Меню

Ближайшие родственники отдел кадров. Близким родственникам могут запретить работать в одной государственной или муниципальной организации

Здоровье

ВОПРОС

Правомерно ли, если организация (ООО) ввела в действие локальный акт, устанавливающий запрет на "родственные связи" при назначении на должность? В локальном акте указано, что родственники не могут находится в прямом подчинении друг у друга. В случае, если обнаруживается такой факт, работник, не сообщивший работодателю о таком факте, обязуется выплатить штраф.

ОТВЕТ

В ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Одним из способов борьбы с коррупцией является законодательное закрепление запрета совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении , если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции").

Таким образом, считаем, что работодатель не вправе отказать соискателю в трудоустройстве по причине наличия родственных связей с одним из сотрудников коммерческой организации, в том числе на должность, предусматривающую прямое подчинение одного из них другому.

Близкие родственники на работе не должны иметь ни преимуществ, ни ущемлений. Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда. Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ.

Анастасия. добрый вечер.

Вышестоящее руководство (Управление) настаивает на запрете на совместную деятельность.
Есть ли какие-то нормативные акты на уровне РФ и ЯНАО, которые бы запрещали совместную работу в одной организации в прямом подчинении.

Помимо указанных коллегами имеется также следующий нормативный акт:

Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 (ред. от 15.02.2017) «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом „О противодействии коррупции“ и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»

В его п.1,3 указывается, что

1. Установить, что на работников, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования,иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов , организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее - фонды и иные организации), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов (далее - работник), распространяются следующие ограничения, запреты и обязанности...

3. Установить, что работники, замещающие должности, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящего постановления, и граждане, указанные в пункте 2 настоящего постановления, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры , а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому , за исключением работников, замещающих должности (кроме предусмотренных пунктом 4 настоящего постановления) в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждан, претендующих на замещение указанных должностей.

В Уставе Вашей организации должно быть прописано, на основании чего она создана. Скорее всего, на основании постановления главы администрации соответствующего муниципального образования (т.е. не на основании федерального закона), муниципальным служащим Вы не являетесь. Какого -либо перечня, указанного в п.1 Постановления, куда были бы внесены муниципальные бюджетные учреждения, я также не нашёл. Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, полагаю, что нормативные акты, запрещающие совместную работу в Вашей ситуации, отсутствуют.

С уважением, адвокат Сергей Нестеров.

РОДСТВЕННИКИ «ПОД ЗАПРЕТОМ»

М.А. Козлов.,
юрист, г. Москва

Законодательство о государственной и муниципальной службе, а также антикоррупционное законодательство РФ возлагают на государственных и муниципальных служащих и на приравненные к ним категории работников дополнительные обязанности, а также устанавливают ограничения и запреты, связанные с их служебным (трудовым) статусом, включая ограничение на совместную работу родственников в условиях подчиненности или подконтрольности одного из них другому.
В середине текущего года Минтруд России сделал шаг к упорядочению практики применения упомянутого выше ограничения, попытавшись определить круг работников, подпадающих под его действие, но только на федеральном уровне.
Какие лица не могут работать вместе в рамках одной организации, распространяется ли запрет на совместный труд на работников бюджетных учреждений на местах, рассмотрим далее.

Нет совместной работе

Как установлено п. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ), гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в том числе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Аналогичное положение содержит п. ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ). Кроме того, установлено, что гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования.
Если говорить о государственных гражданских служащих субъектов Федерации и служащих муниципальных образований, то они не являются исключением из рассматриваемого правила, если на то есть соответствующий нормативный правовой акт (см., например, п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы»; п. ч. 1 ст. 14 Закона г. Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве»).
Более того, исходя из ч. ст. 3 Трудового кодекса РФ, установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, не являются дискриминацией.

О совместной работе родственников в бюджетных учреждениях

Новый виток интереса в новом году получила тема запрещения совместной работы родственников в одной и той же государственной или муниципальной организации.
Показать полностью…
Изначально проект федерального закона № 700152-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" (в части усиления мер противодействия коррупции в государственных и муниципальных организациях) был внесен на рассмотрение в ГосДуму в январе 2015 года, где до сей поры и пребывает на стадии подготовки к 1 чтению (последнее событие - от 6 октября 2016 г. - назначить ответственным Комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции).
Этот проект был подготовлен депутатами партии "Справедливая Россия" VI созыва в целях усиления борьбы с коррупцией в государственных и муниципальных организациях. Одним из способов борьбы с коррупцией депутаты считают законодательное закрепление запрета совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (за исключением соответствующей работы в сельских населенных пунктах).
В качестве меры ответственности за нарушение запрета предлагается увольнение руководителя организации в связи с утратой доверия.
Мотив для принятия данного законопроекта, по мнению депутатов - широкое распространение на практике коррупционных схем с участием близких родственников руководства государственных и муниципальных организаций - "коррупционный семейный бизнес на базе государственной или муниципальной организации и за счет бюджетных средств" - подчеркивают парламентарии.
По мнению правового управления ГД, проектируемое положение требует внесения корреспондирующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.
С 1918 года "родственный фильтр" был нормой трудового права СССР.
Впервые степень родства, препятствующая "семейному подряду", была конкретизирована в Декрете СНК в 1922 году. До 1 февраля 2002 года КЗоТ РФ запрещалась совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) , если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Нарушение правил приема или оставления на службе в разное время влекло различные наказания вплоть до уголовного преследования, в т.ч. лишения свободы.
Часть ограничений из советского перешла в российское законодательство: недопустимость непосредственной подчиненности и подконтрольности родственников по службе предусмотрены в ряде федеральных законов, в том числе о муниципальной и государственной гражданской службе, полиции, прокуратуре, СКР, а также о статусе судей РФ.
В настоящее время ТК РФ не содержит каких-либо ограничений по совместной работе родственников в одной организации.