Меню

Тема: Брак и семья. Что такое брак: определение понятия в Семейном кодексе

Красота

Понятие семьи и брака - объект изучения социологов, психологов, религиоведов, правоведов и даже ведущих ток-шоу. Нас, конечно же, интересует семья не в понимании Андрея Малахова, а с точки зрения обществознания.

«Семья - ячейка общества», - произносит ведущая церемонии в ЗАГСе и даже не подозревает, что это основной тезис социологии семьи , то есть отрасли социологии, которая изучает брак и семейные отношения . На самом деле, определение семьи несколько сложнее. Семья - это малая социальная группа , а еще - это . Каждый человек в обществе имеет какой-то семейно-брачный статус (холост, разведен, женат, замужем, вдовец, вдова и т.д.; в активном поиске, кстати, - это не семейно-брачный статус). Таким образом, каждый житель нашей планеты имеет какое-то отношение к институту брака и семьи .

Брак (он же - брачный союз или супружество) - это обусловленная исторически, санкционированная обществом и (почти всегда) государством форма договора между женщиной и мужчиной, цель которого - создание семьи. Брак выводит семью на официальный уровень: у членов семьи появляются права и обязанности. Брачный союз охраняется государством, имеет ограничения и влечет за собой юридические последствия в случае нарушения семейного кодекса. Кодекс о браке и семье создан с целью защиты членов семьи со стороны государства на правовом уровне .

Структура семьи.

Структура семьи (семейная структура) - это различные варианты состава семьи:

  1. Нуклеарная семья - муж, жена, ребенок (один и более).
  2. Пополненная семья (или же расширенная семья) - нуклеарная плюс бабушки, дедушки, дяди, тети (живущие все вместе), иногда - плюс еще одна нуклеарная семья (к примеру, брат мужа со своей женой и ребенком, опять же - если живут все вместе).
  3. Смешанная семья (перестроенная семья) - может включать неродного отца или мать (отчим и мачеха) и, соответственно, одного или более неродных детей.
  4. Семья родителя-одиночки.

По количеству детей семьи бывают:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • среднедетные;
  • многодетные.

По месту проживания:

  • матрилокальные (с родителями жены);
  • патрилокальные (с родителями мужа);
  • неолокальные (отдельно от всей этой радости).

При рассмотрении последующих типов семьи и ее организации, придется удариться в некоторую степень радикализма, с точки зрения общепринятых моральных норм .

По количеству партнеров бывают:

  • моногамные семьи (два партнера - наиболее распространенная форма семейных отношений с древних времен);
  • полигамные семьи:
    1. полигиния (многоженство - один мужчина, три и более женщины, как в шариате);
    2. полиандрия (редкое явление - одна женщина и трое и более мужчин; например - у народов Гавайев и Тибета);
    3. шведская семья (три партнера разного пола - мужчина и две женщины или наоборот) - интересен тот факт, что этот вид семьи ассоциируется со Швецией только у носителей русского языка, а шведское общество - консервативно, и подобный тип отношений там встречается крайне редко.

По половому составу партнеров:

  • разнополая семья;
  • однополая семья.

Однополые браки разрешены в некоторых странах, или в некоторых районах отдельных стран (например, в США и Мексике - не во всех штатах). Упомянув о них, нельзя не упомянуть о том, что этот вид отношения - предмет ожесточенных споров и дискуссий на протяжении многих лет. Вынужден отойти от абстрагированной, беспристрастной позиции и подчеркнуть несколько моментов.

Преследование или угнетение сторонников однополых отношений - нарушение Декларации по правам человека . Однако однополые отношения - это одно, а однополый брак - другое. А возможность однополыми партнерами усыновить и воспитывать ребенка - вообще третье. Если первое - это нормально, но должно иметь какую-то цензуру (то есть геи не должны выставлять на показ свой тип отношений, потому как таким образом они могут психологически травмировать окружающих, а это тоже нарушение социальных норм). Второе - это не нормально, хотя и не критично. Правильнее всего (не могу утверждать наверняка) - это было бы признавать однополые браки на уровне общества, но не на уровне государства и права; и опять же - подвергать цензуре. Все описанное по поводу первого и второго пунктов совпадает с официальной политикой Российской Федерации и некоторых других стран. Говоря о цензуре, я подразумеваю, что «если гей хочет идти на парад, - он должен быть ветераном».

По поводу третьего (усыновления) - это неприемлемо. Неприемлемо, так как противоречит и социальным , и моральным, и религиозным нормам . Кроме того, это влияет на психику ребенка, и неприемлемо с медицинской точки зрения.

Вернемся к семье и браку.

Функции семьи и брака.

Функции семьи - это отношения внутри этой семьи и отношения семьи с обществом, то есть ее внутренние и социальные значимые характеристики.

  1. Репродуктивная функция. В этой функции заключена и сексуальная потребность, и потребность в продолжении рода.
  2. Хозяйственно-экономическая функция - вопросы питания, семейного имущества, семейного бюджета и благоустройства.
  3. Регенеративная функция - наследование (фамилии, имущества, семейных ценностей, социального положения, семейного дела).
  4. Образовательно-воспитательная - функция социализации детей.
  5. Первоначальный социальный контроль - функция привития норм поведения со старшими, понятия ответственности и обязанностей.
  6. Рекреативная функция - развлечения, досуг, отдых, хобби и т.д.
  7. Функция духовного общения (духовного взаимообогащения).
  8. Социально-статусная - воспроизводство социальной структуры внутри семьи, так как семья - это и есть общество в миниатюре.
  9. Психотерапевтическая функция - удовлетворяет потребности в признании, поддержке, психологической защите, сочувствии и т.д.

В заключение можно сказать, что семья - это самый древний социальный институт, и история семьи - это, по сути, история человечества. Кроме того, семья, как ячейка общества, проявляет проблемы, существующие в данном обществе. Поэтому источники проблем в семье должны изучать не только семейные психологи и Андрюша Малахов, но и политики, и правоведы, и социологи.

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • особенности института брака и семьи;
  • типы семьи;
  • сущность системы родства;

уметь

  • строить классификацию типов брака;
  • анализировать классификацию семьи;

владеть

  • навыками практического применения структуры и типологии родства на примере своей семьи;
  • навыками анализа экзогамии и эндогамии.

ИНСТИТУТ БРАКА И СЕМЬИ

Брак - санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия). Брак возник на ранних этапах цивилизации как способ регулирования обществом половых отношений и имеет множество исторических форм.

Брак выступает в первую очередь институтом социального договора. Его основополагающая функция - упорядочивание и санкционирование сексуальных отношений, установление взаимных прав и обязанностей супругов. Характер прав и обязанностей определяется обычаем или законом.

На ранних этапах истории брак выполнял важную экономическую функцию, ибо позволял законным и вполне мирным способом приобрести для хозяйства дополнительную рабочую силу. У ранних скотоводов и земледельцев жена, как и рабы, представляла собой законно приобретаемую рабочую силу. Чем больше работников, тем более процветает хозяйство. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно, повышает свой престиж и престиж своего рода. Общественные связи, родственные узы, престиж и знакомства - основа социального капитала , без которого невозможно развитие человеческого общества.

Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Через семью осуществляется «производство» самого человека. Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестер), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи - ее функции, структура и динамика (рис. 6.1).

Рис. 6.1.

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом и дети являются одной из базовых составляющих развития человеческой личности.

В традиционном обществе родство, наследование имущества, положения и имени, равно как семья и брак формируют основы социальной жизни и политической организации. Антропология обнаружила самые разные системы, структуры и типологии родства, характеризующие многообразие культур, существующих и существовавших на нашей планете, однако их число ограничено. Люди, говорящие на совершенно разных языках, могут пользоваться в точности одинаковыми системами терминов родства.

Сравнивая между собой два института, следует сказать, что брак - это институт, регулирующий отношения между полами, а семья - институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.

Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву в верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует о том, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство - на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе - древнем или современном - семья формируется, как правило, через брак. Брак - санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии - инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков и заботиться о них. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.

Брак - это еще и совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

Более упрощенными выглядят брачные церемонии в некоторых традиционных обществах. На островах Фиджи теща отдавала жениху пояс своей дочери, который та носила в девичестве. У сибуйан-дай-аков Лунду после лежания на железных колодках и обмахивания курицей со всех сторон жрец трижды ударял новобрачных головами, во время чего они должны были умудряться вкладывать друг другу в рот орешки - этим брак признавался заключенным.

У европейцев брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например добрачное целомудрие, супружескую верность, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

Образно говоря, брак - ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, еще и социальной организацией.

Итак, брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Брачные отношения регулируются юридическими и культурными нормами. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

В отличие от письменно зафиксированных юридических законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послераз-водного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы Российской Федерации предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если дети остаются с ней. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.

Определения брака нет в законодательстве. Оно дается учеными — юристами, философами, социологами.

В юридической литературе брак — определяется как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий для них взаимные и .

Основаниями для брака признаются правовые нормы, а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Таким образом, брак есть средство оформления и форма общественного контроля над ней. Как правило, брак подразумевает регистрацию в государственных органах или в религиозных институтах, наделенных такими полномочиями.

В особо подчеркивается, что супружеские права и обязанности возникают только в зарегистрированном браке . Фактическое сожительство мужчины и женщины семейных не порождает. Именно государственная регистрация дает возможность реально гарантировать охрану самых разнообразных прав членов семьи. Скажем, алиментные, жилищные, наследственные права супругов защищаются только после предъявления брачного свидетельства.

Традиционно выделяются три развитые формы брачных (семейных) отношений, особенности которых культурно и социально обусловлены:

  • моногамия — союз одного мужчины и одной женщины. Эта форма семьи возникла в период, когда развитие земледелия позволило супружеской парс прокормить и воспитать детей без вмешательства всего рода; с тех пор она является наиболее распространенной;
  • полигамия (многоженство) — форма, традиционная для исламской культуры и некоторых первобытных обществ. В Древней Греции существовала и временная полигамия: в период после больших войн, резко сокращавших мужское население, мужчинам разрешалось иметь несколько жен. После восполнения потерь населения полигамные браки официально отменялись;
  • полиандрия (многомужество) — форма, довольно редкая; существовала в труднодоступных районах Индии, Тибета, Крайнего Севера и на некоторых островах Полинезии. Причиной многомужества выступала необходимость ограничить численность населения на территории со скудными ресурсами. У примитивных народов полиандрия, как правило, сопровождалась жестокой традицией умерщвления большей части новорожденных девочек.

Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Поскольку важнейшей ценностью становится индивидуальная свобода, число браков уменьшается, увеличивается возраст вступления в брак, брачные узы ослабевают, растет число разводов, а число детей, рожденных в браке, сокращается. Меняется и отношение общества к семье и браку: если раньше считалось важным, чтобы отношения мужчины и женщины были официально зарегистрированы, то сейчас союзы, не оформленные документально, признаются вариантом нормы.

Заключение брака

Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния по истечении месячного срока после подачи женихом и невестой совместного заявления. Месячный срок при наличии уважительных причин может быть сокращен или увеличен, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Для заключения брака необходимо наличие следующих условий:

  • взаимное согласие лиц, вступающих в брак;
  • достижение брачного возраста. По общему правилу брачный возраст устанавливается в 18 лет, однако органы местного самоуправления по месту регистрации брака могут снизить его, но не более чем на два года (в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены исключительные случаи, когда заключение брака допускается до достижения возраста 16 лет);
  • отсутствие брачных отношении у будущих супругов (не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке);
  • отсутствие родственно-семейных связей у жениха и невесты (не могут вступать в брак родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные);
  • дееспособность лиц, вступающих в брак (запрет вступления в брак установлен для лиц, признанных судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия).

Недействительный брак

Несоблюдение этих условий или регистрация брака с их соблюдением, но без намерения создать семью (фиктивный брак ) в случае требования заинтересованных лиц или управомоченных органов может повлечь признание в судебном порядке брака недействительным. Сокрытие венерической болезни или ВИЧ-инфекции также дает право другому супругу обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов с момента его заключения. Добросовестный (не знавший о наличии препятствий к заключению брака) супруг имеет право сохранить фамилию, избранную им при регистрации брака. Если один из супругов скрыл, что уже состоит в браке, то лицо, не знавшее об этом, вправе требовать имущественного удержания и раздела имущества в соответствии с нормами Семейного кодекса РФ, т. е. на более выгодных для себя условиях. В любом случае признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в этом браке.

Понятия «семья» и «брак»

Семья, по мнению ученых - одна их великих ценностей, которая создана человеком за всю историю своего существования. Ни одна нация и культурная общность не обходится без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано наше общество, государство; в прочной и надежной семье нуждается каждый человек независимо от своего возраста.

Семья -- важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе .

Семья -- это социальная группа, которая обладает исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, обусловленная потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения .

Семья принадлежит к важным социальным ценностям. Каждый член общества, помимо своего социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Семья - один из наиболее древних и значимых социальных институтов, которая сохранилась и выступает социальной единицей общества с момента появления и до настоящего момента. Социология семьи зародилась в конце 17 века, когда исследователи Рилза и Ле Ви изучали зависимость урбанизации, религии и т. д. и семьи .

Семейный кодекс не предоставляет легального определения семьи и указаний состава семьи, которые пригодны для всех случаев. Кроме этого, круг членов семьи, определяемый в Гражданском кодексе, Жилищном кодексе и других актах, отличается друг от друга.

Теория семейного права различает социологическое и юридическое определение семьи .

В социологическом смысле семья представляет собой союз лиц, основанных на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, которые характеризуются общностью жизни и взаимной поддержкой друг друга. В этом случае во главе становятся фактические семейные отношения, забота и внимание. Семья в социологическом смысле так же может существовать и в том случае, когда в юридическом понимании этого не образуется, например, фактическое сожительство мужчины и женщины, не находящихся в зарегистрированном браке. Для примера социологического понимания семьи можно привести определение дореволюционного ученого-юриста Г. Ф. Шершеневича: «Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, т. е. представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих» .

В юридическом понимании семья - это союз лиц, которые соединены юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Другими словами, семья понимается как правоотношение. Семейное право придает юридическое значение, в первую очередь брачным и родительским отношениям, а также некоторым степеням родства (ребенок и бабушка с дедушкой, брат и сестра), свойства (отчим, мачеха и пасынок, падчерица), отношениям, вытекающим из усыновления, опеки, попечительства, принятия детей в приемную семью. Также, юридическая семья может существовать, когда семья в социальном плане уже распалась или вообще никогда не существовала.

В определении АИ. Антонова, семья основывается на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства - родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, которая представлена в единстве отношений супружества-- родительства -- родства. Выпадение одного из этих звеньев, характеризует фрагментарность семейных групп. Для того чтобы получить полное представление о семье, необходимо учитывать в ней взаимоотношения по типу: муж -- жена; муж -- дети; жена -- дети; дети -- родители; дети -- дети. Эти характеристики семьи, имеющие относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Исходя из этого, возможны различные варианты семьи, но полноценной семьей является та, которая имеет в себе все типы взаимоотношений .

Согласно общепринятому определению: «Семья -- это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» .

Если опираться на два самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный институт и малую группу, можно увидеть, что представление о семье все более отходят от признанных функций, которые заданы обществом, и все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Следовательно, в определении семьи можно отталкиваться от потребностей, реализующихся семьей. Специфические особенности, которые присутствуют в каждой семье, отражаются в сферах ее жизнедеятельности, находящихся под вечным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. Также они сказываются и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных межличностных контактов, всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.

Для зрелого человека семья уже является источником удовлетворения некоторых его потребностей и малым коллективом, которая начинает предъявлять к нему разнообразные и довольно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно изменяются его функции и статус в семье.

Помимо удовлетворения потребностей людей, создающих семейный союз, выполняет ряд социальных функций и является неотъемлемой частью социальной структуры общества. Рассмотрим следующие функции семьи :

  • 1. Репродуктивная функция - функция деторождения, воспроизводства населения.
  • 2. Хозяйственно-бытовая функция, связанная с поддержкой хозяйственных и бытовых условий для поддержания физического здоровья членов семьи и ухода за детьми.
  • 3. Экономическая функция предусматривает накопление материальных благ одними членами семьи для других в случае нетрудоспособности или в связи с другими причинами.
  • 4. Воспитательная функция - воспитание родителями молодого поколения на основе сохранения и передачи основных духовных и культурных ценностей, трудовых навыков для молодежи.
  • 5. Функция социализации.
  • 6. Функция, в ходе которой реализация происходит в удовлетворении потребностей человека в общении на основе взаимопонимания и поддержки, в изоляции, в уединении.
  • 7. Регулятивная функция, при которой семьей осуществляется моральная регламентация поведения членов семьи в общении друг с другом и с другими людьми.
  • 8. Функция взаимопомощи, которая связана с ролью семьи в предоставлении необходимой помощи членам своей семьи и другим людям или социальным группам.
  • 9. Разрешительная функция, предусматривающая удовлетворение потребностей в проведении совместного досуга.

Семья в течение жизни проходит несколько различных стадий, последовательность которых складывается в семейный, или жизненный цикл семьи. Под циклом понимается период от создания до распада семьи.

Неотделимо от семьи и понятие брака.

Брак - санкционированное обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их половые отношения, взаимные права и обязанности .

Брак - это добровольный, равноправный союз между мужчиной и женщиной, направленный на создание семьи. Брак - общественно признан и санкционирован юридически, или обычным правом союз, цель которого создание семьи, ее легализации в обществе. Брак - это социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая исторически меняется. Через брак общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности .

В источниках предлагается множество различных подходов к определению брака. К примеру, во французском праве брак является гражданским договором, который заключается в установленной законом форме, и соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и оказания взаимной поддержки под руководством мужа, главы семьи.

В нашей стране признается и защищается брак, который зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния. Только с момента регистрации брака возникают права и обязанности супругов.

Отечественная доктрина семейного права тяготеет к иному определению брака.

Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности .

Основываясь на положениях законодательства и теории, можно выделить следующие признаки брака .

Во-первых, брак - это союз мужчины и женщины. Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор». Кроме распределения обязанностей в семье (если такое в семье производится точно и определенно) союз мужчины и женщины предполагает духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение другим.

Во-вторых, брак - это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Однако в некоторых странах, где присутствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство).

В-третьих, брак - это свободный союз. Вступление в брак является свободной и добровольной формой, также как и расторжение его.

В-четвертых, брак - это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака.

В-пятых, брак - это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). Фактические (незарегистрированные) брачные отношения, сколько времени они бы не продолжались, не имеют возможности перейти в брачные отношения, которые поддерживает и защищает государство.

В-шестых, брак - это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается как мужчины, так и женщины. Если у одной из сторон права будут нарушены, то на их защиту встанет суд.

Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Ученые доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности»; а семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание» .

В определении А.Г. Харчева ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации, и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании. Причем последнее обеспечивается как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными).

Человеку известны следующие типы брачных отношений :

  • 1. Полигамия - брачный союз более двух партнеров. Полигамия может быть реализована в вариантах полигинии, когда один человек имеет двух и более жен, и полиандрии - одна женщина находится в браке больше, чем с одним мужчиной одновременно.
  • 2. Групповой брак - представляет собой одновременное семейное сожительство нескольких мужчин и женщин, не создающих супружеских пар. Такая форма брака присуща первоначальному обществу.
  • 3. Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной.
  • 4. По выбору брачного партнера: эндогамны (брак между представителями одной социальной группы) и экзогамный (брак между представителями различных социальных групп).
  • 5. По мотивации партнеров: брак по любви, по расчету и по шаблону. Последний заключается тогда, когда срабатывает рассуждение «Все мои сверстники женятся, как бы мне не опоздать».
  • 6. По экономическому критерию: ровный, неровный (разница в возрасте, доходах между партнерами), калимний (выкуп за невесту). Последний тип брака существует у народов Азии и Африки.
  • 7. Гостевой - у супругов имеется две квартиры, в которых они живут отдельно друг от друга, посещая каждого 2-3 раза в неделю.
  • 8. Повторный брак (вступление в брак с другим партнером после расторжения предыдущего брака).
  • 9. Гражданский брак - оформленный в органах государственной власти без участия церкви.
  • 10. Ранний брак - заключается между лицами, не достигшими 17-18 лет.
  • 11. Конкубинат - связь женатого мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей.
  • 12. Свингерство - брачное образование, предусматривающее обмен мужьями и женами.

Во многих обществах государство осуществляет только юридическое заключение брака, а посвящение его совершает церковь. К тому же, посвящение брака перед церковным алтарем считается сильнейшей формой укрепления брака. При заключении брака у государства нет возможности определять временные рамки его существования, т.е. через определенный промежуток времени один из супругов имеет возможность стать инициатором расторжения брака. Это символизирует свободу личности.

На данный момент времени отношения между супругами регламентируются российским законодательством, в котором отражены кодексы о семье и браке. Если говорить о максимальном возрасте вступления в брак, а также о наличии абсолютно любой разницы в возрасте жениха и невесты, то данные причины совершенно не играют никакой роли -- любой «поздний» или «неравный» брак беспрепятственно регистрируется в загсе. Некоторые ограничения, которые существовали в дореволюционной России, например предельный брачный возраст 80 лет, а для вступления в брак старше 60 лет требовалось специальное разрешение архиерея, были отменены в 1917 г. .

Таким образом, семья - это первичная ячейка общества, которая объединяет супругов и их потомство. В семье отдельная личность, выделяясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое.

Брак - это некий своеобразный контракт, который заключается между тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством.

Для того чтобы определить степень развитости общества, достаточно рассмотреть содержание брачных отношений. В простых социальных отношениях, большую роль в семейно-брачном союзе играют физиологические и хозяйственно-экономические моменты. А в наиболее развитом обществе, преимущество в брачных отношениях отдается социально-психологическим, этическим, эстетическим и сексуальным моментам. Это является мотивом вступления в брак молодых людей. К таким мотивам брачно-семейных отношений относят социальные, психологические и экономические мотивы.

Брак на протяжении веков пережил много испытаний. В современном мире браки заключаются во всех частях света, а его история насчитывает не одно тысячелетие. Значение брака и семьи в жизни каждого члена общества нельзя переоценить. При этом каждое новое поколение постигает смысл брака заново.

Учение о семье формируется в обстоятельствах многоликости семейных структур и многообразия взглядов людей о семье и браке. Любой житель нашей земли считает себя осведомленным в сферы брачно-семейных взаимоотношений. Общество крайне охотно ведут беседы о влюбленности, браке, детях, родственниках со стороны супруга и супруги, разделяются друг с другом "рецептами" решения семейных трудностей. Педагог либо психолог также имеют личной концепцией семьи, которая время от времени имеет возможность не согласовываться с их профессиональной позицией. Увеличение повседневных познаний и отбор надёжных академических прецедентов связаны общей целью: осознать, каковым способом гарантировать устойчивость института брака и семьи, как сделать семейную жизнедеятельность успешной и благополучной.

В сознании обычных людей понятия "брак" и "семья" равны. В научной деятельности их принято разделять. Брак является отражением социально-правовых аспектов семейно-родственных взаимоотношений. Он представляет собой общественный институт, который регулирует взаимоотношения между супругами. Супруги рассматриваются в браке не только как личности, но и как граждане государства. Социальная сторона брака обуславливается и в публичной форме его заключения, и в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, и в праве наследования семейного имущества детьми и родственниками.

Философский энциклопедический словарь описывает брак исторически обусловленной, санкционируемой и регулируемой обществом формой отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Санкционируя брак, общество берет обязательства по охране брака и налагает на партнеров ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, другими словами - за будущее семьи. Общество может оказывать материальную помощь семье, что является составной частью социально-демографической политики любого государства.

Большой профессионал в сферы социологии семьи А.Г. Харчев осознавал брак как исторически меняющуюся общественную форму взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с помощью которой общественность упорядочивает и санкционирует их сексуальную жизнедеятельность и определяет их брачные, родительские полномочия, прямые обязанности.

С.И. Голод сосредоточивает интерес на то, что брак предполагает собою в полном исторически многообразные механизмы общественного регулирования (запрет, традиция, обычай, вера, возможность, мораль) сексуальных взаимоотношений среди мужчиной и женщиной, что ориентировано на сохранение непрерывности существования. Общественное предназначение брака -- воспроизведение. Отсюда необходимо заключение, что однополые союзы -- нелепость, а гомосексуальные взаимосвязи -- действительность. Одновременно с тем, в определенных обстоятельствах общественная задача брака имеет возможность и не осуществиться. Значение брака в ежедневной жизни людей имеет возможность фиксироваться его духовным таинством. Брачные взаимоотношения освящаются церковью, что обозначает их прочность, стабильность, надежность.

В нынешнее время в основной массе случаев брак представляет как свободный союз мужчины и женщины, базирующийся на обоюдной предрасположенности и индивидуальной договоренности, утвержденный в учрежденном законодательством режиме, ориентированный на формирование и поддержание семьи. Вследствие правовой охране семейства и кровнородственных взаимоотношений поддерживается общественная безопасность личности. Тем не менее, не все пары прибегают к юридическому оформлению брака.

Наряду с независимостью заключения брака, имеет возможность существовать и независимость его расторжения, что проявляется в разводе. Вследствие этого к области супружеского поведения принадлежат и действия партнеров, приводящие к сепарации (т.е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и расторжению брака.

В сегодняшнем обществе прослеживается существенная изменчивость модификаций брачных взаимоотношений, создаются союзы, представляющие альтернативами традиционной моногамии.

Понятие "семья" предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Семья - это совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства.

Рассмотрим традиционную формулировку этого понятия, которая встречается в многочисленных справочниках и энциклопедиях. Семья представляет собой важнейшую форму организации личной жизни, вид социальной общности, малую социальную группа, основанную на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т.е. на разносторонних взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Но действительность корректирует данное понимание семьи. Например, развивается так называемый "гостевой" брак, который предполагает раздельное проживание супругов в течение длительного промежутка времени, еще называемый регулярно-раздельным.

А.Г. Харчевым было предложено определение, которое используют многие специалисты. Семья -- это исторически-конкретная система взаимоотношений между мужем и женой, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Ковалев С.В. при комментировании данного определения, выделяет ряд его важных аспектов.

· со временем семья претерпевает изменения, в зависимости от перемен в самом обществе, но при этом она представляет собой один из социальных институтов отличающихся стабильностью.

· семью законно называют малой группой т.к. она соответствует определению данного базового элемента социума, при этом отличаясь интимно-личностным характером объединения членов общества.

· потребность общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций обуславливает социальную необходимость семьи, данное дает гарантию продолжения существования человечества в целом.

Как социальную группу семью нельзя изучить, исходя только лишь из знаниях о ее членах, взятых в отдельности. Она представляет из себя открытую, постоянно развивающуюся систему, имеющую значительные адаптивные возможности. При этом изменения хотя бы одного элемента системы, например отношения между супругами, отражаются целиком на всей семье.

Отражением системных нарушений являются индивидуальные дисфункции членов семьи.

Если взять точное содержание понятия "семья", то следует понимать, что оно находится во взаимосвязи с определенным историческим и культурным контекстом. Первоначально под понятием "семья" имелось ввиду целиком домашнее хозяйство, функционирующее как один организме, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо непосредственно семьи, также включались многочисленные родственники, слуги, а также домашние питомцы.

Эти два схожих понятия часто используют для обозначения одного и того же смысла. Они действительно очень близки, но есть и отличия брака от семьи. Вот некоторые из них:

· семья исторически появилась раньше, а брак начали регистрировать уже с развитием общественных институтов;

· известны разные формы семьи у разных народов и в разные времена, а брак, как правило, подразумевает основу из отношений пары: мужчины и женщины;

· семья часто является более объемным и устойчивым общественным образованием, зато брак - юридический термин и объект. Хотя может быть и такое явление: ушедший из семьи отец разорвал семейную связь с ребенком, но, с юридической точки зрения на брак, эта связь продолжает действовать.

Но такое разделение условно. Дело в том, что окончательной трактовки этих понятий до сих пор нет, и они применяются чаще в качестве синонимов, что практически не вызывает возражений. Дальше в статье мы и будем их употреблять в качестве тождественных терминов.

Основные функции семьи и брака:

1. Репродуктивная. Главный ресурс для развития человечества - новые люди - производится как раз в семьях.

2. Экономическая. Семья - это минимальная единица национальной экономики, ведущая свой бюджет, являющаяся производителем и потребителем.

3. Воспитательная. Брак можно назвать школой, в которой и взрослые, и маленькие люди учатся социализации, получают и отрабатывают опыт в этой сфере.

Формы, или модели брака и семьи

Союз мужчины и женщины может принимать самые разнообразные формы в зависимости от прогрессивности общества и веса в нем религиозных догм. Так, семья или брак может быть:

1. Традиционный брак - подтвержденный светскими и/или религиозными учреждениями, поощряемый обществом. В наибольшей мере урегулирован юридически.

2. Гражданский брак - все отношения как в традиционной семье, но без регистрации. В последнее время все больше приближается к традиционному браку в вопросах юридической защищенности партнеров.

3. Временный брак - заключенный на определенное время, по истечению которого считается расторгнутым. Встречается в некоторых мусульманских странах.

4. Коммунальный брак - это формат для случая, когда партнеров больше, чем два.

5. Гостевой брак - современная тенденция, результат стремления оставить себе только комфортную сторону, удалив все напряженные моменты вроде быта. Партнеры проживают на разных территориях, время от времени встречаются.

6. Свободный брак - когда партнеры договариваются оставить друг другу право иметь личные отношения вне семьи.

В качестве основы и брака, и семьи рассматривается брачная пара, а также другие члены семьи, состоящие с этой парой в родственных отношениях. В большинстве стран есть специальные семейные кодексы. Часто основные догмы построения семейных отношений устанавливаются религией.

В последнее время к услугам тех партнеров, кто стремится к гармонии в семье и браке, появилась целая наука и профессионалы со специальным образованием. Речь идет о психологии брака и семьи. Главный постулат этого направления в психологии в том, что гармоничные отношения могут наладиться только в результате работы над ними обоих партнеров. А семейный психолог поможет решить проблемы семьи и брака.

В современных условиях ослабевает формальная связь общества и семьи. Основу семьи составляет брачная пара, но сегодня существует большое количество семей, в которых супруги не оформляют свои отношения через институт брака. Социологи отмечают, что количество женщин, считающих себя состоящими в браке, превышает количество мужчин. Одним из следствий этого является увеличение числа неполных семей - формальное (или фактическое) отсутствие одного из родителей, наличие "приходящих" родителей (так называемый гостевой брак).

Важнейшими проблемами являются: проблемы добрачного поведения людей в обществе; новые формы семейных отношений (в ряде государств узаконены однополые семьи) и отношение к ним общества; разводы; отношении разведенных супругов и детей; взаимодействие семьи с дошкольными учреждениями и школой; супружеские конфликты и пр.

Согласно исторической традиции в семье должно существовать подчинение детей старшим по возрасту, женщина должна подчиняться мужчине. В настоящее время молодежь все чаще стремится жить самостоятельно и сама выбирает профессию, жизненный путь. Процесс эмансипации женщин привел к появлению трех типов семейных отношений:

Традиционных (роль лидера отводится мужчине; под одной крышей живут несколько поколений);

Нетрадиционных (сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных на то экономических и прочих оснований);

Эгалитарных (семья равных, в которой осуществляется справедливое распределение домашних обязанностей; совместное принятие решений).

Происходят изменения как традиционных ролей женщины, так и мужчины. В социологии семьи активно изучается роль женщины, от позиций которой во многом зависит нравственный климат в семье, ее стабильность и которая сегодня все более активно меняет свою исключительно "домашнюю" миссию на миссию активного члена общества. Социологи фиксируют обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. На уход за детьми профессионально занятые женщины тратят гораздо меньше времени, чем неработающие. В то же время участие в общественной жизни расширяет кругозор женщины, обогащает ее интеллектуальный и эмоциональный мир, что благотворно сказывается на ее роли матери-воспитательницы. Сегодня предлагаются разные выходы из сложившейся ситуации: вернуть женщину к домашнему очагу (для этого следует оплачивать ее домашний труд); перераспределить функции в семье (оба супруга, работая, в равной степени участвуют в обслуживании и воспитании детей); помочь женщине выполнять двойную нагрузку через всемерное развитие служб быта.

Острой проблемой являются взаимоотношения родителей и детей, представителей младшего и старшего поколений. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значима ее роль в первые годы жизни ребенка, когда закладывается ряд важнейших социально-психологических черт личности. Воспитание подрастающего поколения - это большой труд, требующий значительных как физических, так и умственных усилий. Важнейшим условием правильного воспитания ребенка является умение родителей мудро донести до детей чувство любви, убежденности в том, что ребенок кому-то безмерно дорог и чувство ответной заботы, умения и готовности детей дорожить близкими людьми.

Изменения в функциях семьи. Современная семья все более становится малодетной. Для воспроизводства населения необходимо, чтобы в обществе было примерно 24% двухдетных семей, 35% - трехдетных, 20% - четырехдетных, 7% - пятидетных и более, 14% - бездетных и однодетных. Сегодня по РФ примерно 90% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.

Сокращается объем трудовой деятельности, осуществляемой семьей. Семейный труд все более облегчается вследствие использования современной бытовой техники. В то же время сокращение совместной семейной трудовой деятельности может привести к формированию иждивенческих настроений, пренебрежению к труду.

Все более значимой в современных условиях становится эмоциональная, досуговая функция современной семьи.

По некоторым данным, никогда не ссорится примерно около четверти семей. Большинство семей переживает периоды кризисов, обострения семейных отношений. Кризисы семейных отношений могут возникать по разным поводам. Нередко причиной конфликтов являются грубость мужа, пьянство и алкоголизм, измены, угасание чувства любви, упрощение и примитивизм отношений между полами и др.

Социологи отмечают ряд кризисов, соответствующих стадиям развития семьи. Выделяется несколько стадий в развитии семьи: 1-я - стадия бездетности; 2-я - стадия репродуктивного родительства; 3-я - стадия социализационного родительства; 4-я - стадия прародительства. Каждая из этих стадий имеет свои проблемы, кризисы и качественные изменения отношений. На каждой стадии огромное значение имеет уровень культуры людей, их способность и готовность идти на компромиссы и сознательно строить семейные отношения.

Нередко кризис семейных отношений приводит к разводам. Важнейшим негативным итогом развода выступает воспитание ребенка в неполной семье (при отсутствии одного из родителей): полная семья как социальный институт обладает наиболее высоким нравственно-воспитательным потенциалом.

Несмотря на кризисные явления семьи как социального института, ценность ее для большинства людей сохраняется. Изменения представляют собой начало нового этапа в развитии семейных отношений, нового исторического витка в развитии института семьи.

Современный брак и семья находится в наиболее доброжелательных условиях для того, чтобы быть успешным. Общество толерантно относится к желанию людей выбирать нетрадиционные формы семейного устройства. А это значит - больше свободы в поиске своего личного счастья.

Специфика современной семьи в России определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.

1. Современная семья - это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли.

2. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация - результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей. Но раздельное проживание молодых семей снижает или делает невозможным участие бабушек и дедушек в воспитании внуков. Вместе с тем, на фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются и "территориально расширенные" семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

3. Современная семейная система является достаточно открытой - сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.

4. В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция - это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Сегодня особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия.

Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание - в младенчестве или даже в пренатальном развитии ("школы отцов", роды вместе и т.д.). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской. "Отец 21 века" чаще берет на руки ребенка, больше гуляет с ним, общается, причем с удовольствием, таким образом, мы видим безусловно принимающую любовь отца. Также важны ответственность и пластичность современных отцов, готовность к перераспределению ролей в семье.

Кроме вышеперечисленных особенностей можно обозначить такие тенденции развития современной семьи.

1. Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. А рост однодетных семей означает обеднение эмоциональной сферы и социально-коммуникативных связей ребенка.

2. Появление так называемых "двухкарьерных" семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, а также наличии ресурсов для поддержки семьи в вопросах воспитания детей и помощи в хозяйственно-бытовой сфере.

3. Поляризация возраста вступления в брак - либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет. В случае увеличения брачного возраста молодые люди, как правило, осознанно не торопятся создавать семью до более или менее сложившейся профессиональной и финансово-экономической основы. В результате часто получается, что они остаются в одиночестве навсегда, особенно женщины. Мужчин меньше (97 мужчин на 100 женщин), на всех женщин их не хватит, тем более - достойных.

4. Все более часты случаи (хотя "неравные браки" были распространены и ранее) увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону - жена старше.

5. Проблема вдовства. Решается, если жена - старше. В основном же, женщины переживают своего супруга. Средняя продолжительность жизни мужчины более чем на 10 лет меньше, чем женщины.

6. Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируются лишь спустя 1-3 года после развода.

7. Возрастание количества повторных браков - люди все же ищут свою половину. Отсюда - проблема неродных детей.

8. Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. Рост детдомов, интернатов и пр.

9. Рост семейно-бытовых "криминальных" ситуаций, преступлений. Обычно - на почве пьянства.

10. Увеличение числа бездетных семей. "Отсрочки" часто обусловлены трудностями в молодости - финансово-экономическими, жилищными, а также задачами завершения образования или осуществления карьеры. Однако, в конечном счете супруги в таких семьях приходят к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Следует также отметить увеличение количества женщин (а в последнее время и мужчин), не имеющих возможности иметь детей в силу медицинских причин.

11. "Заграничные" браки распространяются все больше. Однако часто уехавшие за семейным счастьем за рубеж, не находят его и там, ввиду личностных особенностей, а также непривычного менталитета "заграницы". К тому же неизбежны ностальгия по родине, отрыв от друзей, родственников, родной природы, культуры и т.д.

12. "Экзотические" семьи (однополые браки, свингерство и пр.) - пока еще в России явление редкое, но уже существующее.

13. Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) "гражданские" браки; в) материнские семьи - как осознанное решение женщины. "Мать и дитя" - сейчас обычное явление. И даже нескольких детей некоторые современные женщины вырастить могут и без мужа.

Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений - все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института.

Однако, за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития.