Меню

Что вожатому взять с собой в лагерь. Полезные советы вожатому

Макияж

Многие хотя бы раз в детстве ездили в летний лагерь. У большинства, хотя и у не у всех, остались положительные впечатления. Поэтому неудивительно, что, став старше, некоторые стремятся вернуться в лагеря, но уже в качестве вожатых. Как же это сделать? Как стать вожатым в лагере? И какими качествами нужно обладать, чтобы справиться с этой работой?

Почему вожатый?

Работа с детьми может быть разной. Психолог, врач, воспитатель в садике, учитель в школе, спортивный тренер, аниматор. Все эти профессии имеют различные плюсы и минусы, свою специфику и, разумеется, они будут интересны разным людям. Но есть деятельность, в какой-то степени объединяющая все это - работа "вожатый в лагере". Она позволяет получить совершенно уникальный опыт неформального общения с детьми, научиться ладить с ними, понимать их и находить к каждому подход. На их примере можно изучить, как формируются отношения между людьми, и это будет полезно, к примеру, социологам. Кроме всего прочего, это очень интересное занятие, которое позволяет компенсировать отсутствие некоторых знаний огромным запасом энтузиазма. Но как стать вожатым в лагере?

Необходимые знания и качества

Прежде всего это, пожалуй, харизма. Невозможно хорошо выполнять обязанности вожатых, не умея заинтересовать детей, завоевать их расположение и любовь. Далее это ответственность. Работа "вожатый в лагере" предполагает постоянный контроль за детьми, что, однако, не означает жесткого ограничения в самовыражении.

Необходимо также обладать рядом качеств. Характеристика вожатого лагеря должна включать такие слова, как "стрессоустойчивость" и "умение находить подход к самым разным характерам". Необходимы и основные знания педагогики и конфликтологии. Стоит сказать, что при этом профильное образование желательно, но необязательно, ведь можно пройти специальные курсы, которые дадут все необходимые сведения.

Есть очень жесткое правило для тех, кого интересует, как стать вожатым в лагере. Претендент должен быть совершеннолетним и иметь санитарную книжку. Вряд ли найдутся родители, готовые доверить своего ребенка тому, кто сам еще не взрослый по закону. Утешением для тех, кто пока не дотянул до 18, но очень хочет получить подобный опыт, может служить возможность поработать помощником вожатого, к ним возрастные требования менее жесткие.

Как устроиться?

Как правило, задолго до начала в педагогических вузах распространяют все необходимую информацию о том, как стать вожатым в лагере. Тем же, кто никак не связан по специальности с детьми, придется находить контакты самостоятельно. Сделать это можно, связавшись с администрацией лагеря по телефону или найдя объявление о наборе на сайте. Разумеется, еще один способ - с указанием желаемой должности, но вероятность звонка от администрации детских комплексов отдыха минимальна.

Не стоит отчаиваться, если до начала лета устроиться не получилось. Достаточно часто вакансии открываются и в июле-августе, когда кто-то просто устает выполнять обязанности вожатых или покидает место работы по личным причинам. Поэтому стоит мониторить рынок труда в желаемом сегменте на протяжении всего сезона. Но, разумеется, лучше сделать все заранее и без спешки. Тогда, возможно, будет даже выбор, поехать к морю или остаться, например, в средней полосе.

Обязанности

До того как стать вожатым в лагере, нужно понять, что предполагает эта работа. Фактически это круглосуточное общение и поддержка детей. На самом деле это вряд ли можно назвать отдыхом, даже если лагерь расположен на берегу теплого моря. Это настоящая работа, к тому же непростая. Вожатые занимаются в основном воспитательной и организационной работой: следят за чистотой комнат и организуют уборку, помогают персоналу лагеря, принимают участие в планировании и реализации различных мероприятий как на уровне отряда, так и в по всему лагерю. Кроме того, именно вожатый несет ответственность за детей, когда они выходят за территорию. В общем и целом это связующее звено между администрацией и отдыхающими. Но это формально.

Карьера

Разумеется, работать только на опыт, зная, что никаких перспектив в этой области нет, совершенно неинтересно. Но это не совсем так. Даже у вожатых есть надежда на карьерный рост.

Для начала стоит сказать о том, что работа на этой должности может быть включена в что может быть существенным при расчете трудовой пенсии.

Кроме того, существует такая должность, как "старшая вожатая", как правило, в школах, а не в лагерях, что еще ближе к работе учителя. Преимуществом перед преподавательской деятельностью в данном случае является необязательность высшего профильного образования, а также опыта. Старший вожатый занимается общей организацией учебного процесса и всесторонним развитием воспитанников, а также контролем их безопасности.

Со временем, разумеется, можно выйти на еще более высокий уровень. Получив соответствующее образование, можно продолжить педагогическую деятельность, совмещая ее с воспитательной. Выбор профессии зависит от многих факторов, а вожатый - прекрасная попытка самоопределения, которая позволит оценить свои силы и умения в деле взращивания следующих поколений и развития их талантов.

Смежные профессии

Не стоит забывать, что работа "вожатый в лагере" - в первую очередь педагогическая, воспитательная. А выбор деятельности, предполагающей тесный контакт с детьми, достаточно широк. Поэтому даже если не удалось побывать вожатым, можно все равно найти способ заняться любимым делом. Воспитатель, репетитор, гувернер, няня - конечно, эти профессии не совсем похожи на то, чем занимаются педагоги в детских лагерях, все же не всегда предполагают специальное образование, но помогают найти свое призвание.

Полезные советы вожатому В процессе работы в лагере возникает ряд вопросов, на которые мы хотим помочь вам ответить. Итак: Что делать, если ребенок первый раз в лагере? Постарайтесь окружить ребенка заботой и вниманием. Помогите ему побыстрее познакомиться и подружиться с ребятами в отряде. Материалы представлены ДОЛ «Алые Паруса», г. Уфа Что делать, если дети не хотят спать? Первым делом нужно понять, почему он этого не хочет. Как и в любой ситуации: понять – это уже наполовину решить, так и в этом случае. Если вы поставили диагноз отсутствия сна, вы отчасти уже решили проблему. Чтобы решить её полностью, нужно совершить ряд действий. Прежде всего, запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям, и не будете заниматься в это время ничем другим. Хорошо, если вы возьмете за правило и договоритесь с детьми, что ровно в … часов вы будете входить в комнату и гасить свет. К этому времени все должны умыться, раздеться, сложить одежду и ждать вас. После того, как вы погасили свет в комнате, в силу вступает ещё одно правило, о котором следует договориться заранее, что разговаривать только шепотом (и то недолго). Бывает очень эффективно и полезно научить ребят основам релаксации, которые можно обсудить предварительно с психологом. Для ребят помладше очень подходят засыпательная история или спокойная песенка.

Если у вас старший отряд

Работа на старших отрядах традиционно считается самой трудной. Трудности здесь связаны с возрастными особенностями старших подростков и старшеклассников, которые как говорится, еще не взрослые, но еще и не дети. Противоречия возраста проявляются, с одной стороны, в негативном отношении к предлагаемым взрослыми мероприятиями ("детство", "скучно":), в стремлении уйти от запретов, ограничений режима лагеря; а с другой стороны - старшие ребята жадно ищут сферу применения своим возросшим способностям, хотят участвовать в действительно взрослой жизни, требуют самостоятельности, доверия признания своей взрослости.

В связи с этим:

Но в то же время вожатый не должен:

      заискивать и унижаться сам;

      допускать проявления в отряде грубости, пошлости, жестокости;

      дать сесть "себе на шею";

      бояться своих взрослеющих акселератов, а также любых разговоров с ними на "недетские темы".

    Взгляните на себя: чем вожатый, как личность, может быть интересен детям? Своими увлечениями? Знаниями? Эрудицией? Юмором? Теплотой? Сердечностью? Умением слушать и вести разговор? Чем? Подумайте, как ЭТО поставить в центре предстоящей работы с ребятами.

    Срочно начните собирать в свою "Педагогическую копилку" игры и формы работы "на все случаи жизни", а также интересные сценарии, занимательные вопросы, веселые анекдоты и пр.

    Определите для себя заранее: чем жизнь и работа старшего отряда будет отличаться от других отрядов. Это очень важно! Старшие должны быть действительно СТАРШИМИ! Существуют возможные отличия:

    • руководство общелагерными органами самоуправления, а также - кружками, клубами, секциями, "советами дела";

      ответственность за подготовку и поведение наиболее сложных и интересных общелагерных дел (тематических дней, лесных игр, дискотек и т.п.);

      ориентация на порфильность отряда. Лучше, если это будет спортивный, или туристический отряд, или любым другим согласно увлечениям отрядного вожатого;

      возможность дополнительных походов, велопробегов, костров, ночных игр, купания и т.п.;

      замена "тихого часа" какой-либо интересной и полезной деятельностью. Например: заготовка хвороста для общелагерного костра, усовершенствование пляжа и "купалок", создание на территории лагеря "Парка влюбленных" с помощью самодельных скамеек из бревен пней; организация работы клуба "Тихих игр" (шахматы, вязание, поделки, кроссворды, компьютеры и пр.), а также слушание музыки, чтение книг, просмотр телепередач, выход в лес, за территорию лагеря и т.п. Обязательное условие: любые занятия старших ребят в тихий час не должны мешать другим отрядам, нарушать общую тишину в лагере;

      трудовые десанты, работа по договору в соседнем сельскохозяйственном объединении;

      работа старшего отряда по индивидуальному плану с учетом возраста.

Что делать, если ребенок заскучал по дому? Выясните истинную причину «скучания». Ребенок должен чувствовать уют, иметь друзей и быть включен в интересную деятельность. Организуйте насыщенную жизнь с плотным распорядком дня и смены, с учетом колебания эмоционального маятника и с учетом интересов и возможностей детей. Чтобы в конце дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: «Сегодня было здорово!». И чтобы приятнее было предвкушать радость завтрашнего дня. Чтобы, засыпая, ребенок думал о маленьких и больших удовольствиях, которые ждут его утром. Что делать в родительский день? Родительским днем в лагере называют тот день, когда к детям приезжают родители. Обычно это происходит в воскресенье. В этот день все родители приглашаются в лагерь, где они могут погулять, посмотреть, где живет их ребенок, чем он занимается, получить ответы на интересующие вопросы: «Хорошо ли кормят?» «Не обижают ли моего ребенка?» «Здоров ли он?» «Не скучно ли моему ребенку?» «Есть ли у моего ребенка чистый носовой платок?» и массу других подобных вопросов. Для того чтобы положительно ответить на все вопросы родителей, нужно тщательно подготовиться. Начните с того, что накануне проведите «большую стирку» вместе со своими детьми в специально предназначенном для этого месте. Пусть все соберут грязные мелкие вещи (более крупные предметы гардероба лучше не трогать) и попытаются с вашей помощью выстирают их. Проконтролируйте, чтобы тщательно выстиранные вещи, дети хорошо прополоскали, а затем развесили для сушки. Заканчивая «большую стирку», наведите порядок в тумбочках, шкафах, сумках, чемоданах. Следующий этап подготовки к родительскому дню – организация концертов, ярмарок и выставок детских работ. Напомните детям, что их родителям будет приятно увидеть их, как активных участников в деятельности лагеря. Утром же того дня, когда ожидается массовое прибытие родителей, необходимо встать раньше, чем обычно, приготовить свою самую «приличную» одежду. Следующее, что нужно сделать в это утро, проверить, во что одеваются дети. Они должны выглядеть чистыми, опрятными, причесанными (особое внимание следует обратить на девочек с длинными волосами). Помните, что первую информацию о состоянии дел в лагере родители получают в момент созерцания внешнего вида своего ребенка. Другим источником информации для родителей будет внешний вид и внутреннее убранство корпуса, комнат и прилегающей территории. Поэтому постарайтесь вместе с детьми до завтрака обойти и прибрать все лишнее, портящее «пейзаж». А еще – это главное – вам нужно подготовиться к личному контакту с родителями. А для этого договоритесь с детьми, что они, как только сами поздороваются с родственниками, сразу подведут их к вам и представят: «Вот, это ко мне приехали». Обмен приветствиями и любезностями с родителями может быть очень коротким – 20 секунд, но он должен быть. Если вам необходим обстоятельный разговор, попросите родителей подойти к вам попозже. Если необходимости беседовать нет – поинтересуйтесь. Намерены ли родственники «забрать» детей для общения «в семейном кругу» где-нибудь за пределами корпуса и лагеря. Если такое намерение есть, то проявите бюрократическую дотошность,- попросите написать заявление или расписку. Образец вам надо подготовить заранее: Расписка. Я, Иванова Татьяна Николаевна, беру на себя ответственность за жизнь и здоровье моего сына Иванова Александра с 11.00 до 17.00 27 июня 2001 года. Подпись. Поскольку у родителей вряд ли найдется бумага и пишущие принадлежности, подготовьте ручку и стопку чистых листов заранее. Только по совершении этой процедуры дети могут получить «увольнительную» – у вас должна быть железная уверенность, что дети находятся под опекой родителей, а не гуляют где-то сами по себе. Когда же родители захотят расстаться с ребенком и уехать, они должны не бросать его у лагерных ворот, поцеловав на прощание, они должны подвести его к вам. Бывают такие ситуации, когда родители хотят забрать своих детей на день или два. В этом случае необходимо написать заявление на имя директора: Директору ДОЦ «Алые паруса» Ермоленко Т. Г. заявление Прошу Вас отпустить моего сына Иванова Александра, отряд № 5, с 14 часов 10 июля до 16 часов 11 июля 2001 года под мою личную ответственность. 10.07.01г. Подпись. Данное заявление подписывают у куратора, и оно хранится у него до возвращения ребенка в отряд. В случае если ребенка забирают насовсем, поставьте в известность куратора и других представителей администрации (бывают вопросы, которые не стоит решать самостоятельно), так же необходимо написать заявление с указанием причины отъезда. Директору ДОЦ «Алые паруса» Ермоленко Т. Г. от Ивановой Татьяны Николаевны заявление Прошу Вашего разрешения забрать сына Иванова Александра, отряд № 5, в связи с отъездом в санаторий. 10.07.01г. Подпись. На заявлении должна стоять пометка о сдаче книг в библиотеку и подпись библиотекаря. Заявление обязательно подписывается директором ДОЦ и хранится у директора. Для особо восторженных и благодарных родителей хорошо было бы подготовить «книгу отзывов и пожеланий» или какую-нибудь другую форму проявления чувств по этому поводу. А вечером, после того, как родители покинут территорию лагеря, а вы соберете детей и расспросите их о впечатлениях, вам надо тактично решить еще одну проблему: поговорить с ребятами о привезенных съестных запасах и о сроках их реализации. Чем скорее будет съедена родительская «гуманитарная помощь», тем лучше, т. е. безопаснее. В этот день особое внимание нужно уделить деятельности и развлечениям. Он должен быть более интересным, насыщенным и увлекательным, чтобы дети, к которым еще не приехали родители были заняты делом, а не висели на воротах в ожидании любимых родственников. Как разговаривать с родителями? 1. Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы. 2. Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам. 3. В первые же секунды беседы выясните имя-отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще. 4. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…». 5. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята. 6. Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…» «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…» «А как вы отнесетесь, если мы поступим так…» Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно. 7. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами. 8. Закончите разговор фразой, начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..». Если один вожатый забрал игральные карты у подростка, может ли другой вернуть? Нет, это говорит о несогласии между вожатыми. Когда вожатые заезжают в детские оздоровительные учреждения? За несколько дней до заезда детей. Нужно ли, выезжая в лагерь, брать с собой документы? Да, для устройства на работу вам понадобятся следующие документы: 1. Паспорт или временное удостоверение личности. 2. Социальный номер, пенсионное удостоверение. 3. Медицинские документы (санитарная книжка), заключение о состоянии здоровья. 4. Трудовая книжка или справка о последнем занятии. 5. Документы, подтверждающие профессиональное образование. Как предотвратить побег ребенка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли? Держать этого ребенка постоянно в поле зрения. Выяснить причины нежелания поехать в лагерь. Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу. Помочь найти занятие по душе. Обратиться за помощью к психологу. Какие темы запрещены для разговоров с детьми? - Выяснение отношений между педагогами. - Обсуждение детей. - Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений. - Решение вопросов личного характера. Нужно ли присутствовать при разговоре ребенка с родителями по телефону? Да, нужно. Если мальчик долго не моется и от него дурно пахнет, как ему сказать об этом? Прямо! Как помирить детей-драчунов? Дать объединяющее задание. Когда начинается выходной у вожатого: утром, днем, вечером? Начало выходного дня регламентируется правилами внутреннего распорядка. Разрешаются ли в оздоровительном лагере прогулки детей у водоемов без сопровождения взрослых? Пребывание детей у реки, водоема, моря, а также прогулки детей без сопровождения взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются. Что делать вожатому, если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребенка в отряд? Необходимо доложить об этом куратору или заместителю директора по воспитательной работе. Предъявить расписку или заявление, оставленное родителями или лицами их заменяющими. С кем должны находиться дети и подростки во время проведения спортивных мероприятий? Во время отрядных спортивных тренировок, сборов, мероприятий все дети и подростки должны находиться вместе с вожатым, тренером на участке или в помещении, где проходит данное мероприятие. Кто несет персональную ответственность за жизнь и безопасность детей во время занятий их в студиях, мастерских? Только после согласования с руководителем студии или мастерской, вожатый может оставить детей на определенное время под ответственность руководителя студии или мастерской. Пока вожатый не придет за детьми, они должны находиться в мастерской или студии. Как оформить выход за территорию? Выход за территорию оздоровительного лагеря допустим только с разрешения директора или заместителя директора по воспитательной работе. Вожатый письменно информирует директора или заместителя директора по воспитательной работе о планировании выхода за территорию оздоровительного лагеря. В заявке указывается: - Цель выхода за территорию; - Маршрут следования; - Время выхода и возвращения. После прибытия на территорию оздоровительного лагеря вожатый информирует директора или заместителя директора о возвращении. Как оформить выход в поход? Заранее пройти медицинский осмотр и написать заявление на имя директора: Директору ДОЦ «Алые паруса» Ермоленко Т. Г. от вожатого отряда № 4 Петрова И. С. заявление. Прошу разрешить выход в поход14, 15 июля 2001г. отрядам № 4, № 5 и № 7 в количестве 34 человек + 4 взрослых. 12.07.01г. Подпись. Если в отряде есть дети, которым медики не разрешили идти в поход, вожатый информирует куратора о том, к какому отряду прикреплены данные дети на период отсутствия отряда. По прибытии отрядов из похода, вожатые информируют директора или заместителя директора о возвращении. Что делать, если ребенок страдает лунатизмом? Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми, следовать таким правилам: - Не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний; - Уменьшать освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна; - Подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуг Что необходимо учитывать вожатому при подготовке к мероприятию? Учитывать возраст детей, ожидания детей, длительность подготовки, условия для подготовки, возможности вожатых, их умение организовать тот или иной вид деятельности и использовать различные методы воспитания, настрой детей и подростков на нужное дело и пробудить интерес у детей к нему, наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления), инвентаря и др. Что должно учитываться при выборе форм и методов работы с детьми и подростками в оздоровительном лагере? Цели и задачи воспитания, развития и оздоровления, возраст детей, интересы детей, способности вожатых, краткость подготовки, массовость занятости детей и подростков, условие соблюдения этики при проведении игр, отсутствие пошлости. Каким образом сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы? Учесть следующие моменты: 1. Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет увлечь отряд своей идеей. 2. Задуманное должно обязательно соответствовать интересам детей данного возраста, их возрастным возможностям. 3. Подготовка к игре должна создавать радость в работе, включать в себя поиск различных решений, предоставлять возможности развития творческих способностей детей. 4. Коллективное творческое дело должно стать полем для самораскрытия личности ребенка. 5. Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана и, по возможности, принята в том или ином варианте сегодня или завтра. 6. Каждый ребенок должен найти при подготовке к игре, как и в самой игре, роль для себя: сценариста, художника, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика, игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т. д. Можно ли вожатому отлучаться в родительский день, если ко всем детям приехали родители? Родительский день не является причиной для отсутствия на работе. На что обратить внимание в день отъезда? 1. Собрать белье по комнатам, сосчитать его и сдать сестре-хозяйке. 2. Убрать комнаты, оставить их чистыми. 3. Проверить, чтобы дети собрали все вещи. 4. Напомните детям, как нужно вести себя в автобусе, каков порядок ухода с родителями. Когда можно считать работу с детьми завершенной? Когда все дети встретятся со своими родителями в день отъезда. Что делать, если ребенок боится темноты? Нельзя преуменьшать серьезность страхов. Не говорите ребенку, что он маленький и глупый. Не высмеивайте его, выслушайте его. Дайте ему выговориться. Признайтесь, что боязнь темноты или чего-то безымянного и невыразимого – вещь вполне понятная. Убедите ребенка, что большинство людей, будучи маленькими, чувствовали то же самое. Скажите ему, что вы в детстве были трусихой (трусом), а потом, пожурив себя, рассмешите его, и весело посмейтесь над этим. Какова тактика поведения с нервными детьми? Таким детям необходимы понимание взрослых и эмоциональная поддержка, признание в среде сверстников, непосредственность проявляемых к ним чувств, обретение уверенности в своих действиях и поступках, способности легко устанавливать контакты с окружающими и поддерживать их, гибкость в отношениях к ним со стороны воспитателей. Можно ли наказать непослушного ребенка? Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, постарайтесь не применять его. Попытайтесь терпеливо разрешить ситуацию. Терпение – это самая большая добродетель, которая может быть у вожатого. Воспользуйтесь очень кратким объяснением, почему подобное поведение ребенка неправильно; отвлечением, предложив что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется; наградами, они более эффективны, чем наказание. Как относиться к идеям и поступкам ребенка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам? Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире. Что нужно делать в процессе воспитания? - Принимать ребенка таким, каков он есть. - Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе. - Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать. - Жить с ребенком общей жизнью. - Чаще вспоминать, какими вы были в возрасте ребенка. - Помнить, что воспитывают не слова, а пример. Как разрешить конфликтную ситуацию? Лучше всего не доводить дело до конфликта. Устранить назревающий конфликт можно: - методом сглаживания разногласий, т. е. убеждением другого, что все не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т. д. - методом совместного обсуждения разногласий. Как задать вопрос ребенку, чтобы получить правдивый ответ? Как утверждают ученые, абстрактно поставленный вопрос не сковывает воображение ребенка и не заставляет его «оправдываться» в глазах взрослого. Когда и кому следует писать объяснительную записку? Объяснительная записка адресуется директору оздоровительного лагеря, пишется по его требованию. Перед кем в оздоровительном лагере необходимо отчитываться вожатому, студенту-практиканту? Студент-практикант в оздоровительном лагере отчитывается перед заместителем директора по воспитательной работе. Какие дни лучше не планировать для личных выходных? Первые и последние дни смены. К кому обратиться в оздоровительном лагере в случае возникновения проблем с детьми? К куратору, заместителю директора по воспитательной работе, психологу. О чем следует говорить с родителями? Обо всем, что волнует вожатого и имеет смысл для решения вопросов, касающихся общения с другими детьми. Что следует обсуждать с директором оздоровительного лагеря? Обсуждать можно все вопросы, связанные с вашей работой в оздоровительном лагере, с условиями жизни, касающиеся как вас лично, так и вверенных вам детей и подростков. В каких случаях необходимо обращаться к врачу в оздоровительном лагере? По всем вопросам, связанным со здоровьем детей, необходимо обращаться к врачу. Следует ли обращаться к врачу, если вопрос или проблема возникли ночью? Да, в случае необходимости время суток для обращения к врачу не имеет значения. Сколько раз необходимо повторять одно и то же детям? Пока они этого не поймут. Следует ли на отрядные дела приглашать куратора или заместителя директора по воспитательной работе? Да. Как правильно строить свои взаимоотношения с руководством оздоровительного лагеря? На основе взаимного уважения, с учетом опыта, взаимной ответственности, заинтересованности. Можно ли на нецензурные выражения детей отвечать так же, считая, что «иначе они не понимают»? Нет. Как быть, если подростки любые взгляды, подмигивания, мимолетные ухаживания другого пола принимают за любовь? Разъяснять в индивидуальных беседах, что такое любовь. Как следует поступать, если дети ничего не хотят делать? Вовлекать детей в разрешение ближайших, сиюминутных проблем. Подросток плачет. Вожатый пытается успокоить его и выяснить причину слез. Ответа нет. Как поступить? Стоит на некоторое время оставить подростка одного, не приступать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Подросток сам расскажет о причине слез, если сочтет нужным. Можно ли поручать укладывать детей другим вожатым, инструкторам? Нужно стремиться выполнять свои обязанности самостоятельно. Когда можно общаться с вожатыми из других отрядов? Если нет особых причин, связанных с работой, то лучше в то время, когда дети спят. Следует ли иметь план работы отряда на смену, на день, если этого не требует руководство? Да, следует. Как часто нужно пересчитывать количество детей в отряде? Перед отбоем, после отбоя, ночью во время обхода, при построении на зарядку, перед завтраком, после завтрака, перед выходом за территорию, во время прогулок, после возвращения с прогулки, перед купанием, во время купания, после купания – при каждом удобном случае. Есть ли необходимость в обучении детей, независимо от возраста, правильному поведению в местах общего пользования? Да, необходимо проводить профилактические беседы регулярно. Как поступить, если руководство оздоровительного лагеря высказывает в адрес вожатого несправедливое замечание? Выслушать и принять к сведению. Возможен ли приезд в оздоровительный лагерь друга (подруги), мужа (жены)? Все встречи желательно планировать в свои выходные дни, приезд близких людей отвлекает от основной работы. Могут ли дети сотрудников пользоваться какими-либо привилегиями? Все дети в оздоровительном лагере отдыхают на равных условиях. Можно ли отпускать ребенка с родителями под честное слово, если родители являются сотрудниками данного оздоровительного лагеря? Нет, для всех родителей существуют одинаковые правила. Суровость руководства лагеря – это норма, правило..? Часто под видимой суровостью скрывается забота о сотрудниках, об обеспечении условий для работы лагеря, озабоченность общим делом, наличие большого количества проблем. Будем помнить, что постоянный, круглосуточный контроль за работой персонала – его обязанность. Что делать, если вожатому кажется, что подросток употребил спиртное или нюхал неизвестные вещества? Срочно обратиться к врачу. Как объединить интересы детей в разновозрастном отряде? Старших детей привлечь к работе с младшими. Можно ли курить в присутствии детей? Нет. Удобно ли появляться в столовой в жаркую погоду в купальнике, плавках? Нет, это не этично. Как быть, если ребенок убежал? Не паникуя, собрать детей и немедленно сообщить об этом куратору, заместителю директора или директору. Нужно ли вожатому в оздоровительном лагере подчиняться сложившимся традициям? Если они способствуют хорошему отдыху детей, то да.

За день до заезда

Сегодня вы приехали в лагерь. Если это ваша первая смена, то настраивайтесь на то, что этот день будет очень насыщенным.

Минимум, что вам предстоит сделать

Устроиться на работу;

Узнать как можно больше о лагере (ведь завтра вы будете проводить экскурсию для вашего отряда);

Уточнить месторасположение медпункта, столовой, охранника и др.;

Получить информацию о том, с каким отрядом вы будете работать (возраст детей);

Познакомиться с вашим напарником (напарницей);

Узнать, в каком корпусе вы будете жить, получить постельное белье и спортинвентарь;

Провести уборку вокруг корпуса со своим напарником;

Наконец, на общем собрании вожатых внимательно прослушать инструктаж по технике безопасности и поставить свою подпись в журнале, в котором четко прописано, что вы несете ответственность за жизнь и здоровье детей, которые завтра приедут в ваш отряд. Все это займет у вас большую часть дня.

Пришло время включить второе дыхание, ведь теперь вам предстоит сделать все, чтобы мальчишки и девчонки, которых вы будете встречать завтра в отряде, почувствовали желание остаться в лагере. И первое, на что они обратят внимание, как вы подготовились к их приезду.

Что необходимо для этого

Украсить помещение, в котором будет жить ваш отряд (фасад корпуса, холл, коридоры);

Повесить плакаты с надписями «Мы вас ждали!», «Ах, как здорово, что вы приехали!», «Добро пожаловать домой!

Твои вторые мама и папа», «Здесь живут самые веселые мальчишки и девчонки!»;

Яркие веселые картинки, смешные рожицы, воздушные шарики, новогодняя мишура и т. д.

В общем, все, что может вызвать у ребят хорошее настроение, должно быть приготовлено и привезено вами в лагерь.

Надеюсь, вы не забыли взять из дома все, что пригодится для работы вожатым: методические разработки, сценарии, сборники стихов и песен, диски для музыкального сопровождения мероприятий, фонарик, свечи, линейку, листы ватмана, цветные карандаши, бумагу, ручки, иголки, нитки, ножницы, скрепки, кнопки, скотч, клей, свисток, средство от комаров, краски, маскарадные костюмы, магнитофон, упаковку листов формата А4.

Что делать, если дети не хотят спать?

Первым делом нужно понять, почему он этого не хочет. Как и в любой ситуации: понять – это уже наполовину решить, так и в этом случае. Если вы поставили диагноз отсутствия сна, вы отчасти уже решили проблему. Чтобы решить её полностью, нужно совершить ряд действий. Прежде всего, запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям, и не будете заниматься в это время ничем другим. Хорошо, если вы возьмете за правило и договоритесь с детьми, что ровно в … часов вы будете входить в комнату и гасить свет. К этому времени все должны умыться, раздеться, сложить одежду и ждать вас. После того, как вы погасили свет в комнате, в силу вступает ещё одно правило, о котором следует договориться заранее, что разговаривать только шепотом (и то недолго). Бывает очень эффективно и полезно научить ребят основам релаксации, которые можно обсудить предварительно с психологом. Для ребят помладше очень подходят засыпательная история или спокойная песенка.

Что делать, если ребенок заскучал по дому?

Выясните истинную причину «скучания». Ребенок должен чувствовать уют, иметь друзей и быть включен в интересную деятельность. Организуйте насыщенную жизнь с плотным распорядком дня и смены, с учетом колебания эмоционального маятника и с учетом интересов и возможностей детей. Чтобы в конце дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: «Сегодня было здорово!». И чтобы приятнее было предвкушать радость завтрашнего дня. Чтобы, засыпая, ребенок думал о маленьких и больших удовольствиях, которые ждут его утром.

Что делать в родительский день?

Родительским днем в лагере называют тот день, когда к детям приезжают родители. Обычно это происходит в воскресенье. В этот день все родители приглашаются в лагерь, где они могут погулять, посмотреть, где живет их ребенок, чем он занимается, получить ответы на интересующие вопросы: «Хорошо ли кормят?» «Не обижают ли моего ребенка?» «Здоров ли он?» «Не скучно ли моему ребенку?» «Есть ли у моего ребенка чистый носовой платок?» и массу других подобных вопросов. Для того чтобы положительно ответить на все вопросы родителей, нужно тщательно подготовиться. Начните с того, что накануне проведите «большую стирку» вместе со своими детьми в специально предназначенном для этого месте. Пусть все соберут грязные мелкие вещи (более крупные предметы гардероба лучше не трогать) и попытаются с вашей помощью выстирают их. Проконтролируйте, чтобы тщательно выстиранные вещи, дети хорошо прополоскали, а затем развесили для сушки. Заканчивая «большую стирку», наведите порядок в тумбочках, шкафах, сумках, чемоданах. Следующий этап подготовки к родительскому дню – организация концертов, ярмарок и выставок детских работ. Напомните детям, что их родителям будет приятно увидеть их, как активных участников в деятельности лагеря. Утром же того дня, когда ожидается массовое прибытие родителей, необходимо встать раньше, чем обычно, приготовить свою самую «приличную» одежду.

Следующее, что нужно сделать в это утро, проверить, во что одеваются дети. Они должны выглядеть чистыми, опрятными, причесанными (особое внимание следует обратить на девочек с длинными волосами). Помните, что первую информацию о состоянии дел в лагере родители получают в момент созерцания внешнего вида своего ребенка. Другим источником информации для родителей будет внешний вид и внутреннее убранство корпуса, комнат и прилегающей территории. Поэтому постарайтесь вместе с детьми до завтрака обойти и прибрать все лишнее, портящее «пейзаж».

А еще – это главное – вам нужно подготовиться к личному контакту с родителями. А для этого договоритесь с детьми, что они, как только сами поздороваются с родственниками, сразу подведут их к вам и представят: «Вот, это ко мне приехали». Обмен приветствиями и любезностями с родителями может быть очень коротким – 20 секунд, но он должен быть. Если вам необходим обстоятельный разговор, попросите родителей подойти к вам попозже. Если необходимости беседовать нет – поинтересуйтесь. Намерены ли родственники «забрать» детей для общения «в семейном кругу» где-нибудь за пределами корпуса и лагеря. Если такое намерение есть, то проявите бюрократическую дотошность, - попросите написать заявление или расписку. Образец вам надо подготовить заранее:

Расписка.

Я, Иванова Татьяна Николаевна, беру на себя ответственность за жизнь и здоровье моего сына Иванова Александра с 11.00 до 17.00 27 июня 2001 года. Подпись.

Поскольку у родителей вряд ли найдется бумага и пишущие принадлежности, подготовьте ручку и стопку чистых листов заранее. Только по совершении этой процедуры дети могут получить «увольнительную» – у вас должна быть железная уверенность, что дети находятся под опекой родителей, а не гуляют где-то сами по себе. Когда же родители захотят расстаться с ребенком и уехать, они должны не бросать его у лагерных ворот, поцеловав на прощание, они должны подвести его к вам.

Бывают такие ситуации, когда родители хотят забрать своих детей на день или два. В этом случае необходимо написать заявление на имя директора: Директору ДОЦ «XXX» Ермоленко Т.Г. от Ивановой Татьяны Николаевны заявление Прошу Вас отпустить моего сына Иванова Александра, отряд №5, с 14 часов 10 июля до 16 часов 11 июля 2001 года под мою личную ответственность. 10.07.01г. Подпись.

Данное заявление подписывают у куратора, и оно хранится у него до возвращения ребенка в отряд. В случае если ребенка забирают насовсем, поставьте в известность куратора и других представителей администрации (бывают вопросы, которые не стоит решать самостоятельно), так же необходимо написать заявление с указанием причины отъезда.

Директору ДОЦ «XXX» Ермоленко Т.Г. от Ивановой Татьяны Николаевны заявление Прошу Вашего разрешения забрать сына Иванова Александра, отряд №5, в связи с отъездом в санаторий. 10.07.01г. Подпись.

На заявлении должна стоять пометка о сдаче книг в библиотеку и подпись библиотекаря. Заявление обязательно подписывается директором ДОЦ и хранится у директора. Для особо восторженных и благодарных родителей хорошо было бы подготовить «книгу отзывов и пожеланий» или какую-нибудь другую форму проявления чувств по этому поводу. А вечером, после того, как родители покинут территорию лагеря, а вы соберете детей и расспросите их о впечатлениях, вам надо тактично решить еще одну проблему: поговорить с ребятами о привезенных съестных запасах и о сроках их реализации. Чем скорее будет съедена родительская «гуманитарная помощь», тем лучше, т.е. безопаснее. В этот день особое внимание нужно уделить деятельности и развлечениям. Он должен быть более интересным, насыщенным и увлекательным, чтобы дети, к которым еще не приехали родители были заняты делом, а не висели на воротах в ожидании любимых родственников.

Если один вожатый забрал игральные карты у подростка, может ли другой вернуть?

Нет, это говорит о несогласии между вожатыми.

Когда вожатые заезжают в детские оздоровительные учреждения?

За несколько дней до заезда детей.

Нужно ли, выезжая в лагерь, брать с собой документы?

Да, для устройства на работу вам понадобятся следующие документы:

  1. Паспорт или временное удостоверение личности.
  2. Социальный номер, пенсионное удостоверение.
  3. Медицинские документы (санитарная книжка), заключение о состоянии здоровья.
  4. Трудовая книжка или справка о последнем занятии.
  5. Документы, подтверждающие профессиональное образование.

Как предотвратить побег ребенка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли?

Держать этого ребенка постоянно в поле зрения. Выяснить причины нежелания поехать в лагерь. Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу. Помочь найти занятие по душе. Обратиться за помощью к психологу.

Какие темы запрещены для разговоров с детьми?

  • Выяснение отношений между педагогами.
  • Обсуждение детей.
  • Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений.
  • Решение вопросов личного характера.

Если мальчик долго не моется и от него дурно пахнет, как ему сказать об этом?

Как помирить детей-драчунов?

Дать объединяющее задание.

Когда начинается выходной у вожатого: утром, днем, вечером?

Начало выходного дня регламентируется правилами внутреннего распорядка.

Разрешаются ли в оздоровительном лагере прогулки детей у водоемов без сопровождения взрослых?

Пребывание детей у реки, водоема, моря, а также прогулки детей без сопровождения взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются.

Что делать вожатому, если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребенка в отряд?

Необходимо доложить об этом куратору или заместителю директора по воспитательной работе. Предъявить расписку или заявление, оставленное родителями или лицами их заменяющими.

С кем должны находиться дети и подростки во время проведения спортивных мероприятий?

Во время отрядных спортивных тренировок, сборов, мероприятий все дети и подростки должны находиться вместе с вожатым, тренером на участке или в помещении, где проходит данное мероприятие.

Кто несет персональную ответственность за жизнь и безопасность детей во время занятий их в студиях, мастерских?

Только после согласования с руководителем студии или мастерской, вожатый может оставить детей на определенное время под ответственность руководителя студии или мастерской. Пока вожатый не придет за детьми, они должны находиться в мастерской или студии.

Как оформить выход за территорию?

Выход за территорию оздоровительного лагеря допустим только с разрешения директора или заместителя директора по воспитательной работе. Вожатый письменно информирует директора или заместителя директора по воспитательной работе о планировании выхода за территорию оздоровительного лагеря. В заявке указывается:

  • Цель выхода за территорию;
  • Маршрут следования;
  • Время выхода и возвращения.

После прибытия на территорию оздоровительного лагеря вожатый информирует директора или заместителя директора о возвращении.

Как оформить выход в поход?

Заранее пройти медицинский осмотр и написать заявление на имя директора:

Директору ДОЦ «XXX» Ермоленко Т.Г. от вожатого отряда №4 Петрова И.С. заявление. Прошу разрешить выход в поход14, 15 июля 2001г. отрядам №4, №5 и №7 в количестве 34 человек + 4 взрослых. 12.07.01г. Подпись.

Если в отряде есть дети, которым медики не разрешили идти в поход, вожатый информирует куратора о том, к какому отряду прикреплены данные дети на период отсутствия отряда. По прибытии отрядов из похода, вожатые информируют директора или заместителя директора о возвращении.

Что делать, если ребенок страдает лунатизмом?

Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми, следовать таким правилам:

  • Не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний;
  • Уменьшать освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна;
  • Подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуг

Что необходимо учитывать вожатому при подготовке к мероприятию?

Учитывать возраст детей, ожидания детей, длительность подготовки, условия для подготовки, возможности вожатых, их умение организовать тот или иной вид деятельности и использовать различные методы воспитания, настрой детей и подростков на нужное дело и пробудить интерес у детей к нему, наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления), инвентаря и др.

Что должно учитываться при выборе форм и методов работы с детьми и подростками в оздоровительном лагере?

Цели и задачи воспитания, развития и оздоровления, возраст детей, интересы детей, способности вожатых, краткость подготовки, массовость занятости детей и подростков, условие соблюдения этики при проведении игр, отсутствие пошлости.

Каким образом сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы?

Учесть следующие моменты:

  1. Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет увлечь отряд своей идеей.
  2. Задуманное должно обязательно соответствовать интересам детей данного возраста, их возрастным возможностям.
  3. Подготовка к игре должна создавать радость в работе, включать в себя поиск различных решений, предоставлять возможности развития творческих способностей детей.
  4. Коллективное творческое дело должно стать полем для самораскрытия личности ребенка.
  5. Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана и, по возможности, принята в том или ином варианте сегодня или завтра.
  6. Каждый ребенок должен найти при подготовке к игре, как и в самой игре, роль для себя: сценариста, художника, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика, игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т.д.

Можно ли вожатому отлучаться в родительский день, если ко всем детям приехали родители?

Родительский день не является причиной для отсутствия на работе.

На что обратить внимание в день отъезда?

  1. Собрать белье по комнатам, сосчитать его и сдать сестре-хозяйке.
  2. Убрать комнаты, оставить их чистыми.
  3. Проверить, чтобы дети собрали все вещи.
  4. Напомните детям, как нужно вести себя в автобусе, каков порядок ухода с родителями.

Когда все дети встретятся со своими родителями в день отъезда.

Что делать, если ребенок боится темноты?

Нельзя преуменьшать серьезность страхов. Не говорите ребенку, что он маленький и глупый. Не высмеивайте его, выслушайте его. Дайте ему выговориться. Признайтесь, что боязнь темноты или чего-то безымянного и невыразимого – вещь вполне понятная. Убедите ребенка, что большинство людей, будучи маленькими, чувствовали то же самое. Скажите ему, что вы в детстве были трусихой (трусом), а потом, пожурив себя, рассмешите его, и весело посмейтесь над этим.

Какова тактика поведения с нервными детьми?

Таким детям необходимы понимание взрослых и эмоциональная поддержка, признание в среде сверстников, непосредственность проявляемых к ним чувств, обретение уверенности в своих действиях и поступках, способности легко устанавливать контакты с окружающими и поддерживать их, гибкость в отношениях к ним со стороны воспитателей.

Можно ли наказать непослушного ребенка?

Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, постарайтесь не применять его. Попытайтесь терпеливо разрешить ситуацию. Терпение – это самая большая добродетель, которая может быть у вожатого. Воспользуйтесь очень кратким объяснением, почему подобное поведение ребенка неправильно; отвлечением, предложив что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется; наградами, они более эффективны, чем наказание.

Как относиться к идеям и поступкам ребенка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам?

Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире.

Что нужно делать в процессе воспитания?

  • Принимать ребенка таким, каков он есть.
  • Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  • Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать.
  • Жить с ребенком общей жизнью.
  • Чаще вспоминать, какими вы были в возрасте ребенка.
  • Помнить, что воспитывают не слова, а пример.

Как разрешить конфликтную ситуацию?

Лучше всего не доводить дело до конфликта. Устранить назревающий конфликт можно:

  • методом сглаживания разногласий, т.е. убеждением другого, что все не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т.д.
  • методом совместного обсуждения разногласий.

Как задать вопрос ребенку, чтобы получить правдивый ответ?

Как утверждают ученые, абстрактно поставленный вопрос не сковывает воображение ребенка и не заставляет его «оправдываться» в глазах взрослого.

Когда и кому следует писать объяснительную записку?

Объяснительная записка адресуется директору оздоровительного лагеря, пишется по его требованию.

Перед кем в оздоровительном лагере необходимо отчитываться вожатому, студенту-практиканту?

Студент-практикант в оздоровительном лагере отчитывается перед заместителем директора по воспитательной работе.

Какие дни лучше не планировать для личных выходных?

Первые и последние дни смены.

К кому обратиться в оздоровительном лагере в случае возникновения проблем с детьми?

К куратору, заместителю директора по воспитательной работе, психологу.

О чем следует говорить с родителями?

Обо всем, что волнует вожатого и имеет смысл для решения вопросов, касающихся общения с другими детьми.

Что следует обсуждать с директором оздоровительного лагеря?

Обсуждать можно все вопросы, связанные с вашей работой в оздоровительном лагере, с условиями жизни, касающиеся как вас лично, так и вверенных вам детей и подростков.

В каких случаях необходимо обращаться к врачу в оздоровительном лагере?

По всем вопросам, связанным со здоровьем детей, необходимо обращаться к врачу.

Следует ли обращаться к врачу, если вопрос или проблема возникли ночью?

Да, в случае необходимости время суток для обращения к врачу не имеет значения.

Сколько раз необходимо повторять одно и то же детям?

Пока они этого не поймут.

Следует ли на отрядные дела приглашать куратора или заместителя директора по воспитательной работе?

Как правильно строить свои взаимоотношения с руководством оздоровительного лагеря?

На основе взаимного уважения, с учетом опыта, взаимной ответственности, заинтересованности.

Можно ли на нецензурные выражения детей отвечать так же, считая, что «иначе они не понимают»?

Как быть, если подростки любые взгляды, подмигивания, мимолетные ухаживания другого пола принимают за любовь?

Разъяснять в индивидуальных беседах, что такое любовь.

Как следует поступать, если дети ничего не хотят делать?

Вовлекать детей в разрешение ближайших, сиюминутных проблем.

Подросток плачет. Вожатый пытается успокоить его и выяснить причину слез. Ответа нет. Как поступить?

Стоит на некоторое время оставить подростка одного, не приступать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Подросток сам расскажет о причине слез, если сочтет нужным.

Можно ли поручать укладывать детей другим вожатым, инструкторам?

Нужно стремиться выполнять свои обязанности самостоятельно.

Когда можно общаться с вожатыми из других отрядов?

Если нет особых причин, связанных с работой, то лучше в то время, когда дети спят.

Следует ли иметь план работы отряда на смену, на день, если этого не требует руководство?

Да, следует.

Как часто нужно пересчитывать количество детей в отряде?

Перед отбоем, после отбоя, ночью во время обхода, при построении на зарядку, перед завтраком, после завтрака, перед выходом за территорию, во время прогулок, после возвращения с прогулки, перед купанием, во время купания, после купания – при каждом удобном случае.

Есть ли необходимость в обучении детей, независимо от возраста, правильному поведению в местах общего пользования?

Да, необходимо проводить профилактические беседы регулярно.

Как поступить, если руководство оздоровительного лагеря высказывает в адрес вожатого несправедливое замечание?

Выслушать и принять к сведению.

Возможен ли приезд в оздоровительный лагерь друга (подруги), мужа (жены)?

Все встречи желательно планировать в свои выходные дни, приезд близких людей отвлекает от основной работы.

Могут ли дети сотрудников пользоваться какими-либо привилегиями?

Все дети в оздоровительном лагере отдыхают на равных условиях.

Можно ли отпускать ребенка с родителями под честное слово, если родители являются сотрудниками данного оздоровительного лагеря?

Нет, для всех родителей существуют одинаковые правила.

Суровость руководства лагеря – это норма, правило..?

Часто под видимой суровостью скрывается забота о сотрудниках, об обеспечении условий для работы лагеря, озабоченность общим делом, наличие большого количества проблем. Будем помнить, что постоянный, круглосуточный контроль за работой персонала – его обязанность.

Что делать, если вожатому кажется, что подросток употребил спиртное или нюхал неизвестные вещества?

Срочно обратиться к врачу.

Как объединить интересы детей в разновозрастном отряде?

Старших детей привлечь к работе с младшими.

Можно ли курить в присутствии детей?

Удобно ли появляться в столовой в жаркую погоду в купальнике, плавках?

Нет, это не этично.

Как быть, если ребенок убежал?

Не паникуя, собрать детей и немедленно сообщить об этом куратору, заместителю директора или директору.

Нужно ли вожатому в оздоровительном лагере подчиняться сложившимся традициям?

Если они способствуют хорошему отдыху детей, то да.

Как не растерять малышей во время приёма?

Каждому прикрепить визитку с номером отряда и именем ребёнка.

Кто стирает детские вещи, если к ребёнку 6-8 лет не приезжают родители?

Если нет возможности сделать это в прачечной, нужно стирать вместе с ребёнком.

Что делают воспитатели (вожатые) до приезда детей в детские оздоровительные учреждения?

Готовят помещения отрядов к приёму детей, занимаются планированием работы.

Когда воспитатели (вожатые) выезжают в детские оздоровительные учреждения?

Желательно до приезда детей.

Кто должен сообщить приехавшим родителям, о том, что ребёнок находится в изоляторе?

Воспитатель (вожатый) отряда.

Кто распределяет задания отрядам при проведении общелагерных мероприятий, игр?

Задания отрядам распределяет организатор игры, он может также создать условия для реализации детских идей.

Кто должен регламентировать пребывание детей на воздухе в жаркую погоду?

Нужно ли, выезжая в лагерь, брать с собой документы (паспорт и т.д.)?

Да, документ, удостоверяющий личность, медицинские документы.

Есть в детских палатах замки, крючки на дверях?

Много ли должно быть в лагере игрушек?

Это зависит от финансовых возможностей каждого лагеря.

Когда воспитатели (вожатые) получают оплату за свою работу?

По окончанию работы, согласно КзоТ РФ.

Как запоминать имена детей?

Изучая списки детей и сведения о них, в игре, на вечерней сверке.

Можно ли проводить утреннюю зарядку воспитателю (вожатому) самостоятельно?

Да, согласовав это решение с директором детского лагеря.

Какой подход выбрать в работе с трудными подростками?

Нужно стремиться к пониманию их.

Кто будет замещать воспитателя (вожатого) в случае его болезни?

Подменный воспитатель (вожатый).

Что делать, если воспитатель (вожатый) не понравился начальству?

Работать.

Что делать, если воспитателя (вожатого) будут дразнить?

Отнестись к этому с юмором.

Если ребёнок поранился или ударился, обязательно ли вести его в медпункт?

Да, его надо отвести в медпункт.

Как предотвратить побег ребёнка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли?

Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу.

Если в отряде есть ребёнок, который не слушается воспитателя (вожатого), можно ли от него отказаться?

Отказаться от него слишком легко, нужно стремиться завоевать его доверие.

Можно ли детям в лагере слушать плеер, собственный магнитофон?

Можно, если это не вредит здоровью.

Сколько детей может находиться в воде одновременно?

Допустимо пребывание в воде одновременно не более 10 детей.

Когда лучше провести учёт детей и подростков при купании?

Перед входом в воду и при выходе из воды.

Что делать воспитателю (вожатому), если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребёнка в отряд?

Необходимо доложить об этом директору оздоровительного лагеря письменно.

Можно ли разрешать переезды детей из палаты в палату во время смены?

Не желательно, В противном случае смена будет состоять из одних переездов.

Что делать с детьми, которые..., "я не пойду на ужин", "я не буду спать"?

В каждом отряде, бывает парочка таких... Не назвать их уж, прям, "грубыми нарушителями", но постоянно идет "нудеж": "ну заче-е-е-ем зарядка?", "ну поче-е-е-ему кататься только четыре часа-а-а-а?", "ну я не хочу-у-у-у...".

Что касается режима.

  1. Ссылки на автортеты. На утвержденные нормативные документы по организации детского отдыха. Можно - абстрактно, если ребенок "подкованный", покопаться в инете, вполне себе находятся. Везде зарядка является обязательной. Есть рекомендованные нормы сна. Ну и еще чё-нить приплести можно. Если вы, конечно, не полным самоуправством занимаетесь. Ссылки на "живых" авторитетов: людей "специально обученных". Врача, физруков. Они подтвердят обоснованность (научно, как угодно) ваших требований по соблюдению режима.
  2. Хотя это - близко. В лагере существуют Программа, Правила и прочее. Твои родители (на Родительском Собрании, при приобретении путевки, при подписании документов и пр. прикидывайте варианты, которые были) были с ними ознакомлены и они не вызвали у них ни вопросов ни возражений. И вот ты здесь. Будь добр тада...
  3. Ограничение "бонусов", завязанное на нарушения. Ты не был на зарядке, инструктор считает, что ты недостаточно готов к (походу, велопрогулке, занятиям и пр.). Будь добр, или посиди в корпусе, или разомнись дополнительно. Можно, прям счас. Если успеешь. Вы (отряд, группа) опоздали на зарядку. Долго просыпались. Наверное, вам не хватает времени, чтоб выспаться? Ну... Давайте сегодня вечерком вместо дискотеки поспите подольше... Заметьте, не предлагается наказывать лишением дискотеки, а лишь дается ребятам возможность достаточно выспаться, чтоб они с утра были бодры и веселы. И вышли на зарядку. Которая является обязательной. (см. выше).

Что касается "не пойду на ужин" или еще куда-то не пойду - если есть возможность оставить с ним кого-то в корпусе - так пусть сидит скучает. Если нет... Ну... Наверное как-то надо заставлять (чтоб ребенок не болтался один).

"Не буду спать в тихий час..." Не хочет спать, пусть не спит. Пусть тихо почитает книгу, или разгадывает кроссворд. Чтобы не быть "Цербером" уделите детям после того как они лягут по кроватям минут 10-15. Дайте им привыкнуть к тому что они в кроватях. Есть еще релаксационная музыка. Включите ее во время сонного часа. Увидите результат.

"Не буду спать (ночью)..." Наверное, общее правило. Программа дня должна быть достаточно выматывающей. Чтоб ребенку и в голову такой бредовой мысли, как не спать ночью не пришло.

“Пересчиталка” по ладошкам - отличный способ держать под контролем количество людей в отряде во время походов, экскурсий и других выездных мероприятий. Кроме того, он позволяет легко пересчитывать детей в ходе движения по маршруту следования и не “мучить” дисциплинированных детей после объявления общего сбора перед уходом из промежуточного пункта. Как только большая часть отряда уже в сборе, громогласно объявляете отход. Тогда первый вожатый уходит вперед, а второй - становится на выходе и подставляет свою ладонь под хлопки выходящих ребят. Разумеется, при этом ведете счет хлопков. Вы сразу заметите, как заторопятся “засони” и “лежебоки”, когда увидят, что отряд уже уходит. Вам останется лишь замкнуть уходящий отряд. Весело, совсем не нудно и вполне эффективно!

Что делать если дети плохо убираются в комнатах?

Операция вертолёт (Уборка в комнате). Не смотря на все увещевания, дети очень часто раскидывают вещи так, как будто ожидают прихода домработницы. Напоминания, увещевания, просьбы, требования, угрозы не помогают… В лагере «Орленок» придумали действенный метод борьбы с повышенным беспорядком. Когда состояние спальни начинает приближаться к критическому, вожатый предостерегает детей, что если они не уберутся, будет проведена операция «вертолет». Ну, вертолет и вертолет - детей такая непонятная угроза обычно не пугает… На следующий день вожатый еще раз предостерегает - лучше приведите свои вещи в порядок, а то пройдет операция «вертолет»… Однако, причем здесь вертолет - по-прежнему никто не объясняет… А на следующий день операция «вертолет» и правда проводится - все вещи, лежащие не на месте, «перелетают» на другие места в спальне. Ох, замучаются дети разыскивать свои носки, книжки и куртки на люстрах, шкафах и соседних кроватях… Зато теперь всем будет очевидно, зачем вещи нужно убирать на место а то опять «улетят».

Есть более мягкий способ приучения детей к порядку. На кровати самых отъявленных нарушителей порядка кладется специальная табличка с симпатичной свинкой и надписью «хрю»… Вроде бы шутка, но, по отзывам детей, когда тебя один раз «удостоили» звания «хрюшки», повторения совсем не хочется… Такую же табличку могут повесить и на дверь спальни самого неряшливого отряда - так что ребята прилагают усилия, чтобы этого избежать…

Вы собираете неубранные вещи к себе, а после проверки устраиваете "раздачу" на фанты. Дети сначала придумывают фант, а потом вы достаете вещь.

Нужно ли ходить строем?

Уметь ходить строем отрядом - желательно да. Потренироваться под предлогом официальных мероприятий и быстрого нетравматичного продвижения по территории. В столовую, потому что так принято, малышам – опять же да, так удобнее и вожатому, и им проще.. Надо ли водить строем 15-летних тинейджеров? Ну… вы ходите в жизни строем? А хотели бы? В общем, правил лагеря по этому поводу нет. Утеряны. Так что решайте сами.

Как привлечь внимание к событию?

За несколько дней до мероприятия (к которому не требуется подготовки от детей) на доске объявлений повесить название этого праздника, но только заглавные буквы: например: если вы проводите игру " Расследование похищения вожатых", то в первый день появляется надпись РПВ, на следующий день - дата игры, на другой день - время и т.д. Это привлечет внимание, и дети будут думать, а что же такое РПВ до тех пор пока в назначенное утро, проснувшись, не обнаружат записку, что их вожатый похищен...

(См. продолжение Похищение вожатых - Дети просыпаются утром и обнаруживают, что их вожатый похищен. (за несколько дней до этого об этом событии были сделаны расплывчатые намеки на доске объявлений. Но их умный вожатый оставил для них ключи - подсказки (это могут быть загадки, ребусы и т.д., которые будут указывать, где находится следующая подсказка, а, в конце концов, и вожатые). Похититель (это может быть специально приглашенный для этого вожатый) может потребовать выкуп (привести 5 причин, зачем им нужен вожатый, или рассказать о нем что-нибудь хорошее и т.д.))

Система очков...

Все дети любят участвовать в соревновании и получать призы. Введите в вашем лагере систему очков (не солнцезащитных, конечно, а систему баллов). Т.е. группа может зарабатывать очки за чистоту в помещениях, за активное участие в мероприятиях лагеря, за первые места в той или иной игре и т.д. Рекомендуется давать очки только в качестве поощрения, но не забирать их в случае наказания. Если же какая-то из команд была хуже всех или провинилась, то лучше оставить ее без поощрения, а другие команды поощрить. Система зарабатывания очков действует на протяжении всего потока, а в конце образуются две команды победителей (одна команда девочек и одна команда мальчиков). Победителей не забудьте наградить призами.

Например - Так за добровольные хорошие дела вручаются награды 4-х степеней "радужки". Так, например:

  • красные "радужки" выдаются каждому за командную победу в соревнованиях или как поощрение группе (или индивидуально);
  • желтые - за хорошую уборку территории, или комнат;
  • зеленые - за активное участие в мероприятиях;
  • синие – за добрые добровольные дела.

Цена "радужек" - различная. Самая маленькая у красной, последующие цвета (в порядке мной описанном) на одну красную больше: так желтая равна 2-м красным; зеленая - 3-м красных; синяя - 4 красных. В конце лагеря проводится ярмарка, на полученные награды что-то можно купить.

Чтобы ребята не опаздывали на линейку, придумали наказание, которое называется "адарган" (награда наоборот). Те, кто провинился, (это может быть отряд, группа ребят, или один человек) получают "адарган" и должны его отработать и отчитаться перед директором или координатором. Отработка заключается в уборке территории, комнаты или столовой (можно придумать что угодно). Действует неплохо.

Если вам важно знать мнение детей...

Если при обсуждениях во время анализа дня, дети не очень хотят высказывать свое мнение, а вам важно знать, что они думают, то вы можете воспользоваться следующим методом. Натяните между деревьями бельевую веревку, отметьте середину. С одной стороны веревки нужно прицепить надпись " Согласен", а с другой "Не согласен". Каждому мальчику или девочке выделить по прищепке. На занятия дети приходят с прищепкой и оформленным листком бумаги, где написано их имя. Например: вчера в конце дня вы попросили их подумать над таким вопросом... при этом дается на выбор два варианта ответов. Перед следующим анализом они вывешивают свои прицепки, и вожатый может увидеть, кто на какой стороне, даже если ребенок не хочет высказывать своего мнения при всех. Позднее вы можете с кем-то поговорить отдельно.

Ящик с вопросами...

Наверняка у детей по ходу проведения лагеря возникают вопросы. А руководству лагеря важно знать, что для них непонятно. Повесьте на территории лагеря (в палатке или столовой) ящик для вопросов. Пускай они пишут свои вопросы на листочках и опускают туда.

Вожатый в современном детском лагере - это молодой, но уже состоявшийся человек, который сознательно предпочитает именно такой вид отдыха всем прочим. Такая мода появилась главным образом благодаря бывшему главному редактору Esquire Филиппу Бахтину и его лагерю «Камчатка» в Псковской области. Это, конечно, самый знаменитый, но далеко не единственный пример детского лагеря новой формации. The Village поговорил с вожатыми четырёх таких лагерей о том, почему они решили работать с детьми.

Творческий лагерь «Камчатка»

дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

рублей стоит смена

Все двенадцать дней смены дети ставят спектакли и мюзиклы, снимают кино, участвуют в хитроумных играх, разработанных специально для лагеря.














ДанИл Перушев

сооснователь
«Теорий
и практик»

Первый раз я поехал работать вожатым в прошлом году по приглашению моего друга Филиппа Бахтина в лагерь, который он придумал, в «Камчатку». Мне было просто интересно попробовать новое занятие. Я ничего не знал про детей и не понимал, насколько я буду в лагере на своём месте. То есть не думал о какой-то миссии. Я очень люблю лес и палаточный образ жизни, поэтому мне показалось, что я могу рискнуть: в крайнем случае проведу пару недель на свежем воздухе.

Но всё оказалось гораздо интереснее: две недели в лагере стали самым запоминающимся временем в году. Ты занимаешься там очень интересным и правильным делом - общаешься с детьми, да ещё и в компании странных и приятных взрослых-вожатых. Я не уверен, что за пару недель можно научить чему-то детей. Я просто пытаюсь дать им возможность здорово провести время. А чему они научатся в процессе, трудно сказать. Хотелось бы, конечно, чтобы они могли сами, без взрослых, организовываться для решения задач: мне кажется, это полезный навык. Поэтому я как вожатый - не распорядитель, а скорее ресурс для детей.

Нужно быть порядочным человеком с головой на плечах
и хорошим парнем, даже если вы девушка

Думаю, что у нас детям хорошо, потому что они свободны - в расписании, в самовыражении, в общении с вожатыми. А минимум правил, которые всё-таки есть, или ежедневные творческие задания - это просто фундамент, на котором эта свобода строится. У меня, как, видимо, у всех наших вожатых, нет особой теоретической подготовки для работы с детьми, но чтобы провести с ними две недели и модерировать их активность (к этому и сводится задача), не нужно быть педагогом. Нужно быть порядочным человеком с головой на плечах и хорошим парнем, даже если вы девушка. Тут работает чутьё Бахтина, он зовёт в вожатые своих друзей-приятелей, про которых думает, что они адекватны. Пока, насколько я знаю, провалов не было.

Я от лагеря ничего не хочу получить - просто фактом своего присутствия я получаю возможность несколько дней жить в каком-то вымышленном, но при этом очень правильном мире, где занимаешься действительно важными вещами.

«Школа друзей природы»

дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

Стоимость:

Бесплатно

Лагерь находится в национальном парке «Мещёра». Попасть в него могут лишь дети, участвующие в школьных экологических проектах во Владимирской области. В лагере они наблюдают за научными исследованиями, каждый день посвящён определённой теме: ребятам рассказывают об экологическом следе человека, об особо охраняемых природных территориях, экотуризме и так далее.








Ива Лебедева

генеральный директор издательства «Индекс Маркет»

В лагерь меня пригласила Елена Книжникова из экоцентра «Заповедники», который был одним из организаторов лагеря. Я была не вожатой даже, а скорее волонтёром - участвовала в разработке и проведении мероприятий. Для меня это не первый волонтёрский проект, экологическими программами я занимаюсь последние лет 15. И когда я услышала про то, что создаётся такой лагерь, сама напросилась туда.

Пляжный отдых никогда не был для меня интересным, мне всегда казалось, что лучше тратить время на что-то, что имеет дополнительный смысл. Я давно наблюдаю за тем, что сейчас происходит в стране, проблемам экологии отводится едва ли не самое последнее место среди других интересов государства. Я не верю, что можно что-то изменить в сознании поколения, которое сейчас находится у власти, которое принимает решения. Но шанс есть, если сегодня работать с новым поколением. Если детям сейчас задать правильные ориентиры относительно охраны окружающей среды, роли экологии в нашей жизни, тогда, может быть, в будущем что-то и изменится.

проблемам экологии отводится едва ли не самое последнее место среди других интересов государства

В лагере есть опытные педагоги, психологи, а волонтёры вносят свой посильный вклад, мы как специалисты работаем над содержательной программой: придумываем игры, викторины, занятия. Для себя я каких-то больших задач не ставлю, мне просто очень приятно общаться с людьми, которые туда приезжают: педагогами, вожатыми и, конечно, детьми.

«Никола-Ленивец»

дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

рублей стоит смена

Лагерь создан компанией, которая управляет территориями деревни Никола-Ленивец в Калужской области и там же проводит фестиваль «Архстояние». Этим летом будет первая смена. Лагерь исходит из ценностей «Никола-Ленивца»: гармония с природой вне города в компании творческих людей. Лагерь должен показать детям, как можно уйти от городского образа жизни и вернуться в мир, где люди умели сами выращивать еду, делали что-то своими руками и обходились без компьютеров.









Линор Горалик

писатель

Я первый раз еду в лагерь, но работаю с детьми очень давно. В Никола-Ленивце буду заниматься двумя довольно разными делами. Во-первых, я, наверное, буду помогать тем детям, которым интересно писать тексты. Не учить их писать - ни в коем случае, - но быть человеком, с которым ребёнок, пишущий стихи, или рассказы, или что угодно ещё может об этом поговорить. А во-вторых, я надеюсь провести несколько мастер-классов на тему refashioning - это когда из старых вещей разными способами делаются новые. Мне бы очень хотелось дать детям возможность создать для самих себя ровно такую одежду, которая им нравится, вне всяких взрослых правил.

Понятно, что для меня как для человека, интересующегося refashioning в рамках теории костюма, это уникальный опыт, но важнее то, что работа с детьми - самое благодарное дело на свете. Она даёт ощущение, что ты предлагаешь людям идею, а они у тебя на глазах развивают её так, как ты в силу своей взрослой зашоренности никогда бы не смог. Это захватывающе. Я стараюсь заниматься с детьми тем, что сейчас острее всего интересует меня саму (тексты и работа с костюмом - хорошие примеры). А дети всегда чувствуют искреннюю вовлечённость в тему и охотно вовлекаются следом.

Мне кажется, что любой случай, когда рядом с ребёнком находится благожелательный взрослый, готовый разговаривать с ним по-человечески, - это достаточно хорошо, и обычно мне удаётся быть взрослым, которому интересно разговаривать с детьми.

Городской лагерь
«Музеона» «Классики »

рабочих дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

рублей стоит смена

Лагерь создан в парке «Музеон» на Крымской набережной при участии проекта «Булки не растут на деревьях», где детей знакомят с разными взрослыми профессиями. Каждый день, помимо игр, йоги и других развлечений, у детей было по два мастер-класса со специалистами разных профессий, которые показывали им азы своей специальности.














Катя Малютина

ландшафтный дизайнер

О проекте «Булки не растут на деревьях» я узнала от любимого человека, который помогал им на этапе создания, и с интересом следила за тем, как он развивается. Мне очень понравилась их идея - творчески рассказывать детям о разных профессиях. На одном из занятий, куда мой любимый водил сына, я познакомилась с директором проекта Марией - тогда и родилась идея дополнить курс «Архитектор» занятием по ландшафтному дизайну. К лету идея выросла в отдельный курс занятий по ландшафтной архитектуре на базе летнего лагеря в «Музеоне».

Я думала, что детей будет трудно заставить взять лопату в руки,
а в итоге они дрались из-за лопат

Мы с детьми сделали два проекта. Первый - клумба в «Музеоне» в виде улыбающейся рожицы. Я думала, что детей будет трудно заставить взять лопату в руки, а они, наоборот, дрались из-за лопат. Наш второй проект мы делали в рамках фестиваля «Яркие люди» в парке Горького - «Вторая жизнь старых ботинок». Мы собирали всем миром старую обувь, вместе с детьми красили её в яркие цвета и сажали в неё цветы, чтобы получилась ходячая клумба.

Было приятно, что дети искренне отзывались на все идеи и им действительно нравилось что-то вскопать, посадить и полить. Это было общение с живой природой, чего так не хватает городским деткам. Сейчас мы думаем о том, чтобы создать полноценный курс по ландшафтному дизайну в рамках «Булок». Я от этого проекта получила огромное удовольствие и с радостью продолжила бы заниматься с детворой.

Фотографии: Kamchatka-camp.ru , Nikola-lenivets.com , Александра Филиппова для лагеря «Школа друзей природы»