Меню

Как воспитывать ребёнка? Плюсы и минусы разных педагогических систем. Домашнее обучение: плюсы и минусы для ребенка и родителей

Жизнь

В воспитании детей условно выделяют несколько подходов. О плюсах и минусах каждого – читайте ниже.

Конечно, редко кто из родителей изо дня в день строго - как по справочнику -придерживается одного варианта. Но, тем не менее, какой-то стиль всегда преобладает.

Демократия

Плюсы

Демократический стиль воспитания на сегодняшний день считается, пожалуй, самым оптимальным и эффективным. Уважительное отношение к ребёнку, доверие, свобода выбора, развитие самостоятельности - все это неоспоримые достоинства подхода. Демократичные родители стараются избегать необоснованных требований, с самого раннего возраста начинают объяснять ребёнку, почему они что-то запрещают или разрешают. Малыш растет рассудительным, учится принимать решения и выражать собственное мнение. Между детьми и родителями хорошо налажен диалог.

Минусы

Однако минусы у демократического стиля тоже есть. Дело в том, что при таком подходе ребёнку довольно рано предлагают нести ответственность за свои решения и поступки. Но не все дети готовы к этой ноше - для многих она может оказаться непосильной. Несвоевременная, слишком большая ответственность повышает уровень тревожности, может привести к невротизации малыша. Поэтому стоит учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, предлагая ему брать ответственность лишь за то, с чем он действительно может справиться сам.

Авторитаризм

Плюсы

Воспитание, основанное на безграничной власти родителя и абсолютном его авторитете сложно назвать идеальным выбором. Однако есть у этого метода есть свои плюсы: высокая требовательность мамы или папы помогает ребенку структурировать свою жизнь - у малыша все четко и понятно, все решения принимают родители. Это закаляет волю, учит не бояться трудностей и преодолевать препятствия - ведь требования родителей не всегда так просто выполнять. Если ребёнок изначально обладает сильным характером, то в нем формируется упрямство и воля к победе - ведь рано или поздно он начнет противостоять властным родителям, и это качество пригодится ему для достижения дальнейших целей. Упорство, умение ждать нужного момента, терпение - вот черты, которые могут сформироваться у ребёнка в авторитарной семье.

Минусы

Но эти качества могут и не сформироваться вовсе, если малыш изначально наделен нежным и мягким характером и не в силах выдерживать конфликты. Такой ребёнок вырастет зависимым, несамостоятельным и неуверенным в себе - ведь родители не давали ему шанса проявить свою самостоятельность. Кроме того, даже если ребёнок не «мямля» и готов бороться за свою независимость, такой стиль воспитания неизбежно приведет в серьезнейшим конфликтам, как только кроха подрастет. И если родители вовремя не «ослабят вожжи», то отношения могут испортиться очень сильно, а порой и безнадежно. А еще дети накопят множество обид.


Детоцентризм

Плюсы

«Главный в нашей семье - ребёнок!», - вот девиз этого подхода. С появлением малыша весь мир начинает вращаться вокруг него. Какие тут плюсы? Во-первых, он чувствует себя любимым и желанным, во-вторых, общая цель объединяет родителей и всех прочих родственников - все готовы действовать сплоченно в интересах малыша. В-третьих, ребёнок получает все необходимое для полноценного роста и развития. Все это, безусловно, совсем неплохо.

Минусы

Однако, при таком подходе ребенок круглые сутки в режиме 24/7 окружен не только вниманием, но и чрезмерной опекой, навязчивой заботой и беспокойством родителей и прочих родственников. Малыш привыкает получать все по первому требования, он не учится заботиться о близких, напротив, усваивает, что его желания и потребности важнее других.

Это приводит к печальным последствиям: во-первых, ребёнок вырастает абсолютным эгоистом, неспособным думать ни о ком, кроме себя. А во-вторых, он рано или поздно сталкивается с суровой правдой жизни и переживает настоящий шок: никто вне семьи не будет относиться к нему, как к центру Вселенной, с него будут требовать так же, как и с других. Это может привести к проблемам не только в общении со сверстниками (а они, в свою очередь, тоже не станут признавать его исключительность, а если он решит настаивать, еще и прозовут зазнайкой), но и к более серьезным проблемам во взрослой жизни - в институте, на работе, в семье. Важно не только любить самого ребёнка, но и учить кроху проявлять любовь и заботу к другим людям.

Полная свобода

Плюсы

Безграничная свобода - это ли не мечта всех детей? Если родители избегают любых ограничений и абсолютно все позволяют малышу, то, вполне возможно, что они вырастят творческую и независимую личность - ведь отсутствие запретов дает безграничный простор для самовыражения. Это, пожалуй, главный плюс подобного подхода.

Минусы

Минусы, при этом, куда более существенные. Во-первых, вседозволенность может привести к серьезным ошибкам в жизни ребёнка, о которых он первый и будет сожалеть, когда вырастет. «Не хочешь делать уроки? Не делай!», «Отказываешься от занятий с логопедом? Не будем к нему ходить!», «Не нравится есть кашу по утрам? Ешь, что хочешь» - такой подход только выглядит, как свобода выбора. На самом деле, это скорее перекладывание ответственности за принятие решений на маленького человека. Решений, последствия которых он не в состоянии просчитать. Малыш пока не понимает, что может остаться без образования или «посадить» желудок. Задача и прямая обязанность родителей - думать о последствиях всех принимаемых решений. Идя по пути отсутствия рамок, ограничений и вседозволенности, мамы и папы оказывают ребенку медвежью услугу: кроха учится следовать за сиюминутными желаниями и прихотями, часто в ущерб собственным интересам, а то и здоровью, и оказывается совершенно неспособным прилагать усилия, идти к цели и трудиться. Причем став взрослым, ребёнок не оценит вашу систему, а еще и обвинит во всех своих неудачах именно родителей. И в чем-то, безусловно, будет прав.

Понятное дело, что в воспитании детей мы чаще всего придерживаемся того стиля, который сами усвоил с детства. Некоторые, правда, из чувства протеста перед родительским воспитанием, отзывающимся болью и комплексами, стараются всё делать наоборот, нежели папа с мамой. И в том и другом случае, порой возникают перекосы, которые оказываются чреваты всё теми же ненавистными комплексами.

Так какой же стиль воспитания лучше выбрать для собственного чада?

Современные специалисты по детской психологии различают четыре основных стиля воспитания. Каждый стиль имеет свои плюсы и минусы.

Я сказал.

Родители, придерживающиеся авторитарного стиля в воспитании, заставляют своих детей неукоснительно следовать установленным ими правилам и указаниям. Вопрос зарабатывания авторитета для них не стоит. Взрослый заслуживает уважения уже за то, что он взрослый.

Правила для детей в таких семьях устанавливаются, как само собой разумеющийся факт («Делай, что тебе говорят, и не задавать глупых вопросов»). Из-за чего дети не понимают, почему надо поступать так, а не иначе.

Отношения с ребёнком основываются на позиции силы.

Мнение ребёнка в лучшем случае просто не учитывается. В худшем ему вообще запрещено высказывать это мнение и тем более спорить с родителями.

Чувства ребёнка и желания в расчёт вообще не берутся - мал ещё.

Главное в воспитании, по мнению таких родителей - строгость. Поэтому, если ребёнок не выполняет волю или указания родителей, он заслуживает наказания. В лучшем случае это просто лишение его чего-либо приятного - сладкого, прогулки с друзьями, любимых игрушек и даже подаренных подарков. В худшем что-нибудь предполагающее моральное унижение и даже рукоприкладство. Сторонники подобного стиля воспитания, как правило, с симпатией относятся к телесным наказаниям, считая, что удержать ребёнка в узде можно только с помощью страха.

Плюсы

Минусы

Поскольку неукоснительное выполнение родительских правил (суть которых при этом ребенку и не ясна) редко кому под силу, дети в таких семьях рано приучаются к вранью. Ведь именно оно позволяет им избежать наказания. Вместо того чтобы не совершать запрещённого поступка, или исправить его последствия, ребёнок прикладывает усилия, чтобы не попасться.

Многие из них демонстрируя внешнюю покорность, тем не менее (особенно в подростковом возрасте) норовят шкодить исподтишка и стремятся всё делать по-своему.

В таких семьях нет места тёплым и доверительным отношениям.

Такой человек всегда старается доказать окружающим, что он лучший, важный, что его мнение единственное правильное. Он всегда будет стремиться заставить всех вокруг следовать установленным им правилам. Часто именно дети авторитарных родителей становятся семейными тиранами.

Хотя возможен и другой вариант - безынициативный, слабый, неспособный на решительные действия. Именно у авторитарных мам вырастают маменькины сынки и подкаблучники.

Большинство хулиганов происходят именно из этой группы детей, так как авторитарный стили воспитания вызывают гнев и горечь. Таким образом, дети реагируют очень агрессивно на все то, что им не нравится или чего они не понимают.

Будет так, как ты захочешь.

Другая крайность, получившая в последнее время немалую популярность среди пап и мам - полная вседозволенность, как стиль воспитания.

Родители, придерживающиеся такого стиля, основываются на, в общем то вполне правильном, постулате, что ребёнок это личность. И на этом основании они с самого раннего детства позволяют этой личности выражаться, как ей вздумается. Они не устанавливают для любимого чада никаких правил и ограничений. Правила здесь устанавливает ребенок. Родители же пытаются их выполнять.

Здесь чувства и желания ребенка на первом месте. И родители стараются по возможности исполнить любое пожелание ребёнка

Плюсы

Ребёнок с детства не знает, что такое унижение. Он вырастает достаточно жизнерадостным человеком, не испытывающим осознанной потребности кого-либо унижать.

Минусы.

Однако такие дети часто чувствуют себя одинокими и несчастными. Ведь внешний мир не настроен к ним столь же благосклонно, как и родители.

Любая маломальская неудача вызывает у них панику и обиду. Они не умеют чего-либо добиваться - ведь родители, не жалея ранить ребёнка ничего от него не требуют, и хвалят за любые, даже незначительные мелочи.

Растущий вне запретов ребёнок плохо себе представляет, что можно делать, а что нельзя. И это часто становится причиной его конфликтов с окружающими.

В результате вседозволенности дети становятся не организованными, у них отсутствует независимость, и очень часто они не имеют никакого авторитета.

Очень часто, повзрослев, такие люди норовят ставить свои интересы и желания превыше всего. Что осложняет его социальную адаптацию.

Среди других возможных последствий этого стиля воспитания для детей, эгоизм, агрессия и страх взять на себя ответственность.

Такие дети часто относятся к родителям довольно потребительски.

А мне по барабану

Определённая категория родителей вообще не сильно заморачиваются по поводу стилей воспитания ребенка. Своей главной задачей они видят обеспечение ребёнка всем необходимым - едой, одеждой, хорошими условиями. Понимание и душевное тепло в этот список попросту не попадают.

Такие родители слишком заняты своими собственными делами - карьерой, просто зарабатыванием денег и т.д., у них совсем нет ни времени, ни желания заниматься своим ребенком.

Они абсолютно не интересуются его жизнью, не вникают в его проблемы и имеют отдаленное представление о его интересах. Сыт, обут - что ему ещё надо?

Определённые правила поведения, конечно же, устанавливаются, но за их соблюдением никто особенно не следит. По крайней мере, до тех пор, пока ребёнок не вытворит что-то из ряда вон выходящее.

Плюсы.

Разве что свобода родителей на определенном этапе развития ребёнка. Никаких других положительных моментов в таком стиле воспитания не обнаружено.

Минусы

В таких семьях дети либо вообще не следуют общепринятым правилам, либо соблюдают их с очень большим трудом. Из-за этого они, как никто другой, склонны к асоциальному поведению.

Ни о каком общем языке между детьми и родителями говорить не приходится. Они только всё больше и больше отдаляются друг от друга и со временем становятся совершенно чужими людьми.

Такие дети не любят свой дом, и при первой возможности стремятся его покинуть - рано жениться, выйти замуж, переехать к подруге или другу и т.д.

Агрессия одна из отличительных черт таких детей. Они, как правило, враждебны по отношению к другим. У них отсутствует самоорганизация и самоконтроль.

Самое главное ребенок, выросший в такой семье, обычно очень одинок и несчастлив, и обладает чрезвычайно низкой самооценкой.

Не имея опыта взаимодействия между близкими людьми, они часто не могут построить отношения во взрослой жизни. Из таких детей часто вырастают люди, склонные к созависимым отношениям и несчастной любви.

Пойми меня

Так называемый авторитетный стиль с одной стороны предполагает выстраивание для ребёнка чётких границ поведения. Но при этом родители должны объяснять ребенку, почему необходимо выполнять те или иные правила, и почему нельзя совершать тот или иной поступок. Причём объяснять надо до тех пор, пока ребёнок не поймет, почему надо поступать именно таким образом.

Ни в коем случае не стоит решать конфликты с позиции силы

Желания и мнение ребёнка должны учитываться в обязательном порядке. Ну, если только они не представляют угрозы для его здоровья или не противоречат общепринятым нормам поведения. Например, нельзя ходить без шапки в мороз, брать чужие вещи, грубить взрослым и т.д. Но и в этом случае ребёнку надо объяснить причину запрета.

Если ребёнок, несмотря на все старания, всё же упорно игнорирует установленные правила, родители могут его и наказать. Но без унижений и подчёркивания зависимости ребёнка от родителей.

Вообще уважительное отношение друг к другу одна из главных особенностей подобного стиля воспитания.

Понятное дело, что при таком подходе предполагается постоянное общение родителей со своими детьми и установление доверительных отношений между ними.

Плюсы

Такие дети вырастают независимыми, открытыми для нового и уверенными в себе. Они принимают общественные моральные нормы без каких-либо трудностей и хорошо вписываются в любой коллектив.

Из таких людей получаются самостоятельные и ответственные, руководители.

А главное, им чаще остальных удаётся построить по-настоящему счастливые отношения. В которых нет места взаимному унижению, агрессии и отыгрыванию комплексов.

Минусы.

Ну, разве что необходимость тратить на ребёнка больше времени и душевных сил, нежели при других способах воспитания. Впрочем, некоторым папам и мамам подобное только в радость.

…Помните, что в воспитании главное соблюдать последовательность. Хуже нет, чем когда родители сегодня требуют от ребёнка неукоснительного соблюдения правил, а завтра из-за занятости или лени об этом уже забывают. Сегодня что-то настрого запрещают, а потом об этом запрете забывают напрочь.

Или, наоборот - ещё вчера ребёнку всё было дозволено, а сегодня папа с мамой решили включить авторитарный стиль.

Неврозы при таком подходе ребёнку обеспечены.

Будьте внимательны к своим детям, уважайте их, не жалейте на них времени и души. И тогда вы сможете предать им по наследству достойный стиль воспитания.

Ираида Факиро
Поощрение и наказание дошкольников в процессе воспитания. Плюсы и минусы

Существуют различные методы воспитания : разъяснительные беседы, уговоры, ласка, приказ, поощрение , наказание , уступчивость, твердость. В разных ситуациях все эти методы могут быть уместны, но не стоит злоупотреблять ими.

Поощрения и наказания играют большую роль в процессе воспитания ребенка . На первый взгляд, все предельно ясно. И наказания , и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс : за неправильным поведением следует наказание , за правильным – поощрение .

При разговоре о наказаниях следует обратиться к этимологии этого слова. Оно является однокоренным со словами «наказ » , «указ» , т. е. урок. А там, где урок, то мы хотим чему-то научить ребенка.

Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний . Эффективность наказаний будет выше , если они применяются редко, неожиданно и на фоне поощрений .

Некоторые родители намеренно не замечают успехов и достоинств ребенка, боясь похвалой избаловать его. Но в процессе воспитания важно как наказание , так и поощрение , хотя взрослые часто не видят повода для похвалы ребенка. Если он хорошо себя ведет или научился чему-то новому, обычно это воспринимается как что-то естественное, не требующее поощрений . К тому же считается, что для похвалы родителям не требуется особых знаний и умений. Но это не всегда так.

Любое совершенное ребенком усилие, попытка достичь цели необходимо поощрять . Не важно, к каким результатам он пришел, главное – отметить старание, верный нравственный поступок, поскольку для некоторых детей достижение даже невысоких результатов требует приложение больших усилий. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесут ему ощущение успеха, радости, удовлетворение от проделанной работы, что уже будет являться наградой.

К сожалению, родители не всегда правильно используют поощрения , действуя по логике естественных последствий : убрал игрушки – вот тебе шоколадка и т. д. В результате ребенок привыкает выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели только если за этим последует вознаграждение.

Ласка, поцелуи, поглаживания в разумных количествах (не заласкивание и захваливание без учета действительных достижений) допустимы в качестве поощрений и одобрений в любом возрасте с учетом индивидуальных взаимоотношений. Перехваленный ребенок будет стараться избегать решения сложных задач, стремиться получать похвалу какими-то иными путями, ему будет трудно приспосабливаться к жизни вне семьи.

Поощрять стоит только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний со стороны взрослого. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождался похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

Поощрение – более действенный инструмент воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения , свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.

Данный механизм не применим к наказаниям . Взрослые ошибаются, когда думают, что наказанный ребенок постарается не повторять свой проступок. Напротив, для него переживание унижения и стыда, сопутствующие наказанию , связывается с чувством обиды и негативного отношения к наказавшему его человеком .

Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость. Наказание же , особенно связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего . Кроме того, ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает , стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания , станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки.

Пожалуй, нет на свете ни одного ребенка, которому нравились бы наказания , равно как и нет таких родителей, которым было бы приятно наказывать своих детей . Но исключить из процесса воспитания воздействие на ребенка путем различных его форм все-таки невозможно. Для того чтобы наказание не принесло ребенку вреда, а, наоборот, стало полезным и способствовало бы налаживанию контакта между детьми и родителями, необходимо, все продумав, проанализировав, выбрать правильную его форму с учетом индивидуальных особенностей ребенка, одним словом, подойти к этому вопросу творчески. Воспитание заключается в том , чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. И указывать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.

Суть наказания состоит в том , чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Напряжение, испытываемое им после совершения проступка, как правило, исчезает непосредственно после примирения с наказывающим . Важно, чтобы ребенок понял и принял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

Справедливым считается наказание , которое ребенок получает за нарушение правил, обсужденных и установленных родителями которые известны ребенку.

Прощение – это освобождение от обиды и гнева. С ним неразрывно связано наказание . Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Но прощать СВЕ и ВСЕГДА – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка.

Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание , основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание – довольно эффективный способ воздействия на детей.

Ребенок становится покорным и послушным. Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины. Он как бы расплачивается за содеянное испытанием болью и страхом. Поэтому осознавать и переживать свой проступок, делать выводы уже не будет.

Если мы хотим чему-то научить ребенка, то не должно быть гнева. Физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребенка, а в худшем – ведет к его регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания .

Часто наказание , если оно неадекватно проступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание , которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.

Поощрение более действенное воспитательное средство , чем наказание . Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошее.

Каждый родитель хочет дать своему ребенку лучшее, обеспечить самые благоприятные условия для его развития - как интеллектуального, так и личностного. Как организовать воспитание и обучение ребенка, кому доверить формирование его личности и развитие способностей? Заниматься самостоятельно, обратиться к помощи няни , сделать ставку на индивидуальное репетиторство профессионалов или воспользоваться возможностями частного или государственного общественного образования?

Семейное образование - что это?

Выбор в этой ситуации неоднозначен, так как каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

Для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника - ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Ни один, даже самый замечательный воспитатель, не сможет обеспечить сразу всем ребятишкам "домашнее" качество ухода. Чем младше ребенок, тем важнее бытовые мелочи, которые его окружают - вовремя ли ему поменяли штанишки, помогли ли умыться и прочистить носик, дали ли достаточно времени, чтобы справиться с обедом, обратили ли внимание, что малыш устал и т.п. Нередко у родителей возникает и вполне обоснованное желание оградить ребенка от общения с не самым приятным окружением - как детей, так и взрослых в детском учреждении. Наверное, у многих, прошедшего дошкольную систему воспитания, есть свои негативные воспоминания о нем. И избавиться от таких впечатлений бывает не так то просто. В этом смысле длительное домашнее воспитание дает родителям больше возможностей прививать ребенку хорошие манеры и влиять на становление его личности. Если же есть желание и возможности родители могут заниматься с малышом самостоятельно или нанять или репетиторов, которые дополнят "образовательное" окружение ребенка.

Вообще, образование ребенка начинается в семье, семейное образование - основа познавательных способностей малыша. Первые учителя крохи - это его родители. И их влияние сохраняется очень долго, не смотря на то, что чем старше ребенок становится, тем большую роль начинает играть обучение вне семьи. Влияние близких взрослых выражается в расширении кругозора ребенка, в том, что именно родители, бабушки и дедушки прививают ему интерес к различным областям знания и творчества. Условия, созданные для развития малыша в семье определяют то, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний или ограничится тем минимумом, который гарантирует ему спокойное существование в школе.

Но, остановившись на варианте исключительно семейного воспитания, родители сталкивается с трудностями как технического, так и вполне содержательного характера. Во-первых, встает вопрос обеспечения познавательного развития ребенка - выбор образовательных программ, подбор домашних педагогов, "подтягивании" знаний и умений ребенка к требованиям типовой программы школьного обучения (исключительно семейное воспитание в нашей стране пока редкость, как правило, рано или поздно ребенок выходит в систему общественного школьного образования). Ребенок, воспитывающийся дома оказывается лишенным самого ценного, что дает детям обучение в группе - это умение концентрироваться на объяснении педагога и возможность сравнивать свои успехи с достижениями сверстников, именно это сравнение позволяет осознать качество своих знаний, без чего невозможно полноценное обучение.

Во-вторых, у ребенка, регулярно не посещающего детские образовательные учреждения, значительно ограничивается общение вне семьи. Он не получает богатого опыта общения и взаимодействия с детьми и взрослыми, доступного его сверстникам в детских садах, группах развития и детских клубах.

Посещение групп кратковременного пребывания, эстетических студий, детского сада, гимназии или школы, предлагает ребенку широкие возможности общения и обучения совместно с другими детьми. Ребенок учится самостоятельно строить отношения с разными людьми. Со взрослыми - воспитателями и педагогами, ребенок учится подчиняться общей дисциплине (что необходимо для адаптации к требованиям школы), учится преодолевать свою робость и сомнения, обращаться с вопросами и просить о помощи. Так же ребенок учится устанавливать отношения на "социальной дистанции" - благожелательные, но не близкие, учится защищать свое психологическое пространство, требовать уважения от окружающих, отстаивать свое мнение в социально приемлемых формах.

Многие родители опасаются, что в большом детском коллективе ребенок будет теряться, чувствовать себя некомфортно. По началу это действительно так, но со временем разнообразное детское окружение становится явным преимуществом. Ребенок получает возможность общаться, взаимодействовать, конкурировать, ссориться и договариваться с разными детьми - и с шумными, и с упрямыми, и с агрессивными, и с робкими. Появляется возможность выбирать себе друзей, устанавливать первые близкие отношения со сверстниками, ребенок начинать познавать кодекс равенства и товарищества. Интенсивное общение с детьми, без постоянного контроля и поддержки со стороны взрослых учит ребенка гибкости поведения, способности не действовать по первому побуждению, а оценивать ситуацию, учитывать мнение других ребят. Только в общении с равными, возможна децентрация - понимание того, что одну и ту же ситуацию можно видеть по-разному, что у других есть свои интересы, которые необходимо учитывать, чтобы продолжать общаться и играть вместе.

Выбор между исключительно семейным и общественным образованием не прост. Наверное, лучшим выходом из этой ситуации является индивидуальный подход к обучению ребенка, который приложим к обоим вариантам организации образовательной среды - и к семейному воспитанию, и к обучению в общественных учреждениях.

Индивидуальный подход к обучению

Индивидуальное обучение, репетиторство и психологическое сопровождение на то и индивидуальное, чтобы его использовать дозировано в разных ситуациях и для разных детей. И здесь стоит четко различать индивидуальный подход к обучению, который необходим при занятиях с любым ребенком вне зависимости от его личных особенностей, и собственно индивидуальное обучение, предполагающее, что ребенок занимается только один на один с педагогом.

Индивидуальный подход к обучению ребенка предполагает, что учитывается как своеобразие самого ребенка, так и воспитательные и образовательные цели его родителей.

Для одного родителя важнее умственное, познавательное развитие. Другой может в большей степени ориентироваться на развитие творческих способностей малыша. Третий видит цель образования в расширении возможностей ребенка самостоятельно искать решение проблемы, стремиться к достижению намеченных целей.

Родителям любого ребенка полезно время от времени обращаться к помощи компетентного педагога, психолога, логопеда для определения сильных и слабых сторон развития малыша, построения индивидуальной траектории его развития. Специалист поможет определить, каковы возможности ребенка на данный момент, оценить его задатки и интересы, и самое главное - построить прогноз его развития на ближайшее время, с подробными рекомендациями о том, как, в какой форме, насколько интенсивно необходимо вести развивающую работу.

Сроки обращения за консультациями в первую очередь зависят от потребностей ребенка и родителей, но также во многом привязаны и к требованиям системы образования. Сейчас можно говорить, что ребенка полезно показать специалистам по обучению и психическому развитию (психологу, логопеду, педагогу по раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннему развитию или дошкольному педагогу 1) в возрасте:
1 К этим специалистам можно обратиться в центрах, специализирующихся на раннем развитии, в психологических центрах или в медицинских учреждениях.

  • около двух лет , когда уже можно делать выводы о соответствии развития ребенка возрастной норме, выявить своеобразие речевого и познавательного развития малыша, спектр его навыков, умение общаться вне семейного окружения.
  • около трех лет , когда происходят глобальные изменения в личностном развитии ребенка, которые сильно влияют на его готовность учиться, усваивать новое, активно действовать или ждать первых шагов от взрослых. Кроме того, в этом возрасте многие дети начинают регулярно посещать дошкольные образовательные учреждения, что нередко становится для семьи стрессовой ситуацией, требующей грамотного психологического сопровождения.
  • около пяти лет , когда имеет смысл задуматься о подготовке к школьному обучению, посмотреть, какие стороны развития ребенка нуждаются в более внимательном отношении взрослых, чтобы не возникло сложностей накануне школы. Также этот возраст благоприятен для выявления частных способностей ребенка к различным областям творчества.
  • перед поступлением в школу - чтобы проверить, насколько ребенок готов к систематическому обучению, выявить стороны его развития, нуждающиеся в безотлагательной коррекции и способы нейтрализации источников возможных трудностей в школьном обучении. Большое внимание стоит уделить выбору вариантов школьного обучения с учетом способностей ребенка справляться с высокими нагрузками, индивидуального темпа интеллектуальной деятельности, особенностей развития внимания и т.п.

Такие консультации помогут родителям и педагогам, работающим с ребенком, адаптировать программу обучения к потребностям самого ребенка, составить индивидуальный план его развития, который может быть реализован и в рамках общественного группового образования. В большинстве случаев достаточно расставить некоторые акценты, выделить стороны развития ребенка, нуждающиеся в особом внимании (дополнительных занятиях по типовой или альтернативной программе, репетиторстве или специальной коррекции с участием специалистов: дефектологов, медиков или психологов). При этом все преимущества общественного образования дополняются заботой о развитии конкретного ребенка без нивелирования его личного своеобразия.

Собственно индивидуальное по форме обучение очень полезно в тех сферах, где можно говорить о развитии особых способностей ребенка, одаренности - в музыке, живописи, танцах, спорте и т.п. Работая с таким ребенком один на один, педагог сможет дать ему гораздо больше, чем в группе, а ребенок, не отвлекаясь на других детей, лучше сосредотачивается на том, чему его обучают.

Другая сфера приложения индивидуального обучения - работа с так называемыми "сложными", "особыми" детьми. Если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем, явное отставание от сверстников или поведенческие проблемы, конечно, лучше заниматься с педагогами индивидуально, а со сверстниками общаться не на занятиях, а во дворе, на детской площадке, в группе общения или детском клубе.

Кстати, нередко индивидуальное обучение становится единственно возможным не только для детей с отставанием в развитии, но и для тех, кто значительно опережает сверстников по своим знаниям, умениям, кругу интересов, темпам работоспособности. Одаренный ребенок, несмотря на все свои высокие достижения, нуждается в повышенном внимании родителей и педагогов, так как его психика испытывает большие нагрузки, чем у "среднестатистических" детей того же возраста. Опережение в интеллектуальном развитии часто не сопровождается опережением в развитии личностном. Поэтому, рано начав заниматься в дошкольной гимназии или школе, перескакивая через класс, ребенок может оказаться в непростой ситуации. Из общения с детьми своего возраста он выпадает, но не может войти в компанию своих старших по возрасту однокашников, на их фоне выглядит инфантильным. В этом случае полезно обучать ребенка индивидуально, дополняя обучение занятиями с детьми одного возраста в тех сферах, где способности ребенка приближаются к среднестатистическим.

Но вместе с тем исключительно индивидуальное обучение имеет и ряд негативных последствий для развития ребенка. Во-первых, общение только с гувернером или репетитором ограничивает возможности общения ребенка со сверстниками, что не самым лучшим образом сказывается на его умении взаимодействовать с окружающими, способности уверенно чувствовать себя в социуме. Во-вторых, при обучении в группе у ребенка всегда есть возможность сравнить свои достижения с успехами сверстников, что положительным образом влияет на формирование самооценки ребенка, способность критично относиться к своим успехам и приложенным усилиям. Поэтому не нужно стремиться без необходимости к индивидуальному обучению. Общаясь с учителем лично, будучи под постоянным присмотром и в центре внимания, ребенок быстрее усваивает программный материал, но хуже овладевает навыками самообучения. А для успеха во взрослой жизни нужны не столько знания, сколько способность самостоятельно их добывать.

Всему свое время

домашнее обучение. -- посиделки. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы Насколько сложно было заключить договор со школой? Каково отношение учителей к ребенку? Как организуете дома образовательный...

Обсуждение

Мой ребёнок на семейном обучении. Со школами мы не связываемся; это другая форма, по сравнению с домашним обучением. Есть ещё третья форма, экстернат. Ну, и всевозможные гибриды. Плюсы, в первую очередь - в гибкости. Делаешь что ребёнку нужно, как ему нужно, когда ему нужно. Соответственно, эффективность учения до небес, интерес высокий несложно поддерживать, нету "дурацких" проблем вроде длинных неинтересных и ненужных заданий, неудачно попавшихся учителей, неподходящего уровня классов или ненравящихся учебников. Не нравится учебник - пересмотрели десять других и подобрали, какой надо. Минус в том, что это требует менеджерского подхода к жизни. Если родители хотят более "конвейерного" подхода (скажите, что мне делать "от и до", я сделаю и свободен) - это не для них. То есть люди, которые не любят устраивать нечто, придумывать, искать способы, организовывать свою жизнь - им будет с таким тяжеловато.

Конференция "Школьное и дополнительное образование детей" "Школьное и дополнительное образование детей". Как организуете дома образовательный процесс? Ваши личные впечатления об такого способа обучения, плюсы, минусы?

14. С истема форм и методов воспитания

Методы воспитания - это взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания.

Методы подразделяются на приёмы. Методы воспитания тесно взаимосвязаны со средствами воспитания.

Классификация методов:

Традиционные:

1- я группа - меотды убеждения (беседа; школьная лекция; пример (как метод воспитания); диспут). Осн. Назначение - разъяснение норм общепринятых ценностей.

2- я группа - методы формирующие поведение (игра, как метод воспитания; соц соревнование; общественная деятельность; общественное поручение).

3- я группа. Методы поощерения и наказания. Их осн функция – стимулирование, поощерение.

Не традиционные (по Щукиной) :

1. группа. Методы формирования положительного опыта поведеня в деятельности (пед требование; общественное мнение; приучение; создание воспитательной ситуации).

2. Группа. Методы формирования сознания (разъяснение; пример; беседа; диспут).

3. Группа. Методы поощерения и наказания.

По Бабанскому

1. Методы формирования сознания личности (беседа; разъяснение; пример; диспут).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; создание воспитывающей ситуации; уважение).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование; поощрение; наказание).

По Васильевой

1. Метод выдвижения воспит.целей, задач и путей их достижения. Данный м-д приучает шк-ов ставить цели и выбирать ценностные ориентации.

2. Информационно-просветительский м-д. Приучает учащихся к выработке умений проводить беседы.

3. Труд как метод восп-я (формирование осознанного отношения к труду у каждого шк-ка).

4. Общение как метод восп-я. Рассматривает общение как вид деят-ти. Оно способствует осознанию шк-ком норм общественного поведения. Главная функция м-да заключ в воспитании отношения ч-ка к чел-ку.

5. Методы оценки (отличаются разными формами проявления: педагогическая; самооценка; оценка коллектива) Нрав оценка предупреждает слепое подражание. Через оценку формир идеал, в оценочных суждениях проявл отношение шк-ов к изуч предметам, по оценке судят об успехах или не успехах, о качественной стороне его деят-ти

В любом виде деят-ти проявляется ценностные ориентации шк-ка.

Методы воспитания - это пути целенаправленного, систематического, специально организованного воздействия на личность воспитуемого при условии активности самой личности. М-ды воспитания - это управление развитием личности.

М-ды восп по Макаренко – это инструмент прикосновения к лич-ти шк-ка. Сухомлинский – прикоснов к сердцу ребенка.

М-ды восп – способы взаимод педагогов и уч-ов с пом ктр происходит становление лич-ти шк-ка. Все м-ды должны быть обращены и к уч-лю и к уч-ку.

Формы воспитательной работы - это варианты организации конкретного воспитательного процесса и композиционное построение воспитательного процесса.

Мероприятие - организованное действие коллектива направленное на достижение разных целей.

Каждая из форм воспитательной работы решает свои воспитательные задачи, использует при этом интересы потребности личности и на этой основе формируют те или иные качества личности школьника.

Формы воспитательной работы:

1. Уважение к личности воспитуемого.

2. Признание его индивидуальности.

3. Признание его прав и свобод.

4. Учитель всегда должен обязательно опираться на потенциал возможности личности.

Классная форма воспитательной работы:

1. как организованны учащиеся (массовые, индивидуальные, групповые);

2. на направления воспитательной работы

· познавательно-развивающая деятельность (викторины, аукционы, деловые игры, смотры знаний);

· осуществление задач нравственного воспитания и самовоспитания (круглый стол, пресс конференции, диспуты);

· деятельность, связанная с профориентацией;

3. при формировании эстетического воспитания (вечера поэзии, музыкальные вечера, утренники, экскурсии в музей, прогулки на природу, танцы)

4. при формировании физического воспитания (спартакиады, походы, эстафеты, встречи со спортсменами)

Структура воспитательного мероприятия:

1. В классе создается временная группа, которая разрабатывает план данного мероприятия.

2. Идет обсуждение данного мероприятия.

3. Инициативная группа готовит список средств для проведения мероприятия.

4. Распределяет каждому задание, поручение.

5. Включение в деятельность.

6. Проведение подготовленного мероприятия.

7. Итоговый этап, обсуждение результатов; как избежать допущенных ошибок.