Меню

Чеченский народ как хоронят своей мертвой люди. Семейные обряды чеченцев

Свадьба/Замужество

Чеченская жизнь.
Свадьбы и Похороны.
Чеченские родственные связи очень крепки. Редко найдёшь человека, который не знал бы историю хотя бы прадедушки. Да и фамилии, под которыми мы живём – это не что иное, как имена взрослых людей, живших в начале века на нашей территории. Например, я знаю прадедушку в двенадцатом поколении – ШИШЛИ, который жил в 17 веке. И таких людей не мало, знающих свою родословную. Безусловно – это хорошо. Но у каждой медали есть две стороны. Что же мы имеем с обратной стороны: это – бремя.. Да, бремя поддержки родственных связей. Я не говорю, что это плохо, наоборот Ислам требует поддержки родственных отношений. Хадис Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует): Тот, кто разрывает родственные связи, тот не из нас (не из нашей Уммы).
Только подумайте, скольких людей я считают родными по крови! А у каждого есть ещё семьи. В результате, происходит вот что: свадьба любого из ближайшего из них – это почти всегда присутствие. А смерть одного из них, а может и меня когда – нибудь, если будет на то воля Всевышнего Аллаха – это обязанность присутствовать на похоронах. Помимо, родственников есть друзья, знакомые, коллеги. Если свадьбу можно и игнорировать иногда, то про похороны этого не скажешь. Я живу в городе, и похороны не прямых родственников часто проходят без меня. Чего не скажешь о двоюродных и троюродных братьях, а равно и их сестёр и жён. Если в селе в любом конце, или же в соседнем селе похороны, мужчины должны стоять на похоронах по три дня, иногда меньше, иногда больше, а женщины оплакивать усопшего. А если своих (начиная от отца, матери, сына, дочери, что естественно, до троюродных дядей) хоронят, то три дня, похороны, а ещё до поминок дня три-четыре они заняты круглые сутки. Не бывает в неделю меньше двух-трёх похорон в четырёх по соседству сёлах. У всех родственники по отцовской или материнской линии – это минимум два раза два дня от рассвета до заката стоять на похоронах. Вот и слышишь на одних похоронах: а ты был там-то и там-то? У них же тоже несчастие приключилось. И приходится посещать таких-то, выразить сочувствие. Учитывая то обстоятельство, что нас Чеченцев становится всё больше и больше (семьи-то большие) становится страшно за будущее. Считаю, что надо как-то упрощать проведение похорон. Например, в первый день до захоронения умершего, быть на похоронах. А два других дня приходить лишь отметиться, скажем минут на десять. Лишь ближайшие наследники, остаются, априори, на похоронах. Женщинам бы я вообще запретил ходить на похороны. Я вообще не понимаю, что они делают три дня и ночи с трёхразовым питанием, что они проводят в доме умершего. .Вроде богоугодными делами они не занимаются. Лишь самые близкие из них оплакивают усопшего.

Смерть родного человека- это как психологический, так финансово-моральный удар по его наследникам. По прошествии обычно 5-6 дней, проходят поминки. Раньше, я помню – это было скромным мероприятием со скудным бюджетом. А теперь? каким только снадобьем не угостят!! Пиршество, да и только! А что делать тому, кто не может позволить такое раздолье? И он, бедняга, чаще на последние деньги, пытаясь не ударить лицом в грязь, дотягивается до этой вожделенной «планки». А ведь завтра ему всё это ой как аукнется.
Ислам призывает нас к разумному воздержанию во всём. Даже саван, в который заворачивают усопшего, желательно, чтобы он был не новым, а постиранной тканью, так как тому он как бы уже не нужен, а транжирить деньги на ветер за зря – грех. Ислам призывает родственников или соседей тех, у кого произошло несчастие, накормить и морально поддержать тех, в чьих домах похороны. Как говорится с ног на голову!

Чеченцы и ингуши, потеряв члена семьи, немедленно начинают подготовку похоронного обряда. Все родственники вне зависимости от степени родства с усопшим быстро оповещаются и прибывают (в огромных количествах). Подготовкой покойного к погребению занимается специально нанятый человек.

Подготовка похорон

Образовавшееся сообщество разделяется на группы. Одни молодые парни (не редко не только родственники, но и просто соседи) занимаются подготовкой могилы, другие занимаются дровами и разжиганием огня, на котором в огромном чане будет готовиться мясо. Ингуши считают своим долгом угостить всех, кто явился к ним с соболезнованиями, принято считать, что это милостыня, полезная усопшему в религиозном плане.

Стулья и столы для приема гостей зачастую занимаются у соседей, равно как и посуда при ее нехватке. Причем соседи также активно помогают родственникам покойного с подготовкой. Визитеры оказывают не только моральную, но и небольшую материальную поддержку, в крайнем случае, помогают по хозяйству.

Отдельная группа берет на себя подготовку усопшего к похоронам. В составе группы знающий традиции человек и несколько помощников.

Похоронный обряд чеченцев и ингушей

  • Тело покойного омывается, закутывается в саван, представляющий собой три куска белой ткани, не сшитых друг с другом.
  • Затем усопший заворачивается в ковер и выносится во двор. Все присутствующие на похоронах мужчины творят краткую погребальную молитву.
  • Старшие из гостей и родственников также могут немного рассказать о достоинствах и благих делах покинувшего этот мир человека. Затем тело доставляется на кладбище, его везут на машине или несут на плечах.
  • К приезду похоронной процессии могила уже выкопана. Место на кладбище выдается родственникам усопшего абсолютно бесплатно. За пару часов создается надгробие. Как правило, оно представляет собой серого цвета заготовку, на которой выбито имя покойного, дата его появления на свет и смерти. Иногда информация дополняется вырезанными фигурами, к примеру, солярными знаками, используются и аяты из Корана.
  • Доставленное тело умершего погружается в могилу и закапывается, лопатами по очереди работают все присутствующие мужчины, женщины не допускаются на кладбище. После того как могила засыпана землей, люди молятся, читают Коран, поминают Бога, соблюдая определенный порядок. Затем старший велит всем уйти с кладбища, с покойным на некоторое время остаются только двое самых близких, которые говорят слова прощания.

Поминальный обряд

Параллельно в доме проводится встреча всех посетителей, явившихся с соболезнованиями. Они рассаживаются за столом, им прислуживать будут молодые ребята. Столы принято расставлять во всех комнатах дома, подается достаточно скромное и стандартное угощение. В основном это мясо, бульон и бирх, иногда салаты. Из напитков в основном чай, к нему может подаваться халва.

На всех присутствующих должен быть головной убор, будь это шляпа, тюбетейка или платок. Алкоголь не предполагается, похороны имеют ярко выраженный религиозный характер. Вечером на поминки является бригада муридов для зикров и молитв. Все повторяется во второй и третий день.

Юсуп Темирханов. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Вчера стало известно о том, что в омской колонии умер чеченец Юсуп Темирханов, осужденный за убийство полковника российской армии Юрия Буданова.

В марте 2000 года командир 160-го гвардейского танкового полка Юрий Буданов был арестован по обвинению в похищении, изнасиловании и убийстве 18-летней жительницы чеченского села Танги-чу Эльзы Кунгаевой.

В 2003 Буданов был осужден на 10 лет колонии строго режима, отбывал наказание в Дмитровограде Ульяновской области, губернатором которой тогда был бывший командир Буданова генерал Владимир Шаманов. Правозащитники и журналисты также неоднократно обвиняли Шаманова в военных преступлениях против мирных жителей Чечни, однако он всегда отрицал эти обвинения.

Юрий Буданов в суде. 2002 год. Фото: РИА Новости

В 2004 году (через год после вынесения приговора) полковник Буданов написал прошение о помиловании на имя губернатора Шаманова. Тот удовлетворил прошение. Эта новость вызвала огромный резонанс. В Грозном прошел многотысячный официальный митинг против помилования. Рамзан Кадыров тогда заявил:

«Если это помилование Буданова произойдет, мы найдем возможность воздать ему по заслугам».

В 2009 году Юрий Буданов освободился по УДО, с работой и жильем ему также помогал его бывший командир Владимир Шаманов. Буквально сразу Рамзан Кадыров напомнил о том, что не забыл о Буданове. В интервью агентству «Регнум» Кадыров сказал:

«Буданов — шизофреник и убийца, признанный враг чеченского народа. Он оскорбил наш народ. Каждый мужчина, женщина и ребенок считает, что, пока Буданов существует, позор не снят с нас».

А еще через два года, в июне 2011-го, Буданов был застрелен в Москве. Его похоронили с воинскими почестями на кладбище в Химках рядом с аллеей героев Великой Отечественной войны.


Полиция и следователи на месте убийства Юрия Буданова в Москве. Фото: РИА Новости

Уже через месяц по подозрению в убийстве Буданова был задержан Юсуп Темирханов. Своей вины он так и не признал. Темирханова защищал чеченец Мурад Мусаев, один из лучших адвокатов в России, человек, приближенный к Рамзану Кадырову.

Пятничная новость о смерти Юсупа Темирханова стала большим событием для огромного количества чеченцев. И жители республики, и те, кто уехал из Чечни в эмиграцию, разместили в социальных сетях на своих страницах фотографии Темирханова, называя его «настоящим героем Чечни», который «отомстил за свой народ».

«Нохчи къонах» (чеченец, живущий по кодексу чести и ставящий служение всему народу выше своих личных интересов) — именно эти два слова чаще всего можно было прочитать в постах чеченских пользователей.

Такого всенародного признания на моей памяти не получал ни один из прошлых и нынешних чеченских деятелей.

В соцсетях стали распространяться видеоролики из села Гелдаген, где живут родственники Темирханова. На этих видео — огромные толпы людей, стихийно приехавших на тезет (поминальный обряд, который длится у чеченцев три дня). Сотни машин, припаркованных вдоль дороги в село Гелдаген, — этот народный кортеж растянулся на несколько десятков километров.

Первыми в Гелдаген приехали чуть ли не в полном составе жители села Танги-Чу — односельчане Эльзы Кунгаевой, девушки, которую зверски изнасиловал и убил бывший полковник российской армии Юрий Буданов (приговором он был лишен звания и всех своих наград).

«Позор тяжелую нам ношу
Буданов зверский на плечи положил
и 10 лет свободно по земле ходил
Юсуп герой Чеченского Народа
в Москве Буданова убил
контрольный в лоб ему пустил
А приговор судьи с улыбкой Юсуп принял ты
Тобой гордимся мы достойный сын Чечни»

— кустарно сделанные видеоролики с подобными текстами, перепетыми на арабский мотив, вирусно распространяются в интернете и набирают огромное количество просмотров.

Источники «Новой газеты», отслеживающие потоки сообщений, посвященных этому событию, свидетельствуют

о невероятном всплеске активности в среде чеченской молодежи, которая с восторгом отзывается о Темирханове как о «шахиде, отдавшем жизнь за честь своего народа».

Официальный Грозный никак не отреагировал на событие в день, когда стало известно о смерти Темирханова. Ни один чеченский телеканал не приехал в пятницу в село Гелдаген, которое, кстати, является родовым для героя России, спикера парламента Чечни Магомеда Даудова, чьим именем тут названа сельская школа. Обошли полным молчанием данную новость все представители чеченской власти в своих личных аккаунтах в Инстаграме, Майлистори (чеченский аналог Инстаграма), Фейсбуке и ВКонтакте. Главными новостями в этот день были сообщения о том, что 28-летний племянник Кадырова Ибрагим Закриев, назначенный месяц назад мэром Грозного, лидирует в медиарейтинге глав северокавказских столиц, а также день рождения матери Рамзана Кадырова — Аймани Кадыровой, возглавляющей Фонд имени Ахмата Кадырова.

Надо полагать, бурная реакция чеченского общества на смерть Темирханова, застала чеченские власти врасплох. Они впервые столкнулись со столь отчетливым и, главное, массовым выражением мнения народа об истинных и ложных героях. И помешать этому явлению они не могли: не разгонять же, в самом деле, поминки?

Уже на следующий день чеченские телеканалы дали сюжеты о столпотворении в селе Гелдаген и о том, что тезет перенесли в сельскую мечеть, так как двор семьи Темирхановых просто не вмещает в себя желающих высказать соболезнования.

Но можно ли первому лицу республики присоединиться к поминальному обряду и участвовать в похоронах «чеченского къонаха»?

Это — политический вопрос, на который должен был ответить Рамзан Кадыров. И он ответил, приехав на похороны в село Гелдаген.


Тело Темирханова под крики «Аллаху акбар!» вносят в мечеть села Гелдаген. Кадр видео / Instagram

Вся эта ситуация поставила чеченское руководство в очень сложное положение.

Реакция народа на смерть Темирханова идет в разрез с российской политикой по оценке российско-чеченского конфликта, вылившегося в две военные кампании.

Федеральное руководство так и не признало многочисленных фактов военных преступлений, совершенных против мирных жителей Чечни российскими военнослужащими. Только несколько случаев дошли до суда и приговоров, самые известные — дело ханты-мансийского омоновца Лапина и дело полковника Буданова. Оба преступника были осуждены только благодаря усилиям правозащитного центра «Мемориал» и журналиста «Новой газеты» Анны Политковской. Поддержку оказывал в этих делах и отец Рамзана Кадырова — Ахмат-Хаджи Кадыров.

Но расследование все равно шло крайне тяжело и было политически лимитировано: по сути, следователи получили «добро» только на выявление самых очевидных, зафиксированных правозащитниками и журналистами преступлений, совершенных российскими военными и полицейскими. Суд даже снял с Буданова обвинения в изнасиловании Эльзы Кунгаевой, хотя материалами дела факт изнасилования был полностью доказан. И никто из чеченских политиков не протестовал против таких «полумер».

Есть простое объяснение, почему Москва не стремилась расследовать и должным образом наказывать военных преступников, а Чечня с этим согласилась и в обмен получила сотни амнистированных чеченских боевиков, которых Москва также отказалась привлекать к уголовной ответственности. Это была сделка, одно из условий прекращения войны. И на тот момент в ней были заинтересованы обе стороны конфликта. Кейсы Лапина и Буданова Ахмат-Хаджи Кадыров выторговал у Кремля только лишь для демонстрации хоть какой-то легитимности этого неправового и несправедливого, но крайне необходимого тогда договора — для установления хоть и худого, но мира.

После убийства Кадырова-старшего все вопросы о привлечении российских военнослужащих к ответственности поднимали только журналисты и правозащитники «Мемориала».

«Мемориал» создал огромную базу данных, в которой детально зафиксированы все военные преступления в Чечне и собраны данные о всех российских военных подразделениях, частях и военнослужащих, причастных к этим преступлениям. Об этой работе мало что известно, но она идет каждый день уже много лет и когда-нибудь даст результат. Слишком много преступников еще живы. Слишком много чеченцев, убитых без суда и следствия, числятся «пропавшими без вести».

Рамзан Кадыров списал этот вопрос с повестки дня еще в самом начале своего руководства регионом, а недавнюю кровавую историю своего народа стал активно переписывать. Сегодня Кадыров постоянно заявляет, что в ходе двух чеченских войн против чеченцев воевали западные спецслужбы, заплатившие «тридцать серебреников» предателям чеченского народа. Так что нет ничего удивительного в официальном молчании чеченских властей в тот момент, когда они испытывают солидарные с народом эмоции по поводу смерти Темирханова.

Но вот столь бурная реакция чеченского общества по факту этой смерти заставляет задуматься о многом.

Что мы знаем про героя, «нохчи къонаха» Юсупа Темирханова?


Фото: РИА Новости

Биография Темирханова покрыта мраком — только общие сведения: где родился, кто родители. Что делал и чем занимался, где жил в обе чеченские военные кампании, как именно пострадал от российских военнослужащих, какое отношение имеет к родственникам убитой Будановым Эльзы Кунгаевой (ведь, по мнению чеченцев, он отомстил за ее поруганную честь) — ничего не известно. Его задержали с поддельными документами, которыми часто пользуются чеченские киллеры. Свою вину в убийстве Буданова Темирханов всегда категорически отрицал.

Прокурор Семененко вменила Темирханову «чувство ненависти и вражды ко всем военнослужащим, исполнившим свой долг и принявшим участие в контртеррористической операции, [руководствуясь которым, он] принял решение совершить убийство. Его выбор пал на Буданова, чье имя получило широкий общественный резонанс и который являлся наиболее ярким представителем той социальной группы, к которой он испытывал ненависть».

Логически из такой позиции вытекал однозначный вывод: все российские военнослужащие, принимавшие участие в чеченских войнах, — насильники и убийцы.

Неадекватность обвинения перекочевала в приговор Юсупу Темирханову. Если Буданов за преступление исключительной жестокости, отягченное его статусом «российского офицера, наводящего конституционный порядок в Чечне», получил 10 лет колонии строго режима, из них отбыл 8 и был освобожден по УДО, то Юсуп Темирханов, совершивший убийство из соображений мести, что во всем мире считается смягчающим обстоятельством, был осужден на 15 лет.

Он имел массу хронических заболеваний, но по УДО, понятно, никогда бы не вышел. Тем не менее отбывал свой срок Юсуп Темирханов в гораздо более комфортных условиях, чем обычные чеченские заключенные. Ему оказывалась квалифицированная медицинская помощь, в том числе с привлечением платных специалистов и с вывозом на обследование в коммерческие лечебные заведения, о чем он сам рассказывал в интервью. Его состояние здоровья было официально признано ФСИНом как основание для смягчения режима. В естественной смерти Юсупа Темирханова нет оснований сомневаться, по крайней мере, его адвокаты не высказали никаких версий, противоречащих официальной. Такое отношение к заключенному чеченцу, который сидел за убийство российского военнослужащего, ставшего культовым для многих силовиков, можно объяснить лишь одним обстоятельством:

Юсупу Темирханову оказывали посильное покровительство очень влиятельные люди.

В СМИ, следивших за процессом, всплывали обрывочные и неподтвержденные сведения о связях Темирханова с чеченским криминалом, который вовсе не автономен от чеченской власти. При этом Рамзан Кадыров никогда не упускал случай Буданова из виду, неоднократно высказывал угрозы в его адрес.

После целого ряда политических убийств врагов Рамзана Кадырова, включая убийство Бориса Немцова, мы уже довольно много знаем о том, как работают чеченские киллеры, которые могут быть гражданскими, а могут — и полицейскими, направленными в Москву для обслуживания политических и бизнес интересов руководства республики. Аналогичная ситуация пунктиром прослеживается и в истории с Темирхановым. Но если это так, и Темирханов был всего лишь наемным убийцей, то тогда Юсупу, получается, достались чужие лавры. А истинный мститель открыть свое лицо не может по вполне понятным причинам.

Отсутствие попытки нащупать в этой истории «второе дно» или хотя бы задуматься над этими вопросами, очень многое говорит о смещенных представлениях чеченцев о чести, об их умении быть благодарными тем, кто по-настоящему служит народу.

Приведу пример. В 2002 году над Баденским озером в Швейцарии по ошибке диспетчера потерпел крушение самолет. В этом самолете погибла вся семья осетинского архитектора Виталия Калоева. В 2004 году Виталий Калоев выследил швейцарского диспетчера и убил его (12 ножевых ранений). После чего добровольно сдался властям. Он никогда не отрицал свою вину — он следовал кодексу чести, который вовсе не чеченское ноу-хау, а типичен для всех традиционных обществ. Калоев был осужден на 8 лет, в приговоре мотив убийства был учтен как смягчающий, он был отпущен досрочно швейцарскими властями, так как его посчитали неопасным для общества. Даже швейцарцы понимали, что его преступление было обосновано хоть и дикими для 21 века, но вескими причинами. Когда Калоев вернулся в Осетию, для осетин он стал национальным героем.

Если сравнить эти две истории — Калоева и Темирханова, ущербность второй сразу становится очевидной. Темирханов никогда не признавал своей вины в убийстве Буданова и, более того, никогда не говорил на суде о преступлениях федеральных военнослужащих ни в отношении Эльзы Кунгаевой, ни в отношении других мирных жителей Чечни. Тогда что же им двигало? Выяснение реального мотива — месть или деньги — было крайне важно в ходе расследования. Не только и даже не столько с правовой точки зрения, сколько с точки зрения незаживающего российско-чеченского конфликта.

Если бы обвинение доказало, что Темирханов, убив военного преступника, действовал из чувства мести, и попросило бы, как швейцарские прокуроры, учитывать в приговоре этот смягчающий вину фактор, такая позиция способствовала бы примирению чеченцев с Россией больше, чем отстроенная после войны Чечня.

Если бы обвинение доказало, что Темирханов — всего лишь киллер, то отпали бы основания для его героизации среди мечущихся в поисках моральных ориентиров чеченцев. Особенно, что важно, чеченцев пост-военного поколения. Ведь у молодых людей в Чечне есть действительно достойные примеры для подражания, и не нужно ходить далеко в лес в поисках настоящих «къонахов».

Это — Анна Политковская, которая служила чеченскому народу, которую убили выходцы из этого народа и на похороны которой почти никто из этого народа не пришел.

Это Наталья Эстемирова, сделавшая невероятно много для того, чтобы преступления Юрия Буданова и «кадета» Лапина были раскрыты. Наташа была убита в 2009 году, и на ее тезет не пришло даже и половины родного села Кошкельды.

Это — Оюб Титиев, которого судят сегодня в Шалинском суде Чечни, в том числе, и за то, что он много лет фиксировал обстоятельства военных преступлений в Чечне и помогал родственникам жертв добиваться правосудия. Это все те, кого сегодня называют «врагами чеченского народа», а чеченский народ или очень тихо выражает свою солидарность с этими героями, или вообще молчит.

До вчерашнего дня причины этого молчания еще можно было понять и принять. Сделать это после народного цунами соболезнований по случаю смерти Юсупа Темирханова крайне сложно.

P.S.

«Есть веские доказательства непричастности Темирханова к убийству Буданова. Юсупа мы считаем жертвой. Мы будем добиваться справедливости. Мы призываем, чтобы соблюдали закон и Конституцию и относились к нам, как к гражданам России. Его незаконно осудили, посадили, и он умер своей смертью по воле Всевышнего», — заявил Рамзан Кадыров журналистам во время похорон.

Таким образом он нивелировал ценность поступка Юсупа Темирханова, который выступил поводом для консолидации чеченского народа в эти дни.

В Чечне и Ингушетии исповедуют мусульманство, поэтому похороны проводятся по мусульманским обычаям. Хотя некоторые оговорки на местные традиции все же есть. Умерших здесь хоронят как можно раньше, желательно в тот же или на следующий день. Как только человек умирает, оповещают всех его родных и знакомых, тут же в дом приходит много людей.

Эти люди пришли не только проститься с покойным, но и помочь семье организовать похороны. Такая традиция в Ингушетии обычное дело - отзываться целыми семьями, дворами и чуть ли не поселками на беду.

Родственники, знакомые и соседи сразу же делятся на группы - одни выкапывают на кладбище могилу, другие помогают с омовением и подготовкой тела к погребению, третьи занимаются приготовлением поминок. Но для канонического мусульманства поминки после похорон - это, можно сказать, нонсенс. Потому что Исламом предписано освободить скорбящих родственников от хлопот.

Однако в Чечне и Ингушетии придерживаются немного других взглядов: семью покойного стараются наоборот отвлечь, занимая родственников организацией похорон и поминок. Так как людей собирается много, нужно расставить столы, занять недостающие стулья или посуду у соседей - в общем, дел невпроворот, предаваться унынию действительно некогда. Но опять же, делается это только во благо семьи, перенесшей траур.

Кроме того, в Ингушетии есть обычай очень серьезно относиться к гостям. Если родственники пришли, а кто-то и приехал издалека, чтобы оказать помощь, их нужно обязательно накормить и расположить на ночлег при необходимости. Гость здесь куда важнее собственного состояния.

Как в Ингушетии и Чечне относятся к смерти?

Отношение к смерти здесь, как и во всех мусульманских странах, смиренное: все происходит по воле Аллаха.

Поэтому на похоронах родственники покойного стараются вести себя сдержанно - никаких разрывов одежды, расцарапывания лица, причитаний. Такое поведение считается недостойным мусульманина. В то же время каждый здесь понимает, что семья перенесла горе, и старается подставить плечо поддержки.

Ингушские кладбища

Место под могилу в Ингушетии бесплатное. Считается, что незачем дополнительно нагружать людей, перенесших утрату, тем более что проблем с местами под кладбища нет.

Каждый человек имеет право быть похороненным на местном погосте, и после смерти родственника его семья не отягощена волокитой по оформлению могилы. Достаточно просто прийти на кладбище и выкопать яму под захоронение. Погребение происходит очень быстро, без проволочек - так положено по Шариату. Да и с таким количеством помощников как можно по-другому?

Даже памятник в Ингушетии делают за пару часов: на простой бетонной плите на скорую руку выбивают имя покойного и даты его жизни.

Малая семья стала основной формой семейной организации чеченцев уже в конце XIX - начале XX в. Но малая семья долгое время сохраняла черты патриархального быта. Полновластным хозяином и главой семьи был муле. Глава семьи по своему усмотрению распоряжался имуществом, женил сыновей. Однако при выдаче замуж дочери решающее значение имело слово матери. Патриархальное отношение к женщине отразилось в старой чеченской поговорке «лошади и жены не жалей».
Свадебные обряды. Браки между родственниками у чеченцев запрещались в пределах трех поколений. В прошлом большую роль при заключении брака играло имущественное положение. Брачный возраст для юноши считался с 18-20 лет, а для девушки с 17-18 лет. Иногда обручали малолетних детей. Примерно с 14 - 15 лет девушку начинали приглашать на свадьбы, семейные и общественные увеселения, куда она могла ходить в сопровождении молодых людей - родных или близких родственников. У чеченцев было широко распространено похищение невест. Это объясняется, по-видимому, трудностью уплаты кебина. Очень часто молодой человек заранее договаривался с девушкой о ее похищении. После похищения жених просил прощения у семьи невесты, и, как правило, все заканчивалось примирением. После примирения проводилась свадьба.
Когда брак совершался с соблюдением свадебных обычаев, он начинался со сватовства. Жених должен был избегать до свадьбы встреч с родителями невесты. С невестой он мог видеться, но только чтобы никто не видел их свиданий. Если же они встречались где-то на людях, то не должны были разговаривать. Невеста при этом должна была прятать от жениха лицо. Перед свадьбой совершалась помолвка. Помолвку и свадьбу иногда разделял довольно большой срок, в особенности тогда, когда у жениха не было приготовленных средств для свадебных расходов и уплаты кебина. Кебин состоял из двух частей: обязательных подарков семье и родственникам невесты, т.е. собственно кебин, и урдо - части, которая должна была обеспечить женщину в случае развода. Кебин платили деньгами, скотом или ценными вещами.
Свадьба проводилась в доме жениха и продолжалась несколько дней. За невестой отправлялась большая группа родственников жениха. Проводы невесты из родного дома совершались очень торжественно. Невесту наряжали в свадебное платье, голову ей покрывали белым шарфом. Провожавшие невесту подружки пели ритуальные свадебные песни. Из дома невесту выводили дружки жениха. О прибытии свадебного поезда перед въездом в селение жениха извещали стрельбой из ружей. В доме жениха для невесты готовили особую комнату, куда ее вводили по разостланным коврам. В этой комнате девушка в окружении родственниц оставалась до окончания свадьбы.
На свадебное торжество собирались родственники, друзья и односельчане. Приглашали даже случайных прохожих. Они считались гостями всего селения, и их сажали на почетные места. Жених в свадьбе не участвовал, он скрывался в это время в доме друга или родственника, а то и просто в лесу. И после свадьбы молодой какое-то время прятался от посторонних, посещая жену только ночью, тайком.
Свадьба у чеченцев сопровождалась своеобразными состязаниями в искусстве танца, исполнении частушек, в остроумии и пр. Распорядителями на свадьбе были иная - генерал и его помощники, мужчина и женщина. .Инал рассаживал гостей во дворе в круг, по одну сторону - мужчин, по другую - женщин. Танцы устраивались внутри круга. Без разрешения распорядителей никто не имел права танцевать. Когда танцевали старики и почетные гости, все вставали и хлопали в ладоши в знак почтения. На свадьбе также выступали клоуны и канатоходцы.
В день окончания свадебных торжеств в сопровождении мужчин, женщин и детей свершался обряд вождения молодой по воду. Молодая брала поднос с пирогами и кувшин для воды. У речки она прокалывала несколько пирогов булавкой, бросала их в воду, а затем черпала их из воды кувшином. Когда же она ставила кувшин на плечо, раздавались выстрелы. Причем стреляли не только в воздух, но иногда и в пироги. Этот обряд проходил под музыку и песни. Проведение обряда означало, что невестка должна приступить к хозяйственной деятельности. своей новой семьи.
Обряды детства чеченцев. У чеченцев муж уезжал на время родов из дома и возвращался только после появления ребенка. Иногда молодая уходила рожать в дом своих родителей. Женщина, родившая наследника, пользовалась уважением, это упрочивало ее положение в семье. Рождение девочки встречалось порой равнодушно. Но в том и другом случае отец ребенка долгое время не должен был говорить с женой. При рождении мальчика устраивалось торжество, на котором один из родственников отца давал имя ребенку. У чеченцев большинство имен мусульманского происхождения, но встречаются и старинные местные имена.
Погребальные обряды чеченцев. В погребальных обрядах чеченцев мы находим сочетание мусульманских и языческих элементов. Хоронили покойника в день смерти. Омывание, вынос, устройство могилы и погребение производились по мусульманскому обычаю. В проведении поминок в день похорон заметно влияние местных древних верований. Чеченские похороны отличаются многолюдностью. Из самых отдаленных селений приезжают родственники и знакомые, чтобы проводить в последний путь. Важную роль на похоронах играют плакальщицы, они говорят о хороших качествах покойного, о его дальнейших планах, которые смерть помешала осуществить. Тело покойника на кладбище несут мужчины. Женщины остаются оплакивать умершего дома. Погибших в боях хоронили в том виде, в котором они были убиты, т. е. без омывания и савана. На могиле такого покойника, помимо намогильного памятника с соответствующей надписью, устанавливался длинный шест с флажком.
На второй день после похорон устраивается богатый поминальный пир. Вдова должна носить черную траурную одежду в течение года после смерти мужа. В некоторых местностях было принято носить как траурное то платье, которое было на женщине в день смерти ее мужа.
Печальным пережитком старой Чечни можно считать кровную месть. Зачастую кровная месть осуществлялась годами и приводила к истреблению большого числа людей. В высокогорных районах Чечни допускался выкуп за кровь, при его уплате совершался обряд «примирения кровников» Однако в других местностях страны выкупа за кровь не брали. Здесь сложилась поговорка «Мы кровь своих убитых не продаем». Обычай гостеприимства в Чечне соблюдался очень строго. За жизнь своего гостя хозяин отвечал, как за члена своей семьи или рода. Он должен был защищать гостя от врагов, мстить за его убийство.