Меню

Дисциплина: как воспитать ее в ребенке – начнем с себя. Как воспитать ребенка уверенным в себе

Досуг

На ребёнка не менее сильно, чем содержание речи, действует тон, каким с ним разговаривают. Возбужденная, несдержанная речь, не говоря уже о грубых бранных выражениях, раздражает его, порождает вспыльчивость, капризы, упрямство, наносит душевную травму и, в конечном счете, портит характер ребенка. Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами, мыслями. Надо быть ласковым без приторности, доброжелательным и приветливым, обращаться к малышу с добрым выражением лица. Тогда ребенок сам усвоит этот тон и будет сдержан и приветлив даже тогда, когда с ним случится какая-нибудь неприятность. Только спокойный человек, владеющий своим настроением и чувствами, может правильно ухаживать за ребёнком. Нервные родители воспитывают и нервных детей.

В семье, где умеют переживать трудности, не предаваясь унынию, где царит ровное, спокойное, доброе настроение, дети и физически, и психически развиваются лучше. В окружении весёлых, дружелюбных людей они сами становятся весёлыми и жизнерадостными.

Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность, выдержка — свойства возраста. Ребенок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт (тесноту в автобусе, очередь в магазине) . Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказаться от понравившейся игрушки, если родителям не по средствам её купить. Каждое преодоление каприза должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена .

Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что выдержанный, терпеливый, сосредоточенный ребёнок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии.

Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к 2-3 годам ребёнок ощущает себя как личность, а к 4-5 годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.

Старайтесь, чтобы ребёнок был задействован в как можно большем количестве, выражаясь языком психологов, «малых групп»: это не только детский сад, но и другие. Например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т.п. Это только поможет ему гармонично развиваться.

Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребёнок осознает своё «Я». Ребёнку надо внушить мысль о том, что именно он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако всё это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.

Необходимо помочь ребёнку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чём: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребёнка.

Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами… Каждый случай требует очень внимательного разбора, у детей своя логика; с нашей, взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены. Ставя перед ребёнком определённую задачу — потерпи, подожди — необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. И непременное условие — похвала за достигнутый результат. Выдержанный ребёнок вызывает положительную реакцию окружающих, ему будет легче учиться в школе. И сам он будет чувствовать себя комфортно.

Кража, воровство — применимы ли эти понятия к маленькому ребёнку? К сожалению, да. Вполне возможен такой случай, когда у вашего малыша вдруг обнаруживается вещь чужая, ему не принадлежащая. Ситуация эта весьма неприятная, сложная, требующая обдуманных решений, взвешенного, тактичного поведения.

С самого рождения дети познают все необычное вокруг себя, начинают повторять за взрослыми движения, мимику, действия, слова. Открывают для себя все новые и новые знания о мире, о жизни, стремятся чему-то научиться.

От природы каждый ребенок имеет желание к развитию. Но что именно может сделать ребенка поистине счастливым, раскрыть все его таланты, умения, которые были заданы ему в самом начале его пути? Где искать ответ на этот вопрос? И как развивать и воспитывать ребенка правильно?

Как надо воспитывать ребенка правильно

В нашей семье пополнение - родился мальчик. Вот он уже делает первые шаги, неуверенно переставляет ножки, но хочет поспеть за мамой. Она всегда готова помочь ему при случае, удержать в нужный момент от падения! А вот начинает произносить первые слова, и мама улыбается от умиления, смахивая с глаз настырную слезинку, что рвется наружу от такой небывалой радости. Впервые слышать, как твой собственный кроха произносит это слово: «Мам..аа!»

Мы, родители, стремимся научить ребенка необходимым вещам. Среди всего разнообразия предлагаемых методов воспитания хочется найти универсальный. Чтобы вырастить своего ребенка счастливым человеком. Но до этого момента, когда он будет уверено идти по жизни сам, его нужно направлять, развивать и воспитывать. Самые близкие люди, родители, готовы обеспечить ему защиту от внешних угроз, поддержку в нужный момент, окружить заботой, вниманием и любовью, создать необходимые условия для его жизни. Но как этого достичь?

Бывает так, что не получается. Ребенок может биться в истерике, не слышать доводов, советов родителей. Делать зачастую, что ему вздумается. И тогда наступает момент, когда мама или папа задается вопросом, почему так получается? Что было упущено в воспитании. Как исправить ситуацию, чтобы

А дальше каждый родитель хочет получить ответ на свой конкретный вопрос, решить свой частный случай. Но все они имеют нечто общее - желание найти понимание того, почему не получается, и узнать, как это - воспитывать ребенка правильно?

Все дело в том, что это всего лишь процесс развития. Дети могут себя плохо вести, не слушаться, выражать агрессию и капризничать. Но этот процесс контролируется взрослыми. Для воспитания идеального человека надо знать ряд системных правил о том, как развивать ребенка.

Важно этому его научить с самых ранних лет. Тогда он сможет развиваться правильно, реализуя во взрослой жизни свои развитые таланты и умения. Научиться получать удовольствие от жизни, наслаждаться каждым прожитым днем.

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Всем молодым родителям нужно знать, как правильно воспитывать ребенка с рождения. Мнение о том, что воспитывать малыша нужно в момент, когда он уже ходит и говорит, достаточно ошибочно. Именно от того, какой фундамент заложен в характер ребенка в период до 1 года, будет зависеть его дальнейшее развитие и восприятие мира и социума.

Условно развитие малыша на первом году жизни разделяют на 4 этапа, каждый по 3 месяца. Можно себе только представить, сколько сил уйдет у крохи на то, чтобы всего за 1 год научиться столь многому. Поэтому на плечи родителей ложится огромная ответственность, здесь помогут советы педиатров и детских психологов.

Первый этап развития ребенка длится с момента рождения до исполнения ему 3 месяцев. Именно в это время очень важно помочь ребенку привыкнуть к окружающему миру, гигиене, научить первым навыкам общения и сенсорного восприятия.

В первые недели жизни крохе не нужно ничего, кроме удовлетворения чувства голода, хорошего самочувствия и крепкого сна. Однако потом наступает момент, когда кроме основных желаний, ребенок начинает оглядываться по сторонам, изучая и наблюдая. Важно с этого момента научить его созерцать все с высоко поднятой головой, для чего нужно переворачивать его на живот, даже если это вызывает протест. Со временем это станет хорошей привычкой.

Особое внимание нужно уделять гигиене. Уже с пеленок нужно приучить малыша каждое утро умываться. Даже простая смена подгузника постепенно приучит ребенка к чистоте, а со временем он сам будет показывать, что пришло время гигиенических процедур.

Обязательно включается в развитие и воспитание детей раннего возраста. Для этого все процедуры должны сопровождаться нежными разговорами, напеванием песен. Каждый свой поступок нужно озвучивать, комментировать, рассказывать, что именно сейчас с ним происходит. А улыбка в разговоре заложит основы культуры общения и сделает дитя счастливее.

Не нужно забывать и о том, что именно с рождения нужно приучать кроху к самостоятельности. Для этого необходимо приучить его некоторое время находиться в кроватке одному, агукая и играя с первыми своими игрушками. Отлично для этого подойдут подвесные карусели, которые одновременно развлекают и развивают у ребенка зрительные и сенсорные навыки.

Второй этап развития

По достижении крохой 3 месяцев начинается второй этап развития. На этом этапе малыши начинают углубленно учиться разговаривать, общаться, различать вещи вокруг себя. Самостоятельно им сделать это очень сложно, поэтому именно на плечи мамы и папы ложится ответственность за столь важный период роста и воспитания.

Очень важно в это время включать ребенку музыку, особенно классику и детские песни. Кроме того, нужно обращать внимание малыша на звуки окружающей природы, при этом сопровождать все это комментариями.

Необходимо как можно чаще разговаривать с малышом, особенно во время активной игры. Обязательно в включают игрушки в виде животных, при этом стараясь вовлечь его в игру Кто как говорит. Уже в таком маленьком возрасте дети начинают различать цвета, формы, материалы на ощупь. Кроме того, они активно начинают изучать свое тело, поэтому очень важно во время ежедневного развивающего массажа проговаривать названия частей тела. Не стоит забывать, что все беседы с малышом нужно вести нежным и ласковым тоном.

Не стоит забывать о важности физического развития у детей 3-6 месяцев. В начале этого периода все малыши уже крепко держат голову, пытаются сконцентрировать свое внимание на каком-то предмете и стараются ухватить его и крепко удержать. Но сильное стремление к познанию всего нового заставляет кроху приподниматься, пытаться сесть, чтобы увидеть как можно больше пространства вокруг себя. Они все чаще требуют к себе внимания, просятся на руки, им уже намного сложнее долго лежать на одном месте.

Важное место на этом этапе развития детей занимают игрушки. Мячики, мягкие кубики с разноцветными картинками, резиновые пищалки помогут родителям воспитать у малыша тактильные, сенсорные и слуховые реакции. А прорезыватели помогут справиться с дискомфортом, вызванным появлением первых зубов.

Взросление после достижения полу года

Методики воспитания детей шестимесячного возраста кардинально переходят в активную фазу. В этом возрасте малыши начинают садиться, учатся ползать, пытаются вставать и даже ходить. Очень часто именно на этом этапе , если не знают правила воспитания детей раннего возраста.

Взрослым кажется, что безопасность крохи является самым важным приоритетом, забывая при этом о том, что не менее важным является поощрение любознательности, исследовательских проявлений.

Постоянные запреты поставят малыша в тупик. Правильнее будет разрешить ему в полной объеме изучать все вокруг себя, но убрать все опасные предметы за пределы досягаемости. Шкафы и полки стоит наполнить игрушками, а не запирать и постоянно ходить за чадом, повторяя слова запретов.

Самое время начинать приучать отпрыска к горшку, присаживая его после сна, кормления, прогулки. Со временем ему станет понятно, что от него хотят, и вполне возможно, что скоро он сам начнет подавать знаки о природных потребностях.

Правила гигиены в этот период начинают включать обязательное мытье рук перед едой, после улицы. Кроме того, формирование культуры чистоты в этом возрасте можно с помощью обучения чистки зубов. Для этого в наше время существуют специальные зубные щетки, которые надеваются на палец и одновременно с чисткой отлично массажируют десны.

Так как ребенок уже сидит, а большинство родителей начинают вводить дополнительную пищу, необходимо использовать нагрудники. При этом словесно нужно обязательно проговаривать отрицательные стороны грязной одежды и положительные стороны чистоты и аккуратности.

Также очень важна в этом возрасте игровая деятельность — с ее помощью ребенок познает мир. Актуальны игры ладушки и кукушки, изучение частей лица. Начинать нужно с их изучения на любимой игрушке, а затем поиск на собственном лице. Усложнятся игры с игрушками: самое время объяснить малышу, что мячик может катиться, колеса у машины крутятся. Ему будет интересно получить в подарок музыкальный развлекательный центр, игрушки из разного материала и размера. Особый интерес вызовут игрушки для купания.

Период с 9 месяцев до 1 года

Особенности воспитания детей раннего возраста, особенно когда им уже почти исполнился 1 год, заключаются в первую очередь в физическом развитии. Малыши уже начинают ходить, держась за предметы или мамину руку, у них может получаться вставать с положения сидя. Хотя очень часто после того, как малыш начал ползать, он теряет интерес к передвижению на ногах. В этом случае в обязанности родителей входит подталкивать его к желанию стоять и ходить. Помогут в этом игрушки, которые нужно держать обеими руками, необходимость дотягиваться до них с положения стоя.

Ближе к годовалому возрасту дети активно реагируют на разговоры со взрослыми. Положительно влияют на их умственное развитие игры с другими детьми такого же возраста.

Игрушки становятся более сложными. Складывание пирамид поможет понять разницу между цветами, размерами, развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения. Радость вызывают неожиданные находки, и ребенок начинает понимать и желать сюрпризов, как в случае игры с матрешками.

Малыш уже готов к восприятию таких слов, как нельзя, плохо и хорошо. Важным является указывать ребенку на те вещи, которые запрещены, поощрять хорошее поведение. Обязательно нужно своим примером научить ребенка любить окружающий мир, животных и других детей. В случае, когда дети дерутся, нужно строго объяснять, что это плохо, так поступать нельзя. Главным в этом случае является настойчивость и обязательность реакции ребенка на слова взрослых.

Правильное воспитание детей с рождения является важной основой в дальнейшем развитии полноценного члена общества. Главную

Воспитание ребенка достаточно сложное дело. Каждый взрослый, не имеющий собственных детей и видящий на улице несправедливость по отношению к ним, думает, что сам он так никогда не поступил бы. Или думает, что его дети не будут такими, как этот невоспитанный юнец. К тому же, совершенно верным считается утверждение, что все зависит от родителей. Безусловно, родительский пример - это уже половина воспитательного процесса. Но и на генетическом уровне молодому поколению передается очень многое. В том числе, манера поведения.

Чтобы знать, необходимо оценить в первую очередь себя.

Психологи выделяют пять детей. Они распространяются практически на всех несовершеннолетних, независимо от их возраста.

Метод убеждения

Данный метод можно рекомендовать всем родителям, когда в их сознании только появляется вопрос - как правильно воспитать ребенка. Любому человеку приятно, когда с ним беседуют. Метод убеждения основан именно на беседе. Это ни в коем случае не нравоучение. Во время такой беседы люди разговаривают на «равных». Лучше всего, когда во время или после проступка ребенка, его мама или папа скажут: «Нам надо поговорить». Ни в коем случае нельзя использовать наставления или угрозы, беседа должна идти в плавном ритме, может быть подкреплена примерами из жизни (у взрослых всегда может найтись пример - если не из жизни, так из сказки). А вывод в конце разговора сможет сделать сам ребенок. Это будет его решение.

Метод подкрепления

Система воспитания детей обязательно должна быть построена с учетом этого метода. Именно в этом русле возможны похвала или порицание. Особенно эффективно этот метод работает в дошкольном и школьном возрасте. Каждому человеку приятно, когда его хвалят. Поэтому родителям необходимо замечать маленькие победы своего ребенка. Однако похвала не должна превращаться в восхваление. В некоторых случаях достаточно просто родительской улыбки или отцовского рукопожатия. Безусловно, необходимо в присутствии других людей (родных, друзей) рассказывать о победах ребенка. А последующие поступки малыша могут стать подтверждением тому, что родители точно знают, как правильно воспитывать детей.

Поступки, которые заслуживают порицания, ни в коем случае не следует выносить на суд посторонних. Наказание в каждом случае может быть разным: отказ в сладостях, в приобретении чего-либо и т.п.

Многие родители считают данный метод ответом на вопрос, как правильно воспитать ребенка.

Метод «непререкания»

Достаточно сложный метод в системе воспитания детей. Маленькие дети часто без всяких объяснений парируют: «Не хочу, не буду». В таком случае родительское терпение может творить чудеса.

Самое главное для родителей в этом случае помнить о том, как правильно воспитать ребенка, и знать, чего хочется добиться и от малыша.

На его «Не хочу» необходимо просто и твердо говорить: «Надо».

Например:

«Пойдем кушать кашу...» - «Не хочу!» - «Каша - это обязательный завтрак». - «Не буду!» - «После каши в твоем животике перестанет булькать, и он скажет тебе спасибо». - «Не хочу!» - «Надо кушать кашу». Ребенок в этот момент поймет, что данное действие неизбежно. И перестанет пререкаться.

Метод «раз, два, три»

Особенно маленькие дети хорошо включаются в этот метод. При действиях ребенка, которые ему не разрешены, родителю достаточно начать считать, перед этим предупредив малыша, чем ему грозит отказ от выполнения просьбы.

После «раз, два, три», если ребенок не прекращает свои действия, обязательно должно наступить наказание. В следующий раз, когда начнется счет, ребенок будет знать, что взрослый настроен решительно.

Метод физического наказания

Самый недостойный прием воспитания. Некоторые психологи считают, что им, как правило, пользуются ущербные взрослые. Они могут применить силу в отношении человека, который гораздо слабее. Данный метод ничего кроме агрессии и озлобленности вызвать не может.

Как правильно воспитать ребенка - решать каждому родителю самостоятельно.

Только у самых грамотных и умных взрослых получается воспитать себе друга. Это большое достижение. Но оно под силу каждому.

Сейчас существует множество теорий и методик воспитания. Разобраться в них бывает трудно, но применить к своей жизни хочется. Подробнее об этом в нашей статье.

Кажется, что можно найти волшебную таблетку, которая поможет нам воспитать счастливого разносторонне развитого человека. Иногда родители заходят в своем желании слишком далеко. Наказывают для профилактики — а вдруг потом вообще слушаться перестанет. Боятся запрещать что-то — а вдруг нанесут травму. Развивают с пеленок, чтобы вырос гением. Покупают слишком много игрушек и одежды, компенсируя свое отсутствие. Мы не доверяем детям, не верим, что они будут расти и развиваться без наших активных вмешательств. Родителям порой кажется, что они настолько умны, что могут точно сказать, что сделает ребенка счастливым. На самом деле, уже давно доказано на практике, что успешными и счастливыми вырастают те люди, которых в детстве любили.

Это означает, что маленький человек видел, как мама и папа радуются его улыбке, искренне интересуются его жизнью. Знал, что родители придут на помощь и помогут. Такому ребенку уделяли время. Но у родителей была и своя взрослая жизнь. Избегать крайностей всегда полезно. Когда мы живем для детей — это обременяет их и не дает им возможности отделяться от родителей. А когда мамы и папы постоянно нет рядом, это дает противоположный эффект — желание получать то, что не хватало в детстве. Поэтому в воспитании хороша золотая середина. Не надо создавать искусственных ситуаций, пусть жизнь течет сама собой. Иногда слишком осознанные и начитанные родители перестают слышать себя и своего ребенка, следуя безоговорочно чужим рекомендациям. Отнеситесь к данной статьей критически. Прислушайтесь к себе. Почему тот или иной пункт вызывает отторжение или легко принимается? Обдумайте, проанализируйте. Возможно, чего-то было мало в вашем детстве. Либо, наоборот, в избытке. Смотрите на своего ребенка, прислушивайтесь к себе. И тогда все получится.

9 главных правил воспитания детей

1. Личный пример

Важно помнить, что воспитывают не слова, а поступки, личный пример. Пожалуй, это то, с чего следует начинать. Ребенок подражает родителям с самого рождения. Может ли сын или дочь проявлять активность, если родители лежат на диване? Возможно ли заставить любить читать или заниматься творчеством? Многими вещами реально только заразить. Если родители деятельны, активны, им нравится жить, узнавать новое, ребенок это обязательно начнет чувствовать и перенимать. Если вы сами проявляете вежливость, тогда и малыш быстрее научится здороваться и уступать место в общественном транспорте. То, что вы говорите о политике, обстановке в стране, взаимоотношениях людей, обязательно будет впитано. Если родители постоянно ругают ситуацию, мало видят своей ответственности, то чего ждать от ребенка? Не надо себя в этом месте подтягивать до идеала. Родитель — это живой человек. Вы грустите, устаете, злитесь, переживаете, радуетесь, смеетесь, иногда ленитесь. Важно, конечно, помнить о личном примере, но и излишнее перенапряжение не принесет нужных результатов. Делайте то, что вы любите — гуляйте, ходите с ребенком в театр, рассказывайте истории из детства, читайте. Заражайте своим примером. Показывайте, как вы справляетесь с трудностями, решаете конфликтные и сложные ситуации. Одним слово, как вы живете.

2. Ответственность за физическую и эмоциональную безопасность ребенка

Взрослый в семьей главный, но он еще и тот, кто обеспечивает безопасность ребенка. Родитель — это з ащита, поддержка, помощь. Поэтому важно всегда быть на стороне ребенка, показывать, что ошибаться и падать не так страшно, когда рядом есть тот, кто поможет подняться.

3. Соблюдение иерархии в семье

Взрослые — большие, дети — маленькие. Иногда многие проблемы в семье происходят из-за нарушенной иерархии. Ребенку предоставляется слишком много ответственности и свободы не по возрасту. Тогда сложно оставаться маленьким и развиваться сообразно природе. Именно за родителями остается последнее слово. Конечно, важно давать ребенку свободу, прислушиваться к его мнению, спрашивать, что он любит есть, какую сказку хочет послушать, какую кофту надеть в сад или в школу. Но по важным вопросам решение принимают именно родители, потому что они взрослые. Они не разрушаются от агрессии ребенка, не делятся с ним своими трудностями. Да, мама может болеть и просить ребенка не мешать ей, но взрослый не ставит детей в позицию, когда без них не справиться. Родители опираются на своих друзей, близких, не на ребенка. Если мама начинает говорить: «не делай так, ты расстраиваешь мамочку», она перекладывает на ребенка ответственность за свои чувства. Взрослый может требовать должного поведения и отношения, но он помнит, кто здесь маленький.

4. Качественное времяпрепровождение с ребенком

Иногда так бывает, что родители не могут уделить ребенку должное внимание. Иногда на это есть объективные причины — мама растит ребенка одна, много работает, помощи мало. А бывают ситуации, когда родителям сложно находиться в живом контакте с детьми, поэтому они заменяют свое внимание и любовь подарками, игрушками, гаджетами. Именно в теплых человеческих отношениях ребенок учится взаимодействию с миром, здесь же рождается и самооценка. Мы всегда находим время для действительно важного в своей жизни. Пусть вы не проводите с ребенком целый день, но уделите ему 1-2 часа времени в сутках. Выслушайте, расскажите свои истории. Поиграйте или почитайте. Узнайте, чем он интересуется.

5. Уважение интересов ребенка

Иногда так случается, что родители обесценивают то, что нравится их детям: куклы, герои, игры, музыка, фильмы и даже иногда друзья. При этом мы хотим уважения к тем сферам, которые интересны нам. Поэтому самый верный способ — не полюбить, а попробовать интересоваться тем, что увлекает наших детей. Иногда так случается, что проявляя любопытство, родители больше понимают ребенка через его интересы.

6. Сосредоточенность на позитиве

Наверняка встречали на просторах Интернета информацию о том, как портит самооценку красная ручка, когда в тетради учитель выделяет 1 ошибку и не подчеркивает все остальное, написанное верно. Иногда родители так переживают за успешность и будущее ребенка, что начинают уделять слишком много внимания негативу и подчеркивать его. Поэтому важно выделять на похвалу гораздо больше времени и сил. Маленькие дети, которых постоянно ругают, начинают специально вести себя плохо, чтобы добиться от родителей внимания. А дети постарше переживают из-за низкой самооценки. Учитесь видеть сильные стороны вашего ребенка и смещать акцент именно на них. Часто ребенок и сам прекрасно знает о своих проблемах, зачем лишний раз напоминать о них? Дети заслуживают слышать добрые слова. Очень часто за проблемным поведением кроется история с чрезмерной критикой, которая поступает к ребенку от взрослых людей.

7. Предоставление свободы

Конечно, свобода должна быть сообразна возрасту ребенка. Малыш может выбрать, какой фрукт он хочет съесть, какую сказку слушать, школьник - какую форму надеть, какой кружок выбрать. Когда родитель слишком сильно опекает ребенка, он провоцирует протестное поведение.

8. Отказ от позиции «Ребенок — смысл жизни»

Это замечательно, когда родители сильно любят своих детей. Но только не в том случае, когда ребенок заполняет все пространство. Мама может говорить: «я родила для себя», «я все для тебя сделала», «я пожертвовала работой ради тебя», «ты смысл моей жизни». Это очень сложно для ребенка. В таком случае стать взрослым и уйти из родительского дома практически невозможно. Живите для себя, ребенок - это лишь часть жизни взрослого человека. Именно тогда все станет на свои места.

9. Общение

Как бы банально это ни звучало, но именно простое общение повышает доверие. Инициируйте общение. Расспрашивайте ребенка. Если он разговаривает неохотно, начните рассказывать сами. Дети в любом возрасте очень любят истории из детства их родителей. Что-то смешное, грустное. То, что будет отзываться. Не наседайте, дождитесь, когда сын или дочь сами захотят поведать о том, что было днем, что тревожит или радует. Не спешите давать оценок. Научитесь быть хорошим слушателем.

В любом случае помните, что правила - это лишь ориентиры, в которых разбираться только вам. Именно родители лучше всех знают своих детей, но могут не замечать важного. Прислушивайтесь к советам, соотносите их с реальной ситуацией. Заботьтесь о себе. Помните пример с кислородной маской? Важно думать о своих потребностях и помнить, что детям нужны рядом счастливые родители. Не относитесь к воспитанию излишне серьезно. Когда мы слишком много думаем и анализируем, тогда сложно видеть ребенка и чувствовать его. Ошибаться - это естественно. Не ошибаются только те, кто ничего не делает. Читайте книги, полезные статьи, но адаптируйте полученные знания под свою жизнь.