Меню

Голубев медико биологические и социальные основы здоровья. Теоритические основы здоровья ребёнка-дошкольника

Красота

Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей малыша. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, на котором закладывается как его физическое здоровье, так и личностные качества. Они взаимосвязаны друг с другом, поэтому так важно в самом начале жизни сформировать у малыша базу знаний и навыков здорового образа жизни.

Основы здоровья дошкольников

Для многих родителей формирование здорового образа жизни у дошкольников ограничивается лишь физическим развитием ребенка, тогда как организм малыша — это сложная система. Нормальная жизнедеятельность молодого организма обеспечивается совмещением нескольких компонентов:

  • биологического;
  • психического;
  • социального.

Эти компоненты тесно взаимодействуют друг с другом. Образ жизни ребенка — это половина его биологического здоровья. Однако на вторую половину влияют такие факторы, как генетическая предрасположенность, качество медицинского обслуживания, состояние окружающей среды.

Часто биологическое здоровье ребенка напрямую зависит от образа жизни его родителей. Вредные привычки папы и мамы вредят развитию малыша еще в его внутриутробной жизни. Негативно сказывается на развитии плода и чрезмерная двигательная активность женщины во время беременности, переедание, плохой сон, эмоциональные перегрузки.

Если экологическая среда, в которой растет и развивается ребенок, не может быть изменена одним человеком, то психическое и социальное здоровье малыша находится полностью в руках его родителей. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста должно начинаться с родительского примера. Спокойная обстановка в семье, адекватная реакция на возникающие трудности, помощь друг другу — все это станет основой для нормального психического развития дошкольника.

Социальные основы здоровья дошкольника и младшего школьника закладываются в общении не только с родителями, но и друзьями. Неблагополучное окружение отрицательно повлияет на развитие личности. Поэтому так важно найти для ребенка такое окружение, которое влияло бы на него положительно. Кроме того, у самого малыша должны быть развиты необходимые качества для комфортного взаимодействия с окружающими его людьми. Это формирование нравственных идеалов и ценностей, а также социальная адаптация. Все это является важным составляющим основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Одним из лучших средств укрепления социального здоровья является трудовая деятельность. Именно приобщение малыша к работе дает ему чувство нужности и принадлежности к обществу.

Физическое развитие

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников не может проходить без практической составляющей. Пример здорового образа жизни родителей важен, но понятие ЗОЖ для дошкольников немыслимо без физического развития самого малыша. Пока ему не нужны спортивные нагрузки, однако комплекс мер по укреплению физического состояния необходим. Основные аспекты, направленные на укрепление здоровья детей дошкольного возраста, включают в себя:

  • двигательный режим;
  • личную гигиену;
  • закаливание.

Игры — главный способ поддержания двигательной активности ребенка. Укрепляющие физические упражнения важны, однако на них отводится всего лишь несколько минут в день. Все остальное время малыш проводит в играх. Однако должен быть сохранен разумный баланс между активной деятельностью и отдыхом. Поэтому лучше чередовать активные и спокойные игры, а также времяпровождение на свежем воздухе и в помещении.

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни начинается с коротких физических нагрузок. Это утренняя гимнастика, двигательные физкультминутки, которые нужно проводить как дома, так и в детском саду, зарядка после дневного сна. Полезно проводить с ребенком оздоровительные водные процедуры в бассейне.

Личная гигиена для здоровья ребенка крайне важна. Малыш в самом начале жизни должен усвоить, что за телом необходимо ухаживать. Это важно не только для хорошего состояния организма, но и здоровья окружающих. У ребенка должны быть личные вещи: расческа, зубная щетка, полотенце и носовой платок. С детства нужно научить его правильно пользоваться этими предметами.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста не проходит без закаливания, хотя эта процедура у многих родителей ассоциируется с применением рискованных мер. Однако закаливание — эффективный метод профилактики заболеваний и укрепления иммунитета. Если соблюдать основные правила закаливания, то организм малыша постепенно станет выносливее к факторам внешней среды. Важно проводить закаливающие процедуры регулярно, особенно в зимний период. Принцип постепенности является главным. Без проблем приспособить организм к изменениям внешней среды получится, если увеличивать нагрузку постепенно. Нужно учитывать также индивидуальные особенности малыша. Если он плохо переносит какую-либо процедуру, то лучше от нее отказаться.

Здоровьесберегающие технологии

Сегодня в образовательных учреждениях большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. Использование здоровьесберегающих технологий дошкольного образования — это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Такие технологии применяются во всех видах деятельности. Направлены они на сохранение здоровья и формирование основных знаний ЗОЖ у детей. В дошкольных учреждениях применяются следующие формы технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • динамические паузы;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательная гимнастика;
  • бодрящая гимнастика;
  • подвижные игры;
  • релаксация.

Короткие динамические паузы в течение 2-5 минут необходимы для малышей. Они разнообразят занятия и снимут напряжение. Короткая двигательная активность позволяет включиться в занятия с новой силой.

Пальчиковая гимнастика в детских садах очень важна. Если для школьников разминка пальцев и кистей рук только снимает напряжение, то у малышей во время этих коротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение. В логопедических группах такие перерывы между занятиями просто необходимы. Проводить пальчиковую гимнастику можно в любой период. В последнее время в детских садах большое распространение получила технология биоэнергопластики. Это совмещение движений кистей рук и артикуляционного аппарата. Такая зарядка помогает стимулировать мозговую активность.

Во время занятий, требующих большого зрительного сосредоточения, необходимо устраивать паузы и давать отдохнуть глазам. Специальная гимнастика в течение 3-5 минут позволит снять напряжение с глазных мышц. Полезно сделать круговые движения глазами, посмотреть в разные стороны, вдаль и перед собой.

Дыхательная гимнастика хорошо влияет на здоровье детей дошкольного возраста. Она активизирует кислородный обмен в тканях, нормализует дыхательную систему в целом. Особенно этот вид паузы полезен при физических нагрузках.

После обеденного сна полезно провести бодрящую гимнастику. Длится она всего 5-10 минут и состоит из определенного комплекса упражнений. Это своего рода утренняя зарядка, только не такая интенсивная. Начинать комплекс бодрящих упражнений можно прямо в кроватках. Эти упражнения направлены на коррекцию осанки и плоскостопия. Во многих садах воспитатели используют коврик с пуговицами. Дети ходят по нему после сна. Такая дорожка полезна для здоровья дошкольников, она отлично массирует ступни и укрепляет мышцы.

Подвижные игры — неотъемлемая часть занятий в дошкольных учреждениях. Они не только способствуют укреплению здоровья детей, но и развивают двигательную активность, улучшают психологическое и физиологическое состояние организма. Конечно, после подвижных игр необходим отдых. Во время релаксации ребенок может сделать самомассаж. Подобная процедура улучшит кровообращение и станет отличной профилактикой многих заболеваний. А добрые сказки и приятная музыка, дополняющие занятия, улучшат психологическое здоровье малыша.

заочное отделение

Преподаватель Тиранова Н.Л.

1. Здоровье и факторы его определяющие. Понятие об индивидуальном и общественном здоровье. Составляющие компоненты здорового образа жизни, их характеристика.

3. Медицинские критерии здоровья. Группы здоровья детей.

4. Хронические неинфекционные заболевания и основные нарушения обмена веществ. Гипотрофия: этиология, клиника профилактика. Значения гимнастики и массажа для профилактики гипотрофии.

5. Рахит: этиология, ранние симптомы заболевания. Влияние рахита на жизнедеятельность всего организма. Последствия рахита. Дородовая профилактика рахита. Роль правильного вскармливания, свежего воздуха, гимнастики, массажа в лечении и профилактике рахита.

6. Железодефицитная анемия: этиология, клиника, диагностика. Роль правильного питания и физического воспитания в лечении и профилактике рахита.

7. Сахарный диабет у детей: этиология, клиника. Особенности течения заболевания, лечение, профилактика в детском возрасте.

8. Заболевания нервной системы и их профилактика. Неврозы: этиология, формы проявления, связь с типом высшей нервной деятельности и обстановкой, окружающей ребенка. Профилактика неврозов у детей в семье и ДОУ.

9. Аллергические реакции и состояние у детей. Аллергены. Формы проявления аллергических реакций: крапивница, отек Квинке, астматические бронхиты. Механизмы и особенности течения аллергических реакций у детей. Первая доврачебная помощь и профилактика.

10. Эпидемический процесс и его факторы. Звенья эпидемического процесса. Роль воспитателя ДОУ в предупреждении распространения эпидемиологического процесса в ДОУ.

11. Инфекционные болезни: общая характеристика, классификация, периоды болезни.

12. Детские кишечные инфекции, общая характеристика.

13. Дизентерия: источник и пути передачи инфекции, проявления. Особенности течения дизентерии у детей. Осложнения, профилактика.

14. Сальмонеллез: источники заражения и пути передачи инфекции, клиническая картина, профилактика.

15. Гепатиты. Вирусный гепатит А: клиническая картина, факторы и пути передачи, осложнения, профилактика. Гепатиты В, С, D, их влияния на функционирование иммунной системы человека. Роль вакцинации в предупреждении заболеваний.

16. Воздушно-капельные детские инфекционные заболевания, общая характеристика.

17. Ветряная оспа: возбудитель, пути передачи, клиническая картина, профилактика.

18. Корь: возбудитель, пути передачи, клиническая картина, профилактика.

19. Краснуха: возбудитель, пути передачи, клиническая картина, профилактика.

20. Скарлатина: возбудитель, пути передачи, клиническая картина, профилактика.

21. Коклюш: возбудитель, пути передачи, клиническая картина, профилактика.

22. Острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ): этиология, клинические особенности, возможные осложнения, профилактика.

23. Грипп: этиология, клинические особенности, возможные осложнения, профилактика.

24. Ангина у детей: этиология, формы, клиническая картина, возможные осложнения, профилактика. Хронический тонзиллит.

25. Эпидемический паротит: этиология, клиническая картина, возможные осложнения, профилактика.

26. Бронхо-легочные заболевания у детей (бронхит, пневмония): этиология, клиника, особенности протекания у детей, профилактика.

27. Гельминтозы у детей (аскаридоз, энтеробиоз): пути заражения, симптомы, диагностика. Значения соблюдения и выполнения правил личной и общественной гигиены для профилактики гельминтозов у детей.

28. Виды и причины детского травматизма: бытовые, уличные, транспортные, школьные, спортивные и прочие. Доврачебная помощь при различных травмах. Меры по предупреждению детского травматизма в ДОУ.

29. Физиологические основы, принципы и правила назначения возрастного режима.

30. Основы рационального питания детей дошкольного возраста.

31. Здоровьесдерегающая среда ДОУ. Направления работы по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ.

32. Гигиенические требования к зданию, участку, оборудованию, отоплению, воздушному и водному режиму в дошкольной образовательной организации.

33. Гигиенические требования к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.

Здоровье и факторы его определяющие. Понятие об индивидуальном и общественном здоровье. Составляющие компоненты здорового образа жизни, их характеристика.

Здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Здоровый образ жизни - совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.

Здоровье - состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.

Функция здоровья - здоровье обеспечивает, поддерживает определенный уровень жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека в каждый период жизни и создает запас для старости.

Составляющие здоровья

Физическое здоровье - естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания умственной и физической работы.

Духовное (психическое) здоровье зависит от:

1 отношения к окружающему миру;

2 ориентации в этом мире;

3 от умения определять своё положение в обществе;

4 от своего отношения к людям и вещам.

Индивидуальное здоровье (здоровье каждого человека в отдельности) обуславливается:

Сохранением и развитием биологических (размножение), физиологических (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических (восприятия, память, мышление), социальных (трудоспособность) функций при наибольшей продолжительной активной жизни.

Общественное здоровье складывается из здоровья отдельных людей, его показатели:

1 общая смертность;

2 средняя продолжительность жизни;

3 детская смертность.

На общественное здоровье влияют:

Природные факторы (загрязнение окружающей среды, жилищная среда) и социальные факторы (зарплата, продолжительность рабочего труда, условия труда, здравоохранение, уровень питания).

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Составляющие З.О.Ж.:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;

3) достаточная двигательная активность;

4) закаливание организма;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек;

10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

Мария Алексеевна Лашина
Медико-биологические и социальные основы здоровья детей. Работа с позвоночником - путь к оздоровлению всего организма

Актуальность данной темы проявляется в организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми . Эта проблема стоит особо остро в образовательном учреждении, где должна давать ощутимые результаты. По результатам обследования в последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей , их физического развития. Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей . Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым способствует нарушению осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы. В связи с этим культура здоровья является составляющей общей системы культуры. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только в здоровом обществе , и говорит о неизбежности формирования культуры здоровья – индивидуальной и популяционной.

Определение осанки.

Осанка – Это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституциональми, наследстенными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника .

Осанку надо рассматривать как навык, то есть определенный комплекс условных рефлексов, обеспечивающий сохранение привычного положения тела, отражающий внутренний мир человека – его психическое состояние : настроение, самочувствие и даже характер. Опущенные вниз голова и плечи, ссутулившаяся спина, согнутые колени могут говорить о робости, пассивности человека или о том, что он болен. Когда человек здоров , бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается – подтягивается, распрямляет плечи, смотрит прямо, подтягивает живот. Это свидетельство того , что он уверен в себе и благополучен.

Прежде всего , необходимо знать, чем определяется осанка. Во- первых, состоянием мышечного аппарата, функциональными возможностями мускулатуры, ее способностью к длительному статическому напряжению. Во-вторых, эластическими свойствами межпозвоночных дисков , хрящевых и соединительно – тканых образований суставов позвоночника , а также таза и нижних конечностей. В-третьих, состоянием стоп и ног в целом.

Сколиоз и его опасности.

Существуют патологические изгибы – искривления, которые носят название сколиоз. Сколиозом считается патологическое искривление позвоночника в бок . Иногда это можно заметить со стороны – когда одно плечо выше другого, это как раз обусловлено именно патологией.

Чем же опасен сколиоз? Во-первых, это такие явные последствия, как деформация туловища и уменьшение объема грудной клетки. Но существуют и менее явные проблемы. Например, нарушение формирования внутренних органов , ограничение подвижности легких. Конечно, это происходит только в далеко зашедших случаях, но, тем не менее, необходимо учитывать данную опасность.

Считалось, что чаще всего сколиоз возникает в школьном возрасте, но необходимо обратить внимание и на дошкольников, так как современные дети стали меньше двигаться из - за развития современных технологий, часами просиживают за телевизором и компьютером, также не маловажную роль в возникновении данной проблемы отводится современным гаджитам.

Что делать?

На ранних стадия эта патология легко и безвозвратно лечится антисколиотической гимнастикой, массажем, и, конечно, формированием правильной походки и позиции во время того как ребенок сидит. Кроме того, на данный момент широко распространена тактика ношения специальных корсетов. Также за детьми необходимо наблюдать – для предупреждения прогрессирования данной патологии. Считается, что чем в более позднем возрасте возник сколиоз, тем меньше вероятность его прогрессирования, поэтому необходимо формировать осанку ребенка именно с раннего возраста.

Работа в ДОУ .

Оздоровительная работа в детском саду имеет специфические особенности, которые выражаются в целях и задачах, в содержании, в формах организации оздоровления дошкольников .

Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма . Исходя из особенностей развития детского организма , задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе : помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника , развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата, способствовать развитию правильного соотношению частей тела (пропорции, регулированию роста и веса костей; развивать все группы мышц (мышцы туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, внутренних органов , в том числе сердце, кровеносных сосудов, особое внимание уделять слаборазвитым группам мышц-разгибателей; способствовать усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и способности приспосабливаться внезапно изменившейся нагрузке; укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких, научить дышать через нос; способствовать правильному функционированию внутренних органов (пищеварения, выделения и д. р.) ; охранять кожу от повреждений и способствовать правильному развитию ее функции (терморегулирующих и защитных) ; способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, развитию активного торможения, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств (зрение, слух и др.)

Формы в дошкольном образовательном учреждении являются : утренняя гимнастика, режим дня, организация НОД , закаливание, двигательная активность, подвижные игры, прогулка, динамические паузы и др.

Основная форма работы с дошкольниками – это организация НОД целью которой является приобретение необходимых знаний, умений и навыков. НОД по физкультуре проводится 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Её продолжительность, как и остальной НОД в детском саду, – 15-30 минут. Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма , повышают его сопротивляемость. Гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм , поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях .

Понятие «оздоровительная работа » - это система обеспечения сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека .

Под физическим здоровьем понимается система физических упражнений, гигиенических факторов, закаливание организма .

Психологическое здоровье предполагает способность к самоуправлению своим поведением, умением общаться, адекватно воспринимать и реагировать на ситуацию.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то оздоровительную направленность должна иметь вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) . А в первую очередь принципу оздоровительной направленности должна отвечать организация физического воспитания дошкольников.

Таким образом, особенность организации оздоровительной работы в дошкольном учреждении выражается в последовательной смене двигательной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей , что предупреждает переутомление детского организма и даёт оздоровительный эффект .

Литература.

1. Г. А. Халемский Коррекция нарушений осанки у школьников. С. -П. 2001

2. Ашмарин Б. А., Завьялов Л. К., Кумарин Ю. Ф. Педагогика физической культуры : СПб. - 1999.

3. Караманова Л. В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание : 1986. - №11.

4. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000.

Публикации по теме:

Описание работы: данный материал подходит для воспитателей дошкольных учреждений, которые работают с детьми младшего и среднего дошкольного.

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам.

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования–социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования – социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка-дошкольника В.

Диагностическая методика «Социальные домики» для обследования межличностных отношений у детей дошкольного возраста Актуальность Дошкольный возраст-время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со.

Здоровье детей дошкольного возраста включает характеристики психического и физического развития, адаптационные возможности детского организма, социальную активность. Все эти характеристики вместе формируют определенный уровень физической и умственной работоспособности. Таким образом, оценивать общее состояние дошкольника нужно исходя из следующих направлений:

  • эмоциональное здоровье;
  • развитие движений;
  • психическое развитие и здоровье;
  • уровень адаптационных возможностей;
  • физическое здоровье.

Все эти направления устанавливают соответствие детей дошкольного возраста необходимым нормам. Также, в случае выявления несоответствий или отклонений родители должны использовать целенаправленные коррекционные методы.

Дети дошкольного возраста находятся в «критическом» периоде: они часто раздражаются, плаксивы, гиперактивные и наоборот, вялые и апатичные, могут быстро уставать и быть невнимательными.

В этот период проявляются и формируются различные аллергические реакции и соматические заболевания. Еще неокрепший и полностью не сформировавшийся организм ребенка в большей степени подвержен инфицированию, а частота простудных заболеваний очень высока.

Но не только имеющие хронические заболевания дети, но и абсолютно здоровые должны находиться под пристальным вниманием родителей и воспитателей дошкольных учреждений.

Сформированное в сознании ребенка понятие «личное здоровье» можно распознать по некоторым предпосылкам:

  1. Дети пытаются сохранять и показывать правильную осанку.
  2. Развиты навыки самообслуживания, старательность в выполнении бытовых поручений.
  3. Проявляют физическую активность в игре, чтобы достичь поставленной цели.
  4. Психические процессы развиваются быстро.
  5. Дети умеют сохранять контролировать собственные эмоции.
  6. Становление у детей действительно значимых жизненных целей.

Как дети определяют понятие «самосохранения»

У детей младшего дошкольного возраста отсутствует определение даже самой элементарной характеристики понятия «здоровье», несмотря на то, что они понимают, что такое болезнь. Поэтому никакого отношения к самосохранению дети пока иметь не могут.

У детей среднего дошкольного возраста формируется отношение к болезни, как к чему-то негативному, вызванному окружающей средой или их собственными действиями. Например, дети понимают, что нельзя мочить ноги, сидеть на сквозняке и есть мороженое. В их понимании здоровье – нечто абстрактное, а быть здоровым – это просто не болеть.

У детей старшего дошкольного возраста формируется более отчетливое понятие возможной угрозы собственными действиями. Именно в старшем дошкольном возрасте, дети начинают понимать, что физическое здоровье очень важно, но при этом им трудно удержаться от получения возможного удовольствия (съесть вкусную, но холодную еду, например).

Здесь «самосохранение детей» во многом зависит от мотивации со стороны родителей. Закрепление правил гигиены и регулярная зарядка, воспитание, обучение и мотивация со стороны родителей поможет быстро сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Принципы ухода за детьми

Только при правильном уходе за детьми они вырастут сильными и здоровыми. Какие же принципы ухода за детьми? Прежде всего, это правильное питание, занятия физической культурой, закаливание, поддержание психического здоровья, правильный режим дня и регулярные врачебные осмотры. К перечисленным принципам можно еще отнести соблюдение правил осторожности на улице и дома. Некоторые советы о том, как поддержать здоровье детей.

Здоровое питание

  • ограничение потребления сладостей, мучного, приводящих не только к лишнему весу, но и порче зубов;
  • забота о получении питательных веществ в соответствии с возрастными требованиями, пища должна быть разнообразной. Основы заложенного в детстве правильного питания и избирательный подход к здоровой еде сохраняются и в зрелом возрасте.

Физическое здоровье

  • поощрять физические нагрузки нужно с самого раннего возраста, а также участие в подвижных играх с другими детьми;
  • ежедневная утренняя гимнастика укрепляет легкие и сердце детей, развивает мышечную силу. К тому же гимнастика и упражнения развивают детскую волю и познавательные способности.

Закаливание детей дошкольного возраста

  • главные требования при закаливании детей дошкольного возраста – это систематичность и постепенность. Важно учитывать общее здоровье ребенка и его физическое развитие;
  • полезно купание в открытых водоемах, хождение босиком, воздушные ванны, обтирания и контрастное обливание;
  • перед началом закаливания нужно настроить ребенка положительно к этому процессу.

Поддержание психического здоровья

  • важна спокойная обстановка в семье, отсутствие ссор и выяснения отношений между взрослыми;
  • дети дошкольного возраста особенно нуждаются в проявлении заботы и ласки, совместном веселом времяпровождении с родителями;
  • не менее важно общение со сверстниками и игры.

Регулярные медицинские осмотры

  • профилактические осмотры участкового педиатра и узких специалистов помогут следить за общим состоянием ребенка, а также вовремя заметить и распознать отклонения в развитии;
  • профилактические прививки против инфекционных заболеваний – часть программы по сохранению здоровья детей.

Правила осторожного поведения на улице и дома

  • несчастные случаи в большей степени предотвратимы. Необходимо предпринять меры предосторожности в доме: закрыть розетки специальными заглушками, хранить лекарства и бытовую химию в недоступном месте, ограничить подход к плите и лестницам и пр.;
  • ребенку надо объяснить, какую угрозу несет в себе транспорт, а по возможности обучить правилам перехода через дорогу;
  • дети всегда должны находиться под присмотром взрослых.

Социальное здоровье

Социальное здоровье – это постоянная адаптация к меняющимся условиям, усвоение правил поведения в обществе, его культуры и традиций. Маленький человек знает и умеет немного, а учить его предстоит родителям и работникам дошкольных учреждений.

В семье, где царит взаимопонимание и уважение, передается накопленный годами ценный опыт и знание,социальное развитие ребенка, как правило, в норме.

Социальное становление детей дошкольного возраста предполагает формирование социальной идентификации, различающейся в зависимости от возраста ребенка. Так, для младшего дошкольного возраста – это семейная идентификация, для детей среднего дошкольного возраста – это семейная, половая и видовая идентификация. Дети постарше различают правовую, национальную и этническую идентификацию.


Здоровье физическое

Физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется становлением органов и систем организма. Еще с рождения дети могут отличаться по своей подвижности, силе и уравновешенности. Но это только заложенные природой особенности: главную роль играет создание максимально благоприятных условий окружающей среды и правильное физическое воспитание. Важно заметить, что физическое воспитание не только укрепляет организм, но и учит выразительности движений и правильному восприятию красоты.

В связи с повышенными требованиями к первоклассникам, чрезмерными нагрузками на позвоночник, формировать физическое здоровье и выносливость следует начинать как можно раньше.

Как организовать здоровый образ жизни дошкольника?

От эффективности организации здорового образа жизни зависит полноценное развитие ребенка. В формировании здоровья для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста ставятся свои цели.

Возрастная группа Задачи родителей
Младшая группа дошкольников
  1. Сформировать представление о себе, как об отдельной личности.
  2. Объяснить способы заботы о себе и об окружающем мире.
  3. Ознакомить с правилами выполнения физических упражнений (научить координировать свои движения, слушать команду).
  4. Объяснять ребенку правила поведения на улице и дома (ходить через дорогу только за руку с взрослыми, смотреть под ноги).
  5. Знакомить с гигиеническими процессами (чистка зубов, умывание, мытье рук перед едой и пр.)
Средняя группа дошкольников
  1. Знакомить ребенка с частями тела и их функциями.
  2. Учить заботиться о себе и соблюдать правила гигиены.
  3. Знакомить с профилактикой заболеваний (правильное дыхание, закаливание).
  4. Сформировать у ребенка привычку ежедневно выполнять физические упражнения.
  5. Рассказывать о микробах и способах распространения инфекций.
Старшая группа дошкольников
  1. Ребенок старшего дошкольного возраста должен выполнять регулярно физические упражнения.
  2. Обучить ответственно относиться к своему телу и органам (например, гулять на свежем воздухе, чтобы дать легким свежий воздух, заниматься спортом, чтобы быть сильным и т. п.).
  3. . Обучить правилам поведения в неожиданных ситуациях (к примеру, что делать, если что-то загорелось).

Такое распределение задач поможет родителям научить ребенка правилам здорового образа жизни, тем самым не ставя перед ним невыполнимых задач. Здоровый образ жизни, понимание этого понятие самим ребенком и есть основа сохранения и поддержания здоровья.

Режим дня

Приучая детей к соблюдению определенного режима дня, к выполнению требований гигиены, родители помогают сохранить и поддерживать нормальное развитие детей. При составлении режима важно учитывать возрастные особенности и правильную смену деятельности (труд, игры и отдых).

Родители должны установить режим, учитывающий время подъема и отхода ко сну, режим питания, прогулку на свежем воздухе, а в старшем дошкольном возрасте и время на выполнение посильных поручений.

Детский сон должен быть продолжительным: так, дети в возрасте 3-4 лет спят около 14 часов, а дети 4-6 лет 13 часов. При этом важно выделить из этого времени пару часов на дневной сон. Отход ко сну должен быть не позднее 8-9 часов.

Завтракать после пробуждения дети дошкольного возраста должны не позднее, чем через час, а ужинать максимум за полтора часа до сна. В течение дня перерывы между приемом пищи должны составлять не более 4 часов.

Здоровье ребенка во многом зависит от прогулок на свежем воздухе: чем больше, тем здоровее. В летнее время – это 6 часов, а зимой достаточно 4 часа. Лучшим временем для прогулок считается промежуток между завтраком и обедом или время после дневного сна и до ужина.

Существуют некоторые моменты в состоянии здоровья детей, которые особенно должны настораживать родителей.

  1. Если наблюдается неловкость движений, плохая координация, головокружение, головные боли, рвота и укачивание в транспорте, срочно необходимо проконсультироваться с невропатологом.
  2. Чрезмерная подвижность или вялость и быстрая утомляемость, нарушения сна и страхи, плаксивость – основные симптомы детского нервного перенапряжения. Необходима консультация детского психиатра.
  3. Если наблюдается нарушение стула, рвота, тошнота, боли в животе, то следует обратиться к детскому гастроэнтерологу.
  4. Гнусавость, храп во сне, частый насморк, ангины, иногда отсутствует реакция на обращение, необходима консультация ЛОРа.
  5. Кожная сыпь, слезоточивость могут быть реакцией на аллергены. Необходима консультация врача-аллерголога.
  6. Неодинаковая высота плеч или лопаток, сутулость могут говорить о возможной проблеме с позвоночником. В такой ситуации поможет врач-ортопед.

Зачастую родители считают, что достаточно профилактического осмотра участкового педиатра, но это мнение ошибочно. Помимо вышеперечисленных узких специалистов необходим регулярный осмотр эндокринолога, хирурга, стоматолога. При необходимости нужно организовать занятия с логопедом для правильного становления речи и произношения.

Таким образом, забота о здоровье детей зависит от родителей и окружающих его людей. Заботясь о здоровье своих детей в дошкольный период, родители создают благоприятные условия для нормального развития организма в будущем и формировании здоровой во всех отношениях личности.

Фрагмент из книги:
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В отечественном здравоохранении принято более широкое определение здоровья, учитывающее функциональное состояние организма, степень его приспособленности к условиям биологической и социальной среды, дееспособность: «Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний».

САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОО.
Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1 -2 ч до прихода детой и по мере загрязнения территории. Мусор немедленно убирают в мусоросборники. В летнее время не менее 2 раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок. Вывоз мусора с участка ДОО должен производиться ежедневно за 1 -2 ч до прихода детей или после их ухода, при закрытых окнах основного здания.

При входе в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре - маты, а в вестибюле - дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.

Уборка помещений проводится ежедневно 2 раза влажным способом при открытых окнах или фрамугах с применением моющих средств. В спальнях проводится влажная уборка после ночного и дневного сна, а в групповых - после каждого приема пищи.

Мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для детской одежды протирают ежедневно и 1 раз в неделю моют.

Содержание.
Глава 1. Здоровье и здоровьесберегающая среда.
1.1. Здоровье как состояние и свойство организма.
1.2. Группы здоровья.
Глава 2. Здоровьесберегающая среда дошкольных образовательных организаций.
2.1. Общие положения.
2.2. Гигиенические требования к земельному участку.
2.3. Гигиенические требования к территории.
2.4. Гигиенические требования к зданию.
2.5. Гигиенические требования к планировке помещений.
2.6. Гигиенические требования к оборудованию.
2.6.1. Оборудование раздевальной (приемной).
2.6.2. Оборудование групповых (игровых) комнат.
2.6.3. Оборудование спален.
2.6.4. Оборудование туалетных комнат.
2.7. Гигиенические требования к воздушной среде помещений.
2.8. Гигиенические требования к тепловому режиму помещений.
2.9. Гигиенические требования к организации водоснабжения.
2.10. Требования к естественному и искусственному освещению помещений.
2.11. Гигиенические требования к цветовому оформлению помещений дошкольных учреждений.
2.12. Требования к ДОО и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.13. Санитарное содержание ДОО.
Глава 3. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня.
3.1. Общие положения.
3.2. Медико-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям ДОО.
3.3. Гигиена учебной деятельности детей.
3.4. Гигиенические требования к просмотру телевизионных передач и видеофильмов.
3.5. Санитарно-гигиенические требования к условиям организации работы детей с компьютером.
3.6. Гигиенические требования к трудовой деятельности.
3.7. Гигиенические требования к прогулкам и экскурсиям.
3.8. Гигиенические требования к игрушкам.
3.9. Гигиенические требования к организации сна детей.
Глава 4. Основы рационального питания.
4.1. Понятие о рациональном питании, его особенностях у детей.
4.2. Состав пищи.
4.2.1. Белки.
4.2.2. Жиры.
4.2.3. Углеводы.
4.2.4. Витамины.
4.2.5. Минеральные вещества.
4.2.6. Вода.
4.2.7. Биологически активные добавки.
4.3. Организация питания в ДОО.
4.3.1. Требования к составлению меню и режиму питания.
4.3.2. Воспитание у детей гигиенических навыков приема пищи.
4.3.3. Санитарно-гигиенические требования к доставке, приему, качеству, условиям хранения, реализации и кулинарной обработке пищевых продуктов.
4.3.4. Основные санитарные требования к кулинарной обработке продуктов.
4.3.5. Санитарный режим пищеблока.
Глава 5. Детские болезни и их профилактика.
5.1. Заболевания нервной системы и их профилактика.
5.1.1. Типы неврозов у детей.
5.1.2. Патологический сон у детей и его учет в работе воспитателя.
5.1.3. Эпилепсия у детей. Оказание первой помощи при припадках.
5.2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата и их профилактика.
5.2.1. Формирование правильной осанки.
5.2.2. Нарушение осанки.
5.2.3. Плоскостопие и его профилактика.
5.3. Заболевания дыхательной системы детей и их профилактика.
5.3.1. Острые и хронические заболевания носоглотки.
5.3.2. Острые и хронические воспаления миндалин.
5.3.3. Острый бронхит.
5.3.4. Острая пневмония.
5.3.5. Профилактика заболеваний органов дыхания.
5.4. Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей и их профилактика.
5.4.1. Острые кишечные инфекции.
5.4.2. Пищевые отравления и их профилактика.
5.4.3. Гельминтоэы у детей и их профилактика.
5.5. Аллергические состояния и их профилактика.
5.5.1. Бронхиальная астма.
5.5.2. Атопический дерматит у детей.
5.5.3. Острая крапивница и отек Квинке (ангионевротический отек).
5.5.4. Анафилактический шок.
5.6. Болезни органов зрения и слуха и их профилактика.
5.6.1. Заболевания органов зрения и их профилактика.
5.6.2. Цветовое зрение и виды его нарушения.
5.6.3. Заболевания органа слуха и их профилактика.
5.7. Кожные заболевания и их профилактика.
5.7.1. Потница и опрелость.
5.7.2. Гнойничковые заболевания.
5.7.4. Грибковые заболевания.
5.8. Заболевания мочеполовой системы у детей и их профилактика.
5.8.1. Анатомо-физиологические особенности выделительной системы.
5.8.2. Заболевания мочеполовой сферы у детей.
5.8.3. Заболевания половых органов у мальчиков.
5.8.4. Заболевания половых органов у девочек.
5.9. Нарушения обмена веществ. Рахит.
5.9.1. Сахарный диабет.
5.9.2. Рахит у детей.
Глава 6. Детские инфекционные заболевания и их профилактика.
6.1. Общие закономерности возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней у детей.
6.1.1. Характеристика патогенных микроорганизмов.
6.1.2. Изменчивость микроорганизмов.
6.1.3. Устойчивость микроорганизмов к воздействию факторов внешней среды.
6.2. Инфекционный процесс и его развитие.
6.3. Эпидемический процесс, его основные факторы и закономерности.
6.4. Неспецифические факторы защиты. Иммунитет.
6.5. Иммунопрофилактика.
6.6. Профилактика инфекционных заболеваний.
6.7. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи.
6.7.1. Скарлатина.
6.7.2. Корь.
6.7.3. Краснуха.
6.7.4. Дифтерия.
6.7.5. Коклюш.
6.7.6. Эпидемический паротит.
6.7.7. Ветряная оспа.
6.7.8. Острые респираторные заболевания.
6.7.9. Грипп.
6.7.10. Парагрипп.
6.7.11. Аденовирусная инфекция.
6.7.12. Туберкулез и меры его профилактики.
6.8. Заболевания с фекально-оральным механизмом передачи.
6.8.1. Вирусные гепатиты.
6.8.2. Полиомиелит.
Глава 7. Детский травматизм и его профилактика.
7.1. Первая помощь при ранениях.
7.1.1. Первая помощь при кровотечении.
7.1.2. Техника наложения повязок.
7.1.3. Основные типы повязок.
7.2. Первая помощь при травмах.
7.3. Инородное тело в дыхательных путях.
7.4. Обморок.
7.5. Укусы животных.
7.6. Бешенство.
7.7. Первая помощь при утоплении.
7.8. Понятие о реанимации.
Глава 8. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала.
8.1. Гигиеническое воспитание детей.
8.2. Санитарное просвещение родителей и персонала.
Глава 9. Медицинское обслуживание в ДОО.
Приложения.
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста, Голубев В.В., Макарова Л.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать - djvu - Яндекс.Диск.