Меню

Патриархальная семья в современном православии. Патриархальная семья: кризис в традиционном устройстве общества

Жизнь

Большинство семей сейчас – нуклеарны. Они маленькие, состоят из родителей и детей. При этом межпоколенные связи (отношения со старшим поколением) либо ослаблены, либо разрушены. Старшие родственники для таких семей вовсе не близкие люди и не друзья, скорее враги, которые находятся в противоположной позиции. Часто молодая семья не получает никакой поддержки, да и получить не может. И это одна из трагедий современного общества.

Родственные связи ослаблены еще и в силу того, что семьи обрели подвижность, часто переезжают, остаются в другом городе, республике и даже стране. Увы, старшее поколение не является близким по духу молодой семье. Все это значит, что помощи, в том числе психологической, от старшего поколения молодые получают мало.

Если поддержки от близких и родных мало, если она противоречива, то где семье эту поддержку искать? Общество не предлагает большого числа возможностей. Люди гораздо меньше сегодня встречаются и разговаривают, гораздо больше общаются в соцсетях, где общение в основном выхолощенное.

У современной семьи крайне мало точек опоры, особенно это касается внецерковной среды. Попробуйте, например, перечислить фильмы, книги просемейного характера? Или куда может пойти пара, имеющая детей? Практически вся индустрия развлечений рассчитана далеко не на семейных людей, не на тех, кто уже выбрал спутника жизни и предпочитает стабильный семейный уклад.

Но потребность иметь единомышленников, собеседников, быть в отношениях с теми, кто оказывается в похожих жизненных ситуациях, например, растит детей, живет супружеской жизнью – огромна. Часто люди приходят за этим в Церковь. Многодетная семья оказывается особенно уязвима.

Для того, чтобы выжить, женщина становилась всем

В российской семье с каждым десятилетием накапливается сумма отрицательного межпоколенного наследования.

В России до 70% браков (это гражданская статистика) распадается. Первый пик разводов приходится на второй-третий годы жизни ребенка, второй – на седьмой-восьмой год, третий – на период, когда дети достигают совершеннолетия. То есть люди «доращивают» детей и объявляют, что больше друг другу никто и ничто.

О каком феномене отрицательного наследования я говорю? Огромное количество семей остались без мужчин в 20-30-40-е годы XX века. Но тогда причиной, по которой семья становилась неполной, были вовсе не разводы, а революции, период репрессий, коллективизация, две мировые войны. Потери мужского населения были колоссальны.

В каждой семье есть истории о невероятных свойствах характера, качествах, находчивости прабабушек. Они выжили, им удалось. Но что происходило, пока они справлялись с этими трудностями? В психологии есть такой термин – гиперфункционирование. Для того, чтобы выжить, женщина становилась всем, совмещала в себе в том числе мужские функции. Часто такие женщины имели очень сложный характер. Были авторитарны и доминантны. С ними сложно было жить. Это первое поколение женщин, которые в ситуации исторических потрясений вынуждены были становиться такими.

В семейной психологии существует и другое явление – наследственное моделирование. Это неосознаваемое копирование образцов поведения родителей. Представьте, что у тех женщин (в 20-30-40-х годах) росли сыновья и дочери, которые видели перед собой сильную женщину, главу семьи. У детей формировалась картина матриархата с женским гиперфункционированием.

Когда наступало время строить собственную семью, они несли в нее ту модель, в которой мужчина выключен или полностью отсутствует. У этого поколения детей уже не было матрицы мужского поведения в семье, мужчину они могли только домыслить. Вот уже они строят свои семьи, но в них возникает серьезное искажение, потому что женщины продолжают гиперфункционировать там, где это уже не требуется.

У современной семьи есть выраженная склонность к разводам

Возникают, как говорят психологи, дисфункциональные семьи (семья есть, но в ней не все гладко) с продолжающимся женским гиперфункционированием. Мужчина в них локализирован или «делается хвостиком». Оговорюсь, это не стопроцентная статистка, но уже во втором поколении мы наблюдаем значительное количество разводов.

В следующем поколении брак также оказывается неудачным: где-то развелись, где-то какие-то возникли проблемы. Число разводов в третьем поколении растет по экспоненте. Формируется модель: семейные трудности проще не преодолевать, а разводиться, создавать новый брак. Так возникает склонность к разводам, как бывает склонность к легочным заболеваниям и аллергиям.

Есть еще одно важное явление, описанное семейными психологами: синдром годовщины. Это состояние, которое возникает на уровне повторения неосознаваемых моделей поведения в семье, как склонность к копированию поведения родителей в определенном возрасте их ребенка.

Что мы здесь видим? Например, родители развелись в пять лет ребенка. Он этого не помнит, ведь в пять лет у большинства людей нет еще связных воспоминаний. И вот сын вырос, женился, в браке возникают трудности и теперь его собственному ребенку исполняется пять лет, а у него самого возникает непреодолимое желание разрушить отношения. Это и есть годовщина.

Я считаю, что у современной семьи есть выраженная склонность к разводам, равно как и склонность повторять родительские модели. Брак – это трудно и это переплавка, а вовсе не то, что люди представляют по сказкам: мед-пиво и абсолютное счастье. К трудностям брака и его испытаниям семья оказывается сегодня не готова, причем не готова наследственно, в двух-трех поколениях.

Мало батюшек, которые не боятся отправить людей к психологам

Очевидно, что людям остро необходима психологическая помощь, но она практически недоступна для большинства населения. Есть несколько блоков на пути получения помощи для тех, кто в ней нуждается.

Во-первых, практических психологов с опытом работы с детьми и с семьей меньше, чем нужно. Хотя открылось несколько кафедр семейной психологии, которые активно развиваются в ряде ведущих психологических школ в Москве и Петербурге. Но все-таки семейных психологов гораздо меньше, чем детских. Это понятно, практическая психология была под запретом и не развивалась с 1934 года и вплоть до падения СССР.

Во-вторых, психологическая помощь малодоступна. Та, что есть – в основном платная.

В-третьих, семьи с детьми, испытывающие трудности, очень боятся обращаться за бесплатной помощью из страха попасть в объятья ювенальной юстиции. Не будем вспоминать недавнюю ситуацию, которая у всех на слуху. Действительно, может быть, и есть центр социальной помощи в шаговой доступности, и есть проблема у ребенка или семьи, но родители не идут сами и не ведут детей, потому что страшно.

В-четвертых, имеет место проблема неосведомленности. Психолог для некоторых из нас, как астролог или бабка-знахарка. У людей нет четкого понимания, что психолог – помогающий специалист, конечно, не психиатр и не врач, но его помощь – это помощь существенная.

В-пятых, почти никогда не идут к психологу люди верующие и воцерковленные. Думаю, что священники могут рассказать об этом гораздо больше меня. Часто люди, которым действительно нужен психолог и даже психиатр, идут к священнику, которому выговаривают то, что совершенно не является исповедованием грехов. Такие беседы принесли бы большую пользу в общении с психологом. И увы, я не много знаю батюшек, которые не боятся отправить людей к психологам.

Мне кажется, что тут нужна серьезная просветительская работа, благодаря которой люди научились бы понимать, с чем, с какими проблемами хорошо идти к психологу, где психолога найти безопасно.

Немало и специфических преград, которые касаются конкретно православных людей. Это уже шестая причина. Например, мысль о том, что должно пострадать, потому что жизнь – не райский сад. Эта мысль часто бывает понята не так, вывернута наизнанку. И человек, действительно страдающий от психиатрического ли заболевания, пограничного ли состояния, любых других психологических трудностей, не идет за помощью к специалисту, а считает, что ему полезнее помучиться.

Люди страдают от того, от чего страдать вообще-то не обязательно. И бывает, что жизнь людей заканчивается совсем не тогда и не так, как это могло бы быть.

Если обращаются за психологической помощью люди православные, то часто приходят они с дикой кашей в голове. «Духовник нам вот так сказал, а вы нам что скажете? Мы посмотрим и решим, что нам больше нравится». Здесь психолог оказывается втянутым в треугольник отношений, причем ложный треугольник: человек, обращающийся за помощью – его духовник – и специалист. Это то, что также серьезным образом мешает получать психологическую помощь.

В церковной среде разводов незначительно меньше

Одна из проблем современной семьи – недостаток информации о том, как устроены отношения между поколениями, какие кризисы испытывает брак, с какими проблемами можно столкнуться в супружеских отношениях, пока растут дети.

Если книг по воспитанию, педагогике много, то много ли вы знаете книг по психологии супружества? Какое-то количество, безусловно, есть, но предназначены они сугубо для профессионалов. Для простых пользователей на русском языке их фактически не найти. Недавно у нас вышла совместная с Михаилом книга: «Современная семья. Психология отношений».

Это плод наших образовательных психотерапевтических программ. И это невеселая книга, в которой собрано описание нормативных (связанных с возрастом семьи и детей) и ненормативных (болезни, утраты, измены, разводы) трудностей, с которыми сталкивается брак. Я уверена, что осознание людьми тех сложностей, которые они проживают, дает хороший результат.

Поэтому основной своей задачей я вижу работу над тем, чтобы возникали родительские объединения, в которые приходили бы люди, проживающие в сходных семейных ситуациях. Это позволяет не только помогать семье в преодолении нормативных кризисов, но и способно уменьшить количество разводов. Разводов много, причем в церковной среде их незначительно меньше. И этот факт еще не получил должной огласки.

Отдельной темой работы должна оставаться работа с проблемой межпоколенных связей. То, что родители и прародители (бабушки и дедушки) имеют разные взгляды на воспитание – факт. Если мы готовы к сложностям с собственными родителями, к тому, что столкновения разных взглядов не избежать, что это не означает нелюбовь, не означает неприятие, что через это проходили многие, то, как мне кажется, молодым семьям будет легче.

Очень важно выводить в рамки проговариваемого и осознаваемого тему разной степени воцерковленности в семье. Мы все по-разному приходим к Богу. Вера – это дар. Кто-то его получил, а кто-то нет. В семье бывает часто, что кто-то из супругов получил этот подарок раньше, или кто-то пришел к вере в большей степени.

Случается, что родители – верующие, дети – неверующие, или наоборот, дети – верующие, а родители – нет. Важно, чтобы это различие не ослабляло любовь, то принятие, которое возможно в семье, несмотря на разные позиции. Если посмотреть на эту разную степень веры не как на трагедию и нелюбовь, а как на нормативную ситуацию в обществе (нормативный конфликт), которое пережило серьезные потрясения за последние сто лет, то становится значительно проще.

Христиане в ситуации странной и пугающей свободы

Сознание людей эпохи постмодерна – это сознание людей после смерти метафизического Бога. Сейчас у человека есть лишь личный выбор, личная ответственность и личные отношения с Богом, что часто подчеркивается в проповедях. Но выходит, что там, в личных отношениях с Богом – это выбор и ответственность, а в семейных отношениях – следование традиционной модели?

Некоторые предполагают, что изменения в семье уже зафиксированы. Например, зафиксирован переход от патриархальной к нуклеарной и децентрической семье. Но не исключено, что следующий тип в XXI веке – это семья, которая будет называться супружеской. Основная проблема состоит в том, что мы вступаем в эпоху, когда типов семьи будет много при отсутствии ведущего. Причем тип семьи будет осуществляться по внутреннему выбору.

При этом главная проблема современных многодетных семей заключается в том, что по внешнему виду православная семья выглядит идентично той картинке, что мы имеем в прошлом, но фактически – это совершенно разные продукты.

В одном варианте мы имеем тип традиционной семьи, который формируется без выбора. И человек живет так, потому что ему приходится следовать тому типу поведения, который предлагает общество. В другом случае имеем личный проект: живую, традиционную многодетную семью – и это личный выбор, а не вещь понятная и лежащая рядом на поверхности. Более того, она формируется в антагонизме, в противоречии с собственным опытом, с опытом родительской семьи. То есть это совсем не данное и понятное.

Но внутреннее и глубокое различие двух типов даже при внешней похожести не может не проявляться в повседневной жизни. Особенно тягостной, ведущей к внутренним конфликтам, является ситуация, когда люди пытаются заниматься реконструкцией. То есть создавать современную семью из реконструкторских соображений, выстраивать ее по лекалам, взятым их репринтных книг. В этом случае проблема заложена в начале. Такая семья неизбежно будет поставлена под угрозу выживания и распадения.

Очень существенно понимать и другое: что понятия «человек», «мужчина», «женщина», «семья» – не являются сегодня совершенно ясными. Потому что изменения затронули и эти базовые понятия. Описание человека, какой он, кто такой – предполагает много вариантов. Это не предуказано реальностью, как солнце или луна, например. Лексика здесь оказывается крайне важна, поскольку само Евангелие проникнуто семейной лексикой. Но когда изменения касаются базового лексического пласта, то это не может не вызывать вопросов.

Сегодня христиане попадают в ситуацию странной и пугающей свободы, которая затрагивает не только вопросы духовной жизни, но и базовые понятия: что такое семья? что такое быть мужем и женой? что такое отношения между родителями? Вещи, которые людям кажутся понятными, а ответы неизменными, на деле оказываются не таковыми, но полем личного выбора и свободы.

Почему нас задела статья отца Павла Великанова

Недавняя шумная дискуссии вокруг – хороший повод задуматься над полемикой вокруг нее. Дело в том, что вопрос семьи не является частным подразделом большой церковной политики. Но тема семьи – центральная. Усилия должны быть направлены в этот центр, но не из практических соображений, а потому, что семья – богословская и философская проблема современного христианства. Если раньше спорили о слове Божием, то сейчас разделение христиан будет происходить по вопросам гендера и семьи.

В Церковь в конце 80-90-х годов пришли люди с советским сознанием. Это важно, но куда существеннее, что это были люди еще и с сознанием эпохи модерна и постмодерна. Приходя в Церковь, понимая, что должна произойти некоторая перемена ума, наконец, выучив слово «метанойя», они начинали осваивать лексику, формы и модели поведения и среди прочего некоторые ценности в области семьи.

Причем эти ценности, которые постулируются как христианские, скорее являются традиционными: почитание старших, крепкая моногамность, многочадие, иерархические отношения в семье, – все это мы можем найти в самых разных традиционных обществах. Они не имеют специального отношения к христианству, но описывают то состояние общества, в которое пришла некогда Благая весть.

И вот современный человек с сознанием эпохи модерна, не иерархическим сознанием, приходя в Церковь, начинает осваивать эти модели. Ладно бы шла речь о богословских вопросах и все дело заканчивалось дискуссией в интернете. Но нет же, она выходит в другую плоскость, в живую повседневную жизнь. Поскольку все это касается семьи, отношений мужа и жены, то зачастую в православных семьях возникает попытка «домостроя» и выяснения «кто главный?». И дело не в искажениях, которые можно легко объяснить, а в том, что здесь затронут вопрос ценностей, то есть того, на что людям ориентироваться.

По умолчанию идеальной предполагается модель традиционной, патриархальной, многодетной семьи. Она часто воплощается фигурой настоятеля в церкви. Выстраивается ранжировка: батюшка и матушка, он – с бородой, она – в юбке, вокруг деточки и все как свечечки. А рядом современная семья, которая сознает свое недостоинство: «У нас всего один, два, всего трое, живем обычной жизнью, но рядом есть светильники веры, которые у нас на виду». Кажется, что реальность стратифицирована, ранжирована. И хотя по разным причинам ты не можешь в эту сторону повернуться, перед тобой всегда ориентир.

Статья отца Павла, которую я упомянула, совершенно тихая и смиренная, не полемическая, затронула уровень ценностей и смыслов: действительно ли многочадная, патриархальная семья является ориентиром для современных христиан? При этом в скобочках был поставлен маленький вопрос, который вызвал такую разгоряченную полемику.

Дело в том, что люди действительно должны на что-то ориентироваться. Многие семьи, особенно многодетные и православные, понимают свое состояние как духовный путь, как служение, реализацию своего христианского выбора. Выходит, что это должно быть поставлено под сомнение, звучать как что-то необязательное?

Мне кажется, что этот вопрос нуждается во внутрицерковной дискуссии. Потому что этот вопрос совершенно не решен, хотя и кажется решенным.

Монахиня Нина (Крыгина), насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», кандидат психологических наук, в прошлом - профессор Магнитогорского государственного университета, ведет большую воспитательную, просветительскую и миссионерскую работу. Она выступает перед разными аудиториями с разными темами бесед, но всегда неизменными остаются живой интерес слушателей к словам и мнению матушки Нины, ее умение «дойти» до каждого своего собеседника, разбудить в нем самые добрые мысли и чувства.

Тема доклада, с которым она начала недавно выступать - «Царская Семья как идеал христианской семьи». О своей новой работе матушка Нина говорит так:

Как-то один уважаемый мною человек сказал, что русские люди лучше умеют умирать, чем жить. Я не согласна с таким утверждением, потому что считаю: без праведной жизни человеку умереть достойно не удастся. По той простой причине, что в самом слове «смерть» заложено слово «мерило» - мера жизни, мера того, как прожита эта жизнь.

Так вот, что касается проблем семьи, с которыми нам приходится сталкиваться… Мы живем в особое время, когда очень многое в нашем государстве рушится.Рушатся те традиции, на которых создавалось когда-то очень мощное государство. Мы живем в то время, когда в России разрушается институт семьи, когда многие семьи стали одно- или малодетными, когда стабилен лишь рост абортов и социального сиротства (социальное сиротство - это дети-сироты при живых родителях), когда растет количество детей, пополняющих детские дома.

И очень хочется понять, что произошло, что было утеряно, почему в царское время в России при Николае II разводились лишь 2-2,5% семейных пар, а остальные семьи были крепкими и стабильными.

Что же происходит с нами сегодня? Как психолог могу сказать, что в сложившейся ситуации людям очень важно найти правильные ориентиры, идеал. Найти идеальных людей, не теоретически придуманных, а тех, кто реально жили совсем недавно и от которых нас отделяет не так уж и много времени.

Почему эти люди должны достичь чего-то конкретного, высокого, к чему хотелось бы стремиться и тянуться? Такой идеал необходим и для взрослых, потому что он помогает им переносить трудности, и для молодого подрастающего поколения, потому что они только начинают жить, и очень важно, чтобы они не сделали ошибки.

Но когда я попыталась для себя понять, каким сделать этот идеал семьи - реальный, конкретный, я поняла, что лучше, чем идеал Царской Семьи найти невозможно. Потому что это тот редкий случай, когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых. Причем эта Семья жила не так давно: очень мало времени отделяет нас от их мученической кончины, еще есть люди, которые общались с ними лично.

Так вот, тем людям, которые пытаются сейчас создать семью и хотят, чтобы эта семья была счастливой, очень важно понять основы, на которых была создана Царская Семья, конкретная семья, которая была счастлива в браке. Счастливы были Царь и Царица как супруги - об этом они писали. Счастливы были как родители - об этом они тоже писали. То есть счастливы были на всех уровнях: и на супружеском, и на родительском.

И дальше интересно бы было разобраться: как у них это получилось, ведь они жили в очень сложную эпоху, когда было столько трудностей и противоречий - ничуть не меньше, чем сейчас. И как им удалось в этом противоречивом мире создать счастье семьи, ощутить это счастье. Вспомним строки, которые написал Царь Николай на 20-летие супруги - он писал, что счастлив безмерно и благодарен Богу за то, что счастье и любовь соединили их жизнь.

Так на основе чего создавался этот брак? Когда я стала анализировать те документы, архивы, публикации, которые дошли до нас, я пришла к очень глубокому для себя убеждению, что нынешнее поколение очень мало знает о Царской Семье. Даже если посмотреть на наши учебники истории и увидеть, что они были одобрены Министерством образования, можно понять, что эти учебники были написаны в соответствии с идеологией того времени, в котором были изданы - и очень много из тех публикаций, которые вышли в свет в годы советской власти, было написано в соответствии с советской идеологией.

В православной психологии об этом говорится так: «мы смотрим на мир через грязное стекло своих страстей, мы свой внутренний мир привносим на то, что мы видим, и искажаем его в большей или меньшей мере». Поэтому когда мы читаем, что было когда-то написано о Царской Семье, о Царице, надо прекрасно понимать, что в этом есть доля личного, личной характеристики человека, который это писал.

Поворотным пунктом в моем личном отношении к Царской Семье стало одно событие. Еще будучи студенткой, я однажды шла по Москве и увидела, что на витрине одного из издательств были выставлены фотографии Царской Семьи. Когда я увидела их лица, я просто оторопела, потому что поняла, что то, о чем говорили нам в школе - это ложь. Потому что члены Царской Семьи - не просто аристократы: это - духовная аристократия, это гораздо выше - аристократия духа.

Есть такое понятие, что в глазах людей отражается небо. То есть когда становится ясно, куда устремлена их душа - вверх или вниз… Так вот в глазах Святых Царственных Страстотерпцев отражается небо - то, чем они жили, то, что отразилось в их образе.

Анализируя все, что было написано о Царской Семье, я пришла к глубокому убеждению, что в основе их семейного счастья было заложено то, что в православии называется обычным словом - целомудрие. Это то слово, которое сейчас стараются затереть, убрать из нашего лексикона. Так вот, что такое целомудрие? Целомудрие - это целостность, мудрое отношение к жизни, чистота души и тела, целостность ума, не загрязненного страстями. Таким образом, целомудрие - целостное отношение к жизни, когда вершиной всего является Бог, и все идет, опираясь на духовность. Такое целомудрие мы хорошо видим на примере жизни Царской Семьи, в которой был традиционный уклад патриархальной семьи.

Что такое патриархальный уклад? Когда во главе семейства находится мужчина, муж - и только он. Он находится в послушании к Богу и в исполнении Его заповедей - через это идет благодать на главу семьи. А помощницей главе семьи в этом послушании, именно помощницей, а не наставницей, не учительницей, становится его жена. Она находится в послушании своему мужу, поэтому благодать идет и на нее. Дети, видя послушание родителей, тоже растут послушными, и благодать идет на них.

Вот когда эта иерархия соблюдается, то в семье идет все очень гармонично. Это подобно соку, находящемуся в живом растении: если перерезать у растения какую-то ветвь, сок перестает туда поступать. Сначала там еще теплится некая жизнь, но потом она прекращается, и лист или ветка отмирают. Точно так же и в отношении семьи: если на каком-то уровне нарушается благодать, нарушается эта Богом задуманная иерархия, то семья испытывает серьезные трудности. Это - духовный закон, который никто не отменяет, знают об этом люди или не знают.

В Царской Семье была именно такая иерархия, традиционный патриархальный уклад. Конечно, Царица Александра могла быть в чем-то эмоциональна - всем психологам известно, что женщины более эмоциональны, чем мужчины. Но нельзя забывать и о том, что в Царской Семье всегда главой был Император. И надо понять, что он как мужчина нередко советовался со своей женой как помощницей, но окончательное решение всегда принимал лично. Это однозначно.

Давайте более внимательно посмотрим, какими Царь и Царица были супругами и родителями, и сравним их семейную жизнь с жизнью многих современных семей. Сейчас очень много супругов разводятся на самых разных стадиях супружеской жизни. Известно, что в супружеской жизни есть несколько периодов, которые называются кризисными и в которых существуют определенные факторы риска развода. Это и первый год супружеской жизни, и рождение первого ребенка… последний кризис, которого раньше никогда не было на Руси - выход на пенсию.

Все дело в том, что у нас потеряна культура семейных супружеских отношений. Почему потеряна? Потому что в основу создания семьи не ставится благочестие, в основу создания современных семей очень часто ставятся собственные мнения и личные амбиции: «Я сам все понимаю, и никто мне не указ». Что из этого происходит? А происходит то, что через некоторое время такие семьи, в которых люди не хотят слушать друг друга, начинают испытывать огромные трудности.

Здесь имеется два выхода. Первый, и лучший вариант, когда человек приходит к сократовскому убеждению: «Я знаю, что ничего не знаю» и начинает искать помощи у других людей. А другой выход, когда появляется озлобленность и желание порвать не только с семейной жизнью, но и уйти из жизни; у нас ежегодно регистрируется 60 тысяч самоубийств.

Не случайно многие московские психологи говорят о том, что у нас в России целомудрие заложено в центр культурного ядра нации, и пренебрегать этим нельзя, потому что это проводит к нарушению государственной безопасности.

В отношении супружеской жизни Венценосной семьи можно с уверенностью говорить о том, что Царь и Царица были благочестивыми, глубоко верующими людьми, людьми целомудрыми. Понятие целомудрия и решило их судьбу: они жили по Божиему замыслу, пытались очень бережно относиться друг к другу и другому человеку - как к святыне. Целомудрие в браке - его основа: когда два человека смотрят друг на друга и видят святость друга, они относятся друг к другу как к святыне.

Царь и Царица старались беречь это чувство - любовь, и, кроме того, они старались его воз-де-лы-вать. Не так, как происходит сейчас: чуть случатся в семье какие-то трудности, люди махнут друг на друга рукой и разбегаются в разные стороны… Если познакомиться с тем, что писала Царица Александра, можно увидеть и понять многое. Не забывая при этом, что это были реальные люди, жившие совсем недавно. «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…»; « Как счастлив дом, где все - дети и родители - верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье - когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом - это место тепла и нежности».

И вот так они жили, так понимали семейную жизнь - «место тепла и нежности», очень бережного отношения друг к другу. И дальше. Человека раздирают страсти.Вспоминаю, как недавно в монастыре на Новом Афоне умер совсем еще молодой монах; приехал другой монах, который сказал нам замечательную фразу, которая близка и понятна всем. Он сказал, что «только после этой смерти молодого схимника я понял, как дороги друг другу все люди, и что только грех отделяет нас друг от друга» - только грех.

Так вот, члены Царской Семьи, не будучи монашеской семьей, хорошо понимали эти духовные тонкости, они понимали, что друг от друга исходят причины ссоры и разногласия. Поэтому они старались работать над усмирением своих страстей, старались проявлять добродетель. Об этом можно совершенно конкретно говорить, знакомясь с письмами и дневниковыми записями Святых Царственных Страстотерпцев. К примеру, Царица Александра Феодоровна, которая всей душой стала человеком православным, писала: «К спасению нужно стремиться каждый день и час, спасение достигается не одним нашим читанием, а усердным прилежанием, постоянным отрезвлением …» И дальше - «Живущий - возрастающий, слепой - возросший».

Император и Императрица стремились к спасению, и им это удалось, как и всем их детям. Поэтому все они, без исключения, причислены к лику святых.

Здесь нужно особенно остановиться на том, какими отцом и матерью были Царь и Царица. Это очень важно по одной простой причине. Сейчас очень многие родители говорят, что у них просто нет времени на воспитание детей и общение с ними, потому что они очень много заняты на работе. По отношению к Государю, говоря современным языком, давайте подумаем: кто больше него был в то время занят на работе? Хотя тогда это называлось службой… «Служить Богу, служить Отечеству…»

На его плечах лежала забота о всем государстве. Николай II был человеком, который прекрасно понимал, что за всю свою деятельность он должен будет дать ответ перед Богом. Во многих дошедших до нас воспоминаниях о Царе можно прочесть, что он был удивительным отцом. Конечно, он был очень много занят на службе, но то время, которое ему было позволено находиться с семьей, он использовал настолько мудро, что его можно назвать примером отца для всех. В своих воспоминаниях воспитатель и наставник царских детей Пьер Жильяр отмечает, что Император для детей был и отцом, и Государем, и товарищем. И объяснялось это тем, что перед Царем как Государем склоняли головы и министры, и духовные иерархи, и их мать, которая находилась в послушании мужу.

В отношении роли отца-Императора было сказано, что он был добрый отец, с открытым сердцем, которое отзывалось на радость и на беды детей. В нечастые совместные семейные вечера Царь лично хорошо поставленным голосом читал детям произведения русских классиков. Обратите внимание на эту деталь: он брал для чтения не первую попавшуюся книгу, он обдуманно подбирал книги, с чтением которых «выходил» в семью. И это тоже показатель бережного отношения к своим детям, к своей семье, осознания своей ответственности за воспитание детей. И этому нам сегодня надо учиться на примере Царя.

К сожалению, в современных семьях мы очень часто наблюдаем другое - когда мать и отец приходят с работы и говорят: «Мы устали». Дети вместо живого общения с родителями довольствуются телевизором или компьютером. В Царской Семье этого не было: была мера духовной ответственности, целомудренное отношение к жизни, к своим детям.

Давайте посмотрим, что выносят наши дети, когда проводят совместные семейные вечера совместно с родителями? Они понимают, что они любимы родителями. Потому что в любом другом случае детям трудно объяснить, что мы их любим. Они находят этому свое собственное объяснение: если бы родители нас любили, они находили бы время для общения с нами… Наши дети в такие вечера впитывали бы любовь, не страстную, а духовную любовь, которая помогла бы семье сплотиться во всех трудностях и которая помогла бы им при необходимости взойти на Голгофу всей семьей, когда никто не дрогнет, никто не предаст.

Остановлюсь еще на Царской Семье. Именно через Царя, через отца дети приучились заниматься физическим трудом. Известно, что Царь был физически очень развитым человеком, с детства приученным к труду; любил греблю. Поэтому в Царской Семье матросы обучали детей гребле и плаванью, они занимались наведением порядка и чистоты в доме и на территории. И это не было каким-то излишеством, это была родительская мудрость. Еще раз могу отметить, что в их воспитании не было каких-либо крайностей.

Крайности, наоборот, возникают сейчас в некоторых современных семьях, когда родители не готовят своих детей к реальной жизни. Одна из крайностей заключается в том, что взрослые начинают запугивать детей всеми страхами жизни, и их дети становятся трусливыми, боясь сделать самостоятельно самое элементарное. Или наоборот, истерично-безудержными, живя по принципу «будь что будет, я ничего не могу изменить». Вторая крайность - когда родители стараются содержать детей в тепличных условиях: они все возникающие у ребенка трудности берут на себя и таким образом воспитывают в детях беспомощность и зависимость от условий.

В отношении Царицы можно сказать, что это была очень мудрая мать. Воспитатель Царских детей Пьер Жильяр писал так: «Она была одарена самыми прекрасными нравственными качествами и всегда руководствовалась самыми благородными побуждениями. Она была честна перед собой, перед людьми и перед Богом». Она никогда бы не стала делать вид, что стала православной. И если она оставила прежнюю протестантскую веру и перешла в Православие, то приняла его всем сердцем, о чем она и писала в свое время.

Она была удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. В Царской Семье все было удивительно естественно и гармонично, Александра Феодоровна была замечательной супругой и матерью. И этим она может быть примером для многих современных женщин, которые с головой уходят в карьеру, занимаются своим имиджем или прежде всего думают о благоустройстве дома, а не о детях.

Особенно отметим, что Царская Семья была семьей многодетной: в ней воспитывалось пятеро детей. По своей сегодняшней работе я знаю, что в современных семьях возникает очень много проблем в отношении детских ссор. Даже два ребенка не могут ужиться между собой: они начинают ссориться, у них возникает какая-то ревность по отношению к родителям и родителей к ним. А было ли такое в семье Императора? Было. Потому что это были реальные дети, со своими взглядами и чувствами. Но мать пыталась владеть ситуацией. В одном из писем старшей дочери Императрица пишет: «Не ссорьтесь друг с другом, это в самом деле просто безобразно. Всегда будьте любящими и добрыми».

Вот такие маленькие штрихи, маленькие зарисовки к портрету всех членов Царской Семьи, позволяют ближе познакомиться с их жизнью. Сумели ли Царь и Царица воспитать достойных детей, любящих друг друга? Сумели. Вот одна деталь нашей истории: четыре девочки, четыре княжны нередко подписывали свои послания единым именем, составленным из первых букв их собственных имен - ОТМА (Ольга, Татиана, Мария, Анастасия). В каких современных семьях есть сейчас такое единение?

В отношении Царевича Алексия ситуация еще более сложная. Перед родителями стояла особая задача его воспитания, ведь растет не просто сын - долгожданный, любимый всеми, - растет наследник престола страны, которую они очень любили и были ее истинными патриотами. В результате был воспитан такой ребенок, о котором окружающие его люди говорили, что из него в будущем для России вырастет великий царь. Есть воспоминания о том, как Царица наставляла своего сына. Она говорила так: «Не стоит гордиться своим положением - перед Богом все равны». И вот это ощущение, что перед Богом все равны - самое главное в воспитании человека.

В конце выступления мне хотелось бы привести еще одно высказывание Царицы Александры: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить детей примером своей жизни». Это старый педагогический прием, известный уже много-много веков. Одно дело - знать, а другое дело - это знание в своей жизни воплотить примером для своих детей. И пример Царской Семьи, явленный нам - очень яркий.

Вспомните, как повела себя Царица, когда началась первая мировая война. Она пошла работать сестрой милосердия в госпиталь, где находились солдаты и офицеры, которые не щадили своей жизни за Бога, Царя и Отечество. Она пошла как любящая мать, потому что, как она писала сразу же после своей коронации, она ощутила, что это было ее венчание с Россией, что русские люди стали ее детьми. И так же, как она когда-то сидела у постели своего больного родного сына, она сидела у постели раненых российских солдат, молитвенно прося облегчения их страданий. Она работала в операционной во время сложнейших операций. Известно, что многие солдаты и офицеры, которые были на грани смерти, просили Императрицу, чтобы она просто посидела рядом с ними, и никогда не получали отказа.

Поступок матери стал примером и для Великих княжон, они последовали ее примеру. Старшие дочери, Ольга и Татиана, окончив курсы медсестер, тоже пошли работать в госпиталь. Многие знают, как представительницы женского пола реагируют на кровь, на открытые раны; преодолеть этот страх дано не каждому - только тому, у кого есть любящее людей сердце. А эти юные девушки работали в операционной… Марию и Татиану родители не отпустили работать в госпиталь, но они помогали раненым по-своему: готовили бинты, шили белье.


Пережившие предательство женщин и развод мужчины часто обращаются за моральной и духовной поддержкой к религии, и зная, что Новый Завет запрещает развод и рассматривает мужчину как главу семьи, считают, что православие защищает интересы мужчин, поддерживает патриархальные порядки в семье. Так ли это?

Я был внутри православной церкви много лет как верующий, закончил двухгодичные курсы православных катехизаторов, был знаком со многими священниками, и поэтому досконально знаю как теорию, так и практику современной русской православной церкви. Основываясь на своем опыте, я могу однозначно сказать: под лубочными патриархальными декорациями в православии давно утвердился жесточайший тоталитарный матриархат с беспрекословной властью женщины во всех сферах частной, семейной, общественной и собственно церковной жизни.

Священное писание запрещает женщинам быть священниками (совершать таинства), поэтому в церкви нет женщин-священниц, епископов, вся церковная иерархия целиком и полностью состоит из мужчин. Отсюда складывается впечатление, что церковь – это патриархальный институт, в котором мужчины обладают властью над женщинами. Но это далеко не так. Где же подвох? Дело в том, что с самого начала церковной службы, со времени обучения в семинарии будущий священник обязан либо найти себе до вступления в сан жену и жениться, либо принять монашество. Жен для священников готовят в специальных женских церковных (епархиальных) училищах. Девушки формально там учатся на регентов, певчих, швей, сестер милосердия и т.п., получают среднее профессиональное образование, а неформально их готовят к выходу замуж за учащихся семинарий – будущих священников. Преподавание в женских церковных училищах ведется, как правило, женщинами – женами священников, часто высокопоставленных, также женщины осуществляют морально-психологическую обработку будущих жен священников. И здесь этих девушек по сути готовят к манипулированию и власти над будущим мужем как раз через те заповеди, которые изначально должны были обеспечить главенство мужа в семье, но в руках женщин-манипуляторов превратились в прямо противоположное.

Правило о том, что муж – глава семьи, женщины трактуют исключительно через слова Апостола Павла из Послания к Тимофею о том, что «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5: 8). О том, что Христос в Новом Завете говорит прямо противоположное: «враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня » (Мф. 10:36-37) при этом не вспоминают. Жена священника с самого начал берется полностью контролировать всю его жизнь и службу, и в первую очередь заботится о том, чтобы молодой священник не упускал возможные деньги, притекающие к нему от прихожан, особенно дорогие подарки и крупные пожертвования от состоятельных людей. Не брать подношений, - внушают жены своим мужьям православным священникам – значит не печься о семье, а это наитягчайший грех в их иерархии ценностей.

Материальное благополучие священника зависит в первую очередь от благосклонности церковного начальства, которое может поставить его на службу в прибыльное место, доходный храм, богатый приход, или взять на работу в аппарат митрополии, где вообще нужно заниматься одной необременительной офисной работой или связями с общественностью за зарплату, которая может быть выше чем у иных чиновников или доходы у среднего бизнесмена. Если же молодой священник впадет в немилость, его могут отправить на службу в далекую деревню, где приход состоит из двух бабушек, и собрать себе на зарплату священник там ничего не сможет, будет питаться за счет натурального хозяйства и вести существование на грани голодной смерти, такое тоже бывает.

Естественно, жены священников знают обо всем этом заранее, и с самого начала супружеской жизни, а вернее, еще до ее начала они ставят своим мужьям условие: или ты будешь лояльным и покорным, будешь подчиняться всему, что тебе приказывают твои начальники, будешь брать любые приношения от любых дарителей, пусть они будут хоть людоеды и детоубийцы, и тем самым обеспечишь материальное благополучие жены, или никакой жены у священника вообще не будет, и ему придется или принимать монашество, или вовсе отказываться от сана священника (неженатый или не монах получить сан не могут). Женитьба для священника – это шантаж со стороны его жены, это сделка о лояльности и согласии на все. В результате с самого начала церковной службы мы получаем тотального полнейшего бабораба. С первых дней в церкви молодой священник приучается во всем повиноваться своей жене, выполнять все ее указания и прихоти, потому что развод она может потребовать в любой момент и для нее это не повлечет никаких абсолютно неблагоприятных последствий в плане карьеры или статуса, а ее мужа-священника после развода могут лишить сана и запретить в служении. Для мужчины в 40 – 50 лет, ничего в жизни не умеющего, кроме как махать кадилом и говорить нараспев малопонятные тексты лишение сана - это крах всей жизни, безработица, нищета, отсутствие пенсии в старости. Поэтому священник будет из кожи лезть, но лишь бы угодить своей жене и не вызвать ее неудовольствия.

Представление о том, что священник это глава семьи, что жена его «боится», ходит перед ним «на цыпочках», а дети его во всем слушаются и стоят перед ним «по струнке», выполняя все указания – это лубочный миф, не имеющий никакого отношения к действительности. Все правила Священного писания преспокойно лежат на полке в книжке, в то время, как главой семьи священника де-факто является его жена. Она ведет семейный бюджет, продвигая своего мужа как бизнес-проект: найти богатых жертвователей и благотворителей, привлечь гранты от различных фондов, добиться подарков богатых спонсоров – все это инициативы жены, которая использует своего мужа-священника как приманку и вывеску, под которую принимаются деньги и подарки. Мне известен пример, когда даже в глухой деревне священнику богатые спонсоры построили шикарный коттедж, напичкали его хай-энд электроникой по высшему классу, построили храм, обеспечили священника оплатой, позволяющей ему вести безбедную жизнь с постоянными поездками на отдых за границу. Выгоду от этого получает, конечно же, жена, т.к. без мужа-священника она никогда бы не смогла даром, просто так получить такие реально несметные богатства, по сути, ни за что, чисто за «бренд».

В церкви жен священников называют «матушками ». Вокруг такой матушки образуется кружок иногда совершенно фанатично верующих женщин, которыми она помыкает как хочет, и с их помощью продавливает выгодные ей решения в рамках прихода. Часто такие женщины трудоустраиваются в созданные на базе прихода полукоммерческие организации: воскресные школы, различные курсы, летние лагеря для детей, благотворительные фонды. Все эти сферы очень прибыльны. Спонсоры оплачивают все расходы и зарплату «матушек» и их приближенных, часто не имеющих никаких навыков для работы в той или иной сфере, на которую их по блату ставят «матушки» (например, работа в летних лагерях с детьми).

Если в общественном мнении еще и сохраняется стереотип о православной женщине, как о невзрачной замарашке, с ног до головы завернутой в платки и длинные юбки, то на практике это тоже просто декорация. Длинные платья и юбки матушки теперь покупают в бутиках и стоят они в разы дороже повседневной одежды обычных прихожан. Если уж облачение священника для богослужения может стоить около 300 000 рублей, то на свои наряды их жены не скупятся и могут потратить в разы больше. Если рядовые «пчелки-трудяги» из когорты матушек составляют непритязательные старушки-пенсионерки, бесплатно батрачащие на мытье полов в храмах и чистке подсвечников и носящие одно серо-черное платье в течение десятилетий, то ядро матушкиного кружка составляют молодые и амбициозные девушки и женщины, жены других священников или «околоцерковные» девицы, чующие запах денег, власти и комфорта, и пытающие извлечь эти бонусы из дружбы с матушкой. Они очень высоко себя ценят, одеваются всегда на высшем уровне, изысканно и стильно, юбки у них, конечно, будут длинные, но из дорогого бутика или сшитые на заказ из дорогих тканей. Они любят стильно отдыхать, если, например, это поездка на природу на велосипедах, то на дорогих многоскоростных, в дорогих спортивных костюмах, с дорогими смартфонами и зеркальными фотокамерами.

К мужчинам эти женщины относятся исключительно в зависимости от их социального и материального статуса, т.к. тусовка при высшем кружке матушки для них это способ заполучить богатого спонсора, пришедшего с пожертвованием в церковь, охомутать и женить его на себе, поэтому с чиновниками и бизнесменами они будут шелковыми благонравными девицами, а на зашедших поставить свечку работяг или студентов в большинстве случаев будут смотреть с презрением и высокомерием.

Священник ничего противопоставить этой матушкиной тусовке и «группе поддержки» не может. Заикнись он о чем-нибудь, что его жене не выгодно, откажись плясать под ее дуду, она может поднять волну «негодования» через своих тетушек-бабулек, которые настрочат десятки жалоб насвященника в епархию и тому серьезно не поздоровится. Поэтому священник как в своей профессиональной деятельности, так и в семейной жизни занимает роль подкаблучника и полного бабораба. Вся современная церковная система обуславливает такое положение мужчины в церкви.

Это мы проанализировали ситуацию в семьях священников. В семьях обычных верующих , конечно, все это иначе, но закономерность сохраняется: чем фанатичнее верующие, тем матриархальнее «патриархальная» православная семья . В сильно верующих семьях мужья, как правило, полнейшие подкаблучники. Жены возят на них воду, муж уходит на работу в 6 утра, возвращается в 8 вечера, спит и снова уходит на работу. Это его «обязанность кормить семью», которую ему внушила его удобно устроившаяся православная супруга, которая, как правило, сама либо совсем не работает, либо занимается каким-нибудь непритязательным трудом типа преподавания музыки дошкольникам в воскресной школе, не требующим особых усилий или способностей, но часто неплохо оплачивающимся, если такая православная жена сумела втереться в доверие к нужной матушке и та устроила ее на хлебное место.

Детей в таких семьях, как правило, больше двух. Командует всем, конечно же, мать, и это неизбежно, т.к. отец круглые сутки на работе, батрачит, чтобы не быть обвиненным, что «о своих и особенно о домашних не печется». Отец в такой семье просто не в состоянии следить за тем, как растут и воспитываются его дети. Всем этим занимается исключительно мать, для которой это еще и оправдание, чтобы самой не работать.

В плане педагогических навыков у православных матерей царит дремучее невежество и мракобесие. Крики, оскорбления, унижения детей, побои и наказания – в порядке вещей и считаются необходимыми и правильными «воспитательными» мерами. Не удивительно и показательно, что именно православные родители массово выступили против введения уголовной ответственности родителей за избиение своих детей (ст. 116 УК РФ в новой редакции 2016 года): за собой они это прекрасно знают, но не только не считают избиения и унижения своих детей «грехом», они уверенно считают это своим неотъемлемым правом и правильной мерой воспитания. Детей они считают своей собственность. Авраам же был готов перерезать глотку своему сыну, так же и они: если захотим, то и до смерти можем забить, это же наши дети, мы их родили, что хотим, то и делаем. Такие царят нравы в православных семьях. Раболепие, холуйство, пресмыкательство по отношению к сильным и вышестоящим и насилие, унижение и пренебрежение по отношению к слабым и нежестоящим – такие нравы воспитывают православные матери в своих детях с младых лет. И одним из таких подчиненных и бесправных субъектов внутри семьи является муж и отец.

Отдельная сфера деятельности внутри церкви – это монастыри . Женских монастырей сейчас больше, чем мужских. Если в начале 1990-х, когда монастырская жизнь только возрождалась, монахи и монахини были вынуждены работать в поте лица на строительных и сельскохозяйственных работах, при этом не получая ни зарплаты, ни социальных льгот, положенных обычным работникам, то сейчас ситуация кардинально иная. Монастыри сегодня в высшей степени щедро спонсируются со всех сторон: коммерсанты, бизнес, высокопоставленные чиновники (такие, как глава РЖД Якунин, например), политическая партия «Единая Россия», правительственные государственные, региональные и местные муниципальные гранты и субсидии текут в монастыри полноводной рекой. Плюс огромнейшие прибыли приносит не облагаемая абсолютно никакими налогами торговая деятельность монастырей: на постоянно проходящих во всех регионах России «православных ярмарках» и через сети собственных лавок и магазинов монастыри продают все, что угодно: освященную землю с могилок старцев, кирпичи в стены строящихся церквей, иконы, утварь, книги, свечки, продукты сельского хозяйства – в основном мед, но также и другие продукты. Себестоимость этой продукции часто равна нулю (земля с могилки) или равна затратам на еду для «трудников», - приезжающих в монастыри мирян, работающих в монастыре бесплатно (часто они же сами и свое питание оплачивают, хотя обычно питание все же за счет монастыря, вернее, его спонсоров). На строительных работах монахи уже давно не работают, для строительства монастыри нанимают строительные организации за весьма немалые деньги, опять же текущие от спонсоров или из государственного бюджета.

При такой ситуации несложно увидеть, что жизнь в монастыре для его руководства – это синекура или стиль жизни аристократов-олигархов, «келии» настоятелей монастырей сегодня – это отделанные на уровне пятизвездочных отелей апартаменты со всеми возможными удобствами и достижениями техники и комфорта. И как мы уже отметили, большинство монастырей в России – это женские монастыри. Это значит, что руководит монастырем женщина – настоятельница. По канону женщина не имеет права совершать богослужение и таинства (исповедь, причастие и др.), поэтому за каждым монастырем закреплен священник-мужчина. В каноническом отношении он должен бы иметь больший вес, чем женщина-настоятельница, т.к. чисто теоретически он может лишить настоятельницу причастия, обвинить в нарушении заповедей и даже вообще отлучить от церкви, но на практике священник полностью зависим от настоятельницы, которая определяет зарплату священника. Если вдруг настоятельница невзлюбит священника, она может добиться его увольнения всеми возможными способами: от использования личных связей в митрополии, до обвинения священника в «домогательстве к сестрам» или «службе не по канону».

Из монастырей в митрополию текут реки денег, т.к. пожертвования в монастыри руководство митрополии, как правило, забирает сначала себе, а потом уже из «общей кучи» выделяет монастырю его долю, но в руках настоятельницы есть множество способов не показывать все пожертвования и доходы. Поэтому митрополия заинтересована в «дружбе» с настоятельницей, как и настоятельница с митрополией. Для них это залог взаимовыгодного сотрудничества в разделе астрономических барышей. Отдельный священник, если ему вдруг что-то не понравится в монастыре, в такой ситуации будет просто раздавлен и выброшен вон как настоятельницей, так и митрополией.

Власть настоятельницы монастыря внутри его стен безгранична. Никакой мужчина ей тут не указ. Часто на этих должностях в качестве настоятельниц состоят очень молодые женщины, которые открыто презирают мужчин, мужененавистничество настолько открыто ими демонстрируется, что считается нормой. Если в монастыре или при храме такого монастыря работают мужчины (сторожами, техническими работниками, "трудниками" - по-сути батраками на сельхозработах и др.), то настоятельница обращается с ними как со скотом, не только не проявляя ни малейшего уважения, но чуть ли не плюя им в лицо только за то, что они "скоты-мужчины", а она - женщина-монахиня. Шовинизм по отношению к мужчинам в таких монастырях культивируется на уровне фашистских концлагерей, но удивительно, что находится огромное количество мужчин, считающих себя действительно чем-то "виноватыми" перед женщинами, "грешными", и поэтому обязанными терпеть такое хамское отношение к себе со стороны женщин, они добровольно бесплатно или за символические деньги работают при таких монастырях, считая это "духовностью".

Вот такая ситуация царит в современном российском православии. Это матриархат, с практически ничем не ограниченной властью женщины: жены и матери. Можно было бы продолжить этот анализ и проследить причины такого положения дел, но это уже тема для другой статьи. Буду рад вашим комментариям и замечаниям, которые позволят мне доработать эту статью и написать новые.

Когда-то, начитавшись рассказов про амазонок, я решил, что матриархат — это такое бабье царство, где мужчин используют по прямому назначению, а потом уничтожают за ненадобностью, или в лучшем случае оставляют вместо коврика для вытирания ног.
И какому мужчине нужна эта радость?!
Так что я никогда сторонником матриархата не был. Меня вполне устраивало здоровое равноправие полов.
Влюбившись с первого взгляда в красивую женщину, я и не подумал выяснять, каких же она придерживается взглядов.
Было ли в ней что-то не то? Не присущее большинству других женщин? Наверное, было...
В первую же встречу её взгляд бесцеремонно стащил с меня всю одежду. По её одобрительной улыбке я догадался, что результатом увиденного она осталась довольна.
Правда, на несколько минут я потерял дар речи.
Но, как ни странно, мне понравилось то, что она проделала со мной.
Было ли что-то ещё? Да, было.
Например, ни грамма косметики на её лице.
Я подумал, что в этом нет ничего плохого.
Потом я узнал, что она терпеть не может украшения, заявив, что она не дикарь из племени тумба-юмба, и даже не новогодняя ёлка, и таскать на себе побрякушки не намерена.
Ну, что ж — семейный бюджет будет целее.
Я ни разу не видел её на высоких каблуках.
— С какой стати я должна ломать себе ноги, — спокойно заявила она своей знакомой, уговаривающей её надеть шикарные лодочки на сногсшибательном каблуке.
Когда подруга, пытаясь вразумить её, говорила о восторгах мужчин по этому поводу, моя будущая супруга, нимало не стесняясь моего присутствия, заявила, — с какой стати я должна заботиться о мужских восторгах? Им надо, пусть сами носят.
Мне, честно говоря, было всё равно, какие каблуки ей нравятся. Мне нравилась она со всеми её необычностями.
И когда она всё-таки мило сообщила мне, что она убеждённая сторонница матриархата, я пропустил это мимо ушей. У меня была более важная задача — жениться на ней.
Нет, она была не против гражданского брака, но «тащиться в загс», как она выразилась, у неё нет ни малейшего желания.
Надо было видеть моё изумление и разочарование.
Я уже отлично понимал: либо я на ней женюсь, либо через месяц-другой у неё может появиться новое увлечение. В мои планы не входило отказываться от любимой женщины в пользу более удачливого соперника.
Признаюсь честно, мне помог случай. Как говорится, нет худа без добра.
Моя любимая довольно сильно заболела. Я стал её сиделкой. Умирая от страха, я умолял бога, чтобы её температура упала, наконец, ниже 39.
И она выздоровела и вышла за меня замуж.
Мы оба, спустя 18 лет, радуемся этому факту.
В процессе брака я узнал, что матриархистка не называет мужа козлом, бараном и прочими лестными эпитетами, не утверждает, что все мужчины сволочи, и не интересуется, родился он идиотом или стал таковым. Не рыдает, размазывая по щекам тушь, не обвиняет в загубленной молодости и абсолютно не помнит причину ссор, которых в семейной жизни всё-таки не избежать, через пять минут после их завершения.
В 99% из ста она просит, советуется, убеждает. Часто уступает.
Правда, в 1%, когда это для неё действительно важно, исчерпав все доводы, она нажмёт и нажмёт до конца. Тут уж ничего не попишешь. Лучше согласиться.
Матриархистка не требует каждый день приносить ей мамонта, не мечтает о миллиардере, не сравнивает своего мужчину ни с Аленом Делоном, ни с Биллом Гейтсом. Короче, не требует стать идеалом. Мирится с привычками мужчины, которые ей не нравятся.
Но может придушить, если покуситься на её недостатки и привычки.
И, наверное, самый больной для любого мужчины вопрос — деньги.
Так уж выпало, что мы пережили 90-е годы. Безработица, задержка зарплаты.
В то время, как патриархальные жёны обвиняли мужчин во всех грехах, требуя любыми средствами обеспечить должный уровень жизни, без апелляции бросали самое жестокое слово — неудачник! — жена-матриархистка спокойно заявляла, — мы это переживём. Хлеб у нас есть, поэтому жить будем. К тому же скоро мой гонорар.
Мы действительно это пережили. Я нашёл нормальную работу. Мне всегда хочется идти домой.
Несмотря на то, что жена-матриархистка пирогов не напечёт и рубашек не нагладит, в доме тепло, в нём хочется жить. Даже зимой там ярко светит солнце.
Правда женой-домработницей там и не пахнет. В доме живёт Женщина с большой буквы.
С ней нельзя обращаться, как с куклой. Она не станет вам уступать из страха, что вы уйдёте.
— Вон бог, вон порог!
Вы всегда свободны! Но у вас нет ни малейшего желания воспользоваться этой свободой, потому что, уходя, придётся уйти навсегда. С распростёртыми объятиями вас назад не примут.
Матриархистка носит гордость, как корону. Своим достоинством не поступится ни за какие блага мира.
В мире нового матриархата мужчина не станок для печатания денег, не похотливая скотина, которой только одно надо. Он человек, которого уважают и которым восхищаются, которого любят таким, каков он есть, не пытаясь перекроить по придуманному в девичестве клише.
Жена-матриархистка всегда на вашей стороне, даже если вы сто раз не правы. Она будет защищать вас с яростью манула перед всем миром.
При людях она никогда не сделает вам замечание, не оборвёт, не станет жаловаться подругам на вашу глупость и тысячу недостатков.
Правда, наедине она выскажет вам всё, что думает.
Но наедине легко стерпеть, тем более, если она права.
И ещё, женщина-матриархистка сильно отличается от феминистки.
Во-первых, она любит мужчин. Любит в них не только душу, но и тело. Она хочет вас так же сильно, как, наверное, вы её.
Во-вторых, если вы не станете открывать перед ней дверь, подавать ей пальто и всячески ухаживать за ней, она плюнет на вас и уйдёт к другому.
От стервы женщина-матриархистка отличается тем, что не станет мотать вам нервы для того, чтобы самоутвердиться. Она и так знает себе цену. И немалую.
Ей совсем не нужно, чтобы вы страдали. Матриархистке нужен рядом счастливый мужчина.
Для неё важны здоровье, сексуальность и душевное равновесие мужчины.
Она не заявит, что её ваши проблемы не касаются. Не обвинит вас в слабости. Постарается разобраться, помочь или хотя бы поддержать, что, согласитесь, в нашем мире немаловажно.
Она не закатит вам истерику, не потребует доставки луны на туалетный столик немедленно.
Для неё не важно, сколько стоит ваш подарок, принесёте вы ей дорогущий букет или одну полевую фиалку, главное, чтобы она отражалась в ваших глазах.
Женщина-матриархистка не станет жить с мужчиной, который не любит её.
Ей это просто не нужно. А если это нужно вам, то придётся стать настоящим мужчиной нового матриархата.
Если вы выберете иной путь, то это ваше право.
Но только помните, что на свете не так уж много женщин, к которым можно в минуту опасности повернуться спиной.
Я очень надеюсь, что в 21 веке их станет гораздо больше.

Apr 17 2007
Имя: utro Город, страна:
Отзыв:
Ну что сказать? Любовь зла. Опять же дело вкуса. Кому-то нужны пироги, а кому-то женщина с непростым характером. А какое место в жизни женщины-матриархистки занимают дети? Или она так увлечена собой и своими сексульными желаниями что ей не до детей?

Apr 21 2007
Имя: Светлана Дзюба Город, страна: Луганск, Украина
Отзыв:
Наверное, для всех матриархисток по-разному. Кому-то нужны дети, кому-то сексуальные желания.
Ведь основная черта матриархистки (мне так кажется) - это смелость строить свою жизнь по-своему. А не как все...

Что такое патриархальная семья многие, могут только догадываться, не вникая в ее сущность и важность значения для общества. Патриархальной называют то семейство, где правит патриархат, то есть главенствующую роль играет муж, мужчина, отец.

Истоки патриархальной семьи

В Древнем Риме, Греции, Египте право на наследство передавалось по мужской линии. Женщина во времена патриархата оставалась хранительницей рода.

В современном православии патриархальный уклад, изменился, но основы остались прежними. Возможно, для кого слово «патриарх рода» звучит, как сочетание, относящееся к древности, однако, это не так. Счастливо то семейство, в которой главенствует мужчина. Первоначально Бог создал патриархальную семью, где мужчина играл главенствующую роль, оставался добытчиком и защитником.

Патриархальная семья - тип семейных отношений, где последнее слово принадлежит мужчине.

В патриархальной семье под одной крышей живут несколько поколений

Логично, что если существовал патриархат, тогда был и матриархат. Матриархат возник в период охраны, рождения детей, продолжения рода, но продлился он недолго, род мог существовать при организации добычи и защиты.

Отличительные черты патриархальной семьи

  1. Патриархальный уклад характеризуется патрилинейностью, когда наследие, титул, положение в обществе передается по мужской линии.
  2. Патриархальному обществу свойственны только два вида семейных отношений.
  3. При моногамии мы наблюдаем картину - один муж и одна жена, при полигинии - муж и несколько жен.
  4. Основным признаком патриархальности является наличие многих поколений родных людей, живущих в одном поместье. Три-четыре поколения живут под одной крышей, при этом все управление принадлежит старейшему мужчине рода или семейному совету.

Мудрый управитель развивал хозяйство, руководил с умом, направляя жизнь дома в «мирное русло» и не вмешиваясь в женские дела. Большак или домостроитель - так называли славяне главу рода, подчеркивая его положение.

Основным недостатком таких отношений является гиперответственность каждого члена рода, часто приводящая к пониженной самооценке.

Важно! Огромным плюсом патриархальных отношений можно назвать отношение к старикам в этом доме, где не может быть брошеного ребенка, и все проблемы решаются миром, всем семейством.

Традиционная патриархальная семья

Со стороны отношений при патриархате, существующем даже в современном обществе, явно просматривается главенство отца и мужа и ярко выраженная зависимость от него остальных членов семейства.

В патриархальной семье негласно жена подчиняется мужу, а дети – родителям

В такой семье мужчина остается:

  • обладателем неограниченного авторитета;
  • добытчиком;
  • кормильцем;
  • хозяином;
  • главным распорядителем финансами.

Родительская власть отца не имеет границ и не обсуждается. Мужчины обладают практически всеми правами, в отличие от женщин. Авторитарность интересов клана намного выше личных чувствований.

Домостроитель, как правило, редко участвует в домашних делах и воспитании детей, возложив при этом всю ответственность на женскую половину дома.

Важно! Патриархальный семейный тип не означает самодурство ее главы, а умелое руководство родными. Библия говорит, что мужья обязаны любить своих жен, а те должны быть послушными (Ефес. 5).

Женщина при патриархальном ладе остается, создательницей комфорта и уюта в ней, мудрой воспитательницей детей, живя с мужем во взаимопонимании, сохраняя прочность и долговечность семейного брака. Добродетель жены ценится не меньше главенства хозяина дома, ее мудрое воспитание детей в набожности и уважении к старшим взращивает прекрасные плоды.

Современные семьи являются в основном нуклеарными, это когда в доме живет два поколения, реже три. Признаком патриархата в нуклеарных родах остается главенство мужчины в решении важных вопросов.

Типы патриархальной современной семьи

  1. Семья, построенная на взаимопонимании доверии, где мужчина является основным добытчиков и кормильцем, а жена - устроительница уюта и комфорта в дома, мудрая воспитательница детей, является самой крепкой и счастливой.
  2. Перебиваясь случайными заработками, мужчина не может обеспечить свою жену и детей всем необходимым, но при этом пытается оставаться для них командиром и руководителем, он обрекает семейное существование на конфликты и ссоры. Нестабильность финансовая и моральная часто приводят к разрыву семейных отношений.
  3. В современном мире возник еще один вариант общения, когда богатый олигарх берет в жены красивую, молодую женщину, обрекая ее на роль Золушки. Ее устраивает финансовое положение, его - наличие красивой жены.

Желание жить под опекой мужчины не означает ущемление женских прав.

Как создать крепкую патриархальную семью в современном мире

Современную ячейку общества трудно назвать традиционной патриархальной, ибо в ней жена может зарабатывать больше, проводить основное время на работе, но при этом не нарушаются основные библейские принципы об уважении и покорности к мужчине и мужу.

В традиционной семье муж и жена живут в верности и уважении друг к другу

Каждая женщина мечтает о том, чтобы мужчина обеспечивал семейство всем необходимым, или оставался главным советчиком и устроителем дома, обладая правом решающего голоса.

Совет! Мудрая жена, даже зарабатывая больше мужчины, всегда будет уважать мужа, и оставлять за ним руководящее право в решении семейных вопросов.

В счастливой традиционной семье:

  • мужчина поддерживает авторитет всех ее членов;
  • муж несет ответственность за детей и жену;
  • отец семейства является главным его обеспечителем или распорядителем семейного бюджета;
  • родители воспитывают детей в уважении к старшим рода;
  • муж и жена стремятся жить в верности и уважении друг к другу.

Бог построил иерархию, на вершине ее стоит Иисус, под Ним находится мужчина, которому корится жена. Женщина, которая хочет верховенствовать в православной семействе, автоматически переворачивает все с ног на голову, ставя себе под ноги и мужа, и Христа.

Патриархат или главенство мужчины в нуклеарной семье на основах христианства было и остается основой ее крепости, счастья и благополучия. Муж, отец, заботящийся о своем семействе, как Спаситель о Церкви, остается его защитником, покровом и мудрым водителем. Женщина, жена, умеющая кориться мужу, всегда будет правительницей рода, любящей и любимой женой и матерью.

Важно! Библейским обетованием счастливой семьи, живущей по патриархальным православным канонам, остается пятая заповедь, данная Творцом Моисею на горе Синай. Почитание родителей из рода в род принесет благо последующим поколениям.

Принципы традиционной православной семьи

В отличие от древнего патриархата, где царствовал тотальный контроль и власть, в современном православии проповедуется уважение к мужчине, почитание его, как отца и кормильца.

Тотальный контроль, живший в прежние времена, является разрушительным для брака в современном мире. В православном браке, где отец - глава, а мать - хранительница очага, воспитываются гармоничные личности, выросшие в спокойной обстановке.

Мужчина, взявший на себя роль главы семейства, мудро:

  • руководит семейным бюджетом;
  • оберегает честь жены;
  • участвует в воспитании детей.

В таких семьях дети воспитываются в строгости и любви, родители для них являются образцами поведения во всех ситуациях.

Авторитет родителей строится на собственной жизненной позиции, они постоянно должны следить за эмоциями и словами, чтобы не согрешать. Забота о детях не может подавлять их собственные инициативы, а мудро направлять потомство в нужное русло так, чтобы ребенок решил, что принял решение самостоятельно.

Можно сколько угодно критиковать патриархат, но нельзя не отметить, что такие семьи практически не разводятся, оставаясь основой здорового общества.

Патриархальная семья