Меню

Всё начинается с семьи. Методическая разработка классного часа: «Все начинается с семьи

Уютный дом
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.























Назад Вперёд




















Назад Вперёд

Цель игры: снятие психологических барьеров между детьми и родителями.

1. Выявление особенностей, которые мешают родителям и детям понимать друг друга.

2. Создание условий, при которых участники игры могли бы посмотреть друг на друга с разных ролевых позиций.

Организация пространства: Родители рассаживаются в произвольном порядке, до начала игры, пока родители собираются, играет музыка и идёт презентация слайдов “Жизненные силы”, позволяющие родителям отвлечься от рабочих проблем и настроится на тему игры. (Презентация 1)

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на игре по названием “ Всё начинается с семьи….”. Сегодня здесь собрались все те, кто убеждён, что семья-это наша пристань, крепость, которая защищает нас от невзгод и даёт вдохновение душе.

Ведущий 2. Главный закон в семье - забота друг о друге и если этот закон соблюдается, то дом будет местом, где любят, ждут, понимают и принимают таким, каков ты есть, местом, где тепло и уютно.

Ведущий 1:

Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Уменье прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…

Ведущий 2:

Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться,
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи!

Ведущий 1. Но порой близкие люди ссорятся, не понимают друг друга. Почему же это происходит? О чём думает современный подросток? К чему стремиться? Почему родители порой не понимают своих детей? Не слышат их? На эти и другие вопросы попытаемся сегодня найти ответ!

Ведущий 2. А сейчас команды просим занять свои места. (Родители и дети рассаживаются по командам)

Здесь у нас команда самых смелых родителей! Давайте им поаплодируем!

Ведущий 1. А здесь команда не менее смелых детей! Также громкие аплодисменты!

В состав уважаемого жюри входят: …

Вместе: Итак, мы начинаем (звучит гонг оповещающий о начале игры).

Конкурс №1

В первую очередь нужно придумать название своей команде. На это даётся 2 минуты. Время пошло. (1 балл)

Ведущий 1. Блиц-опрос.

Тем временем болельщикам предлагается вспомнить пословицы и поговорки и семье: (говориться начало, а продолжают болельщики). За ответ болельщиков той или иной команды присуждается дополнительное очко той команде, чей болельщик ответил.

Ведущий 1.

1. Вся семья вместе и… душа на мести.

3. Кто детям потакает - тот слезу проливает.

Ведущий 2. Нет лучше дружка - чем … родная матушка.

Ведущий 1. В гостях хорошо, а … дома лучше.

Ведущий 2. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

Ведущий 1. В своем доме и стены помогают.

Ведущий 2. Вся семья вместе, так и … душа на месте.

Ведущий 1. Доброе братство лучше … богатства.

Ведущий 2. Дерево держится корнями, а человек … семьей.

Ведущий 1. Время истекло. Каковы результаты конкурса. Итак, команда ребят у нас называется … Команда родителей … Просьба выбрать капитана?

Конкурс № 2. “Незаконченное предложение”.
(За каждое слово 1 очко)

Все вместе на одном листочке, напишите, пожалуйста, что для вас значит данное выражение: “Семья – это …”

Вам даётся 1 минута. Время пошло.

Ведущий 2. Результаты конкурса отдаются жюри. Подведение результатов.

Итак, время вышло. Пожалуйста, команда детей. И команда родителей.

Ведущий 1.

Конкурс №3. “За что мы любим?”

Давайте попробуем определить, какие качества родители и дети ценят друг в друге. Задание будем выполнять письменно в течение 5 минут. Возьмите, на листе бумаги и напишите каждый как можно больше качеств, которые вам особенно нравятся в родителях или детях. За каждое качество - 1 балл.

Внимание! Начали!

Время вышло. Почитайте ваши характеристики. (Читают по очереди ). Обратите внимание на качества, которые совпали. Как вы считаете, почему они необходимы?

Конкурс №4

Семейная викторина. Читается вопрос и кто первым даст ответ. Получает 2 балла. (Презентация 2)

Ведущие по очереди зачитывают вопросы викторины.

Ведущий 2. Итак, жюри подводит итоги.

Ведущий 1. Внимание! Музыкальная пауза.

(Ребята исполняют песню под гитару: “Родительский дом”)

Конкурс №3. Ролевая игра “Услышать ребёнка”

Командам раздаются карточки с заданиями.

Родителям-актёрам:

(Ситуация “Ребёнок не хочет идти в образовательное учреждение”. Раздаётся каждому табличка, какую роль он должен играть вместе с указаниями как нужно исполнять данную роль, что должен говорить). Время - 5 минут. Максимальное количество – 5 баллов. Жюри оценивает артистические качества выступающих, соответствие игры актёров, предложенной роли.

- “ребёнок” злиться, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;

- “отец” демонстрирует давление на ребёнка, крик, угрозы и т.д. - авторитарный стиль поведения;

- “мать” постоянно оправдывает ребёнка, ругается из-за него с мужем, обвиняет преподавателей в несправедливости и т.л. - гиперопекающее поведение;

- “бабушка” демонстрирует непоследовательный стиль поведения в замешательстве, боится остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневаясь в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы и т.д.);

- “дедушка ” - Внимательно выслушивает всех. Начинает давать советы: “А вот в наше время…”;

- “младший брат ” - внимательно наблюдает за происходящим. Обнимая поочерёдно то одного то другого. И, в конце концов начинает плакать. И все начинают его успокаивать.

Детям-актёрам:

Ситуация:“Ребёнок не хочет ехать на огород с родителями”.

“Ребёнок” - злиться, дерзит, протестует.

“Мать” - постоянно оправдывает ребёнка. Ругается из-за него с мужем.

“Бабушка” - в замешательстве.

Ведущий 1. Зрителям даётся задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми и детей с родителями.

Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.

Ситуация 1. Сын приходит домой. Говорит: не пойду больше в техникум. Как правильно отреагировать? Что ответить ему? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздраженны, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список ваших ошибок:

- приказы, команды (Что значит не пойду?, Ты хочешь стать дворником? Не будишь учиться – ник копейки от меня не получишь!);

- морали, нравоучения, ведущие к так называемой “психологической глухоте”, когда дети просто перестают вас слышать;

- критика, выговоры (у всех дети как дети, а у меня…. И в кого ты такой уродился? Если ты ещё раз так сделаешь, то…);

- выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения (Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник несчастный! И т.д.);

А также предложение готовых решений (сделай так.., скажи завтра преподавателю это.., которые ведет к тому, что ребёнок не учиться самостоятельности, а растёт инфантильным.

Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое поведение не способствует установлению контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастает ещё и могут перерасти в конфликт.

В ходе обсуждения делается акцент на следующих моментах?

Несовпадение позиций родителей в данной ситуации - авторитарный стиль отца, гиперопека матери, непоследовательность бабушки.

Какая самая распространенная жалоба на родителей: “Они меня не слышат!”.

Вопросы к родителям:

  1. Скажите, пожалуйста, а был ли ребёнок выслушан и услышан?
  2. Как вы думайте, по каким причинам это часто происходит?
  3. Какие чувства ребёнок испытывал в этой ситуации?
  4. В каких словах и действиях родителей ребёнок нуждался больше всего в данной ситуации?

То, что часто мы не слышим своих детей, не стараемся взглянуть на проблему их глазами, уверенность в своей непогрешимости – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и детьми.

Конкурс №4 . Внимание “Черный ящик”!

(Звучит музыка из телепрограммы “Что? Где? Когда?).

Ведущий 2. Выносит черный ящик проходит с ним по кругу и ставит на стол. После правильного ответа вытаскивает, то, что лежит в ящике и показывает всем присутствующим.

Что в Чёрном ящике? Он воспринимался как священный символ. Он постоянно находился в красном углу дома под иконами. Его делил и раздавал остальным хозяин дома, прежде осенив его крестом. Им благословляли жениха и невесту, встречали молодых из-под венца и вообще всякого гостя в доме. Его клали в колыбель новорождённому и в гроб покойнику. (Хлеб)

Конкурс № 5. Заключительный конкурс “Наше будущее”

Составить коллаж из картинок, которые вы вырежете из журналов. Как вы представляете себя, своих родителей, родители своих детей - в будущем. Ваши планы, мечты, желания выразите, пожалуйста, с помощью картинок. Может вы это как-то красиво назовёте? А может в ваших мечтах вы видите ваших детей президентами страны или какой-то крупной корпорации. Мечтаете видеть своих родителей успешными бизнесменами или путешественниками или желаете того, чтобы они были всегда здоровы и счастливы или выращивали какие-нибудь редкие сорта помидор или огурцов. Подумайте! Вырезав картинки наклейте их на бумагу. И расскажите немного о своих работах.

Времени даётся 30 мин. 5 баллов.

(Жюри подводит итоги)

Ведущий 2. Мы все очень разные: мамы, папы, бабушки, дедушки, дети, внуки. Все мы хотим любви, уважения, внимания к себе, великодушия. И вот сейчас мы попробуем поговорить друг с другом, как говориться “по-душам”.

(Ведущие раздают карточки).

(Выходят родители и дети произносят фразы друг другу).

Детям от родителей. Родителям от детей.

Ведущий 1. Жюри оглашает результаты игры. Подходит к концу наша сегодняшняя встреча. Конечно, мы поздравляем победителей. Но я думаю, что все со мной согласны, что сегодня у нас нет победителей и побеждённых.

Мы благодарим всех за участие. Что наши самые смелые родители, несмотря на всю свою занятость нашли время и пришли. А самые активные студенты нашего техникума проявили силу воли посоревновались, я думаю хорошо провели время. И конечно мы сегодня хотим наградить вас. Студентов - за активность. Родителей - за смелость.

(Ведущие раздают медали).

Ведущий 2. То, что мы собрались сегодня здесь все вместе - это уже победа. Ведь если разобраться мы одна большая семья. В нашей семье многое зависит от нас самих.

Ведущий 1. Давайте будем внимательнее друг к другу. Родителям почаще говорить своим детям о том, как они их любят. Мы психологи советуем, что один из замечательных способов проявления любви - это объятия. Они всем приятны и доступны и крайне необходимы людям любого возраста. Всем и родителям и ребятам - своего рода домашнее задание - обнимайте друг друга.

Презентация 3. “Вот мы какие!” (сопровождается песней в исполнении Валерии “Мы вместе!”)

Чаепитие.

Литература

1. Классные часы с психологом. – М.: Глобус, 2009.

2. Научно методический журнал “Классный руководитель 2011. -М.: Педагогичесий поиск.

3. Научно методический журнал “Классный руководитель 2010. -М.: Педагогичесий поиск.

4. Научно-практический журнал “Психология и школа” 2007. -М.: -Обнинск-психологический институт. Ступницкая М.А. Попробуйте пойти на компромисс//Школьный психолог, №4/2005 г.

Валентина Мышина
Всё начинается с семьи

«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ »

Валентина Васильевна Мышина

Воспитатель МБОУ Барановская НШ (дошкольная группа)

«Любая дорога начинается с первых шагов , здание начинается с фундамента , а человек становится человеком в семье ».

Всё начинается с семьи…

Умение прощать, любить и ненавидеть. Уменье сострадать. И сложность жизни видеть …Всё начинается с семьи . И перенесши боль, печаль утрат. Опять вставать,идти и ошибаться, и так всю жизнь! И только не сдаваться. Всё начинается с семьи . (слова неизвестного автора) .

Как писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт : «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй . Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Родился ребенок и от родителей зависит, будет ли его жизнь счастливой.

Заложить основы правильного воспитания, вот задача семьи .

К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной зависимостью от них.

Родители должны помочь детям научиться правильно воспринимать мир, научить их отличать добро от зла. Если ребенок не получит от родителей должного внимания, любви, тепла, он будет искать эти добродетели на стороне.

Известно высказывание Л. Н. Толстого : «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего-страшное расстояние. От зародыша до новорожденного- пучина».

В 2 года в полной мере виден темперамент ребёнка, а в 5 лет вырисовывается в основных чертах характер и появляется контур будущей личности. Если ведущим в становлении темперамента является генетический фактор, то в характере он будет проявляться наряду со средовым, социальным влиянием. Если задать детям 5-7 лет вопрос о том, кем бы они стали в игре «Семья » , то подавляющее большинство отдаёт предпочтение родителю того же пола, т. е. мальчики хотят быть отцами, а девочки матерями. С 7 лет дети предпочитают изображать себя, т. е. ребёнок хочет быть самим собой, у ребёнка выделяется «собственно-коммуникативная деятельность» (М. И. Лисина 1980г)

Таким образом осознанное стремление ребёнка походить на родителя того же пола отличается от подражания в первые годы жизни и является знаком авторитета для детей. Благодаря этому мать и отец могут оказывать наибольшее влияние на детей в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта возможность часто недооценивается или сводится на нет из-за различных проблем в семейных отношениях и личностных особенностей родителей.

Живя в семье , он накапливает большой опыт межличностных отношений : отрицательных, положительных, но все они проходят через призму его Я. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Важно, чтобы сами родители были интересными личностями, с которым бы ребенку хотелось обсудить интересующие его темы, рассказать о своих проблемах. Со временем он сам начинает размышлять , нужен ли он родителям, любят ли его, значим ли он для них ? В то же время формируется и отношение ребёнка к родителям : любит ли он сам родителей такими, какие они есть; может быть он чувствует их эмоциональную отдалённость и стремится её уменьшить? В беседах с родителями я стараюсь, чтобы мамы и папы вслушивались, всматривались, осмыслили взаимоотношения с ребёнком, которые проявляются в высказываниях, поступках, настроениях.

Второй семьёй для ребёнка становится детский сад.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей , при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :

В развитии интересов и потребностей ребенка;

Чтобы родители понимали свою долю ответственности в воспитании

Поддерживать открытость во взаимоотношениях между разными поколениями в семье ;

Способствовать формированию семейных традиций;

Понимать и принимать индивидуальность ребенка, искать потенциальные возможности и всячески их развивать.

Чтобы родители проявили больший интерес к воспитанию своих детей, они должны иметь возможность приобщаться к делам детского сада, видеть результаты творчества детей и доброе отношение воспитателей. Атмосфера творчества, добра, сплочённости, инициативы положительно влияет на родителей.

Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов . Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтовВажнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОУ .

Большинство семей нашего ДОУ –проблемные.

Соответственно, мы выбираем партнёрские формы взаимодействия с семьёй : совместные праздники, фото- и художественные выставки, совместная проектная деятельность. Что позволяет родителям посвящать себя детям, воспитателю ближе познакомиться с семьёй , заручиться доверием, уважением, и создать систему взаимодействия с семьёй , где на первом плане конечно же интересы, потребности детей. Участие каждой семьи в совместных мероприятиях не остаётся без внимания. Взрослые и дети награждаются грамотами, благодарственными письмами, также отмечаем родителей в копилке добрых дел.

В беседах с родителями я стараюсь, чтобы мамы и папы вслушивались, всматривались, осмыслили взаимоотношения с ребёнком, которые проявляются в высказываниях, поступках, настроениях.

Часто родители говорят о детях : «А что я с ним сделаю, он меня не слушает» .

В это же время дети жалуются, что родители их не понимают. Часто слышишь от детей такие высказывания «Я такой, потому что меня никто не любит» , «Я не хочу домой, меня там не любят» .

Следует разговор с родителями, сложный, Но я должна выяснить, а что сами родители сделали, чтобы дети их слушали, чтобы их дети стали людьми, чтобы в их жизнь не вторглись хамство, жестокость и насилие, чтобы детей больше тянуло домой, чем на улицу? Ведь только семья может помочь в трудную минуту и порадоваться успехам. «Такие приличные люди, а ребёнок- ну сущий бесёнок!» , «И в кого ты такой уродился? Мы для тебя всё только самое лучшее, а ты…» . Ребёнок –не объект воспитания, он- Человек. Маленький, но мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий как вести себя, каким быть. Поэтому, для того чтобы понять, почему ребёнок именно такой, какой он есть, поступает так, а не иначе, необходимо знать, как он видит семью ,как интерпретирует происходящее. Его «хорошее» или «плохое» поведение –не навык, который надо поощрять или пресекать, а личностное отношение. Оно является результатом внутренней активности ребёнка и имеет для него определённый смысл, который не всегда очевиден и понятен нам, взрослым. Звучит парадоксально, но ребёнок во многом сам определяет, каким ему быть.

Очень часто я провожу тест –рисунок. Прост в проведении, но сложен для толкования. Итак, ребёнок рисует свою семью . Мама жёлтого цвета, папа чёрного. Ребёнок из детского дома рисует дом, где нет окон, только ступеньки и дверь. Рисуем подарок маме, её портрет, девочки рисуют маму такой как выглядит сама, мальчики всегда нарисуют себя рядышком. Иногда ребенок не рисует себя. Это тревожный симптом : он не видит себя в семье . Или наоборот, рисует только себя, что говорит о некотором эгоизме ребёнка. Примеров множество. Ребёнок отражает свой внутренний мир таким, каков он есть в данный момент, как он чувствует семью , своё место в ней.

Что ещё можно предложить родителям для раскрытия эмоционального мира малыша? Родители обратили внимание, что детям нравятся наши фотовыставки, папки –передвижки, где отражаются главные события группы. Мы пришли к взаимному решению : принять участие в проекте «Традиции моей семьи »

Также, мы раскрываем возможности совместной игры. Принять участие в игре –трудная задача для родителей, но я пытаюсь доказать, что игра в «Дочки-матери» , «К нам гости пришли» и др. -колоссальный социальный опыт. Родители смогут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребёнку. Хороший пример-величайший помощник в воспитании ребёнка.

Русская народная пословица гласит : «Воспитывают дитя, когда оно лежит поперёк кровати, а не вдоль» .

Хочется привести одну притчу : «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику : «Вырви это дерево из земли!» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже глубокие корни пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, - сказал он, - ты приказал мне сделать невозможное» . И, тогда старец указал ему на совсем ещё молодое деревце, которое послушник без усилия тотчас вырвал с корнем.

Мораль : бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет, так как к чему привык человек с малых лет, «того и дряхлая старость неудобь оставляет» .

Поэтому мудрость гласит : «Есть у тебя дети? Учи их, и с юности нагибай шею их» .

Завершить свое выступление мне хотелось бы еще одной притчей :

Пять качеств карандаша

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает :

Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?

Бабушка перестала писать, улыбнулась и говорит внуку :

Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…

Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.

Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!

Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.

Во-первых : ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.

Во-вторых : чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.

В-третьих : если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.

В-четвёртых : в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.

И наконец, в-пятых : карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.

Поэтому семья должна содействовать закреплению полученных знаний и развитию навыков хорошего поведения, своевременно поощряя ребёнка. Потому что только лишь вместе родители, детский сад и школа можем воспитать достойного Человека.

Литература :

Л. И. Дурандина «Методы и приёмы нравственного воспитания дошкольников»

Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»

А. М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»

С. В. Ковалёв «Психология семейных отношений»

Е. С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника»

С. В. Петерина «Воспитание культуры поведения дошкольников в семье »

Л. А. Самарская «Совместная деятельность семьи и дошкольного учреждения по морально-этическому воспитанию детей»

Библиотека для родителей, О. М Дьяченко «О тайнах счастливого детства»

С. Д. Румянцева «Семья глазами ребёнка » .

Н. А. Петрущенко «Детский сад и семья -взаимодействие и сотрудничество»

«Все начинается

Подготовила воспитатель:

Носова Нина Витальевна

Берегите друг друга, добротой согревайте!

Берегите друг друга, обижать не давайте.

Берегите друг друга, суету позабудьте

И вминуту досуга, рядом вместе побудьте!

О. Высоцкая

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом - это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности.

Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья - это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.

Главная цель любой семьи - формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.

Есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один взрослый и один ребенок. Они могут различаться по национальности и уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребенка? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей - ведь все мы когда - то были детьми?

Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все - наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок.

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья - это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие - в оранжерее, третьи - на скудной каменистой почве, четвертые - за высокой стеной, пятые - на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

И если ребенок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и ребенок, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера. Но если ребенок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно ставится под угрозу.

И мы пришли к выводу, что главное на Земле - семья. Все остальное, как бы оно ни было красиво и важно, - одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах, - лишь прилагается к главному - к семье, в которой царят любовь, уважение, нежность, милосердие. И когда все в твоем доме любят друг друга, то поневоле и окружающих тебя людей, тоже хочется сделать такими же любящими и счастливыми. Да, все начинается с семьи - ДОБРО и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей!

Думаю, что тема семьи не может терять свою актуальность не смотря ни на какие обстоятельства - государственную политику, обстановку в обществе, изменения в системе образования и воспитания, в условиях потери или изменения ценностей. Культ семьи всегда должен быть в приоритете. Ведь ребёнок изначально, с первых дней находится в кругу семьи. Первый жизненный опыт приобретает в семье. Но, к сожалению, не всегда этот опыт удачен. Не каждая семья может одарить теплом, вниманием и лаской. Именно поэтому ребёнок должен понять, что именно в семье он имеет право на любовь и заботу. Он нужен своим близким так же, как и они ему. Почёт иуважение к старшему поколению начинается с почитания своих родителей. Эти истины ещё можно объяснить ребёнку младшего

школьного возраста, воспитать в нём положительное отношение к семье и семейным ценностям.

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Все начинается с семьи.

Цели:

Воспитание отношения к семьи как к главной ценности общества.

Развивать способности коммуникативного общения.

Дать представления о нравственных основах счастливой семьи.

Задачи:

1)Дать понятие о семьи как среде, в которой формируется личность ребенка.

2)Доказать, что не только семья влияет на формирование личности ребенка, но и в ребенке с раннего возраста закладываются нравственные ценности, по которым будет жить его будущая семья.

Оборудование: презентация, пословицы о семье, магниты,огрызок яблока и целое очень красивое яблоко.

Ход урока:

    Вступительное слово.Формирование понятия «семья».

(Слайд 1)

Добрый день, учащиеся, уважаемые гости. Сегодня в стенах школы большое мероприятие, посвященное семье

Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о семье.Тема нашего классного часа – «Все начинается с семьи». Давайте, сначала обратим внимание на само слово «семья» и послушайте стихотворение.

Как появилось слово «СЕМЬЯ»?

Когда-то о нем не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье?

Меня приласкает,украсит жилье?

«Я, я»,-тихо молвила Ева –Я, я..

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на земле появилась семья . (Слайд 2)

Семья…Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)

а) Версий происхождения слова «семья» несколько, например из начальных классов, когда проводили классные часы на тему «Семья», мы знаем, что семья это « 7 Я». Первое «Я»-это конечно, мы сами. Второе и третье – наши мама и папа, оставшиеся четыре «Я»-наши бабушки и дедушки. Как раз и получается ровно семь. Конечно же, семь человек -далеко не предел!Есть семьи, в которых насчитывается 10, 15 и более человек!

б) В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь - я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

в) С социальной точки зрения, семья- это малая социальная группа, члены который связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Для каждого из нас слово «семья» имеет свое значение.

Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта- это единение. Как же важно это сейчас, в наши дни!

А вот у В.Маяковского есть такие слова:

Плохо человеку, когда он один.

Горе одному, один не воин. (Слайд4)

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Стихотворение (читает ученик).

Все начинается с семьи…

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы…

Всё начинается с семьи…

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…

Всё начинается с семьи…

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Всё начинается с семьи…

Всё начинается с семьи. А что - всё? Что начинается с семьи ? (ответы детей) .

Да, именно в семье начинается счастье, от семейного уклада зависит, какими вырастут в семье дети, будут ли они благородными. Скоро вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы выстроите отношения в семье. Совершится извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

Слова « дом, семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Когда-то Лев Толстой сказал: « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Слайд 5). Каждому из нас нужно место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, твой дом.

Давайте попробуем смоделировать счастливую семью.

Задание. Модель счастливой семьи.

Терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.

Постройте, пожалуйста, из этих слов счастливый семейный дом, определив, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего семейного дома.(после выполнения задания учащиеся озвучивают свой результат)

Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей.

В здоровой семье каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу,совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила,они с удовольствием общаются с друг другом, заботятся о детях.

Из семьи складываются представления каждого из нас о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.

Семья-это, где тебя любят

Семья-это души огонёк

Семья-это близкие люди

Семья-это вера, надежда и любовь

Семья-это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту

Семья-это те люди которые помогут и поддержат, те, кто дарит тепло и заботу, ничего не требуя взамен

Семья-это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут

Семья-это счастье, крепость, забота, терпение

Семья-это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть

Семья-это гармония защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках

Семья-это место, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой

Семья-это самое ценное, что есть у нас

Семья-главней всего на свете

Семья-это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.

Моя семья-какое слово!

В нём много смысла и тепла.

Семья тебя поймёт всегда.

Дороже семьи, ничего не бывает.

Бездушные те, кто семью забывает.

3. «В моей семье…..»(презентации учащихся)

Прекрасно, если человек живёт в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

Сегодня сама идея создания семьи постепенно утрачивает свою привлекательность в глазах многих молодых людей. Часто они предпочитают либо совсем не создавать семью, выбирая свободные отношения, либо создавать «пробные» гражданские браки, не беря на себя ответственности за результат этого эксперимента. Социологи описывают нынешнее состояние семьи как кризисное и приводят следующие факты:

На 100 заключенных браков приходится 80 разводов(4 и 5 распадаются);90% сирот имеют живых родителей;

Из-за большой смертности и маленькой рождаемости население России каждый год уменьшается на 1,6 млн. человек

Каковы же причины таковы положения дел? Можем ли мы утверждать,что среди причин кризиса семьи в первую очередь следует искать экономические причины?(обсуждение)

4.Немного истории.

В 16 веке в России распространилась любопытная книга «Домострой».В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном- об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовной, нравственное и материальное благосостояние семьи.

В традиционной системе ценностей семья всегда занимала видное место. А история наших Российских семейных традиций весьма интересна и занятна. Например,современным супругам было бы любопытно узнать, что до 1917 года без ведома мужа жена не могла поехать даже к собственной маме, если та жила в другом городе. И если строптивая супруга проявляла упорство и непослушание, то мужчина имел полное право заявит на неё в полицию,и бедную женщину снимали с поезда и под конвоем водворяли обратно в дом законного супруга.А про Домострой все очень любят упоминать при любом случае, хотя мало кто знает, какой на самом деле тогда бы семейный уклад.

Было в старину ещё одно правило. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека-отца. Подчинение ему было беспрекословным. Отец кормил семью и отвечал за её благополучие. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Недаром существует пословица «хозяйка и кошка в избе, хозяин и собака во дворе».

Конечно, от прошлого можно отмахнуться.Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают,что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие.К сожалению,теперь сведения о предках у всех скупы.А в старину было не так.Прежде,чем женить сына или выдать замуж дочь,люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена!Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Ведь они наследуют не только наши внешние данные,но и историю нашей жизни Давайте будем жить так,чтобы нашим детям не было за нас стыдно. И не дай Бог, чтобы наши плохие дела и помыслы вернулись бумерангом нашим детям или внукам. Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха,которые он давал своим сыновьям:

Старых чтите,как отца, а молодых,как братьев;

В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;

Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;

То умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете,тому научитесь;

Больного навестите, покойника проводите,ибо все мы смертны;

Жену свою любите,но не давайте ей власти над собой;

Куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;

Более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл,простолюдин ли, или знатный, или посол;

Не пропустите человека, не поприветствовав его, доброе слово ему молвите.

В современном мире ослаблено влияние на внуков со стороны дедушек и бабушек, на детей со стороны отца и матери. Это несет большую потерю. Потерю не в деньгах, а в человечности и моральном здоровье молодого поколения.

5. Собери пословицу.

В народных пословицах и поговорках хорошо сказано, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.

- Дом без хозяйки … (сиротка)
- Дом вести … (не бородой трясти)

- В гостях хорошо … (а дома лучше)

- Не нужен клад … (когда в семье лад)

- Чем богаты … (тем и рады)

- Один в поле … (не воин)

- Семья в куче… (не страшны и тучи)

- Когда семья вместе … (так и душа на месте)

- Дома и стены …(помогают)

- Мой дом …(моя крепость).

Считается, что воспитание детей начинается с момента рождения их родителей. Действительно, дети перенимают от родителей не только внешность, но и культуру поведения, манеры, некоторые привычки, жизненную философию. Это значит, что ваша будущая семья уже начинается где –то в вас,так как ваши привычки и жизненные ценности уже формируются или сформировались.Какими же нужно воспитывать себя, чтобы в вас началась счастливая семья? Давайте поразмышляем.

А если сейчас парень

Обманывает маму, отца, учителя;

Тайком курит

Матерится;

Стремиться всё своё время посвящать только безделью;

Стремится попробовать алкоголь и наркотики;

Часами сидит в подъезде или во дворе на ступеньках;

Может легко ударить девушку, оскорбить её;

Не хочет задумываться о своём образовании и выбирать будущую профессию;

Ищет способы, при помощи которых можно будет уклониться от службы в армии?

Можно ли «разглядеть» в таком парне будущего главу семьи?

Но есть ещё одно условие, чтобы мужчина стал главой семьи: его жена должна быть настоящей женщиной. Интересно, что с разными женщинами один и тот же мужчина ведёт себя по –разному, потому что все отношения с мужчиной устанавливаются женщиной. Если в семье жена будет стараться командовать, перевоспитывать мужа, всё решать самостоятельно,муж никогда не станет главой.

Какой же должна быть умная женщина?

Подчиняться мужу, советоваться с ним, признавать его превосходство и силу, принимать его помощь.

Настоящая умная жена должна быть хорошей хозяйкой. Уборка, стирка и приготовление пищи не должно быть для девочки подвигом – это обычное дело. Должна уметь сделать дом уютным.

Настоящая жена должна быть хорошей матерью. Как к этой роли готовится? Какие черты вырабатывать в себе? (ответы детей)

Учитель: терпение, доброту, добродушие, ответственность, жертвенность.

Самое главное – быть женственной(слайд 7)Поэтому если девушка:

Материться;

Курить и пьёт;

Доступна для всех парней;

Сидит в подъезде на лестнице или во дворе на лавочке целый день;

Весь день ходит по гостям;

Дома неряшливо одета, не убирает свою квартиру;

Никогда не готовит, не умеет стряпать, шить, вязать,

Можно ли «разглядеть» в ней будущую счастливую жену и мать?

Девушки, представьте что ваше сердце- яблоко. Если не дать ему созреть, а сорвать до времени, не дать ему накопить в себе любви,растратить попусту, раздарить всем подряд, разрешив откусить желающему,оно ведь превратится в огрызок(учитель показывает огрызок яблока). Найдётся ли кто-то,кто захочет взять этот огрызок себе в «жёны»?Кто хочет яблочко?(учитель предлагает всем в классе. Обычно желающих взять огрызок себе не находится).

Да, и мне это «сердце» не нужно, и никому не нужно(выбрасывает в ведро)

Если же девушка бережет свое «яблоко»-сердце, дает ему накопить в себе любовь ко всем людям, созреть, тратит свои юные годы на накопление мудрости, доброты, добродушия, ее сердце будет таким(достает целое очень красивое яблоко) Кто хочет?Кто желает такое яблоко?

Такая девушка еще подумает, кому свое драгоценное сердце подарить. А парень с такой девушкой обязательно превратится в настоящего рыцаря и продемонстрирует свои лучшие черты: мужественность, настойчивость, терпение, нежность. И тогда может возникнуть настоящая любовь и как ее продолжение- семья.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в мир добром.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье.

Что может быть еще дороже

На этой сказочной земле?

А от чего же зависит счастье человека? Во многом -от семьи, от родителей. Все начинается с семьи. А будущая ваша семья начинается в вас уже сейчас. Помните и будьте счастливы.

Песня «Мы желаем счастья вам».

«Всё начинается с семьи».

Цели деятельности учителя: воспитание любви и уважения к семье, чувства дружбы, доброжелательного отношения к семейным ценностям как общенациональным; формирование духовных и нравственных качеств.

Педагогические задачи: расширять знания учащихся по теме «семья»; развивать творческие способности, познавательную активность; учить работать в группе.

Первичный уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни; приобретение школьниками социального знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: получат представление о семье, её членах, родственных связях.

Личностные: проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

    познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; выстраивают речевые высказывания в устной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции;

    коммуникативные – умеют задавать вопросы и отвечать на них, поддерживают беседу, при помощи вопросов получают необходимую информацию; согласовывают действия с партнёром, учителем, вступают в коллективное сотрудничество;

    регулятивные – принимают и сохраняют задачу; планируют учебные действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, толковый словарь С. И. Ожегова и «Большая Советская энциклопедия» 23 том, плакаты для оформления доски.

Ход мероприятия

I . Вступительное слово.

Здравствуйте ребята. (1 Слайд)

Круг радости

Давайте, возьмёмся в группах за руки и поприветствуем друг друга словами

Доброе утро людям и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

II . Основная часть.

Наше занятие мне хотелось бы начать со стихотворения. А о чём пойдёт речь дальше и как будет называться занятие, вы постарайтесь определить сами.

Всё начинается с семьи.

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы…

Всё начинается с семьи.

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность жизни видеть –

Всё начинается с семьи.

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать идти и ошибаться.

И так всю жизнь! И только не сдаваться!

Всё начинается с семьи.

Итак, кто догадался - какова тема нашего мероприятия? (Дети отвечают ).

Вы все правы, наше мероприятие будет посвящено семье, а называние у него будет такое: «Всё начинается с семьи». (2 Слайд)

Семья. Какое красивое слово! Как оно греет душу! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. Что же такое семья? Давайте найдём определения в словарях и справочниках. (Ответы учащихся ). (3Слайд)

Вы становитесь год от года взрослее, и придёт время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

Семья важна для всех людей мира. Недаром ежегодно 15 мая во многих странах отмечают Международный день семьи. (4 Слайд)

Год семьи в России официально стартовал 24 декабря 2008 года. Инициатором этого был президент России В. В. Путин, который издал Указ от 14 июня 2007 года №761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи». Основной целью проведения в нашей стране Года семьи стало возрождение авторитета российской семьи. А в 2007 году в Кузбассе был объявлен годом семьи губернатором Кемеровской области А. Г. Тулеевым. (5 Слайд)

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья – единый организм, у которого одно большое сердце и общая душа. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушивает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Загадки о домочадцах. (6 Слайд)

Кто на свете, дети,

Всех мудрее и добрее?

Руки чьи все в работе?

Седина в чьих волосах?

Кто, забыв дела, заботы

Приходила к нам на днях? (Бабушка ) (7 Слайд)

Кто в очках сидит с газетой,

Всё читает: то и это?

Кто в субботу спозаранку

Уезжает на рыбалку?

Домино кто обожает?

А политиков ругает? (Дедушка ) (8 Слайд)

Кто всегда с утра пораньше

Гладит, вяжет, моет, шьёт?

Кто рукой в окно помашет?

Кто от радости поёт?

В парикмахерскую мчится

Этот кто-то иногда.

А в глазах родных лучится

Нежность и любовь всегда. (Мама ) (9 Слайд)

В гараже, кто пропадает,

Меры времени не знает?

Говорит: «Приду сейчас!»

Ждём его четвёртый час!

Кто зарплату в дом приносит?

Мусор раз в году приносит? (Папа) (10 Слайд)

У кого друзья повсюду,

Телевизор тоже друг?

Кто не любит мыть посуду,

Чистить вредный, едкий лук?

Кто, на улице гуляя,

Счёт минутам не ведёт?

Кто, параграфа не зная,

Смело на урок идёт? (Сын) (11 Слайд)

У кого всегда в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Маме кто всегда поможет?

Кто бельё в комоде сложит?

Кто польёт в горшках цветы?

С телефоном кто на «ты»? (Дочь)

Поразмышляем вместе (12 Слайд)

В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.

(раздаются тексты, дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они почитали) (13 Слайд)

Текст для 1 группы

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана.

В казане бишпармак кипит

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бишпармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится ! (М. Курманалин)

Текст для 2 группы

Отрывок из детского сочинения

Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

О каких традициях идёт речь в этих текстах?

А какие традиции есть в ваших семьях?

Разминочка (14 Слайд)

Вы все любите отдыхать с семьей? А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.

У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой.

Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.

У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.

Хлопните те, кто очень любит свою семью.

Да, оказывается, у нас много ребят из семей, которые ценят и уважают своих родственников. Недаром существует множество народных пословиц о доме и семье, которые известны любому первоклашке. Мы сейчас их повторим, то есть нужно будет соединить начало пословицы с его окончанием. (15 Слайд)

Семья в куче - / не страшны и тучи.

На что и клад - / коли в доме лад.

Когда семья вместе - / так и душа на месте.

В семье / и каша гуще.

Один в поле / не воин.

Хорошо в гостях, / а дома лучше.

Дома и / стены помогают.

Мой дом - / моя крепость.

Очень хорошо! Семья - высшая ценность нашего общества. Её значение трудно переоценить. Не случайно были созданы памятники, посвященные семьям. Памятник семье – это символ незыблемых ценностей, которые являются и будут являться фундаментом общества.

Просмотр слайдов с пояснением учителя.

(16 Слайд) 1. Памятник Семье Николая II , расположенный рядом с Храмом-на-Крови в Екатеринбурге

(17 Слайд) 2. Памятник семье Рядом со Свято-Феодоровским Кафедральным собором, стоит работы скульптора Николая Филатова

Двое взрослых - мама и папа, а рядом дети - старшая дочь, сынишка и младшенькая, плюс еще один малыш в утробе матери.

(18 Слайд) 3. Памятник семье Володичкиных

построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.

(19 Слайд) 4. В Ташкенте был снесен установленный возле дворца Дружбы народов памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и т.д. и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа.

(20 Слайд) 5. Памятник «Непокоренный человек» Находится в Хатыне в республике Беларусь. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии - 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский изображен со своим сыном, который умер на его руках от ожогов и от тяжелого ранения в живот.

(21 Слайд) 6. Памятник Петру и Февронии

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются покровителями семья и брака.

Творческая деятельность (22 Слайд)

Портрет «Дружная семья»

Мы сейчас побудем художниками и изобразим портрет дружной семьи. Вам нужно будет за пару минут нарисовать собирательный портрет «Дружной семьи», т. е. делать это одновременно, не договариваясь, кто что рисует.

Расскажите, что вы нарисовали, кто изображен у вас на рисунке?

В семье формируются идеалы, обычаи, традиции общества. В ней создаются и моральные ценности: доброта, трудолюбие, чистоплотность, профессионализм.

(23 Слайд) Вот как о семье говорит И. Молчанов в стихотворении «Семь правил». Я предлагаю вам его зачитать.

Что значит для меня семья?

Конечно – счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень-очень важных.

Во-первых, это главное, – любовь.

Всем сердцем, и душою всей, и разумом.

Не просто, чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно и каждый день по-разному.

Второе – дети, что за дом без них?

Пустыня без колодца – не напиться.

А дети – это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережёт от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то.

Четвёртой – терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды.

И отогреет солнышком окно,

Что инеем заледенело белым.

А пятое ответственность и дом,

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое – уваженье. Только с ним

Приобретёшь успех признанье общее.

Всегда считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И, наконец, седьмое – чистота

Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любима, счастлива где полностью. (24 Слайд)

Ребята, мы прочитали семь правил семьи. И только при соблюдении этих правил, семья будет крепкой. А если каждая семья будет крепкая, то и всё государство, в котором мы живём, будет крепким, надёжным. Слово «семья», как слова «хлеб», «вода» и любовь не требуют расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни.

III . Подведение итогов (рефлексия).

Кто-нибудь знает какой цветок является символом семьи?

Символом семьи признан цветок ромашка.

Ребята, каждый из нас – это я, а можем ли мы существовать в мире одни?

Ну конечно нет. Давайте соберем нашу ромашку из лепестков, запишите на лепестках тех членов семьи, без кого мы не можем обходиться.

(рефлексия)

Семейная жизнь – это необыкновенный труд. Иногда сами того не желая, мы, дети, становимся неуправляемыми. Где-то даже дерзкими часто своим поведение или словами огорчаем родителей. Я думаю, наша встреча заставила многих ребят задуматься, по-другому посмотреть на себя и переосмыслить своё поведение по отношению к близким людям.

А на память о нашем занятии я хочу каждому подарить памятку «Правила заботливого и любящего сына (дочери)». (25 Слайд)

Спасибо мне приятно было с вами работать.

Приложения

Правила заботливого и любящего сына (дочери)

    Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.

    Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей семьи.

    Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

    Не вступайте в пререкания со старшими.

    Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

    Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что не может позволить себе.

    Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на их глазах, ни где-либо ещё.

    Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

    Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё никого нет, кроме тебя.