Меню

Роль семьи в социализации и развитии личности. Ранняя социализация ребенка: а стоит ли спешить

Жизнь


Введение

Структура семьи

Роль родителей в социализации детей

1 Роль отца

2 Роль матери

Виды неправильного воспитания

Стили воспитания

Заключение


Введение


Раскрытие темы контрольной работы начнем с определения понятия "социализация".

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей.

Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах.

В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание.

В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.1

Социализация личности - это процесс становления личности, осуществляемый путем освоения человеком духовных ценностей, выработанных человечеством, включающий в себя два компонента: усвоение социального опыта и преобразование его в собственные ориентации, установки, ценности, происходящий как стихийно, непроизвольно, нерегулируемо, так и целенаправленно - путем воспитания. Конечной целью социализации является формирование индивидуальности.

Выделяют пять сторон социализации:

) формирование знаний о людях, обществе и о себе;

) выработка навыков практической деятельности;

) выработка норм, ролей, позиций;

) выработка установок, ценностных ориентаций;

) включение в практическую деятельность.

Хочу особо отметить, что данная работа основана на материалах, взятых из учебных пособий Андреевой Татьяны Владимировны - кандидата психологических наук, доцента факультета психологии Санкт-Петербургского университета, так как видение, раскрытие и форма изложения аспектов семейной психологии этого автора мне наиболее поняты и близки.


Социализация личности в семье


Социализацию рассматривают как процесс становления личности и субъекта деятельности. Здесь наиболее значимым является вопрос о роли институтов социализации в становлении субъекта деятельности. Как известно, семья является основным институтом социализации.

Двойственность процесса социализации относится и к социализации в семье. Формирование личности ребенка в семье происходит как в результате воспитания (целенаправленного воздействия взрослых), так и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Ребенок перенимает не только то, что пытаются передать ему взрослые, но и впитывает неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе. Поэтому результат семейной социализации далеко не всегда соответствует представлениям родителей ребенка о его желаемом поведении. Социализация в семье - сложный процесс, зависящий не от одного воспитания, а от ряда факторов. Выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию личности в семье:

-состав семьи (все члены семьи рассматриваются во взаимодействии как единое целое)

-позиция ребенка в семье (его роли в семье - сын, внук, старший брат, пасынок …)

-основные воспитатели-социализаторы (те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, на кого он хотел бы больше походить)

-стиль воспитания в семье - его можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, братьев-сестер);

-собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи - нравственных, волевых (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей), эмоциональных (теплота-холодность в отношениях между людьми), интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших), культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности), познавательных и творческих особенностей.

Мы можем сделать вывод, что воспитание в семье - лишь часть семейной социализации. Про это соотношение очень точно сказал русский педагог и писатель А.Н. Острогорский: "Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно".


2. Структура семьи


Структура семьи - это состав семьи и ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Под структурой семьи также понимают способ обеспечения ее единства и функционирования как социального института.

Для того чтобы ребенок мог полноценно развиваться и проявлять свои способности, он должен расти в полноценной семье. Не только очевидно, но и подтверждено множеством исследований, что дети, воспитывающиеся в нормальной семейной обстановке, в отзывчивом социальном окружении, лучше развиваются, по сравнению с детьми, выросшими в неблагоприятных условиях (неполная семья, детский дом). Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняется от нормы его развитие.

Семья - важнейший и первичный этап социализации. Ничто не заменит непосредственную родительскую любовь, заботу, тепло и ласку, так необходимые ребенку, обогащающие его как личность. В семье ребенок получает первый бесценный опыт общения с людьми в лице родителей, братьев-сестер, бабушек-дедушек и других родственников. Он учится строить свои отношения, наблюдает за взаимоотношениями между всеми членами семьи. Поэтому большее количество членов семьи и правильные, хорошие их отношения дают ребенку полноценно и гармонично развиваться.


3. Роль родителей в социализации детей


1 Роль отца


Роль отца нельзя преуменьшать. Отец оказывает огромное влияние на развитие и социализацию ребенка.

Вот лишь некоторые социализирующие функции отца:

-отец играет большую роль в формировании своего ребенка в таких ситуациях, когда ребенок не знает, как вести себя в данный момент;

-отцы, установившие сильную эмоциональную связь со своими детьми, оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих детей и когда они взрослеют, они оказывают большее влияние на детей, и те чаще прислушиваются к ним и хотят походить на них благодаря установившимся между ними тесным, разнообразным отношениям;

-отец может выступать в роли болельщика ребенка и защитника его успехов.

-отец играет важную роль в усвоении ребенком половой роли, подкрепляя развитие женственности у своих дочерей и мужественности - у сыновей. Если мальчик ведет себя, опираясь на готовую модель отцовского повеления, то в результате его поведение и психика становятся более стабильными; также хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации;

-правильное, мудрое, заботливое поведение отца благоприятно сказывается на развитии семьи. Между супругами возникает меньше трений, у них наблюдается единство целей и согласие в принятии решений, если они оба принимают активное участие в воспитании ребенка.

Отсутствие отца или его неправильное поведение влияет на детей по- разному, но всегда имеет негативные последствия (неуверенность в себе, чрезмерная жестокость, проблемы с идентификацией своей половой роли, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками…)


2 Роль матери


Мать влияет на развитие ребенка задолго до рождения. Важны взаимоотношения в семье, отношение к зародившейся жизни, к отцу ребенка, к самой беременности, настрой матери в период вынашивания…

Ребенку необходима любовь, материнская любовь. Дети, которых любят, лучше развиваются, они более любознательны и независимы.

Настоящая материнская любовь - это любовь, сосредоточенная на его благополучии, а не на собственном тщеславии матери. Она берет начало из искренней заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее отношение к мужу, к другим детям и людям в целом является ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи. Если же мать избегает общества и своих детей, предпочитает исключительно своего мужа, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Огромное влияние на социализацию детей оказывают отношения матери и отца. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу, а свои чувства и заботу отдает исключительно детям, то эта чрезмерная опека гасит их социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между родителями постоянный разлад, родители демонстрируют отсутствие взаимной любви, дети могут объединяться с одним из родителей против другого. В конце концов, страдают дети, у них создаются неправильные модели человеческих отношений.

В заключение можно сказать, что ни отцовскую, ни материнскую любовь нельзя выделить как главную. Для гармоничного воспитания ребенку необходимы и мать, и отец, равноценно и женское, и мужское внимание.


4. Виды неправильного воспитания

социализация семья личность воспитание

Воспитание является важной составляющей процесса социализации. Чтобы становление и развитие личности проходило правильно родителям необходимо избегать некоторых способов воспитания, корректировать свое поведение.

Ниже рассмотрим основные виды неправильного воспитания:

)Гипопротекция. Отсутствие у родителей заинтересованности ребенком, недостаток опеки, контроля, заботы и внимания.

-Скрытая гипопротекция. Контроль над ребенком осуществляется формально.

Вследствие гипопротекции ребенок начинает вести неправильный образ жизни, может попасть в асоциальные компании.

-Потворствующая гипопротекция. Этот стиль воспитания складывается из недостатка родительского надзора и их некритичным отношением к нарушениям поведения у ребенка. В этом случае родители отвергают замечания окружающих, касающиеся ребенка, оправдывают его и освобождают от наказаний.

Подобное воспитание формирует у детей неустойчивые и истероидные черты. Дети из таких семей не признают авторитета взрослых. На них действует лишь грубая сила.

)Гиперпротекция. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.

Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности. Она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию.

-Доминирующая гиперпротекция. Ее проявления - чрезмерная опека, мелочный контроль, постоянные запреты и неусыпное бдительное наблюдение за ребенком.

Доминирующая гиперпротекция усиливает несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

-Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка.

Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой - полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе. Такой стиль воспитания способствует появлению у ребенка истероидных черт.

)Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-либо другой - брат или сестра, мачеха или отчим, кто намного дороже и любимее его.

-Скрытое эмоциональное отвержение. Его сущность состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся ребенком, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять знаки внимания, однако ребенок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.

Последствия эмоционального отвержения - низкая самооценка, трудности в установлении контактов, нарушения эмоционального развития ребенка.

)Условия жестоких взаимоотношений. Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто - физическими расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых.

Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений приводит к нарушениям физического и психического здоровья ребенка.

)Условия повышенной моральной ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, через него воплощают в жизнь свои собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на старшего ребенка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. 1

)Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более другие родственники, принимающие участие в воспитании ребенка, придерживаются разных стилей воспитания.

Ребенок перестает понимать, что хорошо, а что плохо. Ему тяжело сделать выбор в каких-то действиях. Чаще всего такое воспитание приводит к нервозам, которые сохраняются на протяжении всей жизни.


5. Стили воспитания


В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Под воздействием приемов и методов воспитания личность ребенка приобретает определенные черты. Совокупность этих методов, приемов, способов воспитания и отношения родителей к ребенку и есть стиль воспитания.

Существует несколько классификаций стилей поведения родителей. Мне бы хотелось рассмотреть классификацию по двум факторам воздействия на ребенка в семье - родительского контроля и родительской теплоты. Понятие "родительский контроль" имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций, выражающееся в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей. Контроль - это попытка влиять на деятельность ребенка. Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддержке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют, наказывают его.

Выделяют четыре стиля воспитания по степени контроля и теплоты отношений:

Характеризуется твердым контролем за детьми и теплыми отношениями членов семьи. Дети легко соглашаются с решениями и действиями родителей, так как любые вопросы, в том числе правила поведения для ребенка спокойно обсуждаются в кругу семьи и не кажутся детям произвольными или несправедливыми. Психологи отмечают, что дети при таком стиле воспитания хорошо адаптированы, уверены в себе, обладают высокой самооценкой, у них развит самоконтроль и социальные навыки.

Характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жесткие требования и правила, не допуская их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети в таких семьях, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны.

.Либеральный стиль.

Его характеризует низкий уровень контроля и теплые доверительные отношения. Во многих таких семьях родители не устанавливают запретов, что приводит к склонности у детей потакать своим слабостям, к импульсивности и неумению вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

.Индифферентный стиль.

Отличается низким уровнем контроля за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Дети в таких семьях могут вести себя асоциально, особенно если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей.

Следует сделать акцент на том, что в качестве воспитателей, чей стиль поведения влияет на детей, не обязательно могут быть родители. Это будут те члены семьи, которые посвящают ребенку больше времени и которые наиболее авторитетны для него. Также очень важно единство родительских подходов к ребенку.

Очень много говориться о том, как неправильно воспитывать ребенка, чего нельзя делать родителям. Ниже хочу представить несколько советов психологов родителям о том, как нужно вести себя родителям и что им надо делать, воспитывая детей:

vСоздать и поддерживать в семье атмосферу гармонии, доброты, теплоты, заботы и взаимной поддержки. Дети, растущие в таких семьях, более зрелые, лучше себя контролируют и стараются действовать во благо других людей.

vНаправить усилия на поддержку желательного поведения ребенка, а не на искоренении нежелательного. Быть примером для детей, поддерживать и хвалить их за успехи.

vПредъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.

vИзбегать неоправданного применения физической силы, оскорблений и угроз как средств контроля поведения детей.

vПомогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами.

vИспользовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.


Заключение


Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении некоторого времени семья является для ребенка единственным местом получения этого опыта.

Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям: с одной стороны - в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, с другой - за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Выделяют два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи - это нарушение ее структурной целостности (отсутствие одного из родителей).

Психологическая деформация семьи связана с нарушением взаимоотношений ее членов, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок. Говорят: мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир, другими словами, мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец - за эмоциональную независимость. Если же в семье происходят постоянные конфликты или же один из родителей отсутствует (физически или эмоционально), ребенок не получает необходимого воспитания.


Список использованной литературы


Монографии

.Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., Речь, 2004

2.Адлер А. Наука жить. Перевод с англ. и немецкого. Киев: Port-Royal, 1997

.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996

.Кон И.С. Социология личности. М., 1967

.Крайг Г. Психология развития. М.; СПб.: Питер, 2002

.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сейчас родители все более заинтересованы в ускоренном всестороннем развитии детей, в том числе и социальном. В каждом городе есть разнообразные центры раннего развития, куда приглашают малышей примерно с 8 месяцев, группы грудничкового плавания, английского языка для двухлеток… Родители считают, чем раньше малыш усвоит те или иные навыки, заговорит, привыкнет находиться в коллективе, тем ему будет проще общаться, учиться, тем быстрее он сможет добиться успеха в любой деятельности. Вот только возникает вопрос, а готов ли сам ребенок к такой гонке?

Что такое социализация?

С самого своего рождения человек является социальным существом, ведь малыш находится в обществе взрослых, которые постоянно с ним взаимодействуют. В понятие «социализация» разные люди вкладывают различное значение. Многие мамы понимают его как умение общаться со сверстниками, кто-то определяет социализацию как принятие норм поведения, принятых в обществе.

На самом деле социализация – это процесс многогранный. Он включает в себя и погружение в культуру общества, и адаптацию к социальной среде со всеми ее законами и правилами, и умение строить отношения с людьми разных возрастов, культур, оставаясь при этом самим собой. Именно этот, индивидуальный, момент в понятии социализации приобретает особое значение. Мало кто из родителей хочет, чтобы их ребенок просто не ссорился со сверстниками. Но если малыш научится координировать свою точку зрения с точкой зрения других, сможет чувствовать себя уверенно в любой ситуации и с любым собеседником – к такому результату социализации действительно хочется стремиться. Однако для его достижения необходимо, чтобы малыш сначала привык осознавать свое «Я», а для этого требуется определенный уровень личностного развития, который тоже формируется постепенно.

Этапы социализации у детей

Вот основные этапы психосоциального развития личности малыша.

1-й этап (примерно до 1 года). Главную роль для ребенка играет мама. Именно от ее отношения к малышу, спокойствия, эмоциональной близости к нему зависит успешность формирования базового доверия к реальности. В этот период вся жизнь малыша заключена в семье, через нее происходит погружение в культуру (мамины колыбельные, игры), формируется отношение к миру (доверие или настороженность). Нарушение же контакта с мамой (разлука, холодность матери) усложняет дальнейшую социализацию.

2-й этап (с 1 года до 3 лет). В жизни малыша появляется общество. Он знакомится с проявлениями разнообразных эмоций, учится различать их, проявлять волевые качества (упрямство, целеустремленность, терпение). Ребенок становится активнее, начинает интересоваться другими детьми. Но главным человеком в этом возрасте все еще остается мама. Именно через близкого взрослого происходит и общение с другими малышами, и игра, и знакомство с миром.

3-й этап (от 3 до 5–6 лет) у ребенка начинает складываться представление о собственном «Я», отличном от других людей, малыш становится инициативным, расширяется сфера его общения. Ему уже недостаточно социализации только внутри семьи. Малыш тянется к другим детям, игра становится основой взаимодействия с миром. Успешность прохождения этой стадии зависит от того, насколько родители поддерживают общительность малыша, его вовлеченность в активные игры.

4-й этап (с 5–6 лет – весь период начальной школы). В сознании ребенка происходит перелом: его эгоцентрическая позиция меняется на объективную, он уже может «посмотреть со стороны», сопоставить разные аспекты ситуаций и их значения для себя и для другого. В это время возможности социализации в семье практически исчерпаны, но ее поддержка остается важной при встрече ребенка с трудностями. С помощью близких взрослых ребенок должен преодолеть первые сложности, чтобы сохранить уверенность в себе и открытость новому общению.

Нужна ли ранняя социализация ребенку? Все должно проходить естественно!

Поскольку в норме лишь с 4 лет у малыша начинает складываться представление о том, что его чувства и мысли отличаются от представлений других, то до этого возраста общение детей с целью социализации практически бесполезно. Лишь после 4–5 лет в этом появляется некоторый резон, хотя по-настоящему социализироваться дети начинают к моменту поступления в школу. Но означает ли это, что ребенок до 7 лет будет чувствовать себя комфортно только в кругу семьи? А как же многочисленные группы раннего развития, кружки, секции и детские сады?

Во-первых, стоит учитывать довольно высокое развитие индустрии детства, провоцирующее родителей пользоваться разнообразными услугами, даже если в этом нет большого смысла. А во-вторых, всегда лучше избегать крайностей. Конечно, лет до трех, когда малыш еще не выражает потребность в самостоятельности, в его развитии не стоит делать упор на общении с детьми без мамы, отдавать в большой коллектив. Но это не означает, что вам нужно запереть себя дома и ограничиться рамками семьи. «Естественная» социализация с мамой пойдет на пользу и вам, и ребенку.

Что это значит? Ребенок в младенческом и раннем возрасте комфортно чувствует себя рядом с мамой и спокойно перенимает образ жизни семьи. Если вы будете продолжать встречаться с друзьями, путешествовать, навещать бабушек, гулять с соседскими мамочками с детьми, ваш кроха не окажется в изоляции. Для него с самого рождения будет вполне нормально видеть вокруг себя разных людей, наблюдать за их поведением, слышать различные манеры разговора. С этой точки зрения могут оказаться полезны и центры раннего развития. Они пригодятся, если маме самой необходимо общение или если у нее нет возможности или знаний, чтобы играть и заниматься с малышом самостоятельно.

Экстраверты и интроверты

Еще один важный момент в вопросе о социализации ребенка – это его индивидуальные особенности, которые непременно нужно учитывать. Некоторые дети обладают высоким социальным интеллектом – они познают мир через общение. Маленьким экстравертам, действительно, очень рано необходим коллектив сверстников, они много получают от общения с новыми взрослыми. Таким детям уже с 2–3 лет нужно дополнительное социальное окружение помимо семьи. А есть и другие малыши: тревожные, стеснительные, молчаливые. Часто мама в такой ситуации стремится форсировать развитие своего ребенка, посещает разнообразные занятия, отдает в ясельную группу. Ведь, как ей кажется, малышу нужно преодолевать свою замкнутость. Однако такая позиция часто идет во вред ребенку-интроверту, еще больше травмируя нестабильную детскую психику. Ведь к малышу предъявляются насильственные требования, когда он еще не может сделать то, что от него хотят. Ему это, по большому счету, и не к чему. Принуждение в вопросе социализации не приводит к прогрессу, поскольку навязанные внешние правила так и остаются внешними или искаженными.

А как же детский сад?

Многие родители возлагают большие надежды на детский сад в плане социализации ребенка, поэтому стремятся пораньше оформить своего малыша в ясельную группу. Однако дети в возрасте 1,5–2 лет часто оказываются психологически незрелыми для такой смены образа жизни, поэтому у них возникают неврозы, падает иммунитет, появляется регресс поведения. Даже если малыш внешне спокойно реагирует на садик, это может означать не успешную социализацию, а лишь адаптацию к новым условиям.

Вопрос о нужности детского сада для ребенка должен решаться индивидуально. Конечно, если у вас нет острой необходимости, стоит дождаться 3 лет и оценить готовность ребенка к длительной разлуке с вами. Но чаще всего здоровый малыш с нормальным уровнем развития, находящийся в гармонии с собой, позитивно воспринимает детский сад уже к 4 годам. В общем, пробуйте различные виды социализации, но с учетом возрастных и личных особенностей малыша.

Звездные родители

Златослава, певица, и Георгий (9 лет)

Чем раньше мы определим ребенка в социум, тем легче ему будет в жизни. Мой сын Гоша всегда тянулся к взрослым. И когда в первые годы его жизни мы выходили гулять на площадку, между родителями и детьми Гоша тянулся к старшему кругу. И сейчас в социуме он всегда стремится к людям, которые знают больше, чем он сам.

Роман Жуков, певец, Полина (12 лет), Никита (9 лет), Анжелика (7 лет), Виктория (6 лет), Виктория–Элизабет (4 года) и Стивен (1,5 года)

Если ребенок растет в семье из шоу-бизнеса, это можно причислить к ранней социализации. Мои дети часто катаются со мной по концертам и различным мероприятиям, и я вижу тенденцию в их развитии в сторону шоу-бизнеса. Полина, например, уже заявила о себе как фотомодель. А вообще, мы часто вместе посещаем семейные клубы, играем в развивающие игры дома.

  • Ребенок до 3 лет вовсе не обязан хотеть играть с другими детьми, делиться игрушками, оставаться на попечении других взрослых… Но сильный страх контакта – это повод разобраться.
  • Иногда достаточно проанализировать ситуацию страха и поведение взрослых, чтобы понять причины такой реакции крохи. Например, бабушка, гуляя с внуком, могла избегать детских площадок, приговаривая: «Не пойдем туда, они тебя толкнут, обидят». В этом случае стоит провести «работу» с бабушкой.
  • Родителям можно проявить больше участия в жизни малыша: залезть вместе с ним в песочницу, начать играть в мяч с компанией детей, обыгрывать дома все увиденное и т. д.

Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи

С точки зрения американского социолога Н. Смелзера1, социализация это «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Польский социолог Я. Щепанский2 понимает под социализацией «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».

В Российской социологической энциклопедии3 находим: «Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни».

В энциклопедии «Социология»4 предлагается следующее определение: «Социализация (от лат. socialis общественный) совокупность взаимосвязанных процессов и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретноисторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества».

В различных словарях5 социализация определяется как:

«процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»;

«процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»;

«сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».

Теория и исследования социализации имеют довольно значительную историю6. З. Фрейд одним из первых выделил механизмы социализации ребенка, к которым относил: подтверждение исключение, запрещение, замещение (подстановку), имитацию и идентификацию. Он подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями, с помощью которых культурные ценности конституируются в личности. По Фрейду, основными в процессе социализации являются стадии психосексуального развития, при котором происходит «развертывание» врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества. Ж. Пиаже сделал акцент на развитии когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия, которые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к другой. При этом он указывал на преемственность и взаимосвязь каждой стадии развития с предыдущими. Точка зрения Ж. Пиаже о значимости социального взаимодействия при освоении ролей близка взглядам ранних представителей символического интеракционизма Дж. Мида и Ч. Кули. По Дж. Миду, «Я» состоит из двух компонентов «Я» (индивид, активное существо) и «меня» (представление индивида о себе). Единство «Я» обеспечивает «генерализованный другой» в процессе социального взаимодействия. Восприятие установок общества и ролей, как других индивидов, так и генерализованного другого, основа процесса социализации. Дж. Мид подчеркивал активную роль индивида в его социализации и значение отношений со сверстниками как средства формирования принципиальной, самостоятельной и способной к сотрудничеству личности. Т. Парсонс и Р. Бейлз применили понятия, введенные З. Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Они определяют, например, имитацию как процесс, с помощью которого вследствие взаимодействия с социальным объектом усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, символическое поведение. М. Мид и Р. Бенедикт исследовали процессы социализации в обществах, находящихся на различных стадиях общественного развития; способы влияния культуры данного общества на характер и результаты жизненных изменений (переходов). Они указывают на значимость для индивидов переходов от одной стадии жизненного цикла к другой и от одного статуса к другому, в частности переходов от детства к отрочеству и от него к зрелости.

В отечественной науке наибольший вклад в исследование проблемы социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены философские, социологические, социальнопсихологические, этнографические и педагогические аспекты проблемы. С точки зрения И.С. Кона7, «объем понятия “социализация” несколько шире, чем “воспитание”. Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества».

В социальной педагогике проблему социализации активно разрабатывает А.В. Мудрик. Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, создали прочную семью, были законопослушными гражданами и т. д. 8

Важнейшим институтом социализации является семья. Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода «элементарную частицу» общества. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно связана с определенной социальной средой и от нее зависит. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. В свою очередь, семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжении человеческого рода, на нее ложатся большие обязанности в воспитании детей и подростков, в физическом и духовном развитии личности.

Семья являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи: социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, в учебе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи9.

Семья важнейший фактор социализации не только для детей, но и для взрослых. От семьи во многом зависит физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказываются нравственно-психологическая атмосфера и отношения в семье. В процессе социального развития человека роль семьи незаменима в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают ему искать выход в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни и новым социальным условиям.

А.В. Мудрик10 определяет следующие функции семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека. Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей. Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации. В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной. В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Современная семья переживает сложный этап эволюции, характеризующийся снижением ее социального статуса, сокращением воспроизводства семьи, ростом числа разводов, уменьшением продолжительности семейной жизни. В условиях наступившего кризиса еще более усугубляются социальные проблемы современной семьи.

С.В. Дармодехин11 различает две основные группы проблем, с которыми сталкивается семья в процессе жизнедеятельности. Первая группа объединяет общесоциальные проблемы, которые свойственны всему населению, всем индивидуумам независимо от их принадлежности к семье. Вторая группа проблем носит специфический характер и отражает институциональное содержание жизнедеятельности семьи.

С целью изучения социальных проблем современной семьи нами в 2007-2008 гг. было проведено социологическое исследование. В нем приняли участие 1800 жителей Челябинской области, а именно: 600 человек в городе Магнитогорске, 600 в других городах области, 600 в сельских районах. Город Магнитогорск расположен на юге Челябинской области, население его составляет около 410 тысяч человек (что служит основанием для отнесения его к крупным городам), имеет градообразующее предприятие ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», т. е. является моноспециализированным городом. Другие города, жители которых участвовали в нашем социологическом исследовании, можно отнести к категории средних (г. Троицк, г. Миасс) и малых (г. Карталы, г. Верхне-Уральск). Сельские респонденты представляли такие районы, как Агаповский, Верхне-Уральский, Нагайбакский, Троицкий, Кизильский и др.

На социализацию детей и в городских, и в сельских семьях значительное влияние оказывают социальные проблемы, характерные для современной семьи. В таблице представлены мнения наших респондентов по вопросу о социальных проблемах семьи.

Социальные проблемы современной семьи (в % от числа ответивших)

Варианты ответов

г. Магнитогорск

Другие города области

Сельские поселения

Высокие цены на продукты, товары, услуги

Низкие заработки, неблагополучное материальное положение семьи

Постоянный рост тарифов на коммунальные и транспортные услуги

Ощущение незащищенности, безразличие со стороны государства, общества

Состояние здоровья и отсутствие возможностей для хорошего лечения

Плохие жилищно-бытовые условия

Ограниченные возможности дать детям хорошее образование

Проблемы в воспитании детей

Сочетание работы с уходом за детьми

Проблемы на работе

Отношения в семье

Другие проблемы

социализация ребенок фрейд семья

Анализ результатов таблицы свидетельствует о том, что на первых местах в рейтинге проблем современной семьи (независимо от того, где она живет) стоят проблемы, которые образно можно назвать материально-финансовыми. Материальное положение семьи прежде всего сказывается на детях, их социализации. Если семья сталкивается с высокими ценами на продукты и товары, их постоянным ростом, у родителей низкие заработки и зачастую не хватает денег на самое необходимое, к тому же постоянно растут тарифы на коммунальные и транспортные услуги, то все это не может не сказаться на детях, их развитии: родители вынуждены экономить на своих детях, «обделять» их в пище, одежде, детских платных развлечениях и т. д. Во многих семьях, особенно сельских, у детей нет компьютеров. Бедственное положение семьи формирует у детей комплексы, зависть по отношению к тем сверстникам, которым родители могут позволить дорогостоящие вещи, игрушки, видеофильмы и пр., «ощущение незащищенности, безразличие со стороны государства, общества», что в очередной раз свидетельствует о том, что, как любой ребенок нуждается в родительской заботе, так и каждая семья вправе рассчитывать на государственную и социальную поддержку. Ощущение бессилия родителей в решении их проблем передается детям, формирует у них чувство беспомощности и стремление переложить на кого-то свои проблемы.

Состояние здоровья человека мощный фактор в его жизни, влияющий на настроение, самочувствие, работоспособность. На социализации личности ребенка сказывается как его физическое самочувствие, так и здоровье родителей, других членов семьи. То, что состояние здоровья и отсутствие возможностей для хорошего лечения в большей степени волнует магнитогорскую семью (34,4 %), чем семьи других городов (25,8 %) и сельские семьи (25,0 %), вполне оправдано состоянием экологически неблагоприятной обстановки в городе с металлургической промышленностью. А экологическая ситуация, как известно, очень сильно влияет на социализацию личности.

Жилищно-бытовые условия семьи важный фактор социализации личности. Имеет ли семья отдельное жилье или проживает с родителями, снимает жилье или «ютится» в и у городских, и у сельских жителей стоит комнатке в общежитии, а отсюда: имеет ли ребенок отдельную комнату или не имеет даже своего угла все это влияет на развитие и формирование личности ребенка (подростка). Как видим из таблицы, проблема жилищно-бытовых условий в большей степени злободневна для магнитогорских семей (16,0%), чем для семей других городов Челябинской области (13,4 %) и сельских семей (11,6 %). Это объясняется тем, что жилье в крупном городе намного дороже, чем в средних и малых городах. Реализуемая в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» жилищно-инвестиционная программа «Ключ» распространяется только на работников комбината, и у горожан, не работающих на комбинате, соответственно, больше проблем с приобретением жилья.

Большинство современных родителей понимает, что детям необходимо дать образование, что без диплома о высшем образовании устроиться на работу практически невозможно. В этом смысле больше преимуществ у жителей крупного города: 15,2 % магнитогорских респондентов видят проблему в ограниченных возможностях дать детям хорошее образование, тогда как в малых и средних городах, в сельских поселениях эта проблема является более актуальной (соответственно, 23?1 % и 20,3 %).

Процессы социализации личности и воспитания ребенка настолько взаимосвязаны, что порой их трудно развести. На становление личности ребенка решающее влияние оказывают, конечно, родители, их педагогическая компетентность, умение понять своих детей, принять их такими, какие они есть, желание стать друзьями и помощниками для своих детей. Однако практически во всех семьях возникают проблемы в воспитании детей. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что чаще такие проблемы встречаются в магнитогорских семьях (15,0 %), чем в семьях средних и малых городов (13,4 %) и особенно в сельских семьях (4,7 %). Чем больше город, тем сильнее разобщены родители и дети, шире круг общения детей и подростков со своими сверстниками, больше «соблазнов» и мест проведения досуга. В сельских семьях, наоборот, крепче семейные и родственные узы, большая информированность родителей о своих детях со стороны учителей, соседей и других жителей поселения. Кстати, представляет интерес в рамках нашего исследования и вопрос о том, к кому могут обратиться за помощью родители. Когда у них возникают проблемы с детьми, они, казалось бы, вправе рассчитывать на помощь со стороны воспитателей, учителей, социальных педагогов, психологов. Посмотрим на результаты нашего исследования на примере г. Магнитогорска: когда у наших респондентов возникают проблемы в воспитании детей, лишь 9,5 % из них обращаются за помощью к педагогам, 4,7 % к психологу. Как всегда, в российских семьях больше рассчитывают на себя (69,7 %), а также своих родителей или родителей супруга (14,4 %), других родственников (3,7 %).

На социализацию личности ребенка влияет количество времени, уделяемое родителями своим детям, занятость родителей на работе. Выяснилось, что сочетание работы с уходом за детьми более проблематично для городских семей (почти совпадают данные в г. Магнитогорске 13,9 % и средних, малых городах 13,6 %), чем для сельских (7,5 %). Это объясняется большей загруженностью городских женщин на работе, большими расстояниями и удаленностью работы от дома. Менее проблематичными для сельских жителей, по сравнению с городскими, являются также отношения на работе и отношения в семье, что также объясняется, на наш взгляд, особенностями сельского уклада жизни. Отметим, вместе с тем, что взаимоотношения в семье (детско-родительские, между супругами, между поколениями) также являются существенным фактором социализации личности ребенка в семье.

Несомненно, на современную семью, на социализацию личности ребенка в семье влияет переживаемый нашим обществом финансово-экономический кризис.

Таким образом, социализация личности была и всегда будет ключевой категорией социологии. На социализации детей и подростков сказываются те социальные процессы, которые характерны для современного общества: социально-экономическое расслоение общества, падение производства и рост безработицы, постоянное повышение цен на продукты и товары первой необходимости, криминализация и люмпенизация значительной части общества, ухудшение благосостояния значительной части российских семей и т. д., то есть, по большому счету, все общесоциальные и специфические проблемы семьи.

Динамичные изменения современного мира в политической, экономической и социальной сферах диктуют необходимость новых подходов к теории и практике воспитания и позитивной социализации личности учащегося. В эпоху быстрого обновления всех сфер жизни, успешная социализация молодежи предполагает ее готовность самостоятельно действовать и принимать адекватные решения в условиях быстро меняющейся окружающей действительности.

Именно это обусловило открытие множества городских экспериментальных площадок в школах Москвы, которые изучают механизмы социализации личности детей и разрабатывают программы, тренинги, образовательные программы, направленные на формирование позитивной социализации учащихся. На базе нашей школы также открыта экспериментальная площадка, цель которой – позитивное социальное становление учащихся как интегрированное качество личности. Работая над этой проблемой, мы пришли к выводу, что социализация личности не есть завершенный процесс. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. Так, скажем, в дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы число институтов социализации значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место школе, классному коллективу, неформальным группам сверстников. В период трудовой стадии по степени влияния на первое место выходит трудовой коллектив. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института социализации. Естественно, что основополагающей является стадия ранней социализации (дошкольный возраст).

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:
оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.
овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.
социальный опыт складывается и спонтанно. Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я”. Существует также проблема адаптации в детском саду и в школе. К сожалению, столкновение ребенка с «социумом» - нормами и правилами - проходящее в достаточно резкой форме без учета психической и эмоциональной подготовленности ребенка и тотальной загруженности новыми обучающими программами - происходит в тот самый момент, когда закладывается сама психическая структура ребенка.

Средствами ранней социализации являются способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической деятельности.

С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнит культурой. Таким образом, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.

Ученые пришли к интересному выводу, что даже способы ухода за младенцем, даже характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело – эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил, в крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, чтобы понимали и уважали желания.

Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего развития ребенка. А именно первые три года жизни особенно важны для правильного самоопределения в сфере межличностных отношений.

Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско - детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.

Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Библиография
С. И. Розум. Психология социализации и социальной адаптации человека.- Речь, 2006 г.- 366 стр.
Н. Ф. Голованова. Социализация и воспитание ребенка.- Речь, 2004 г.- 272 стр.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности.

В семье индивидуальный опыт не исчезает со смертью индивида, а входит в состав коллективного опыта. Семья в этом смысле выступает как взаимодействующая группа. «И так как эта группа, - отмечает Аристова Н.Г., - со смертью данного поколения также не исчезает, а продолжает существовать, то коллективный опыт этого поколения также не исчезает, а передается следующему поколению, отцы передают свои знания детям, дети - своим детям и т. д., вместе с этим каждое поколение к полученной по наследству сумме знаний (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания), таким образом, постоянно растет» .

Итак, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.

Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой -- социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других .

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям. В этой связи различают следующие типы семей:

с общественно-прогрессивной направленностью (единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

с противоречивой направленностью (отсутствует единство взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);

с антиобщественной направленностью (их ценностные ориентации противоречат идеалам общества).

Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. Семья в силу своего постоянного и концентрированного воздействия на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации. Поэтому господствующая общественная мораль сохраняла свою власть, только если ей удавалось взять под свой контроль семью. Так, христианская мораль господствует длительное время на огромной территории за счет того, что она начинается с семьи; семейные узы священны.

Семья играет ведущую роль в экономической социализации детей, в основе которой лежит, прежде всего, ценностное освоение экономической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное приобретение соответствующих знаний и практических навыков. Этот процесс во многом зависит от семьи. Исследования показали, что в рамках одной культуры лучше осведомлены о деньгах, ценах дети из семей с высоким экономическим статусом, но более сформированные экономические понятия имеют дети из небогатых семей .

Семья в ходе экономической социализации играет особую роль как психологическая структура, выполняющая, прежде всего, воспитательную функцию (забота о младших в семье, помощь больным, уход за животными).

Отечественная наука рассматривает роль семьи в экономической социализации и через формирование полезных навыков и привычек .

Многие из них связаны с культурой поведения в быту: выключить свет, выходя из комнаты; брать вещи чистыми руками и класть их на место; не рисовать на стенах. Отношение детей к личной и общественной собственности формируется в детстве и закрепляется в подростковый период.

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес ученых, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя, либо наказывая. Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.

Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д.Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический, и попустительский.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов -- «авторитетный», «сотрудничество») -- родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов -- «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») -- ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания:

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) -- это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности -- потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) -- стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой -- к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости .

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

Реан А.А. выделяет два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи - это нарушение ее структурной целостности (отсутствие одного из родителей). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы. При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница .

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными, из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию «полная-неполная семья». В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям -- от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения .

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Реан А.А. отмечает, что этом плане можно выделить несколько типов неправильного воспитания:

гипопротекция -- недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка;

доминирующая гиперпротекция -- чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга;

потворствующая гиперпротекция -- недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у детей. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты;

воспитание “в культе болезни” -- болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки;

эмоциональное отвержение -- ребенок ощущает, что им тяготятся;

условия жестких взаимоотношений -- срывание зла на подростке и душевная жестокость;

условия повышенной эмоциональной ответственности -- на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания;

противоречивое воспитание -- несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи .

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. И, тем не менее, хотя родители как центр ориентации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми в семье, выступающая фактором построения ребенком картины социального мира, часто осложняется общей ситуацией, в которой оказывается семья. Так, при бурном темпе социального развития семья часто «не успевает» за его ходом. Родительская позиция при таких условиях быстро устаревает, нарушая процесс межпоколенных трансляций норм и представлений о жизни общества. В таких ситуациях родителям, которые хотят видеть своего взрослеющего ребенка успешным, зачастую уже недостаточно просто передать ему накопленный жизненный опыт -- у них просто нет опыта жизни в новых условиях. В то же время очень сложно предположить, какие ценности и стандарты поведения будут адекватны завтрашнему дню, еще труднее передать ребенку те ценностно-нормативные модели, которым не следуешь сам и всегда можешь полностью принять. Нечеткость и расплывчатость образа нового, становящегося социального мира, которая присуща родителям, естественно осложняет формирование адекватного представления об этом мире и у ребенка. Если же побеждает привязанность родителей к старому образу мира, и именно этот образ пытаются передать ребенку, то такая услуга потом может значительно осложнить самостоятельность составления картины мира подросшему человеку. Его разлад в мире в данном случае будет более вероятен: построение собственного мира на основе складывающегося опыта приходит в разительное противоречие с уже построенным при помощи родителей старым образом. Отчасти, в этом - причина роста юношеской преступности, а также чисто поверхностного усвоения норм рыночной экономики: утрата интереса и мотивации к образованию, вкуса к подлинной культуре, своеобразное понимание «красивой жизни» .

Проблемы социализации в современном обществе связаны с тремя обстоятельствами:

  • 1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;
  • 2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов.
  • 3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля как фактора социализации.

Несмотря на то, что в условиях социальной нестабильности современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, ее значение в процессе социализации подрастающего поколения весьма важно.

В то же время в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда и ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности .

Итак, сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения. Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макроизменений на развитие личности подростка.