Меню

Петриченко Э.С. Ценностные ориентации подростков как показатель социальной адаптации или дезадаптации

Любовь

Ребенок растет и мыслит, так вот задача родителей — контролировать мыслительный процесс, направлять его в требуемое русло. Очень важно привить духовные ценности подростку, сделать из своего ребенка самого настоящего «рыцаря без страха и упрека».

Но каковы ценностные ориентации подростков, к чему стремится современное поколение в свете споров и душевных противоречий? Самое время поговорить о принципах, которые преобладают в сложном переходном возрасте в сознании каждого второго подростка.

Основные принципы жизни подрастающего поколения

Лидерская позиция в коллективе.

Каждый школьник стремится к лидерству, но не всякий становится заводилой класса. Так вот подавляющее большинство подростков выбирает себе школьного кумира и старается ему во всем подражать. Подростки подсознательно наделяют его высокими качествами, делают культом и центром собственного мировоззрения. Миф о кумирах поддерживается лишь в переходном возрасте, позднее духовные ценности несколько меняются и появляется собственное мнение с заявкой на получение статуса «Белая ворона».

В подростковом возрасте для детей общение — это все, а друзья ближе родственников. Каждый подросток стремится выглядеть гораздо лучше, чем он есть на самом деле; появляется стремление к совершенству и периодически желание выглядеть лучше своего товарища. Такие ценности с возрастом меняются.

В подростковом периоде человек стремиться к популярности, постоянно заводит новые связи знакомства, старается пребывать на пике популярности. По мере взросления такой ажиотаж проходит, появляются семейные ценности, стремление бывать только в кругу лучших друзей, а главным принципом по жизни становятся слова: «Старый друг лучше новых двух».

Родители.

Несмотря на то, что подростки постоянно конфликтуют с родителями, они всегда отстаивают их позицию в обществе. Особенно мальчики яро защищают своих мам, не позволяя никому плохо о них отзываться. Такие принципы сохраняются на протяжении всей жизни, демонстрируя мужское начало и святость семьи. Что касается девочек, то в подростковом возрасте таких проблем практически не возникает.

Когда школьник пребывает в стадии подросткового возраста, самая заветная мечта — скорее бросить школу и вырваться во взрослую жизнь. По мере взросления такое желание отпадает, даже наоборот, возникает особая заинтересованность в учебе, стремление к саморазвитию и перспективам на будущее. Не зря же молодежь добровольно поступает в институт, мало того, стремится ко второму высшему образованию.

Личные отношения.

Если в подростковом периоде хочется влюбляться и знакомиться с новыми людьми, то по мере взросления такое желание отпадает. Взрослому человеку хочется встретить достойную вторую половину, обрести себя и семейное счастье.

Теперь очевидно, что духовные ценности подростка и взрослого человека в корне отличаются, а причина такой разности взглядов очевидная — юношеский максимализм. Изначально человеком движут амбиции и стереотипы, стремление добиться истины любыми путями. С годами курс на жизнь несколько меняется, появляется гибкость и коммуникабельность, которая позволяет с гибкостью идти по жизни.

Чтобы окончательно сформировать свои духовные принципы и определить ценности, подростку необходимо набраться жизненного опыта, и только после этого рассуждать о духовных ценностях. Ранее его разговоры все равно никто всерьез не воспримет.

Основные ценности в подростковом возрасте

Каждый подросток стремится к счастью и совершенству, порой забывая об элементарных моральных ценностях. Это в корне неправильный подход к жизни, однако переубедить подрастающее поколение в правоте родителей просто нереально. Но что именно хочется школьникам в возрасте 13 — 16 лет?

Начать стоит со здоровья, которое в столь юном возрасте еще не доставляет определенных проблем. Подросток понимает, что оно должно быть безупречным, но для себя уверен, что по-другому просто быть не может. Если же начинает болеть, ощущает собственную уязвимость и ранимость. Поэтому после выздоровления всегда желает себе отменного здоровья.

Деньги — это еще одна колоссальная ценность для подрастающего поколения. Многие дети уверены, что именно деньги вращают мир, поэтому постоянно стремятся к обогащению за счет щедрых родителей. Не совсем правильные моральные устои, но со временем они могут измениться в лучшую сторону.

Любовь — эта та сфера жизни, которую особенно ценят подростки. Именно в этом возрасте имеется полная уверенность, что «Любовь спасет мир». Отчасти так и есть, поскольку подростковая влюбленность окрыляет, придает решительности и настраивает на самые настоящие подвиги. Человек с пылко любящим сердцем чувствует собственную неуязвимость в любые времена, поэтому такие духовные ценности чаще всего сохраняются на всем жизненном этапе.

Работа и творчество — это те неважные для подростка ценности которыми живут целые поколения. В возрасте 13-15 лет о таких вещах не думаешь, в голове только амбиции, чувство влюбленности и желание иметь больше карманных денег на личные расходы.

Если в сознании подростка что-то пошло не так, а моральные ценности столкнулись с ощутимыми препятствиями, такие перемены в мировоззрении до добра не доведут, могут стать причиной нервных срывов, замкнутости и изменения отношения к жизни. Самое время поговорить подробнее о таких скрытых угрозах.

Чего опасаться в подростковом возрасте

Как известно, в этот непростой период основной движущей силой для подростка становится юношеский максимализм, когда человек верит в собственную неуязвимость и безнаказанность. Однако все может измениться в любой момент, вот тогда требуется помощь не только родителей, но и дипломированного психолога.

Когда подросток понимает, что его духовные ценности не вписались в современное общество, первым делом впадает в тоску и депрессию. Появляется хандра и апатия, а у некоторых такое неприятное состояние заканчивается попытками суицида. Если родители своевременно не обратят внимание на перемены в поведении и сознании своего ребенка, последствия для его жизни могут оказаться необратимыми.

Не все дети решаются на самоубийство, некоторые все же пересиливают себя и по-другому смотрят на окружающий мир. Это и есть опыт, который так важен в жизни каждого человека. Определяющим фактором в выборе своего будущего является воспитание и целостность личности. Также стоит напомнить, что некоторые сложные подростки только пугают родителей попытками суицида, на самом же деле не способны добровольно наложить на себя руки.

Мнения психологов и советы родителям

Квалифицированные специалисты уверены, что духовные ценности каждого ребенка закладываются еще в утробе матери. После его появления на свет они только развиваются при участии и содействии заботливых родителей. Задача взрослых — направить свое чадо на истинный путь, помочь избежать ошибок и разочарований.

Однако это вовсе не означает, что ребенка следует опекать до пенсионного возраста, родители должны своевременно отпустить его и дать возможность окончательного выбора. Только так можно не сомневаться, что по жизни он выберет свой путь, в котором будет чувствовать себя максимально уверенно и комфортно.

Специалисты уверяют, что невозможно навязать подрастающему поколению свои духовные ценности, сделать их догмой в чужой жизни. Важно понимать, что подросток должен наступить и на собственные грабли, чтобы пришло долгожданное прозрение. Если этого не сделать, в судьбе останется некое чувство неопределенности, незавершенности и даже пустоты.

Многие родители уверены, что именно они знают обо всех потребностях и желаниях своего ребенка. На самом деле это неправильный подход, который в будущем только накалит отношения между двумя поколениями. Не стоит навязывать чужие истины, тем более делать их нормой в доме. Чаще всего именно в таких семьях дети неожиданно совершают попытку суицида, а родители еще долгое время не могут понять, что именно предшествовало столь радикальной мере.

Если моральные ценности подростков и их родителей в корне отличаются, взрослые не должны давить собственным авторитетом. Такие меры воздействия на новое поколение все равно останутся безрезультатными, можно только настроить против себя собственного ребенка. Лучше всего прислушиваться к его позиции, как альтернативной, черпать для себя полезную информацию на будущее.

Так или иначе, духовные ценности подростка — это плоды стараний его родителей или отголоски семейных традиций. Со временем мнение ребенка еще несколько раз поменяется, поэтому не стоит зацикливаться на юношеском максимализме и часто примитивных стереотипах.

Жизнь научит каждого, главное — всегда принимать к сведению ее ценные уроки. Если подросток с такой задачей не справляется, самоанализом должны заниматься его заботливые родители.

Остается только добавить, что моральные ценности учащихся начальных классов, среднего звена и выпускников в корне отличаются. Виной тому не только социальный фактор, с возрастом приходит опыт и глубокое понимание многих вещей, которые раньше казались примитивными и ненужными. Так что заботливым родителям остается только набраться терпения и подождать, пока их чадо окончательно повзрослеет в своих планах на жизнь.

На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки? Многие считают, что подростки все больше ценят собственные интересы. В частно­сти, имеются документальные свидетельства того, что финансовые, а не философские вопросы больше всего волнуют учащихся. Так, было установ­лено, что начиная с 1990-х гг. юноши и девушки все меньше и меньше осуж­дают эгоизм и обман. Не исключено, что причиной послужили проявления коррупции в политике и бизнесе, а также те материальные трудности, с ко­торыми молодым людям приходится сталкиваться. Возможно, у молодежи и подростков складывается впечатление, что это и есть норма нашей жиз­ни. Или они думают, если такое позволено другим и ведет к успеху, то поче­му оно не может быть позволено мне. Во всяком случае, заметно возрастает терпимость по отношению к обману ради денег, к эгоистичному и безответ­ственному поведению.

Может быть, современная молодежь становится в большей степени ма­териалистами и реалистами, чем в прежние времена? Или юноши и девуш­ки, несмотря ни на что, остаются идеалистами?

ИДЕАЛИСТ - человек, преувеличивающий роль духовных ценностей и идеалов (добра, справедливости, честности) в нашей жизни и в развитии общества.

МАТЕРИАЛИСТ - человек, преувеличивающий влияние веществен­ных или материальных факторов (экономических условий, социаль­ной обстановки, финансового благополучия) на поведение людей и жизнь общества.

Существуют научные данные, подтверждающие оба предположения. Так, проведенное в школах Австрии, Франции, Швейцарии и Западной Герма­нии исследование показало:

1) молодежь хочет быть похожей на себя, а не на идеальных героев рома­нов, героев кинофильмов или великих людей;

2) она стремится сделать успешную карьеру в шоу-бизнесе, предприни­мательстве, промышленности или науке (начиная от певцов и заканчивая археологами). Кто-то мечтал стать просто богатым человеком, а кто-то - физически привлекательным и популярным.

Вместе с тем значительная часть опрошенных (около 40%) хотели бы стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо развитым чувством юмора, быть честными, надежными, трудолюбивыми, добрыми. Исходя из этого ученые пришли к выводу: во всем мире и во все времена молодым людям свойственно быть идеалистами 20 .

Итак, юноши и девушки остаются и материалистами, и идеалистами. Соотношение материалистических и идеалистических ценностей, однако, меняется с возрастом. Чем моложе люди, тем больше они идеалисты и ро­мантики. И наоборот, чем старше становится человек, тем скорее он превра­щается в материалиста.

Когда американские ученые выяснили, какие книжки читают подрост­ки 10-13 лет, каким героям они подражают и восхищаются, то оказалось: первенство держат вымышленные герои, которым свойственны чувство коллективизма, общности с другими людьми. Каждый из них действовал, руководствуясь нравственной необходимостью заботиться об окружающих. Персонажи этих произведений не могли оставаться равнодушными к боли и страданиям других людей, они чувствовали себя в ответе за них. А вот у студентов на первом месте были не сказочные герои и не ковбои, как у под­ростков в 14-16 лет, а реальные бизнесмены, достигшие успеха благодаря упорному труду и выдающимся способностям 21 .


Юношеский идеализм на самом деле долго не выветривается. И в 18 лет мы верим в идеальную дружбу и платоническую любовь. Мы представляем людей лучше, чем они есть порой на самом деле. Мы хотим и общество пе­рекроить по своим меркам, списанным с идеального вымышленного обще­ства, в котором все люди братья, нет обмана и войн, а мужчины и женщины бесконечно красивы.

Однако в юности идеализм, зародившийся в подростковом возрасте, не­редко превращается в максимализм. Мне надо все и сразу, я хочу дружбы вечной и искренней или мне не нужно вообще никакой. Кто был револю­ционерами, великими путешественниками, первооткрывателями, возмути­телями общественного спокойствия? Только молодые люди. А кто подни­мал полки в Гражданскую войну, шел в тыл к фашистам, бесстрашно под­рывал вражеские поезда?

Но и в мирные 1960-90-е молодежь не могла утихомириться. Знамени­тые студенческие демонстрации, прокатившиеся в 1968 г. по Франции, выз­вавшие шок в общественном мнении, заставившие пересмотреть многие фундаментальные ценности, организовала молодежь. Ее идеализм, оказы­вается, выражает себя в озабоченности социальными проблемами. Несог­ласии с бедностью и неравенством, наркоманией и призывами к войне. Разве плох такой максимализм?

Когда в США стали преследовать чернокожих, а затем разыгралась вой­на во Вьетнаме, студенты всей страны маршировали в первых рядах борцов за гражданские права. Массовыми демонстрациями и выездами на мотоцик­лах юноши и девушки выражали свой протест, устраивали забастовки на улицах городов и в студенческих городках. Когда в 1970 г. Соединенные Штаты напали на Камбоджу, волна антивоенных выступлений прокатилась

20 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 23.

21 Там же. С. 23-24.

«Группа молодых людей, в основном избегающих как работы, так и уче­бы, живущих на родительские деньги, пьющих, не имевших в жизни даже самых мелких целей, организовала притон на 11-м этаже, в центре города, в четырехкомнатной квартире...»

«Живем настоящим днем, а что было и что будет, нас не волнует. У нас нет никаких увлечений, нам лишь бы провести весело вечер».

«Если кто не имеет понятия, как это так «красиво» жить, мы вам растол­куем. Это когда у тебя каждый день в кармане 80 рублей, а то и больше, си­гареты «Мальборо», «Кент», когда ты пьешь коньяк «Камю», когда с тобой интересная девчонка или парень, когда у тебя дома солидные и все понима­ющие родители...»

«Мне 21 год. Я окончил всего 8 классов, потом сменил несколько профес­сий, но ни одна меня не заинтересовала! Я ничем не увлекаюсь, книг не читаю. Просыпаюсь, чтобы поесть или когда надоест спать...»

«Надоело жить так, как живут мои сверстники. Выйдешь во двор, и опять те же лица, умирающие со скуки... Казалось бы, все есть - шмотки и про­чие атрибуты «веселой» жизни. Но как хотелось бы сменить эту «веселую» жизнь на интересную, увлекательную...»

«Я учусь в училище. Староста. Много общественных поручений. Для меня такая жизнь интересна. А вот с группой отношения портятся. Группа труд­ная. Запросто могут сорвать урок, нагрубить учителю. Я как староста хочу все это изменить, повлиять на разболтанных, а в ответ слышу: «Тебе что. больше всех надо?» В группе меня уже не могут терпеть...»

Курсовая работа

ЦЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


Введение

Глава 1. Психологическое содержание подросткового возраста

1.1 Представление о подростковом возрасте различных подходах

1.2 Фазы подросткового возраста и их общая характеристика

Глава 2. Понятие и сущность ценностей в структуре личности

2.1. Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах

2.2. Роль ценностей в структуре функционирования личности

2.3 Формирование ценностей в подростковом возрасте

Глава 3. Психологическое содержание и значение проб в подростковом возрасте

Глава 4. Исследование динамики ценностей в подростковом возрасте

4.1 Гипотеза, цели и задачи исследования

4.2 Описание процедуры исследования

4.3 Проведение исследования

Глава 5. Основные результаты и их обсуждение

5.1 Схема обработки полученных данных

5.2 Сравнение банков ситуаций проб у подростков

5.3 Качественное и количественное сравнение ценностных ориентаций подростков разных групп

5.4 Обсуждение и интерпретация полученных результатов

Заключения

Список источников

Приложения

Введение

Данная работа посвящена одной из самых актуальных в последнее время проблем психологии – исследованию психологических причин формирования зависимого (аддиктивного) поведения. Благодаря уже существующим исследованиям предпосылок возникновения аддикции был накоплен обширный материал, касающийся факторов формирования зависимого поведения в подростковом возрасте (С.А. Кулаков, С.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева, С. Даулинг). Но редко встречается описание, на наш взгляд, наиболее значимого фактора: ценности подростков.

Ценности являются важнейшим регулятором социального поведения. Подростковый возраст является очень важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переломным, переходным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода состоит в том, что нет готового ответа на вопрос «Кто я?». Его нужно найти, и подросток пробует себя, пробует границы своих возможностей. Таким образом, это возраст проб и возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое Я, определить границы своих возможностей, подтвердить свое бытие находит выражение именно в ситуациях проб; именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего Я; а сами такие ситуации сопряжены с риском (с рискованием, рискованными ситуациями). Психологическим содержанием проб является риск (и многие пробы, которые совершает подросток, связаны с риском). Пробы, как правило, несут в себе частицу неизведанности, неопределенности, а порой и опасности (т.к. есть вероятность потери чего-то ценного для подростка). Таким образом, возникает вопрос: Может ли подросток в результате таких проб обнаружить для себя что-то как ценное? Какие именно при этом должны произойти пробы? Под ценностями мы понимаем те ценности, которые являются как бы ориентирами, которыми руководствуется подросток в реальных жизненных ситуациях.

На данном этапе мы не подготовлены к тому, чтобы ответить на эти вопросы. Для того чтобы ответить на них мне нужно для начала узнать - как именно изменяются ценности у подростков в разных подростковых периодах и изменяются ли они вообще? И от чего зависят изменения ценностных ориентаций?

Мы предполагаем, что такие изменения связаны с тем, что в течение подросткового возраста изменяются сами ситуации проб, т.к. на протяжении этого возрастного периода изменяются задачи на развитие, социальные ситуации, ведущая деятельность.

Возникновение этого предположения возникло с опорой на свой личный опыт и на мнение различных авторов, (24, 28, 19, 25, 29). Так младший подростковый возраст - это период бурного физического созревания и растущего чувства взрослости, ведущей деятельностью становится общение с товарищами. Старший подростковый - это период завершения физического развития и психологической подготовки к самостоятельной жизни, завершение социализации, овладение социальными ролями, ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Соответственно возникает вопрос: происходит ли вслед за изменением ситуаций проб изменение ценностей подростков в течении подросткового возраста? Ответ на этот вопрос позволит нам плотнее подойти к ответу на основной вопрос: как именно связаны пробы в подростковом возрасте и ценности подростков?

В своём исследовании мы обращаемся к ценностям в подростковом возрасте. Мы предполагаю, что в течение подросткового возраста изменяются ценности подростков.

Объект: подростки 12-13, 15-17 лет (7, 9,11 класс).

Предмет: динамика ценностей (ценностных ориентаций) подростков.

Цель исследования: описать динамику ценностей в подростковом возрасте.

Гипотеза №1: можно обнаружить изменение ценностей у подростков.

Гипотеза №2 : динамика ценностей связана с динамикой содержания ситуаций проб.

Задачи:

· провести анализ теоретических положений, в рамках которых осуществляется исследование;

· подобрать и опробовать методику обнаружения ценностей у подростков;

· проанализировать данные и оформить результаты практического исследования;

· сравнить ценности подростков на различных этапах подросткового возраста;

· выявить взаимосвязь динамики ценностей и ситуаций проб;

· описать динамику ценностей.


Глава 1. Психологические особенности подросткового возраста

1.1 Представления о подростковом возрасте в различных подходах

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Подростковый возраст возник достаточно недавно в связи с усложнением жизни общества. Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет. Особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Существует целый ряд фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста.

Самыми первыми были биологические теории, которые основу возраста видят в биологических изменениях, происходящих в эту пору, в самом факте полового созревания. Самой старой из этих теорий является теория Ст. Холла , который исходит из биогенетического закона при объяснении развития ребенка и подростка. В соответствии со своей теорией рекапитуляции он считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Ст. Холл по праву назвал этот период периодом "бури и натиска". По его мнению, все особенности и критические перемены подчинены автоматически действующим наследственным влияниям. Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности". Несостоятельность теории Ст. Холла сейчас вряд ли у кого вызывает сомнения. Но, на наш взгляд, важным является то, что уже в самом первом фундаментальном исследовании подросткового возраста говорится о том, что этот возраст является критическим для становления личности и развития её самосознания.

Другая биологическая теория, на которой я хотела бы остановиться, это теория Ш. Бюлер. Подростковый возраст определяется Ш. Бюлер на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Период пубертатности разделяется на две фазы: негативную и позитивную. Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш. Бюлер, это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние", а также "физическое и душевное недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания. И здесь начинается вторая фаза - позитивная. Позитивный период приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш. Бюлер ставит "переживание природы" - сознательное переживание чего-то как прекрасного. Конечно, нельзя говорить о том, что в негативной фазе присутствуют исключительно мрачные стороны, а в позитивной - исключительно положительные . Важным в работе Ш. Бюлер является то, что была сделана попытка выделить и рассмотреть фазы пубертатного возраста.

Другое крупное направление исследований подросткового возраста первой половины ΧΧ века это культурно-психологические теории, которые берут за основу психологические изменения, происходящие в этом возрасте, вырывают их из общей совокупности явлений, приписывают им как бы самостоятельное бытие. Центральный представитель этого учения Э. Шпрангер. Он рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, это - возраст врастания в культуру. Три основных признака характеризуют этот возраст по Э. Шпрангеру. Первое - это открытие своего «я», которое происходит в пору отрочества, второе - постепенное возникновение жизненного плана и, наконец, третье - врастание в отдельные жизненные области и сферы культуры. Подростковый возраст для Э. Шпрангера не просто известная фаза в развитии, лежащая между детством и зрелостью, но это возраст, стоящий между первичной, неразвитой духовной структурой ребенка и точной, определившейся структурой взрослого человека . Таким образом, Э. Шпрангер указывает, что этот возраст является значимым для духовного развития личности, т.е. для формирования ценностей личности.

Жизненные ценности каждого из нас складываются не на пустом месте: нас пропитывает та атмосфера, в которой мы жили с детства, представление о ценностях, которыми мы были окружены . Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.Для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жизненные ценности подростка Классный руководитель 10 класса Родина О.В.

Одной женщине приснился сон, что за прилавком магазина вместо продавца стоял Господь. - Боже! Это ты! - Да, Я, - ответил Бог. - А что у Тебя можно купить? - Все, - был ответ. - Тогда, мне бы хотелось купить здоровья, счастья, любви, успеха, и много денег. Бог улыбнулся, и пошел за заказанным товаром. Вскоре Он вернулся с небольшой картонной коробочкой. - Это все! - воскликнула женщина. - Да, - ответил спокойно Бог, - разве ты не знала, что у Меня продаются только семена?

Подро́сток - юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12-14 до 15-17 лет).

Основополагающие общечеловеческие ценности Ценятся: Доброта Верность Взаимопомощь Честность и т.д. Отвергаются: Цинизм Обман Жадность Тщеславие Преступления и т.д.

Общечеловеческие ценности современного общества Семья Здоровье Образование Работа + личные ценности человека: Материальные Духовные

Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период.

Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет) , наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок.

Самое главное для подростка - это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как взрослые уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.

Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность. Настоящая свобода - это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает "удобную" позицию: "Для свободы я взрослый, для ответственности - маленький ". Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным.

Жизненные ценности каждого из нас складываются не на пустом месте: нас пропитывает та атмосфера, в которой мы жили с детства, представление о ценностях, которыми мы были окружены. Самый естественный путь формирования жизненных ценностей - не разговоры, а естественное вовлечение человека в новые для него жизненные обстоятельства, в которых естественным образом ему эти ценности оказываются близки и нужны.

"Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека…» В. А. Сухомлинский.


Родительское собрание: «Жизненные цели подростков»
Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих формированию жизненной и гражданской позиции подростка.
Форма проведения: обмен мнением за круглым столом с элементами лекции
Вопросы для обсуждения:





А как вы думаете, какая жизненная цель человека, является первой?
Подготовительная работа: анкетирование учащихся, проведение проектной методики «Мой жизненный выбор», проведение классного часа «Жизненные цели подростков», видеозапись учеников, мониторинг участия учеников 8 класса в интеллектуальной жизни школы с 6 по 8 класс.
Ход собрания
Уважаемые мамы и папы! Растут наши дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.
У детей появляются свои тайные интересы, в какой-то момент времени они перестают понимать родных и близких. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать их, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.
В связи с этим хочется привести небольшую притчу.
Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.
Тема сегодняшней нашей встречи «Жизненные цели подростков» и эпиграфом к собранию я взяла слова индийского мыслителя, философа Свами Вивекананда «Каждого человека следует оценивать не потому, кто он есть, а по тому, чего он реально желает добиться!»
Собрание наше необычное. Оно пройдёт в форме обмена мнением за круглым столом. И я надеюсь, что к концу нашей встречи, вы сможете для себя сделать вывод, о том, как важно научить, направить правильно ребёнка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами, а в конечном итоге помочь определиться с профессиональным выбором.
Но для начала я хотела бы вернуться к эпиграфу нашего собрания. Вы согласны с данным высказыванием? Если да, то почему?
II. Вопросы для обсуждения
Предлагаю вашему вниманию вопросы для обсуждения:
Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
Что может повлиять на формирование жизненных приоритетов подростков?
Как помочь преодолеть подросткам неудачи и разочарования?
Из ваших ответов ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. Ну, а если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является первой?» Думаю, все согласятся, что это создание своей личности.
III. Проектная методика «Мой жизненный выбор»
Перед собранием я провожу обычно классный час. Это может беседа с элементами дискуссии, анкетирование, написание письма в будущее. И этот раз не был исключением. С ребятами была проведена проектная методика «Мой жизненный выбор» и предлагаю вашему вниманию результаты:
Цель моей жизни – это.
Мои родители знают, что моя цель жизни – это.
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно.
Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается..
Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются..
Для того, чтобы достичь цели, я должен..
Для того, чтобы достичь цели, я не должен
Из методики мы видим что, несмотря на то, что ребята являются учениками 8 класса, многие знают: для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление. Не всегда теория совпадает с практикой, особенно, когда речь идёт о детях подросткового возраста. И вот здесь существенное влияние могут и должны оказать и родители и педагоги.
Я предлагаю вам, принять участие в разборе жизненных ситуаций. (Для этого разделимся на две группы: родители и педагоги)
IV. Вопросы для анализа и поиска решения в ходе дискуссии:
(для родителей) Ваш ребёнок всегда учился хорошо. Особый интерес он проявлял к гуманитарным наукам: иностранному языку, литературе, истории, обществознанию. И, вдруг ему становиться неинтересно учиться. Он пришёл к выводу: «Главное в жизни деньги». А их все равно в семье нет, значит, нет и образования в перспективе.
(для педагогов) Вы замечаете, что один из лучших ваших учеников, который имеет хорошие учебные результаты, не однократно занимавший призовые места по Вашему предмету вдруг стал проявлять равнодушие к учёбе. Ваши действия.
ВЫВОДЫ по ситуациям.
V. Статистика темы собрания.
Результаты статистики – материала исследований среди школьников – подростков (8-11 классы) Луговской СОШ
В исследовании участвовали 34 учащихся.
На вопрос определения своих жизненных целей из 34 опрошенных:
26 ответили ДА, 8 ответили НЕТ;
2. Что нужно, чтобы поставленная цель была реализована?
а) образование – 18 уч; б) трудиться – 10уч.; в)быть целеустремлённым – 11 уч.; г) сдать ЕГЭ – 1 уч
3. Какую роль играют в вашей учёбе ученики хорошо успевающие по всем предметам?
А) мне безразлично – 8 уч-ся
Б) рад, что со мной учатся такие прилежные ученики – 14 уч-ся
В) такие ребята меня вдохновляют – 12 уч-ся
Г) они меня раздражают нет
4. Ваша реакция на ученика плохо успевающего?
а) он мне безразличен – 24 уч-ся
б) он меня раздражает 1 уч-ся
в) такие ученики мне симпатичны – 5 уч-ся
г) мне хочется помочь ему – 4 уч-ся
VI. Классный руководитель: Немного из психологических исследований
Исследователь психологии, социолог, психолог Игорь Семёнович Кон замечает, что число ребят, озабоченных своим настоящим «Я», в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, а в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим «Я». Он также отмечает, что не всем это дается легко. По мнению другого психолога Эрика Эриксона в подростковом возрасте ребёнок испытывает потребность в остановке времени. Психологически это означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время ещё не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть молодые люди, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». По мнению психолога, такая установка (как правило, неосознанная) с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.Ко всем этим психологическим трудностям, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой сегодня социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей. Всё это в совокупности и составляет главную основу проблем подросткового возраста наших детей.
Разобрав педагогические ситуации, поняв все сложности психологического развития детей нашего возраста, давайте попробуем ответить на вопросы.
Группа родителей: Как родитель может помочь заинтересовать ребёнка учёбой?
Группа учителей: Какими должны быть действия педагогов школы в этом направлении?
VII.ВЫВОДЫ:
Итак, мы выяснили, в любом случае вначале полезно просто рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п.Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, содержащих рецепты, которые помогут вам стать знаменитым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец. И везде, в тройке самых важных «определи свою жизненную цель»:- Следуй строго к поставленной цели. Учись ее находить.- Не предавайся бесплодным мечтаниям.- Разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т.п.Самую, пожалуй, радикальную позицию в этом вопросе предлагает Максуэлл Мольц. Знаменитая «психокибернетика» Мольца основывается на следующем тезисе: «Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей».
Так как же ответить на самый главный и самый, как ни странно, трудный вопрос чего ты хочешь? Как научиться формулировать свои цели? Как фиксировать это в своем сознании? Кратко можно ответить так: надо мечтать, но делать это очень сосредоточенно.
VIII. Видеозапись детей по вопросу «Жизненные цели подростков»
IX.
Памятка для родителей
Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Закончить наше собрание мне хотелось бы высказыванием героя повести Германа Гессе «Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером»: «Жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Каждый, как может, устремляется к своей собственной цели».