Меню

Детский сад. Обязанности воспитателя детского сада должностные

Здоровье

Многие воспитатели зачастую спрашивают: должны ли они делать ремонт в группе или покупать методическую литературу на свои деньги? Много вопросов на тему обязанностей воспитателя детского сада возникает и у родителей.

Обязанности воспитателя детского сада четко закреплены в ряде нормативных документов:

  • в должностной инструкции,
  • в санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660),
  • в трудовом договоре, заключенным между воспитателем ДОУ и работодателем.

Все, что не оговорено в этих юридических документах, не входит в обязанности воспитателя детского сада и, соответственно, выполнять он их не обязан.

В качестве «шпаргалки» мы собрали всю информацию из юридических документов и распределили обязанности воспитателя детского сада по нескольким направлениям:

  • при приеме детей в группу,
  • при организации питания,
  • при работе в группе в течение дня,
  • при организации сна,
  • на прогулке,
  • в завершении рабочего дня.

Обязанности воспитателя детского сада при приеме детей в группу

  • Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Обязанности воспитателя детского сада при организации питания

  • Воспитатели помогают детям кушать, совсем маленьких детей – докармливают.

Обязанности воспитателя детского сада при работе в группе в течение дня

  • Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
  • Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
  • Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
  • С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
  • Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
  • С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия в детском саду с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни – в групповом помещении или в физкультурном зале.

Обязанности воспитателя детского сада при организации сна в группе

  • Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Обязанности воспитателя детского сада на прогулке

  • Воспитатель обязан помогать детям одеваться.
  • Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
  • На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.

Обязанности воспитателя детского сада в завершении рабочего дня

  • При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
  • Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.
  • Передача детей строго родителям и законным представителям (только совершеннолетним).

Кроме этого, в обязанности воспитателя входит планирование воспитательной деятельности, отчетность, повышение квалификации и взаимодействие с сотрудниками детского сада и родителями:

  • Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
  • Своевременно и четко ведет документацию.
  • Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.
  • Участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.
  • Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.

Вы получили педагогическое образование по специальности воспитатель и собираетесь пойти работать в детский сад. Обязанности воспитателя детского сада в общих чертах знаете, но вам не все понятно. Что же скрывается за стенами дошкольного учреждения? Можете быть, прочтение этой статьи поможет вам найти ответы на некоторые вопросы.

Иду работать в детский сад. Обязанности воспитателя детского сада от А до Я

В первую очередь воспитатель - это человек, который постоянно находится рядом с детьми: в группе, на прогулке, во время обеда и сна. Каждую минуту и секунду он должен неукоснительно следить за их благополучием и безопасностью. Но на этом не ограничиваются его обязанности. Кроме этого, воспитатель проводит развивающие занятия с детьми, читает и рассказывает им сказки, следит за порядком и дисциплиной в группе, ведет различную групповую документацию, принимает активное участие в организации и проведении утренников.

Рабочий день воспитателя

В чем заключаются основные обязанности воспитателя детского сада? Чтобы стало более понятно, рассмотрим рабочий день, начиная с утра и заканчивая вечером. Каждый день в дошкольном учреждении проходит в соответствии с режимом дня, которого придерживается детский сад. Обязанности воспитателя детского сада напрямую зависят от него.

Утро у воспитателя начинается с приема детей. В это время педагог должен пообщаться с каждым из родителей, проверить, все ли в порядке с ребенком. Когда все дети в сборе, воспитатель проводит с ними зарядку и ведет завтракать. После завтрака с детьми проводится непосредственная образовательная деятельность и прогулка. В промежутках между этими занятиями может проводиться второй завтрак, но это все зависит от особенностей работы детского сада. После прогулки дети обедают и ложатся спать. Во время тихого часа воспитатель может заниматься самой разнообразной деятельностью: заполнять документацию, оформлять различные стенды, уголки, готовиться к утренникам, мыть игрушки, знакомиться с новинками методической литературы.

После сна следует полдник, прогулка и ужин, после чего детей забирают родители.

Обязанности воспитателя

При приеме на работу каждый работник, принимаемый на эту должность, должен изучить должностные обязанности воспитателя детского сада под роспись. В этом документе прописано, что педагог должен быть компетентен в проведении мероприятий, способствующих укреплению здоровья детей и их физическому развитию, всевозможных видов организованной и самостоятельной деятельности и общения дошкольников. Дети должны получить все знания согласно основной программе дошкольного учреждения.

Должностные обязанности воспитателя детского сада подразумевают тщательный присмотр за детьми в помещении и на прогулочных площадках детского сада, взаимодействие с родителями. Также воспитатель планирует и организует игровую и самостоятельную деятельность и досуг детей, участие в конкурсах как внутрисадовского уровня, так и более высокого, после чего проводит выставки детских работ.

Педагог должен владеть современными инновационными технологиями и методиками и применять их на практике. Наряду с этим педагог следит за порядком и чистотой своего рабочего места, в группе и на вверенном ему участке. Проводит дезинфекцию игрушек в соответствии с нормами СанПиНа. Координирует работу младшего воспитателя. Ведет каждодневный учет посещаемости детей и фиксирует это в специальной тетради. Воспитатель находится в прямом подчинении у заведующего, выполняет требования старшего воспитателя и медсестры.

Старший воспитатель в обязательном порядке должен иметь высшее педагогическое образование и стаж работы в области дошкольного образования не менее пяти лет.

К основным обязанностям старшего воспитателя относится руководство деятельностью всех педагогов, работающих с детьми. Он занимается организацией и проведением педагогических советов, родительских собраний и всех остальных мероприятий, запланированных в детском саду. Два раза в год совместно с воспитателями проводит мониторинг для выявления уровня освоения программы каждым ребенком.

Старший воспитатель принимает участие в подборе кандидатов на должность воспитателя, узких специалистов, младшего воспитателя. Содействует в создании хорошего психологического климата в коллективе сотрудников детского сада.

В обязанности старшего воспитателя входит ведение всей методической документации: годовой план, анализ работы за год, циклограмма, различные мониторинги и многое другое. Он должен следить за уровнем образования педагогических работников, своевременным повышением их квалификации, помогать в подготовке к прохождению аттестации. Также активизировать воспитателей к участию в различных мероприятиях и конкурсах на районном и федеральном уровне.

Старший воспитатель находится в непосредственном подчинении у заведующего детским садом.

Роль младшего воспитателя

В обязанности младшего воспитателя детского сада входит поддерживание чистоты в группе. Он должен утром и вечером проводить уборку всех вверенных ему помещений, после тихого часа - делать влажную уборку в спальне. При наличии в группе ковров чистить их влажной щеткой и пылесосом. Один раз в месяц обязательно проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств, два раза в год моются окна.

Каждодневной обязанностью младшего воспитателя является санитарная обработка посуды, детских столов, за которыми они питаются, горшков (если они есть). Один раз в неделю либо при возникновении в этом необходимости меняет постельное белье. Гигиеническая обработка санузлов должна проводиться два раза в день. Следит за чистотой полотенец, постоянным наличием в группе кипяченой воды для питья. Помогает одевать и раздевать детей при проведении прогулки.

Наряду со всем вышеперечисленным младший воспитатель обязан помогать в организации работы с детьми, в проведении образовательной деятельности, организуемой воспитателем. Также в его обязанности входит организация работы по привитию детям основных навыков самообслуживания, приобщение к общественно-полезному труду в старших и подготовительных группах. Младший воспитатель организует кормление дошкольников, работает над освоением ими правил хорошего поведения во время приема пищи, культурно-гигиенических навыков. В вопросах своей компетенции взаимодействует с родителями дошкольников. Во время отсутствия воспитателя по уважительной причине и во время «тихого часа» присматривает за детьми.

Младший воспитатель находится в прямом подчинении у заведующего, выполняет требования воспитателя, медсестры, заведующего хозяйством.

Помощник воспитателя детского сада

Если сравнить должностные обязанности помощника воспитателя детского сада и младшего воспитателя, то мы увидим, что они практически совпадают. Их отличие лишь в том, что обязанностью младшего воспитателя является участие в проведении образовательной деятельности, которую организует воспитатель, а для помощника воспитателя данная функция в обязанности не входит.

Выбор за вами

Так стоит ли вам идти работать в детский сад? Обязанности воспитателя детского сада очень обширны и не каждому под силу. В этой статье мы постарались раскрыть все подробности работы в детском саду, начиная со старшего воспитателя и заканчивая помощником. Теперь выбор за вами - на какую должность вы можете претендовать. Все зависит от вашего образования, квалификации и желания работать.

P. S. Коротко о главном

А самое главное - это любовь к детям. Основное требование, которое не прописано ни в одной инструкции: любить детей и бережно к ним относиться.

Воспитатель как основное лицо воспитательно-образовательного процесса

Профессия воспитатель появилась в процессе развития системы учреждений дошкольного образования. В современном мире именно воспитатели учат детей самостоятельности, нормам и правилам поведения, готовят детей к школе.

Воспитательные функции реализуют воспитатели дошкольных учреждений, детских садов, интернатов, школ, колледжей, вузов. Процессы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой.

Педагог дошкольного образовательного учреждения – это первый воспитатель в жизни ребенка (после родителей), закладывающий основы воспитания, социализации личности.

Особое внимание воспитателя должно быть уделено:

  • внешнему виду, опрятности;
  • культуре поведения;
  • мимике и жестам;
  • владению речью;
  • тактичному обращению с детьми, родителями, коллегами.

Для того, чтобы соответствовать требованиям современности воспитатель должен:

  • соответствовать современным требованиям;
  • обладать разносторонними знаниями;
  • повышать знания профессионального и общекультурного характера;
  • нести ответственность за свои действия;
  • уважать достоинство ребенка;
  • уметь находить решение проблем с детьми и их родителями;
  • находить и внедрять в профессиональную деятельность новые методы и средства воспитания и обучения, нестандартные приемы работы с детьми, родителями, коллегами.

В программу социальной политики всех развитых стран входят задачи развития дошкольного воспитания.

Роль воспитателя на современном этапе

Основная задача воспитателя – помочь детям адаптироваться к социокультурной жизни общества.

Замечание 2

Воспитатели образовательных учреждений участвуют в формировании индивида как основной духовной ценности социума, создателя материальных и духовных ценностей, влияющего на развитие производительных сил общества. Воспитатели приобщают молодое поколение к мировым культурным ценностям, создают предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Цель воспитательной деятельности определяется обществом, носит обобщенный характер. У каждого воспитателя данная цель видоизменяется в индивидуальную установку, которую и пытается реализовать воспитатель в своей деятельности.

Замечание 3

Гуманистическое начало в деятельности воспитателя реализуется в стремлении воспитать истинно человеческие качества во всех участниках воспитательного процесса. Демократизация и гуманизация всех областей общественной жизни обусловили усиление социальных функций воспитателя.

Социальная роль воспитателя проявляется в:

  • укреплении здоровья и обеспечении охраны жизни детей;
  • создании необходимых условий для плодотворного воспитания детей;
  • развитии индивидуальности и психологической защищенности каждого ребенка;
  • приобщении детей к музыке, культуре, традициям родного народа;
  • осуществлении воспитательной и образовательной работы с детьми на основании программно-методических документов;
  • регулировании воздействия на ребенка членов семьи и дошкольного учреждения, педагогическое просвещение родителей;
  • самообразовании, повышении знаний профессионального и общекультурного характера;
  • участии в методических мероприятиях, педагогических советах, исследовательской деятельности.

Социальные функции воспитателя

К социальным функциям воспитателя дошкольного учреждения относятся (Е.А. Панько):

  • организационно-мобилизующая,
  • диагностико-аналитическая,
  • регулирующая и координирующая,
  • проективно-конструктивная,
  • исследовательско-инновационная и изыскательская,
  • стимулирующая функции.

Важнейшей социальной функцией воспитателя является сотворение личности, духовное воспроизводство человека.

Педагогическое мастерство воспитателя.

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов,

развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано

отстаивать свою точку зрения.

Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть

известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач,

так должен и может быть прекрасным мастером педагог.

А. С. Макаренко

Одна из главных задач современной системы дошкольного образования -

повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание

условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой

зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня

предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются

в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер

достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной

компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно

совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог

компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером

человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим

мастерством.

А сейчас немного теории, что такое педмастерство?

Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической

деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном

совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической

деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в

организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-

практических проблем.

Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с

комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня

самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-

профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный

процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими

из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и

интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие

и работоспособность. Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и

умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической

точки зрения - это система, основными компонентами которой являются

высокая общая культура, гуманистическая направленность,

профессиональные знания и умения, творчество и педагогические

способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью

педагогического мастерства также являются профессиональные знания и

И наш педсовет направлен на совершенствование мастерства педагогов,

сегодня мы имеем возможность не только узнать о деятельности коллег, но и

систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе. И

пройдет данный педсовет не в традиционной форме, а в форме деловой игры.

После этого педагоги делятся на команды путем собирания разрезной

картинки.

Разминка. Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает

коллектив.

В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.

1. Конкурс. Психологический ринг. Педагогпсихолог задает вопросы

поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает

1 команда: Систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие

объектов (Наблюдение).

2 команда: Психический познавательный процесс, состоящий в отражении

прошлого опыта (Память).

1 команда: Определите тип темперамента.

У этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На

положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные -

громким плачем. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти

дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом

яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы.

Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их

легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние

стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к раздражителю у

них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом.

Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

(ДЕТИ-САНГВИНИКИ).

2 команда: Определите тип темперамента. У этих детей часто меняется

настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не

улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние

раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным

типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами

спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки

формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают

трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно

дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный

протест. (ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ).

2. Конкурс. От каждой команды приглашает по одному педагогу, которые

получают карточки со следующими заданиями:

Закончите стихотворение, которое написано в карточке За

правильный ответ - фишка.

1 команда

2 команда

1 команда

2 команда

Дуб дождя и ветра

Он отправился в

Побежал он на

Покрылся

Вовсе не боится.

Покупать себе

отцепленный

В селе за

Кто сказал, что

помчался в кассу

Внес узлы и

чемоданы,

простудиться)

(Покупать

бутылку квасу)

(Рассовал их под

3. Конкурс. Определить в какой возрастной группе изучаются названные

произведения. За каждый правильный ответ - фишка.

1 команда Х.К. Андерсен «Дюймовочка»(подг. гр.); В. Бианки «Лис и

мышонок» (1 мл. гр.)

«Пых» белорус. н. с. (2 мл. гр.)

2 команда Н. Носов «Живая шляпа»(ст. гр.);«Маша и медведь»р. н. с. (1 мл.

«Бр. Гримм «Бременские музыканты»(ср. гр.)

Дружеский шарж.

Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики

и жестов одного из педагогов другой команды (не более 1 минуты). В случае,

если педагоги узнали коллегу (на обсуждение дается не более 2 минут) - они

получают фишку.

4. Конкурс. Знание ФРТ.

Написать названия всех образовательных областей.

1 команда - Из каких частей должна состоять Основная

общеобразовательная программа дошкольного образования? (из двух

частей: обязательной части и части, формируемой участниками

образовательного процесса).

2 команда - На основе чего разрабатывается Примерная основная

общеобразовательная программа дошкольного образования? (На основе

федеральных требований).

К какой образовательной области относятся данные задачи?

1 команда - развитие игровой деятельности детей ("Социализация")

2 команда - сенсорное развитие ("Познание")

1 команда - воспитание культурно-гигиенических навыков; ("Здоровье")

2 команда формирование гендерной, семейной, гражданской

принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к

мировому сообществу. ("Социализация»)

Каждый правильный ответ поощряется фишкой.

5. Конкурс. Развитие выразительной речи воспитателя. Буламбаева И. М

Командам дается задание:

Произнесите слово "МОЛОДЕЦ!":

1 команда

2 команда

удивленно

иронично

восторженно

требовательно

6. Конкурс. Решение обучающих психолого-педагогических ситуаций.

Каждая команда выбирает себе карточку с заданием, обсуждает и

высказывает свою точку зрения. Точки зрения могут быть различные и

высказаться имеют право все педагоги.

Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по

национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский

сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают

жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не

слышали взрослые. Какой выход из создавшейся ситуации?

Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании

рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их

физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы

ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т. к. он часто простывает.

Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как

одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать

не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться

в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет

помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы. Как

организовать работу с родителями Сережи?

7. Конкурс. «Модель педагога»

И в заключение вам предлагается схематично изобразить модель педагога,

отметив качества, которыми он

Конференция: Современные технологии в обучении

Организация: МКДОУ детский сад №19- Центр развития ребенка

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это природное умение, которым наделен далеко не каждый человек. Воспитатель - это призвание, которое надо заслужить у детей, заслужить своим трудом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Воспитателям не следует спешить отвечать на вопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенка очень важно самому найти ответ на вопрос, приложить собственные усилия, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в большей степени содействовать развитию ребенка, формирования в нем самостоятельного мышления, способности активно воспринимать окружающую действительность и самому решать различные проблемы. Воспитатель стремится к тому, чтобы весь воспитательно-образовательный процесс имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.

Главным моментом в этой связи будет являться выявление способностей и интересов ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда им удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Воспитатель должен помнить, что ребенку следует предлагать те знания, которые ему нужны в данный момент, а не те, которые ему понадобятся в будущем. Таким образом, знания, приобретаемые дошкольниками в детском саду, не будут оторваны от жизни вообще и в частности от жизни детей, от настоящей действительности, непосредственно ими переживаемой жизни, и будут тесно связаны с жизнью, с его свободными, душевными переживаниями. Эти знания будут находиться в тесной связи с практической деятельностью, которой будут заниматься дети. При этом воспитатели не должны указывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при постоянной практике, и при накоплении все большего запаса опыта и наблюдений. Таким образом, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности, происходит становление сознания ребенка.

Обязательно ли вести ребенка в детский сад, когда есть возможность оставить его дома? Сейчас многие родители решают этот вопрос в пользу домашнего воспитания. К сожалению, не всегда такой выбор оказывается правильным и дает ребенку возможность гармоничного развития и качественной подготовки к школе. Чем руководствуются родители, когда решают не водить малыша в детский сад? Как правило, их беспокоят непривычные условия жизни и питания, но самое сильное волнение вызывает предполагаемая сложная адаптация ребенка в детском коллективе. Правильно ли лишать дошкольника опыта общения с незнакомыми людьми? Ведь рано или поздно ему все равно придется выйти из-под опеки близких, и именно от родителей зависит, будет ли ребенок готов к этому шагу. Давайте рассмотрим, в чем конкретно состоит преимущество посещения малышом детского сада в противовес домашнему воспитанию.

Во-первых, детский сад обеспечивает ребенку следование режиму, который приучает к разделению работы и отдыха. Далеко не всегда дома удается организовать время малыша с учетом этого немаловажного аспекта.

Во-вторых, общение в коллективе, поиск контакта с незнакомыми сверстниками и взрослыми – все это залог наилучшей адаптации ребенка в любом детском коллективе, а также, школе. Групповые занятия дают возможность проследить за малышом в соревновательной ситуации и подкорректировать при необходимости реакции ребенка. Воспитание на дому не дает дошкольнику этой значимой составляющей гармоничного развития, а родителей лишает шанса увидеть и вовремя устранить существующие проблемы.

В-третьих, детский сад дает ребенку возможность всестороннего развития: физкультура, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, иностранный язык. Также на занятиях в детском саду закладываются основы знаний об окружающем мире (мир растений, животных, человека, времена года); развивается пространственная ориентация (умение называть, где находится предмет), память и логическое мышление (умение находить сходство–различие, обобщать, выявлять лишний предмет из предложенных, раскладывать картинки, объединенные сюжетом, в верной последовательности). Не менее важны подготовка руки к письму (копирование простого рисунка, фразы), обучение элементарным математическим навыкам (порядковый счет до десяти, прямой и обратный счет, умение решать простые задачи), развитие речи (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, способность составлять рассказы по картинкам). Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.

В-четвертых, в саду ребенок овладевает навыками самостоятельной работы и выполнения заданий по словесной инструкции. На занятиях осуществляется тренировка произвольного внимания, позволяющего сосредоточенно работать над материалом. Если вы решили воспитывать и обучать малыша дома, еще раз задумайтесь, сможете ли должным образом реализовать все аспекты подготовки ребенка к школьной жизни.

Посещение детского сада поможет ребенку подготовиться к учебе в школе:

  • следовать режиму, разделяющему работу и отдых,
  • находиться в коллективе и контактировать с людьми,
  • всесторонне развиваться,
  • самостоятельно работать,
  • укрепить здоровье и характер.

Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать окружающую действительность, понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен многое уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей.

Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и влияет на личные отношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, - так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.

Поэтому роль воспитателя и детского сада жизни каждого ребенка очень важна и неоценима. «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. » (Сухомлинский В.А.)

Список литературы

1. Закон РФ «Об образовании», ст. 55-56;

2. Дошкольное образование в России. – М., АСТ, 1997, стр. 160-162.

3. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988,

4. Концепция дошкольного образования.

5. Дошкольная педагогика / под ред. Сохина Ф., Ядышко В. – М., 1986, глава 21.

6. Гелашвили И.Н. Антропологические воззрения К.Н. Вентцеля на вопросы теории свободного воспитания / Эхо: сборник статей. Выпуск № 4. Изд-во МПУ. 2000. С. 71-77.