Меню

Сценарий навруз в начальной школе. Внеклассное мероприятие "Навруз – праздник Весны"

Секреты стиля

Вот и пришел праздник Навруз. Пусть Персидский Новый год, как щедрый восточный гость, принесет в твой дом, дорогой друг, самые драгоценные подарки: семейное тепло, взаимопонимание с родными, уютную атмосферу, финансовое благополучие! Поздравляю от души!

С Наврузом поздравляю тебя я и себя.

И счастия желаю, и чтоб была семья,

И что домой бы ждали Вас веря и любя,

И чтоб не забывали Вас верные друзья,

И чтоб была работа и полон кошелек,

Кровь разгоняют песни, танцы –

И день, и ночь равны уже.

Көктем келіп, жер когеріп

Дала ғажап тұрды енді

Ауламыз да, алмамыз да,

Кулпырды да гүлдері.

Все: Ақ мол болсың

Қайда барсан,

Жол болсын.

Танец «Қара жорға»

Ведущий: Сегодня мы собрались в этом зале встретить весну. На нашу казахстанскую землю пришел весенний праздник Наурыз. И у нас сегодня будет много веселья, радости, песен и танцев, много гостей. А вот и первые гости. Это к нам из аула приехала бабушка с внуком. Проходите Әже, садитесь на самое почетное место. Мы просим вас, Әже, рассказать о традициях и обычаях праздника Наурыз.

Бабушка:

С древних времен у восточных народов существует праздник Наурыз. Суть этого праздника – в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия. В это время день равняется ночи, приходит равноденствие с 21 на 22 марта. С этого времени дни становятся длиннее, а ночи короче. Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Праздник начинался с приветствия. Здороваться нужно непременно обеими руками. Затем все направлялись в степь – поклониться солнцу. Мужчины, взяв лопаты, идут расчищать родники и сажать деревья. Молодежь дарит друг другу подарки. Специально к празднику из семи компонентов готовится Наурыз-көже. Его едят досыта, чтобы весь следующий год был плодоносным. В эти дни важно получить благословение – бата. Это пожелание – напутствие старших. Ближе к вечеру начинается айтыс – словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать и мужчины и женщины, пожилые и молодые. Продолжается айтыс до рассвета. В разгар праздника молодежь собирается у качели – алтынбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры. Так встречают весенний праздник Наурыз!

Песня «Наурыз»

Ведущий: Но что – то наши гости грустные, даже печальные. Что же вас так расстроило?

Бабушка: Сейчас я расскажу еще одну историю, которая произошла в нашем ауле. Жила у нас одна девушка, звали Кенжекей. Она была доброй и веселой, всегда помогала людям. Все в ауле знали и любили ее. Но однажды злой Дев узнал про нашу Кенжекей, про ее доброту и веселый нрав, невзлюбил ее за это и превратил девушку в камень. Все люди в ауле горюют, не знают, как ей помочь!

Ведущий: Дорогая Әже, мы бы с радостью помогли Кенжекей, но не знаем, как справиться со злым Девом.

Внук: Я знаю, что нужно делать! Про проделки злого Дева рассказывается в волшебных сказках, которые я люблю. Много злых дел творит Дев, но его может одолеть тот, кто смел, честен, храбр, кто всегда готов прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, кто попал в беду.

Ведущий: Ребята, вы знаете такого батыра?

Все: Это Козы-Көрпеш!

Ведущий: Давайте позовем его!

Все: Козы-Көрпеш! Козы-Көрпеш!

Входит Козы-Көрпеш.

Козы-Көрпеш: Здраствуйте, друзья! Услыхал, что зовете вы меня. Что у вас случилось?

Ведущий: Да, это мы тебя звали. Нам очень нужна твоя помощь. Злой Дев заколдовал нашу Кенждекей и превратил ее в камень. Нужно спасти девушку, иначе как же мы будем веселиться на Наурыз, когда она в беде.

Козы-Көрпеш: Ох, уж этот Дев. Сколько раз учил я его, нет никакого прока.

Ну не беда. Я знаю как спасти Кенжекей. Но один я не смогу справиться. Думаю, что вы мне поможете. А помочь может смолость, смекалка, веселье и дружба. У меня есть волшебный камень, вот он. Если мы будем веселые, смелые, мой камень обретет еще большую силу. С кажддой песней, с каждым добрым делом этот камень будет увеличиваться и как только он станет совсем большим – свершится чудо, вновь вернется любимая всеми Кенжекей. Только нужно верить в свои силы, быть внимательными.

Игра на внимание. Если согласны, то хлопайте. Если не согласны, то топайте.

Наурыз – праздник для всех казахстанцев.

Национальное блюдо казахов – хачапури.

Наурыз это новый год по восточному календарю.

Национальное жилище казахов – юрта.

На масленицу пекут бауырсаки.

Степной цвеок Казахстана – тюльпан.

Верблюды едят колючки.

Казахи – гостеприимный и дружелюблый народ.

Бишпармак едят французы.

Кумыс готовят из молока коровы.

Байга национальная игра казахов.

Наурыз – праздник мира, дружбы и весны.

Песня.

Козы-Көрпеш: Смотрите, камень стал немного больше.

В зал вбегает Дев (у-у-у-у!)

Дев: Опять ты стоишь на моем пути! В этот раз тебе от меня не уйти!

Ведущий: А это мы еще посмотрим! Ведь не зря в народе говорят: «Друзей много – короче дорога». А ну-ка, бытыры, выходите, силу, ловкость покажите!

Танец батыров.

Игра «Два батыра»(Дев играет с ними и проигрывает)

Ведущий: Отдай нам нашу Кенжекей!

Дев: Ни за что. Не видать вам вашей девчонки!

Козы-Көрпеш: Отдай Кенжекей! Последний раз спрашиваю, а то...

Дев: Что?

Козы-Көрпеш (хитро): Давай в честь праздника устроим маленький айтыс.

Песня – айтыс.

Дев (в сторону): Смотри – ка, как поют хорошо!

Козы-Көрпеш: А теперь ты!

Дев поет плохо, все время сбивается, все над ним смеются.

Ведущий: Петь ты не умеешь!

Дев: Лучше я станцую. Только помощников позову.

Танец Дева с чертятами.

Ведущий: Ну и танцор из тебя, только всех рассмешил! Лучше отдай нашу девушку!

Дев: Еще чего! Давайте еще посоревнуемся.

Игра «Вытолкни из круга».

Дев везде проигрывает.

Козы-Көрпеш: А камень-то еще больше стал!

Ведущий (Деву): Ну вот, ничего у тебя не получается, отдавай Кенжекей!

Дев: Ни за что!

Внук обращается к Деву: А хотите нашу песню послушать?

Дев: А о чем она?

Внук: О весне, о празднике.

Песня

Дев: Надоело мне ваши песни слушать! Я играть люблю!

Ведущий: А во что?

Дев: Как во что? В «асыки» - мою любимую игру.

Игра «Попади в обруч асыком»

Дев(злится): все равно не победить вам меня и не видать вам вашей девчонки! Вот сейчас заколдую всех – превращу в круду камней! (колдует)

Ведущий: Дружбу одолеть нельзя. Вот что в народе говорят(пословицы и поговорки о дружбе)

Друзей много – шире дорога.

Дружба крепка взаимностью.

Дружба и труд – все перетрут.

Жить без друзей, что есть без соли.

- Ұлыс оң болсын, ақ мол болсың.

- Қайда барсан, жол болсын.

Козы-Көрпеш: Кончилась твоя сила. Мой камень стал большим!

Дев (у-у-у): выбегает вперед спиной, Козы-Көрпеш гонит его, выбегает за дверь и возвращается с Кенжекей.

Ведущий: вот и свершилось чудо! Мы победили зло, и Кенжекей вернулась.

Кенжекей: Спасибо вам, друзья, что не бросили меня в беде и спасли от злого Дева. Примите в эту песню.

Песня Кенжекей.

Танец «Наурызкөк»

Ведущий: Наурызкөк – это птичка, которая совершает перелет в Наурыз. Люди ждут ее с нетерпением, ее подкармливают, стараются не спугнуть. Наурызкөк считается на Востоке птицей счастья.

Входит Кадыр-ата.

Кадыр-ата: Дорогу к вам помогли мне щебетание птиц и ваши звонкие песни.

Поздравляет всех с праздником.

Әже совершает Наурыз-бата (благословение)

Ведущий:

Весь край наш будто превратился

В громадный той, веселый той

И Наурыз вдруг удалился

Весну оставив за собой.

Его мы будем долго помнить

С любовью праздник вспоминать.

А через год, событий полный,

К нам Наурыз придет опять!

Танец с домбрами.

Развлечение на улице «весна идет, навруз идет» - для воспитателей детских садов - мааам.ру

Тема: “Весна идет, Навруз идет”

(сценарий праздника Навруз для старших групп)

Ведущий: Иснмесез, балалар! Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались на праздник Навруз. Навруз отмечался в день весеннего равноденствия, в этот день встречали весну. Существовало поверье: чем веселее будет праздник Навруз, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому в этот день люди веселились от души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости. А сейчас дети прочитают нам о Навруз, о встрече весны.

Стихи детей

1. Хуш килсе, гзл Нрз - язгы яна елыбыз

Яна елда туры булсын, нурлы булсын юлыбыз.

Еракларга янгырасын безнен дэртле жырыбыз!

2. Когда приходит к нам Навруз, цветут сады, цветут поля.

Когда приходит к нам Навруз, весною дышет вся земля!

Когда приходит к нам Навруз, звучит и музыка и смех.

Навруз-праздник весны.

(для детей старшей группы)

Цель: Приобщить детей к татарской национальной культуре, воздействием различных средств музыкальной деятельности. Знакомить с татарским национальным фольклором, праздником – Навруз, с помощью татарских стихов, песен, танцев и народных игр. Привлекать к активному участию в веселом празднике.

Предварительная работа: Слушание татарских народных песен и мелодий,

Разучивание песен, стихов на татарском языке. Разучивание танцев и хорово-

дов. Тематическая беседа по сказкам Г.Тукая. Изготовление тюльпанов.

Оборудование: Музыкальный центр. Мультимедиа экран, слайды. Ёлочки, деревья, солнце, ласточки, весенние цветы. (Оформление зала в виде лесной поляны.) Разные атрибуты к играм: тюльпаны, гребень, деревянные ложки, муляжи яйца, мешки.

ХОД ПРАЗДНИКА:

Ведущий: Исәнмесез, балалар һәм кунаклар! Здравствуйте, ребята и гости! Мы сегодня собрались на татарский народный праздник Навруз. Навруз отмечался в день весеннего равноденствия 21-22 марта.В этот день встречали весну.

Ребята.что означает слово Нәүрүз? Нәүрүз- по восточному календарю, означает “яңа көн”- “новый день”. В этот день люди веселились от души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости, забывали друг другу обиды, просили прощения, желали хозяевам в новом году здоровья, долголетия и богатый урожай.

Нәүрүз сүзенең мәгънәсе фарсыча яңа көн дигәнне аңлата. Бу көнне өйдән-өйгә кереп, теләк теләп,бүләк җыеп йөргәннәр.Йорт хуҗаларына яңа елда саулык-иминлек,кырларга бай уңыш,озын гомер теләгәннәр.Нәүрүз ул-игелек,дуслык бәйрәме. Бу гузәл, язгы матур бәйрәм көнендә кешелә

бер-берсенә кунакка йөриләр,бер берләренә булган үпкәләрен оныталар,бер –берсен гафу итәләр.

Ул бәйрәмдә яз кызы гүзәл Нәүрүзбикә белән Кыш бабай төрлечә көч сынашалар.Биюдә ,җырда,төрле уеннарда гел Нәүрүзбикә җинеп чыга.

Когда приходит к нам Навруз,

Цветут сады,цветут поля.

Когда приходит к нам Навруз,

Весною дышет вся земля!

Когда приходит к нам Навруз,

Звучит и музыка и смех.

Поздравления принимаем и сами

Поздравляем всех!

Нәүрүз бәйрәме котлы булсын,

Эче тулы нур булсын!

Нәүрәз көен кем көйләсә,

Ул дәртле һәм бай булсын!

Нәүрүз,Нәүрүз, зур рәхмәт

Телибез изге, теләк.

Бәйрәм мөбарак булсын!

А сейчас дети прочитают нам стихи о большом празднике Навруз, о встрече весны.

1 ребёнок - Пробудилось все ото сна,

В гости к нам пришла весна!

2 ребёнок - И Навруз на целый год.

Пусть вам счастье принесет.

3ребёнок - Новый день, как новый год,

Радость всем нам принесет!

4 ребёнок - Весна шагает по полям.

В лучах тепла и света.

Сегодня Навруз у нас,

И нам приятно это!

5 ребёнок - Яз килә! Яз килә!

Сыерчыклар килә ,

Гөрләшеп, сайрашып,

Җырчы кошлар килә .

6 ребёнок - Яз килә. Кояш

Елмаеп тора

Урман яңгыратып,

Кәккүк кычкыра:

Күк-кү , күк – кү.

7ребёнок - Яз килде, кояш көлде

Дөньяга нур бөркелде.

Уянды бар агачлар,

Куанды алмагачлар.

Ведущая:

Нәүрүз килә , Нәүрүз килә ,

Нәүрүзне зурлыйк әле.

Гөрләвекләр тавышына кушылып

Җырлыйк әле.

А сейчас дети исполнят песню “Кил син, язым”.

Песня “Кил син, язым” (“Приходи весна скорей”)

(слова Резеды Валеевой, перевод Евгения Муравьева, музыка Л.Батыр-Булгари)

1. Тып-тын һава, нурлар ява,

Бар дөньяга нурлар сибеп.

Кушымта: Кил син, язым, тизрәк кил,

Бик сагынып көтәбез.

Җырлар җырлап, сөеп, зурлап,

Сине тәбрик итәрбез!

2. Ашыгабыз сине тизрә

Ящь үләннән ялан тәпи

Кушымта:

3. Кил син тизрәк, бөтен дөнья

Сайрар кошлар, күбәләкләр

Кушымта:

1. Дружно мы весну встречаем

После вьюг.

Солнце ярко освещает

Все вокруг.

Припев: Приходи весна, скорей,

Землю солнышком согрей

Чтобы птицы звонко пели,

Чтобы стало веселей.

2. Распускаются деревья

По траве зеленой бегать

Будем мы.

Припев:

3. Скоро птицы издалека

Прилетят.

Защебечут свои песни

Для ребят.

Припев:

Ведущая:

От забот зима устала. И ура!

Весна настала. Снег под солнцем растопился,

В ручейки он превратился.

Бежит, течёт, поёт вода вместе с ней идёт весна!

Просмотр презентации про весну – «Навруз».

Ведущая:

Как хорошо и красиво стало кругом. Степь проснулась от зимнего сна и

подарит нам яркие и красивые тюльпаны. А значит, пришел на нашу

Землю Навруз – праздник добра, счастья, радости. Символом этого

праздника является цветок-тюльпан.

(Ведущая показывает тюльпаны и кладёт их на полянку.Под музыку

в зал забегает Водяная - Су анасы и забирает тюльпаны.)

Ведущая: - Ой, ребятки! Наши тюльпаны забрали. Ты почему наши

цветы забрала. Ты кто такая?

Су анасы: Я водяная - Су анасы. А кто написал мою сказку.

Дети: Габдулла Тукай.

Ведущая: Правильно. 26 апреля Г. Тукаю исполняется 130 лет со дня рождения. Нам известны такие сказки как «Шурале », «Су анасы », «Кәҗә

белән сарык.” Су анасы, отдай нам пожалуйста тюльпаны, без них наш

праздник не продолжится.

Су анасы: Я потеряла золотой гребень. Помогите мне, пожалуйста найти его, тогда верну тюльпаны.

Ведущая: Давайте, ребятки поможем найти золотой гребень. Посмотрите, может он где то лежит.

(все дети смотрят, ищут золотой гребень.)

Ведущая : Вот он нашли. Вот тебе золотой гребень. Отдай нам тюльпаны.

Су анасы: Отгадайте сначала мои загадки, а потом отдам тюльпаны.

Где я живу? (в воде)

Как по - татарски будет весна? (яз)

Назовите три месяца весны. (март, апрель, май)

Что означает слово Навруз? (яңа көн – новый день)

Молодцы! Отгадали. Вот вам тюльпаны.

Ведущая: Наш праздник продолжается.

Проснулись ручейки, Опять запели птички. И на наш праздник прилетели

птички. Давайте их покормим.

Девочки исполняют «Танец птичек»

/ « Вальс» муз. С. Сайдашева./

(После танца птички подбегают к ведущей шепчут ей на ушко)

Ведущая: Птицы нам принесли весточку о том, что к нам идёт сама Навруз. Давайте её позовём.

(дети зовут Навруз. Под музыку появляется Навруз.)

Навруз: Исәнмесез, балалар һәм кунаклар. Мин яз кызы - Нәүрүзбикә.

Сезне бәйрәм белән котлыйм.Нәүрүз мөбәрәк булсын!

Хуш, киләсең Нәүрүз.

Разливайся веселье, словно солнца яркий свет.

Здравствуй, праздник наш весенний,

С Наврузом всех, всех, всех!

Ведущая: Ребятки, давайте Навруз подарим весенний хоровод.

Дети исполняют песню “Бәйрәм бүген” (“Приходи весна скорей”)

(слова Габдуллы Тукая, музыка Җәүдәт Файзи)

1. Бар күңеллелек бөтен дөньяда,

Бар бер ямь бүген!

Нәрсәдән бу? Мин беләм: бәйрәм

Бүген, бәйрәм бүген!

2. Яр башында тыңладым мин,

Бер суның дулкынмарын;

Сөйләшәләр үзара: “Бәйрәм бүген,

Бәйрәм бүген!…”

3. Тыңладым әкрен генә искәндә,

Бәйрәм көн җилен;

Ансы да сөйли тагын: “Бәйрәм бүген,

Бәйрәм бүген!…”

Навруз: Молодцы, ребята! Здорово умеете веселиться. Несла я вам к празднику подарки и очень торопилась. Второпях заблудилась. Заблудившись, не заметила, как потеряла мешок с угощеньями.

Ведущий: А большой мешок?

Навруз: Большой, тяжелый! Эх, жаль мне подарков!

Ведущий: Ребята, давайте поищем мешок! Может, он где-нибудь недалеко лежит. Посмотрите, может под вашими лавочками он лежит?

Дети наклоняются, поворачиваются в поисках мешка.

Выходит батыр (Ребенок)

Батыр: Смотрите, смотрите! Вот он! Под кустом лежит!

Батыр быстро подходит к мешку.

Батыр: Вот хорошо, что мешок нашелся! Сейчас мы его развяжем!

Ведущий: Ой, не надо!

Батыр: Почему?

Ведущий: Этот мешок какой-то странный. Сам собой шевелится.

Мешок начинает шевелиться и подпрыгивать, пугая детей.

Батыр: И, правда! Что-то странное случилось с этим мешком. Только его все равно развязать надо: двум смертям не бывать, а одной-не миновать!

Развязывает мешок. Из мешка выскакивает Шурале-леший из татарских поверий.

Батыр: Это что еще такое? Что за чудище лесное?

Шурале: Чудище? Сам ты чудище-батырище! А я-Шурале! Самый хитрый, самый ловкий, самый красивый! (Достает зеркальце в деревянной оправе и любуется на себя. Затем с обидой обращается к присутствующим.) А вы меня не узнали! На праздник не позвали! Обидели хорошего Шурале! За это и я вам весь праздник испорчу! Подарки ваши я уже припрятал. В заветное местечко. А сейчас начну детей щекотать! Они ни в одну игру не смогут сыграть! (Бегает мимо детей, изображает, что хочет схватить их.)

Батыр: Ишь ты, разошелся! А ну отдавай подарки подобру-поздорову, а не то плохо тебе будет!

Шурале: Мне плохо? Хи-хи-хи! Хо-хо-хо! Хе-хе-хе! Да я самый умный, самый хитрый, самый сильный Шурале!

Батыр (передразнивая Шурале) : Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Самый сильный Шурале (Меняет интонацию на угрожающую.) Хватит тут попусту хвастаться! Давай лучше силами померяемся! В честном поединке. А ребята нас судить будут по правде и сами решат, кто здесь самый сильный и ловкий.

Ведущий подает Батыру канат. Батыр кидает один конец Шурале, и они начинают перетягивать канат. Батыр явно одерживает верх, но не торопится закончить состязание-мотает Шурале на конце каната из стороны в сторону.

Шурале вскрикивает.

Шурале: Ай, держите! Улетаю! Ой, спасите! Пропадаю!

Наконец Батыр выпускает канат из рук, и Шурале плюхается на землю.

Ведущий: Дети, кто победил?

Дети: Батыр!

Ведущий: Кто на празднике самый сильный?

Дети: Батыр!

Ведущий: А ты, Шурале, просто хвастун!

Батыр: Опять хвастаешься? Я тебе задам! (Делает шаг в сторону Шурале.)

Шурале: Ой, не буду, не буду! Уж вы меня простите, к себе на праздник возьмите! Буду вместе с вами спортом заниматься! И угощенье ваше я вам сейчас отдам. Я его вон там припрятал. (Вздыхает) . Хотел сам все съесть, да, видно, не выйдет!

Ведущий: Оставим Шурале на празднике?

Дети: Да!

Ведущий: Веселись и танцуй, мы встречаем Навруз.

Мы знаем, что Навруз приходит в день весеннего равноденствия,

Когда день и ночь равны. Давайте поиграем в игру «День и ночь».

Проводится игра « День и ночь».

Ведущая: Вам понравилось играть? А теперь давайте поиграем в татарские национальные игры.

1. игра: «Капка» (Ворота).

2. игра -эстафета: «Перенеси яйцо в ложке».

3. игра –эстафета: «Бег в мешках»

4. Любимая игра Г. Тукая: «Ачык авыз» (Разиня).

Ведущая: Вот и наступила долгожданная весна. Навруз остаётся вместе с нами. Она нас будет каждый день встречать на улице с тёплым солнышком.

Навруз: А теперь пришло время раздать вкусный гостинец.Мин алып килдем сезгә тәмле күчтәнәч. Безнен бәйрәм тәмам.На этом наш праздник закончен. Удачи всем.До свидания. Саубулыгыз.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированнго вида №1 “Ласточка”

«Навруз»

(развлечение для детей старшей группы)

Провела: воспитатель

по обучению татарскому языку

Хабибуллина А.И.

Зеленодольск -2016г.

Цель мероприятия: активное вовлечение учащихся в общешкольные мероприятия для сплочения детского коллектива и создания благоприятного социально-психологического климата в школе с многонациональным составом, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Задачи мероприятия:

  • познакомить с традициями и обычаями праздника Навруз;
  • способствовать воспитанию эстетической культуры;
  • развивать умение слушать, мышление, память;
  • раскрытие артистических способностей учащихся;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • использование народных игр в организации активного отдыха и укрепления здоровья учащихся.

Ход мероприятия

(Звучит музыка)

1 ведущий : Весна. Прекрасная пора.
Конец морозам и метелям,
И очень рада детвора
Звенящим солнечным капелям.

2 ведущий: А на реке уж треснул лед,
И птицы весело запели,
И солнце радует народ,
И всё звенят, звенят капели.

1 ведущий: Исәнмесез балалар, кәдерле кунаклар, укытучылар!

2 ведущий: Здравствуйте, ребята, дорогие учителя, уважаемые гости!

1 ведущий: Во все времена среди самых радостных событий в жизни людей был приход весны. По-разному встречали его разные народы. Как праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год.

2 ведущий: Весна - время года, символизирующее молодость, творческое и духовное обновление. В эти выходные большинство мусульман отмечают Навруз. Название в переводе с языка фарси означает "новый день". Это одновременно и праздник весны, и встреча Нового года. По традиции в Навруз готовят праздничный стол, на котором обязательно должны быть семь блюд, название которых начинается с буквы "с".

1 ведущий: Навруз символизировал вечное обновление жизни. Праздник Навруз повсеместно сопровождался уничтожением старых вещей, генеральной уборкой. Символом Навруза и нового года является суманак (сумалак) - блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

2 ведущий: В этот день необходимо простить своим врагам самые страшные обиды, а потому люди стараются сказать друг другу и всем окружающим как можно больше слов благодарности и приветствия. Не забывается и о гостеприимстве и благотворительности – в день начала праздника нужно обязательно накормить голодного и одарить обездоленного.

1 ведущий: Мы сегодня собрались
Чтоб встретить праздник весны – Навруз!

2 ведущий: Улыбки, игры, звонкий смех,
Пусть радуют сегодня всех.

1 ведущий: Но прежде чем Наврузбикэ встречать нужно с почестями Зимушку проводить!

2 ведущий: А может, Зима еще недалеко ушла? Давайте, мы её позовём!

(Предлагает гостям в зале кликнуть Зиму - Зимушка-зима 2 раза)

/Под музыку выходит опечаленная Зима/

Зима: Снег за мною стелется,
Я сама бела.
Я - Зима-метелица
В гости к вам пришла.
Зачем меня звали?

1 ведущий: Чтобы с почестями проводить тебя.

2 ведущий: Зимушка-Зима!
Что-то ты невесела?
Не ласкают снежны бури?
Что ты часто хмуришь брови?
Здорова ли ты?

Зима: Ах,

1 ведущи:й Полно, Зимушка, печалиться.
Ты еще не так стара.
(Зима смотрит на себя в зеркало.)

Зима: Да, ты прав, не так уж я стара.
Морщины - это ерунда.

2 ведущий: Ну-ка, встань да прибодрись,
По кругу веселей пройдись.

Зима : Ребятушки, а развеселите-ка меня напоследок, да танец мне веселый покажите!

1 ведущий: Существовало поверье: чем веселее будет праздник Навруз, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому в этот день люди веселились от души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости, желали здоровья и благополучия им и их семьям, звучала музыка, песни и шутки.

Татарский танец

Зима: Вот теперь все в полном порядке. Можно и Навруз встречать.

Учащиеся читают стихотворения

Әйдә, кояш, сип нурынны,
Кызганма бер дә,
Зур бәйрәм, күңелле бәйрәм
Яз килэ бүген безгә

Тизрәк кил безгә, җылы яз,
Тизрәк-тизрәк кил!
Куяннар тунып беткәндер,
Иссен җылы жил

Чәчәкләр белән күмелсен
Без яшәгән ил.
Тизрәк кил безгә, җылы яз,
Тизрәк-тизрәк кил!

2 ведущий: Зажурчал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки
Греет солнышко с небес
В гости к нам идёт …. Навруз

Зима: Слышен звон бубенцов.

На “лошадях”въезжают Убырлы корчек, переодетая в Наврузбикэ и Шурале.

Убырлы корчек и Шурале: Расступись, поберегись, дай дорогу! Тр-р-р!.. Кажется приехали!

Шурале: Наврузбикэ звали?

Зима: Звали.

Шурале: Получите и распишитесь.

Зима: За что расписываться? Наврузбикэ я не вижу.

Убырлы корчек: Ты что, Зима, Наврузбикэ-красавицу не признала? Приглашали? Встречайте, как положено! Привет, ребятки! Я так торопилась, что шпаргалку свою забыла. (Шурале). Ну-ка, поди сюды. Что дальше-то? (Шурале на ухо ей подсказывает). А-а-а. Вспомнила. Пора, говорят, на должность заступать. Все, Зима, ты можешь быть свободна, мне тут с тобой некогда болтать, пора работать, я 100 лет мечтала об этой роли, на специальных курсах обучалась.

Зима: Так, значит, ты ненастоящая Наврузбикэ?

Шурале: Как это, ненастоящая?

Убырлы карчык: Самая что ни на есть настоящая, и даже документ имеется.

(Показывает свёрток).

Зима: Назначается Наврузбикэ на весь праздник! Ну и дела!

Шурале: И печать имеется.

Убырлы карчык: И подпись.

Зима: Что-то подпись неразборчива.

Убырлы корчек: Ну, Зима, совсем ты стара стала, читать разучилась?

Шурале: Видишь, подпись самого важного начальника: Шурале. (Стучит себе по груди)

Зима: Ну, теперь все ясно. Мы тебя на должность Наврузбикэ принять не сможем.

Убырлы корчек: Как это - не можете? Я готовилась, готовилась, никому ничего плохого и… хорошего не сделала..

Зима: Да потому, что должность Наврузбикэ не так-то просто получить. Это звание заслужить нужно.

Убырлы корчек: О, так это проще простого! Говори, что делать нужно? Для меня это пустяк!

Зима: Наврузбикэ очень скромная и добрая! А самое главное, она должна быть очень талантливой. Вот есть у тебя хотя бы один талант?

Шурале: О-о, у нашей красавицы полно талантов.Она умеет на метле летать, колдовать, дразнить ребят (строит рожицы детям)

Зима: Да это не талант, это хулиганство какое-то! А умеешь ли ты танцевать?Убырлы корчек: Раз плюнуть (музыка – быстрый татарский танец).(Запыхавшись) Погодите, не могу больше! Уморили!

Зима: Не быть тебе, Убырлы корчек, Наврузбикэ

Убырлы корчек: Никуда я не уйду и весь праздник вам испорчу! (Шурале что-то шепчет Убырлы корчек) Точно. Я откажусь от роли Наврузбикэ, если выполните наши задания. Первое задание - загадки отгадайте. Вот первая загадка:

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла... (Весна)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)

Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам ... (Грачи)

Шурале: А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы играть.

Шурале: Дуслар, кая барасыз?

Дети: Без урманга барабыз

Шурале: Урманда сез нишлисез? (Шурале трясёт длинными пальцами, пугая ребят)

Дети: Чэчэклэр жыябыз

Шурале: Шурале килсэ, нишлисез?

Дети: Без аннан куркмыйбыз! (При приближении Шурале дети не шевелятся, не смеются).

Убырлы корчек: Ну надо же, все задания выполнили. Наверное, я что-то не так сделала, раз не гожусь на роль Наврузбикэ. Но где-же настоящая Наврузбикэ, как её найти?

1 ведущий: Всему на свете свой черёд
И следом за метелью
Нам позывные подаёт
Весна своей капелью.

Зима: Ой, что это за шум?

Шурале: Это весна в разведку
Послала птицу, и пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.

Убырлы: Пришла пора, все оживает!
Подснежники уже цветут
И по небу грачи летают,
На крыльях к нам весну несут

Залетают грачи, с Наврузбикэ на “крыльях” - под музыку.

Наврузбикэ: Исәнмесез!
Агымсулар кичтем мин, сезгә килеп життем мин.
Инде мине тыңлагыз, монаеп утырмагыз –
Уйнагыз да, көлегез, биегез дә, җырлагыз.

Наврузбикэ: Здравствуйте мои друзья,
Всех вас рада видеть я.
Знаю, ждут меня повсюду,
Приношу я радость людям.

2 ведущая: Весна журчит, как птичья трель
Звенит хрустальным бубенцом

1 ведущая: Она ломает снег и лёд
Весна журчит, звенит, поёт

Ребята поют песню “Яз килә”.

Наврузбикэ: До свидания, Зима, уходить тебе пора.
Наступает мой черёд, не была я целый год.

Зима: Тебя, Наврузбикэ, не подпущу,
Как завою, засвищу,
Позову к себе пургу и тебя прогнать смогу.

Наврузбикэ: Ты напрасно рассердилась,
Ты, сестрица не права,
Если б я не появилась,
То не выросла б трава.

Зима:
Что же это в самом деле?
Вечно споришь ты со мной.
Я пушиста и бела,
Ребятишкам я мила!
Позволяю им кататься
И на горке, и на льду,

Игра “Заморожу”

Я желаю оставаться,
Я отсюда не уйду.
Я тебя запорошу и метелью оглушу,
Я тебя заледеню и отсюда прогоню

Наврузбикэ: Может землю мне прогреть,
И костёрчик тут развесть?!
Чтобы вы повеселились,
И согрелись все вы здесь.

2 ведущая : Во время праздника Навруз звучала музыка, песни, пляски, разжигали костер, прыгали через него.Совершалось это в целях избавления от всяких болезней, несчастий, бедствий, очищения от грехов.

Игра-соревнование “Кто выше?”

Зима: Стало жарко тут сейчас
- Что ж, пришла пора прощаться,
И в дорогу собираться,
Меня встречайте в декабре.
Всегда я рада детворе!
Прошу меня не забывать,
Новых встреч со мною ждать!

Убырлы и Шурале уходят вместе с Зимой под музыку.

Учащиеся начальных классов:

Вот и кончилась зима.
Птицы прилетели.

К нам художница - весна
Постучалась в двери.

Принесла весна с собой
Много разной краски:

Небосвод стал голубой,
Зелен лес, как в сказке.

1 ведущий: По приметам люди определяли какой будет весна, лето, каким будет урожай в этом году. (Приметы весны читает ученик на слайде)

2 ведущий: Уважаемые гости и присутствующие, а знаете ли вы, поговорки и пословицы о весне?

Наврузбикэ: Я очень рада, что вы меня любите и ждёте. Я тоже ждала встречи с вами и приготовила для вас угощение (национальное блюдо чак-чак).

1 ведущий: Фиалки, медуницы,
Весной в лесу цветут
И звёздочки кислицы
Белеют там и тут.

2 ведущий: А голубой подснежник
Весны сынок родной
Доверчиво и нежно
Глядит на нас с тобой.

Песня “Солнечная капель”

1 ведущий: Вот настал момент прощания,будет краткой наша речь

2 ведущая: Всем спасибо за внимание, за задор, весёлый смех

1 ведущая: Говорим мы до свидания, до счастливых новых встреч

2 ведущая: Язлар, өйләр имин булсын, күк йөзе аяз булсын.

1 ведущая: Барчабызга сәләмәтлек, бәхет, шатлык Нәүрүз алып килсен!

2 ведущая: Исэн сау булыгыз!

Науруз байрамы

Цели:

Воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

Сохранение комфортного психологического климата в школе с многонациональным составом.

Задачи:

    способствовать формированию у детей понятий « традиция», «обычай»;

    познакомить детей с историей, традициями и обычаями праздника Навруз;

    способствовать воспитанию эстетической культуры детей;

Ход мероприятия:

Слайды

1 (1 ведущий) Есть праздник Науруз,

Новый год восточный.

Играет озорной кубыз,

Теперь весна уж точно!

Теперь равны и день и ночь,

И все невзгоды ушли прочь.

В степи зима суровая,

Но пробуждается природа и начинается жизнь новая.

(Мелодия кубыза)

2 (2 ведущий ) Науруз – обрядовый праздник татар

Науруз (Нооруз, Навруз) - праздник весны отмечают ежегодно 21 марта. Слово Науруз переводится как «новый день» История праздника Науруз насчитывает около трёх тысяч лет. Этот древний праздник символизирует на Востоке окончание зимы и обновление, пробуждение природы.

3 (1 ведущий) По старинной традиции каждый участник праздника должен выполнить три условия:

Посадить цветы и не менее трех саженцев деревьев;

Настроить себя на добрые дела и радость, помириться с тем, с кем был в ссоре;

Также стремиться жить по-новому, честно и достойно.

4 (2 ведущий ) до наступления Науруза принято убираться в домах и рассчитываться с долгами;

Мириться с близкими, родными, и людьми, с которыми враждовали

Готовить национальные блюда

Ходить друг к другу в гости

5 (1 ведущий ) Празднование Науруза начиналось традиционной встречей рассвета, из старинного ритуала «Если увидишь родник – расчищай его исток». Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, собирались у родника и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев!

6 (2 ведущий ) Считают, чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому льются в этот день обрядовые песни Науруза, танцуют и веселятся люди, радуются приходу весны, дарят друг другу подарки.

7 (1 ведущий) На праздничный стол складывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.

8 (2 ведущий ) Наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк – блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

9 (1 ведущий ) Давным – давно жила семья из троих человек.

У них вся еда закончилась, осталось только мука, хлопковое масло и пшеница, которая проросла. Мать не знала, из чего готовить, а дети очень хотели кушать.

Она решила использовать то, что осталось. Положила на дно камни и все эти ингредиенты, мешала-мешала и уснула.

На утро проснулась вся семья,а

в котле варилось что-то очень вкусное.

Такое блюдо помогло им спастись

от голода и прибавило сил.

С тех пор это блюдо одно из самых

главных на столе.

10 (2 ведущий) А отмечали праздник Науруз в течение недели, а то и двух – всё зависело о того, насколько
благополучен народ.

11 (1 ведущий ) Навруз считается самым большим
из всех праздников поклонения Солнцу и огню

12 (2 ведущий) Когда наступает вечер – начинается древний обряд очищения огнем. Люди разжигают костры, и прыгают через пламя, оставляя, по преданию, все болезни и беды в прошлом году. Важно суметь перепрыгнуть через огонь семь раз. Тогда говорят исполнятся любое, даже самое заветное желание

13 (1 ведущий ) «Пусть праздник Науруза будет счастливым»

14 (Ралина читает стихотворение)

Когда приходит к нам Навруз,
Цвету! сады, цветут поля!
Когда приходит к нам Навруз,
Весною дышит вся земля!
Когда приходит к нам Навруз,
Звучат и музыка, и смех,
И, поздравления принимая,
Мы сами поздравляем всех!

(Альтапов играет на курае)

Под веселую музыку через зал выбегают зазывалы/
Зазывала1 К нам, сюда! Собирайся народ!
Сегодня вас много интересного ждет!
Игры, забавы, чудеса из чудес!
Спешите, подарков хватит на всех

З азывала2 Мы зовем к себе тех,
Кто любит танцы, веселье и смех.
Дружно зиму провожай,
Будет летом урожай!

Зазывала1. Позабавимся на славу!
Веселиться весь народ.
И я думаю удачно
Праздник проводов пройдет!

Зазывала2 Пожалуйте сюда!
На праздник весны и начала нового года.

Но прежде чем весну встречать нужно с почестями Зимушку проводить!
Зазывала1 Встречайте в гости к нам идет Зима!
/под музыку выходит опечаленная Зима /
Зима - Спасибо, что пришли меня проводить!
Зазывала1 - Зимушка-Зима!
Что-то ты невесела?
Здорова ли ты?
Зима - Ах,
Зазывала2 - Полно, Зимушка, печалиться.
Ты еще не так стара.
Зима - Ребятушки, а развеселите-ка меня напоследок, да танец мне веселый покажите! Концертный номер 5 а класса
Пора подумать об отчете.
Зима - Ну, что ж, начнем отчет опроделанной работе
Зазывала1 - Ну, а теперь мы всех гостей спросим. (Обращается к зрителям).
- Снега для лыжных прогулок хватало всегда?
- Да!
Зазывала2 - Скована ль крепко была на озерах вода?
- Да!
Зазывала3 - Все ли довольны этой зимой, иль не все?
- Все.
Зазывала(вместе) - Слава Зиме!
Зима - Вот теперь все в полном порядке. Можно и Навруз праздновать.
1 ученик Навруз это праздник дружбы, так пожелаем людям всей земли мира, дружбы и любви!
2 ученик -Навруз это праздник гостеприимства!
3 ученик Навруз - это праздник миролюбия!
4 ученик - Навруз - это праздник доброты!
Зима Желаем всем мира и спокойствия, счастья, успехов, великих свершений! Пусть этот год принесет вам удачу!
Зазывала 1 Зимушка- зима, согласно обычаю, мы выбрали Навруз - Бикэ, она будет символизировать весну на протяжении всего праздника. Наврузбикэ приготовила для вас сюрприз. Встречайте!
Слышен звон бубенцов. На машинке (может быть садовая тележка) Леший и Кикимора вез ут Убырлы, переодетую в Весну.
Зазывалы убегают
Леший и Кикимора - Посторонись, поберегись, дай дорогу! Тр-р-р!.. Приехали!
Леший Наврузбикэ приглашали?
Зима - Приглашали.
Леший - Получите и распишитесь.
Зима - За что расписываться? Навруз - бикэ я не вижу.
Убырлы корчек - Ты что, Зима, Весну-раскрасавицу не признала? Приглашали? Встречайте, как положено! Привет, братушки-ребятушки! Я так торопилась, так торопилась, что слова все по дороге растеряла. Пора, говорят, к обязанностям своим приступать. Все, Зима, ты можешь быть свободна, мне тут с вами некогда болтать, пора работать, я к этой роли, может, 100 лет готовилась, недоедала, недосыпала.
Зима - Вот ты и проговорилась. Значит, ты Навруз-бикэ ненастоящая.
Леший - Как это, не настоящая?
Кикимора - Самая что ни на есть настоящая, и даже справочка имеется.
(Показывают справку).
Зима - Назначается Весной на весь праздник! Ну и дела!
Леший - И печать имеется.
Кикимора - И подпись.
Зима - Подпись неразборчива.
Убырлы корчек - Ну, Зима, совсем ты стара стала, читать, что ль, разучилась?
Леший и Кикимора помогают читать.
Леший - Подпись самого важного начальника: Шурале.
Зима - Ну, теперь все ясно. Мы тебя на должность Весны принять не сможем.
Убырлы корчек - Как это - не можете? Я готовилась, готовилась, никому почти вреда не причинила, разве только чуть-чуть пошалила
Зима Да потому, что Навруз бикэ просто так не становятся. Это звание заслужить нужно.
Убырлы корчек О, так это проще простого! Говори, что делать нужно?
Зима Во-первых, Навруз бикэ очень скромная и добрая девочка! Во-вторых, она должна приготовить для гостей угощения. А самое главное, Науруз- бикэ должна быть очень талантливой. Вот есть у тебя хотя бы один талант?
Леший О-о, у нашей красавицы талантов много: она умеет прыгать, бегать, и опять прыгать, и опять бегать, и прыгать.
Убырлы корчек (запыхавшись ) Погоди, не могу больше! Уморили!
Зима - Не быть тебе, Убырлы корчек, Навруз - бикэ.
Убырлы корчек Все равно не уйду, не уйду и весь праздник вам испорчу! (Леший и Кикимора что-то шепчут Убырлы корчек) Точно.

Я покину ваш праздник если выполните мое условие. Загадки наши отгадайте. Вот первая загадка (загадывает загадки):

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

(Весна)

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы...

(Скворечник)

Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?

(Дождь)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)

В ночь - мороз,
С утра - капель,
Значит, на дворе…
(Апрель)

Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут…
(Гнездо)

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)

Ведущий1 .Наш праздник продолжается! Пришла пора выбрать настоящую Наурузбику.

Ведущий 2.На сцену приглашаются наши участницы

Конкурс Визитка (Девочки по очереди представляют заранее подготовленные визитки).

Конкурс Эрудит.

Получает очко та участница, которая ответит первой и правильно.

(Ирина) Вопросы:
1. По чему деревенские ребята ходят босиком?
(По земле).
2. Первый слог - домашнее животное, второй - мера площади, все слово - название реки.
(Волга).
3. Шли два человека и разговаривали. "Она белая", - говорит один. "Нет черная", - говорит другой. "У меня есть еще и красная", - говорит первый. О чем идет разговор?
(О смородине).

4.Как называется блюдо из пророщенных зерен пшеницы (сумаляк)

6.Сколько лет празднику Наурузу? (более 3000 лет)

7.Сколько раз по обычаю нужно перепрыгнуть через костер во время празднования Науруз? (семь)

(Настя) А теперь продолжите пословицы.

Весна красна цветами, а осень (пирогами).

Пашню пашут, руками (не машут)

Весенний день год (кормит)

Кто надеется на небо, тот сидит (без хлеба)

Не ленись с плужком, будешь (с пирожком)

Конкурс «Назови блюдо».
Представьте, что вас пригласили на царский пир. Там на столах были выставлены разные угощения, но все на букву "С". В течение 5 минут каждая конкурсантка на листках бумаги записывает возможные кушанья.
Сколько перечислено кушаний - столько очков получает каждая участница.

(Настя) В то время, пока девочки работают, наши мальчики померяются в силе. Из каждого класса приглашаются по одному участнику. Им выдаются скалки. Посмотрим, кто кого перетянет.

Конкурс «Большая стирка».

К Наурузу в домах проводили уборку и стирку. Теперь каждая участница получает по тазику с вещами. Ваша задача их развесить и как можно быстрее. Жюри так же будет обращать внимание на аккуратность.

Конукрс «Букет»

Украшением праздника всегда были цветы. А как много цветков знают наши участницы? Чей букет будет краше? Вам нужно написать на ваших цветочках названия цветов, которые вы знаете.

А пока наши девочки выполняют задание, посмотрим концертный номер 5б класса

Конкурс «Перепой-ка»

А теперь жюри подводит итоги. (музыкальный номер 6б класса)

(Ведущий 1) В день равноденствия весеннего,

Так повелось уж с давних лет,

Науруз всем дарит настроение

И в дом несет он добрый свет.

(Ведущий 2) Накройте стол, и свечи яркие

Пусть озарят жилище ваше.

Науруз одарит пусть подарками

И жизнь пусть будет полной чашей!

Сценарий праздничного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Навруз»

  • Валитова Гузелия Ризаевна первая квалификационная категория;
  • Иксанова Марина Ревалевна высшая квалификационная категория.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей № 61»

Музыкальные руководители г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем замечательном зале. Посмотрите, как сегодня он украшен! Нам весело улыбается солнышко, распускаются молодые листочки, а как много ярких прекрасных цветов! Знаете ли вы, по какому поводу мы сегодня здесь собрались? (ответы детей) Да, сегодня мы встречаем весенний праздник Навруз.

Ведущая показывает на экране слайды и сопровождает их рассказом.

Ведущий: Слово «Навруз» в переводе означает «новый день» . Этот праздник пришел к нам из древности – так встречали Новый год. Его принято было встречать в день равноденствия - 21-22 марта. Посвящался он встрече весны, весеннему пробуждению природы и посеву. Празднования растягивались на 7-10 дней. Празднующие ходили по домам распевали песни, в которых желали хозяевам дома богатства, счастья и большого урожая.

В Татарстане Навруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами, веселятся, так как существует поверье: если Новый год, встретить не веселясь, то весь год будет плохим.

Давайте и мы будем веселиться, петь песни, танцевать и играть. Но какой же праздник без главной виновницы. Давайте дружно позовем её.

Выходят дети:

Кызкайлар, дускайлар
Җитте ич Нәүрүз айлар,
Эшегезне ташлагыз,
Бәйрәмгә ашыгыз.

Борын-борын заманнан,
Болгар белән Казаннан,
Җаек белән Иделдән
Бу бәйрәм безгә килгән.

Нәүрүз мөбарәк булсын!

Дети зовут: “Навруз, Навруз! ”

входит Навруз.

Навруз. Исэнмесез балалар! Здравствуйте, ребятки!

Ведущий: Мы рады приветствовать тебя, Навруз, сегодня в нашем зале. Наши ребятки готовились к твоему приходу. Вот послушай.

Ребенок:

Хуш киләсең, гүзәл Нәүрүз! -
Язгы яңа елыбыз,
Яңа елда туры булсын,
Нурлы булсын юлыбыз!

Еракларга яңгырасын

Бүген көн тиң, төннәргә
Урын юк һич көнләргә.
Без дә тиң без дә тигез!
Мөбәрәк Наүрүз! -дибез

Ребенок:

Кыш китте, яз килде,
Үрдәк белән каз килде.
Нәүрүз бәйрәме килә,
Безнең җырлыйсы килә.

Ведущий: Так давайте споем, ребятки!

Исполняется песня “Яз килэ” муз. Л. Хайретдиновой

Навруз: Спасибо, ребятки! Настало мое время. С моим приходом природа проснулась от зимнего сна. Посмотрите.

1Ребенок:

Что за волшебница Весна!
Откуда в ней так много силы?
Едва очнувшись ото сна
Она природу разбудила.

2Ребенок:

Волшебной палочкой взмахнув,
Она сугробы растопила
И сразу же, не отдохнув,
Ручьям дорогу проложила.

Девочки в голубых накидках исполняют танец.

«Танец Ручейков»

Навруз: Снег сходит с полей и на них уже стали появляться первые цветы.

Язгы сулар белән тулды
Елгалар, елгалар.
Яз гөлләренә кумелде
Болыннар, болыннар.

Девочки исполняют танец цветов.

“Танец Цветов”

Навруз: А вот и птицы возвращаются в родные края.

Тамчы тама тып та тып,
Булмый аны туктатып.
Канат кагып ерактан
Кошлар кайта көньяктан.

Исполняется “Танец птиц”

Навруз: Как красиво вокруг, радостно на душе, так и хочется завести на поляне весенний хоровод.

Солнце землю согревает
И кругом капель звенит
Танцем мы весну встречаем
Музыка весны звучит.

Дети в кругу исполняют хороводную песню

Хоровод «Шома бас» тат. нар. песня

Навруз: Ребята, а вы знаете, что Навруз это не только праздник? Это встреча нового года, новой весны, время для начала весенних полевых работ, что требует очень большого труда. Есть примета, что в дни празднования «Навруз» исполняются желания, только у тех, кто любит труд, кто добрый и старательный.

У каждого народа есть свои пословицы и поговорки о труде. А вы знаете поговорки о труде? (ответы детей) Вот сейчас и проверим. Давайте поиграем в игру «Капкалы» - «Воротца» . Тому, кого поймают воротца, надо будет рассказать пословицу о труде на татарском или русском языке.

Игра «Капкалы»

  • Эше барның ашы бар.
  • Тирләп эшләсең, тәмләп ашарсың.
  • Эш беткәч уйнарга ярый.
  • Тырышкан табар, ташка кадак кагар.
  • Хөрмәт сөйсәң, хезмәт сөй.
  • Яз яме чәчкә белән, көз яме көлтә белән.
  • Язгы көн ел туйдыра.
  • Яз сөрсән, көз урырсың
  • Язгы хезмәт-көзге хөрмәт
  • Яз кайгысын кыш кайгырт, кыш кайгысын яз кайгырт.
  • Язның байлыгы-кояш, көзнең байлыгы-уңныш.

Ведущий: Навруз, замечательная игра, детям очень понравилось. Давай еще поиграем!

Навруз: А вы знаете игру “Парлаштык”- “Найди пару”? Это моя любимая игра.

Ведущая: И наша тоже. Давайте сыграем, ребятки!

Игра “Парлаштык”

Под музыку заходит Кыш Бабай.

Кыш Бабай: Исэнмесез, балалар! Здравствуйте, мои дорогие! С холодными ветрами и вьюгами опять пришел я к вам. А вы, почему так удивлены моему приходу? Вы меня не ждали?

Навруз: Кыш Бабай, не ждали. Ведь твое время прошло, моё пришло.

Кыш Бабай: А, это ты, Навруз. Нет, не собираюсь я уходить, во мне силушки ещё ого-го.

Ведущий: Так давайте, силами померяйтесь. Сыграем в игру, кто в ней победит тот и останется.

Игра «Не выпустим» .

Кыш Бабай и несколько детей с музыкальными инструментами в кругу танцуют и играют, пока звучит музыка. Как только музыка прекращается, Кыш Бабай и музыканты пытаются выбежать из круга. Кыш бабай проигрывает.

Кыш Бабай. Нет, не согласен я. Это мы, Навруз, в твою игру играли. Давайте- ка, теперь в мою сыграем.

«Донеси снежок» .

Дети делятся на две команды, в руках ложки со снежками. Бегут по одному участнику с каждой команды, оббегая зал, возвращаются и передают следующим участникам команды. Последними бегут Кыш Бабай и Навруз. Кыш Бабай проигрывает.

Кыш Бабай. Твоя взяла, Навруз. Ушло время мое.

Ведущий. Кыш Бабай, не обижайся на нас, мы тебя будем ждать на следующий год. А сейчас становись с нами вкруг, попляши.

Әй дусларым, килегез,
Күңел ачу көнебез.
Җылый-җырлый биик әле,
Сез кул чабып торыгыз.

Хороводная “Куш кулым” тат. нар. песня

Кыш Бабай. Спасибо, ребятки повеселили меня старого. Ну а теперь прощайте, до следущей зимы!

Навруз: Рәхмәт, дусларым. Спасибо, друзья. Вижу, рады вы мне. И стихи читали, песни пели, танцевали. Хочу и вам я пожелать……

Все становятся в круг, Навруз в центре поет.

Песня «Навруз и дети» муз. Г. Гараевой

Навруз: Пусть весна принесет вам счастье, здоровья и удачи. Сау булыгыз, балалар! До свидания, ребятки!

Раздает угощения и уходит.