Меню

Консультация для родителей на тему театрализованная деятельность. Консультация для родителей «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности

Любовь

Ольга Михайловна
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Выдающийся русский ученый Лев Семенович Выготский писал :

«Необходимо расширять опыт ребенка,

если мы хотим создать достаточно прочные основы

его творческой деятельности »

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты : включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей . Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.

Театрализованная игра на занятиях : во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых : это совместная деятельность детей на прогулке , вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей : в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых , в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей .

Театрализованная деятельность способствует тому , чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач :

Познавательное развитие Социальное развитие Речевое развитие Эстетическое развитие Развитие движений

Развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра , профессии людей, создающих спектакль);

Наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;

Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

Развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности ;

- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.) ;

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности ;

Развитие эмоций;

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря : образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

Овладение выразительными средствами общения : словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) .

Приобщение к высокохудожественной литературе;

Развитие воображения;

Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

Создание выразительного художественного образа;

Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

Обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

Согласование действий и сопровождающей

Умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

Выразительность исполнения основных видов движений.

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми , которые делятся на две группы : режиссерские игры и игры-драматизации.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе) . Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.

По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.

Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры : настольный театр игрушек , настольный театр картинок , теневой театр , театр на фланелеграфе .

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности : интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка» , Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди» ). Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой.

Игры-драматизации с куклами би – ба - бо - в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-7 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру : творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том , что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Виды театров для всех возрастных групп

1 младшая

группа 2 младшая

группа Средняя

группа Старшая

группа Подготовительная к школе группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев. Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т. д. Театр ложек , верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой , основами кукловождения. Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой» , обучение технике управления этими куклами. Знакомство с куклами с «живой рукой» , людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

Гапит – деревянный стержень.

Кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

Куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью.

Кукла с «живой рукой» - вместо рук куклы руки кукловода в перчатках. Кукла состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм.

МКДОУ АДС №1 ОРВ

Консультация для воспитателей:

«Развитие творческого потенциала в театральной деятельности и на занятиях»

Подготовила:

Тетерина Н.Д.,муз.рук. 1 кв. к.

п. г. т. Анна 2016г.

Консультация: «Развитие творческого потенциала в театральной деятельности и на занятиях»

Цель : углубление и расширение знаний педагогов в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

«Театрализация - это волшебный мир, в котором

Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»

О.П.Радынова

Театр - это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка, или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр - это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами - дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность - это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка - это составная часть социально - экономических и духовных направлений общественного устройства.

Творчество - это:

♦ искать;

♦ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность - это:

♦ деятельность, рождающая нечто новое;

♦ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской

психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Реалии современной жизни, происходящие в обществе, выдвигают в дошкольном образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одно из них — это развитие творческих способностей у детей, которые являются одним из компонентов общей структуры личности. И наш взгляд, именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей. Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как увлечь ребенка, сделать каждое занятие интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном — о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который смело мог бы владеть современной ситуацией, умел решать проблему творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться. Игра занимает важное место в жизни детей, она является ведущим видом деятельности дошкольника. Каждый ребенок играет по своему «сценарию», но все они копируют действия взрослых. По поведению детей в играх, по их сюжету можно легко создать картину нашего будущего общества. Поэтому в работе по творческому развитию особое значение уделяется театрализованной деятельности, которая помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Для достижения положительного результата в организации театрализованной деятельности следует уделить большое внимание созданию предметно-развивающей среды в каждой группе детского сада по театральной деятельности (наличие в группах различных видов театра, ширмы, уголка ряженья, шапочек-масок для игр драматизаций, дидактических игр, музыкальных инструментов). Занятия театрализованной деятельностью помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, развить его творческую активность. Приобщать детей к театральному искусству, можно начинать с просмотров спектаклей в исполнении педагогов. Для просмотров нужно использовать разные виды спектаклей (кукольного и драматического театров), что позволит детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им в дальнейшем творчески подходить к созданию образа героя при разыгрывании сценок.

Э.Г. Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

  • Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  • Поиск музыкально - пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов, декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
  • Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
  • Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, альбома с фотографиями.

Осваивая способы действий, ребенок все более свободно чувствует себя в творческой игре. Знакомство с театром происходит не только через ознакомление с драматическим и кукольным театром, но и другими театрами: пальчиковым, настольным, марионеток, бибабо и др. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального процесса играют видео иллюстрации. При просмотре сказок, мультфильмов с детьми особое внимание нужно уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных в фильме. Почему волк злой? Отчего он злится? В процессе разбора образа персонажей, дети знакомятся с чувствами, эмоциями героев, осваивают способы передачи их внешнего выражения, познают причины возникновения того или иного настроя. Детям предоставляется возможность само выражаться в своем творчестве, в сочинении, разыгрывании, представлении своего персонажа. В младшем возрасте детей побуждают создавать однотипный художественно-игровой образ, затем дети учатся передавать образ в развитии, и на последнем этапе возникает взаимодействие нескольких персонажей, создается музыкально-театрализованная композиция, инсценировка. В средней группе детей знакомят с элементами образных выразительных средств (интонацией, мимикой и пантомимой), они делают первые попытки в инсценировке. В начале года для игр и драматизаций берутся более простые сюжеты, к концу года они усложняются. Но главное, усложняется ролевое поведение ребенка в драматизации, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Следует, прежде всего, стремится заинтересовать детей, вызвать у них устойчивый интерес к образным превращениям. Знакомя детей с содержанием игр, драматизаций, хорошо использовать музыкальные произведения, иллюстрации, предложить детям упражнения, помогающие понять основной образ. Например, вначале дети выполняют однотипные движения в упражнении «Кошечка» муз. Т. Ломовой, ходят мягким шагом, передавая образ кошки. Затем предложить детям задание тоже однотипное, но с передачей действия образа в определенном развитии. В игре «Кот Васька» дети двигаются по кругу в хороводе, а кот в соответствии с содержанием песни придумывает свои движения. И хотя литературный текст подсказывает, что нужно делать коту (ходить, притаиться, спать и т. д.), каждый ребенок может найти свои способы выражения образа. Этому способствуют игры и упражнения на развитие выразительности движений и мимики у детей. Например, в упражнении «Яблоки», детям предлагается ситуация, они передают её мимикой и пантомимикой: «У вас в руках яблоко, большое-пребольшое, вы широко открываете рот и кусаете яблоко. «Фу! Оно горькое». Вы берете второе яблоко, кусаете: «Ой! Оно кислое». Берете третье яблоко, кусаете — «сладкое». Дети с удовольствием передают не только драматические образы, но и музыкальные, определив характер прослушанной музыки, они способны сделать вывод: колобок может катиться или бежать, подпрыгивая, снежинки могут двигаться стремительно или плавно — все это подсказывает музыка. Старшие воспитанники активнее участвуют в театрализованной деятельности, у них совершенствуются образные исполнительские умения, развивается творческая самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. Побуждая детей к выразительности движений, следует поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа. Поэтому, на занятиях, используются творческие задания, в которых дети учатся находить свои оригинальные решения. Учитывая огромное воздействие музыки на творческое воображение детей, большое значение уделяется музыкальному восприятию. Только пропуская музыку через себя, ребенок сможет выразить во внешних проявлениях свои переживания, своё видение художественного образа. На основе произведений по слушанию музыкальный руководитель дает детям творческие задания. Например, прослушав произведение П. И. Чайковского «Новая кукла» детям предлагается танцевальная импровизация. Они свободно и эмоционально передают радостное настроение музыки, фантазируют, что такое состояние можно испытывать, когда Новый год или день рождения и тебе дарят подарки. Слушание «Вальса снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» вытекает в танцевальную импровизацию «Снежинки». То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце. Формируя у дошкольников творчество, в качестве средства подготовки детей к этому виду деятельности призвано выступать обучение. Одним из главных условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам образной выразительности, овладение языком актерского мастерства, накопление впечатлений. На занятиях наряду с музыкально-ритмическими упражнениями, движениями танцев, дети осваивают этюды на выразительность жеста, основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера. В освоении основных эмоций детям также помогают музыкальные произведения. Например, при восприятии музыки используются упражнения по психогимнастике Маргариты Давыдовой, которые на основе классической музыки развивают мимику. Дети учатся передавать эмоциональное состояние, полученное от музыки, мимикой лица, им предлагают определить смену настроений и выбирают карточки, изображающие это настроение. Карточки помогают детям понять требования педагога по выполнению того или иного мимического выражения. Такие схемы-пиктограммы помогают им точнее изобразить нужное состояние через собственную мимику. А со временем репродуктивные действия переходят в новую фазу их личного развития, и в них проявляются элементы творчества. Работа с пиктограммами используется и в пении. Добиваясь выразительности исполнения в пении, с детьми можно проследить, как меняется настроение музыки в зависимости от развития сюжета песни. Например, в р. н. песне «Серенький козлик» дети определяют смену настроениям каждого куплета. Похожая статья: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности«Жил был у бабушки серенький козлик» — исполняется весело, задорно. «Бабушка козлика очень любила» — ласково, нежно. «Вздумалось козлику в лес погуляти» — удивленно. «Напали на козлика серые волки» — испуганно. «Остались от козлика ножки да рожки» — грустно. Определив смену настроений в песне, педагог, во время пения последовательно показывает карточки пиктограмм основных эмоций, которые помогают детям артистично исполнить песню. Чтобы «разбудить» мышцы лица можно использовать этюды психогимнастики М. Чистяковой («Удивление», «Сердитый дедушка», «Провинившийся») и игры с пиктограммами («Разные настроения», «Придумай и скажи фразу с интонацией карточки», «Отгадай настроение» и др.). Например, детям раздают карточки и предлагают передать настроение соответствующее образу, изображенному на карточке пиктограммы. Для развития мимики и жестов у детей, используются литературные тексты. Например, детям читают текст, а они выполняют движения по его содержанию:

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики погрели.

Бабочки летали, крылышками махали.

Дружно хлопнем! Раз, два, три, четыре, пять!

Надо нам букет собрать.

Создать образ животных помогают упражнения «имитирующие пластику зверей». Дети передают движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речи, двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Можно предложить ребёнку изобразить, как поет облако, лягушка; шумит ветер, капает дождь и т. д. Создавая последовательно из детских импровизаций и эпизодов-инсценировок единый целый сюжет театрализованного представления, у детей появляется возможность попробовать себя во всех ролях — одушевленных и неодушевленных. Наконец совместный выбор детей определяет исполнителей наиболее подходящих на роль того или иного персонажа. Выступление является самым волнующим и ответственным этапом. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми выливается в театрализованные представления и инсценировки. Успешное развитие творческих способностей детей может быть достигнуто только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться и в условиях семьи. Поэтому родителей убеждают в необходимости создания условий для творческой деятельности ребенка дома, консультируют, как создать домашний театр, организовать театрализованные праздники и на др. темы,посвящают мастер — классы по созданию кукол для домашнего кукольного театра, открытые занятия для родителей «Играем в кукольный театр», «Веселые превращения». Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию проявления творческой активности и инициативности у детей. С их помощью развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности ребенка (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Они помогают сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика), позволяющие перевоплощаться (почувствовать и передать характерные особенности образа), вести ролевой диалог, соединять речь с движениями. Ценность и польза театрализованных игр при развитии творческих способностей дошкольников очевидна, поэтому их следует использовать в самых разнообразных формах работы с детьми.

Литература:

1.Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г.

2.Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ — Сфера, 2003г.

3.Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., «Просвещение» 1973.

4.Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.

Документы для скачивания:

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».

Цели :

1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;

2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний о театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;

3)содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества;

4)развитие творческих способностей детей и родителей.

Задачи :

Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ;

Способствовать формированию эстетического вкуса;

Осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребёнка, посредством театрализованной деятельности;

Повышать физиологическую и валеологическуюкомпетентность родителей.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт

А. С. Пушкин.

Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он развивается и познает мир.

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.

Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок.

Например :

-старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками.

-кукла из носка : набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой.

-кукла из бумажной тарелки . На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку.

-игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок . Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей : будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще развитие речи , тренировка мелкой моторики, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи…

Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.

Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных) . Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору» , «Каравай» , «Репка» , слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечениямогут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.) .

Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии :

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами :

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай.

Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему : «Узнай, кто я?»

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм, за шахматной доской, на рыбалке (клюет) .

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз) . Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок :

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Испорченный телефон

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух.

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, а также подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания : понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как :

Вратарь ловит мяч;

Дед тащит репку;

Рыбак ловит большую рыбу;

Ребенок ловит муху, комара.

Попробуйте изобразить :

Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает речь, воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений.

Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта.

Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Родители не должны задаваться вопросом : а нужно ли посещение театра в наше время? Да еще с таким маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение. Не надо забывать, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника :

Формирование правильного эстетического вкуса;

Развитие коммуникативных способностей;

Азвитие речи, памяти, внимания, воображения;

Помогает сплотить детей в процессе игры;

Создание положительного эмоционального настроя;

Помогает нравственному воспитанию.

Важно так же участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками - исполнителями ролей, авторами текста, изготовителями декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителейспособствует наиболее успешному интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Итоги данной консультации .

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны : ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях. Хочу особенно отметить, что в процессе занятий активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память.

Такого вида консультации способствуют расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи взаимопониманию, сближают их. Во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

    Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.№4.

    Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду.

Творческий центр., 2009.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1990.

4. Буренина А. И. « Театр всевозможного » С-П, 2002.

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,

6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5

лет. – М.:ВАКО, 2007.

7. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и

драматизациям// Театр и образование: Сб. научных трудов. -М. 1992.

8. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной

деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001.-№2.

9. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М.,

10. Зверева О. Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М.,

11. Козлова С. А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия,

12. Мигунова Е. В. « Театральная педагогика в детском саду» .-М.,

Творческий центр, 2009.

13. Михайлова А. Я. « Театр в эстетическом воспитании

дошкольников» Москва2006.

14. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. -М., 2000.

Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду».

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков - это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». (Б. М. Теплов)

Театр и родители.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Я предлагаю родителям в домашних условиям устроить детям театр.

Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.

Куколки на пальчик.

Игра с пальчиками - первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.

Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше — раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю — корону, деду — бороду и усы, а бабке — платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец — отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей».

Театр на столе.

Именно на нем и разыгрываются представления.

Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту.

Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.

Конусные куклы.

Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, — вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, поэтому их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации — простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3), соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом фоне — пара деревьев, вот и получился лес. На голубом легко представить море или речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в настоящем кукольном театре!

Перчаточные куклы.

Можно их сшить самим, а можно — взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке - белый или серенький. Здесь главное - аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п.

Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!

Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.

Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок - результат будет стоить того.

Для ваших детей это будет настоящий праздник!

Консультацию подготовила

Пермякова Р.Г.,

воспитатель

1 старшей группы «Одуванчик».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

Консультация

"Театрализованная деятельность - самый короткий путь эмоционального раскрепощения".

Консультация

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10- 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: "недоиграл", т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе "сотворения игры". Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Как же научить проявлять свои эмоции?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Она - неисчерпаемый источник развития чувству, переживаний и эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализация - это не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и.т.д. т.е. со "знаками", играющими роль выразительного языка.

Необходимо, чтобы педагог не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению" т.е. владел основами актерского мастерства. Одно из главных условий- эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувству педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Однако переигрывать - для создания звукоподражательных эффектов - не рекомендуется: дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов:

  • Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения "Котята" С. Маршака можно спросить у детей: " Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?"

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если " он не переживает борьбу зла и добра, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу" (В.А. Сухомлинский)

В соответствии с этим перед педагогом встают две основные задачи:

  • понять, разобраться в том, что чувствуют ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоко и серьезны;
  • помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернутся его содействие персонажам произведения.

Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образ героев, можно использовать проблемные ситуации типа "Ты с этим согласен?" Например, педагог читает отрывок из сказки и спрашивает: "Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки "Волк и семеро козлят"? Почему вы так думаете?" Или, показывая иллюстрацию с лисой, спрашивает: "Вы согласны, что эта лиса из сказки "Лиса, заяц, петух"? Почему вы так решили? Отвечая на вопросы и объясняя, почему они думают именно так, дети "вынуждены" вспоминать текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках ("Что с ним?", "Почему он плачет?")

Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения.

Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т.д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй идр. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение (каждый раз на другое слово): "Дай мне куклу", "мама пришла за мной". При этом не забывайте, что интонации педагога - образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального выражения.

Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.

Решению этой задачи способствуют задания типа "Разные настроения" (по карточкам - пиктограммам).

Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации необходимо подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили куклу, как ребенок испугался медведя и т.д. Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей (Или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось Лучше спросить, у кого получилось похоже и почему.

Таким образом, занятия театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и.т.д.)

Занятия в основном строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление эмоционально- чувственного опыта - длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками ("Любимые сказки", "Театральные вечеринки" и.т.д.); домашнее сочинение сказок и различных историй, а потом разыгрывание их; совместное изготовление атрибутов и.т.д.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

  • единство социально-эмоционального и когнитивного развития;
  • насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
  • постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • наличие интересных им эффективных методов и приемов работы с детьми;
  • совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).