Меню

3 лет но. Принцип построения занятий для дошкольников

Дом

Ваш малыш достиг возраста трех лет,и Вы с гордостью можете похвастаться тем, что он повзрослел, поумнел, с ним можно договориться, узнать: что у него болит, что он хочет и т.д. Казалось бы, теперь нужно только радоваться и надеяться, что трудностей в воспитании станет значительно меньше! К сожалению, не все так все просто, как кажется. Дело в том, многие детки в этом возрасте испытывают кризис трех лет, который проявляется регулярными капризами, недовольствами, беспричинными истериками. Чтобы морально быть готовыми к этому сложному периоду, анализировать развитие своего малыша, рекомендую ознакомиться с возрастными особенностями детей 3 лет.

Ниже я подробно изложила статистические сведения о том, что должен знать и уметь Ваш ребенок после 3 лет.

Физическое развитие малыша 3 лет

Малыши 3 лет могут делать следующие физические упражнения:

  • ходить на пальчиках
  • бегать
  • спрыгивать с бордюра, с лестничной ступеньки и с другой небольшой высоты
  • прыгать
  • лазить по лестнице
  • съезжать с детской горки
  • ловить мяч
  • ездить на трехколесном велосипеде
  • перепрыгивать через линию, нарисованную на полу
  • преодолевать невысокие препятствия.

Нервно-психические особенности детей 3 лет

Малыш такого возраста:

  • умеет говорить словосочетания или несложные предложения, включая прилагательные и наречия
  • с огромным интересом рассматривает картинки или фотографии, указывает пальчиком на знакомые лица, предметы и называет их.
  • играет в ролевые игры, к примеру: в дочки-матери, в больничку, в магазин и т.д.
  • рисует карандашом, маркером или фломастером, изображая на листе бумаги элементарные фигурки, закорючки, черточки и т.д.
  • лепит из пластилина простые фигурки в виде колбаски, шарика, грибочка…
  • лепит из песка пасочки, домики…
  • красит пальчиковыми красками
  • крутит диск телефона
  • открывает коробки, ящики, сумки, крышки
  • многие вещи может одеть самостоятельно, а некоторые с помощью взрослого. В трехлетнем возрасте малыш способен расстегнуть и застегнуть пуговицы
  • самостоятельно пользуется носовым платком, мылом, расческой, салфеткой, зубной щеткой и другими средствами личной гигиены.
  • играя мозаикой, может выложить красивую картинку, а играя конструктором, может построить домик, замок, гараж или другое сооружение.
  • проявляет самостоятельность, строит планы о том, что собирается сделать, причем во многих случаях не сообщая об этом взрослым
  • любит быть в центре внимания, нравится другим
  • слушает чтение сказок, небольших рассказов, с большим интересом вникая в сюжет
  • различает: что такое хорошо и что такое плохо (если родители ему об этом рассказывают)
  • любит играть с другими детками, прекрасно чувствует себя в коллективе. Хотя некоторым малышам больше нравится играть самостоятельно, а присутствие рядом других деток воспринимается как источник отрицательных эмоций.Таким карапузам будет проблематично привыкать к детскому саду, поэтому родителям нужно приучать малыша к общению с другими людьми, детками. Возможно, придется прибегнуть к помощи психолога.

Распорядок дня

Чтобы трехлетний малыш нормально развивался, рекомендую придерживаться правильного распорядка дня:

  • ночной сон малыша должен длиться около 11 часов, а начинаться с 21.00 часов.
  • дневной сон – примерно 1,5 часа

Если малыш отказывается от дневного сна, все же старайтесь его уговорить, проявите настойчивость или прибегните к различным хитростям. К примеру, мы немного полежим, а спать не будем или давай ты полежишь, а я тебе прочту твою любимую сказку. Помните, что систематическое недосыпание чревато повышенной капризностью ребенка в конце дня, его раздражительностью и усталостью.

Следует отметить еще одни возрастные особенности детей 3 лет – это то, что они излишне эмоциональны, а их настроение может меняться десятки раз в день. Что можно посоветовать родителям? Конечно, набраться терпения и спокойствия, научиться переключать капризулю с одного эмоционального состояния на другое, спокойно разговаривая с ним, целуя, поглаживая, покачивая, а иногда и подбрасывая его. Благодаря этому малыш отвлечется, успокоится, улыбнется или рассмеется.

Занятия с ребенком

Обучаем и развиваем ребенка 2-3 лет, обеспечив ему прекрасную атмосферу:

  • комфортность — в помещении не должно быть ни жарко, ни холодно, ни шумно …
  • карапуз должен быть сыт
  • малыш должен чувствовать себя хорошо (например: у него ничего не должно болеть)

Занятия должны проходить кратковременно, в форме игры. Помните, что в трехлетнем возрасте карапуз обучается только тому, что ему интересно и воспринимает информацию только от того человека, которому доверяет. Карапуз старается подражать близкому человеку, перенимая его привычки, слова и действия, причем и хорошие, и плохие, и правильные, и неправильные. Этот факт вы должны обязательно учитывать и контролировать себя.

Немаловажной особенностью интеллектуального развития является то, что внимание, мышление и память у трехлетнего малыша работает непроизвольно, поэтому он даже играя в песочнице, как губка впитывает информацию.Будьте внимательны и терпеливы к своему чаду, занимайтесь с ним в непроизвольной форме, развивайте его способности и тогда в дальнейшем малышу будет легче постигать дошкольную и школьную программу.

Ребенок в 3 года – маленький взрослый. За последнее время он проделал огромный путь развития и роста. Совершенное управление собственным телом, освоение речи и бытовых навыков, первичные знания о мире и его свойствах – далеко не полный список достижений малыша к данному возрасту. Важный отрезок жизненной дистанции остался позади. Но многое еще предстоит узнать, понять и выучить.

Общее развитие ребенка в 3 года

В обществе бытует весьма распространенное мнение, что ребенок в 3 года – это окончательно сформированная личность с определенным характером и набором способностей.

Бессмысленно пытаться что-либо в нем изменить – «после трех уже поздно». «Извините, вы опоздали!» - говорят советские детские психологи и специалисты, глядя на попытки бдительных родителей направить их чадо в нужное русло, когда он уже преодолел «критический» возраст. Спорить с ними бессмысленно – каждый имеет право на личное мнение. Современным папам и мамам нужно уметь услышать свой здравый смысл за этим нестройным хором громких возгласов и противоречивых советов.

Никогда не поздно чему-то научить и привить новое качество растущему человечку. Развитие ребенка в 3 года не останавливается. Оно продолжает шагать семимильными шагами и набирает скоростные обороты вопреки мнению сторонников модной теории раннего формирования детской личности. Единственное, о чем следует помнить с позиции «потом трудно исправить», это доверительные отношения между малышом и близким ему взрослым, выстраивающиеся с рождения и на протяжении всей жизни. Самыми определяющими для них, действительно, являются первые 3 года или даже год общения с карапузом. От разумного поведения родителей на данном этапе зависит многое. Не наорать, не применить силу, не проигнорировать, а спокойно выслушать и проявить сочувствие, не уступив своих позиций - на самом деле тяжело. Но именно сейчас, оазобравшись с собственными эмоциями, зависит благополучие и счастье малыша в его взрослой жизни.

Вторым важным моментом взросления трехлетнего малютки является его отправление в детский сад. Бабушке становится сложнее справляться с подросшим сорванцом, мама выходит на работу. И в жизни крохи назревает необходимость окунуться в необычную для него атмосферу общественных норм и правил. Если большую часть времени малыш проводил исключительно в обществе мамы, то ему потребуется определенный адаптационный период, чтобы привыкнуть к ее продолжительному отсутствию и пребыванию в коллективе. Поэтому первое время стоит ограничить нахождение ребенка в дошкольном учреждении, предоставляя ему возможность осмотреться и «перерасти» сильную привязанность к дому. Терпение и постепенность – главные условия правильного приучения к происходящим в его жизни изменениям.

Что же должен уметь ребенок в 3 года, чтобы успешно справиться с новыми реалиями? В первую очередь, важны его бытовые навыки: способность самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться, справлять физиологические потребности. Не последнюю роль играет умение соблюдать установленный распорядок дня – вставать рано утром и без нареканий отправляться спать днем вместе с другими детьми, когда скажет воспитатель. В противном случае могут возникнуть трудности и, как следствие, слезы, истерики и нежелание продолжать посещение детского сада. Но даже это не самое главное из того, что должен уметь ребенок в 3 года. Общение и игра со сверстниками – вот ключ к быстрой адаптации в коллективе и завоеванию друзей. Это поможет проявить его коммуникативные качества, научит разрешать конфликтные ситуации, принимать поражения и одерживать победы.

Речь в 3 года

Быстрыми темпами продвигается речевое развитие ребенка в 3 года. Он составляет предложения из 6-7 слов, может рифмовать их, придумывает и поет песни на непонятном языке. Сейчас самое подходящее время для того, чтобы расширить познания малыша о природе вещей и предметов. Взрослый может объяснить ему, что предметы, имеющие определенные наименования, состоят из других форм, которые тоже носят свои названия. Например, цветок включает в себя лепестки, стебель и листья. Так у крохи помимо расширения словарного запаса вырабатывается понимание общего, частного и умение отделять одно от другого

Рассмотрим то, что должен уметь ребенок в 3 года согласно общепринятым нормам.

  • Малыш начинает правильно употреблять приставочные глаголы: пришел, вышел, ушел.
  • Понимает и использует в речи обобщающие слова: одежда вместо кофты и штанов, игрушки вместо мишки и зайчика.
  • Называет отдельные части предмета своими именами, например, у стула есть сидение и спинка, а у шкафа - дверца и ручка. До этого каждая из этих составляющих была просто шкафом и столом.
  • При описании событий и собственных эмоций употребляет синонимы.
  • Начинает замечать ошибки в лексике других детей, даже если сам их допускает.

Необходимо постоянно общаться с малышом. Особенно важным это становится, если речевое развитие ребенка в 3 года отклоняется от нормы. При этом главную роль играет сама конструкция разговора. Карапуз не должен бездумно запоминать новые слова, его главная цель - понять их значение. Следует создавать обстоятельства, в которых он будет сопоставлять отдельные понятия с яркими, запоминающимися образами и явлениями.

Удобное время для содержательных бесед – пребывание с ребенком на свежем воздухе. Во время совместных прогулок взрослому нужно акцентировать внимание ребенка на происходящих событиях. Разговор строится в форме диалога – ты мне, я тебе. Это достаточно продуктивная модель общения.

Незаменимым по своей значимости занятием остается чтение книг. Ребенок в 3 года уже не пассивно слушает, а комментирует, задает вопросы и может вкратце пересказать то, что услышал. Из произведений, способных его заинтересовать, помимо хорошо известных сказок выделяются стихи, потешки и песенки. Малыша завораживает их ритмика и мелодичность. Они обогащают его речь и развивают мышление.

В 3 года особенно важен механизм произнесения слов. Специалисты рекомендуют внимательно наблюдать, как ребенок произносит согласные звуки, насколько чисто они звучат, и не кажется ли его губная артикуляция слишком вялой. Это особенно актуально при раннем переводе малыша на искусственное вскармливание. Четкость произношения неизбежно ухудшается при изучении новых, сложных слов. Если взрослый вовремя обратит на это внимание и в игровой форме попросит отработать проблемные звуки на примере односложных слов, то ребенок в 3 года быстро справится с подобным незначительным регрессом.

Уход за трехлетним малышом

Существенным изменением распорядка дня ребенка в 3 года становится ежедневное посещение детского сада. Если до этого малыш уже соблюдал определенный режим, ему будет легче адаптироваться в новых жизненных условиях. Мама может немного перевести дух и заняться своими делами. Уход начинает занимать утреннее и вечернее время, а днем ребенок находится под наблюдением воспитателей.

Питание ребенка

Ребенок в 3 года продолжает питаться 4 раза в день. Зачастую, отправляясь в детский сад, малыш отказывается принимать пищу в новом для себя месте. Поэтому родители должны быть на связи с персоналом заведения, чтобы вовремя принять необходимые меры. Иногда можно обойтись простым разговором. Если ребенок упорно продолжает отвергать еду, это повод задуматься: возможно, дело не в нем, а в качестве этой еды. Только после выяснения всех подробностей стоит принимать разумное решение. Давление в подобной ситуации не поможет, а оттолкнет чадо от взрослых и приведет к серьезным проблемам с приемом пищи в будущем.

Сон в 3 года

Успешное развитие ребенка в 3 года подразумевает крепкий и здоровый десятичасовой сон ночью и 1-2 часа отдыха днем. Малыш растет, становится энергичнее и может отказаться от дневного тихого часа. Родителям надо быть непреклонными и постараться сохранить существующий распорядок, как минимум, до 5 лет.

Безопасность

Подросший непоседливый карапуз должен быть хорошо осведомлен об основных правилах поведения на улице, в том числе вблизи проезжей части или незнакомых местах. Ребенок в 3 года способен запомнить местоположение своего дома, поэтому родителям стоит как можно быстрее его этому обучить. А отправляя малыша в детский сад или на обычную прогулку, не лишним будет положить в карман его курточки бумажку с домашним адресом.

Чему можно научить?

Не существует конкретных рекомендаций, по поводу того, что должен уметь ребенок в 3 года или что он обязан к этому возрасту узнать. Это индивидуальное решение его родителей, зависящее от желаний и интересов самого малыша. Однако отдельные сведения уже можно вводить в информационное поле в виде игры. Таким образом, допустимо начать изучение букв, геометрических фигур, цифр и других важных понятий. Сейчас память ребенка работает очень продуктивно, и новые знания будут быстро усваиваться. Если его интерес к обучению не пропадает, то, познакомившись с буквами, целесообразно перейти к слогам и целым словам. Уже через короткое время малыш сможет продемонстрировать счастливым родителям свои первые навыки чтения.

Развивающие игры

Наступает интересное время для всевозможных совместных игр. Ребенок в 3 года принимает активное, осознанное участие в игре, отдавая отчет своим действиям. При этом он еще не утратил удивительную любознательность и неравнодушие ко всему происходящему. Подобное сочетание делает его идеальным участником любого развивающего занятия, проводимого в игровой форме. Каким же образом можно развлечь трехлетнего непоседу?

Найди лишнее. Взрослый называет три слова, которые ребенок должен сначала обобщить, а затем определить лишнее. Например, одуванчик, тюльпан, дуб – все три понятия являются растениями, но дуб – это дерево, поэтому он тут лишний. Помимо развития логики и мышления подобная игра способствует обогащению словарного запаса.

Кто как двигается? Для начала необходимо прочитать любую книгу о животных, обсудить ее, рассмотреть иллюстрации. Далее начинается сама игра – взрослый и ребенок изображают движения зверей, про которых написано в книге (прыгают, как зайцы и летают, как птицы). Такое развлечение развивает общую моторику и воображение.

Сделай вазу. Небольшая банка или бутылка обклеивается пластилином, после чего ребенку предлагается придумать узор и украсить сосуд, сделав из него нарядную вазу. В качестве вспомогательных материалов используются крупы, семечки, пуговицы и бисер. Эта небольшая творческая мастерская разовьет мелкую моторику рук и креативное мышление ребенка.

Что каким бывает? Взрослый последовательно задает вопросы о классификации предметов по характерным для них признакам, малыш отвечает. Затем можно поменяться местами. Примеры: что бывает длинным (дорога, лента, змея), коротким, высоким, круглым? Благодаря этой игре ребенок учится обобщать свойства предметов, сравнивать их и группировать, знакомится с понятиями длина, ширина, высота.

Отгадай, что это. Здесь может быть несколько участников. Водящий называет три признака какого-либо предмета или животного, а игроки должны его назвать (бурый, большой, лохматый – медведь; длинноухий, белый, быстрый – заяц; квадратный, цветной, громкий – телевизор). Такое развлечение развивает логическое мышление.

Выполняя подобные задания, ребенок в 3 года знакомится с понятием ассоциативных цепочек и учится их выстраивать.

Посчитаем вместе. Начинать обучение счету можно с помощью нескольких вариантов простых игр:

  • взрослый и карапуз кидают друг другу мяч, называя по одной цифре: один, два, три;
  • водящий считает вслух, а ребенок в соответствии со счетом в правильной последовательности раскладывает кубики с цифрами.

Малышу понравится небольшое театральное представление с мягкими игрушками и куклам. С их помощью обыгрывается диалог, в котором один участник просит другого принести ему, например, 3 яблока или 2 печенья.

Приступая к развивающим занятиям нужно помнить, что в 3 года ребенок продолжает оставаться маленьким зеркалом для своих родителей. Только от их настроя и вовлеченности в процесс игры будет зависеть интерес и его успехи в освоении знаний, которые заложены в этом увлекательном мероприятии.

Воспитывающие первенца родители нередко убеждены, что младенчество – наиболее трудный этап в жизни малыша: его реакции на окружающую действительность непонятны, эмоции необъяснимы, разъяснение физиологического состояния часто требует привлечения специалистов. Но к трем годам большинство карапузов начинают удивлять родителей ярким проявлением своей личности. Неужели все проблемы позади и легко ли воспитывать трехлеток?

Возрастные особенности детей 3 года жизни еще в начале XX в. немецкий ученый Эльза Келер, а затем и отечественный психолог Лев Выгодский выделили в особый этап, который впоследствии получил название «кризиса трех лет». Если еще вчера родителям было трудно приучить малыша к самостоятельности, то теперь все чаще он него слышатся слова «сам!», «хочу/не хочу». Стремление ребенка к независимости нередко сопровождается сложными психологическими проявлениями: непослушанием, негативизмом, упрямством, бунтом. В этот непростой период родители должны выстроить с малышом новые отношения, основанные на спокойном реагировании на его поведение, установке разумных ограничений, поощрении и предоставлении права выбора. Проигнорировав это, можно нанести психоэмоциональному развитию ребенка серьезный вред, который впоследствии нивелирует только психотерапевт.

Дети 3 года жизни имеют широкий спектр эмоций. Они уже не только плачут и смеются, но и грустят, смущаются, восхищаются, нередко склонны к мечтательности и задумчивости. Благодаря совершенствующейся долговременной трехлетки становятся любознательны и любопытны. Он начинают отличать красивое от некрасивого, хорошее от плохого, проявлять симпатию к другим детям и некоторым взрослым, ощущать необъяснимые страхи, причина которых – стремительно развивающаяся фантазия, заставляющая додумывать то, что было увидено в мультиках и книжках, встречено в общественных местах. Родители должны чутко реагировать на подобное, доброжелательно и убедительно «гасить» любые страхи ребенка.

Меняются трехлетки и в социальном плане. Постоянно возрастающая независимость часто делает их привязанность к родителям не такой сильной, как прежде. Поэтому большинство малышей спокойно посещаются детсад, школы раннего развития, надолго остаются с воспитателем или няней. Малыши начинают «замечать» других детей, предлагая им пока еще примитивные ролевые игры. Конечно, многое здесь зависит от психоэмоциональных особенностей каждого ребенка: одни предпочитают играть сами с собой, другие любят бегать и лазать по горкам, третьи проецируют в играх домашние ситуации. Но как бы то ни было, родители должны понимать, что социальная изоляция от сверстников не позволит трехлеткам полноценно развиваться.

Последнее во многом возможно только тогда, когда ребенок в физическом и интеллектуальном плане соответствует возрастным нормам.

Психологическая литература предоставляет родителям развернутый перечень того, что должен ребенок в 3 года знать и уметь. Придерживаясь рекомендаций специалистов и обучая своего малыша необходимым навыкам, можно избежать многих трудностей в будущем. Итак, что должен уметь делать ребенок 3 лет:

Продуктивное и интеллектуальное развитие невозможно без качественного питания, поэтому разработка примерного меню ребенка в 3 года – одна из важнейших задач родителей.

Принципы питания детей 3-х лет.

Примерное меню ребенка в 3 года составляется на основе физиологических потребностей.Огромное значение для формирования детского иммунитета играют животные белки. Они участвуют в «строительстве» тканей, благодаря чему обеспечивается рост ребенка. В сутки трехлетка должен получать не менее 80 гр. нежирного мяса, которое предлагается в отварном, тушеном или жареном виде. Много белков есть и в куриных яйцах. Одно сваренное яйцо или омлет дается малышам через день.

В сутки ребенку следует употреблять около 500 мл пастеризованного молока или кисломолочных продуктов. Важно давать детям и масло (подсолнечное и оливковое в салатах, сливочное на бутербродах). Средняя суточная норма – 6 гр.

Для того чтобы ребенок получал достаточное количество углеводов, ему предлагают каши (до 200 гр. в день), мучные (100 гр. в сутки), макаронные и хлебобулочные изделия. Кроме того, ежедневно малыш должен получать около 200 гр. сахаросодержащих напитков (соки, компоты).

Обязательно в меню ребенка в 3 года, должна присутствовать рыба, чьи омега-3 жирные кислоты играют важную роль в активизации умственной деятельности и . Суточная норма – 40 гр. Рыбу (желательно морскую) предлагают в отварном, тушеном, жареном виде.

Примерное меню ребенка в 3 года.

Завтрак
  • гречневая (кукурузная, овсяная, перловая) каша, сваренное вкрутую яйцо или омлет, хлеб со сливочным маслом;
  • какао с молоком или чай.
Обед
  • п ервое: суп на мясном/овощном бульоне;
  • второе: блюда из мяса или рыбы с тушеным овощным гарниром, а также салаты из свежих овощей, приправленные оливковым или подсолнечным маслом, хлеб из ржаной муки;
  • компот, чай.
Полдник
  • творожные блюда (например, запеканка, ватрушки, творожная масса);
  • молоко.
Ужин
  • тушеные овощи, котлеты из картофеля, фрикадельки, голубцы, пшеничный хлеб;
  • чай с молоком, кефир.

В этой статье:

В три года и три месяца развитие ребенка позволяет ему освоить езду на трехколесном велосипеде без помощи взрослых. Кроме того, в этом возрасте дети самостоятельно умеют кататься на качелях, скатываться на санках с небольших горок. Они проявляют огромный интерес к сверстникам, с удовольствием меняются игрушками, играют в совместные игры.

Малышам в три года и три месяца все еще сложно выполнять несколько действий одновременно. При этом детей отличает смелость и даже отчаянность: практически все трехлетки не боятся воды, высоты, с удовольствием идут на риск, если чувствуют поддержку взрослого. Трехлетние малыши очень энергичны, они много бегают, танцуют, прыгают, с удовольствием играют с мячом.

Особенности познавательного развития трехлетки

В три года и три месяца малыш знает несколько основных цветов, а также пытается определить некоторые из оттенков. Если попросить кроху найти на картинке тот или иной цвет, он это с энтузиазмом сделает.

Малыши в три года и три месяца демонстрируют активное познавательное развитие. Они играют с игрушками-вкладышами, вкладывая меньшие в большие,
забавляются с пирамидкой, собирая ее в нужном порядке - по цветам колец или по размеру.

В этом возрасте развитие ребенка можно ускорить, подбирая для него игры на основе плоских геометрических фигур, например трапеции, круга, квадрата, треугольника. Дети в три года и три месяца уже умеют отличать их друг от друга, более того, они смогут сориентироваться и в конфигурации объемных фигур, подбирая, например, подходящие для них отверстия.

Как еще выражается познавательное развитие ребенка после трех лет? Вот основные его навыки в этой сфере:

  • ребенок умеет, играя, на ощупь определять геометрические фигуры и называть их;
  • собирает пирамидку из более чем 10 колец;
  • складывает мозаику по рисунку или схеме;
  • умеет называть большие, маленькие предметы, давая название тому, что между ними - «средний»;
  • складывает простые пазлы из нескольких частей;
  • запоминает место, где стояла спрятанная взрослыми игрушка, и указывает на нее;
  • имитирует письмо и чтение взрослых;
  • дорисовывает недостающие детали на рисунках;
  • рисует геометрические фигуры;
  • рисует авторские картинки, объясняя, что на них изображено;
  • лепит простые фигуры;
  • делает несложные аппликации по шаблонам.

После трех лет дети проявляют живой интерес к ролевым играм, с удовольствием играя роли взрослых, например мамы, папы или воспитателя. В процессе игры малыши фантазируют, придумывают правила, активно задействуют предметы и игрушки-заместители.

Особенности социально-эмоционального развития малыша

В три года и три месяца социально-эмоциональное развитие ребенка переходит на новый уровень. Для малыша в этот период очень важно ощутить поддержку и одобрение взрослых. Дети стараются быть более самостоятельными и независимыми, не боятся проявлять инициативу,
искренне расстраиваются, если что-то получается не так, как было задумано, и гордятся, когда все идет по плану.

Особенно ярко в этом возрасте проявляется чувство доминирования над сверстниками. Малышам после трех лет очень важно доказать себе и взрослым, что они лучше всех, независимо от того, будет это соперничество в беге наперегонки с такими же малышами или лазанье по гимнастической лестнице.

Трехлетний малыш любопытен и проявляет интерес ко всему, что его окружает. Интересно, что долговременная память крохи основывается на пережитых впечатлениях, срок хранения которых может превышать год или полтора.

Одно из достижений ребенка четвертого года жизни - это контроль эмоций. В людных местах ребенок уже умеет сдерживать крики и истерики, старается соблюдать правила поведения, слушает просьбы взрослых и пытается их выполнять.

Непослушание кроха проявляет в случае намеренного ограничения его желаний, а также непонимания взрослыми того, что он хочет до них донести. Ребенок настаивает на своем и искренне расстраивается, если его наказывают или ругают.

Поступая, по его мнению, плохо, ребенок мучается от стыда и угрызений совести. Он знает, что сделал что-то не так, и уже предвидит отрицательную реакцию взрослых на свой поступок. Также малыши умеют оценивать поступки и поведение других детей, осуждая их или ободряя.

В этом возрасте нормальным для малышей является проявление самых разных эмоций, начиная от ревности и заканчивая гневом или радостью. Малыш уже умеет применять на деле
не речевые способы общения, использует мимику, жесты, позы и выразительные движения.

Примечательно также и то, что в три года и три месяца кроха отлично понимает юмор, с удовольствием слушает сказки, песенки, рассказы, переживает эмоции главных героев, проявляя желание обсудить их поступки со взрослыми.

В три года и три месяца малыши особенно эмоционально отзывчивы, позитивно реагируют на пение и музыку, пробуют танцевать, соблюдая ритм, хлопают в такт музыке в ладоши и притоптывают. Предпочтение дети отдают веселой музыке, ярким картинкам. Малыши проявляют интерес к рисованию и лепке, просто обожают подвижные игры.

Как развивается речь у ребенка?

В три года и три месяца малыши уже достаточно уверенно говорят, в их активном словаре много новых слов, которые они используют при общении, а также для выражения чувств, желаний, впечатлений.

В речи трехлетнего ребенка преобладают простые, грамматически верно составленные предложения. В некоторых случаях в ней начинают появляться придаточные предложения. Очень часто ребенок комментирует собственные действия.

В три года и три месяца речевое развитие ребенка сопровождается совершенствованием его устной грамотности. Кроха уже изменяет слова по падежам и числам, знает вопросительные слова, пополняет запас прилагательных и наречий, использует предлоги. Ребенок слушает взрослых, запоминает и повторяет целые фразы из песен, сказок и стихов, старается произносить звуки и слова максимально правильно.

В этом же возрасте у детей появляется желание рифмовать. Они с удовольствием придумывают рифмы, изобретают собственные детские слова, непонятные взрослым, и следят за реакцией на них окружающих. Малыши охотно вступают в диалог как со взрослыми, так и с детьми, называют животных, насекомых, предметы и явления на картинках, дают им простые описания.

Очень часто именно в три года родители принимают решение отдавать малышей в детские сады, считая, что они достаточно окрепли и их психоэмоциональное развитие позволяет им общаться со сверстниками и воспитателями без присутствия родителей. Тем не менее не все дети даже в три года и три месяца готовы к поступлению в детский сад. Развитие каждого малыша индивидуально, поэтому, прежде чем принимать такое решение, не помешает проконсультироваться с детским врачом.

После трех лет продолжается активное физическое развитие ребенка, что выражается в изменении пропорций его тела, улучшении физических качеств. Кроха вытягивается в росте, становится более координированным, быстрым и выносливым. У него многое получается, а главное, он практически не устает, пытаясь быть постоянно в движении.

Чтобы развитие крохи протекало правильно, родители должны позаботиться об организации для него правильного режима дня, желательно с дневным сном или хотя бы отдыхом.

Если планируется оформление ребенка в детский сад, то нужно постараться максимально приблизить домашний режим дня к садовскому. Кроху нужно будет будить не позднее восьми утра, кормить завтраком не позднее девяти, ходить с ним на прогулки два раза в день, обязательно приучать к самостоятельности в отношении соблюдения правил гигиены, если до сих пор за это отвечали взрослые.

Нелишним будет погулять с крохой вблизи того садика, куда он будет оформлен, познакомиться с воспитателем, детками. Такие простые действия помогут ребенку подготовиться к поступлению в детский сад, и его последующая адаптация будет быстрой и безболезненной.

Большинство современных родителей очень много внимания уделяют раннему развитию детей, понимая, что до трех лет ребенок легко обучается в процессе игры, а после ему становится намного сложней усваивать новую информацию без хорошей начальной базы. И перед многими взрослыми встает вопрос: что должен знать ребенок в 3 года? Ответ на него, а также все об особенностях развития детей в этом возрасте вы узнаете из этой статьи.

Осторожно: кризис трех лет

Считается одним из первых ребенка, у всех он протекает по-разному, но все равно имеет место. Связан он с тем, что в этом возрасте начинается процесс становления самосознания малыша - старая картина действительности устаревает, а на ее место приходит новая. Для того чтобы избежать лишних конфликтов, стрессов и знать, как помочь ребенку в этот период, важно понимать следующие возрастные особенности детей 3 лет:

  • Появляется потребность в самостоятельной деятельности: ребенок отделяется от взрослых, а действительность, ранее ограниченная в основном предметами и семейным кругом, становится миром взрослых людей.
  • Ребенок начинает противопоставлять себя взрослым, перестает слушаться и протестует против норм поведения, привитых ранее.
  • Именно в этот период малыш усваивает разницу между "хочу" и "должен", а обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными.
  • В этом возрасте активно развивается самооценка, на которую очень сильно влияет отношение взрослых.

Новые возможности

Но кроме сложностей поведения появляются полезные, увеличивающие способность к обучению особенности ребенка 3 лет:

  • Коммуникативная готовность: ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, руководствуясь правилами и нормами.
  • Когнитивная готовность: формируется благодаря которому дети способны думать о предметах и проводить сравнительный анализ, даже когда они их не видят.
  • Эмоциональное развитие: ребенок начинает управлять эмоциями, в том числе справляется с агрессией.
  • Появляется способность к счету и чтению.

Взаимодействуя с окружающей действительностью, ребенок познает мир и развивается, задача взрослых - помочь ему. При обучении важно учитывать и использовать что-то ребенок может сделать с помощью взрослых, а то, что он научился делать самостоятельно, должно вовремя становиться пройденным этапом.

Оценка речевого развития

До пяти лет речь развивается очень интенсивно, поэтому важно контролировать, не отстает ли ребенок, а при необходимости помогать ему. Для оценки развития речи существует следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года:

  • Словарный запас составляет около тысячи слов.
  • При обозначении предметов, людей и животных практически используются полноценные слова, а не звуки или сокращенные варианты.
  • Различает и правильно употребляет приставочные глаголы (прибежал, убежал, выбежал).
  • Он умеет называть предметы, используя обобщающие слова ("фрукты" вместо "груша" и "яблоко").
  • Осваивает названия деталей предметов (может сказать, что у кастрюли есть дно и ручки).
  • Сопоставляет слова и понимает, что такое синонимы.
  • Придумывает собственные слова из уже ему известных.
  • Обращает внимание на неправильное произношение других детей, при этом сам звуки может проговаривать тоже неверно.
  • Умеет говорить так, что его может понять любой взрослый.

Как развить связную речь

Дальнейшее 3 лет включает: увеличение словарного запаса, тренировку правильности произношения звуков и построение предложений. Главная цель всех занятий - совершенствование связной осмысленной речи. Для этого можно заниматься по специальным журналам-пособиям с красочными картинками и упражнениями.

К сожалению, рассчитывать на долгую усидчивость ребенка нельзя, но можно запомнить основные задания для детей 3 лет и выполнять их с использованием понятий из реальной жизни:

  • Дома можно называть предметы и подбирать на примере игрушек, обуви, посуды и любых других вещей.
  • На прогулке можно говорить ребенку прилагательные и просить найти предметы им соответствующие, например, "высокий" (малыш указывает на дом) или "красная" (может быть машина). Преимущество такого упражнения в том, что малыш может найти в реальном мире гораздо больше подходящих вещей, чем на картинках.
  • На улице и дома можно задавать ребенку вопросы про предметы, которые он видит, например, где они находятся, какого цвета, зачем нужны и другие.

Учим стихи

В три года ребенок должен уметь запоминать и повторять 3-4 слова, которые сказал взрослый. Благодаря этой способности можно начинать учить стихи. Они тренируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас, расширяют представления о мире, а также помогают ребенку вырасти целеустремленным и уметь доводить начатые дела до конца.

Стишок для детей 3 лет не должен быть слишком большим: достаточно двух четверостиший. Прежде чем начинать учить стихотворение, взрослый должен его выразительно рассказать и обсудить содержание с ребенком. При желании можно нарисовать к тексту картинки. Каждое четверостишье учится по одной схеме: взрослый медленно проговаривает первую строчку и просит ребенка повторять за ним, пока он ее не запомнит. Затем учится вторая строчка и соединяется с первой, потом третья прибавляется к первым двум. Затем запоминается последняя, и первое четверостишье готово. Когда две части выучены, они соединяются, и стих читается целиком.

Легкий стишок для детей 3 лет о наступлении зимы:

Утром подошел к окну,
Удивился: "Ну и ну!
Спать я осенью ложился,
За ночь мир преобразился!

Шубки белые надели
И деревья, и дома.
Это значит, в самом деле
Ночью к нам пришла зима!"

Самые первые математические понятия

Первое знакомство с математикой начинается намного раньше, чем кажется, и от того, насколько оно будет успешным, зависят дальнейшие отношения ребенка с этой сложной наукой. Поможет оценить полноту представлений следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года в сфере математики:

  • Уметь сравнивать предметы по ширине, длине, толщине и высоте.
  • Использовать в речи понятия "много" и "один", грамотно согласовывать их с существительными.
  • Уметь считать на пальцах до трех.
  • Знать и называть основные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и сравнивать предметы по форме.
  • Знать и употреблять в речи понятия: маленький, большой, меньше и больше.
  • Уметь сравнивать количество предметов.
  • Уметь находить предмету пару по заданному признаку.

Проверка познаний об окружающем мире

Некоторые родители недооценивают возможности своих трехлетних детей и не дают нужный объем нагрузки, а усиленные занятия начинают в период подготовки к школе и сталкиваются с нежеланием ребенка обучаться, потому что познавательная активность уже угасла. Для предотвращения подобных проблем важно вовремя выяснить, что должен знать ребенок в 3 года об окружающем мире, а при необходимости заполнить пробелы.

Ребенок в этом возрасте должен:

  • Знать, как выглядят и называются домашние и дикие животные.
  • Понимать, кто такие птицы, насекомые и рыбы, а также уметь называть по три-четыре представителя каждого класса.
  • Знать по три-четыре названия деревьев и цветов.
  • Уметь различать фрукты, овощи, грибы и ягоды, а также знать их основные названия.
  • Иметь представление о таких природных явлениях, как ветер, дождь, радуга, снег.
  • Знать и уметь называть части суток.
  • Иметь понятие о материалах, из которых сделаны окружающие вещи.

Оцениваем развитие мышления и моторики

Ребенок в три года должен уметь выполнять следующие действия:

  • собирать изображение из 2-4 частей;
  • видеть и объяснять несоответствие на картинке;
  • определять лишний предмет и обосновывать свой выбор;
  • объяснять, чем предметы похожи, а чем различаются;
  • разрезать бумагу ножницами;
  • отделять кусочки от пластилина и делать из них колбаски и шарики;
  • рисовать точки, кружки и различные виды линий;
  • заниматься пальчиковой гимнастикой.

Как развить мелкую моторику

Наиболее полезной для развития моторики считается лепка для детей 3 лет, но проявлять к ней интерес ребенок начинает намного раньше, например, когда воодушевленно размазывает кашу по столу. Лепить можно из пластилина или слоеного теста. Занятия помогают также развивать речь и закреплять имеющиеся представления об окружающем мире. Лепить можно при желании хоть каждый день, но и двух раз в неделю вполне достаточно. Для того чтобы занятия стали более увлекательными и не слишком сложными для ребенка, можно делать заготовки из бумажных основ и подбирать подходящие истории или стихи.

Цель первого опыта работы с пластилином: научить ребенка отрывать от него кусочки и лепить их на бумагу, можно нарисовать деревья и украшать их разноцветными листьями. На втором занятии нужно научиться катать шарики, можно украшать елочку новогодними игрушками. Во время третьего урока ребенок практикуется в раскатывании колбасок, из них можно будет сделать радугу или Для трехлетнего возраста этих простых приемов вполне достаточно.

Конечно, все дети индивидуальны и у них разный уровень способностей. Но именно от родителей зависит, как эти способности будут использованы. Важно внимательно следить за успехами ребенка, оценивать его уровень развития и постоянно давать новые и более сложные, но не менее интересные задания для детей 3 лет в игровой форме.