь после развода отсутствие отца очень ощущается детьми. Без него ребенку не хватает авторитета и дисциплины.

После развода огромную роль играет отношение мамы к бывшему мужу, который в любом случае остается папой. Одни женщины не упоминают мужа и живут, как будто его никогда не было. Другие сознательно вытесняют из детской памяти все хорошее об отце, пользуясь случаем упомянуть о нем с негативной стороны. Мудрые женщины стараются не менять в представлении детей образ отца. Они вспоминают и хорошее, и плохое, давая возможность детям самим делать выводы. Психологи говорят, что создавать образ плохого отца после развода - удел слабых и не дальнозорких женщин. Ведь мальчик в таком случае будет развиваться с комплексами, а девочка будет подсознательно думать, что все мужчины плохие.

Отсутствие отца, по наблюдениям ученых, негативно сказывается на математических способностях мальчиков и девочек.

Эти способности гаснут из-за отсутствия интеллектуальной среды, которую создает мужчина. Девушки, которые выросли без отца, всегда испытывают страх перед математикой. Даже простые математические расчеты приводят их в панику, замешательство.

Присутствие отца в семье влияет и на умственное развитие детей, и на их интерес к образованию. Согласно исследованиям, время общения мальчика с отцом сказывается на его учебе. Чем больше они общаются, тем лучше сын учится. Активный и деловой отец, нацеленный на успех, вызывает у мальчика желание подражать ему. Для него он - авторитет и образец во всем.

Первые 5 лет жизни играют определяющую роль в развитии мужского характера у мальчика. Чем дольше в это время ребенку приходится жить без отца, тем больше будет трудностей в его половой идентификации.

Если мальчика воспитывает одна мать, то можно наблюдать у него проявление женских черт характера, предпочтение занятий, свойственных девочкам.

В развитии девочки отец является главным мужчиной, образцом, на который впоследствии она будет ориентировать свои отношения с мужчинами. Исследования психологов констатируют, что взаимоотношения девочки с отцом в раннем детстве влияют на ее будущую личную жизнь. Женщины, которых воспитывали дружелюбные и ласковые отцы, как правило, удачны в браке, в сексуальном и духовном отношении. А те, у которых отец был безликим или его вовсе не было, чаще в браке несчастливы. Такие девочки зажаты и скованы, у них часто присутствуют комплексы неполноценности, они считают себя некрасивыми и недостойными счастья. Даже в маленькой и знакомой компании они отмалчиваются и краснеют, чувствуют себя неуютно, предпочитают одиночество. Поэтому они и не могут устроить свою личную жизнь. Отношения с мужчинами вызывают у них страх. То есть недостаток отцовского влияния при взрослении девочки затрудняет ее развитие как женщины и осложняет формирование навыков межполовой коммуникабельности. Такие женщины очень часто разводятся, как и их матери.

Особенности воспитания детей в неполных семьях

Распад семьи - это почти всегда травма для детской психики. Но часто эту травму оставшийся воспитывать ребенка родитель и не пытается смягчить. В своих горьких метаниях и обидах женщины нередко забывают о детях. Они же, в свою очередь, считают себя покинутыми обоими родителями.

Другие же мамы после разрыва пробуют взять на себя двойную миссию. Они пытаются заменить собой и папу, и маму одновременно. Эта миссия очень редко бывает выполнимой, поскольку в полной семье отец и мать занимают свои ниши. На стыке воспитательных позиций находится золотая середина, которая дает возможность грамотно воспитывать детей.

Одинокая мама хочет заменить мальчику отца. Она становится строже, чем обычно. Мама начинает предъявлять к нему повышенные требования и порой даже бывает жестокой.

Но психологи считают, что воспитание в неполной семье может быть нормальным процессом, только оно осуществляется в более трудных для мамы условиях. Качества родителя, который воспитывает ребенка, вполне могут компенсировать ему недостаток другого родителя после распада семьи. Ребенок прекрасно дифференциирует мать от отца, поэтому не стоит брать на себя невыполнимые миссии.

Главным воспитательным оружием мамы должна стать двойная ответственность. Малыш должен чувствовать, что он по-прежнему защищен, любим, что его готовы выслушать, помочь и поддержать.

Очень часто после развода родителей ребята в школе слушают рассказы сверстников об отцах, совместном семейном времяпровождении. Это у них вызывает скрытую зависть и чувство обиды. Хорошо, если после развода дитя общается с отцом. Если же этого не происходит, то такие обиды со временем могут выливаться даже в ненависть к матери, психические отклонения и развитие фобий.

  1. Чаще общайтесь с ребенком и выслушивайте его. Задавайте вопросы, интересуйтесь его жизнью в детском саду и школе, отношениями с друзьями, сверстниками.
  2. Чаще хвалите сына или дочку. Не наказывайте их. Стабильная в эмоциональном плане атмосфера сохранит у ребенка доверие к матери и чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
  3. Не запрещайте вспоминать прошлое, в частности отца. Это детское право.
  4. Помогайте сыну и дочке учиться навыкам поведения, которые соответствуют их полу.
  5. Расширяйте и развивайте социальные связи семьи. Ребенок должен иметь возможность активно общаться и выстраивать отношения со знакомыми вам мужчинами.
  6. Новый брак - это шанс возвращения ребенка к жизни в полноценной семье. И тут важно, чтобы между новым избранником матери и ее ребенком сложились отношения взаимопонимания и любви.

Специально для - Диана Руденко

Сделайте жизнь ребенка радостной и счастливой!

В нашем современном мире случается, что семья «наполнена» наполовину. Мы говорим о неполной семье. Уже в слове «неполная» ощущается какая-то пустота. Так чем же заполнить ее? И так ли уж отличается неполная семья от полной? На эти вопросы приходится отвечать многим родителям, которые, в силу тех или иных причин, сталкиваются с проблемой воспитания ребенка в неполной семье.

Мы хотим рассмотреть некоторые аспекты, связанные с воспитанием детей и вместе разберемся, так уж отличается неполная семья от полной, и, если отличается, то чем. Выделим такие психологические аспекты существования семьи:

Качество эмоциональных отношений внутри семьи;

Напряженность и интенсивность эмоциональных отношений;

Опыт общения с различными социальными ролями («мать», «отец», «бабушка», и т.д.);

Формирование представлений о психологических различиях полов и социальных моделях поведения полов.

Самым первым фактором является качество эмоциональных отношений. В сознании людей, которые никогда не жили в полной семье, существует миф о том, что полная семья полна любви, заботы, тепла и внимания. Очень показательны, в этом смысле, мечты воспитанников интернатов и детских домов. Часто они искренне верят в то, что формальное наличие двух родителей в одной семье приводит к атмосфере любви и благополучия. Но арифметика человеческих чувств такова что «1+1» не всегда больше чем «2-1». Присутствие мамы и папы одновременно далеко не всегда обеспечивает ребенку необходимую атмосферу любви и защиты. Слишком часто, так называемые полные семьи полны гнева и обид. Волны ненависти, злобы, равнодушия и обмана захлестывают некоторые семейные корабли. Иногда в таких ситуациях изменить негативную семейную атмосферу на более положительную возможно только путем развода, тогда острая ненависть и гнев сменяются на легкое раздражение и удивление: «как же я столько прожил с этим человеком? » Поэтому, неполные семьи после развода достаточно часто могут похвастаться более благоприятной семейной атмосферой, чем до развода. Атмосфера добра, уважения и спокойствия не зависит от наличия мамы и папы. Другими словами у ребенка есть все шансы получить достаточное количество любви и заботы, как в полной, так и в неполной семье.

Напряженность и интенсивность эмоциональных отношений — это второй аспект. Тут играет большую роль социальный закон о том, что чем меньше членов группы, тем более интенсивные отношения между ними существуют. Отношения внутри однополых коллективов более напряженные и однообразные чем в тех, где присутствуют представители двух полов. Именно поэтому любая эмоция, возникающая между матерью и дочерью (отцом – сыном), которые живут вдвоем, будет более интенсивной и напряженной, чем, если бы в семье был кто-то третий, неважно кто это будет - еще один ребенок, бабушка или дедушка. В этом плане неполные семьи действительно отличаются от полных, и в наибольшей зоне риска находятся семьи, состоящие всего из двух человек одного пола. Безобидный носок под шкафом, полученная «2», или опоздание на школьный праздник вызывают такую бурю, что впору сравнивать их с шекспировскими трагедиями. Очень важно чтобы ребенок в такой семье имел возможность позитивного, близкого общения с кем-то из взрослых за пределами узкого семейного круга. Это может быть дальний родственник или педагог кружка по интересам. Самое главное, чтобы этот человек не был связан с ребенком общими бытовыми проблемами, наступающими вследствие совместного проживания.

В реальной жизни малыши зачастую сами инстинктивно стараются найти такого человека. В дошкольном и младшем школьном возрасте это чаще взрослые люди, а вот для подростков это - другие подростки, отличающиеся более старшим возрастом и авторитетом в группе. К сожалению, родители ребенка не всегда правильно относятся к таким детским поискам, и неуклюже пытаются самостоятельно разрешить эту ситуацию. И вот мы видим как одинокая мама (папа) приводит ребенку «нового папу» (или «маму») и настоятельно требует от ребенка «правильного» отношения к новому члену семьи, иногда даже быстро наделяя нового участника семейной драмы властными полномочиями и бытовыми привилегиями. Почему такие ситуации очень часто приводят к тяжелым конфликтам? Прежде всего, по двум причинам. Первая – в сознании ребенка всегда существует четко сформированный образ отсутствующего родителя, в независимости от того общается он с ним или нет. А это значит, что реальный человек, неожиданно ставший на место этого мифического существа, никогда не будет соответствовать придуманным качествам и войдет в глубокое противоречие с существующим мифом. Вторая причина состоит в том, что ребенок хорошо чувствует, что родитель ищет, прежде всего, партнера для себя самого и эта фальшь в отношениях будет тем сильнее, чем сильнее родитель будет убеждать себя и ребенка в обратном. А любой обман в отношениях только ухудшает их.

Что делать? Помочь ребенку найти эмоциональные привязанности по своему вкусу за пределами семьи. Это снизит напряженность внутри семьи и поможет спокойнее общаться. Следует также всегда помнить о той разнице, которая существует между ролью отца ребенка и мужем мамы, и не пытаться ее искусственно сократить в авральном порядке. Вынося часть эмоций за узкий круг проживающей вместе семьи, ребенок облегчает тот эмоциональный груз, который он накопил, в том числе во время бытовых конфликтов. И если это на самом деле происходит, то ребенок приходит со встречи с облегчением и позитивом. Главное, в такой ситуации маме набраться мудрости и постараться сохранить полученный позитив ребенка, а, не заразившись ревностью, броситься его разрушать. Не стоит забирать у ребенка праздник, если он действительно состоялся. Поддержите налаживающиеся отношения ребенка со вторым родителем, и Ваши отношения с ребенком тоже улучшаться.

Следующий фактор – многообразие социальных ролей, которые опробывает ребенок в семье. Если у ребенка есть возможность быть не только «сыном», но и «внуком» разных бабушек и дедушек, «младшим братом», «старшим братом», «племянником» и т.д. , то у такого ребенка развиваются более разнообразные навыки социального взаимодействия. Но в этом аспекте выигрывают скорее благополучные многочисленные семьи, в независимости от того есть ли формальные фигуры «папы» и «мамы». Так известно, что старший сын часто берет на себя роль отсутствующего отца, «папина сестра» может стать заменой матери, и т.д. Поэтому с этой точки зрения формально «неполные» семьи могут быть более благополучными, если у них есть более широкий семейный круг, нежели некоторые «полные», но ограниченные только «папой» и «мамой».

И последний выделенный аспект – формирование представлений о моделях поведения полов. К сожалению, именно здесь существуют самые глубокие различия между полными и неполными семьями. В полной семье этот процесс происходит почти автоматически – ребенок постоянно видит разницу в поведении папы и мамы и автоматически воспринимает модель поведения своего папы как «истинно мужскую», а мамы - как «истинно женскую». Стиль общения однополого родителя с ребенком становиться образцом подражания для общения, в будущем, со своим собственным ребенком. А стиль общения с родителем противоположного пола приводит к формированию представлений о том, каким является этот самый противоположный пол. Поэтому существует достаточно аргументированное мнение о том, что ребенок, выросший в неполной семье, будет испытывать трудности в общении с другим полом и устройстве собственной семьи.

Процесс формирования представления о мужской и женской роли протекает по-разному в каждой семье и, можно утверждать, с различной долей успеха, даже с точки зрения самих мам и пап. Поэтому, это тот самый случай, когда отсутствие опыта иногда оказывается более благоприятным, чем наличие отрицательного опыта. Если у родителей возникает вопрос о «правильности» воспитания «мужчины» или «женщины», лучше обратится к специалисту-психологу и разобраться, стоит ли предпринимать какие-либо специальные дополнительные меры воспитания. Таким образом, можно смело утверждать, что воспитание в неполной семье не является однозначным приговором. Это как в вечном философском вопросе: «Стакан наполовину пуст или наполовину полон? » Даже если мы допустим, что стакан только «наполовину полон», то всегда есть возможность сделать так, чтобы эта половина была созидающей, радостной и счастливой.

Читайте также:

От рождения до года

Просмотрено

Упражнение для детей от 0 до 3 месяцев, которые помогут малышам стать умными и здоровыми!

Советы родителям

Просмотрено

Помогите ребенку с учебой и он будет получать хорошие оценки в школе

Все о воспитании

Просмотрено

Правила хорошего тона для маминых принцесс

Советы родителям

Просмотрено

Нужно помнить: Детское плавание и его польза

Советы родителям

Просмотрено

Полезные продукты, которые родители должны включить в рацион питания своих детей!

Советы родителям

Просмотрено

Фразы с двойным смыслом. Как слышит нас ребенок?

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Как нехочуху превратить в хочуху

Семья – это главный институт воспитания ребенка, поскольку в ней он находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье закладываются характер и личность ребенка.

Неполная семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста. На сегодняшний день распад семьи является острой проблемой современного общества. Статистические данные показывают, что в последнее время численность детей дошкольного возраста, воспитываемых в неполных семьях, где воспитателем является мать, резко увеличилась. Практика показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, которые постоянно присутствуют в неполных семьях, одинокие матери не в состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции. Такие условия жизни ребенка влияют на личностное его развитие.

Неполные семьи образуются по нескольким причинам:

  • рождения ребенка вне брака;
  • смерть одного из родителей;
  • расторжение брака;
  • раздельное проживание родителей.
Отсюда выделяют типы неполных семей: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Кроме того, разделяют отцовскую и материнскую семьи.

Материнские семьи занимают большинство среди неполных семей. Воспитание детей в такой семье имеет ряд особенностей. Из-за отсутствия одного из родителей, другому приходится решать материальные и бытовые проблемы семьи. Кроме того, оставшемуся родителю необходимо восполнять нехватку воспитательного влияния, возникшего в данной ситуации. Одновременно успевать решать все поставленные задачи – дело не простое. Поэтому в большинстве случаев неполные семьи сталкиваются с различными проблемами материального, бытового, педагогического характера.

Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье. Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливается на совместного ребенка. Бывает и наоборот, когда мать акцентирует внимание на ребенка, как на безвинную жертву. Она пытается восполнить недостаток родительской заботы и опеки, окружая ребенка чрезмерной лаской. И в том и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно искажается, что в результате отрицательно сказывается на развитии ребенка, как личности.

Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности ребенка полноценно формировать в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие в семье отца способствует формированию у мальчика женских черт, поскольку у него нет возможности примера мужского поведения. Также и для девочки, мать совмещает в сложившейся ситуации материнскую и отцовскую роли, в результате чего формируется противоречивое психосексуальное развитие. Доказано, что большинство гомосексуалистов воспитывались в неполных семьях. Статистические данные показывают, что дети, воспитываемые в неполных семьях, значительно отстают по школьной программе, по сравнению со своими одноклассниками, у которых семья полная, такие дети более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Конечно, это не значит, что неполная семья в воспитательном плане является неблагополучной. Просто проблемы данного характера с большей вероятностью могут возникнуть в неполных семьях, но это еще не значит, что они возникнут с полной уверенностью. Бывают случаи, и их не так мало, когда психологическая атмосфера в неполной семье достаточно благоприятная и не вызывает затруднений в формировании здоровой личности. Также бывает и наоборот, когда в полной семье с неблагополучным психологическим климатом ребенок сталкивается с серьезными проблемами психологического свойства. Поэтому, некоторые родители, которые утратили эмоциональную и душевную привязанность друг к другу, но живущие вместе только «ради детей», делают это совершенно напрасно.

В итоге, хотя неполная семья и сталкивается с огромным количеством трудностей, все же обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителю, который стал, в силу сложившихся обстоятельств, главой семьи, необходимо осознавать психологические особенности данной ситуации и делать все, чтобы не допустить негативных последствий.

Источники формирования неполных семей:
Существует несколько источников возникновения неполных семей. Самым распространенным является распад семьи. Самыми распространенными причинами разводов по данным статистики были названы несхожесть характеров, измена, алкоголизм, создание другой семьи. Как правило, инициатором развода выступает женщина. А насчет ранних браков, то они оказываются менее стойкими, чем обычные. Ранние браки распадаются по причине социальной и гражданской незрелости супругов, неподготовленности супругов к семейной жизни, безответственного и легкомысленного отношения к семье. Кроме того, возникновению неполных семей способствует также смертность мужчин от неестественных причин в трудоспособном возрасте (производственных травмы, отравление, военные действия и т. д.).

Изменения норм морали во взаимоотношениях полов, добрачные связи и их распространение, неподготовленность молодых людей к браку, завышенные требования к партнеру способствуют увеличению числа детей, которые появились на свет вне брака. Ряды неполных семей пополняются также семьями, где супруги фактически живут раздельно, где матери-одиночки усыновляют ребенка, а также вследствие осиротения ребенка наступление опеки, попечительства или усыновления.

Проблемы неполных семей.
Относительно проблем неполных семей, но их достаточно много. Их можно подразделить на экономические, педагогические, медицинские и психологические. Наиболее остро среди названных проблем стоят проблемы экономического характера: финансово-материальные трудности, которые испытывает каждая неполная семья. Бюджет такой семьи складывается из трудового заработка матери (отца), пенсий, пособий, государственных компенсаций и льгот, алиментов на детей в случае развода.

Поскольку чаще всего главой неполной семьи является женщина, то на сегодняшний день необходимо заострить внимание на политике занятости. В наше время наблюдается вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу бюджетных учреждений, в которых заработок ниже среднего. Так для содержания и воспитания детей требуются денежные средства, женщине приходиться «изворачиваться» в поисках высокооплачиваемой работы, а также дополнительного заработка.

В последние годы наблюдается также сокращение уровня социальной защиты, а также списка социальных гарантий. Мать, воспитывающая ребенка без мужа-отца, вынуждена самостоятельно заботиться о благосостоянии своей семьи. Особенно нуждаются неполные семьи, где воспитываются дети с различными психическими и физиологическими отклонениями, инвалиды. Ребенок-инвалид требует постоянного ухода и присмотра, поэтому женщине-одиночке не под силу улучшить благосостояние своей семьи, ей физически сложно это сделать. Такие семьи вынуждены жить на пособие по инвалидности и детское пособие.

Из-за необходимости ухаживать за ребенком без чьей-либо помощи женщина не может как-то проявить себя на профессиональном поприще, отодвигая на задний план карьеру и профессиональный успех. Однако чрезмерная занятость часто на нескольких работах, а также материальное благополучие не дают даже самой заботливой женщине заниматься ребенком, и он предоставлен самому себе.

Другой не менее важной проблемой неполных семей является ее функционирование, как института воспитания и социализации детей. Образ жизни неполной семьи имеет специфические особенности, которые сказываются на воспитательном процессе. Именно отсутствие кого-либо из родителей может стать причиной неудачного и неполноценного воспитания ребенка (детей). В материнских семьях, где отсутствует отец, у мальчиков формируются неадекватные, искаженные представления о ролевых функциях отца, мужа, мужчины, поскольку он в процессе социализации не видит мужского примера. В неполных материнских семьях у девочек также искажаются представления о ролевых функциях жены, матери, женщины. Поскольку незамужняя мама и ее поведение накладывает определенный отпечаток на социализацию девочки.

Поскольку дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины, это оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейной жизни и социализацию в целом. Ведь именно от показателя идентификации детей со своими родителями зависит эффективность семейного воспитания. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, а в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери, что не способствует полноценному воспитанию ребенка.

В воспитательном процессе одному родителю очень трудно контролировать и влиять на поведение ребенка. Объясняется это чрезмерной занятостью на работе, которая не дает возможности уделять достаточное количество внимания детям.

Другой проблемой неполных семей, которой необходимо уделить внимание, является качество здоровья детей. Дети из неполных семей, что доказано педиатрами, чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Это объясняется объективными причинами. Женщина, в одиночку воспитывающая ребенка, в первую очередь вынуждена заботиться о материальном благополучии семьи, отодвигая свои непосредственные обязанности воспитания и укрепления здоровья детей на второй план. Кроме того, в неполных семьях чаще наблюдается наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни, а также самолечение в случаях болезни детей и.т.п.

Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье.

  • старайтесь, как можно чаще говорить с ребенком и слушать его, чтобы находиться с ним в постоянном контакте;
  • хвалите ребенка за любое его достижение, а не наказывайте, тем более по пустякам, стабильная в эмоциональном плане и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;
  • относитесь с пониманием к ребенку, если он вспоминает о прошлом;
  • не возлагайте роль отсутствующего родителя на плечи своих детей;
  • старайтесь во всем помогать ребенку, чтобы освоить навыки поведения, соответствующие его полу;
  • пытайтесь развивать социальные связи своей семьи, это поможет ребенку активно общаться и устанавливать отношения со знакомыми мужчинами.

Неполной называют семью, в которой рядом с ребенком находится только один родитель – мать или отец. Мамы и папы, в одиночку воспитывающие ребенка, часто задаются непростыми вопросами. Не скажется ли отсутствие второго родителя на развитии малыша? Как помочь своему чаду стать гармоничной личностью при таких обстоятельствах? «Я родитель» уверяет, что неполная семья тоже может дать ребенку полноценное воспитание, главное – учитывать некоторые особенности.

Полоролевое воспитание

Как только дети впервые осознают свою , они начинают осваивать важные особенности поведения: мальчики – мужские, девочки – женские. Естественно, стать настоящим джентльменом или леди им помогают примеры самых близких людей. В обычной семье дела так и обстоят: мальчики учатся мужскому поведению, смотря на своих отцов, а девочки воспитывают в себе женственность, наблюдая за своими матерями. Но что делать, если родитель у ребенка всего один, и он при этом противоположного пола?

Естественно, ни один человек не сможет полноценно выполнять в семье сразу две роли: и отца, и матери. Поэтому одиноким отцам очень трудно объяснить подрастающей дочери, каково это – быть женщиной. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда у матери-одиночки подрастает сын: женщина просто не может показать на личном примере, каким должно быть настоящее мужское поведение. Где же выход?

На самом деле недостающего члена семьи вполне может заменить родственник или друг семьи, с которым у ребенка сложились доверительные отношения. Для мальчика таким человеком может стать дедушка, дядя, старший брат, для девочки – бабушка, тетя, старшая или двоюродная сестра.

Главное, чтобы у человека, который заменяет недостающего родителя, хватало времени и желания на общение с ребенком.

Если у вас неполная семья, но при этом других родственников нет вообще или вы не поддерживаете с ними связь, попробуйте найти среди своего окружения такого человека, которому будет интересен ваш ребенок, и который с удовольствием будет посвящать ему часть своего времени. Это может быть лучший друг, подруга или коллега по работе. Если ваш ребенок будет проводить с этим человеком много времени, и по-настоящему подружится, то проблем с полоролевым воспитанием у него не возникнет.

Общение между родителем и ребенком

Немаловажную роль в правильном воспитании ребенка имеет удовлетворение его потребности в общении с матерью или отцом. Очень часто случается, что в неполных семьях единственный родитель взваливает на себя тяжкий груз забот на всех существующих фронтах, и, в итоге, на общение с ребенком у него совсем не остается времени. В такой ситуации ребенок чувствует себя заброшенным, ему не хватает общения с близким для него человеком, а его развитие начинает идти неправильно: появляются трудности с самооценкой, депрессии, замкнутость или демонстративное вызывающее поведение, которое как бы говорит родителю: «Ну, обрати же на меня внимание!».

Часто распространена и обратная ситуация, когда единственный родитель считает, что он обязан дать своему ребенку вдвое больше заботы, раз он оказался в положении «один за двоих» и буквально начинает душить чадо своей любовью. Переизбыток заботы не менее вреден для развития ребенка, чем ее недостаток, поэтому переходить эти грани не стоит.

Эмоциональные потребности

Эмоциональная составляющая играет важную роль для правильного развития ребенка. Именно через эмоции он познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать. При этом получать полноценное эмоциональное общение ребенок вполне успешно может и в неполной семье. На самом деле ребенку не так уж много нужно для счастья: ему хочется чувствовать себя любимым, важным и значимым для своей семьи. Ему хочется, чтобы мама или папа им искренне гордились, интересовались его жизнью и всегда были готовы выслушать.

Поэтому не берите на себя непосильную ношу и не старайтесь жить так, как будто вы являетесь одновременно двумя людьми, ведь ребенку нужно всего лишь видеть своего родителя, пусть и единственного, счастливым, гармоничным и уверенным в себе.

Ребенку будет больно видеть перед собой замученную, постоянно раздраженную и усталую мать, которая работает на трех работах, чтобы обеспечить его самой лучшей едой, одеждой и игрушками. Гораздо важнее и приятнее для сына или дочки, если мама каждый день будет гулять по парку, читать на ночь сказки и с удовольствием слушать, что произошло сегодня с её любимым ребенком.

Социальное общение

В полной семье ребенок с самых первых дней жизни оказывается вовлеченным в общество. Он с момента своего рождения оказывается в маленьком социуме, в котором, помимо него самого, есть мать и отец. Это позволяет ребенку учиться общению между людьми, понимать различие во взглядах окружающих (особенно, когда принципы воспитания мамы и папы в чем-то расходятся), наблюдать за разной реакцией людей противоположного пола, за их взаимоотношениями, выстраивая тем самым определенную модель поведения в обществе.

В неполной семье ситуация принципиально другая. У ребенка есть только один родитель, и малыш не видит, как происходит его общение с другими людьми. Он не может наблюдать за семейными отношениями со стороны, и, соответственно, его модель поведения в обществе должна формироваться не на примере собственной семьи, а на каком-то другом. Поэтому главной задачей родителя-одиночки должна стать подготовка ребенка к социальному взаимодействию.

Ищите вокруг примеры, на которых вы можете продемонстрировать ребенку различные положительные варианты взаимодействия одних людей с другими. Пусть ребенок наблюдает, как общаются бабушка с дедушкой, как искренне любят друг друга ваша подруга и ее муж. Отличным подспорьем в этом непростом деле могут стать книги и мультфильмы, герои которых создают правильную модель поведения - показывают, что такое настоящая дружба, привязанность, любовь, уважение. Все это поможет вашему ребенку вырасти полноценной личностью.

Ошибки матерей-одиночек

Очень часто в неполной семье, где ребенка воспитывает одна мать, возникает непреодолимая сложность в том, как научить ребенка правильно общаться с противоположным полом. Ситуация особенно усугубляется, когда отец ребенка оставил маму из-за другой женщины. Обида, крепко затаившаяся в женском сердце на всю жизнь, порой не дает возможности построить новые отношения. И в глубине души женщина начинает ненавидеть всех мужчин поголовно. Идущая на поводу у своих эмоций (злости, обиды, желания отомстить), такая мать может неосознанно вселить в сознание своей подрастающей дочери мысль о том, что абсолютно всем, без исключения, мужчинам нельзя верить.

Если женщина постоянно рассказывает ребенку гадости о его отце, а в подростковом возрасте убеждает дочь, что ни к чему хорошему отношения с мужчинами не приведут, велик шанс того, что повзрослевшая девочка так и не построит своего личного счастья. Она подсознательно будет избегать мужчин, бояться их, не доверять им, испытывать страх перед отношениями и копировать поведение своей матери.

Если вас бросил муж, не убеждайте себя в том, что и вашей дочери непременно встретится недостойный ее человек. Все ситуации разные, и то, что ваш брак закончился , вовсе не означает, что и выбор вашей дочери будет неправильным. Дайте ей шанс самостоятельно пройти через период первой любви, построить отношения без постороннего вмешательства и научиться чему-то на собственных ошибках.

Принципиально другая ситуация возникает, когда в положении брошенной жены оказывается женщина, воспитывающая мальчика. Ее негативный настрой по отношению к ушедшему отцу может сформировать у ребенка ошибочный стереотип мужского поведения. Если мама постоянно рассказывает сыну, что его отец был плохим человеком, то ребенок начинает чувствовать себя ущербным – ведь в его жилах течет кровь «плохого» отца. Самооценка ребенка в таком случае падает, что приводит к психологическим проблемам, сложностям в общении с ровесниками и противоположным полом, затяжным депрессиям, к агрессивному и вызывающему поведению, которое особенно сильно обостряется в подростковом возрасте.

Если от вас ушел отец вашего ребенка – старайтесь держать себя в руках и помнить, что ваша ненависть к нему ни в коем случае не должна передаваться ребенку. Постарайтесь сформировать у него, если не положительный, то хотя бы нейтральный образ отца.

Ошибки отцов-одиночек

Самой главной трудностью, с которой сталкиваются одинокие отцы, является отсутствие физической связи между ними и ребенком. Когда женщина вынашивает ребенка в своем чреве и дарит ему возможность появиться на свет, между ними возникает крепкая подсознательная связь, которая особенно сильна в первые годы жизни. Именно к матери ребенок привязывается больше всего. Мужчина же чаще всего просто не чувствует этого особенного контакта.

Труднее всего отцам-одиночкам воспитывать дочерей. Очень часто у них вырастают девочки, которых можно назвать «своим парнем», поскольку папы-одиночки не знают, как научить дочь женственности. Вместо этого дочка получает багаж знаний о том, как быть сильной, выносливой и самостоятельной.

Если вы в одиночку воспитываете дочь, не отказывайтесь от помощи и советов родственников и знакомых женского пола, особенно тех, у кого есть дети. Не стесняйтесь задавать им волнующие вас вопросы, ведь от того, как именно вы воспитаете своего ребенка, будет зависеть его дальнейшая жизнь и личное счастье.

Виктория Котлярова