Меню

Лекция: «Трудовое воспитание. Воспитание в домашнем труде

Уютный дом

«Трудовое воспитание в семье»

Труд – важнейшее средство воспитания, в процессе которого формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. И здесь самая главная роль принадлежит – семье, именно здесь приобретаются элементарные навыки хозяйственно – бытового труда.

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье и.т.д. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогают понять значимость их значимость. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснением. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

В семье ребенка необходимо привлекать к повседневному участию в бытовом труде, при этом надо заинтересовать ребенка, изложив в доступной форме значимость предстоящей работы, ее результата. Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения, Приучая детей старшего дошкольного возраста надо чаще использовать игровые формы организации, при этом необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Например, старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить мусор, мыть посуду, ходить за хлебом и.т.д.). Однако нельзя забывать о том, что родители должны оценить его труд и желание сделать что – то для других и обязательно похвалить малыша.

Труд детей в семье не только воспитывает чувство ответственности, доброжелательности,отзывчивости,дисциплинированности, самостоятельности, но и сближает ребенка.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание в семье. Родительское собрание.

Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет? Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует пов...


Труд - это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольников. В раннем возрасте дети сами начинают проявлять интерес к работе, и важно не упустить этот момент, чтобы направить их развитие в правильное русло . Большинство педагогов и психологов сходятся во мнениях, что именно в детском возрасте закладывается фундамент личностных качеств и наклонностей взрослого человека. Трудовое воспитание дошкольника призвано не просто привить ребенку определенные навыки и убеждения на конкретном этапе развития, а подготовить его к обязательствам и ответственности в старшем возрасте. Кроме того, с ранних лет приучая ребенка к труду, родители и воспитатели формируют будущего активного члена общества.

Особенности трудового воспитания

Труд - это, пожалуй, один из главных механизмов воспитания детей дошкольного возраста. Помимо того, что труд является главной обязанностью каждого человека, он также может служить источником радости и самореализации. В процессе трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, а также удовлетворение от достигнутых результатов. В самом раннем возрасте нужно внушать детям тезис о пользе труда как для личного блага, так и для окружающих.

Современная педагогика уделяет колоссальное внимание формированию личности дошкольников, а трудовое воспитание играет здесь не последнюю роль. В этой связи активно изучаются стили поведения ребенка и взаимоотношения его с окружающими в процессе трудовой деятельности. Кроме того, важно выстроить воспитательный процесс так, чтобы в процессе труда удовлетворялись потребности ребенка. Важно научить детей не только индивидуальной работе, но также привить им навыки взаимодействия в коллективе. Для того, чтобы реализовать подобный проект, воспитателем должна быть создана определенная атмосфера, которая подразумевает выполнение следующих условий:

  • в детском коллективе должна царить дружеская атмосфера, располагающая к совместному труду;
  • педагог должен собственным примером заинтересовать детей в выполнении той или иной работы;
  • трудовая деятельность должна быть обыграна таким образом, чтобы имело место как коллективное взаимодействие, так и личная ответственность за результат;
  • выработка системы стимулов и поощрений.

С самого раннего возраста у ребенка должно выработаться правильное отношение к труду. Дошкольный период - это самое лучшее время, чтобы заложить основы трудолюбия и уважение к работе. Дети должны быть ознакомлены со всеми разновидностями труда (бытовым, производственным, творческим и т.д.). Кроме того, трудовое воспитание в детских дошкольных учреждений проходит несколько последовательных этапов:

  • младшая группа - это идеальный период для приобретения детьми навыков самообслуживания и приучению их к самостоятельности;
  • воспитанники средних и старших групп должны быть в достаточной мере ознакомлены со всеми хозяйственно-бытовыми процессами, которые сопровождают жизнедеятельность человека. В процессе трудового воспитания детям должны быть привиты такие качества, как трудолюбие, чистоплотность, аккуратность и бережное отношение к вещам. Кроме того, важно объяснить детям, что труд - это не только средство удовлетворения собственных потребностей, но также и действие, направленное на достижение общего блага;
  • обучаясь в подготовительной группе, дети должны получать широкие возможности для творческого развития. На данном этапе задания должны значительно усложняться, при этом, ребенок должен чувствовать свободу деятельности и ответственность за ее результат. Большое значение приобретает аналитическое мышление, которое выражается в умении планировать и структурировать свою работу. Также важно привить дошкольникам навыки работы в коллективе.

Работа и нравственность

Трудовое воспитание - это один из важнейших моментов работы с дошкольниками, благодаря которому закладываются основы морали и нравственности. При правильном подходе ребенку можно привить не только любовь к труду и осознание его необходимости, но также и выработать в нем те личностные качества, которые необходимы для формирования полноценного члена общества.

Понятие трудовой деятельности относительно ребенка достаточно своеобразно и в большинстве случаев не обозначает продукт какого-либо труда с целью полу...

Труд, как процесс, безусловно, важен для развития подрастающего поколения, но без создания определенных условий и атмосферы он никоим образом не сказывается на формировании характера ребенка и его нравственных устоев. Не столь важно выработать трудовые навыки, как выработать у детей правильное понимание труда и благосклонное отношение к нему. Трудолюбие намного важнее умений, ведь первое присуще далеко не всем членам общества, а вот вникнуть в суть производственных процессов и научиться управлять ими не так уж и сложно. Недостаточно обучить ребенка технологии и механике тех или иных трудовых процессов (хотя это немаловажно для вступления детей во взрослую жизнь). Важно создать такие условия, чтобы в процессе овладения трудовыми навыками дети постигали основы коллективных взаимоотношений, а также моральных и нравственных норм.

Трудолюбие - это важнейший нравственный аспект трудового воспитания ребенка, который формируется под воздействием множества факторов. Важно на собственном примере демонстрировать желание работать и всячески привлекать детей к этому процессу. Кроме того, ни в коем случае нельзя допускать ситуаций, когда ребенок становится свидетелем лени и отказа от выполнения работы. Также не стоит подавлять инициативу ребенка, когда он желает принять участие в трудовом процессе (дома или в детском саду), иначе у него попросту пропадет желание участвовать в работе в дальнейшем. Излишняя забота и опека тоже не способствует выработке трудолюбия у детей дошкольного возраста.

Обучая детей труду, важно научить их мыслить алгоритмически. Так, должна быть определена проблема и поставлена цель , для решения которой формируется ряд последовательных задач. Кроме того, в трудовом воспитании важен собственный пример, ведь визуальное восприятие намного эффективнее теоретической информации. В данном контексте, посредством работы ребенок не просто получает те или иные бытовые навыки, он учиться системному мышлению, которое поможет ему в будущем решать более сложные проблемы. Также подобный подход помогает детям стать целеустремленными, рассудительными и организованными.

В процессе трудового воспитания важно затрагивать такие нравственные аспекты, как межличностные отношения. Дети должны не просто научиться взаимодействовать в коллективе, но также и познать суть таких понятий, как «взаимопомощь», «поддержка» и «дружба». С этой целью педагог должен искусственно создавать те или иные ситуации, переводя занятие в плоскость деловой игры. Помимо этого, важно еще и выработать правильное отношение к вещам. Нужно приучить детей ценить вещи и бережно с ними обращаться, не переступая при этом ту тонкую грань, за которой они возводятся в ранг культа.

Поскольку вся сознательная жизнь человека, так или иначе, связана с трудом в различных проявлениях, то важно еще в раннем возрасте сформировать правильное отношение к нему. Работа не должна вызывать негативных эмоций. Трудовое воспитание должно быть построено таким образом, чтобы данный процесс приносил ребенку радость и оставлял позитивное впечатление. Таким образом, приобретая навыки, у ребенка возникает желание трудиться снова и снова, что можно назвать неким проявлением трудолюбия. Таким образом, подход к трудовому воспитанию должен быть комплексным и разносторонним.

В 40-е годы прошлого века психологию воспитания детей стали относить к наукам. Она нацелена на поиск решений проблем, которые возникают при воспитании...

Уровни трудовой деятельности

Дети могут воспринимать труд абсолютно по-разному. В зависимости от того, что именно ребенок подразумевает под словом «работа», можно судить об уровне развития трудовой деятельностью. Воспитание дошкольника неразрывно связано с игрой, а поэтому манипуляции с игрушечными машинками, куклами или кубиками ребенок считает своего рода трудом. Конечно, в этом нет ничего странного, но этот этап не должен быть слишком растянут во времени. Постепенно следует выводить ребенка из игрового пространства, давая ему поручения, которые познакомят его с реальными трудовыми процессами. Так, от манипуляций с кукольной посудой стоит переходить к реальным столовым приборам, к уходу за вещами и поддержанием порядка и чистоты в помещении. Важно проследить реакцию ребенка на выполнение тех или иных заданий, чтобы в дальнейшем корректировать воспитательный процесс.

Младшим дошкольникам труд интересен с той точки зрения, что с рабочими процессами они сталкиваются впервые, а это всегда занимательно. Кроме того, каждый ребенок поскорее стремиться стать взрослым, а поэтому он будет подражать родителям и педагогам в плане выполнения той или иной работы. Это уникальная возможность приучить ребенка в выполнению элементарных бутовых задач (уборка, стирка, сервировка, стола и т.д.), поэтому нужно всячески поощрять и приветствовать подобные стремления малыша. При этом не стоит ставить его в рамки шаблонных алгоритмов, ведь у маленького человека на все есть собственное мнение. Нужно позволять ему проявлять фантазию и находчивость. Например, он выработает собственную систему поливки цветов или мойки посуды. Творческий подход очень важен , поэтому дошкольнику в этом плане должна быть предоставлена определенная степень свободы. Не стоит сразу одергивать ребенка, если он делает что-то не так. Ребенок должен осознать свою ошибку, после чего он будет готов выслушать пояснения и наставления. Таким образом, получая трудовые навыки и осознавая суть рабочих процессов, ребенок повышает уровень своей трудовой деятельности.

Повышение уровня трудовой деятельности открывает новые возможности для нравственного воспитания. Так, при переходе от игровой формы к реальным трудовым процессам может выявиться негативное отношение ребенка к труду. Так, нередко дети отказываются выполнять задания родителей или педагогов, мотивируя это усталостью или недостатком физических сил. Очень важно выявить подобные явления на раннем этапе, чтобы, правильно поставить воспитательные задачи и выработать правильное отношение к труду.

Структура труда

Чтобы приучить ребенка к труду и научить его правильно воспринимать рабочие процессы, нужно воспринимать данное явление, как систему, которая состоит из нескольких элементов. Структура труда представляет собой совокупность следующих составляющих:

  • цель - это конкретный результат, который должен быть достигнут в результате трудовой деятельности;
  • мотивы - это все то, что побуждает ребенка к труду;
  • способы и механизмы - это определенный набор последовательных действий, благодаря которым достигается поставленная цель. В этом плане чрезвычайно важны навыки и правильное понимание процесса труда. Здесь также играет немаловажную роль умение логически выстроить трудовой процесс и заранее спланировать свои действия. Эмоциональная составляющая также важна;
  • результат трудовой деятельности подразумевает сравнение полученных итогов с первоначальной целью и определение степени их соответствие. В случае, если результат будет неудовлетворительным, важно проанализировать алгоритм действий с целью поиска ошибок и работы над ними.

Умение правильно ставить цели - это один из важнейших моментов в трудовом воспитании дошкольника. На ранах этапах цели практически всегда определяются взрослыми, что значительно упрощает трудовую деятельность ребенка. Тем не менее, на определенном этапе стоит давать детям некоторую самостоятельность, чтобы они сами начали осознавать суть тех или иных рабочих процессов. Важно следить за тем, чтобы поставленные цели были реальными и выполнимыми, ведь, после неудачи у ребенка может сформироваться негативное отношение к труду.

Одной из важнейших задач, стоящих перед родителями, является научить чадо всему, что ему нужно знать и уметь. А также обязательно участвовать в обычно...

Предшествует всему получение необходимых навыков, благодаря которым ребенок сможет выполнять как элементарные, так и сложные задачи. Помимо навыков физических, важно также обращать внимание на мыслительный аспект, который заключается в умении планирования действий и составления продуманных алгоритмов. В этой связи у ребенка вырабатывается такое важное качество, как самоконтроль. В процессе трудового воспитания дошкольники учатся контролировать ход своих действий, а также правильно оценивать полученные результаты. Если что-то идет не так, то ребенок должен уметь скорректировать свои действия. Таким образом, дети управляют не только трудовым процессом, но и собственной деятельностью и направлением мышления.
После завершения всего перечня действий, из которых складывается трудовой процесс, важно оценить полученный результат, а вернее степень его соответствия той цели, которая была поставлена изначально. Положительный результат уже сам по себе формирует соответствующее отношение ребенка к труду. А вот в случае негативного результата, важно проанализировать поставленные задачи и выявить ошибки и несоответствия, после чего попытаться повторить работу еще раз. Важно сделать все возможное, чтобы поражение не вызвало у ребенка негативных ассоциаций с трудовой деятельностью.

Мотив - это, пожалуй, самый важный фактор трудового воспитания ребенка. Мотивы детского и взрослого труда существенно отличаются. Так, для детей наиболее важным является эмоциональный аспект, который заключается в том, чтобы принести пользу, принести окружающим радость, а также вызвать одобрение и заслужить похвалу. Важно, чтобы мотив не противоречил цели, а полностью соответствовал ей, чтобы ребенок четко понимал значение той или иной работы для себя и окружающих.

Трудовое воспитание детей, как дома, так и в детских дошкольных учреждениях, направлено, в первую очередь, на то, чтобы привить им навыки самообслуживания. Ребенок должен постепенно привыкать к самостоятельному удовлетворению своих потребностей. Овладевая элементарными навыками, дети также приучаются к труду и становятся трудолюбивыми. Также происходит осознание таких важных вещей, как необходимость быть опрятным и аккуратным, а также бережно относиться к вещам.

Приучать ребенка к бытовым работам нужно постепенно, начиная с элементарных задач. Начать стоит с игровой формы. Для начала ребенок должен научиться обращаться с кукольной посудой и одеждой, после чего стоит сформировать у него привычку убирать за собой игрушки. Постепенно нужно переходить к реальным хозяйственным заданиям (научить детей ухаживать за собой, приводить в порядок вещи, убираться в квартире и прочее). Важно, не ограничиваться действиями, которые приносят пользу исключительно ребенку. Дети должны научиться трудиться на благо других. Так, воспитатели или родители должны давать такие задания, в которых бы четко прослеживалась общественная полезность. Так, например, в детском саду дежурные самостоятельно накрывают на стол. Также нужно почаще привлекать ребенка к тем или иным процессам в качестве помощника.

Игра является далеко не только средством развлечения дошкольников, в ней заложен огромный потенциал развития и воспитания. Но эти свои качества она мо...

Значение трудового воспитания

Трудовое воспитание дошкольников - это не просто способ формирования достойных членов общества, но также значительный фактор физического и умственного развития детей. В процессе труда ребенок находится в непрерывном движении, что благоприятно сказывается на работе большинства систем организма. Движения ребенка становятся более уверенными, он учится координировать свои действия, что позволяет ему переходить к выполнению более сложных задач. Также во время работы у детей развиваются такие важные качества, как усидчивость, внимательность и способность логически мыслить. При правильной организации трудового воспитания у детей вырабатываются такие важные способности, как творческое мышление и умение фантазировать. Благодаря постоянной работе ребенок развивается в умственном плане и приобретает определенные представления о красоте и эстетике.

Только посредством трудового воспитания дошкольнику можно привить такие качества, как самостоятельность и ответственность. Кроме того, в процессе работы формируется личность ребенка и его характер, появляется множество навыков, а также опыт преодоления трудностей. Труд позволяет детям сформировать активную жизненную позицию, а также умение взаимодействовать с окружающими. Только посредством трудового воспитания можно вырастить достойных членов общества.

Результат трудового воспитания во многом зависит от правильного педагогического подхода. Цели и задачи, поставленные перед ребенком, должны четко соответствовать его возрасту, а также учитывать индивидуальные особенности его развития. Было бы неправильно перекладывать ответственность за трудовое воспитание исключительно на дошкольные образовательные учреждения. Это совместная ответственная работа, в которой на равных должны принимать участие как педагоги, так и члены семьи. Именно в семье закладываются основы характера и мировосприятия ребенка, которые во многом определяют его отношение к труду (собственному и общественному). Можно сказать, что трудовая деятельность ребенка - это результат многолетней кропотливой работы родителей и воспитателей.

3 0

Увидев недостатки, не принимайтесь за работу сами!

Уже в 2–3 года вы часто слышите от малыша одну и ту же фразу - «Я сам!». Это настолько умилительно, когда малыш берется за пылесос или мчится помогать маме развешивать только что постиранное белье. Но как часто бывает - в спешке мы останавливаем детей, мимолетом говорим «не трогай, я сама» или «ты неправильно сделаешь, а мне придется потом переделывать - у меня итак времени нет!». Единожды сказав ребёнку подобные слова, мы можем надолго (если даже не навсегда) отбить у него желание помогать нам и делать всё самостоятельно.

Но, как известно, «труд сделал из обезьяны человека», поэтому из маленького ребёночка труд так же способен сделать полноценную, уважающую других личность, которая может помочь, прислушаться, понять и выполнять порученную ему работу.

Обязанности - по возрасту

Многих мам вообще интересует вопрос, должны ли дети помогать родителям? И ответ будет однозначным - конечно да! Просто у каждого возраста свои возможности, и если 2-х годовалого малыша ещё рано учить выбивать ковры, то в 10 лет ребёнку под силу практически все домашние заботы.

Годовалый ребёнок, еще только недавно научившийся ходить, не может вам ничем помочь по хозяйству, да и не захочет он этого - пока что ему подобные «игры» не интересны. Но чем больше времени он проводит с вами, тем больше хочет подражать вам. И вот уже в 1,5 года малыша нужно учить собирать все свои игрушки в ящик, давать тряпочку для вытирания пыли и вместе с ребёнком возить ею по поверхности стола и мебели, доверять совочек, в который вы можете смести мусор, а малыш, полный гордости, отнесет его, держа крепко двумя ручками, в мусорное ведро.

Когда ребёнок чуть подрастет, примерно к 3-м годам, его нужно учить убирать за собой посуду (не мыть её, а просто очистить стол от ненужных тарелок), протирать стол, вытирать помытые вилки и ложки (если у вас посуда сделана из небьющегося стекла, то разрешайте и небольшие тарелки вытирать). Посильной задачей для ребёнка будет загрузка белья в стиральную машину (при этом учите малыша разбираться в цветах и никогда не соединять белое белье с красным или черным).

Когда ребёнку исполнится 5 лет, он уже может считаться вашим полноценным помощником - единожды показав, как накрывают на стол, вы можете доверить ему это на следующий праздник, ребёнок может мыть за собой тарелочку и чашечку (пока он не достает до раковины, подставляйте ему табуретку), погладить полотенца, нарезать овощи на салат при помощи специальной овоще- и яйцерезки.

Конечно, это чисто условное разделение, но вы должны понимать, что в 2 года доверять ребёнку утюг еще страшно, а в 5 малыш уже должен уметь полностью убирать за собой, поэтому постепенно, начиная с малого, учите ребёнка несложному труду. Когда дети помогают родителям, это облегчает жизнь одним и становится увлекательной игрой для других.

Как научить ребёнка помогать по дому?
  • Всё делайте вместе - желательно, чтобы мама, папа и ребёнок трудились плечом к плечу. Тогда работать каждому будет веселее и приятнее, зная, что уборку делают все, а не так, как в большинстве семей - мама не разгибается, а папа смотрит телевизор. Вы лишь тогда сможете добиться правильного влияния труда на развитие личности ребёнка, когда будете показывать ему исключительно позитивный и правильный личный пример взаимопомощи, поддержки друг друга и совместной радости от исполненных ролей;
  • Измените фразу «если ты не уберешь, ты ничего не получишь и мы никуда не пойдем» на «когда ты уберешь, мы сделаем то-то и сходим туда-то». Ребёнок должен понять, что уборка всё равно состоится, но его нужно позитивно настроить на это, а не запугивать и угрожать;
  • Ребёнка, как и мужа, всегда нужно просить, и не думайте, что это выше вас, и что просить вы никогда не будете. Ребёнок охотнее сделает работу, если вы его попросите, а не прикажете. Это отличный пример для подражания, который ребёнок должен пронести с собой во взрослую жизнь;
  • С того момента, когда малыш начнет ходить, учите его убирать за собой игрушки, разбросанные вещи - превратите это в игру, придумывайте различные сюжеты, чтобы ребёнку было это так же интересно, как и разбрасывать. Удачной будет игра-соревнование, когда вы говорите «а давай кто быстрее?», но при этом укажите, что кроме быстроты вся уборка должна быть сделана качественно, ведь ребёнок должен знать и понимать, что в жизни есть не только игра, но и определенные обязанности. Дайте детям выиграть - пускай они, и полезное дело сделают, и порадуются от души;
  • Дабы приучить малышей не капризничать и убирать все свои игрушки, заведите громкий будильник и скажите «как только заиграет мелодия, все неубранные игрушки улетят в мусорное ведро!». Может, это и покажется некоторым жестоким наказанием, зато очень хорошо подстегивает малышей убирать за собой разбросанные игрушки. И единожды поняв, что вы не шутите, дети больше не будут капризничать. Дисциплинированная личность в любом коллективе завоюет уважение;
  • Вы улучшите настроение малышу, если во время уборки включите детские песни - согласитесь, даже взрослые охотнее убирают под свои любимые мелодии;
  • Если вы видите, что малыш ещё не может сам сделать то или иное задание, например, сложить все свои вещи в шкаф, обязательно помогите ему. Но не делайте это каждый раз - покажите ребёнку, как и куда складывать, и пускай в следующий раз он попробует сам. Учите его самостоятельности, но при этом помогайте ему, чтобы ребёнок чувствовал вашу поддержку, и среди прочих добрых качеств в нем воспитываласьвзаимопомощь и взаимоподдержка. Однако не спешите каждый раз помогать, иначе ребёнок поймет, что одними только фразами «я устал», «я этого не умею», «у меня не получается» он может увильнуть от обязанностей. В итоге вместо помощника у вас вырастет капризуля;
  • Не перекладывайте «орудия труда» в разные места - веник, совок, тряпочки для вытирания пыли, пылесос должны занять у вас свое определенное место в квартире, чтобы ребёнок мог взять их в любую минуту;
  • Поставьте в детской еще одно мусорное ведро, и пускай он складывает туда огрызки от яблок, ненужные бумажки, испортившиеся карандаши, сломавшиеся игрушки. Так вы быстрее приучите ребёнка к чистоте, ведь ему удобнее выбросить мусор в рядом стоящую урну, нежели бежать на кухню. К тому же, это еще один шаг к самостоятельности, ведь ребёнок сам будет выбирать, что ему выбросить, а что оставить;
  • Если ребёнок еще настолько мал, что ему не под силу справиться с веником или другим предметом, купите ему маленьких кукольных помощников по хозяйству. Пускай ребёнок подражает вам, делает то же, что и вы, но с посильным инвентарем. Важно, чтобы ребёнок запомнил последовательность ваших действий и в точности повторял их, а не просто наблюдал за вами;
  • Обратите внимание на то, что ребёнка привлекает больше всего - тряпочки и веник или же электрические приборы. Если хозяйские дела - тогда привлекайте ребёнка больше к своим заботам по дому. Если же ему больше нравятся приборы, подключаемые кэлектричеству - поручите папе заняться им. Пока ребёнок помогает папе, вы можете быть спокойны за то, что он не влезет без спросу в розетку, а вполне удовлетворит свое любопытство в гараже с папой, занимаясь своими «мужскими» делами с дрелью и паяльником. Возможно, ребёнок уже избрал себе верный путь дальнейшего развития;
  • Не менее важной составляющей является похвала, но она должна быть в меру. Поначалу хвалите ребёнка за любые достижения, но когда он всему научится, он должен понимать, что теперь это его обязанности, а не одолжение маме. Говорить «спасибо» нужно в любом случае, но не восхищаться каждый раз после того, как ребёнок вытер пыль. Это должно войти в его повседневный и еженедельный режим, ребёнкунужно понять, что кроме своих прав, у него есть уйма обязанностей, и важно научить его относиться к ним с позитивом, а не с капризами.

Основные ошибки родителей

Воспитание невозможно без родительских ошибок, ведь мы не знаем, как-то или иное наше действие повлияет на дальнейшее развитие нашего ребёнка, на его отношение к нам. Но есть типичные ошибки, которые делают большинство родителей, никогда не заглядывавших в книги о психологии.

  • Помощь за деньги

Это самая распространенная и губительная ошибка родителей, когда они вместо похвалы приучают ребёнка к материальным наградам. Вытрешь пыль - получишь 10 рублей, побудешь с братиком - куплю куклу, вытрешь пол - заработаешь 5 баллов.

Таким образом, родители превращают жизнь ребёнка в расчетливую игру, где за каждый хороший поступок ребёнок получает либо накопительные баллы, которые потом родители переводят в денежный эквивалент, либо сами деньги или подарки.

А ведь главное, чтобы ребёнок понял: домашний труд - это его обязанности, а не заработок, и дети помогают родителям из чувства уважения к ним и к себе, а не из жажды получить вознаграждение. Самой главной наградой должна быть похвала мамы и её любовь, но никак не деньги. Когда ваш ребёнок вырастет и станет подростком, он вместо того, чтобы поднести вам чашку горячего чая с медом, скажет «чашка чая в постель - 50 рублей!». И не он будет виноват в этом, а именно вы.

  • Отстань - ты ещё маленький!

Хотя наши дети еще многого не умеют, на то мы и родители, чтобы их научить. И вместо того, чтобы кричать на них и огрызаться за то, что они чисто из любопытства везде лезут своими маленькими носиками - лучше этотинтерес утолить, разрешив ребёнку делать то же, что и вы.

Когда ребёнок не единожды натыкается на стену запретов, в будущем он больше не будет просить у вас показать, как вы варите суп или как вы стираете одежду - он будет знать, что услышит в ответ «ты ещё маленький». А когда действительно придет такой возраст, что ребёнку уже и пора бы вам помогать, вы будете сетовать на то, что он ничего не делает.

Приобретите маленькую табуреточку — пускай малыш берет её, когда хочет посмотреть, как вы шинкуете овощи, как вы вытираете пыль в серванте. Разрешите ребёнку не только наблюдать, но и участвовать.

Если у ребёнка по вашей вине пропадет желание вам помогать, он вырастет ленивой, эгоистичной личностью, которой легче сказать «я не умею», чем добиваться своих целей. Не допустите такого и всегда принимайте помощь ребёнка, в чем бы то ни было.

  • Разбил - не беда

Да, и у нас бывают «дырявые руки», и мы что-то роняет, рассыпаем, разливаем. Но мы же не кричим на себя за это. Так же и ребёнок не заслужил подобного отношения к себе, ведь он только учится, его ручки ещё не такие умелые, он еще недостаточно понимает возможных последствий. Мыл тарелку и разбил - не страшно, купите новую. Нес совок к мусорному ведру, и он перевернулся - не смертельно, мусор можно собрать снова или пропылесосить это место.

Нет неисправимых вещей (если, конечно, малыш не разбил китайскую старинную коллекционную вазу), и ругать за них не стоит, и бежать вслед за малышом, набрасываясь на него, как коршун, тоже. Ребёнок итак понимает, что он что-тосделал не так, и он уже сжимается от страха за то, что же ему скажет мама. Если вы в этот момент подойдете и поможете ему, скажете добрые слова, подбодрите, то эта неудача будет ступенькой к успеху.

Когда ребёнок помогает маме, и слышит в ответ добрые слова, он приобретает уверенность в себе, растет полноценной личностью, любимым и любящим человеком. Если же в ответ он слышит лишь недобрую брань и истерики, он потихоньку будет замыкаться в себе, съеживаться, всегда чувствовать себя виноватым.

  • Некачественно? Исправим!

Если даже вас не удовлетворяет качество выполненной ребёнком работы (недомыл тарелку с другой стороны, не протер плинтуса), вы можете переделать его работу, но так, чтобы ребёнок этого не видел. В следующий раз просто скажите малышу, что было бы неплохо, если бы он кроме пола вытер еще плинтус, а тарелки нужно мыть с обеих сторон. Увидев недостатки, не вырывайте у ребёнка из рук мочалку или тряпку и не принимайтесь за работу сами, иначе малыш больше не возьмется за эти дела.

Читайте также:

Детская психология

Просмотрено

Научите своего ребенка уметь проигрывать

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Мотивация для учебы

Советы родителям

Просмотрено

6 советов, которые помогут беременным женщинам легко рожать без использования болеутоляющих!

Трудовое воспитание ребенка в семье

Разработала :

Ерофеева Ольга Сергеевна,

воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с №134 «Нотка»

г. Магнитогорска

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд . В процессе трудовой деятельности у ребенка формируется множество положительных качеств личности, а также совершенствуются умения и навыки, которыми ребенок уже владеет . А гармоничное сочетание трудовых действий с другими видами деятельности открывает широкие возможности для развития ребенка в различных направлениях.

Основы трудового воспитания закладываются в семье . Семья – дружный трудовой коллектив . Любовь к труду необходимо начинать воспитывать уже в раннем возрасте. Подражание, свойственное ребенку , является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых порождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей , если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым .

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка , чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие .

Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей :

Приобщение к труду через самообслуживание;

Постепенный переход от самообслуживания к общественно полезному труду ;

Постепенное расширение круга обязанностей, их усложнение;

Постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений ;

Организация обучения выполнению трудовых операций ;

Формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

Учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений ;

Поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

Труд в семье должен быть посильным для ребенка . Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент - интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Многого он, конечно, не сделает, а вот кое-какие навыки получит. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом.

За игрой ребенка проще приучить к труду . Например, ваш дом - это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы - это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки , что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

Помните : давая поручения ребенку , необходимо доступно объяснить, что за чем следует выполнять, и почему это делается. Ребенку необходимо знать , зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут.

Именно так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся . Например, если цветы не полить - они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то мы не сможем поесть.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен : поблагодарите ребенка , похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь . Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом , то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит , что труд для взрослых - это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых , к бережному отношению к его результатам.

Советы родителям :

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку , покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей .

5. Учите ребенка уважать труд других людей , бережно относится к результатам их трудовой деятельности . Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка .

А вот и зарядка для наших трудолюбивых ручек !

Поможем ручкам стать трудолюбивыми !

Игры на развитие тактильной памяти Пальчиковые игры

Выкладывание из круп и макарон

Выкладывание самых разнообразных предметов по образцу взрослого и по замыслу ребенка

Выкладывание (спичек, палочек)

Игры с природным материалом (бусы из ягод, узоры из ракушек, камешков)

Вязание (крючок, спицы)

Использование простых и доступных материалов

Рисование (кистью, мелом, карандашом) Лепка (пластилин, глина, тесто)

Шнурование, застегивание пуговиц Плетение (нитки, проволока, лоза, трава)

ЕЛЕНА ШУМКИНА
Трудовое воспитание ребенка в семье

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться . Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда , не владея трудовыми навыками , он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду , привычки и желания трудиться , включаться в труд по собственному желанию, успешно его совершать.

Трудовые умения и навыки различны : труд по самообслуживанию , хозяйственно – бытовой труд , труд в природе , ручной труд . Трудовое воспитание детей в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания , т. к. в семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия . Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда , ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка . В семье , вместе со взрослыми ребенок быстрее овладеет трудовыми навыками . Труд вместе родителями доставляет ребенку радость .

Участие в хозяйственно – бытовом труде позволяет ребенку ощутить свою причастность к заботам семьи , это способствует воспитанию многих качеств личности : отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде . Это расширяет представление о труде взрослых , формирует интерес и уважение к нему.

У младших дошкольников большое внимание уделяется воспитанию навыков самообслуживания.

Прежде чем начинать приучать малыша к самостоятельности в самообслуживание, необходимо создать условия :

Отвести постоянное удобное место для игр и хранения игрушек, чтобы он мог сам их брать, а затем убирать;

Сделать вешалку на уровне его роста, чтобы он мог вешать полотенце или одежду;

Приобрести маленький стул, на котором ему было бы удобнее сидеть;

Учить расстегивать и застегивать свою одежду и т. д.

При этом нужно использовать объяснения и наглядный показ действия.

Всему нужно учить малышей постепенно, показывая каждое действие. Оказывать ребенку помощь следует только тогда, когда он в ней действительно нуждается. Надо стремиться к тому, чтобы малыш постарался преодолеть трудности . Проявившего настойчивость и добившегося результата ребенка следует обязательно похвалить, это побуждает его к проявлению большой самостоятельности.

Малыши любят играть. Умываясь, он играет с водой, одеваясь, превращает ботинок в автомобиль и т. д. Понимая детскую потребность играть, стремление превращать окружающие предметы в объекты для игры, в тоже время нужно учить ребенка отличать игру от труда , но настойчиво добиваться нужного результата. Игра способствует развитию у ребенка многих навыков , которые пригодятся ему в труде по самообслуживанию и при оказании помощи взрослым в домашнем хозяйстве. Играя с куклой, малыш одевает и раздевает ее, застилает кроватку, подметает свой уголок и т. д.

В младшем возрасте следует давать такие поручения ребенку , которые он сможет выполнить : поставить хлеб на стол, положить ложки, принести бабушке туфли т. д. Такие поручения доставляют ребенку радость , т. к. он осознает причастность свою к полезным делам.

Малыши проявляют большой интерес к тому, что делают взрослые дома, к их действиям, к результатам труда . Этот интерес следует поощрять. И если родители не отстраняют от дела интересующегося их работой ребенка , стараются удовлетворить его любознательность, вызывают у него чувство благодарности к тем, кто трудится , у него формируется уважение к труду окружающих , появляется желание трудиться . Взрослые должны пользоваться удобным случаем, чтобы поблагодарить за внимание. Все это способствует формированию у ребенка уважения к взрослым и их труду .